Лидия Вележева: «Жизнь — мой тренажерный зал. Лидия Вележева: «Я знаю, как оставаться стройной, позволяя себе все

Еще 13-летней девочкой Лиду позвали сниматься в кино. После школы она отправилась из Киева в Москву , окончила Щукинское училище и сразу же попала на службу в театр Вахтангова . Кажется, сплошь удачи. Но все ли так просто было в судьбе актрисы Лидии Вележевой?

Мы послушали беседу Татьяны Устиновой с этой замечательной актрисой, которая выйдет в программе «Мой герой» на канале «ТВ Центр». Предлагаем вам фрагмент беседы.

– Лидия, вы родились в паре со старшей сестрой Ириной с разницей в пять минут. Кто у вас был начальником?

– Наверное, я. Я была безумно активна, любопытна, ничего не боялась, эдакий лидер. Она же была скромной, тихой, незаметной, но безумно красивой. Где бы мы ни появлялись, меня не было, и была только моя сестра. Все взгляды мужчин – только на нее .

– А вы обижались?

– Нет. У нас было взаимопонимание, мы любили друг друга. Хотя, разное бывало. Когда мама уходила на работу, просила, чтобы мы убрали квартиру. И сестра говорила: «Ты убери все. А если ты все не уберешь, я маме секрет расскажу». Например, «ты вернулась поздно с дискотеки» и т.д. И вот она сидела на диване и говорила: «Ты там еще не протерла и тут». Но я не боялась работы. Я же училась в интернате, мы там драили полы, туалеты, мыли за всю школу посуду. Я очень любила, когда наступала моя очередь дежурить. Прибегала в столовую, меня тут же повара кормили вкусняшками, а на нашем обеденном столе всегда был свежайший хлеб – это блат такой.

– В интернат вас как занесло?

– Мама работала на фабрике, была передовиком. Когда мы подросли, и пришло время идти в школу, мама хотела уйти с работы. Директор фабрики предложил нас устроить в интернат. Но при этом мама платила колоссальные деньги: 50% отдавала она, 50 % – фабрика. За одного человека выходило 120 руб. в месяц. Мама тогда обещала, что это буквально на несколько лет, а после третьего класса она нас заберет. Но мне так понравилось, что я рыдала и просила маму, чтобы она нас оставила в интернате.

– Чем же вы там занимались?

– Там были спортивные секции, кружки, развлечения. Я занималась народными и бальными танцами, гандболом, пошла в духовой оркестр, пыталась играть на трубе, пела в вокальном ансамбле, десять лет учила китайский язык. Я хотела быть везде! Был еще театральный кружок.

– Правда, что в 13 лет вы пришли на киностудию им. Довженко и сказали: «Я хочу сниматься в кино!»?

– Да. Сколько себя помню, всегда хотела быть актрисой. В 13 лет, находясь в интернате, поняла, что пришло время действовать: перелезла через забор и поехала на киностудию им. Довженко . Пришла и сказала: «Здравствуйте, я хочу сниматься в кино. Вот моя фотография. Что нужно заполнить?». Поговорила с милой женщиной в окошке. А она позвонила куда -то и сказала: «Знаете, тут пришла девочка. И мне кажется, это то, что вы ищите»... Я прошла пробы, меня утвердили на главную роль в фильме «Ожидание».

– Мама гордилась вами? Вы снялись в кино, сразу поступили в институт, да еще в какой – в «Щуку»…

– Конечно, гордилась. А насчет поступления... Знаете, я как Фрося Бурлакова . Когда приехала поступать, у меня был страшный говор. А курс уже почти был набран. Ко мне подошел старшекурсник и говорит: «Вы поступать? Так ведь всех уже набрали». Я в ответ: «А я? Меня должны посмотреть!». Я попала практически в последний вагон. Захожу в аудиторию и вижу, что передо мной сидит педагог Лариса Алексеевна Пашкова , с которой мы как раз снимались в картине «Ожидание», она играла мою бабушку... И меня взяли.

– А педагогов не боялись?

– У меня не было страха. Одним из моих педагогов был Владимир Абрамович Этуш . И я была настолько счастлива! Хотя меня предупреждали: он суров, строг, любит порядок, не любит, когда опаздывают. Он научил меня приходить не с холодным носом. Я должна вовремя прийти, я знаю текст, я всегда готова ко всему. Он мне всегда говорил: «Люби партнера и люби себя».

– Вы сыграли Настасью Филипповну в сериале «Идиот». Такую роль актрисы ждут всю жизнь. Как вы ее получили?

– Я не знала, что запустился Владимир Бортко с картиной «Идиот». О том, что Бортко не может найти Настасью Филипповну, мне сказал Алексей Васильевич Петренко . Правда, в тот момент я даже значения этому не предала. И вот проходит какое-то время, раздается звонок. Второй режиссер «Идиота» приглашает попробоваться на роль Настасьи Филипповны. Меня утвердили.

– Правда, что вы с вашим мужем Алексеем Гуськовым познакомились с помощью коробка спичек?

– Да. Дело было так. Я пришла репетировать к Василию Борисовичу Ливанову , это были первые антрепризы. Я пробегала мимо сидящего Леши и вдруг остановилась. Говорю: «У вас не будет спичек?». С чего я вдруг у него эти спички попросила – непонятно. Он достает коробок, протягивает мне, я беру и вдруг понимаю: «Это будет мой муж».

– Вы поняли за почти 30 лет брака, что нужно делать, чтобы со временем все не разошлись в разные стороны?

– Я поняла сразу. Мой главный совет семейной жизни: не мешать, не контролировать, жалеть и входить в положение супруга. У нас бытует мнение, что «он должен, он обязан». Никто ничего не должен. Надо помнить, что мужчине намного тяжелее, чем нам. Он не железный.

– У вас семья состоит из одних мальчиков (у Вележевой и Гуськова два сына – Владимир и Дмитрий. – Прим. ред.). Как вы с ними управлялись и управляетесь сейчас?

