Недолговечное образование циклон или антициклон. Что такое циклон? Действие и характеристика атмосферного циклона. Как возникает циклон

Тема урока: «Второе склонение имён существительных»
Тип: Освоение нового материала
Педагогические задачи:
Создать условия для ознакомления со 2­м склонением имен существительных
(единственного числа), установления отличительных признаки имен существительных 2­го
склонения;
совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного;
содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые предметные результаты:
познакомить с признаками имён существительных 2­го склонения;
формировать умение распознавать имена существительные 2­го склонения.
Метапредметные УУД
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; моделирование;
анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение
под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений;
доказательство.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с
заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные результаты:
Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность
общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная
и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с
учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на
уроке.
Оборудование: учебник А. В. Поляковой «Русский язык» 3 класс; тетради, карточки.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге
Формы работы: общеклассная дискуссия, работа с текстом учебника, работа парами,
самостоятельная работа.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (обращение,
побуждение)
Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода.
Ход урока.
I. Мотивация.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья за дело!

­ Я желаю вам сегодня успешной работы на уроке.
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений.
1. Минутка чистописания
Напишите буквы, обозначающие окончания имён существительных 1 склонения.
а // я // а // я …
2. Словарная работа.
­ Запишите отгадки, поставьте ударение, выделите орфограммы.
1. Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(Береза)
3. Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг – то овраг. (Лестница)
5. Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют. (Рябина)
2. Если б встала, до неба достала б.
(Дорога)
4. Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата)
6. Непоседа пёстрая, птица
длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая,
Верещунья ­ белобока,
а зовут её ...
(Сорока)

7. Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! (Корова)
­ По какому грамматическому признаку можно объединить эти слова в одну группу?
(Это имена существительные 1 склонения.)
­ Какие существительные относятся к 1 склонению?
­ Что такое склонение?
3. Пробное учебное действие.
Увидел медведя, угостил конфетой, отъехал от дома, заботиться о сестре.
­ Определите склонение имён существительных.
­ Кто не выполнил задание?
­ Что не смогли сделать?
­ Почему? (Не умеем определять склонение имён существительных в косвенных падежах).
III. Выявление места и причины затруднения.
­ Рассмотрите таблицу.
И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
зима, дядя
зимы, дяди
зиме, дяде
зиму, дядю
снег, поле
снега, поля
снегу, полю
снег, поле
зимой, дядей
снегом, полем
о зиме, о дяде
о снеге, о поле
­ Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум
группам. (У них разные падежные окончания.)
­ Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце. (Зима, дядя).
­ К какому склонению они относятся? (К 1­му).
­ Как вы определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями ­ а,
­ я).
­ Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные
среднего и мужского рода в единственном числе).
­ Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в
среднем роде окончания ­ о, ­ е).
­ К какому склонению относятся эти существительные?

­ Какая наша цель? (Научиться определять имена существительные 2 – го склонения).
­ Какая тема урока? (2 ­ ое склонение имён существительных).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
­ Подумаем, как решить эту проблему.
1. Введение эталона (Определение склонения)
­ найди имя существительное;
­ поставь существительное в начальную форму;
­ определи род;
­ найди окончание;
­ по роду и окончанию определи тип склонения имени существительного.
V. Реализация проекта.
ФИЗМИНУТКА
­ А теперь прочитайте текст определения на с. 13 и сравните с нашей формулировкой.
­ Теперь определите склонение имён существительных по алгоритму (работа в парах).
Увидел медведя, угостил конфетой, отъехал от дома, заботиться о
сестре.
VI. Первичное закрепление. (Работа в паре)
­ Какой следующий шаг? (Потренироваться).
­ Для этого я предлагаю выполнить упр. 25, с. 16.
­ Проверьте.
­ Кто допустил ошибки?
­ Кто выполнил верно? Поставьте себе «+».
VII. Самостоятельная работа.
­ А теперь пора поработать самостоятельно.
Выполните упр. 26, с. 16
VIII. Включение новых знаний.
­ Где будем применять полученные знания?
(Чтобы правильно писать окончания существительных при написании заявлений,
объявлений, СМС ­ сообщений, чтобы быть грамотными).
Выполни задание.
­ Узнайте, правильно ли определены склонения имён существительных? (Дан текст, в
котором над существительными указано склонение, необходимо исправить ошибки)
2 скл. 2 скл. 1 скл. 2 скл.

