Методологические основы исследования систем управления учебные вопросы. Исследование систем управления

Методология исследования систем управления основывается на разумной организации деятельности руководителей и менеджеров предприятия по рационализации системы управления. Она предполагает определение целей, предмета исследований, границ исследования, выбор средств и методов исследований, средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ.

Методология и организация исследования систем управления требует учета ряда системных характеристик, к которым относятся: потребность в исследованиях; объект и предмет исследования; ресурсы для проведения исследований; эффективность исследований; результаты исследований.

Раскроем эти характеристики.

1. П отребность в исследовании предопределяет масштаб и глубину исследования системных характеристик, реализация которых в наибольшей степени влияет на достижение поставленных целей.

2. О б ъектом исследований является система управления конкретной организации. Для ее изучения необходимо знать утвержденные схемы управления, должностные инструкции. Положение о подразделениях. Предметом исследования являются взаимоотношения между сотрудниками аппарата управления, а также между подразделениями, расположенными на разных уровнях системы управления. При этом предметом исследования является конкретная проблема (или комплекс проблем), решение которой требует проведения исследований. Среди этих проблем могут быть следующие:

Развитие структуры управления;

Мотивация персонала;

Мотивация техники и информационных систем управления;

Разработка управленческих решений;

Подготовка персонала и др.

Выбор основной проблемы организации, сдерживающей ее развитие, ее всестороннее исследование и анализ - это интуиция и мастерство, профессионализм менеджера и руководителя организации.

3. Р е сурсы - это комплекс средств, обеспечивающих успешное проведение исследований. Это, прежде всего, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы, технические средства, необходимые для обработки результатов, а также правовые документы, характеризующие объект исследования.

4. Э ффективность исследований требует соизмерения затрат на проведение исследований и полученных результатов.

5. Р е з у л ь т аты исследований могут быть представлены в различных формах. Это может быть новая модель системы управления, новые регламентирующие документы, скорректированные расчетные формулы, новая корпоративная культура.

С практической точки зрения методика проведения исследований, как правило, включает три основных раздела: теоретический, методический, организационный.

В теоретическом разделе определяются основные цели, задачи, предмет и объект исследования.

М е т о д ический раздел содержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.

О рганизационный раздел представляет, прежде всего, план проведения исследований, формирование команды исполнителей, распределение трудовых и финансовых ресурсов. Здесь же определяется и организационная форма проведения исследований, т.е. индивидуальные или кол- лективные исследования, исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами. Выделяются специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения, которые будут задействованы в проведении исследования систем управления.

При проведении системного анализа важное значение приобретает коллектив исполнителей. В

состав группы по проведению системного анализа должны входить:

Специалисты в области системного анализа - руководители группы и будущие руководители проектов;

Инженеры по организации производства;

Экономисты, специализирующиеся в области экономического анализа, а также исследователи организационных структур и документооборота;

Специалисты по использованию технических средств и компьютерной техники;

Психологи и социологи.

В общем виде организацию проведения исследования можно представить следующим образом:

Подготовка исследования, т.е. разработка программы, определение единиц наблюдения, определение методов сбора информации, проведение пробного (пилотажного) исследования;

Сбор необходимой информации с учетом ее синтаксических, семантических и прагматических ас- пектов;

Подготовка информации к обработке;

Обработка информации и ее анализ;

Подготовка результатов исследования.

С б ор данных является основным этапом исследования.

Для этих целей используется ряд методов, среди которых наиболее эффективными являются:

Беседы со специалистами аппарата управления;

Изучение технико-экономических и статистических сведений о развитии производства рассматриваемого предприятия;

Изучение опыта развития родственных предприятий.

Особое значение в исследовании имеют беседы с персоналом аппарата управления, которые в короткие сроки позволяют получить сведения о положительных и отрицательных факторах в развитии объекта, проанализировать и обобщить эти данные, а также наметить конкретные направления работ. Во многих случаях сведения по определенной группе факторов легче и быстрее получить в ходе беседы с работниками предприятия.

Результаты анализа представляют на рассмотрение руководства предприятия или специальной экспертной комиссии. Обсуждение результатов целесообразно организовать с участием представителей всех подразделений системы управления. Итоги обсуждения фиксируют в специальном документе и используют при разработке текущих и перспективных планов развития предприятия или рас- сматриваемой организации.

С точки зрения организации проведения исследования можно выделить следующие формы:

Индивидуальные и коллективные исследования;

Исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами;

Централизованная и децентрализованная организация;

Специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения.

Привлечение специализированных консалтинговых организаций.

3.2. Разработка концепции исследования систем управления

Программно-целевое исследование систем управления требует создания конкретных организационных механизмов управления. Четкий организационный механизм необходим в условиях становления рыночных отношений в целях повышения эффективности управления. Любое сокращение аппарата управления, изменение его функций в конечном итоге должно быть регламентировано до такой степени, при которой обеспечивается персональная ответственность за принятие управленческих решений. Хозяйственный механизм определяется экономическими законами и практической деятельностью людей. Это означает, что трудно говорить об одинаковых механизмах в разных организациях, реализующих одинаковые цели. Как же выходить из такого положения, что положить в основу конструирования организационного механизма?

Под организационным механизмом понимается социально-управляемая система, обусловленная экономическими законами, наделенная соответствующими полномочиями, ресурсами, имеющая определенную структуру и позволяющая управлять коллективами людей путем принятия решений. Такое определение нацеливает аналитиков и проектировщиков систем управления на исследование «статики» и «динамики» механизма управления, под которыми соответственно понимается органи- зационная структура управления и процессы выработки управленческих решений в рамках существующей структуры управления.

Практически организация управления - это система принятия решений, являющаяся фундаментом, на котором можно достаточно полно анализировать всю систему управления и обеспечивать оптимальные условия для принятия управленческих решений, от сбора исходных данных, исследования действующих организационных процедур и схемы принятия решений и до поиска путей совершенствования системы управления - результата решения.

Анализ такого рода всегда целесообразно проводить в начале работы, направленной на перестройку системы управления. Как показал опыт, анализ оказывается наиболее эффективным, если он содержит шесть этапов. Рассмотрим их подробнее.

На первом этапе производится обследование организации управления. Изучается вся документация, регламентирующая процесс управления, должностные инструкции, в которых в общем виде представлены сведения о работах, выполняемых в каждом подразделении, изучается существующая система управления подразделениями, производится сопоставление этих подразделений с функциями, изложенными в должностных инструкциях и Положениях. В результате выявляется сте- пень соответствия управленческой практики ее модели (выявляется проблема) и, в случае необходимости, производится соответствующая корректировка. На этом этапе также необходимо выяснить и зафиксировать документально потоки информации, циркулирующие в каждом подразделении.

Второй этап - разработка организационных процедур принятия управленческих решений. На этом этапе составляется схема каждой организационной процедуры дается ее описание, формируется перечень документов, используемых в этой процедуре. При построении схемы организационной процедуры следует зафиксировать документы, действующие в процедуре, указать, откуда поступают эти документы, какими документами она завершается; для выполнения такой процедуры необходимы выходные документы данной процедуры.

Т ретий этап - выяснение взаимосвязей между процедурами принятия решений н построение блок-схемы принятия решений.

На четвертом этапе составляется схема принятия решений конкретных подразделений организации, в которой фиксируются уровни руководства, схемы действующих процедур принятия решений.

Разумеется, реальную схему принятия решении надо проверить - подвергнуть логическому анализу. В этом и состоит пятый этап работы, на котором на основе логики и здравого смысла предусматриваются все управленческие процедуры, выполняемые в подразделении, документация, необходимая для выполнения каждой организационной операции и хранящаяся на каждом уровне управления. Логический анализ схемы принятия решений позволяет судить об эффективности организации управления,

И, наконец, шестой этап - непосредственная разработка всей документации, которая регламентирует деятельность управленческого аппарата отдельного подразделения организации.

Остановимся кратко на задаче проектирования системы управления организаций.

Первостепенная задача - формирование его целей функционирования. Проблема формирования целей функционирования имеет принципиальное значение при проектировании организационных систем по многим причинам. Во-первых, потому, что по своей природе все реальные организации многоцелевые. Во-вторых, период действия целей функционирования различен, а следовательно, спроектировать организацию необходимо только исходя из целей, период действия которых сопоставим с периодом проектирования организации. В-третьих, проектирование организации управления под все цели функционирования слишком трудоемко, а следовательно, число целей функционирования должно быть по возможности ограниченным.

