На сколько стреляет миномет 120. Выжить под миномётным обстрелом. Устройство выстрелов и их элементов

Благодаря простоте конструкции и боевым качествам минометы давно и прочно заняли свое место в структуре артиллерии современных сухопутных войск. Вскоре после своего появления этот тип оружия начали устанавливать на различных самоходных шасси, что позволило значительно улучшить их мобильность и живучесть. Идея самоходного миномета дожила до наших дней и вряд ли от нее откажутся в ближайшее время. Бронированное колесное или гусеничное шасси дает боевой машине возможность быстро выходить на позицию и покидать ее, а новые более совершенные минометы способны эффективно поражать цели за минимальное время и с минимальным расходом боеприпасов.

Общие тенденции

В области самоходных минометов в последние годы наметились несколько тенденций, направленных на повышение боевых качеств. Прежде всего, необходимо отметить постепенный переход от систем калибра 81 или 82 миллиметра к более серьезным вооружениям. В течение последних десятилетий почти все ведущие страны стали активно развивать направление 120-мм самоходных минометов. Фактически подобное оружие представляет собой компромисс между весовыми и габаритными показателями и огневой мощью. При приемлемых размерах именно минометы калибра 120 мм позволяют посылать к цели сравнительно крупные боеприпасы на достаточно большое расстояние.

Одной из самых современных в мире гаубиц считается немецкая Panzerhaubitze 2000 (в сокращенном варианте — PzH 2000, где цифровой индекс указывает новое тысячелетие). Эксперты единогласно относят ее к совершенному образцу полевой артиллерии в мире, имеющей серийный выпуск .

Еще одна интересная тенденция, наблюдаемая в этой области, касается архитектуры боевых машин. Регулярно появляются новые самоходные минометы, вооружение которых располагается не внутри бронекорпуса, но во вращающейся башне. Такой «гибрид» классической САУ и миномета обладает преимуществами обоих классов техники и благодаря этому способен решать широкий круг задач. Самоходные минометы последнего времени почти всегда оснащаются продвинутой автоматизированной системой управления огнем и рядом другой электронной аппаратуры.

Кроме того, минометы осваивают и те приемы ведения огня, которые ранее были свойственны лишь гаубицам – например, MRSI или «шквал огня», когда орудие делает несколько выстрелов с максимальным темпом и разным возвышением ствола, из-за чего несколько мин подлетают к цели почти одновременно.

В области боеприпасов для самоходных минометов наблюдаются ровно те же тенденции, что и в прочих сферах вооружения. Наряду с осколочно-фугасными минами создаются новые типы корректируемых. Кроме того, предпринимаются попытки создания кассетных боеприпасов. Оружейники стремятся увеличить точность и могущество новых мин, а также пытаются увеличить дальность их полета. Последнее достигается в основном при помощи создания активно-реактивных мин, имеющих собственный реактивный двигатель. В настоящее время в США идет программа PERM (Precision Extended Range Munition – «Высокоточный боеприпас увеличенной дальности»), целью которой является создание корректируемой мины с дальностью полета до 16-17 км, что примерно вдвое больше аналогичного показателя обычных боеприпасов.

Рассмотрим некоторые зарубежные самоходные минометы, которые созданы в течение последних лет.

Германия

В конце девяностых годов немецкая компания Rheinmetall в инициативном порядке провела модернизацию гусеничного шасси Wiesel 1. Получившаяся машина Wiesel 2 с улучшенными характеристиками привлекла внимание военных и вследствие этого стала основой для нескольких разработок, в том числе и самоходного миномета. В 2004 году начались испытания двух 120-мм минометов на базе Wiesel-2. В состав нового комплекса Advanced Mortar System вошли три машины: собственно миномет, командный пункт с системами связи и управления, а также разведывательная машина.


Ввиду малых габаритов базовой машины Wiesel-2 120-мм миномет в боевом положении размещается за пределами ее бронированного корпуса. При переведении в походное он укладывается на специальные удерживающие устройства поворотом вперед и фиксируется. Миномет крепится на противооткатных устройствах, которые, в свою очередь, устанавливаются на поворотном лафете. Горизонтальное наведение осуществляется в пределах 30° от оси машины вправо и влево, вертикальное – в секторе от +35° до +85°. Боевая машина оснащена автоматизированной цифровой системой управления огнем. Для наведения используются ручные механизмы или приводы, управляемые СУО.

Максимальная дальность стрельбы при использовании новых боеприпасов, созданных «Рейнметаллом», превышает8 км. В укладках боекомплекта бронированной машины помещается до 30 мин. Экипаж боевой машины состоит всего из трех человек, один из которых – механик водитель. После модернизации бронешасси Wiesel-2 имеет боевую массу около 4,2 тонны, что делает его пригодным для перевозки по воздуху и десантирования.

В 2009 году Минобороны Германии и Rheinmetall подписали контракт, согласно которому в ближайшие годы армия получит 38 самоходных минометов Wiesel-2, а также по 17 разведывательных и командирских машин. Первые партии уже поставлены. Имеются сведения о продолжении поставок таких самоходных минометов после выполнения имеющегося контракта.

