Монархия определение. Сущность, черты, формы и виды монархии

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Виды монархий
Рубрика (тематическая категория) Политика

· Абсолютная монархия (неограниченная) - государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране, и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман, Катар). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).

· Ограниченная монархия - государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти, не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всœеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

· Сословно-представительная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определённому сословию (Земский собор в России , Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа . Сегодня подобных монархий в мире нет.

· Конституционная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителœей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

· Дуалистическая монархия - государство, в котором монарх обладает всœей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

· Парламентарная монархия - государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделœения властей (Великобритания, Япония, Дания).

Абсолютная монархия Конституционная монархия
Дуалистическая монархия Парламентарная монархия
1. Принадлежность законодательной власти монарху разделœена между монархом и парламентом парламенту
2. Осуществление исполнительной власти монарх формально - монарх, фактически - правительство
3. Назначение главы правительства монарх формально - монарх, но с учётом парламентских выборов
перед монархом перед парламентом
5. Право роспуска парламента нет парламента у монарха (неограниченное) у монарха (по рекомендации правительства)
6. Право вето монарха на решения парламента нет парламента абсолютное вето
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха неограниченное (указмонарха имеет силу закона) только в период между сессиями парламента предусмотрено, но не используется
8. Современные страны Саудовская Аравия, Оман Иордания, Кувейт,Марокко Великобритания, Испания,Нидерланды

Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определённый срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления[править | править вики-текст]

1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделœены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделœения властей);

2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населœением, которая должна быть выражена в следующем:

· они избираются на определённый срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

· возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик[править | править вики-текст]

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несёт ответственность.

· Президентская республика - государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может - здесь наиболее полно раскрывается принцип разделœения властей (США, Эквадор).

· Парламентская республика - государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция,ФРГ).

· Смешанная республика - в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ формируется президентом с обязательным участием парламента. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом страны (Украина, Португалия, Франция).

Парламентская республика Президентская республика Смешанная республика
1. Статус президента должность символична, осуществляет представительские функции, всœе действия и принимаемые акты требуют контрасигнатуры одновременно глава государства и глава исполнительной власти глава государства, но выведен из системы разделœения властей, является арбитром и гарантом Конституции
2. Способ избрания президента мандат получает от парламента мандат получает от народа в ходе всœеобщих выборов
3. Порядок формирования правительства парламентом на базе парламентского большинства президентом совместно президентом и парламентом (президент представляет кандидатуру премьер-министра, а парламент его утверждает)
4. Ответственность правительства перед парламентом перед президентом (парламент не может выразить вотум недоверия) одновременно перед президентом и парламентом
5. Наличие у президента законодательной инициативы отсутствует обладает как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть
6. Право ветопрезидента на решения парламента отсутствует сильное право вето(преодолевается квалифицированным большинством парламента) как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента должна быть сильное право вето
7. Право президента распустить парламент используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно отсутствует обладает
8. Наличие постапремьер-министра имеется отсутствует имеется
9. Современные страны ФРГ, Италия, Австрия США, Аргентина, Мексика Франция, Румыния, Россия

41.Политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацелœенная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партии объединяют наиболее активных представителœей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

Признаками партии являются:

§ функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

§ наличие местных отделœений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

§ направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

§ наличие народной поддержки, добровольность членства;

§ наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделœениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

§ выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на базе общих целœей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

§ выработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;

§ создание возможностей для политической социализации личности;

§ подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

§ организация избирательных кампаний и участие в них;

§ борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Предложено несколько типологий политических партий:

§ поидеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;

§ потерриториальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;

§ посоциальной базе - рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;

§ по отношению ксоциальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;

§ поучастию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелœегальные, парламентские и непарламентские.

Наиболее известна классификация партий поорганизационному строению , согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.

Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединœены вокруг группы лидеров - политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Οʜᴎ представляют из себяцентрализованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). В случае если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые - к мобилизации широких народных масс.

К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.

Признаки политической партии:

§ наличие организационной структуры;

§ программа и устав;

§ уплата членских взносов;

§ партийная дисциплина;

§ организационная связь между членами партии;

§ формирование общественного мнения;

§ участие в формировании парламентских и правительственных учреждений.

