Кто мать дарьи мороз. Марина Левтова: как погибла известная советская актриса. Личная жизнь Марины Левтовой

Режиссер Юрий Мороз вспоминает, что его жена, актриса Марина Левтова, мистическим образом предугадала свою гибель.

[:rsame:]

Светлая, легкая, изящная, утонченная... Такой запомнили Марину Левтову по фильмам «Ключ без права передачи», «ТАСС уполномочен заявить...», «Визит к Минотавру».

15 лет назад, 27 февраля, 40-летняя актриса разбилась, катаясь на снегоходе. Корреспонденты «Собеседника» пообщались с мужем артистки, режиссером Юрием Морозом. Он рассказал, что в последние месяцы жизни его знаменитую жену преследовали зловещие знаки.

Марина Левтова попала в кинематограф благодаря однокласснице Елене Цыплаковой, которая уже снималась в кино и показала фотографию своего класса режиссеру Динаре Асановой.

кадр из фильма "Ключ без права передачи" / кадр из фильма "Ключ без права передачи"

В фильм «Ключ без права передачи» нужна была девушка. Асановой понравилась Марина: у нее были длинные светлые волосы. Перед встречей с режиссером девушка решила привести себя в порядок и сделала стрижку каре. Асанова была поражена ее поступком и решила, что придется прикреплять на съемках отрезанные волосы.

[:rsame:]

Родители готовили Марину к поступлению в медицинский вуз, но после успеха в кино девушка наотрез отказалась от профессии врача и отправилась из Ленинграда в Москву, чтобы поступить в театральный. Творческие испытания не принесли успеха, и Динара Асанова предложила Марине поступать на следующий год во ВГИК к Сергею Герасимову. Девушка была зачислена сразу после первого тура.

На втором курсе Герасимов пригласил Левтову в картину «Юность Петра», где она познакомилась с будущим мужем Юрием Морозом.

Она была не похожа на других - очень нежная и ранимая. Меня покорило то, как она актерски точно реагирует. У нее был ярко выраженный характер при всей внешней хрупкости, - вспоминает Мороз. - Мы много гуляли вместе, рассуждали о жизни...

кадр из фильма "Тасс уполномочен заявить..." / кадр из фильма "Тасс уполномочен заявить..."

Свадьба у Левтовой и Мороза была по-студенчески простой - в крохотной комнатке в общежитии. Друзья принесли на стол у кого что было, праздник, как говорится, делали всем миром. Посажеными родителями были педагоги Сергей Герасимов и Тамара Макарова.

Юрий и Марина были вместе до конца, без малого 20 лет рука об руку. Левтова будто спешила жить, за 24 года снялась в 75 фильмах и считалась одной из самых востребованных актрис в советском кинематографе.

[:rsame:]

Последней ее работой стала роль монахини в фильме «Фортуна», где дебютировала их дочь - шестнадцатилетняя Дарья Мороз. Такое впечатление, что мать передавала ей эстафетную палочку. Кстати, и сама Левтова в этом же возрасте первый раз снялась в кино.

- Марина Викторовна хотела, чтобы дочь стала актрисой?

Нет, это было решено с самого начала: ребенок не должен заниматься этой непростой и зависимой профессией. Когда сам прекрасно понимаешь все изнутри, то такой жизни ребенку пожелать не можешь. До конца учебы в школе Даша не думала об актерской карьере, но за четыре месяца до окончания школы ее пригласил к себе в фильм режиссер Георгий Данелия. Она заканчивала съемки и пошла вольнослушателем во МХАТ. А дальше ее взяли как студентку.

Дарья Мороз не говорит о маме с журналистами / Наталья Логинова

Юрий Павлович, Марина сыграла роль монахини в фильме «Фортуна». Ведь монахини, как известно, являются невестами Божьими. Не показалось ли вам это символичным?

Это стечение обстоятельств, но можно трактовать иначе. Сейчас уже ничего не изменить: как вышло, так вышло. Это как примета, когда артисты не любят сниматься в гробу, но некоторые идут на это, и все нормально.

Накануне того злосчастного дня прошла премьера «Фортуны» в Доме кино. Марине действительно очень рано улыбнулась фортуна: попала в кино в шестнадцать лет, уже звездой пришла во ВГИК, с ее участием выходило не меньше четырех картин в год.

[:rsame:]

На премьере «Фортуны» ей подарили огромный букет желтых цветов. Хотя желтые цветы обычно стараются не дарить, так как это либо к разлуке, либо к несчастью. Тогда я не особо придавал этому значения, - говорит Юрий Павлович. - На следующий день Марина забрала Дашу пораньше из Школы-студии МХАТ и мы отправились за город к друзьям кататься на снегоходах. Дарье предложили прокатиться, она позвала с собой маму, Марина что-то чувствовала, не хотела ехать, но в последний момент согласилась.

Марина, как думает Юрий, боялась отправлять дочь одну, потому и поехала. И не зря: в дороге произошла трагедия.

Водитель снегохода не увидел впереди оврага, транспортное средство нырнуло вниз и перевернулось, все пассажиры вылетели с сидений. Марина на полной скорости ударилась головой о дерево… Она умерла спустя несколько часов в больнице от открытой черепно-мозговой травмы. Даша отделалась переломами, а водитель пролежал в коме около полугода и скончался через семь лет.

Это фото сделано за несколько минут до трагедии. Когда пленку проявили, возле Марины обнаружили странное светящееся пятно... / из личного архива

Накануне гибели жены Юрия Мороза насторожило то, что она собирала вереск, чего раньше никогда не делала. Это растение в народе называют «ведьминой» травой, так как она часто используется в магических ритуалах. Например, одно из свойств - отгонять от жилища злых духов.

Возможно, уже тогда высшие силы хотели предупредить знаменитую актрису о приближающейся смерти... За несколько минут до трагедии была сделана фотография, где около Марины странное светящееся пятно...

Марина любила жизнь и столько еще могла бы успеть. Для нее семья всегда была на первом месте. Она часто звонила мне и дочке, беспокоилась - где мы и что с нами. Только сама она не знала, что бояться нужно было за себя...

