Омела на рождество что означает. Омела и рождество: забытые традиции. Рождественская омела и знаменитости

Многим из нас известна традиция вешать омелу под потолком или же на дверные рамы в Рождество. Это своеобразная отметка "мест для почелуев". Но откуда берет свое начало эта традиция?

Существует всего несколько растений, более глубоко связанных с древним фольклором и мифологией, чем омела. И немногие растения несут элементы этой мифологии и по сей день. Но на Рождество миллионы людей целуются под омелой, будь она настоящей или искусственной.

Почему омела имеет такое важное значение

Истоки фольклора, связанного с омелой, найти нетрудно. Зимними днями можно было увидеть пышные кусты омелы, украшенные белыми ягодами, которые растут прямо на ветках деревьев и как будто бы не имеют собственных корней. У людей складывалось впечатление, что они походят из другого мира.

Омела стала мощным символом непрерывности жизни. Она оживляла зимний пейзаж, который без нее бы выглядел мертвым. Постепенно омеле начали приписывать экстраординарные свойства, такие как возвращение погибшего к жизни и исцеление от неизлечимых болезней. Верили, что омела могла указывать место, где был зарыт клад, и даже отпугивать ведьм.

Символ плодородия

Бело-молочные ягоды стали неразрывно связывать с плодородием. Во многих местах начали проводить сложные ритуалы, которые должны были обеспечить плодородие сельскохозяйственных культур и скота в течение года. Во время таких ритуалов пучки или ветки омелы переплетали с боярышником и сжигали. Дым от этих кустов и служил предзнаменованием на следующий год. К примеру, горящий куст необходимо было перенести через двенадцать борозд, оставшихся от первого посева этого года. Если же огонь гаснул, прежде чем ритуал был завершен, это считалось очень плохим предзнаменованием. Такие обряды сопровождались пиром с алкоголем и, конечно же, поцелуями. Скорее всего, именно поэтому омела и поцелуй на Рождество оказались тесно связанными между собой.

Как она распространяется

Белые плоды омелы оказываются непривлекательными для многих птиц, которые предпочитают красные, оранжевые, синие или черные ягоды. Чуть ли не единственными птицами, которые их употребляют, оказались дрозды. Пары дроздов очень часто защищают свою территорию, на которой остался запас ягод. Однако они не очень эффективно распределяют семена омелы. Дрозды едят плоды целиком, вместе и семенами, которые впоследствии могут оказаться далеко от мест, подходящих для их прорастания.

Гораздо более эффективными оказываются черноголовки. Они едят кожицу и мякоть, но оставляют семена, вытирая свой клюв о кору деревьев. Это идеально подходит для омелы, создавая хорошее условия для ее прорастания. В последние годы увеличилось количество черноголовок, которые мигрируют на зиму в места произрастания омелы. Это может быть очень полезным для растения.

Существуют доказательства, что омела растет только в определенных местностях, и это может быть связано с тем, что там обитают черноголовки. Хотя это может быть и комбинация факторов, к примеру, в некоторых регионах лучше защищают сады от омелы, чем в других.

Продукт питания

Всего несколько других видов животных используют омелу в качестве пищи. И это неудивительно, учитывая токсичные алкалоиды, которые содержаться в этом растении.

Омелой питаются восемь видов беспозвоночных, шесть из которых употребляют только ее ягоды. Это несколько жуков и долгоносиков, однако самой известной является мраморная моль. Это маленький мотылек с пятнистыми крыльями, места обитания которого ограничены юго-западной частью Англии и Уэльсом, где омела больше всего распространена. Хотя окраска этого мотылька является очень красивой, но она служит эффективным камуфляжем.

С очень древних, незапамятных времен, омела считается одним из самых волшебных, таинственных и священных растений, упоминающихся в европейском фольклоре. Древние манускрипты утверждают, что она способна даровать жизнь и плодородие, защищать от яда, и быть сильным афродизиаком. Но откуда произошла традиция вносить ветку омелы в дом именно на Рождество?