Израиль

В начале двухтысячных годов компания Soltam Systems создала систему CARDOM (Computerised Autonomous Recoil rapid Deployed Outrange Mortar – «Автономный компьютеризированный скорострельный миномет с увеличенной дальностью огня и противооткатными устройствами»), предназначенную для установки на различные шасси. Система CARDOM представляет собой набор технических средств, которые позволяют монтировать на имеющееся шасси нужный миномет соответствующего калибра.

На базовом автомобиле или бронетранспортере устанавливается поворотная платформа с системой наведения по горизонтали и вертикали. Для расширения списка пригодных к использованию шасси инженеры Soltam Systems предусмотрели противооткатные устройства, несвойственные минометам.

Помимо орудийной платформы в состав CARDOM входят системы навигации, баллистический вычислитель и другое оборудование. Основным типом оружия, пригодным для использования в системе CARDOM является 120-мм миномет Soltam K6 с полуавтоматической системой заряжания. При его использовании устройства наведения позволяют вести огонь в любом направлении на дальности до7,2 км(при использовании обычных мин). Опытный расчет может обеспечить скорострельность до 15-16 выстрелов в минуту.

Системы CARDOM уже состоят на вооружении израильской армии. Версия для Израиля монтируется на доработанное шасси бронетранспортера M113 и носит имя Keshet («Лук»). В середине прошлого 2012 года Soltam Systems в соответствии с договором поставила Испании первую партию систем CARDOM с 81-мм минометами, смонтированными на шасси четырехколесных автомобилей. Ожидается подписание контракта на поставку систем CARDON в США, где они будут монтироваться на шасси Stryker.

Китай

Ориентировочно в середине двухтысячных годов на вооружение Народно-освободительной армии Китая поступил новый самоходный миномет PLL-05, созданный компанией NORINCO и объединяющий в себе все плюсы миномета и пушки. На шестиколесном шасси WZ551 смонтирован новый боевой модуль с универсальным орудием, пригодным для ведения огня в широком диапазоне углов наведения. Стоит отметить, первые упоминания о PLL-05 появились еще в начале прошлого десятилетия, но тогда эта боевая машина предлагалась только на экспорт. Очевидно, несколько лет спустя, из-за отсутствия спроса, самоходный миномет переработали в соответствии с требованиями китайской армии и начали его серийное производство.

По своей концепции PLL-05 сильно напоминает советский/российский проект 2С9 «Нона-С»: на базовом шасси установлена башня с универсальным орудием, сочетающим в себе лучшие качества миномета и пушки. Боевой модуль PLL-05 вращается в горизонтальной плоскости на 360°, а система установки миномета позволяет вести огонь с возвышением от -4° до +80°. 120-мм миномет способен использовать широкий спектр боеприпасов. При использовании стандартных осколочно-фугасных мин максимальная дальность стрельбы не превышает8,5 км. При стрельбе активно-реактивными минами этот показатель увеличивается до 13-13,5 км.

Также имеются сведения о существовании кассетной мины, несущей 30 бронебойных субэлементов. Заявленная пробиваемость – до90 мм. Также для миномета PLL-05 создан кумулятивный боеприпас, позволяющий поражать бронированные цели на дальностях до 1100-1200 метров. Максимальный темп стрельбы вне зависимости от типа боеприпаса – 7-8 выстрелов в минуту.

Боевой модуль PLL-05 с универсальным минометом калибра120 ммтакже может устанавливаться на других шасси. В частности, на выставках вооружений и военной техники демонстрировался вариант на базе восьмиколесного бронетранспортера Type 07P. Тем не менее, техника для армии делается на основе шестиколесной бронемашины. Вероятно, на этом сказались весовые показатели обоих вариантов: имеющиеся в НОАК PLL-05 примерно на пять тонн легче самоходного миномета на базе Type 07P. Таким образом, боевые машины с весом около 16,5 тонн могут перевозиться транспортными самолетами Shaanxi Y-8.

Объединенные Арабские Эмираты

Оригинальный подход к конструированию самоходных минометов применила компания IGG (International Golden Group) при создании боевой машины Agrab («Скорпион»). Этот самоходный миномет, в отличие от аналогичных машин зарубежного производства, был сделан на базе армейского автомобиля-внедорожника.

В качестве шасси для перспективной боевой машины инженеры IGG выбрали броневик RG31 Mk 6 MPV южноафриканского производства. Такой выбор был обоснован особенностями ландшафта Эмиратов и близлежащих регионов. Авторы проекта Agrab посчитали, что проходимость четырехколесного бронеавтомобиля будет достаточной для выполнения поставленных задач, а комплекс защиты, выполненный в соответствии с концепцией MRAP, обеспечит безопасность экипажа и оружия.





В задней части броневика разместили боевой модуль с высокими бронированными бортами. Перед стрельбой задний борт откидывается и при помощи специальной фермы приводит в боевое положение 120-мм миномет сингапурского производства SRAMS (Super Rapid Advanced Mortar System – «Сверхскоростная перспективная минометная система»). Точные углы наведения оружия неизвестны, но исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод о горизонтальном секторе шириной около 50-60 градусов и возвышении до 75-80. Внутри боевого модуля размещены укладки на 58 мин.