Рассказывает муж Актрисы, Юрий Мороз."Мы стояли на съёмочной площадке - Митя Золотухин, Коля Ерёменко и я - три красавца в костюмах петровской эпохи. Вдруг видим, приехали девчонки с Герасимовского курса, прошли мимо нас. Ерёменко ещё пошутил: «Вы куда? Мимо нас просто так девушки не ходят». Две усмехнулись, а одна что-то хлёсткое бросила в ответ, да так, что даже плейбой Ерёменко поперхнулся. Это была Марина"

Марина Левтова родилась 27 апреля 1959 года в Нерюктайском наслеге Мегино-Кангаласского района Якутской АССР.

Ее родители были врачами, отрабатывающими в якутском поселке своё бесплатное обучение, и вскоре после рождения Марины семья вернулась в Ленинград. Сама Марина с детства мечтала стать врачом, но в ее планы вмешалась одноклассница Елена Цыплакова, которая снялась в фильме «Не болит голова у дятла» у режиссера Динары Асановой, и когда режиссёру понадобились старшеклассники для съемок в картине «Ключ без права передачи», Лена показала Асановой фотографию Марины Левтовой. Асанова пригласила Левтову сняться в фильме, и роль в этой картине стала дебютом Марины в кино. Позже в интервью Марина Левтова рассказывала: «Когда Динара начала искать ребят школьного возраста для фильма «Ключ без права передачи», Лена показала ей фотографию нашего девятого класса. Динара сразу выбрала меня и еще одного мальчика... Но вышел казус. Я уже была в том возрасте, когда хочется себя приукрасить. Поэтому я пришла на «Ленфильм» с новой прической, без длинного хвоста. Динара была в ужасе. Она попросила принести отрезанный хвост на студию, и все дни, пока шли съемки, мне его прикрепляли. К концу картины я уже передумала быть врачом. Поняла, что хочу работать в кино, необязательно актрисой, просто хотелось жить в этой системе координат. Динара Асанова буквально заразила меня кинематографом. Талантливый, самобытный режиссёр... Они никогда не говорила, что я, мол, рождена для кино, не произносила громких слов о творческих перспективах. Она ввела меня в многотрудное и увлекательное таинство кино. Никогда не забуду первую читку сценария перед нами, претендентками на роли. Не забуду и диспута (он-то и был кинопробой!), который мы вели с Динарой, до хрипоты споря, отстаивая своё понимание проблем, путей современной молодёжи. Всё это увлекло сразу, безраздельно. И сама атмосфера раскованности, импровизации, подлинно совместного творчества на съёмке. Да, всё это было тем счастьем, которое не всегда выпадает на долю подростка, оказавшегося на съёмочной площадке. Мне повезло».

Вскоре после съемок у Асановой Марина Левтова переехала в Москву, и поступила во ВГИК в мастерскую к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Учась на втором курсе, Левтова снялась в картине «Юность Петра» у режиссера Сергея Герасимова, и во время съемок познакомилась со своим будущим мужем Юрием Морозом, который в интервью рассказывал: «Мы стояли на съёмочной площадке - Митя Золотухин, Коля Ерёменко и я - три красавца в костюмах петровской эпохи. Вдруг видим, приехали девчонки с Герасимовского курса, прошли мимо нас. Ерёменко ещё пошутил: «Вы куда? Мимо нас просто так девушки не ходят». Две усмехнулись, а одна что-то хлёсткое бросила в ответ, да так, что даже плейбой Ерёменко поперхнулся. Это была Марина». Друзья Мороза шутили: «Тоже мне, роковую женщину нашёл!». Но ему очень нравилось сочетание неженского ума Левтовой, ее женской хрупкости и то, что он никак не мог покорить Марину. «Как девушка умная, она понимала - ну артист, красивый мальчик. Что с артистом связываться? Она трезво, по-женски к этому относилась, поэтому всерьёз меня не принимала. Пришлось идти на хитрый ход - действовать через её отца: я напросился в гости на дачу Марининых родителей и мастерски прибил три доски, показал, что умею и руками что-то делать, а не только «лицом хлопотать». Авторитет родителей был завоёван. А потом... потом мы лежали в постели, извините, это было в гостинице в Питере, и я сказал: «Маня, давай поженимся». А она мне в ответ: «Золотые горы обещаешь?» - «Обещаю». – «В ногах валяешься?» - «Валяюсь». – «Ну, тогда я согласна».

Состоялась студенческая свадьба, на которой посаженными родителями были педагоги Герасимов и Макарова, после чего молодожены получили комнату в общежитии театра Ленком, куда в то время пригласили на работу Юрия Мороза. Вскоре у них родилась дочь, которая начала сниматься, практически - с младенческого возраста. Юрий Мороз рассказывал: «Марина была на седьмом месяце беременности, бегала по съёмочной площадке, прикрывая живот сумочкой. Потом, в возрасте девяти дней, она (Даша) снялась у Динары Асановой в документальном фильме, где нужна была заставка - Мадонна с младенцем на руках. Мадонну сыграла Марина, младенца - Даша. Через пару месяцев был фильм «Милый, дорогой, любимый, единственный...», именно её похищала героиня Ольги Машной. И, наконец, «Фортуна» Георгия Данелия!» Так появилась настоящая актёрская семья.

В 1982 году Марина Левтова окончила ВГИК и стала актрисой киностудии имени Горького. В 1980-е годы она активно снималась, исполнила роли в телевизионных фильмах «Рафферти», «Государственная граница» и «Визит к Минотавру». Ей предлагали роли режиссёры Владимир Грамматиков, Виктор Трегубович и Эльдор Уразбаев. Одной из заметных работ Левтовой в кино стала роль в фантастическом фильме «Подземелье ведьм», поставленном Юрием Морозом по повести Кира Булычёва.

Но, несмотря на активную творческую карьеру, Марина и Юрий были убеждены, что семья - это самое важное в их жизни, и ее надо беречь. «Кроме меня Марине никто не был нужен, я это знаю точно, - говорил Юрий Мороз, - Не потому, что я такой замечательный мужчина, просто в ней была этакая брезгливость ко всему чужому. Поэтому я понимал, что случись что - она не простит измены». Но помимо потери семьи Марина боялась того, что жизнь проходит, кино после развала СССР почти не снималось, и у нее почти не было ролей. Ещё она очень тревожилась за близких. Когда были живы её мама и папа, она звонила в Санкт-Петербург каждый день, чтобы узнать - всё ли у них в порядке? А когда родилась дочь Даша, она беспокоилась о ней каждую минуту и не любила, когда Юрий уезжал в командировки.