– Управлялась нормально. Я была строгой мамой. Но и баловала при этом. Хотя больше всего баловал как раз Леша. Он чересчур добрый… А теперь я счастлива – родилась внучка. У меня, наконец, появилась девочка в семье. Большего счастья не представляю.

– Не боитесь перебаловать внучку?

– Я сказала своей замечательной невестке (она тоже, кстати, актриса): «Саша, я буду строгой бабушкой, не буду баловать». Но у меня не получается…

Беседу Татьяны Устиновой и Лидии Вележевой полностью смотрите в программе «Мой герой» на канале «ТВ Центр» в четверг, 10 августа, в 13.35.

Актер Алексей Гуськов в следующем году отметит 60-летний юбилей. Впрочем, выходить на пенсию актер не планирует.

Алексей Гуськов продолжает активно сниматься. Во всех творческих начинаниях его поддерживает любимая супруга – актриса Лидия Вележева, с которой он счастлив в браке уже более тридцати лет. Впрочем, до встречи с Лидией личную жизнь актера нельзя было назвать гладкой.

Впервые Алексей связал себя узами брака еще на втором курсе Школы-студии МХАТ. Прямо на улице молодой студент подошел знакомиться к милой девушке по имени Татьяна. Вскоре они стали мужем и женой. Но, как сейчас рассказывает сам актер, любовь быстро угасла. Интересы и привычки супругов категорически не совпали, к тому же молодая жена не имела ни малейшего отношения к актерской профессии.

– Мы 10 лет прожили в браке, – рассказывает Гуськов. – Понимаете, просто разница профессий и интересов рано или поздно дает о себе знать. Это очень влияет на отношения, тем более в юном возрасте. Я думаю, что когда люди разных профессий сходятся уже в зрелости, то это совсем другое дело. А когда у тебя строится жизнь, а твой партнер параллельно отстраивает какую-то свою, это мешает. Ты не понимаешь свою вторую половину, а она не понимает тебя. Это все гораздо серьезнее, чем, например, какие-то бытовые споры по поводу закрытой или открытой форточки.

От первого брака у Алексея Гуськова остались не только неприятные воспоминания о недопонимании с супругой. Их с Татьяной дочери Наталье уже тридцать четыре года. У актера также есть внучка, в которой знаменитый дед души не чает.

А вот со своей нынешней спутницей жизни – актрисой Лидией Вележевой, как оказалось, Алексей Гуськов мог пересекаться еще в детстве. Ведь они жили на соседних улицах города Киева.

– Когда мы с семьей переехали из Польши в Киев, мне было семь лет, – продолжает Алексей. – Я ходил в школу. А моя будущая супруга в это время только появилась на свет и жила потом по соседству – на другой стороне железной дороги. Это ж надо, что познакомились мы только в Москве. Когда это выяснили на первых этапах нашего общения, было конечно же удивительно.

Познакомились Лидия Вележева и Алексей Гуськов в театре на совместной репетиции.

– У нас с Лидой скучная, банальная, пошлая связь актера и актрисы, переросшая в семейную жизнь. Я сидел на лестнице в театре. Мимо меня пробегала красивая девушка. Она оказалась курящей. Тогда не было зажигалок, она у меня попросила спички. Я не отказал – дал. Девушка нагло сунула их в карман и убежала. А потом оказалось, что мы пришли на одну репетицию. Я смотрел на нее пристально. Думал, отдаст она мне спички или нет. А она довольна, сидит и думает: «Почему он на меня так смотрит?! Наверное, я хороша!» Вот такая смешная история.

– Я, как только взглянула на Алексея, сразу поняла: это моя судьба, – в свою очередь рассказывает Вележева. – Вот не знаю, что это было. Может быть, какое-то предчувствие. Но я смотрела на него на репетиции и знала почему-то, что с этим человеком я буду жить, он будет моим мужем.

Лидия Вележева и Алексей Гуськов живут в счастливом браке уже около тридцати лет. У них двое сыновей: 28-летний Владимир и 22-летний Дмитрий. В прошлом году старший сын подарил родителям прекрасную внучку Стефанию. И ничего, что до того, как семья Гуськова и Вележевой стала по-настоящему счастливой, им пришлось пережить ряд испытаний: коммунальная квартира, нехватка денег в связи с невостребованностью артистов, из-за которой даже, поговаривают, Гуськов стал выпивать. Но как бы там ни было, сейчас актер выглядит полностью счастливым и состоявшимся человеком.

– Свой главный жизненный кризис я пережил где-то в 35 лет, – делится Гуськов. – До этого все было как-то наугад, повезет – не повезет. А после тридцати пяти я стал фаталистом. Мой совет всем: нужно прислушиваться к жизни, она нам все время что-то предлагает. Нужно лишь уметь сделать правильный выбор.

НА ЦЕРЕМОНИИ "Звёздная пара года", которую вот уже третий год подряд проводит компания "АкадемЛюкс", звание лучшей кинопары получили актриса Лидия Вележева ("Воровка", "Знатоки", "Идиот") и актёр и продюсер Алексей Гуськов ("Граница. Таёжный роман", "Мусорщик", "Рагин").

ОНИ встретились в театре Василия Ливанова "Детектив" 18 лет назад. "Девушка, у вас прикурить не найдётся?" - спросил бегущий по лестнице Алексей. Взял спички, прикурил и по инерции положил коробок в карман. После репетиции Лидия напомнила о "долге": "Спички вернуть не хотите?"

С тех пор у них общие спички, дом и два красавца сына: 17-летний Владимир и 12-летний Дмитрий.

По словам Максима Горького, "семейная жизнь понижает энергию революционера". Кажется, в вашем случае советский писатель был не прав.

Мы же не революционеры (смеётся )... Счастливая семейная жизнь не понижает, а повышает энергию актёра. Ведь, когда ты работаешь, в подсознании всё равно сидит мысль: "А как там дети, муж?" Если дома всё хорошо и стабильно, то и на работе ходишь окрылённым. Это как во время бурного романа, когда влюблённый человек не замечает вокруг ничего плохого, у него всё получается и на мир он смотрит сквозь розовые очки.

