Национальная политика и межнациональные отношения как предпосылки распада ссср. Национальный вопрос и национальные отношения

Статья. «Межнациональные отношения в современной России: размышление по поводу»

Выполнила: студентка II курса ГБПОУ «Балахнинский технический техникум»

Борисова Надежда

Руководитель: преподаватель истории и обществознания ГБПОУ «БТТ»

Одинцова Галина Николаевна

Что такое национальный вопрос?..

Перефразируя классика - это «самый больной, самый жгучий вопрос современности». И это, действительность, данность современного многонационального мира (ведь большинство современных государств многонациональны по своему составу). И в основе, если не всех, то большинства трагических событий сегодняшнего мира лежат отношения между нациями и, как правило, разными национальными конфессиями. Ведь национальная и религиозная основа зачастую пересекаются. И поэтому по-прежнему кровоточит Ближний Восток, некоторые регионы Африки, такой страшной в своей непонятности и непредсказуемости предстает перед нами современная Украина, а огромные миграционные потоки беженцев в Европу…

Для России национальный вопрос тоже всегда был актуален. Россия изначально и всегда была многонациональна, всегда: Киевская Русь, Россия, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

И кому как не нам понимать, насколько хрупок вопрос, имеющий национальную окраску!

В конце XX века мы потеряли страну, которая при всем своем величии и, казалось бы, могуществе, не смогла сохранить единство и прекратила свое существование. И это безусловная трагедия - наша память о былой дружбе, единении и, одновременно, напоминание о том, как важно ценить национальные интересы, национальные традиции, национальное начало…

Я считаю, что потеря СССР-это величайшая трагедия всех времен, всех стран и народов.

А что современная Россия, все ли в ней благополучно сейчас?

Россия по-прежнему многонациональна. Слава Богу, это так! Мы смогли сохранить единство России несмотря на все трудности, которые нам пришлось пройти.

Но все ли благополучно в отношениях между нами, представителями разных наций и народностей, малых и больших. Всегда ли мы понимаем друг друга, всегда ли готовы пойти навстречу друг другу?

Когда я задумываюсь над этим вопросом, то вижу перед собой тельце маленькой таджикской девочки, убитой скинхедами в Москве; молодого фаната «Спартака», погибшего от рук «кавказцев» из-за «различия культур»;

дикую резню, устроенную в синагоге; массовые драки на национальной почве в Москве, Нальчике, Кондопоге, Арзамасе… Я вижу перед собой разгулявшихся и зарвавшихся, зачастую, в своей безнаказанности некоторых носителей «кавказской национальности», готовых запросто устраивать разборки по малейшему поводу, хвататься за оружие, устраивать «свадебные стрелялки»… Одновременно я слышу призывы «Россия для русских», «Россия – это не Кавказ»…

Все это, безусловно, является ярким доказательством серьезных проблем в межэтнических отношениях в России и об отсутствии необходимой толерантности и понимания. Разбираться в причинах дело неблагодарное и, вероятно, отнюдь не ведущее к единению. Значит важнее ответить не на вопрос «Кто виноват?», а «Что делать?».

Что делать, чтобы прекратить все эти «преступления ненависти», чтобы выкорчевать чертополох вражды.

Наверно, решение этих задач, прежде всего, зависит от продуманности, разумности государственной национальной политики, от активности и действенности российского гражданского общества, терпимости в отношении «других» каждого из нас.

И, когда второй год 9 мая я вижу, как единым потоком по улицам наших больших и малых городов идет «Бессмертный полк», где мы все вместе, я верю, что все возможно!!!

В теории и практическом плане большой интерес представляет конкретно-исторический опыт осуществления программы по национальному вопросу, соответствующая национальная политика, результатом которой было установление новых межнациональных отношений в СССР.

В Российской империи национальный вопрос был одним из острых вопросов общественно-политической жизни . Его значение, сложность и острота обусловливались тем, что нерусские национальности составляли большинство населения (57%), необычайно пестрой была этническая структура населения (свыше 200 наций, народностей, этнических групп), весьма сложными и запутанными были исторически сложившиеся взаимоотношения между народами во многих регионах: национальные окраины нередко находились на докапиталистическом уровне развития и отличались крайней отсталостью; межнациональные противоречия и конфликты часто переплетались с религиозными. Официальная политика самодержавия в национальном вопросе с известным креном в великорусскую державность и официальной идеологией «самодержавия, православия, народности» стимулировала, особенно с конца XIX в., недовольство среди народов местных этнических групп (поляков, финнов, евреев и др.).

