Методы утилизации отходов на железной дороге. Экологическая безопасность. Процедура установки программы

Вопрос утилизации и переработки отходов железнодорожного транспорта на данный момент является острейшим в транспортной отрасли. Но наиболее важным из этой области является переработка шпал. Чтобы предотвратить гниение, их пропитывают антисептиками, создавая экологически опасные материалы. Ежегодно из 200 миллионов деревянных шпал примерно 14 миллионов изнашиваются и требуют замены. Шпалы, которые отслужили свой срок должны быть захоронены на специальных полигонах для промышленных отходов. Но с каждым годом места на полигонах всё меньше и меньше и в настоящее время, в связи с переполненностью данных полигонов использованные деревянные шпалы складируют в местах, не предназначенных для этого. Такой метод не только не дешево обходится их владельцам, но и негативно влияет на экологию. Поэтому сегодня проблема утилизации шпал имеет большое значение для железнодорожной промышленности. Есть три способа переработки шпал:

Первый метод - это сжигание. Сжигание - это самый распространенный способ утилизации деревянных шпал. Недостатком этого метода является то, что все шпалы пропитаны специальным веществом - креозотом, и шпалы, пропитанные данным веществом при сжигании выделяют большое количество токсичных веществ, таких как фенолы, фенантрены, ацетон, бутанол, которые попадают в окружающую среду. Эти вещества неблагоприятно сказываются не только на окружающей среде, но и на человеке –они способствуют появлению и развитию онкологических заболеваний.

Способ метод - это применение отработанных шпал, в качестве строительного материала. Но и этот способ не экологичен и вреден для здоровья, благодаря всё тому же креозоту.

Способ третий - это переработка шпал в древесный уголь. Эта технология предполагает нейтрализацию соединения креозота с помощью

химических реагентов. И только после того, как вредные соединения нейтрализованы, можно начать непосредственно переработку древесины. Этот метод с одной стороны очень хорош, но с другой стороны, не каждое предприятие сможет себе его позволить. Поэтому данная технология не столь распространена, как хотелось бы.

Как говорилось выше, из 200 миллионов деревянных шпал каждый год меняют около 14 миллионов. Замена и установка деревянных шпал, которые в среднем эксплуатируются около семи лет, обходятся примерно в миллиард долларов. С 1994 года Американские компании разрабатывают технологии использования утилизированных пластмасс в железнодорожных шпалах. На одну железнодорожную шпалу необходимо примерно 75 кг. Пластмассы, а это около 1200 бутылок, таким образом, решается еще одна проблема -

проблема утилизации пластмасс. В США проводились испытания пластмассовых шпал - проводили испытания поездов на протяжение 24 часов. На этом участке установлено 25 шпал, и эти шпалы не имеют признаков деградации. Пластмассовые шпалы уже используются в мире. Например, в Японии используют шпалы из композитных материалов - пенополиуретана со стекловолокном. Применение стекловолокна уменьшает шум во время проезда поездов.

(Рис. Место сбора отработанных шпал)

Защита от шума и вибрации.

Шум, инфразвуки, ультразвук по своей физической сущности являются акустическими колебаниями, то есть волнообразно распространяющимися колебаниями плотности упругих сред, в том числе воздуха. Ухо человека может воспринимать и анализировать звуки в широком диапазоне

частот и интенсивностей. Границы частотного восприятия существенно зависят от возраста человека и состояния органа слуха. Болевым порогом принято считать звук интенсивностью 140 Дб. Среди многочисленных проявлений неблагоприятного воздействия шума на организм

можно выделить снижение разборчивости речи. Неприятные ощущения, развитие утомления, снижение производительности труда и, наконец, появление шумовой патологии. Среди многообразных проявлений шумовой патологии ведущим клиническим признаком является медленно прогрессирующее снижение слуха.

