Машины оснащающиеся этим вооружением. Применение в бою

20-мм пушка Березина

Описание

Б-20 - советская авиационная малокалиберная пушка калибра 20 мм. Разработана ружейным конструктором М.Е.Березиным в 1941 году, 11 июля 1941 года вышло постановление ГКО № 106 «Об испытании 20 мм авиационной пушки Березина», по плану до 16 июля были произведены заводские испытания двух экземпляров Б-20, к 18 июля подготовлено 3 пушки к полигонным испытаниям и к 25 июля установить две крыльевые пушки на Ил-2 и одну моторную на ЛаГГ-3 для летных испытаний. В мемуарах замнаркома вооружения В. Н. Новикова утверждается, что на первые испытания пушка попала только в конце 1943 года. Основные сложности возникли с переделкой затвора и ствольной коробки из-за формы патрона.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Применение в бою

Б-20 - достаточно легкая пушка с хорошей мощностью, что позволяет истребителям, на которых она установлена, не только с легкостью сбивать самолеты, но и вступать в виражные бои, если на истребитель поставить зажигательно-трассирующие снаряды, то можно смело идти на бомбардировщики и сбивать их. Используя Б-20 для оборонительной цели на бомбардировщиках, можно спокойно зажимать (стрелять длиной очередью) по подсевшим на хвост (и не только) самолетам. Так же пушка хорошо справляется с мало бронированными наземными единицами, можно легко уничтожить бронеавтомобиль или ПВО.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Малая отдача.
  • Хорошая кучность стрельбы.
  • Хорошая мощность.
  • Достаточно медленно перегревается.
  • Широкий выбор лент позволяет угодить почти каждому лётчику.
  • Не требуется исследование снарядов для максимальной эффективности.

Недостатки:

  • Малый боекомплект.
  • Требует умение использования (новичку достаточно трудно будет использовать пушку с малым БК).
  • Малый вес патрона не позволяет сбивать самолеты на дальних расстояниях.

Историческая справка

Трех пушечный Ла-7

Пушка Б-20 была создана М.Е.Березиным путем переделки своего 12,7-мм пулемета УБ под патрон 20-мм ШВАКа для конкурса. Б-20 была принята на вооружение постановлением ГКО № 6681 «О принятии на вооружение ВВС Красной Армии облегчённой авиационной автоматической пушки Б-20 калибра 20 мм конструкции т. Березина» от 10 октября 1944 года. Известно, что с марта 1945 до конца войны было выпущено 368 «трёхпушечных» Ла-7, все на заводе № 381. Но уже после установки выяснилось, что пушка не удовлетворяет требованиям надежности. На испытаниях в НИИ ВВС осенью 1945 года пушка из трёх «трёхточечных» самолётов Ла-7 (на каждом по три Б-20), принимавших участие в испытаниях, ни на одном не удалось достичь требуемого показателя в 5000 снарядов, отстрелянных с одного самолёта без отказов - в среднем этот показатель составил 3200 снарядов с самолёта. По данным Широкорада за весь период войны было выпущено 9515 экземпляров Б-20, а за все время 15352 экземпляра. По воспоминаниям Новикова, основным производителем пушек был Ковровский завод № 2 им. Киркижа, который во время войны выпустил около 9 тысяч пушек. По данным же А. С. Яковлева, только за время войны было изготовлено аж 32 тысячи пушек.

Модификации пушки:

  • Б-20М - мотор-пушка (для установки в развале блока цилиндров).
  • Б-20С - вариант с синхронизатором (для стрельбы через воздушный винт).
  • Крыльевой вариант пушки , но данных о ней нет (не подтверждено).
  • Б-20Т-Э - использовалась в составе ААУ (Авиационная артиллерийская установка) ВУ-9 на серийных Ил-10 с августа 1945.
  • Б-20Э (электрифицированная) - использовалась в качестве оборонительного вооружения на стратегическом бомбардировщике Ту-4.
  • В 1951 году на заводе № 23 выпускались бомбардировщики Ту-2С с пушками Б-20ЭН . В следующем году эти пушки устанавливались на штурмовики Ил-10М в составе авиационной артустановки ВУ-9М - модификации ВУ-9 с электроприводом.