Решение этих острейших вопросов, в том числе проблем формирования новых взаимоотношений между народами, потребовало глубокой разработки теоретических положений, программных задач во всех областях, связанных с планами социалистического строительства. Первым законодательным актом Советского правительства по национальному вопросу была «Декларация прав народов России» . Впоследствии было принято много других официальных документов по данному вопросу.

Одним из значительных шагов в решении национального вопроса после победы Октябрьской революции было создание многими народами своей национальной государственности.

В процессе самоопределения складывались различные формы национальной государственности: союзная республика, автономная республика, автономная область, национальный округ. Имели место и разные формы административно-территориального устройства для компактно проживающих этнических меньшинств (сельские, районные, волостные национальные Советы). Органы национальных республик и областей строились по преимуществу из людей местных, знающих язык, быт, нравы и обычаи соответствующих народов. Были изданы специальные законы, обеспечивающие употребление родного языка во всех государственных органах и во всех учреждениях, обслуживающих местное инонациональное население и национальные меньшинства.

Однако деление единой многонациональной России на национально-территориальные образования изначально было непродуктивным, противоречивым шагом . Раздел территории был осуществлен произвольно, в нем сразу же были заложены противоречия, которые дали о себе знать спустя десятилетия. Республики-государства, получившие свои названия по названиям коренных наций, реально по фактическому составу населения представляли собой полиэтнические образования. Кроме того, разные этносоциальные общности получили разную степень суверенизации: одни – статус союзных республик, другие – автономных. Многие народы оказались в многоступенчатом подчинении – автономные республики входили в состав союзных республик, автономные области – в состав краев, национальные округа были в составе края или области.

В соответствии с принципами провозглашенной национальной политики Советское правительство признало независимость и право на самостоятельное государственное существование Польши, Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии, входивших ранее в состав Российской империи . Образовались Украинская, Белорусская, Азербайджанская и другие советские республики. Были провозглашены Туркестанская, Башкирская, Татарская, Чувашская, Марийская, Удмуртская, Карельская и другие автономные республики и области.

Образование СССР в декабре 1922 г. было торжеством ленинской национальной политики. Дальнейшее развитие многонационального государства шло по пути совершенствования национально-государственной структуры и национально-государственных взаимоотношений. Если к началу 1923 г. в стране было 33 национально-государственных и национально-территориальных образования, то к 1937 г. их число возросло до 51. Среди них было 11 союзных республик, 22 автономные республики, 9 автономных областей и 9 автономных (национальных) округов.

В центре национальной политики Советского государства находилась практическая деятельность по преодолению огромной отсталости многих народов страны. Для решения этой труднейшей задачи были обеспечены ускоренные темпы роста их экономики и культуры . Если в центральных промышленных регионах за годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) объем промышленного производства вырос в 2 раза, то в национальных республиках и областях – более чем в 3,5 раза, а в республиках Средней Азии – почти в 5 раз. За годы двух первых пятилеток (1928-1937 гг.) валовая продукция крупной промышленности в целом по СССР увеличилась в 9 раз, а в Киргизии – в 94 раза, в Таджикистане – в 157 раз. Не менее выразительными были достижения культурной революции в национальных республиках. Так, если в начале 1920-х гг. национальные районы и республики по уровню грамотности отставали в десятки раз от тоже невысокограмотных регионов центра страны, то уже к 1939 г. этот уровень вплотную приблизился к среднесоюзному.

В деле ликвидации фактического неравенства народов важную роль сыграла прямая помощь национальным республикам . Так, бюджеты ряда союзных республик в течение десятилетий покрывались в своей расходной части главным образом за счет общесоюзных дотаций. В национальные республики направлялись многочисленные отряды специалистов, научных работников, инженеров, работников высшей школы и других квалифицированных кадров. Кроме того, по направлениям республик в вузы центральных городов страны на льготных условиях зачислялись представители коренных народов. В самих республиках создавалась сеть собственных вузов, научных центров. Важное значение имел процесс коренизации государственных органов и их аппарата в национальных республиках. Для 56 ранее бесписьменных народов была создана письменность, появилась возможность вести обучение в школе на родном языке.

В результате огромной созидательной деятельности и выдающейся роли русского народа к 1970-м гг. были выровнены уровни экономического и культурного развития народов, достигнуто не только юридическое, но и фактическое равенство народов . Утвердились дружба народов, интернациональное единство, ушли в прошлое межнациональная вражда и рознь. Национальный вопрос в том виде, в каком он достался нам от Российской империи, был успешно решен. Достижения национальной политики, новый этап в развитии национальных отношений в СССР были зафиксированы в Конституции СССР 1977 г.

