Народы без государства

В научной и юридической литературе существуют несколько определений этих понятий: теория «номинализма», доказывающая, что нацией можно считать группу людей, считающая себя нацией; «натурализма», где нация - это исторически сложившаяся группа людей; «волюнтаризма» - добровольно объединившаяся группа людей, считающая себя одной нацией. Сторонники «территориального принципа» утверждают, что нация - это группа людей, компактно проживающая на определенной территории. Есть «лингвистический принцип», считающий, что нацией можно считать людей, говорящих на одном языке. Согласно ценностному принципу, нацию образуют люди, разделяющие определенные морально-этические ценности. «Целевая теория» гласит, что нация - группа людей, имеющих общую историю и общую миссию. Пол Гилберт, автор фундаментального исследования «Философия национализма» высказывает мнение, что нацией можно считать только группу людей, претендующих на создание своего государства.

Также нет критериев, которые позволяют отнести ту или иную общину к числу народов, имеющих право претендовать на создание независимого государства. Например, религиозно-этническое меньшинство, которое пытается отделиться от многонационального государства. Лидеры подобных движений предпочитают считать страны, от которых пытаются отделиться, - империями-поработителями. Достаточно часто они априори отвергают сам принцип мультиэтнического государства, предпочитая создавать государство моноэтническое.

В 1991 году была создана Организация непредставленных народов. В числе ее учредителей - представители народов, населявших СССР: армян, крымских татар, татар, латышей, эстонцев и грузин. Ныне в состав Организации непредставленных народов входит 69 этнические группы и меньшинств, насчитывающих более 150 млн человек. В их числе и народы, проживающие на территории стран бывшего СССР: татары, талыши, башкиры, чеченцы, ассирийцы, чуваши, черкесы, крымские татары, марийцы, коми, удмурты, буряты, тувинцы и гагаузы. Среди членов две курдские организации и Тайвань, де-факто являющийся независимым государством. Эти народы, крайне различные по многим параметрам, имеют одно объединяющее звено: их представителей нет в составе ведущих международных организаций, например, таких как ООН. Хартия Организации непредставленных народов гласит, что деятельность этой структуры базируется на пяти основных принципах: ненасилие, права человека, самоопределение и демократия, сохранение окружающей среды и толерантность. За полтора десятилетия шесть основателей Организации смогли создать свои государства - на политической карте мира появились независимые Грузия, Армения, Эстония, Латвия, Палау и Восточный Тимор (Тимор-Лешти).

В 1992 году Генеральная ассамблея ООН приняла декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Статья 1 декларации гласит: «Государства охраняют на их территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности». В подавляющем большинстве случаев в ХХ веке большие государства разными путями признавали уникальные особенности малых народов, проживающих на их территории. Им предоставляли определенные культурные и лингвистические права, а в ряде случаев и автономию.

Монсеррат Губерно, автор книги «Народы без государств», указывает, что в условиях современной западной цивилизации многие народы предпочитают не бороться за образование собственных национальных государств. По ее мнению, это обусловлено демократическими изменениями, произошедшими в странах Запада: национальное государство изначально требовалось, прежде всего, для сохранения культурной и языковой самобытности малых народов. В случае если «материнское» государство предоставляло им подобные права, борьба за национальное самоопределение утрачивала привлекательность. Губерно подчеркивает, что сепаратистские настроения во многих странах Европы и Северной Америки вероятно будут существовать неопределенно долгое время, однако они не имеют шансов превратиться в мощные национально-освободительные движения. Ныне подобные взгляды разделяют, в основном, немногочисленные радикалы.

Майкл Китинг, автор книги «Многонациональная демократия: народы без государства в постсуверенную эру», отмечает, что в последние десятилетия связь между народом и государством разорвана. Один народ не обязательно создает государство, в то же время государство не гарантирует счастья и процветания образовавшему его народу. Более того, в некоторых случаях государство вообще оказывается ненужным для достижения процветания, обеспечения безопасности и поддержания порядка. Демократия также не может считаться необходимым условием для создания и существования государств. Китинг уверен, что в обозримой перспективе государства не исчезнут, однако мир изменится - это будет сложная и часто противоречивая система распределения властных полномочий. Он отмечает, что народы, ныне не имеющие своего государства, в этой ситуации рискуют никогда не обрести его.

Гидон Готтлиб, автор книги «Народ против государства», отмечает, что в ХХ веке великие державы выделяли территории и позволяли создавать новые державы на основе принципа права на самоопределение. Все подобные переделы проходили после окончания трех крупнейших конфликтов - двух мировых войн и холодной войны. Однако лишь единожды - после окончания Первой мировой войны - подобные решения принимали коллективно все великие державы (Россия, где произошла большевистская революция, в этом процессе участвовала косвенно - она, например, предоставила независимость Финляндии). По мнению Готтлиба, большинство ныне имеющихся национальных и этнических конфликтов не могут быть разрешены путем перекройки государственных границ и выделения каждому народу своего собственного государства.

