Мифологическая энциклопедия: Растения в мифологии: Омела белая Viscum album. Омела, омела белая (Mistletoe)

Итак, что такое омела? Это вечнозеленый кустарничек высотой до 60 см, относящийся к семейству ремнецветниковых. Ветка омелы покрыта желто-зеленой корой. В узлах она утолщена, голая. Листья бледно-зеленые, кожистые, супротивные, продолговато-овальные, находятся на концах побегов парами. Цветки раздельнополые, оттенок желтый или желто-зеленый, находятся в развилках ветвей по 5-6 шт. Цветут весной. Плод - ягода, созревает в конце лета.

Распространение

Омела произрастает на Дальнем Востоке, в южной части России, на Кавказе, в Крыму. Она растет как на лиственных породах (клен, дуб, липа, тополь, береза), так и на плодовых деревьях (яблоня, груша).

Заготовка

Молодая ветка омелы заготавливается вместе с листиками. Их запасают осенью, после чего сушат в теплом месте, разостлав тонким слоем, а также можно в сушилках при 40-50 ºС. Сырье хранится 12 месяцев без доступа воздуха.

Химический состав

Листья растения содержат вискотоксин, висцерин, спирты, вискол, кислоты (урсуловую и олеаноловую), холин, алкалоиды, жирное масло, смолистые вещества, каротин и аскорбиновую кислоту.

В ягодах содержится масло, включающее в свой состав олеиновую, пальмитиновую, линолевую кислоты, каучук, витамин С, каротин и смолистые вещества.

Омела: лечебные свойства

Препараты на основе этого растения оказывают гипотензивное, а также успокаивающее действие, кроме того, улучшают сердечную деятельность. Еще омела обладает мочегонными, противовоспалительными, обезболивающими, вяжущими, кровоостанавливающими свойствами.

Использование в народной медицине

Омела, лечебные свойства которой подробно описаны в этой статье, активно используется целителями уже много лет. Традиционная медицина настой травы омелы применяет при гипертонической болезни. Он увеличивает работоспособность, улучшает сон и нормализует общее состояние человека, а также снижает давление.

Целебные настои расширяют кровеносные сосуды, сокращают возбудимость нервной системы, усиливают сердечную деятельность.

Настои и отвары применяются для улучшения работы кишечника (боли в животе и атония), при кровотечениях (маточных, желудочно-кишечных, носовых и легочных). Растение применяют для лечения атеросклероза, кроме того, при нефритах и прочих заболеваниях почек.

Растение омела, свойства которого описаны в статье выше, используется при различных женских болезнях, кроме того, при геморрое и ревматизме.

Экстракт растения повышает диурез и способствует выделению азотистых продуктов, обладает тонизирующим действием.

В народной медицине это растение используют при повышенной функции щитовидки, судорогах, невралгии, бронхиальной астме, расширении вен, недержании мочи. Цветки омелы используется для изгнания остриц, аскарид и остальных круглых глистов.

Растение помогает излечению злокачественных новообразований всевозможной локализации.

Свежий сок растения лечит бесплодие. Отвары рекомендуются к использованию наружно при миозите, кожных заболеваниях, радикулите, нарывах, мышечных болях. При геморрое используют ванночки с отваром этого растения.

Для укрепления мышцы сердца

Залить 30 грамм высушенных веточек литром воды и 15 минут кипятить. Принимать этот отвар по 1/3 стакана трижды в сутки в течение месяца.

Для улучшения сна и нормализации кровообращения

Понадобится столовая ложка измельченных сухих листьев растения омела (фото ее представлены в этой статье). Их нужно залить литром горячей воды и томить 5 минут на медленном огне, после чего оставить настаиваться на 15-20 минут.

Принимать по 2 ложке внутрь трижды в день. Детям можно также давать этот отвар, но для начала нужно ограничить до 1 ложки раз в сутки.

При кровотечениях (маточных, легочных и пр.)

Итак, мы уже выяснили, что такое омела. Теперь давайте узнаем, как ее следует принимать при кровотечениях.

  1. 25 грамм листьев нужно залить 100 мл водки и убрать настаиваться на 5 дней в темное место. Потом настойка процеживается и употребляется по 30 капель внутрь дважды в день в промежутках между едой.
  2. Всыпать в стакан кипятка 15 г мелко истолченных веточек, после чего дать остыть. Готовый настой процедить и употреблять трижды в день по 1 ложке. Пить не натощак, а спустя полчаса после приема пищи.

При скачках кровяного давления

Нужно взять ложку листьев омелы, залить их стаканом холодной воды, после чего убрать настаиваться на 5 часов. Употреблять внутрь по трети стакана до еды три раза в день.

