Народные художественные промыслы. Промысел - это что? Что такое народные промыслы

Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы - от «промыслить», то есть, подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось, как умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».

Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное - это труд, приносящий доход. Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.

Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными - возникает традиция. И случается это благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому природа народного искусства - коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров.

Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства.

Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения недорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей, качества. Не в каждом селе или деревне были мастера многих ремёсел. К примеру, только в относительно крупных поселениях можно было найти и чеботаря, и портного, и кузнеца, и пимоката сразу. Но деревни дореволюционной Руси и до периода «укрупнения» послевоенного периода 20-го века, были часто совсем не большими. 5-10 дворов - уже деревня.

При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремёсел «по деревням». То есть в одном поселении жили гончары, в другом плотники, в третьем портные и так далее. А обмен продукцией производился естественным путём или на ближайшем рынке натуральным образом или через деньги.

В крупных сёлах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели. Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, и закупку сырья оптом. Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства. Впоследствии практически все промыслы и ремёсла на Руси эволюционировали в промышленность за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение и позволяет работать мастеру частным образом или в составе небольших артелей и кооперативов.

Плетение лаптей

Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики. Самым мягкими и прочными считали лапти из липового лыка.
В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.

Сапожник

Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам. «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет... Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог» - писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.

На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5-6 рублей. Надо сказать, что для крестьянина это были огромные деньги и чтобы собрать такую сумму нужно было продать челую четверть ржи (около 200 кг).

Да и валенки тоже могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, были немного, а секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение. В различных регионах России у валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами», в Тверской губернии - «валенцами», а в Нижнем Новгороде - «чесанками».

За валянием

Ложкари

Как известно, в старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. И для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.

Плетение корзин для ложек

Особой популярностью пользовалось расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками. Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.

В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек. Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализации: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).

Семья за изготовлением ложек

На ярмарке

Обоз с «ложечными» корзинами

Особое место в традиционных ремеслах в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна. Хлопковые и хлопчатобумажные ткани были фабричного производства и считались дорогими.

За ткацким станком

Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.

Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.

Вымачивание льна

Трепание льна

Следующий шаг - лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками. Результат - мягкое, чистое, шелковистое серое волокно. Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.

С льняными пасмами

Малороссийская крестьянка с прялкой

Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясо-молочной промышленностью.

При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.

Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого стана, который хранился в разобранном виде. Перед тем, как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа.

Готовое полотно или отбеливали или красили. Окрашивание было гладким, однотонным или набивным, то есть, с рисунком.

Красильщики ткани

Набойка рисунка

Беленную ткань часто украшали разнообразной вышивкой.

Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца , скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монаршее облачение.

Вышивальщицы за работой

Кроме того, историки отмечают, что ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.

Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства - постоянной статьёй экспорта.

Кружевница

Маленькая кружевница

Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева.

Плетение ремня

Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.

Столярная мастерская

Плетение корзин

Гончар за работой

В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» - означает «украшаю». Основа декора - узор, орнамент. Прикладное - предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание - украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией.

Знаменитые центры народных промыслов России

Богородская резная игрушка.

Подмосковное село Богородское расположено недалеко от г. Сергиева Посада. Промысел резной деревянной игрушки возник в 16-17 веках. Можно выделить два вида игрушек: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Манера богородской резьбы точная, резкая, хорошо заметен след резца. Как правило, игрушку не расписывали, сохраняя натуральный теплый цвет дерева, но иногда делали раскрашенные игрушки. Тематика разнообразна: крестьяне, охотники, военные, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

Городецкая роспись.

Этот художественный промысел сложился к середине 19 века в старинном волжском городе Городце. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни, ворота резьбой, росписью и инкрустацией сложился очень давно. Позднее стали расписывать сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки. Особенности городецкой росписи – чистые яркие краски, четкий контур, белые штрихи, придающие условный объем и живописность. Городецкие мастера изображали не только растительный орнамент (цветы, листья, траву, древо жизни), но и сказочных персонажей, жанровые сценки: чаепития, катания на лодках и каруселях…

Хохломская роспись.