В мире насчитывается несколько десятков самопровозглашенных государств, которые, однако, международное сообщество не считает таковыми. В большинстве своем, это этнические анклавы, отколовшиеся от «материнских» стран. По данным Института изучения проблем самоопределения, действующего при Принстонском университете, самопровозглашенные государства обосновывают свои претензии на независимость по-разному. Как правило, они доказывают, что на данной территории исторически сложилась общность людей, объединенных религией, языком, культурой и пр., которые не видят своего будущего в составе иного государства. Особый вес подобные аргументы приобретают в случае, если на данной территории некогда существовало независимое государство. Однако стороны, выступающие против предоставления независимости, используют схожие доказательства. К примеру, противники независимости Палестины доказывают, что палестинского народа никогда не существовало, так же, как и одноименного государства.

Подобные дебаты возникают практически во всех случаях, когда речь заходит о признании или не признании нового государственного образования. Причиной этого является двусмысленность современного международного права. К примеру, в 1975 году хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе провозгласило принцип нерушимости государственных границ, образовавшихся после окончания Второй мировой войны. С другой стороны, конвенция ООН о гражданских и политических правах (вступила в силу в 1976 году) декларирует право наций на самоопределение. Международный суд также в 1975 году вынес вердикт, согласно которому право на самоопределение принадлежит не государствам, а отдельным гражданам. Известный специалист по международному праву Марк Веллер, сотрудник Кембриджского университета, называет этот парадокс «ловушкой самоопределения».

Карен Паркер, автор книги «Случай самоопределения», отмечает, что современное международное право не может однозначно ответить на вопрос: что необходимо сделать, чтобы создать новое государство. В ХХ веке, в результате краха колониальных империй, появился так называемый «декларативный» способ - то есть, некая территория просто объявляет о том, что она представляет собой независимое государство. Традиционный путь - так называемый «конституционный» - более сложный. Он декларирует, что для приобретения полноценного статуса самопровозглашенным государствам необходимо международное признание. Формальный акт дипломатического признания означает, что одно государство принимает независимый статус другого и полномочия его правительства.

Существует два типа официального признания: де-факто и де-юре. Признание де-факто (то есть, на основе существования данной структуры) имеет неофициальный характер, однако этого достаточно, чтобы оба государства могли установить дипломатические отношения, взаимно признавали паспорта и визы и пр. Признание де-юре (то есть, на основе существующих международных норм) предусматривает установление межгосударственных отношений в полном объеме. Иногда признание де-факто предшествует признанию де-юре. К примеру, Великобритания де-факто признала правительство большевиков легитимной властью России в 1921 году, а де-юре - лишь три года спустя.

Признание также необходимо, если власть в стране меняется необычным путем - например, в результате переворота, революции или внешнего вторжения. Правительство «Талибана», которое де-факто управляло большей частью территории Афганистана в 1996-2001 годы, признало лишь три государства мира, в то время как свергнутое им правительство, которое контролировало не более 12% территории страны, признавало легитимным более чем 70 государств.

В июне 1940 года советские войска заняли Латвию, Литву и Эстонию. Эти страны утратили свою государственность и были инкорпорированы в состав СССР в статусе союзных республик. США не признавали легитимность этих действий СССР и считали страны Балтии независимыми, но оккупированными государствами. Посольства этих республик продолжали действовать в Вашингтоне, несмотря на протесты Москвы.

Любопытно, что в состав США ныне входят ранее независимые страны. К примеру, Конфедерацию Штатов США, появившуюся в 1861 году и исчезнувшую после поражения в Гражданской войне, официально признало одно из карликовых германских государств. Республику Техас, существовавшую на политической карте мира в 1836-1845-е годы, признали пять стран. Некоторые индейские племена, и Гавайи также ранее являлись независимыми государствами, а ныне считаются народами, не имеющими своей государственности.

В мире и сегодня существуют народы, в силу исторических причин не имеющие своей государственности. Некоторые из них могут обрести государство в обозримом будущем, другие на это даже не рассчитывают.

Далеко не у каждого народа есть свое государство. Например в мире живет порядка 38 млн. курдов, и они не имеют своего государства. Сравните с эстонцами - их по всему земному шару насчитывается порядка 1,1 млн. человек. Ниже вы найдете список наиболее многочисленных народов, которые не имеют своего государства.

1 Палестинцы

Сегодня поселения палестинцев занимают компактную территорию внутри государства Израиль, хотя по мнению историков этот народ проживал здесь задолго до прихода евреев. Впрочем, даже соседние арабские страны отказывают палестинцам в национальной уникальности, называя их то египтянами, то саудовцами, то сирийцами. Последние генетические исследования указывают на высокое сходство генотипа палестинцев и евреев.

