Лот библия сколько было родственников. Уроки жизни праведников: ной и лот. Отвечает рав Овадья Климовский

1. Два ангела - В еврейском подлиннике сказано: «Пришли те два ангела». Приведенные слова свидетельствуют о том, что это были ангелы, посетившие Авраама в тот же день (Быт.18:22). Прямо об этом не говорится, что они пришли в тот же день, но это видно из 27 стиха. Расстояние от Хеврона до Содома было, по крайней мере, 27 миль по гористой местности, и путешествие их могло занять 7 - 8 часов. Так как ангелы покинули Авраама во второй половине дня, то они могли, идя пешком добраться только к ночи.

Лот сидел у ворот - Лот, прежде поставивший свои шатры вблизи Содома (Быт.13:12) к этому времени успел построить дом внутри города. В древних городах общественная жизнь сосредотачивалась у городских ворот. Здесь были расположены рыночные площади (4Цар.7:1, Неем.13:19) и тут же заседали старейшины города (Втор.21:19, 22:15, 25:7, Ис.Нав.20:4, Руф.4:1 и т.д.). Так Давид сел у ворот, желая говорить с народом (2Цар.19:8), у ворот так же обсуждались события дня (Пс.69:12, Пр.31:31) и делались все публичные объявления (Пр.1:21, 8:3). Почему Лот сидел у ворот города, не сказано. Ясно одно, что он ожидал пришельцев, которым он мог оказать гостеприимство, и которых мог бы защитить от содомлян. Некоторые толкователи считают, что он был в этом городе поставлен судьей. Такой вывод не обязательно следует из Быт.19:19, но вполне возможен, особенно учитывая его родственный связи с Авраамом, который однажды спас весь город от рабства.

Лот увидел и встал - Увидев пришельцев Лот, как и Авраам, немедленно предложил им свое гостеприимство. Его приветствие во всем было похоже на Авраамово (Быт.18:2-5).

2. Мы ночуем на улице - Приглашение Авраама ангелы приняли тут же, но на приглашение Лота они медлили. Они испытывали Лота, желая видеть, продиктовано ли приглашение его только холодной вежливостью или сердечным желанием. Из древних летописей видно, что нередко странники проводили ночь в открытой местности (Быт.23:11). Если бы не жители Содома, то ночлег на улице не представлял бы большого неудобства, так как в городах долины был субтропический климат. Забота Лота о других сделалась средством его собственного спасения. Он проявил дух противоположный духу жителям Содома (Матф.25:34-40).

3. Он же сильно упрашивал их - Видя в Лоте человека праведного, но, не желая пока открыться ему, ангелы согласились остаться под его гостеприимным кровом. Много веков после этого Христос так же не открывался по дороге в Эмаус двум идущим туда ученикам (Лук.24:28-30).

4. Весь народ - Это выражение, вероятно, символизирует большое число людей, представителей всех классов общества.

5. Где люди - Нечестивые жители Содома, что видно из их поступков (Быт.13:18,21). Весть о прибытии странников быстро облетела весь город. Жители города собрались вокруг дома Лота, намереваясь попрать Восточный обычай гостеприимства ради удовлетворения своих низких страстей. О значении слова «познать» см. Быт.4:1. Слово, употребленное здесь, указывает на отвратительный разврат, описанный ап.Павлом в послании к Римлянам 1:27. Согласно археологическим данным этот грех, который по Моисееву закону наказывается смертью (Лев.18:22) был сильно распространен среди хананеев. Слова Моисея, что от мала до велика - все собрались у дверей дома Лотова, показывает, сколь праведен был Бог, решивший предать эти города полному истреблению (Быт.6:5-8).

7. Не делайте зла - Лот вышел из дома, тщательно запрев за собой дверь, чтобы нечестивая толпа не могла войти и стал усиленно просить своих сограждан не делать никакого зла.

8. У меня две дочери - Видя, что его слова не действуют на них, он решился на крайность, чтобы спасти своих гостей от бесчестия. Его вера в высокий долг гостеприимства, так высоко почитаемый среди восточных народов объясняет, однако никак не оправдывает его решения. Тот, кто принял странника под свой кров, должен был защитить его даже жертвой своей жизни. В некоторых странах Ближнего Востока долг гостеприимства по-прежнему рассматривается очень высоко. Отношение Лота к своим гостям можно оправдать или, по крайней мере, извинить, ссылаясь лишь на восточный обычай. Целомудрие и непорочность его двух дочерей в таком городе как Содом - свидетельство его заботы, которую он проявил в их воспитании и доказательство того, что данное предложение ему было высказать нелегко. Восточный обычай оберегать женщин от бесчестия показан на примере сынов Иакова (см. Быт.34). Тот факт, что Лот сделал необдуманное предложение, доказывает, что он испробовал средства, чтобы избежать зла и был в отчаянном предложении. Ему были хорошо известны разврат и нечестие жителей города (2Петр.2:7-8).

9. Вот пришелец и хочет судить - Попытка Лота расстроить их злые намерения возбудила в них еще большую ярость. Они не допускали, чтобы кто-то учил их, а особенно пришелец. Если Лот был у них судьей, можно предположить из ст. 2, то они теперь увидели, что наступил момент избавиться от него. Из их слов видно, что Лот как судья или просто как гражданин города призывал оставить их злые пути. В своей слепой ярости они стали угрожать за это Лоту еще большей расплатой, чем с его гостями, если он и дальше будет мешать им. Только сдерживающая сила Божия и нерешительность наложить руки на того, чей благочестивый пример пробудил в их развращенных душах чувство уважения, помешали разъяренной толпе разорвать его на куски.