Древняя легенда, связанная с омелой

Предположительно, традиция целоваться под омелой уходит своими корнями в историю древних викингов. Около 800 г. н. э. появилось первое зафиксированное мифическое свидетельство этого. Хотя, тот, первый поцелуй под омелой был символом не любви мужчины к женщине, а проявлением материнской любви к сыну. В то время пантеон божеств варваров был очень многочислен. И однажды так случилось, что один из богов - Бальдр, бог летнего солнца - был убит ядом из омелы. Согласно древним верованиям, это означало, что скоро все живое на земле должно было погибнуть. Его матери, богине любви - Фригг - невероятными усилиями удалось его вернуть к жизни через три дня. От радости, что сын снова открыл глаза и улыбнулся ей, она поцеловала каждого, кто прошел под омелой, а ее слезы - стали жемчужно-белыми ягодами на диком растении.

А вот культом для влюбленных омелу сделали древние греки. Они придумали красивый обряд, который каждый год становился заключительным событием фестиваля Сатурналий. Тогда парни брали веточку омелы, подходили к понравившейся им девушке, и целовали ее. Дни фестиваля были благодатным временем, в которое разрешалось влюбленным открыто демонстрировать свои чувства. Скоро поцелуй под омелой стал примитивным обрядом бракосочетания.

… обожествление растений, животных, камней - вполне логичное деяние для язычества. Но причем тут поцелуй? Вот это не понятно…

Современный обряд «поцелуя под омелой»

Видимо потому, что омела может примирять враждующих людей, сближать стеснительных, делать более раскованными скромных, рождественский обряд «поцелуя под омелой» живет и процветает до сих пор. Хотя, современная традиция целования немного отличается от древней. Теперь в определенное время рождественского праздника девушка становится под гроздью омелы и ждет.

Если среди присутствующих есть влюбленный в нее парень, он должен поспешить ее поцеловать. Его поцелуй - это безмолвное предложение руки и сердца. Девушка же, в свою очередь, не может отказать парню в поцелуе (так гласит священный закон древних викингов). Если же она готова разделить с ним дальнейшую жизнь, то должна в знак согласия, сорвать с омелы ягоду. Такой союз, заключенный под омелой, считают благословенным временем, людьми и богом. В некоторых частях Англии, существует еще один обряд. На 12 день после Рождества, омелу, под которой целовались парни и девушки, сжигают. Это означает, что они уже не могут изменить свое решение, и обязательно должны вступить в брак.

А если среди присутствующих нет влюбленного в девушку парня? Что тогда?

Если девушка осталась «нецелованной» под омелой, это значит, что она в грядущем году не выйдет замуж. Хотя, в принципе, на древних друидов, кельтов и греков в наше время можно смотреть, мягко говоря, философски.

Рождественская омела и знаменитости

Именно так и делают наши и зарубежные звезды. За рубежом даже устраивают благотворительные торги. Их суть: купить за большие деньги право поцеловать под зонтиком омелы известного человека (актера, музыканта, политика и пр.). И, поверьте, много желающих находиться платить миллионы за совершение обряда с кумиром!

Например, в этом году на рождественских торгах в Ковент-Гарден (Лондон) звезда танцевальных телешоу мира Луи Спенс купил право поцеловать под омелой известную британскую телеведущую Кристину Блейкли за 25 000 евро.

Параллельно, в Мэдисон Сквер Гарден, в Нью-Йорке, актеры Гарри Стайлес и Лайм Пейн выкупили за «сумму, эквивалентную стоимости хорошего автомобиля в США» право поцеловать под омелой популярную певицу Тейлор Свифт. Теперь, правда, не ясно, как они поделят ягодку омелы и такую желанную для многих невесту?

А популярный ведущий американского развлекательного шоу Мишель Розман, вообще в рождественские дни решил не расставаться с омелой! При этом (совершенно бесплатно!) перецеловал всех звезд, которые приходили к нему на эфир! Эх, плут и затейник!

