Новое правительство: кто уйдет, кто останется. В правительстве сменятся несколько вице-премьеров и министров. В России закрыли «Открытое правительство

Есть мнение, что отставка правительства после выборов – это чисто процедурное явление. Зачастую россияне его даже не замечают.

По закону кандидатуру председателя правительства новоизбранный президент представляет Госдуме в течение 2 недель после вступления на должность. После утверждения премьер-министр в течение недели представляет главе государства предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предлагает кандидатуры на должности зампредседателя правительства и федеральных министров.

Политологи считают, что такая законодательная лазейка была бы полезна для нового срока Владимира Путина, если президентом на выборах в марте вновь станет он. Поэтому изменения в правительстве, по их мнению, неизбежны. Однако их масштабы пока оценить сложно.

Кстати, об этом же говорят и социологи, которые давно фиксируют в обществе негатив по отношению к правительству, в частности к премьер-министру.

«Обществу изменения нужны. Целый ряд исследований показывают, что весь негатив, который существует у жителей России относительно ситуации внутри страны и во внутренней политике, часто связан именно с фигурой премьер-министра. Так что с этой точки зрения отставка правительства и премьер-министра будет иметь определенный смысл», – рассказал социолог Алексей Новиков .

Главная задача таких изменений – борьба с застойными явлениями, в том числе ротация «друзей» Путина, находящихся под его патронажем, – так называемого «Политбюро 2.0», межклановая борьба в котором может привести к серьезному кризису в стране.

«Результаты этой межклановой борьбы не поддаются прогнозированию, поскольку зависят не только от объективной расстановки сил, но и от личного отношения к определенным персонажам самого Путина. С другой стороны – он заинтересован как в сохранении баланса, так и в расширении “Политбюро 2.0”. Этим и будут диктоваться возможные изменения в правительстве», – отметил политолог Сергей Комарицын .

Изменения могут быть продиктованы и взятым курсом на омоложение. Однако новых «ярких» политиков ожидать не стоит, уверены эксперты. Скорее всего, это будут те же технократы, беспрекословно выполняющие приказы президента и легко вписывающиеся в вертикаль власти.

«Общий курс кадровой политики в новом правительстве, скорее всего, будет такой же как – появятся "молодые технократы". При этом все не очень хорошо понимают, кто такие эти "технократы"? Есть какие-то смыслы, очень выгодные с точки зрения пропаганды – нацеленность на задачи, технологичность, отсутствие клановых привязок. Но точного определения от власти так и не прозвучало», – сообщил политолог Виктор Потуремский .

Для самих россиян смена правительства может нести позитивную функцию и надежду на то, что глава государства возьмет курс не на внешнюю политику, а на внутреннюю, считает социолог Алексей Новиков.

Что касается конкретно персоны Дмитрия Медведева как премьер-министра, то здесь эксперты уверены, никакие скандалы вокруг его личности не смогут повлиять на решение Путина. Президент будет руководствоваться личным расположением даже в ущерб общему делу, уверены политологи.

«Медведев – очень слабый премьер. Но тут вопрос в обязательствах, общей биографии и личных отношениях. Если Медведев очень сильно захочет остаться в кресле премьера, Путин его оставит, несмотря на то, что это вредит делу. В демонстрации – в смысле в досрочной отставке до выборов – Путин не очень заинтересован; она ему ничего особо не прибавляет. Но может нанести небольшую психологическую травму Медведеву. Путин не будет обижать Медведева», – рассказал политолог Сергей Комарицын .

Нельзя исключать и тот факт, что, по сути, премьер-министр – это удобный «мальчик для битья», на которого сыпется весь народный негатив. И Дмитрий Медведев, уверены эксперты, с этой ролью справляется очень хорошо. В связи с этим нерационально было бы реформировать правительство и подчинить напрямую президенту, хотя о таком варианте развития событий много говорят в последнее время.

«Если вопрос про то, может ли он сделать это технически – то да, наверное, может. Если вопрос про то, стоит ли это делать – то, скорее, нет. Потому что в таком случае вся ответственность за происходящее в стране будет перенесена на него и, соответственно, весь негатив избирателей, который сейчас касается персоны Медведева, будет перенесен на главу государства», – подчеркнул социолог Алексей Новиков .

«Медведев крайне удобен как громоотвод, по которому уходит протест против федеральной власти. Модель устоявшаяся. Внешних причин для ее изменения пока нет. Думаю, что он сохранится после выборов. Есть сценарии, которые могут повлиять на его уход по результатам выборов марта, но пока эти сценарии маловероятны», – отметил политолог Виктор Потуремский .

В качестве одного из таких возможных сценариев в СМИ называют объединение Верховного и Конституционного судов. Если реформа произойдет, то вполне вероятно, что «суперсуд» возглавит Медведев. Однако эксперты уверены, что для него в этом случае мало, что изменится.

«Проблема статуса для Медведева имеет лишь психологическое значение. Реальное его положение при Путине будет оставаться таким, какое есть сейчас вне зависимости от должности», – отметил политолог Сергей Комарицын .

Мало что изменится и на посту председателя правительства. По мнению специалистов, другой премьер-министр не будет особо отличаться от предыдущего.

Так, маловероятно, что премьер-министром станет женщина, несмотря на то, что все чаще в связи с этой темой в федеральных СМИ фигурируют спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

Ожидать, что в правительство России придет человек с яркой политической окраской, также не следует. По словам красноярских политологов, произойти это может только в одном случае.