11. Слепотою - Бог позволил Лоту попытаться изменить злые намерения Содомлян с тем, чтобы он мог убедиться в степени их падения. Когда все его ни к чему не привели, тогда вмешались божественные вестники, ограждая его и себя от беды. Еврейское слово, переведенное здесь «слепотою» встречается в Ветхом Завете еще только один раз (4Цар.6:18-20). В обоих случаях оно обозначает сверхъестественную слепоту. По-видимому, это не было безвозвратной потерей зрения, а только временным мраком, который окутал их взор. Выражение: «Они измучились, искав выхода», указывает не только на их физическое ослепление, но и на их умственное замешательство. Если бы они были ослеплены в буквальном смысле, то вряд ли они стали бы упорствовать в своем нечестивом намерении.

12. Кто у тебя еще здесь? - Теперь Лот убедился в сверхъестественной природе своих посетителей. Пришло время открыть ему намерения Божии, и они самым ясным образом открыли ему нависшую опасность истребления всего города. Хотя семейные дети Лота казалось свыклись с образом жизни содомлян, однако ангелы хотели спасти их ради Лота, если они пожелают оставить город. Хотя они участвовали в грехах Содома, но только их личный выбор сделал неизбежным их истребление.

14. Вышел Лот - Отсутствие упоминания здесь сынов и дочерей не говорит о том, что Лот имел только зятьев, равно не говорит и о том, что эти зятья были молодыми людьми, готовящимися вступить в брак с его двумя незамужними дочерями. Лот поверил словам ангелов и приложил все старания к тому, чтобы убедить детей покинуть город ради своего спасения. Но они только смеялись над его словами о том, что Бог может истребить целый город.

15. Взошла заря - Очевидно Лот уговаривал своих детей ночью. Когда же взошла заря, то небесные ангелы стали торопить его вместе с его женой и двумя дочерями выйти из города. Выражение: «Которые у тебя» свидетельствует о том, что у Лота были и другие дочери, не пожелавшие выйти вместе с ним из нечестивого города.

16. Как он медлил - Лот и его жена поверили ангелам, но им было трудно расстаться со своими владениями. Растерявшись Лот медлил, не зная, что взять с собой. Ангелы, не проявившие никакого интереса к их владениям, с силой вывели и «по милости к нему Господней». Слабость человеческой натуры может быть крайне велика, так что даже благочестивый человек может быть до такой степени привязан к тому миру, что ему оторваться от него невозможно. Он уподобляется путнику, застигнутому снежным бураном, чувствующему как коченеет его тело, и все же готов покориться смертельному сну. Необходимо, что бы кто-то встряхнул его и вывел на безопасное место.

17. Спасай душу свою - Тот, перед Которым ходатайствовал Авраам накануне, теперь присоединяется к ангелам за воротами города и настойчиво предостерегает их спасаться. Если Самому Христу пришлось присоединиться к ангелам, чтобы убедить Лота и его жену, то это показывает, что Лот и его жена еще не решились оставить все и выйти из города. Разве истребление нельзя отсрочить на некоторое время, чтобы успеть спасти богатство? Если будет дано время, то они постараются убедить других последовать за ними. К чему такая спешка? Но Христос повелевает: «Спасай душу свою».

Не оглядывайся назад - Поскольку едва хватало времени на то, чтобы избежать огня, то дальше медлить было нельзя. Если бы Лоту было дано по его просьбе дополнительное время, для него оказалось бы чрезвычайно трудным его расставание с накопленным богатством. Разве что при таком богатстве он бы решил остаться совсем. Его единственное спасение заключалось в немедленном и окончательном разрыве с тем, что привязало его сердце к Содому. Точно так же обстоит дело и теперь.

Спасайся на гору - Местность, которая некогда была столь привлекательной на вид и плодородной, сделалась самым опасным местом на земле. Отсюда нужно было бежать. Каким роковым было решение Лота сделать этот район своим местом жительства! (Быт.13:11) Теперь ему пришлось искать убежища в горах (Пс.121:1). Здесь в горах и расселинах скал он будет безопасен от лавины огня, который вскоре изольется на прекрасную долину.

18. Нет, владыка - Вместо того, чтобы с радостью сотрудничать с Божьим планом спасения его собственной жизни, Лоту пришлось положиться на великую милость Божию. Говоря о том, что он не может бежать в горы, он просит позволения укрыться в небольшом соседнем городе Бела (Быт.14:2), нынешний Сигор. Лоту не хотелось менять уютную и обеспеченную городскую жизнь на неустроенное и неопределенное существование.

22. Сигор - Единственно оставшиеся развалины времен Авраама, найденные в Содомской долине - это развалины Бабед-Дара. Это место, обнаруженные археологической экспедицией под руководством Кайля и Олбрайта в 1924 году недалеко от юго-восточного побережья Мертвого моря, по всей видимости есть прежний Сигор.

24. Серу и огонь - Суд, произнесенный ангелами, свершился неожиданно (Лук.17:28-29). Хотя здесь упоминается только Содом и Гоморра, видно, что и другие города долины, в том числе Адма и Севоим так же были истреблены (Втор.29:33, Ос.11:8, Иуды.1:7). Только небольшой город Бела (Сигор) был пощажен, и то на короткое время (Быт.19:30).