Медиа

См. также

  • ссылка на статью о варианте пушки/пулемёта;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

20-мм пушка Б-20 была создана М. Е. Березиным в 1944 г. на базе его 12,7-мм пулемета УБ. В качестве боеприпасов применялись все штатные боеприпасы автомата ШВАК. Перезарядка пневматическая или механическая, спусковой механизм – электрический. За время войны было изготовлено более 9 тысяч пушек в дух вариантах: Б-20М (мотор-пушка) и Б-20С (вариант с синхронизатором). Пушка устанавливалась на самолетах Ил-2, Як-1, Як-ЗП, Як-7б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Ту-2 и Ил-10. Орудие отличалась слабой надежностью. ТТХ пушки: калибр – 20-мм; масса – 25 кг; темп стрельбы – 600-800 выстрелов в минуту; боеприпас – 20х99-мм R; начальная скорость снаряда – 800 м/с; масса выстрела – 180 г; вес снаряда – 96 г; питание – ленточное на 170 — 240 выстрелов.

Авиационная пушка ШВАК в крыльевом варианте

Пушка ШВАК разработана на основе 12,7 мм одноименного авиационного пулемета и впервые была выпущена в 1936 г. Аббревиатура расшифровывается по фамилиям конструкторов — Шпитальный Владимиров авиационный крупнокалиберный. Перезаряжание пневматическое или механическое. Пушка выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка.

Мотор-пушка имела большую длину амортизатор. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулёмет) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,92-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части самолетов Пе-2. Турельные установки монтировались на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2. Всего было выпущено более 100 тысяч пушек. Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В мае 1941 г. началось производство 20-мм подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда. В конце 1942 г. был разработан 20-мм ОЗТ со временем трассирования 2 с. ТТХ пушки: длина: для крыльевого варианта – 1 679 мм, для турельного – 1 726 мм, для мотор-пушки – 2 122 мм. Вес пушек соответственно 40 кг, 42 кг и 44,5 кг. Длина хода подвижных частей 185 мм. Темп стрельбы – 700 — 800 выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда – 815 м/с. Боеприпас — 20×99-мм R; масса выстрела – 325 г; масса снаряда – 173 г. Питание – ленточное на 150 – 2 500 выстрелов.

Пушка ВЯ-23 являлась доработанным вариантом пушки ТКБ-201. На вооружение была принята в 1941 г, а массовый выпуск начался в 1942 г. Достоинством ВЯ являлся ее высокий темп стрельбы при большой мощности выстрела для такого калибра, недостатком — большая отдача и резкая работа механизмов. Отдача пушки ВЯ была столь велика, что ее не решились устанавливать на истребителях. Единственным ее массовым носителем стал штурмовик Ил-2, в каждом крыле которого устанавливали по одной пушке ВЯ с боекомплектом по 150 патронов на ствол. В некоторых случаях пушка устанавливалась на Ил-10 и Лагг-3. Всего было выпущено 64 тысячи пушек. Бронебойно-зажигательный снаряд пушки пробивал на расстоянии 400 метров 25-мм броню. Однако даже при высокой степени прицельной стрельбы реальная эффективность пушки с бронетехникой была ниже ожидаемой. ТТХ пушки: калибр – 23 мм; длина – 2150 мм; длина ствола – 1660 мм; масса – 66 кг; масса снаряда – 200 г; темп стрельбы – 550 выстрелов в минуту; начальная скорость снаряда – 905 м/с; боеприпас – 23х152В мм (бронебойно-зажигательный, осколочно-зажигательный, осколочно-зажигательно-трассирующий).

