Мвф был создан с целью. МВФ: расшифровка. Цели, задачи и роль организации в мире. Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

Общие сведения

Международный валютный фонд (МВФ) – ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

  • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
  • Заместитель Управляющего от России в МВФ - Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный директор от России в МВФ – А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель деятельности – поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России - Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ №1 и №2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ .

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

Международный Валютный Фонд (МВФ)

Межправительственная организация, созданная с целью оказания финансовой помощи в виде валютных кредитов, а также предоставления финансовых консультаций.

МВФ был образован в конце 1944 года в ходе проведения Бреттон-Вудской конференции, однако фактически начал функционировать только в 1946 году. Цель создания фонда — повышение стабильности работы валютно-финансовой системы, а также укрепление торговых связей между экономиками разных стран.

Финансовые ресурсы МВФ формируются за счет систематических денежных взносов, осуществляемых странами-членами этой организации, причем размер квоты определяется уровнем развития экономики конкретного государства. Этот же параметр влияет на максимальный объем денежных средств, которые могут быть выданы фондом в качестве кредита определенной стране. От размера квоты (объема вносимых денежных средств в фонд) напрямую зависит количество голосов, которые получает страна-участница при голосовании.

Особенности предоставления финансовой помощи

Выступая гарантом стабильности мировой финансовой системы, МВФ оказывает содействие тем странам, экономика которых в силу тех или иных причин является нестабильной. Наряду с консультациями и встречами МВФ предоставляет финансовую помощь в виде кредитов, которые выдаются на срок от 3 до 5 лет под определенный процент. Вся сумма кредита делится на определенные части — транши, что позволяет МВФ лучше контролировать исполнение заемщиком взятых на себя кредитных обязательств.

Перед выдачей кредита представители Фонда должны убедиться в действительности угрозы возникновения кризиса в стране, для чего анализируются экономические показатели: уровень безработицы и инфляции, цены, налоговые поступления и так далее. По результатам статистических данных составляется отчет, который обсуждается на собрании Исполнительного Совета МВФ. Решение о выдаче кредита принимается на основании открытого голосования представителей стран-участниц Фонда.

Задача Международного Валютного Фонда — поддержание стабильности мировой финансово-экономической системы. Наряду с этим на МВФ также возлагаются задачи по сбору и обработке статистических данных, касающихся международных платежей, валютных резервов, инфляции, государственных финансов, денежного обращения и валютных ресурсов. Основополагающими целями Международного Валютного Фонда являются:

  • Расширение и сбалансированный рост международной торговли, что позволяет улучшить экономические показатели каждого из государств-членов фонда.
  • Развитие международного сотрудничества в области валютно-финансовых взаимоотношений за счет проведения консультаций и встреч с целью решения международных валютно-финансовых проблем.
  • Поддержание стабильности ведущих мировых валют, предупреждение девальвации и прочих негативных моментов в разных странах.
  • Создание многосторонней системы международных расчетов по торговым операциям с целью устранения ограничений и препятствий в развитии мировой экономики.
  • Исправление диспропорций в платежных балансах стран с развивающейся экономикой путем предоставления им кредитов из общих ресурсов Фонда.

В настоящее время в МВФ входит свыше 180 государств, включая Российскую Федерацию, которая стала членом фонда в 1992 году. В 2005 году Россия досрочно погасила задолженность перед Международным Валютным Фондом, благодаря чему приобрела статус кредитора, одновременно увеличив квоту по взносам и усилив свое влияние в организации.

МВФ, или Мировой Валютный Фонд – это особое учреждение, созданное Организацией Объединенных Наций (ООН), способствующее улучшению международного сотрудничества в сфере экономики и финансов, а также регулирующее стабильность валютных отношений.

Кроме того, МВФ интересуется вопросами развития торговли, всеобщей занятостью, улучшением уровня жизни населения стран.

Управление данной структурой осуществляется 188 странами, являющимися членами организации. Несмотря на то, что Фонд создан ООН, как одно из своих подразделений, функционирует он обособленно, имеет отдельный Устав, управленческую и финансовую системы.