Роль политической партии в жизни общества:

§ связующее звено народных масс и государства;

§ регулятор социально-политической жизни общества;

§ руководитель классовой борьбы в обществе.

Главная задача политической партии - захват и участие во власти.

Виды монархий - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды монархий" 2017, 2018.

Разновидности монархии

Истории известно много разновидностей монархии, разберём лишь основные из них, сгруппированные по различным основаниям.

По объему ограничений выделяют следующие виды монархий: абсолютную и конституционную.

Абсолютная монархия - монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы пришелся на XVII--XVIII вв. В России абсолютизм существовал в XVIII--начале XX веков. С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства - монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами.

Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет.

В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции. В Англии пик абсолютизма пришёлся на правление Елизаветы I Тюдор, но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах.

Рассмотрим юридические признаки и механизм функционирования абсолютной монархии на примере королевства Саудовская Аравия.

Главой государства является король - Фахд ибн Абдуль - Азис Ааль Сауд, имеющий титулы: "Его Величество", "государь", "Маулай", что означает "наш повелитель", "Служитель двух Священных Мечетей". Источником власти монарха является Коран - Священная Божественная книга, в которой содержатся нормы, регулирующие все вопросы жизнедеятельности людей. Власть главы государства имеет божественный характер, ибо согласно Корану: "Аллах его избрал над вами и увеличил ему широту в знании и теле. Поистине, Аллах дарует свою власть, кому пожелает".

Власть монарха передается по наследству и по праву родства. Очередной монарх назначается семьей правящей династии, при этом наследником не обязательно становится сын правящего короля. Обычно наследный принц перед восшествием на престол приобретает опыт государственного управления, занимая некоторые должности. В настоящее время наследственный принц - Его Королевское Высочество Абдулло ибн Абдуль-Азиз Аль Сауд - является заместителем премьер-министра, начальником национальной гвардии.

По Конституции 1992г. в руках короля сосредоточена законодательная и исполнительная власть, которую он осуществляет непосредственно, а также судебная власть, осуществляемая им через своих представителей. В своей деятельности монарх опирается на совет министров, председателем которого он является. Королю принадлежит право законодательной инициативы, издания нормативно-правовых актов - указов, не требующих подписи ответственного министра.

В соответствии с указом главы государства в королевстве в 1992 г. был создан Меджлиса Аш-Шура - Консультативный совет или Верховный совет правосудия. Он состоит из председателя и 60 членов, назначаемых королем. Каждые четыре года как минимум половина его членов должна быть заменено. Функция Совета состоит в применении канонов Корана и всех законодательных принципов шариата (свод норм мусульманского права) во всех сферах жизни. Верховный совет правосудия организует отправление правосудия no делам государства и граждан и гарантирует соответствие юридических законов и правил исламскому шариату и учению Пророка Мухаммеда.

Следовательно, король Саудовской Аравии обладает большим объемом властных полномочий, осуществляя их кок непосредственно, так и через министров, чиновников, назначаемых им из числа своих приближенных и членов правящей династии. При этом монарх не несет юридической ответственности ни перед кем, кроме Аллаха. Будучи высшим представителем государства вовне, он имеет ряд важных полномочий в сфере международных отношений. Так, он может без специального уполномочия заключать международные договоры, ратифицировать и денонсировать их. Монарх назначает и отзывает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях.

По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в конституционную.

Конституционная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная -- правительству.

Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

Парламентарная монархия - вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

Для иллюстрации этих различий сравним английскую и испанскую парламентские монархии.

Власть монарха и в Англии, и в Испании является пожизненной и наследственной. Причем в этих странах используется кастильская система престолонаследия, согласно которой престол передается по мужской линии, а младший брат исключает старшую сестру. Королевой Англии является Елизавета II из династии Виндзоров, занявшая трон с 1952 г., а королем Испании - Хуан Карлос 1 Бурбон, взошедший на престол после смерти диктатора Франко в 1975 г.

