Конспект лекции: Понятие и структура политической системы общества. Понятие, структура и функции политической системы. Основная функция политической системы общества

Общество состоит из множества подсистем: экономической, политической, социальной, духовно – идеологической, правовой и др. Политическая система, представляя собой одну из подсистем совокупной общественной системы, занимает в ней особое место. Политическая система - это система институтов и отношений, определяющих политическую жизнь общества и осуществляющих государственную власть.

Ее можно, в свою очередь, разделить на три основные подсистемы: институциональную, нормативно – правовую и функционально- коммуникативную.

Институциональная подсистема – включает в себя всю совокупность политических институтов, как формализованных так и не формализованных. К формализованным институтам относятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно – политические объединения и организации, группы давления и др.

К неформализованным институтам можно отнести митинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов) политическая система расширяет свои границы за счет неформализованных институтов.

Нормативно правовую подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавливают приделы их компетенции, способы взаимодействия и зоны ответственности. В современном обществе основу нормативно - правовой подсистемы составляют нормы конституционного права.

Функционально- коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культуры, политическим сознанием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствами информации и др.

Политическая система многофункциональную структуру, которая включает компоненты:

    институционаональный, состоящий из разных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения);

    функциональный (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь);

    регулятивный (Конституция, законы, политические принципы);

    коммуникативный – совокупность отношений между субъектами плитической системы по поводу власти;

    идеологический (политическое сознание, политическая и правовая культура).

Существует ряд функций , которые являются обязательными для сохранения и развития политической системы в целом.

    согласование интересов различных социальных слоев, классов, групп. Снятие социального напряжения в обществе;

    определение общих целей, задач и путей развития общества;

    разработка конкретных программ деятельности и организация их выполнения;

    распределение, перераспределение материальных и духовных ценностей между различными социальными общностями и сферами жизнедеятельности общества;

    политическая социализация граждан: подготовка и включения индивидов в систему сложившихся политических отношений;

    контроль за сохранением существующих институтов и правовых норм и внедрение новых.

Основной функцией политической системы является управление всеми общественными отношениями, всеми системами конкретного общества. Для определения типа политической системы существуют различные основания:

    в зависимости от типа общества и характера политического режима политические системы можно разделить на тоталитарные, авторитарные и демократические

    в зависимости от типа государствующей в обществе идеологии – коммунистические, фашистские, либеральные, исламские и др.

    формационный (классовый) подход предполагает деление политических систем по типам общественно- экономических формаций: рабовладельческие , феодальные, буржуазные, социалистические.

    цивилизационный подход предлагает деление политических систем по типам цивилизации: традиционная (доиндустриальная) индустриальная, постиндустриальная (информационная).

    по степени открытости к внешней среде и способности к восприятию инноваций извне – на открытые и закрытые.

    по характеру взаимоотношений между центром и местами –на децентрализованные и централизованные.

Типы политических систем.

Политический режим – одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Политический режим дает представлениео сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Тоталитаризм – (лат. Totalis – весь, целый, полный) политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия – деспотии, тирании, военной диктатуры и др. Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно – государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких – либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: военная и полувоенная организация общества, постоянный поиск внутренних и внешних (врагов), периодическое создание экстремальных ситуаций жесткая вертикаль власти.

Авторитаризм – (от лат. Auctoritas власть, влияние, auctor- зачинатель, основатель, автор) – политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы. Для авторитаризма характерными чертами являются: высокая централизация власти, огосударствление многих сторон общественной жизни, командно- административные методы руководства, безоговорочное подчинение власти, отчуждение народа от власти, недопущение реальной политической оппозиции, ограничение свободы печати. Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Хотя формально все эти структуры власти могут существовать.

Демократия – (отгреч.Demos - народ и kratos –власть) власть народа или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является носителем государственной власти. Важнейшими признаками демократии являются:

Гарантии прав и свобод человека;

Юридическое признание верховной власти народа;

Периодическая выборность основных органов власти;

Всеобщее избирательное право, гарантирующее каждому гражданину принимать участие в формировании представительных институтов власти;

Равенство прав граждан на участие в управлении государством, т е. каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;

Принимать решения по большинству поданных голосов и подчинение меньшинства большинству;

Контроль представительных органов за деятельностью представительной власти;

Подотчетность выборных органов своим избирателям;

Политический плюрализм.