За ведение огня в боевом модуле SRAMS отвечает система управления огнем Arachnida. Электроника позволяет вычислять данные для стрельбы и передавать их на механизмы наведения. При необходимости расчет миномета может воспользоваться ручными механизмами. При использовании стандартных осколочно-фугасных мин боевая машина Agrab способна обстреливать цели на расстояниях до 8-8,5 км. Максимальная дальность стрельбы осветительными минами не превышает 7-7,5 км. О существовании других боеприпасов пока ничего не говорилось, но калибр и характеристики миномета, вероятно, позволяют расширить номенклатуру применяемых мин.

Самоходный миномет Agrab создавался компанией IGG в инициативном порядке. В 2007 году начались испытания первого прототипа. Дальнейшие тесты и доводка перспективной боевой машины продолжались до 2010 года, после чего вооруженные силы Объединенных Арабских Эмиратов выказали желание приобрести партию новой техники. В 2011 году Минобороны ОАЭ заказало у IGG 72 самоходных миномета общей стоимостью около 215 млн. американских долларов.

Польша

В 2008 году свой проект самоходного миномета представила Польша. Тогда компания Huta Stalowa Wola (HSW) начала строительство первого прототипа нового боевого модуля RAK. Как и некоторые зарубежные разработки, новая польская башня с вооружением должна была сочетать в себе возможности миномета и пушки.

Первый прототип боевой машины RAK был собран на базе советской самоходки 2С1 «Гвоздика», что позволило сэкономить время на доработку шасси под новый боевой модуль. Внутри бронированного объема башни RAK помещен 120-мм казнозарядный миномет и все необходимые агрегаты. Заявленная скорострельность системы – до 10-12 выстрелов в минуту, что достигается при помощи автоматизированной системы заряжания. Вертикальные углы наведения миномета – от -3° до +85°; горизонтальные – без ограничений.

Для управления огнем используется система производства компании WB Electronics. Максимальная дальность поражения цели стандартной миной, как и у других самоходных минометов калибра120 мм, не превышает 8-8,5 километров. При использовании мин с дополнительным реактивным двигателем этот показатель увеличивается до12 км.

Первые прототипы самоходного миномета PAK делались на основе шасси самоходной артиллерийской установки «Гвоздика», но в дальнейшем компания HSW выбрала другое базовое шасси. Им стала бронемашина Rosomak, представляющая собой лицензионную версию финского бронетранспортера Patria AMV. По имеющимся данным, в настоящее время идет мелкосерийное производство самоходных минометов RAK, но информация о количестве собранных машин отсутствует.

Сингапур

Упоминавшийся выше миномет SRAMS, используемый в комплекса Agrab, был создан сингапурской фирмой STK (Singapore Technologies Kinetics) в конце девяностых годов и вскоре его приняли на вооружение. Боевой модуль SRAMS проектировался с учетом требований сингапурских военных, что значительно повлияло на его облик.

Так, боевая машина, поступившая на вооружение сингапурской армии, сделана на базе сочлененного гусеничного транспортера STK Bronco. Все агрегаты миномета располагаются на заднем звене машины, что позволило грамотно разнести оружие и аппаратуру. Миномет оснащен оригинальной системой заряжания: расположенные рядом со стволом агрегаты поднимают мину на уровень дульного среза и опускают ее в ствол. Подача мин на механизм заряжания осуществляется вручную. Таким оригинальным и в то же время сложным образом была решена проблема скоростного заряжания дульнозарядного миномета: он может делать до десяти выстрелов в минуту.

Сам миномет SRAMS устанавливается на противооткатных устройствах, а также оснащается оригинальным дульным тормозом. В результате этих мер значительно снижается отдача, что позволяет устанавливать боевой модуль на сравнительно легкие шасси наподобие автомобилей, как это сделано в комплексе Agrab. Горизонтальное наведение миномета SRAMS возможно лишь в пределах сектора шириной 90°. Вертикальное – от +40 до +80 градусов. Стрельба при этом ведется «через крышу» переднего модуля транспортера. Автоматизированная система управления огнем AFCS располагается в кабине гусеничной машины и позволяет поражать цели стандартной миной на дальностях до 6,5-6,7 км.

Самоходный миномет SRAMS на базе гусеничного шасси STK Bronco был принят на вооружение в первой половине двухтысячных годов и до сих пор остается основным подобным оружием в сингапурской армии. Для возможных поставок на экспорт компания STK проводила некоторые доработки конструкции боевого модуля. В частности, существует прототип на основе американского автомобиля HMMWV, оборудованный минометом SRAMS и опускаемой опорной плитой.

Финляндия и Швеция

В конце девяностых финская компания Patria в сотрудничестве со шведской BAE Systems Hagglunds создала оригинальный боевой модуль для самоходных минометов под названием AMOS (Advanced Mortar System – «Перспективная минометная система»). Он имел характерное отличие от зарубежных разработок подобного назначения, а именно два орудия. После нескольких лет проектирования, испытаний и доводки новая система поступила на вооружение армий Финляндии и Швеции.

