Линия сталина. Строительство линии сталина

Осенью я побывал в Белоруссии и заехал в Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» , который был открыт в память о защитниках рубежей Минска в Великой Отечественной войне. «Линия Сталина» — система укрепленных районов (УРов) вдоль старой западной границы СССР от Карельского перешейка до берегов Черного моря. Основу боевой мощи УРов составляли долговременные железобетонные сооружения — ДОТы, предназначенные для размещения гарнизона, установки орудий и пулеметов.

Тут можно покататься на технике и пострелять из оружия времён ВОВ. На фотографии основной боевой танк СССР Т-72.

Артиллерийский полукапонир №134 был построен в 1932 году и входил в состав Минского укрепленного района. Здесь на бетонных стенах, сохранились следы от артиллерийских снарядов.

Полукапонир — это фортификационное сооружение, ведущее фланговый огонь в одном направлении.

Во второй половине 30-х годов артиллерийский дворик пристраивали к основному сооружению. В мирное время дворики использовали в качестве караульных помещений, а в боевой обстановке здесь можно было разместить дополнительный боекомплект ДОТа, укрыть пехоту. Помещение также служило для хранения шанцевого инструмента, формы и снаряжения.

На стене мы видим патриотическую надпись: «МЫ СТОИМ ЗА МИР И НЕ БОИМСЯ УГРОЗ И ГОТОВЫ ОТВЕТИТЬ УДАРОМ НА УДАР ПО ПОДЖИГАТЕЛЯМ ВОЙНЫ ». Это цитата из речи И.В. Сталина, которую он произнес на ХVII съезде партии в 1934 году. Во всех сооружениях имелись надписи подобного характера — это были фрагменты из уставов, боевые лозунги, фрагменты из выступлений государственных деятелей.

Отсек коменданта это самое маленькое помещение в ДОТе, где находятся перископ 10 - кратного увеличения, радиостанция, телефон и переговорные трубы. Перископ имеет ключевое значение в ведении скрытого наблюдения и руководства боем. Через это устройство комендант наблюдал за полем боя и в соответствии с картой координационной сетки передавал ориентиры и указания расчетам орудий.

В то же время выход перископа на крышу - одно из самых уязвимых мест ДОТа. При окружении противник мог уничтожить сразу весь гарнизон сооружения, перископ выбивался направленным взрывом, затем в шахту выхода перископа заливался бензин, забрасывались гранаты. Перископ рабочий, доступ к нему полный.

Полукапонир имеет в своем составе несколько помещений: два боевых каземата, помещение коменданта, оборудованное перископом, телефоном и радиостанцией, помещение фильтров, машинный зал с бензоэлектрической установкой и вентилятором.

Этой пушкой можно управлять. Доступ полный, снарядов правда нет.

Вооружение боевого каземата состояло из двух 76,2 - мм пушек образца 1902 г. на капонирном лафете Путиловского завода обр. 1932 г. Артиллерийский расчет каждого орудия - 7 человек. Пять из них находились в боевом каземате, двое - в тамбуре. Боезапас составлял 300 снарядов на орудие.

Во время боя стреляные гильзы скатывались по наклонному лотку в гильзосборный колодец. Снаряды располагались на стеллажах. Их подавали к орудию через отверстие в двери.

Дивизионная 76 - мм пушка ЗИС - 3 стала таким же символом Победы, как штурмовик ИЛ - 2 и «Катюша». ЗИС - 3 стала основной артиллерийской системой дивизионной артиллерии Красной Армии. Она с большой эффективностью позволяла решать задачи по уничтожению живой силы противника, подавлению и уничтожению огневых средств пехоты противника и его артиллерии, уничтожению танков и других мотомеханизированных средств, разрушению проволочных заграждений и амбразур долговременных огневых точек.

В укрепрайонах с целью задержки бронированной техники противника использовались противотанковые инженерные заграждения различных типов.

Ежи имеют размер около одного метра в высоту и как правило устанавливаются на твердом грунте. Расстояние между ежами не превышало 2/3 ширины танка. Когда вражеская бронированная машина пыталась преодолеть заграждение, в любом случае задевала соседний еж. Грамотно расставленные противотанковые ежи с вероятностью около 90 % останавливали развитие танковой атаки.


Надолбы вкопаны в землю на глубину 1 метр под наклоном 75 градусов и расположены в шахматном порядке. Такое расположение не дает танку возможности пройти между заграждениями.

Зенитная пушка 61-К
37 - мм автоматическая зенитная пушка обр. 1939 г. (61 - К) - это первая советская автоматическая зенитная пушка, запущенная в крупносерийное производство. Орудие предназначено для стрельбы по воздушным целям на высотах 2,5 км. Помимо борьбы со штурмовиками, истребителями - бомбардировщиками и пикирующими бомбардировщиками в 1941 году такие пушки использовались и для стрельбы по наземным целям, в том числе по танкам и бронемашинам. Угол горизонтального обстрела неограничен. Практическая скорострельность составляла 60 выстрелов в минуту. Расчет на одно орудие - 7 человек

Много окопов. Глубина хода сообщения для движения во весь рост (полный профиль) должна быть не менее 150 см., высота насыпей (бруствера) - 30-40 см. Для того, чтобы ход сообщения лучше укрывал от наблюдения и огня противника, его отрывают не по прямому направлению, а зигзагами, изломами или в виде змейки.

Идешь по окопу, а в конце стоит миномёт.

Надолбы были железобетонные, металлические и деревянные.

Panzer Nest - немецкий пулеметный броневой колпак, в переводе с немецкого «бронированное гнездо». Конструкция представляла собой стальную огневую точку весом более 3 тонн. Данный экземпляр обнаружен поисковой группой фонда «Память Афгана» на окраине города Борисова, недалеко от реки Березина. Толщина брони с фронта составляет - 191 мм, стороны и перекрытие - 45 мм.

Обслуживание точки производилось двумя пулеметчиками - один стрелял, второй наблюдал за полем боя. Наблюдение велось с помощью перископов. Отверстия для перископов расположены в верхней части сооружения и закрывались задвижками толщиной 30 мм. Бронированная огневая точка рассчитана на установку пулемета МG-34 (ЭМГЭ) либо МG-42. Пулемет устанавливался на специальном кронштейне, который свободно скользил по горизонтальной полукруглой полке. Сектор огня составляет 60 градусов. Боезапас размещался на полках ниже пулемета, в передней части огневой точки.

