Народнические организации. Земля и воля. Народническая организация «Земля и воля

Во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьян­ской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений. Все общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и сти­мулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительст­ва. Однако реализация реформы и ее итоги вызвали обострение идейно- политической борьбы, еще большее размежевание общества.

Земля и воля”.

Это была первая крупная революционно-демократи­ческая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Органи­зацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к “Земле и во­ле” примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.

Первые тайные организации просуществовали недолго/. Спад кресть­янского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима – все это привело к их самороспуску лли разгрому. Одни участники организаций (в том числе Н.Г. Черны­шевский) были арестованы, другие эмигрировали. Правительству уда­лось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов. В общест­венном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их рево­люционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде сто­явшие на демократических или либеральных позициях, перешли в ла­герь консерваторов (М.Н. Катков и др.).

Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г.Чернышевского, но, разуверив­шись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравст­венные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил поку­шение на царя Александра II.

В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь гото­вить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительст­вом. После разгрома кружка С.Г.Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию “Народная расправа”. Он отличался крайним политическим авантюриз­мом, требовал от участников слепого подчинения своим распоряжени­ям. За отказ подчиниться диктатуре студент И.И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступ­ник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. “Нечаевщина” на некоторое время ста­ла серьезным уроком для следующих поколений революционеров, пре­достерегая их от неограниченного централизма.

На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов по­следней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направ­ления: революционное и либеральное.

Земля и воля” (1876-1879).

В 1876 г. уцелевшие участники “хож­дения в народ” образовали новую тайную организацию, с 1878 г. при­нявшую название “Земля и воля”. Ее программа предусматривала осу­ществление социалистической революции путем свержения самодержа­вия, передачу всей земли крестьянам и введение “мирского самоуправ­ления” в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеха­нов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.

Было предпринято второе “хождение в народ” – для длительной аги­тации крестьян. Землевольцы также занимались агитацией среди рабо­чих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии “Земли и воли” в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонст­рация. Перед собравшимися выступил Г.В. Плеханов, призвавший бо­роться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приго­ворили к каторге или ссылке. Г.В. Плеханову удалось скрыться от по­лиции.

В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. В 1878 г. В.И. Засулич совершила покуше­ние на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества было таково, что суд присяжных оп­равдал ее, а Ф.Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку. Среди землевольцев начались дискуссии о методах борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятель­ности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к рас­колу.

Черный передел”.

В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию “Черный передел” (1879-1881). Они сохранили верность основным про­граммным принципам “Земли и воли” и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

Народная воля”.

В том же году другая часть землевольцев создала организацию “Народная воля” (1879-1881). Ее возглавили А.И. Желя­бов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет – центр и главный штаб орга­низации.

Программа народовольцев отражала их разочарование в революци­онной потенции крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством. Про­граммные требования народовольцев включали: подготовку

политиче­ского переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтоже­ние частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик – рабо­чим. (Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX-XX вв. их последователи – партия социалистов- революционеров.)

Народовольцы провели ряд террористических акций против предста­вителей царской администрации, но главной своей целью считали убий­ство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительст­во усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе СЛ. Перовская организовала покушение на ца­ря. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через не­сколько часов скончался.

Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усиле­нию реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России.


Похожая информация.


Подъем крестьянского движения, который последовал за реформой, вселял надежду на скорое восстание. Большинство революционных деятелей сходилось на предположении, что отрытое выступление может произойти в 1863 г., когда истекал не подписания уставных грамот. Стремясь не отстать от событий, группа революционеров – Н.А. Серно-Соловьевич, И. Обручев, А.А. Слепцов, М.Л. Михайлов, Н.В. Шелгунов – провели серию нелегальных встреч и переговоров с целью создания тайной организации. Революционному подполью в России удалось заручиться поддержкой лондонского центра.

Летом 1861 г. была достигнута договоренность о создании тайной общероссийской революционной организации «Земля и воля». В качестве программной основы общества была взята прокламация Огарева «Что нужно народу?». Организация была строго конспиративной, поэтому в исторической науке до сих пор существуют дискуссионные вопросы о руководящем центре «Земли и воли». На протяжении короткого периода (осень 1861 – весна 1862 г.) руководящие органы претерпели неоднократные изменения в своей структуре. Менялся и состав центральных звеньев управления. Все это создавало дополнительные трудности для историков-исследователей. Наиболее распространенным является мнение, что во главе «Земли и воли» находились братья Н.А. и А.А. Серно-Соловьевича, А.А. Слепцов и Н.Н. Обручев. Непосредственное влияние на деятельность центра «Земли и воли» оказывал Н.Г. Чернышевский.