Уже в 17 веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в селах и деревнях Нижегородского края. Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображают растения, ягоды, плоды, птицы и рыбы. Узор заполняет практически всю поверхность. Фон может быть золотым, красным, черным.

Гжельская керамика.


В селе Гжель в нескольких десятках километров от Москвы издавна жили искусные гончары. С середины 18 века гжельские мастера освоили производство майолики с росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц. С 19 века роспись (цветочный узор) стали делать, в основном, синим кобальтом по белому. Иногда кроме цветочных гирлянд гжельские художники изображают сказочных птиц, пейзажи, картинки из народной жизни.

Скопинская керамика.

Археологические исследования показали, что уже в 17 веке в районе города Скопина, Рязанской области, уже существовал гончарный промысел. Особенность скопинской керамики в том, что изделия ручной работы дополнялись лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных. Иногда само издели было в форме зверя или птицы. Кроме этого посуда (горшки, крынки, кувшины, миски, кружки, подсвечники) украшалась растительным орнаментом и покрывалась глазурью коричневого, зеленого или желтого цвета. Внешне изделия напоминают ветви старого дерева, покрытого толстой рельефной корой.

Филимоновская игрушка.

Деревня Филимоново находится в Тульской области. Издавна здесь делали посуду и игрушки из местной светлой гончарной глины. Формы игрушек оригинальные, необычные. Фигурки несколько вытянуты, в росписи преобладает 3-4 цвета. Сама роспись – чередование горизонтальных полос по белому, желтому фону. В орнаменте используются также круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки. Игрушки изображали птиц, сказочных животных, всадников, барынь, бытовые сценки (жених и невеста, катание на тройке и т.д.)

Дымковская игрушка.

Название промысла связано с Дымковской слободой близ города Вятки (сейчас Дымково – окраина Кирова). Изображаются всадники, дамы в красивых нарядах с цветными оборками, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки. Позы и сами фигурки несколько условны, упрощены. В росписи используются яркие краски, как правило, по белому фону, позолота. В орнаменте используются круги, волнистые линии, полоски, клеточки.

Жостовские подносы.

Жостовский художественный промысел – это декоративная живопись на металлических подносах. Промысел возник в деревне Жостово (Подмосковье). Сначала жостовские мастера расписывали изделия из папье-маше, затем стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. Сюжеты росписи – цветочные, растительные орнаменты, пейзажи, сценки из народной жизни. Изображались розы, пионы, маки, астры, георгины, незабудки, фиалки и другие цветы, гроздья винограда, корзины спелых фруктов и ягод. Форма подносов разнообразная.

Каслинское чугунное литье.

Плавильный и сталелитейный завод в городе Касли, Челябинской области работает с середины 18 века. На заводе изготовляли ограды, решетки, посуду и даже мебель. Каслинские литейщики создавали не только монументальные сооружения, но и мелкие скульптуры, декоративные предметы. Чугунные скульптуры получались изящными: мягко струится одежда, перекатываются упругие мышцы – чугун словно оживает.

Данная презентация состоит из двух частей и позволяет осуществить виртуальное путешествие по просторам России.

  • ознакомить учащихся с народными промысламикак формой народного художественного творчества;
  • ознакомить с производством художественных изделий, восходящих к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу;
  • развивать любознательность;
  • воспитывать любовь к Родине, уважение к труду.

В 1-й части рассказано о разных народных промыслах и художественных ремёслах. Во 2-й части учащиеся "побывают" в славном русском городе Городце и узнают, какой город называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства».

Материал можно использовать на уроках окружающего мира, изобразительного искусства и во внеклассной работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Народные промыслы России

Народные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий, которые восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские.

Ремесла русских мастеров, по технологиям которые передавались из поколения в поколения. Это уникальные, качественные изделия, которые затрагивают разные группы народных промыслов: Гжель, Хохлома, Жостово, Павлово-Посадские платки, Оренбургский пуховый платок, шкатулки, самовары, матрёшки. «Народные промыслы России»

Народные художественные промыслы. Изделья из глины. Роспись по дереву. Изделия из металла. Изделье из папье-маше. Кружево. Резьба по кости.

Изделие из глины. Дымковская игрушка. Высота игрушки 20-25 см. Традиционными дымковскими игрушками считаются петухи, барыни, няньки. Дымковская игрушка.

