Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией. Методы борьбы с коррупцией В сфере борьбы с коррупцией

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней. Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона. Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды» . Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров , а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз!!! в течение года.

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников . Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.

Точное определение коррупции даёт Справочный документ ООН о борьбе с международной коррупцией. Это злоупотребление государственными полномочиями с целью получения личной выгоды. Коррупция не ограничивается взяточничеством, включая и непотизм, незаконное завладение публичными средствами для частного пользования.

Международные усилия по борьбе с коррупцией

Поражать человеческую цивилизацию коррупция стала с самого момента её зарождения. Ещё в законах царя Хаммурапи (Древнее Междуречье, около 4 тыс. назад) предусматривалось наказание за взяточничество. Это асоциальное зло присутствует в любой стране вне зависимости от государственного строя и традиций.
Резким всплеском коррупции в странах Европы сопровождалось становление капиталистических отношений в XIX веке. Противодействие коррупции велось на законодательном уровне, что в какой-то мере сдерживало её распространение. Но со второй половины XX века болезнь вспыхнула с новой силой.

Поэтому во многих странах борьба с коррупцией приобрела черты масштабной политической кампании.
Международное сообщество старается консолидировать усилия в борьбе с коррупционным злом. Апофеозом международного противодействия коррупции стало создание в 1993 году международной негосударственной и некоммерческой организации. Называется она Transparensy International (Трансперенси Интернешл). Для определения уровня коррупции в разных странах организация использует индекс восприятия коррупции. Подсчитывается он на базе целого ряда исследований, обеспечивая стране то или иное место в публикуемой ежегодно рейтинговой таблице.

Коррупция в России больше чем в Непале

Позиции России в этом антикоррупционном рейтинге более чем плачевны. Если в 2004 году российский индекс восприятия коррупции составлял 2,8 (90-е место), то в 2007 – 2,3 (143-е место). (Чем больше числовое значение индекса, тем меньше в стране уровень коррупции). В 2010 году Россия с индексом 2,1 опустилась аж на 154-е место, оказавшись ниже Непала и Камбоджи. Дальше, кажется, катиться некуда, хотя последнее (178-е) место пока занимает Сомали.
Масштабная, разъедающая государственную систему, коррупция характерна для стран третьего мира с плохо развитой экономикой. Лидируют же в антикоррупционном списке: Новая Зеландия (9,3), Сингапур (9,3), Швеция (9,2), Финляндия (9,2). В первую 20-ку также входят: Германия, Великобритания, Япония, Канада, и др. США по показателям 2010 года оказалась только на 22-м месте.
Коррупция в России расцвела пышным цветом при переходе страны к товарно-денежным отношениям в начале 90-х. Нувориши от бизнеса не скупились на подачки чиновникам за «правильное решение» нужных вопросов. В результате чего произошло срастание бизнеса с госструктурами, разорвать которое теперь довольно трудно.
Между тем, коррупция в России ведёт к значительному удорожанию услуг и товаров, от чего страдает большинство населения страны. Она обрекает экономику на деградацию, окончательно дискредитируя действующую политическую систему. Перед коррумпированным бюрократическим аппаратом народ чувствует себя беззащитным, как агнец на закланье. А потому копит обиду и до поры до времени безмолвствует, что порождает у некоторых деятелей ошибочные представления. Так, академик Р.Р. Гринберг считает, что коррупция в России полезна, без неё она якобы погрязла б в бунтах и революциях. На что можно возразить, что с коррупцией и массовым обнищанием населения – финал будет тот же. Только более яростный и катастрофичный. Не зря президент Дмитрий Медведев заявил, что коррупция ни много ни мало угрожает национальной безопасности страны. Воскликнув при этом: Хватит ждать! Надо что-то делать!
Ещё в 2006 году первым заместителем Генпрокурора РФ Александра Буксманом было заявлено, что коррупционный рынок России оценивается экспертами почти в 250 млрд. долларов. Кирилл Кабанов, возглавляющий Национальный антикоррупционный комитет России, в 2007 году открыто заявил, что борьба с коррупцией у нас больше напоминает имитацию.