Однако природа монаршей власти различна в этих странах. Если в Испании источником государственной власти является народ и власть не носит божественного характера, то в Англии источником власти выступает монарх, "суверен", являющийся одновременно главой англиканской и пресвитерианской Церкви. Именно понятием "суверен" обычно определяют статус монарха в Англии, и он не носит титула главы государства, хотя на практике является таковым, обладая широкими властными полномочиями, большинство которых он реализует "по совету и с согласия" премьер-министра. В Испании король является главой государства и получает верховную власть из рук парламента, которому присягает во время коронации. Парламент Испании (генеральные кортесы) признает неспособность короля осуществлять свои полномочия и назначает законного наследника или регента в случае несовершеннолетия наследника.

И как глава государства, испанский король не входит ни в одну из ветвей власти, то есть не обладает функциями главы исполнительной власти и реальными полномочиями в сфере законодательной власти. Он стоит над органами верховной власти, выступая символом единства и преемственности государства, арбитром и гарантом эффективного функционирования государственных органов. Монарх Испании является верховным главнокомандующим, осуществляет право помилования, назначает послов и дипломатических представителей, с предварительного согласия кортесов объявляет войну и заключает мир, подписывает международные договоры, жалует гражданские и воинские должности, награждает орденами и присваивает почетные звания.

Согласно традиции, монарх в Англии включается в состав парламента кок один из его главных элементов, хотя термином "Корона" обозначаются все органы исполнительной власти, а члены правительства - слугами Короны. Более того, монарх не может посещать заседания парламента без специального приглашения. Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив, то есть исключительных прав, не исходящих от парламента. Большинство этих прерогатив существуют номинально. Так, обладая правом абсолютного вето на законы парламента, монарх не пользуется им с 1707 г. Монарх является главнокомандующим вооруженными силами Великобритании, хотя в период военных действий эта функция переходит к премьер-министру.

Однако у монархов Испании и Англии существует право на роспуск парламента, которое они осуществляют "по совету и согласию" премьер-министра.

Механизм функционирования государственной власти в обеих странах довольно схож. Он основан на принципе парламентаризма, который предполагает формирование и ответственность правительства перед парламентом. Номинально король Испании и королева Англии предлагают кандидатуру премьер-министра. Однако этой кандидатурой является лидер той политической партии, которая победила на парламентских выборах. Дело в том, что правительство в парламентских системах эффективно работает, если опирается на доверие парламента, а это оказывается возможным в том случае, когда большинство депутатов являются сторонниками победив шей партии и тем самым одобряют кандидатуру премьер-министра. Поэтому в парламентской монархии не существует жесткого разделения властей, а используется принцип сотрудничества законодательной и исполнительной властей. В силу этого в парламентских монархиях реальной и весьма значительной политической властью обладает премьер-министр, поскольку он опирается на поддержку парламента.

Монархи в Англии и Испании юридически безответственны. Издаваемые ими акты скрепляются подписями премьер-министра или министра, ответственного за их реализацию.

Дуалистическая монархия - вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

По традиционному устройству выделяют древневосточную, феодальную монархию, теократическую и выборную.

Древневосточная монархия - первая в истории человечества форма государственного правления. Имела уникальные, присущие только ей черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общественного строя, патриархального быта. Рабовладение носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху. Такую организацию государственной власти в странах Древнего Востока называли восточной деспотией.

Но это деспотическое правление существовало далеко не во всех странах Древнего Востока, в государствах древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления и сословного самоуправления. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. В древней Индии в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников.

Феодальная монархия (средневековая монархия) - форма правления, при которой в экономике преобладает сельскохозяйственное производство, господствует натуральное хозяйство. Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии.

Раннефеодальная монархия развивается при переходе к феодализму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабовладельческого строя, либо непосредственно от первобытнообщинного строя. В условиях военной демократии князь (король), опираясь на дружину, из выборного военачальника превращается в главу государства и начинает передавать верховную власть по наследству. С ростом территории государства, ростом бюрократического аппарата, разветвлением правящей династии происходит политическая децентрализация, на утверждение той или иной кандидатуры на монаршем престоле начинают влиять крупные феодалы. Верховная власть становится номинальной.