Русский художественный промысел, сформировавшийся в Тульской области. Основную массу изделий мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи. Филимоновская игрушка

Гжель. Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики.

Роспись по дереву. Хохломская роспись возникла в 17 веке (Нижегородской области). Выполняется черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону.

Этапы хохломской росписи. Заготовка изделия. Грунтовка полуфабриката. Роспись. Покрытие лаком. Закалка в печи.

Береста Береста - неотъемлемая часть нашего культурного наследия, это часть нашей истории. Береста - это внешний пласт березовой коры золотистого цвета. Это удивительно пластичный и экологически чистый природный материал, из которого можно изготовить самые различные предметы.

В селах Полохов-майдан Нижегородской области делают яркие расписные игрушки-тарарушки – это матрешки, кони-тройки, шкатулки, грибы, вазочки, солонки. Полохов-майданская роспись.

Ложкарный промысел. Этим промыслом (дополнительный источник заработка) занимались крестьяне, жившие на малоплодородных землях (Архангельской, Новгородской, Владимирской).

Русские матрёшки Игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Изобретение русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Абра́мцево-ку́дринская резьба́

богородская игрушка - русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). пос. Богородское Московской области с XVI-XVIII веков. Богородская резьба

Городец - один из малых исторических городов России, древнейший город Нижегородского края. Он стоит на высоком левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода. На рубеже XIX-XX веков Городец - крупный центр сбыта изделий народных промыслов. В окрестных деревнях изготовляли глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки. Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках - знаменитая "городецкая роспись" Городец

Образцы работ

Городецкий узор.

Роспись по металлу. - народный промысел художественной росписи металлических подносов. С XIX века подносы стали изготавливать в деревне Московской губернии - Жостово. Жостовская роспись

Жостовские подносы Село Жостово знаменито тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы.

Особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль в сочетании с металлом. Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зелёный. Родина финифти – Ростов. Финифть

Изделье из папье-маше. В Федоскино, Палехе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки.

Народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы. Палехская миниатюра

Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) артель мастеров. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: "тройки", "чаепития", сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Федоскинская роспись

Если говорить о кружевах, то нельзя обойти вниманием город Вологду - древнейший центр кружевного ремесла. Вологодское кружево напоминает драгоценную паутину. Искусство кружевоплетения никогда не придет в забвение, это хрупкое очарование не перестает трогать сердца людей, пленяя своей красотой. Вологодское кружево

Русская кукла Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Народные промыслы Центральной России

– это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий, которые восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские. Народные промыслы

Деревянные изделия. Глиняные изделия. Народные художественные промыслы Народные промыслы России

Деревянные изделия Хохломская роспись Семёновская игрушка. Загорская матрешка. Полохов-майданская роспись Городецкая роспись Богородская игрушка

Народно-художественные промыслы основаны на коллективном творчестве и торговых отношениях, развивающих местную культурную традицию. Промыслы существовали в России со времён Киевской Руси. Основой для них послужили домашнее производство, рукотворность изделий. Культурная традиция по преемственности переходила от отца к сыну, от мастера к мастеру.

Городец Городец - один из малых исторических городов России, древнейший город Нижегородского края. Он стоит на высоком левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода.

Городец В древности Городец на Волге назывался малым Китежем. Славился мастерами - «Домовиками», главным делом которых было строительство домов. Дома покрывали резьбой от самого конька до завалинки. Здесь же создавались пряничные доски для печатания пряников – свадебных, поминальных, именинных.

Городец Образ коня – древний, связанный с культом солнца. Древний человек думал и верил в то, что если нарисовать солнце в виде животного, или красного круга, или цветка, или сделать в виде коня и иметь всегда рядом, то они охранят его от бед и несчастий. Принесут достаток и радость в дом. Не случайно в быту стали изображать коней на полотенцах, на детских люльках, сделали коня главной игрушкой.

Мотив « конь » «конь» является символом солнца, пожеланиями счастья.

В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

С помощью простых инструментов - ножа и топора, вырезались "запряжки" - кони с повозкой и с гордым изгибом шеи, каталки-вертушки, куклы из расколотого пополам полена, плоские с лицевой стороны и объемные сзади. Игрушки ярко раскрашивались в стиле городецкой росписи. В XIX веке в деревнях вокруг Городца мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, делали и деревянную расписную игрушку.

Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках - знаменитая "городецкая роспись" Городецкий узор.

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское.

На рубеже XIX-XX веков Городец - крупный центр сбыта изделий народных промыслов. В окрестных деревнях изготовляли глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки.

Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры-розаны и пионы), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

КОМПОЗИЦИЯ цветочная роспись; мотив «конь» или «птица»; сюжетная роспись.

Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.

Цветочная роспись «РОМБ» «ГИРЛЯНДА» «ПОЛОСА» «ВЕНОК»

Мотив « птица » Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

Сюжетная роспись. Любимые фоны - ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Элементы Городецкой росписи

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Богородская игрушка

Недалеко от Сергиева Посада раскинулось село Богородское. С давних времен повелась здесь резьба игрушки. В умелых руках резчиков осиновые, липовые или березовые чурки превращаются в чудесные фигурки. Огюст Роден - выдающийся скульптор Франции - при встрече с русскими художниками в 1910 году, взяв игрушку «Кузнецы», сказал: «Народ, который создал эту игрушку,- великий народ». Богородские изделия бывают некрашеные, сохраняющие природный цвет дерева, и реже - расписные.

Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе.

Легенда о том, как зародился промысел Богородской игрушки, рассказывает, что первую деревянную игрушку сделал сам Преподобный Сергий. Будто бы он в свободное от молитв и трудов время вырезал из липы птичек, коньков и дарил "на благословенье" детям.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку « ауку ». Дети порадовались, поиграли и забросили « ауку » на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: « Возьму-ка я „ ауку “ да и покажу на базаре торгашам». « Ауку » купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться б огородской.


Какие свежие, яркие и прекрасные букеты цветов. Розы - белые, чайные, Алые - раскрыли свои нежные лепестки, пионы красуются пышными шапками, огненные маки и астры, словно большие лучистые звёзды, красочные георгины и ещё какие-то незнакомые, необычные, но не менее прекрасные цветы.

Все эти чудесные букеты… нарисованы на знаменитых подносах из Жостова.

Жостовский художественный промысел - это декоративная живопись на металлических подносах. Возникновение промысла относят к началу девятнадцатого века, когда в деревне Жостово, Троицкой волости (ныне Мытищинский район, Московской области), была открыта мастерская по выпуску лакированных изделий из папье-маше с живописными миниатюрами. Но вскоре жостовские мастера стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи.

Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскинской лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине девятнадцатого века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров. Сюжеты росписи - цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.

Дымковская игрушка

Название этого народного промысла связано с селением Дымковская слобода, что на окраине старинного русского города Хлынова (позже г. Вятка, ныне г. Киров).

Дымковская игрушка - это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Роспись производится по обожженному в печи изделию темперными красками, применяется позолота. Изображаются всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки. Позы и движения дымковской игрушки несколько условны, упрощенны, согласно древней традиции изготовления народной игрушки, скульптуры.

Яркая, красочная "дымка" популярна не только в России, но и за рубежом.

Городецкая роспись

Этот народный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла.

Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале двадцатого века промысел возродился. С 1938 года работает артель, с 1960 года работает фабрика "Городецкая роспись".

Русская матрёшка

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами.

Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По сравнению с другими игрушками, деревянная молодая куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст.

Прообразом матрёшки могли послужить "писанки" - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. В конце девятнадцатого века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петушком в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: "До чего похожа на нашу Матрёну!". С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.

Матрёшка - один из самых популярных русских сувениров. В Московской области массовое производство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью.

Вскоре матрёшек стали изготовлять и в других районах страны, например в городе Семенове, в селе Полхов - Майдан, на Вятской земле, в Башкирии и Воронеже.

В наши дни традиционное искусство матрёшки переживает своё второе рождение. Вот только изменилась её внешность.

Хохломская роспись

Уже в 17 веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в сёлах и деревнях Нижегородского края.

Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с чёрным, красным, зелёным, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет "золота" Хохломы - применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100-120 градусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него "золотом" сверкает алюминиевый слой.