История создания и развития Фонда

В 1944 году на одной из конференций, проводимой в г. Бреттон-Вудсе в штате Нью-Хэмпшир (США), комиссией из 44 стран было принято решение создать МВФ. Предпосылками его возникновения стали следующие проблемные вопросы:

  • формирование благоприятной «почвы» для международного сотрудничества на мировой арене;
  • угроза повторной девальвации;
  • «реанимация» мировой валютной системы от последствий Второй мировой войны;
  • и другие.

Однако официально Фонд был создан только в 1945 году. На момент создания в нем насчитывалось 29 стран-участниц. МВФ стал одной из международный финансовых организаций, учрежденной на той конференции.

Другой же стал Всемирный Банк, сфера деятельности которого несколько отличаются от рабочих областей Фонда. Но две эти системы удачно взаимодействуют между собой, а также оказывают содействие друг другу в решении различных вопросов на высочайшем уровне.

Цели и задачи МВФ

При создании МВФ были определены следующие цели его деятельности:

  • развитие сотрудничества стран в сфере международных финансов;
  • стимулирование международной торговли;
  • контроль над стабильностью валютных отношений;
  • участие в создании универсальной системы расчетов;
  • оказание взаимопомощи между государствами-участниками МВФ тем из них, кто находится в трудном финансовом положении (при гарантированном исполнении условий предоставления финансовой помощи).

Важнейшей задачей фонда является регулирование баланса валютно-финансового взаимодействия стран друг с другом, а также предотвращение предпосылок возникновения кризисных ситуаций, контроль над уровнем инфляции, ситуацией на валютном рынке.

Изучение финансовых кризисов прошлых лет показывает, что страны, находясь в таком положении, становятся зависимыми друг от друга, а проблемы различных отраслей одной страны могут отражаться на состоянии данного сектора другой страны, или отрицательно повлиять на ситуацию в целом.

МФВ в этом случае осуществляет надзор и контроль, а также оказывает своевременную финансовую помощь, позволяющую странам проводить необходимую экономическую и валютную политику.

Органы управления МВФ

МВФ развивался под воздействием изменений общей экономической ситуации в мире, поэтому совершенствование структуры управления происходило постепенно.

Итак, современное управление МВФ представлено следующими органами:

  • Вершиной системы является Совет управляющих, который состоит из двух представителей от каждой страны-участницы: управляющего и его заместителя. Этот орган управления собирается единожды в год на Ежегодном Совещании МВФ и Всемирного банка;
  • Следующее звено системы представлено Международным валютно-финансовым комитетом (МВФК), который состоит из 24 представителей, которые встречаются дважды в год;
  • Ежедневно работает Исполнительный совет МВФ, который представлен одним участником от каждой страны, и осуществляет свои функции в штаб-квартире фонда в Вашингтоне.

Описанная выше система управления была утверждена в 1992 году, когда в МВФ вступили бывшие члены Советского Союза, значительно увеличившие количество участников фонда.

Структура МВФ

Пять наиболее крупных государств (Великобритания, Франция, Япония, США, Германия) назначают исполнительных директоров, а оставшиеся 19 стран выбирают остальных.

Первое лицо фонда одновременно является главой персонала и председателем Исполнительного совета фонда, имеет 4-х заместителей, и назначается советом на срок 5 лет.

При этом управляющие могут выдвигать кандидатуры на данный пост, или же самовыдвигаться.

Основные механизмы кредитования

За годы деятельности МВФ разработал несколько способов кредитования, которые прошли испытание на практике.

Каждый из них подходит для определенного финансово-экономического уровня, а также оказывает соответствующее влияние на него:

  • Нельготное кредитование;
  • Кредит стенд-бай (СБА);
  • Гибкая кредитная линия (ГКЛ);
  • Линия превентивной поддержки и ликвидности (ЛПЛ);
  • Механизм расширенного кредитования (ЕФФ);
  • Инструмент для ускоренного финансирования (РФИ);
  • Льготное кредитование.

