Методология философии. Методы философии

К числу главных методов в данном случае относят:

· диалектику;

· метафизику;

· догматизм;

· эклектику;

· софистику;

· герменевтику.

Рассмотрим эти методы философии более подробно.

Диалектика является методом философского исследования, при котором явления, а также вещи рассматриваются критически, гибко, очень последовательно. То есть при таком исследовании внимание обращается на все происходящие изменения. В расчет берутся те события, которые стали причиной произошедших изменений. Очень много внимания уделяется вопросу развития.

Метод философии, являющийся прямой противоположностью диалектики, называется метафизикой . При нем объекты рассматриваются:

· статично – то есть изменения, а также развитие не играют никакой роли во время проведения исследования;

· обособленно, независимо от других вещей и явлений;

· однозначно – то есть при поиске абсолютной истины внимание противоречиям не уделяется.

Методы философии включают в себя также и догматизм . Суть его сводится к восприятию окружающего мира через призму своеобразных догм. Эти догмы являются принятыми убеждениями, отступать от которых нельзя ни на шаг. Носят они абсолютный характер. Отметим. Что данный метод был присущ в первую очередь средневековой теологической философии. Сегодня практически никогда не используется.

Эклектика , входящая в методы философии, основана на произвольном соединении различных, разрозненных, совершенно не имеющих общих начал фактов, концепций, понятий, в результате которого можно придти к поверхностным, но относительно правдоподобным, кажущимся достоверными выводам. Данный метод нередко используется для создания частных идей, которые помогают менять массовое сознание. С реальностью эти идеи имеют мало общего. Ранее данный метод использовался в религии, сегодня же он очень популярен среди рекламщиков.

Метод, который основан на выведении ложных, поданных под видом истинных, новых посылок, которые по логике будут истинными, но с искаженным смыслом. Мысли, запечатленные в них, не соответствуют реальности, но выгодны лицам, пользующимся данным методом. Иначе говоря, софисты изучали способы введения человека в заблуждения во время диалога. Распространена софистика была в Древней Греции. Разбирающиеся в ней были практически непобедимы в споре.

Основные методы философии завершаются герменевтикой . Данный метод основан на правильном прочтении, а также истолковании смысла текстов. Герменевтика является наукой о понимании. Широкое распространение метод получил в западной философии.

Существуют и дополнительные методы философии. Они так же являются ее направлениями. Речь идет о материализме, идеализме, рационализме, эмпиризме.

3. Структура и содержание духовной жизни общества. Индивидуальное и общественное сознание. Ценности и идеалы

Духовная жизнь общества включает в себя идеальные явления общественной жизни, а именно общественное и индивидуальное сознание, а также те общественные институты, которые обеспечивают формирование, функционирование и развитие духовной жизни (система образования, церковь, воспитание, институты культуры, СМИ).

Социальный институт – это устойчивая форма организации какой-либо сферы жизни или вида деятельности. Социальные институты могут быть формальными либо неформальными.

Общественное сознание необходимо рассматривать с трех сторон:

1) Отношение с индивидуальным сознанием. Общественное сознание проявляется только через индивидуальное.

2) С точки зрения субъекта или носителя общественного сознания. Носители общественного сознания – большие или массовые социальные группы (национально-этнические, социально-классовые)

Структура общественного сознания:

1) Его уровни (уровни отражают способ выражения идей)

2) Формы общественного сознания (отражает сферу общественной жизни)

Уровни общественного сознания:

1) Теоретическое сознание (виды: наука и идеология). Идеология – система идей и взглядов, которая отражает социальное положение и интересы индивидов и групп и выражает их цели и устремления в политике, экономике, культуре. Идеологию создают представители интеллигенции и выдающиеся политики.

2) Обыденное сознание. Выражается в форме массового сознания, общественного мнения, чувств, эмоций и настроений. Существенным элементом общественного сознания является менталитет.

1) Политическое сознание (политическая психология и идеология)

2) Правосознание (идеология и общественная психология)

3) Мораль (психологический уровень)

4) Религия (религиозная идеология и психология)

5) Философия (научная форма)

6) Экономическое сознание (психология)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22

Основные методы философии

На протяжении всей истории существования философии велись споры о том, как, каким путем постигать истину, т.е. решался вопрос о выборе метода познания мира и человека. В результате на разных этапах развития философии сформировались следующие методы:

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично, (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознаётся их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинных посылок (суждений) новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо иной, выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью не получение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как приём ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространён в западной философии.