Для повышения потенции

Вам понадобится 20 грамм измельченных веточек и листьев растения омела (фото ее можно увидеть в данной статье). Их нужно залить стаканом медицинского спирта. Настаивать около двух часов в теплом месте и полученный настой принимать трижды в день по 20 капель.

Лечение гипертонии

Необходимо отыскать омелу, произрастающую на сосне, аккуратно обрезать ее веточки, их мелко порубить, после чего залить стаканом прохладной воды. В течение ночи настойка должна отстаиваться, а утром необходимо выпить полный стакан. Курс этого лечения занимает 5 дней. Одну веточку использовать можно 2 раза.

Мы уже узнали, что такое омела. Интересно, что этот рецепт хорошо помогает при высоком кровяном давлении, нормализует кровообращение, очищает сосуды. Спустя 5 дней наблюдается стабилизация кровяного давления. Данный рецепт запрещено использовать людям с пониженным давлением.

Для поднятия тонуса

Залить стаканом кипятка 5 грамм измельченной травы омелы и убрать настаиваться до состояния в меру теплого настоя. Употреблять трижды в день по 150 грамм. Можно добавить для вкуса мед. Использование этого настоя повышает тонус организма, человеку придает сил, излечивает также от депрессии. Растение очень полезно принимать больным после тяжелых болезней или операций, а также старикам для поддержания физических сил.

От головокружения

Настоять в стакане кипяченой холодной воды в течении пяти часов ложку измельченных листьев растения. Необходимо принимать по 70 грамм трижды в день до исчезновения всех симптомов.

Омела: противопоказания к применению

Омела белая сама по себе - это ядовитое растение, следовательно, принимать средства с ее компонентами необходимо очень аккуратно, под наблюдением специалиста. При продолжительном употреблении продуктов из нее вероятно отравление организма.

Кроме того, запрещено принимать любые отвары и настои беременным, людям с низким артериальным давлением, а также матерям во время лактации.

Омела укореняется и разрастается в кустики шарообразной формы высоко в ветках старых деревьев. Влагу и питательные вещества омела берет из дерева, на котором растет, запуская свои корни глубоко под кору хозяина (см. фото омелы ниже). Омела предпочитает селиться на яблоне, однако можно увидеть омелу и на других деревьях с мягкой корой: боярышнике, тополе, липе, каштане, рябине , березе, дубе и даже на некоторых хвойных породах . Зимой, когда листья облетели с лиственных деревьев, кустики омелы особенно хорошо заметны на оголенных кронах. В нашей полосе (климатическая зона 8) омела цветет в конце зимы , а белые ягоды держатся на омеле больше года.


Омела, применение

Средневековые лекари считали омелу белую панацеей и универсальным противоядием. Много веков омела находила применение в качестве лекарства от эпилепсии. В современной медицине молодые побеги и листья омелы белой применяются в составе кровеостанавливающих препаратов, средств для понижения артериального давления и снижения активности центральной нервной системы. Содержание биологически-активных веществ в омеле изменяется в зависимости от того, на каком "хозяине" эта омела росла. При контакте с омелой следует помнить, что сок растения может вызывать раздражения кожи и слизистых, а самолечение с применением омелы недопустимо.

Магические свойства омелы

Загадка и мистика окружали омелу в течение веков. Омела была важной частью языческих ритуалов и торжеств многих европейских племен. Друиды - жрецы древних кельтов, в чьей культуре омела играла наиболее значительную роль, считали растение святым и верили, что омела исцеляет любые болезни и предохраняет от зла. Особенно сильные качества они приписывали той редкой омеле , которую находили на дубе. В древнеирландской письменности омела олицетворяла знак исцеления и развития духа. Позже омела заняла почетное место в колдовстве и магии: омеле приписывали силу оберега, любовного приворота, а также средства для увеличения плодородия и успешной охоты. Женщины, желавшие зачать ребенка, носили веточки омелы на талии или на запястьях. Среди национальных названий омелы дубовые ягоды в русском, трава распятья (Herbe de la Croix) , отражающее верования, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы , во французском, а также птичий клей (Birdlime) из-за клейковины, содержащейся в ягодах и привлекающей птиц) и панацея (all-heal) в английском языке.