Закон о коррупции зияет дырами

С тех пор в России появился Национальный план противодействия коррупции, утверждённый президентом Дмитрием Медведевым в июле 2008-го. Он включает в себя 4 пространных раздела и целый ряд законодательных актов.
А 25 декабря 2008 года был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции». Согласно него, Коррупция в России существует в трёх ипостасях: дача взятки, получение взятки и злоупотребление служебным положением. УК РФ квалифицирует коррупцию как тяжкое преступление, совершаемое с корыстной целью. То есть законодательная база есть, план противодействия тоже, намерения высшей власти – самые решительные.
Ну а воз-то, как говорится, и ныне там, точнее, он всё больше сползает в трясину наступающей коррупции. Так в чём же дело? Да, в том, что законы против коррупции зияют дырами, а решимость явно грешит декларативностью.
Например, ст. 291 УК РФ дачу взятки квалифицирует едва ли никак более тяжкое преступление, чем её получение.

Хотя большинство людей просто вынуждены прибегать к ней. В итоге за получение взятки в 2009 году было осуждено 2 тыс. человек, а за дачу – 3,5 тыс.
А как суды борются с уже изобличёнными коррупционерами? Почти 70 % чиновников, осуждённых за коррупцию в России, отделались условными мерами наказания?!
К тому же в антикоррупционные сети в основном попадает пока «коррупционная плотва». Такими половинчатыми мерами коррупция в стране вряд ли будет побеждена даже в отдалённой перспективе.
Не обошлась без купюр и ратификация Конвенции ООН о противодействии коррупции. Её 20-й пункт, который требует от чиновника подтверждения законности происхождения своего богатства, не был принят российской стороной. Комментарии, как говорится, излишни.
Для успешной борьбы с коррупцией, как показывает мировая практика, нужны: политическая воля высшего руководства, снятие «сановной неприкосновенности» с высших эшелонов власти, реальность и неотвратимость наказания.

Борьба с коррупцией может быть успешной

В развитых странах обуздание коррупции ведётся методично и последовательно.
В США борьба с коррупцией облегчается тем, что там ни конгрессмен, ни сенатор, ни даже президент не имеют иммунитетов от уголовного преследования.
В Китае даже дети и родственники «руководящих работников» не имеют права заниматься бизнесом. Они также не могут выступать агентами либо советниками в этой сфере.
Но наиболее показательным для нас является успешное противодействие коррупции в Грузии, поскольку страна также вышла из замшелых недр советской системы.
Индекс восприятия коррупции в Грузии в 2003 году составлял 1,8, задвигая её на 124-е место в антикоррупционной «табели о рангах». То есть страна после «революции роз» унаследовала от режима Шеварнадзе «жирную печать» одного из самых коррумпированных государств планеты. Но уже через четыре года, в результате принятых президентом Саакашвили мер, коррупция стала резко сдавать позиции. Повысив антикоррупционный индекс до 3,4, Грузия в 2007 году поднялась на 79-е место, а в 2010 году при индексе 3,8 – на 68-е.
Набор методов борьбы с коррупцией, используемый командой Саакашвили, можно назвать стандартным. В ходе реструктуризации органов власти была проведена масштабная ротация кадров, штат служащих – сокращён на 40 процентов. Взятка в 50-60 долларов стала грозить чиновнику 6 годами тюрьмы. «Синдром ненаказуемости» был быстро преодолён массовыми арестами высокопоставленных госслужащих. Сужение рамок чиновничьих полномочий и введение принципа «единого окна» также сократило зону коррупционных рисков. Этих и некоторых других мер, стране вполне хватило, чтобы за 3-4 года вылезти из коррупционного болота.
Засилье коррупции в Гонконге на рубеже 60-70-х имело просто угрожающие размеры. Главным орудием в борьбе с ней стало создание в 1974 году Независимой комиссии против коррупции . Причём НКПК была выведена из подчинения МВД и органов госбезопасности, получив широкий круг полномочий. Первый год деятельности новой структуры принёс «жатву» в виде ареста 200 крупных чиновников. В итоге Гонконг превратился в один из «чистейших» регионов мира. Если в средине 70-х коррупция охватывала 90 % его госаппарата, в конце 90-х – только 6%.
Так что реальная война с коррупцией даёт вполне реальные результаты. Но чтобы осмелится на неё, надо быть немного воином. Ведь на войне иногда стреляют, в том числе и в президентов…

Распад СССР (вклад ЦРУ)

Кто стоит за бархатными революциями?