1 скл. В морозном воздухе; рыжую белку; в сосновом
бору; зимним вечером; на мохнатую ёлку;
2 скл. 1 скл.
жгучий мороз; январского дня.
Проверка по эталону.
­ Кто не смог сам верно выполнить задание?
­ У кого нет ошибок?
­ Молодцы!
IX. Рефлексия.
­ Какая цель была на уроке?
­ Достигли мы цели?
­ При помощи чего достигли?
1. Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое­что чуть­чуть неясно.
3. Ещё придется потрудиться.
4. Да, трудно все­таки учиться!
XI. Домашнее задание.
Повторить определение на с. 15, выучить определение на с. 16.
Приложение
Карточка
2 скл. 2 скл. 1 скл. 2 скл. 1 скл.
В морозном воздухе; рыжую белку; в сосновом бору; зимним вечером; на
мохнатую елку;
2 скл. 1 скл.
жгучий мороз; январского дня.

Список использованной литературы
1. Полякова А. В. Русский язык, 3 класс. Ч. 2­М.: Издательство «Просвещение», 2017.
2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. ­ Л.:
Просвещение, 1991.

3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. ­ М.: Издательство
«Просвещение», 1985.
4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1988.
5. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.:
Просвещение, 1971.

с основой на *-ǒ, *jǒ

В твёрдом варианте не произошло никаких изменений морфологического характера. Это значит, что в единственном числе во всех падежах имена существительные 2-го склонения имеют исконные окончания. Однако мы наблюдаем здесь изменения фонетические. В творительном падеже в связи с падением редуцированных гласных произошло отвердение конечного [м] и прояснение сильного редуцированного в гласный полного образования [о]. Таким образом, возникает современная форма окончания –ОМ. В местном падеже Ѣ совпадает с [е].

В мягком варианте изменение произошло только в предложном падеже: исконное окончание –И заменено на –Е под влиянием твёрдого варианта.

Морфологического характера изменения произошли в родительном и местном падежах твёрдого и мягкого варианта, что отражено в возникновении вариантных окончаний –У под влиянием 3-го типа склонения. Эти окончания помогают дифференцировать значения: в родительном падеже окончание –У указывает на часть от целого (производство сахара, но килограмм сахару), а в предложном падеже оно имеет значение места у односложных существительных с подвижным типом ударения (о лесе, но в лесу).

История 3-го склонения имён существительных с основой на *-ǔ

Существительные 3-го типа склонения вошли в состав 2-го типа и восприняли его окончания. Однако этот немногочисленный тип склонения предоставил для существительных мужского рода 2-го типа склонения вариантное окончание –У (см выше).

Следует заметить, что в древнерусском языке вариантное окончание у существительных 2-го типа склонения под влиянием 3-го наблюдалось не только в родительном и местном (предложном) падеже, но и в дательном: далъ рукою своею… святому же георгиеви (Грамота Мстислава 1130 г.). Окончание –ОВИ в мягком варианте 2-го типа склонения приобретает форму –ЕВИ. Если в родительном и предложном падеже закрепились вариантные окончания –У в современном русском языке, то вариантное окончание в дательном падеже –ОВИ (-ЕВИ) не нашло в нём отражения.