Аббревиатура пушки НС-23 основана на фамилиях ее разработчиков — Нудельман-Суранов. Пушка была принята на вооружение в октябре 1944 г. Работа автоматики НС-23 была основана на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Пушка имела ускоритель отката. Запирание канала ствола поршневого типа. Питание непрерывное ленточное. Пушка закреплялась в установке за кожух.

Пушка НС-23 выпускалась в двух вариантах: НС-23КМ – крыльевая и моторная и НС-23С с синхронным механизмом. За время войны было выпущено около тысячи пушек. Пушкой вооружался штурмовик Ил-10. ТТХ пушки: калибр – 23 мм; длина – 1 985 мм; длина ствола – 1 450 мм; масса – 37 кг; темп стрельбы – 600 выстрелов в минуту; начальная скорость снаряда – 700 м/с; боеприпас — 23х115 мм (бронебойно-зажигательный, осколочно-зажигательный); питание — ленточное 75 — 150 выстрелов.

Автоматическая пушка НС-37 была принята на вооружение в августе 1943 г. Непрерывное питание пушки патронами осуществлялось из патронного ящика при помощи звеньевой металлической ленты. Величина боекомплекта зависела только от габаритов ящиков и способа размещения в нем ленты. Пушка допускала стрельбу непрерывной очередью в пределах имеющегося боекомплекта. До конца войны было выпущено 8 тысяч пушек. Пушка устанавливалась на самолетах Ил-2, Як-9Т. В боекомплект пушки входили снаряды БЗТ и ОЗТ (37х195). Недостатком автомата является пикообразный характер силы отдачи, что вызывало раскачивание самолета и позволяло сделать только один прицельный выстрел. ТТХ пушки: калибр – 37 мм; длина — 3400 мм, длина ствола – 2,3 м; масса в моторном варианте 171 кг, в крыльевом — 160 кг; темп стрельбы 240 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда – от 810 до 865 м/с, масса снаряда – 760 г.

Авиационная пушка НС-45

НС-45 была создана на базе и с сохранением габаритных размеров НС-37. В 45-мм пушке впервые в СССР на самолете был применен дульный тормоз, поглощавший до 85 % энергии отдачи. За время войны было выпущено около 200 пушек специально для самолета Як-9К (крупнокалиберный) с боекомплектом 29 выстрелов. После очереди в три выстрела, сделанных даже на максимальной скорости, последняя резко падала, терялась устойчивость самолета, наблюдалась течь масла и воды в трубопроводах. Прицельная стрельба из пушки НС-45 была возможна на скоростях самолета более 350 км/ч, очередями в 2 — 3 выстрела. Масса пушки — 150 кг. Темп стрельбы — 260 выстрелов в минуту. Питание пушки ленточное. Масса выстрела – 1930 г, масса снаряда – 1065 г, начальная скорость – 780 м/с.

Советская 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 1937 года является основной артиллерийской системой большой мощности, стоящей на вооружении советских корпусов времен Великой Отечественной войны. Орудие было рассчитано на нанесение сокрушающего огневого удара по закрытым позициям противника в полосе фронта. Использование этого орудия в больших количествах на ограниченном участке фронта создавало необходимый ударный кулак для наступающих войск.

Разработка, создание и серийный выпуск 152 мм гаубицы-пушки МЛ-20

Идея создания нового и мощного орудия, способного вести навесной огонь и стрелять по пологой траектории возникла у командования РККА в середине 30-х годов. Для этого ГАУ поручило коллективу советских конструкторов под руководством Ф.Ф. Петрова разработать мощную гаубицу-пушку нового типа, используя технические наработки по 152 мм орудию 1910/34 года. Основные работы велись в КБ завода №172, расположенном в г. Мотовилиха Пермского края. К 1936 году новое орудие было в основном готово. Главными особенностями конструкции стали длинный ствол с полуавтоматическим затвором, мощный и устойчивый лафет со сдвоенной колесной базой.

После успешных полигонных стрельб и буксировочных испытаний новое орудие было принято на вооружение. В серию оно пошло в 1937 году под названием 152 мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года.