Юрий Мороз рассказывал: «Машка очень не любила расставаться. Она к этому крайне болезненно относилась. И так было всегда. Самые трагические моменты нашей семейной жизни были связаны с родителями, когда сначала умер Машкин отец, потом мой, потом Машкина мама, потом моя мама... За короткий период времени мы потеряли всех родителей. Причем родители 29-го года рождения. Мамы умирали тяжело. С моей мамой мы сидели по очереди - месяц Машка, месяц я, потому что она требовала такого ухода. (Пауза.) Это были самые сильные удары. Кем для Машки был ее отец, я только сейчас понимаю. Что такое потерять близкого человека. Внешне это не проявляется. Ты даже можешь не понять, насколько это все серьезно, насколько это разрушительно для жизни - потеря близкого человека. Внешне это никак не видно. Это все... в подушку. Она, наверное, и отчасти нас тоже оберегала от этого. А так мы жили очень дружно. У меня на этот счет никаких переживаний, недосказанностей нет. Единственное, как у большинства мужчин, у меня сейчас ощущение, что что-то недодано. Можно было больше цветов дарить, больше времени проводить вместе. Больше слов хороших говорить... Я только об этом могу пожалеть».

По словам знавших Марину людей, она очень любила жизнь и всегда строила планы на будущее. В одном из интервью она сказала: «Всё-таки я верю, что мы многое успеем и для нас ещё не все закончено». Вместе с друзьями и мужем Левтова открыла клуб для кинематографистов и принимала активное участие в работе Ассоциации молодых кинематографистов. С участием Левтовой были записаны несколько телеспектаклей и развлекательных программ, одновременно со съемками актриса активно участвовала в работе российских и международных фестивалей и создавала проект собственной радиопередачи. Актёр Дмитрий Харатьян рассказывал: «Она была душой любой компании. Помню, как-то мы сидели с Мариной и Юрой Морозом у них на кухне, обсуждали какие-то последние дела. Вдруг Марина говорит: «Надо срочно что-то затеять, а то как-то скучно!» - тут же придумала создать актёрский клуб. Позже из этой идеи появился клуб «Кино», который очень быстро стал популярным. В этом клубе всё держалось на Маринином энтузиазме, на её обаянии и неугасающей энергии. Она была удивительно неутомимой, любила играть с друзьями в пул, обожала кататься с дочерью на роликах, лихо скакала вместе со мной на лошадях. Мне даже кажется, что она просто уехала куда-то на съёмки и вдруг позвонит и скажет: «Я вернулась и намерена сегодня тебя всё-таки обскакать в галопе!». По рассказам друзей – Марина была очень азартной. Когда в Москве появились первые игровые автоматы, она могла играть часами - не ради выигрыша, а ради упоения, риска, ради игры с судьбой.

В одном из своих интервью на вопрос: «За что вы любите свою пpофессию?» - Маpина Левтова ответила: «Мне кажется, она замечательная! Она позволяет тебе получать удовольствие от работы, она pазнообpазна, и это твоpчество - кто знаком с таким ощущением, тот понимает, что лучше просто ничего нет! Это не пpофессия, а обpаз жизни. «А есть ли минусы?» - «А тут минусы и плюсы взаимосвязаны. Потому что это одна из самых жестоких пpофессий - тебя могут забыть, пpи том что ты уже выучился и что-то сыгpал. В какой-то момент судьба элементаpно повоpачивается к тебе спиной - какая-то тpавма, шpамчик на лице - и всё! Пpофессия очень зависима: сегодня мода на такие лица, а завтра на дpугие. Так что насколько она хоpоша, настолько она и стpашна. Ты это понимаешь довольно быстро - закончив институт и показываясь в театpах, где тебе будут отказывать. В институте с тобой возились, пытались найти даже то, чего в тебе нет - а взpослая жизнь началась, и ты никому не нужен!»

Среди последних работ Марины Левтовой были роли в сериале «Каменская», в сериале «Он и Маргарита», где она сыграла завуча школы, и роль в сериале «Воспоминания о Шерлоке Холмсе».

26 февраля 2000 года в Доме кино состоялась премьера нового фильма Георгия Данелия «Фортуна», в котором в главной женской роли снялась Дарья Мороз. Ее родители на этом мероприятии были в центре внимания зала, и так же принимали поздравления. А на следующий день 27 февраля Марина вместе с компанией актеров, снявшихся в этом фильме, поехала за город, чтобы отметить успех дочери. Там хозяин дачи предложил гостям прокатиться на снегоходе. Юрий Мороз рассказывал: «Марина была против этой затеи, она словно предчувствовала, что может случиться беда. Но Даша загорелась желанием испробовать новомодное развлечение. Марина поехала только из-за неё, чтобы не отпускать дочку без присмотра». Даша села за спиной матери, но в последний момент Марина пересадила её вперед, на более безопасное место. Следом, на втором снегоходе ехали Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова. Было темно, и выпавший накануне снег прятал от глаз водителей снегоходов неровности дороги. В какой-то момент водитель снегохода не заметил под слоем снега глубокий овраг и, не справился с управлением. Снегоход на большой скорости перевернулся, и пассажиры упали с сидений. Водитель и Даша Мороз отделались переломами и ушибами, а Марина сильно ударилась головой о дерево. Ехавший следом Певцов, чудом сумел затормозить. Трагедия произошла у посёлка Раздоры Одинцовского района Подмосковья. Дмитрий Певцов вызвал помощь, и Марину Левтову отвезли в Одинцовскую больницу, но спасти не смогли. Медики обнаружили у неё множественные ушибы и переломы, а также серьёзную открытую черепно-мозговую травму, которая стала причиной смерти актрисы.

Юрий Мороз был не в силах сообщить дочери о смерти матери. Он рассказывал: «Она всё время спрашивала: «Где мама?», - а я врал, что мама в другой больнице, что ей должны сделать операцию. Психологи советовали подождать с печальным известием до выздоровления девочки, но я понимал, что так долго скрывать горе не смогу». После похорон Марины Юрий Мороз решил, что в доме всё должно остаться без изменений, словно Марина ненадолго уехала. Ее вещи и фотографии оставались на своих местах. Юрий Мороз рассказывал: «Это очень трудно, всё время что-то напоминает о Маше. Назовите это игрой в поддавки, да, мы пытаемся отодвинуть действительность. Просто было три материка, три континента: Маша, Дашка и я. И вдруг один исчез - целый континент. Дело не в том, кто еду приготовит, кто рубашку погладит - это не проблема, а вот кто нам её заменит? Никто. Мы сами должны попытаться её как-то друг другу заменить...»

