Миротворец - это посланник мира. Миротворческие силы оон Поступаться самолюбием, но не верой

Изнасилования и растление несовершеннолетних, распространение смертельных болезней, неспособность предотвратить убийства мирных жителей - вот неполный перечень обвинений, ежегодно предъявляемых миротворцам ООН. Каждый такой случай сразу же оказывается в центре внимания СМИ: особенно возмущает мировую общественность, что преступления совершают те, чья обязанность - защищать и спасать людей, причем за неплохие деньги. Сколько правды в этих обвинениях и почему ООН не может справиться со своими «голубыми касками», выясняла «Лента.ру».

У ООН нет своей армии, - в случае необходимости вооруженные силы в распоряжение Организации предоставляют страны-участники. В 1948 году «голубые каски» были впервые введены в зону ближневосточного конфликта. С тех пор они провели 69 операций по поддержанию мира. Постепенно сложилось разделение на страны, предоставляющие миротворцев, и страны, их спонсирующие, и с каждым годом разница между ними становится все более очевидной. В первой тройке государств, отправляющих своих солдат для участия в миссиях ООН, - Бангладеш, Пакистан и Индия. В десятку входят также Эфиопия, Руанда, Нигерия, Непал, Иордания, Гана и Египет. Топ-пять стран-доноров - США, которые вносят 27 процентов средств на миротворческие операции, Япония, Великобритания, Германия и Франция. Своих военнослужащих страны-доноры посылают в основном туда, где затронуты их политические интересы. В остальных горячих точках, которые располагаются преимущественно к югу от Сахары, службу под голубым знаменем ООН несут главным образом солдаты из бедных стран, причем, по мнению стран-доноров, делают это неудовлетворительно. И все чаще с высоких трибун в Нью-Йорке звучит вопрос: на что идут миллиарды долларов, выделяемые для миротворческих миссий?

Бессмысленные и бесполезные

Основная претензия к миротворцам ООН - они не справляются со своими обязанностями. Притчей во языцех стала история Сребреницы: в июле 1995 года, после того, как ООН объявила о создании «зоны безопасности» в этом городе, боснийские сербы устроили там резню, жертвами которой стали более восьми тысяч мусульманских мужчин и подростков. 400 голландских миротворцев, которые должны были обеспечивать периметр «зоны безопасности», в происходящее не вмешивались.

Страшным провалом миссии миротворцев стал геноцид в Руанде 1994 года. Несмотря на то что в стране были дислоцированы 2,5 тысячи «голубых касок», они не смогли воспрепятствовать началу межэтнической бойни, в результате которой погибли около 800 тысяч человек. Более того, боевики-хуту зверски убили десятерых безоружных бельгийских миротворцев (по словам очевидцев, их сперва кастрировали, а потом замучили до смерти). После этого Брюссель быстро и решительно отозвал свой контингент, его примеру последовали и другие страны.

За последние пять лет зафиксировано более 15 случаев массовых убийств в зоне ответственности миротворцев, включая Южный Судан и Дарфур, где жертвами нападений стали около 1200 человек, и Демократическую республику Конго (ДРК), где погибли более 150 человек. По сообщению Human’s Right Watch, ооновские миротворцы находились всего в пяти милях от места расправы и заранее знали о нападении, но никаких мер не предприняли.

Секс в обмен на продовольствие

Хуже того: все чаще «голубые каски» обвиняются в преступлениях против тех людей, которых они должны защищать. Согласно данным доклада Управления служб внутреннего надзора ООН, с 2008-й по 2013 годы зафиксировано 480 случаев сексуальной эксплуатации и принуждения с участием миротворцев, в 2014 году - 79. Реальные цифры гораздо выше, многие пострадавшие просто не обращаются в полицию. Большинство эпизодов приходится на Либерию, Гаити, ДРК и Южный Судан. В каждом третьем случае жертвой является ребенок. Миротворцы покупают секс за наличные, расплачиваются дешевыми ювелирными изделиями, духами и бижутерией, мобильными телефонами и продуктами питания. Иногда к сексуальным контактам женщин принуждают под угрозой применения оружия. По данным правозащитников, гражданский персонал миссий зачастую ведет себя еще хуже.

Фото: Mohamed Nureldin Abdallah / Reuters

Миротворцы находятся под защитой Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 1946 года, согласно которой все сотрудники организации, включая «голубые каски», ограждаются от любых преследований и подсудны только органам государства, чьими гражданами они являются. Изначально предполагалось, что конвенция должна удержать страны-члены ООН от соблазна использовать ложные обвинения в качестве политического оружия. На практике же получается, что государства неохотно возбуждают дела против своих граждан за преступления, которые те предположительно совершили, воюя в другой стране под флагом ООН, и предпочитают спускать все обвинения на тормозах, в крайнем случае назначая смешные сроки. Постоянные заявления руководства Организации о «нулевой терпимости» к преступлениям миротворцев влекут за собой ничтожные последствия.

Сексуальными преступлениями и неэффективностью список проблем не исчерпывается. Миротворцев обвиняют в коррупции при распределении помощи, воровстве, вождении в нетрезвом виде, регулярных убийствах гражданских лиц. Как утверждают гаитянские власти, именно солдаты ООН из Непала в 2010 году занесли на остров холеру, жертвами которой стали около 10 тысяч человек. Американский суд подтвердил, что штамм имеет южноазиатское происхождение. Число заболевших исчисляется сотнями тысяч, вспышки холеры зарегистрировали в Доминиканской республике, на Кубе и в Пуэрто-Рико.