Изделие выпускалось только на одном предприятии на номерном заводе в г. Мотовилихе. За годы выпуска с 1937 по 1946 с конвейера сошло 6884 орудия.

  • Расчет - 9 человек.
  • Боевая масса - 7,27 т.
  • Заряжание раздельно-гильзовое.
  • Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда - 655 м/с.
  • Угол вертикального наведения: от - 3 до +65 градусов, угол горизонтального наведения - 58 градусов.
  • Скорострельность: 3-4 выстр./мин.
  • Максимальная дальность стрельбы - 17230 м.
  • Основные типы боеприпасов: осколочно-фугасные, кумулятивные, бетонобойные, гаубичные снаряды, шрапнель.
  • Вес осколочно-фугасного снаряда - 43,6 кг.
  • Время перевода из походного положения в боевое: 8-10 мин.
  • Способ транспортировки: перевозится тягачами Я-12, тракторами разных модификаций.

Гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года массово применялась в ходе вооруженного конфликта на р. Халкин-Гол, в советско-финской войне 1939-40 годов и на протяжении всего периода Великой Отечественной войны. Стол артиллерийского орудия МЛ-20 использовался в 1942-44 годы для крепления новой артустановки на советские САУ, которые строились для борьбы со средними и тяжелыми немецкими танками.

Фото

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

Авиационная пушка – это основное вооружение самолетов на пике развития поршневой авиации. ШВАК – Шпитальный, Владимиров, авиационный, крупнокалиберный – первая скорострельная авиапушка, предназначенная для вооружения самолетов.

Странность названия заключена в слове «крупнокалиберный», секрет использования этого понятия прост, изначально для вооружения Шпитальным и Владимировым разрабатывался 12,7 мм ШВАК – пулемет, и лишь затем, на его базе была разработана 20 мм авиапушка. В наследство авиационная пушка ШВАК получила свое имя и слабый патрон. Но об этом ниже.

История создания

С момента принятия на вооружение самолетов возник вопрос и об их вооружении. Изначально на истребители ставили обычные пулеметы, только адаптированные под нужды авиаторов, таким был, например ПВ-1, созданный на базе обычного Максима авиационный пулемет, а также турельные ДА, на основе пехотного ДП-27.

Но скорость росла, кроме того менялись и материалы используемые для фюзеляжа и крыла самолета. Война в воздухе предъявляла свои требования. Для того чтобы повредить или сбить мелькнувший в прицеле самолет противника требовалось всадить в него как можно больше пуль и разрушить его конструкцию.

Но в тоже время авиационное вооружение должно было соответствовать следующим требованиям:

  • надёжная автоматика, перезарядка вручную или с помощью пневмосистемы;
  • увеличенная скорострельность авиационного вооружения, чем больше пуль выпущено в секунду, тем больше вероятность попадания;
  • усиленная эффективность попадания, использовать для этого специальные пули с зарядом зажигательной смеси или ВВ, что в свою очередь требует увеличения калибра, винтовочные пули обладают слишком малым разрушительным действием;
  • ленточное боепитание, в идеале, магазин имеет ограниченную ёмкость, к тому же его надёжность зависит от ряда трущихся частей, что затруднит его использования на высоте, при отрицательной температуре;
  • компактность, низкий вес и минимальная отдача, вооружение не должно было разрушать конструкцию самолёта, к тому же место для размещения оружия очень ограничено.

На основании этих требований советские инженеры приступили к разработке авиационного вооружения, так был создан рекордный пулемет ШКАС, конструкции Шпитального и Комарицкого. Его скорострельность достигала 1200 выстр/мин.

Что было пределом для одноствольной системы.

Отметим один из недостатков этой системы – это использование рантового патрона 7,62 мм, безрантовый патрон не мог использоваться в этой схеме, так как основой пулемета ШКАС было размещение патрона в барабане, который и подавал патроны в патронник.