«Земля и воля» была организована как федерация кружков. В 1862 г. было создано 14 местных отделений. Самым крупным было московское отделение, которое насчитывало около 400 членов. К нему примыкала и группа Заичневского, Отделения «Земли и воли» поддерживали контакт с демократически настроенной интеллигенцией в различных уголках страны.

Большой след оставила деятельность «Земли и воли» среди русских офицеров в Польше. Здесь под руководством А.А. Потебни в конце 1861 г. был сформирован Комитет русских офицеров в Польше. Непосредственно в организацию входило около 200 офицеров, но круг ее влияния был значительно шире. Политическая программа офицерской организации в значительной степени повторяла требования, изложенные в «Великоруссе». Руководство Комитета имело тесные контакты с лондонским революционным центром. Членами офицерской организации было выпущено много прокламаций, которые распространялись в войсках на территории Польши и западных губерний. Офицеры, входившие в тайную организацию, также рассчитывали на подъем крестьянской борьбы в 1863 г. Установив связи с польским революционным подпольем, Комитет русских офицеров в Польше стремился к объединению сил в подготовке восстания. Однако в условиях начавшегося восстания в Польше достигнуть договоренности о единстве действий не удалось. Начавшиеся военные действия противопоставили русских и польских революционеров. Более ста офицеров русской армии перешли на сторону польских повстанцев, но в целом организация выступить не смогла и прекратила свое существование.

Стремление революционеров поднять народные выступления в 1863 г. несколько запаздывали по отношению к развитию событий. К этому времени царизм уже выходил из политического кризиса. Начиная с 1862 г. правительство вело планомерное наступление на революционный лагерь. Чтобы обезглавить революционное движение, было сфабриковано дело против главы революционеров Н.Г. Чернышевского. 7 июля 1862 г. Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Продолжая испытывать неуверенность в своей позиции, царизм не решил сразу организовать над ним расправу. Лишь спустя два года после ареста Чернышевскому были предъявлены обвинения в злоумышлении к ниспровержению существующего порядки в «принятии мер к возмущению» и в «сочинении возмутительного воззвания барским крестьянам». Чернышевский был приговорен к каторге и последующему поселению в Сибири. В мае 1864 г. над ним был совершен унизительный обряд гражданской казни.

Царским репрессиям подверглись и другие видные революционеры. Были арестованы Д.И. Писарев, Н.А. Серно-Соловьевич, М.Л. Михайлов, Н.В. Шелгунов. Гонениям подвергся журнал «Современник», выполнявший роль основной трибуны «Земли и воли». Незадолго до ареста Чернышевского, в июне 1862 г. за «Вредное направление» журналистики издание «Современника» было приостановлено на 8 месяцев. В феврале 1863 г. Н.А. Некрасов добился разрешения возобновить издание журнала, но потери были невосполнимы. «Современник» утратил остроту своей позиции, постепенно теряя и читателей. В результате очередной волны репрессий в июне 1866 г. журнал был закрыт навсегда.

После ареста в июле 1862 г. Н.Г. Чернышевского и Н.А. Серно-Соловьевича «Земля и воля» переживала трудный период. Во главе организации стали Н.И. Утин, Г.Е. Благосветлов. Общая численность «Земли и воли» возросла и достигла 3 тыс. человек. Центральный комитет поддерживал связь с «Колоколом», издавались прокламации, налаживались легальные формы революционной пропаганды. Бурное развитие «Земли и воли» в обстановке серьезных политических противоречий в стране предопределило идейные разногласия внутри организации. Наряду с развитием буржуазно-демократических взглядов в обществе начинает усиливаться социалистическое направление, чему сильно способствовал выход романа Чернышевского «Что делать?».

Среди попыток «Земли и воли» воплотить в жизнь свои революционные замыслы самой заметной был так называемый «Казанский заговор». Рассчитывая на крестьянское восстание 1863 г., члены «Земли и воли» рассматривали Поволжье как наиболее вероятный район выступления. В Казани сложилась сильная землевольческая организация, которая группировала вокруг себя революционное общество, а также польских патриотов из числа бывших ссыльных. Несколько землевольческих организаций направили в Казань заранее заготовленные прокламации, оружие и деньги. Но в апреле 1863 г. в самый разгар подготовки восстания «казанский заговор» был раскрыт. Пятеро наиболее активных его участников были казнены, остальные были осуждены на каторжные работы.