«18 лет у нас были “технические” премьеры (в период “тандема” – “технический” президент). Почему это должно поменяться? Когда Путин начнет думать о преемнике – тогда появится человек с другими характеристиками», – рассуждает политолог Сергей Комарицын .

Если в силу разных причин речь все же пойдет о смене Медведева, то его должность вполне мог бы занять политик из Красноярска.

«Из нынешнего состава правительства самый подготовленный для такой роли – наш земляк Александр Новак. У него для этого есть все предпосылки – биография, работа на уровне крупной корпорации, региона, федеральных министерств, опыт, знания, способности, международная известность, масштабность нынешних задач, приближенность и – что очень немаловажно – в нынешнем своем качестве он безусловный выдвиженец Путина», – предположил политолог Сергей Комарицын .

Произойти изменения могут и в правящей партии «Единая Россия». Уже известно, что в ней проведут ребрендинг. Не исключено, что изменить могут и руководство. О необходимости этих изменений громко заявило самовыдвижение Путина на выборах.

«Если понимать это заявление в русле публичной политической коммуникации, то оно означает, в сущности, простую вещь: “Единая Россия” не обеспечивает действующему президенту значимого преимущества на выборах. Собственно, все, что после этого следует – и есть ребрендинг. Можно попробовать проследить логику дальше – это, в свою очередь, может означать, что партия при существующем руководстве не решает поставленных перед ней задач», – рассказал социолог Алексей Новиков .

Однако, по мнению экспертов, в таком ребрендинге нуждается не только «Единая Россия», но и вся партийная система страны.

«То, что происходит сейчас на выборах президента, показывает глубокий кризис, в котором оказались буквально все политические партии. Мы строили-строили партийную систему, развивали для того, чтобы получить дефицит партийных кандидатов, замены, неучастие на главных выборах страны. Плюс самовыдвижение Путина. Необходимость реформ партийной системы и ребрэндинга партий перезрела и неизбежна», – сообщил политолог Виктор Потуремский .

Очевидно, что "перезагрузки" власти после выборов ждать не приходится: скорее, это будут перевыборы. Но также очевидно, говорят эксперты, что в первую очередь старому новому президенту придется разобраться, какие внутриполитические задачи будет решать правительство и при помощи чего. Однако уже можно смело говорить, что после выборов динамика политических и экономических событий в стране будет значительно нарастать.

Фото: Aleksander Khitrov, Дмитрий Медведев, Reuters, Дмитрий Кощеев, Kremlin

В понедельник, 7 мая, состоится церемония официального вступления в должность избравшегося на четвертый срок а Владимира Путина. После инаугурации правительство уйдет в отставку, и, в соответствии с законом, в двухнедельный срок должен быть сформирован новый кабмин.

В пятницу, 4 мая, пресс-секретарь президента сказал, что точная дата внесения кандидатуры нового премьера — «это исключительная прерогатива президента России». Достоверной информации о том, каким будет состав и структура нового правительства, нет.

Дмитрий Песков на вопросы «Газеты.Ru» о кандидатах на пост премьера, о возможных «потерях» в составе правительства и назначениях на ключевые посты ответил кратко: «пока равно задавать такие вопросы».

Нет ответа даже на вопрос, что будет обнародовано первым: президентский указ о национальных целях развития до 2024 года (его готовит глава ) или фамилия нового премьера.

На фоне полного отсутствия официальной информации «кремлеведы», а также многочисленные источники выдают все новые и новые версии отставок и назначений. По некоторым позициям у политологов сложился консенсус.

Премьер четвертого срока

Весь последний год Белоусов был занят тем, что готовил для Путина шестилетний план социально-экономического развития страны, а весной вместе с Антоном Вайно работал над указом, определяющим «национальные цели развития РФ на период до 2024 года».

Сам Шувалов в ответ на прямой вопрос о своем будущем сказал, что «я хочу работать там, где скажет президент», добавив, что «я любой работе рад, которую даст президент».

План предусматривает увеличение расходов на здравоохранение, образование и инфраструктуру на 10 трлн руб., сообщало . Дмитрий Песков говорил, что эта цифра не соответствует действительности. Глава Татьяна Голикова оценивала стоимость плана в 8 трлн руб. Белоусов же признавал, что «бюджетный маневр» прорабатывается.

Увеличить расходы на «человеческий капитал» и инфраструктуру можно за счет сокращения трат на оборону и нацбезопасность, считают эксперты. Этот процесс в России уже начался. Последний доклад Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) зафиксировал снижение ассигнований на оборону на 20% в 2017 году.

«В российской армии проведена широкомасштабная работа по техническому и технологическому обновлению. В основном этот процесс завершен. И поэтому пик расходов на технологическое перевооружение пройден», — объяснил снижение расходов Песков.

Кроме того, Белоусов замахнулся на то, чтобы снизить бедность и создать устойчивый рост реальных доходов населения, которые сокращались в 2014-2017 гг.

«Это рост реальных пенсий, рост пенсий выше инфляции, как сказал президент, и это сокращение в два раза уровня бедности к 2024 году. Это тоже очень напряженные цели, и их предстоит достичь», — говорил помощник главы государства.