Русские традиции и рождественская омела

Наши, русские парни и девушки, в последние годы тоже активно начали перенимать древние европейские традиции. Правда, часто нашим парням, для того, чтобы поцеловать девушку, лень лезть на высоченный дуб и срезать омелу… Сложно это, и ноги мерзнут в январе-то … Да и русская традиционная калина отлично выполняет роль грозди ядовитой омелы, даже лучше, ведь ее можно есть!

Еще наши деды и прадеды целовались под калиной, давали клятвы верности, обеты дождаться с войны.

Да и русская девушка не будет скромно, как европейка или американка, стоять под омелой и ждать, когда же ее поцелуют-то! Наши «леди» привыкли брать быка за рога! И если подходящего парня нет в «зоне досягаемости» Дедушка Мороз тоже отлично подойдет! Ну и вправду, не сидеть же в девках всю жизнь!

Эх, хороша традиция! Жаль только, что Рождество только раз в году! А это значит, что если хочешь дать клятву любви и верности на всю жизнь, и получить благословение высших сил на будущий союз, нужно ждать месяцами? «Можно и не ждать, а поступить хитрее!», - рекомендуют бывалые. Например, подарить любимой девушке сережки с ягодками омелы. Пусть примеряет. А вы, в это время, не теряйте времени! Используйте наши советы на практике, и пусть в вашу жизнь ворвется счастье!

Народные названия: ведьмино гнездо, ведьмина метла, птичья омела, птичий клей (Birdlime, из-за клейковины, содержащейся в ягодах и привлекающей птиц), зимние семечки, козьи орешки, птичьи орешки, дубовые ягоды, крестовая трава (по-французки, Herbe de la Croix, название отражает верования, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы), "панацея" (all-heal, английское), jемiоlа (польское), ацыстырва (абхазское), мгамурч (армянское), питри (грузинское).

Ботаническое название: Viscum album L.
Аптечное: трава омелы — Visci heiba (ранее: Herba Visci albi).
Родовое название: от латинского viscum — птичий клей; латинское albus — белый.
В старинных рукописях —
Планета: Земля.
Знак Зодиака: Телец, Весы.
Стихия: Воздух.
Аура: теплая.
Язык цветов: "поцелуй меня", привязанность, преодоление трудностей.
Основные свойства: плодородие, исцеление, удача, защита от зла.

Омела — сакральное растение древних европейцев

Еще одно растение, с которым связаны красивые рождественские поверья и ритуалы — омела. Омела — это сакральное растение и с незапамятных времен она была в Европе объектом суеверного поклонения.

Как следует из известного текста Плиния, ей, в частности, поклонялись друиды. Они считали это растение святым и верили, что оно может исцелять любые болезни и защищать от зла. Особенно сильные качества они приписывали тем редким растениям, которые находили на дубе.

В древнеирландской письменности омела была знаком исцеления и развития духа. Позже растение заняло почетное место в колдовстве и магии: ему приписывали силу оберега, любовного приворота, а также средства для увеличения плодородия и успешной охоты. Женщины, желавшие зачать ребенка, носили веточки омелы на талии или на запястьях.

Среди национальных названий омелы — "дубовые ягоды" в русском языке, трава распятья (Herbe de la Croix, отражающее верования, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы) во французском, а также птичий клей (Birdlime, из-за клейковины, содержащейся в ягодах и привлекающей птиц) и панацея (all-heal) в английском языке.
Целебные свойства омелы

Средневековые лекари считали омелу белую панацеей и универсальным противоядием. Долгое время омела применялась как лекарство от эпилепсии.

В современной медицине молодые побеги и листья омелы белой применяются в составе кровеостанавливающих препаратов, средств для понижения артериального давления и снижения активности центральной нервной системы.