Дочь Марины Даша Мороз стала не менее известной актрисой, чем ее мама, и много снимается в кино, а так же играет в театре. В интервью о своей дочери Марина Левтова незадолго до гибели рассказывала: «Я думаю, что Дашке очень повезло. Потому что если в начале профессии есть возможность поработать с большими мастерами, это, конечно, счастье. Потому что это школа. Я наблюдаю за ней, она прямо из-за школьной парты сразу попала на площадку Георгия Николаевича Данелия. И если говорить профессионально, можно всю жизнь мечтать поработать с таким мастером, и это может никогда не осуществиться. Она даже не понимает, она понимает теоретически, что ей очень повезло, потому что рядом был Вахтанг Константинович Кикабидзе, Алексей Васильевич Петренко, Володя Ильин. Она теоретически понимает, что рядом были большие мастера, которые ей что-то советовали и она старалась что-то сделать. А по-настоящему она поймет потом».

О Марине Левтовой снят документальный фильм «Фортуна Марины Левтовой».

Дарья Мороз - популярная российская артистка театра и кино, которая обладает внушительным актерским опытом. Двукратная лауреатка кинопремии «Ника» на протяжении долгих лет пользуется неизменной любовью у публики. Во многом на ее становление повлияла творческая среда, в которой выросла актриса, однако последнее и решительное слово осталось за ярким талантом и фантастической трудоспособностью.

Детство и юность

Даша родилась в Ленинграде в актерской семье. Ее мать - заслуженная артистка России , чья фильмография насчитывает более 50 кинолент, а отец - актер и кинорежиссер , снявший популярные сериалы « » и «Апостол».

Телевидение

Помимо кинематографа, актриса пробует себя и в других сферах искусства. В 2009 году она участвовала в конкурсе «Две звезды», где ее партнершей стала . Несмотря на то, что дуэт в проекте считался одним из лучших, певица не планировала участвовать в телешоу более четырех обещанных ею выпусков. Она покинула программу, вслед за ней пришлось уйти и Дарье.

View this post on Instagram

Роман Костомаров и Дарья Мороз на льду

В 2016 году актриса стала участницей субботнего шоу Первого канала «Ледниковый период ». Заслуженная артистка России признавалась в интервью, что спорт не для нее, хотя с детства мечтала о фигурном катании.

Первое время артистка выходила на лед в паре с заслуженным тренером России , но загруженность последнего не позволила ему задержаться в проекте надолго. Следующим партнером Дарьи стал чемпион мира, России и Европы

Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев Раззаков Федор

ЛЕВТОВА МАРИНА

ЛЕВТОВА МАРИНА

ЛЕВТОВА МАРИНА (актриса кино: «Ключ без права передачи» (1977), «Моя Анфиса» (1979), «Инспектор ГАИ», «ТАСС уполномочен заявить» (т/ф) (оба – 1984), «Подземелье ведьм» (1990), «Президент и его женщина» (1997) и др.; трагически погибла 27 февраля 2000 года на 41-м году жизни).

Левтова погибла в расцвете лет и таланта в результате нелепого случая. На выходные она с дочерью Дарьей отправилась на дачу своего хорошего знакомого Семена Радюка в подмосковную Барвиху. Вечером в субботу, 26 февраля, все трое, а также звездная пара Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова решили покататься на снегоходах. Говорят, Левтова с самого начала была против этих гонок, но ее уговорила то ли дочь, то ли друзья. Левтова, Дарья и Радюк сели в один снегоход, Певцов и Дроздова – в другой. При этом Дарья хотела сидеть сзади, но Левтова пересадила дочь на более безопасное место – в середину, а сзади устроилась сама. Ее материнское сердце как чувствовало, что может случиться что-то страшное. Гонки проходили у поселка Раздоры Одинцовского района Подмосковья. Далее послушаем рассказы журналистов, описывавших эту трагедию на страницах своих изданий.

М. Панюков («Экспресс-газета»): «Говорят, многие предчувствуют свой уход из этого мира. Однако вряд ли то же можно сказать о Марине Левтовой. Буквально за несколько часов до катастрофы она пришла в Школу-студию МХАТ, где первокурсники играли Достоевского для педагогов и родителей. Среди них была и Дарья Мороз, 16-летняя дочь актрисы. По свидетельству очевидцев, Левтова выглядела просто потрясающе, она была необычайно приветлива даже с людьми, совершенно ей незнакомыми, и улыбка не сходила с ее лица. Актриса не просто сидела в зале, а старательно снимала на камеру выступление „молодняка“.

Даша, говорят, на сцене смотрелась достойно, может, именно присутствие мамы вдохновляло ее. Кто мог предположить, что жизнь красивой и талантливой женщины оборвется так скоро и так нелепо… (За день до этого в Доме кино мама и дочь присутствовали на премьере комедии Георгия Данелии «Фортуна», где состоялся дебют Даши Мороз – она сыграла главную женскую роль. – Ф. Р. ) Поздней ночью на даче у друга их семьи собралась веселая компания: Дмитрий Певцов, его супруга – актриса Ольга Дроздова, а также Марина и Дарья. Идея прокатиться на снегоходах «Ямаха» возникла примерно в половине первого ночи. Как говорят, Марина без энтузиазма восприняла это предложение. Волновалась за Дашку: куда, мол, так поздно? И села третьей на снегокат, только чтобы не отпускать дочку одну. Кто знает, может быть, тем самым она спасла ей жизнь…»

Рассказывает очевидец событий Дмитрий Харатьян: «Даже самый последний снимок Марины судьбе было угодно, чтобы сделал я. За 10 минут до ее гибели. Мать с дочерью уже были одеты, на улице их ждал железный агрегат-смертник. На дворе была ночь, темень, и я очень просил Марину не ездить, не рисковать. Сам я к тому времени катался на снегоходах и знал, что они своенравны, что на них и днем-то, когда все видно, ездить рискованно. Не скажу, что было какое-то нехорошее предчувствие, нет, не в этом дело. Но очень уж не хотелось, чтобы Марина с дочерью отправилась в путешествие со скоростью 100 километров в час. В темени почти ничего не видно, фара светит вперед метров на 10, не больше.