Государство и его сущность.

Термин (государство) обычно употребляется в широком и в узком смысле. В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Государство является основным социально- политическим институтом общества, ядром политической системы.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает в себя следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно- распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы. и др. все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) как в отношении отдельных граждан, так и в отношении больших социальных общностей (классов, сословий).несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые являются характерными для любого государства:

1. публичная власть, отделенная от общества.наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

2.определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая граница, на которую распространяются законы и полномочия государства;

3.суверенитет - верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;

4.монополия на легальное применение силы. Только государство имеет законные основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы;

5.право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной;

6.обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом принадлежности любого человека;

7.претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

Внутренние функции - деятельность государства направленная на управления обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий.

Внешние функции – деятельность государства как субъекта международных отношений. Представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Выделяют две основные формы государства: монархию и республику, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд разновидностей:

Монархия – (от греческого monarchia –единовластие) Форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю Царю, Султану).

Монархии подразделяют на следующие виды:

Абсолютная монархия – ни чем не ограниченная политическая власть всецело принадлежит монарху (Саудовская Аравия).

Конституционная монархия – полномочия монарха ограниченыконституцией(Великобритания, Дания. Норвегия, Испания). Во многих развитых демократических странах роль монарха сводится к чисто формальным, символическим функциям.

Теократическая монархия – глав а государства является одновременно и религиозной главой.

Республика – (от латинс. Res-дело и publikus- общественный, всенародный) Форма государства и правления, при которой источником власти считается народное большинство, а основные органы государственной власти избираются гражданами.

Республиканские формы правления подразделяются на следующие виды:

Парламентская республика – верховным органом власти является парламент, который формирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т д. Первым лицом в государстве считается руководитель правительства (премьер –министр, канцлер), хотя официально он не является главой государства. Президент в таких республиках, как правило, выполняет чисто формальные функции (Италия, Индия, Германия, Швейцария).

Президентская республика – президент выбирается внепарламентским методом, путем прямых или косвенных выборов. Он является главой государства и верховным главнокомандующим, формирует правительство и контролирует его деятельность, руководит внешней и внутренней политикой страны (США, Бразилия, Мексика). Россия, согласно конституции РФ также является президентской республикой, хотя и имеет определенные признаки парламентской республики.

Полупрезидентская (президентско – парламентская) республика – сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства (Франция). Два института власти являются относительно независимыми друг от друга и взаимно уравновешивают друг друга.

Формы национально территориального устройства государства – это структура устройства организации государства обусловленная уровнем властных полномочий, которыми наделены входящие в него административно- территориальные образования (земли, штаты, провинции, республики, края).

Унитарное единое государство политически однородная организация, имеющая единую конституцию и гражданство, единое политическое и правовое пространство, единые законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Административно – территориальные единицы, входящие в государство, не обладают атрибутами собственной государственности.

Различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В централизованных (Великобритания, Дания, Швеция) местные органы управления имеют достаточно широкую самостоятельность. Однако среднее звено управления ориентировано на выполнение решений центра.

Децентрализованное (Франция, Италия, Испания). На уровне среднего звена управления имеют собственное административно – территориальное деление (штаты, провинции, кантоны), обладающие определенной самостоятельностью.

Федеративное государство устойчивый союз государственныхобразований (земель, штатов, республик, краев). Каждое из которых имеет собственныеатрибуты государственности (законодательные, исполнительные, судебные органы власти и как правило конституцию, двойное гражданство).

Конфедерация – неустойчивая форма организации суверенныхгосударств. Такое объединение возникает для осуществления каких-либо совместных целей, например, защиты от нападения извне, создание зоны межнациональной безопасности и др.

Правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство - вид демократического государства, действующего только в рамках принятых и единых для всех законов, уважающее и защищающее права и свободы граждан.

Правовое государство предполагает:

Наличие развитого гражданского общества.

Правовое равенство всех граждан и гарантированность законных прав и свобод.

Всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и институты.

Взаимную ответственность государства и личности, равенство сторон перед законом.

Суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти, а государственная власть носит представительный характер.

Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Правовое государство выступает гарантом совокупности интересов гражданского общества в их взаимоотношениях с государством.

Гражданское общество – это общество, состоящее из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы. Для координации совместной деятельности и защиты индивидуальных и общественных сфер жизни граждане входят в добровольно сформированные негосударственные институты гражданского общества.

Основные признаки гражданского общества:

Разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей компетентности;

Демократия и плюрализм в политической сфере;

Рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия;

Экономика, основанная на индустриальных и постиндустриальных технологиях;

Социальную основу гражданского общества составляет средний класс –это экономически, социально, политически независимые люди;

Социально независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами;

В правовой сфере тесное взаимодействие с правовым государством. Приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства;

Идеологический и религиозный плюрализм;

Свобода слова и средств массовой информации;

Гражданское общество и правовое государство возникают только на определенной стадии развития человеческого общества. Для их возникновения необходим определенный уровень экономического, политического и социального развития и соответствующей уровень политической культуры.

Политическая партия как субъект политических отношений.

Под субъектами политики подразумеваются активные участники политической жизни, способные формулировать и реализовывать собственные цели. Это государство, класс, нация, политическая партия, массовые движения, избиратель, политические лидеры, политическая элита. Почему они являются субъектами политики? Они имеют собственные, осознанные, отличные от других интересы и потребности и участвуют в политическом процессе для реализации этих интересов.

Первым субъектом политики является личность, так как все социальные группы и слои состоят из личностей. Человек становится субъектом политики лишь тогда, когда он осознает свои социальные потребности и интересы, понимает причинную обусловленность социальных противоречий, ориентируется в правилах и механизме политической жизни общества, постигает способы реализации поставленных перед собой целей и задач. св Личность не единственный субъект политики. В политологии принято выделять несколько видов субъектов политики:

1.непосредственные участники политической жизни: государство, партии, лидеры общественные организации и движения.

2. второй вид субъектов политики принято включать крупные социальные группы и общности: классы, сословия, межклассовые и внутриклассовые группы, которые, не являясь непосредственными участниками политики, но оказывают на нее сильное влияние.

3. к третьему видов субъектов политики принято относить такие структуры, деятельность которых не всегда видна.

Существует взаимосвязь субъектов политики с той общностью, от имени которой он выступает. Признаком субъекта политики является его положение как представителя общности . Если же субъект политики не выступает от имени общности, группы, то он и не воспринимается как политический субъект. Как представитель общности, активно участвуя в политической жизни, субъект преследует и свои цели. Важнейшим субъектом политики является государство. Важнейшим институтом политической системы, субъектом политики являются политические партии . Исполняя роль посредника между гражданским обществом и государством, политические партии выступают как организации, сочетающие общественный и государственный интерес, способствуют стабильности и динамичному развитию общества.

Слово партия происходит от латинского pars (partis) – часть, группа. Политическую партию можно представить как часть какого-либо класса, социального слоя или общественного движения. Общественно-политическое движение создается непосредственно для решения какой-либо социальной проблемы или проведения политической акции. После выполнения намеченных задач, политическое движение либо распадается, либо трансформируется в партию.

Политическая партия – устойчивая политическая оганизация, объединяющая людей с общими идеологическими, социально-классовыми, политическими и иными интересами и идеалами, представляющая определенные классы и социальные слои. Эффективно защищать интересы больших социальных общностей можно лишь тогда, когда обладаешь ресурсами политической власти. Поэтому основная деятельность партий направлена на борьбу за власть или участие во власти.

Политические партии возникают в результате взаимодействия общества и государства как политические институты гражданского общества, оппозиционные государству и другим политическим объединениям.

М. Вебер выделял три этапа возникновения и развития партий, два из которых считаются предисторией политических партий:

1) партии как аристократические группировки;

2) партии как политические клубы;

3) современные массовые партии.

В России первые политические партии возникли в конце 19 – начале 20 веков, Например, в 1898 году была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), а в 1902 году – партия эсеров.

Современные массовые партии могут иметь несколько источников своего возникновения:

1. По инициативе «сверху».

2. По инициативе «снизу».

3. Новые партии возникают путем слияния или раскола других партий.