Официально государства Палестина не существует, хотя оно и было признано большинством стран членов ООН. США, Канада, Испания, Швеция, Норвегия и ряд других стран заявляют, что о создании Палестинского государства речь может идти только в случае прямых переговоров с Израилем, но тот пока не торопится с признанием суверенитета соседей. Более того Израиль осуществляет военный контроль большей части палестинских территорий, включая те, где власть официально принадлежит Палестинской национальной администрации.

2 Баски

Баски - один из наиболее древних народов Европы. В частности генетики определили, что значительная часть испанцев, португальцев, французов, англичан и ирландцев имеют общие с современными басками корни.

В конце периода диктатуры Франко среди басков возникла подпольная организация Эускади Та Аскатасуна (Баскония и свобода), известная как ЭТА. Самым эффективным средством к признанию независимости члены ЭТА считают теракты и вооруженный шантаж. Региональное правительство басков от террористов решительно отмежевывается, но в то же время вдохновленное примером Косово все свои усилия направляет на создание собственной государственности.

3 Курды

Ираноязычный народ курды в настоящее время проживает в этногеографической области Курдистан, охватывающей территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Всего, включая диаспоры, в мире живут около 38 млн. курдов. Интересно, что в качестве независимого государства Курдистан был признан мировым Арбитражным судом еще в 1920 году. Но политические реалии оказались для курдов не столь радужными – национальная автономия так и осталась на бумаге.

Сегодня среди курдов популярна идея создания «Большого Курдистана», но учитывая территориальные претензии сразу к четырем странам это не представляется возможным. А пока в непризнанном Курдистане работают собственные медиа-холдинги, в том числе десяток спутниковых телеканалов вещающих на курдском языке.

4 Цыгане

Цыгане – этническая группа, проживающая преимущественно в Европе, хотя немалое количество цыган к сегодняшнему дню перебралось и на Американский континент. В мире насчитывается около 10 млн. цыган. Интересно, что согласно лингвистическим и генетическим исследованиям предки цыган покинули территорию Индии в количестве не превышающем 1000 человек.

Из-за мозаичности расселения цыган часто сравнивают с евреями, но в отличие от последних у них нет государственности и скорее всего не будет. В 1971 году в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс, в ходе которого цыгане признали себя единой нетерриториальной нацией.

5 Тибетцы

У тибетцев есть своя история, культура, язык, религия, но нет главного – государства. Место проживания тибетцев практически полностью расположено на территории Китая. Независимость Тибет утратил полностью в 1949 году, когда китайцы "освободили" тибетцев от империалистов.

Тибетское правительство действует и сейчас, но в изгнании – его штаб-квартира во главе с Лобсанг Сенге находится на севере Индии. У правительства есть и своя Конституция – Хартия тибетцев в изгнании. Далай-лама XIV отказавшись в 2011 году от политической власти сохранил за собой роль духовного лидера Тибета. Он заверил, что правительство в изгнании будет распущено, но после того, как Тибет вновь обретет свободу. Однако острые разногласия межу правительством Китая и Тибета не позволяют на это рассчитывать в ближайшем будущем.

6 Каталонцы

Наряду с басками головной болью испанского правительства являются каталонцы. Народ с богатейшей культурой и традициями с каждым годом все громче заявляет о своей независимости от Испании. Нежелание Мадрида расставаться с Каталонией объясняется еще и тем, что последняя на сегодня один из крупнейших промышленных и портовых центров Королевства.

Каталонский сепаратизм в конечном итоге привел к планам проведения референдума, которые нарушил Конституционный Суд Испании. Вместо референдума 9 ноября 2014 года состоялся опрос о политическом будущем Каталонии, который не имел юридической силы. Тем не менее результаты опроса интересны: около 1,6 млн. человек из 2 млн. проголосовавших желают независимости провинции, однако низкая явка – в Каталонии правом голоса обладают 5,4 млн. человек – не позволяет в полной мере выяснить насколько каталонцы хотят отделения от Испании.

7 Сикхи

Начало 1980-х годов в Индии было отмечено движением сикхских сепаратистов, которые вознамерились создать собственное государство – Халистан. Сикхи это достаточно многочисленный народ, насчитывающий свыше 20 млн. человек, придерживающийся своеобразной религии – сикхизма.

Несмотря на то, что в основе веры сикхов лежит уважение к любому живущему на Земле, экстремистские движения провели в индийских городах ряд крупных терактов, в одном из которых была убита Индира Ганди. А в 1986 году сепаратисты официально объявили о создании Халистана.

Индийские власти весьма жестко отвечали на любые действия сепаратистов и только со временем волны насилия удалось снизить. Сейчас индийское правительство дало сикхам ряд прав и свобод, а также разрешило религиозную автономию. Но не более того.

В мире и сегодня существуют народы, в силу исторических причин не имеющие своей государственности. Некоторые из них могут обрести государство в обозримом будущем, другие на это даже не рассчитывают.

Палестинцы

Сегодня поселения палестинцев занимают компактную территорию внутри государства Израиль, хотя по мнению историков этот народ проживал здесь задолго до прихода евреев. Впрочем, даже соседние арабские страны отказывают палестинцам в национальной уникальности, называя их то египтянами, то саудовцами, то сирийцами. Последние генетические исследования указывают на высокое сходство генотипа палестинцев и евреев.