В 1863 г. «Земля и воля» испытывала глубокие потрясения: не оправдались надежды на крестьянское восстание, провалилось крупнейшее московское отделение, потерпело поражение польское восстание, возникли серьезные разногласия с А.И. Герценым. В этой обстановке весной 1864 г. Центральный комитет «Земли и воли» разослал по отделениям уведомление о «приостановлении» работы общества. Самоликвидация «Земли и воли» совпала с появлением первых народнических организаций.

Народническая организация «Земля и воля»

Образованию «Земли и воли» предшествовало обсуждение опыта «хождения в народ» 1873-75 гг. В результате были определены основы политической платформы, которая была названа «народнической». Землевольцы признавали возможность особого (некапиталистический путь развития России), основой для которого должна была послужить крестьянская община. Они считали необходимым приспособить цели и лозунги движения к самостоятельным революционным стремлениям, уже существующим, по их убеждению, в крестьянстве. Эти требования, обобщённые в лозунге «Земля и воля!», сводились программой общества к переходу всей земли «в руки сельского рабочего сословия» с «равномерным» её распределением, к «полному мирскому самоуправлению», к разделению империи на части «соответственно местным желаниям».

«Земля и воля» защищала необходимость создания постоянных «поселений» революционеров в деревне с целью подготовки народной революции. Основную революционную силу землевольцы видели в крестьянстве, рабочему движению отводили подчинённую роль. Исходя из неизбежности «насильственного переворота», землевольцы выдвигали на особо важное место «агитацию» главным образом «путём дела» - бунтов, демонстраций, стачек. Они представляли «бунтарскую» струю в революционном движении 70-х гг.

Существенной заслугой землевольцев, отмеченной В.И.Лениным, было стремление «... привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием». Принципами организации стали дисциплина, взаимный товарищеский контроль, централизм и конспирация.

Для устройства своих «поселений» землевольцы избрали Саратовскую, Нижегородскую, Самарскую, Астраханскую, а также Тамбовскую, Воронежскую, Псковскую губернии, Донскую область и др. Предпринимались попытки революционной деятельности на Северном Кавказе, Урале.

«Земля и воля» в широком для подпольных условий масштабе поставила издание и распространение революционной литературы, вела пропаганду и агитацию среди рабочих; землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878-79 гг.

«Земля и воля» оказывала влияние на развитие студенческого движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе так называемая Казанская демонстрация 1876, которой «Земля и воля» впервые открыто заявила о своём существовании.

Программа «Земли и воли» предусматривала и действия, направленные, по мнению её членов, на «дезорганизацию государства», в частности уничтожение «наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства». Самым значительным террористическим актом «Земли и воли» было убийство шефа жандармов Н.В.Мезенцова (1878). Однако «Земля и воля» не рассматривала ещё террор как средство политической борьбы против существующего строя, расценивая его как самозащиту революционеров и месть их правительству.

Разочарования в революционной деятельности в деревне, усиление правительственных репрессий, резкое обострение политического недовольства в период русско-турецкой войны 1877-78 гг. и назревания революционной ситуации способствовали зарождению и развитию новых настроений внутри организации.

В «Земле и воле» постепенно сформировалась фракция террористов-политиков, основавшая в марте 1879 свой орган «Листок «Земли и воли»».

Разногласия между сторонниками продолжения прежней линии общества - «деревенщиками» и «политиками» - с защитниками перехода к политической борьбе путём систематического применения террористических методов, потребовали созыва в июне 1879 году Воронежского съезда, приведшего лишь к формальному и кратковременному компромиссу между двумя этими группировками.

Таким образом, основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. М.А.Бакуниным, ПЛ.Лавровым и П.Н.Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического.

М.А.Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. ПЛ.Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» - передовая часть интеллигенции. П.Н.Ткачев, так же не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.

В 1874 г., опираясь на идеи М.А.Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Однако «хождение в народ» провалилось, народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы. Еще раз подтвердилась неэффективность террористических методов борьбы, приведших к усилению реакции и полицейского произвола в стране.

В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России.

С середины 1880-х гг., по мере развития капитализма, роста рабочего движения в России, распространения марксистских идей, народничество постепенно начинает уступать первенство в освободительном движении революционной социал-демократии.

