Конспект развивающего занятия на тему «Дикие животные. Конспект НОД в средней группе. Дикие животные зимой Познание в средней группе животные

(образовательная область «Познание»).

Задачи: закреплять и расширять знания детей о диких животных, учить подбирать эпитеты, развивать двигательную активность, зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, логическое мышление.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня нас с вами ждет необычное приключение - это путешествие в лес. Я хочу вас познакомить с лесными жителями. Поехали! Ой, а на чем же мы поедем - дорога-то не близкая? (предложения детей)

Воспитатель: В машине мы все не поместимся, для самолета нужна посадочная полоса, на поезде и на автобусе - мы не услышим звуков леса. А давайте поедем на велосипедах. Управлять велосипедом все умеют? Тогда - руки на руль, последний звонок и в путь! (звучит песня кота Леопольда из мультфильма, затем переходит в музыку со звуками леса)

Воспитатель: Ну вот мы и приехали. Оглянитесь вокруг! Как же здесь красиво! А воздух какой! (дыхательная гимнастика: вдох через нос, выдох через рот) (слышится кряхтение)

Входит старичок Лесовичок.

Воспитатель и дети: Здравствуйте, дедушка!

Лесовичок: Тише, тише! Ишь расшумелись - вы кто такие будете?

Воспитатель: Мы, ребята-дошколята, приехали в лес, с лесными жителями познакомиться, воздухом свежим подышать. А вы кто такой и почему в лесу один?

Лесовичок: Я - старичок Лесовичок. В лесу живу, за порядком слежу.

Воспитатель: Так вы значит все-все про лес знаете?!

Лесовичок: Конечно. Только лес не всякого рад у себя в гостях видеть и расскажет о себе не каждому.

Дети: А нам расскажите про лес, пожалуйста!

Лесовичок: Прежде чем рассказать да показать, я должен узнать: знаете ли вы правила поведения в лесу?

Дети: Знаем!

Лесовичок: Ну вот сейчас и проверим.(Лесовичок показывает картинку с нарисованными правилами - дети отвечают)

1.Не разводить огонь

2.Не разорять гнезда

3.Не разорять муравейники

4.Не обижать животных, насекомых и птиц

5.Не шуметь в лесу

6.Не сорить

7.Не ломать деревья и кусты

8.Не ломать ядовитые грибы, не рвать ядовитые ягоды

Лесовичок: Молодцы! Правила вы знаете! Тогда добро пожаловать в лес! Познакомлю вас с моими лесными жителями. Их еще называют дикими животными. А вы знаете - почему? (ответы детей) Правильно! Они живут в лесу и заботятся о себе сами: добывают еду, строят себе жилища, воспитывают детенышей. (звучат звуки леса) Пойдемте со мной по этой лесной тропинке. Только помните: в лесу шуметь нельзя.

Подвижная игра «Лесная тропинка»

По тропинке мы пойдем, мы пойдем, мы пойдем

Тише! Кто там за кустом?

(Дети идут по кругу. По сигналу Лесовичка садятся на корточки и прикрывают глаза ладошками. Это - кустик. Выглядывают из-за кустика. Называют животное, которое увидели. Все идут по кругу, изображая названное животное. Игра повторяется несколько раз)

Лесовичок: А вы молодцы! Зверей не распугали. Увидали моих лесных жителей? Увидали. А теперь давайте расскажем, какие они.

Дидактическая игра «Какой, какая?» (Лесовичок показывает картинку с изображением животного, дети называют его и отвечают - какой или какая она. После ответов детей Лесовичок дополняет ответы детей своим рассказом)

Это - медведь. Какой он? (косолапый, большой, бурый, мохнатый, страшный, сильный)

Лесовичок: Правильно - это медведь. Он питается ягодами, диким медом. Зимой медведь спит в берлоге. Там ему тепло и уютно.

Это - лиса. Какая она? (рыжая, пушистая, хитрая)

Лесовичок: Лиса очень гордится своей шубкой. У нее пушистый хвост, которым она заметает следы. Живет лиса в норе. А питается мышами и зайцами.