Роль Сталина

Самый страшный и популярный аптечный наркотик — дезоморфин

Горячая линия «Стоп коррупция» Общественной палаты РФ
Подробнее…
Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет»
Подробнее…
Общественная организация «Национальный антикоррупционный комитет»
Подробнее…
Межрегиональная Общественная Организация «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти»
Подробнее…
Автономная некоммерческая организация «Союз экспертиза» Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Подробнее…
«Торгово-промышленная палата Российской Федерации»
Подробнее…
«Ассоциация адвокатов России за права человека»
Подробнее…
Общероссийская общественная организация «Союз заемщиков и вкладчиков России»
Подробнее…
Московская областная общественная организация «Антикоррупционный комитет».
Подробнее…
Общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией»
Подробнее…
«Московское бюро по правам человека»
Подробнее…
Департамент экономической безопасности и противодействия коррупции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Подробнее…
Общероссийская общественная организация «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг»
Подробнее…
Контрольно-профилактические подразделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации
Подробнее…
Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции.
Подробнее…
Общероссийская Общественная Организация » КОМИССИЯ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ »
Подробнее…
Российское Антикоррупционное Партнерство
Подробнее…
«Партнерство по противодействию коррупции в Самарской области»
Подробнее…
Межрегиональная Общественная Организация «Общественный Антикоррупционный Комитет»
Подробнее…
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ ПРОЗРАЧНОСТИ ЗАКУПОК
Подробнее…
Фонд « ИНДЕМ »
Подробнее…
Межрегиональное Общественное Движение «Против коррупции»
Подробнее…
Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р»
Подробнее…
ПОДКОМИССИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Подробнее…
Комиссия Государственной Думы по Противодействию Коррупции
Подробнее…
Межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией»

Межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией»

Подробнее…

«Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений — например, призывов к массовым репрессиям.

Подробнее…

Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной.

Строгие законы и высокий уровень жизни являются отличным рецептом борьбы с коррупцией.

Тот, кто получает или дает взятки, должен быть жестко наказан, чтобы он понял, что совершил преступление.

И каждый служащий, от милиционера до судьи, должен понять, что коррупция сразу положит конец его карьере.

Подробнее…

создание сайта — www.PERFECT-DESIGN.ru

Коррупция как социально-экономическое явление, ее основные элементы и принципы. Анализ противодействия коррупции в международном праве. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

H TML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупцией в РФ

Коррупция как негативное социально-правовое явление: сущность, причины, формы проявления. Нормативно-правовые и уголовные меры противодействия коррупции в РФ и в зарубежном законодательстве; ответственность за укрывательство коррупционных преступлений.

дипломная работа, добавлен 13.08.2012

Основные принципы противодействия коррупции

Исторические аспекты феномена коррупции, ее причины и последствия. Методология исследования коррупционных отношений в контексте современной теории права.

Принципы и проблемы противодействия коррупционным правонарушениям, меры по борьбе с ними в России.

дипломная работа, добавлен 16.02.2013

Конституционно-правовые способы борьбы с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы

Нормативно-правовые акты, регулирующие борьбу с коррупцией в Российской Федерации. Способы борьбы с коррупцией. Анализ практики привлечение государственных и муниципальных служащих к уголовной ответственности как способа противодействия коррупции.

курсовая работа, добавлен 02.05.2015

Зарубежная практика и российский опыт борьбы с коррупцией

История развития коррупции в России. Коррупция как социально-экономическое явление. Коррупционные преступления в современном мире. Основные направления борьбы с коррупционными преступлениями в зарубежных странах. Антикоррупционная политика России.

дипломная работа, добавлен 16.08.2012

Правовые и организационные формы и методы борьбы с коррупцией в системе государственной службы

Понятие и сущность коррупции. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Уголовная ответственность за коррупционные преступления по УК РФ.

Взяточничество в международной практике. Коррупция в системе государственной службы в РФ.

дипломная работа, добавлен 03.03.2010

Понятие коррупции и правовые основы противодействия коррупционным правонарушениям

Характеристика законодательства по борьбе с коррупцией. Понятие коррупции и ее субъектов. Статистика коррупции в мире и в России. Организационные основы, принципы и субъекты противодействия коррупции. Полномочия субъектов противодействия коррупции.