Вотчинная монархия - монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.

Сословно-представительная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.

Теократическая монархия - монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом. Выделяют христианскую (Ватикан) и исламскую (Саудовская Аравия и др.) теократическую монархию.

Выборная монархия - монархия, при которой следующий монарх не наследует власть автоматически (по смерти, ухода или окончания полномочий предыдущего), а выбирается (формально или реально). Фактически -- промежуточная форма правления между монархией и республикой. Такие монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления.

Истинная монархия - это та монархия, в которой одно лицо получает значение Верховной власти: не просто влиятельной силы, а власти верховной. Это может случиться только при одном условии: когда монарх, вне сомнения для нации и самого себя, является назначенным на государственное управление от Бога. Но для того, чтобы она могла быть действительно Верховной властью Божественного нравственного начала, эта монархия должна быть создана истинной верой, верой в истинного, действительно существующего Бога.

Монархия деспотическая - отличается от истинной монархии тем, что в ней воля монарха не имеет объективного руководства. В монархии истинной воля монарха подчинена Богу, и притом очень ясно. Поэтому в истинной монархии произвол Верховной власти принципиально невозможен. Но есть монархии, в которых личная Верховная власть основана на ложных религиозных концепциях, и они тогда порождают из этой личной власти произвольную, то есть деспотическую. Зависит это от того, что эти ложные религиозные концепции связаны или с личным обожествлением монарха, или с божеством, сознаваемым только как некоторая огромная сила, без нравственного содержания, и не живущая в самой душе людей, составляющих данную нацию.

Монархия абсолютная - абсолютизм, как по смыслу понятия, так и по смыслу исторического факта, означает власть ничем не созданную, ни от чего, кроме самой себя не зависящую, ничем, кроме самой себя, не обусловленную. Монарх обладает всеми властями, все их в себе сосредоточивает, но власти верховной не представляет.

Республика и ее виды. Республиканские государственные режимы

Республика — представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

В зарубежных странах существуют два основных вида республиканских форм правления — президентская и парламентарная республика.

1. Президентская республика — характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (формальная отличительная черта — отсутствие должности премьер-министра).

Строится по принципу жесткого разделения властей (все мандаты получают от народа).

Характерные особенности:

— внепарламентский метод избрания президента (всенародное избрание);

— назначение президентом и отправка в отставку министров;

— судьи и высшие должностные лица назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента;

— отсутствие института парламентской ответственности (исп власти перед парламентом за проводимую политику);

— отсутствие у президента права роспуска парламента;

— президент имеет право отлагательного вето

Это весьма гибкая и легко приспосабливающаяся к различным условиям форма правления. Она получила широкое распространение (США, Франция, Бразилия, Аргентина, Мексика и др.).

2.Парламентарная республика — характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность (формальная отличительная особенность — наличие должности премьер-министра).

Характерные особенности:

— правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате;

— участие президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер;

— правление всегда носит партийный характер;

— глава государства избирается парламентским путем;

— нормативные акты президента требуют контрассигнации.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления (Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария, Финляндия, Ирландия, Исландия, Индия, Израиль, Ливан, Турция и др.).

В конкретике политической жизни той или иной страны, с учетом того или иного соотношения политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ, возможны смешанные формы государственного правления.

3.Смешанные формы правления — характеризуются сочетанием в себе элементов как парламентарной так и президентской республики (Франция). В ряде стран президент избирается гражданами, но обладает «спящими полномочиями». Правительство опирается на парламентское большинство.

4.Советская республика (Вьетнам, КНДР, Китай, Куба). Все органы – советы.

Признаки:

— верховенство и полновластие советов (все гос органы формируются советами, ответственны перед ними и подотчетным им);

— советы всех ступеней образуют единую систему (власть-подчинение);

— текущие полномочия осуществляются их исполнительными органами на местах;

— разделение властей не признается (соед власти исп, зак и суд в руках советов;

— реальная власть принадлежит верхушке аппарата коммунистической партии и первому секретарю.

Существуют и такие формы правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики (Малайзия имеет редкую разновидность конституционной монархии — выборную монархию.

