Кто такой фидий и чем знаменит. Фидий – творец одного из чудес света. Знаменитый скульптор Фидий

Фидий родился вскоре после Марафонской битвы, примерно в 490 году до нашей эры в Афинах. Сведений о его жизни очень мало, кроме того, в настоящее время нет ни одной древнегреческой статуи, про которую можно с уверенностью сказать, что это работа Фидия. Его творчество известно по описаниям античных авторов, а также более поздним копиям и тем скульптурам, которые предположительно приписываются Фидию.

Точно неизвестно, у кого учился Фидий скульптурному мастерству — предположительно это были Гегий, Агелад и Полигнот — знаменитые древнегреческие скульпторы. Фидий работал в Афинах, Платеях, Олимпии и Дельфах. В Олимпии его мастерская располагалась за Альтисом, священным участком, на котором был расположен храм Зевса. Сейчас на этом месте находится церковь, построенная в V веке нашей эры.

Фидий считается основоположником европейского искусства и одним из самых лучших представителей классической скульптуры. Именно он первым стал использовать правило золотого сечения, которое в честь него назвали греческой буквой φ. Большинство из известных древнегреческих скульпторов считаются учениками Фидия.

Фидию приписываются многие античные произведения скульптуры, большинство из которых не сохранились. Одно из семи чудес света, статуя Зевса, было построено Фидием. Кроме того, его работами считаются «Афина Парфенос», «Афина Пемния», «Раненая амазонка», «Медуза Ронданини» и многие другие. Для создания скульптур он использовал хрисоэлефантинную технику, работая с золотом и слоновой костью.

Фидий был прекрасно осведомлен о многих законах оптики. Сохранилась история о том, как он соперничал с Алкаменом — им обоим заказали статуи Афины на высоких колоннах. Фидий создал скульптуру, казавшуюся на земле непропорциональной и некрасивой. Когда же статуи поставили на колонны, скульптура Фидия несомненно стала выглядеть гораздо лучше, чем работа Алкамена.

Согласно Плутарху, Фидий помогал Периклу осуществлять реконструкцию Афинского Акрополя в классическом стиле, придав ему нынешний облик.

Взаимоотношения с согражданами Фидия были довольно напряженные: так, его обвиняли в воровстве золота, которое он использовал для создания плаща Афины. Скульптор заранее продумал такой вариант и сделал плащ из съемных пластин, чтобы его можно было взвесить. Недовес не нашли, и конфликт был исчерпан. Но через некоторое время Фидия обвинили в оскорблении Афины — на ее статуе был найден профиль автора. Скульптора посадили в тюрьму, и там он предположительно покончил с жизнью. По другой версии, его изгнали в Элиду, где он скончался через некоторое время.

Среди существующих ныне статуй нет ни одной, которая бы несомненно принадлежала Фидию. Наши знания о его творчестве основаны на описаниях античных авторов, на изучении поздних копий, а также сохранившихся работ, которые с большей или меньшей достоверностью приписываются Фидию. Среди ранних работ Фидия, созданных ок. 470–450 до н.э., следует назвать культовую статую Афины Ареи в Платеях, сделанную из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). К тому же периоду, ок. 460 до н.э., относится мемориальный комплекс в Дельфах, сооруженный в честь победы афинян над персами в Марафонской битве. Тогда же (ок. 456 до н.э.), и тоже на средства от добычи, захваченной в Марафонской битве, Фидий установил на Акрополе колоссальную бронзовую статую Афины Промахос (Заступницы). Другая бронзовая статуя Афины на Акрополе, т.н. Афина Лемния, которая держит шлем в руке, была создана Фидием ок. 450 до н.э. по заказу аттических колонистов, отплывавших на остров Лемнос. Возможно, две статуи, находящиеся в Дрездене, а также голова Афины из Болоньи являются ее копиями.

Хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) статуя Зевса в Олимпии считалась в древности шедевром Фидия. У Диона Хрисостома и Квинтилиана (1 в. н.э.) говорится, что благодаря непревзойденной красоте и богоугодности творения Фидия обогатилась сама религия, а Дион добавляет, что всякий, кому довелось увидеть эту статую, забывает все свои печали и невзгоды. Подробное описание статуи, считавшейся одним из семи чудес света, имеется у Павсания. Зевс был изображен сидящим. На ладони правой его руки стояла богиня Ника, а в левой он держал скипетр, наверху которого сидел орел. Зевс был бородатым и длинноволосым, с лавровым венком на голове. Сидящая фигура едва не касалась потолка головой, так что возникало впечатление, что если Зевс встанет, то снесет с храма крышу. Трон был богато украшен золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. В верхней части трона над головой статуи помещались с одной стороны фигуры трех Харит, а с другой – трех времен года (Ор); на ножках трона были изображены танцующие Ники. На перекладинах между ножками трона стояли статуи, представлявшие олимпийские состязания и битву греков (возглавляемых Гераклом и Тесеем) с амазонками. Выполненный из черного камня пьедестал трона украшали золотые рельефы, на которых были изображены боги, в частности Эрот, который встречает выходящую из морских волн Афродиту, и увенчивающая ее венком Пейто (богиня убеждения). Статуя Зевса Олимпийского или одна его голова изображались на монетах, которые чеканились в Элиде. Относительно времени создания статуи ясности не было уже в античности, но, поскольку строительство храма было завершено ок. 456 до н.э., вероятнее всего, статуя была поставлена не позднее ок. 450 до н.э. (теперь возобновились попытки отнести Зевса из Олимпии ко времени после Афины Парфенос).

Когда Перикл развернул в Афинах широкое строительство, Фидий возглавил все работы на Акрополе, среди прочего и возведение Парфенона, которое вели архитекторы Иктин и Калликрат в 447–438 до н.э. Парфенон, храм богини-покровительницы города Афины, одно из наиболее прославленных созданий античной архитектуры, представлял собой дорический периптер. Обильное пластическое убранство храма выполнила большая группа скульпторов, работавшая под началом Фидия и, вероятно, по его эскизам (наиболее знамениты находящиеся теперь в Британском музее рельефные фризы Парфенона и фрагментарно сохранившиеся статуи с фронтонов).

Стоявшую в храме культовую хрисоэлефантинную статую Афины Парфенос, которая была закончена в 438 до н.э., изваял сам Фидий. Описание Павсания и многочисленные копии дают о ней достаточно ясное представление. Афина изображалась стоящей в полный рост, на ней был длинный, свисавшей тяжелыми складками хитон. На ладони правой руки Афины стояла крылатая богиня Ника; на груди Афины была эгида с головой Медузы; в левой руке богиня держала копье, а к ее ногам был прислонен щит. Около копья свернулась священная змея Афины (Павсаний называет ее Эрихтонием). На постаменте статуи было изображено рождение Пандоры (первой женщины). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней – борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. На голове богини был шлем, увенчанный тремя гребнями, средний из которых представлял собой сфинкса, а боковые грифонов. У Афины имелись украшения: ожерелья, серьги, браслеты.

Близость стиля со скульптурами и рельефами Парфенона чувствуется в статуях Деметры (ее копии находятся в Берлине и Шершеле, Алжир) и Коры (копия на вилле Альбани). Мотивы обеих статуй использованы в знаменитом большом вотивном рельефе из Элевсина (Афины, Археологический музей), римская копия которого имеется в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Складки одеяния Коры близки по стилю драпировкам статуи стоящего Зевса, копия которой хранится в Дрездене, а торс, возможно, являющийся фрагментом оригинала, – в Олимпии. К фризу Парфенона близок по стилю Анадумен (юноша, завязывающий повязку вокруг головы); возможно, она была создана в качестве ответа Диадумену Поликлета. Статуя Фидия гораздо естественнее в смысле позы и жеста, но несколько грубее. Вместе с Поликлетом и Кресилаем Фидий принимал участие в конкурсе на статую раненной амазонки для храма Артемиды в Эфесе и занял второе место после Поликлета; копией с его статуи считается т.н. Амазонка Маттеи (Ватикан). Раненная в бедро, амазонка заткнула хитон за пояс; чтобы уменьшить боль, она опирается на копье, ухватившись за него обеими руками, причем правая поднята выше головы. Как и в случае Афины Парфенос и рельефов Парфенона, богатое содержание помещено здесь в простую форму.