Выбор целей с помощью экспертных методов требует применения специальной методики. Прежде всего осуществляются оценка и выбор глобальных целей функционирования. Наиболее приемлемым с практической точки зрения способом оценки является анонимное анкетирование, так как оно обеспечивает наибольшую независимость суждений. Структуризация целей функционирования должна быть осуществлена путем исследования функций управления, реализующих конкретные цели на каждом уровне управления. Задача проектирования системы управления предполагает также моделиро- вание управленческих решений, структуры которых мы выявили на стадии обследования.

Моделирование состава управленческих решений осуществляется для обоснования решений, которые должны приниматься в конкретном подразделении. Состав группы решений определяется количеством структурных подразделений. Оптимальность процесса подготовки управленческих решений достигается путем выявления и ликвидации отклонений в существующем процессе при срав- нении его с нормативным процессом, обусловленным в некотором смысле идеальной моделью, выбранной авторами на предварительном этапе. В качестве такой модели можно с частичной доработкой использовать стандартную информационную модель, известную под названием модели Дейтча.

Моделирование правил работ исполнителей и руководителей в процедурах с помощью компьютерной техники является частью общего процесса формирования организационного механизма управления и распределения управленческих решений по уровням управления; определения оптимального числа исполнителей и руководителей, необходимых для подготовки и утверждения этих решений; определения перечня документов, необходимых для принятия управленческого решения, разработки документации, регламентирующей деятельность подразделения.

Моделирование правил работ исполнителей заключается в анализе процесса подготовки управленческого решения последовательно на всех уровнях управления, вплоть до принятия окончательного решения и осуществляется на основе информационной модели.

Методика моделирования правил работ исполнителей в процедуре рекомендуется для практического осуществления этапа «регламентации» в процессе формирования общей структуры управления. При моделировании структуры управления необходимо решать задачи моделирования функциональных групп управленческих решений и моделирование распределения решений по уровням управления для обеспечения разработки схем управления.

Формальная постановка задачи моделирования функциональных групп управленческих решений такова. Известен полный список управленческих решений, необходимых для реализации целей функционирования, а также их информационное обеспечение (документы, используемые для принятия управленческих решений). Часть документов является общими при подготовке различных управленческих решений. Известно также число функциональных групп управленческих решений, которые должны быть сформированы. Необходимо сформировать группы управленческих решений с таким расчетом, чтобы каждая из групп потребляла минимальное количество необходимых для подготовки решений документов. Задача решается на ЭВМ с использованием методов анализа и логики.

Р аспределение решений по уровням управления осуществляется с целью формирования групп решений, за подготовку которых несет ответственность руководитель соответствующего уровня управления. Задача оптимального распределения управленческих решений формируется следующим образом: для каждого выбранного уровня управления с учетом его загрузки и пропускной способности необходимо определить перечень управленческих решений, утверждение которых является компетен- цией данного уровня управления. При этом каждый сотрудник должен принимать решения, соответствующие своей компетенции, и ему должен быть обеспечен такой режим работы, при котором все решения принимаются в оптимальные сроки. Задача решается последовательно для всех уровней управления.

Ф ормирование схемы управления организации всегда основано на типовых схемах управления. В качестве типовой схемы в рамках предполагаемой концепции предлагается матрично-штабная схема управления. Формирование схемы управления предполагает распределение управленческих решений по уровням управления, расчет загрузки уровня управления для координационного, проблемного либо функционального уровня, что в результате обеспечит обоснование выбора типа структуры управления. Окончательный выбор варианта схемы структуры и все дальнейшие расчеты осуществляются в рамках выбранной структуры управления. На заключительном этапе разрабатываются документы, регламентирующие деятельность системы управления: положения о подразделении, должностные инструкции, правила работы исполнителей.

Итак, системная концепция совершенствования организационного механизма управления предполагает решение задач анализа системы управления как системы принятия решений и комплексного ее проектирования на основе выбранных качественных целей функционирования.

Решение задачи анализа системы управления предполагает исследование процесса управления и структуры управления на уровне управленческих решений. При решении задачи анализа ряд вопросов не рассматривается. Не обосновывается цель функционирования, состав решений определяется с помощью экспертов, не оценивается структура управления, т.е. не достигается комплексное проектирование системы управления.

К о м плексное проектирование системы управления предполагает выбор целей функционирования, формирование состава решений, реализующих цели функционирования, процесс принятия решений (моделирование организационной технологии подготовки решения), формирование структуры управления, разработку документации, регламентирующей деятельность управления.

Достоинством предлагаемой концепции является то, что ряд этапов решается с помощью компьютерной техники, что упрощает системное проектирование. Решение указанных задач способствует лучшей организации управления и в результате повышению организованности управления и качества принимаемых решений.

3.3. Характеристика этапов проведения исследований

Любое исследование осуществляется в несколько этапов, последовательность которых можно выразить схемой, представленной на рис. 3.1.

Рассмотрим эти этапы.

На первом этапе необходимо выявить потребности в исследовании, проанализировать проблемы, стоящие перед конкретной системой управления, выбрать из них главную, определяющую важность и первостепенность проведения исследования. Для этого проблема должна быть четко сформулирована.

Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства продукции) желаемому или заданному (запланированному). Именно в связи с отклонением от плановых (или нормативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в организациях. Но их источником может быть и изменение самих целей или нормативов. Например, если в результате анализа информации о продажах изделия руководство предприятия принимает решение о снятии его с производства и переключении на другой вид продукции, это может радикально изменить целевые установки всех подразделений, связанных с данными видами продукции. Менеджеры должны заново составить планы, найти и перераспределить ресурсы, организовать обучение персонала и т.д.

Р ис. 3.1. Э т а пы исследования объекта управления

Совершенно очевидно, что введение изменений, требующих для реализации ресурсов и времени, должно быть обосновано анализом факторов, оказывающих воздействие на состояние и положение организации.

С овокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию. Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы (места и времени ее возникновения, сущности и содержания, границ распространения ее воздействия на работу организации или ее подразделений и ситуационные факторы, ведущие к появлению проблемы (они могут быть внешними и внутренними по отношению к организации).

В н у т ренние факторы в наибольшей мере зависят от самого предприятия. К ним относят: цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ, в том числе НИОКР и т.д. Внутренние факторы влияют на систему управления и в значительной степени способствуют достижению стоящих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходимость срочного принятия мер, направленных на сохранение равновесного состояния системы.

Например, если произошло изменение стратегического направления в развитии организации, необходимо определить, как это отразится на деятельности таких подсистем, как производство и выпуск новой продукции, управление персоналом и др. Иными словами, управляющая систем должна разработать план организационных мероприятий, направленных на достижение целей новой стратегии развития.

В н ешние факторы в меньшей мере поддаются воздействию со стороны менеджеров организации, так как формируются внешней средой, в которой работает организация. В современных условиях эта среда характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет внешних факторов при принятии управленческих решений. Внешние факторы оказывают различное влияние на работу организаций. Например, поставщики, потребители конкуренты, органы законодательного регулирования, кредиторы, другие организации и общественные институты, непосредственно связанные с той областью деятельности, которой занимается данная организация, оказывают прямое влияние на ее работу, характер возникающих проблем и их решение. В качестве примера можно указать на проблемы отечественных предприятий, возникшие в период разрушения прежней системы хозяйственных связей; изменились отношения между поставщиками и потребителями продукции. В ряде случаев это привело к остановкам производства, к кардинальному изменению ассортимента выпускаемой продукции, к поиску новых поставщиков. Изменение вкусов и приоритетов потребителей также вызывает множество проблем в организации, которая до этого ориентировала свое производство на удовлетворение одного вида потребностей. Надо ответить на вопросы: искать ли новые рынки сбыта; вводить ли новые виды продукции и услуг и т.д.

Еще одна большая группа внешних факторов, практически не поддающихся управлению менеджерам организации, но оказывающих на деятельность организации косвенное (опосредованное) влияние, которое необходимо учитывать. К этой группе факторов относят состояние экономики страны (или региона), уровень научно-технического и социального развития, социокультурную и политическую обстановку, существенные для данной организации события в других странах и т.д. Например, экономическое состояние страны (региона) воздействует на работу организации через такие параметры среды, как наличие капитала и рабочей силы, уровни цен и инфляции, производительность труда, доходы покупателей, правительственная, финансовая и налоговая политика и др. Так, инфляция приводит к сокращению покупательной способности и снижает спрос на продукцию, производимую организацией. Повышение уровня цен на продукцию сопряженных отраслей вызывает соответствующее увеличение затрат на производство в организации, следствие - рост цен на ее продукцию, что может вызвать «отток» определенной группы потребителей. При сокращении своих доходов покупатели изме- няют состав и структуру потребления, что также оказывает воздействие на спрос. Уровень научно- технического развития в стране влияет на структуру экономики, на процессы автоматизации производства и управления, на технологию, с помощью которой производится продукция, на состав и структуру персонала организации и, что особенно важно, на конкурентоспособность продукции и технологий. Учет многочисленных и разнообразных факторов среды, выбор главных среди них и предвидение возможных изменений - сложнейшая задача, стоящая перед менеджерами.