Классификацию (типологию) политических партий осуществляют:

    по социальной сущности: буржуазные, мелкобуржуазные, пролетарские, крестьянские;

    по идеологическим и программным установкам: консервативные, либеральные, реформистские, революционные, националистические, религиозные;

    по внутреннему строению: демократические, тоталитарные, массовые, кадровые, открытые, закрытые;

    по функциям: на представительные и мобилизационные;

    по месту в политической системе: - на авангардные, парламентские (правящие и оппозиционные).

Из всего многообразия функций, которые выполняют политические партии, можно выделить общие, наиболее характерные для большинства из них:

Выражение и защита интересов определенных слоев населения

Создание политической идеологии и программы действия

Политическая социализация граждан и активизация их политической деятельности

Формирование общественного мнения

Рекрутирование новых членов в свои ряды

Руководство массовыми акциями граждан

Формирование политической элиты и лидеров

Участие в борьбе за власть, за использование государственной власти в реализации своих целей

Контроль за институтами государственной власти.

Взаимосвязь партий и других институтов власти создает различные партийные системы.

Партийная система – это совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данной политической системы (политического режима) Партийные системы различаются по количеству партий и их качественным признакам:

- однопартийные являются наиболее характерными для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил. Это монополия одной партии на власть;

- двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия) В таких политических системах каждая из партий способна одна самостоятельно, бех коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть. Плюсы двухпартийной системы: стабильность, высокая степень управляемости государством, предсказуемость политической деятельности. Недостатки: консервативность, неспособность адекватно выражать всё многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов, закрытость для вхождения в политику новых сил, сращивание с государственным аппаратом.

- многопартийная система состоит из трёх или более политических партий. Ни одна не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство. Отражает разнообразные интересы различных социальных групп, но разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства.

Существуют различия не только в партийных системах, но и в самих партиях. Основные типы современных партий :

    классовые партии – выражают интересы того или иного социального слоя, класса (рабочие, крестьяне, буржуазные)

    идеологические партии – основа идеология (коммунистическая. либеральная, радикальная и др.)

    кадровые партии – небольшое число фукционеров-профессионалов; свободное членство и нестабильный состав активистов. Такие партии предназначены для проведения периодических массовых акций (выборов, референдумов, манифестаций)

    массовые партии – стремятся удовлетворить интересам и требованиям максимально возможного числа избирателей из различных социальных слоев и классов.

    харизматические партии –создаются вокруг конкретного лица, обладающего харизмой

    оппозиционные партии – потерпевшие поражение на выборах и находящиеся в оппозиции к существующему режиму

    легальные партии – действующие в рамках существующего законодательства

    нелегальные партии – деятельность несовместима с существующими нормами, вне закона.

СССР 1977 года. До этого использовались такие термины как «политическая организация классового общества», «система социалистической демократии».

Существует множество определений политической системы, которые отличаются концептуальными подходами. Приведем некоторые из них.

Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющий определенные политические функции.

Под политический системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. В состав политической системы входят следующие социальные институты: государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти . Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

Политическая система - это совокупная связь общественных отношений, представленных в органах государства, общественных организациях, с которыми связано осуществление государственной власти .

Политическая система общества - это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов непосредственной демократии, через которые народ участвует в управлении делами общества и государства.

Политическая система включает в себя четыре подсистемы: 1) политические организации; 2) политические нормы; 3) политические отношения; 4) политическая идеология.

Политическая система образует совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования служит обеспечение целостности, единства действий людей в политике. Основные компоненты политической системы: политическая структура, политические и правовые нормы , политическая деятельность, политическое сознание и политическая культура.

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических партий , отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политический деятельности, уровень политического творчества в обществе.

Политические системы понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в управлении делами общества.

Структура политической системы общества

В научной литературе элементы политической системы подразделяются на следующие группы:

а) собственно-политические: государство , политические партии , отдельные общественные организации.

Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель. Она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества ; в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе; в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь.

б) несобственно-политические объединения - это такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Это - профсоюзные , кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно-политических объединений, никогда не выступает политическая цель. Свою деятельность данные институты осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть . Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования. Она не имеет для них решающего значения.

в) организации, имеющие незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, туристов и т.п.

