Лексическая тема зима. Лексическая тема «Зима»

1. Обсудить на прогулке, что на улице происходит зимой:

Сейчас зима. Вся земля покрыта снегом. На детской площадке лежат сугробы – большие кучи снега. Стало холодно, на улице мороз. Люди надевают тёплую зимнюю одежду, чтобы не замёрзнуть – шубы, пальто, варежки, сапоги, валенки, шапки. Небо серое, облачное, пасмурное. Солнышко светит, но не греет. Деревья стоят голые, покрытые снегом и инеем. На крышах домов висят сосульки. Дует сильный ветер – метель. Падает снег – снегопад. Зимой можно кататься по снегу на санках, лыжах, лепить снеговиков, строить снежные башни, играть в снежки, кататься с горки.

2. Подбор прилагательных к существительному

Снег какой? (белый, холодный, пушистый, хрустящий, мягкий, лёгкий…)

Снежинки какие? (белые, маленькие…)

Лёд какой? (холодный, прозрачный, гладкий, скользкий, твёрдый…)

Сосулька какая? (холодная, прозрачная, гладкая, скользкая, твёрдая…)

Погода какая? (холодная, морозная, пасмурная…)

Ветер какой? (сильный, холодный, морозный…)

Какую одежду надевают люди зимой? (тёплую, зимнюю)

3. Подбор существительных к глаголу

Что тает? (снег, снежинка, сосулька)

Что на земле блестит? (снег)

Что дует? (ветер)

4. Подбор глаголов к существительному

Снежинки зимой что делают? (падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают...)

Снег что делает? (падает, ложится, лежит, идёт, кружится, хрустит, блестит, искрится, сверкает, переливается, тает…)

Ветер что делает? (дует, задувает, воет...)

5. Употребление глаголов в прошедшем времени (сегодня снег падает, а вчера…падал, сегодня снег ложится, а вчера…)

6. Задавать другие вопросы по теме:

Какое сейчас время года?

Чем покрыты деревья и земля?

Где висят сосульки?

Где лежит снег?

Что висит на крышах домов?

Какую одежду надевают зимой?

Зачем люди надевают зимой тёплую одежду?

Что такое сугробы?

Что можно делать зимой на улице?

7. Назови ласково (снег – снежок, лёд – ледок, льдинка, снежинка, сосулька, горка, сугроб, ветер, солнце, санки, снеговик)

8. Скажи наоборот

Снег мягкий, а лёд…Летом жарко, а зимой…Одни сосульки длинные, а другие…

9. Пальчиковая игра

Прогулка.

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять («идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили («лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались (проводим указательным пальцем пр. р. по ладони л. р.)

А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

10. Песенки на зимние темы (в лесу родилась ёлочка и маленькой ёлочке холодно зимой)

11. Стихи
А на горке - снег, снег, и под горкой - снег, снег, и на ёлке - снег, снег, и под ёлкой - снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише… Не шуметь.

12. Загадки.

Своими словами описать понятия (снег, снежинки, сугроб, сосулька, лёд, ветер, санки, снеговик, горка).

Загадки в стихах:

Белые шапки надели дома, холодно им - наступила …

Дел у меня немало - я белым одеялом всю землю укрываю, в лёд реки убираю, белю поля, дома, а зовут меня...

Крыша в шапке меховой, белый дым над головой, двор в снегу, белы дома. Ночью к нам пришла...

С неба он летит зимой, не ходи теперь босой, знает каждый человек, что всегда холодный...

На всех садится, никого не боится (снег)

Выпал снег чистейшей пробы, из него везде...

Снегом землю замело - за окном белым-бело, эти белые пушинки называются...

Не колючий, светло-синий по кустам развешан …

Вот полозья, спинка, планки, а всё вместе это – …

До чего же повезло - сколько снегу намело! Выходим спозаранку кататься мы на …

1«Какой может быть?»

Снег –...(белый, пушистый)

Зима -...(тѐплой, суровой, холодной)

Мороз -...(сильный,слабый, трескучий)

хоровод –...(большой, дружный, красивый, весѐлый)

снеговик -...(большой, белый, холодный, весѐлый, снежный)

2. Игра «Что делает?»

СНЕГ: идѐт, тает, кружится, летает, падает,ложится, сверкает, скрипит, вьѐ

тся. СНЕЖИНКА: тает, падает, идѐт, кружится, ложится, вьѐтся. ЛЕД: трещит, тает, ломается, плывѐт. ДЕТИ ЗИМОЙ(что делают?) –играют, бегают, катаются, лепят, скатываются

3. Назови ласково:

зима –зимушка, снег –снежок, санки –, ѐлка -, снеговик -, горка –

4. Один –много (множественное число):

хоровод –хороводы, подарок -, хоккеист –, снежок –, праздник -, лыжник –, горка -, клюшка -, ѐлка -

5. Посчитай

одна гирлянда, две..., три..., четыре..., пять; один снежок, два..., три..., четыре..., пять....