Выражение «огонь и сера» - обычное идиоматическое выражение в еврейском языке в значении «горящая сера». Чудеса, посредством которых Бог вмешивается время от времени в естественные явления, состоят в использовании природных сил и стихий необычным образом. И поныне южный район Мертвого моря богат асфальтом (см. Быт.14:3-10). Из щелей земли продолжают выходить легко воспламеняющиеся газы. Асфальт, поднимающийся на поверхность в Южной части Мертвого моря, послужил поводом в классические времена назвать это озеро «асфальтовым озером». Массивные глыбы асфальта, плавающие на поверхности, нередко способны удержать в воде сразу несколько человек. В этом районе с давних пор добывают асфальт, серу и другие горячие вещества и экспортируют в другие страны. Арабы, живущие по соседству, используют асфальт для охраны садов от различных вредителей, а так же в медицинских целях. Какое бы средство ни было использовано, чтобы предать города огню, ясно одно, что этот огонь был сверхъестественным, ибо истребление обрушилось в точно назначенное Богом время. В течение веков засушливый пейзаж этой местности остается немым свидетелем катастрофы, которая превратила некогда цветущую долину в место запустения. На примере Содома Моисей показывает, чем может стать Израиль в результате непослушания (Втор.29:21-24). Писатели классического периода дают нам красноречивое описание района в южной части Мертвого моря, представляющего собой ныне глыбы выжженной земли и пепла. Они упоминают так же о разрушенных городах долины. То, что ныне является частью Мертвого моря, в библейские времена было сушей. За последние времена, конкретные годы - уровень моря, не имеющего стока, значительно поднялся и покрыл большую часть территории. Из воды торчат голые деревья, подобно прозрачному лесу. Некоторые исследователи стараются отождествлять истребленные города с развалинами в Темлат-Эль-Гассул на северном побережье Мертвого моря. Но на основании многочисленных данных видно, что катастрофа произошла в южной части Мертвого моря. Память о страшном событии сохранилась в народе до сего дня этого района. Это видно, например, из арабского наименования Мертвого моря «Барет Лут», что значит «Озеро Лота», а так же из названия горного хребта, граничащего с юго-западным побережьем озера «Иевель Усдум», означающее «Гора Содома».

25. Ниспроверг города сии - Это выражение напоминает землетрясение, но употребляется так же для описания городов, разрушенных настолько, что они уподобляются Содому и Гоморре («Цар.10:3, Ис.13:19). Об этой катастрофе неоднократно упоминается в Ветхом Завете (Втор.29:23, Ис.1:9, Иер.49:18, 50:40, Ам.4:11).

Истребление города служит примером окончательного наказания огнем всех нечестивых (2Петр.2:6, Иуды 7).

26. Жена же Лотова оглянулась - Ангелы вывели всех четырех из обреченного города и дали им ясное указание о том, что делать и чего избегать, чтобы сохранить свою жизнь. Только выйти из города было не достаточно, необходимо было исполнить все указания. Жена Лотова оглянулась назад, чтобы видеть, где остался ее дом, богатство и некоторые из детей. Ее закостенелое сердце стало постоянным предостережением тем, которые, желая быть спасенными, довольствуются полумерами, которые как будто готовы оставить мир, но сердца их привязаны к нему. Не выдержав испытания до конца, они не могут получить спасения (Матф.24:12, Фил.1:6). Нам нужно помнить торжественный призыв нашего Господа: «Вспоминайте жену Лотову» (Лук.17:32). Если бы Лот тотчас послушал ангелов и в этом проявил большую твердость, то это привело бы к спасению его жены. Ангелы вывели ее из города, но они не могли вопреки ее желанию спасти ее. Она была человек далекий от религии, урожденная хананеянка, она предпочла лучше умереть, чем покинуть Содом. Ныне мы оплакиваем ее участь. Давайте же научимся на ее примере.

Соляным столпом - Трудно сказать, сколько времени этот соляной столб, образованный из ее тела, оставался видимым столпом. В некоторых местах юго-западного побережья Мертвого моря встречаются соляные глыбы, некоторые из них напоминают человеческие фигуры. Тот или другой из них путешественникам напоминает «жену Лотову», но утверждать, что один из них «точно жена Лотова», было бы ошибочно.

27. Рано утром - Горя желанием знать результаты своего ходатайства перед Богом, Авраам вернулся к северо-востоку от Хеврона, на то место, где он расстался с Господом. Как велико, должно быть, было его разочарование, когда он увидел долину, охваченную огнем, где дым поднимался к небу!

29. вспомнил Бог об Аврааме - Не имея возможности спасти города, о которых ходатайствовал Авраам, Господь все же вознаградил его искреннюю молитву, пощадив тех, которые пожелали выйти из города. Ради Авраама, как здесь сказано, семье Лота было дано спасение.

30. И вышел Лот из Сигора - В страхе Лот вскоре покинул Сигор, опасаясь, что его постигнет та же участь, что и четыре Содомских города.

36. Беременными от отца своего - Это состояние дочерей Лотовых свидетельствует о развращенном влиянии Содома. Они выросли в стране, где процветало пьянство и все виды разврата. В результате их служение притупилось, совесть умерла. Лот сумел оградить своих дочерей от нашествия садомлян (см.гл.8), но ему не удалось воспитать в их сердцах здравые принципы. Они скорее вызывают у нас сожаление, нежели осуждение, потому что сам Лот сделался участником их греха. Он был виновен, что не препятствовал тому, что вело ко греху и даже согласился пить вино, поданное ему его дочерями (Быт.9:21). Несколько лет, проведенных Лотом в Содоме, обошлось ему очень дорого: он потерял всю семью. Его потомки стали моавитяне и амаликитяне - языческие народы.