Невиноватые они

Разумеется, эти инвективы не остаются без ответа. Страны, предоставляющие миротворцев, жалуются на низкую оплату: в месяц на солдата выделяется около тысячи долларов; страны-доноры отказались платить больше, указывая, что бюджет миротворческих миссий и без того достиг рекордного значения в 8,5 миллиардов долларов. В ответ им напомнили, что эта сумма значительно меньше военного бюджета большинства стран первого мира. Дошло до того, что позиции сторонам пришлось согласовывать через посредника, - прямая дискуссия сразу же выливалась в конфликт.

Страны-доноры, заседающие в Совбезе и определяющие рамки применения силы, упрекают в том, что они не дают миротворцам достаточных полномочий: выдаваемый мандат накладывает на военнослужащих массу ограничений. Многие проблемы объясняются тем, что у миротворцев по сути связаны руки: чаще всего в качестве задачи им ставится защита гражданских лиц, а открывать огонь позволяют лишь в целях самообороны. Так, незадолго до начала конфликта в Руанде «голубые каски» получили информацию о крупных партиях оружия, которые завозятся в страну и тайно передаются боевикам хуту. Руководство миссии запросило у Нью-Йорка разрешение на перехват, но получило категорический отказ, поскольку эти действия выходили за рамки мандата.

Иногда проблемы возникают просто из-за неверной оценки масштаба ситуации. В начале конфликта в Южном Судане миссия ООН насчитывала 7,5 тысяч человек, которые физически не могли предотвратить всплеск насилия: максимум, на что они были способны, - предоставить убежище на своих базах какой-то части мирных жителей. После многочисленных жалоб размер миссии увеличили до 14 с лишним тысяч, но к этому моменту и масштабы насилия пропорционально возросли. Миротворцев применяют слишком поздно, в ограниченном объеме и ставят перед ними невыполнимые задачи - неудивительно, что результат оказывается далек от ожидаемого. Когда «голубым каскам» не суют палки в колеса, им сопутствует успех: так, развертывание в 2013 году в ДРК бригады оперативного реагирования с широким мандатом способствовало быстрой и решительной победе над движением М23.

Кроме того, страны, отправляющие миротворцев, недовольны тем, что другие державы распоряжаются их солдатами, при том что сами они почти не влияют на принимаемые решения. В числе прочих этот аргумент выдвигает Индия, претендующая на место постоянного члена Совбеза. Лучше всего это мнение выразил посол Бразилии в ООН Антонио Патриота: «Реформированный Совет Безопасности, который более полно представляет расстановку сил в современном мире, будет иметь больше легитимности, необходимой для разработки мандатов для миротворческих операций».

Деньги, обучение, престиж

Невзирая на все свое недовольство, бедные страны, тем не менее, не собираются отказываться отправлять своих миротворцев в горячие точки.

Во-первых, это дает возможность хотя бы временно перевести часть военнослужащих на баланс ООН. Для тех стран, где армия наемная - к примеру, для Индии, - это немаловажное соображение. Во-вторых, миротворческие операции - это бесплатная и высокоэффективная тренировка личного состава, хоть и сопряженная с риском потерь. По словам бывшего заместителя генсека ООН по миротворческим операциям Алена Ле Роя, «предложение значительно превышает спрос, и мы можем выбирать: существует определенная конкуренция между странами, которые хотят участвовать в миротворческой деятельности». Ник Бернбэк, чиновник департамента по поддержанию мира, указал, что «военные части, которые поступают в распоряжение ООН, доводятся до международных стандартов - таким образом, страны получают обратно более качественные подразделения». Ну и, наконец, участие в миссиях ООН - это возможность продемонстрировать флаг и набрать какой-никакой политический капитал.

Но главное - миротворцам ООН пока нет альтернативы. Попытки заменить их региональными «голубыми касками» провалились. В Африке, где проходит львиная доля миротворческих операций, военнослужащие Африканского союза выступают пока на вторых ролях. Они хорошо себя показали в боях в Сомали против движения «Аль-Шабаб», однако в Мали и Центрально-Африканской республике (ЦАР) действовали крайне неудачно. Дошло до того, что миротворцев Африканского союза из Чада обвинили в тайной поддержке мятежников-мусульман. Претензий к африканским «голубым каскам» набралось не меньше, чем к ооновским, не говоря уже о том, что они хуже обучены, снаряжены и укомплектованы. Чтобы стабилизировать ситуацию, пришлось перебросить сотни солдат из бывшей метрополии - Франции, которые смогли навести относительный порядок. Но не успела операция завершиться, как в прессе появились выдержки из доклада одного из высокопоставленных чиновников ООН, в котором французы обвинялись в массовом сексуальном насилии в отношении местных детей. В итоге все опять закончилось развертыванием в Мали ооновских «голубых касок».

Учредила праздник - Международный день миротворцев Организации Объединённых Наций .

Миротворческие операции ООН

За первые 40 лет существования Организации Объединённых Наций (1945-1985 годы) были проведены лишь 13 операций по поддержанию мира. За последующие же 20 лет была развернута 51 миссия.

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

С сер. 1970-х гг. ситуация начинает меняться: соцстраны начинают всё больше участвовать в миротворческих миссиях: Польша в ЮНИФИЛ с 1982 г. и СССР в группах военных наблюдателей в Египте, Намибии, Кувейте, Западной Сахаре и Кампучии.