Политический оттенок они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических решений.

Решающую роль среди всех вышеназванных объединений - составных частей политической системы общества всегда играло и продолжает играть государство.

Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. По функциональному признаку можно выделить следующие виды подсистем: институциональная, нормативная, коммуникативная, культурная и функциональная.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую систему общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи . Через них политическая система оказывает регулярное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан . Нормативную подсистему образуют всевозможные нормы, которыми определяют внешнее поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществление принятых решений. Эти нормы - основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: нормы-привычки и нормы-законы.

Функциональная подсистема - это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима , деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств. Коммуникативная подсистема устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также средства массовой информации (телевидение, радио, журналы, книги, рассчитанные на огромную аудиторию).

Типы политических систем

Тип политической системы - это совокупность общих признаков, свойственных определенным группам политических систем. Данная категория отображает прежде всего момент изменчивости, развития изучаемого явления. Классификации политических систем проводят по различным основаниям.

По основанию формационный подход можно выделить политическую систему рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества .

а) Государство выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории , Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства , или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления ее пространственных пределов - государственной границы , которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной и судебной власти над населением.

б) Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства предоставлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия: армии, служб охраны правопорядка и безопасности.

в) Государство организует общественную жизнь на основе права . Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов , имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов , администраций).

г) Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав , например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

д) Государство располагает системой принудительного взимания налогов и обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

Рассмотрим некоторые из них. В зависимости от взаимоотношений с церковью, различают государство светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение их сфер деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, в этом случае не является элементом политической системы общества . Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает церкви материальной поддержки, однако охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует наиболее важные, с точки зрения общего интереса, аспекты.

Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством является Ватикан.

Промежуточный вариант между светским и теократическим - клерикальное государство, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль и некоторые другие. Так, в Великобритании представители высшего духовенства заседают в палате лордов. Церковь занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда - регулирует брачно-семейные отношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печатной продукции. Также следует отметить достаточно сильное экономическое положение церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением.

Влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит прежде всего от уровня развития демократии в стране, от характера политического режима . В демократических государствах, как правило, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены. Однако ряд демократических государств являются государствами клерикальными.

В тоталитарно-распределительных политических системах формальные покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за священнослужителями.

А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например, ислам, напротив, религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы.

В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.

Государство и органы местного самоуправления

Местное самоуправление - организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов локального значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления (референдум , выборы и т.п.), а также через выборные и другие органы местной власти.

Органы местного самоуправления и самоорганизации общества возникают для решения местных дел: бытового и коммунального, обрядовой, духовной жизни. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания, клубы и т.п. К таким органам, самоорганизации относятся и трудовые коллективы, их руководящие органы. Удельный вес органов самоуправления, самоорганизации в политической системе общества весьма велик. Например, трудовые коллективы в некоторых обществах наделялись специальными политическими функциями: выдвижением кандидатов в депутаты представительных органов власти, их участием в избирательных кампаниях.

Политика это:

  • 1) отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти.
  • 2) деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочнения пол власти или ее завоевания.

Политическая система (ПС) – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, взаимодействия и взаимоотношения между ними, в которых реализуется полититическая власть.

Особенности политической системы:

  • 1. именно в рамках ПС и с ее помощью осуществляется политическая власть,
  • 2. ПС зависит от характера общественной среды и социально-экономической структуры общества,
  • 3. ПС обладает относительной самостоятельностью от других общественных систем.

Функции политической системы:

  • 1. определение целей, задач и путей развития общества,
  • 2. организация деятельности общества по достижению целей,
  • 3. распределение материальных и духовных ресурсов,
  • 4. разработка и внедрение в общество различных норм поведения и контроль за их выполнением,
  • 5. обеспечение стабильности и безопасности общества, приобщение людей к политической жизни.

Политическая система включает в себя след элементы:

1. Институциональная подсистема, представляет собой совокупность политических организаций (институтов), в которую входят государство, негосударственные организации (политические партии, общественно-политические движения) и некоторые другие организации (например, клубы по интересам, спортивные общества). Она состоит из:

  • - политических институтов, непосредственной целью которых является осуществление власти или воздействия на нее (государство, политические партии, общественно-политические движения),
  • - организаций, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект,
  • 0 несобственнополитические, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной и культурной сферах общества (профсоюзы, религиозные организации).