37. Моав - «От отца моего» - буквально это имя по переводу семидесяти. Моав - предок моавитян. Будучи братьями израильтян, моавитяне однако всегда оставались во вражде с ними. Первоначально они обитали между Арноном и Шаредом, к Востоку от Мертвого моря. Со дней Давида и до дней Ахава они оставались данниками своим западным соседям, но обрели независимость при царе Месе (4Цар.3:4-5), который расширил пределы своего царства к северу.

38. Бен-Амми - Имя родоначальника амонитян, вероятно означает: «сын моего народа». Этими словами его мать показывает, что его отец и мать были из одной семьи. Ее сын был в действительности ее единственным братом. Но их предки были злющими. Амонитяне сделались кочевым народом. Они обитали в восточной части района, расположенного между Яввоком и Арноном. Название их главного крепостного города «Раббат Аммон», который в настоящее время является столицей королевства Иордании.

История Лота и его семьи трагична. Позорное пятно в его жизни служит напоминанием всем покалениям. Его грех прощен, но многолетняя приверженность его к удовольствиям и наживе осталась долгое время жить в его потомках.

По материалам библейского комментария АСД

Один выбор, две совершенно разные истории. Дядя проявляет смирение перед племянником – неслыханное поведение для сурового ветхозаветного времени. Авраам, чтобы избежать разногласий, уступает Лоту лучшие земли. Название одного из городов, где Лот раскинул шатры, – Содом. Оно стало нарицательным. Содом был цветущим и богатым городом. Его жители ни в чем не нуждались. Авраам пошел в противоположную от Содома сторону. И стал великим в веках. Как эта история снова и снова повторяется в наши дни? К чему приводит беззаботная жизнь, духовная глухота и желание получить от жизни всё? Об актуальности и злободневности ветхозаветного эпизода из Книги Бытия рассуждает протоиерей Олег Стеняев .

«И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.

Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.

Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом».

(Быт. 13: 5–13)

Сказано, что земля была непоместительна для людей Авраама и для людей Лота. Их было очень много. Хозяйство Авраама и хозяйство Лота. Рабы Авраама и рабы Лота. Свидетельство того, что благословил Бог не только дом Авраама, но и дом Лота, который был тогда в единстве с домом Авраама. А позже, уже после того как отделился Лот от Авраама, оскудело хозяйство Лотово, и покидает он Содом и Гоморру только с малым семейством – с ним его жена и двое дочерей, и более никого.

Когда Лот выбирал для себя землю, в которой будет жить, Авраам дал ему право решать, куда идти, сказав: «Выбери, какую тебе. Ты пойдешь направо – я налево. Ты пойдешь налево – я направо». Так вот: Лот выбирал плотскими очами. Он увидел землю Содома и Гоморры. И, как сказано в Библии, для него она была словно сад Господень. Как рай! Он именно так оценил эти земли. Но вскоре, через некоторое время, рай превратился в ад. Такое происходит и сейчас.

Из друзей моих многие уехали кто в Америку, кто в Западную Европу. В первых письмах они писали: мы живем в раю, у нас всё есть. Но через какое-то время рай превращался в ад. И в письмах был крик: «Что делать? Здесь всё в кредит. И если я вовремя не выплачу его, у меня всё отберут. Даже воду из бассейна выкачают и заберут. Газон скатают и увезут…» И даже: «У меня могут отобрать детей».

Рай оказывается адом – если оценивать, что такое рай и что такое ад, исходя из чисто плотских критериев

Очень часто рай оказывается адом – если оценивать, что такое и что такое ад, исходя из чисто плотских критериев, мирского понимания. И человек должен быть осторожен в своих оценках окружающей реальности и действительности. Особенно в наше время. Потому что то, что нам кажется хорошим и благоприятным, может быть и не таким на самом деле. Может за ярким фасадом скрывать черную суть.

Да, Лот и его домашние не усвоили «привычек» жителей Содома и Гоморры, не творили их «подвигов». И спаслись, покинув Содом. Но спаслись ли? И действительно ли покинули Содом?

Содом уже жил в их сердцах. обернулась, чтобы позлорадствовать тому, что город гибнет, а она жива. За это Бог и наказал ее: она тоже погибла. И Лоту не удалось избежать участи Содома, как он думал. Потому что это Содом толкнул его дочерей на то, чтобы они, напоив отца вином, развратничая с ним, совершали грех кровосмешения.

Пребывание в Содоме не останется без последствий

Пребывание в Содоме не останется без последствий. Нельзя спокойно покинуть его и потом жить, считая, что всё в порядке. Вот ты думаешь, что – в Европу, в Америку, заработаешь там денег, вернешься в Россию и заживешь счастливо. Нет! Без потерь этого не произойдет. Обязательно будут какие-то потери, сложности – и прежде всего эти сложности ударят по нашим детям. И иногда очень больно. В одной знакомой мне семье, долго жившей в Америке, потом просто мучились с ребенком. Он говорил по-русски с акцентом, все жизненные интересы его поменялись. Повезли ребенка к старцу. И старец сказал: чадо это надо посылать на отчитку!

Давайте помнить библейские уроки.

