Модернизированный танк т 72. Отечественное оружие и военная техника. Броневой корпус и башня

В отношении новых модификаций ОБТ Т-72 в последние годы ходит множество слухов, причем некоторые из них откровенно восторженные, а в другом случае доходит дело едва ли не до откровенной ругани. А когда в конце 2013 года было принято решение об отказе закупки Т-72Б3 для нужд армии, сообщение это произвело эффект разорвавшейся гранаты.

Здесь следует упомянуть, что решение это было принято на основании реального опыта эксплуатации опытных образцов в частях, где до того использовались танки Т-80. Танкистам важнее реальная работа техники, а на мнение «экспертов» им откровенно плевать. Итак, чем же хорош или не слишком хорош Т-72Б3? Отличия от предыдущих модификаций - в нашем материале.

Труды Сердюкова не будут забыты…

Заказ вооружения для армии в настоящее время - громадное действо, в котором каждая из сторон норовит урвать кусок прибыли побольше. Вот основные интересы:

  • КБ пытаются сбыть свои разработки и получить гранты на дальнейшие изыскания.
  • Промышленности вообще все равно, что предстоит производить, лишь бы имелся долговременный государственный заказ и были средства для оплаты труда рабочих.
  • Армия. Раньше она просто желала получить надежную технику в больших количествах, но во времена Сердюкова все несколько изменилось, причем далеко не в лучшую сторону.

Впрочем, довольно лирики. Нам нужен Т-72Б3. Что за зверь все же начнет поступать в наши войска (решение этого года)?

Основные измененные узлы

Давайте остановимся на тех узлах, которые действительно были модернизированы:

  • СУО, изменившиеся наблюдательные приборы и средства прицеливания для экипажа.
  • Новая система радиосвязи.
  • Обновленное вооружение.
  • Улучшения в механизмах пожаротушения.
  • Танк Т-72Б3 получил гусеницы с новым РМШ.

Что нового для наводчика?

В роли прицела для наводчика выступает прибор «Сосна-У». Изначально был разработан белорусским «Пеленгом». На сегодняшний день выпускается вологодскими предприятиями. Основные характеристики следующие:

  • Стандартный оптический канал для дневных условий.
  • Тепловизор для ночного прицеливания.
  • Стандартный дальномер с лазерным каналом.
  • Дальномер лазерный для наводки при стрельбе ракетами.
  • Обнаружение вражеских танков в дневных условиях - до 5 километров, в ночных - до 3,5 км.
  • Стабилизация изображения в двух плоскостях.
  • Возможность использования КУВ (это комплекс управляемого вооружения) с ходу, без необходимости остановки машины в условиях боя.
  • Имеется автоматическое сопровождение цели.
  • Отображение режима работы и типа использованного боеприпаса.
  • Есть аппаратура, позволяющая вносить поправки при боевой стрельбе.

Отрицательные моменты

Сам этот прицел в наших войсках знают уже давно, причем он заслужил немало положительных отзывов. Вот только тепловизор изготовлен на базе французской камеры Catherine-FC, выпуском которой занимается компания Tomcon-CSF. Как можно оснащать ОБТ Т-72Б3 «Буревестник» комплектующими из страны, чья политическая воля подобна флюгеру под сильным ветром? О сегодняшнем положении нет точных сведений, но в 2014 году французские комплектующие продолжали поступать... Саму модернизацию приборов для наводчика выполнили весьма… скажем так, конструкторы постарались максимально сэкономить:

  • Вытащили хорошо зарекомендовавший себя прицел ППН 1К-13-49 (который ранее являлся комплектующим КУВ 9К120 «Свирь»).
  • Поставили на освободившееся место «Сосну».

Минусов у столь странного подхода много, причем все они серьезные:

  • Линия прицеливания и линия канала ствола сильно смещены по отношению к самому прицелу, что в полевых условиях крайне затрудняет нормальную наводку орудия на цель.
  • Очевидно, что никто не подумал о работе наводчика, которому стало еще более неудобно пользоваться прицелом. Танкисты говорят, что для нормального использования «Сосны» приходится сильно «косить» на левую сторону, попутно выгибая спину.
  • Видеосмотровое устройство наводчика расположили «на авось», отчего в войсках постоянно требуются новые: танкист попросту разбивает его левым ботинком при посадке в машину.
  • Напоследок - самое «вкусное». Внешний оптический блок закрыт… добротной металлической крышкой, которая привинчивается (!) сразу четырьмя болтами.

Последнее обстоятельство для основной боевой машины, которой является танк Т-72Б3, - полный сюрреализм. Да, оптику на следует беречь, но какой ценой? Конечно, крышку гипотетически можно снять перед началом боя… Вот только когда этот самый бой начнется? Или танкисты должны крутить ключом болты, пока противник вежливо согласится их подождать!? Ведь на всех ОБТ мира открытие бронезаслонки происходит дистанционно, с рабочего места наводчика. Да и в отечественных танках такое решение использовалось неоднократно! Что мешало установить такой механизм сюда?

Положительные решения

К счастью, есть и положительные моменты. В СУО оставили (в полном комплекте) прицел типа ТПД-К1, входящий в состав 1А40, и даже оснастили его защитой от лазерного излучения. Проще говоря, Т-72Б3 оснащается сразу двумя основными прицелами. Если даже в бою будет поврежден один, то танкист всегда сможет воспользоваться вторым.

За люком наводчика наконец-то установили то, что там давно должно было стоять: датчики температуры окружающего воздуха и характеристик ветра (скорость и направление). Отныне наводчику больше не нужно рисковать жизнью, высовываясь из люка и выполняя работу Гидрометцентра. К слову, многие специалисты высказывают вполне обоснованное мнение о том, что «аховая» стрельба на танковом биатлоне 2013 года была обусловлена именно отсутствием этих приспособлений. Так что Т-72Б3, характеристики которого мы рассматриваем в рамках этой статьи, на биатлонах до сей поры демонстрировал далеко не все свои способности, которые он может проявить.

О сложностях работы командирской

Увы, но конструкторы по каким-то только им ведомым причинам оставили в танке настоящий антиквариат - ТКН-3 (комбинированный перископический бинокулярный прицел). Напомним, что когда его уже устанавливали в 1991 году на новейшую по тем временам БМП-3, это выглядело настоящим анахронизмом! Да, в «старичка» воткнули электронно-оптический преобразователь (ЭОП), относящийся ко второму поколению, но лучше он от этого стал совсем немного. Для чего было устанавливать это чудо на Т-72Б3?

И еще. Уже при первых полевых испытаниях были зафиксированы повреждения глаз у зазевавшихся танкистов. «Рогатка» при выстреле бьет с такой силой, что пара минут головокружения обеспечена (если вовремя не убрать голову). У него есть и положительная особенность. Если нажать на торец, то башня танка автоматически развернется в ту сторону, куда «смотрит» ТКН-3. При этом на рабочем месте наводчика загорится индикатор «командир». В общем-то, больше этот самый командир Т-72Б3 в бою ничего сделать не сможет.