Отопление броневого пулеметного колпака осуществлялось сварной железной печью. В инструкции по эксплуатации во избежание демаскировки противник рекомендует топить печь только древесным углем. Огневая точка перевозилась к месту установки в перевернутом положении на специальных деревянных колесах. По бокам, в верхней части сооружения, имеются два отверстия для полуосей, вставляемых при перевозке на колёсах. Затем сооружение опрокидывали в заранее подготовленный котлован. После этого верхняя (боевая) часть сооружения маскировалась камнями, землей и местной растительностью. Расчет попадал в огневую точку через лазовый люк размером 50 х 60 см, расположенный с тыльной стороны сооружения.

Согласно инструкции для бойцов Красной Армии, наиболее действенным методом борьбы с бронированной огневой точкой является прицельный огонь из противотанковых ружей или артиллерийских орудий. При блокировке подобного рода огневых точек необходимо, в первую очередь, уничтожить перископы артиллерийским, минометным огнем или огнем снайперов.

Так как сектор обстрела составляет только 60 градусов, отдельные огневые точки можно уничтожать штурмовыми группами, двигающимися со стороны уязвимых и незащищенных флангов и тыла. При подходе штурмовой группы к огневой точке следует забросать амбразуру мешками с землей, после чего взрывать сосредоточенным зарядом взрывчатых веществ. Если под рукой нет взрывчатки и бутылок с горючей смесью, камни и бревна помогут успешно блокировать вход.

Многие из немецких сооружений были отремонтированы и модернизированы, часто рядом возводились оригинальные польские сооружения. Одной из интересных особенностей польских ДОТов является широкое использование различных бронеколпаков. На территории историко - культурного комплекса «Линия Сталина» находится Польский наблюдательный колпак обр. 1936 года . Внутренний диаметр составляет - 100 см, толщина стенок - 12 см, возможность наблюдения и ведения огня на близких дистанциях обеспечивали 6 амбразур. Этот наблюдательный колпак демонтирован с командно - наблюдательного пункта (КНП) в районе деревни Заосье, участка «Барановичи».

Коричнево-желто-зелёный колпак справа - это немецкий наблюдательный бронеколпак времён Первой мировой. После войны оказался на территории вновь созданной Польши. Поляки установили этот бронеколпак на советско-польской границе. Так немецкий бронеколпак стал частью оборонительных польских сооружений участка «Барановичи» подучастка «Дарево» близ деревни Малое Подлесье. Там он находился до 17 сентября 1939 года, когда западные белорусские земли вошли в состав СССР.

Много противопехотных проволочных заграждений. Рядом макет участка границы, собака настоящая)

Противотанковая огневая точка ПТОТ №69
ПТОТ - это противотанковая огневая точка. Строились подобные сооружения возле дорог и на танкоопасных направлениях, то есть там, где прорыв бронированных машин противника был наиболее вероятным.

Конструктивно ПТОТ состоял из двух основных элементов - бетонного массива, практически целиком заглубленного в почву и башни от танка Т-26. Железобетонный массив состоял из двух казематов и входа-тупика. Основным орудием ПТОТа была унитарная 45-мм танковая пушка, в спарке с орудием устанавливался 7,62-мм пулемет Дегтярева (ДТ). Чрезвычайно низкий силуэт сооружения позволял объекту, при должной маскировке, значительное время оставаться незамеченным и таким образом неуязвимым для вражеского огня.

Броневой наблюдательный пункт №270 тип "Б", БРО-"Ф" Полоцкого Укрепрайона "Линии Сталина". В первую мировую войну применялся в крепости Осовец.

Пулеметный ДОТ № 292 построен в 1932 году и входит в состав отдельного ротного района обороны «С» Минского укрепрайона. Это самое распространенное сооружение в системе укрепрайонов старой границы. Толщина напольных стен - 1,5 м, толщина перекрытия - 1,1 м., объем железобетонной кладки - 150 куб. м.

Практически все ДОТы Минского укрепрайона имеют ступенчатую форму пулеметных амбразур. Такая форма обеспечивала дополнительную защиту расчета от поражения пулями и осколками, рикошетирующими от стен амбразуры. В случае необходимости амбразуры закрывались изнутри с помощью специальных броневых заслонок толщиной 40 мм. Такая заслонка могла выдержать прямое попадание 45-мм снаряда танковой пушки.Гарнизон сооружения по штату составлял 10-12 человек.

Стены и перекрытие обеспечивали защиту от попаданий гаубичных фугасных снарядов калибра 203 мм и пушечных снарядов калибра 152 мм. Согласно данным советской разведки, у вероятных противников в ближайшее на тот момент время не должна была появиться артиллерия калибром свыше 8 дюймов (203 мм). Соответственно, наиболее мощным снарядом, от которого предусматривалась защита, был принят 203-мм гаубичный.

К тыльной части сооружения пристроен крытый дворик. Защищенные от фронтального обстрела бетонным массивом ДОТа, дворики могли поражаться только навесным огнем, и то только при прямом попадании или очень близком разрыве тяжелого снаряда. В мирное время дворики использовались в качестве караульных помещений, в боевой обстановке в них могла находиться часть боезапаса. Здесь же, на стене - лозунг пограничников Советского Союза - «Границы С.С.С.Р священны и неприкосновенны».

Вход в боевую часть ДОТа прикрывает П - образный коридор, так называемый «сквозник». Его основная задача - защита входа от взрывной волны. В случае близкого взрыва ударная волна проходит по пути наименьшего сопротивления, т. е. сквозь коридор, и не выбивает дверь в каземат. Входные проемы «сквозника» закрывались противоштурмовыми решетками и простреливались через специальные амбразуры обороны входа.

Внутренняя дверь из «сквозника» вела в противохимический тамбур, а уже из тамбура через вторую дверь можно было попасть в боевой каземат.

Боевая часть сооружения разделена на 2 каземата - большой и малый.
Главное вооружение ДОТа - три 7,62-мм пулемета системы Максим обр. 1910 г. (два пулемета в большом каземате, один - в малом). Стреляные гильзы собирались в специальный мешок из прорезиненного брезента, который подвешивался под основанием станка. Станок оборудовался деревянным откидным сиденьем со спинкой, на котором пулеметчик сидел во время стрельбы.

Здесь можно посидеть за пулемётом, почувствовать себя пулеметчиком. Трубы предназначены для циркуляции воды, охлаждающей ствол.

Поле предназначено для театрализованных реконструкций. Оно заполнено макетами и остатками боевой техники.