По-сле сме-ше-ния Бо-гом язы-ков в Ва-ви-лоне лю-ди, раз-де-лив-шись на мно-гие на-ро-ды, за-бы-ли ис-тин-но-го Бо-га и ста-ли по-кло-нять-ся идо-лам. То-гда Гос-подь по-ве-лел Ав-ра-му: «Вый-ди из зем-ли тво-ей. Я про-из-ве-ду из те-бя ве-ли-кий на-род, бла-го-слов-лю те-бя и воз-ве-ли-чу имя твое». С ве-рою и по-кор-но-стью при-няв по-ве-ле-ние Бо-жие, Ав-рам вы-шел из Ура Хал-дей-ско-го и со сво-ей же-ной Са-рой и пле-мян-ни-ком Ло-том по-се-лил-ся в зем-ле Ха-на-ан-ской. Вско-ре Лот от-де-лил-ся от Ав-ра-ма, но го-род, где он по-се-лил-ся, был за-хва-чен вра-га-ми, и Лот по-пал в плен. Ав-рам во-ору-жил сво-их ра-бов, раз-бил непри-я-те-лей и осво-бо-дил Ло-та. Ко-гда Ав-рам воз-вра-щал-ся с по-бе-дой, на-встре-чу ему вы-шли ца-ри. Мел-хи-се-дек, царь Са-лим-ский, свя-щен-ник Бо-га Все-выш-ня-го, вы-нес хлеб и ви-но и бла-го-сло-вил Ав-ра-ма. Сам Гос-подь был с Ав-ра-мом и за-клю-чил с ним за-вет, ска-зав: «По-смот-ри на небо и со-чти звез-ды, ес-ли толь-ко мо-жешь, столь-ко у те-бя бу-дет по-том-ков». (Под по-том-ка-ми его под-ра-зу-ме-ва-ет-ся Цер-ковь Гос-под-ня). Ко-гда Ав-ра-му ис-пол-ни-лось 99 лет, Гос-подь явил-ся ему и ска-зал: «Я — Бог Все-мо-гу-щий; хо-ди пред Ли-цем Мо-им и будь непо-ро-чен: и Я по-став-лю за-вет Мой с то-бою и дам те-бе мно-го-чис-лен-ное потом-ство. Те-перь ты не бу-дешь на-зы-вать-ся Ав-ра-мом, но да бу-де те-бе имя Ав-ра-ам; ибо Я сде-лаю те-бя от-цом мно-же-ства на-ро-дов. (Имя Ав-ра-ам озна-ча-ет «отец мно-же-ства»). Жене же тво-ей да бу-дет имя Сар-ра. И ро-дит те-бе сы-на, и имя ему бу-де Иса-ак».

У дуб-ра-вы Ма-м-ре, где по-се-лил-ся Ав-ра-ам, ему явил-ся Гос-подь под ви-дом трех стран-ни-ков (про-об-раз Пре-свя-той Тро-и-цы). При-няв с по-че-стя-ми и щед-ро уго-стив го-стей, Ав-ра-ам об-рел бла-го-во-ле-ние Бо-жие. Один из го-стей ска-зал: «На сле-ду-ю-щий год, ко-гда я опять в это вре-мя бу-ду у те-бя, у же-ны тво-ей бу-дет сын». Бы-ло от-кры-то Ав-ра-аму и о на-ме-ре-нии Гос-по-да по-гу-бить жи-те-лей го-ро-дов Со-до-ма и Го-мор-ры, по-гряз-ших в гре-хе. Ав-ра-ам ис-про-сил из-бав-ле-ния от ка-ры сво-е-го пле-мян-ни-ка Ло-та, ко-то-рый жил пра-вед-ной жиз-нью в Со-до-ме. В дом Ло-та при-шли два Ан-ге-ла в ви-де стран-ни-ков. Со-дом-ляне ста-ли тре-бо-вать вы-да-чи их. То-гда Ан-ге-лы по-ра-зи-ли со-дом-лян сле-по-той, а Ло-ту и его род-ствен-ни-кам по-ве-ле-ли ухо-дить из го-ро-да в го-ры. «Спа-сай ду-шу свою и не огля-ды-вай-ся на-зад», — ска-за-ли они. По-сле их ухо-да Со-дом и Го-мор-ра бы-ли по-ра-же-ны нис-пав-шим с неба ог-нем с се-рой, и вся стра-на та об-ра-ти-лась в со-ле-ное озе-ро (ныне Мерт-вое мо-ре). Же-на Ло-та не ис-пол-ни-ла по-ве-ле-ния Ан-ге-ла. Обер-нув-шись на-зад, она пре-вра-ти-лась в со-ля-ной столб.

Ко-гда Ав-ра-аму ис-пол-ни-лось сто лет, Сар-ра ро-ди-ла ему сы-на Иса-а-ка. То-гда Ав-ра-ам по-ве-лел сво-ей слу-жан-ке Агарь, от ко-то-рой у него был сын Ис-ма-ил, по-ки-нуть дом. Лю-бя Ав-ра-ама, Гос-подь про-из-вел от Ис-ма-и-ла мно-го-чис-лен-ные ара-вий-ские на-ро-ды. И вот по-сле мно-гих лет жиз-ни Гос-подь по-сы-ла-ет Ав-ра-аму по-след-нее ис-пы-та-ние, пре-вос-хо-дя-щее си-лы обык-но-вен-но-го че-ло-ве-ка. Ис-пы-ты-вая ве-ру Ав-ра-ама, Бог воз-звал к нему: «Возь-ми сы-на тво-е-го един-ствен-но-го, ко-то-ро-го ты лю-бишь, Иса-а-ка, пой-ди в зем-лю Мо-риа и там при-не-си его во все-со-жже-ние на од-ной из гор, ко-то-рую Я те-бе ука-жу». Несмот-ря на ве-ли-кую скорбь, Ав-ра-ам по-ви-но-вал-ся во-ле Гос-под-ней. При-шед с сы-ном на го-ру Мо-риа (в цен-тре ны-неш-не-го Иеру-са-ли-ма), он раз-ло-жил ко-стер. И ска-зал Иса-ак Ав-ра-аму: «Отец мой! Вот огнь и дро-ва, где же аг-нец для все-со-жже-ния?» Ав-ра-ам от-ве-чал: «Бог усмот-рит Се-бе агн-ца, сын мой». Свя-зав Иса-а-ка, Ав-ра-ам по-ло-жил его на жерт-вен-ник и, взяв нож, про-стер свою ру-ку, чтобы за-ко-лоть его. Но в этот мо-мент он услы-шал глас Бо-жий: «Ав-ра-ам! Не под-ни-май ру-ки сво-ей на от-ро-ка, ибо те-перь Я знаю, что ты бо-ишь-ся Бо-га и не по-жа-лел сы-на тво-е-го един-ствен-но-го для Ме-ня». Ав-ра-ам раз-вя-зал Иса-а-ка и, уви-дев ов-на, за-пу-тав-ше-ю-ся в ку-стах, при-нес его во все-со-жже-ние. И ска-зал Гос-подь: «Мною кля-нусь, что так как ты сде-лал сие де-ло и не по-жа-лел сы-на тво-е-го един-ствен-но-го для Ме-ня, то Я бла-го-слов-лю те-бя, и бла-го-сло-вят-ся в се-ме-ни тво-ем все на-ро-ды зем-ли за то, что ты по-слу-шал-ся гла-са Мо-е-го».