В конце 70-х годов в стране было неспокойно: волновались студенты, либералы требовали конституции, продолжались процессы над народниками. Неудача революционной пропаган­ды среди крестьян, репрессии властей толкнули часть народ­ников к террористической деятельности. В начале 1878 г. член организации «Земля и воля» Вера Засулич тяжело ранила пе­тербургского градоначальника Трепова. В апреле 1879 г. народник Соловьев совершил очередное неудачное покуше­ние на царя. «Земля и воля» превращалась в террористиче­скую организацию. Среди землевольцев начались разногла­сия по вопросу о методах борьбы. Окончательный раскол произошел в 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации: «Черный передел» и «На­родная воля» . Члены «Черного передела» считали главным пропаганду среди крестьян, подготовку революции. Такти­кой «народовольцев», помимо методов революционной про­паганды, было запугивание правительства путем индивиду­ального террора, подготовка восстания. Народовольцы считали, что достаточно свергнуть самодержавие и произойдет социальный переворот. Надо захватить власть путем заговора меньшинства. Организация «Черный передел», возглавляемая П. Г. Плехановым, отказалась от тактики индивидуального террора, ставя поначалу своей задачей пропаганду среди крестьян. Позже члены организации пришли к выводу о необходимости пропаганды среди рабочих и признанию политической борьбы. В 1882 г. организация распалась на несколько кружков и перестала существовать.

Социально-демократическое движение. Основатель русской социал-демократии – Плеханов. В 1883 г. в Женеве создаётся «Группа освобождения труда». Основные сферы её деятельности:

· перевод на русский и распространение в России работ Маркса и Энгельса;

· идейная борьба с народничеством;

· анализ развития России с точки зрения марксизма.

Распространение марксизма началось в России в 80-е годы. Существовало множество кружков, среди них: кружок Благоева, Бруснёва, Федосеева и т.д. В 90-е годы появляется идейная борьба между народничеством и марксизмом. В марксизме возникает «легальный марксизм» (под пред. Струве). В 1895 г. в Питере создаётся общегородская организация во главе с Лениным под названием «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1898 г. в Минске – первый съезд РСДРП. Окончательное оформление этого движения происходит на II съезде, на нём же происходит и разделение РСДРП на два течения: большевики и меньшевики. В 1901 г. на основе революционных народников формируется партия эссеров (Чернов).

Особенности политических движений в России:

· они возникают гораздо позже, нежели на Западе. Это связано с отсталостью России в социально-экономическом плане;

· в России партии находились на нелегальном или на полулегальном положении (это вело к радикализму действий);

· формирование партий шло от периферии к центру (сначала возникали региональные партии, а потом – общероссийские);

· образование партий шло слева направо (социалисты либерал демократы консерваторы). Это привело к господству в обществе социалистических партий и радикальных методов борьбы;

· ни одна из партий не имела опыта управления государством.

ВЫВОД: к концу XIX - началу XX столетия общественно-политические движения в России достигли такой степени зрелости, которая позволила на рубеже веков создать политические партии всех направлений.

Организация.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    На рубеже 1850-1860-х годов в крупнейших городах России действовал ряд студенческих кружков. Они находились под идейным влиянием «Колокола » Герцена и Огарёва и занимались пропагандой освободительных идей. Некоторые общества были раскрыты властями, поэтому сохранились сведения о них: Харьковско-Киевское тайное общество , Пермско-Казанское тайное общество , Библиотека казанских студентов , выделившийся из последней кружок Аргиропуло-Заичневского .

    Первый состав 1861-1864 гг.

    Вдохновителями общества были Герцен и Чернышевский . Своей целью участники ставили подготовку крестьянской революции. В числе организаторов были Ровинский, Павел Аполлонович , Н. Н. Обручев , С. С. Рымаренко, И. И. Шамшин , М. А. Натансон и другие. Программные документы были созданы под влиянием идей Герцена и Огарева . Одним из важнейших требований, выдвигавшихся членами организации, был созыв бессословного народного собрания .

    В первый Исполнительный комитет организации вошли 6 её организаторов (Н. Н. Обручев, С. С. Рымаренко, братья Н. А. и А. А. Серно-Соловьёвичи , А. А. Слепцов , В. С. Курочкин). «Земля и Воля» представляла собой объединение кружков, располагавшихся в 13-14 городах. Наиболее крупными кружками были московский (Ю. М. Мосолов, Н. М. Шатилов) и петербургский (Н. И. Утин). Военная организация «Земли и воли» была представлена «Комитетом русских офицеров в Польше» под руководством подпоручика А. А. Потебни . По данным, имевшимся у А. А. Слепцова, численность «Земли и воли» составляла 3 000 человек (московское отделение состояло из 400 членов).

    Второй состав 1876-1879 гг

    Второй состав «Земли и Воли», восстановившейся в 1876 году как народническая организация, включал в себя таких деятелей как А. Д. Михайлов , Г. В. Плеханов , Д. А. Лизогуб , позже С. М. Кравчинский , Н. А. Морозов , С. Л. Перовская , Л. А. Тихомиров , Н. С. Тютчев . Всего организация насчитывала около 200 человек. «Земля и воля» в своей деятельности опиралась на широкий круг сочувствующих лиц.