Официально государства Палестина не существует, хотя оно и было признано большинством стран членов ООН. США, Канада, Испания, Швеция, Норвегия и ряд других стран заявляют, что о создании Палестинского государства речь может идти только в случае прямых переговоров с Израилем, но тот пока не торопится с признанием суверенитета соседей. Более того Израиль осуществляет военный контроль большей части палестинских территорий, включая те, где власть официально принадлежит Палестинской национальной администрации.

Баски

Баски - один из наиболее древних народов Европы. В частности генетики определили, что значительная часть испанцев, португальцев, французов, англичан и ирландцев имеют общие с современными басками корни.

В конце периода диктатуры Франко среди басков возникла подпольная организация Эускади Та Аскатасуна (Баскония и свобода), известная как ЭТА. Самым эффективным средством к признанию независимости члены ЭТА считают теракты и вооруженный шантаж. Региональное правительство басков от террористов решительно отмежевывается, но в то же время вдохновленное примером Косово все свои усилия направляет на создание собственной государственности.

Курды

Ираноязычный народ курды в настоящее время проживает в этногеографической области Курдистан, охватывающей территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Всего, включая диаспоры, в мире живут около 38 млн. курдов. Интересно, что в качестве независимого государства Курдистан был признан мировым Арбитражным судом еще в 1920 году. Но политические реалии оказались для курдов не столь радужными – национальная автономия так и осталась на бумаге.

Сегодня среди курдов популярна идея создания «Большого Курдистана», но учитывая территориальные претензии сразу к четырем странам это не представляется возможным. А пока в непризнанном Курдистане работают собственные медиа-холдинги, в том числе десяток спутниковых телеканалов вещающих на курдском языке.

Цыгане

Цыгане – этническая группа, проживающая преимущественно в Европе, хотя немалое количество цыган к сегодняшнему дню перебралось и на Американский континент. В мире насчитывается около 10 млн. цыган. Интересно, что согласно лингвистическим и генетическим исследованиям предки цыган покинули территорию Индии в количестве не превышающем 1000 человек.

Из-за мозаичности расселения цыган часто сравнивают с евреями, но в отличие от последних у них нет государственности и скорее всего не будет. В 1971 году в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс, в ходе которого цыгане признали себя единой нетерриториальной нацией.

Тибетцы

У тибетцев есть своя история, культура, язык, религия, но нет главного – государства. Место проживания тибетцев практически полностью расположено на территории Китая. Независимость Тибет утратил полностью в 1949 году, когда китайцы "освободили" тибетцев от империалистов.

Тибетское правительство действует и сейчас, но в изгнании – его штаб-квартира во главе с Лобсанг Сенге находится на севере Индии. У правительства есть и своя Конституция – Хартия тибетцев в изгнании. Далай-лама XIV отказавшись в 2011 году от политической власти сохранил за собой роль духовного лидера Тибета. Он заверил, что правительство в изгнании будет распущено, но после того, как Тибет вновь обретет свободу. Однако острые разногласия межу правительством Китая и Тибета не позволяют на это рассчитывать в ближайшем будущем.

Каталонцы

Наряду с басками головной болью испанского правительства являются каталонцы. Народ с богатейшей культурой и традициями с каждым годом все громче заявляет о своей независимости от Испании. Нежелание Мадрида расставаться с Каталонией объясняется еще и тем, что последняя на сегодня один из крупнейших промышленных и портовых центров Королевства.

Каталонский сепаратизм в конечном итоге привел к планам проведения референдума, которые нарушил Конституционный Суд Испании. Вместо референдума 9 ноября 2014 года состоялся опрос о политическом будущем Каталонии, который не имел юридической силы. Тем не менее результаты опроса интересны: около 1,6 млн. человек из 2 млн. проголосовавших желают независимости провинции, однако низкая явка – в Каталонии правом голоса обладают 5,4 млн. человек – не позволяет в полной мере выяснить насколько каталонцы хотят отделения от Испании.

Сикхи

Начало 1980-х годов в Индии было отмечено движением сикхских сепаратистов, которые вознамерились создать собственное государство – Халистан. Сикхи это достаточно многочисленный народ, насчитывающий свыше 20 млн. человек, придерживающийся своеобразной религии – сикхизма.

Несмотря на то, что в основе веры сикхов лежит уважение к любому живущему на Земле, экстремистские движения провели в индийских городах ряд крупных терактов, в одном из которых была убита Индира Ганди. А в 1986 году сепаратисты официально объявили о создании Халистана.

Индийские власти весьма жестко отвечали на любые действия сепаратистов и только со временем волны насилия удалось снизить. Сейчас индийское правительство дало сикхам ряд прав и свобод, а также разрешило религиозную автономию. Но не более того.