Более подробно о методах познания речь пойдет в специальной лекции.

Функции философии

Функции философии – это основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи и назначение.

Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного потенциала в реальную действительность. Всё многообразие функций философии можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и задач.

По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы – мировоззренческие функции и методологические функции , которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность.

Мировоззренческие функции проявляются в процессе формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире.

Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Часто, когда речь идёт о мировоззрении, на первый план выдвигается его характеристика как обобщённой системы идей и взглядов на мир, человека, на его место в мире и т.д.

Среди мировоззренческой функции следует отметить такие ее подфункции, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.

1. гуманистическая подфункция – одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.

2. информационно-отражательная подфункция предназначена для организации всеобщего субстанционального основания, в котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.

3. идеологическая подфункция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком направлении, которое ведёт к достижению поставленных целей, к решению проблем.

4. социально-нравственная подфункция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.

5. художественно-эстетическая подфункция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием гармоничного единства и красоты.

6. аксиологическая (ценностная) подфункция (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть»ситом», через которое пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало Средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – XX вв. и др.).

7. практическая подфункция – связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

8. социальная подфункция – объясняет общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрывает противоречия, указывает пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

9. культурно -транслирующая функция – связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.

10. воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.



Методологические функции проявляются в организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод – это особая форма знания о способах организации средств деятельности по целенаправленному преобразованию вещей и объектов окружающего мира. Метод всегда проявляется тогда, когда надо организовать деятельность, чтобы достигнуть поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на какой-то метод.

Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания.

Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключаю в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия, об отношении человека к миру и к себе.

Какие же методологические основания философия открывает для деятельности человека. В широком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет её мировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности тоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение составляет неотъемлемую часть любой методологии.

Прежде всего здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие, как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.

1. логическая подфункция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении.

2. эвристическая подфункция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия.

3. селективная подфункция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношении в процессе деятельности.

4. интеграционная подфункция направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом. Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом.

5. прогностическая подфункция – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человек, природы и общества.

6. критическая подфункция , роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Философия выполняет ряд познавательных функций , родственных функциям науки . Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации её результатов.

Философия объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что все функции философии раскрывают богатство и многообразие её возможностей в познании мира.

Контрольные вопросы

1. Как вы ответите на вопрос «Что такое философия?».

2. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение?

3. Всякое ли мировоззрение является философией?

4. Назовите уровни отражения действительности.

5. Что является предметом философии?

6. С постановки каких вопросов начинается философия?

7. Объясните, в чём заключается философский метод.

8. Назовите функции философии и объясните, как они связаны.

9. В чём состоит методологическая функция философии?

10. Как соотносятся между собой философия и наука?

11. Каково соотношение знания и веры?

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

Нередко философские системы (и соответственно и их методы) сочетались и "переплетались" между собой в разных "пропорциях". Так, диалектический метод у Гегеля был соединен с идеализмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) - с материализмом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой, и т.д.

Философские методы - это не "свод" жестко фиксированных регулятивов, а система "мягких" принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных) "этажах" абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Опыт показывает, что "чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования".

Но это не означает, что философские методы вовсе не нужны. Как свидетельствует история познания, ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки (механицизм-витализм, эмпиризм-априоризм) с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта.

Все возрастающую роль в современном научном познании играет диалектико-материалистическая методология. Она реально функционирует не в виде жесткой и однозначной совокупности норм, "рецептов" и приемов, а в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности, в том числе мышления в его целостности.

Поэтому важная задача диалектико-материалистической методологии состоит в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы максимально адекватны всеобщим законам существования самой объективной действительности. Однако каждая такая форма не есть зеркальное отражение последней, и она не превращается автоматически в методологический принцип.

Чтобы стать им, всеобщие диалектические положения должны принять форму нормативных требований, своеобразных предписаний, которые (в сочетании с регулятивами других уровней) определяют способ действия субъекта в познании и изменении реального мира. Объективная детерминированность диалектико-логических принципов, как и вообще всех социальных норм, служит основанием для последующего субъективного использования их в качестве средства познания и практического овладения действительностью.