Башни серийных финских и шведских самоходных минометов AMOS установлены на гусеничное шасси CV90. В самой башне размещены два 120-мм орудия, автоматика заряжания и вспомогательная аппаратура. В рекламе комплекса AMOS особо отмечалось, что он способен сделать десять выстрелов в течение четырех секунд. Однако практическая скорострельность двух минометов ограничена 26 выстрелами в минуту. Вращающаяся башня не оставляет мертвые зоны, а наклон блока стволов от -5 до +85 градусов позволяет стрелять стандартными минами на расстояние до10 км.

Стоит отметить, на определенной стадии испытаний удавалось забрасывать боеприпас на13 км, но более мощная отдача плохо сказывалась на агрегатах всей боевой машины. В связи с этим максимальную дальность стрельбы также ограничили. Система управления огнем позволяет рассчитывать углы наведения орудий с учетом внешних условий. При необходимости она обеспечивает стрельбу в движении со скоростью не более 25-30 км/ч, но в таком случае дальность эффективного огня сокращается в два раза.

Если нужно поразить цель в движении на расстоянии, близком к максимально возможному, существует еще один алгоритм работы вычислителей. При его применении все расчеты производятся на ходу, после чего следует короткая остановка и залп. Далее самоходный миномет может покинуть позицию и продолжить расчеты для атаки из другого места.

Финские и шведские вооруженные силы заказали несколько десятков самоходных минометов AMOS и активно применяют их на учениях. Для поставок на экспорт пришлось создать специальную модификацию боевого модуля с одним минометом. Такая башня получила название NEMO (NEw MOrtar – «Новый миномет»). От базовой конструкции NEMO отличается лишь несколькими деталями, прямо связанными с количеством вооружения.

Стоит отметить, одноствольный вариант финско-шведского миномета, в отличие от оригинальной системы, заинтересовал зарубежных покупателей. Уже выполняются заказы Саудовской Аравии, ОАЭ и Словении. Также желание приобрести боевые модули NEMO выказывала Польша, но контракт пока не подписан.

Швейцария

В конце девяностых годов швейцарская компания RUAG Land Systems представила свою новую разработку под названием Bighorn. Этот боевой модуль представляет собой поворотную платформу с минометом и набором электронного оборудования, предназначенную для установки на бронированные машины различных типов. Миномет Bighorn в первую очередь предлагался для установки на бронетранспортеры MOWAG Piranha, чем обусловлены его габариты, масса и сила отдачи.

120-мм миномет монтируется на поворотной платформе с подъемным механизмом и противооткатными устройствами. Последние, по официальным данным, позволяют сократить отдачу на 50-70% по сравнению с минометами, не использующими подобные механизмы. Модуль Bighorn предназначен для монтажа в десантном отделении любой подходящей бронемашины. Стрельба в таком случае ведется через открытый люк в крыше. Из-за этого горизонтальное наведение миномета возможно только в пределах сектора шириной 90°. Углы возвышения – от +40 до +85 градусов.

Заряжание производится полуавтоматической системой: расчет подает мины на специальный лоток и дальнейшая загрузка боеприпаса в ствол производится механическим устройством. Заявленная максимальная скорострельность – до четырех выстрелов за 20 секунд. Максимальная дальность при использовании самого мощного порохового заряда не превышает10 километров. Интересно расположение приборов управления огнем. Вся электроника скомпонована в небольшой консоли, располагающейся рядом с минометом. Управление наведением производится либо джойстиком, либо вручную, при помощи соответствующих механизмов.

Боевой модуль Bighorn мог стать основой для нескольких типов самоходных минометов на базе разных шасси. Испытывались варианты на основе MOWAG Piranha (Швейцария), FNSS Pars (Турция) и т.д. Во всех случаях были определены преимущества и недостатки миномета и сопутствующих систем, однако дальше доводки дело не пошло. За 15 лет, прошедшие после разработки системы Bighorn, ни одна страна не заинтересовалась им и даже не инициировала переговоры по контракту. Компания-разработчик продолжает совершенствование минометного комплекса, однако его перспективы остаются туманными.

***
Нетрудно заметить, что на протяжении последних лет развитие самоходных минометов идет в соответствии с двумя основными идеями. Первая из них подразумевает монтаж платформ с оружием и электроникой внутрь корпуса имеющихся машин (прежде всего, бронетранспортеров). В результате получается простой и удобный в использовании минометный комплекс, пригодный для выполнения всех возлагаемых на него задач.

Вторая концепция заметно сложнее, хотя и подразумевает ощутимое увеличение боевых качеств. Возможности такого самоходного миномета растут благодаря использованию полноценной орудийной башни с большими углами вертикального наведения. Несмотря на очевидные преимущества, самоходные минометы второго типа вряд ли смогут полностью вытеснить боевые машины, сделанные в соответствии с первой идеей.

Имея большие огневые возможности, «башенные» минометы серьезно проигрывают в стоимости и сложности конструкции. Поэтому в течение следующих лет даже в самых мощных и развитых армиях будут встречаться самоходные минометы обоих типов.