Однако после этого внимание к проблемам и задачам в области национальных отношений в центре и на местах было ослаблено. Было очевидно, что, несмотря на достигнутые успехи, национальный вопрос не снимается с повестки дня и требует к себе постоянного пристального внимания. Возникали новые проблемы и обстоятельства в сфере национальных отношений, характерные для этапа высокоразвитых наций и зрелого национального самосознания. Эти новые моменты в практической национальной политике не учитывались. По существу, национальные отношения были пущены на самотек.

В такой обстановке стали все более явно проявляться теневые моменты межнациональных отношений. Участились ошибки и извращения в кадровой политике, были допущены серьезные упущения в экономической и социальной политике и другие непродуманные действия, подрывающие стабильность межнациональных отношений. В республиках активизировались националистические и сепаратистские силы (особенно в 1980-е гг.), усилились тенденции противопоставления центру, антироссийские и антирусские настроения у местных политических элит. Этим и другим негативным явлениям не было противодействия со стороны союзных органов. Все это, так или иначе, подрывало сложившуюся дружбу народов, расшатывало межнациональные отношения и, в конечном счете, привело к распаду СССР. Вместе с тем распад СССР отнюдь не означает, что в национальных отношениях не были достигнуты позитивные итоги, что не было дружбы народов или что распад произошел из-за нежизнеспособности союзного многонационального государства. Известно, что СССР перестал существовать как единое государство вследствие субъективного акта нескольких высоких государственных деятелей.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем сущность национального вопроса в широком значении этого понятия?
2. От каких условий и факторов зависит конкретное содержание национального вопроса?
3. Вспомните историю становления России как многонационального государства. Почему большинство народов добровольно вошли в состав Российского государства?
4. Какова была национальная политика в Российской империи?
5. Была ли Россия классической колониальной империей? Имелись ли основания называть ее «тюрьмой народов»?
6. Какие известны пути и формы решения национального вопроса?
7. Каким было состояние межнациональных взаимоотношений в России в 1917 г.?
8. Каковы были принципы и способы решения национального вопроса, провозглашенные советской властью?
9. Как образовался СССР? Почему он распался?
10. Дружба народов в СССР - это была реальность или миф?
11. Какие межнациональные проблемы в современном мире вам известны?

Литература

1. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство. - М., 2001.
2. Государственная служба Российский Федерации и межнациональные отношения. - М., 1995.
3. Национальная политика России: история и современность. - М.,
4. Национальные проблемы Канады. - М., 1972.
5. Национальный вопрос в Государственных Думах России. - М., 1999.
6. Национальный вопрос за рубежом. - М., 1989.
7. Основы национальных и федеративных отношений. - М., 2001.
8. Пути решения национального вопроса в современной России. - М.,
9. Россия в XX веке: проблемы национальных отношений. - М., 1999.
10. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998.
11. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997.1897 Умер Йиндржих Ванкель - чешский врач, археолог и спелеолог. Произведённые им раскопки в местах стоянок доисторического человека в районе Моравского Карста дали важные результаты по истории Чехии периода заселения её человеком.

  • 1923 Умер Джордж Карнарвон - граф, английский лорд, египтолог и собиратель древностей. Вместе с Говардом Картером исследовал гробницы фараонов XII и XVIII династий, в том числе гробницу Тутанхамона. Неожиданная смерть лорда Карнарвона от воспаления легких вскоре после вскрытия гробницы Тутанхамона послужили запуску в медиапространство легенды о проклятии фараонов.
  • 2015 Умер Пётр Качановский - польский археолог, профессор, доктор, специалист по пшеворской археологической культуре.
  • Конспект по истории России

    По мере развития перестройки все большее значение стали приобретать национальные проблемы . Причем национальные противоречия и столкновения зачастую искусственно раздувались политическими деятелями из различных лагерей, которые пытались использовать напряженность для решения тех или иных проблем.

    С началом демократизации и восстановления исторической правды, накопившееся за долгие годы напряжение разрядилось в стремительно нараставших центробежных силах. Так, годовщина подписания советско- германского пакта 1939 г. (впервые за многие годы оказавшегося в центре внимания печати) стала поводом для массовых манифестаций 23 августа 1987 г. в столицах трех Прибалтийских республик. Эти выступления положили начало процессу, завершившемуся позднее провозглашением независимости этих республик.