Обидно еще и то, что Марину уговорили «покататься» друзья. Когда же я пытался угомонить ее пыл, она говорила: «Да брось, да ладно уж, чего там…» И отправилась в свое последнее путешествие по этому свету, а я выехал с территории дачного поселка и помчался в Москву. Включил приемник, а по радио в миллионный, наверное, раз, но в тот вечер как будто впервые неслись слова трагической песни Владимира Высоцкого: «Мы успели, в гости к Богу не бывает опозданий…» А утром, узнав по телефону от Юры Мороза о страшной беде, я будто бы снова прошептал губами: «В гости к Богу не бывает опозданий…» – словно специально для меня в ту минуту звучало страшное заклинание…»

И снова вернемся к словам журналистов.

Е. Скворцова-Ардабацкая, С. Скобло («Московский комсомолец»): «Незадолго до полуночи снегоходы делали очередной вираж по раздорскому лесу. Певцов в беседе со стражами порядка пояснил: они благополучно вписались в поворот и думали, что вторая машина также обогнула препятствие. Но потом, оглянувшись, наездники увидели картину, от которой стало жутко. Снегоход хозяина валялся на склоне оврага, уткнувшись в кусты – руль изуродован, левая лыжа сломана… А чуть поодаль неподвижно лежали Марина, ее дочь и Семен. Когда „Ямаха“ врезалась в кустарник, их вышвырнуло из седла и отбросило на несколько метров вперед. Левтова ударилась головой о дерево. Она была без сознания, и, хотя друзья пытались привести актрису в чувство, все усилия были тщетны.

Ближайший населенный пункт находился довольно далеко. Певцову пришлось бежать в сторону сельской шоссейной дороги. По чистой случайности он встретил милицейский патруль. На этой машине Марину и отвезли в Одинцовскую райбольницу. Увы, слишком поздно. Вопреки первоначальной информации врачи клиники уверяют, что Левтову доставили уже мертвой. «Тяжелая черепно-мозговая травма, размозжение мозга… При таких повреждениях обычно не выживают», – говорят они.

Если бы не злосчастный ствол дерева, актриса, возможно, отделалась бы переломами. Как и Семен Радюк. В тяжелом состоянии его госпитализировали в больницу имени Боткина. Сначала пациента поместили в элитный дипломатический корпус, но потом перевели в реанимацию. Радюку пришлось удалить селезенку… Значительно лучше чувствует себя Даша. При крушении девочка сломала ногу и тоже была госпитализирована…»

Рассказывает муж М. Левтовой режиссер Юрий Мороз: «Я верю в предчувствия, в знаки-предупреждения об опасности. Я не могу не верить, потому что так и было. За полмесяца до случившегося я пришел домой, а у Марины горят свечи. Свечки-свечки-свечки. „Маш, ты что?“ – „Да так, злых духов изгоняю“. А 27 февраля, когда все случилось, они были с Дашей в Школе-студии МХАТ, у Дашки был экзамен по речи, я был дома, кого-то из бардов слушал, и что-то меня так… Не то что не по себе стало, а такая тоска, какое-то странное ощущение. А у нас иконка есть, от бабушки еще моей осталась, я подошел к этой иконке, и у меня было обращение к ней…

Маша летом была с Дашкой на съемках фильма «Фортуна» и там снялась в роли монашенки. Стечение обстоятельств или что это такое? Монашенки – они же божьи невесты. Веришь не веришь, вот так было…

Даше не сразу сказали, что мамы нет – она была в тяжелом состоянии, в больнице. Она, естественно, спрашивала, что с мамой. Я сначала говорил, что она в другой больнице. Но потом настал момент, когда нужно было говорить. Похороны… Нельзя было не сказать ей. С другой стороны, мы не знали, как она среагирует. Столько же было аргументов, что нужно сказать, сколько и аргументов, что не нужно говорить. И я решил, что нужно сказать. Врачи ее предварительно подготовили, дали успокоительное, потом я ей сказал, потом еще пришел батюшка, который тоже с ней поговорил, и после этого разговора как-то… у нее в голове сложилось…»

Панихида по М. Левтовой состоялась 5 марта в Доме кино. Туда пришли тысячи людей, в том числе и коллеги покойной. Среди них были: Александр Абдулов, Вера Глаголева, Всеволод Шиловский, Леонид Ярмольник и др. Дмитрий Харатьян, Гарик Сукачев, Валерий Николаев и Дмитрий Певцов вынесли гроб с телом актрисы, после чего траурная процессия направилась на Ваганьковское кладбище. В тот момент, когда гроб опускали в могилу, на кладбище воцарилась ничем не нарушаемая тишина.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Трагедии последнего десятилетия Игорь НЕФЕДОВ. Майя БУЛГАКОВА. Леонид ДЬЯЧКОВ. Ян ПУЗЫРЕВСКИЙ. Сулев ЛУЙК. Елена МАЙОРОВА. Евгений ДВОРЖЕЦКИЙ. Марина ЛЕВТОВА. Анатолий РОМАШИН. Андрей РОСТОЦКИЙ. Сергей БОДРОВ. Владимир ГАРИН За целое десятилетие (1993–2004) отечественное

194. МАРИНА Океан, в котором Звонок плеск волны, Мечется под взором Траурной луны, И, вгрызаясь резче В неба бурый мрак, Блещет в нем зловещий Молнии зигзаг. В судороге пьяной Каждый новый вал Пляшет, плещет рьяно Вдоль подводных скал, А по небосводу, Рыща напролом, Рвется

Марина В Канаду Дима поехал, получив приглашение на свадьбу дочери своего знакомого бизнесмена Бориса Бирштейна. Тогда Дима жил по принципу, провозглашенному в фильме «Кавказская пленница»: «Жизнь хороша, и жить хорошо. А хорошо жить ещё лучше». Жил он, надо сказать,

ЛЕВТОВА МАРИНА ЛЕВТОВА МАРИНА (актриса кино: «Ключ без права передачи» (1977), «Моя Анфиса» (1979), «Инспектор ГАИ», «ТАСС уполномочен заявить» (т/ф) (оба – 1984), «Подземелье ведьм» (1990), «Президент и его женщина» (1997) и др.; трагически погибла 27 февраля 2000 года на 41-м году