Особенно популярна омела в качестве рождественского растения в Европе. Каждый год европейцы покупают изящную веточку омелы и, принеся ее в дом, подвешивают где-нибудь повыше. Прекрасная традиция, связанная с этим растением — целоваться каждый раз, проходя под ним.

Самый распространенный вид в западной и южной Европе — омела белая (V. album), растение с тонкими веточками, узкими парными листочками и желтовато-белыми ягодами. На севере и востоке Европы встречается омела окрашенная (V. coloratum Nakai), очень похожая на омелу белую, только с желто-оранжевыми ягодами. Каждая ягода омелы содержит только одно семя.

Омелы укореняются и разрастаются в кустики шарообразной формы высоко в ветках старых деревьев. Влагу и питательные вещества омелы берут из дерева, на котором растут, запуская свои корни глубоко под кору "хозяина".

Омелы предпочитают "поселяться" на яблонях, хотя их можно увидеть и на других деревьях с более мягкой корой: боярышнике, дубе, тополе, липе, рябине, каштане, березе и даже на некоторых хвойных. Зимой, когда листья фактически полностью облетают с лиственных деревьев, кустики омелы особенно хорошо заметны на оголенных ветвях.

Поцелуи под омелой

Популярная и ныне традиция целоваться под ветками омелы на Рождество, по мнению некоторых исследователей, берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела была растением богини любви, красоты и плодородия Фрейи.

Встретившись под омелой воины-враги, должны были сложить оружие до конца дня. Другие исследователи считают, что она происходит из свадебных церемоний, которые традиционно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме — на их месте с приходом Христианства стали отмечать Рождество.

В процессе борьбы за искоренение язычества христианская церковь пыталась запретить использование омелы, однако не достигла в этом успеха.

И в наше время европейские рождественские базары предлагают тонкие веточки с невзрачными желтоватыми ягодами, под которыми на Рождество с удовольствием целуются влюбленные пары (американские влюбленные целуются под форадендроном желтоватым (Phoradendron serotinum), местным родственником омелы, с более широкими листьями и такими же, как и у омелы белой, ягодами).

Доктор биологических наук Б. ГОЛОВКИН.

Наука и жизнь // Иллюстрации

В Америке растет похожий на омелу форадендрон желтоватый (Phoradendron blauescens).

Наука и жизнь // Иллюстрации

В Западной Австралии встречается ближайший родственник омелы и форадендрона - нуитсия обильноцветущая (Nuytsia floribunda). К Рождеству она покрывается множеством желто-оранжевых цветков.

А теперь немного о том, каким образом омела стала знаменитой.

Древнеримский ученый Плиний Старший еще в I веке нашей эры описал кельтских жрецов - друидов, живших на территории нынешней Англии. Среди волшебных трав, которыми пользовались друиды, омела занимала одно из ведущих мест в борьбе с нечистой силой. Может быть, в связи с таким свойством это сохраняющее свою зелень зимой изящное растение стали впоследствии использовать и в качестве традиционного рождественского украшения.

Рождественское увлечение омелой имело еще одну сторону - игровую. Поцелуй под висящей на потолке омелой считался приносящим вечную любовь и, как думали в старину некоторые чопорные англичане, должен привести к неизбежному браку. Можно себе представить, сколько семейных союзов зарождалось в Рождество под омелой!

Объяснение этому обычаю можно найти в скандинавских сагах. Бальдур, бог мира, был ранен стрелой, сделанной из омелы, и исцелен от раны по просьбе других богов и богинь. После этого омелу отдали во власть богини любви, которая установила, что каждый проходящий под омелой должен получить поцелуй в доказательство того, что эта ветвь стала эмблемой любви, а не ненависти.

Вместе с первыми переселенцами английский обычай перекочевал за океан - в Америку. Но поскольку в Америке омела не растет, ее место занял в домах похожий на нее форадендрон (Phoradendron).