Творения Фидия грандиозны, величественны и гармоничны; форма и содержание находятся в них в совершенном равновесии. Ученики мастера, Алкамен и Агоракрит, продолжали работать в его стиле в последней четверти 5 в. до н.э., а многие другие скульпторы, среди них Кефисодот, – и в первой четверти 4 в. до н.э.

Введение

Творчество Фидия - вершина греческой классики. Время, в которое жил и творил Фидий, благодаря расцвету культуры, искусства вошло в историю под названием «Золотого века».

Фидий один из самых знаменитых скульпторов Древней Греции. Биографические сведения о нем крайне скудные. Известно только, что он родился в Афинах ок. 490 г. до н.э. вскоре после битвы при Марафоне. Его отца звали Хармид, о чем свидетельствует надпись, сделанная Фидием на пьедестале статуи Зевса в Олимпии. Он работал в Афинах, Платеях, Дальфах, Олимпии. Вероятно его отец тоже был скульптором, его брат и племянник были художниками. Первоначально Фидий занимался живописью, позже он стал скульптором. Учителем Фидия считают афинского мастера Гегия, Гегий работал с мрамором, у него Фидий и перенял искусство высекать скульптуры из мрамора. Также он учился и у Агелада, мастера, связанного с традициями аргосско-сикионской школы.Колпинский Ю. Искусство Греции эпохи расцвета. - М.: Гос. издат-во изобр.искусств, 1937, с.117 У него о Фидий учился работать с бронзой. Фидий объединил в своем творчестве элементы дорической и ионической традиций. Конкретное реальное движение тела человека Фидий стремился показать начиная с ранних работ. Гармония и естественность поз, живая пластика человеческого тела - вот отличительные черты скульптур Фидия.

Раннее творчество Фидия

В раннем творчестве Фидию принадлежит исполнение многофигурной скульптурной группы, которая была поставлена в Дельфах, в честь победы при Марафоне. Он отлил ее из бронзы и состояла она из 13 фигур. В частности, она изображала полководца Мильтиада в окружении Афины, Аполлона и героев Аттики. Позднее эта композиция дополнялась другими фигурами греческих героев, поскольку фигуры в группе были не связаны друг с другом. Поскольку детство и юность скульптора прошли в период греко-персидских войн, он всю жизнь создавал памятники, посвященные восхвалению героических подвигов греческого народа над персами. К этому же периоду относится статуя раненой амазонки (рис. 1). Эта статуя была заказана жителями города Эфеса для храма Артемиды. Эта скульптура участвовала в конкурсе наравне с работами других греческих скульпторов - Поликлета, Кресалая, Фрадмона и Кидона. Но пальма первенства была отдана статуе Поликлета. В ранний период творчества Фидий берется за исполнение статуй из различных материалов. Он создает статуи из дерева и мрамора.

Рисунок 1. Амазонка. Мрамор. Римская копия. Рим. Музей Ватикан

Расцвет творчества Фидия

Расцвет творчества Фидия приходится на время правления Перикла. Это было время подъема греческих городов после победы над персами, время расцвета рабовладельческой демократии. Этот период в искусстве принято определять как высокая классика.

В 447 году до н.э. по инициативе Перикла на Акрополе на месте разрушенных во время греко-персидских войн храмов началось новое строительство. В течении третьей четверти 5 в. до н.э. были возведены: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос. Завершающее ансамбль здание Эрехтейона строилось позже, во время Пелопонесской войны.