Диалектический метод нельзя, разумеется, сводить к универсальным логическим схемам с заранее отмеренными и гарантированными ходами мысли. Однако ученых интересуют, строго говоря, не сами по себе категории "развитие", "противоречие", "причинность" и т.п., а сформулированные на их основе регулятивные принципы. При этом они хотят четко знать, как последние могут помочь в реальном научном исследования, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответствующей предметной области и познанию истины. Вот почему все еще приходится слышать от ученых призывы к созданию прикладной философии - своеобразного моста между всеобщими диалектическими принципами и методологическим опытом решения конкретных задач в той или иной науке.

Проиллюстрируем сказанное на примере некоторых важнейших принципов диалектического метода:

1. Объективность - философский, диалектический принцип, основанный на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах. Основное содержание данного принципа можно представить в виде следующих требований:

Исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии;

Осознать и реализовать активную роль субъекта познания и действия;

Исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий;

Выявить внутреннее единство (субстанцию) предмета как глубинную основу всех его формообразований;

Умело выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее;

Рассмотреть предмет в соответствующем социокультурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентаций;

Подходить ко всем процессам и явлениям конструктивно-критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета.

2. Всесторонность - философский, диалектический принцип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности. Включает в себя следующие основные требования:

Вычленение предмета исследования и проведение его границ;

Его целостное "многоаспектное" рассмотрение;

Изучение в чистом виде каждой из сторон предмета;

Осуществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон;

Вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства.

Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом системности.

3. Конкретное (конкретность) (от лат. concretus - сгущенный) - философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). На основе этой категории развертывается диалектический принцип конкретности, включающий ряд требований:

. "вывести" данное явление из его субстанционального признака (главной, существенной стороны) и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое;

Проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях;

Учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета;

Выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного;

Рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.

4. Историзм - философский, диалектический принцип, являющийся методологическим выражением саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов) как прошлое, настоящее и будущее. Данный принцип включает в себя следующие основные требования:

Изучение настоящего, современного состояния предмета исследования;

Реконструкция прошлого - рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения;

Предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

5. Противоречия принцип - диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей и сводящийся к следующим основным требованиям:

Выявление предметного противоречия;

Всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия;

Исследование другой противоположности;

Рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них;

Определение места противоречия в системе других противоречий предмета;

Прослеживание этапов развития данного противоречия;

Анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результате его развертывания и обострения.

Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых "логических" противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.

При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны многочисленные искажения их требований, а значит, отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений. Это, в частности, объективизм и субъективизм (в многообразных своих формах); односторонность или субъективистское объединение случайно "вырванных" сторон предмета; игнорирование его сущности или подмена ее второстепенными, несущественными моментами; абстрактный подход к предмету без учета определенных условий места, времени и других обстоятельств; некритическое его рассмотрение; модернизация или архаизация прошлого; отождествление (смешение) предпосылок возникновения предмета с ним самим; понимание разрешения противоречия как "нейтрализации" его сторон и ряд других.

Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования.

1. Диалектика

2. Метафизика

3. Догматизм

4. Эклектика

5. Софистика

6. Герменевтика

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер. Данный метод присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика использовалась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений. Часто использовалась в Древней Греции и имела целью не получение истины, а получение победы в споре, использовалась как прием в ораторском искусстве.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

1. Мировоззренческая

2. Методологическая

3. Мыслительно-теоретическая

4. Гносеологическая

5. Критическая

6. Аксеологическая

7. Социальная

8. Воспитательно- гуманитарная

9. Прогностическая

10. Общекультурная

11. Практическая

Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая – заключается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

Гносеологическая – познавательная.

Критическая – учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача: разрушение догм, увеличение достоверности знания.

Аксеологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

Социальная – пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

Воспитательно-гуманитарная – состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали.

Прогностическая – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.

Общекультурная – эту функцию философия выполняла с момента своего зарождения, философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.

Практическая – теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым, подтверждая правильность теоретических суждений.

Философские методы

Как мы отмечали в начале параграфа, философские методы относят к универсальным, общенаучным методам. Однако данное утверждение не совсем корректно. Философские методы решают первую методологическую проблему – онтологическую и гносеологическую – и представляют собой свод регулятивов исследования на "верхнем этаже" абстрагирования, в самой общей форме. В то же время каждая философская концепция имеет свой свод регулятивов. Современная философия представляет значительное количество подобных концепций-регулятивов: диалектика и метафизика, идеализм и материализм, позитивизм, физикализм, феноменология, прагматизм и т.д. Таким образом, настаивать на тезисе об общенаучности и, тем более, универсальности философских методов представляется не совсем корректным. По всей видимости, следует говорить о необходимости, обязательности мировоззренческой позиции исследователя, которая для большинства наук является отправной точкой исследования.