Это - белка. Какая она? (рыжая, быстрая, пушистая, проворная)

Лесовичок: У белки тоже пушистый хвост, которым она закрывает вход в свой домик. А домик у белки находится на дереве и называется дупло. Питается она орехами, грибами, ягодами. Зимой белка серая, а летом - рыжая. На зиму она делает запасы.

Это - заяц. Какой он? (серый, длинноухий, трусливый, косой)

Лесовичок: У зайчика нет домика. Он живет под кустом. Зимой его шубка белая, а летом - серая. Питается заяц корой деревьев.

Это - волк. Какой он? (серый, зубастый, клыкастый, страшный, злой)

Лесовичок: У волка длинный серый хвост и острые зубы. Питается он, как и лиса, мышами и зайцами. Дом волка называется логово.

Это - еж. Какой он? (серый, маленький, колючий)

Лесовичок: Он питается насекомыми, мышами и даже змеями. Когда ежику угрожает опасность - он сворачивается клубком, защищая себя своими иголками. Зимой мы ежа не встретим, потому что он спит. Домик ежика - нора.

Лесовичок: Ну вот, рассказал я вам про моих жителей. У меня для вас и подарок есть - разрезные картинки с их изображением. (достает из своей сумки) Ой, а картинки кто-то все перемешал. Поможете мне проверить все ли части на месте?

Дети: Поможем!

Дидактическая игра «Собери животное» (дети собирают разрезные картинки с изображением животных, разрезанные на 4-6 частей)

Лесовичок: Хорошо, что все на месте. Это мой вам подарок. Будете в группе собирать да о нас вспоминать. А за то что вы мне помогли, я вам открою один секрет: вы знаете, что звери тоже умеют разговаривать, только на своем зверином языке. Хотите услышать? Тогда закрывайте глаза и слушайте. (звучит запись с голосами зверей, Лесовичок комментирует запись)

Воспитатель: Спасибо тебе, Лесовичок! Мы столько нового узнали о лесных жителях: увидели их, услышали.

Лесовичок: Это еще не все! Лес полон загадок и тайн. Много в нем интересного: и птицы, и цветы, и деревья. Надумаете - приезжайте! А я всегда рад буду вас видеть. Чудес покажу! Вот гостинец от меня и от моих жителей примите. (передает корзинку с грибочками)

Воспитатель: Спасибо вам и за гостинец, и за приглашение. А нам пора возвращаться! Ребята, садитесь на свои велосипеды и в путь!

Лесовичок: До свидания!

Дети: До скорой встречи!

Конспект НОД по теме «Дикие животные» в средней группе.

Сорокина Ирина

Конспект НОД по теме «Дикие животные» в средней группе

Цель:

Обобщить и закрепить знания детей о диких животных, их среде обитания.

Задачи:

Упражнять в умении называть детенышей животных, в правильном назывании жилища; учить отвечать полными предложениями.

Расширять кругозор; развивать память, мышление, внимание, восприятие; речь.

Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

Предварительная работа: беседы о животных с показом картинок и иллюстраций, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рисование, составление описательных рассказов о животных, дидактические, словесные игры, настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Подбери картинку», «В лесу, в поле, на лугу», пазлы.

Оборудование:

картинки с изображением животных леса, их детенышей, пищи, которую употребляют животные.

Содержание НОД:

Показ презентации «Дикие животные». Показ сопровождается загадыванием загадок о диких животных, дети их отгадывают. Краткий рассказ о каждом животном.

1. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(Заяц)

2. Он в лесу хозяин грозный,

Он лохматый и серьезный.

Любит ягоды, медок.

На зиму он спать залег! (Медведь)

3. Эта рыжая плутовка

В сказке всех обманет ловко.

Ловит уточек и зайцев!

Ей на зуб не попадайся! (Лиса)

4. И по соснам, и по елям

Быстро бегает она,

Видит, шишки где поспели,

Где грибная целина.

(белка)

5. Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это - …

(волк)

6. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

(ёж)

7. Есть в реке работники,

Не столяры, не плотники.

А выстроят плотину,

Хоть пиши картину.