Претенденты на управление ВПК

В майские праздники в СМИ появилась информация, что Игорь Сечин, глава , может стать вице-премьером. В компании этот слух оперативно опровергли, сообщив, что по условиям контракта он обязан отработать в компании еще два года.

Миноброны, если Шойгу его покинет, может возглавить губернатор Тульской области или главком Воздушно-космическими силами РФ .

Хорошие перспективы эксперты и СМИ рисуют — он может сохранить пост главы и одновременно станет вице-премьером.

Экс-министру прочат возвращение

Зампредом правительства может стать и Алексей Кудрин, ранее занимавший пост главы и вице-премьера. Кудрину, возглавившему Центр стратегических разработок, было поручено подготовить стратегию развития страны до 2024 года. Документ был ранее представлен президенту, а в апреле этого года размещен на сайте ЦСР.

Вероятно также, что Кудрину могут поручить создать и возглавить Центр эффективности государственного управления, который может подчиняться лично президенту. О том, как модернизировать госаппарат, экс-министр недавно говорил с Дмитрием Медведевым.

В пятницу, 4 мая, ЦСР представил доклад «Государство как платформа», в котором содержатся предложения по переходу правительства «на цифру». Заниматься этим будет все тот же Центр, которым будет руководить вице-премьер или министр.

Для возвращения Кудрина в правительство есть существенное препятствие. У него сложные отношения с Дмитрием Медведевым. Медведев в 2011 году, будучи президентом РФ, уволил Кудрина из правительства после ряда неосторожных высказываний последнего.

Альтернативой должности в кабмине является пост в администрации президента. Британская со ссылкой на свои источники сообщила, что «под Кудрина» создадут должность представителя главы государства по международному экономическому сотрудничеств — для восстановления отношений с Западом.

Сам Кудрин так и не определился, готов он возвращаться в правительство или нет. «Я никуда не возвращаюсь и давно уже эту тему не комментирую. На мой взгляд, все эти газетные утки опережают те возможные события, которые могли бы произойти», — говорил он. Представители Кудрина слухи о его «камбеке» не комментируют.

Толстой как зеркало русской культуры

Самые горячие споры в медиапространстве возникают вокруг фигуры Владимира Мединского: переназначат его министром культуры или нет? Претензий много: от якобы скомпилированной докторской диссертации до коррупционных скандалов и создания неконкурентных условий для кинопрокатчиков.

А если уходит, кто вместо? Не исключено, что это советник президента по вопросам культуры . Или креатура кинорежиссера — депутат . На должность главы «сватают» и кандидатуру из противоположного идеологического лагеря - пресс-секретаря премьера .

Слухмейкеры «увольняют» министра образования и науки . Она может вернуться в администрацию президента, став советником по межконфессиональным отношениям. Тема ее докторской диссертации — «

Внедрение механизмов открытого госуправления в работе российских органов власти будет продолжено. Теперь основная нагрузка, связанная с выполнением этой задачи, ляжет на плечи самих министерств и ведомств и их руководителей, а также руководителей региональных госорганов. Фундамент для создания системы открытого государственного управления на всех уровнях власти заложен в течение 6 лет реализации проекта «Открытое правительство». Под руководством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова создана необходимая нормативная и методическая база для внедрения принципов открытости и прозрачности в работе министерств и ведомств, запущены действенные механизмы общественного контроля и взаимодействия с экспертным сообществом, заложены основы новой культуры общения с властью. На повестке дня стоит ряд важных задач - сделать взаимодействие граждан и чиновников более технологичным и быстрым, а информацию о работе ведомств - актуальной и понятной, обеспечить новое качество обратной связи за счёт цифровых технологий и продолжить вовлечение бизнеса и граждан в процесс принятия государственных решений.

Проект «Открытое правительство» стартовал 6 лет назад в 2012 году, в период, когда запрос на новый формат взаимодействия власти и общества был как никогда высок. При создании системы «Открытое правительство» была поставлена задача построить принципиально новые для России механизмы государственного управления. Они должны были прийти на смену традиционной, но уже исчерпавшей себя бюрократической модели госуправления. В открытом государстве экспертное сообщество, гражданское общество, бизнес и госорганы должны действовать сообща, вместе вырабатывать взвешенные, компромиссные и взаимовыгодные решения. Эта новая культура взаимодействия, в свою очередь, призвана повысить эффективность всей государственной машины.

При запуске проекта «Открытое правительство» был поставлен ряд конкретных задач: обеспечить обратную связь между чиновниками и гражданами, привлечь профессиональное, экспертное и бизнес-сообщество к подготовке государственных решений, сделать работу министерств и ведомств прозрачной и понятной, создать эффективные институты общественного контроля. На их решение направлены 10 механизмов открытости, зафиксированные в Стандарте открытости министерств и ведомств, который был утверждён правительством в начале 2014 года. Большую часть этих задач удалось выполнить - открытость стала важным элементом повседневной работы чиновников. Тем не менее это только первые шаги по изменению культуры госслужбы, общения власти и гражданина, эта работа будет продолжена.

Главной площадкой для взаимодействия с экспертным сообществом и осуществления экспертной оценки готовящихся проектов документов и нормативных актов стал при правительстве РФ. Участие этой структуры в разработке ключевых решений стало неотъемлемой частью работы кабинета министров. В работе совета активно участвуют 365 членов совета и более 2000 привлечённых экспертов. За 2012–2017 годы Экспертный совет подготовил более 1200 заключений по ключевым вопросам социально-экономического развития страны.