Образчик "народного творчества" имитирующий разбитый немецкий танк. Это тягач АТ-П, рядом лежит "самопальная" башня, очень похожая на башню от Т-70, хотя вроде как изображает Pz.III

БТР -152 — советский бронетранспортёр, созданный на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151. Принят на вооружение в 1950 году.

Советская самоходно-артиллерийская установка СУ-100.

"Победа"

БТР-152 маскирующийся под немца.

Дорога войны.

Трактор ТТ-4 и ЗИЛ-164

Трактор
Тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ - 152
Была разработана на базе тяжелого танка ИС - 1 (ИС - Иосиф Сталин) и поступила на вооружение в ноябре 1943 года. Впервые новые самоходные установки были широко применены летом 1944 года в ходе белорусской наступательной операции «Багратион». Полки самоходной артиллерии особенно отличились в боях за Полоцк и Витебск.

Катер БМК-150 с сильно доработанной надстройкой

Инженерная машина разграждения ИМР-2. Смешная.

Сюда вход запрещён. Вся эта техника, насколько я понял, на ходу.

Боевая машина реактивной артиллерии БМ - 13 «Катюша»
БМ - это боевая машина, калибр - 13 сантиметров. Вскоре БМ - 13 получила у советских солдат название «Катюша» по имени героини популярной в то время песни. 21 июня 1941 года установка была продемонстрирована руководителям партии и правительства СССР и в тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М - 13 и пусковой установки.

Залп из 16 снарядов боевая машина производила за 7 - 10 секунд, для ее заряжания требовалось 5 - 8 минут.

Боевое крещение «Катюши» приняли в составе батареи под командованием капитана Ивана Андреевича Флёрова. Свои первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея стерла с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимися там немецкими эшелонами. Исключительная эффективность действий батареи капитана Флёрова способствовала быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения.

Танк Т-34-76 , образца 1943 года. Танк воссоздан из элементов 7 боевых машин, потерянных при освобождении Белоруссии в июне-июле 1944 года.

Одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности P-12 (SS-4)
Ракета средней дальности Р - 12 официально принята на вооружение 4 марта 1959 года, после чего началось крупномасштабное развертывание полков и дивизий, эксплуатировавших новый ракетный комплекс. Этот процесс шел столь быстрыми темпами, что в декабре того же года появилось постановление Совета Министров СССР о создании нового вида вооруженных сил - Ракетных войск стратегического назначения.

В музее «Линия Сталина» много танков, самолётов, а также различной инженерной техники. Хорошо бы туда съездить, поглядеть на реконструкцию боевых действий, да в компании единомышлеников.

Поскольку мирные договоры, заключённые в 20-х годах с западными государствами, являвшимися нашими потенциальными противниками, не обеспечивали полной гарантии их ненападения, возникла жизненная необходимость в сооружении комплекса оборонительных сооружений, защищавших западные границы СССР. Именно таким щитом от возможной агрессии и должна была стать возводившаяся в течение всего предвоенного десятилетия «Линия Сталина».

Стратегически важная, но трудноосуществимая задача

Следует сразу отметить, что в официальных документах такое название никогда не фигурировало. Впервые оно появилось в 1936 году в одной из русскоязычных латышских газет, затем было подхвачено западной прессой, и уже после этого термин «Линия Сталина» получил широкое распространение.

Согласно программе, предложенной Сталиным, предполагалось строительство цепи оборонительных сооружений по всей западной границе страны, протяжённость которой составляла 2 тыс. км. Поскольку создания непрерывной фортификационной линии не представлялось возможным по экономическим причинам, была принята концепция возведения отдельных укреплённых районов (УР) на наиболее важных в оперативном отношении участках.

Одновременно с Советским Союзом в 20-30 годах на территории финской части Карельского перешейка также возводилась мощная полоса оборонительных сооружений, известная как Линия Маннергейма. Сталин и Верховное командование РККА, хорошо осведомлённые о ходе этих работ, приняли решение соорудить аналог финского проекта, но в несравненно большем масштабе.

Однако реализация такой программы заключала в себе значительные сложности. Даже в сокращённом варианте она находилась на грани возможностей советской индустрии того периода. Немаловажным фактом являлось и то, что в 30-х годах шла массовая замена прежних руководящих кадров инженерных войск, состоявших ещё из офицеров царской армии, на новых молодых специалистов, в большинстве своём не имевших должного опыта и знаний.

Основная концепция создания линии обороны

Согласно плану, принятому в конце 20-х годов, комплекс «Линия Сталина» должен был состоять из отдельных УР, имевших протяжённость фронта 70 км, и состоявших из нескольких, уходивших в глубину позиций. Первой из них было, так называемое, предполье - территория, на которой не возводились укрепления, но создавались разного рода препятствий, такие как противотанковые надолбы, ежи, заграждения из колючей проволоки и т. д.

Следом за тем шла выдвинутая передовая позиция, состоявшая из основных оборонительных сооружений - бастионов, ДОТов, ДЗОТов и прочих фортификационных элементов, группировавшихся в батальонные узлы обороны. Каждый из таких узлов, расположенных в линию, имел протяжённость 3-6 км, и уходил в глубину на 3-5 км.

На флангах передовых позиций строились укрепления второго эшелона обороны. Они были удалены несколько вглубь, и предназначались для предотвращения окружения противником основных сил УР. Кроме них в местах наиболее вероятного наступления противника дополнительно сооружались отсечные позиции - узлы, состоявшие из ряда фортификационных сооружений, возведённых на случай прорыва врагом основной оборонительной линии.

Таким образом, комплекс «Линия Сталина», по замыслу его авторов, должен был представлять собой мощный и надёжный оборонительный рубеж. Основная задача, ставившаяся перед гарнизонами, составлявшими УР, заключалась в том, чтобы в случае нападения противника задержать его главные силы и выиграть время, необходимое для проведения всеобщей мобилизации и подхода войск.

«Линия Сталина» - важнейшая ударная стройка довоенных лет

В конце 1929 года на территориях Ленинградского и Белорусского военных округов начались работы по строительству первой серии укрепрайонов. В сводках тех лет значится, что из запланированных 20-ти УР, к лету 1935 года удалось закончить 6. Они стали первыми бастионами, в общем оборонительном комплексе «Линия Сталина». Минск, Полоцк, Псков, Кингисепп, а также Мозырь и значительная часть Карелии оказались, таким образом, в зоне, защищённой сложным комплексом инженерно-технических фортификационных сооружений. Столь же интенсивные работы проводились одновременно и в Киевском, а также Одесском военных округах.