Абсурд при наводке на цель

Очень интересен тот факт, что при ночной работе наводчик танка будет видеть на 3,5 км, а вот командиру придется довольствоваться или той же самой дублированной картинкой, или пытаться «пронзить» ночь своим ТКН-3МК, который позволяет видеть аж на целых 500 метров. Какие ценные команды он при этом даст экипажу, если условия работы у него столь неполноценные? Ведь есть варианты модернизированного ТКН от отечественных компаний, в которых командир может хотя бы дальность до цели измерять! В любом случае, наш основной боевой танк продолжает сверкать не хуже елки в ИК-приборах наблюдения, что, вне всякого сомнения, радует потенциальных противников.

Модернизация системы связи

Вот здесь все веселее. На танк поставили УКВ-радиостанцию Р-168-25У-2 «Акведук». Ее уже давно просили военные. Имеет независимые каналы отправки и передачи данных. Может проводить открытые, скрытые и секретные сеансы связи. В последнем случае требуется использование внешних ЗАС. В заводском комплекте поставки идет два независимых приемопередатчика.

Радует, что танкисты наконец-то получили кодированную связь. Выпуск данной модели был начат Рязанским радиотехническим заводом еще в 2005 году. Стоит отметить, что разработчики станции предусмотрели прекрасный задел для модернизации этого оборудования: уже сейчас можно подключать выносной пульт для набора данных, который также может использоваться в качестве основного средства управления, если повреждены основные приборы контроля. Увы, но и здесь не обошлось без «дегтя» - танкисты говорят, что в войсковых условиях эта станция частенько барахлит. Видимо, ее еще не довели до абсолютно надежного состояния.

Тангенты с индивидуальной регулировкой громкости также зарекомендовали себя не слишком хорошо. Они и сами-то по себе не слишком надежные, так еще и отличаются повышенной хрупкостью. А ведь это - основной боевой танк. Из железа. Твердого. Танкисты говорят, что старыми тангентами можно было даже люк подпереть, а вот новую нежелательно даже ронять... Что еще предполагает модернизация Т-72Б3?

Основной калибр

До сих пор официальные источники пишут, что на модернизированную версию ставится пушка 2А46М или 2А46М-5. Остается надеяться, что в базе будут ставить именно последний вариант. Это орудие - не что иное, как глубокая модернизация прекрасно себя зарекомендовавшей модели Д-81ТМ (2А46М). При этом была значительно повышена жесткость самой конструкции, что обеспечивает лучшую точность. Кроме того, при ее изготовлении намного жестче ОТК, что обеспечивает поступление только тех орудий, разность толщины стенок которых не превышает 0,4 мм.

Цапфенные обоймы отныне крепятся обратным клином. Опора откатных частей размещается в задней части люльки, горловину которой увеличили на 160 мм. Сама она при этом также стала намного жестче. Направляющие для люльки имеют форму призмы. Все это позволило снизить рассеивание при стрельбе сразу на 15%. При стрельбе сходу разброс снарядов снизился почти в два раза. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Т-72Б3, ТТХ которого мы рассматриваем, может намного точнее и быстрее поражать все доступные цели.

Предусмотрено крепление отражателя для учета степени изгиба ствола. Полученные данные передаются на место наводчика в изначально цифровом виде, что опять-таки обеспечивает лучшую точность стрельбы, нивелирует последствия различных помех, которые неизбежно возникают в процессе боевой эксплуатации машины. Следует отметить, что все эти сведения напрямую идут в баллистический вычислитель. Этот прибор значительно облегчает работу наводчика и позволяет ему быстрее навести пушку на выбранную цель.

Усиление стандартного боекомплекта

Были введены сразу несколько типов «длинных» снарядов. Были разработаны ЗВБМ22 с БПС ЗБМ59 «Свинец-1» и «Свинец-2». При одновременном увеличении дистанции предельной стрельбы повышается степень бронепробиваемости на всех расстояниях. Чтобы обеспечить нормальное заряжание новых снарядов, автомат заряжания был несколько изменен. Впрочем, аналогичный механизм уже ставили на наши танки, начиная с Т-72БА, так что ничего нового здесь нет.

Спаренный пулемет и ЗПУ

В этом отношении никаких изменений нет - ПКТ/ПКТм. Была информация о танковых «Печенегах», но подтверждения пока что нет. Вот только до сих пор нет данных о нормальном механизме сбора стрелянных гильз. Дело в том, что разрыв стандартного брезентового мешка с последующим рассыпанием раскаленных гильз на контейнер АЗ (автомата заряжания) может привести к крайне печальным результатам. Видимо, на этом энергия конструкторов (и деньги) полностью закончилась, потому как придумать что-то более неподходящее для боевого танка, нежели открытую всем ветрам ЗПУ, сложно…

Судя по всему, в экипаже нужен штатный смертник, который будет прикрывать Т-72Б3. Отзывы самих танкистов вообще лучше не приводить ввиду их полной непотребности.

Основные выводы по системе вооружения

  • На этот раз модернизация действительно улучшает показатели машины: новая пушка и улучшенные боеприпасы. Все эти составляющие дают шанс на быстрое и гарантированное подавление противника.
  • ПКТ - без комментариев, хит на все времена.
  • ЗПУ без дистанционного управления - неприкрытое пренебрежение жизнью членов экипажа. Так как вес танка Т-72Б3 все равно увеличился до 46 тонн (42 тонны весит простой Т-72), то можно было бы выделить еще пару сотен килограммов для нормальной дистанционно управляемой установки.

Системы автоматического пожаротушения

НПО «Электромашина» специально для данной модернизации разработало систему «Иней». Это автоматическая установка для обнаружения и тушения пожаров, которые могут возникнуть в боевом и моторном отделениях. Основные характеристики:

  • Двукратное действие.
  • В комплекте идет четыре баллона с «Хладоном».
  • Для обнаружения очага возгорания используются оптические и термические датчики.

Силовая установка и трансмиссия

В-84-1 был оставлен на месте. Конечно, привыкших к Т-80 танкистов «убивают» все дизели, но этот мотор действительно хорош. В-84 очень надежен и проверен боевой эксплуатацией. В действующих частях полно специалистов, которые прекрасно знают этот мотор. В-92, который изначально предполагалось ставить, еще нуждается в разносторонних испытаниях. Так как силовая установка осталась прежней, то и трансмиссия изменениям никаким не подверглась. БКП не подвергалась усилению, число пар трения в элементах фрикциона не увеличивали. Так что двигатель и трансмиссия остались практически теми же.

Ходовая часть

Использована гусеница с последовательным расположением РМШ. Данный вариант используется как на Т-72БА, так и на Т-90 уже с 1996 года. Соответствующим изменениям подвергается и ходовая часть, которой оснащаются российские Т-72Б3. О каких-то иных новшествах в этой области не сообщается.

Основные выводы

  • Возможности наводчика действительно впечатляют: к его услугам два прицела, новая пушка с улучшенными системами контроля изгиба ствола, а также прочие «изюминки».
  • Увы, но из-за откровенно архаичных средств наблюдения командир нового танка попросту не в состоянии нормально вести бой ночью.
  • Системы связи хороши, но их следует доводить.
  • «Иней» хорош, вот только двукратного срабатывания мало, да и баллонов со смесью желательно иметь больше.
  • Защита башни и корпуса - полный провал.
  • Двигатель, ходовая и трансмиссия - никаких изменений.