Только бывает грустно, когда эти розовые очки слетают...

Слава богу, с меня они до сих пор не слетели. Лёша как-то сказал фразу, которая мне очень понравилась: "Надо стареть вместе". Если ты нашёл свою половину, обрёл с ней гармонию и счастье, береги её и охраняй.

Я не понимаю и не принимаю мужчин, которые, став обеспеченными, бросают своих жён и кидаются на молоденьких девочек. Хочется сказать: "Вспомни, когда ты был никем и получал маленькую зарплату, жена не укоряла тебя этим, а помогала. Почему ты сейчас её предаёшь?"

Ваша семья тоже не сразу стала обеспеченной...

Как и полагается приезжим в Москву людям, мы прошли все этапы: общежитие, комната в коммуналке, квартира. И всего добились самостоятельно.

"Все! Развод!"

- "ЛИДА была дикой кошечкой, но я её приручил", - как-то сказал ваш муж.

Лёша старше меня, мудрее и умнее, и он, конечно, повлиял на моё отношение к жизни и к людям. Если раньше я могла повысить голос и с досадой потребовать: "Почему вы не платите за работу, а только обещаете?", то сейчас уже не буду этого делать. Гуськов-продюсер объяснил: люди не платят не потому, что не хотят, а потому, что так складываются обстоятельства. Например, платёжки вовремя не приходят. Лёша - очень дипломатичный человек.

А дома кто из вас дипломат?

Муж. Я очень благодарна Лёше за то, что он никогда (тьфу-тьфу) не доводил ситуацию до какой-то критической точки. Иногда смотрю на подруг, которые кричат: "Всё! Развод! Надоело! Это была последняя капля!", и убеждаю их, что надо успокоиться, взять себя в руки, и тогда станет понятно, что разводиться просто глупо.

Неужели в вашей семье за 18 лет не произносилось слово "развод"?

К счастью, нет. У меня часто спрашивают: "Как ты справляешься с ревностью? У тебя муж-актёр, он многим нравится". Когда-то я Лёшу безумно ревновала и внутренне себя съедала этим чувством. А потом поняла одну простую вещь: если нет доверия в семье, то лучше не быть вместе. Зачем мучить себя и близкого человека?

Когда муж приходит вечером домой, всё можно увидеть по его глазам, врут они или нет. Лично я очень чувствительный человек, сразу вижу фальшь.

Лёше тоже иногда говорят: "Мы видели твою жену в кафе с каким-то молодым человеком". Получив подобную информацию, можно всё что угодно накрутить в своей голове. А на самом деле этот молодой человек может быть журналистом, продюсером, партнёром по спектаклю.

Алексей способен ударить человека, если тот вас обидит?

Он не просто побьёт а разорвёт его на маленькие кусочки. И такое бывало... Человек потом извинялся, причитал "простите". Так что обижать меня не советую (смеётся ).

Один режиссёр тайно снял обнажённой вашу дублёршу, и зритель мог принять её за Лидию Вележеву. Гуськов с ним разобрался?

Толку от этого не было бы. Лёша тогда нашёл мне хорошего адвоката. И мы выиграли суд. Фильм не вышел на экран, а я получила извинения и компенсацию.

Когда читала сценарий фильма, в нём не было никакой обнажёнки. Снялась в картине, уехала на другую работу и вдруг случайно узнаю о том, что режиссёр решил доснять "клубничку". Нашёл дублёршу, которая согласилась раздеться догола, надел на неё шляпу и перчатки моей героини и снял, как будто это я... Неприятно. Особенно когда подобные гадости делаются у тебя за спиной.

"Семейка злодеев"

В ВАШЕЙ актёрской семье устраиваются домашние спектакли?

Мы не ставим дома спектакли. Нам хватает того, что играем в театре и в кино.

Младший сын сам любит изображать папины сцены из "Границы. Таёжный роман" - это его любимый фильм. А когда старший был ещё маленьким, Лёша однажды переоделся в Деда Мороза. Володя рассказал ему стихи, спел песенки, показал, какая у нас чудная ёлка. Потом Дед Мороз его спросил: "А где твоя мама?" - "Мама на кухне, готовит праздничный стол". - "А где папа? - "Так вот же он!" - И показывает на Деда Мороза. Потом сказал, что узнал папу по рукам. Лицо Лёши под бородой и бровями было спрятано, а вот перчатки он не надел... Ребёнок узнал отца, но подыграл ему.

Володя сейчас заканчивает 1-й курс Щукинского училища, и я очень рада, что он учится именно там. Не только потому, что это моя альма-матер, это действительно очень сильная школа. Володю приглашают сниматься в кино и сериалы, он очень фактурный парень. Но сын понимает, что ещё слишком рано выходить на съёмочную площадку, надо подучиться. А работать просто "шкафом", который двигают в кадре, не стоит.

А у младшего какие устремления?

У Мити интересы менялись как перчатки. Он хотел быть археологом, палеонтологом, актёром, президентом. Сейчас говорит: "Что-то в нашей семье слишком много актёров. Стану-ка я продюсером, буду давать работу маме, папе и брату". Посмотрим, куда вырулят эти желания.

Столь творческие дети не высказывают родителям критических замечаний по поводу их работ?

Им всё нравится. Скажут, что меня слишком мало в картине, или "ну, мама, ты и стерву сыграла". Не думаю, что дети могут заявить родному отцу: "Папа, я не буду больше с тобой разговарить, потому что ты сыграл злодея".

Да уж, Алексей сыграл массу отрицательных персонажей, и вы не отстаёте. Прямо семейка злодеев какая-то.

Если бы дети сказали: "Мама, ты слишком мягкая на экране, а ведь играешь стерву", тогда было бы плохо. Значит, я недотянула свою роль.

А вообще плохих героев играть намного интереснее. Как говорила героиня Фаины Раневской, "жалко, королевство маловато, развернуться негде". Вот в положительной роли развернуться негде, а отрицательный персонаж можно наделить и плохими качествами, и хорошими.