Джеймс Минахан, составитель «Энциклопедии народов, этнических и национальных групп, не имеющих государственности», насчитывает более 300 народов, которые формально имеют право претендовать (или де-факто претендуют) на создание собственного государства. Одна из проблем народов, не имеющих своих государств, заключена в сфере терминологии и права. Так, размыты понятия «народ» и «нация», следовательно, неясно, какая группа людей может считаться народом и претендовать на создание своего государства.

12/6/2008

В научной и юридической литературе существуют несколько определений этих понятий: теория «номинализма», доказывающая, что нацией можно считать группу людей, считающая себя нацией; «натурализма», где нация - это исторически сложившаяся группа людей; «волюнтаризма» - добровольно объединившаяся группа людей, считающая себя одной нацией. Сторонники «территориального принципа» утверждают, что нация - это группа людей, компактно проживающая на определенной территории. Есть «лингвистический принцип», считающий, что нацией можно считать людей, говорящих на одном языке. Согласно ценностному принципу, нацию образуют люди, разделяющие определенные морально-этические ценности. «Целевая теория» гласит, что нация - группа людей, имеющих общую историю и общую миссию. Пол Гилберт, автор фундаментального исследования «Философия национализма» высказывает мнение, что нацией можно считать только группу людей, претендующих на создание своего государства.

Также нет критериев, которые позволяют отнести ту или иную общину к числу народов, имеющих право претендовать на создание независимого государства. Например, религиозно-этническое меньшинство, которое пытается отделиться от многонационального государства. Лидеры подобных движений предпочитают считать страны, от которых пытаются отделиться, - империями-поработителями. Достаточно часто они априори отвергают сам принцип мультиэтнического государства, предпочитая создавать государство моноэтническое.

В 1991 году была создана Организация непредставленных народов. В числе ее учредителей - представители народов, населявших СССР: армян, крымских татар, татар, латышей, эстонцев и грузин. Ныне в состав Организации непредставленных народов входит 69 этнические группы и меньшинств, насчитывающих более 150 млн человек. В их числе и народы, проживающие на территории стран бывшего СССР: татары, талыши, башкиры, чеченцы, ассирийцы, чуваши, черкесы, крымские татары, марийцы, коми, удмурты, буряты, тувинцы и гагаузы. Среди членов две курдские организации и Тайвань, де-факто являющийся независимым государством. Эти народы, крайне различные по многим параметрам, имеют одно объединяющее звено: их представителей нет в составе ведущих международных организаций, например, таких как ООН. Хартия Организации непредставленных народов гласит, что деятельность этой структуры базируется на пяти основных принципах: ненасилие, права человека, самоопределение и демократия, сохранение окружающей среды и толерантность. За полтора десятилетия шесть основателей Организации смогли создать свои государства - на политической карте мира появились независимые Грузия, Армения, Эстония, Латвия, Палау и Восточный Тимор (Тимор-Лешти).

В 1992 году Генеральная ассамблея ООН приняла декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Статья 1 декларации гласит: «Государства охраняют на их территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности». В подавляющем большинстве случаев в ХХ веке большие государства разными путями признавали уникальные особенности малых народов, проживающих на их территории. Им предоставляли определенные культурные и лингвистические права, а в ряде случаев и автономию.

Монсеррат Губерно, автор книги «Народы без государств», указывает, что в условиях современной западной цивилизации многие народы предпочитают не бороться за образование собственных национальных государств. По ее мнению, это обусловлено демократическими изменениями, произошедшими в странах Запада: национальное государство изначально требовалось, прежде всего, для сохранения культурной и языковой самобытности малых народов. В случае если «материнское» государство предоставляло им подобные права, борьба за национальное самоопределение утрачивала привлекательность. Губерно подчеркивает, что сепаратистские настроения во многих странах Европы и Северной Америки вероятно будут существовать неопределенно долгое время, однако они не имеют шансов превратиться в мощные национально-освободительные движения. Ныне подобные взгляды разделяют, в основном, немногочисленные радикалы.

Майкл Китинг, автор книги «Многонациональная демократия: народы без государства в постсуверенную эру», отмечает, что в последние десятилетия связь между народом и государством разорвана. Один народ не обязательно создает государство, в то же время государство не гарантирует счастья и процветания образовавшему его народу. Более того, в некоторых случаях государство вообще оказывается ненужным для достижения процветания, обеспечения безопасности и поддержания порядка. Демократия также не может считаться необходимым условием для создания и существования государств. Китинг уверен, что в обозримой перспективе государства не исчезнут, однако мир изменится - это будет сложная и часто противоречивая система распределения властных полномочий. Он отмечает, что народы, ныне не имеющие своего государства, в этой ситуации рискуют никогда не обрести его.