Остается устойчивое впечатление, что модернизацию попросту забросили на полпути. Многие недоработанные элементы можно улучшить, не затрачивая на это феноменальных средств. Вот, в общем-то, и все. В принципе, модернизация танка получилась весьма неплохой, но некоторые моменты откровенно режут глаз.

Цифровая система управления огнем, усиленная динамическая защита "Реликт" и мощь нового 1000-сильного турбодизеля - два десятка модернизированных Научно-производственной корпорацией "Уралвагонзавод" (УВЗ) танков Т-72Б3 уже погружены на железнодорожные платформы и готовы к отправке в войска.

Об этом РИА Новости сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе. Под словом "модернизация" в данном случае подразумевается не просто косметический ремонт, а полное переоснащение боевой машины системами и агрегатами нового поколения. Заслуженный танк научили лучше "видеть", быстрее двигаться и прицельнее стрелять. О том, чем именно Т-72Б3 выделяется из семейства Т-72 и почему он стал менее уязвим для танков НАТО , - в материале РИА Новости.

Дешево и с "Реликтом"

Изначально модификация Б3 задумывалась Минобороны как недорогой и быстрый способ "освежить" обширный парк стоящих на вооружении "семьдесят вторых", разработанных еще в начале 1970-х. Сильно переделывать машину не собирались, планируя ограничиться заменой наиболее устаревших узлов на современные. В итоге увлеклись и довольно серьезно "перетряхнули" танк, доведя его по боевым возможностям почти до уровня Т-90С. Впрочем, в УВЗ рекомендовали эти машины не сравнивать - разные поколения.

Ранее СМИ уже сообщали о получении "Уралвагонзаводом " госзаказа на модернизацию 150 танков Т-72Б до уровня Т-72Б3 на сумму более 2,5 миллиарда рублей, причем в каждый танк планировалось вложить по 17 миллионов рублей. Модернизированные танки поступают в войска партиями.

Главное достоинство танков семейства Т-72 "Урал" - исключительная надежность и безотказность даже в самых сложных условиях эксплуатации, будь то жара, мороз, пыль или повышенная влажность воздуха. Сломать Т-72 почти нереально, поэтому изменения коснулись не столько доработки базовой конструкции, сколько систем защиты и управления огнем.

Обновленный танк надежно прикрыли всеракурсной защитой, которая повысила его живучесть и эффективность. В том числе - в бою с массированным применением противотанкового оружия. Бортовые решетчатые экраны и модули динамической защиты "Реликт" на многослойной броне превратили боевую машину в подвижную крепость, устойчивую к попаданиям кумулятивных и, что самое важное, подкалиберных бронебойных снарядов.

"Благодаря "Реликту" существенно возросла защищенность Т-72Б3 от бронебойно-подкалиберных снарядов, - отмечает военный эксперт, главный редактор журнала "Арсенал Отечества" полковник Виктор Мураховский . - Дело в том, что динамическая защита предыдущего поколения работала в основном против кумулятивных боеприпасов, но недостаточно эффективно - против кинетических. Если говорить о танковых соединениях НАТО, то основной акцент борьбы с тяжелобронированными целями у них сделан как раз на подкалиберные снаряды".

Эксперт отметил, что на Т-72Б3 можно поставить и систему активной защиты, аналогичную экспортной "Арена-Э", но такая комплектация удорожает машину, поэтому Минобороны пока ее не заказывает, придерживаясь оптимального критерия "стоимость-эффективность".

Новый ствол и снаряды

Боевые возможности танка заметно расширили заменой его главного оружия - пушки. На Т-72Б3 установили 125-миллиметровое гладкоствольное орудие, способное стрелять новыми бронебойными подкалиберными снарядами "Свинец" и "Свинец-1".

"Ключевой элемент модернизации до версии Т-72Б3 - это существенное повышение огневой мощи, прежде всего за счет радикального усовершенствования системы управления огнем, - рассказал Мураховский РИА Новости. - Установлен всепогодный прицел "Сосна-У", который днем и ночью обеспечивает наведение орудия на предельные дальности".

Танк научили гораздо точнее поражать цели благодаря цифровому баллистическому вычислителю, датчикам условий стрельбы и автомату сопровождения цели. Вычислитель - это мини-компьютер, который рассчитывает траекторию полета снаряда с учетом поправок на движение цели и скорость самого танка, берет во внимание температуру воздуха, заряда и множество других параметров. Фактически наводчик получил в свое распоряжение надежного электронного "помощника", за счет чего время прицеливания сократилось в несколько раз. Ночью приборы наведения работают через тепловизионный канал основного прицела.

Орудие прорыва

Перевооружив машину, уральцы не забыли и про ходовую часть. Бронированный ветеран отлично перенес "пересадку сердца", и теперь у него внутри рычит двигатель В-92С2Ф от Т-90, выдающий рекордные 1130 "лошадей" против 780 у старичка B-46, которым комплектовали ранние версии Т-72. Новый "всеядный" дизель с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом сконструирован таким образом, чтобы минимизировать нагрев корпуса от работы выхлопной системы и снизить заметность танка в ИК-диапазоне. За счет существенного увеличения мощности танк стал намного более динамичным, маневренным и скоростным.

"Танки с танками не воюют. Для этого есть противотанковые подразделения. А задача танков - проламывать оборону противника, причем не самостоятельно, а в тесном взаимодействии с пехотой, артиллерией и под прикрытием системы войсковой противовоздушной обороны . Механизированные бронетанковые соединения позволяют развить тактический успех, быстро выйти противнику во фланг и тыл, уничтожить его штабы, аэродромы, узлы связи", - отмечает Мураховский.

Чтобы мощный дизель не перегрелся и не наглотался пыли, конструкторы предусмотрели высокоэффективную систему охлаждения и очистки поступающего извне воздуха. За счет этого география боевого применения машины существенно расширилась: теперь она не заглохнет даже в эпицентре песчаной бури при экстремальной жаре в +50 по Цельсию.

Важное отличие последних Т-72Б3 от базовых версий - автоматическая коробка переключения передач, аналогичная установленной на Т-90МС . Кроме того, предусмотрен автоматизированный комплекс управления для механика-водителя с цифровым дисплеем и телекамерой заднего вида, который сам предупреждает о возникших неисправностях или повреждениях шасси.

Командующий Сухопутными войсками генерал-полковник Олег Салюков ранее сообщил, что на современные танки Т-72Б3, Т-80У и Т-90А со временем перейдут все воинские части постоянной готовности. К 2020 году планируется обеспечить 71 процент современных танков в войсках. Всего, по данным за 2016 год, на вооружении у России числится 2700 танков, еще более 10 тысяч находится на хранении.

Т-72 «Урал» — самый массовый основной советский боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Советской Армии 7 августа 1973 года.
Ниже дан краткий обзор особенностей российских модификаций танка Т-72, выпускаемого УралВагонЗаводом, подготовленный на форуме pikabu.ru блогером zhuravkofff , за что ему большое спасибо.
Употребляемые сокращения: НКДЗ (Навесной Комплект Динамической Защиты), ВДЗ (Встроенная Динамическая Защита), ВЛД (Верхняя Лобовая Деталь), НЛД (Нижняя Лобовая Деталь), ТПН (Танковый Прицел Ночной), ОПТВ (Оборудование Подвойного Вождения Танка).