Анализ ситуационных факторов позволяет рассмотреть проблему в связи с вызвавшими ее событиями и изменениями во внутренней и внешней среде и начать поиск решения.

Таким образом, определить проблему - значит установить границы системы, в пределах которой она рассматривается, уровень, на котором она должна решаться. Субъект, анализирующий ситуацию, определяет проблему в границах управляемой им системы. Однако важным для него является и представление, как система проявляет себя в системах и смежных системах и, главное, какое значение она имеет для суперсистемы, в которую данная (управляемая) система входит как элемент. Это обеспечивает увязку принимаемого решения с общими задачами и решениями вышестоящего звена управления, организацию интегрированного процесса решения данной проблемы.

При определении проблемы возникает чисто логическая трудность выделения причин и следствий. Перед менеджером в той или иной конкретной ситуации может возникнуть несколько проблем. Очень важно установить их иерархию, т.е. определить, какая из них главная, а какие - подчиненные или производные от нее. Определение главной проблемы позволит правильно сформулировать цель решения задачи.

Определение цели связано с ограничением направлений и средств ее достижения. Эти ограничения играют определяющую роль в выборе вариантов решения. По отношению к определенной системе ограничения можно разделить на общие и частные. Общие ограничения, накладываемые на функционирование данной системы, представляют собой объективные условия внешней среды или являются целями и понуждающими связями некоторой большой системы, для которой рассматриваемая система служит элементом (подсистемой). Иногда ограничения для данной системы являются проявлением нерешенных проблем в более общих системах.

Итак, на первом этапе проведения исследований анализируются проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать при решении проблем.

На третьем этапе необходимо выбрать методологию проведения исследования, под которой понимаем совокупность целей, методов, приемов управления при проведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений и учет традиций организации.

На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресурсов необходим для успешного проведения исследования и достижения его результатов.

П я т ы й этап предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей исследования. Подробно о методах проведения исследований будет сказано в гл. 4.

Шестой этап заключается в организации проведения исследований. Здесь необходимо определить порядок проведения исследований, распределить полномочия и ответственность и отразить это в регламентирующих документах, например в должностных инструкциях. Здесь же необходимо уточнить или определить технологию подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований.

На седьмом (завершающем) этапе следует зафиксировать и проанализировать полученные результаты. Такими результатами могут быть отдельные рекомендации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, способствующие оперативному и успешному разрешению проблемы. На этом этапе необходимо предварительно подсчитать эффективность исследований, т.е. соразмерить затраты на проведение исследований и полученные результаты.

Иногда процесс исследования конкретного объекта производится в соответствии с выбранной (рекомендуемой) моделью системы управления, часто называемой эталоном. Этапы проведения исследования в соответствии с эталонной моделью представлены на рис. 3.2.

Р ис 3.2. И с следование объекта управления в соответствии с эталонной моделью

3.4. Источники получения сведений о деятельности организации

Основными источниками сведений о деятельности организации являются:

Различного рода документы - устав организации и другие регламентирующие документы; положения о функциях и обязанностях подразделений; должностные инструкции; другие описания системы (в отчетах, публикациях);

Сотрудники организации, описывающие ее деятельность в процессе бесед и опросов;

Непосредственные наблюдения специалистов-системщиков за процессом деятельности организации.

Однако ни один из указанных источников в отдельности не может обеспечить необходимой полноты и достоверности сведений о работе системы. Документы сравнительно быстро устаревают и не всегда отражают действительное состояние дел; сотрудники могут непреднамеренно (или умышленно) исказить существующее положение дел; наблюдение может оказаться искаженным случайными обстоятельствами. Поэтому на всех стадиях изучения обязательна интеграция методов получения информации о работе системы, их проверка, сопоставление сведений, полученных из разных источни- ков, повторное возвращение к уже изученному процессу с целью исправления, корректировки ранее полученных сведений, детализации ранее не уточненных важных аспектов. Сопоставление сведений и выявление истинного состояния дел существенно облегчается при систематизации и группировке полученных сведений, формализации их представления.

Окончательно убедиться в полноте и правильности полученных сведений можно после того, как будет построена модель системы и проверена ее адекватность путем сопоставления с действующей системой.

Обычно изучение полезно начинать с документов, прежде всего рассмотрев структурную организационную схему. Если такой схемы нет, ее надо составить, для чего удобно использовать штатное расписание. Во многих случаях полезно на этой схеме указать вышестоящие и подчиненные организации и связи с ними.

Изучение, как правило, надо начинать с высших звеньев аппарата, последовательно переходя к низшим.

Документы, связанные с системой, можно разделить на следующие группы:

1) официальные положения и инструкции, регламентирующие функции организации или подразделения и определяющие сроки и процедуры обработки информации и принятия решений;

2) входные документы, возникающие вне системы;

3) систематически обновляемые записи (массивы) в виде картотек или книг, используемые в процессе работы;

4) промежуточные документы, получаемые и (или) используемые в процессе обработки данных;

5) выходные документы.

После того как аналитик получил на основе документов общее представление об изучаемой организации или подразделении, он переходит к стадии опросов и бесед с сотрудниками.

Первый контакт с сотрудниками осуществляется с участием руководителя изучаемого подразделения, который сообщает сотрудникам цель проводимой работы, заинтересованность в ее проведении, наличие приказов или других официальных документов, на основании которых работа выполняется, говорит о необходимом содействии и сотрудничестве с разработчиками.

Сбор сведений путем опросов должен быть избирательным и целенаправленным. При решении некоторых задач и на первых этапах работы нужны обобщенные данные; для других задач и на более поздних этапах - детальные. Поэтому надо предварительно наметить круг интересующих вопросов, а после каждой беседы оценить полученные сведения и корректировать план дальнейших бесед.

Сбор сведений «вслепую», простое их коллекционирование приводит к накоплению подробных сведений, которые в дальнейшем практически не поддаются анализу и использованию.

Следует учесть, что получение и последующая обработка сведений является весьма важной, но в то же время и очень трудоемкой работой. Надо все время помнить, что изучение существующей системы не самоцель, а средство познания и требует соизмерять степень детализации данных и соответствующие затраты с возможной эффективностью.

Обследование и изучение, детализация сведений о системе могут продолжаться бесконечно, особенно если учесть, что система живет и развивается одновременно с обследованием и в конце обследования отличается от первоначального варианта. Поэтому очень важно вовремя завершить изучение организации. В процессе изучения необходимо выяснить не только как работает система, но и почему она работает именно так, а не иначе. Умение отбирать нужные сведения развивается по мере приобретения опыта.

Краткие выводы

1. Системное исследование целесообразно проводить на основе выбранной методологии, которая представляет собой совокупность целей, методов и средств, необходимых для комплексного исследования.

2. Важное значение при проведении исследований приобретает общая концепция, построенная на основе системы научных знаний в области управления, а также теории и практики организационного проектирования.

3. Системная концепция предполагает комплексное проектирование систем управления, включающее выбор целей функционирования, формирование состава решений, реализующих выбранные цели, проектирование технологии подготовки управленческих решений, формирование структуры управления, разработку регламентирующей документации.

К онтрольные вопросы

1. В чем сущность методологии исследования систем управления?

2. В чем сущность общей концепции исследования систем управления?

3. Какое значение для анализа и проектирования организации имеет общая концепция.

4. Назовите и поясните основные этапы общей концепции.

5. Какое значение для проведения исследований имеют такие характеристики процесса управления, как, цели организации, функции управления, управленческие решения, организационная структура.