ГЛАВА 2. МАРИНА И САРА БЕРНАР. ПЕРЕВОДЧИК ГЕРАКЛИТА НИЛЕНДЕР. ВСТРЕЧА С АНДРЕЕМ БЕЛЫМ. ПИСЬМО МАРИНЫ. ЕГИПЕТСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ГОЛЕНИЩЕВА. МАРИНА И ПАПА Я училась дома. По школьным предметам не помню учительницы, пожилая француженка давала мне уроки литературы: я же увлеклась

Марина ЛЕВТОВА Со своим мужем Юрием Морозом Левтова познакомилась в 1981 году. Она тогда училась на 2-м курсе ВГИКа у Сергея Герасимова, и тот пригласил ее на эпизодическую роль в свою картину. Далее послушаем рассказ самого Юрия Мороза:«Мы стояли на съемочной площадке –

Заслуженная артистка России (1999)

Марина Левтова родилась 27 апреля 1959 года в Нерюктайском наслеге Мегино-Кангаласского района Якутской АССР.

Ее родители были врачами, отрабатывающими в якутском поселке своё бесплатное обучение, и вскоре после рождения Марины семья вернулась в Ленинград. Сама Марина с детства мечтала стать врачом, но в ее планы вмешалась одноклассница Елена Цыплакова, которая снялась в фильме «Не болит голова у дятла» у режиссера Динары Асановой, и когда режиссёру понадобились старшеклассники для съемок в картине «Ключ без права передачи», Лена показала Асановой фотографию Марины Левтовой. Асанова пригласила Левтову сняться в фильме, и роль в этой картине стала дебютом Марины в кино. Позже в интервью Марина Левтова рассказывала: «Когда Динара начала искать ребят школьного возраста для фильма «Ключ без права передачи», Лена показала ей фотографию нашего девятого класса. Динара сразу выбрала меня и еще одного мальчика... Но вышел казус. Я уже была в том возрасте, когда хочется себя приукрасить. Поэтому я пришла на «Ленфильм» с новой прической, без длинного хвоста. Динара была в ужасе. Она попросила принести отрезанный хвост на студию, и все дни, пока шли съемки, мне его прикрепляли. К концу картины я уже передумала быть врачом. Поняла, что хочу работать в кино, необязательно актрисой, просто хотелось жить в этой системе координат. Динара Асанова буквально заразила меня кинематографом. Талантливый, самобытный режиссёр... Они никогда не говорила, что я, мол, рождена для кино, не произносила громких слов о творческих перспективах. Она ввела меня в многотрудное и увлекательное таинство кино. Никогда не забуду первую читку сценария перед нами, претендентками на роли. Не забуду и диспута (он-то и был кинопробой!), который мы вели с Динарой, до хрипоты споря, отстаивая своё понимание проблем, путей современной молодёжи. Всё это увлекло сразу, безраздельно. И сама атмосфера раскованности, импровизации, подлинно совместного творчества на съёмке. Да, всё это было тем счастьем, которое не всегда выпадает на долю подростка, оказавшегося на съёмочной площадке. Мне повезло».


Вскоре после съемок у Асановой Марина Левтова переехала в Москву, и поступила во ВГИК в мастерскую к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Учась на втором курсе, Левтова снялась в картине «Юность Петра» у режиссера Сергея Герасимова, и во время съемок познакомилась со своим будущим мужем Юрием Морозом, который в интервью рассказывал: «Мы стояли на съёмочной площадке - Митя Золотухин, Коля Ерёменко и я - три красавца в костюмах петровской эпохи. Вдруг видим, приехали девчонки с Герасимовского курса, прошли мимо нас. Ерёменко ещё пошутил: «Вы куда? Мимо нас просто так девушки не ходят». Две усмехнулись, а одна что-то хлёсткое бросила в ответ, да так, что даже плейбой Ерёменко поперхнулся. Это была Марина». Друзья Мороза шутили: «Тоже мне, роковую женщину нашёл!». Но ему очень нравилось сочетание неженского ума Левтовой, ее женской хрупкости и то, что он никак не мог покорить Марину. «Как девушка умная, она понимала - ну артист, красивый мальчик. Что с артистом связываться? Она трезво, по-женски к этому относилась, поэтому всерьёз меня не принимала. Пришлось идти на хитрый ход - действовать через её отца: я напросился в гости на дачу Марининых родителей и мастерски прибил три доски, показал, что умею и руками что-то делать, а не только «лицом хлопотать». Авторитет родителей был завоёван. А потом... потом мы лежали в постели, извините, это было в гостинице в Питере, и я сказал: «Маня, давай поженимся». А она мне в ответ: «Золотые горы обещаешь?» - «Обещаю». - «В ногах валяешься?» - «Валяюсь». - «Ну, тогда я согласна».


Состоялась студенческая свадьба, на которой посаженными родителями были педагоги Герасимов и Макарова, после чего молодожены получили комнату в общежитии театра Ленком, куда в то время пригласили на работу Юрия Мороза.Вскоре у них родилась дочь, которая начала сниматься, практически - с младенческого возраста. Юрий Мороз рассказывал: «Марина была на седьмом месяце беременности, бегала по съёмочной площадке, прикрывая живот сумочкой. Потом, в возрасте девяти дней, она (Даша) снялась у Динары Асановой в документальном фильме, где нужна была заставка - Мадонна с младенцем на руках. Мадонну сыграла Марина, младенца - Даша. Через пару месяцев был фильм «Милый, дорогой, любимый, единственный...», именно её похищала героиня Ольги Машной. И, наконец, «Фортуна» Георгия Данелия!» Так появилась настоящая актёрская семья.

В 1982 году Марина Левтова окончила ВГИК и стала актрисой киностудии имени Горького. В 1980-е годы она активно снималась, исполнила роли в телевизионных фильмах «Рафферти», «Государственная граница» и «Визит к Минотавру». Ей предлагали роли режиссёры Владимир Грамматиков, Виктор Трегубович и Эльдор Уразбаев. Одной из заметных работ Левтовой в кино стала роль в фантастическом фильме «Подземелье ведьм», поставленном Юрием Морозом по повести Кира Булычёва.