Россия в миротворческих операциях

  • 7 июня 2000 года Совет Федерации РФ принял решение об отправке в Сьерра-Леоне 114 военных лётчиков для участия в миротворческой операции под эгидой ООН. В составе международного контингента полицейских сил в операции участвовало четыре сотрудника МВД РФ. Операция продлилась с августа 2000 по сентябрь 2005 года.
  • 10 декабря 2003 года Совет Федерации РФ одобрил отправку 40 сотрудников МВД в Либерию (фактически максимальное число не превышало 22 человек), 30 июня 2004 - 40 человек в Бурунди . Миротворческие операции продолжаются до сих пор.
  • 27 декабря 2005 года 133 сотрудника МВД были направлены в Судан . В марте 2012 года в связи с выполнением поставленных перед ними задач, российский миротворческий контингент был выведен в полном составе с территории разделённого Судана .
  • Кроме российских воинских формирований в миссиях ООН постоянно принимают участие офицеры - военные наблюдатели , которые не имеют никакого оружия и пользуются дипломатическим статусом и неприкосновенностью. Первая группа советских военных наблюдателей ООН, состоявшая из 36 офицеров, была направлена на Ближний Восток для включения в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП) после окончания октябрьской арабо-израильской войны 1973 года .

В культуре

См. также

  • Международный день миротворцев Организации Объединённых Наций

Напишите отзыв о статье "Миротворческие силы ООН"

Примечания

Ссылки

  • (рус.) (англ.)
  • (рус.) (англ.)

Отрывок, характеризующий Миротворческие силы ООН

Вот он лежит на кресле в своей бархатной шубке, облокотив голову на худую, бледную руку. Грудь его страшно низка и плечи подняты. Губы твердо сжаты, глаза блестят, и на бледном лбу вспрыгивает и исчезает морщина. Одна нога его чуть заметно быстро дрожит. Наташа знает, что он борется с мучительной болью. «Что такое эта боль? Зачем боль? Что он чувствует? Как у него болит!» – думает Наташа. Он заметил ее вниманье, поднял глаза и, не улыбаясь, стал говорить.
«Одно ужасно, – сказал он, – это связать себя навеки с страдающим человеком. Это вечное мученье». И он испытующим взглядом – Наташа видела теперь этот взгляд – посмотрел на нее. Наташа, как и всегда, ответила тогда прежде, чем успела подумать о том, что она отвечает; она сказала: «Это не может так продолжаться, этого не будет, вы будете здоровы – совсем».
Она теперь сначала видела его и переживала теперь все то, что она чувствовала тогда. Она вспомнила продолжительный, грустный, строгий взгляд его при этих словах и поняла значение упрека и отчаяния этого продолжительного взгляда.
«Я согласилась, – говорила себе теперь Наташа, – что было бы ужасно, если б он остался всегда страдающим. Я сказала это тогда так только потому, что для него это было бы ужасно, а он понял это иначе. Он подумал, что это для меня ужасно бы было. Он тогда еще хотел жить – боялся смерти. И я так грубо, глупо сказала ему. Я не думала этого. Я думала совсем другое. Если бы я сказала то, что думала, я бы сказала: пускай бы он умирал, все время умирал бы перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь. Теперь… Ничего, никого нет. Знал ли он это? Нет. Не знал и никогда не узнает. И теперь никогда, никогда уже нельзя поправить этого». И опять он говорил ей те же слова, но теперь в воображении своем Наташа отвечала ему иначе. Она останавливала его и говорила: «Ужасно для вас, но не для меня. Вы знайте, что мне без вас нет ничего в жизни, и страдать с вами для меня лучшее счастие». И он брал ее руку и жал ее так, как он жал ее в тот страшный вечер, за четыре дня перед смертью. И в воображении своем она говорила ему еще другие нежные, любовные речи, которые она могла бы сказать тогда, которые она говорила теперь. «Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…» – говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием.
И сладкое горе охватывало ее, и слезы уже выступали в глаза, но вдруг она спрашивала себя: кому она говорит это? Где он и кто он теперь? И опять все застилалось сухим, жестким недоумением, и опять, напряженно сдвинув брови, она вглядывалась туда, где он был. И вот, вот, ей казалось, она проникает тайну… Но в ту минуту, как уж ей открывалось, казалось, непонятное, громкий стук ручки замка двери болезненно поразил ее слух. Быстро и неосторожно, с испуганным, незанятым ею выражением лица, в комнату вошла горничная Дуняша.
– Пожалуйте к папаше, скорее, – сказала Дуняша с особенным и оживленным выражением. – Несчастье, о Петре Ильиче… письмо, – всхлипнув, проговорила она.

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
– Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
– Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
– Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.
Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.
– Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?
Наташа смотрела на нее налитыми слезами глазами, и в лице ее была только мольба о прощении и любви.
– Друг мой, маменька, – повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя.
И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия.
Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила.
– Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? – Наташа подошла к ней. – Ты похорошел и возмужал, – продолжала графиня, взяв дочь за руку.
– Маменька, что вы говорите!..
– Наташа, его нет, нет больше! – И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.
– Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.
– Ты устала – постарайся заснуть.
– Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.
– Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья.
Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.
«Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
– Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.
И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему.
Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны.

Диарре из Мали было всего 19 лет, когда ее изнасиловали двое солдат миротворческого контингента. Они так и не понесли наказания. Даже их личности не установили, да и кому это нужно? Ежегодно в «горячих точках» мира совершаются тысячи изнасилований, еще больше актов сексуальных домогательств. Самое ужасное, что часто в роли насильников выступают отнюдь не боевики повстанческих группировок и не террористы, а «люди в голубых касках», солдаты миротворческих контингентов ООН, задача которых — нести мир и защищать безоружное мирное население.