Ещё одним важным результатом работы Открытого правительства стал запуск портала , который дал обществу, бизнесу и СМИ возможность участвовать в нормотворческой деятельности. На портале размещено для обсуждения порядка 50 тыс. проектов актов, направлять комментарии можно в режиме онлайн, причём они в обязательном порядке должны быть рассмотрены органом власти. Кроме того, экспертное и бизнес-сообщество получили возможность заранее оценивать эффекты от принятия тех или иных актов на бизнес-среду. Для этого запущен институт оценки регулирующего воздействия. Несмотря на целый ряд замечаний к работе этих инструментов, само их наличие является беспрецедентным в мировой практике.

Правительство в целом стало более открытым: повысилось качество взаимодействия со СМИ, решения, протоколы и стенограммы ключевых заседаний размещаются на официальных сайтах. Министерства и ведомства публикуют декларации целей и задач и отчитываются об их исполнении, раскрывают информацию на своих сайтах в соответствии с установленными законодательством требованиями.

Сделать понятнее бюджетную политику государства призван проект « », который Открытое правительство запустило совместно с Минфином в 2013 году. Документ, в котором бюджет изложен в понятной и доступной каждому форме, теперь направляется в Госдуму вместе с основным законопроектом о бюджете. Также свои региональные бюджеты в понятной форме публикуют все 85 субъектов РФ, а граждане получили возможность участвовать в бюджетном процессе.

Одним из ключевых механизмов, который обеспечивает повышение открытости и подотчётность органов власти, стала «перезагрузка» института при федеральных органах исполнительной власти. Гражданское общество получило понятный и эффективный инструментарий общественного контроля. По новым правилам формирование советов происходит исключительно на конкурсной основе, из кандидатов от некоммерческих организаций, представленных Экспертным советом при правительстве и Общественной палатой, а их полномочия существенно расширены. В соответствии с новыми правилами сформировано 36 общественных советов. Они перестали быть «карманными» или аффилированными с руководителями министерств. Они дают альтернативную точку зрения на решение отраслевых проблем и продвигают свою общественно значимую повестку.

Сделан существенный прорыв в работе госорганов с . Огромный массив государственных данных публикуется в машиночитаемом виде - так, чтобы разработчики могли создавать на их основе полезные для граждан приложения и сервисы. Открытые данные - это главное топливо современного цифрового госуправления, без которого невозможно формирование цифровой экономики. На сегодняшний день на Едином портале открытых данных размещено более 20 тыс. наборов данных, запущено порядка 200 успешных сервисов, созданных на их основе. Благодаря размещению информации в форме открытых данных активно развивается такое направление, как независимая оценка качества социально значимых услуг.

За 6 лет проделана действительно серьёзная работа, заложен фундамент, который сделал открытость неотъемлемым элементом повседневной работы руководителей министерств и ведомств и кабинета министров в целом. Подготовленные на площадке Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства методические рекомендации позволили организовать систему открытого госуправления не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях. Первые выгодоприобретатели использования эффективного общественного контроля и общественных советов, качественного раскрытия информации о проводимой ведомством политике, налаженной обратной связи с основными референтными группами - это сами руководители министерств и ведомств, которые стали получать от этого не просто обратную связь, но и дивиденды в виде повышения качества своей работы и доверия общества», - говорит министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

В формате Открытого правительства - с вовлечением всех заинтересованных сторон - реализуется приоритетная программа по реформированию контрольной и надзорной деятельности, куратором которой является Михаил Абызов. Бизнес принимает активное участие в выработке всех решений, предусмотренных программой, а сам проект призван повысить прозрачность и понятность системы государственного контроля и надзора для предпринимателей. Понимая, какие требования и как к нему предъявляются, предприниматель будет более качественно их выполнять, тем самым обеспечивая большую безопасность граждан и государства в целом. Мероприятия, предусмотренные реформой, помимо прочего, позволят сократить необоснованную административную нагрузку на бизнес и повысить эффективность госконтроля как одной из составляющих системы государственного управления.

Высокую оценку функционированию системы Открытого правительства дал президент РФ Владимир Путин, подводя итоги работы правительства за 6 лет в ходе встречи с членами кабмина накануне своей инаугурации.

Отличительной чертой нынешнего правительства стали открытость и настрой на диалог, конструктивное взаимодействие с парламентом и регионами, опора на гражданское общество, выстраивание механизмов обратной связи и стремление поддержать, расширить вовлечённость людей в дела страны. Важно сохранить и развивать такие современные подходы и в целом обеспечить преемственность работы, преемственность и последовательность развития страны, в том числе чёткий рабочий ритм в предстоящий период формирования нового правительства», - сказал глава государства.

Председателем правительства Дмитрием Медведевым определён формат дальнейшей реализации инструментов открытости, основой которого должна стать работа в министерствах и ведомствах, а также на региональном уровне.

Каждый человек хочет, чтобы государство его уважало. Хочет быть услышанным каждый день - в своём регионе, в каждом муниципалитете. Иначе государство просто не может быть ни надёжным партнёром, ни помощником», - подчеркнул премьер-министр.