Частично Акрополь был восстановлен сразу после окончания войны при Кимоне, он же разработал план украшения Акрополя и проделал целый ряд работ по его восстановлению. При Кимоне Фидий создал статую Афины Промахос (покровительницы или стерегущая) в 465-455 гг. до н.э. Она прославляла мощь и величие Афин. Это был первый памятник, воздвигнутый в честь победы над врагом и стал символом возрождения города, его мощи. О масштабах статуи Афины-Промахос мы можем судить по картине Лео фон Кленце «Реконструкция Афинского Акрополя» 1846 года. Статуя была выполнена из бронзы и достигала 18 метров в высоту и возвышалась над всеми окрестными зданиями. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, острие которого было из золота, а левой держала щит. Его голову покрывал шлем, гребни которого тоже были покрыты золотом. Огромную мощную женскую фигуру и золото блестящее на солнце издали видели моряки, поэтому статуя Афины служила еще и маяком для мореплавателей. В этой работе Фидий еще далек от норм классицизма, которые есть в его поздних работах. Но трактовка образа - голова Афины была чуть наклонена набок и вниз, как бы смотрела с высоты на город и охраняла его - показывает, что Фидию важен был жизненный образ богини, обращенный к людями. Этим статуя Афины отличалась от идеальных образов богов и богинь в исполнении других скульпторов того времени. Это был образ идеализированного, но все же живого человека.

В 450-440 гг. до н.э. Фидием была создана Афина Лемния (рис. 2,3). Это бронзовая статую богини Афина была выполнена скульптором по заказу жителей о. Лемнос. Выполнена она была в бронзе. Богиня изображена не обычно - она стоит без щита, эгида с изображением Медузы Гаргоны перекинута через плечо и голова ее не покрыта, шлем она держит в левой руке, а в правой копье. Стояла статуя где-то неподалеку от Пропилей. Статуя не сохранилась, судить о ней можно лишь по копиям более позднего времени и по восторженным отзывам современников скульптора. Отмечают удивительную красоту и утонченность черт лица богини. Скульптор изобразил идеальный образ прекрасной юной девы, далекий от образов живых людей. Но тем не менее, снятый с головы шлем придает некоторую теплоту образу богини, нет в нем официальной торжественности, как у Афины Пармахос.

фидия скульптурный статуя афина

Рисунок 2

Рисунок 3. Афина Лемния. V в. до н.э. Мрамор. Римская копия. Дрезден.

Целостный план застройки и украшения Акрополя был составлен при Перикле. Всеми работами руководил Фидий, близкий друг Перикла. Строительные работы длились несколько десятилетий и завершились созданием уникального в истории культуры комплекса, где архитектура и скульптура были единым целым, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Акрополь стал воплощением могущества Афин и в то же время, впервые в истории Греции выражал идею единства эллинов. На холме Акрополя главное место занимал Парфенон - храм Афины, богини мудрости и покровительницы города. Строителями Парфенона были Иктин и Каликрат. Фидий был автором планировки храмов, руководил выполнением скульптурного ансамбля Парфенона. Он был очень разносторонним скульптором, работал в хрисоэлефантинной технике и с мрамором. К сожалению, о мощи и таланте Фидия мы можем судить по более поздним римским копиям его скульптур, а так же по изображениям статуй на монетах и украшениях. Часть скульптур и скульптурных групп были выполнены учениками Фидия.

По мысли Фидия взору человека, идущего по Акрополю, памятники должны были открываться последовательно, не заслоняя друг друга красотой и величием. Поэтому при построении композиции он отошел от принципа симметричности, свойственному архаике. Памятники располагались свободно, подходя вплотную к одному их памятников, вниманию зрителя открывался вид на другой. Таким образом каждое из строений или статуи Акрополя представали перед зрителем с наиболее выгодной, в художественном смысле, точки зрения, так чтобы максимально выявить художественный эффект каждого объекта.

Статуя Афины Парфенос - Афина Дева (447-438 гг. до н.э.) (рис. 4) находилась в наосе Парфенона и была выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть выполненные из слоновой кости и золота).

Рисунок 4. Римская мраморная копия с хрисоэлефантинный статуи Парфенос.