Сестра-двойняшка

У ВАС есть сестра-двойняшка. Она тоже актриса?

Нет, Ира никак не связана с актёрской профессией. Поразительное дело: у нас разница всего в пять минут (я младшая), а мы такие разные люди. Я уже в детстве любила выступать, с выражением читала стихи. В 13 лет сама поехала на кинопробы и начала сниматься в кино на Киевской киностудии, потом на Одесской. Ира же всегда была стеснительным ребёнком.

Мои сыновья тоже очень разные. Но главное - они любят друг друга и защищают. Помню, однажды маленький Митя играл погремушкой и каким-то неведомым образом открутил от неё шарик. Засунул его себе в рот и сморщился, как будто подавился. Володя прибежал ко мне испуганный: "Мама! Там Митя задыхается!" Я вытащила шарик, а старший сын плачет и говорит: "Я бы не пережил, если бы с Митей что-нибудь случилось..." Они и сейчас очень дружны. При этом, конечно, как все нормальные живые мальчишки, могут поругаться.

Вы чувствуете себя королевой в окружении трёх мужчин?

Не каждый день, но чувствую. Я не говорю о подарках или признаниях в любви. Всё-таки об отношении к нам людей мы судим по их поступкам. Если Лёша видит, что я устала или плохо себя чувствую, скажет "отдохни", займётся детьми, вымоет посуду и даже может испечь пирог. Дети тоже стараются быть внимательными. Закроют дверь, чтобы дать маме выспаться, завтрак приготовят. Кажется, бытовые мелочи, а ведь именно из них состоит наша жизнь. Когда близкие люди неравнодушны к тебе, это очень приятно.

На канале «Россия 1» вышел сериал «Березка» о легендарном одноименном хореографическом ансамбле, которому в этом году исполняется 70 лет. Главную роль – руководителя «Березки» Надежды Надеждиной – сыграла Лидия Вележева.

– Лидия, давненько вас не видно на экране. Плохие предложения были?

– Предложений было много, но выбор я всегда оставляю за собой. Зачастую режиссеры видят меня женщиной властной, агрессивной и сильной. И стараются эксплуатировать этот образ. Зритель, наверное, думает, что я такая и есть. А я – разная. И играть одно и то же мне неинтересно. Как любая другая женщина, могу быть и ранимой, и в то же время, как тигрица, способна защитить свой дом, когда появляется угроза извне. Жизнь закалила мой характер. Но интересные работы у меня есть. Уже совсем скоро выйдут кинокартины, например «Вечная жизнь». И вот сериал «Березка».

– Вы ведь сами в детстве занимались народными танцами.

– Да, но это была художественная самодеятельность. В школе занималась, а после пятого класса записалась уже в студию народного танца в доме культуры. Когда я училась в восьмом классе, меня приглашали в профессиональный танцевальный ансамбль – отказалась, поскольку давно уже было решено, что стану актрисой. Но при этом танец в моей жизни присутствовал всегда: и в театральном училище, и в спектаклях. Были и сольные номера, «вертушку» делала. Сейчас в репетиционном зале ансамбля «Березка» попыталась повторить элемент, и голова закружилась, не смогла.

Кстати, когда я готовилась к этой роли, узнала, что племянницей Надеждиной была мой педагог в Театральном училище имени Щукина Людмила Ставская, которая учила меня актерскому мастерству. Вот такой поворот судьбы! И во время съемок я в голове все время держала ее образ.

Надеждина, руководившая ансамблем «Березка» более тридцати лет, была человеком уникальным. Коллектив существовал, что называется, в ежовых рукавицах, но при этом она очень любила своих артистов, как родных детей. В образе Надеждиной я старалась показать не только властную руководительницу, но и женщину.

– Лидия, кстати, а вы сами смогли бы руководить коллективом? Сегодня многие артисты возглавляют т­еатры.

– Не могу сказать определенно, никто не знает своего потенциала. Вопрос в другом: а нужно ли мне это? Сегодня я хочу быть актрисой. Хочется еще поиграть в кино и на сцене.

– Ваш партнер в «Березке» – артист Алексей Серебряков, который сыграл сотрудника КГБ. Недавно его многие осудили за высказывания о стране…

– Да, да, я читала... Понимаете, мы же не знаем ничего о причинах, подтолкнувших человека выступить так резко. И стоит ли в таком случае сразу же предавать артиста анафеме?!

– Алексей говорил о хамстве, о коррупции. Разве он не прав?

– Коррупция вообще-то проблема мировая. То, что мы в авангарде этого списка – сомнительно. Хотя и не в конце, это точно.

Давайте попробуем сначала искоренить коррупцию на бытовом уровне! Перестанем давать взятки врачам, учителям, полицейским и далее по списку. Начнем завтра же с себя. Воспитаем наших детей неравнодушными. А то что же получается – человек упал, ему плохо, а сотни людей прошли мимо. И кто виноват? Государство?

Почему взяточников много? Да потому, что мы сами благоприятные условия для них и создаем. Кто-то свыкается, а кто-то не хочет больше терпеть. И предпочитает путь эмиграции. Это выбор каждого человека.

– Вы давно уже состоите в партии «Единая Россия». Зачем вам это?

– Понимаете, я – человек коллективный, мне с детства нравится защищать слабых. Мой предыдущий директор театра Тартаковский Исидор Михайлович не раз говорил: ты почему для себя ничего не просишь? Не прошу. А вот за других попросить готова. Приходят люди: ветераны, женщины с детьми, пенсионеры. Все со своими проблемами. Естественно, что у артистов-общественников рычагов влияния намного больше, чем у рядовых партийцев. Тут известность помогает.

До недавнего времени я была еще и членом Общественной палаты. Тоже многое удалось. Сегодня общественной работой занимаюсь меньше, сосредоточена в основном на съемках. Впрочем, я понимаю подтекст вашего вопроса. Отвечаю: я – не политик.