Но, несмотря на активную творческую карьеру, Марина и Юрий были убеждены, что семья - это самое важное в их жизни, и ее надо беречь. «Кроме меня Марине никто не был нужен, я это знаю точно, - говорил Юрий Мороз, - Не потому, что я такой замечательный мужчина, просто в ней была этакая брезгливость ко всему чужому. Поэтому я понимал, что случись что - она не простит измены». Но помимо потери семьи Марина боялась того, что жизнь проходит, кино после развала СССР почти не снималось, и у нее почти не было ролей. Ещё она очень тревожилась за близких. Когда были живы её мама и папа, она звонила в Санкт-Петербург каждый день, чтобы узнать - всё ли у них в порядке? А когда родилась дочь Даша, она беспокоилась о ней каждую минуту и не любила, когда Юрий уезжал в командировки.

Юрий Мороз рассказывал: «Машка очень не любила расставаться. Она к этому крайне болезненно относилась. И так было всегда. Самые трагические моменты нашей семейной жизни были связаны с родителями, когда сначала умер Машкин отец, потом мой, потом Машкина мама, потом моя мама... За короткий период времени мы потеряли всех родителей. Причем родители 29-го года рождения. Мамы умирали тяжело. С моей мамой мы сидели по очереди - месяц Машка, месяц я, потому что она требовала такого ухода. (Пауза.) Это были самые сильные удары. Кем для Машки был ее отец, я только сейчас понимаю. Что такое потерять близкого человека. Внешне это не проявляется. Ты даже можешь не понять, насколько это все серьезно, насколько это разрушительно для жизни - потеря близкого человека. Внешне это никак не видно. Это все... в подушку. Она, наверное, и отчасти нас тоже оберегала от этого. А так мы жили очень дружно. У меня на этот счет никаких переживаний, недосказанностей нет. Единственное, как у большинства мужчин, у меня сейчас ощущение, что что-то недодано. Можно было больше цветов дарить, больше времени проводить вместе. Больше слов хороших говорить... Я только об этом могу пожалеть».


По словам знавших Марину людей, она очень любила жизнь и всегда строила планы на будущее. В одном из интервью она сказала: «Всё-таки я верю, что мы многое успеем и для нас ещё не все закончено». Вместе с друзьями и мужем Левтова открыла клуб для кинематографистов и принимала активное участие в работе Ассоциации молодых кинематографистов. С участием Левтовой были записаны несколько телеспектаклей и развлекательных программ, одновременно со съемками актриса активно участвовала в работе российских и международных фестивалей и создавала проект собственной радиопередачи. Актёр Дмитрий Харатьян рассказывал: «Она была душой любой компании. Помню, как-то мы сидели с Мариной и Юрой Морозом у них на кухне, обсуждали какие-то последние дела. Вдруг Марина говорит: «Надо срочно что-то затеять, а то как-то скучно!» - тут же придумала создать актёрский клуб. Позже из этой идеи появился клуб «Кино», который очень быстро стал популярным. В этом клубе всё держалось на Маринином энтузиазме, на её обаянии и неугасающей энергии. Она была удивительно неутомимой, любила играть с друзьями в пул, обожала кататься с дочерью на роликах, лихо скакала вместе со мной на лошадях. Мне даже кажется, что она просто уехала куда-то на съёмки и вдруг позвонит и скажет: «Я вернулась и намерена сегодня тебя всё-таки обскакать в галопе!». По рассказам друзей - Марина была очень азартной. Когда в Москве появились первые игровые автоматы, она могла играть часами - не ради выигрыша, а ради упоения, риска, ради игры с судьбой.


В одном из своих интервью на вопрос: «За что вы любите свою пpофессию?» - Маpина Левтова ответила: «Мне кажется, она замечательная! Она позволяет тебе получать удовольствие от работы, она pазнообpазна, и это твоpчество - кто знаком с таким ощущением, тот понимает, что лучше просто ничего нет! Это не пpофессия, а обpаз жизни. «А есть ли минусы?» - «А тут минусы и плюсы взаимосвязаны. Потому что это одна из самых жестоких пpофессий - тебя могут забыть, пpи том что ты уже выучился и что-то сыгpал. В какой-то момент судьба элементаpно повоpачивается к тебе спиной - какая-то тpавма, шpамчик на лице - и всё! Пpофессия очень зависима: сегодня мода на такие лица, а завтра на дpугие. Так что насколько она хоpоша, настолько она и стpашна. Ты это понимаешь довольно быстро - закончив институт и показываясь в театpах, где тебе будут отказывать. В институте с тобой возились, пытались найти даже то, чего в тебе нет - а взpослая жизнь началась, и ты никому не нужен!»

Среди последних работ Марины Левтовой были роли в сериале «Каменская», в сериале «Он и Маргарита», где она сыграла завуча школы, и роль в сериале «Воспоминания о Шерлоке Холмсе».


26 февраля 2000 года в Доме кино состоялась премьера нового фильма Георгия Данелия «Фортуна», в котором в главной женской роли снялась Дарья Мороз. Ее родители на этом мероприятии были в центре внимания зала, и так же принимали поздравления. А на следующий день 27 февраля Марина вместе с компанией актеров, снявшихся в этом фильме, поехала за город, чтобы отметить успех дочери. Там хозяин дачи предложил гостям прокатиться на снегоходе. Юрий Мороз рассказывал: «Марина была против этой затеи, она словно предчувствовала, что может случиться беда. Но Даша загорелась желанием испробовать новомодное развлечение. Марина поехала только из-за неё, чтобы не отпускать дочку без присмотра». Даша села за спиной матери, но в последний момент Марина пересадила её вперед, на более безопасное место. Следом, на втором снегоходе ехали Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова. Было темно, и выпавший накануне снег прятал от глаз водителей снегоходов неровности дороги. В какой-то момент водитель снегохода не заметил под слоем снега глубокий овраг и, не справился с управлением. Снегоход на большой скорости перевернулся, и пассажиры упали с сидений. Водитель и Даша Мороз отделались переломами и ушибами, а Марина сильно ударилась головой о дерево. Ехавший следом Певцов, чудом сумел затормозить. Трагедия произошла у посёлка Раздоры Одинцовского района Подмосковья. Дмитрий Певцов вызвал помощь, и Марину Левтову отвезли в Одинцовскую больницу, но спасти не смогли. Медики обнаружили у неё множественные ушибы и переломы, а также серьёзную открытую черепно-мозговую травму, которая стала причиной смерти актрисы.