Основные направления деятельности правительства, по словам Дмитрия Медведева, будут готовиться в максимально открытом режиме, работа будет обсуждаться с экспертами, гражданским обществом, предпринимательским сообществом.

Основная работа, связанная с внедрением инструментов открытости, будет теперь осуществляться непосредственно федеральными органами исполнительной власти и их руководителями.

Исходя из этого должность профильного министра, ответственного за формирование системы Открытого правительства, в новой структуре кабинета министров не предполагается, система уже создана и эффективно функционирует. Работу по внедрению принципов открытого госуправления должен будет выполнять каждый министр в рамках своей профессиональной деятельности, обеспечивая информационную открытость, возможности для общественного контроля и экспертного обсуждения принимаемых министерством решений», - говорит пресс-секретарь председателя правительства Наталья Тимакова.

Среди основных направлений в рамках проекта «Открытое правительство» на ближайшие 6 лет - развитие механизмов цифрового госуправления и создание единой цифровой среды государственных интернет-ресурсов по модели «одного окна», выработка единой коммуникационной политики органов власти, разработка отраслевых планов повышения открытости, публикация проектов нормативно-правовых актов регионального и муниципального уровней.

Структура и формат системы Открытого правительства пока обсуждаются, но Экспертный совет при правительстве и департамент по формированию системы Открытого правительства будут сохранены с переориентацией на реформу контрольно-надзорной деятельности.

Чуда не случилось – новый кабинет министров возглавил Дмитрий Медведев, а так как экономический блок доверили либералу Антону Силуанову, курс, по всей видимости, пока останется прежним. Заодно власти перетасовали колоду приснопамятных функционеров, перебросив их на новые должности в составе правительства – Виталия Мутко, Ольгу Голодец и др.

Эксперты расходятся в оценках состава кабинета, при этом отмечая – пока цены на нефть на подъёме, резкая смена курса, может, и нецелесообразна. Зато, если изменится конъюнктура и станет хуже, непопулярное правительство можно будет легко и просто «снести».

Накануне переназначения Дмитрия Медведева произошло событие, на котором Кремль как бы исподволь акцентировал особое внимание: президент Владимир Путин обсудил перспективы развития страны с руководителем Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светланой Чупшевой. Именно АСИ осуществляет стратегическое планирование деятельности правительства в экономической и социальной сфере, при этом курирует данную структуру непосредственно президент России. По сути, тот курс, которым пойдёт правительство, доверено прочертить Чупшевой – под чутким присмотром Путина, – а вовсе не Медведеву. В свою очередь, технический присмотр за тем, как правительство станет воплощать идеи АСИ, похоже, доверят Константину Чуйченко – начальнику контрольного управления администрации президента, которому прочат пост главы аппарата правительства. Вот они, два новых «центра силы» исполнительной власти, идеологический и силовой. Две «пристяжные», которые и повлекут новый старый кабинет за собой.

Почему же всё-таки президент решил оставить во главе правительства Дмитрия Медведева? Всё проще пареной репы: новому кабинету предстоит запустить ряд непопулярных реформ – в частности, повысить пенсионный возраст и отказаться от ряда социальных гарантий

Алексея Кудрина «определили в счетоводы»

А ведь ещё несколько дней назад казалось, что всё будет иначе: стратегическое планирование работы правительства доверят Центру стратегических разработок, шефа которого, Алексея Кудрина, влиятельные Bloomberg и Financial Times даже прочили в новые премьеры. Вот и сам Кудрин, похоже, этого назначения ждал. Да только, выходит, напрасно – в качестве утешительного приза ему предложили возглавить Счётную палату. И Кудрин сказал, что подумает. Что, в общем-то, дальновидно: опыт Татьяны Голиковой, приглашённой в вице-премьеры нового кабинета, показывает, что СП может стать неплохим карьерным трамплином. Только не факт, что Кудрин примет предложение «Единой России» возглавить СП. Дело в том, что СП – орган парламентского контроля, в том числе и за деятельностью правительства. Осуществлять которую, по сути, поручено Антону Силуанову. Верному кудринцу. Чупшева строит планы, Чуйченко следит за их исполнением, а Силуанов, собственно, воплощает и исполняет. С него, по большому счёту, и спросят. А контролировать Силуанова поручили Кудрину! Воистину, тот, кто всё это придумал, не лишён чувства юмора. О новом назначении Кудрина хорошо пошутил политолог Михаил Виноградов: «Планировалось возвращение премьером-реформатором, а оказалось – определили в счетоводы». «Кудрин, возможно, зашёл слишком далеко, разместив в Financial Times статью о своём будущем назначении, – предположил американский экономист Пол Крейг Робертс, бывший сотрудник администрации Рональда Рейгана. – Долгое время ему удавалось пользоваться лояльностью президента России, но теперь это в прошлом».

Но почему же всё-таки президент решил оставить во главе правительства Дмитрия Медведева? Всё проще пареной репы: новому кабинету предстоит запустить ряд непопулярных реформ – в частности, повысить пенсионный возраст и отказаться от ряда социальных гарантий. «Популярность» Медведева в народе такова, что это слово можно ставить только в кавычки, – разъясняет профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов. – Даже наши сервильные социологические службы не могут накрутить ему более или менее приличного рейтинга. А по антирейтингу Медведев впереди всех своих ближайших конкурентов». И остался он во главе кабинета лишь по одной причине, полагает эксперт: «Медведев – не более чем инструмент. Чтобы резать, чтобы пускать кровь». Проверенный инструмент для грязной работы. Что премьер, в общем-то, немедленно и подтвердил первым же делом после своего переназначения: «Нужно принимать решение, прежние рамки пенсионного возраста принимались очень давно».