    Связанная с национальными отношениями напряженность возникла почти во всех республиках. Она затронула самые разные вопросы, от требований признания государственного статуса национального языка (сформулированных сначала в Прибалтийских республиках, затем на Украине, в Грузии, Молдавии, Армении, а, в конечном счете, по мере расширения и углубления движения, выдвинутых и в других республиках: РСФСР, Белоруссии, Азербайджане и мусульманских республиках Средней Азии) до возвращения на историческую родину депортированных народов.

    Вставшие в центр внимания национальные проблемы привели к обострению конфликтов между русскими «колонизаторами» и представителями «коренных» национальностей (прежде всего в Казахстане и в Прибалтике) или между соседними национальностями (грузины и абхазы, грузины и осетины, узбеки и таджики, армяне и азербайджанцы и т.д.). Наиболее трагические формы принял конфликт между армянами и азербайджанцами по поводу Нагорного Карабаха, в 1923 г. присоединенного к Азербайджану, несмотря на армянское большинство его населения. В феврале 1988 г. армяне этой автономной области в составе Азербайджана официально потребовали воссоединения с Арменией. Из-за двусмысленной позиции союзного правительства и сопротивления руководства Азербайджана конфликт обострился, а погром армян, учиненный азербайджанцами в Сумгаите, стал прологом к настоящей войне между Арменией и Азербайджаном.

    В 1989 г. и особенно в 1990-1991 гг. произошли кровопролитные столкновения в Средней Азии (Фергана, Душанбе, Ош и целом ряде других районов). Особенно пострадали национальные меньшинства, к которым относилось и русскоязычное население. Районом интенсивных этнических вооруженных конфликтов был Кавказ, прежде всего Южная Осетия и Абхазия. В 1990-1991 гг. в Южной Осетии, по существу, шла настоящая война, в которой не применялись только тяжелая артиллерия, авиация и танки. Столкновения, в том числе и с применением огнестрельного оружия, происходили и между различными горскими народами.

    Противостояние имело место также в Молдове, где население гагаузских и приднестровских районов протестовало против ущемления их национальных прав и в Прибалтике, где часть русскоязычного населения выступала против руководства республик. Эти противостояния поддерживались и провоцировались частью центрального руководства СССР и КПСС.

    В Прибалтийских республиках, на Украине, в Грузии острые формы принимает борьба за независимость , за выход из СССР. В начале 1990 г., после того как Литва провозгласила свою независимость, а переговоры о Нагорном Карабахе зашли в тупик, стало очевидным, что центральная власть не в состоянии использовать экономические связи в процессе радикального пересмотра федеративных отношений, что было единственным способом предупредить, или хотя бы приостановить распад Советского Союза.

    Образование СССР. Национальные отношения и национально-государственное строительство в 1920-е годы. В начале 20 века Россия являлась многонациональной империей. Национально-освободительное движение являлось важной составной частью революционного движения в стране. Различные политические силы разрабатывали свои программы решения национального вопроса – от единой неделимой унитарной России до федеративной и т.д.

    В ноябре 1917 г. Советское правительство приняло «Декларацию прав народов России», в которой провозглашались равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение вплоть до отделения, отмена национально-религиозных привилегий и ограничений. Правом этим воспользовались Украина, Финляндия, Польша, Эстония, Литва, Латвия, Белоруссия. Программа партии большевиков по национальному вопросу во многом способствовала их победе в гражданской войне. Но, провозглашая право наций на самоопределение, большевики не стремились к расколу России. Напротив, они стремились сохранить по возможности ее целостность.

    В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции между советскими республиками сложился военно-политический союз. Россия, Украина и Беларусь объединили также свои ресурсы, транспорт, финансы, хозяйственные органы, сохранив самостоятельность в вопросах, касающихся внутренней жизни республик. Такой тип национально-государственного устройства называется конфедерацией. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций.

    По окончании гражданской войны все советские республики заключили между собой и с РСФСР двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Увеличилось число общесоюзных ведомств. В марте 1922 г. Азербайджан, Армения и Грузия образовали Закавказскую Советскую Социалистическую Федерацию.

    Задачи восстановления и развития экономики, социалистического переустройства требовали совершенствования существующих договорно-федеративных отношений. Отсутствие правовых норм, регулирующих отношения центральных и местных органов власти, вызывало конфликты между ними. Весной 1922 г. ЦК КП Украины и Белоруссии подняли вопрос о договорных отношениях.