Наиболее эффективным средством является борьба с шумом в источнике его возникновения. Шум механизмов возникает вследствие упругих колебаний как всего механизма, так и отдельных его деталей. Для уменьшения механического шума на железнодорожном транспорте и

производстве необходимо своевременно проводить ремонт оборудования, заменять ударные процессы на безударные, шире использовать принудительное смазывание трущихся поверхностей, применять балансировку вращающихся частей. Значительное снижение шума

достигается при замене подшипников качения на подшипники скольжения, зубчатых и цепных передач клиноременными и зубчато ременными передачами, металлических деталей деталями из пластмасс.

Снижения аэродинамического шума можно добиться уменьшением скорости газового потока, улучшением аэродинамики конструкции, звукоизоляции и установки глушителей. Электромагнитные шумы снижают конструктивными изменениями в электровозах. Широкое распространение получили методы снижения шума на пути его распространения посредством установки звукоизолирующих и звукопоглощающих преград в виде экранов,

перегородок, кабин и др. Длительное воздействие вибрации высоких уровней на организм человека приводит к развитию преждевременного утомления, росту заболеваемости. Снижение неблагоприятного действия вибрации ручных механизированных инструментов на оператора достигается путем технических решений:

· уменьшением интенсивности вибрации непосредственно в источнике (за счет конструктивных усовершенствований),

· средствами внешней виброзащиты, которые представляют собой упругодемпфирующие материалы и устройства, размещенные между источником вибрации и руками человека - оператора.

Для снижения шума планируется переход к бесстыковым рельсам с установкой резиновых прокладок между рельсами и шпалами, а также применение новых конструктивных решений элементов подвижного состава, предусматривающих снижение шума и вибрации от отдельных частей составов – компрессоров, воздуходувок, тормозных колодок, вентиляторов. Кроме того, предполагается использование новых типов поездов.

В полосе отвода железных дорог при их прохождении вдоль территории малоэтажной застройки предполагается строительство придорожных шумозащитных экранов либо объектов нежилого назначения. Высота экрана должна составить 3-6 м. Акустическая эффективность составит 10-12 дБа.

Для снижения шума сортировочных станций и грузовых дворов должны

использоваться специальные технические устройства и технологические приемы, механизмы и оборудование, специальные материалы, позволяющие снизить шум от сортировки вагонов и погрузочно-разгрузочных работ.

Ионизирующим излучением называют потоки корпускул (элементарных частиц) и потоки фотонов (квантов электромагнитного поля), которые при движении через вещество ионизируют его атомы и молекулы.

Обеспечение радиационной безопасности требует комплекса многообразных

защитных мероприятий, зависящих от конкретных условий работы с источниками ионизирующих излучений, а также от типа источника.

Защита временем основана на сокращении времени работы с источником, что

позволяет уменьшить дозы облучения персонала. Этот принцип особенно часто применяется при непосредственной работе персонала с малыми радиоактивностями. Защита расстоянием – достаточно простой и надежный способ защиты. Это связано со способностью излучения терять свою энергию во взаимодействиях с веществом: чем больше расстояние от источника, тем больше процессов взаимодействия излучения с атомами и молекулами, что в конечном итоге приводит к снижению дозы облучения

персонала. Защита экранами – наиболее эффективный способ защиты от излучений. В зависимости от вида ионизирующих излучений для изготовления экранов применяют различные материалы, а их толщина определяется мощностью и излучением.

Из письма следует, что Кобзев провел совещание с представителями ОЦВ и структурных подразделений РЖД, на котором были проработаны вопросы существующих способов погрузки-выгрузки и перевозки ТКО, рассмотрены возможные площадки станций московской железной дороги для размещения мусороперегрузочных комплексов, определены требования, предъявляемые к местам временного накопления отходов, потенциальная клиентская база и перспективные объемы мусора, которые могут быть привечены к перевозке железнодорожным транспортом.