История 4-го склонения имён существительных с основой на *-ĭ

Существительные мужского рода 4-го типа склонения, кроме существительного ПУТЬ, вошли в состав 2-го типа склонения и восприняли окончания его мягкого варианта. Существительные женского рода сохранили свои окончания до настоящего времени. Произошли лишь фонетические изменения в творительном падеже: напряжённый редуцированный в слабой позиции утратился в XII в. в связи с падением редуцированных гласных: было КОСТИЮ, стало КОСТЬЮ. Существительное ПУТЬ не вошло ни в один тип склонения и сохранило до настоящего времени старые окончания. Его парадигму можно использовать для восстановления исконных окончаний существительных мужского рода 4-го типа склонения типа ЗЯТЬ, ЛОСЬ, ЗВѢРЬ и др.: нет ПУТИ – нет ЗЯТИ, ЛОСИ, ЗВѢРИ; по ПУТИ – по ЗЯТИ, ЛОСИ, ЗВѢРИ; о ПУТИ – о ЗЯТИ, ЛОСИ, ЗВѢРИ.

История 5-го и 6-го склонений имён существительных с основой на согласные и на *-ū

У существительных 5-го и 6-го типа склонения исконными были окончания в родительном и местном падежах -Е, а в дательном –И. Но уже в древнерусском языке парадигмы этих склонений начали сближаться с парадигмой 4-го типа склонения, что отражено в памятниках письменности в возникновении окончаний –И в родительном и местном падежах рассматриваемых типов склонения.

После перегруппировки существительных по типам склонения 5-е и 6-е склонения исчезли. Имена существительные, относившиеся к этим склонениям, перешли в состав продуктивных типов склонения и восприняли их окончания, кроме существительных среднего рода на -МЯ. Они не вошли ни в один тип склонения и носят название разносклоняемых существительных. В родительном и предложном падежах у слов на –МЯ закрепилось окончание –И, но они не вошли в современное 3-е склонение, потому что, во-первых, в творительном падеже они имеют особое окончание (именем, пламенем, знаменем, временем и т.д.), а во-вторых, - они не подходят к 3-му склонению по родовому признаку.

В современном русском литературном языке у существительных на –МЯ в косвенных падежах сохраняется старый суффикс (детерминатив) –ЕН. В говорах и в просторечии происходит выравнивание основы по именительному падежу. Например: сколько время, два знамя. Такого рода речевые ошибки нужно учитывать в школе при работе над культурой речи. Но надо сказать, что выравнивание основы по именительному падежу в таких существительных мы находим и в языке художественной литературы XIX в. В.И.Собинникова в своём учебнике приводит такие примеры: Не знал другого имя (М.Ю.Лермонтов, поэма «Сашка»); То к темю их прижмёт, то их полижет (И.А.Крылов, басня «Мартышка и очки»). Данное явление следует рассматривать как исторические факты процесса становления новой системы склонения.

Таким образом, в результате существенных изменений в системе склонения существительных образовались 3 типа склонения существительных. Пережитками старой системы следует рассматривать 10 слов на – МЯ, слова Путь, ДИТЯ и некоторые другие.

В курсе географии 8 класса изучается ряд тем, посвященных различным процессам в атмосфере. Их необходимо изучить и понять, так как в них раскрываются причины и способы формирования и изменения погоды, ее предсказания, что имеет практическую ценность для каждого человека.

Что такое циклоны и антициклоны

Одним из наиболее интересных механизмов являются своеобразные «воздушные насосы» - атмосферные вихри огромных размеров, основной ролью которых является формирование погоды на больших площадях земной поверхности.

Высота их составляет до 20 км., а диаметр может достигать 4-5 тыс. км.

Рис. 1. Гигантский атмосферный вихрь.

Циклон при этом представляет собой воздушный вихрь, собирающий и выбрасывающий воздух вверх из собственного центра. Антициклон, наоборот, втягивает воздух из верхних слоев атмосферы и распределяет его у поверхности.