Гидон Готтлиб, автор книги «Народ против государства», отмечает, что в ХХ веке великие державы выделяли территории и позволяли создавать новые державы на основе принципа права на самоопределение. Все подобные переделы проходили после окончания трех крупнейших конфликтов - двух мировых войн и холодной войны. Однако лишь единожды - после окончания Первой мировой войны - подобные решения принимали коллективно все великие державы (Россия, где произошла большевистская революция, в этом процессе участвовала косвенно - она, например, предоставила независимость Финляндии). По мнению Готтлиба, большинство ныне имеющихся национальных и этнических конфликтов не могут быть разрешены путем перекройки государственных границ и выделения каждому народу своего собственного государства.

В мире насчитывается несколько десятков самопровозглашенных государств, которые, однако, международное сообщество не считает таковыми. В большинстве своем, это этнические анклавы, отколовшиеся от «материнских» стран. По данным Института изучения проблем самоопределения, действующего при Принстонском университете, самопровозглашенные государства обосновывают свои претензии на независимость по-разному. Как правило, они доказывают, что на данной территории исторически сложилась общность людей, объединенных религией, языком, культурой и пр., которые не видят своего будущего в составе иного государства. Особый вес подобные аргументы приобретают в случае, если на данной территории некогда существовало независимое государство. Однако стороны, выступающие против предоставления независимости, используют схожие доказательства. К примеру, противники независимости Палестины доказывают, что палестинского народа никогда не существовало, так же, как и одноименного государства.

Подобные дебаты возникают практически во всех случаях, когда речь заходит о признании или не признании нового государственного образования. Причиной этого является двусмысленность современного международного права. К примеру, в 1975 году хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе провозгласило принцип нерушимости государственных границ, образовавшихся после окончания Второй мировой войны. С другой стороны, конвенция ООН о гражданских и политических правах (вступила в силу в 1976 году) декларирует право наций на самоопределение. Международный суд также в 1975 году вынес вердикт, согласно которому право на самоопределение принадлежит не государствам, а отдельным гражданам. Известный специалист по международному праву Марк Веллер, сотрудник Кембриджского университета, называет этот парадокс «ловушкой самоопределения».

Карен Паркер, автор книги «Случай самоопределения», отмечает, что современное международное право не может однозначно ответить на вопрос: что необходимо сделать, чтобы создать новое государство. В ХХ веке, в результате краха колониальных империй, появился так называемый «декларативный» способ - то есть, некая территория просто объявляет о том, что она представляет собой независимое государство. Традиционный путь - так называемый «конституционный» - более сложный. Он декларирует, что для приобретения полноценного статуса самопровозглашенным государствам необходимо международное признание. Формальный акт дипломатического признания означает, что одно государство принимает независимый статус другого и полномочия его правительства.

Существует два типа официального признания: де-факто и де-юре. Признание де-факто (то есть, на основе существования данной структуры) имеет неофициальный характер, однако этого достаточно, чтобы оба государства могли установить дипломатические отношения, взаимно признавали паспорта и визы и пр. Признание де-юре (то есть, на основе существующих международных норм) предусматривает установление межгосударственных отношений в полном объеме. Иногда признание де-факто предшествует признанию де-юре. К примеру, Великобритания де-факто признала правительство большевиков легитимной властью России в 1921 году, а де-юре - лишь три года спустя.

Признание также необходимо, если власть в стране меняется необычным путем - например, в результате переворота, революции или внешнего вторжения. Правительство «Талибана», которое де-факто управляло большей частью территории Афганистана в 1996-2001 годы, признало лишь три государства мира, в то время как свергнутое им правительство, которое контролировало не более 12% территории страны, признавало легитимным более чем 70 государств.

В июне 1940 года советские войска заняли Латвию, Литву и Эстонию. Эти страны утратили свою государственность и были инкорпорированы в состав СССР в статусе союзных республик. США не признавали легитимность этих действий СССР и считали страны Балтии независимыми, но оккупированными государствами. Посольства этих республик продолжали действовать в Вашингтоне, несмотря на протесты Москвы.

Любопытно, что в состав США ныне входят ранее независимые страны. К примеру, Конфедерацию Штатов США, появившуюся в 1861 году и исчезнувшую после поражения в Гражданской войне, официально признало одно из карликовых германских государств. Республику Техас, существовавшую на политической карте мира в 1836-1845-е годы, признали пять стран. Некоторые индейские племена, и Гавайи также ранее являлись независимыми государствами, а ныне считаются народами, не имеющими своей государственности.