Представитель РЖД подтвердил РБК, что совместно с Минприроды, властями регионов и компаниями — операторами по сбору и утилизации отходов РЖД ведут проработку проекта по вывозу мусора из крупных городов на полигоны в отдаленных регионах страны по железной дороге. По его словам, потенциальный объем вывоза отходов составляет до 3 млн т из Москвы и до 2 млн т из Санкт-Петербурга. Рассматривается вариант перевозки отходов в опломбированных герметичных универсальных контейнерах. Окончательные условия транспортировки станут известны после определения конкретных точек погрузки и захоронения отходов, добавил он.

Мусорный полигон в Московской области (Фото: Сергей Бобылев / ТАСС)

В ОЦВ пока не ответили на запрос РБК. ​​

Инициатива РЖД обсуждалась на встрече с московскими операторами по вывозу мусора, сказал РБК представитель одного из операторов на условиях анонимности. По его словам, на презентации проекта представители РЖД пытались обосновать преимущества вывоза ТКО по железной дороге по сравнению с автоперевозками: большие объемы, точный график, экологичность, сопоставимые затраты. У РБК есть копия этой презентации, но размер затрат в ней не указывается.

Собеседник РБК сказал, что на узловых грузовых станциях будут размещены мусоросортировочные комплексы, куда отходы будут свозиться с разных районов города, прессоваться и в вагонах вывозиться в другие регионы, в основном Центрального федерального округа. Уже отобрано 25 таких площадок, рассказал он, отметив, что «энтузиазма у мусоровывозящих компаний инициатива не вызвала». «По замыслу РЖД операторы должны за свой счет построить всю инфраструктуру на этих площадках, при этом платить за перевозку отходов больше, да еще потерять в маневренности», — поясняет он.

20% мусора из Москвы

По данным министерства экологии Московской области, из 55-60 млн т всех твердых бытовых отходов (в их число входят ТКО), образующихся в России за год, пятая часть (11,7 млн т) приходится на столичный регион (3,8 млн т — Московская область, 7,9 млн т — Москва). При этом за МКАД из Москвы вывозится 6,6 млн т бытовых отходов. Таким образом, в Подмосковье оседает более 10 млн т мусора.

С 2013 года в Московской области закрыты 24 из 39 мусорных полигонов, в том числе четыре — в 2017 году после президенту Владимиру Путину в ходе прямой линии в июне 2017 года. Это спровоцировало коллапс в некоторых районах Подмосковья. Лишившись возможности пользоваться услугами свалок, мусоровозы скидывали отходы в канавы и леса или не вывозили мусор из населенных пунктов. В 2018 году в Московской области должны быть закрыты еще четыре полигона.

Сейчас 85% московского мусора захоранивается на полигонах, 14,5% вывозится на два работающих мусоросжигательных завода, оставшиеся 0,5% выделяются при сортировке и как вторичное сырье используется при дальнейшей переработке, рассказал РБК вице-президент Федеральной палаты энергоэффективности и энергобезопасности Юрий Тихоненко.

После того как подмосковные чиновники решили закрыть большинство свалок, Москва была вынуждена искать места для захоронения мусора. По словам представителя департамента ЖКХ Москвы, московские компании — операторы по вывозу мусора просили у властей Подмосковья землю под полигоны, но им не дали ни одного участка. «В Московской области не дали ни одного участка, наши операторы ищут участки в других регионах и делают это успешно», — говорил чиновник на заседании комиссии по экологии Общественной палаты России.