Тяжелые минометы

В последние 20 лет многие армии мира предпочитают выбирать для своих тяжелых минометов калибр 120 мм. В некоторых подразделениях тяжелый миномет используется в качестве артиллерийского вооружения. Здесь в качестве примера можно привести экспедиционную систему огневой поддержки корпуса морской пехоты EFSS (Expeditionary Fire Support System) компании GDOTS, которая состоит на вооружении артиллерийских батальонов. Этот 120-мм нарезной миномет представляет собой модификацию миномета MO-120-RT разработки компании TDA Armament. Система EFSS специально предназначена для перевозки в кабине грузового вертолета CH-53E Super Stallion компании Sikorsky и конвертоплана CV/MV-22B Osprey компании Bell-Boeing. Миномет M327 комплекса EFSS буксируется специально созданным легким тягачом; подготовка к стрельбе занимает 4 минут, огонь ведется со скорострельностью до 4 выстрелов в минуту на дальность до 8 км.



Миномет MO-120-RT разработки компании TDA Armament

Американская армия также перешла на калибр 120 мм, приняв на вооружение гладкоствольный миномет M120 – модификацию системы Soltam K-6 компании Elbit Systems. Он имеет дальнобойность 7200 метров, но как у всех крупнокалиберных минометов масса 150 кг определяет либо буксируемый, либо устанавливаемый на машину вариант. Американская армия устанавливает M121 (возимый вариант) на свой минометный транспортер M1064 (на базе M113) и на бронемашину M1129 Stryker. Миномет Soltam Cardom, устанавливаемый на M1129, получает данные о цели, переводя их в вертикальные и горизонтальные углы, которые автоматические посылаются наводчику для подготовки к стрельбе. Cardom может быть готов к открытию огня через 30 секунд, он имеет скорострельность 16 выстрелов в минуту очередью и 4 выстрела в минуту при продолжительном ведении огня.

Повышение мобильности ставилось во главу угла при разработке 120-мм минометов и эта тенденция продолжается и сегодня. Принимаемый подход определяется видом подразделений конечного пользователя: легкие или бронетанковые силы. Для легких сил одно из решений предлагает компания Boeing – доработанный вариант своей легкой машины Phantom Badger для специальных сил. Это легкий бронеавтомобиль боевого обеспечения с 120-мм минометом, устанавливаемым в задней части. Соответствующий прицеп перевозит готовые боеприпасы. В минометном комплексе SPEAR от Elbit Systems используется специальная система снижения сил отката, позволяющая устанавливать миномет на грузовую платформу легких машин, например бронеавтомобиль HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle) от AM General или даже модифицированный пикап. Компания уже получила контракт на поставку минометного комплекса SPEAR таиландской армии. Стив Раст из компании Mistral заметил, что «американские силы специального назначения, использовавшие минометы Elbit с малой отдачей в Афганистане, говорят об идеальном решении для открытия ответного огня, что ранее было невозможно для подразделений на легких грузовиках».






Бронеавтомобиль боевого обеспечения Phantom Badger с 120-мм минометом (вверху базовое шасси)

Для бронетанковых сил особо привлекательными являются разработка и развертывание башенных 120-мм минометов и пушек-минометов. Там предпочитают не ведение огня через люк на крыше платформы с бросанием мины в ствол, а скорее минометы, устанавливаемые в башню и заряжаемые с казенной части. Некоторые новые системы имеют автомат заряжания и могут вести огонь прямой и непрямой наводкой. Продвинутый минометный комплекс AMOS (Advanced Mortar System) производства Patria/BAE Systems состоит на вооружении финской армии. Его двуствольный 120-мм миномет в башне, вращающейся на 360 градусов, имеет скорострельность 16 выстрелов в минуту. За счет интеграции системы позиционирования GPS и инерциальной навигации в систему управления огнем минометный комплекс AMOS может занять позицию, отстрелять залп из 14 выстрелов и сняться с позиции через 30 секунд. Это также позволяет вести огонь в режиме MRSI (Multiple Rounds Simultaneous Impact – одновременный удар нескольких снарядов; меняется угол наклона ствола и все снаряды, выпущенные за определенный интервал времени, прилетают к цели одновременно) с возможностью отстрела до 16 снарядов. На базе двуствольного миномета AMOS компания Patria создала одноствольный вариант NEMO. Технический директор систем вооружения в компании Patria Юкка Тиайнен утверждает, что «основное преимущество минометных комплексов Nemo с необитаемой башней заключается в том, что они имеют такую же мобильность, как и подразделения, которые они поддерживают, и при этом обеспечивают хороший уровень защиты расчета/экипажа. Плюс комбинация автоматического заряжания и автоматического ведения огня позволяет одному минометному комплексу NEMO иметь огневое могущество, эквивалентное огневому могуществу целой батареи традиционных пушек».