Одними из самых древних и потому самых известных философских методов являются диалектический и метафизический метод. Поясним методологическую роль философских методов на их примере.

Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу, спор) как метод познания основан на учении Гераклита, доказывающего, что в окружающем мире "все течет, все изменяется". Наиболее полное развитие диалектический метод получил в творчестве Гегеля. Мир, по гегелевской диалектике, это беспрерывное движение, изменение, развитие бытия, "единство и борьба противоположностей", "отрицание отрицания" и т.д. Отсюда и онтологическая установка методов познания, предполагающая анализ всевозможных точек зрения на исследуемый предмет, а также на развитие этих методов.

Термин "метафизика" (буквально "то, что следует после физики") был введен в I в. до н.э. комментатором философского наследия Аристотеля А. Родосским. Труды Аристотеля, посвященные общим вопросам бытия и познания, он расположил после физики и соответственно назвал "метафизикой". В современном научном обществе термин "метафизика" употребляется как антипод диалектики. Метафизическим подходом обычно называют метод познания, в основу которого кладутся рефлексии, т.е. знания, представляющие мнения самого исследователя, абсолютизируемые им. В этом смысле, когда хотят подчеркнуть односторонность метода, его называют метафизическим.

Как видно из приведенных примеров, философские методы определяют мировоззренческие принципы дисциплинарных методов. Они определяют мировоззрение человека, его миропонимание и в этом смысле являются отправной точной в исследованиях. Конечно, применение данных методов зависит от глубины анализа и уровня обобщения предмета и объекта исследования. Например, в кулинарии можно прекрасно обойтись без философских методов. Но, если подняться до обобщений "что такое человек", "что такое еда для человека" и т.п., то онтологические принципы позволят совершить подлинные открытия в приготовлении блюд. Тогда еду можно рассматривать как лекарство, как эстетическое удовольствие и т.д., что предполагает проведение исследований молекулярного строения продуктов питания, биохимических и биофизических особенностей приготовления блюд и т.д., т.е. предполагает переход на новый уровень глубины анализа и обобщения.

Качественные и количественные методы

Качественные и количественные методы используются в основном на лингвистическом уровне исследования. Здесь научные методы классифицируют согласно тому, какие способы, системы обоснования (качественные или количественные) используются в рассмотрении той или иной проблемы.

Качественный метод предполагает вербальное описание объекта исследования и его признаков, а также отношений между признаками. То есть формулирование понятия об объекте и предмете исследования производится словами с помощью процедур описания, характеристики и сравнения. Словами же происходит описание отношений между признаками в виде законов, выводов и т.п. с использованием процедур объяснения: индукции, дедукции, интерпретации и др. Поэтому на лингвистическом уровне все логические методы познания, особенно в гуманитарных науках, имеют качественный характер, при этом главной целью является достижение понимания существенных признаков объекта, а также необходимая логическая (рациональная) их интерпретация для получения правильных выводов.

Однако даже в гуманитарных науках, а в экономике тем более, имеется возможность и необходимость выразить признаки и зависимости между ними, и как следствие – выводы в цифровом виде. Так, например, нас вряд ли устроит словесное описание качественных признаков экономического развития страны, наподобие того, что построено больше домов, или люди стали жить лучше. Необходимо выразить это улучшение в конкретных цифрах. В этих случаях используются количественные методы.

Количественный метод базируется на использовании измеряемых величин, как правило, выраженных в виде чисел. Его основу составляет процедура измерения. Суть же метода состоит в том, что, имея в голове образ объекта, исследователь связывает его существенные признаки между собой в виде формул, выражающих отношения между ними. То есть на языке символов (как правило, математических) строится формализованная модель отношений признаков, выделенных в процессе качественного анализа. Подставляя в разработанную модель численные значения признаков, исследователь получает результаты в "оцифрованном" виде. Так, зная формулы расчета валового внутреннего продукта и национального дохода, имея статистические данные для этого расчета, мы можем оценить темпы роста, прироста и т.д. И уже на этом количественном основании охарактеризовать динамику экономического развития.

В статистике и математике разработано много количественных методов: математическая статистика, линейное и нелинейное программирование, математический анализ, теория вероятностей и т.д. В экономической науке соединение количественных методов статистики и математики привело к появлению отдельной отрасли знаний – эконометрики.