2. Коммуникативная подсистема, представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу участия в осуществлении власти, выработки и осуществления политики.

3. Нормативная подсистема – политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, в том числе этико-моральные нормы.

4. Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств участников политической жизни, т.е. политическое сознание субъектов политической системы, которая функционирует в двух уровнях:

  • - теоретическом (политическая идеология);
  • - эмпирическом (политическая психология).

Особое внимание уделяется политической культуре – комплексу типичных для данного общества стереотипов поведения, ценностей, политических представлений.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Политическая система общества: понятие, структура, функции

Политическая система общества или политическая организация общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Основные формы политических систем : Демократия, Теократия, Тоталитаризм, Авторитаризм

Взгляды на политическую систему :

Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

Если рассматривать систему в институциональном плане, то её можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

В третьем - политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.

Рациональная основа:

Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких её институтах (по Т. Парсонсу), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к её реализации всё сообщество.

Системность:

Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей - идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами - правовыми и политическими.

Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри - взаимодействий её институтов, ценностей и т. д.

Структура политической системы:

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) организационный (институциональный) компонент - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

2) культурный компонент - политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

3) нормативный компонент - социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

4) коммуникативный компонент - информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

5) функциональный компонент - политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Структура - важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

Функции политической системы :

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

1) Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

2) Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

3) Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

4) Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

5) Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

6) Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

7) Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

8) Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Известно, что человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их, изменяются природная среда, энергетические ресурсы, международные условия существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, всегда представлялся актуальным не только в теоретическом, но и в практическом плане. Ведь ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, составляющие основу жизнеспособности и стабильности любого общества.

Термин «политическая система» был введен в политологию в 50--60-х гг. XX в. и отражал нарастающее понимание системного характера политики. До этого для описания властных отношений обычно использовались понятия «тип правления» и «система правления», сводившие политику к деятельности государственных структур, выделению их в качестве главных субъектов властных отношений. До определенного момента подобное объяснение отражало реальность. Однако процессы развития гражданского общества, появление автономной, самостоятельной личности с ее правами и свободами привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая для этого политические организации (партии, движения и т.д.). Власть перестала быть монополией государства, а властные отношения приобрели более сложный характер, поскольку в них стали участвовать негосударственные организации. Осознание сложности и многомерности властных отношений, которые уже нельзя было свести только к деятельности государственных структур, привело к необходимости пересмотра господствовавших в тот период институционального и бихевиористского подходов к объяснению политики.

Политическая система общества -- это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Компонентами политической системы являются:

а) совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);

б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

в) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

д) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений .

Политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон: и институциональной, регулятивной, функциональной и идеологической.

В связи с этим целесообразно отметить, что политические нормы и возникающие на их основе отношения называются политическими институтами.

Процесс воплощения идей в нормы, правила, принципы существования политических организаций называется институциализацией, так происходит формирование элементов политической организации общества.

Используя различные методологические приемы (подходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих обосновать и расшифровать приведенное определение политической системы.

С позиций генетического подхода важное критериальное значение имеет объективная обусловленность политических явлений экономическими и социальными факторами. Критерий экономической детерминации политики проявляется, прежде всего, в отношениях собственности и производства, и напротив, обратное влияние политики на экономику наиболее возможно в отношениях распределения и управления. Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что они являются результатом и средством общественного развития. Любое политическое явление неотделимо от людей. Люди как конкретные материальные и одухотворенные, обладающие разумом существа создают политические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают между собой связи, т.е. творят политику именно люди, а не какие-то абстракции. Критерии социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и ее элементов с определенными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности и интересы этих групп, слоев и т. д. выступают решающими мотивационными факторами в формировании политических организаций.