Железнодорожный транспорт - отрасль, где образуется достаточно большое количество отходов, в том числе и опасных. Отходы являются результатом технологических процессов производства, процессов выделения осадков при очистке производственных сточных вод и др. Отходы железнодорожного транспорта могут содержать нефтепродукты, токсичные химические соединения, органические соединения, тяжелые металлы, отработавшие люминесцентные лампы электрического освещения, отходы лаков и красок, загрязненные маслами и смазками ветошь и грунт с территорий предприятий. К наиболее опасным относятся шламы из очистных сооружений гальванических участков, отходы из химчисток рабочей одежды, плавающие нефтепродукты и нефтешламы.
В локомотивных и вагонных депо отходы образуются в процессах ремонта и обслуживания подвижного состава: при механической и термической обработке металлических и полимерных изделий, нанесении лакокрасочных и гальванических покрытий, при сварке и наплавке, в смазочных операциях, на аккумуляторных участках и пр. На шпалопропиточных заводах (на участках пропитки шпал) токсичные отходы связаны с применением масляных антисептиков. На предприятиях по производству консистентных смазок и регенерации масел токсичные отходы образуются на всех этапах производственного процесса. Они появляются и на участках по нанесению полимерных защитных и декоративных покрытий на детали пассажирских вагонов при их ремонте. На объектах грузовой работы токсичные отходы образуются от пыления цемента, удобрений, извести и других химических грузов в процессе проведении погрузочно-разгрузочных работ. Опасные отходы как осадки сточных вод образуются при мойке и санитарной обработке вагонного парка после перевозки скота, мяса, рыбы, сельхозпродукции, подверженной гниению или содержащей нитраты, лекарств и химических грузов.
В планах отрасли предусматривается сокращение объемов образования отходов в ходе технологических процессов, увеличение их использования на предприятиях для производства продукции и выполнения различных видов работ.
Железнодорожный транспорт, как и большинство других отраслей, пока не в состоянии переработать все собственные отходы. Большая часть образующихся на предприятиях отрасли отходов вывозится на санкционированные полигоны и свалки, частично сжигаются, частично регенерируются (старая смазка, нефтепродукты) или утилизируются (отработавшие люминесцентные лампы, древесные отходы). Однако сохраняется тенденция накапливания части отходов на территориях предприятий.
  1. Основные принципы обращения с отходами и требования экологической безопасности
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
  • охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
  • научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;
  • использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий и комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
  • использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства или потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
На обращение с отходами затрачиваются огромные средства. Отходы приходится транспортировать, хранить, утилизировать, перерабатывать, уничтожать и т.д. Все это дорогостоящие операции.
Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» определяют основные требования по охране здоровья человека и охране окружающей среды в процессах обращения с отходами.
«Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации» (Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
Законодательство запрещает:
  • сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
  • размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов;
  • ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.
Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности (см. п. 4.6.4). На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляют на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с ними.

Еще по теме Проблемы отходов на железнодорожном транспорте:

  1. Проблемы природопользования на железнодорожном транспорте
  2. Основы безопасности работников железнодорожного транспорта при нахождении на железнодорожных путях Движущийся железнодорожный подвижной состав
  3. 3.4. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ.ВЛАДЕНИЕ, ПОЛЬЗОВАНИЕ И РАСПОРЯЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Любая железная дорога представляет собой отчужденную у природной среды полосу, искусственно приспособленную к движению поездов с заданными техническими показателями. Для экологической системы ландшафта железная дорога является чужеродным элементом. На долю железнодорожного транспорта приходится 80% грузооборота и 40% пассажирооборота транспорта общего пользования Р.Ф. В связи с чем потребляется большое количество природных ресурсов и большое количество загрязняющих веществ выбрасывается в биосферу. Однако загрязнение окружающей среды железнодорожным транспортом меньше чем автомобильным, что объясняется следующими причинами:
- низким расходом топлива на единицу транспортной работы;
- широким применением электрической тяги (в этом случае выбросы загрязняющих веществ в биосферу отсутствуют);
- меньшим отчуждением земель под железные дороги по сравнению с автодорогами.
Но не смотря на перечисленное влияние железнодорожного транспорта на экологическую обстановку весьма ощутимо. Оно проявляется, прежде всего, загрязнением воздушной среды, водной и земель при строительстве и эксплуатации железных дорог. Протяженность железных дорог составляет 158 тысяч километров. Не смотря на то, что железнодорожный транспорт, в сравнении с автомобильным оказывает меньшее влияние, его доля в загрязнении окружающей, природной среды остается высокой. Это происходит в результате выброса вредных веществ, как подвижного состава, так и многочисленных производственных и подсобных предприятий, обслуживающих перевозочный процесс. По - мимо того, что железнодорожный транспорт загрязняет окружающую природную среду, происходят шумовые и тепловые выбросы. Главной задачей проектировщиков является поиск путей согласования технических решений с природными факторами. Необходимо чтобы строительство дороги не ухудшало качество среды обитания, воздействуя на неё.