Как и все строительные объекты довоенных лет, линия обороны Сталина возводилась ударными темпами, и в 1937 году командование инженерных войск уже докладывало Сталину о создании 3096 инженерных сооружений, находившихся на территориях укрепрайонов. Однако оборонная промышленность страны не успевала снабжать их достаточным количеством вооружения. Известно, что лишь 13,5% построенных УР были оснащены артиллерийскими орудиями, на вооружении остальных имелись в лучшем случае пулемёты.

Технические ошибки и просчёты

По мнению большинства современных военных историков, УРы, возводившиеся в 30-х годах, ещё на момент своего сооружения были в техническом отношении устаревшими. Прежде всего, они не обеспечивали нужной глубины обороны, и, кроме того, недостаточно продуманным было расположение составлявших их узлов. Полностью отсутствовала противотанковая артиллерия. Конструкция же ДОТов - долговременных огневых точек, позволяла вести из них только фронтальный обстрел противника, что приводило к их скорому уничтожению.

Среди наиболее заметных недостатков УРов того периода отмечают их слабую броневую защиту, крайне низкий уровень всего внутреннего оборудования и полное отсутствие средств химзащиты. Ко всему прочему, эти сооружения, предназначенные для длительного пребывания в них гарнизонных войск, в большинстве своём не были оборудованы канализацией и не имели водяных скважин.

Технические комиссии и судебные процессы

Эти и многие другие недостатки, выявленные ещё в 1937 году, стали причиной острой критики в отношении составителей проекта и тех, кто непосредственно строил укрепрайоны. "Линия Сталина" на всём её протяжении была тщательно обследована рядом комиссий, общее руководство которыми осуществлял генерал-лейтенант инженерных войск Кузьма Подлас.

По результатам этой проверки, имевшей, прежде всего, политический характер, было арестовано и привлечено к суду значительное количество офицеров из числа комсостава различных уровней. Всем им вменялся в вину саботаж и умышленное вредительство при сооружении стратегически важных объектов. Показательные процессы продолжились и на следующий год, что существенно подорвало кадровый потенциал РККА и лишило её многих знающих специалистов. Например, в Киевском военном округе из пяти комендантов построенных там укрепрайонов четверо были расстреляны.

Новшества в строительстве укрепрайонов

Тем не менее работа комиссий принесла и ряд положительных результатов. На основании выявленных ею недостатков и просчётов удалось в сжатый срок переработать саму концепцию построения столь масштабной оборонительной линии и, по возможности, модернизировать уже построенные объекты.

В частности, была значительно увеличена протяжённость укреплённых районов. Если раньше она составляла от 50 до 70 км, то теперь достигла 100-120. Изменилось и расположение отдельных её узлов. Их стали размещать в шахматном порядке, двумя отдельными эшелонами. Был внесён и ещё ряд конструктивных изменений.

В 1938 году, в связи с обострившейся к тому времени международной обстановкой, Сталиным было дано указание о дальнейшем расширении и модернизации линии обороны. Тогда же было начато срочное возведение ещё восьми новых укрепрайонов - Староконстантиновского, Изяславского, Себежского, Каменец-Подольского, Шепетовского, Слуцкого, Островского.

Все они располагались таким образом, что заполнить собой оставшиеся бреши в общем комплексе оборонительных сооружений, и обеспечить связь между ранее построенными УР. Сохранившиеся архивные документы тех лет свидетельствуют о масштабах выполненных работ. Известно, что к концу 1939 года только во вновь возведённых укрепрайонах было построено 1029 новых инженерных объектов.

Изменение линии границы СССР

В дальнейшей судьбе «Линии Сталина» существенную роль сыграл пакт, заключённый 23 августа 1939 года между правительствами Советского Союза и Германии. На основании этого документа уже в середине сентября Красной армией была занята значительная часть Польши. Тогда же, по результатам Финской войны, к СССР отошли Лапландия и Карелия. На следующий год к ним добавились прибалтийские государства - Эстония, Литва и Латвия. Затем последовали также часть Буковины и Бессарабия.

В результате столь значительных территориальных приобретений граница Советского Союза значительно отодвинулась - в отдельных местах на 400 км и более. Таким образом, в глубоком тылу оказались многие приграничные районы, а с ними и построенная ранее «Линия Сталина». Минск, Полоцк, Псков, Кингисепп и многие другие города, на подступах к которым сооружались УР, оказались отделёнными от государственной границы сотнями километров.

Возведение новой линии обороны и консервация старой

Поскольку строившаяся в течение десяти лет и поглотившая огромные бюджетные средства линия обороны оказалась в глубоком тылу и потеряла своё стратегическое значение, пришлось срочно строить новую. Необходимость этого была в значительной мере обусловлена обострившейся к тому времени международной обстановкой и ухудшением советско-немецких отношений. Летом 1940 года вдоль новой границы страны началось строительство новой оборонительной полосы, которую должны были составить 20 укрепрайонов.

Что же касается старой и потерявшей актуальность линии обороны, то всё находящееся в ней вооружение было решено изъять, а составлявшие её инженерные сооружения законсервировать. Такое решение было принято, главным образом, потому, что в начале 1941 года стало очевидным, что советская оборонная промышленность неспособна в полной мере обеспечить нужды РККА, и возникший в результате этого дефицит вооружения пытались компенсировать за счёт ранее произведённой боевой техники.

Это вполне разумное, но недобросовестно выполненное решение привело к тому, что вооружение, изъятое на объектах старой линии обороны, вместо того, чтобы попасть в новые укрепрайоны, осело на складах. В результате очередная, спешно возводимая «Линия Сталина» в начале войны оказалась неспособна отразить удары фашистов. Кроме недопоставок оружия, её низкая боеспособность объясняется и тем, что приказом Генерального штаба, численность личного состава гарнизонов УР была уменьшена почти на треть.

Прорыв линии обороны

Внезапное начало войны застало врасплох строителей, возводивших укрепления на новой границе, а также гарнизоны уже завершённых объектов. Недостроенная и плохо вооружённая линия обороны была прорвана немцами в течение первых же часов наступления.

В результате тысячи советских солдат и офицеров, лишённых возможности оказать сопротивление, оказались во вражеском плену. Кроме того, противнику досталось огромное количество строительных материалов, разнообразного снаряжения, боеприпасов и привезённого, но не установленного на огневых точках вооружения.

Усугубил тяжесть сложившейся обстановки приказ Генерального штаба, предписывающий войскам отступать к старой, основательно разорённой и полностью обезоруженной линии обороны. Такое решение командования явно свидетельствует о полном незнании действительного положения вещей и о том состоянии, в котором находилась тогда прежняя «Линия Сталина».