Спу-стя несколь-ко лет скон-ча-лась Сар-ра, и Ав-ра-ам всту-пил в но-вое су-пру-же-ство с Хет-ту-рою, от ко-то-рой имел еще ше-сте-рых сы-но-вей. Про-жив сто семь-де-сят пять лет, Ав-ра-ам мир-но пре-дал дух свой Гос-по-ду Бо-гу. От него, как ро-до-на-чаль-ни-ка на-ро-да Иудей-ско-го, про-изо-шел по пло-ти Сам Хри-стос, и все ис-тин-но ве-ру-ю-щие во Хри-ста на-зы-ва-ют-ся сы-на-ми Ав-ра-ама.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Вечером того же дня Лот сидел у городских ворот. Он не заметил, как к нему подошли двое путников. Это были те ангелы, что приходили к Аврааму. Лот поднялся им навстречу, поклонился до земли и пригласил заночевать у него в доме.

После трапезы, когда хозяева и гости намеревались уже отойти ко сну, с улицы донесся гул толпы. Лот выглянул наружу и увидел, что перед домом собралось огромное множество людей - едва ли не все жители Содома. Собравшиеся угрожали Лоту и требовали, чтобы он отдал им на расправу своих гостей.

Лот сказал, что ни за что этого не сделает. Тогда разъяренная толпа устремилась к дому. Но дом был под надежной защитой - и сам дом, и тех, кто был в нем, охраняли ангелы. Чтобы охладить пыл разбушевавшейся толпы, ангелы лишили нападавших зрения. Жители Содома, наконец, смирились с тем, что к Лоту им не ворваться, и разошлись по своим домам.

Тогда гости поведали Лоту о том, кто они и зачем Бог прислал их в Содом:

Бог вознамерился уничтожить этот город за страшные грехи его жителей. Вот, мы пришли сюда, и лишний раз убедились, сколь испорчены и жестоки содомляне. Тебя же и твою семью Он желает спасти. Так что скажи своим домашним, чтобы они, не теряя времени, собирались и до наступления дня были готовы бежать из этого проклятого города.

Когда над окружавшими Содом холмами забрезжил рассвет, ангелы взяли Лота, его жену и дочерей за руки и поспешно вывели из города.

Оставив Лота с семейством на дороге, ангелы сказали:

Теперь бегите изо всех сил, чтобы спастись от участи, уготованной всем прочим жителям Содома. И ни в коем случае не оглядывайтесь назад, ибо кто оглянется - погибнет на месте.

Лот, его жена и дочери находились уже на безопасном расстоянии от обреченного города, когда земля вдруг содрогнулась у них под ногами. За спинами у них творилось что-то страшное: на Содом и Гоморру с небес обрушился огненный дождь и превратил грешные города со всеми их жителями в два гигантских костра.


«И пришли два Ангела в Содом вечером. Лот увидел их, и встал, чтобы встретить их» (Бытие 19:1)

Вот так безобидно начинается эта история. Гости пришли к пророку. Пророк, как порядочный человек, предлагает им войти в дом, но «они сказали: нет, мы ночуем на улице» . Странная привычка для ангела, ну да ладно. В итоге Лот все же упрашивает их и они входят в дом, ужинают и уже собираются спать, как вдруг:

«Городские жители, содомляне, от молодого до старого, окружили дом. И вызвали Лота, и говорили ему: Где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их» (Бытие 19:4-5)

Слово-то какое подобрали: познаем. Любопытно, что за извращенцы жили в Содоме и как сам Лот избежал насилия, ведь он тоже когда-то был новеньким в Содоме? Или все таки не избежал? Мы можем лишь догадываться по тому ответу, который он дал, и который был просто восхитительно циничен:

«Вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно; только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего» (Бытие 19:8)

Вот оно как! Он пожертвует своими дочерьми ради каких-то чужаков, привыкших спать на улице, и с которыми только что познакомился. Гостеприимство, конечно, хорошо, но не до такой же степени. Хотя, возможно, в то время это и считалось вполне пристойным поведением.

Но дочерям Лота не пришлось быть познанными. Ангелы ослепили горожан и спасли положение. В похожей истории в Книге Судей дело обернулось не так хорошо. Но об этом ниже.