Это происходит потому, что циклон представляет собой область низкого давления, воздух устремляется туда, где давление наиболее низкое, то есть в центр циклона. Там формируются восходящие потоки воздуха.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Антициклон является атмосферным вихрем, характеризующимся высоким давлением. Он наоборот, «разгоняет» воздушные массы от собственного центра, втягивая их из более высоких слоев атмосферы. В его центре формируются нисходящие потоки, которые спирально от центра распределяются по земной поверхности.

Образуются атмосферные вихри часто в областях атмосферных фронтов, основной причиной их формирования является вращение Земли.

Рис. 2. Схема структуры циклона и антициклона.

Подобные явления наблюдаются и в атмосфере других планет. Внеземным долгоживущим циклоном является Малое Темное Пятно в атмосфере Нептуна, а антициклоном – Большое Красное Пятно на Юпитере.

Сравнение особенностей атмосферных вихрей

Циклоны и антициклоны обладают чертами различия и сходства. Сходство их состоит в:

  • вихревой структуре;
  • важной роли в формировании погоды над большими по площади регионами.

На появление антициклона оказывает влияние формирование циклонов поблизости - избыточный воздух, выбрасываемый вихрем с низким давлением, накапливается и провоцирует развитие области повышенного давления, антициклонов.

Черты различия атмосферных вихрей представлены в таблице сравнительных характеристик:

Циклон

Антициклон

Место формирования

Чаще над океанами, может образовываться везде, кроме экваториальной области, где не действует сила Кориолиса, связанная с вращением Земли

В тропиках, над океанами и над ледовыми полями

Размер (диаметр)

Передвижение

Постоянное, скорость 30-60 км\ч, тропические штормовые тайфуны намного быстрее

Малоподвижен или имеет скорость в 20-40 км\ч

Давление

В центре — низкое, на периферии повышается

В центре — высокое, на периферии понижается

Направление вращения

В Северном полушарии вращаются против часовой стрелки, в Южном - наоборот

В Северном полушарии вращение по часовой стрелке, и наоборот - в Южном

Приносит погоду

Ветер, облака, осадки

Ясно или малооблачно, безветренно, без осадков

На синоптических картах для обозначения циклонов и антициклонов используются буквы: Н - означает область низкого давления, В - область высокого давления.

Рис. 3. Синоптическая карта.

Виды циклонов и антициклонов

Существует несколько типов циклонов, называемых по месту формирования:

  • арктические;
  • умеренных широт;
  • южные внетропические;
  • тропические.

Большинство циклонов, проходящих по территории России формируются над Атлантикой, двигаются с запада на восток и относятся к арктическим или умеренным. Это большие по площади атмосферные вихри.

Тропические циклоны являются самыми опасными - они характеризуются сравнительно небольшими размерами всего в сотни километров, аномально низким давлением в центре, а следовательно - очень большими скоростями ветров, доходящими до буревых. Именно такие циклоны причиняют наибольшие разрушения в прибрежных странах Азии и Северной Америки. Они возникают только над морем и быстро затухают при переходе на сушу.

Антициклоны и циклоны имеют в среднем срок жизни в 3-10 дней, пока не выровняется атмосферное давление. Однако, существуют и постоянные, существующие годами, например: Исландский и Алеутский циклоны, Индийский и Сибирский антициклоны.

Что мы узнали?

Образование атмосферных вихрей зависит от распределения давления воздуха в атмосфере и сил Кориолиса, возникающих при вращении Земли. При некотором сходстве они много чем отличаются друг от друга: вращаются в разные стороны, обеспечивают разную погоду, возникают в различных условиях.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 270.

Что такое циклон? Практически каждый человек интересуется погодой - смотрит прогнозы, сводки. При этом он нередко слышит про циклоны и антициклоны. Большинству людей известно, что эти атмосферные явления имеют непосредственное отношение к погоде за окном. В данной статье мы постараемся разобраться, что они собой представляют.