– Ну мы же смотрим ТВ и невольно «участвуем» в политических дискуссиях. Кстати, вам не кажется, что сейчас федеральные СМИ уделяют меньше внимания проблемам в нашей стране, а больше ругают другие государства? Почему?

– Наверное, потому, что другие государства сегодня испытывают к нам какой-то нездоровый интерес. Когда Великобритания обвиняет нашу страну в убийстве человека, при этом не предоставляет свои доказательства – как на все это прикажете реагировать?

Впрочем, я не хотела бы говорить о политике. Слишком сложно все с ней сегодня. Все как-то зыбко: одно неосторожное слово – и рушатся отношения между целыми государствами.

Алексей Гуськов и Лидия Вележева

Алексей Гуськов и Лидия Вележева: «Собраться семьей нам очень сложно. У всех, к счастью, есть работа»

В этом году Алексей Гуськов отметил юбилей - 60 лет. И отдыхать не торопится. Напротив, работы в последнее время так много, что его график расписан на месяцы вперед. На днях состоится премьера ироничного комедийного фильма «Вечная жизнь Александра Христофорова», где Алексей сыграл главную роль. А еще в этой картине снимается его супруга Лидия Вележева, с которой Гуськов не так часто появляется вместе на экране.

- Что для вас эта новая работа?

Алексей Гуськов: В этом фильме я - исполнитель главной роли, продюсер и соавтор сценария. Потому, конечно, он для меня очень важен. Продюсерские работы у меня случаются не так часто, это всегда очень личные мои высказывания и размышления. В этот раз, чтобы вот в такой веселой и легкой форме рассказать о том, что занимает меня сейчас, от сценария до выхода фильма на экраны мне потребовалось пять лет. У меня скорее «штучное», чем массовое производство, поэтому все мои фильмы для меня как дети. Когда я выпускаю фильм, то сначала сам работаю с текстом - от синопсиса до сценария. Потом я - финансист, ищу деньги на фильм. Потом я - исполнительный продюсер, вместе с режиссером и оператором-постановщиком набираю творческий состав. Мне надо, чтобы он был притерт, чтобы это была скорее семья, чем нанятые люди. Всегда хочется заразить их своей идеей, чтобы люди хотели сделать для фильма, может быть, чуть больше, чем написано у них в рабочем договоре. На этой картине так и получилось - замечательная атмосфера, которую вы чувствуете с экрана, была и на съемочной площадке.

Лидия Вележева: Это была возможность получить удовольствие на площадке с хорошими партнерами. Причем многие удивляются тому факту, что у меня роль в этой картине небольшая. Отвечаю, что тут у всех роли небольшие. Звезда одна - это Гуськов. Просто Леша с режиссером Евгением Шелякиным предложили поддержать, я и поддержала. Мне очень понравился сценарий. Роль хорошая, небольшая, а такие всегда интересно играть. Знаете, как говорила Раневская, «развернуться негде, королевство маловато». В этом и сложность. В маленьком персонаже, который не так часто появляется на экране, очень сложно передать его образ. Поэтому я всегда говорю, что маленьких ролей не бывает, а хорошая работа с хорошими режиссерами и партнерами - дорогого стоит. Я играю бывшую жену Александра Христофорова. Это женщина, ушедшая от человека, который не оправдал ее ожиданий.

Этот фильм снят в жанре комедии. Необычно видеть вас в таких неожиданных образах. Алексей, вам захотелось иронии, в том числе и над самим собой?

Алексей: Давно уже сказано, что все самые большие глупости делаются с самым серьезным лицом. Нам вообще сейчас не хватает иронии и самоиронии. Одна из моих недавних итальянских картин называется «Исповедь». Снял ее итальянский режиссер Роберто Андо. Есть такой жанр политического кинопамфлета, в котором он много работает. В этом фильме, где он высмеивает механизм заключения важнейших договоров на межгосударственном уровне, я играл некий собирательный образ русского министра, и у меня были замечательные зарубежные партнеры - Даниэль Отой, Тони Сервилло, Мари-Жозе Кроз, Моритц Бляйбтрой, Пьерфранческо Фавино, которые играли представителей других государств. И когда мы сели в кадре за стол переговоров, у нас получился саммит G8. И они все посмотрели на меня и сказали: «Так у нас же сейчас G7, без России». На что Андо ответил: «Ну и что, сейчас G7, потом будет G12 или G5, но без России все равно ничего не решается». С серьезными лицами делается самая большая ерунда, самый большой абсурд. Меня, выросшего и закончившего школу в Киеве, кто-то с серьезным лицом занес на какой-то сайт, и теперь я не могу отвезти свою маму на могилу отца, похороненного в Киеве на Байковом кладбище. Я сейчас коснулся очень больших вещей, но и об этом хочется сказать. И если вернуться к фильму, то я думаю, что даже над очень серьезной темой можно посмеяться. Никого не обижая и не задевая, но отнесясь к жизни и всему, что в ней приключается, с юмором.

- А вообще комедийный жанр близок вам?

Алексей: Иногда мне кажется, что вся моя жизнь - комедия. (Смеется.)

Лидия: Да, я люблю комедию. Мне нравится играть в ее рамках. Мне это интересно. Другое дело, что мне, как правило, «везет» на женщин-вамп, женщин силы, женщин власти. Я очень благодарна Петру Наумовичу Фоменко, который дал мне противоположный образ - Любовь Ивановну Отрадину в «Без вины виноватые» - мягкую, ранимую, любящую. Это другой полис, другой характер. Конечно, мне нравится, как любой актрисе, быть разноплановой. Жаль, судьба не всегда дает такую возможность.

Роли полностью совпали с вашим видением их? Или пришлось дорабатывать вместе с режиссером характеры, отношение к происходящему?