Поцелуй под омелой на Рождество

Популярная и ныне традиция поцелуя под веточкой омелы на Рождество , по мнению некоторых исследователей, берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела находилась в подчинении богини любви, красоты и плодородия Фрейи. Воины-враги, встретившись под омелой , должны были сложить оружие до конца дня. Другие исследователи считают, что она происходит из свадебных церемоний, которые традиционно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме (вместо них с приходом Христианства стали отмечать Рождество). В процессе борьбы за искоренение язычества христианская церковь пыталась запретить омелу , однако не достигла в этом успеха. И в наше время европейские рождественские базары предлагают тонкие веточки омелы с невзрачными желтоватыми ягодами, под которыми на Рождество с удовольствием целуются влюбленные пары. Американские влюбленные целуются под форадендроном желтоватым (Phoradendron serotinum ), американским "родственником" омелы , с более широкими листьями и такими же, как и у омелы белой , ягодами.

Как вырастить омелу в своем саду

В естественной среде омела распространяется с помощью птиц, которые поедают ягоды. Пройдя через пищеварительную систему птиц, семена омелы попадают на кору и деревьев и прорастают. Иногда размножение омелы происходит еще интереснее: клейкая ягода прилипает к клюву птицы и, пытаясь ее отодрать, птица трет клюв о древесину уже другого дерева, перенося семена омелы . Семя омелы приклеивается к коре нового "хозяина" и сохраняется на ней до тех пор, пока не даст корень, который прорастает под кору. Таким образом клейковина, содержащаяся в ягодах омелы и сохраняющаяся на ее семенах, является исключительно важным качеством для сохранения рода.



, лжеакациях и на разнообразных плодовых деревьях. Поселяется на верхушке дерева или на его ветвях и разрастается зелёным, в большинстве случаев густым кустом .

Имеет кормовое значение для птиц. Из плодов можно варить клей .

Этимология

Слово «омела» встречается в нескольких славянских языках, но его происхождение неясно .

Описание

Распространена в юго-западной части лесной зоны , в западной лесостепи европейской части бывшего СССР , на Кавказе , в Крыму , Прибалтике , также встречается в Приморском крае , Калининградской и Ленинградской областях России.

Способ распространения

В распространении омелы принимают участие птицы , преимущественно дрозды . Поедая её ягоды, они пачкают свой клюв клейкой ягодной массой, так называемым висцином , в котором находятся семена омелы. Затем, перелетая с дерева на дерево и очищая клюв о ветви, пачкают их этим клейким веществом, а также выбрасывают семена с испражнениями. Висцин на ветвях подсыхает, приклеивая к ним семена, которые через некоторое время начинают прорастать.

Сначала вытягивается его подсемянодольное колено, которое загибается к ветви и прикладывается кончиком корня к её поверхности; в это время кончик корня расширяется в кружок, при помощи которого молодое растеньице прикрепляется к дереву. После этого из центра кружка отходит небольшой стержневидный отросток, который прободает кору ветви и через её камбий дорастает до древесины. Этот отросток служит главной или первичной присоской; при помощи его омела вытягивает из растения воду и минеральные вещества. Как только присоска дорастает до древесины, её верхушечный рост прекращается, но по мере нарастания древесины она продолжает вытягиваться в длину при помощи вставочного роста, сосредоточенного в том участке присоски, который находится в камбии ветви. Древесина ветви обрастает присоску, так что в результате она оказывается внедрённой в древесину. Тогда по числу слоёв, пронизанных присоской, можно судить о её возрасте.

Классификация

Род составляет более 70 видов , некоторые из них:

  • Viscum album typus - Омела белая
  • Viscum articulatum Burm.f.
  • Viscum coloratum (Kom.) Nakai
  • Viscum cruciatum Sieber ex Boiss.
  • Viscum diospyrosicola Hayata
  • Viscum fargesii Lecomte
  • Viscum liquidambaricola Hayata
  • Viscum loranthi Elmer
  • Viscum minimum Harv.
  • Viscum monoicum Roxb. ex DC.
  • Viscum multinerve (Hayata) Hayata
  • Viscum nudum Danser
  • Viscum triflorum DC.
  • Viscum yunnanense H.S.Kiu

Значение и применение

Плоды омелы могут служить для приготовления птичьего клея , который используется для ловли мелких птиц.

Приметы и суеверия

У многих народов с омелой связано множество примет и суеверий . Со времен античности омела была символом жизни и защитным талисманом . Римляне считали, что омела способствовала зачатию, если женщина носила её с собой. Друиды , считая свойства омелы чудодейственными, срезали её золотым серпом в астрономически вычисленное время, на правильном дереве, собрав вместе людей, прошедших очистительные процедуры и исполнивших ритуальные танцы.

Знаменитый врач и алхимик эпохи Возрождения Парацельс собирал омелу, выращенную на черепах повешенных.