В 1932 году группа Владимирова (будущего конструктора пулемета КПВТ-14,5) приступили к разработке крупнокалиберного пулемёта под патрон 12,7 мм, и тут столкнулись с проблемой, дело в том, что отечественный патрон 12,7х108 мм, принятый на вооружение, не имел ранта.

А выпускать второй патрон, но с рантом, под этот же калибр было нерационально с точки зрения экономики. По этой причине работы над 12,7 мм пулемёт ШВАК под патрон 12,7х108R были приостановлены.

Стоит отметить, что если для 20 мм авиапушки вес в 40 кг был вполне адекватен, но для крупнокалиберного пулемёта под 12,7 мм этот вес был слишком велик. А весовые характеристики оружия одни из важнейших в авиации.

В результате все обошлось малой партией пулемётов ШВАК-12,7 мм не оставивших, по сути, следа в истории, в отличие от своего 20 мм собрата.

Но разработанная по собственной инициативе 20 мм авиапушка пришлась кстати. Принцип действия авиапушки также основывался на 10-ти позиционном барабане. Патрон 20х99R хоть и отличался слабыми баллистическими данными и малой мощностью, но вполне отвечал требованиям ВВС.

В результате на вооружение была принята авиационная скорострельная пушка ШВАК, в двух вариантах – турельная ТП-20 и крыльевой вариант КП-20. Позже были разработаны и приняты на вооружение синхронный вариант и мотор-пушка, предназначенная для стрельбы через полый вал винта.

Так на вооружении отечественной авиации и появилась первая скорострельная пушка конструкции Шпитального и Владимирова – ШВАК.

Конструкция и принцип действия

Автоматика пушки основана на принципе использования энергии пороховых газов. При выстреле пороховые газы, проходя через канал ствола, проходят в газоотводную трубку, толкая шток затворной рамы, а она в свою очередь, передает энергию на работу механизмов пушки:

  1. Отпирается ствол, затворная рама откатывается назад под действием пороховых газов, одновременно сдергивается и удаляется гильза из патронника, взводится спусковой механизм. Проворачивается барабан. Сжимается возвратная пружина и буферы.
  2. В это же время гребенчатый барабан захватывает новый патрон с лентой, проворачивается, сдвигая рант патрона по спиральной канавке, приближая его к патроннику, и постепенно вытягивая его из ленты. Звено ленты выбрасывается из механизмов.
  3. Затвор, откатившись назад, под действием буферов и возвратной пружины начинает движение вперёд. По дороге затвор захватывает патрон из гребенчатого барабана и досылает его в патронник, в очередной раз проворачивая барабан. Спускается ударник, производится следующий выстрел, цикл повторяется снова.

В реальности схема выстрела выглядит несколько сложней. Но основной признак ШКАС и ШВАК – это использование гребенчатого барабана, который постепенно подаёт патрон к патроннику. Именно применение этой механики и давало высочайшую скорострельность этим образцам вооружения.


Отдельно стоит отметить работу газового регулятора, именно он контролировал скорострельность ШВАК. Этот регулятор при выпуске авиапушки с завода имел четыре позиции-отверстия – 5 мм, 4,5, 3,5 и 3 мм. Заводской установкой было положение 5 мм.

После настрела в 180-230 выстрелов ввиду некоторого износа механизмов скорострельность пушки вырастала до критических размеров, 800-850 выстр/мин, вместо технических 700.

Поэтому оружейники должны были поменять окно регулятора на 4,5 мм.

После этого оружие имело ресурс в 100 выстрелов, лишь после отстрела этого количества патронов регулятор должны были установить на следующее деление. На 3,5 авиапушка работала до замены газового поршня. Затем регулятор ставили на 4,5 и цикл повторялся.


Подобные технические мелочи, учитывавшие ресурс оружия несколько осложняли уход за вооружением, но с другой стороны это упрощало её ремонт и обслуживание.