Солдаты ООН совершают тысячи изнасилований

Известное информационное агентство Associated Press опубликовало доклад, в котором рассказывается о сексуальных преступлениях миротворцев и персонала Организации Объединенных Наций. За двенадцать лет, согласно данным, опубликованным в докладе, миротворцы совершили почти две тысячи сексуальных домогательств. И это — только те сведения, которыми располагает агентство. На практике таких случаев, разумеется, во много раз больше. Не щадят миротворцы даже детей — удалось установить, что около 300 детей и подростков стали жертвами сексуальных домогательств и изнасилований со стороны миротворцев.

Выводы журналистов, к сожалению, подтверждаются и официальными документами самой Организации Объединенных Наций. Первым о массовых изнасилованиях миротворцами ООН заявил представитель этой организации Зейд Раад аль Хусейн еще десять лет назад. Тогда он обратил внимание на проблемы детей, которые рождаются у женщин после таких изнасилований. И дети, и их матери обречены на нищету — в традиционном обществе к жертвам изнасилований и внебрачным детям отношение, как известно, весьма прохладное.

9 марта 2017 года ООН опубликовала доклад, в котором говорится о 145 случаях сексуального насилия со стороны миротворцев. В 2015 году таких случаев было зафиксировано всего 99 — то есть, количество преступлений выросло в 1,5 раза. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш даже призвал мировое сообщество искоренить случаи насилия миротворцев над мирными жителями.

Больше всего жертв сексуального насилия «голубых касок» в таких странах как Демократическая республика Конго, Южный Судан, Центральноафриканская республика. В этих африканских государствах долгие годы полыхают вооруженные конфликты, идет, в буквальном смысле, «война всех против всех». Естественно, что страдают, прежде всего, те, у кого нет оружия и нечем себя защитить — мирные жители, особенно женщины и дети. Над ними измываются солдаты правительственных войск и бойцы повстанческих группировок, просто криминальные банды. Но, как оказалось, и у миротворцев ООН защиты просить бесполезно. Более того, они сами зачастую ведут себя как бандиты — грабят, избивают, а то и насилуют.

Так, в 2004—2007 гг. в Гаити, где размещались миротворческие силы ООН, девять местных детей и подростков стали жертвами регулярных изнасилований со стороны миротворцев. Детей насиловали и развращали 134 военнослужащих — граждане Шри-Ланки. Когда вскрылись обстоятельства произошедшего, то единственной санкцией была отправка 114 военнослужащих домой. Разумеется, никто из них не понес никакого наказания за свои действия.

Современные ландскнехты родом из Бангладеш и Руанды

Кстати, миротворческие войска — это уже давно, в большинстве своем, не европейцы и не американцы. Военнослужащие из США, Франции, Великобритании, других развитых стран присутствуют, прежде всего, там, где затронуты политические или экономические интересы стран Запада. В нищие и объятые войной страны Тропической Африки западные правительства своих солдат предпочитают не направлять. Причиной тому — несколько случаев провала миротворческих операций, а также гибель западных солдат. Например, в 1994 г. в Руанде боевики народности хуту зверски убили десять бельгийских миротворцев. Поэтому теперь в Африке ООН предпочитает действовать руками современных ландскнехтов — военнослужащих из азиатских и африканских государств. Самые многочисленные контингенты военнослужащих для участия в миротворческих миссиях ООН направляют Бангладеш, Пакистан и Индия. Кроме того, в число 10 самых активных миротворцев планеты входят Эфиопия, Руанда, Нигерия, Непал, Иордания, Гана и Египет.

По сути дела, богатые страны Запада просто берут на себя функции спонсоров миротворческих операций, финансируя миссии ООН. Бедные страны, в свою очередь, являются поставщиками живой силы — также, как они поставляют гастарбайтеров на рынок труда, так они поставляют и военных в миротворческие миссии для «горячих точек» планеты. Впрочем, очень часто между спонсорами и «ландскнехтами» возникают конфликты на финансовой почве. Поставщики солдат требуют увеличить деньги, выплачиваемые на содержание миротворцев, а спонсоры возмущаются их непомерными аппетитами. Сейчас расходы на миротворческие миссии составляют 8,5 млрд долларов в год.

Морально-психологический уровень и качества военнослужащих из африканских стран вызывают много вопросов. Как правило, командование относится к набору желающих отправиться в миротворческие миссии весьма халатно. Многие солдаты сами мало чем отличаются от бойцов повстанческих группировок, от которых они вроде как должны защищать мир и мирное население. Надо понимать, что эти солдаты воспитывались в среде, где женщины не считаются полноценными людьми, а справедливость понимается как право сильного (того, кто сильнее физически, вооружен или обладает высоким статусом) действовать так, как ему заблагорассудится.

От покупки секса до насилия под дулом автомата

В «горячих точках» Африки миротворцы покупают секс за скудное вознаграждение у местных жительниц — за продукты питания, дешевую бижутерию. Многие женщины и девушки от нищеты и безысходности соглашаются. Но часто и покупать не приходится — «голубые каски» угрожают применением оружия или просто берут то, что хотят силой. Причем совершают преступления не только солдаты из стран «третьего мира», но и европейцы. Например, в 2013 г. вскрылись факты сексуальных домогательств миротворцев из Франции к мальчикам на территории Центральноафриканской республики.

К изнасилованиям причастны и миротворцы Африканского союза. Эта организация, объединяющая страны Африканского континента, тоже отправляет интернациональные военные миссии в «горячие точки» Африки, например — в Сомали. Представитель Human Rights Watch Лизуль Гернтхольц сообщила о том, что некоторые солдаты контингента Африканского союза, в том числе миротворцы из Уганды и Бурунди, насиловали женщин и девушек на территории Сомали.