одна снежинка, две..., три...,четыре....пять..; один сугроб, два..., три.., четыре..., пять...

7.«О чем можно сказать?»

Замерзает –река, Наступает -...зима, Кружатся -...снежинки, Летят -...снежинки, Надели -...шапки, шубы, Обули –...сапоги, валенки

8.«Продолжи предложения»

Зимой люди ходят в...(шубах, шапках...). Зима приносит...(снегопады, морозы) Зимой замерзает вода на...(реках, озерах...) Я люблю кататься зимой на...(коньках, лыжах...).

9. «Что лишнее и почему?»

Панама, шапка, ушанка. Сапоги, валенки, сандалии. Август, декабрь, февраль

10. «Придумай слово» образование родственных слов

Снег –снежок –снежочек –снежинка –снегопад –снеговик –снеговичок –снежки

–снегоход –снегокат –снежный –заснежило –снежище –снегурочка

–снегирь –белоснежный –Белоснежка –подснежник.

12. Какие зимние виды спорта ты знаешь? Что нужно этим спортсменам?

13. Исправь ошибку:

Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

14.Пересказ рассказа «Гостья-Зима».

«Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю бел

ым покрывалом. Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лѐд. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А ещѐ можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это –зимние забавы. Мы очень любим зиму.»

Вопросы для пересказа:

Кто пришёл к нам в гости? Какие подарки принесла зима?

Для чего людям нужны эти подарки? Какое время года было до этого?

Что такое зимние забавы? Чем зима накрыла землю?

Что делает метель, вьюга, ветер, мороз?

9. Игра «Снаряди спортсмена»

13. Найди отличие.

14.Найди пару.

15. Раскрась картинку. Вспомни, как называются зимние забавы, изображенные на картинке. Скажи без чего невозможно заниматься каждой из этих забав.(кататься на коньках нельзя без коньков и т.д.)

Лексическая тема: «Транспорт. ПДД.»

1. Кто такие пассажиры? Пешеходы?

2. «Назови ласково»

паровоз –

самолет –

машина –

корабль –

лодка –

вертолет –

3. Закончи предложение

Машинисты водят …

Летчики летают на …

Шоферы ездят на …

4. Как назвать остановку:

Трамвая – трамвайная

Автобуса - …

Троллейбуса –

5. Какой ты знаешь специальный транспорт?

6. Для чего некоторым видам специального транспорта нужны сирена и мигалка?

7. Зачем нам нужен специальный транспорт? (пожарная, полицейская, скорая, снегоуборочная, поливальная машины, бульдозер, экскаватор, каток)

9. Собери предложение:

Машина, ехать, по, городская, улица

Пассажир, брать, билет, у, кондуктор, в, автобус

10. Исправь предложение:

Дом подъехал к машине

Бензин кончился, потому что остановилась машина

Черникова Нина Геннадиевна,
учитель-логопед

Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ребенку вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно полными предложениями. Например:

Какое сейчас время года?
- Сейчас зима.
- Почему ты так думаешь? Постарайся перечислять все приметы зимы.
- На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири.

2. Выясните, знает ли ребенок названия зимних месяцев. Следующее четверостишие поможет их запомнить.

Декабрь, январь, февраль
Проходят чередой
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.

3. Предложите ребенку выполнить упражнение «До — между — после».

Какой месяц перед январем?
Какой месяц после января?
Какой месяц между февралем и декабрем?

4. Уточнить у ребенка значение слов «гололед», снегопад», «поземка», «метель», вьюга».

5. Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.

Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…
Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
Лед (какой?) – гладкий, блестящий,холодный, твердый.
Погода (какая?) …

6. Помогите ребенку подобрать глаголы к существительным.

Снежинки зимой (что делают?) …
Лед на солнце (что делает?) …
Мороз (что делает?) …
Метель (что делает?) …

7. Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково».

Снег — снежок.
Лед — …
Зима — …
Мороз — …
Метель — …
Солнце — …

8. Игра «Из чего — какой?» поможет поупражнять ребенка в образование качественных прилагательных.

Горка из снега (какая?) — снежная.
Дорожка изо льда (какая?) — …
Погода с морозом (какая?) — …

9. Поупражняйте ребенка в подборе антонимов, предложив поиграть ему в игру «Скажи наоборот».

Летом дни жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо светлое, а зимой — …
Летом день длинный, а зимой — …
Летом солнце светит ярко, а зимой — …
Весной лед на реке тонкий, а зимой — …
Снег мягкий, а лед… — …
Одни сосульки длинные, а другие — …

10. Попросите ребенка пересказать рассказ «Зима ».

Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.

11. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний» на развитие логического мышления.

Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк, медведь, жираф.

12. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков. (Развитие координации речи с движением, развитие воображения)

Раз, два, три, четыре,
(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили,
(«лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий
(грозить пальчиком)
Раз — подбросим
Два — поймаем
Три — уроним
И… сломаем
(Выполнять соответствующие словам действия)

Лексико – грамматическая тема: «Зима пришла!»

Тема: Составление простых распространённых предложений.

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнять, активизировать, развивать словарный запас по теме «Зима». Практическое употребление в речи прилагательных, глаголов. Развивать речевое дыхание, силу голоса.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие произвольного внимания, логического мышления, общей, мелкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Развивать речевую активность. Упражнять в общении.

Оборудование: Картинки с изображением времени года «зима», сюжетные картинки, коробка (посылка), письмо, игрушка обезьянка, снежинки на ниточках.

Дети, сядет тот, кто услышит свое имя.

Стук в дверь.

Дети! Посмотрите! Нам пришла посылка, а к посылке прилагается письмо!

Давайте прочитаем, что в нем написано. Письмо пришло с небольшой задержкой.

К нам пришло письмо одно,

Очень странное оно, вместо марок - три снежинки,

А конверт - из чистой льдинки,

А письмо не на листке, а на беленьком снежке:

Скоро, скоро к вам примчу, на метели прилечу,

Запляшу и закружу, снегом землю наряжу,

И деревья и дома…

И подписано: ….«Зима».

Так от кого же пришло это письмо? (От зимы)

Верно! Она уже наступила.

Давайте все вместе посмотрим, что в посылке лежит? (Картинки с изображением зимы, вывешиваются на доску).

Ребята, давайте позовем кого- нибудь к нам в гости, кто никогда не видел зимы. Например, обезьянку. Она живет в жарких странах, там всегда тепло, жарко и не бывает зимы. Она никогда не видела снега, снежинок, сосулек, льда, не каталась на лыжах, санах, коньках.

(Беседа с детьми по картинкам)

Какое это время года? (Это время года зима).

Что падает на землю? (На землю падает снег).

Где лежит снег? (Снег лежит на земле).

Какая погода зимой? (Зимой погода холодная).

Какие деревья зимой? (Зимой деревья стоят голые).

Во что превращается вода в лужах? (Вода в лужах превращается в лед).

Как одеваются зимой люди (дети, взрослые)? (Зимой, люди одеваются тепло. Они надевают шапки, теплые куртки, зимние ботинки).

Чем, можно зимой заниматься на улице?

(На улице зимой можно кататься на коньках, на лыжах. Можно построить горку и кататься с нее. Можно из снега слепить снеговика).

Какой праздник встречают зимой? (Зимой встречают Новый год).

Молодцы, много интересного узнала обезьянка о зиме!

Зимой ребята часто дует холодный ветер и постепенно он усиливается, это начинается вьюга.

(Логопед изображает вьюгу, дети повторяют).

Давайте с вами изобразим вьюгу с повышением и понижением голоса. Будем тихо – громко произносить звук У .

Дул, дул сильный ветер, и полетели в небе снежинки.

Я превращаю вас в ветер, и предлагаю подуть на снежинки.

Как правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать. (Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимать. При выдохе щёки не надувать).

«Подул зимний ветерок, полетел снежок

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех»

(Дети дуют на снежинку.)

А теперь давайте согреем ручки. Подуем тёплым воздухом.

(Дети «греют» ручки).

Физкультминутка:

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять

Идут по столу указательными и средними пальчиками.

Бабу снежную лепили

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили

«Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались

Ведут указательным пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.

Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.

Все в снегу домой пришли.

Отряхивают ладошки.

Съели суп, и спать легли.

«Едят ложкой» суп.

Ребята, давайте продолжим рассказывать обезьянке про зиму, ей очень интересно.

Если зимой холодно, то она какая?

(Холодная!)

Если зимой морозно, то она какая?

(Морозная!)

Если зимой много снега, то она какая?

(Снежная!)

Если зима продлилась долго, то она какая?

(Долгая!)

Если снег блестит на солнце, то он какой?

(Блестящий!)

Если снег, мягко ложится, он какой?

(Мягкий!)

А если, снег, как пушинки? Он какой?

(Пушистый!)

Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то вьюга, то мороз сильный (щеки морозит), то снегопад (снег падает). Я буду задавать вам вопрос, а вы отвечайте.

Снег зимой (что делает?) - идет, летит, падает, кружится, лежит, тает, прилипает.

Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает, морозит.

Дети на зимней прогулке (что делают?) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются, бегают, прыгают, кидают.

Что мы сегодня с вами получили? (посылку).

От кого? (От зимы)

Кто приходил в гости на занятие?

О чем, вы рассказали обезьянке? (о зиме) и т.д.