Монархия — представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия на всю жизнь. Термин "монархия" — греческого происхождения ("монос" — один, "архе" — власть) и означает "единовластие", "единодержавие".

Разновидности монархии:

1.Абсолютная монархия (самодержавие) — отсутствуют какие-либо представительные учреждения, вся государственная власть сосредоточена в руках монарха (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ).

2. Конституционная монархия — власть монарха значительно ограничена представительным органом. Она подразделяется на два вида:

а) Дуалистическая монархия — существуют одновременно два политических учреждения — монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Дуализм выражается в том, что монарх независим от парламента в сфере исполнительной власти, он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним, судебная власть принадлежит монарху, а институт парламентской ответственности правительства отсутствует (Иордания, Кувейт, Марокко). Без утверждения монарха ни один закон не вступит в силу.

б) Парламентарная монархия — власть монарха ограничена не только в области законодательной, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В отличие от дуалистической монархии здесь центральное место в системе государственных органов занимает правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.).

123Следующая ⇒

Читайте также:

Виды монархий и их признаки

12Следующая ⇒

Возникновение государства

Госуда́рство - это такая организация жизни, при которой существует единая система защиты прав людей, проживающих на одной территории, на которой государство обладает суверенитетом; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

Возникновение государства сокрыто в глубокой древности. Идея государства вытекает из самой глубины человеческого сознания. В течение многих тысячелетий народы всевозможных племен и разных степеней развития своим умозаключением и опытом всегда и повсюду были приводимы к этой идее. Первоначальной ячейкой человеческого общества являлась семья, род, племя. Борьба между ними приводила к победе одного рода (племени) над другим или к примирительному соглашению между несколькими родами (племенами), в результате чего над ними устанавливалась единая власть .

Государства возникают и упрочиваются с переходом от охотничьего и пастушески-кочевого быта к земледельческому. Община, осевшая на месте со всем своим добром и стадами, связавшая свою судьбу с засеянным полем и ожидаемым урожаем, естественно вынуждена отстаивать и защищать свои владения от пришлых орд завоевателей, подвергающих все опустошению.

История показывает, что государства складываются раньше там, где климат и почва благоприятствуют земледелию: в южных плодородных странах, возле больших рек (Ассирия, Египет). Также государства легче достигают развития и зрелости в тех местах, где море или горы помогают обороне от нападений и, в то же время, где сухопутные или речные и морские пути сообщения облегчают торговые сношения и создают постоянный прилив населения к центру и отлив из него в колонии (Греция, Рим). Наконец, создание могучего государства удавалось всегда энергичным и предприимчивым, трудолюбивым и в то же время воинственным народам.

Один из важнейших признаков государства – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право – без государства.

Таким образом, государство возникло и упрочилось в поисках внутреннего порядка и внешней безопасности. В нем люди находят высшее орудие для обеспечения охраны своей личной безопасности, своих прав и свобод. Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство.

Один из величайших мыслителей античности Аристотель считал, что государство есть «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся и ни от кого другого не зависящих».

Виды монархий и их признаки.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру, хану) и передаётся по наследству.

Признаки монархии:

  • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;
  • наследственный (согласно закону о престолонаследии) порядок преемственности верховной власти;
  • монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;

Виды монархии:

Абсолютная монархия - монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).

Конституционная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867-1918 гг., Япония 1889-1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

Парламентарная монархия - вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

Дуалистическая монархия (лат.

D ualis - двойственный) - вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

  • Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;
  • Замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.
  • Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

Недостатками монархии называют:

12Следующая ⇒

Похожая информация:

  1. I. Запомните признаки единственного числа существительных
  2. III.) Признаки проявления вирусов
  3. Анатомические (морфологические) признаки наружного строения человека
  4. АНОМАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ В ПОДПИСИ
  5. Аренда транспортного средства: понятие, виды и признаки, объект и субъекты (права и обязанности, ответственность) договора; форма; особенности определения арендной платы
  6. Банкротство организации: понятие, признаки, процедуры банкротства, методы оценки банкротства
  7. Билет 23. Монополия и ее признаки. Естественные монополии, монопсонии
  8. Билет 7 Основы конституционного строя: понятие, структуры и признаки
  9. Вид, его признаки. Многообразие видов. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения. Назовите известные вам редкие и исчезающие виды растений
  10. Виды познавательной Признаки деятельности
  11. ВЛИЯНИЕ СОЛЕЙ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ НА РАЗМЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ВОДОРОСЛИ KLEBSORMIDIUM FLACCIDUM

Поиск на сайте:

Формы правления, характеристика и типы монархии

Определим формы правления , рассмотрим характеристику и типы монархии .