Почитание отдельных растений мы встречаем в верованиях и обычаях не только древних друидов и современных англичан и американцев. Еще у наших предков - славян существовали предметы - обереги. Само название подсказывает их назначение: оберегать людей от несчастий, в первую очередь от притязаний нечистой силы. В. И. Даль так определяет оберег: "талисман, ладанка, привеска от сглазу, от огня, воды, змеи, падежа, порчи свадеб, болезней и пр.".

Оберегами были не только камни с магическими свойствами, но и некоторые растения.

Осина, в частности, отваживала русалок, вредивших крестьянским посевам. В Полесье существовал весенний обряд "проводов русалки", который сопровождался песней:

Проведу русалку, проведу,
Дай осинкою заломлю,
Штоб русалочка не ходила,
Мого житечка не ломила.

Оберегом от русалок стала также полынь: они боялись ее запаха. Неприятны им были и другие травы: хрен, чеснок, любисток.

Осиновый кол издавна считался лучшим средством усмирения "ходячего" покойника и вампира. Его вбивали в могилу или ставили на ней осиновый крест, а умерших колдунов и утопленников сжигали на костре из осиновых дров. Осина изгоняла многие болезни, особенно связанные с лихорадочными явлениями: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!".

От нечистой силы, а также от болезней оберегала людей береза (не нечистую ли силу изгоняли из себя березовыми вениками в бане?).

Ведьмы боялись крапивы и мака, им посыпали дом и хлев. У французов же оберегом от ведьм считалось льняное семя, которое носили в кармане или насыпали в сапог. Поляки эти же свойства находили у любистока, мяты, цветков конопли, юго-западные славяне и итальянцы - у чеснока.

На Украине оберегом от нечистой силы и болезней был барвинок. Возможно, именно эти его свойства имели в виду, когда из барвинка плели свадебные венки и делали "квитки" - маленькие букетики для присутствующих на свадьбе гостей.

Для изгнания чертей из постоянных мест их обитания у сербов использовали колючий боярышник, а у русских - чертополох.

Оберегом от лешего считали лутовку - очищенный от коры кусок липового полена. Оберегал жителей от появления дьявола крест из тиса, установленный при въезде в деревню. Верили, что тень от такого креста смертельна для нечистой силы.

Надежным оберегом от болезней у всех славян была верба. Так, сербы и македонцы опоясывались ветками вербы при жатве, "чтобы не болела спина". Объясняли тогда это так: "Я обвенчал свою болезенку с вербочкой".

Вспомним, что в древнегреческих мифах многие герои кончали свою жизнь тем, что превращались богами кто в лавр, кто в гиацинт, нарцисс, сирень, давая им свои имена.

Дриады - лесные нимфы - покровительствовали посвященным им рощам и отдельным деревьям и преследовали нечестивых дровосеков, срубивших их. Поэтому-то и сохранялись неизменными, неприкасаемыми священные рощи, где росли уникальные деревья. Для южных славян был характерен культ дуба, который считался деревом, посвященным Перуну, для восточных и отчасти западных славян - культ березы и в меньшей степени клена, липы и вербы. В то время существовали праздничные дни и даже недели, связанные с тем или иным растением. Последняя неделя перед Троицей (в июне) называлась русалии или Русальной неделей. Предполагают, что русалии - это видоизмененный религией славян античный праздник роз - розарий, или розалий. В нем же лингвисты видят этимологическую, смысловую основу самого названия "русалки" - божества диких роз, шиповника. Впоследствии эта основа была нашими предками, видимо, утереяна и Русальная неделя обходилась без роз, хотя венки из цветов для девушек плелись обязательно. Участницы праздника выбирали одну девушку, исполнявшую роль русалки, наряжали ее в праздничные одежды и украшали венком или даже несколькими венками. В последний день Русальной недели эту "русалку" выводили в поле ржи, на берег реки или на кладбище. Русалий венок летел за ограду, на костер или в воду, а девушки, подружки русалки, поспешно разбегались, чтобы та их не догнала.