T-72A

Т-72Б (образца 1984 г), T-72B
принят на вооружение в 1984 г


(Т-72Б обр. 1989)


Т-72БМ (фото В.Кузьмина, )


последовательный РМШ ()


В дополнение к вышеизложеному:

Т-72Б3 - это капитальный ремонт с бюджетной модернизацией ранее выпущенных машин.
В Алабино на полигоне учебного комплекса Таманской дивизии продемонстрирована последняя модификация «семьдесятдвойки» - танк Т-72Б3, внешне отличавшийся новейшим многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и отсутствием ИК-прожектора Л-4А «Луна» рядом с маской пушки. По сравнению с Т-72Б3 первых серий башня на месте ИК-прожектора Л-4А «Луна» прикрыта блоками ВДЗ «Контакт-5».
Танк получил новую 125-мм пушку 2А46М-5, новую радиостанцию УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук», новое противопожарное оборудование (ППО) и новый многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У». Прицел имеет 4 канала: оптический, тепловизионный, канал лазерного дальномера и канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). ПНМ «Сосна-У» установлен вместо штатного прицела-прибора наведения 1К-13-49. Старый прицел наводчика 1А40-1 оставлен на штатном месте в качестве запасного.


Место установки ПНМ «Сосна-У» в танке Т-72Б3
()

Командир получил прибор ТКН-3МК с системой «Дубль», обеспечивающей возможность ведения огня командиром. На танке Т-72Б3 установлена встроенная динамическая защита (ВДЗ) «Контакт-5», а не новая ДЗ «Реликт», которая защищает танк от современных тандемных боеприпасов; танк не получил закрытой зенитно-пулемётной установки (ЗПУ) - осталась открытая ЗПУ с ручным управлением. Вместо 1000-сильного двигателя В-92С2, который установлен на Т-90А (Объект 188А) и на модернизированном Т-72БА (Объект 184А), на Т-72Б3 остался капитально отремонтированный В-84-1 мощностью 840 л.с. Поэтому характеристики подвижности не возросли. Танк не оснащается приемниками ГЛОНАСС/GPS.

Т-72Б3 на полигоне в Алабино, август 2013 (


МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ТАНК Т-72Б3
THE MODERNIZED TANK T-72B3

В 2011 г. Министерство обороны РФ решило прекратить закупку новых танков семейства Т-90. Тем же Министерством обороны принято решение, что Т-80 и модификации модернизироваться не будут и все средства пойдут на капитальный ремонт и модернизацию имеющихся Т-72. УКБТМ было разработано 15 опций модернизации Т-72. Проект Т-72Б3 создавался в качестве способа бюджетной модернизации имеющегося парка танков Т-72Б.
Глубокой модернизацией танков Т-72 до версии Т-72Б3 занимается «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. По оценкам специалистов Т-72Б3 способен на равных способен противостоять на танковом биатлоне самым лучшим иностранным машинам, в том числе М1А2 из Кувейта и китайским Тип 96-99. В данном танке использован задел наработок, полученных при создании Т-72Б2 и Т-90СМ.

Контракт на проведение модернизации танков был подписан в мае 2012 года на сумму 6 млрд рублей (150 млн долл) в рамках более масштабного соглашения, которое должно загрузить производственные мощности «Уралвагонзавода» по меньшей мере на три года. Финансирование соглашения составит более шести миллиардов рублей. Помимо этих средств предприятие получит еще 6,2 миллиарда рублей на модернизацию производства.
Т-72Б3 – это капитальный ремонт с бюджетной модернизацией ранее выпущенных машин. Комплектация определена Минобороны РФ (решение принимал Владимир Поповкин, когда был начальником вооружения, и Николай Макаров, бывший глава Генштаба). Стоимость модернизации одного Т-72Б3 составляет 52 млн. руб. Из них около 30 млн. руб. уходит на капитальный ремонт танка - машины полностью разбирают, обследуют все детали и меняют устаревшие на новые; остальные деньги тратят на модернизацию - закупку и установку нового оборудования и других комплексов, которые выбрал заказчик.
В ходе доработок танк получил новую систему управления огнем, включающую, в том числе, многоканальный всесуточный прицел наводчика. С его помощью танк может в любое время суток обнаружить и распознать цель на расстоянии до пяти километров. Кроме того, машину оснастили цифровым баллистическим вычислителем с комплектом датчиков метео- и топографических условий. Он обеспечивает автоматизацию процесса подготовки выстрела и значительно повышает точность стрельбы. Новый комплекс управляемого вооружения гарантирует высокую вероятность уничтожения цели ракетой с места и в движении на дальности до пяти километров. А внедрение автомата сопровождения целей упростило работу наводчика при стрельбе с ходу и по движущимся целям. Кроме того, усовершенствованный танк получил более современную динамическую защиту и цифровые средства связи.
Танк получил новую 125-мм пушку 2А46М-5, новую радиостанцию УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук», новое противопожарное оборудование (ППО) и новый многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У». Прицел имеет 4 канала: оптический, тепловизионный, канал лазерного дальномера и канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). ПНМ «Сосна-У» установлен вместо штатного прицела-прибора наведения 1К-13-49. Старый прицел наводчика 1А40-1 оставлен на штатном месте в качестве запасного. Командир получил прибор ТКН-3МК с системой «Дубль», обеспечивающей возможность ведения огня командиром. На танке Т-72Б3 установлена встроенная динамическая защиту (ВДЗ) «Контакт-5», а не новая ДЗ «Реликт», которая защищает танк от современных тандемных боеприпасов; танк не получил закрытой зенитно-пулемётной установки (ЗПУ) – осталась открытая ЗПУ с ручным управлением.
Для улучшения динамических характеристик при возросшей массе танка устанавливается турбодизельный двигатель, мощность которого увеличена более чем на 30% по сравнению с базовым изделием. Вместо 1000-сильного двигателя В-92С2, который установлен на Т-90А (Объект 188А) и на модернизированном Т-72БА (Объект 184А), на Т-72Б3 остался капитально отремонтированный В-84-1 мощностью 840 л.с. Ходовые качества танка Т-72Б3 остались на том же уровне, что и у Т-72Б. Поэтому характеристики подвижности не возросли. Танк не оснащается приемниками ГЛОНАСС/GPS.
Стоимость капитального ремонта с модернизацией Т-72Б3 составляет 52 млн. руб. Из них около 30 млн. руб. уходят на капитальный ремонт танка и его дизель В-84-1. Закупочная стоимость Т-90А сотавляет от 70 млн. руб. (2009 г.) до 118 млн. руб. (2011 г.).
Танк Т-72Б3 принят на вооружение российской армии приказом Министра обороны РФ от 19 октября 2012 года.
В Алабино в августе 2013 года на полигоне учебного комплекса Таманской дивизии продемонстрирована последняя модификация «семьдесятдвойки» – танк Т-72Б3, внешне отличавшийся новейшим многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и отсутствием ИК-прожектора Л-4А «Луна» рядом с маской пушки. По сравнению с Т-72Б3 первых серий башня на месте ИК-прожектора Л-4А «Луна» прикрыта блоками ВДЗ «Контакт-5».