Башенный минометный комплекс AMOS с двумя 120-мм стволами имеет автомат заряжания. Как результат, один комплекс AMOS может обстрелять цель таким же количеством мин, как целая батарея обычных минометов

Польская промышленная группа Polish Armament Group показала в конце 2014 года свой башенный миномет RAK-120 на шасси Rosomak (польский вариант восьмиколесной бронемашины AMV финской компании Patria), что говорит о том, что всё больше армий признают преимущества и более широкое тактическое применение башенных систем. Одно из них – это возможность ведения огня прямой наводкой, что позволяет использовать их в роли огневой поддержки десанта. Башенные минометы могут обстреливать бункеры, здания и фортификационные укрепления с высокой точностью на дальности до 1500 метров. Российское авиадесантируемая самоходная артиллерийская гаубица-миномет с полуавтоматическим заряжанием 2С9 «Нона-С» калибра 120 мм (на шасси боевой машины десанта производства ВгТЗ) и 120-мм самоходная гаубица-миномет 2С23 «Нона-СВК» (на шасси восьмиколесного БТР-80) выполняют подобные задачи. В семействе «Нона» производства российской компании «Мотовилихинские заводы» новейшим членом является самоходная гаубица-миномет 2С31 «Вена» с более длинным стволом и автоматическим заряжанием, устанавливаемая на шасси БМП-3 производства КМЗ. Кроме традиционных боеприпасов установка также может вести огонь по точечным целям управляемыми минами «Грань» с лазерным наведением на дальность до 13 км. Варианты мобильных минометов БТР-3 предлагает государственная компания Укрспецэкспорт, которая в 2013 году поставила минометные транспортеры БТР-3М2 таиландской армии.






Сверху вниз: гаубица-миномет с полуавтоматическим заряжанием 2С9 «Нона-С»; 120-мм самоходная гаубица-миномет 2С23 «Нона-СВК»; самоходная гаубица-миномет 2С31 «Вена» на шасси БМП-3

Турецкая компания FNSS разработала 120-мм миномет на гусеничном шасси ACV-19 своего же производства; получившийся минометный комплекс получил обозначение SPM-120. 120-мм миномет установлен на поворотной опоре в задней части машины, стреляет он через открытый люк на крыше. Шасси ACV-19 само является удлиненным вариантом бронемашины ACV-15, которая уже состоит на вооружении армий Малайзии, Филиппин и Объединенных Арабских Эмиратов. Впрочем, ACV-19 имеет удлиненный корпус и доработанную подвеску, что позволило повысить грузоподъемность по сравнению с ACV-15, но сохранить унифицированность по запасным частям на уровне 80 процентов. Миномет SPM-120 состоит на вооружении двух не называемых стран.


120-мм самоходный гусеничный миномет ACV-19 турецкой компании FNSS ведет огонь через открытый люк крыши корпуса

Высокоточные снаряды

Одно из преимуществ 120-мм минометного выстрела заключается в его повышенном поражающем воздействии. 81-мм выстрел снаряжен примерно 4 кг взрывчатого вещества, тогда как 120-мм выстрел снаряжен 13 кг взрывчатого вещества. Еще одно преимущество состоит в том, что на его базе проще разрабатывать другие продвинутые типы, включая кассетные боеприпасы и высокоточные снаряды. Но это не говорит о том, что 81-мм управляемые снаряды не могут иметь право на существование. Здесь можно напомнить о разработке компаниями BAE Systems и GDOTS комплекта 81-мм управляемого минометного выстрела RCGM (Roll Controlled Guided Mortar). При его установке существующие британские минометные боеприпасы получают систему наведения по GPS, носовые рули и многорежимный взрыватель M734A1. Снаряженный этим комплектом снаряд имеет круговое вероятное отклонение менее 5 метров. Модифицированный выстрел может отстреливаться из существующих минометов L16 или M253. Он обеспечивает накрытие цели двумя снарядами, тогда как при стрельбе обычными боеприпасами для этого необходимо до 10 выстрелов.


Комплект 81-мм управляемого минометного выстрела RCGM разработан компаниями BAE Systems и GDOTS

Подобная повышенная эффективность стрельбы заставляет пристально взглянуть на высокоточные управляемые минометные боеприпасы PGM (Precision Guided Munition). Например, мобильный минометный комплекс M1129 Stryker Mortar имеет в боеукладке 60 выстрелов, включая дымовые и осветительные, и при установке на эти мины комплектов PGM эффективность боекомплекта машины повышается в 10 раз. Программу корпуса морской пехоты по высокоточной мине увеличенной дальности PERM (Precision Extended Range Mortar) возглавляет компания Raytheon, сотрудничающая в этом проекте с Israel Military Industries. Этот боеприпас представляет собой управляемый по GPS 120-мм снаряд, который на стрельбовых испытаниях в 2014 году достиг точности 10 метров. Дополнительным преимуществом является носовые управляющие поверхности, которые позволяют повысить дальнобойность до 16 км. Компания Orbital ATK разработала подобный комплект XM395, также управляемый по GPS. Он базируется на 155-мм управляемом артиллерийском снаряде. Оба комплекта PERM и XM395 могут использоваться в нарезных и гладкоствольных минометах.


Высокоточная мина увеличенной дальности PERM

Подразделение компании Saab фирма Bofors Dynamics пошла по еще одному направлению разработки PGM со своим 120-мм минометным выстрелом STRIX, управляемым на конечном участке траектории. Инфракрасная головка самонаведения определяет и захватывает тепловые сигнатуры цели и затем летит на цель, не выпуская их из виду. Этот минометный выстрел относится к бронебойному типу; он поражает транспортные средства, атакуя сверху и пробивая более тонкую крышу, нанося при этом неприемлемый ущерб. Эта система позволяет получить уникальную штатную возможность поражать бронетехнику, даже находящуюся за укрытием. STRIX с конца 90-х годов состоит на вооружении швейцарской и шведской армий. Еще один управляемый комплекс вооружения «Грань» разработан российской компанией КБП. Головка самонаведения управляемой мины наводится по лучу лазерного указателя-дальномера, как правило, обслуживаемого наземным оператором. Дальность полета минометного боеприпаса составляет от 1,5 до 9 км.