Технические характеристики

По своим боевым характеристикам авиапушка ШВАК уступала большинству одноклассников. Исключением была немецкая авиапушка MG-FF, но и её скоро сменили более совершенные образцы вооружения. Английским же 20 мм Испанам ШВАК уступала полностью.

Характеристика ШВАК(крыльевой вариант, без доп устройств) MG/FF Hispano Mk.I
Масса, кг 38 28 46
Длина ствола, мм 1255 820 1714
Начальная скорость снаряда, м/сек 750-800 580-600 (700 М-g) 860-900
Скорострельность, выстр/мин 700-850 560-600 600-640
Магазин/лента Лента рассыпного типа Магазин или лента, в зависимости от исполнения Магазина на 60 выстрелов
Патрон, тип 20х99R 20х80RB 20х110
Масса патрона, гр 183 160-183 -
Масса снаряда, гр 96-99 82-115 140-160
Масса ВВ, гр 5-6 3-4 (M-g 22 гр.) 12-20

К недостаткам ШВАК как пушки, можно отнести слабость заряда, не очень хорошие баллистические характеристики, но все компенсировалось высоким темпом стрельбы, вместо 1-2 снарядов Испаны, советский истребитель успевал всадить в противника 4-6 снарядов, что зачастую становилось достаточным для выхода врага из боя.


К тому же нужно отметить и стиль ведения огня, в отличие от западных пилотов советские истребители открывали огонь с расстояния, на котором было «видно заклёпки на борту самолёта противника». Это компенсировало слабую баллистику патронов ШВАК.

Боевое применение

Своё основное применение практически все выпущенные авиапушки нашли на истребителях. Впервые 20 мм ШВАК установили на И-16, экспериментальный образец, сегодня известный как тип 12. Эта попытка была неудачной из-за размещения.

В дальнейшем их устанавливали в консоли И-16 тип 17 и тип 28. Эти модификации самолётов высоко ценились летчиками. Достаточно сказать, что именно на таком И-16 ас Краснознамённого Северного флота Сафонов Б.Ф. одержал несколько побед.

Мотор-пушки ШВАК устанавливались на истребители Як и ЛаГГ.

Синхронные варианты нашли себе применение на Ла-5 и Ла-7, кроме этого их устанавливали на . Турельные варианты пушек предназначались для вооружения тяжёлых бомбардировщиков, в первую очередь это были установки Пе-8(ТБ-7), впоследствии авиапушки ставили и на Ер-2.

Крыльевые пушки ставили на Ил-2, но ввиду не совсем удачного их размещения частыми были заклинивания, впоследствии ШВАК заменили на более мощные ВЯ-23.


Интересная история произошла в 1942 году. Пришедшие по ленд-лизу «Харрикейны» отличались большим весом, вялыми разгонными характеристика и «мощным» вооружение из 8, а то и 12 пулемётов Виккерс винтовочного калибра, установленных в крылья.

Для того чтобы их нормально использовать было принято решение перевооружить их, для этого в плоскости самолётов установили пару ШВАК и ШКАС, под крылом смонтировали РОФС-82, в таком виде «Харрикейны» неплохо показали себя как эрзац-штурмовики.

Использование автоматической пушки в танках себя не оправдало, ШВАК, получившую название ТНШ устанавливали в , но слабые снаряды и плохая баллистика поставили крест на этой затее. В дальнейшем лёгкие танки вооружали 45 мм пушкой 20К, как более приемлемой для борьбы с техникой и пехотой противника.

Заключение

Несмотря на отрицательные отзывы авиапушки ШВАК неплохо показали себя в боях, при этом воевали как на суше, так и в воздухе.

Во многом их распространение и прекращение разработок других 20 мм пушек, также как и патронов под них, связывают с фамилией Шпитального.

Так это или нет, предстоит рассудить нашим потомкам по истечении еще некоторого времени. Архивы до сих пор хранят свои тайны. Многое из того, что происходило в 30-е годы, для нас непонятно и недоступно.

Видео