Алексей: Кастинг - это такая «нутряная» история, от слова «нутро», где-то на уровне поджелудочной железы. Потому что все режиссеры, до единого, говорят, что удачный актерский кастинг - это 70 процентов успеха картины. Я признателен и благодарен всем своим коллегам, которые принимали участие в этой картине, в небольших, в средних и в больших ролях. Кастинг был очень прицельным и длинным. В итоге мы работали только с теми коллегами, которые всегда делали чуть больше, чем просто «нравится», активно участвовали и привносили свое. Как, например, Оксана Фандера, которая сама доработала и дополнила свою роль, предлагая какие-то новые сцены, которые мы просто снимали дополнительно. То есть, это было настоящее соавторство.

Как вы вообще привыкли работать с режиссером? Вы не против полностью отдаться в его руки? Или отстаиваете свои принципы, спорите с ним?

Алексей: Я воспитан в определенных традициях отношений режиссера и актера. Актер, безусловно, до какого-то момента - соавтор. Но дальше он обязан выполнить то, что просит режиссер, хотя у актера есть право попросить актерский дубль. Я расскажу пример со съемок французского фильма «Концерт». Когда у нас в Париже прошла первая читка, режиссер сказал: «Вот мы все прочитали, вы услышали мои комментарии, а я жду от вас дополнений, возражений и ваших идей». Мы все уехали, кто-то что-то придумал, кто-то - нет, затем была вторая читка, где наши дополнения были внесены, что-то из сценария убрано, либо режиссер попросил оставить как есть, объяснив, почему и что он имел в виду. Но когда на третий съемочный день он попросил одного из моих коллег произнести реплику, написанную в сценарии, коллега отказался, сказав, что, когда мы сидели за столом, это была одна история, а сейчас она выглядит по-другому. Режиссер еще раз попросил его, но коллега отказался: не буду говорить. Съемка остановилась, к моему коллеге подбежал продюсер и показал ему страницу его контракта, где было написано, что актер обязан говорить утвержденный сценарий и выполнять требования режиссера. Затем перевернул 13 страниц, показал место, где написаны санкции в случае, если актер окажется это делать, и спросил: «Ну что, работаем дальше или останавливаемся?» После этого все вопросы, какие отношения существуют на съемочной площадке между режиссером и актером, для меня были сняты. Другое дело, что, к сожалению, режиссеров с такой требовательностью к себе, как Раду Михайлеану, не так много, и всякое бывает. Но я воспитан в такой системе координат. В любом случае, если у меня возникают сомнения, я прошу сделать так называемые актерские дубли или что-то другое.

Лидия: Я всегда живу с девизом: «С режиссером не спорят, режиссеру показывают!» Если я вижу в том, что предлагает мне режиссер, что-то не то, понимаю, что могла бы это сыграть иначе, по-другому, я не на словах предлагаю, я показываю. И если он это принимает, работа идет быстрее. Показала, понравилось, утвердил. Нет - пошли дальше. И если я уже дала согласие на роль, если я пошла с ним в так называемое плавание, то он - капитан корабля. Но это не означает безоговорочного подчинения, как властелину, это процесс творческий, он обсуждаемый. Главное - доверять. Без доверия ничего нет, что в жизни, что на работе. Доверие - это очень важное качество. Я вообще радуюсь за наш кинематограф последних лет. Пришло очень много талантливых молодых режиссеров. И Женя Шелякин - один из них. Мне было с ним очень легко. Причем он очень интеллигентный, эрудированный человек, он не прессует актеров. Подбирает нужные слова в нужной интонации. Он психолог. И ты тут же все понимаешь и тут же все делаешь. Я получила колоссальное удовольствие, работая с ним на площадке.

Актерский ансамбль состоит из старшего поколения и молодежи. Как они находили общий язык? Старшие помогали младшим?

Алексей: Что значит «помогали»? У нас все профессионалы. Если кто-то задавал вопросы, то, конечно же, получал ответы. А так, выходя на съемочную площадку или на первую репетицию, мы все равны. Все в одинаковых условиях.

Лидия: Я из тех актрис, которые если в работе в паре с молодым партнером видят, что тот немного заблуждается в решении данной сцены, могут аккуратно подсказать. Но это если режиссер не найдет нужных слов. Иногда сами спрашивают. Иногда кто-то не хочет ничего слышать. Это все индивидуально. Но я стараюсь не обижать своих партнеров. Даже если вижу, что он идет не туда, я тактично и мягко попытаюсь сделать так, чтобы он пришел к мнению, которое мне бы хотелось увидеть. Чтобы он понял, чего от него в данной сцене хотят. Актеры, они все ранимые. И лезть в чужую кухню чужой роли я просто не имею права. Если спросят совет, я дам.

- Ваше отношение к партнеру?

Алексей: Святое. Но мой учитель Евгений Александрович Евстигнеев говорил: «Бойся слабого партнера, беги от него, иди только к сильному. Потому что слабый тебя размажет по плоскости. Потянет вниз. А сильный партнер потащит тебя вверх. И каботинство актерское приведет только к звенящей пустоте и потере вкуса». Вообще, обучаемость - это залог того, что актер жив. Есть такое определение у актера - живой. Он живой, если он постоянно обучается. Как пример, я столкнулся сейчас на сцене с абсолютным мастером, но в том роде искусства, которым я никогда не занимался. Говорю я о Геннадии Викторовиче Хазанове. Когда даже словосочетание «высокая эстрада» не хочется применять. Оно неприменимо к Хазанову так же, как и по отношению к Аркадию Исааковичу Райкину. Это мастер миниатюры. Это другой способ перевоплощения, когда речь также является характером. И первое, что я хочу сказать после совместной работы с ним, это то, что я очень признателен за возможность поработать с актером, у которого есть такая высочайшая культура слова. Это очень большое мастерство.

Лидия: Я бы хотела вслед за Лешей повторить слова Евгения Александровича Евстигнеева, лучше не скажешь.

- Почему у героев в вашей новой картине такие необычные имена - Марго, Соломон, Николь?