Компания Raytheon получила контракт на поставку комплекта высокоточного минометного выстрела PERM (Precision Extended Range Mortar) для 120-мм минометов американской морской пехоты. Комплект позволяет увеличить дальнобойность до 16 км, а точность первого выстрела повысить до 10 метров

Развивающиеся возможности

Комбинация высокоточного определения местоположения, как цели, так и самого миномета, с цифровой системой управления огнем позволила получить еще более точные и быстро реагирующие минометные комплексы. Где ранее для пристрелочного огня необходимо было три выстрела до «стрельбы на поражение», теперь этот процесс пристрелки может быть сокращен до одного выстрела и даже полностью исключен. Система с обратной связью, которая связывает передового наблюдателя с орудием и автоматически рассчитывает и применяет решение по открытию огня, еще больше улучшает этот процесс. Добавление системы автоматического заряжания позволяет одному или распределенным огневым средствам поражать цели, хотя ранее на это требовался полный артиллерийский дивизион из шести и более орудий. Появление высокоточных управляемых боеприпасов и башен с минометами позволило открывать огонь по точечным целям и вести обстрел прямой наводкой небольшим подразделениям. Все эти достижения меняют методики применения минометов и расширяют диапазон выполняемых боевых задач. Технические и функциональные усовершенствования были продемонстрированы, и теперь солдатам пора развивать свои тактические приемы и в полной мере использовать всё то, что минометы могут предложить.

Использованы материалы:
www.gd-ots.com
www.hirtenberger.com
www.dsgtec.com
www.elbitsystems.com
www.thalesgroup.com
www.boeing.com
www.patria.fi
mz.perm.ru
www.raytheon.com
www.fnss.com.tr
www.baesystems.com
www.saabgroup.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org


120-мм миномет 2Б11 предназначен для уничтожения и подавления живой силы и огневых средств противника, разрушения оборонительных сооружений полевого типа. Стоит на вооружении с 1979 года. 120-мм миномет 2Б11 представляет собой усовершенствованную модификацию прежней модели, 120-мм миномета М-43 образца 1943 года, причем в основном изменения состоят в использовании новых материалов, позволивших уменьшить полный боевой вес по сравнению с предшественником. Миномет состоит из ствола, лафета-двуноги и опорной плиты. Оснащен оптическим прицелом МПМ-44М, орудийным коллиматором К-1, прибором освещения ЛУЧ-ПМ2М, предохранителем от двойного заряжания. Тип заряжания - дульнозарядное. В боекомплект входят мины 3ОФ34 и 3ОФ36. При стрельбе мины заряжаются вручную с дульной части; в нижней части гладкого ствола имеется закрепленный боек, от которого воспламеняются метательные заряды различной мощности. Возможно оснащение миномета курково-спусковым механизмом.

Некоторые модификации 2Б11 оснащены установленным на дуле предохранителем от двойного заряжания. Наряду с транспортной машиной 2Ф510 на базе автомобиля ГАЗ-66 и колесным ходом 2Л81 миномет входит в состав минометного комплекса 2С12 "Сани". Существует несколько самоходных шасси для установки 2Б11, в том числе на базе переоборудованного гусеничного транспортера МТ-ЛБ, состоящего на вооружении Ирака, а также чешский вариант, собранный на шасси гусеничной боевой машины пехоты БМП-2 со снятой башней, имеющий обозначение ПРАМ-С. При транспортировке 2Б11 обычно перевозится в собранном виде на легком колесном лафете - в этом заключается одно из главных отличий от М-43.

При подготовке к стрельбе ствол просто поднимается вручную до тех пор, пока круглая плита не упирается в землю. После этого колесный лафет можно убрать, и миномет при стрельбе будет опираться на двуногую сошку. При необходимости ствол, плита и лафет отделяются друг от друга; возможна транспортировка миномета в разобранном виде вьючным способом. 120-мм миномет 2Б11 может стрелять практически любыми видами 120-мм мин (в действительности их калибр равен 119,4 мм), выпускаемых как на Востоке, так и на Западе.

120-мм полковой миномёт образца 1938 года (ПМ-38) - советский миномёт калибра 120 мм. Представляет собой гладкоствольную жёсткую систему со схемой мнимого треугольника. Был разработан в конструкторском бюро под руководством Б. И. Шавырина .