дипломная работа, добавлен 14.01.2017

Законодательные основы борьбы с коррупцией в России

Понятие коррупции, ее общественная опасность и связь с организованной преступностью. Характеристика международно-правовых актов по борьбе с коррупцией, возможности их применения в России. Российское законодательство в сфере противодействия коррупции.

курсовая работа, добавлен 30.04.2014

Роль неправительственных организаций в процессе противодействия коррупции

Концептуальные основы государственной политики в области противодействия коррупции и теневой экономике в современной России. Деятельность неправительственных организаций в сфере борьбы с коррупцией на примере города Москвы и их роль в процессе борьбы.

курсовая работа, добавлен 07.10.2014

Уголовно-правовое регулирование коррупционных действий

Сущность, структура, масштабы и влияние коррупции в Украине. Уголовно-правовая характеристика должностных преступлений. Коррупция в органах правопорядка и власти. Организационные, правовые и экономические основы по борьбе с коррупционной деятельностью.

курсовая работа, добавлен 28.11.2014

Коррупция как вид социально-патологических явлений

Основания для коррупции в системе государственного управления. Системные дисфункции государственной службы. Внедрение механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти. Меры борьбы с коррупцией в Федеральной миграционной службе.

Тема: Коррупция и методы борьбы с ней

Введение

1. История и основное понятие коррупции

2. Формы коррупции в России

2.1 Элитарная коррупция

2.2 Низовая коррупция

3. Последствия коррупции

4. Борьба с коррупцией

Заключение

Список литературы

Россия - страна огромных материальных возможностей, в которой, сегодня, по меткому замечанию одного западного журналиста, идет "величайшая в истории распродажа (sale)". Дележ огромного пирога в условиях правовой неопределенности способствует бурному росту коррупции. "Личные предпочтения, дружеские симпатии, смешение общественных и личных интересов" (т.е. все то, что составляет суть коррупции) в ходе происходящего передела общественной собственности стали повсеместной практикой.

На сегодняшний день проблема коррупции является чрезвычайно важной и насущной в политической, экономической, социальной жизни как России, так и всего мира. Каждый из нас знает, что это такое, и, возможно, многие уже на практике сталкивались со взяточничеством. Дело в том, что коррупция существует практически во всех сферах жизни общества, она проявляется в самых разнообразных формах и видах.

На официальном сайте аналитического бюро Транспаренси Интернешнл (Transparency International) по данным на 2006 год, Россия занимает в рейтинге 121-е место. Ее показатель за 2006 год составил 2,5. Для сравнения: уровень коррупции в таких странах как Финляндия, Испания, Новая Зеландия - 9,6; Германия - 8; США - 7,3; Китай, Египет - 3,3. Специалисты Transparency International отмечают, что коррупция остается характерной чертой России и ситуация ухудшается.

Значит, наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее "успехи" в этом существенно опережают достижения национальной экономики.

Коррупция разрушает демократическое общество, мешает развитию бизнеса, как малого, так и среднего, и крупного. Из рук чиновников "уполномоченные" коммерческие структуры получают разрешение заниматься видами деятельности, приносящими огромные прибыли, т.е. получают привилегию быть богатыми. В свою очередь, они платят за это государственным чиновникам взятки нового типа, которые практически нераскрываемы в ходе расследования.

Коррупция - очень сложное политическое и социальное явление, в нем причина и следствие часто переплетаются между собой, и довольно часто становится трудно определить, является ли то или иное проявление коррупции следствием старого, или это проявления чего-то нового.

Уникальна ли российская ситуация?

С одной стороны, нет. Все страны, переживающие общественную трансформацию, столкнулись в большей или меньшей мере с проблемами отсутствия эффективного политического и правового контроля, четкой концепции администрирования, что привело к росту коррупции. Недостаточный контроль или отсутствие возможностей по применению санкций повсеместно подталкивают номенклатурных работников и чиновников к злоупотреблению властью. С другой стороны, объективные сложности и многочисленные просчеты в осуществлении экономических реформ в России серьезно осложнили ситуацию в нашей стране по сравнению с целым рядом стран с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы. В силу ряда причин российское общество превратилось в рентоориентированное, полностью зависящее от решений коррумпированных чиновников.