Чуть позже ангелы сказали Лоту, чтобы он собрал всю свою родню и уходил из города. Состав родни довольно любопытен: «И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его» (Бытие 19:14)

Что еще за «зятья»? А как же недавнее заявление Лота о невинности своих дочерей, не познавших мужа, если они обе замужем? Возможно, у них не было половых контактов, хотя, учитывая нравы этого городишки, это маловероятно. Получается, что Лот слукавил, что очень в духе «правоверного» человека. С другой стороны, распоряжение судьбами дочерей, не спрашивая мнения их мужей, тоже вызывает легкое недоумение.

Зятья подумали, что Лот шутит, и не стали его слушать. Учитывая вышеописанную выходку папаши, его не особо-то и хочется слушать. Ангелы тем временем торопили Лота, и он, взяв жену и двух дочерей, покинул город. И хотя ангелы сказали ему идти в горы, Лот, тем не менее, пошел в близлежащий маленький городок. Оправдывался тем, что там безопаснее. Не доверял старик ангелам. Беглецам было велено бежать не оглядываясь и не останавливаясь.

«Жена же Лотова, оглянулась, и стала соляным столбом» (Бытие 19:26)

Вот в чем смысл этого? Почему за столь мелкое нарушение следует столь суровое наказание? Возможно это намек на непослушание. И все равно, даже если так, то наказание не соответствует преступлению. Те же содомчане, пришедшие к дому Лота с требованием выдать им гостей для «познания» были всего лишь ослеплены. А жена Лота превратилась в соляной столб, только потому, что оглянулась посмотреть на этот фейерверк, который устроил Всемогущий. А может она увидела, как ангелы развлекались, кромсая людей Содома в фарш? Лишний свидетель. Как ни крути, но это необъяснимая жестокость, без каких либо видимых причин. Что очень в духе ветхозаветного Бога. Непонятная жестокость пронизывает всю Библию, а Ветхий Завет в особенности.

Вот какое объяснение дают богословы: «Тем, что жена Лота оглянулась на Содом, она показала, что жалеет об оставленной греховной жизни — оглянулась, задержалась, — и сразу превратилась в соляной столб. Это строгий урок нам: когда Господь спасает нас от греха, нужно убегать от него, не оглядываться на него, то есть не задерживаться и не жалеть о нем»

Вообще все эти объяснения духовенства весьма забавны и ниже мы рассмотрим некоторые. Но как вам это? Красивая уловка, ничего не скажешь. Если она оглянулась, значит сожалела о греховной жизни. А где, позвольте спросить, сказано, что она вела греховную жизнь? Она, вроде как, жена праведника. И почему бы ей не оглянуться, просто потому, что там что- то громыхнуло? Почему нельзя принять такой простой вариант?


Тем временем Содом и Гоморра уничтожены, а Лот, испугавшись жить в Сигоре, уходит жить в горы, беря с собой двух дочерей. Почему он испугался идти в Сигору, знает только сам Лот. Поселяются они в пещере. Ох и любят же эти пророки в пещерах жить. То, что случилось потом, больше подходит для сценария к эротическому фильму:

«И сказала старшая (сестра) младшей: отец наш стар; и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли. Итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим (зачнем) от отца нашего племени. И напоили отца своего вином в ту ночь: и вошла старшая, и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь, и ты войди, спи с ним, и восставим (зачнем) от отца нашего племени. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая, и спала с ни: и он не знал, когда, она легла и когда встала» (Бытие 19:31-35)

Сюжет «Лот и его дочери» был популярен в живописи Возрождения. Если внимательно посмотреть на изображение ниже, можно увидеть и горящий город, и жену-столб, украшающую окрестности Содома, и лису, которая кажется больше Лота догадывается об аморальности всей картины, и, какую-то парочку, расслабляющуюся чуть вдали от Лота.

в большом расширении

Интересно, как объясняет эту историю сама Церковь? Тут столько грехов, что непонятно, как их после этого земля носит. Кстати, одной из причин разрушения Содомы и Гоморры были постоянные инцесты. А тут то же самое делает сам Лот со своими дочерьми. Так почему же он праведник? Может потому, что он племянник Авраама?

В итоге, обе дочери забеременели. Старшая родила сына Моава. Младшая — сына Бен-Амми. Оба стали прародителями целых народов: моавитян и аммонитян, соответственно. Судя по всему, самому Лоту было глубоко фиолетово — откуда дети и кто отец. Его ум был наполнен страхом и богопочитанием.


Похожая история произошла и с жителями Гива. И моральность этой истории зашкаливает далеко за пределы аморальности предыдущей.

Сюжет почти полностью повторяет историю Лота и его дочерей в Содоме. Некий левит со своей наложницей решили переночевать в Гиве у какого-то старика — жителя этого города. Дальше Библия скажет сама за себя:

Тогда как они развеселили сердца свои, вот, жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери, и говорили старику, хозяину дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его. Хозяин дома вышел к ним и сказал им: нет, братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошел в дом мой, не делайте этого безумия. Вот у меня дочь девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их, и делайте с ними, что вам угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия. Но они не хотели слушать его. Тогда муж взял свою наложницу, и вывел к ним на улицу. Они познали ее, и ругались на нею всю ночь до утра. И отпустили ее при появлении зари. И пришла женщина пред появлением зари, и упала у дверей дома того человека, у которого был господин ее, и лежала до света. Господин ее застал поутру, отворил двери дома, и вышел, чтоб идти в путь свой: и вот, наложница его лежит у дверей дома, и руки ее на пороге. Он сказал ей: вставай, пойдем. Но ответа не было, потому что она умерла. Он положил ее на осла, встал и пошел в свое место. (Книга Судей 19:22-28)

С подобными сюжетами и содержанием этих рассказов крайне странным выглядит попытка вуалировать недвусмысленные желания этих персонажей словами вроде «познавать». Хотя и на этом спасибо средневековой цензуре. Кто знает, как там в оригинале эти истории друг другу рассказывали.