Ответят ли «голубые каски» за содеянное?

Привлечь миротворцев к ответственности практически невозможно. И тому есть свои причины. О них мы решили спросить у известного частного детектива Эрнеста Асланяна .

«СП»: — С чем связаны сложности привлечения миротворцев к ответственности?

- Как известно, солдаты и офицеры миротворческих миссий ООН защищены Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 года. Этот документ, принятый более семидесяти лет тому назад, ограждает всех сотрудников ООН, включая и военнослужащих миротворческих контингентов, от любых преследований. Миротворцы и сотрудники ООН подсудны лишь тем странам, гражданами которых они являются. Разумеется, государства очень неохотно возбуждают уголовные дела в отношении своих граждан, обвиняемых в совершении преступлений на территории третьих стран. Тем более, что это не простые граждане, а военнослужащие миротворческих миссий. Во многих африканских странах правительства просто боятся своих армий и не хотят обижать военных заведением уголовных дел в отношении их сослуживцев. Уголовные дела возбуждаются лишь в самых крайних случаях, когда данные о вопиющих действиях миротворцев становятся общеизвестными и начинается давление со стороны мировой общественности.

«СП»: — Но, наверное, есть и еще какие-то причины?

Очень большое значение имеет также практическая недоказуемость подобных преступлений. Они совершаются в районах, где ведутся боевые действия. Население там запугано, местные органы власти и полиция часто или вообще отсутствуют, или не функционируют в нормальном режиме. Поэтому потерпевшим, даже если они хотят защитить свои права, просто некуда обратиться. Да и доказать совершенное преступление они не смогут. Кроме того, свою роль играет и правовая неграмотность местных жителей.

«СП»: — И все же, а если о преступлении становится известно структурам ООН, мировой общественности? Несут ли преступники наказание?

Какая-то надежда на адекватное наказание есть лишь в том случае, когда фигурант дела — военнослужащий из какой-либо западной страны, где дела с правосудием обстоят получше. Даже если удается привлечь виновных в сексуальных преступлениях миротворцев к ответственности, ее характер явно непропорционален тяжести преступных деяний. Так, еще в 2009 году свыше 50 миротворцев ООН были признаны виновными в совершении сексуальных преступлений в период с 2007 по 2009 гг. Но отделались они легко — от понижения в воинских званиях до (максимум) восьмимесячного помещения под дисциплинарный арест. И это — за сексуальные преступления, в том числе и в отношении несовершеннолетних. В марте 2016 г. ООН сообщила, что, во-первых, будет создана база ДНК всех военнослужащих миротворческих контингентов, а во-вторых, будут обнародованы данные о том, военнослужащие из каких стран мира причастны к сексуальным преступлениям.

было принято на заседании СНБО еще в феврале 2015 года, как раз в ходе боев за Дебальцево.

Но даже несмотря на отсутствие прогресса в решении этого вопроса за два с половиной года, украинская сторона от своих намерений не отступает. 22 августа в ход визита на Донбасс Президент Украины Петр Порошенко признал, что вопрос миротворческой миссии ООН и вооруженной миссии ОБСЕ продвигается очень тяжело.

"Все упирается в категорическое нежелание РФ установить мир на Донбассе. Или больше - категорическое нежелание оставить Украину в покое. Но, я уверен, вода камень точит, поэтому идею о миротворцах я собираюсь в следующем месяце презентовать в Нью-Йорке на сессии Генассамблеи ООН", - отметил Президент.

Украина ждет миротворцев

Согласно последним данным соцопросов, в Украине решение о введении на Донбасс международных миротворческих сил поддерживают 60 % украинцев. Против этого решения - 21 % опрошенных.

Но реализовать желания украинцев руководство ООН пока что не спешит.

В частности, после официальной встречи Порошенко и генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, которая состоялась в середине июля текущего года и на которой очевидно поднимался вопрос о ситуации на востоке страны , Гутерриш отметил только "свою особую эмоциональную связь с украинцами" и важный вклад Украины в работу организации.

"Я очень горжусь тем, что, когда я был премьер-министром Португалии, я ввел новую миграционную политику, которая позволила полностью легализоваться украинской общине в Португалии. Способность интегрироваться в португальское общество украинцев абсолютно впечатляющая", - дипломатично высказался генсек ООН, оставив без ответа вопрос о введении миротворческого контингента.

Немного позже, заместитель официального представителя генсека ООН Фархан Хак дал более точную информацию. По его словам, ООН и вовсе не готово решать столь важный для Украины вопрос, а ответственность за решение лежит в поле "нормандской четверки".

Кто такие миротворцы

Стоит сразу отметить, что миротворческие войска, или как их еще называют "голубые каски", не являются регулярной армией ООН. Военный контингент для каждой миссии предоставляют сами государства-члены организации. В отличии от армий военных альянсов, к примеру НАТО, миротворческие силы не выполняют атакующих действий. Они вооружены легким оружием, которое применяется только в целях самообороны.

Суть действий миротворческого контингента по сути сводится только к демонстративной функции. Для прекращения огня в зоне конфликта они выполняют роль нейтральной стороны и создают буферные зоны между воюющими сторонами.

Сам процесс принятия решения об использовании миротворческого контингента действительно достаточно долгий и сложный.

Решение о проведении миротворческой операции сначала принимается Советом Безопасности ООН и исключительно после соответствующего запроса от страны, на территории которой происходит конфликт, а также согласия всех сторон конфликта. Самой операцией лично руководит генсек ООН.