Исследование систем управления

1. Вы – менеджер одной из фирм. Вам предложено провести системное исследование системы управления производством. Какую многоуровневую схему Вы должны выбрать для проведения этого исследования?. 4

2. Какой характер имеет воздействие управляющей системы на объект управления и как его сформировать, руководствуясь знанием принципов и законов управления?. 5

3. Что понимается под рефлексивным управлением? Каковы механизмы правильного и открытого управления? В чем особенности классификации систем управления и их исследования?. 9

4. В чем суть методологии построения и исследования общественных систем управления? Изобразите и поясните практическую схему системного подхода к анализу этих систем управления.. 14

5. Менеджеру предприятия предложено провести эмпирические исследования системы управления производством. Какова должна быть последовательность и схема проведения данного исследования? Какие факторы необходимо учитывать при этом? 18

6. Для выявления недостатков в работе сложного производственного комплекса его менеджеру предложено провести исследование процессов управления для повышения их эффективности. Осуществите вербальное описание процессов управления с применением метода декомпозиции и структуризации.. 20

7. Цикл выработки и принятия решения начальником механического цеха начинается с определения и уяснения им поставленной директором завода задачи и заканчивается проверкой эффективности принятого решения. А какие фазы управления, управленческие работы и управленческие задачи он выполняет в промежутке между этими этапами руководства? 22

8. Система управления двух предприятий, выпускающих хлебобулочные изделия, состоит: в первом – из двух человек управленческого аппарата и десяти исполнителей (рабочих); во втором – из трех человек управленческого аппарата и того же количества рабочих. Сравните сложность, нормы управляемости этих систем управления. Определите потоки информации, которые способны принять и обработать данные системы управления для достижения целей управления (при y = 2). Сравните эффективность управления двух предприятий.. 22

9. Какие типы, виды структур систем управления и их характеристики Вы знаете? Ответ проиллюстрируйте рисунками и комментариями.. 23

10. Сформулируйте и обоснуйте требования, которые Вы бы предъявили к системе и процессу управления банком , осуществляющим внешнеэкономическую деятельность . 27

11. Вы являетесь начальником налоговой службы регионального отделения. Ваш филиал состоит из одного заместителя и 10 налоговых инспекторов . По результатам работы за месяц Вы пришли к выводу, что система управления Вашего филиала перестала справляться с постоянно возрастающим потоком информации, поступающим к Вам из различных источников. Объясните различные причины этого и предложите несколько вариантов преодоления информационных барьеров.. 30

12. Какие Вы знаете простейшие информационные цепи, необходимые для исследования систем управления? Как измерить лишнюю информацию, циркулирующую в системах управления? Назовите возможные причины искажения информации об объекте управления.. 31

список литературы... 32

1. Вы – менеджер одной из фирм. Вам предложено провести системное исследование системы управления производством. Какую многоуровневую схему Вы должны выбрать для проведения этого исследования?

Для проведения исследования я бы выбрал такую многоуровневую схему:

7. Анализ результатов исследования. Выработка рекомендаций.

и дают следующую характеристику данной схемы исследования.

На первом этапе проведения исследований анализируются проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать при решении проблем.

На третьем этапе необходимо выбрать методологию проведения исследования, под которой понимаем совокупность целей, методов, приемов управления при проведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений и учет традиций организации.

На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресурсов необходим для успешного проведения исследования и достижения его результатов.

Пятый этап предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей исследования.

Шестой этап заключается в организации проведения исследований. Здесь необходимо определить порядок проведения исследований, распределить полномочия и ответственность и отразить это в регламентирующих документах, например в должностных инструкциях . Здесь же необходимо уточнить или определить технологию подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований.

На седьмом (завершающем) этапе следует зафиксировать и проанализировать полученные результаты. Такими результатами могут быть отдельные рекомендации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, способствующие оперативному и успешному разрешению проблемы. На этом этапе необходимо предварительно подсчитать эффективность исследований, т. е. соразмерить затраты на проведение исследований и полученные результаты.

2. Какой характер имеет воздействие управляющей системы на объект управления и как его сформировать, руководствуясь знанием принципов и законов управления?

Под управлением понимают процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого объект переходит в требуемое (целевое) состояние». Под объектом управления понимается та часть окружающего мира, состояние которой нас интересует, на которую мы можем целенаправленно воздействовать, то есть осуществлять управление этой частью. Любой объект состоит из множества систем, подсистем и элементов. Задача исследования всего объекта как совокупности систем, подсистем и элементов в целом сложна и поэтому вначале выделяют и описывают в объекте только одну систему, которая представляет собой часть всего объекта.

Характер воздействия управляющей системы на объект управления и вопрос о том, как его сформировать, можно рассмотреть в рамках воздействия на человека как биологическую систему.

Как известно, человек, рассматриваемый как биологическая система, представляет собой исключительно сложный объект управления. Не менее сложными являются и некоторые физические системы. Например, вычислительная техника, робототехника, станки с программным управлением, автоматические линии. Эти системы называются низшими только потому, что они могут входить как первичные звенья в системы среднего и высшего ранга.

При образовании систем более высокого ранга появляются новые закономерности, отражающие сущность систем нового ранга, их цели, критерии, задачи и функции. Закономерности, которые были присущи системам более низкого ранга, продолжают функционировать в каждой составной части новой системы, но доминирующее значение приобретают новые закономерности, отражающие связи вновь образованной системы.

Например, в производственных организациях среднего ранга (организация–цех–участок) управление должно обеспечивать слаженное функционирование совместного труда множества людей для достижения поставленных целей. В таких системах биологические и физические закономерности элементов учитываются в виде ограничений, определяющих допустимые физиологические и физические нагрузки и пропускную способность каждого элемента.

Одним из определяющих факторов, влияющих на весь ход процесса производства продукции, является технология управления . Технологический процесс возникновения и переработки информации в производственных организациях проходит определенные этапы (рис. 1).

На втором этапе идет сбор информации о состоянии производственного объекта , где будет осуществляться изготовление продукции. Изучаются технологические, организационные и финансовые возможности этого объекта. Сведения об объекте должны быть представлены количественными данными ряда переменных, то есть показателей, которые характеризуют исследуемый объект. Полученные показатели позволяют применять на следующем этапе математические методы для переработки информации, что облегчает ее кодирование. На этом этапе определяются цели и выбираются критерии эффективности.

Рис. 1 – Этапы возникновения и переработки информации в производстве

3. Что понимается под рефлексивным управлением? Каковы механизмы правильного и открытого управления? В чем особенности классификации систем управления и их исследования?

Рефлексивное управление – это способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому.

Механизмы управления, при которых предприятиям выгодно представлять достоверную информацию (выгодно быть честными) называются механизмами открытого управления или «честной игры».

Одним из способов повышения эффективности управления в условиях неопределенности является сообщение информации от более информированных участников системы менее информированным (в нашем случае – от активных элементов центру). Так как участники системы обладают свойством активности, в том числе - способностью к самостоятельному выбору своих действий, то в общем случае активные элементы сообщат центру такую информацию (не обязательно достоверную), чтобы принятое центром на основании этой информации решение оказалось наиболее выгодным для активного элемента (управляемого субъекта) (АЭ).

Принцип принятия решений центром на основании информации, сообщенной АЭ, называется механизмом планирования. Исследование свойств этого механизма, побуждающих АЭ сообщать достоверную информацию, называется в теории активных систем и теории принятия решений проблемой манипулируемости.

Рассмотрим одноэлементную АС. Итак, пусть АЭ сообщает центру оценку s є параметра своей функции затрат. Механизмом планирования p(s), s є S, в данном случае является отображение множества возможных сообщений S во множество X планов – параметров функции стимулирования, например - в то действие, которое центр хотел бы реализовать при данной информации о параметрах АЭ, то есть X = A, p: S → A.

В теории активных систем известен следующий результат: в системах с одним активным элементом для любого механизма планирования существует неманипулируемый механизм не меньшей эффективности. Этот принцип, называемый также принципом открытого управления, позволяет достаточно просто решить задачу синтеза оптимального механизма планирования для рассматриваемой модели, ограничившись классом механизмов открытого управления. Содержательно, центр должен принять сообщения АЭ за истинные и назначить такой план, который был бы наиболее выгоден для АЭ, если бы истинное значение параметра его функции затрат совпадало с сообщенным.

Следовательно, если центр использует принцип открытого управления, то АЭ в общем случае сообщит s ≠ r и центр будет вынужден, например, использовать систему стимулирования, компенсирующую затраты c(y, s), то есть получим задачу стимулирования.

Для обеспечения правильного управления процессами, организации взаимодействия между процессами, предполагается, что у каждого процесса должен быть «владелец » - лицо, несущее ответственность за данный процесс. Этот «владелец» должен обеспечивать однозначное понимание всеми участниками процесса их ответственности и полномочий, должен организовывать взаимодействие при решении проблем, охватывающих несколько функциональных подразделений предприятия.

Множество систем, существующих в мире, можно классифицировать в зависимости от ряда признаков. Классификация – научный метод, заключающийся в дифференциации всего множества объектов и последующее их объединение в определенные группы на основе какого-либо признака. При общем подходе к классификации систем выделяются следующие признаки:

· по происхождению;

· по объективности существования;

· по взаимодействию с окружающей средой;

· по действию во времени;

· по обусловленности действия;

· по степени сложности.

По происхождению. В зависимости от происхождения системы могут быть естественными и искусственными. К естественным, или природным, следует отнести галактики, Солнечную систему, планеты, материки, экосистемы, биологические системы (в том числе и человека). Искусственные (антропогенные) системы обязаны своим происхождением труду человека. Их можно разбить в основном на два подкласса – физические, социально-экономические.

Физические системы олицетворяют такие системы, у которых в качестве элементов выступают неживые составляющие. К таким системам относятся машины, оборудование, транспортные средства и т. п.