В детстве, еще в 70-е годы, мне подарили книгу «Курдские народные сказки». По содержанию они были чем-то похожи на турецкие сказки, чем-то на татарские. Я прочитал ее от корки до корки, но где находится страна, где живут курды, было не понятно. Став постарше, узнал, что курдские партизаны сражаются за независимость в Ираке, Иране. Причем одну группу поддерживал СССР, а другую Великобритания и США. Сепаратистов не жаловали. Саддам Хусейн жестко расправлялся с сепаратистами, травив их с помощью химического оружия. В наши дни курдское ополчение Пешмерга принимает боевые действия с ДАИШ в сражениях за Мосул в Ираке. Оно смогло быстро отвоевать подступы к городу. Но будучи связанными соглашением с правительством Ирака и международной коалицией, не участвует в штурме самого Мосула

Разделенный народ

Курдский народ по воле Аллаха разделен граница​ми ряда государств. Курдистан - большая территория, расположенная на стыке хребтов Малой Азии и Иранского нагорья, входит сейчас в состав Турции, Ирана, Ирака, Сирии. Курды живут в Афганистане, Пакистане (провинция Белуджис​тан), странах Закавказья. Восточная Анатолия, Эль-Камышлы, Мосул, Киркук – центры расселения курдов. Курдами по происхождению были многие известные правители и полководцы Тур​ции, Ирана, Египта, других стран Ближнего и Среднего Востока. Например — легендарный Юсуф ибн Айюб – Салах ад-Дин (Саладин), разбивший в битве при Хаттине крестоносцев III Крестового похода: Ричарда Львиного Сердца, короля Иерусалимского Ги де Лузиньяна, великого магистра тамплиеров Жерара де Ридфора.

Подавляющее большинство курдов - . Часть – шииты, алавиты. Есть курды-езиды, живущие глав​ным образом в Ираке и Турции. Курды – воинственный народ, что объясняется бурной и кровавой историей территорий их обитания. Отличавшиеся боеспособностью курдские военные формирования верой и правдой служили Османским султанам, персидским шахам, правителям других стран, где они жили. С другой стороны, турецкие курды – наиболее отсталая в экономическом отношении часть населения страны. Так, большинство приезжавших в Россию турецких рабочих – строителей, готовых на тяжелую работу за небольшие зарплаты были курдами. Турецкая «золотая молодежь» называла пренебрежительно словом, по-русски звучащим как «курдятина».

По вопросу курдов позиция официальной Анкары и джихадистов ДАИШ в какой-то момент совпали. Террористы мстили за поддержку курдской Пешмергой военных США в 2003 году в Ираке. Эрдоганом же вместо политического диалога проводилась беспощадная политика по отношению к этому национальному меньшинству, выступающему против ассимиляции, за автономию в составе Турции. Конечно, в какой-то степени это можно объяснить действиями Курдской рабочей партии и ее пожизненно осужденного лидера Абдуллы Оджалана . К тому же десятилетиями нападавшие на турецких военных курдские партизаны находили убежище на территории Сирии, что крайне раздражало турецких лидеров. Поэтому турецкая армия считает себя вправе уничтожать курдские отряды в этой соседней стране. Так, 24 августа турецкие танки и спецназ вошли в район сирийского города Джараблус в рамках операции «Щит Евфрата». Как заявил президент Турции , военная операция направлена против ДАИШ и курдских повстанцев. И тех, и других Анкара обвиняет в терроризме. Кстати, сирийские курды сейчас нацелены на создание собственного самостоятельного государства. Иракские же курды разделены на две фракции: враждующие с курдами, контролирующими северную Сирию и являющиеся их союзниками. В 1990-х годах они даже вели между собой боевые действия. В то же время «худой мир лучше хорошей войны»: на днях было объявлено перемирие между турецкими и курдскими военными в Сирии. Боевиков же — джихадистов, совершивших теракт в Газиантепе, может остановить только реальное объединение усилий, укрепление антитеррористического сотрудничества .

Из истории и традиций курдов

Курды – гордый и воинственный народ. Со временем воинственность курдов не уменьшалась. Этому способствовала бурная и кровавая история района их обитания. Повседневная жизнь курдов была тес​но связана разного рода воинскими занятиями: упражнениями в езде, владении оружием, гимнастических играх, набегах и охоте. Воинственность поддерживал обычай кровной мести. Мстили не только кровнику, но и всем его родствен​никам - ближним и дальним. Месть продолжалась иногда двадцать - тридцать лет, истребляя и разо​ряя целые семейства.

Боевые искусства и серьезная военная подготовка стали важными в вопросах выживания этого воинственного народа. Курдские мальчики готовились стать воинами с ран​него детства. Их учили состязанию на копьях, верховой езде и стрельбе. Будущие воины приобретали необходимые навыки через имеющие военно-прикладное значение игры и состязания с бутафорским оружием - деревянны​ми кинжалами, саблями и мечами. Играя в войну, дети сражались между собой, подражая поведению взрослых. Общему физическо​му развитию способствовала игра, в кото​рой «надо приседать и вставать сорок раз, поднимая и опуская при этом по камешку.

Мастерство владения оружием курдские мужчи​ны оттачивали в тренировочных и состязательных фехтовальных поединках. Особенно часто прово​дились поединки в фехтовании на мечах или на саблях. Часто поединки проводились в виде «отанцованного фехтования», представляющего сочетание фехтовального поединка и танца, обяза​тельных и импровизированных манипуляций с оружием. В таком фехтовании применялось как настоящее оружие (меч, сабля, кинжал), так и бу​тафорское (деревянные макеты), а также палки, заменявшие стальные клинки. Среди курдов распространена игра в меч и щит, дающая умение отражать щитом любые уда​ры мечом.