Примечательно то, что этот самый «муж» левит пошел за «наложницей» в дом ее отца, где был принят с радостью и гостил продолжительное время. И тут же, через каких-то пару дней, разменял ее словно монету. Что это, если не еще один наглядный пример «уважения к женщине» в священных писаниях? И опять же, какой урок можно извлечь из этой истории?


Теперь вернемся к объяснениям духовенства.

Вот, как объясняют эти незамысловатые истории еврейские знатоки:

«Люди Содома были злы и весьма преступны перед Ашемом» (Берешит, 13:13). Так же обстояло дело и с четырьмя соседними городами — Аморои, Адмой, Цваимом и Цоаром, которые входили в своеобразную коалицию, столицей которой был Содом. Жители всех пяти городов были убийцами и прелюбодеями, сознательно восставшими против Ашема, поскольку творили такие же дела, как и поколение, жившее перед Потопом.

Далее в деталях описывается, какие эти люди богатые, но нехорошие и жадные. Веточки на деревьях ломали, чтобы птицы плодов не ели, лук и кирпичи друг у друга воровали и — какой ужас — уповали не на Бога, а на самих себя. Где-то между этими описаниями Мидраш рассказывает историю про одну из дочерей Лота по имени Плотис. Их у него, оказывается, четыре было. Подобные нестыковки в священных писаниях не редкость, поэтому особого внимания им уделять не буду. Так вот, девушка втайне подавала нищему, а поскольку жители Содома были жадными, то они жадничали даже чужое и им не понравилось, что нищий всё еще не умер от голода. Девушку они за это то ли сожгли, то ли намазали медом и привязали и она умерла от укусов пчел — здесь Мидраш с Торой как-то не определились.

Перед смертью девушка обратилась к Богу, мол — черт со мной, но хоть накажи их, и тот пообещал, что обязательно спустится и накажет. О судьбе нищего умалчивается.

И вот тут Бог, как бы в оправдание себе, заявляет, что Содом он уничтожил не сразу, а за 25 лет до этого «наслал на тот край землетрясение, чтобы побудить жителей к исправлению, но они не обратили тогда никакого внимания на Божественное предупреждение».


Надо сказать, что когда для объяснения написанного в священных текстах на помощь приходят представители духовенства и пытаются загладить эти неудобные моменты, это выглядит довольно весело. Оно и понятно. Куда деваться-то с такими поучительными рассказами?

Возьмем к примеру вышеописанную еврейскую версию, которая в качестве оправдательной речи описывает жителей следующим образом:

«Жители всех пяти городов были убийцами и прелюбодеями, сознательно восставшими против Ашема, поскольку творили такие же дела, как и поколение, жившее перед Потопом»

Убийцы и прелюбодеи. Неужели все поголовно? И дети, и старые бабушки с дедушками? Все прям убийцы и прелюбодеи. Один только Лот — красавчик. Или это была такая курортная зона, где обитала только молодежь? Такой средневековый Казантип с Ибицей.

К чему вообще нужно было это предупреждение, если прикол с Потопом не сработал и люди так же продолжали грешить, как и до него? И что это за Бог, который обиделся на богатых людей за то, что они рассчитывали не на Него, а на самих себя? С каких это пор подобное считается преступным и заслуживающим кары? Остальные описания поступков жителей Содома явно не претендует на степень смертных грехов. Так, мелкое хулиганство по сравнению с тем, что учинял сам Господь. Надо же, 25 лет назад землетрясение устроил, чтобы они поняли, что это Он их предупреждает. Надо сказать, с ясным и прямым донесением своих мыслей до человечества Бог явно не отличался. Всё время общался какими-то намеками и притчами. В 2004 году 250 000 людей погибло во время цунами в Азии. Это опять Бог проказничал и предупреждал?

На этом объяснения еврейских толкователей не заканчивается. К примеру, вот так объясняется вообще весь мотив, побудивший Бога поместить Лота в эту нелепую ситуацию: «Это было частью Небесного замысла. Ашем хотел, чтобы Лот проявил настойчивость, благодаря чему у него появились бы определенные заслуги, за которые его следовало бы спасти».

У Лота, выходит, заслуг было недостаточно и нужно было еще одну маленькую заслугу в виде настойчивости проявить, чтобы он спасение заслужил. И чем это обернулось? Послушайте! У меня есть две незамужние дочери. Я выведу их к вам, и делайте с ними, что хотите. Только прошу вас об одолжении, оставьте моих гостей в покое, ибо они пришли в мой дом!

И это праведник. Самый порядочный человек в городе. Надо сказать, что хотя иудейские источники и обещают, что их история отличается от библейской, существенных различий в них нет. Разве что немного триллера со слепыми, которые щупают двери с целью познать всех, кто шевелится и некоторыми деталями.

Сколько бы ни было подобных объяснений, заметить насколько сильно отличается мораль того времени от морали современного мира нетрудно. И как бы не настаивали верующие, что поступки Бога обоснованы, современная мораль подсказывает нам, что за грехи одних не наказывают всех подряд, и никакие сказки не покроют подобные тезисы. Бог был бы Богом Всемогущим, если бы вместо Всемирного Потопа и уничтожения городов проводил бы точечные удары и не с такой жестокостью. Скажем, сердечный приступ провинившегося вполне сошел бы. Но нет, мелочится Бог не любит. Если уж наказывать, то со всем божественным размахом. Бог он или не Бог, в конце концов?