Высота статуи была более 9 метров, она стояла на высоком (высотой около 1,5 метров) белокаменном постаменте. В 13 веке статуя была вывезена в Константинополь и уничтожена. Представить ее помогают сохранившиеся ее воспроизведения более поздних времен. Такие как статуя Афина Варвакион, найденная в Афинах в 1879 году, возле гимназии Варваки, или «статуэтка Ленормана», обнаруженная в 1859 году. По ним можно представить облик статуи в Акрополе. Одежда была с пышными спускающимися складками, ее подпоясывали змеи, змеи были и на эгидеЭгида -- в мифах древних греков щит Зевса и Афины, изготовленный Афиной из шкуры порождённого богиней Геей чудовища (вариант: изготовлен Гефестом для Зевса). Потрясая им, Зевс наводит ужас на богов и людей; достигнув господства над богами и людьми, Зевс отдал эгиду Афине. Слово эгида в европейских языках как понятие нарицательное означает защиту, покровительство., которую они окаймляли. Шлем богини был украшен рвущимися вперед крылатыми конями и сфинксом посередине, с тремя гребнями над ними. На правой руке сидела крылатая богиня Победы Ника, другой рукой Афина опиралась на щит, на внешней стороне которого было изображение битвы греков и амазонок, а на внутренней стороне битва богов с гигантами. Среди сражающихся греков Фидий изобразил себя и Перикла, за что и поплатился в последствии (рис. 5). Его обвинили в безбожии.

Рисунок 5

Статуя была выполнена из дерева, большая ее часть была покрыта золотом, а части воспроизводящие тело были покрыты пластинами из слоновой кости, в глаза были вставлены драгоценные камни. Слоновую кость скульптор подвергал тонировке, тем самым добиваясь разнообразия зрительного восприятия скульптуры. Не случайно, что Афина изображена с Богиней Победы Никой в руке. По мысли греков именно Афина принесла победу городу в долгой войне с персами. Не случайно и изображение змей. Их наличие указывает на идею автохтонности афинян, т.е., с их точки зрения, они были единственным народом Эллады, высшим среди эллинов. Важно отметить, что скульптура была больших размеров, а для выполнения ее в столь сложной технике требовались немалые ресурсы. Оформление статуи было очень сложным, сюжетные рельефа были не только на постаменте Афины, но им на более мелких деталях одежды, на ободке сандалий например.

Рисунок 6. Фидий или круг Фидия. Фрагмент барельефа Парфенона. Греция. V в. до н. э. Мрамор. Британский музей, Лондон.

При трактовке образов Фидий стремился к преодолению скованности движений. Стремился объединить фигуры в единую композицию, связать их своеобразным ритмом. Таким образом, пластика тел, сюжет и философское содержание во фризах (рис. 7), исполненных Фидием составляли единое целое. Большое внимание он уделял пластике тела и расположению складок одежд - это дополнительно создавало иллюзию движения не зависимо от позы изображенного.

Рисунок 7

Метопы фриза Парфенона. Горельефы 92 метоп выполнены Фидием из мрамора и изображают битвы. Восточная сторона - бой богов и гигантов, западная - бой греков и амазонок, южная сторон - бой лапифов с кентаврами, северная - участников Троянской войны.

По мнению ученых, эти способы отображения движения Фидием можно считать зарождением в искусстве приемов ритмизации и маньеризма (достижения эффекта за счет надуманных искажений).Адохин А.П. Мировая культура и искусство. - М.:ЗАО «БММ»,2007, с. 135 Среди фигур с фронтонов Парфенона выделяют скульптурную группу трех мойр (рис. 8). Это богини судьбы, плетущие нити жизни людей.

Рисунок 8. Мойры. Фрагмент скульптуры восточного фронтона Парфенона. Мрамор.

Непринужденное благородство и спокойствие фигур богинь в их позах. Пластику человеческого тела подчеркивают складки их туник. Движения фигур богов и героев на фронтонах Парфенона очень естественны, Боги как будто ближе стали к человеку. Глядя на их изображения возникало, возникает и сейчас, чувство восхищения красотой и совершенством человека. Люди и Боги изображаются одинаково прекрасными (рис. 9-13).

Рисунок 9

Так называемый Тесей с Деметрой и Персефоной. Статуи восточного фронтона. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе.

Британский музей, Лондон. Мрамор.

Рисунок 10. Деталь убранства Парфенона. Афины

Рисунок 11 Кентавр, уносящий лапифянку. Фрагмент метопы южной стены.