Формы правления

Форма правления - это организация верховной власти, которая характеризуется её формальным источником и принципами взаимоотношений между населением и высшими органами власти государства.

Форма правления дает ответ на вопрос о том, каким образом устроена верховная государственная власть, какие типы органов её реализуют и каковы принципы организации взаимоотношений между ними.

Определяющим признаком формы правления выступает правовой статус главы государства (в республике - выборный и сменяемый, в монархии - наследственный).

Для современных стран свойственны две основные формы правления : монархия и республика.

Характеристика монархии

Монархия (в переводе с греч. monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой государственная власть частично или полностью сосредоточена в руках главы государства - монарха (царя, императора, короля, султана, шаха и т.д.).

При данной форме правления власть главы государства не является производной от какой-либо иной власти, другого органа либо избирателей. Монарха формально считают источником государственной власти (руководит страной по собственному праву и находится на престоле в порядке престолонаследия обычно пожизненно).

Монархическая форма правления присутствует в государствах, в которых антифеодальные буржуазные революции не были доведены до завершения, а завершились достижением компромисса между буржуазией и феодальной аристократией.

В ряде случаев монархия проходит реставрацию (например, во второй половине 70-х гг. XX века в Испании).

Монархии функционируют во многих развитых государствах: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Дания, Люксембург, Монако, Япония.

Типы монархии

Выделяют два исторических типа монархии - абсолютные и ограниченные (конституционные) монархии.

Абсолютная монархия - это тип монархической формы правления, который характеризуется фактическим и юридическим сосредоточением всей полноты государственной власти (исполнительной, законодательной и судебной), а также духовной власти в руках одного монарха. При этом власть монарха ничем не ограничена (отсутствуют парламент и конституция), монархи издают законы. Подобная форма правления была характерной для рабовладельческой и феодальной формаций.

В современном мире абсолютные типы монархий сохраняются в Бахрейне, Катаре, ОАЭ, Саудовской Аравии, Брунее. В некоторых из них в последние десятилетия были сделаны шаги для перехода к конституционной монархии. Например, в ОАЭ (в 1971 году) и Катаре (в 1972 году) были приняты конституции.

Ограниченная (конституционная) монархия - это особый тип монархической формы правления, при котором властные полномочия монарха ограничены нормами конституции, также имеются выборный законодательный орган (парламент) и формально независимые суды.

Впервые конституционная монархия возникла в Великобритании в конце XVII века в результате буржуазной революции.

Монархия как форма правления: понятие признак и виды

«Монархия» в переводе с греческого языка означает «единовластие», «единодержавие».

Монархия- форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (императору, королю, царю, герцогу, князю) и передаётся по наследству.

Черты монархии — наследственность, единоначалие и отсутствие ответственности монарха перед населением.Республика- выборность, коллегиальность, ответственность перед населением.

Признаки неограниченной (абсолютной) монархии:

1) наличие единоличного правителя;

2) династическое наследование власти;

3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;

4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;

5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.

Перечисленные признаки характеризуют, как правило, неограниченную (абсолютную) монархию, которая была присуща рабовладельческому и феодальному обществам.

Классические монархии чреваты такими недостатками, как:

в силу единоличного правления , -субъективизм в принятии решений, влияющих на судьбу всей страны;

в силу наследования верховной власти по принципу кровного родства,- непредсказуемость политических свойств главы государства и егонесменяемость иначе как через переворот или насильственное устранение;

— династическая борьба;

— смуты и неуправляемость;

Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии.

Первоначальной формой ограниченной монархии была дуалистическая. Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в Средние века. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя иногда к ним относят Бутан, Иорданию, Кувейт и Марокко.