Страны-участницы

В 1945 году МВФ состоял из 29 стран, но на сегодняшний день их число достигло 188. Из них 187 государств признано участниками фонда полностью, и одно – частично (Косово). Полный список стран-участниц МВФ в свободном доступе опубликован в сети вместе с датами вступления их в фонд.

Условия странам для получения кредита от МВФ:

  • Главное условие для оформления кредита – быть участником МВФ;
  • Сформировавшаяся или возможная кризисная ситуация, при которой отсутствует возможность финансирования платежного баланса.

Кредит, предоставленный фондом, дает возможность осуществить меры по стабилизации кризисной ситуации, проведение реформ для укрепления баланса и улучшить экономическую ситуацию государства в целом. Это станет гарантированным условием возврата такого кредита.

Роль Фонда в мировой экономике

Международный Валютный Фонд выполняет огромную роль в мировой экономике, расширяя сферы влияния мегакоропораций на страны с развивающейся экономикой и кризисным финансовым положением, контролируя валютный обмен и многие другие аспекты макроэкономической политики государств.

С течением времени развитие фонда ведет курс на превращение его в международный орган контроля над финансово-экономической политикой множества стран. Не исключено, что реформы приведут к волне кризисов, однако они пойдут лишь на пользу фонду, увеличив количество кредитов в несколько раз.

МВФ и Всемирный банк – в чем различие?

Несмотря на то, что МВФ и Всемирный банк были учреждены примерно в одно и то же время, и имеют общие цели, в их деятельности есть существенные различия, о которых необходимо сказать:

  • Всемирный банк, в отличие от МВФ, занимается вопросами улучшения уровня жизни, финансируя отельные сектора на долгосрочной основе;
  • Финансирование каких-либо мероприятий происходит не только за счет стран-участников, но и с помощью выпуска ценных бумаг;
  • Кроме того, Всемирный банк охватывает более широкий перечень дисциплин и спектров действия, чем Международный Валютный Фонд.

Несмотря на существенные различия, МВФ и Всемирный банк активно сотрудничают в различных областях, например, в помощи странам, находящимся за чертой бедности, проводя при этом совместные совещания и совместно осуществляя анализ их кризисного положения.

Международный валютный фонд, МВФ - это, прежде всего, специализированное учреждение Организации Объединенных Наций (ООН), со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Стоит заметить, что хотя МВФ создан при поддержке ООН, он является независимой организацией.

Международный Валютный Фонд был, создан сравнительно недавно - на Бреттон-Вудской конференции, по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ ).

Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт - высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года - официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 187 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет кратко - и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным финансовым потокам.

международный валютный фонд кредитование

    1. Основные цели и функции мвф и структура органов управления

Основными целями Международного Валютного Фонда являются:

1. "необходимость способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере";

2. "содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли" в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

3. "обеспечение стабильности валют, поддержание упорядоченных отношений валютной области среди государств-членов" и стремление не допускать "обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ";

4. оказание помощи в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

5. временное предоставление государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность "исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах".

Основные функциями МВФ являются:

1. содействие международному сотрудничеству в денежной политике

2. расширение мировой торговли

3. кредитование

4. стабилизация денежных обменных курсов

5. консультирование стран дебиторов

6. разработка стандартов международной финансовой статистики

7. сбор и публикация международной финансовой статистики

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (специальная единица на право заимствования) (на январь 2011 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % - в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2010 года) обладают: США - 17,8 %; Германия - 5,99 %; Япония - 6,13 %; Великобритания - 4,95 %; Франция - 4,95 %; Саудовская Аравия - 3,22 %; Италия - 4,18 %; Россия - 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС - 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,75 %.

В МВФ действует принцип "взвешенного" количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 "базовых" голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, число её голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - "специальным большинством" (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов).

Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающие страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно, поэтому было высказано намерение "расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ".