В народном календаре до сих пор бытуют праздники, связанные с растениями: Яблочный Спас, Вербная неделя, Цветное (Цветочное) воскресенье, Кленовая суббота, Ореховый Спас, Травяная пятница. Так, на Вознесение или в Духов день дома украшали ветками лещины, которые считались средством общения с умершими родственниками. На Троицу - 50-й день после Пасхи - обязательно использовалась троицкая зелень: молодые березки, клен, дуб, липа, рябина, орешник.

Считается, что впервые обычай ставить перед жилищами маленькие елки под Рождество появился в Германии лишь в XVI веке. Тогда же елки стали украшать... фруктами, преимущественно яблоками.

В нашей стране рождественские (они же новогодние) елки появились позже. Отмечая начало нового 1700 года 1 января (до этого год в России начинался 1 сентября), Петр I приказывал: "У домов...впредь на воротах учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе у нижней аптеки". Заметьте: здесь нет категоричного указания - елки и ничего иного. Есть еще альтернатива: не только деревья, возможно использование просто веток. Но, несмотря на такие вольности, "учинить" заморскую традицию на Руси долго не удавалось. Лишь в сороковых годах XIX столетия первую "общественную" елку устроили в Санкт-Петербурге жившие там немцы. Казалось бы, затея Петра после этого прочно укоренилась. Однако "немецкие корни" рождественской елке позднее все же припомнили. Случилось это вскоре после начала Первой мировой войны, когда Священный синод запретил елку, "как вражескую, немецкую затею". Запрет этот существовал и в первые годы советской власти, однако позднее елка снова появилась в наших домах, но уже не как рождественская, а как новогодняя.

Лесную красавицу украшали игрушками, фруктами, сладостями, свечками. В канун 1895 года свечки были заменены гирляндами электрических лампочек. Произошло это в Вашингтоне, перед Белым домом. И там же, перед резиденцией Президента США, позднее красовалась самая высокая (более 67 м) рождественская красавица. Об этом можно прочитать в Книге рекордов Гиннесса.

См. в номере на ту же тему

Рождественская волшебная омела

По английскому обычаю, мужчине разрешается

поцеловать девушку, если он на святках

поймает ее под веткой омелы,

подвешенной к потолку или люстре.

Омела в культуре европейских народов пережила язычество и стало любимым растением в Новое время как символ праздника Рождества. «Рождественская омела» или «Ветка поцелуев» — основное традиционное рождественское украшение в Англии, до распространения рождественской ёлки во второй половине XIX столетия

Традиционное английское украшение имеет форму двойного кольца или сферы с каркасом из проволоки, которая полностью покрывается зеленью: омелой, плющом, падубом. Красные яблоки, груши или апельсины могут быть связаны лентами и подвешены в центре. Кроме того, к каркасу могли крепиться свечи. Другой формой «рождественской омелы» являлась только верхняя часть полусферы.

Омела - священное вечнозелёное растение друидов с 1 тыс. лет до н.э., растущее на ветвях деревьев, в разных традициях выступает как символ жизни. Посреди зимы она цветет желтыми цветами и дает белые ягоды. Кельты и древние римляне использовали её в дни зимнего солнцестояния как священное растение (вспомним строки Иосифа Бродского: «Провинция справляет Рождество./Дворец наместника увит омелой...» Омела белая, так же как дуб, в древности служила предметом суеверного почитания.

Причиной поклонения ей Магов древних галлов по версии Плиния, было то, что все растущее на дубе считалось божественным. При этом омела не имела корней в земле, и было не ясно, откуда она появляется на дереве

В Швейцарии омелу называли «громовой метлой» — думали, что она появляется на деревьях от молнии. В Богемии верили, что «громовая метла», сожженная в огне, должна служить защитой дома от молнии. Омела играла не только роль громоотвода, но и универсальной отмычки: ей приписывалась способность открывать любые замки.