Но этот механизм не всегда действует эффективно. Препятствием к принятию решения о вводе миротворцев может быть вето одной из стран. Так, при активном противодействии России, ООН не смогло задействовать эту меру в ходе военного конфликта в Грузии в 2008 году. Тогда, российские войска взяли на себя миссию миротворцев, а введение международного контингента было сорвано самой Россией. Аналогичная ситуация повторяется и в Украине.

Понимают сложность этого вопроса и на Банковой.

"Да, страна-агрессор является постоянным членом Совбеза ООН и, к сожалению, владеет правом вето, но это не значит, что мы не должны стремиться к такому решению", - отмечает президент Порошенко.

Международный опыт миротворческих миссий

За всю историю ООН в мире были проведена 71 операция по поддержанию мира, в которых участвовали 127 стран. Затраты на силовое поддержания мира на Земле также впечатляют. К примеру, утвержденный бюджет на период с 1 июля 2016 года по 30 июня 2017 года составил порядка 7,9 млрд долл.

По статистике ООН, большая часть миссий сосредоточена на Африканском континенте и Ближнем Востоке.

После обретения независимости рядом африканских стран в 60-70-ых годах прошлого века по континенту прокатилась волна кровопролитных локальных конфликтов. Гражданские войны прошли в Демократической Республике Конго, Намибии, Анголе, Руанде, Сомали, Либерии и других африканских странах.

Именно благодаря международному вмешательству, и работе сил ООН в частности, большинство этих конфликтов удалось разрешить. Тем не менее, сейчас в Африке продолжают работать 8 миротворческих миссий.

В Европе активная миротворческая работа ООН пришлась на 90-е годы, в ходе так называемого Югославского кризиса. Хорватская и Боснийские войны, а также межэтнический конфликт в Косово привели к многочисленным жертвам среди гражданских лиц почти в центре Европы.

На Ближнем Востоке миротворцы работали в горячих точках во время арабо-израильских войн, в Ливане, Ираке и Иране, Войны в персидском заливе, а также приграничном конфликте Индии и Пакистана в штате Джамму и Кашмире.

Но участие миротворцев не всегда гарантирует быстрое и мирное завершение конфликтов.

Например, миротворческая миссия в Кашмире работает беспрерывно с 1949 года, на Кипре - с 1964 года. Затянулись миротворческие операции также в Ливии и Сомали.

Кроме того, миротворческие силы поддаются регулярным нападениям со стороны боевиков. Так только в конце июля этого года на юге Сомали в результате террористической атаки погибли почти 40 миротворцев.

Украинские миротворцы в горячих точках

Что касается вклада в работу по поддержанию мира со стороны Украины, то с момента участия украинского миротворческого контингента в первой своей операции на территории бывшей Югославии, Украина приняла участие в более 20 миротворческих миссиях, отправив в зоны конфликта более 40 тыс. своих военнослужащих. Сейчас же почти 500 украинских военных обеспечивают соблюдение мира в 9 зонах конфликта.

По количеству миротворческого контингента Украина даже входит в четверку самых сильных европейских государств, уступая только Италии, Франции и Испании. В ООН оценивают украинцев на высоком уровне и называют их одними из наиболее боеспособных.

Но за обеспечение мира и безопасности в других странах Украине пришлось заплатить большую цену. За все время участия в международных миротворческих миссиях погибло 52 украинца.

Тем не менее, по словам министра обороны Украины Степана Полторака, участие Украины в миротворческих миссиях абсолютно оправдано - это улучшает международный имидж страны и доказывает боеспособность украинской армии.

Сохранять имидж пришлось Украине и в критическом 2014 году. Даже с учетом острой необходимости в военной технике и подготовленном личном составе, в Украину была отозвана лишь небольшая часть украинского миротворческого контингента.

И хотя в самом Минобороны отмечают, что финансирование миротворцев происходит "во время сложной военно-политической и социально-экономической ситуации в государстве", официальная позиция украинских властей по участию в международных миссиях остается неизменной.

"Хочу подчеркнуть, что даже в условиях вооруженной агрессии России против нашего государства, Украина продолжает активно участвовать в операциях ООН по поддержанию мира и безопасности. Хочу заверить, что вы и дальше можете твердо на нас рассчитывать", - заявил по этому вопросу Президент Порошенко.

Но даже с учетом столь твердой позиции Украины, говорить о скором появлении на Донбассе “голубых касок” пока точно не стоит. Саму же возможность привлечения сил ООН в зону проведения АТО украинские власти могут использовать разве что для демонстрации готовности к мирному решению конфликта.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5,9) - как понимать это выражение Господа из «заповедей блаженств»? Как научиться этой добродетели? Как отличить миротворчество от человекоугодия? В каких ситуациях мы можем быть миротворцами, а когда все-таки должны, вспоминая слова Спасителя, принести не мир, но меч? Размышляет настоятель храма в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова игумен Нектарий (Морозов) .

В евангельском понимании − это человек, который способствует водворению мира там, где до того была вражда, или же, в более расширенном понимании, который не допускает этой вражде разразиться. Но, наверное, в полном смысле слова, в еще большей степени миротворцем является человек, который, став поневоле одной из сторон конфликта, вместе с тем не только сам в себя этот конфликт не впускает, но и делает абсолютно все возможное для умиротворения того, кто оказался «по другую сторону баррикад».