Социально-экономические системы являются объединением в организации людей и машин при выполнении определенных функций для достижения поставленных целей. С точки зрения терминологии социально-экономические системы иногда называют биофизическими или социотехническими, хотя сущность и содержание систем от этого не меняется.

К социально-экономическим системам относятся государство и народное хозяйство любой страны в целом, территориальные и городские образования, организации по производству продукции и оказанию услуг.

По объективности существования. По объективности существования системы делятся на материальные и идеальные. Материальные системы существуют объективно, то есть независимо от человека. Идеальные системы существуют в сознании человека в виде гипотез, образов и представлений. Такие системы выступают в виде системного построения формул, уравнений, определенных схем.

По взаимодействию с окружающей средой. Системы в зависимости от взаимодействия с окружающей средой могут быть закрытыми или открытыми.

Закрытая система характеризуется тем, что любой элемент такой системы имеет связи только с элементами этой системы. Она не имеет связей с внешней средой, ее элементы взаимодействуют друг с другом только внутри системы. Закрытые системы представляют собой абстракцию и реально таких систем не существует. Но это понятие является весьма полезным при исследовании поведения систем, у которых произошел обрыв внешних связей.

Открытой считается такая система, у которой, по крайней мере, один элемент имеет связь с внешней средой. Все реальные системы являются открытыми. Даже в абстрактной закрытой системе предполагается наличие внешних связей, которые в определенном случае считаются несущественными. В том случае, если временной разрыв или характеристика внешних связей не вызывает отклонений при функционировании системы выше заранее установленных пределов, тогда система связана с внешней средой слабо. В противном случае она связана с внешней средой сильно.

По действию во времени. Системы в зависимости от времени действия делятся на статические и динамические.

Статические системы характеризуются неизменностью, то есть их параметры не зависят от времени. Устойчивая деятельность системы определяется постоянством элементов внешней и внутренней среды. В отличие от статических, динамические системы и их параметры связаны со временем, то есть являются функцией времени. В реальной жизни статических систем практически не существует.

По обусловленности действия. По обусловленности действия системы могут быть детерминированными и вероятностными. В детерминированных системах все элементы системы взаимодействуют заранее предвиденным образом. Вероятностные системы отличаются тем, что для них нельзя сделать точного детального предсказания поведения системы и только с определенной степенью вероятности можно ожидать появления того или иного события. Для прогнозирования развития таких систем используется теория вероятностей.

По степени сложности. По этому признаку системы делятся на простые, сложные и особо сложные. Простые системы относятся к наименее сложным и характеризуются небольшим числом внутренних и внешних связей. Для сложных и особо сложных систем характерным признаком является наличие разветвленной структуры и большого числа внешних и внутренних связей. Отличительной особенностью особо сложных систем является отсутствие возможности точного и подробного их описания.

Исследование систем управления - это вид деятельности , направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.

Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает следующие работы:

· распознание проблем и проблемных ситуаций;

· определение причин их происхождения, свойств, содержания, закономерностей проведения и развития;

· установление места этих проблем и ситуаций (как в системе научных знаний, так и в системе практического управления);

· нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме;

· разработка вариантов решения проблем;

· выбор оптимального варианта решения проблемы по критериям результативности, оптимальности , эффективности.

4. В чем суть методологии построения и исследования общественных систем управления? Изобразите и поясните практическую схему системного подхода к анализу этих систем управления

Неизбежными компонентами системы управления обществом являются управляющая подсистема (она же субъект управления, или власти) и управляемая подсистема (население). Эти подсистемы взаимодействуют между собой путем обмена различного рода сигналами через прямые и обратные связи. Под сигналами понимаются материальные носители информации, обладающие способностью не только передавать сообщения, но и, в ряде случаев, оказывать силовое воздействие (например, произвести кадровые изменения).

От властей к населению идут прямые связи. При этом сигналы передаются в виде законов, команд, указаний и т. д. От населения к властям идут обратные связи.

Под обратной связью можно в том числе понимать любое воздействие (информационного либо силового характера) управляемой системы на управляющую. В соответствии с этим обратная связь включает в себя две составные части: силовую и информационную. В свою очередь, информационная часть включает в себя две группы. Первая группа – объективная информация, которая поступает в управляющую подсистему от населения (сюда входят социальные показатели, экономические и т. п.). Данная информация используется подсистемой управления после сравнения ее с показателями, которых стремится достичь от общества управляющая подсистема. Органы сравнения расположены в структурах управляющей подсистемы. Например, они могут находиться в статистических органах. Вторая группа включает реакцию населения на действия властей. О реакции получают представление на основании жалоб, социологических опросов, выступлений в СМИ, демонстраций и т. д. Реакция населения представляет собой субъективное отражение объективного рассогласования между тем, что является правильным по мнению населения (к примеру, изобилие продуктов питания, отсутствие безработицы) и фактическим состоянием дел. Вторая группа имеет важное отличие от первой. Оно состоит в том, что здесь реакцию населения не нужно сравнивать с чем-либо, это – готовое рассогласование, и оно может сразу же учитываться в исходном виде в действиях управляющей подсистемой. Силовая часть обратной связи (революции, референдумы, выборы, восстания, заговоры) используется для того, чтобы сменить власть. В данном понимании реакция населения непосредственно для властей не имеет никакого значения. Однако, следует отметить, что в процессе выборов, референдумов реакция населения трансформируется в силовую часть обратной связи.

Вещественно обратные связи реализуются посредством действий контрольных органов, партий, профсоюзов, через жалобы, демонстрации и т. п.

Указанная выше замкнутая структура системы управления обществом является объективной реальностью. Она сопутствует всем формациям. Иной она быть не может, поскольку население всегда как-то реагирует на действия властей, а также, поскольку власти должны получать информацию о состоянии общества, чтобы использовать ее при выработке прямых сигналов управления. Замкнутую структуру системы управления обществом следует воспринимать как данность, изменить ее - не во власти людей. Можно лишь варьировать конкретные звенья системы управления (например, властные или партийные структуры) и их параметры, чтобы добиться наилучшего функционирования системы управления.

Суть методологии исследования общественных систем управления состоит в следующем:

· разработка концептуально-теоретической модели анализа общества на основе критического использования мирового и отечественного теоретического знания и с привлечением практиков из правозащитных организаций, СМИ, операционализацию модели посредством набора социальных индикаторов;

· анализ состояния и тенденций развития общества;

· использование результатов анализа.

Практическая схема системного подхода изображена на рис. 2.

Рис. 2 – Практическая схема системного подхода

Исследование параметров выхода предполагает исследование на основе маркетинговых исследований товаров и услуг, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, общественными затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Естественно, все эти исследования проводятся в рамках всей экономики страны, всей совокупности отраслей. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция и услуги.

Затем определяют параметры входа, т. е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, тру­довых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уров­ня рассматриваемой системы (уровня техники, техноло­гии, особенности организации производства, труда и уп­равления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И наконец, не менее важное значение приобретает иссле­дование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию . На этом этапе рассматривается технология общественного управления, а также факто­ры и пути ее совершенствования.

Таким образом, системный подход позволяет ком­плексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уров­не конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, вы­явить характер проблем входа, процесса и выхода. Приме­нение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе общественного управления.

5. Менеджеру предприятия предложено провести эмпирические исследования системы управления производством. Какова должна быть последовательность и схема проведения данного исследования? Какие факторы необходимо учитывать при этом?

Последовательность и схема проведения исследования системы управления производством:

1. Выявление потребностей в проведении исследования. Анализ проблем, вызывающих эти потребности.

2. Выявление объекта и предмета исследования.

3. Выбор методологии проведения исследования.

4. Анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования.

5. Выбор метода проведения исследования.

6. Организация проведения исследований.

7. Анализ результатов исследования. Выработка рекомендации.

При проведении исследования необходимо учитывать внутренние и внешние факторы.

Внутренние факторы в наибольшей мере зависят от самого предприятия. К ним относят: цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру произ­водства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ, в том числе НИОКР и т. д. Внутренние факторы влияют на систему управления и в значительной степени способствуют достижению стоя­щих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходи­мость срочного принятия мер, направленных на сохра­нение равновесного состояния системы.

Внешние факторы в меньшей мере поддаются воз­действию со стороны менеджеров организации, так как формируются внешней средой, в которой работает организация. В современных условиях эта среда харак­теризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет внешних факторов при принятии управленческих ре­шений. Внешние факторы оказывают различное влия­ние на работу организаций. Например, поставщики, потребители конкуренты, органы законодательного регулирования, кредиторы, другие организации и об­щественные институты, непосредственно связанные с той областью деятельности, которой занимается дан­ная организация, оказывают прямое влияние на ее ра­боту, характер возникающих проблем и их решение.