Циклон - это зона низкого давления, охваченная системой круговых ветров. Проще говоря, он представляет собой грандиозный плоский атмосферный вихрь. Причем воздух в нем движется по спирали вокруг эпицентра, постепенно приближаясь к нему. Причиной этого явления считается пониженное давление в центральной части. Поэтому теплые влажные несутся вверх, вращаясь вокруг центра циклона (глаза). Это становится причиной накопления туч высокой плотности. В этой зоне свирепствуют сильные ветры, скорость которых может достигать 270 км/час. В вращение воздуха осуществляется против часовой стрелки с некоторым завихрением к центру. В антициклонах, наоборот, воздух закручивается по часовой стрелке. Тропический циклон в Южном полушарии работает практически так же. Однако направления меняются на противоположные. Циклоны могут достигать разных размеров. Диаметр их может быть очень большим - до нескольких тысяч километров. Например, большой циклон способен охватить полностью Европейский континент. Как правило, данные атмосферные явления формируются в определенных географических точках. Например, южный циклон приходит на территорию Европы с Балкан; районов Средиземного, Черного и Каспийского морей.

Механизм образования циклонов - первая фаза

Что такое циклон и как он образуется? На фронтах, то есть в зонах соприкосновения теплых и холодных воздушных масс, возникают и развиваются циклоны. Образуется это природное явление тогда, когда масса холодного полярного воздуха встречает массу теплого влажного. При этом теплые врываются в массив холодных, образуя в них нечто наподобие языка. Это и является началом зарождения циклона. Скользя относительно друг друга, эти потоки с различными температурами и создают волну на фронтальной поверхности, а следовательно, и на самой линии фронта. Получается образование, напоминающее дугу, обращенную вогнутостью в сторону теплых воздушных масс. Её отрезок, расположенный в передней восточной части циклона, является теплым фронтом. Западная же часть, которая находится с тыла атмосферного явления, является холодным фронтом. В промежутке между ними в циклоне нередко встречаются зоны хорошей погоды, которая, обычно, длится всего несколько часов. Такой прогиб линии фронта сопровождается уменьшением давления у вершины волны.

Эволюция циклона: вторая фаза

Атмосферный циклон продолжает эволюционировать дальше. Образованная волна, перемещаясь, как правило, на восток, северо-восток или юго-восток, постепенно деформируется. Язык теплого воздуха проникает дальше на север, образуя хорошо выраженный теплый сектор циклона. В его передней части теплые воздушные массы наплывают на более холодные и плотные. При подъеме происходит конденсация пара и образование мощной кучевой дождевой облачности, что приводит к выпадению осадков (дождя или снега), которые длятся долго. Ширина зоны таких фронтальных осадков бывает в летнее время около 300, а зимой - 400 км. На расстоянии нескольких сотен километров перед теплым фронтом у земной поверхности воздуха достигает высоты 10 км и более, на которой происходит конденсация влаги с образованием ледяных кристаллов. Из них образуются белые Поэтому именно по ним можно прогнозировать приближение теплого фронта циклона.

Третья фаза формирования атмосферного явления

Дальнейшая характеристика циклона. Влажный теплый воздух теплого сектора, проходя над более холодной поверхностью Земли, образует низкую слоистую облачность, туманы, изморось. После прохождения теплого фронта наступает теплая облачная погода с южными ветрами. Признаками этого нередко является появление дымки и легкого тумана. Затем приближается холодный фронт. Холодный воздух, проходя вдоль него, подплывает под теплый и вытесняет его наверх. Это приводит к образованию кучево-дождевых облаков. Они являются причиной ливней, гроз, которые сопровождаются сильным ветром. Ширина зоны осадков холодного фронта составляет около 70 км. Со временем на смену приходит тыльная часть циклона. Она приносит сильные ветра, кучевую облачность и прохладную погоду. Со временем холодный воздух оттесняет теплый на восток. После этого устанавливается ясная погода.