Юрий Мороз был не в силах сообщить дочери о смерти матери. Он рассказывал: «Она всё время спрашивала: «Где мама?», - а я врал, что мама в другой больнице, что ей должны сделать операцию. Психологи советовали подождать с печальным известием до выздоровления девочки, но я понимал, что так долго скрывать горе не смогу». После похорон Марины Юрий Мороз решил, что в доме всё должно остаться без изменений,словно Марина ненадолго уехала. Ее вещи и фотографии оставались на своих местах. Юрий Мороз рассказывал: «Это очень трудно, всё время что-то напоминает о Маше. Назовите это игрой в поддавки, да, мы пытаемся отодвинуть действительность. Просто было три материка, три континента: Маша, Дашка и я. И вдруг один исчез - целый континент. Дело не в том, кто еду приготовит, кто рубашку погладит - это не проблема, а вот кто нам её заменит? Никто. Мы сами должны попытаться её как-то друг другу заменить...»

Марина Левтова была похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.


Дочь Марины Даша Мороз стала не менее известной актрисой, чем ее мама, и много снимается в кино, а так же играет в театре. В интервью о своей дочери Марина Левтова незадолго до гибели рассказывала: «Я думаю, что Дашке очень повезло. Потому что если в начале профессии есть возможность поработать с большими мастерами, это, конечно, счастье. Потому что это школа. Я наблюдаю за ней, она прямо из-за школьной парты сразу попала на площадку Георгия Николаевича Данелия. И если говорить профессионально, можно всю жизнь мечтать поработать с таким мастером, и это может никогда не осуществиться. Она даже не понимает, она понимает теоретически, что ей очень повезло, потому что рядом был Вахтанг Константинович Кикабидзе, Алексей Васильевич Петренко, Володя Ильин. Она теоретически понимает, что рядом были большие мастера, которые ей что-то советовали и она старалась что-то сделать. А по-настоящему она поймет потом».


О Марине Левтовой снят документальный фильм.


Использованные материалы:

Материалы сайта www.marina-levtova.narod.ru
Материалы сайта www.proekt-wms.narod.ru

Снималась в фильмах:

  • Ключ без права передачи (1976) роль: Юля
  • Пробуждение (1977)
  • Старые друзья (1977) роль: Милочка, школьница
  • Беда (1977) роль: девушка в поезде
  • Кузнечик (1978) роль: Нина
  • Накануне премьеры (1978) роль: Лера, дочь Патова, студентка мединститута
  • Последний шанс (1978) роль: Надя Николаева, учащаяся ПТУ, комсорг
  • Моя Анфиса (1979) главная роль: Анфиса Токарева, штукатур-маляр
  • Родное дело (1979) роль: Раиска
  • Выбор (короткометражный) (1979)
  • Тихие троечники (1980) роль: Алина Вадимовна, учительница, классный руководитель
  • Юность Петра | Peters Jugend (1980) роль: Ольга Буйносова
  • В начале славных дел (СССР, ГДР) (1980) роль: Ольга Буйносова
  • Каждый третий (1980) роль: Маша
  • Рафферти (1980) роль: Энн Рафферти, дочь
  • На чужом празднике (1981) роль: Лариса
  • Трижды о любви (1981) роль: Елена Ивановна, библиотекарша
  • Владивосток, год 1918 (1982) главная роль: Шура, жена Суханова
  • Инспектор ГАИ (1982) роль: Екатерина Ивановна, учитель истории
  • Жизнь Берлиоза | La vie de Berlioz (СССР, Франция) (1982, 1983) роль: Люба
  • Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова (1983) роль: Маша Михова
  • Из жизни начальника уголовного розыска (1983) роль: судья
  • Пацаны (1983) роль: подруга Кости
  • Клетка для канареек (1983) роль: работница вокзального телеграфа, сестра милиционера
  • Таёжный моряк (1983) роль: Аня
  • Любочка (1984) главная роль: Любочка, Веткина Любовь Сергеевна, пианистка-воспитательница в детском саду
  • Милый, дорогой, любимый, единственный (1984) роль: мать похищенного ребёнка
  • ТАСС уполномочен заявить (1984) роль: Ольга Вронская, невеста Трианона
  • Вера. Надежда. Любовь (1984) роль: Сонька
  • Ещё люблю, ещё надеюсь... (1985) роль: Люся
  • Картина (1985) роль: Лиза Кислых
  • Набат на рассвете (1985) роль: Нина
  • Про кота... (1985) главная роль: Принцесса
  • Секунда на подвиг (СССР, КНДР) (1985) роль: Раиса
  • Государственная граница (1986) роль: Ольга Белова, фильм «Год сорок первый»
  • Наградить (посмертно) (1986) роль: Ирина Алексеева, девушка Юрия
  • Приближение к будущему (1986) роль: Саша Крапивина
  • Дети раздоров (1986)
  • Тайны мадам Вонг (1986) роль: шантажистка
  • Визит к Минотавру (1987) роль: Франческа, первая жена Антонио Страдивари
  • Кувырок через голову (1987) роль: Нина Максимовна, Асина учительница
  • Лиловый шар (1987) роль: Царевна-лягушка
  • Пусть я умру, Господи... (1988) роль: бывшая детдомовка
  • Во бору брусника (1989) роль: Лена, молодая жена Михаила, среднего сына Егоровых
  • Каталажка (1990) роль: Нина, жена Валериана
  • Подземелье ведьм (СССР, Чехословакия) (1990) главная роль: Белогурочка
  • Мёд осы (1991) роль: Татьяна, мать Бориса и Глеба
  • Три дня вне закона (1992) роль: Ольга, сестра Андрея
  • Слеза Князя Тьмы (Эстония, Польша, Россия) (1992) роль: подручная барона
  • Эти старые любовные письма | Need vanad armastuskirjad (1992) (Эстония)
  • Зона любэ (1994) роль: Лена, журналистка телевидения
  • Время печали еще не пришло (1995) роль: Ляля / Соня
  • President и его женщина (1996)
  • Пробуждение (короткометражный) (1998)
  • Очаровательные негодники (1999)
  • Каменская (1999-2000) роль: Светлана Параскевич, фильм «Чужая маска»
  • Воспоминания о Шерлоке Холмсе (2000) главная роль: Кью
  • Фортуна (2000) эпизод