2)Другая разновидность ограниченной монархии – парламентарная, или конституционная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным образом благодаря историческим традициям и выполняет в современном обществе интегративную и стабилизирующую роль.

Показателен в данном отношении пример Испании, где после -40-летнего срока диктатуры Франко в 1975 г. народ Испании высказался за восстановление монархии.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

1) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

2) правление основано на принципах разделения властей и парламентаризма;

3) исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом!!!;

4) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, главой правительства становится лидер этой партии;

5) законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.

В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте. Монарх может принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром (так называемая контрасигнация). Без такой подписи указы монарха не имеют юридической силы. Правительство или министр, подписавшие указ монарха, берут на себя ответственность за исполнение указа. Монарх может отправить правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь, правительство может предложить монарху в определенных законом случаях распустить парламент и назначить новые выборы.

Но не во всех государствах, где установлена форма правления в виде парламентарной монархии, доминирует парламент. Например, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония), парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система получила название системы кабинета, или министериализма.

Парламентарная монархия в наши дни существует в Великобритании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Нидерландах и др.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными юридическими свойствами клас­сической монархической формы правления являются: пожизненное пользование властью главой государства (царем, королем, императо­ром, шахом); занятие трона по наследству или по праву родства.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традици­онные, в основном формальные черты монархического правления.

Форма правления. Характерные черты и виды республики.

Форма правления представляет собой структуру высших орга­нов государственной власти, порядок их образования и взаимодей­ствия между собой и с населением.

Формы правления в значительной мере различаются в зависи­мости от того, осуществляется власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором - республиканская.

Республика - это такая форма правления, при которой вер­ховная государственная власть осуществляется выборными орга­нами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими юридическими признаками республиканской формы правления являются: выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти по поручению народа; разделе­ние власти на законодательную, исполнительную и судебную; взаимная ответственность государства (всех его органов) и лич­ности и др.

Современные республики делятся на два вида: парламентарные и президентские.

Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к партиям, имеющим большин­ство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятель­ность несут ответственность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парла­ментских выборов.

Главной функцией парламента являются законодательная дея­тельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, реше­ние вопросов внешней политики.

Второй разновидностью республиканской формы правления является президентская республика. В ней президент сосредоточи­вает в своих руках полномочия главы государства и главы исполнительной власти.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Однако для всех президентских республик ха­рактерным является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице, либо не­посредственно назначает главу правительства и участвует в форми­ровании правительства.

Кроме парламентарной и президентской республики сущес­твует еще и смешанная (полупрезидентская) республика . Она ха­рактеризуется сочетанием основных черт обоих типов республи­канской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конститу­ции страны возможность роспуска парламента или его нижней па­латы по инициативе президента в случае возникновения непреодо­лимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом (такое правомочие президента закреплено, например, в России, Франции, Беларуси).

Таким образом, парламентарная и президентская республики в основном различаются в зависимости от того, какой из органов высшей власти - президент или парламент - формирует прави­тельство и осуществляет прямое руководство им, а следовательно, перед кем - президентом или парламентом - правительство не­посредственно несет ответственность.

| Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском.

греч.-единовластие): политическая система, основанная на исключительной законной власти одного лица. Монархия является самым древним и стабильным в истории типом политической организации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНАРХИЯ

одна из форм монократии - единоправия и наименование государственного строя, во главе которого стоит монарх. От других форм монократии (диктатуры, президентского правления, партийного вождизма) монархия отличается наследственной (динамической) преемственностью власти (престола, короны) и семейно-родственным заполнением политического окружения.

Культурно-исторической основой происхождения монархии был социально-биологический механизм вождизма - появления у человеческой группы, жившей по нормам стайных животных, вождя и иерархии подчиненного ему окружения. Впоследствии такой вождь возглавлял племя, затем союз племен, предгосударственные и государственные образования, и постепенно складывалось представление о стране и народе как собственности государя.