Танки противника уже 25 июня, то есть всего через три дня после начала войны, достигли укрепрайона, прикрывавшего путь к Минску. Поскольку все его объекты были законсервированы, согласно ранее отданным приказам, к бою он был непригоден, и попытки остановить немцев полностью провалились. Прорвав оборону, которую всё же пытались организовать части 13-й армии, фашисты устремились вглубь страны.

С интервалами в несколько дней пали Слуцкий, Полоцкий, Себежский и все прочие находившиеся на пути неприятеля укреплённые районы. Не смогли противостоять врагу также участки «Линии Сталина», расположенные в Киевском и Одесском военном округах. Их защитники после ожесточённых боёв также были вынуждены отступить.

Исключение составил лишь Карельский УР, защитникам которого удалось остановить вторжение финской армии. Придав войне позиционный характер, они продержались так до июня 1944 года, когда в ходе наступления, предпринятого войсками Ленинградского фронта, враг был отброшен за пределы страны.

Память военных лет

Подводя итоги минувшей войны, историки приходят к заключению, что снятая с боевого дежурства в 1940 году «Линия Сталина» (фото отдельных её объектов приводятся в статье), тем не менее, сыграла определённую роль в ходе первых и самых тяжёлых дней войны. На отдельных её участках продвижение врага удалось приостановить на срок от 2-3 дней до нескольких недель, что в обстановке боевых действий сыграло немаловажную роль.

В наши дни создан целый ряд мемориальных музеев на территориях бывших укрепрайонов, из которых состояла «Линия Сталина». Беларусь стала одной из первых республик бывшего Советского Союза, создавшей такой военно-исторический комплекс. К шестидесятилетнему юбилею Победы группой активистов был организован музей под открытым небом. Он находится в районе бывшего Минского УР, и его центральные экспозиции размещены в одном из сохранившихся до наших дней ДОТов.

Примеру минских активистов последовали жители другого белорусского города Заславля, открывшие 24 июля 2012 года памятник морским пехотинцам и морякам. Местом для его установки был также выбран один из участков историко-культурного центра «Линия Сталина».

День ото дня пополняются экспозиции уже существующих мемориальных комплексов и, наряду с этим, создаются новые. Так, в 2009 году открылись два музея боевой славы - в Псковской области и в Сестрорецке - муниципальном образовании, входящем в Курортный район Санкт-Петербурга. Этот мемориал, получивший название «Сестрорецкий рубеж», состоит из ДОТа, позывные которого в дни обороны Ленинграда были «Слон» (его так и стали называть в последующие годы), а также нескольких малых огневых точек. Этот укрепрайон также входил в общую оборонительную систему «Линия Сталина».

Как доехать до мемориального комплекса «Сестрорецкий рубеж»? Проще всего это сделать на электропоезде с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. Расписание поездов составлен таким образом, что даже в будние дни интервал между ними не превышает одного часа. Кроме того, можно воспользоваться маршрутным такси №305 от метро «Старая деревня» или №827 от «Проспекта Просвещения». Те, кто располагает личным транспортом, могут добраться до Сестрорецка по Приморскому шоссе. Расстояние составляет 36 км, и с учётом загруженности трассы дорога обычно занимает около 40 минут.

В 2014 году на экраны страны вышла четырёхсерийная документальная кинолента режиссёра Олега Четверикова «Линия Сталина». Фильм во всех подробностях повествует о строительстве этой уникальной, и не имевшей аналогов в мировой истории системы оборонительных сооружений. При его создании использованы многие архивные материалы, нигде ранее не опубликованные, и представляющие большой интерес для всех, кому дорога память военных лет.

Без сомнения, самым интересным объектом ИКК является орудийный полукапонир (ОПК) №134. Это одноэтажное железобетонное сооружение, с защитой соответствующей типу М-1 (толщина амбразурных стен – 1,5 м, покрытия –1.1 м.). Обеспечивающей защиту от однократного попадания 203-мм бетонобойного снаряда гаубицы или 152-мм снаряда пушки с расстояния в 4 км.. (Надо отметить, что на момент строительства (1932 год) польская армия на данном направлениии могла выставить против него лишь 155-мм гаубицы. Только в 1936 году прибыли 20 чешских 220-мм мортир)


Схеме планировки полукапонира. По материалам А. Базарнова.
Графика приводится по статье В. Каминского "Минский УР" в альманахе "Крепость России" №3

Вооружение ОПК составляли два 76,2-мм орудия обр. 1902 года на капонирных лафетах обр. 1932 года со сферическими масками-обтюраторами. В ОПК №134 их роль играют переделанные ЗиС-3. Боезапас составлял 300 снарядов на каждое орудие.

Орудие в каземате К1 в лучшем состоянии. ДП у товарища справа служит для обороны входа через специальную амбразуру и для защиты гарнизона при столкновении с противником в момент следования к объекту.

То же орудие снаружи. Бронезаслонка опущена.

Червячные лебёдки для подъёма броневых заслонок, прикрывающих амбразуры. Бронезаслонки не взаимозаменяемы для разных полукапониров в связи с различным расположением механизмов подъёма.

Бронезаслонка правого каземата поднята

В тыльной части полукапонира размещалась фильтровая (на схеме ОПК обозначена буквой "Ф"), где размещалось 4 фильтра ФП-360/ФПУ-360. В 1938-1939 г.г. их заменили на колонки из фильтров ФПУ-50 (применялись в пулемётных ДОТ).

Рядом размещалась агрегатная ("А"), в ней размещались нагнетательный вентилятор "Фарко-2000", бензоэлектрический генератор АЛ-12/2, калорифер и ещё один вентилятор КП-4В для вентиляции самой агрегатной. Аппаратура, установленная в ОПК №134 в основном снята с ОПК № 269 (Батрайон обороны VII) Особенностью полукапонира являлась "зеркальная" по отношению к типовому проекту планировка. Что больше всего сказалось именно в аппаратной.

Дверь аппаратной



Освещение осуществлялось подпалубными фонарями (видны на фотографиях каземата и перископной), "переносками", аккумуляторными фонарями (которых вечно недоставало) и керосиновыми лампами.



У левой стены сооружения располагалась перископная ("П"), оборудованная десятикратным перископом ПДН-2. Их поставка задержалась – поступили в укрепрайон только в 1936 году.



Внутренним средством связи служили переговорные трубы (видны на фотографиях перископной и каземата "К1"). Служили, надо сказать, плохо – во время стрельбы практически ничего не слышно. Что привело к появлению световой сигнализации и опытов с электрическими переговорными устройствами.