Рисунок 12. Изображение Перикла сражающегося с Амазонками

Наиболее совершенно из всех работ Фидия считается статуя Зевса Олимпийского (рис. 14). Вот как писал о ней греческий поэт Филипп, восхищенный красотой и величием творения скульптора: «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, Или на небо ты сам, бога чтоб увидеть взошел?» Соколов Г.И. Искусство древней греции.- М.: Искусство, 1980., с. 85

Рисунок 13. Нике (или Ирида). Статуя западного франтона. Круг Фидия, детали убранства Парфенона.

Рисунок 14. Статуя Зевса Олимпийского. Реконструкция.

Фидий выполнил статую Зевса для храма Зевса в Олимпии. Она была 14 м высотой, входила в число семи чудес света. Храм был создан архитектором Либоном из Элиды. Археологами была обнаружена мастерская Фидия не далеко от алтаря храма Зевса, она была точно таких же размеров, что и храм. Готовую статую переносили в храм по частям. Зевс восседал на троне. В одной руке он держал скипетр, в другой изображение Богини Победы. Статуя была выполнена в хрисоэлефантинной технике. Тело бога создавалось из слоновой кости, и украшено драгоценными камнями и 200 килограммами чистого золота, волосы и мантия из золота. Благодаря особой розовой слоновой кости тело Зевса казалось живым и выглядело очень реалистично. Богато был выполнен трон - из черного дерева, кости и драгоценных камней. Статуя была огромных размеров, и, казалось, если Зевс встанет, то пробьет головой крышу. Это было самое знаменитое произведение Фидия. Целое поколение греков считало эту статую истинным богом. Тот, кто умирал не увидев эту статую, считал себя несчастным человеком. При установке статуи Фидий детально подошел к освещению статуи, для чего в потолке были сделаны отверстия через которые особым образом падал свет, придавая Зевсу еще большее величие. Более семи столетий величественно восседал Зевс в своем храме, пока не был сильно поврежден землетрясением во 2 м веке нашей эры. Но, тем не менее, Олимпийские игры продолжались, пока в 394 году не были запрещены императором Феодосием I, посчитавшим их языческим культом. После этого начался постепенный упадок как храма, так и самой статуи Зевса. Воры отдирали золото, драгоценные камни и даже слоновую кость. В попытке спасти статую, ее вывезли в Константинополь, где она и сгорела во время сильного пожара. Судить о ней можно по изображениям на монетах и по живописным реконструкциям (рис. 15).

Фидий (Φειδίας) был величайшим скульптором древней Греции.

О его жизни известно совсем немного, но его произведения известны во всем мире.

Фидий родился в Афинах, в начале 5-го века до н. э., он был сыном богатых родителей. С раннего детства он занимался живописью и уже тогда был заметен его талант и одарённость. Рано он обратился к скульптуре , учителем Фидия был афинский древнегреческий скульптор Гегий (Ηγία), который был замечательным художником и архитектором и считался величайшим скульптором классической Греции.

Фидий начинал работать с медью и мрамором, создавая уникальные статуи в честь древних богов и памятники, посвящая их различным историческим событиям. Он был первым скульптором, который совместил слоновую кость и золото как материалы в скульптуре.

К сожалению, ни одна из работ Фидия не дошла до нашего времени.

Первый проект, созданный Фидием был скульптурный кластер из латуни, посвящённый марафонской битве, включающий скульптуру полководца Мильтиада (Μιλτιάδη) в окружении скульптур Аполлона, Афины и некоторых других мифических героев, размещённый в Дельфах . К первым работам в древних Афинах , можно отнести скульптурное украшение храма Тесея.

В дальнейшем он создаёт статую Афродиты Урании и статую амазонки для храма Артемиды .

Творческий расцвет великого мастера, приходится на период правления Перикла, с которым впоследствии они становятся большими друзьями. При создании нового ансамбля Афинского акрополя (до этого храмы были разрушены персами), Фидий становится главной фигурой.