(бобры)

8. Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она.

(Мышь)

9. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

(Загадки заимствованы из интернета)

Молодцы, ребята. Все загадки отгадали правильно. А скажите, пожалуйста, где живут эти животные? (В лесу, в природе). А кто кормит этих животных? (Сами себе находят корм, добывают его).

Как можно назвать животных, которые сами себе находят и добывают

корм, строят жилища, заботятся о детенышах. (Дикие животные).

Чем же питаются дикие животные? (травой, плодами деревьев, шишками,

орешками, другими животными). Ребята а еще каких животных вы знаете (домашних).Назовите их. Почему их называют домашними?

Игра «Найди маме её детёнышей»

Воспитатель показывает картинки с изображением детёнышей диких животных и просит среди остальных картинок найти их мам, поставив картинки попарно.

Лиса – лисята.

Волчица – волчата.

Зайчиха – зайчата.

Медведица – медвежата.

Ежиха – ежата.

Бельчиха – бельчата.

Лосиха – лосята

Игра «Звери шли на водопой»

(Дети спокойно идут по кругу за воспитателем.)

За мамой - лосихой топал лосёнок, (идут громко ступая)

За мамой – лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)

За мамой - медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалочку)

За мамой - ежихой катится ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)

За мамой – зайчихой, косые зайчата, (скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат (идут по кругу осторожно переступая)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – «лакают» - гимнастика язычка)

Игра «Где, чей дом?»

Дети надевают маски диких и домашних животных.

Воспитатель. Дети, вам нужно перевоплотиться в диких и домашних животных и изобразить их пока играет мелодия. Как только мелодия перестанет звучать, вам нужно найти свои дома. Домашние животные должны занять своё место у домика, а дикие животные возле ёлочки.

Игра-соревнование «Кто быстрее соберет животное»

Воспитатель делит детей на 2 команды и раздаёт им картинки с разрезными животными. Дети должны их собрать. Кто быстрее соберет картинку, та команда и выигрывает.

Итог. Ребята, расскажите чем на занятие вы сегодня занимались?

И что вам больше всего запомнилось? Молодцы!

Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания.; активизировать словарь по данной теме.

Задачи:

— Формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия

— Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года

— Способствовать развитию связной речи

— Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы

Материалы и оборудование:

— Мольберт (фланелеграф)

— Детали бумажного конструктора для выкладывания фигур животных на фланелеграф

— Набор картинок «животные и их детеныши»

— Декорации для леса (елочки, сугроб-простынь, игрушки: лисичка, зайчонок)

— Мультимедийная система

— Ноутбук с мультимедийной презентацией «Дикие животные»

Оборудование: презентация занятия, листы с изображением диких животных и их детенышей, картинки с изображением хвостов животных.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.

Дети: Входят, встают вокруг воспитателя

Воспитатель: Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте! Дети садятся за столы

Воспитатель: Теперь давайте сядем за стол, ножки поставим правильно, спинки выпрямим.

Ребята, нам в группу сегодня пришла телеграмма.

«Срочно приходите,

Срочно помогите!

Происходят чудеса,

Не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, приходите

И нас срочно помирите!»

Жители леса.

Ну что, отправимся на помощь к животным?

Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?

Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Воспитатель: Чтобы отправиться на помощь, мы с вами должны вспомнить, какие животные живут в лесу. Закрывайте все глаза я произнесу волшебное заклинание и мы очутимся с вами в лесу.

Давайте все посмотрим на экран.

Воспитатель: Посмотрите кто же это

Дети: Медведь?

Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?

Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.

Воспитатель: Правильно, это медведь. А как называют дом медведя?

Дети: Берлога

Воспитатель: Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге?

Посмотрите на экран.

(дети смотрят на слайд со спящим в берлоге медведем)

Воспитатель: Вот так медведь спит в своей берлоге.

Как вы думаете ему тепло или холодно? Почему вы так думаете?

Дети: Мех теплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело.

Воспитатель: Всю зиму спит медведь в берлоге

Только весной проснется.