Омела была символом мира в Скандинавии . Ею украшали дома снаружи в знак того, что путнику здесь будет оказан приют. Если врагам случалось встретиться под деревом, на котором росла омела, они обязаны были сложить оружие и в этот день больше не сражаться. Позднее, этот обычай нашёл отображение в западных рождественских традициях, когда считается, что в Рождество двое людей, встретившись под веткой омелы, обязаны поцеловаться.

С другой стороны, согласно языческим легендам древних германцев, именно веткой омелы коварный Локи убил бога весны и света Бальдра , вложив дротик из омелы в руки слепого Хёда , когда боги забавлялись стрельбой, целясь в ставшего неуязвимым Бальдра.

Омела служила основным рождественским украшением в Англии, до распространения рождественской ёлки во второй половине XIX столетия.

Английский обычай целоваться на Рождество под веткой омелы, возможно, является отзвуком древнеримских сатурналий в день зимнего солнцестояния : в этот день разрешалось целовать даже совершенно незнакомых людей.

Омела также считалась грозовым растением, поэтому её присутствие в доме призвано было предохранить его от грома и молнии, а также от ведьм и злых духов. Наиболее драгоценным свойством растения в народе считалась защита от магии и колдовства.

Напишите отзыв о статье "Омела"

Примечания

Литература

  • Омела - статья из Большой советской энциклопедии .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • / авт.-сост. В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, В.Л. Телицын; под общ. ред. В.Л. Телицына // Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. - М . : Локид-Пресс, 2005.

Отрывок, характеризующий Омела

«Toi, sans qui le bonheur me serait impossible,
«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.
Поздно вечером четыре возка Ростовых въехали во двор Марьи Дмитриевны в старой Конюшенной. Марья Дмитриевна жила одна. Дочь свою она уже выдала замуж. Сыновья ее все были на службе.
Она держалась всё так же прямо, говорила также прямо, громко и решительно всем свое мнение, и всем своим существом как будто упрекала других людей за всякие слабости, страсти и увлечения, которых возможности она не признавала. С раннего утра в куцавейке, она занималась домашним хозяйством, потом ездила: по праздникам к обедни и от обедни в остроги и тюрьмы, где у нее бывали дела, о которых она никому не говорила, а по будням, одевшись, дома принимала просителей разных сословий, которые каждый день приходили к ней, и потом обедала; за обедом сытным и вкусным всегда бывало человека три четыре гостей, после обеда делала партию в бостон; на ночь заставляла себе читать газеты и новые книги, а сама вязала. Редко она делала исключения для выездов, и ежели выезжала, то ездила только к самым важным лицам в городе.
Она еще не ложилась, когда приехали Ростовы, и в передней завизжала дверь на блоке, пропуская входивших с холода Ростовых и их прислугу. Марья Дмитриевна, с очками спущенными на нос, закинув назад голову, стояла в дверях залы и с строгим, сердитым видом смотрела на входящих. Можно бы было подумать, что она озлоблена против приезжих и сейчас выгонит их, ежели бы она не отдавала в это время заботливых приказаний людям о том, как разместить гостей и их вещи.