Есть, правда, и другое объяснение того, что Медведева оставили. «Мы не знаем, какое давление оказывал Запад с точки зрения необходимости сохранить действующего премьера, – размышляет экономист Михаил Хазин. – Но я убеждён, что такое давление было оказано. Медведева не любят в Пекине, и, значит, с точки зрения Запада его было очень желательно сохранить».

Андрей Илларионов, экономист, бывший советник президента России:

– Правительство будет работать столько, сколько решит президент России. Имеет место, условно говоря, подмена задач правительства, кабинету ставят заведомо легкодостижимые цели, и так было всегда. В 2007 году ставили задачу войти в пять ведущих экономик мира к 2017 году – задачу выполнили уже через год. То ли имели место грубые просчёты в прогнозах, то ли задача изначально была слишком простой. Затем аналогичную цель, войти в пятёрку экономик мира, ставили в 2008 и 2011–2013 годах. Теперь в качестве особого достижения на будущее формулируется цель, неоднократно достигнутая в прошлом. По сути, к правительству нет больших претензий – зачем же его менять? Другое дело, если бы Кремль ставил перед кабинетом реальные задачи – тогда и спрос был бы другой.

Смотрите, кто ушёл

Несколько слов о тех, кого из правительства «попросили». В первую очередь привлекает внимание отставка руководителя аппарата правительства Сергея Приходько, фигурировавшего в скандальной истории с дамой полусвета Настей Рыбкой. Приходько считался одной из наиболее влиятельных фигур в прежнем правительстве, и потому даже громкий скандал не стал поводом для его мгновенной отставки. А не удержал свой портфель он по другой причине – слишком отвлекался на внешнеполитические вопросы, в которых считался неплохим специалистом. Тогда как время потребовало на этом посту более цельную фигуру, полностью сконцентрированную на контроле за исполнением правительством того, что ему поручено сделать. К слову, именно Приходько контролировал исполнение майских указов президента, но делал он это, скажем так, не слишком самозабвенно.

О том, что в новом правительстве вряд ли найдётся место для вице-премьера Игоря Шувалова, наше издание уже сообщало, и мы не ошиблись. Другому вице-премьеру, Аркадию Дворковичу, тоже подыскивают новое место работы – судя по всему, это будет фонд «Сколково» (Дворкович – член попечительского совета этого фонда). Вот только не вполне понятно, награда это или расплата. Пока же фонд возглавляет миллиардер Виктор Вексельберг, к которому у власти с каждым днём появляется всё больше вопросов.

Смотрите, кто пришёл

Вице-премьер Дмитрий Козак работал и в прежнем правительстве, вот только его роль была существенно менее важной: курировал он большей частью вопросы, связанные с Крымом, а до этого – с олимпийским строительством, отвлекаясь время от времени на разнообразные авралы, с коими прекрасно справлялся. Теперь Козаку доверили курировать промышленность и энергетику – раньше этим занимались Дворкович с Шуваловым. Их кураторство дало возможность окрепнуть главе Минпромторга Денису Мантурову – даже многочисленные скандалы, в которые он влипал за шесть лет своей министерской деятельности, не сказывались на его карьере. Теперь будет по-другому: Козак отличается крутым нравом и наверняка спросит с Мантурова по полной программе и за низкий экономический рост, и, возможно, за скандальные истории, связанные с «Ростехом» и «Вертолётами России». В двух этих структурах новому назначению Козака, мягко говоря, не рады.

Вот и для министра сельского хозяйства Александра Ткачёва назначение вице-премьером Алексея Гордеева – то же самое, что возвышение Козака для Мантурова. Начало конца. Гордеев не просто бывший министр сельского хозяйства – он на нём не одну собаку съел. Именно при Гордееве была создана вся действующая система господдержки АПК. При Гордееве Россия вновь начала экспортировать, а не импортировать зерно – впервые со сталинских времён. При Гордееве ввели первые квоты на импорт мяса – это было 15 лет назад, и тогда же в России впервые услышали о защите отечественного сельхозпроизводителя и об импортозамещении. С подачи Гордеева были приняты Земельный кодекс и федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» – ключевые документы, предвосхитившие дальнейшее успешное развитие отрасли. За 10 лет, пока сельским хозяйством управлял Гордеев, государственное финансирование отрасли выросло в пятикратном размере – оцените лоббистские способности этого управленца! И теперь Александру Ткачёву придётся непросто – спрос с него будет самый высокий. Впрочем, Ткачёв всегда может ретироваться на родную Кубань – что он скорее всего и предпримет.

Если Дмитрия Козака в рамках вице-премьерской должности как бы повысили, то его коллегу Ольгу Голодец – напротив. По сути, у Голодец отобрали всю социальную сферу, кроме культуры, зато навьючили на неё крайне запущенный спорт и физкультуру. Финансирование последних решено к тому же сократить чуть ли не втрое – едва ли при таких исходных можно ожидать существенных прорывов. Заодно на Голодец свалили и ответственность за проведение чемпионата мира по футболу – 2018, а тот, кто должен был эту ответственность понести – вице-премьер по вопросам спорта Виталий Мутко, – удачно сменил направление деятельности, возглавив строительство и региональную политику. Это назначение вызвало более чем неоднозначную реакцию. «О том, что натворит Мутко в региональной политике, страшно даже подумать, – полагает экономист Михаил Делягин, – а о поставленной президентом задаче увеличить ввод жилья до 120 млн квадратных метров в год можно, по всей вероятности, просто забыть».