Как формируются циклоны: четвертая фаза

По мере проникновения языка теплого воздуха в массу прохладного, он оказывается все больше окруженным холодными воздушными массами, а сам вытесняется вверх. Это создает в центре циклона зону пониженного давления, куда устремляются окружающие воздушные массы. В Северном полушарии под влиянием вращения Земли они оборачиваются против часовой стрелки. Как уже упоминалось выше, южные циклоны имеют противоположные направления вращения воздушных масс. Именно благодаря тому что Земля оборачивается вокруг своей оси, ветры направлены не к центру атмосферного явления, а идут по касательной к окружности вокруг него. В процессе развития циклона они усиливаются.

Пятая фаза эволюции циклона

Прохладный воздух в атмосферном явлении движется с большей скоростью, чем тёплый. Поэтому холодный фронт циклона постепенно сливается с теплым, образуя так называемый фронт окклюзии. У поверхности Земли уже больше нет теплой зоны. Там остаются лишь холодные воздушные массы.

Теплый воздух поднимается вверх, где постепенно охлаждается и освобождается от запасов влаги, которые выпадают на землю в форме дождя или снега. Разница между температурой холодного и теплого воздуха постепенно нивелируется. При этом циклон начинает угасать. Однако полной однородности в этих воздушных массах нет. Вслед за данным циклоном около фронта на гребне новой волны возникает второй. Эти атмосферные явления всегда идут сериями, причем каждое следующее несколько южнее предыдущего. Высота вихря циклона часто достигает стратосферы, то есть поднимается до высоты 9-12 км. Особенно большие можно обнаружить на высотах 20-25 км.

Скорость циклонов

Циклоны почти всегда в движении. Скорость их перемещения может быть очень разной. Однако она уменьшается по мере старения атмосферного явления. Чаще всего они двигаются со скоростью около 30-40 км/ч, проходя за 24 часа расстояние 1000-1500 км и более. Иногда они двигаются со скоростью 70-80 км в час и даже больше, проходя за сутки 1800-2000 км. При таком темпе циклон, который сегодня неистовствовал в районе Англии, через 24 часа может быть уже в районе Ленинграда или Беларуси, спровоцировав резкое изменение погоды. По мере приближения центра атмосферного явления давление падает. Существуют различные названия циклонов и ураганов. Одним из самых известных является «Катрина», который нанес серьезный ущерб территории США.

Атмосферные фронты

Что такое циклоны, мы уже разобрались. Далее пойдет речь об их структурных составляющих - атмосферных фронтах. Что заставляет огромные массы влажного воздуха в циклоне подниматься высоко вверх? Чтобы получить ответ на данный вопрос, нам нужно сначала разобраться, что собой представляют так называемые атмосферные фронты. Мы уже говорили о том, что теплый тропический воздух движется от экватора к полюсам и на своем пути встречает холодные воздушные массы умеренных широт. Так как свойства теплого и прохладного воздуха резко отличаются, то естественно, что их массивы не могут сразу смешаться. В месте встречи воздушных масс разных температур возникает четко выраженная полоса - переходная зона между фронтами воздуха с различными физическими свойствами, которую в метеорологии называют фронтальной поверхностью. Зона, разделяющая массы воздуха умеренных и тропических широт, называется полярным фронтом. А фронтальная поверхность между умеренными и арктическими широтами называется арктическим. Так как плотность у теплых воздушных масс меньше, чем у холодных, то фронт представляет собой наклонную плоскость, которая всегда склоняется в сторону холодного массива под крайне малым углом к ​​поверхности. Прохладный воздух, как более густой, при встрече с теплым поднимает последний вверх. Представляя себе фронт между воздушными массами, необходимо всегда иметь в виду, что это - мнимая поверхность, наклоненная над землей. Линия которая образуется при пересечении этой поверхности с земной, отмечается на картах погоды.

Тайфун

Интересно, есть ли в природе что-нибудь красивее такого явления, как тайфун? Ясное спокойное небо над колодцем из созданных безумным вихрем, пронизанных зигзагами молний, стенок высотой в два Эвереста? Однако большие неприятности грозят любому, кто окажется на дне этого колодца...