Да…Медведь большой сладкоежка, очень любит мед. Пока мишка лакомится медом, мы познакомимся еще с одним жителем леса.

Воспитатель: Ой, смотрите,

Под кустом, под кустом,

Кто-то с рыженьким хвостом –

Как вы думаете, кто это?

Дети: Лиса

Воспитатель: Молодцы. Рассмотрите лису. Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?

Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост.

Воспитатель: Это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.

Воспитатель: Под кусточком лисий дом.

Как называется дом лисички?

Дети: Нора.

Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная

Воспитатель: Зачем лисоньке такой пушистый хвост?

Дети: Следы заметать

Давайте, мы покажем, как лисичка ходит и следы заметает

(Дети имитируют походку лисы)

Физминутка

Лиса по лесу ходила

Звонки песни выводила

Лиса лычки драла

Лиса лапотки плела

Возле елочки прошла

Что на елочке нашла?

(Обнаружили на елке грибок)

Воспитатель: Знаем, знаем, что на елке растут шишки и иголки, а цветочки и грибочки не растут на елке. А на нашей елочке, на сучке висит грибок. Чьи это запасы?

Дети: Белочки

Воспитатель: Верно. Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?

Воспитатель: Где живет белка? Как называется ее домик?

Дети: Дупло.

Воспитатель: Почему белка так высоко дом свой делает?

Дети: Чтобы другие звери не достали

Воспитатель: Как белочка от мороза спасается?

Дети: Прячется в дупле и хвостиком вход закрывает.

Воспитатель: Посмотрите, какой у белки хвостик – большой, пушистый.

Воспитатель: У медведя есть берлога, у лисы – нора, у белки — дупло, а где же зайка живет? Какой у него домик?

— Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал.

Воспитатель: Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?

Дети: — Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.

Воспитатель: — Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку меняет её весной?

Дети: — Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую.

Воспитатель: Ребята, давайте возьмем подзорную трубу(руками изображают трубу) и посмотрим на дальнюю полянку (На мольберт (фланелеграф)) вот сюда. Воспитатель вместе с детьми перемещается к одному из столов, на которых разложены геометрические фигуры.

Как вы думаете, что это за круглые комочки между елочками?

Дети: ответы

Воспитатель: Так это же малыши потерялись. Чьи малыши? Кто их родители?

Кто спрятался в этом коричневом кружочке?

Иди Катя, добавь ушки и хвостик, расскажи нам кто это и его маму найди на картинке.

(На столике лежат ушки и хвостики. Ребенок добавляет к кружочку ушки и хвостик, называет малыша и его маму.)

Воспитатель: все ли малыши своих мам нашли?

Дети: Нет, не все. У зайчонка не нашлась мама.

Воспитатель: Скучно зайке одному – давайте с ним поиграем.

Игра с пальчиками и движениями.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать

Быстрые ноги у зайчихи, убежала.

Зайчик ускакал, пришел новый житель,

Кто это дети?

Дети: Ежик.

Дети: Мордочка ежа вытянутая. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные. На теле ежика находятся иголки. Растут иглы так же, как и волосы. На голове и брюхе растет густая жесткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые.

Воспитатель: У нас осталась еще одна картинка с животным

Серый страшный и зубастый

Произвел переполох,

Все зверята разбежались

Напугал зверят тех, …..

Дети: это волк

Воспитатель: Расскажите какой он?

Дети: Волк сильный, смелый, умный

Всегда ходит в серой шубке

У волка длинный и протяжный вой.

Воспитатель: Посмотрите у волка тоже есть дом, посмотрите какой он. Его дом называется логовом.

Воспитатель: Послушайте, какое стихотворение хочет рассказать вам старичок Лесовичок: Летним днем, простой тропой, Звери шли на водопой:

За мамой зайчихой прыгал….

Дети: зайчонок.

Воспитатель: За мамой волчицей топал…

Дети: волчонок.

Воспитатель: За мамой лисицей крался…..

Дети: лисенок.

Воспитатель: За мамой медведицей шел ……

Дети: медвежонок.

Воспитатель: За мамой бельчихой скакал…..

Дети: бельчонок.