Институционный подход позволяет обозначить устойчивые и реальные во времени и пространстве характеристики политических явлений. Суть этого подхода отражает организационный критерий, призванный показать, что отдельные индивиды сами по себе не могут выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаются как социально-биологические, но не политические существа. Они представляют собой в этом плане тот материал, из которого в соответствующих исторических условиях при наличии определенных социальных качеств формируются элементы и система в целом. Такими условиями выступают процессы разделения труда, образования имущественно неравных социальных слоев, групп и классов, а качествами -- общечеловеческая, классовая, групповая, национальная солидарность. Материалистическое понимание исторических процессов приводит к выводу, что в реальной действительности политическое закономерно требует организационного оформления. Можно сказать, что организационный критерий характеризует в известной степени общественные формы движения материальной, человеческой основы политической системы. Политическое в своем развитии становится реальным, осязаемым только в специфически материализованных формах, учреждениях, институтах (государство, партии, движения). А индивид выступает в виде гражданина, депутата, члена партии, организации.

Системный подход к изучению политических явлений дает возможность представить их в виде целостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы и взаимодействовать вовне -- с обществом, иными политическими системами, с окружающим миром. Системный критерий позволяет выделить такие качества политической системы и ее составляющих, как иерархическая структура, однородность элементов, институциональная совместимость, наличие разнообразных связей, обусловленность элементов целым, автономия их поведения. Главным критерием, характеризующим динамику и статику самой системы, является ее целостность, так как развитие системы есть процесс достижения целостности.

Субстанциональный (существенный) подход помогает выявить первооснову всего политического, то, на чем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, процессы, институты). Значение понятия субстанция в различных отраслях науки неодинаково. В химии -- это элемент, в биологии -- живой белок, в политической экономии -- труд, в философии -- материя. В политологии в качестве субстанции рассматривается политическая власть, а механизма ее осуществления -- политическая система. Сущностный критерий (власть) является сквозным для политической системы на всех этапах ее существования независимо от экономических, географических, религиозных, национальных и иных факторов.

Политическую власть можно охарактеризовать как систему волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами социальных слоев и классов, выраженными в деятельности политических организаций. Она имеет несколько уровней функционирования и реализации.

Во-первых, это власть конкретных политических объединений (политических партий, общественно-политических организаций и движений). Она реализуется через их организационные руководящие структуры. Данный институциональный -- уровень политической власти является наиболее зримым и реальным.

Во-вторых, можно обозначить коалиционный уровень власти, отражающий совокупность властных устремлений, или нескольких социально однородных политических организаций, или блока политических организаций, или блока партий и объединений, отражающих интересы различных социальных общностей. В подобном случае власть реализуется через временные или постоянные органы типа круглых столов, советов парламентских фракций.

В-третьих, представляется необходимым выделить общеполитический уровень власти. Здесь концентрируются результаты политического консенсуса, достигнутого в ходе соперничества и сотрудничества различных политических сил. Если такие результаты получают отражение в нормативно-правовых актах, то политическая власть совпадает с государственной властью и осуществляется государством. В иных случаях она реализуется через политические органы, как правило, разновременного характера (конференции национального согласия, народные, отечественные фронты и т.п.).

Конкретно-исторический подход в зависимости от сфер жизнедеятельности общества позволяет выделить социально-экономические (виды и форма собственности на орудия и средства производства, характер труда, основные принципы хозяйствования), социально-структурные (наличие или отсутствие определенных классов, слоев), социально-культурные (уровень образованности населения, реальность всестороннего развития личности), политические (реальность самоуправления народа, классовая принадлежность политической власти), правовые (диапазон закрепленных в законе демократических прав и свобод граждан, наличие гарантий их осуществления, легитимность политической власти, состояние законности и правопорядка) критерии.

Таким образом, полиструктурность реального мира, человеческого общества обусловливает многообразие соответствующих критериев, а понимание того, что политические явления в своей совокупности составляют систему, характеризующуюся постоянным движением, предопределяет их комплексное и диалектическое использование.

Политические системы живут, функционируют во времени и пространстве, так как представляют собой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Их можно классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от политического режима различают демократические и тоталитарные политические системы. С позиций марксистской теории, имея основанием классификации категорию общественно-политическая формация, выделяют политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. Учет географических, территориальных факторов позволяет говорить о европейских, азиатских, североамериканских и иных региональных системах. Внутри политической системы конкретного общества в качестве своеобразных политических систем-образований могут выступать и ее структурные элементы: государство, политические партии, общественно-политические объединения.