Для министра сельского хозяйства Александра Ткачёва назначение вице-премьером Алексея Гордеева – то же самое, что возвышение Козака для Мантурова. Начало конца

Андрей Бунич, экономист, глава Союза предпринимателей и арендаторов России:

– Двойственность ситуации в следующем: правительство намерено продолжать прежнюю экономическую политику и в макроэкономике, и в налогово-бюджетной сфере, но именно продолжение текущего курса и есть главный риск. Невозможен рост экономики в рамках этой политики. А Медведев уже объявил, что для исполнения новых майских указов потребуется изыскать дополнительно 8 трлн рублей. В такой ситуации куда более вероятен не рост, а просадка экономики, если, конечно, пойдут вниз цены на нефть. Кремлю придётся жертвовать внешней политикой, а это может вызвать эффект домино, расшатать ситуацию внутри страны. В свою очередь, Запад уступки примет, но взамен ничего не даст, мы это уже проходили в начале 90-х. А пока вся экономическая стратегия сводится к тому, чтобы социальные обязательства подрезать, налоги поднять и где-нибудь перехватить денег.

Отставка нового правительства не за горами?

Сколько же протянет новое старое правительство Дмитрия Медведева? Мнения экспертов на сей счёт существенно расходятся. «Сейчас, когда цены на нефть подросли, тупиковый курс правительства не так очевиден, – разъясняет экономист Андрей Бунич. – Но как только чёрное золото подешевеет, тайное станет явным, и Медведева, возможно, всё-таки отправят в отставку». При этом работать правительство Медведева может и год, и два. И даже более, полагает оппозиционный политик Юрий Болдырев: «Все, кто всерьёз рассчитывал на какое-либо обновление, могут свои надежды отложить ещё лет на шесть как минимум. Никакого «левого поворота», никакого поворота политики в сторону большей социальной и национальной ответственности не предвидится». Впрочем, заменить правительство президент сможет тогда, когда посчитает нужным, полагает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин: «Всё будет зависеть от внешней конъюнктуры – цен на нефть и политики Запада в отношении нашей страны. Если президент решит, что нужно скорректировать экономический курс, правительство отправят в отставку. Но если всё будет идти как в предыдущие годы, то это правительство сменится не скоро. Полагаю, это правительство не на шесть лет, а на три-четыре года». Впрочем, этого времени хватит, чтобы провести все непопулярные решения.

Большинство экспертов оценивают пролонгацию премь­ерского срока Медведева либо иронически, либо негативно: прорыва почти никто не ожидает. На этом фоне парадоксальной представляется оценка, данная экономистом Михаилом Хазиным: «Я не считаю, что изменения в правительстве – это плохой сигнал. Как человек, немножко разбирающийся в аппаратных играх и государственном управлении, не могу не признать, что либеральной команде нанесён очень серьёзный удар. Объясню: экономический спад будет продолжаться, президентские указы выполняться не будут, и президенту едва ли это понравится. И уже нынешней осенью всё это неминуемо приведёт к отставке правительства».

Мы не знаем, кто конкретно выступил в роли «горячих голов», инициировавших резкое повышение пенсионного возраста. Но решение это, если будет реализовано, приведёт, вероятно, к роковым последствиям. И знаете почему? Потому что обиженным оказался целый НАРОД России.

Что скрывать – в последние пять лет уровень жизни и доходов рядовых россиян резко упал. Но все мы понимали, почему это происходит. Россия начала вставать на ноги – нас начали душить со всех сторон. Не будь Украины, Крыма и Сирии – было бы что-то другое. Мы помним и развал СССР, и, практически, гражданскую войну 1994-2000 годов. Мы пережили это всё и возврата к прежнему не хотели.

Мы сплотились вокруг своего лидера, потому что иного выхода не было.

Мы жили на особом эмоциональном подъёме и понимали, что русских (под этим я имею в виду всех россиян) победить нельзя.

Жизнь в условиях санкций – ну какая другая страна, какой народ выдержал бы это? Северную Корею приводить в пример не стоит – она не того масштаба страна, чтобы можно было по-иному справиться с санкциями. Мы же – народ огромной страны, с которой и с которым нельзя не считаться. Кто-то думал взять нас силой – ну уж дудки!

И мы, затянув пояса, терпели, работали, надеялись. И не зря надеялись. Вот уже ослабляются санкции, вот уже уходит изоляция.

А какие эмоциональные потрясения! Возвращение Крыма (помните в районе пл. Гагарина на всю стену огромного здания плакат: «Крым, добро пожаловать домой!»?), олимпиада, мундиаль, явные победы в Сирии…

А какой патриотический и эмоциональный подъём случился во время выборов президента! Такой результат не подтасуешь, люди России показали, что это их выбор.