Этого можно достичь в первую очередь тогда, когда человек находит возможным для себя отказаться от своих интересов, стремлений, желаний, в какой-то степени даже от своей воли в этой конкретной ситуации. Ведь в основе любого конфликта − в семье, или на работе, или между двумя различными политическими партиями, или двумя государствами − практически всегда лежит то, что одна из сторон или обе стороны ставят свои интересы над интересами своих оппонентов. И дальше начинается борьба, в которой та сторона, которая сильнее, навязывает свою волю и свои желания другой, более слабой. Или же это происходит с переменным успехом. Так начинаются затяжные конфликты, так начинаются войны информационные, и так порою начинаются войны самые настоящие − кровопролитные. Но если у одной из сторон появляется благое произволение снять остроту конфликтной ситуации, то не исключено, что и у второй не останется возможности конфликтовать.

Те миротворцы, которых мы видим по телевизору и о которых читаем в газетах, вряд ли являются миротворцами в евангельском смысле этого слова

Но оттого, что очень мало миротворцев на таком житейском, бытовом уровне, так же мало возможностей способствовать миру и в каких-то глобальных конфликтах. А миротворцы, которых сегодня называют голубыми касками, то есть солдаты, направляемые в определенные зоны и в определенные участки мира, занимаются все-таки в первую очередь не примирением людей, а принуждением к миру. А это, в свою очередь, часто сопряжено с подавлением той или иной стороны конфликта, и, главным образом, только потому, что так кому-то нужно. Поэтому, безусловно, те миротворцы, которых мы видим по телевизору и о которых читаем в газетах, вряд ли являются миротворцами в евангельском смысле этого слова, здесь налицо колоссальная подмена понятий.

Да, бывают ситуации, когда усилия этих миротворцев, пусть сопряженные с каким-то силовым воздействием, все-таки ведут к миру. Но это верно лишь отчасти. Конечно, если куда-то вводится контингент миротворческих сил, то, как правило, боестолкновения прекращаются, но в то же время мы прекрасно понимаем, что в окружающем нас мире действуют определенные механизмы, которые служат реализации интересов наиболее сильной стороны. А в качестве наиболее сильной стороны почти всегда выступает та, которая этот конфликт породила, непосредственно в нем не участвуя.

Например, и сегодня можно было найти на Youtube выступление руководителя крупнейшего американского частного разведывательного агентства Stratfor Джорджа Фридмана, в котором он прямо говорил, что Соединенные Штаты не должны участвовать непосредственно в каких-то вооруженных конфликтах, поскольку это слишком накладно. Но они могут ссорить различные государства, не допускать между ними партнерских взаимоотношений. В частности, речь шла о недопустимости союза России и Германии, так как это является самой главной угрозой для Соединенных Штатов и для их гегемонии в современном мире. То же относится и к странам Европы, которые надо разобщать и, разобщая и разделяя, таким образом властвовать. В словах этого человека была также обозначена необходимость того процесса распада ЕС, который сейчас запустила Британия, и, как следствие, вооруженных конфликтов внутри Европы. Поэтому мы можем наглядно видеть, как рождаются конфликты, точнее, как они планируются. Перефразируя известную поговорку, можно утверждать, что если войны начинаются, значит, это кому-нибудь нужно.

Но здесь же можно вспомнить и замечательные слова покойного Патриарха Грузинского Ефрема о том, что если из двоих людей хотя бы один умный, то ссоры не будет. И вот если из двух сторон, которые понуждаются к тому, чтобы вступить в конфликт, хотя бы одна, скажем так, умная, то конфликта и войны не будет. Ведь всегда в интересах народа − от войны в любом случае уклониться, если только речь не идет о войне освободительной, когда на нашу территорию кто-то уже вторгся, и нам необходимо ее защищать.

Поступаться самолюбием, но не верой

При желании уклониться от и уступить существует опасность перейти к другой крайности − к человекоугодию, к , к искусительной для потенциальных агрессоров слабости. Необходим здравый смысл, чтобы четко понимать, где проходит та линия, дальше которой отступать уже нельзя.

Но большинство конфликтов происходят по самым глупым поводам. Идеальная иллюстрация − гоголевская «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Это произошло из-за какой-то ерунды, и спустя некоторое время никто даже не мог вспомнить, в чем причина ссоры заключалась. Чаще всего люди конфликтуют из-за мелочей, которые задевают их самолюбие. Один не дал другому выйти из автобуса, один стоял в очереди и был уверен, что он стоит на этом месте, а оказалось, что на этом месте стоит другой, они начали выяснять, слово за слово − вся очередь уже чуть ли не в рукопашную схлестнулась. Вот чем наполнена наша жизнь. Христианину же необходимо в таких случаях своим самолюбием поступаться. Нельзя поступаться принципами, идеалами, и, конечно, ни в коем случае нельзя поступаться верой. Точно так же, как нельзя кому-то уступать в ущерб интересам своих близких.

− Любой конфликт есть дело человеческого эгоизма

И очень важно не в других людях отыскивать то неразумие или даже безумие, которые приводит их к конфликтам по мелочам, а усматривать всё это в себе самих. И, пренебрегая этими мелочами, можно от большей части конфликтов и ссор в своей жизни уйти. Безусловно, любой конфликт есть дело человеческого эгоизма. И тот, в ком эгоизма меньше, скорее способен к тому, чтобы конфликт купировать, завершить, выйти из него с честью и хотя бы в какой-то степени стать миротворцем и сподобиться блаженства миротворцев.