Монархия находится в исторической оппозиции республиканской государственности и конкурирует с республиканской демократией, но может сочетаться с демократией монархической, т. е. с древнейшими формами племенной, военной, вечевой (в русских княжествах), городской (полисной) демократии (смешанное правление, по Аристотелю). Исторический смысл дилеммы «монархия - республиканская демократия», сформулированной еще политической философией античной Греции, объяснялся как проблема числа в политике: движение от 1 до множества (Платон. Республика, 291d, 302с). Движение от 1 до функционально, между монархией и демократией расположены все другие типы государственного строя, 1 и это крайности, поэтому они в истории то вытесняли друг друга, то сочетались друг с другом. В романской и средневековой традиции прочно удерживалась традиция титулярности монархии, т. е. правления, доверенного монарху народом - подлинным обладателем власти и права. Раннефеодальные монархии еще не обладали всей полнотой власти, которую они вынуждены были делить с племенными вождями и общинным самоуправлением в городах, нередко их функции были ограничены руководством военными операциями (выборные цари германских племен, новгородские князья на Руси). На Востоке и в Европе к началу Нового времени монархия постепенно абсолютно возобладала и приняла завершенную форму абсолютизма (в Европе) и самодержавия (в России) в процессе исторической концентрации и централизации власти. Абсолютизм получил теоретическое обоснование в концепции монархического суверенитета в сочинениях И. Санина («Просветитель», 1503) и Ж. Бодена («Шесть книг о республике», 1576). Монархия как форма правления постепенно пришла в упадок. Этот процесс начался с кон. 18 в. и продолжался в течение 19 и 20 вв. Монархии либо заменялись республиканским строем, либо принимали смешанные формы (конституционная, демократическая, парламентская), которые существенно ограничивали властные полномочия монарха, а зачастую сводили роль монарха в государстве к чистому представительству.

Монархия - форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии – монарху (королю, царю, шаху и т.п.). Монарх наследует государственную власть в определенном порядке, выступает единоличным главой государства.

Признаки монархической формы правления:

Существование единоличного носителя верховной государственной власти;

Династическое наследование верховной власти;

Пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти;

Отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия (например, по Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

Монархия – весьма гибкая и жизнеспособная форма правления. Она возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме стала основной формой государственного правления. Монархическая форма правления и не утратила своего значения и существует в ряде современных буржуазных государств (Англия, Испания и др.).

Виды монархии. С точки зрения полноты власти монарха выделяют две разновидности монархий: абсолютную и конституционную.

Абсолютная (неограниченная) монархия форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством, контролирует правосудие (Россия XVII – XVIII вв., абсолютные монархии эпохи феодализма, в современный период - Бруней). Основным признаком абсолютной монархии является неограниченная и не перед кем неподотчетная власть монарха. В таком государстве нет парламента – законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха.

В настоящее время абсолютная монархия – редкая форма правления. Признается, что по всем показателям она существует в Омане, Брунее. Здесь нет представительного органа, король одновременно является верховным судьей.

Абсолютной монархии присущ авторитарный режим. Разновидность абсолютной монархии – теократическая монархия, т.е. форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Саудовская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – и особым правовым актом – конституцией. Здесь имеет место распределение полномочий верховной власти между единоличным органом - монархом и коллективным органом – парламентом. Конституционная монархия в настоящее время существует, например, в Великобритании, Дании, Бельгии, Испании, Японии и других странах.


Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. При этом монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.

Дуалистическая монархия возникает в большинстве случаев на стыке двух исторических эпох – феодальной и буржуазной. В настоящее время таковыми признаются Марокко, Иордания, Кувейт и некоторые другие государства.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

Власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

Правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

Главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

Законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

За монархом традиционно сохраняются определенные полномочия. Он выполняет главным образом представительные функции, символизирует единство нации. В отдельных государствах он назначает главу правительства. Должность монарха существует в силу национальной приверженности к монархической форме правления, признании монархии наиболее целесообразной формой государственной власти.

Сохранение этой разновидности монархии обусловлено культурно-историческим наследием страны, данью традициям, доверием к монарху, особенностями национального мышления (менталитета). Большинство современных монархий отличаются этими особенностями, например, Великобритания, Бельгия, Испания, Япония и др.