Внешняя связь осуществлялась телефоном УНА-Ф (по бронированным или воздушным линиям) и радиостанцией типа 6ПК (номинальная дальность в телеграфном режиме – 6 км, в телефонном – 3 км.). В ОПК №134 установлена гораздо более поздняя Р-407.



Ближайшая родственница орудий, изображающих капонирные, стоит снаружи ОПК. Естественно, что на МиУРе ни в 1932-м, ни в 1941-м таких не было. Помимо 36 капонирных 76,2-мм и 9 45-мм противотанковых орудий в танковых башнях, артиллерия укрепрайона включала ряд устаревших артсистем обр. 1877-1778 г.г. в том числе французских (196 артполк).

Возможно, кого-то озадачила танковая башня, выглядывающая из-за полукапонира на первой фотографии? Дело в том, что чуть ли не на крыше установлен Т-34-76. При всех достоинствах этого экземпляра, он тоже не имеет к укрепрайону никакого отношения. И дело даже не в том, что шестигранные башни-"гайки" пошли в производство только в 1942 году. Дело в том, что в укрепрайоне танков не было вообще. Единственное исключение – списанные Т-18, которые в 1939 году должны были быть переданы в БОВО для перевооружения 45-мм орудиями и установки в качестве неподвижных ПТО. Впрочем, пока документального подтверждения, что такие работы были проделаны на МиУРе – не обнаружено.

Перед фронтом полукапонира разместили типовые противотанковые заграждения. Справа видно шоссе на Родошковичи-Молодечно-Вилейку, близость которого сыграла свою роль в выборе места для ИКК.

Если же взглянуть на карту времен строительства ОПК №134, то никакого шоссе не обнаружится. Только просёлок из деревни Горошки, которая шёл под углом к построенному несколькими годами позже шоссе. Этим объясняется довольно странное на нынешний взгляд расположение полукапонира, как будто построенного для фронтального огня вдоль шоссе.

Схема ротного района обороны "С" с прилегающими участками батальонных районов обороны "VI" и "VII" на топографической карте 1933 года.

Та же схема, перенесённая на современную карту.

В статье использованы фотографии francis_maks, svd, ustas

ДДругие статьи по теме "Линия Сталина"

С одной стороны ее фактически нельзя было обойти, с другой слишком большая протяженность не позволяла создавать достаточно плотной обороны. По своим фортификационным сооружениям линия явно уступала линии Мажино, хотя и принесла куда больше пользы.

Официально цепь данных УРов (Укреп районов,в основном не граничащих между собой) никогда не называлась «Линией Сталина». Данное название впервые появилось в декабре 1936 года, с легкой руки журналистов из латышской русскоязычной газеты «Сегодня». Позже ее статью перепечатала английская газета «Дэйли Экспресс» и термин «Линия Сталина» прочно вошел в обиход.

Строительство укреплений на «Линии Сталина» началось в 1928 году и продолжалось вплоть до 1939 года. Линия включала в себя 23 укрепленных района (УР), в которых было построено более 4000 различных долговременных огневых точек (ДОТов), которые были рассчитаны не только на установку пулеметов, но и артиллерийских орудий – сначала 45-76-мм, а с 1938 года и орудий калибра 107, 122 или 152 мм. Бои на «Линии Сталина» даже оставили свой художественный след в литературе. Советский писатель Игорь Алексеевич Акимов написал приключенческую повесть «Легенда о малом гарнизоне».

Строительство оборонительной линии началось в 1928 году на западной границе СССР (с Финляндией, Прибалтийскими странами, Польшей и Румынией), изначально создавалось 13 укрепрайонов: Карельский, Кингисеппский, Псковский, Полоцкий, Минский, Мозырский, Коростеньский, Новоград-Волынский, Киевский Летичевский, Могилев-Подольский, Рыбницкий, Тираспольский. Данные укрепрайоны имели протяженность по фронту от 50 до 150 км, по возможности фланги УРов были прикрыты естественными препятствиями. Укрепрайоны строились с таким расчетом, чтобы каждый из них обеспечивал контроль над каким-либо важным маршрутом. Всего к 1938 году в 13 УРах было возведено 3196 различных оборонительных сооружений.

Все построенные в эти годы укрепрайоны имели ряд одинаковых черт. Протяженность одного УРа по фронту в среднем составляла 35-50 км. Для обороны использовался плотный пулеметный и артиллерийский огонь, рассредоточенный по фронту и в глубину, с заметным преобладанием пулеметного огня. Основной формой организации обороны выступали – батальонные районы обороны (БРО), которые находились между собой в огневой связи. Размеры БРО на местности чаще всего составлял 1х1 или 2х2 км. Такой район предназначался для занятия его одним стрелковым батальоном. Для каждого БРо предусматривалась постройка до 18-20 ДОТов. Огневые точки располагались в несколько линий, первая линия состояла из 7-8 огневых точек. ДОТы располагались с возможностью огневого прикрытия соседних сооружений. Промежутки между БРО должны были прикрываться артиллерийским огнем. Нередко промежутки между батальонными районами обороны составляли 2,5-3 км.

Железобетонные огневые точки обеспечивали возможность кругового огня с преобладанием фронтального огня. Наиболее распространенным сооружением был ДОТ с тремя пулеметными амбразурами. Среди артиллерийских наибольшее распространение получили двухорудийные полукапониры, в которых устанавливались 76,2 мм полевые орудия. Помимо этого создавались противотанковые ДОТы и небольшие пулеметные с 1-2 пулеметными амбразурами. Уровень защиты ДОТов позволял им выдерживать 1-2 попадания 152-мм снарядов. Поскольку ДОТы обладали возможностью прикрытия друг друга огнем, расстояние между ними обычно составляло 500-600 метров. Общей чертой УРов можно назвать относительно низкое число артиллерийских огневых точек.
В 1938 году в СССР приступили к постройке еще 8 укрепрайонов: Островского, Себежского, Слуцкого, Шепетовского, Изяславского, Староконстантиновского, Остропольского, Каменец-Подольского. За период с 1938 по 1939 год в этих УРах было возведено 1028 сооружений (по планам планировалось построить около 2 тыс.). Строительство укрепления было прекращено в связи с переносом в 1939-1940 годах границы на запад. Началось строительство новых УРов на новой границе. Большая часть укреплений на «Линии Сталина» была законсервирована.