    Политбюро ЦК РКП (б) создало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения. Председателем комиссии стал И.Сталин, нарком по делам национальностей. Ему принадлежала идея «автономизации», т.е. вхождения советских республик в состав РСФСР и подчинения их единому центру. Некоторые республики эту идею отвергли, т.к. она ущемляла их суверенитет. Было принято предложение В.И. Ленина о создании федеративного государства.


    30 декабря 1922 г. в Москве I Всесоюзный съезд Советов утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе Российской СФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и право их свободного выхода из Союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами.

    Юридической основой СССР стала Конституция, принятая в январе 1924г. II съездом Советов СССР. Она провозглашала создание единого союзного государства как федерации суверенных советских республик. В ведении республик находились вопросы внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Вопросы внешней политики, транспорта, связи решались на союзном уровне. Верховным законодательным органом стал Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами – двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. Столицей СССР объявлялась Москва. Конституция СССР сохранила принципы Конституции РСФСР 1918 г. в области избирательного права. Сохранялись многоступенчатая система выборов, открытое голосование, преимущества рабочего класса, лишение избирательных прав эксплуататорских элементов и служителей религиозных культов.

    Национальная политика в СССР была направлена на преодоление исторически сложившегося неравенства народов в хозяйственной, социальной и культурной сферах.

    В состав Союза вошли новые республики: в 1924-1925 гг. на территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик были созданы Узбекская и Туркменская ССР. В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику.

    Изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа, районы. Уточнялись границы. Не всегда достаточно продуманное национально-государственное размежевание, проведенное в 1920-е годы, породило очаги будущих межнациональных конфликтов.

    Реформы, которые вследствие привели к демократизации общественной жизни не могли не затронуть межнациональные отношения. Первыми, кто начал открыто отстаивать свои национальные свободы стали якуты. В начале 1986 года в Якутске были проведены ряд протестов, на которых демонстранты требовали отмены массового закрытия якутских школ.

    На сторону простого населения постепенно переходила и правящая верхушка органов местного самоуправления и государственной власти. Так, к примеру, М. Горбачев был вынужден поменять председателя ЦК Компартии Казахстана, который активно поддерживал и поощрял народные протесты.

    После того, как должность занял Г. В. Кунаев, по стране прокатилась волна протестов, которая впервые начинала носить революционный характер. Воссоздать свою автономию хотели крымские татары, немцы Поволжья, однако территорией наиболее острого конфликта на национальной основе стало Закавказье.

    Формирование национальных движений

    Воспользовавшись началом конфликтов в Закавказье, в странах Прибалтики активно создавались народные фронты, целью деятельности которых был выход Литвы, Латвии и Эстонии из СССР.

    На первоначальных этапах своей деятельности, радикальные националистические организации Прибалтики смогли добиться от Верховных советов республик провозглашения национальных языков единственными государственными. Уже в середине 1989 года русский язык был лишен статуса государственного в этих странах.

    По примеру Прибалтики, требования ввести национальные языки в государственные заведения были выдвинуты Молдовой, Белоруссией и Украиной. Населения Татарии, Башкирии и Якутии требовали немедленного признания их республик полноправными членами Союза.

    «Парад суверенитетов»

    В первой половине 1990 года, национальные движения и попытки правительства самостоятельно без участия Центра решить экономические и социальные вопросы, привели к принятию суверенитета во многих союзных республиках.

    Суверенными государствами стали Российская Федерация, Украина, страны Прибалтики, Грузия, Молдова, Узбекистан и Беларусь. Реакция верхушки ЦК КПСС была резкой ко многим государствам были применены экономические санкции.

    С большим опозданием Горбачев принялся разрабатывать новый союзный договор, который все же не смог сохранить Советское государство.

    Попытка правительства при помощи ГКЧП спасти разрушающееся государство привели к прямо противоположному результату. В период августа- октября 1991 года декларации о государственной независимости были приняты в Прибалтике, Украине, Молдове, Беларуси, Узбекистане и Киргизии, Армении и Туркмении.

    Существования Советского государства стало возможным только в статусе конфедерации. В сентябре 1991 года Госсовет СССР признал независимость Союзных республик, что стало началом конца существования Советского союза.

    Уже 8 декабря на официальной встрече президентов России, Украины и Беларуси была объявлена ликвидация СССР как субъекта международного права и прекращении его геополитического существования.

    Окончательный развал СССР стал очевидным 27 декабря 1991 года, когда последний советский Генсек, М. Горбачев, подал в отставку. Так скоропалительно закончилась история некогда одной из самых могущественных мировых держав. Мечты отцов коммунизма были похоронены под развалинами государства Советов.