Современные хохломские изделия - посуду, мебель, сувениры - создают мастера фабрики "Хохломской художник" и объединения "Хохломская роспись", что в Нижегородской области.

Гжельская керамика

Гжель - это один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень. Уже с 14 века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины 18 века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, жывотных, птиц.

В девятнадцатом веке Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором. С этого времени преобладает роспись синим кобальтом по белому. Разнообразные изделия с "фирменным" цветочным узором, скульптуры поражают фантазией и мастерством художников, сохранивших народные традиции. Сегодня гжельская керамика известна во всём мире и по-прежнему украшает нашу жизнь.

Скопинская керамика

Скопинская керамика как народный художественный промысел получила известность со второй половины девятнадцатого века. Археологические исследования подтверждают, что в 12 веке в районе города Скопина, Рязанской области, уже существовал гончарный промысел.

Особенность скопинской керамики в том, что изделия, как правило, ручной работы, дополнены лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных. Великолепный растительный орнамент делает скопинскую керамику настоящим произведением искусства. Она покрыта цветной глазурью коричневого, зелёного или желтого тона.

В 1934 году основана артель, с 1976 года - Скопинская фабрика керамических изделий.

Филимоновская игрушка

Этот народный промысел связан с деревней Филимоново, Тульской области. Издавна в этих краях делали посуду из местной светлой гончарной глины. Облик филимоновской игрушки поражает своей оригинальностью, необычностью форм. По мнению специалистов, в филимоновской игрушке сохраняются изначальные, древние традиции народной культуры.

Фигурки несколько вытянуты, в росписи преобладают три-четыре цвета. Сама роспись - это чередование горизонтальных полос по белому, жёлтому фону. В орнаменте преобладают круги, "розетки", треугольники, зигзаги, точки. Лица на игрушках, мелкие детали едва обозначены, как у древних, языческих идолов. Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 сантиметров. В большинстве своём это свистульки.

Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует - значит, делали её добрые руки.

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с миром профессий, показать их особенности.
  2. Развивать нравственные и эстетические чувства, осуществлять межпредметные связи с историей, литературой, музыкой.
  3. Способствовать развитию интереса к предмету и воспитанию чувства любви к Родине.

Оборудование:

  • образцы изделий и иллюстраций – “Жостово”, “Живая гжель”, “Дымка”, “Русское кружево и вышивка”, “Русские шали”, “Городецкая роспись”, “Русские матрешки”.
  • карта России, таблицы-рисунки, магнитофон, выставка книг,
  • диск с презентацией “Народные промыслы России”.

Эпиграфы к уроку:

“Работа хороша, если в ней польза и душа.

Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано”.

Тихо звучит музыка.

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

В этом году вы оканчиваете основную школу и вам необходимо выбрать дальнейший путь – куда пойти учиться, кем быть?

Что же означает слово “профессия”?

Справочное бюро. Профессия – это вид трудовой деятельности, который включает совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков.

С этим термином тесно связано и другое – профессиональное образование.

Профессиональное образование – совокупность знаний, навыков, умений, которая позволяет работать специалистом в одной из отраслей экономики нашей страны.

Выбор профессии – очень ответственный момент в жизни каждого человека. Большинство выпускников школ выбирают профессии экономистов, юристов. Какие же профессии востребованы сегодня в нашей стране и в нашем городе?

Справочное бюро.

Сегодня в экономике нашей страны не хватает рабочих специальностей таких как токарь, монтажник, слесарь. Не хватает инженерно-технических, строительных специальностей.

В нашем городе продолжить обучение и получить профессию можно в ПТУ № 28, в зейском медицинском училище, в торгово-экономическом колледже, в политехническом техникуме.

В старину люди зарабатывали на хлеб насущный, занимаясь разными ремеслами. Что такое “ремесло” мы узнаем в справочном бюро.

Справочное бюро.

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.

Как вы думаете, ребята, сохранились ли сегодня ремесла?

Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества.

Откуда пошло это название “промыслы”?

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

Богата земля российская разнообразными народными промыслами.

И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Сегодня я хочу воспеть и восславить
“Сердце доброе, щедрость да разум,
Руки искусные народа русского”.