На территории Белоруссии было построено 4 Ура – Полоцкий, Минский, Слуцкий и Мозырьский, в которых насчитывалось 966 ДОТов. Самым сильным не только из белорусских, но и из всех остальных УРов «Линии Сталина» считался Минский УР. Что неудивительно, ведь именно здесь проходила прямая дорога на Москву, которой уже не одну сотню лет пользовались все горе-завоеватели.

Протяженность Минского УРа составляла 140 км. Всего он насчитывал около 327 ДОТов. Глубина его линии обороны на главных направлениях достигала 6 км., на периферийных направлениях до 2-3 км. Укрепрайон включал в свою структуру не только ДОТы, но и развитую сеть различных инженерных заграждений, окопов полного профиля, воздушных и подземных линий связи, а также развитую сеть дорог.

Пулеметные ДОТы Минского УРа в большинстве своем были трехамбразурными и были вооружены пулеметами системы «Максим», установленными на специальном капонирном станке. Артиллерия в большинстве своем располагалась в двухорудийных полукапонирах. Такой полукапонир оснащался двумя 76-мм орудиями в бронированной капонирной установке. Помимо этого имелись специальные противотанковые огневые точки, которые были созданы с использованием башен, списанных с вооружения танков Т-26 (45-мм пушка и пулемет).

Железобетонные стены ДОТов имели в толщину до 1,5 метров, а перекрытия до 1,1 метра и могли выдержать попадание тяжелых артиллерийских снарядов калибра до 152 мм. Каждый ДОТ оснащался газовым фильтром-поглотителем, вентилятором для отвода из ДОТа пороховых газов и притока свежего воздуха, перископом, электросигнализацией, переговорными трубами, а также телефонной связью.

В тактическом плане ДОТы Минского УРа должны были прикрывать столицу республики Минск и город Борисов от ударов противника из районов Молодечно и Вилейки. Уже 24 июня части 3-й танковой группы Гота форсировали Вилию, а 25 июня 57-й моторизованный корпус немцев захватил Молодечно. В этот же день немецкие танки вплотную подошли к полосе укреплений Минского УРа, который не был занят войсками. Защищать укрепрайон должны были части 44-го стрелкового корпуса комдива Юшкевича, которому задача по обороне УР была поставлена вечером 24 июня. Эшелоны 64-й и 108-й стрелковых дивизий его корпуса шли из Смоленска и Вязьмы в Минск, а оттуда в пешем строю отправлялись занимать укрепления в его западном секторе. Еще две стрелковых дивизии 100-я и 162-я из состава 2-го стрелкового корпуса занимали полосу обороны восточнее и северо-восточнее Минска. На стыке Минского и Слуцкого УРов должен был занят оборону 20-й механизированный корпус генерала Никитина.

Однако полностью занять полосу укреплений части просто не успели, при этом северо-западные подступы к Минску оказались фактически не прикрытыми. Советское командование рассредоточило имеющиеся силы на широком фронте, предопределив тем самым их дальнейший разгром. В среднем на одну дивизию приходилось до 50 км. по фронту. При такой плотности обороны многие ДОТы просто не были заняты войсками, что отрицательно сказалось на возможности удержания УРа.

Уже 26 числа немецкая 20-я танковая дивизия прорвала Минский УР в полосе 64-й стрелковой дивизии. А 27 июня командир 100-й стрелковой дивизии Руссиянов с целью выправить положение вынужден был провести контратаку без артиллерии и противотанковых средств. Вместо них комдив, опираясь на свой боевой испанский опыт, приказал доставить с Минского стеклозавода 12 грузовиков стеклотары и несколько тонн горючего. 100-я дивизия одной из первых встретила немецкие танки бутылками с зажигательной смесью.

В конечном итоге все укрепрайоны были прорваны на всю глубину, а немцы к декабрю 1941 года стояли у ворот Москвы. Но даже те сутки, где-то недели, а под Киевом и месяцы, в течение которых построенные УРы помогали частям Красной Армии сдерживать продвижение гитлеровцев на Восток, внесли свой вклад в победу 1945 года.

«Линия Сталина», которая никогда так официально в СССР не называлась, представляла из себя один из крупнейших оборонительных проектов, когда-либо осуществленных в человечества. Она представляла из себя цепь укрепрайонов, протянувшихся вдоль западных границы СССР, практически «от моря до моря». Своими флангами линия упиралась в Карельский перешеек и в Черное море. Общая протяженность укреплений достигла 1200 км. С одной стороны, ее фактически нельзя было обойти, с другой, слишком большая протяженность не позволяла создавать достаточно плотной обороны. По своим фортификационным сооружениям линия явно уступала линии Мажино, хотя и принесла куда больше пользы.

«Линия Сталина»


Официально цепь данных УРов (в основном не граничащих между собой) никогда не называлась «Линией Сталина». Данное название впервые появилось в декабре 1936 года, с легкой руки журналистов из латышской русскоязычной газеты «Сегодня». Позже ее статью перепечатала английская газета «Дэйли Экспресс», и термин «Линия Сталина» прочно вошел в обиход.

Строительство укреплений на «Линии Сталина» началось в 1928 году и продолжалось вплоть до 1939 года. Линия включала в себя 23 укрепленных района (УР), в которых было построено более 4000 различных долговременных огневых точек (ДОТов), которые были рассчитаны не только на установку пулеметов, но и артиллерийских орудий – сначала 45-76-мм, а с 1938 года и орудий калибра 107, 122 или 152 мм. Бои на «Линии Сталина» даже оставили свой художественный след в литературе. Советский писатель Игорь Алексеевич Акимов написал приключенческую повесть «Легенда о малом гарнизоне».

Строительство оборонительной линии началось в 1928 году на западной границе СССР (с Финляндией, Прибалтийскими странами, Польшей и Румынией), изначально создавалось 13 укрепрайонов: Карельский, Кингисеппский, Псковский, Полоцкий, Минский, Мозырский, Коростеньский, Новоград-Волынский, Киевский, Летичевский, Могилев-Подольский, Рыбницкий, Тираспольский. Данные укрепрайоны имели протяженность по фронту от 50 до 150 км, по возможности фланги УРов были прикрыты естественными препятствиями. Укрепрайоны строились с таким расчетом, чтобы каждый из них обеспечивал контроль над каким-либо важным маршрутом. Всего к 1938 году в 13 УРах было возведено 3196 различных оборонительных сооружений.