На IX Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo (RAE 2013), которая начала работать сегодня в Нижнем Тагиле, в составе экспозиции ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» ОАО НПК «КБМ» представило два своих изделия. Впервые демонстрируется натурный образец модифицированного комплекса активной защиты объектов бронетанкового вооружения и техники «Арена-Э» на модернизированном танке Т-72Б3. Сектор защиты по азимуту у комплекса расширен до кругового. Если прежняя модификация поражала противотанковые управляемые ракеты и противотанковые гранаты, то новая рассчитана ещё и на уничтожение артиллерийских кумулятивных снарядов. Вместо моноблочной радиолокационной станции, являвшейся демаскирующим признаком, новая «Арена-Э» оснащена многомодульной РЛС, распределённой по контуру башни. Сократилось количество защитных боеприпасов. Общая масса комплекса уменьшена более чем в полтора раза.

К концу 2013 года на вооружение Западного военного округа было передано около 270 машин. Порядка 30 модернизированных танков Т-72Б3 в 2013 году поступили на вооружение Амурского общевойскового объединения Восточного военного округа. В 2015 году на новую технику перейдут все амурские военные подразделения.

На прошедшей в Минске выставке MILEX-2014 Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» представила натурный образец модернизированного танка Т-72 и другие свои военные разработки. В первый день работы выставки стенд УВЗ посетил премьер-министр Республики Беларусь Михаил Мясникович. Основным объектом его внимания в экспозиции УВЗ стал натурный образец модернизированного танка Т-72. Белоруссия заинтересована в предложенном Россией варианте модернизации основных боевых танков Т-72. Об этом на 7-й международной выставке вооружений «Милекс-2014″ (MILEX-2014) сообщил советник генерального директора НПК «Уралвагонзавод» Алексей Маслов. «Мы уже много лет эту тему обсуждали и сегодня, наконец- то, определились с опциями, которые бы белорусы хотели видеть на своих танках, – сказал Маслов. – Все, что в башне сделано их устраивает, про остальное будут думать».
Советник пояснил, что пока Минобороны Белоруссии оставит на модернизируемых танках штатный двигатель и шасси, потому что «у них есть определенный запас гусениц и другого ремонтного фонда. Модернизация будет осуществляться на белорусских заводах, куда будут поставляться из России модернизационные комплекты и соответствующая технологическая оснастка в рамках военно-технического сотрудничества.
MILEX 2014 – 7-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» выступала генеральным спонсором Чемпионата мира по танковому биатлону, который 4 августа 2014 года стартовал на полигоне в Алабино. На прошедшем в 2014 году Международном танковом биатлоне в Алабино сборная России выступала на специально разработанных «гоночных» танках Т-72Б3М (также обозначается как Т-72Б4), оснащенных мощным двигателем В-93 мощностью в 1130 л.с., гидравлической трансмиссией и автоматической коробкой передач. Удельная мощность этой модели (масса танка меньше массы Т-90А почти на 5 т) превышает такой же показатель других танков, участвующих в конкурсе. При массе танка 44,5 т удельная мощность составляет 25,39 л.с./т. Этот двигатель также устанавливается на экспортные танки Т-90СМ массой 46,5 т. Кроме того, танки оснащены усовершенствованной пушкой 2А46М5, которая имеет лучшие характеристики, чем пушка, установленная на предыдущих Т-72Б.

В ноябре 2014 года завод «Омсктрансмаш» досрочно выполнил гособоронзаказ 2014 года по капитальному ремонту и модернизации поступающих из войск танков Т-72Б3. По словам гендиректора «Омсктрансмаша» Игоря Лобова, география поставок отремонтированных и модернизированных бронемашин в 2014 году расширилась – Т-72Б3 поставлены в воинские части всех военных округов страны. Большая часть машин отправлена в Новгородскую область и на Дальний Восток.
В мотострелковое соединение ЮВО, дислоцированное в Чеченской Республике, 27 ноября 2014 года прибыл очередной железнодорожный состав с 29 модернизированными танками Т-72Б3. Теперь все танковые подразделения в Чечне полностью перевооружились на новые боевые машины. Вместе с техникой в соединение прибыли представители завода-изготовителя из Омска, которые помогли танкистам ознакомиться с эксплуатационными особенностями новых танков.
В декабре 2014 года «Уралвагонзавод» досрочно выполнил гособоронзаказ 2014 года и уже модернизировал 140 танков Т-72 в счет оборонного заказа 2015 года. Данная бронетехника выдержала все виды испытаний и была принята военным представителем Минобороны РФ. «После модернизации танк становится более маневренным за счет нового мощного двигателя и гусеничных лент. Современный прицел позволяет вести наблюдение и стрельбу в ночное время на большие расстояния, а также стрельбу управляемыми ракетами на расстояние до 5 километров. Также установлена более мощная и надежная рация, позволяющая вести радиообмен на большее расстояние с лучшим качеством», – рассказал замначальника 47-го военного представительства Алексей Грязнов.

В 2015 году в рамках Гособоронзаказа-2015 на вооружение мотострелковых соединений Восточного военного округа (ВВО) поступит более 70 модернизированных танков Т-72Б3. Новая боевая техника идет на замену устаревших танков Т-72Б1. Ее поставки будут осуществляться напрямую с завода-изготовителя.
В начале 2015 года 15 глубоко модернизированных танков Т-72Б3 производства корпорации «Уралвагонзавод» поступили в рамках Гособоронзаказа в юргинскую мотострелковую бригаду Центрального военного округа, дислоцированую в Кемеровской области.

Мотострелковая бригада, дислоцированная в Юрге, стала первым соединением Центрального военного округа, полностью перевооруженным на глубоко модернизированные танки Т-72Б3. В конце марта 2015 г. более 20 машин производства корпорации «Уралвагонзавод» доставлены железнодорожным транспортом на станцию разгрузки.


Мотострелковая бригада, дислоцированная в Юрге, стала в марте 2015 года первым соединением Центрального военного округа, полностью перевооруженным на глубоко модернизированные танки Т-72Б3. Отдельная гвардейская мотострелковая Звенигородско-Берлинская орденов Кутузова и Суворова II степени бригада дислоцируется в городе Юрга с 1 января 1993 года.

НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) намерен начать производство новой модификации основного боевого танка (ОБТ) Т-72Б3, об этом на форуме «Армия-2015» заявил главный конструктор УВЗ Андрей Терликов. «Для новой модификации Т-72Б3 подготовлен комплект дополнительной защиты, – проинформировал Терликов. – В ближайшее время эту модификацию планируем запустить в серийное производство».
По словам Терликова, новая модификация Т-72Б3 получила танковый дизельный двигатель В2Ф мощностью 1130 л.с. «Механик-водитель получил автоматизированный комплекс управления, который самостоятельно предупреждает о повреждениях и авариях, а рабочее место командира оснащено панорамным прицелом», – добавил представитель «Уралвагонзавода».
«Эта модификация зарекомендовала себя с наилучшей стороны», – подчеркнул он.