Воспитатель: За мамой ежихой плелся ….

Дети: ежонок.

Воспитатель: Вот ребята, наше путешествие в лес закончилось. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки, сейчас я произнесу волшебное заклинание, и мы очутимся у себя в группе. «В лес волшебный окунулись, вот и мы теперь проснулись»

Вам понравилось наше приключение?

Дети: Да!

Воспитатель: Где мы сегодня побывали?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?

Дети: Диким животным и их детенышам.

Воспитатель: Какие игры вам понравились?

Дети: «Ушки и хвосты», «Мамы и детеныши», «Детеныши животных заблудились»

Воспитатель: Вы все молодцы, замечательно занимались.

Ой, посмотрите, что это такое? Это гостинцы из леса. Дикие животные прислали их вам в благодарность за помощь. Давайте попробуем сами и угостим наших гостей.



Цели:

Обучающие:

Закрепить знания детей о диких животных.

Формировать представление, о том из каких частей состоит тело животных, чем они питаются, об их среде обитания.

Упражнять в умении называть детенышей диких животных.

Развивающие:

Расширять кругозор; развивать память, мышление, внимание, речь.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе, активность, самостоятельность.

Оборудование и материалы:

  1. Иллюстрации диких животных(лиса, медведь, заяц, волк, белка).
  2. Иллюстрации семей диких животных.
  3. Предметные картинки на каждого ребенка, с изображениями животных мам и с изображением их детенышей.

Предварительная работа:

Беседа на тему " Дикие животные"

Работа с загадками.

Разучивание физкультминутки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята давайте улыбнемся и пожелаем хорошего настроения друг другу! (Дети становятся на ковре в круг и передают друг другу мяч, желая хорошего настроения).

  1. Основная часть.

Воспитатель. Сегодня я предлагаю вам отправиться на волшебную лесную полянку! Хотите побольше узнать о тех, для кого лес родной дом? Ну тогда закрывайте свои глаза. (Звучит музыка)

Воспитатель. Вот мы с вами и на волшебной лесной поляне. Открывайте глаза. Мы видим животных которые обитают в наших лесах. И они хотят рассказать нам о своем житье бытье. Давайте внимательно послушаем, что нам расскажут лесные жители. Присаживайтесь на свои места. (Воспитатель читает от имени животных).

Я - заяц . У меня длинные уши, чтобы хорошо слышать. Длин-ная мордочка, чтобы все запахи чуять. Зимой я белый, а летом се-рый, чтобы меня не видно было. Хвост у меня короткий, чтобы не мешал бегать, а вот задние лапы длинные и сильные, чтобы далеко прыгать. Люблю я морковку и кору деревьев. На зиму я ничего не заготавливаю, у меня и норки-то нет. У зайчих весной появляются зайчата.

Воспитатель. Чем питается заяц? Есть ли у него норка?

Я - лиса. Летом у меня шерстка рыжая, зимой она становится очень густой и теплой, но цвета не меняет. У меня есть пушистый хвост. Он как руль, помогает делать резкие повороты. Когда я го-няюсь за мышами, хвост заметает следы. Кончик у хвоста белый. Живу я в норке. Весной у меня появляются лисята.

Воспитатель. Где живет лиса? Чем питается? Зачем лисе пушистый хвост? (Предполагаемые ответы детей).

Я - волк. Живу в логове. Шерсть у меня серая. Я внешне похож на собаку. Волки живут стаями, чтобы легче было поймать оленя, зайца. Я умею выть. Так я сообщаю стае о найденной добыче или о приближении опасности. Ранней весной у волчихи появляются волчата.

Воспитатель. Где живут волки? На кого охотятся? Зачем воет волк? (Предполагаемые ответы детей).

Я - медведь. Летом и зимой я бурый. Только зимой мех стано-вится густым, чтобы тепло было спать в берлоге. Всю зиму сплю я в берлоге. Только у медведей зимой рождаются медвежата. Люблю ягоды, насекомых, муравьев, корни и мед.

Воспитатель. Где зимуют медведь? Чем питается? Когда у медведиц появля-ются медвежата? (Предполагаемые ответы детей).