Алексей: Действие фильма происходит в наши дни в парке исторических аттракционов. Парк находится в крепости, которой более двух с половиной тысяч лет. И сама история - универсальная, могла приключиться с кем угодно и всюду. Поэтому нам хотелось уйти от национальных примет, от примет времени. Мы даже специально чуть путаем зрителя, когда в начале фильма мой герой лежит в римских доспехах, а к нему подходит римлянка с айфоном. И делает селфи. История универсальная, потому что природа человека «вневременна» и «вненациональна». Когда я позвонил Станиславу Андреевичу Любшину, чтобы пригласить его на роль Целителя, почти Бога, я сказал: «Станислав Андреевич, ваш герой тридцать лет назад был в ситуации моего персонажа, а мой герой через тридцать лет станет вами».

- Говорят, похудела для роли на 12 кг. А на что вы пошли ради этого проекта?

Алексей: У вас неверная информация. Оксана всегда прекрасно выглядела и была стройна. Она похудела лет в 18, другой я ее никогда и не видел. А на что пошел лично я? Например, когда я начал заниматься выпуском фильма, мне пришлось, начиная с февраля, в своей жизни все другое приостановить. И к своему нормальному существованию я смогу вернуться только по окончании второй недели проката, после релиза, то есть, в начале ноября.

- Вообще на что вы готовы пойти ради понравившейся роли?

Алексей: На что я могу пойти как актер? Ну пусть придет роль, тогда и посмотрим. Ведь похудеть, потолстеть, побриться наголо или отрастить волосы, быть с бородой или без - это больше имеет отношение к работе. Потому что в выражении «на что пойти» звучит какая-то жертвенность. Пойти на что-то в качестве «жертвы»? Да ни на что. А вот ради интереса к роли я готов сделать с собой практически все.

- Есть ли какие-нибудь табу? То, на что вы никогда не согласитесь на съемках?

Алексей: Если я уже согласился сниматься, то я делаю все. А до этого есть вещи, например, из разряда морально-этических норм. Я отказался от роли в недавно вышедшем фильме «Курск». Потому что не хотелось делать «клюкву» на материале большой трагедии. Такие фильмы можно делать только при участии России. А взгляд со стороны на чужую боль, на трагедию не только для людей этой страны, но и для государства, никогда не будет эмоционально-художественной правдой. Я не хочу в этом участвовать, потому что я знаю, это будет плохо. Что же касается других табу… Например, мог бы я сыграть в фильме, например, «Нимфоманка»? Ну не нимфоманку, конечно, а тогда уже нимфомана? Если это Ларс фон Триер, то я к нему пойду, да. Шарлотт Гинзбур - высочайшего уровня актриса, она делала у Триера что-то необычное. Я не помню ее обнаженной, я смотрел фильм совершенно о другом и обращал внимание на иное. Потому что есть пошлость, а есть не пошлость. Вопросы секса интересуют людей с возраста детского сада вплоть до самого финала. Есть вопросы смерти, есть вопросы человеческих некрасивостей. И если говорить о таких вещах, то я могу пойти на все. Но в такие истории надо идти с проверенными людьми.

Все актеры, принимавшие участие в проекте, говорят, что Алексей Гуськов создал удивительную атмосферу, почти домашнюю, на съемочной площадке. В чем это выражалось?

Алексей: Они все создали эту атмосферу своим участием в проекте. Я в данном случае, повторюсь, последний участник данного процесса. При хорошей подготовке к съемкам и включении в команду только тех людей, которые относятся к фильму чуть лучше, чем просто к очередному проекту, и готовы участвовать в ним больше, чем написано у них в договоре, то так оно и происходит.

Лидия, вы не претендовали на главную женскую роль? Ведь когда муж - продюсер, то, по всеобщему мнению, это гарантированная главная партия в проекте.

Лидия: В нашем случае, как вы видите, этого нет. Мои роли, они меня найдут. Да и не нужно было этому фильму. Я никогда и ничего ни у кого не отбирала. И никогда не просила у Леши, чтобы он меня снял или написал под меня, заказал сценарий - никогда!

- Даже на кухне дома не спрашивали супруга: «А ты меня не видишь в этой роли?»

Лидия: Никогда! Леша знает мою позицию.

В фильме «Вечная жизнь Александра Христофорова» вы снимаетесь в картине вместе. Какие плюсы или минусы в совместной работе супругов-актеров?

Лидия: У нас нет ни плюсов, ни минусов. Есть просто работа. Нет такого: это мой муж, это моя жена. Мы партнеры. У нас даже вагончики разные, и мы можем не пересекаться. Мы - абсолютно две самостоятельные единицы.

- Работа заканчивается на съемочной площадке, или вы переносите обсуждение ролей и произошедшего домой?

Лидия: Дома мы ничего не обсуждаем. Сыграли, поблагодарили - и все. Если возникают нюансы, решаем попробовать по-другому, но тут же. У нас нет обсуждений, сидя дома за чашкой чая.

- Вы помогаете друг другу готовиться к роли, если в этом присутствует необходимость?

Лидия: Помогаем в актерских подсказках, честности высказывания мнения. Мы прислушиваемся друг к другу. И когда Леша начинает: «А вот мне показалось…», это воспринимается без обиды. И я пробую, если понимаю, что он прав. Даже если не чувствую, что он прав, тоже пробую. Ведь зачастую мы все ошибаемся. Тебе же дается шанс посмотреть под другим углом. Я всегда люблю смотреть со стороны. Были великие актеры, которые любили второй состав, наблюдали за своей ролью в исполнении другого. Очень много того, что видишь со стороны. Почему и артисту нужен режиссер, актер может наиграть всего чего хотите. (Смеется.) А режиссеру нужно другое, потому что он видит объем. У него калейдоскоп уже сложен. И при этом я абсолютно независтливый человек. Иногда даже коллеги удивлялись, как я могу так спокойно роли отдавать. А если я не вижу себя в этой роли, что роль не моя, не хочу цепляться за нее зубами. Зачем? У меня в кино была ситуация, когда мне позвонил режиссер и предложил прочитать сценарий. Прочитала. Понравился очень. Но Леше сказала, что это не моя роль. Он ответил: «Фантастика! Тебе такой режиссер предлагает роль, а ты…»

- А что делаете, если кому-то из вас не нравится роль другого или образ?