Для участия в самом зрелищном шоу военной техники «Танковый биатлон-2015″ были отобраны 18 танков Т-72Б3, которые в 2014-2015 гг. прошли плановый капитальный ремонт с модернизацией на омском заводе. Двенадцать из них принимают непосредственное участие в состязании, шесть находятся в резерве. Лучшие танковые экипажи из 13 стран мира борются за первое место в тяжелых, приближенных к боевым, условиях. По результатам жеребьевки сборная России по «Танковому биатлону» вышла на трассу во втором заезде на танках красного цвета. Программа соревнований этого года включает следующие этапы: индивидуальная гонка, спринт, гонка преследования и эстафета.

«Уралвагонзавод» (УВЗ) досрочно выполнил контракт по модернизации в интересах Минобороны РФ танков Т-72Б3, такая тенденция продолжится и в 2016-2017 годы, заявил во вторник заместитель гендиректора по спецтехники УВЗ Вячеслав Халитов. «Контракт выполняется в полном объеме, срывов нет, и этот 2015 год мы заканчиваем досрочными поставками танков Т-72Б3 в российские вооруженные силы. Программа модернизации Т-72 продолжится в 2016-2017 годах», - сказал он.

В январе 2016 года Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского разместила в реестре закупок информацию (ссылка на закупку № 31603190542) о заключении договора с входящем в интегрированную структуру корпорации АО «Омсктрансмаш» на капитальный ремонт танков Т-72Б с модернизацией до уровня Т-72Б3. Ремонт будет выполняться в интересах российского Министерства обороны. Уралвагонзавод является головным исполнителем государственного контракта на модернизацию танков Т-72Б.
По условиям соглашения, в ремонт до конца 2015 г. должны поступить 32 танка, завершение модернизации запланировано до конца 2016 г. При этом цена ремонта, утвержденная по ГОЗ на 2015 г., применяется для 12 ед., для оставшихся применяется цена 2016 г. Стоимость контракта составляет 2 525 984 345,88 руб. (средняя цена работ на одном танке – 78,9 млн.руб.)

На сайте госзакупок в начале марта 2016 года появилась размещенная АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» информация о намерении заключить контракт «Авторское сопровождение и оказание технической помощи при проведениикапитального ремонта с модернизацией 154 танков типа Т-72Б (Т-72Б, Т-72Б1, Т-72БА) с приведением к виду Т-72БЗ с дополнительной защитой». Начальная (максимальная) цена договора составляет 32,262 млн рублей. Срок действия договора – до 31 декабря 2017 года. Закупка должна быть осуществлена у единственного поставщика, с проведением работ в Нижнем Тагиле.
Работы должны выполняться в течении 2015-2017 годов в обеспечение исполнения государственного контракта № 1517187321301030119015402/Р/3/2/234-2015-ДГОЗ, в соответствии с техническими требованиями (ТТ) № 3/6/1-2015 от 19.01.2015 г., на основании технического задания (ТЗ) от 25.08.2015 г. Капитальный ремонт с модернизацией танков типа Т-72Б с приведением к виду Т-72БЗ с дополнительной защитой проводится по конструкторской и ремонтной документации АЭЛ.184.СД-Р7 с дополнениями (для танков Т-72Б/Б1) и АЭЛ.184.СД-Р8 (для танков Т-72БА).
Указывается, что на основании ТТ и ТЗ Исполнитель с 01.10.2015 года приступил к фактическому выполнению работ.
Закупка должна быть произведена у единственного поставщика, которым, видимо, является входящее в интегрированную структуру этой корпорации АО «Омсктрансмаш», осуществляющее работы по капитальному ремонту танков типа Т-72Б с модернизацией до уровня Т-72Б3.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, т 46
Длина, мм:
- с пушкой вперед 9530
- корпуса 6860
Ширина, мм 3770
Высота по крышу башни, мм 2226
Клиренс, мм 490
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,9
Площадь проекции, м2:
- лобовой 6
- бортовой 12,0
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град 30
- брод, м 1,2 (с ОПВТ -5)
Двигатель:
- тип V-образный многотопливный 4-х тактный дизель В-84-1 (или В-93, или В-92С2Ф)
- макс. мощность, л.с. 840 (или 1130, или 1130)
- система охлаждения жидкостная
- тип топлива ДЛ, ДЗ, ДА, Т-1, ТС-1, Т-2, А-66 и А-72
- система пуска стартер и сжатым воздухом (дополнительно)
Трансмиссия механическая, планетарная
- входные редуктора 1
- бортовые коробки передач 2
- бортовые редуктора 2
Приводы трансмиссии:
- тип гидравлические
Движитель: гусеничная лента с косыми грунтозацепами и ведущим колесом с улучшенной очищаемостью
Запас топлива, л 1200+400
Удельная мощность, л.с./т 18,3
Максимальная скорость, км/ч 60
Запас хода, км 500
Бронезащита: на уровне танка Т-72Б, встроенная динамическая защиту (ВДЗ) «Контакт-5»,
бортовые экраны корпуса с интегрированными модулями динамической защиты типа «Реликт»
и решетчатыми экранами проекции МТО корпуса
система пуска дымовых гранат 8 х 902А
применяемая граната 3Д7 или 3Д17
время постановки завесы, с, не более 3
Экипаж, чел. 3

ВООРУЖЕНИЕ

125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5 (или 2А46М-5-01)
12,7-мм зенитный пулемет 6П50 «Корд»
Автомат заряжания Обеспечивается укладка и заряжание артиллерийских и управляемых выстрелов
Стабилизатор вооружения Двуплоскостной с электромеханическим приводом в горизонтальной плоскости и электрогидравлическим малогабаритным приводом в вертикальной плоскости
Основной прицел: многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У», каналы:
- оптический;
- тепловизионный;
- канал лазерного дальномера;
- канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР).
Запасной прицел наводчика: 1А40-1 (или 1А40-4)
Прицел командира: ТКН-3МК с системой «Дубль»
Автомата сопровождения целей
Радиосвязь: радиостанция УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук»
Комплекс программно-аппаратный АВСКУ
Дисплейный комплекс механика-водителя
Телевизионная камера заднего обзор

Отечественный танк Т-72Б3 - это усовершенствованная модификация семьдесят второй модели, которая успешно показала себя в Афганистане. На вооружение новая боевая машина была принята в две тысячи двенадцатом году. Главным отличием от предшественника является повышенная мобильность, более мощная силовая установка, усиленная огневая мощь и модернизация заряжающей системы, позволяющая использовать самые современные боеприпасы. Также мощный боевой агрегат оснащен современными радиопередатчиками, обеспечивающими высококачественную трансляцию засекреченной и прямой связи.

Предназначение и система защиты

Т-72Б3 предназначен для выполнения различных боевых операций. Среди них:

  • ликвидация бронированной техники противника;
  • уничтожение личного вражеского состава;
  • разрушение различного типа укреплений и огневых точек;
  • сопровождение и поддержка сухопутных войск при наступлении и в обороне.

Поставленную боевую задачу машина может выполнять в любое время суток, независимо от погодных условий.