Но наиболее драгоценным ее свойством была защита от магии и колдовства.

Негры вало из Сенегамбии носили листья омелы в качестве талисмана «григри», предохраняющего от ран на войне. В Австрии ветку омелы клали на порог дома, чтобы избавиться от кошмаров. В Швеции пучок омелы подвешивали к потолку дома, конюшни и коровника для того, чтобы тролль не мог причинить вреда ни людям, ни животным.


Омела связана с плодородием, богатством, защитой и лечением. Она символизирует бессмертие и возрождение. Существовал обычай срезать омелу во время летнего и зимнего солнцестояний, соотносимых с жизнью и смертью.

Кельтские жрецы-друиды считали, что омела — это золотая ветвь Древа жизни, которая скрепляет союз божественного и земного. Римские писатели (Цезарь, Плиний Старший и др.) описывают окруженный таинственностью друидский ритуал собирания омелы. Растение срывали на полнолуние или новолуние, без помощи железа, иногда золотым серпом, при этом оно не должно было касаться земли. Сорванная таким образом омела оберегала человека от любого колдовства, с ее помощью можно было отыскать подземный клад. Считалось, что напиток из омелы обеспечивал человеку неуязвимость, заживлял язвы, помогал женщинам избавиться от бесплодия. По преданию, омела родилась от удара молнии в ветвь дуба, поэтому растущая на дубе омела наделена особо целебными свойствами, а сок ее ягод — пища для тела и духа.

Почитание кельтами омелы, возможно, отразилось в «Энеиде» Вергилия, где Эней, по совету Сивиллы добывает ветвь омелы, приносит ее в жертву Прозерпине и попадает в подземное царство для свидания со своим отцом.



Языческое происхождение поклонения омеле подтверждается тем, что христианские священники долгое время не разрешали вносить ее в церковь. Даже в наше время омелой (а также остролистом, плющом и хвоей) по преимуществу украшают жилые дома, в то время как «другой зеленью — падубом, плющом, самшитом — украшают как дома, так и церкви».



Только в Англии, для которой культ омелы особенно характерен, на Рождество ее вьющимися ветвями украшают как жилые дома, так и церкви. В основании до сих пор существующего у англичан мистического уважения к омеле лежит идея вечной жизни.




Популярная и ныне традиция целоваться под ветками омелы на Рождество, по некоторым мнениям, берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела находилась в подчинении богини любви, красоты и плодородия Фрейи. Воины-враги, встретившись под омелой, должны были сложить оружие до конца дня. Другие исследователи считают, что она происходит из свадебных церемоний, которые традиционно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме - на их месте с приходом Христианства стали отмечать Рождество

В рамках своей борьбы за искоренение язычества христианская церковь пыталась запретить использование омелы, однако не достигла в этом успеха. И в наше время европейские рождественские базары предлагают тонкие веточки с невзрачными желтоватыми ягодами, под которыми на Рождество с удовольствием целуются влюбленные пары (американские влюбленные целуются под форадендроном желтоватым (Phoradendron serotinum), местным родственником омелы, с более широкими листьями и такими же, как и у омелы белой, ягодами).

Легенда о поцелуе под омелой ведет свое происхождение от скандинавского мифа о боге Бальдре, сыне Одина и фрейи. Мать любила Бальдра столь сильно, что заставила все растения поклясться защищать его. К несчастью, она забыла взять клятву с омелы, и Локи, бог зла, убил Бальдра дротиком, сделанным из омелы. Боги воскресили Бальдра, и омела пообещала, что никогда не причинит вреда их любимцу, если они защитят ее от прикосновений земли.Боги передали омелу под покровительство Фрейи, богини любви - отсюда и обычай целоваться под омелой

Эмблемой Хэев была омела.Считалось, что если дуб упадет, то падение Хэев неизбежно. И любой представитель этого рода непременно навлекал на себя беду, если ему случалось убить сокола (дуб стоял рядом с Соколиным Камнем) или срубить ветку старого дуба.Но считалось также, что ветка омелы, которую один из Хэев срежет в День Всех Святых, трижды обойдя вокруг дерева по ходу солнца, будет лучшим талисманом против колдовской порчи и сохранит своего владельца от гибели в бою.