Лидия: У нас такого вообще не было ни разу, чтобы мне не понравилась его роль, а ему - моя. Мы очень в этом плане с Лешей избирательны - где, что, чего и у кого. Бывает, читаешь - потрясающий сценарий, подписываешь договор, приходишь на площадку, бах, и все на глазах рушится, потому что не те партнеры, не та локация, ну и другие нюансы. Но за своего персонажа ты отвечаешь, будь то театр, полный метр или сериал. Поэтому я всегда с отдачей отношусь к своей роли. У меня нет такого, чтобы левой ногой сделать и заработать денег.

- Когда возникает усталость, как выдыхаете?

Алексей: Уезжаю на дачу. Гуляю с собакой. Провожу время с семьей.

Лидия: По-разному. Я очень люблю свой дом. Обожаю, как и Леша, нашу дачу. Мы любим звать туда наших друзей. Могу, как обычная женщина, пройтись по магазинам. Купить подарки своей внучке, которую я обожаю. Если есть время, то, конечно же, еду к ней. Я с ней просто отдыхаю, заново рождаюсь. Нет такого: села и полетела в теплые края. Нет времени. Я бы с удовольствием. Но невозможно порой найти в своем графике хотя бы неделю.

- Вы постоянно вместе. Усталость друг от друга не возникает?

Нет. Любой человек устает от любого общения, от каждодневных репетиций и т. д. Но надо понимать: есть недопонимание, а есть усталость друг от друга. У нас ее просто нет.

- Два актера в семье - это много или мало?

Лидия: У нас три актера в семье. (Смеется.) Мы просто на этом не акцентируем внимания. Каждый выбирает по себе - женщину, религию, дорогу. А самое главное в нашей профессии, чтобы не было зависти. Как только появляется это чувство, все рассыпается.

- У вас два сына. Один выбрал актерство, другой - продюсерство. Вы были не против?

Лидия: Нет. Я понимала, что не буду отговаривать, какую бы профессию они ни выбрали. Главное - чтобы им нравилось. Если человек выбрал по себе, тогда и будет результат. Родители должны давать свободу выбора. А как у них дальше сложится - это только их заслуга. Старший сын - Володя - актер, работает в театре им.Маяковского. Младший - Дмитрий - закончил продюсерский, а потом поступил в Высшую школу экономики. Получает сейчас второе высшее образование.

- У вас ведь уже и внучка?

Лидия: Да, Стефания, ей два с половиной года. Это мое счастье, после двух мальчишек. Мы так были счастливы, что в нашей семье появилась девочка. Как говорят, первый ребенок - это последняя кукла, а первая внучка - это первый ребенок.

- А есть время общаться с ней столько, сколько хотите?

Лидия: Нет, конечно. По возможности. У меня и невестка - актриса «Театра Луны» - Александра Гуськова. Замечательная, удивительная, прекрасная. Володя, сын, снимается, и она работает. Когда они на съемках и нужно с внучкой посидеть, приезжаю. Получаю удовольствие вдвойне. Помогаю им и провожу время со Стешей. Это замечательные минуты. Вот буквально. Сижу, смотрю на нее и думаю: «Боже, вот бегает мое счастье!» Я вижу, как она меня любит, как скучает, вижу, как тянется ко мне, гладит, когда я сплю, целует меня. У нас с ней любовь.

- Ей вы тоже не будете помогать, если решит пойти в артистки?

Лидия: Ну, мы же уже об этом говорили, мы и сыновьям не помогали и не мешали в выборе профессии. Я буду уважать любой ее выбор.

- Алексей, ваше отношению к возрасту? В этом году вам исполнилось 60, что меняется в отношении к профессии?

Алексей: Ничего не меняется. Я рад тому, что у меня есть предложения, и они интересные. Рад тому, что могу кому-то отказать, потому что я уже делал подобное, что-то подобное уже играл. Сейчас у меня есть право отказать. Безусловно, отказать достойно и культурно.

- Вы лукавите или действительно воспринимаете возраст спокойно?

Алексей: Нет, не лукавлю. Я, честно говоря, даже не ощущаю возраста, либо не понимаю этого. Это надо к зеркалу подойти. (Смеется.) Или просто встретиться со сверстниками. Тогда сразу видно, что мы немного поменялись.

- Ваши дети разделяют хобби папы - карате?

Лидия: Они долго ходили с ним вместе на занятия. Им это очень нравилось. Но потом нашли какие-то другие секции. Они, конечно, не добились успехов папы. У папы черный пояс, а у них, кажется, зеленый. Давно это было, еще в 90-е.

- Вся семья собирается часто за большим столом?

Лидия: Нет, это мы не практикуем. Не потому что не хотим, просто у нас не получается. Мы даже все вместе на телепрограмму, если зовут, прийти не можем, не получается собраться вместе. У всех, к счастью, есть работа. Все востребованы.

- Сейчас все увлекаются ЗОЖем, как у вас с этим?

Лидия: Я курю, вот такой у меня здоровый образ жизни. (Смеется.) Может быть, это отголоски юности, когда я занималась гандболом, танцами, спортом, тяги нет совсем. ЗОЖ для меня - это дача, свежий воздух, тишина, какое-то уединение или, наоборот, приезд друзей, с которыми мы отдыхаем.

- Но вы в прекрасной форме.

Лидия: Гены. Спасибо маме с папой. Маме за семьдесят, но она абсолютно не выглядит на свои годы. Молодая, красивая женщина. И я совершенно не скрываю свой возраст, разменяв шестой десяток. Возможно, от того, что мне постоянно делают комплименты, и я получаю удовольствие от того, что все удивляются. Поэтому у меня нет такого: «Ой, не спрашивайте, сколько мне лет!» Тем более, сегодня несложно залезть в интернет и посмотреть. И я очень рада, когда меня называют бабушкой. Я горжусь этим. Я не из тех, которые просят называть их по имени. Зачем, я же бабушка. Это теплое и замечательное слово.