Тип брони рассматриваемой модификации обеспечивает надежную защиту экипажа. Корпус и башня изготовлены из комплексной катаной стали, в состоянии противостоять большинству бронебойных и подкалиберных снарядов, а также любым видам бронебойных пуль.

От кумулятивного поражения танк защищает специальный комплекс «Контакт-5». На башне имеется восемь гранатометов «Туча», а также может монтироваться система «Штора», защищающая от противотанковых ракет лазерного наведения.

Ходовая часть и двигатель Т-72Б3

У рассматриваемой модели были заменены гусеничные траки. По сравнению с предшественником, новый танк получил ходовые элементы с параллельным шарниром, служащим для повышения эксплуатационных показателей и увеличения ресурса движения. Трансмиссионный узел остался идентичным образцу Т-72.

Обновленный вариант оснащен более мощным многотопливным силовым агрегатом. Его мощность достигает 1130 конских сил. Мотор позволяет машине развивать скорость до шестидесяти километров в час по пересеченной местности, 70 км/ч - по шоссе. Полной заправки топливных баков хватает для преодоления пути в полтысячи километров. Танку вполне по силам водные преграды до 2,8 метра.

Устройство боевого модуля

Т-72Б3 оснащается модернизированной пушкой 2А45 М5, которая представляет собой усовершенствованную модификацию ствола Д-81М. Орудие имеет повышенную жесткость конструкции, лучшую точность.

Обоймы цапфенного типа теперь имеют клинообразное крепление. Опора откатных приспособлений расположена в задней части люльки с увеличенной горловиной на сто шестьдесят миллиметров. Этот элемент также стал на порядок жестче, а его направляющие выполнены в форме призмы. Такое решение дало возможность уменьшить фактор рассеивания при выстреле на пятнадцать процентов. Разброс снарядов при стрельбе на ходу понизился в два раза. В итоге танк Т-72Б3 стал намного точнее и быстрее поражать мишени.

Боевая машина оснащена фиксатором отражателя, позволяющего высчитать угол изгиба ствола. Информация передается на панель наводчика в цифровом формате. Это дополнительно повышает точность, отсеивая последствия всевозможных помех, периодически возникающих при боевой эксплуатации танка. Все сведения поступают в числитель баллистики, который существенно упрощает работу наводчика, позволяя быстрее навести орудие на предполагаемую цель.

Т-72Б3: вооружение

Главным орудием рассматриваемого танка является пушечная пусковая установка 2А-46М5, калибром сто двадцать пять миллиметров, боекомплект которой вмещает четыре десятка снарядов. Пушка агрегирует с современными бронебойными, кумулятивными и подкалиберными, осколочными и фугасными снарядами. Максимальная дистанция поражения достигает четырех километров.

Кроме того, боевая машина Т-72Б3 оснащается следующими типами вооружения:

  • противотанковые управляемые ракеты типа ЗВБМ-22/23;
  • пулемет марки ПКТМ, стреляющий пулями калибра 7,62 миллиметра;
  • зенитный пулемет для борьбы с воздушными летательными аппаратами (марка - НСВ, калибр - 12,7 мм).

Общий запас пулеметных патронов составляет 2750 штук.

Основной боевой танк может вести огонь несколькими типами специально разработанных, увеличенных по длине снарядов, типа «Свинец», причем обеими имеющимися вариациями. При этом повышается не только максимальное расстояние поражение мишени, но и степень пробивания брони, независимо от дистанции. Четкость заряжения новых боеприпасов обеспечивается измененным и усовершенствованным автоматическим приспособлением.

Параметры технического плана

Боевая машина Т-72Б3, характеристики которой превосходят по многим аспектам предшественника, обладает следующими основными показателями:

  • состав экипажа - три человека (командир, механик и стрелок);
  • масса в боевом состоянии - сорок шесть тонн;
  • основная пушка (калибр/марка) - 125 мм/2А45-6М5;
  • мощность силовой установки составляет 840 лошадиных сил;
  • длина корпуса (с пушкой и без) - 9,53/6,86 м;
  • запас хода - не менее пятисот километров;
  • высота машины - 2,22 м;
  • просвет дорожный - 49 сантиметров.

Также стоит отметить, что агрегат Т-72Б3, скорость которого по максимуму составляет до семидесяти километров в час, оборудован новейшими системами прицеливания, радиосвязи и пожаротушения.

Система связи

В этой сфере основной боевой танк под маркой 72Б3 во многом превосходит предшественника и многие мировые аналоги. В комплектации радиостанция на ультракоротких волнах, система «Акведук», а также независимые каналы транспортировки информации.

Благодаря подобной комплектации, танк может выполнять сеансы в трех режимах, а именно:

  • скрытом;
  • открытом;
  • секретном.

Стандартная боевая машина оснащается парой независимых передатчиков.

Отдельно стоит отметить возможности кодированной связи. Система разработана в Рязани, включает в себя выносной пульт для набора данных, правда не всегда радует стабильностью.

Тангентные элементы с индивидуальным регулятором громкости зарекомендовали себя не с самой лучшей стороны. Связано это с их хрупкостью и ненадежностью. Танкисты, тестирующие машины, нарекают на то, что старые элементы выдерживали значительные механические нагрузки, а новые образцы даже после падения с невысокой дистанции могут выйти из строя.

Оптика и прицел

На вопрос: "Танк боевой Т-72Б3 - что это за зверь?" - можно ответить по-разному. Имеются и у него слабые места. Например, разработчики оснастили машину допотопным комбинированным перископическим прицелом, который не изменился с 1991 года. Его характеристики оставляют желать лучшего.

Об этом свидетельствует тот факт, что уже на первых полевых испытаниях были зафиксированы травмы глаз у членов экипажа. Связано это с тем, что, если при выстреле вовремя не убрать голову от прицела, то кратковременная контузия наводчику обеспечена, поскольку система имеет большую отдачу. К плюсам ТКН-ЗМК можно отнести возможность перестраиваться в автоматическом режиме, в зависимости от положения башни. При этом загорается индикатор «командир», который свидетельствует о том, что прицеливание переходит под управление старшего по званию члена экипажа.

Здесь снова возникает дилемма. Если ночью наводчик будет наблюдать цель на дистанции до трех с половиной километров, то командир сможет координировать действия лишь на пять сотен метров. В аспекте наводки и видимости, особенно в ночное время, модернизированный Т-72Б3 - не самый лучший пример для подражания.

Дополнительное оснащение

ТТХ Т-72б3 включают в себя дополнительные системы, а именно:

  1. Модернизированное устройство для тушения пожаров «Иней». Оно позволяет автоматически определять и гасить участки возгорания в боевой и моторной части машины. Система имеет двукратное действие, включает себя четыре резервуара с хладагентом, определяет очаги возгорания при помощи оптических и термических индикаторов.
  2. Возможность вооружения улучшенными снарядами, а также зенитной установкой, которая лишена дистанционного управления.
  3. Водительское окошко закрывается бронированной шторой, которую открыть можно только снаружи. В бою это большой минус.