Россияне не пошли за Навальным и прочими не потому, что им кто-то запретил или уберёг от этого, нет! Люди думали сами и сами принимали решение. Это не президент, не правительство спасли Россию от «цветной революции» - это все мы уберегли страну от развала, на который за океаном ставили слишком много и считали его делом уже решённым.

Такому народу, как российский, нужно кланяться в ноги и благодарить судьбу за то, что здесь привелось жить, работать, руководить. А тут – бац! – под дых и ещё прямо в морду. И кому – целому НАРОДУ!

Ребят, вы там думаете, что творите? Есть предположение, что в правительственных кабинетах сидят люди, которые не понимают и не чувствуют, чем живут люди в стране. Но это не какая-то другая страна – это РОССИЯ. И с ней ТАК нельзя!

Народ – он не глупый, он ведь всё понимает.

То, что о повышении пенсионного возраста объявлено в день открытия ЧМ-2018, многие люди расценили как подлость. На что надеялись организаторы? На то, что люди будут увлечены мундиалем и им станет, извините, пофиг на свою судьбу? Но не тут-то было! Номер, как говорится, не прошёл.

Если бы не такое решение правительства, вся страна радовалась бы ЧМ, ведь все его так ждали! Теперь же получилось, что радуются только болельщики да молодёжь, которой ещё далеко до пенсии и которая не может осознать всего происходящего в силу возраста.

Что говорить – народ явно обидели, растоптали самые лучшие его качества, показали, что простой человек – никто в этом государстве.

К чему эти лицемерные утверждения, что теперь будем повышать ежегодно пенсии не на 400-500 рублей, а на тысячу? Так цена вопроса – 500 рублей? Да их же съест инфляция! И это ли та цена, которую народ должен заплатить своими деньгами и своими жизнями? Жертвовать собой ради 500 рублей в месяц?!

Всем ясно, что многие не доживут до новых сроков выхода на пенсию. Давайте скажем прямо: очень похоже, что реформа рассчитана на то, чтобы меньше россиян доживало до пенсии и чтобы люди меньше жили после выхода на эту пенсию.

Нам вещают: во всех странах Европы и чуть ли не всего мира пенсионный возраст гораздо выше! Но и это лицемерие: если сравнивать пенсионный возраст, сравните доходы, уровень жизни, размеры тех же пенсий. И этот номер не проходит, и этим обмануть нельзя.

Нам говорят, что повысилась продолжительность жизни. Это правда, повысилась. Но не повысилось качество жизни.

К сожалению, очень мало мужчин, доживших до 65 лет, и женщин, доживших до 63 лет, являются здоровыми и трудоспособными. Как правило, это уже не живущие, а доживающие люди – с кучей хворей, болезней и прочего. Стоит понимать, что эти люди уже просто не могут работать так же качественно и производительно, как молодёжь или средний возраст.

Предположим, закон принят. ГДЕ эти люди будут работать в последние годы перед пенсией? Если кому-то повезло работать в госструктурах, то ещё ничего. А частник заботится о своём бизнесе, и он не станет держать старика, платить больничные, подвергать риску весь производственный процесс.

Что мы получим? Мы получим миллионы стариков, влачащих жалкое существование несколько долгих лет в надежде дожить до пенсии и пробавляясь либо случайными заработками, либо работая за копейки.

Не создав экономических условий для такой реформы, не продумав организацию рабочих мест для людей предпенсионного возраста, проводить такую реформу нельзя.

Кроме того, все же видят, что немало в стране людей, которые живут себе вполне неплохо, при этом нарушая закон, недоплачивая в казну или начисляя себе баснословные зарплаты и бонусы. Все видят, что разница между зарплатами руководителей отдельных предприятий и рядовых работников различается даже не в десятки, а в сотни и тысячи раз. Все видят, что коррупция не побеждена, а многие коррупционеры, в том числе в правоохранительных и правонадзорных органах, открыто смеются над людьми, выказывают презрение.

Но есть надежда, что в Кремле сидят неглупые люди. Сегодня стало известно, что кремлёвские аналитики изучают ситуацию в стране. А она тревожная: более 80% населения против решений правительства, причём не только по пенсионному возрасту, но и по увеличению НДС.

Ряд центральных СМИ сообщает, что власти опасаются не только возмущений, но и открытых выступлений в ряде регионов. А это уже наверняка значит, что правительственный проект не пройдёт.

Как вариант – будет смягчение: увеличение длительности переходного периода, или начало действия закона с определённых лет рождения, или не столь резкое повышение пенсионного возраста.

Но правильным было бы решение такое: отложить этот вопрос до создания экономических предпосылок. И работать усиленно в этом направлении. Резервов тут у России немало. Просто всё это труднее реализовать, чем повысить пенсионный возраст.

И если правительство хочет сохранить страну, которую все мы так долго собирали и снова сделали сверхдержавой, с которой опять считается весь мир, другого выхода, наверное, и нет. Чем быстрее начать серьёзные экономические реформы, направленные на повышение качества жизни рядовых граждан, тем быстрее можно будет перейти и к тем мерам, которые сегодня предлагает правительство.

И ещё одно. Законопроект правительства РФ уже пошёл в Госдуму. Все понимают, что если он будет принят (а большинство в Думе составляют знамо кто), то оппозиционным партиям перед выборами в региональные парламенты 9 сентября не нужно вести никакой агитации – всё и так будет сделано за них. И 10 сентября мы можем проснуться уже совсем в другой России…