    Проблемы отходов на железнодорожном транспорте.
Источники загрязнения атмосферного воздуха .
На железнодорожном транспорте источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты производственных предприятий и подвижного состава. Они подразделяются на стационарные и передвижные. Из стационарных источников наибольший вред окружающей среде наносят котельные, в зависимости от применяемого топлива при его сгорании выделяются различные количества вредных веществ. При сжигании твёрдого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа. Мазуты при сгорании в котельных агрегатах выделяют с дымовыми газами, оксиды серы, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания ванадия.
Приготовление в депо сухого песка для локомотивов, его транспортировка и загрузка в тепловозы сопровождается выделением пыли и газообразных веществ. При использовании растворителей, шпатлёвок, грунтовок, лаков, эмалей, поступающие в воздух пары содержат ацетон, бензол, ксилол, бутиловый спирт, толуол, уайт-спирит, формальдегид в концентрации от 10до 150 мг/м3. При обмывке подвижного состава в воздух выделятся пыль до 1,5-20 мг/м 3 , карбоната натрия – до 1,0-5,0 мг/м 3 .
Путевая техника, тепловозы при сжигании топлива с выхлопными газами выделяют (оксид серы, углерода, азота, альдегиды).
Источники загрязнения водных объектов.
Вода на железнодорожном транспорте, используется во многих технологических процессах. В целях экономии этого ресурса, разработаны нормы потребления и отведения воды. После использования на предприятиях, вода переходит в разряд производственных сточных вод. Многие вещества загрязняющие стоки предприятий, токсичны для окружающей среды. Состав и количество стоков зависят от характера технологических процессов предприятий. Производственные сточные воды локомотивного депо образуются в процессе наружной обмывки подвижного состава, при промывке узлов деталей, аккумуляторов, мытье смотровых канав, стирке спецодежды. Сточные воды в основном содержат взвешенные частицы, нефтепродукты, бактериальные загрязнения, кислоты, щёлочи, поверхностно- активные вещества (ПАВ).