Артиллерийский двухорудийный полукапонир

Все построенные в эти годы укрепрайоны имели ряд одинаковых черт. Протяженность одного УРа по фронту в среднем составляла 35-50 км. Для обороны использовался плотный пулеметный и артиллерийский огонь, рассредоточенный по фронту и в глубину, с заметным преобладанием пулеметного огня. Основной формой организации обороны выступали батальонные районы обороны (БРО), которые находились между собой в огневой связи. Размеры БРО на местности чаще всего составлял 1х1 или 2х2 км. Такой район предназначался для занятия его одним стрелковым батальоном. Для каждого БРО предусматривалась постройка до 18-20 ДОТов. Огневые точки располагались в несколько линий, первая линия состояла из 7-8 огневых точек. ДОТы располагались с возможностью огневого прикрытия соседних сооружений. Промежутки между БРО должны были прикрываться артиллерийским огнем. Нередко промежутки между батальонными районами обороны составляли 2,5-3 км.

Железобетонные огневые точки обеспечивали возможность кругового огня с преобладанием фронтального огня. Наиболее распространенным сооружением был ДОТ с тремя пулеметными амбразурами. Среди артиллерийских наибольшее распространение получили двухорудийные полукапониры, в которых устанавливались 76,2-мм полевые орудия. Помимо этого создавались противотанковые ДОТы и небольшие пулеметные, с 1-2 пулеметными амбразурами. Уровень защиты ДОТов позволял им выдерживать 1-2 попадания 152-мм снарядов. Поскольку ДОТы обладали возможностью прикрытия друг друга огнем, расстояние между ними обычно составляло 500-600 метров. Общей чертой УРов можно назвать относительно низкое число артиллерийских огневых точек.

Трехамбразурный пулеметный ДОТ


В 1938 году в СССР приступили к постройке еще 8 укрепрайонов: Островского, Себежского, Слуцкого, Шепетовского, Изяславского, Староконстантиновского, Остропольского, Каменец-Подольского. За период с 1938 по 1939 год в этих УРах было возведено 1028 сооружений (по планам планировалось построить около 2 тыс.). Строительство укрепления было прекращено в связи с переносом в 1939-1940 годах границы на запад. Началось строительство новых УРов на новой границе. Большая часть укреплений на «Линии Сталина» была законсервирована.

Минский укрепрайон

На территории Белоруссии было построено 4 Ура – Полоцкий, Минский, Слуцкий и Мозырьский, в которых насчитывалось 966 ДОТов. Самым сильным не только из белорусских, но и из всех остальных УРов «Линии Сталина» считался Минский УР. Что неудивительно, ведь именно здесь проходила прямая дорога на Москву, которой уже не одну сотню лет пользовались все горе-завоеватели.

Протяженность Минского УРа составляла 140 км. Всего он насчитывал около 327 ДОТов. Глубина его линии обороны на главных направлениях достигала 6 км, на периферийных направлениях до 2-3 км. Укрепрайон включал в свою структуру не только ДОТы, но и развитую сеть различных инженерных заграждений, окопов полного профиля, воздушных и подземных линий связи, а также развитую сеть дорог.

Пулеметные ДОТы Минского УРа в большинстве своем были трехамбразурными и были вооружены пулеметами системы «Максим», установленными на специальном капонирном станке. Артиллерия в большинстве своем располагалась в двухорудийных полукапонирах. Такой полукапонир оснащался двумя 76-мм орудиями в бронированной капонирной установке. Помимо этого имелись специальные противотанковые огневые точки, которые были созданы с использованием башен, списанных с вооружения танков Т-26 (45-мм пушка и пулемет).

Пулемет "Максим" на капонирной установке


Железобетонные стены ДОТов имели в толщину до 1,5 метров, а перекрытия до 1,1 метра и могли выдержать попадание тяжелых артиллерийских снарядов калибра до 152 мм. Каждый ДОТ оснащался газовым фильтром-поглотителем, вентилятором для отвода из ДОТа пороховых газов и притока свежего воздуха, перископом, электросигнализацией, переговорными трубами, а также телефонной связью.

В тактическом плане ДОТы Минского УРа должны были прикрывать столицу республики Минск и город Борисов от ударов противника из районов Молодечно и Вилейки. Уже 24 июня части 3-й танковой группы Гота форсировали Вилию, а 25 июня 57-й моторизованный корпус немцев захватил Молодечно. В этот же день немецкие танки вплотную подошли к полосе укреплений Минского УРа, который не был занят войсками. Защищать укрепрайон должны были части 44-го стрелкового корпуса комдива Юшкевича, которому задача по обороне УР была поставлена вечером 24 июня. Эшелоны 64-й и 108-й стрелковых дивизий его корпуса шли из Смоленска и Вязьмы в Минск, а оттуда в пешем строю отправлялись занимать укрепления в его западном секторе. Еще две стрелковых дивизии, 100-я и 162-я, из состава 2-го стрелкового корпуса занимали полосу обороны восточнее и северо-восточнее Минска. На стыке Минского и Слуцкого УРов должен был занять оборону 20-й механизированный корпус генерала Никитина.

Немецкие солдаты осматривают ДОТ на Линии Сталина


Однако полностью занять полосу укреплений части просто не успели, при этом северо-западные подступы к Минску оказались фактически неприкрытыми. Советское командование рассредоточило имеющиеся силы на широком фронте, предопределив тем самым их дальнейший разгром. В среднем на одну дивизию приходилось до 50 км по фронту. При такой плотности обороны многие ДОТы просто не были заняты войсками, что отрицательно сказалось на возможности удержания УРа.

Уже 26 числа немецкая 20-я танковая дивизия прорвала Минский УР в полосе 64-й стрелковой дивизии. А 27 июня командир 100-й стрелковой дивизии Руссиянов с целью выправить положение вынужден был провести контратаку без артиллерии и противотанковых средств. Вместо них комдив, опираясь на свой боевой испанский опыт, приказал доставить с Минского стеклозавода 12 грузовиков стеклотары и несколько тонн горючего. 100-я дивизия одной из первых встретила немецкие танки бутылками с зажигательной смесью.

В конечном итоге все укрепрайоны были прорваны на всю глубину, а немцы к декабрю 1941 года стояли у ворот Москвы. Но даже те сутки, где-то недели, а под Киевом и месяцы, в течение которых построенные УРы помогали частям Красной Армии сдерживать продвижение гитлеровцев на Восток, внесли свой вклад в победу 1945 года.

Использованы источники:

www.belgazeta.by/20060626.25/010162211/
www.volk59.narod.ru/Stalinline.htm
www.fortressby.com/index.php?option=com_deeppockets&task=catShow&id=10&Itemid=15
www.belarustourism.by/belarus/history/sovet/object-war/stalin-line/