Я - белочка. Летом я рыжая, а зимой - серая. Живу я в дупле дерева. У меня сильные задние лапы, чтобы легко можно было пе-репрыгивать с ветки на ветку. А пушистый хвост, как парашют, помогает мне держаться в воздухе и как руль помогает рулить. Весной у бельчихи появляются маленькие бельчата. Мы, белки, любим ягоды, грибы, орехи и заготавливаем все это на зиму.

Воспитатель. Где живет белка? Зачем белке хвост? Чем она питается? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель. Интересно вам было слушать лесных зверей? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель. А еще ребята, у каждого животного есть семья. Сейчас мы рассмотрим картинки и узнаем, с кем живут животные и чья это семья.

Воспитатель . С кем живет медведь? (Дети: Медведь живет с медведицей и медвежатами. Это медвежья семья.)

Воспитатель . С кем живет заяц? (Дети: Заяц живет с зайчихой и с зайчатами. Это заячья семья.)

Воспитатель . С кем живет белка? (Белка живет с папой белкой и бельчатами. Это беличья семья)

Воспитатель . С кем живет волк? (Волк живет с волчицей и волчатами. Это волчья семья)

Воспитатель. С кем живет лиса? (С лисом и лисятами. Это лисья семья).

Воспитатель. Вот мы с вами познакомились с семьями зверей. А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть. Ребята вставайте, проходите на ковер, мы поиграем в игру «Звери шли на водопой». Вокруг себя повернись и в лесного зверя превратись.

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой. (Идут по кругу друг за другом).

За мамой - лосихой топал лосёнок, (Идут, громко топая)

За мамой - лисицей крался лисёнок,(Крадутся на носочках)

За мамой - ежихой катился ежонок,(Передвигаются вприсядку)

За мамой - медведицей шёл медвежонок,(Идут вперевалку)

За мамою - белкой скакали бельчата,(Скачут вприсядку)

За мамой - зайчихой косые зайчата,(Скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат (Крадутся)

Все мамы и дети напиться хотят.(Лицо в круг, лакательные движения языком)

Воспитатель. Вокруг себя вы повернитесь и в детишек превратитесь, отправляйтесь на свои места. Ребята я совсем забыла нам сегодня почтальон принес письмо, давайте посмотрим от кого оно. (Воспитатель открывает конверт с письмом).

Воспитатель. Это письмо нам пришло из леса, случилась большая беда, все мамы лесных жителей потеряли своих детенышей. Давайте поможем мамам найти своих деток. Посмотрите у вас на подносах лежат карточки одни с изображениями животных мам, а другие с изображением их детенышей. Вам нужно в ряд выложить животных мам, а под ними карточки с изображениями детенышей этих животных. Всем понятно задание? Приступайте.(Дети выполняют задание)

Воспитатель. Давайте посмотрим у всех получилось? (Воспитатель по очереди спрашивает детей, у кого, что получилось).

Воспитатель. Молодцы, все хорошо справились с заданием. Мы помогли найти мамам своих деток и они нам за это, очень благодарны. А теперь давайте поиграем еще в одну игру, я буду вам загадывать загадку, а вы если догадались должны показать картинку. Все готовы? Слушайте внимательно. (Воспитатель играет с детьми в игру " Отгадай и покажи")

Воспитатель. Трусливый, длинноухий, серый и белый (Зайчонок)

Воспитатель. Проворная, запасливая, рыжая или серая (Белка)

Воспитатель. Злой, голодный, серый (Волчонок)

Воспитатель. Ловкая, рыжая, хитрая (Лиса)

Воспитатель. Бурый, косолапый, неуклюжий (Медвежонок)

Воспитатель. Молодцы. Ну а теперь нам пришла пора возвращаться в детский сад!!! Закрывайте глаза. (Звучит музыка).

Итог занятия.

Воспитатель. Вот мы с вами вновь в детском саду, открывайте свои глаза. Расскажите где мы с вами сегодня были? Ребята вам понравилось?С какими животными вы встретились? Какое животное вам понравилось больше всего? Молодцы! Вы сегодня очень постарались! Всем спасибо!