Источники шума и вибрации
    Основными источниками шума на железной дороге, являются движущиеся поезда, путевые машины, производственное оборудование. Интенсивное движение поездов в черте жилой застройки, заметно ухудшает акустический климат населенных пунктов. Источниками интенсивного шума являются локомотивные, вагонные депо. Источниками вибраций на железной дороге являются такие процессы как укладка бетонных смесей, производство крупнопанельных конструкций. А так же движущиеся поезда, которые вызывают механические вибрации. Так при следовании поезда через мост вибрации передаются через его основание, реку и рядом находящиеся объекты.
Источники загрязнения территорий предприятий .
Наиболее распространёнными загрязнителями территорий предприятий железнодорожной отрасли является нефть, нефтепродукты, мазут, топливо, смазочные материалы. Причиной загрязнения железнодорожных путей нефтепродуктами является утечка их из цистерн, неисправных котлов, при заправке колесных букс. Количество загрязнений колеблется от 5 до 20 граммов на 1килограмм грунта. Предприятия железнодорожного транспорта занимают территории от 2 до 50 гектаров (локомотивные и вагонные депо – 4 – 5 га, территории промывочных станций, железнодорожные станции, пункты подготовки пассажирских вагонов, шлакопропиточные заводы – 12 га). Загрязнение территорий отрицательно сказывается на состоянии окружающей природной среды.
Источники ионизирующего излучения.
Ионизирующие излучения представляют собой потоки частиц и квантов электромагнитного излучения, прохождение которых через вещество приводит к ионизации и возбуждению его атомов и молекул.
На железнодорожном транспорте источником ионизирующего излучения является перевозки радиоактивных грузов, материалов, например, гранита.
Различают?, ?, ? излучение.
Уровень радиации по действующему стандарту считается безопасным, когда человек за год получает до 170мбэр. В результате облучения у человека замедляется рост, снижается сопротивляемость к инфекциям и ослабляется иммунитет организма. Радиационное поражение генов сказывается на последующих поколениях, вызывая глубокие процессы перерождения организма (физическое и умственное нарушения).
Очистка сточных вод предприятий железнодорожного транспорта.
Производственные сточные воды железнодорожных предприятий представляют собой сложные системы, содержащие органические и минеральные вещества, состав которых определяется характером техногенных процессов.
Очистка сточных вод предприятий железнодорожного транспорта осуществляется механическими, химическими, физико-химическими, биологическими и другими методами. Для предварительной очитки сточные воды пропускают через решетки, затем отстойники для осаждения из сточных вод примесей в песколовках, отстойниках, гидроциклонах и осветителях. Песколовки применяют для предварительного выделения минеральных и органических загрязнений. Эффективность отстаивания достигает 60%. Для очистки сточных вод от основной массы нефтепродуктов применяются нефтеловушки. Всплывающую нефть собирают поворотными трубами, а твердый осадок удаляют через донный клапан. Для выделения из сточных вод жидких веществ, применяется фильтрование с сетчатыми элементами. Для механической отчистки сточных вод от нефтепродуктов применяются гидроциклоны и центрифуги. Гидроциклоны применяются взамен песколовок или отстойников при недостатке площади их размещения. Сущность биологической очистки заключаются в окислении органических загрязнителей микроорганизмами.



Защита от шума и вибраций .

Работники железнодорожного транспорта при выполнении служебных обязанностей постоянно подвергаются воздействию интенсивного шума, который помимо вредного действия маскирует информационные звуковые сигналы. Это затрудняет восприятие подаваемых подвижным составом сигналов и сообщений диспетчера и повышает опасность производственного процесса. Поэтому снижение шума является одной из задач охраны труда и окружающей среды.
Источником шума на локомотиве является система «колесо – рельс», вентиляторы, система охлаждения, компрессор. Самым эффективным средством борьбы является применение глушителей. Для этих целей используют огнестойкие и звукопоглощающие материалы. При распространении шума от железной дороги на территории города следует предусматривать специальные градостроительные меры: в зоне примыкающей к железной дороге следует располагать здания, сооружения с ненормированным шумовым режимом – гаражи, автостоянки, склады, далее учреждения бытового обследования. В зоне удаленной от железной дороги располагаются больницы, места отдыха.

Утилизация отходов.

Утилизация - употребление отходов с пользой. Этот процесс представляет собой совокупность технологических операций, в результате которых из отходов производится один или несколько видов продукций или используется для получения тепла и энергии.
На железнодорожном транспорте значительная часть образующихся отходов содержит нефтепродукты. Они могут быть горючие и негорючие, жидкие, пастообразные, твердые.
Наиболее эффективным является процесс пиролиза. В этом случае получается около 50% порошкообразного продукта, практически не содержащего нефтепродукты. Выход газообразных продуктов достигает 10%, что позволяет использовать их в качестве топлива, твердый конденсат так же используется в качестве топлива. Наибольшим удельным весом среди производственных отходов обладает шлаки, зола. Шлаковые отходы являются ценным сырьем для промышленного и дорожного строительства.
Кустовой шлак используют как наполнитель бетона, искусственных заполнителей, добавки в производстве кирпича.