Нередко в литературе ставится вопрос: масштабнее ли стала коррупция в современной России, если ее сравнивать с уровнем 80-х годов бывшего СССР? Как мне представляется, попытки дать количественные оценки мало что объясняют. Речь должна идти не только и не столько о масштабах этого явления, сколько о качественных изменениях коррупции на современном этапе. Их можно проследить по нескольким направлениям: цели, предмет, участники коррупционных отношений; положение служащего в системе государственного управления, основные мотивы его поведения.

Как известно, характернейшей особенностью централизованной экономики является всеохватывающий дефицит. Он пронизывает все стадии воспроизводственного процесса - собственно производство, распределение, обмен и потребление. Развитие коррупции в этих условиях возможно ввиду того, что государственный чиновник, перераспределяющий материально-вещественный продукт, может делать это в интересах тех или иных субъектов хозяйствования, получая при этом личную выгоду. Личная выгода может принимать форму денег, чаще - дефицитных товаров или услуг. Как правило, чиновник обладает неуниверсальным предметом дефицита и посему вынужден обменивать его на такие же неуниверсальные, необходимые ему услуги, становясь одновременно и лицом, обеспечивающим кому-то личную выгоду, и получающим ее в силу складывающихся коррупционных отношении. Основной функцией государственных чиновников становится организация широкомасштабного "теневого бартера".

На основе коррупционных сделок распределяется значительная часть как факторов производства, так и предметов личного потребления. Масштабы коррупции велики, однако есть естественные ограничители ее распространения, связанные главным образом с положением чиновника в системе государственного аппарата. Структура последнего стройна и в высокой степени иерархична. Каждая ступень этой иерархической лестницы предполагает предоставление чиновнику определенного набора льгот и привилегий (спецпайки, бесплатный отдых, государственная машина и т.д.). Продвижение по этой лестнице, обеспечивающее рост объема привилегий, становится основным стимулом деятельности бюрократа. Наличие жесткого партийно-государственного контроля заставляет чиновника взвешивать риск участия в коррупционных сделках.

В современной России из сферы коррупционных отношений выводится личное потребление, предметом коррупционной сделки перестают быть многие факторы производства. Сфера развития коррупции сужается в рамках воспроизводственного процесса, но масштабы возрастают. Дефицитом становятся деньги, а предметом коррупционного торга - возможности получения сверхприбылей.

Среди основных источников обогащения - нецелевое использование средств государственного бюджета (льготные кредиты, освобождение от налогообложения, субсидируемый импорт), экспортные квоты и приватизация. Эти способы обогащения, появившиеся еще во второй половине 1980-х годов в связи с частичным дерегулированием экономики социалистического типа, начиная с 1991 г., приняли небывалые масштабы. Так, стоимость льготных кредитов промышленным предприятиям в 1992 г. достигала 30%, а общая сумма субсидий на импорт - 15% ВВП. Что, например, представляли из себя субсидии на импорт?

Из-за всеобщего страха перед голодом зимой 1991 г. государство выделило большие субсидии на импортные поставки в 1992 г. Импортеры платили всего 1% действовавшего обменного курса при покупке валюты у правительства на импорт продовольствия, а правительство финансировало эту субсидию с помощью западных товарных кредитов. Однако импортируемые продукты продавались в России по обычным рыночным ценам, и эта субсидия пошла на пользу небольшому числу, главным образом, московских торговцев.

Возможности участия в экспорте нефти, природного газа, металлов и других сырьевых материалов, ввиду существовавшей на начальном этапе огромной разницы между внутренними ценами и ценами мирового рынка, также обеспечивали в России огромные сверхприбыли людям с большими связями - должностным лицам компаний-производителей, коррумпированным

чиновникам. Их доходы в 1992 г. составили 30% ВВП, по оценкам Андерса Ослунда, советника российского правительства в те годы.

Особенности современной системы государственного управления кардинальным образом меняют положение чиновника. Его позиции крайне неустойчивы ввиду постоянной войны, ведущейся между кланами. Нестабильность положения, низкая заработная плата (300-400 долл. для чиновников высокого уровня), не подкрепленная системой четко оговоренных привилегий, отсутствие каких-либо форм эффективного контроля со стороны общества, масштабы проходящих через руки чиновника многомиллиардных сделок делают его легко покупаемым. Для огромного количества чиновников единственным стимулом деятельности становится взятка.