Архитектурные скульптуры Парфенона, все были высечены из пентелийского мрамора, многие из них стали шедеврами искусства. Вместе с Фидием работали его ученики и великие скульпторы Алкамен (Αλκαμένη), Агоракрит (Αγοράκριτου) и Мирон (Μύρων).

Две лучшие работы из более поздних произведений Фидия - это те, которые выделяются в древней Греции и стали знаменитыми шедеврами искусства древнего мира: статуя богини Афины (446- 438 гг до н.э.) и статуя Зевса Олимпийского, выполненная примерно в 432 году до н.э.

Фидий создал огромную хрисоэлефантинную статую главного олимпийского бога в храме Зевса в Олимпии, высотой 14 метров. Золотая ткань покрывала тело Зевса, в руках он держал скипер с орлом и Нику (богиню победы). Люди, на фоне скульптуры, казались маленькими мошками.

В ходе раскопок, в Олимпии в 1954 – 1958 годах, была обнаружена мастерская великого художника, где создавалась статуя Зевса. Были найдены различные инструменты, глиняные формы и кружка, которая имела надпись «я принадлежу Фидию». Эти находки помогли археологам определить время работ над статуей и возродить методы, которые он использовал для строительства.

Статуя богини Афины на Акрополе, была установлена в Парфеноне. Фидий изобразил Афину-Деву (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Она, как и Зевс, была сделана из золота и слоновой кости, имела колоссальные размеры и стала инновационной технологией в скульптуре. Со слов Плиния старшего, высота статуи была 11,544 м, в руках она держала богиню Нику, меч и щит, на одной стороне которого были изображены боги, на другой - битва амазонок . Больше тонны золота ушло на создание статуи Афины. Афина Парфенос сочетала в себе драгоценные материалы и символизировала историческое прошлое и мощь афинского полиса в 5 веке до н.э.

Смерть Фидия

К несчастью, жизнь многих великих талантливых людей сопровождается враждебностью со стороны завистливых людей.

Сначала, великого мастера обвинили в нехватке золота, ушедшего на статую Афины. При помощи Перикла , был созван совет, который распорядился снять всё золото с Афины и взвесить. Вес золота был найден в полном объеме и Фидия оправдали. Но затем против него было выдвинуто новое обвинение - в высокомерии. Щит Афины, как было сказано выше, изображал амазономахию, а на другой стороне щита, были изображены боги, среди которых Фидий изобразил себя и Перикла. За это он был арестован и осужден, в тюрьме великий мастер заболел и умер.

Жаль, что сегодня мы не можем любоваться оригинальными произведениями Фидия. Однако, мы можем увидеть шедевры, которые являются точными копиями и являются частью великого культурного наследия Греции.

Римская копия Зевса Олимпийского Эрмитаж, Санкт-Петербург

Душой величественной художественной деятельности периода расцвета Эллады был Фидий (ок. 488–432 гг.), друг Перикла , смягчивший и в архитектуре и в пластике прежнюю суровую строгость формы, превративший ее в возвышенную и вместе с тем грациозную красоту. Современники и потомки прославляли его колоссальные хрисоэлефантинные (сделанные из золота и слоновой кости) статуи богов. Знаменитейшей работой Фидия, верхом всего его творчества, была статуя Зевса в храме города Олимпии . На лице Зевса было выражение такого всемогущества и милосердия, величия и спокойствия, что вид его, по словам древних писателей, избавлял душу от печали, заставлял забывать все страдания. Предание говорит, что царь неба сам явился в этом виде художнику. У греков была поговорка, что несчастлив тот, кому не удалось хоть раз взглянуть на эту статую Фидия.

Римская статуя I в. по Р. Х., изображающая Юпитера. Сделана по образцу скульптуры Зевса в Олимпии работы Фидия

В своем подробном описании храма Зевса олимпийского историк Павзаний описывает и эту статую Зевса (V, 10, 11). Фидий изобразил Зевса сидящим на престоле с головой, украшенной оливковым венком. В правой руке Зевс держал статую богини победы (Ники), сделанную из золота и слоновой кости, в левой он держал великолепный скипетр, сделанный из разных металлов. Обувь и одежда его были золотые; одежду украшали изображения животных и цветов, особенно лилий. Престол в этой работе Фидия был сделан из золота и слоновой кости и украшен драгоценными камнями. На скамье, под ногами Зевса были изваяны золотые рельефы, изображавшие львов и битву Тесея с амазонками. Высота статуи от основания до вершины головы составляла 60 футов. Зевс был изображен Фидием сообразно тому представлению, какое дает о нем эпизод Илиады , рассказывающий, что он выразил легким наклонением головы согласие на просьбу Фетиды , и от движения его кудрей потряслась высоты Олимпа .