Большой группой внешних факторов, которая не поддается воздействию со стороны менеджеров организации, однако которая оказывает большое влияние на деятельность организации косвенно (опосредованно), является состояние экономики страны (или региона), уровень научно-технического и социального развития , социокультурная и политическая обстановка, имеющие значение для данного предприятия события в других государствах и т. д. Эти факторы также необходимо учитывать.

6. Для выявления недостатков в работе сложного производственного комплекса его менеджеру предложено провести исследование процессов управления для повышения их эффективности. Осуществите вербальное описание процессов управления с применением метода декомпозиции и структуризации

Вербальное описание процессов управления с применением метода декомпозиции и структуризации изложено ниже.

Все начинается с идеи о производстве продукции какого-либо целевого назначения. Затем, на первом этапе, начинается процесс сбора информации о внешней среде.

Во внешней среде анализируются политическая ситуация в стране, конкуренты в аналогичном секторе производства, потребители продукции, поставщики материальных ресурсов, рынок труда, рынок сбыта продукции, цена аналогичной продукции. Другими словами, проводятся маркетинговые исследования.

На втором этапе идет сбор информации о состоянии производственного объекта, где будет осуществляться изготовление продукции. Изучаются технологические, организационные и финансовые возможности этого объекта. Сведения об объекте должны быть представлены количественными данными ряда переменных, то есть показателей, которые характеризуют исследуемый объект. Полученные показатели позволяют применять на следующем этапе математические методы для переработки информации, что облегчает ее кодирование. На этом этапе определяются цели и выбираются критерии эффективности.

Третий этап характеризуется переработкой и преобразованием информации с помощью технических средств. При переработке и преобразовании используются в основном средства вычислительной техники и математические методы.

Принятие решений о выпуске продукции, востребованной рынком, осуществляется на четвертом этапе. Они базируются на основе переработанной и преобразованной информации, характеризующей как внешнюю, так и внутреннюю среду объекта.

На основании принятых решений, на пятом этапе, для их выполнения выдаются управляющие воздействия и команды, с помощью которых осуществляется процесс производства продукции. Они выдаются в виде планов, в которых определены объемы выпуска продукции, сроки ее производства, подразделения объекта, которые должны своевременно выполнять определенные действия.

Шестой этап характерен тем, что здесь реализуются принятые решения, выражающиеся в выполнении трудовых действий людей и работе машин, механизмов, автоматических линий и т. п. Идет процесс преобразования предметов труда из первоначального состояния в требуемое по замыслу конструктора.

Изменение первоначального состояния объекта под воздействием информационных процессов происходит на седьмом этапе. Такое изменение объекта происходит под влиянием информации, меняющейся в результате ее переработки.

Восьмой, заключительный, этап последовательности технологического процесса переработки информации характерен получением окончательной информации о произошедших изменениях в объекте в результате принятых и реализованных решений и подается на выход. Полученная информация анализируется, выявляются отклонения от заранее запланированных действий при производстве продукции, и в случае отклонений от плановых заданий принимается решение о регулировании хода процесса производства.

Структура процесса управления видна на рис. 1.

7. Цикл выработки и принятия решения начальником механического цеха начинается с определения и уяснения им поставленной директором завода задачи и заканчивается проверкой эффективности принятого решения. А какие фазы управления, управленческие работы и управленческие задачи он выполняет в промежутке между этими этапами руководства?

В промежутке между этими этапами руководства начальник механического цеха выполняет следующие:

· выявление и описание проблемной ситуации;

· разработка концепции подготовки и принятия решения;

· постановка задач;

· формирование альтернатив;

· оценка альтернатив;

· выбор окончательной альтернативы.

8. Система управления двух предприятий, выпускающих хлебобулочные изделия, состоит: в первом – из двух человек управленческого аппарата и десяти исполнителей (рабочих); во втором – из трех человек управленческого аппарата и того же количества рабочих. Сравните сложность, нормы управляемости этих систем управления. Определите потоки информации, которые способны принять и обработать данные системы управления для достижения целей управления (при y = 2). Сравните эффективность управления двух предприятий

Сложность этих систем управления одинакова, так как они состоят из двух уровней: управленческий аппарат и рабочие.

Норма управляемости измеряется максимальным количеством подчиненных у одного руководителя. В данном случае у первого предприятия норма управляемости составляет 10/2 = 5 чел., в второго – 10/3 = 3,3 или, округленно, 4 чел. Таким образом, норма управляемости на первом предприятии выше, чем на втором.

Если y – это число информационных потоков, и при этом каждый руководитель способен обработать один информационный поток, то оба предприятия справятся с этими потоками. Однако эффективность управления будет выше на первом предприятии, так как каждый из руководителей будет принимать решения и использовать в свое работе свой информационный поток. На втором предприятии эффективность управления будет ниже, так как информационных потоков два, а руководителей – три, к тому же на одного руководителя приходится три-четыре подчиненных, что выше, чем на первом предприятии.

9. Какие типы, виды структур систем управления и их характеристики Вы знаете? Ответ проиллюстрируйте рисунками и комментариями

В структурном отношении любая организация представляет собой множество связанных между собой и особым образом упорядоченных компонентов, которые обладают целостностью и единством во взаимодействии с внешней средой.

Упорядочивание элементов организации можно представить как процесс “расстановки” элементов организации в определенном отношении друг к другу. Основой упорядочивания выступает разделение труда: горизонтальное, если речь идет об обособлении этапов последовательно выполняемых работ (закупка сырья, производство товара, его реализация), и вертикальное, подразумевающее распределение работ в организации по уровням иерархии.

В любой организации существует обратная связь между количеством элементов и возможностями их координации: чем больше число относительно самостоятельных подразделений, тем труднее идут процессы координации их деятельности. Разрешить это противоречие можно группировкой, организационным обособлением схожих работ и их исполнителей. Этот процесс в теории менеджмента получил название “департаментизация”. Выделяют ее четыре основных типа, которые реализуются в тех или иных организационных структурах организаций.

Линейная департаментизация характеризуется простотой построения и практическим отсутствием горизонтальных связей. Она строга и формальна, используется для разделения однотипных работ. Ее принципиальная схема выглядит следующим образом (рис. 3).

Рис. 3 - Линейная организационная структура

Функциональная департаментизация (рис. 4) предполагает группировку работ и работников вокруг, как правило, однотипных ресурсов. Разновидности – по процессу (типу производства) или технологии (типу оборудования). При этом подразделение выполняет свои функции в масштабах всей организации и не имеет в непосредственном подчинении линейных подразделений. В чистом виде функциональные построения встречаются редко, чаще всего они сочетаются с линейными.

Рис. 4 – Функциональная организационная структура

Дивизиональная департаментизация является вариантом сложной производной от линейной и функциональной (рис. 5). Ее суть предполагает, во-первых, значительные по масштабам линейные подразделения, самостоятельность и автономность функционирования которых значительны, во-вторых, создание в линейных подразделениях (для обеспечения эффективной реализации прав) функциональных служб. Такой тип департаментизации вызывается диверсификацией производственной деятельности, расширением территориальных границ или структурированием потребителя фирм. В результате в рамках одной компании могут выделяться (на уровне оперативного управления), например, предприятия по выпуску то или иного продукта, географически отдаленные подразделения (филиалы) или подразделения, ориентированные на конкретного потребителя.

Самым сложным типом департаментизации является матричная . По сути, она представляет собой комбинацию ранее рассмотренных, сбалансированный механизм компромисса между дифференциацией и группировкой работ вокруг ресурсов или результата деятельности. Ее условное изображение может быть следующим (рис. 6).


Рис. 5 - Дивизиональная структура предприятия

Рис. 6 - Матричная организационная структура

Отличительная черта матричного подхода – двойное подчинение подразделений и персонала. С одной стороны, они находятся в рамках нормального линейного или функционального подчинения, с другой – подотчетны “горизонтальным”, проектным или продуктовым руководителям. Собственно производственную сторону дела (качество выполняемых работ) обеспечивают линейные руководители, административную (что сделано) – программные.

10. Сформулируйте и обоснуйте требования, которые Вы бы предъявили к системе и процессу управления банком, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность

Требования, которые могут быть предъявлены к системе и процессу правления банком, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность:

1. Наличие основных элементов системы управления банком.

Основными элементами системы управления банком являются собственно управленческие органы, подразделения и исполнители, выполняющие закрепленные за ними функции, а также методы управленческого воздействия.

Главным органом управления банком является общее собрание акционеров , принимающее важнейшие решения: утверждение устава, выбор Правления или Совета директоров, утверждение балансов и отчетов, размер дивидендов. В то же время собрание акционеров, как правило, недостаточно владеет информацией о текущих делах банка и во многих случаях просто утверждает решения, предлагаемые Правлением или Советом директоров.