    Название «Земля и воля» дано обществу в конце 1878, с появлением одноименного печатного органа; прежнее название: «Северная революционно-народническая группа», «Общество народников».

    В основу пропаганды организации легли не прежние социалистические принципы, непонятные народу, а лозунги, исходившие непосредственно из крестьянской среды, то есть требования «земли и воли». Целью своей деятельности в своей программе они провозгласили «анархию и коллективизм». Конкретные требования заключались в следующих пунктах:

    • передача всей земли крестьянам
    • введение полного общинного самоуправления
    • введение свободы вероисповеданий
    • предоставление нациям права на самоопределение

    Средства достижения этих целей включали организаторские (пропаганда, агитация среди крестьян и других сословий и групп) и дезорганизаторские (индивидуальный террор против наиболее неугодных правительственных чиновников и агентов охранки). Организация имела собственный устав.

    Организация состояла из основного кружка (подразделялся на семь специальных групп по роду деятельности) и местных групп, располагавшихся во многих крупных городах империи. «Земля и воля» имела собственный печатный орган с одноименным названием. Агент «Земли и воли» Н. В. Клеточников был внедрён в Третье отделение . Землевольцы организовали деревенские поселения как переход к «оседлой» пропаганде. Тем не менее, эта акция, равно как и «хождение в народ», окончилась неудачей. После этого все силы народники сосредоточили на политическом терроре.

    Землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878-79. «Земля и воля». оказывала влияние на развитие студенческого движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе Казанская демонстрация 1876, которой «Земля и воля». впервые открыто заявила о своем существовании. Казанская демонстрация 1876, первая политическая демонстрация в России с участием передовых рабочих. Вызвана ростом стачечного движения в стране. Состоялась 6 декабря на площади Казанского собора в Петербурге. Организована и проведена народниками-землевольцами и связанными с ними членами рабочих кружков. На площади собралось около 400 чел. Страстную революционную речь перед собравшимися произнес Г. В. Плеханов. Молодой рабочий Я. Потапов развернул красный флаг. Демонстранты оказали сопротивление полиции. Был арестован 31 демонстрант, из которых 5 осуждены на 10-15 лет каторжных работ, 10 приговорены к ссылке в Сибирь и трое рабочих, в том числе Я. Потапов, к заточению на 5 лет в монастырь. Казанская демонстрация 1876 знаменовала начало сознательного участия русского рабочего класса в общественном движении.

    Липецкий съезд членов народнической организации «Земля и воля» состоялся в июне 1879 в Липецке. Созван в обстановке обострения разногласий среди революционных народников по вопросу о дальнейшем направлении деятельности организации. На Липецкий съезд, тайно от «Земли и воли», собрались А. Д. Михайлов, А. А. Квятковский, Л. А. Тихомиров, Н. А. Морозов, А. И. Баранников, М. Н. Ошанина, А. И. Желябов, Н. И. Колодкевич, Г. Д. Гольденберг, С. Г. Ширяев, М. Ф. Фроленко. Съезд решил внести в программу «Земли и воли» признание необходимости политической борьбы с самодержавием как первоочередной и самостоятельной задачи. Участники Липецкого съезда объявили себя Исполнительным комитетом Социально-революционной партии и приняли устав, основанный на централизме, дисциплине и конспирации. Исполнительный комитет в случае согласия общего съезда «землевольцев» в Воронеже с новой программой должен был взять на себя осуществление террора.

    Воронежский съезд членов народнической организации «Земля и воля», созванный в июне 1879 в Воронеже в связи с разногласиями среди революционных народников по вопросу о дальнейшем направлении деятельности. Участвовало около 20 человек, в том числе Г. В. Плеханов , А. Д. Михайлов, А. И. Желябов , В. Н. Фигнер , С. Л. Перовская , Н. А. Морозов, М. Ф. Фроленко, О. В. Аптекман. Сторонники «политики» политической борьбы и террора (Желябов, Михайлов, Морозов и др.) явились на съезд сплоченной группой, окончательно сорганизовавшейся на Липецком съезде (июнь 1879). Сторонники Плеханова («деревенщики») заняли примирительную позицию, считая главной задачей работу среди крестьян: они не возражали, по существу, и против террора. Плеханов, доказывавший опасность увлечения террором для перспектив работы в народе, формально вышел из «Земли и воли» и покинул съезд.