Статуей Зевса в Олимпии Фидий создал у греков образ царя богов в его всемогуществе и милосердии. Двумя другими прославленными в его творчестве работами – статуями Афины Паллады – он создал образ светлой и величественной богини-девы, покровительницы мирных занятий, защитницы от врагов. Как покровительницу мирных занятий, богиню городской жизни и умственной деятельности, изображала ее колоссальная статуя, сделанная из золота и слоновой кости и поставленная в Пар феноне . Эта «Афина-Дева» (Афина Парфенос) держала на простертой руке изображение богини победы. Раньше того Фидием была сделана колоссальная бронзовая статуя, изображавшая богиню как защитницу от врагов (Афина Промахос). Эта его работа стояла в афинском Акрополе между Пропилеями и Парфеноном.

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий

Творчество Фидия и его современников имеет в истории греческих религиозных понятий то высокое значение, что, оно, подобно Гомеру и Гесиоду , установило черты представлений о богах . Религиозные идеалы, созданные этим творчеством, остались типичными для всех образов божеств, какие создавались искусством следующих времен. Греческие художники навсегда остались верны идеалам творчества Фидия; никогда не представляли они богов волнуемыми какою-нибудь страстью, никогда не придавали им грубого чувственного выражения. Нравственное достоинство и спокойствие души навсегда остались характерными чертами греческих божеств .

Фидий. Афина Лемния. Предположительная реконструкция

В духе работ Фидия, представляющих идеальные образы Зевса и Паллады, его ученики Алкамен и Агоракрит паросский создали идеалы других божеств и в особенности Афродиты . Когда афиняне отдали предпочтение Афродите Алкамена, Агоракрит переделал свою статую этой богини в изображение богини мщения Немесиды и поставил его в храме её, находившемся в Рамнунте. Кроме Афродиты Алкамен сделал изображения еще нескольких божеств, возбуждавшие удивление определенностью и тонкостью характеристики их. В особенности славились его статуи Гефеста и Асклепия . Агоракрит считался любимым учеником Фидия; главное его достоинство состояло в верности стилю Фидия; самостоятельного творчества у него было мало. Он тоже сделал статую Зевса, но придал ему такое мрачное выражение, что эта статуя казалась Страбону изображением бога царства мёртвых Аида .

Фидием и его учениками, были изготовлены превосходные скульптурные работы, украшавшие Парфенон. Многие из них более или менее хорошо сохранились и находятся теперь в Британском музее. На восточном фронтоне стояла группа, изображавшая рождение Паллады , на западном – группа, представлявшая спор её с Посейдоном о том, кому из них должно принадлежать покровительство над Аттикой . На метопах были рельефы, изображавшие битвы кентавров с лапифами , а на фризе была изображена процессия Панафинейского праздника : девушки в длинных одеждах, несущие жертвенные сосуды, молодые люди на конях и на колесницах, жрецы; сидящие божества, ожидающие прибытия процессии и прочее. Сочетание строгости стиля и архитектурных условий с естественностью и свежестью фигур, наивность и серьезность их придают этим работам школы Фидия характер возвышенности. Сравнивая их с изваяниями предшествовавшего времени, надо удивляться живости фигур на них. Они – воспроизведение свободных движений людей. Все характеры выражены в этих работах с величайшею простотою и наивностью; все движения непринужденны и грациозны, все подробности каждой позы верны природе. Пластика тут вполне освободилась от неподвижной симметричности и жесткости архаической старины. Это – прекрасная середина между застывшей типизацией прежнего стиля и полной творческой индивидуальностью позднейшего.