Правление или Совет директоров банка является представительным органом акционеров и должен заботиться о соблюдении интересов, как акционеров, так и клиентов банка . Важнейшими обязанностями этого органа являются обеспечение необходимого уровня прибыли на вложенный капитал , определение стратегических целей банка, формирование управленческих органов, контроль за инвестиционными и другими операциями.

2. Наличие комитетов для рассмотрения специфических или экстраординарных вопросов и принятия ответственных решений.

Обычно в банка таких комитетов создается несколько. В крупном банке, как правило, создаются Комитет по пассивным операциям, Комитет по активным операциям , Комитет по экономике (инвестирование средств), Ревизионный комитет (аудит подразделений банка) и Комитет по связям с общественностью.

3. Контроль над деятельностью банка со стороны правления.

Правление банка периодически контролирует структуру портфеля кредитов и ценных бумаг в соответствии с утвержденными целями и задачами банка. В случаях изменения конъюнктуры (падения спроса на те или иные кредиты, повышения процентных ставок и т. п.) может быть изменена и сама банковская политика. Правление осуществляет общий контроль над операциями банка и решениями комитетов. На заседаниях Правления заслушиваются отчеты руководителей подразделений (филиалов) и обсуждается положение дел банка.

4. Наличие управленческих структур для руководства и осуществления операций.

По степени их самостоятельности и объему полномочий управленческий состав имеет три уровня:

высшие менеджеры (управляющие);

линейные менеджеры (руководители филиалов);

лица, наделенные надзорными или ревизионными функциями.

Структура банка выступает как бы в роли "костяка", "остова" или даже "тела" системы управления банком.

5. Наличие организационно-управленческой культуры.

Вторым элементом системы управления в банке, как и в любой другой организации, является организационно-управленческая культура, включающая:

· управленческую идеологию и ценностную организацию системы управления банком;

· интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;

· информацию и обеспечение коммуникаций в системе управления;

· формальные и неформальные отношения внутри управленческого коллектива , между "управленцами" и подчиненными, между "управленцами" и представителями организаций - партнеров и клиентов банка:

· уровень организационного развития банка и каждого подразделения в отдельности.

6. Развитие системы управления.

Третьим элементом системы управления банком можно назвать развитие системы управления. Появление этого элемента отражает возникновение в системе управления банком таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям в социальной среде, ориентация на современные банковские технологии, поиск и разработка новых банковских продуктов и ускоренное их внедрение, введение прогрессивных идей функционирования системы управления банком. Процесс развития системы управления включает:

· постоянный анализ функционирования системы управления банком, ее потенциальных возможностей и задач;

· выявление новых тенденций и направлений развития систем управления, наблюдающихся в мировой практике банковского менеджмента;

· разработку процедуры и методов перехода системы управления в новое состояние, определение средств обеспечения этого перехода;

· организацию перехода системы управления в новое состояние (программа перехода, распределение заданий и функций между субъектами перехода, корректировка их деятельности);

· анализ результатов перехода, обобщение опыта работы по переводу системы управления банком в новое состояние;

· развитие кадров системы управления банком (должностное продвижение, смена профиля работы или рабочего места, улучшение поведения и способностей в общении, рост позитивного отношения к работе, повышение профессиональной квалификации, финансового и банковского кругозора).

7. Наличие специализированного отдела по внешним связям или закрепление функций, связанных с внешнеэкономической деятельностью, за существующей частью структуры управления.

8. Открытие филиалов и отделений за рубежом.

11. Вы являетесь начальником налоговой службы регионального отделения. Ваш филиал состоит из одного заместителя и 10 налоговых инспекторов. По результатам работы за месяц Вы пришли к выводу, что система управления Вашего филиала перестала справляться с постоянно возрастающим потоком информации, поступающим к Вам из различных источников. Объясните различные причины этого и предложите несколько вариантов преодоления информационных барьеров

Причинами возрастания потоков информации могут быть в данном случае рост числа налогоплательщиков в регионе, рост числа и объема незапланированной отчетности, которая должна предоставляться вышестоящей налоговой инспекции региональным отделением, рост числа жалоб на действия налоговой службы в регионе.

Преодолеть информационные барьеры я предлагаю следующим образом:

1. Взять на работу дополнительное количество налоговых инспекторов, например, пропорциональное выросшему количеству налогоплательщиков.

2. Четко распределить обязанности по приему и обработке информационных потоков между подчиненными.

3. Создать еще одну или несколько должностей заместителей и делегировать им часть своих полномочий в случае, если я не справляюсь с возросшими потоками информации ко мне.

12. Какие Вы знаете простейшие информационные цепи, необходимые для исследования систем управления? Как измерить лишнюю информацию, циркулирующую в системах управления? Назовите возможные причины искажения информации об объекте управления

Простейшие информационные цепи, необходимые для исследования систем управления, можно представить следующим образом:

Информация о целях развития и функционирования предприятия и его подразделений → Информация о тенденциях развития предприятия в конкретной рыночной среде → Информация о факторах, обеспечивающих достижение сформулированной цели и препятствующих ей → Данные для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления → Данные для привязки современных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.

Измерить лишнюю информацию, циркулирующую в системах управления можно, рассчитав объемы излишней и нужной информации. Отношение излишней информации к нужной будет давать процент излишней информации по отношению к нужной. Например, из 20 показателей, используемых во внутренней отчетности, полезными и реально используемыми являются 10. Следовательно, 10/20 = 0,5 или 50% - это объем излишней информации.

Возможные причины искажения информации об объекте управления:

· Ограниченный доступ к каналам обратной связи;

· Бюрократизация управления;

· Боязнь объективной оценки дея­тельности руководства;

· Ошибки и неточности, вызванные отсутствием квалификации у персонала.

список литературы

1. , Цветков освоенного объема в оперативном управлении проектами. – М.: Апостроф», 2000. – 156с.

2. , Максимцов систем управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157с.

3. Петров силы и основные пути развития человеческого общества. – М.: 2000. – 72с.

4. Кулик А. К методологии исследования гражданского общества в России // http://www. prof. *****.

5. , Рудаков организации. – М.: Инфра-М, 2004.

6. , Мальков для менеджеров инновационных МСП. – М.: 2004. – 11с.

7. Гончарук предприятия. – М.: Инфра-М, 2007.

Максимцов систем управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – с. 55.

Цветков освоенного объема в оперативном управлении проектами. – М.: Апостроф», 2000. – С. 98-99.

Там же. – С. 99.

Фомин инструментарий организации управления промышленным предприятием. – М.: Инфра-М, 2007. – С. 158.

Петров силы и основные пути развития человеческого общества. – М.: 2000. – С. 51.

Петров силы и основные пути развития человеческого общества. – М.: 2000. – С. 52.

Кулик А. К методологии исследования гражданского общества в России // http://www. prof. *****.

Максимцов систем управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – с. 16.

Максимцов систем управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – с. 24.

Там же. – С. 24.

Рудаков организации. – М.: Инфра-М, 2004. – С. 144.

Мальков для менеджеров инновационных МСП. – М.: 2004. – С. 8.

Гончарук предприятия. – М.: Инфра-М, 2007. – С. 157.

Рудаков организации. – М.: Инфра-М, 2004. – С. 148.

  1. Исследование систем управления (13)

    Курсовая работа >> Менеджмент

    Классификации систем управления относится к искусственным классификациям. При исследовании систем управления на практике... и организацией производства. Библиография: 1. Короткое Э.М. Исследование систем управления . -- М.: “ДеКА”, 2000. 2.. Короткое...

  2. Исследование систем управления (18)

    Реферат >> Менеджмент

    ... ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 5 1.1 Сущность и характеристика исследований систем управления 5 1.2 Методология исследований систем управления 10 1.3 Методы исследований систем управления 16 1.4 Планирование и организация исследования систем управления ...

  3. Исследование систем управления (14)

    Шпаргалка >> Менеджмент

    Какова роль практики в исследовании систем управления ? А) Практика характеризует эмпирическую основу исследования . Б) Практика является... ресурсов для проведения исследования Чем определяется роль показателей в исследовании систем управления ? В) Позволяют...

  4. Исследование систем управления (15)

    Реферат >> Менеджмент

    Министерство образования и науки «Исследование систем управления» Москва 2009 Содержание. 1. Понятие и сущность... функциональной структуры управления . Руководство Снабжение НИОКР Производство Заготовительное Финансовые исследования Планирование запасов...

  5. Виды исследований систем управления

    По целям выделяют практические и научно-практические исследования. Практические исследования предназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов. Научно-практические исследования ориентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников.