Зарождаясь в экваториальных широтах, тайфуны направляются на запад, а затем (в Северном полушарии) поворачивают на северо-запад, север или же северо-восток. Хотя каждый из них не повторяет в точности путь движения другого, большинство из них движется по кривой, которая имеет форму параболы. Скорость тайфунов увеличивается по мере движения в северном направлении. Если вблизи экватора и в направлении на запад они перемещаются со скоростью всего 17-20 км/ч, то после поворота на северо-восток их скорость может достигать и 100 км/час. Однако бывают случаи, когда, неожиданно обманывая все прогнозы и расчеты, тайфуны то совсем останавливаются, то безумно бросаются вперед.

Глаз урагана

Глаз представляет собой чашу с выпуклыми стенками из облаков, в которой наблюдается относительно слабый ветер или же полный штиль. Небо ясное или частично покрытое облаками. Давление равно 0,9 от обычной величины. Глаз тайфуна может иметь размер от 5 до 200 км в диаметре, в зависимости от стадии его развития. У молодого урагана размер ока составляет 35-55 км, а у развитого он уменьшается до 18-З0 км. В стадии затухания тайфуна глаз снова растет. Чем четче он очерчен, тем мощнее тайфун. В таких ураганах ветры сильнее у центра. Замыкая все потоки вокруг глаза, ветры кружатся со скоростью до 425 км/ч, постепенно замедляясь по мере удаления от центра.

Содержание статьи:

Погоду на нашей планете определяют те или иные атмосферные образования. Современный человек уж так устроен, что привык планировать свои дела вне зависимости от погодных условий, но целые области его деятельности полностью зависят от метеоситуации. Дождливую погоду по представлениям современных метеорологов приносят циклоны. Что такое циклон и какова его природа?

Современные представления о циклоне

Циклон представляет собой громадный атмосферный вихрь, своеобразную воронку очень больших размеров. Размер его определяеться величиной диамера - от сотни до тысяч сотен километров. Образуется из-за действия так называемых сил Кориолиса. Возникновения такого вихря происходит при столкновении влажной и теплой тропической воздушной массы с сухой и прохладной арктической. Последняя немного вытесняят теплые потоки воздуха, и те в свою очередь начинают вращение по элипсовидной траектории - так и получается вихрь. В своем движении он увеличивается в размере путем захвата близлежащих воздушных слоев.

Если взглянуть на схематичекое изображение циклона, то можно увидеть внутри низкую область давления, а ближе к периферии - высокую. Поэтому воздух в таком образовании будет двигаться снаружи во внутрь - образуется огромная воронка, которая передвигается со скоростью свыше пятидесяти километров в час.

Какие бывают циклоны?

Климатологи и метеорологи считают, что существует два основных вида:

  • тропические
  • внетропические.

Первые формируются в тропических широтах, имеют относительно небольшие размеры, но приносят с собой сильные, порою ураганные, ветра и осадки. Внетропические формируются зачастую в северных и умеренных широтах. Они больше тропических по размерам (до нескольких тысяч километров), но скрость перемешения воздуха в них намного меньше. Наибольшей энергией среди этого типа обладают так называемые южные внетропические циклоны. Именно с их приходом на определенной територии начинаются сильные дожди, ветра, грозы.

Циклоны на других планетах

Поскольку в нашей Солнечной системе атмосфера есть у большинства планет, то и атмосферные вихри, подобные земным, фиксируются часто. Например, в атмосфере Венеры ученые нередко фиксируют штормы над южным полюсом, а искусственные спутники уже неоднократно передавали снимки циклонов с этой планеты. Долгоживущий гигантский циклон зафиксирован в атмосфере Юпитера.

Его изучение входит в программу станции "Юнонна", которая недавно достигла этой планеты.