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы

«Дикие животные и их детеныши»

Цель:
закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания и активизировать словарь по данной теме;
Задачи:
Коррекционные:
- продолжать совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании притяжательных прилагательных, образовании названий детенышей диких животных, продолжать учить строить фразу из трех слов с предлогами «за»).

Образовательные

Формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия

Развивающие:
- совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Воспитательные:
- продолжать формировать интерес к живой природе;
- воспитывать чуткое отношение к диким животным, желание помочь.

Тип занятия: обобщающее

Форма занятия: групповое

Продолжительность занятия : 20 минут

Участники: воспитатель и дети

Возраст детей: 4-5

Оборудование: карандаши, листы с изображением диких животных и их детенышей, планшеты «Логико - Малыш».

Предварительная подготовка :

Р ассматривание картин с изображением диких животных и их детенышей, чтение художественной литературы о диких животных , рассказ воспитателя, беседа , отгадывание загадок, дидактические игры «Дикие животные и их детеныши»

Методы и приемы:

словесный, наглядный, практический, игровой, сюрпризный момент, создание волшебной ситуации.

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1 Вводная часть

Организационный момент.

Создание проблемной ситуации.

2-3 мин.

2.Основная часть

Решение проблемной ситуации.

12-15мин.

3.Заключительная часть

Итог занятия.

2-3мин.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

Дети входят, встают вокруг воспитателя на ковер.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. (Дети здороваются)

Воспитатель: Ребята давайте улыбнемся и пожелаем хорошего настроения друг другу. (Дети передают друг другу мяч, желая хорошего настроения).

Воспитатель: Ребята, нам в группу сегодня пришла телеграмма. Сейчас я вам прочитаю:
«Срочно приходите,
Срочно помогите!
Происходят чудеса,
Не поделим мы леса.
Нас волшебник напугал,
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, приходите
И нас срочно помирите!»
Жители леса.

2.Основная часть:

Воспитатель: Ну что, отправимся на помощь к животным?

Чтобы отправиться на помощь, мы с вами должны вспомнить, какие животные живут в лесу.
(Воспитатель выставляет картинки на доске заяц, лиса, волк, медведь, белка, еж.)

Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу

- Дикие животные

Воспитатель: Правильно, этих животных называют - дикими. А как вы думаете, почему их так называют?

- Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Артикуляционная гимнастика:
Воспитатель:
Хорошо, но прежде чем отправляться в путешествие, нам с вами нужно еще подготовить свой язычок, ведь он нам будет нужен, для того, чтобы помогать животным.
Присядем, выпрямим спинки, ножки поставим правильно, возьмем зеркала.
Ребята, чтоб подружиться с лесными жителями, давайте им улыбнемся.
(Воспитатель напоминает, что после каждого упражнения нужно проглотить слюну)
- Растягиваем наши губы в улыбке, так, чтоб были видны зубки
(упражнение повторяется 3 раза). А теперь, давайте поиграем на дудочке, чтобы зверям было веселее. Вытяните губы вперед трубочкой и потяните их (упражнение повторяется 3 раза).

Замечательно, ребята, думаю, животным понравится. Наши жители леса очень любят угощения, давайте напечем им блинов.
Кладем широкий, расслабленный язычок на нижнюю губу и удерживаем его.
- Молодцы! Я думаю, и гостинцы животным понравятся, но блинчики, то у нас горячие, нужно их остудить. Давайте испечем блинчики и подуем на них. Замечательно!