О недостатках

Сразу на критику напрашивается прицел и система наводки. Кроме того что используемый узел давно устарел, он еще и получил дополнение в виде французского тепловизора. В нынешнем политическом свете, такое решения является, мягко говоря, странным. К этому нужно добавить, что совершенствуя систему наведения, разработчики попытались максимально сэкономить. Об этом свидетельствует следующее:

  1. Установка хорошо зарекомендовавшего себя в девяностые, но устаревшего на это время прицела.
  2. Монтаж системы «Сосна» и «Вихрь» (не отличаются особой актуальностью).
  3. Ручной привод у зенитного пулемета.
  4. Недоработанное смотровое видеоустройство.

В итоге линия прицеливания канала ствола сильно сместились по отношению к самому прицелу, что в реальных боевых условиях существенно усложняет наводку орудия на цель.

Сами танкисты говорят о том, что наводчику стало сложнее пользоваться прицелом. Чтобы «Сосну» вывести в нормальное положение, приходится сгибаться влево, чрезмерно напрягая спинной отдел. Видеоприспособление размещено крайне неудачно. При посадке экипажа его часто разбивают ногой. Внешний оптический узел не просто закрыт крышкой, но и прикручен четырьмя болтами. В полевых условиях это реальная угроза всему экипажу танка Т-72Б3.

Положительные моменты

Ради объективности стоит отметить и плюсы рассматриваемой боевой машины:

  1. В общей комплектации остался прицел ТПД-К1, который оснастили защитой от лазерной атаки. Это позволяет при повреждении одного наводящего узла воспользоваться его аналогом.
  2. За местом наводчика смонтировали крайне необходимые приборы (датчики температуры, направления ветра, скорости воздушного потока).
  3. Возможность установки дополнительного вооружения, включая самые современные снаряды.
  4. Более мощный силовой агрегат.

Основной боевой танк Т-72 проигрывает модернизированному «собрату» по многим параметрам, однако и обновленный экземпляр показал себя не в лучшем свете.

Практические испытания

Отечественный современный танк Т-72Б3 на недавних соревнованиях по танковому биатлону в Алабино принял активное участие. Внимание специалистов акцентировалось на эксплуатационных и боевых возможностях машины. Стоит отметить, что на этих испытаниях данная модификация была впервые представлена широкой общественности.

Как это ни печально, но новинка не вызвала большого ажиотажа у очевидцев. Во-первых, по внешнему виду сложно отличить модернизированную модель и предшественника. Во-вторых, многих заинтересовал прототип Т-90А, который предположительно будет следующим образцом на вооружении российской армии.

На практике, рассматриваемая боевая машина показала неплохие результаты. Однако нельзя сказать, что она на сто процентов оправдала ожидания специалистов. Во многом это связано с конструктивными элементами в части прицеливания и наводки. Что касается тяговых качеств и маневров, здесь вопросов практически нет.

Танк отечественного производства Т-72Б3, характеристики которого указаны выше, создавался как бюджетный, но модернизированный вариант машины Т-72Б. Неудивительно, что у них много общего. Стоимость усовершенствования предшественника составила около пятидесяти двух миллионов рублей на одну единицу. Примерно половина из них идет на капитальную переделку машины, а вторая часть - на закупку и монтаж нового оборудования.

В ходе капитального ремонта и модернизации серийный танк модели Т-72Б получает ряд новых приборов. К основным из них относится:

  1. Многоуровневый прицел с оптическим и тепловизорным наведением «Сосна-У».
  2. Возможность использования лазерного дальномера и системы управления бронебойными ракетами.
  3. Многофункциональность операций наводчика.
  4. Улучшенный силовой агрегат.

К сожалению, при внедрении в жизнь проекта Т-72Б3, танкостроители применили неоднозначное техническое решение. Наружные части прицела «Сосна-У» расположены внутри легкобронированного кожуха, предохраняющего их от пуль и осколков. В походном положении переднее окно кожуха закрывается крышкой и фиксируется болтами, что предусматривает перед боем выход механика из кабины и отвинчивание крепления вручную. Стоит отметить, что существует несколько вариаций, позволяющих отбрасывать крышку, не покидая рабочего отсека. Они активно применяются как во всем мире, так и в России. Почему разработчики выбрали непрактичный вариант - остается только догадываться.

Сравнительные характеристики

Проведем аналогию базового танка и боевой машины Т-72Б3. Экипаж также состоит из трех человек, ходовые качества остались на том же уровне, присутствует встроенная динамическая защита формата «Контакт-5».

Подверглись изменениям ходовые элементы (гусеницы оснастили шарнирным параллельным элементом). Дальность и точность выстрела хоть и не кардинально, но выросла. Преодоление водных препятствий увеличилось до показателя 2,8 метра, при условии использования специальных приспособлений. Однако общий уровень защиты танка Т-72Б3 стал немного лучше. В отличие от предшественника, на котором использовался прожектор и активно-пассивный прицел, в рассматриваемой модели место светового элемента занял прибор ночного видения с тепловизором. Часть лобового корпуса, где находился прожектор, закрыта дополнительным бронированным модулем, что увеличивает фронтальную защиту.

Система вооружения боевой машины Т-72Б3 изменилась частично. Появился новый заряжающий автомат, агрегирующий с новыми типами снарядов. Канва основного орудия осталась прежней, как и зенитный пулемет. Также имеется турель с крупнокалиберным орудием НСВ. На нем также сказалась экономия, поскольку пулемет лишен дистанционного управления, что дополнительно снижает безопасность членов экипажа.

Что дала модернизация?

Переделка серийных танков Т-72Б в модернизированную версию Т-72Б3 позволила усилить боевой потенциал машины. Однако такое решение вызывает массу споров и рассуждений. С одной стороны, капитальный ремонт и частичное усовершенствование позволяет усилить армию при минимальных затратах. Другая точка зрения основана на том, что неэффективно и непрактично совмещать нелогичные вещи, включая крышку оптики на болтах и открытую пулеметную площадку.

В итоге недочеты могут свести на нет все объективные преимущества. Похоже на то, что разработчики просто пытались уложиться в определенную смету, поэтому и оставили столько «черных дыр». А пока только остается ждать и верить, что конструкторы учтут все ошибки и смогут их нивелировать в последующих проектах.

В завершение

На вопрос о том, сколько танков Т-72Б3 у России, ответить сложно, поскольку военные секреты редко открываются полностью. Можно предположить, что таких машин не очень много. Это связано с изначальным предназначением машины в виде экспериментального новшества. Судя по специфике производства и учитывая мнение экспертов, рассматриваемая модификация служит скорее переходной моделью между устаревшими образцами и будущими разработками. Это необходимо для того, чтобы усилить броневую мощь вооруженных сил, при этом не растрачивая финансовые средства.

Хочется верить, что выпуск новой модификации не за горами. Если она будет оснащена всеми инновационными разработками, которых в России немало, а также вберет все лучшее от предшественников, то наверняка станет одной из боеспособных в мире. К сожалению, финансовая сторона, как это часто бывает, играет превалирующую роль. Несмотря на это, отечественная военная техника с каждым годом становится совершеннее. Российские танки мало чем уступают, а во многом и превосходят зарубежные аналоги. Все-таки недаром отечественное вооружение - одно из самых грозных в мире.