120-мм полковой миномёт обр. 1938 г. (ПМ-38)

ПМ-38 в Центральном музее Великой отечественной войны
Калибр , мм 120
Скорострельность , выстр/мин до 15
Дульная скорость, м/с 272
Эффективная дальность, м 460 - 5700
Максимальная дальность, м до 5900
Ствол
Масса
Масса в походном положении, кг 557
Масса в боевом положении, кг 282
Габариты в походном положении
Углы обстрела
Угол ВН , град от +45° до +85°
Угол ГН , град ± 3°
120-мм полковой миномёт обр. 1938 г. (ПМ-38) на Викискладе

История

В 1937 году Артиллерийский комитет ГАУ начал научно-исследовательскую работу в области миномётного вооружения, в ходе выполнения которой в начале 1938 года в план оснащения РККА боевой техникой была включена система миномётного вооружения с тактико-техническими характеристиками для 50-мм, 82-мм и 120-мм миномётов .

По состоянию на 1 июня 1941 года Красная Армия имела на вооружении около 3 тыс. 120-мм миномётов .

По состоянию на 22 июня 1941 года РККА имела на вооружении около 3,8 тыс. 120-мм миномётов . По предвоенным штатам 1941 года на один стрелковый полк РККА полагалось четыре 120-мм миномёта (к концу войны, по штатам 1945 года их количество было увеличено до шести) .

20 августа 1941 года ГКО СССР пересмотрел планы производства миномётов и постановил увеличить выпуск миномётов всех типов. Промышленности было предписано изготовить 169 шт. 120-мм миномётов за период с начала сентября до конца декабря 1941 года .

Выпуск 120-мм миномётов был освоен в осаждённом Ленинграде . Выпущенные миномёты использовались не только в войсках Ленинградского фронта , но и на других фронтах (в ноябре 1941 года 220 шт. 120-мм миномётов были переданы из Ленинграда в Москву и использовались в ходе битвы под Москвой , ещё 25 шт. были переданы в войска Волховского фронта) .

В конце августа 1941 года перед конструкторским коллективом была поставлена задача разработать более технологичный вариант миномёта, в разработке участвовала конструкторская группа во главе с Б. И. Шавыриным (20 человек), а также инициативная группа конструкторов (Г. Д. Ширенин, В. И. Лукандер, С. Б. Добринский, А. Г. Соколов, С. П. Ванин). В результате, был разработан 120-мм полковой миномёт образца 1941 года - упрощённый и без колёсного хода .

В 1942 году в РККА началось создание специальных дивизионных и корпусных групп контрминомётной борьбы (в состав которых входили разведподразделения, подразделения 120-мм миномётов и 122-мм артиллерийские орудия), которые использовались для уничтожения 81-мм и 105-мм миномётов противника на огневых позициях .

В 1943 году конструкторский коллектив серийного завода под руководством А. А. Котова провёл модернизацию конструкции, и на вооружение был принят 120-мм полковой миномёт образца 1943 года .

Описание

Миномёт имел приставной колёсный ход, дающий возможность буксировки четвёркой лошадей или грузовиком (с ограничением скорости из-за простой жёсткой подвески), или же погрузкой в кузов. Тот же колёсный ход позволял перекатывать миномёт силами расчета, что было необычно для артсистемы такой мощности.

Выстрел производился накалыванием капсюля под весом мины , или же с помощью спускового механизма - в целях безопасности при стрельбе мощными зарядами. Заряд размещался в xвостовике мины; для увеличения дальности существовали дополнительные заряды в матерчатых картузах , крепившиеся вручную на хвостовик. Скорострельность достигала 15 выстрелов в минуту.

Вопрос об оригинальности конструкции

Встречается мнение о том, что данный миномёт является «не более чем копией» французского миномёта Брандта образца 1935 года (Mortier Brandt de 120 mm mle 1935). Однако немцы, охотно принимавшие на вооружение всю сколько-нибудь достойную трофейную технику, в случае 120-мм миномёта Шавырина незамедлительно после ознакомления с ним приняли его и боеприпасы к нему на серийное производство, благодаря незначительно увеличенной длине ствола, немецкий миномёт имел большую (на 550 м) дальность стрельбы.

Все классические миномёты 1930-х годов были копиями или модернизированными вариантами французского миномёта «Стокс-Бранд» образца 1927 года , экземпляр которого достался Красной армии СССР в 1928 году в северном Китае. Вермахт к началу Второй Мировой войны имел миномёты калибра 105 мм (10 cm Nebelwerfer 35) в незначительном количестве.

Минометы большого калибра (90 и даже 150 мм), начиная с 1935-1936 годов, стояли на вооружении в Японии . Несомненно, эти миномёты также были известны немецким специалистам раньше, чем советский; но, как и французский вариант, не вызвали желания их копировать.

У всех этих миномётов есть общие конструктивные признаки: схема мнимого треугольника, массивная опорная плита (круглая у советской конструкции, прямоугольная у французской и японских - что уже ставит под сомнение версию о копировании советского образца с французского или японского). Но эти признаки носят слишком общий характер и присущи подавляющему большинству миномётов вообще.

Однако японские миномёты (как и, скорее всего, безвестный французский) были отражением концепции времен Первой мировой войны. Они создавались как мощное оружие для ближних дистанций, поэтому их дальнобойность оставалась на уровне батальонных миномётов. Это оружие позиционной войны.

Изображения

Страны-эксплуатанты

  • Азербайджан Азербайджан - 107 ПM-38 на хранении, по состоянию на 2017 год .
  • Молдавия Молдавия - 7 ПM-38 на хранении, по состоянию на 2017 год .
  • Россия