Курды всегда были великолепными всадниками. В этом качестве пользовались спросом у восточных правителей. Курдская конница заставляла считаться с собой многих правителей и завоевателей. В Турции были сформированы легкие кавалеристские курд​ские подразделения «Хамадийе» и пограничные «Аширет Алайлары» («племенные полки»). В 20-е годы в Хорасане – Иран англичане сформировали на основе курдской конницы так называемую «Курдлеви» – «курдские львы». «Курд с детства учится управлять конем и оружи​ем, он постоянно упражняется, чтобы развивать лов​кость… Курд никогда не позволял другому, даже брату, сесть на своего коня. Курды ник​огда не употребляли в пищу конину и кобылье молоко, кроме как в лечебных целях.

Гарцевание на лошадях и воен​ные игры составляли в прежнее время любимое заня​тие этого народа. Часто курды устраивали конные турниры, похо​жие на рыцарские, когда всадники, вооруженные длинными шестами, неслись друг на друга и старались выбить ударом шеста соперника из седла. Для защиты от удара они использовали щиты, которые держали другой рукой, но случались и такие по​единки, где всадники выезжали без щитов, надеясь на свое мастерство и слабость соперника. Нередко такие поединки проводились между «отрядами». Среди курдов была популярна конная игра «джрит» – метание дротика. Поймать летящий в воздухе «джрит», метнуть его обратно и попасть в заднюю луку седла противника считалось высшим классом. Упражнение «таккалэ» производится верхом: всадник на карьере мечет вперед небольшую палку – «таккалэ», отскакивая от земли, поднимается снова в воздух, и в этот момент всадник должен поймать ее, не меняя аллюра.

Положение курдской женщины в обществе рез​ко выделяло ее среди других мусульманских наро​дов Передней и Центральной Азии: они, самые свободные и неза​висимые среди всех мусульманок, никогда не закрывали своих лиц. Жена курда за​меняла курду товарища, как в домашнем быту, так и на войне. Если мужчина отправлялся на войну, то женщины дома защищали скот и хозяйство. Курдские женщины славились умением обра​щаться с разным оружием. Но наиболее популяр​ным оружием среди них была палка или дубинка.

Курды и СССР

В 20-х годах молодая советская власть интересовалась просоветски настроенными курдами. В 1923-1930 годах на территории Азербайджана существовал уезд, а затем округ «Красный Курдистан». Но отношения с Кемалем Ататюрком ценились выше, поэтому Москва в курдском вопросе держалась нейтралитета, не оказывая поддержки ни курдам против турок, ни туркам по отношению к курдам. СССР с пониманием относился к борьбе курдов против британцев. Отношения с курдскими лидерами были установлены уже тогда.

После Великой Отечественной войны в 1945 году курды объявили республику Махабад на территории между Турцией, Ираном и Ираком, которую уже в 1946 году подавили иранские войска. Отряды курдов во главе с Мустафой Барзани , отцом руководителя нынешнего иракского Курдистана Масуда Барзани , бежали в СССР, где Сталин предоставил им убежище. В курдах видели силу, способную помочь в восстановлении влияния в Ираке и Иране, но потом Кремль охладел к этой идее. Курдов переселили в Узбекистан. Генерал Павел Судоплатов вспоминал о создании курдской боевой бригады для диверсионных операций на Ближнем Востоке. После смерти Сталина реализация этих планов прекратилась.

Получило развитие курдской национальной культуры: печатались книги, издавались газеты, в Ереванском педучилище открыли курдский факультет. На московском Международном Фестивале молодежи и студентов в 1957 году делегацию иракских курдов возглавлял Джаляль Талабани, президент Ирака в 2005-2014 годах. В 1958 году после революции 1958 года в Ираке около 800 курдских репатриантов во главе с Барзани возвратились отправилось обратно в Курдистан для поддержки социализма.

Курды и Российская Федерация

Иракский и сирийский Курдистан – нефтеносный регион. На сегодня ситуация сложилась непростая ситуация с добычей и экспортом нефти в иракском Курдистане достаточно сложная. Поставки в Турцию время от времени прекращаются из-за взрывов нефтепровода боевиками ДАИШ. Одновременно Багдадское правительство стремится пересмотреть принципы распределения нефтяных доходов и приостанавливает экспорт.

Глава представительства иракского Курдистана в Москве Асо Талабани заявил: «Мы заинтересованы в расширении присутствия российских нефтяных компаний на своей территории» . Также Талабани обещал обеспечить российским нефтяникам безопасность.

P.S. Курды – гордый и энергичный народ. Дай Аллах им обрести душевный покой в поклонении Всевышнему! Хотелось бы, чтобы не агрессивность и воинственность, а высокая духовность, мудрость и терпимость были бы отличительной чертой этого народа.

По информации сайта «info-islam.ru».