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции:

ь направляет деятельность Исполнительного совета;

ь вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ;

ь представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ.

Подобную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда.

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (англ. Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. - около 2478 человек из 143 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.) - Доминик Стросс-Канн (Франция), его первый заместитель - Джон Липски (США).

Глава постоянного представительства МВФ в России - Невен Матес.

Управляющий. Избранный Исполнительным Советом, Управляющий МВФ возглавляет Исполнительный Совет и является главой персонала организации. Под управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть переизбран на последующий срок.

Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ демонстрации самых высоких стандартов профессионализма и технической компетентности, и отражает интернациональность организации. Приблизительно 125 наций представлены среди 2,300 сотрудников организации.

Международный валютный фонд (МВФ) создан в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях. Официальными его за­дачами, изложенными в Уставе МВФ, являются сотрудничество в международ­ных валютных вопросах, содействие в стабилизации валют, устранение валют­ных ограничений и создание многосторонней системы расчетов между стра­нами, предоставление странам-членам валютных ресурсов для устранения вре­менных нарушений их платежных балансов. С начала 80-х гг. МВФ стал пре­доставлять средне- и долгосрочные кредиты (на 7-10 лет) на «структурную перестройку экономики» странам-членам, осуществляющим радикальные эко­номические и политические реформы.

МВФ начал свои операции в марте 1947 г. в качестве специализирован­ного органа ООН. Место нахождения центрального аппарата, г. Вашингтон, имеет свои отделения и представительства в ряде стран. Учредителями МВФ были 44 страны, в 1999 г. его членами являлись 182 государства.

В руководящих органах голоса определяются в соответствии с размером квот. Каждая страна имеет 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тыс. еди­ниц СДР ее квоты. Решения принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам - специальным большин­ством (85% голосов - стратегического характера, и 70% - оперативного). По­скольку наибольшее количество квот в МВФ имеют ведущие страны Запада (США - 17,5%, Япония - 6,3, Германия - 6,1, Великобритания и Франция - по 5,1, Италия - 3,3%), а в целом 25 экономически развитых государств - 62,8%, то эти страны контролируют и направляют его деятельность в своих ин­тересах. Следует отметить, что США, а также страны ЕС (30,3%) могут нала­гать вето на ключевые решения Фонда, поскольку их принятие требует квали­фицированного большинства голосов (85%). Роль других стран в принятии ре­шений невелика, учитывая их незначительные квоты (Россия - 3,0%, Китай - 3,0%, Украина - 0,69%.

Уставный капитал МВФ образуется из взносов государств-членов в со­ответствии с устанавливаемой для каждой страны квоты, которая определяется исходя из экономического потенциала страны и ее места в мировой экономике и внешней торговле.

В дополнение к собственному капиталу для расширения кредитной деятельности МВФ привлекает заемные средства. Для пополнения кредитных ресурсов МВФ использует следующие «механизмы»:

    Генеральное соглашение о займах;

    новые соглашения о займах;

    заимствование средств у государств - членов МВФ.

В 1962 г. Фонд подписал с 10 экономически развитыми странами (США, ФРГ, Великобританией, Японией, Францией и др.) Генеральное соглашение о займах, которое предусматривало предоставление возобновляемых кредитов Фонду. Это соглашение первоначально было заключено на 4 года, а затем стало продлеваться каждые 5 лет. Лимит кредита вначале был определен в 6,5 млрд. долл. CIIIA, а в 1983 г. увеличен до 17 млрд. СДР (23,3 млрд. долл. США). В целях преодоления чрезвычайных ситуаций в финансовой сфере Исполнитель­ный совет (Директорат) МВФ расширил возможности Фонда по привлечению займов, утвердив в 1997 г. Новые соглашения о займах, в соответствии с кото­рыми МВФ может привлечь от 25 предполагаемых стран - участниц этих со­глашений средства на сумму до 34 млрд. СДР (около 45 млрд. долл. США). МВФ также прибегает к получению займов у центральных банков (в частности, получил ряд займов у национальных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Япо­нии и других стран).