Ну а для белочки, давайте соберем орешки. Ротики наши закрыты, мы будем с вами упираться напряженным языком то в одну, то в другую щеку (упражнение повторяется 3 раза в каждую сторону).
- Молодцы. Мы с вами вспомнили, кто живет в лесу, подготовили свой язычок, и, теперь можем отправляться на помощь жителям леса.
Воспитатель: Скажите, ребята, а на чем можно отправиться в лес? - На автобусе, на машине, на велосипеде.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами отправимся в лес с помощью волшебного заклинания. Подойдите ко мне, сейчас я вас накрою волшебным платком и произнесу заклинание: «Раз, два три - в лес ребят перенеси». Вот мы и в лесу. Закроем глазки и внимательно послушаем звуки леса (Звучит мелодия «Звуки леса»).
- Что же вы слышите?
- Шум деревьев, щебетание птиц.
- Ребята, какой чудный запах! Вы были когда-нибудь в лесу?
- Так пахнет в хвойном лесу. Давайте ровненько встанем, опустим руки, сделаем спокойный вдох, (пошлем воздух в животик) и скажем вместе на выдохе: Ах, как здесь пахнет! (Повторить 3 раза)

Д/и «Кто где спрятался?» Воспитатель: Мы с вами в лесу, но где же животные? Они все спрятались! Давайте внимательно посмотрим и скажем, где животные от нас спрятались? Только помните, отвечать нужно полным предложением.
(Воспитатель помогает детям наводящими вопросами, если они затрудняются.)
- где спрятался заяц?
- Заяц спрятался за кустом. - где спряталась лиса? - Лиса спряталась за деревом.
- где спряталась белка? - Белка спряталась за деревом.
- где спрятался волк?
- Волк спрятался за бревном.

Д/и «Кто где живет?» (Планшеты «Логико-Малыш»)


Воспитатель: Молодцы ребята, нашли всех животных. Но вот посмотрите, животные в телеграмме писали, что волшебник заколдовал их и все перепутал. Посмотрите, всё ли здесь в порядке?
Давайте поможем животным найти свой домик (
На слайде перепутаны картинки – медведь на дереве, лиса в дупле, заяц в берлоге, белка в норе ).
-Где живет медведь?
– Медведь живет в берлоге.
-Где живет волк? - В логове.
-Где живет белка? - В дупле.
-Где живет заяц? - Под кустом.
- Где живет лиса? - В норе.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот теперь животные довольны, что нашли свои домики.

Воспитатель: А сейчас ребята давайте поиграем в игру «У медведя во бору», но для этого нам надо выбрать медведя. (Воспитатель с помощью считалки выбирает медведя)

Раз, два, три - медведем будешь ты!

Подвижная игра « У медведя во бору »

«У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит»

Д/и «Мамы и детеныши»

Воспитатель: Ребята волшебник не только перепутал жилища животных, но и распугал их детенышей. Давайте вернем детенышей родителям. У вас на столе лежат картинки с животными и их детеныши. Вам нужно соединить линией маму и ее малыша.
- У лисы детёныш
….- Лисенок

Соединяйте лису с ее детенышем.
-У медведицы детёныш …...-Медвежонок

Соединяйте медведицу с медвежонком.

У волчицы детеныш …- Волчонок
-Соединяйте волчицу с волчонком
-У белки
…- Бельчонок

Соединяйте белку с бельчонком.
Воспитатель: Детеныши и их мамы очень обрадовались, что вы помогли им избавиться от колдовства злого волшебника и решили поиграть с вашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель: Ребята, приготовьте ваши ручки.

« Это зайчонок, это бельчонок, сгибают пальцы в кулак, начиная с

Это лисёнок, это волчонок, мизинца

А это спешит, ковыляет спросонок вращают большим пальцем

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок

3.Заключительная часть:

Воспитатель: - Молодцы ребята, наше путешествие в лес закончилось и нам пора возвращаться в группу. Сейчас я вас накрою волшебным платком и произнесу заклинание: «Раз, два, три – в группу нас перенеси!» Вот мы и в группе. Вам понравилось наше приключение? -Да
– А что мы делали в лесу? – Помогали диким животным.
– Кому мы сегодня помогли?
- Диким животным и их детенышам. (Перечислить,) Как помогали?
Ой, посмотрите, что это такое? Это гостинцы из леса. Дикие животные прислали их вам в благодарность за помощь.

Литература:

1.Гербова В. В. – «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» - М.: Мозаика- Синтез,2010.

2.Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР» - СПб.: Детство – Пресс, 2007.