Как видим мужчина несет домой ёлочку (надо полагать семейный, деткам), а барышня - омелу, чтобы повесить в доме и получить право целоваться. Девушку, случайно оказавшуюся под висящей веткой омелы, позволялось поцеловать любому. Отсюда происходит название «ветка поцелуев».

Добывание Омелы в канун рождества в ряде традиций и поныне является ритуалом, в определённой мере напоминающим друидский. Вместе с тем бытуют представления, что срезание ветви Омелы является опасным

Друиды срывали омелу с соблюдением сложных обрядов: в шестой день луны жрец в белом одеянии взбирался на дерево и, срезав растение золотым серпом, клал его на кусок белой ткани. Омела должна была быть сорвана без применения железа, а сорванная - не коснуться земли.

Обычай целоваться под омелой очень быстро покинул берега Англии. ... Ветвями омелы украшают дома снаружи и внутри, её ветки (или изготовленные из омелы фигурки) развешивают в помещениях для скота с целью изгнания злых духов и ведьм и т. п.

Согласно многочисленным поверьям «золотая ветвь» Омела способна помочь отыскать золотой клад или открыть замок, а напиток из Омелы обеспечивает человеку неуязвимость. Широко известно использование Омелы в магии и народной медицине, где она относится к растениям Иоанна Крестителя и считается всеисцеляющим средством.


В своей книге Иллюстрированная энциклопедия традиционных символов Дж.С. Купер предположил, что, поскольку омела — ни дерево, ни кустарник, и таким образом — ни одно и ни другое, это символизирует "свободу от всех запретов, так что любой под этим растением получает свободу от ограничений")


.

Именно омела была первым растением, принятым в качестве символа американского штата — это произошло в 1893 году в Оклахоме.



Любопытные факты об ОМЕЛЕ:

Ягоды омелы привлекают птиц, например дроздов, которые являются распространителями семян этого растения. Поклевала птица эти ягоды, и клюв у нее стал липким. Перелетев на соседнее дерево, она почистила клюв о ветку и оставила на ней прилипшее к клюву клейкое семечко. Или через несколько часов, улетев далеко от места пиршества, эта же птица на ветке какого-нибудь дерева оставила помет. А в помете - семечко омелы, которое не потеряло всхожести от того, что ему пришлось пройти сквозь кишечник птицы


Весной, когда соки дерева быстрее побегут по сосудам, семя омелы прорастет. Как бы ни было ориентировано семечко, корешок проростка обязательно изогнется в сторону ветки - от нее исходит чуть заметное тепло, она отбрасывает легкую тень, а проросток омелы лучше чувствительного прибора воспринимает это тепло и эту тень. Соприкоснувшись с корой, корешок начинает расширяться в круглую плотную пластинку. Вскоре из ее центра вырастает крепкий, острый, как иголка, отросток-присоска, который проникает через кору ветки и постепенно достигает древесины. В саму древесину этот отросток проникнуть не может. Но поскольку снаружи древесины ежегодно нарастают новые слои, то присоска в конце концов оказывается погруженной в них, а все растение омелы - намертво прикрепленным к ветке. Кроме того, уже на второй год жизни корневой отросток начинает ветвиться, расползаясь тяжами между корой и древесиной и распространяясь все дальше и дальше внутри приютившей его ветки

.

Снаружи же на ветке в первый год ничего не происходит. Но на второй, когда корень-присоска начинает доставлять омеле воду и минеральные вещества от растения-хозяина, на ветке появляется облиственный побег, каждый год разрастающийся все сильнее и превращающийся в зеленый кустик

Целуйтесь под омелой-весь год будет любовь !