Полученные средства Фонд, в свою очередь, предоставляет на условиях кредита на определенный срок с уплатой определенного процента.

Важнейшим направлением деятельности Фонда являются его кредитные операции. Согласно Уставу. МВФ предоставляет кредиты странам-членам для восстановления равновесия их платежных балансов и стабилизации валютных курсов. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными орга­нами стран-членов: казначействами, центральными банками, стабилизацион­ными фондами.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте или в СДР, производит их покупку у Фонда в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, ко­торая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. По исте­чении установленного срока кредита страна обязана произвести обратную опе­рацию, т. е. выкупить у Фонда находящуюся на специальном счете националь­ную валюту и возвратить полученную иностранную валюту или СДР. Такого рода кредиты даются на срок до 3 лет и реже -5 лет. За пользование кредитами МВФ взимает комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы кредита и процент­ную ставку за пользование кредитом, размер которой устанавливается на ос­нове рыночных ставок, действующих в соответствующее время (чаще всего это 6-8% годовых). Если находящаяся у МВФ национальная валюта страны-должника покупается каким-либо государством-членом, то это считается как погашение задолженности Фонду.

Размеры предоставляемых Фондом кредитов и возможности их получе­ния связаны с выполнением страной-заемщиком ряда условий, не всегда при­емлемых для этих стран.

МВФ с начала 50-х гг. стал заключать со странами-членами соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд бай» (англ. Stand-by Arrangements). По такому соглашению страна-член имеет право получить от МВФ иностран­ную валюту в обмен на национальную в любое время, но на согласованных с Фондом условиях.

В целях оказания помощи странам - членам МВФ, испытывающим трудности в экономическом развитии по не зависящим от них причинам, а также для содействия в решении обширных проблем экономического и соци­ального характера. Фонд создал ряд специальных механизмов, которые предос­тавляют средства на валютных условиях. К ним относятся:

Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, сред­ства которого выделяются в связи с постигшими страны стихийными бедст­виями, непредвиденным изменением мировых цен и другими причинами;

Механизм финансирования буферных (резервных) запасов сырьевых то­варов, создаваемых в соответствии с международными соглашениями;

Механизм финансовой поддержки операций по сокращению и обслужи­ванию внешнего долга, который выделяет средства развивающимся странам, оказавшимся в кризисной ситуации с внешними долгами;

Механизм поддержки структурных преобразований, средства которого направляются в страны, осуществляющие переход к рыночной экономике пу­тем осуществления радикальных экономических и политических реформ.

Помимо указанных функционирующих ныне механизмов МВФ создавал временные специальные фонды, которые были призваны содействовать пре­одолению кризисных валютных ситуаций, возникавших по разным причинам (например, нефтяной фонд - для покрытия дополнительных расходов в связи со значительным ростом цен на нефть и нефтепродукты; доверительный фонд - для оказания помощи наиболее бедным странам за счет средств, вырученных от продажи золота из запасов МВФ, и др.).

Россия стала членом МВФ в 1992 г. По размеру выделенной квоты (4,3 млрд. СДР, или 3%) и числу голосов (43,4 тыс., или 2,9%) она заняла 9-е место. За прошедшие годы Россия получала от Фонда разного рода кредиты (резерв­ные кредиты - стэнд-бай, на поддержку структурной перестройки и др.). В марте 1996 г. Совет управляющих МВФ одобрил предоставление России рас­ширенного кредита в сумме 10,2 млрд. долл. США, который в большей части уже использован, в том числе на погашение Фонду образовавшейся задолжен­ности по ранее предоставленным кредитам. Общая сумма долга России Фонду на 1 января 1999 г. составляла 19,7 млрд. долл.

Группа Мирового банка включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала - Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).

Возглавляемые единым руководством, каждый из указанных институтов самостоятельно, за счет имеющихся у него средств и на различных условиях осуществляет финансирование инвестиционных проектов и содействует осуще­ствлению в ряде стран программ экономического развития.