В древности служила предметом суеверного почитания.
Маги древних галлов - друиды - поклонялись ей. По сообщению Плиния, причиной этого было то, что все растущее на дубе считалось божественным. При этом омела не имела корней в земле, и было не ясно, откуда она появляется на дереве. В Швейцарии омелу называли «громовой метлой» - думали, что она появляется на деревьях от молнии. В Богемии верили, что «громовая метла», сожженная в огне, должна служить защитой дома от молнии. Омела играла не только роль громоотвода, но и универсальной отмычки: ей приписывалась способность открывать любые замки.
Но наиболее драгоценным ее свойством была защита от магии и колдовства.
Негры вало из Сенегамбии носили листья омелы в качестве талисмана «григри», предохраняющего от ран на войне. В Австрии ветку омелы клали на порог дома, чтобы избавиться от кошмаров. В Швеции пучок омелы подвешивали к потолку дома, конюшни и коровника для того, чтобы тролль не мог причинить вреда ни людам, ни животным.
Омела - вечнозелёное растение, растущее на ветвях различных деревьев, в различных мифопоэтических традициях выступает как символ жизни. Римские писатели (Цезарь, Плиний Старший и др.) описывают окружённый таинственностью друидский ритуал собирания Омелаы. Вергилии в «Энеиде» (VI) сообщает о том, как Эней по совету Сивиллы добывает ветвь Омелы(«золотую ветвь»), приносит её в жертву Просерпине и попадает в подземное царство для свидания со своим отцом (ср. отражение соответствующего сюжета в картинах Дж. М. У. Тёрнера «Золотая ветвь», «Эней и Сивилла - Авернское озеро», «Озеро Неми»). Дж. Фрейзер связывал ритуал добывания Омела друидами и «золотой ветви» Энеем с обычаем, при котором жрец святилища Дианы на озере Неми убивал своего предшественника (этот обычай Фрейзер связывал с ритуальным убийством царя растительности). В развитие идеи Фрейзера в литературе высказывалось мнение о срезании Омелы с дуба как символическом обряде лишения мужской силы старого царя, совершаемом его преемником. В этом смысле об Омеле можно говорить и как о сексуальном символе, образе жизни обвитого ею дуба . В мифопоэтическом сознании Омела, вероятно, могла связываться и с солнцем : именно этой связью можно объяснить обычай срезать Омелу во время летнего и зимнего солнцестоянии, соотносимых соответственно с жизнью и смертью (ср. смерть скандинавского Бальдра от прута из Омелы). В этом контексте показательна и одна из эпиклес Аполлона - Иксиос, т. е. букв, «омеловый» (от греч. «омела»).
Широко распространённый обычай целоваться под Омелой на рождество часто рассматривают как пережиток фаллических ритуалов (ср. близкие по времени сатурналии ) или отражение некоторых архаичных свадебных обрядов (двойные листья или ягоды Омелы обычно символизируют высшую плодотворную потенцию и т. п., иногда небесных близнецов; кельтские друиды почитали ягоды Омелы как оплодотворяющую росу божественного происхождения). Добывание Омелы в канун рождества в ряде традиций и поныне является ритуалом, в определённой мере напоминающим друидский. Вместе с тем бытуют представления, что срезание ветви Омелы является опасным. Ветвями омелы украшают дома снаружи и внутри, её ветки (или изготовленные из омелы фигурки) развешивают в помещениях для скота с целью изгнания злых духов и ведьм и т. п. Согласно многочисленным поверьям «золотая ветвь» Омела способна помочь отыскать золотой клад или открыть замок, а напиток из Омелы обеспечивает человеку неуязвимость. Широко известно использование Омелы в магии и народной медицине, где она относится к растениям Иоанна Крестителя и считается всеисцеляющим средством. В своей книге Иллюстрированная энциклопедия традиционных символов Дж.С. Купер предположил, что, поскольку омела - ни дерево, ни кустарник, и таким образом - ни одно и ни другое, это символизирует "свободу от всех запретов, так что любой под этим растением получает свободу от ограничений"). Именно омела была первым растением, принятым в качестве символа американского штата - это произошло в 1893 году в Оклахоме.
Омела любимое в Новое время как символ праздника Рождества растение, которое в древнем мире в некоторых культурах считалось священным. Полу паразитическое растение, которое отнимает у своего растения-хозяина воду и минеральные вещества, рассматривалось как имеющее промежуточный характер (ни дерево, ни куст) и, согласно легенде, появлялось там, где молния поражала дерево (пре-имущественно дуб). Омелы, растущие на дубах, особенно ценились, например, в Древнем Риме и у кельтских друидов. По Плинию, последние срезали их золотыми серпами, подхватывали белым платком и затем, вместе с закланием быка, приносили в дар богам. Омела считалась "панацеей" и, благодаря своему вечнозеленому естеству, символом бессмертия. Согласно Р. фон Ранке-Гравесу, имеется предание, что омела воспринималась как половой орган дуба, и когда "друиды в ритуальных целях срезали ее золотым серпом, они осуществляли его символическое оскопление. Вязкий сок ягод омелы рассматривался как сперма дуба, обладающая сильным омолаживающим воздействием (хилус - млечный сок)". Целительные свойства этого растения серьезно исследуются в Новое время. Доказаны его мочегонное действие и способность слегка понижать кровяное давление, тогда как подчеркиваемое антропософской медициной противораковое воздействие (медикамент "искадор") должно быть еще доказано в клиническом испытании. Английский обычай вывешивать в рождественские дни ветки омелы, возможно, имеет свои истоки в высокой оценке этого растения кельтами. В германской мифологии омела, из-за заговора злокозненного Локи , стала в руках слепого бога Хёда смертоносным копьем, которое принесло смерть богу света и растительности Бальдру ; только после гибели богов и всего мира (см. Конец света) Бальдр и его убийца получают возможность начать новую жизнь в новом райском царстве Гимле. В этом мифе омела является символом орудия, самого по себе безобидного, но из-за вредоносных чар становящегося гибельным.