    По методологии проведения различают исследования эмпирического характера и опирающиеся на систему научных знаний.

    Разнообразны исследования и по использованию ресурсов, по трудоемкости, по продолжительности, по информационному обеспечению, по организации проведения. В каждом конкретном случае, исходя из поставленных целей, выбирают необходимый вид исследования.

    Исследование систем управления, как правило, состоит из семи последовательно проводимых этапов.

    На первом этапе проведения исследований анализируются проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать при решении проблем.

    Выявленная конкретная проблема, сдерживающая эффективную работу организации.

    На третьем этапе необходимо выбрать методологию проведения исследования, под которой понимается совокупность целей, методов, приемов управления при проведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений и учет традиций организации.

    На четвертом этапе анализируются ресурсы, необходимые для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресурсов необходим для успешного проведения исследования и достижения его результатов.

    Пятый этап предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей исследования.

    Шестой этап заключается в организации проведения исследований. Здесь необходимо определить порядок проведения исследований, распределить полномочия и ответственность и отразить это в регламентирующих документах, например, в должностных инструкциях. Здесь же необходимо уточнить или определить технологию подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований.

    На седьмом (завершающем) этапе следует зафиксировать и проанализировать полученные результаты. Такими результатами могут быть отдельные рекомендации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, способствующие оперативному и успешному разрешению проблемы. На этом этапе необходимо предварительно подсчитать эффективность исследований, т. е. соразмерить затраты на проведение исследований и полученные результаты.

    Любое исследование осуществляется в несколько этапов, последовательность которых можно выразить схемой, представленной на рис. 3.1.

    Рассмотрим эти этапы.

    На первом этапе необходимо выявить потребности в исследовании, проанализировать проблемы, стоящие перед конкретной системой управления, выбрать из них главную, определяющую важность и первостепенность проведения исследования. Для этого проблема должна быть четко сформулирована.

    Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства продукции) желаемому или заданному (запланированному).

    Именно в связи с отклонением от плановых (или нормативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в организациях. Но их источником может быть и изменение самих целей или нормативов. Например, если в результате анализа информации о продажах изделия руководство предприятия принимает решение о снятии его с производства и переключении на другой вид продукции, это может радикально изменить целевые установки всех подразделений, связанных с данными видами продукции. Менеджеры должны заново составить планы, найти и перераспределить ресурсы, организовать обучение персонала и т.д.

    Рис. 3.1. Этапы исследования объекта управления

    Совершенно очевидно, что введение изменений, требующих для реализации ресурсов и времени, должно быть обосновано анализом факторов, оказывающих воздействие на состояние и положение организации.

    Совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией , а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию.

    Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы (места и времени ее возникновения, сущности и содержания, границ распространения ее воздействия на работу организации или ее подразделений и ситуационные факторы, ведущие к появлению проблемы (они могут быть внешними и внутренними по отношению к организации).

    Внутренние факторы в наибольшей мере зависят от самого предприятия. К ним относят: цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ, в том числе НИОКР и т.д. Внутренние факторы влияют на систему управления и в значительной степени способствуют достижению стоящих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходимость срочного принятия мер, направленных на сохранение равновесного состояния системы.

    Например, если произошло изменение стратегического направления в развитии организации, необходимо определить, как это отразится на деятельности таких подсистем, как производство и выпуск новой продукции, управление персоналом и др. Иными словами, управляющая систем должна разработать план организационных мероприятий, направленных на достижение целей новой стратегии развития.

    Внешние факторы в меньшей мере поддаются воздействию со стороны менеджеров организации, так как формируются внешней средой, в которой работает организация. В современных условиях эта среда характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет внешних факторов при принятии управленческих решений. Внешние факторы оказывают различное влияние на работу организаций. Например, поставщики, потребители конкуренты, органы законодательного регулирования, кредиторы, другие организации и общественные институты, непосредственно связанные с той областью деятельности, которой занимается данная организация, оказывают прямое влияние на ее работу, характер возникающих проблем и их решение.

    В качестве примера можно указать на проблемы отечественных предприятий, возникшие в период разрушения прежней системы хозяйственных связей; изменились отношения между поставщиками и потребителями продукции. В ряде случаев это привело к остановкам производства, к кардинальному изменению ассортимента выпускаемой продукции, к поиску новых поставщиков. Изменение вкусов и приоритетов потребителей также вызывает множество проблем в организации, которая до этого ориентировала свое производство на удовлетворение одного вида потребностей. Надо ответить на вопросы: искать ли новые рынки сбыта; вводить ли новые виды продукции и услуг и т.д.

    Еще одна большая группа внешних факторов, практически не поддающихся управлению менеджерам организации, но оказывающих на деятельность организации косвенное (опосредованное) влияние, которое необходимо учитывать.

    К этой группе факторов относят состояние экономики страны (или региона), уровень научно-технического и социального развития, социокультурную и политическую обстановку, существенные для данной организации события в других странах и т.д.

    Например, экономическое состояние страны (региона) воздействует на работу организации через такие параметры среды, как наличие капитала и рабочей силы, уровни цен и инфляции, производительность труда, доходы покупателей, правительственная, финансовая и налоговая политика и др. Так, инфляция приводит к сокращению покупательной способности и снижает спрос на продукцию, производимую организацией.

    Повышение уровня цен на продукцию сопряженных отраслей вызывает соответствующее увеличение затрат на производство в организации, следствие - рост цен на ее продукцию, что может вызвать «отток» определенной группы потребителей. При сокращении своих доходов покупатели изменяют состав и структуру потребления, что также оказывает воздействие на спрос. Уровень научнотехнического развития в стране влияет на структуру экономики, на процессы автоматизации производства и управления, на технологию, с помощью которой производится продукция, на состав и структуру персонала организации и, что особенно важно, на конкурентоспособность продукции и технологий. Учет многочисленных и разнообразных факторов среды, выбор главных среди них и предвидение возможных изменений - сложнейшая задача, стоящая перед менеджерами.

    Анализ ситуационных факторов позволяет рассмотреть проблему в связи с вызвавшими ее событиями и изменениями во внутренней и внешней среде и начать поиск решения.

    Таким образом, определить проблему - значит установить границы системы, в пределах которой она рассматривается, уровень, на котором она должна решаться. Субъект, анализирующий ситуацию, определяет проблему в границах управляемой им системы. Однако важным для него является и представление, как система проявляет себя в системах и смежных системах и, главное, какое значение она имеет для суперсистемы, в которую данная (управляемая) система входит как элемент. Это обеспечивает увязку принимаемого решения с общими задачами и решениями вышестоящего звена управления, организацию интегрированного процесса решения данной проблемы.

    При определении проблемы возникает чисто логическая трудность выделения причин и следствий. Перед менеджером в той или иной конкретной ситуации может возникнуть несколько проблем. Очень важно установить их иерархию, т.е. определить, какая из них главная, а какие - подчиненные или производные от нее. Определение главной проблемы позволит правильно сформулировать цель решения задачи.

    Определение цели связано с ограничением направлений и средств ее достижения. Эти ограничения играют определяющую роль в выборе вариантов решения.

    По отношению к определенной системе ограничения можно разделить на общие и частные. Общие ограничения, накладываемые на функционирование данной системы, представляют собой объективные условия внешней среды или являются целями и понуждающими связями некоторой большой системы, для которой рассматриваемая система служит элементом (подсистемой). Иногда ограничения для данной системы являются проявлением нерешенных проблем в более общих системах.

    Итак, на первом этапе проведения исследований анализируются проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать при решении проблем.

    На третьем этапе необходимо выбрать методологию проведения исследования, под которой понимаем совокупность целей, методов, приемов управления при проведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений и учет традиций организации.

    На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресурсов необходим для успешного проведения исследования и достижения его результатов.

    Пятый этап предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей исследования. Подробно о методах проведения исследований будет сказано далее.

    Шестой этап заключается в организации проведения исследований. Здесь необходимо определить порядок проведения исследований, распределить полномочия и ответственность и отразить это в регламентирующих документах, например в должностных инструкциях. Здесь же необходимо уточнить или определить технологию подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований.

    На седьмом (завершающем) этапе следует зафиксировать и проанализировать полученные результаты. Такими результатами могут быть отдельные рекомендации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, способствующие оперативному и успешному разрешению проблемы. На этом этапе необходимо предварительно подсчитать эффективность исследований, т.е. соразмерить затраты на проведение исследований и полученные результаты.

    Иногда процесс исследования конкретного объекта производится в соответствии с выбранной (рекомендуемой) моделью системы управления, часто называемой эталоном. Этапы проведения исследования в соответствии с эталонной моделью представлены на рис. 3.2.

    Рис 3.2. Исследование объекта управления в соответствии с эталонной моделью