Сейчас мы приглашаем вас в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором, о котором еще Ломоносов МВ. сказал: “Едва ли есть земля на свете самая чистая, как наша гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее”.

Гжель.

Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

Вы, наверное, видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Секреты красоты таятся в самой природе. К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.

Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо. Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”.

И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.

В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.

А вот в гости пожаловала дымковская игрушка!

Дымковская игрушка.

О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.

Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.

Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов.

До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

Матрешки.

А сейчас отгадайте загадку: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут?

Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце!

Разные бывают на свете куклы – из дерева, из глины, их ткани. А есть особенные куклы – матрешки. Их знают во всех городах и селах – это исконно русский сувенир для иностранцев. Первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Игрушечных дел мастер (В. Звездочкин) из Сергиева Посада сделал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее. Получилась русская матрешка прообраз Матрены (имя, которое было очень распространено в то время). Все матрешки отличаются друг от друга, сегодня на них переносят образы знаменитых людей.

Работа хороша, если в ней польза и душа.

Расписные платки.

А теперь вас приветствуют умельцы из старинного русского города Павловского Посада. Издавна на Руси принадлежностью женской одежды был платок. Крестьяне ткали платки, украшали их вышивкой, наносили на них узоры. Производство платков и шалей возникло в России в 19 веке, мода пришла из Франции, но и сегодня это рукотворное искусство востребовано. Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России это вышивка и кружево. Кружева использовались для оформления костюмов и предметов быта. При Петре 1 ношение кружев было предписано всем дворянам обязательно. Всем известны и популярны вологодские, кировские, елецкие кружева. Выполняют кружева с помощью коклюшек – это работа требует как творчества, так и большого терпения.

Жостово.

А сейчас мы отправимся в подмосковное село Жостово, где изготавливают расписные металлические подносы. Начало этому своеобразному искусству было положено в конце 18 века. Роспись производится по черному фону, применяют и красный и синий и другие цвета. Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам.

А завершит нашу экскурсию народных промыслов изумительные по красоте и оригинальности художественные предметы миниатюрной лаковой живописи.

Палехская, городецкая, хохломская роспись - лаковая миниатюра отражает жизнь народа, русские былины, природу.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

В своих работах мастера создают красоту своего края. В конце 19 века была распространена иконопись. На ее основе возникла чернолаковая миниатюра - это лаковые шкатулки, мебель, предметы посуды.

Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди служишь Отчизне!

Веками складывались и отшлифовывались формы прикладного искусства.

Мы живем на Дальнем Востоке, который славится своими мастерами. Умельцы шьют одежду, обувь, головные уборы, украшая их орнаментом, бисером, вышивкой. Изготавливают изделия из меха, шкур, создают сувениры. У нас в школе тоже есть свои мастера – умельцы, на занятиях кружков можно найти себе дело по душе – бисероплетение, вышивка, резьба по дереву, выжигание, корнепластика и другие виды..

Народы России славятся своими мастерами талантливыми и трудолюбивыми. Богат и разнообразен мир профессий, главное в жизни заниматься любимым делом.

Народные промыслы и ремесла России.

Населенный пункт Где находится. Вид ремесла. Время основания.
с. Гжель Московская область Гончарное дело.

Художественная керамика. Посуда.

г. Городец Нижегородская область Резьба и роспись по дереву. Игрушки. XIV в.
с. Дымково Кировская область Расписные глиняные XIX в.
с. Филимоново Тульская область Расписные глиняные игрушки.
г. Семенов

г. Сергиев Посад

Московская область

Московская область

Матрешки. Роспись по дереву. (ложки, посуда).

Роспись по дереву.

XV в.
г. Павловский Посад Московская область Расписные платки. XIX в.
с. Жостово Московская область Роспись по металлу. XVIII в.
с. Хохлома Нижегородская область Роспись по дереву.

Лаковая живопись.

XVII в.
пос. Палех Ивановская область Роспись по дереву.

Лаковая живопись.

XVII в.
г. Дятьково

г. Гусь-Хрустальный

Брянская обл.

Владимирская область

Хрусталь.

Стеклянная посуда

XVII в.
г.. Торжок Тверская область Кружевное шитье.

Глиняная игрушка.

XII в.
г. Тула Тульская область Производство самоваров, пряников.

Производство оружия.

XII в.