Сильному не страшно казаться слабым

Конечно, бывают конфликты, которые возникают не из-за мелочей. Например, кто-то из коллег пытается переложить свои обязанности на другого или злоупотребляет своим служебным положением, и совершенно ясно, что это повод для напряженности в отношениях. Но в любых случаях возможно, как правило, несколько типов реакции. На меня пытаются переложить чужую работу, я с этим соглашаюсь, а с течением времени оказываюсь перегружен и заваливаю оба дела − и свое, и чужое − сразу. Того же, кто привык свою работу перекладывать на мои плечи, работать уже просто не заставишь. Другой тип реакции: «А что это ты себе такое позволяешь? Ты с ума сошел? Ты нехороший человек». Результат очевиден. И возможен третий тип реакции, когда я говорю: «Прости, пожалуйста, у меня есть своя работа, а это не моя, поэтому я все-таки не могу ее выполнить. Я виноват, но мне не по силам». И в этом случае опасность конфликта намного меньше, чем даже в первом случае. Потому что в тот момент, когда ты окажешься не в силах выполнить работу за другого, он еще будет от тебя этого требовать и гневаться, а когда ты сразу ставишь определенную грань, но при этом выражаешь сожаление и не обвиняешь его ни в чем, это снижает опасность конфликта. Но даже если человек пытается с тобой все-таки поссориться, можно быть каменной стеной, об которую он будет ломать руки и ноги, а можно быть подушкой, которая мягко гасит все эти удары. Хотя это непросто.

− У зла есть такая особенность: когда ему не противишься, оно нарастает

Дело в том, что у зла, к сожалению, есть такая особенность: когда ему не противишься, оно нарастает. Существуют разные способы бороться со злом, самое главное − эти способы не должны быть сопряжены с тем, что зло умножается в тебе. Поэтому лучше к каждой подобного рода ситуации относиться, скажем так, технически: не поддаваться первому импульсу выпустить огнедышащего дракона, который опалит всё вокруг огнем гнева, раздражения, досады, а сделать, образно говоря, шаг назад и дать себе время, хотя бы самое короткое, вспомнить, что я не просто разумный, взрослый и самостоятельный, но еще и верующий, который хочет быть христианином и пытается им быть. Поэтому у меня должно хватить твердости, но в то же время и кротости, и любви, чтобы не родился конфликт. И если человек вступит со мной в конфликт, я не отвечу − я, Бог даст, окажусь тем самым умным человеком, о котором говорил Патриарх Ефрем.

И не надо бояться, что, поступая так, мы будем казаться слабыми, забитыми, окажемся на последнем месте в коллективе. Зачастую человек гневается, раздражается на самом деле потому, что он чувствует в себе слабость и боится уступить. И, напротив, человек сильный и самодостаточный понимает, что никто не заставит его делать ничего помимо его воли. И поэтому он может общаться корректно, вежливо, с любовью, по-христиански и в то же время знать, что вот это он себе позволит сделать, а этого − нет. И другие люди в коллективе, как правило, чувствуют эту силу. К тому же человек, который хорошо делает свое дело, мужественный, твердый и в то же время спокойный, на последнем месте не оказывается, как правило.

Как быть, если кто-то из близких явно совершает какую-то ошибку, какой-то грех и создает тем самым проблемы не только себе, но еще и окружающим, но при этом мы знаем, что любое замечание, даже сделанное с любовью, вызовет негодование и приведет к ссоре? Изучить человека и смотреть по ситуации. И в каких-то случаях мы поймем, что без этого замечания, которое вызовет гнев, в принципе можно обойтись, и не будем его делать, а в каких-то, зная, что может пострадать работа, другие люди или сам человек, все-таки сделаем его вновь, но будем при этом готовыми к «извержению вулкана». И, как говорит Псалмопевец, приготовившись, не смутимся.

Сыны Божии и сыны вражии

− Нужно хорошенько подумать: не тщетно ли ты благодушествуешь и не всуе ли помышляешь о том, что причины раздора ничтожны?

Если человек становится свидетелем конфликта и пытается примирить две враждующие стороны, очень часто бывает, что каждая из них пытается привлечь миротворца на свою сторону и обижается на его нейтралитет. А бывает, что конфликтующие объединяются и начинают враждовать с теми, кто пытался их примирить. Поэтому прежде каких-то миротворческих действий нужно хорошенько подумать: не тщетно ли ты благодушествуешь и не всуе ли помышляешь о том, что причины раздора ничтожны? Нужно сначала примерить ситуацию на себя, чтобы увериться, что ты сам смог бы спокойно и трезво уступить и не конфликтовать. И ни в коем случае не нужно выступать в роли «старшего», потому что, как правило, это уязвляет в человеке самолюбие, но надо встать с ними на один уровень и действовать, может быть, сначала не столько рациональными доводами, сколько призывом к любви. И самое главное, нужно быть хорошо знакомым с этими людьми и надо, чтобы они тебя уважали.

Конечно, порой бывает не до размышлений, когда на твоих глазах люди друг друга убивают, − тут приходится думать о том, можешь ли ты реально способствовать прекращению этой драки, бойни, или лучше позвать кого-то на помощь. Ведь христианство не предполагает неразумия, поэтому, когда мы к какому-то делу приступаем, мы должны рассудить, что нужно делать для того, чтобы это дело было успешным.

В Евангелии сказано: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5,9), что эти слова значат? Господь пришел в мир для того, чтобы осуществить это удивительное таинство примирения человека с Богом, дать человеку возможность примириться, в том числе и с самим собой, и возвратиться в состояние богосыновства. Поэтому те, кто подражает Христу, главному Миротворцу, в этом превращении вражды в мир, настолько Богу угодны и настолько Богу милы, что они становятся Ему сынами. И напротив, те, кто сеет вражду, становятся сынами не Божиими, а сынами вражиими.