1. История и основное понятие коррупции

В качестве разновидности отклоняющегося политического поведения политическая коррупция известна с давних времен. Пожалуй, первым термин "коррупция" применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как коррумпированную (неправильную, "испорченную") форму монархии. О ней писали Макиавелли, Рycco и многие другие мыслители прошлого. В XX в. из-за роста масштабов политической коррупции эта проблема приобрела особую значимость.

В основе политической коррупции лежит неофициальный, бесконтрольный обмен ресурсами между властными элитами и другими структурами общества. В распоряжении правящей элиты находятся следующие основные виды государственных ресурсов: символические (государственный гимн, флаг, герб и другие знаки государственной символики); властно-распорядительные и материальные (контроль за государственной экономикой, налоговая политика и др.).

Не все типы политической коррупции определяются законом как преступные деяния. Она представляет собой общественно осуждаемое поведение власть имущих, которое может включать, а может и не включать уголовно наказуемое деяние.

В Советском Союзе борьба со взятками была очень успешной, уже с самого начала прихода ко власти большевиков, отношение к мздоимству резко ухудшилось в народе благодаря грамотной политике правителей. Однако, постепенно ситуация все же начала ухудшаться, и в послевоенные годы, во времена перестройки и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции.

В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.

2. Формы коррупции в России

На протяжении всей истории взяточничество традиционно существовало в нескольких формах, изначально это были взятки, получаемые за правомерные деяния, либо за неправомерные. Затем начали появляться другие градации и формы коррупции.

В наше время наиболее характерными и распространенными формами проявления коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-политических деятелей, чиновничества, незаконный протекционизм и др. Благоприятной почвой для коррупции служат огосударствление общественной жизни, бюрократизация общества и государства, чрезмерная централизация управления, процветание теневой экономики, отказ от реальной демократии и т.д. Особенно широкие масштабы коррупция приобретает в кризисных ситуациях, в периоды разложения социально-политических режимов, падения общественных нравов, а также во время резких перемен в политике, во время усиления борьбы со взяточничеством.

Различают несколько форм коррупции: низовая (мелкая, повседневная); вершинная (крупная, элитарная). Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной - использование административного ресурса для получения "нужного" результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации демократических ценностей, к росту недоверия властям.

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок.

К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

В состав управления входят отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства и отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, а также организационно-методическая группа.

Основные направления деятельности этих подразделений можно разбить на следующие группы:

  • · выявление коррупционных проявлений и проведение по ним соответствующих проверок;
  • · надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности;
  • · осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;
  • · поддержание государственного обвинения в стадии судебного производства по таким уголовным делам;
  • · участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными и иными структурами других стран;
  • · мониторинг и анализ исполнения законодательства о борьбе с коррупцией и выработка предложений по его совершенствованию.

Стратегия борьбы с коррупцией в Российской Федерации включает в себя три основные элемента:

  • 1. Антикоррупционная реформа правовой системы Российской Федерации и совершенствование законодательства, направленного на борьбу с коррупцией
  • 2. Профилактика коррупции путем исключения коррупционных рисков и возможностей, которые существуют в системе государственной власти и управления, в социальной сфере и экономике
  • 3. Воспитание антикоррупционной культуры в обществе и укрепление общественной поддержки борьбы с коррупцией

Совместными усилиями государства и общества необходимо добиться решения следующих задач:

  • 1. Завершение административной реформы, укрепление механизмов внешнего и внутреннего контроля за деятельностью органов государственной власти и муниципального управления, стимулирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих.
  • 2. Совершенствование правовой системы и укрепление диктатуры закона (совершенствование уголовного законодательства, правоохранительной и судебной системы, системы исполнения наказаний, предупреждение финансовых преступлений и укрепление контроля за отмыванием денег).
  • 3. Совершенствование системы управления государственными финансами, государственной собственностью и другими национальными ресурсами (бюджет, налоги, таможенная система, процессы приватизации, система государственных контрактов, государственный внешний и внутренний финансовый контроль и пр.).
  • 4. Повышение прозрачности отношений в бизнесе.
  • 5. Развитие антикоррупционной культуры в обществе и общественной поддержки мероприятий по борьбе с коррупцией.

На сегодняшний день не известны методы в педагогике и менеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чиновником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.

С формальной точки зрения, если не будет государства - не будет и коррупции. Способность людей на данном этапе развития эффективно сотрудничать без государства подвергается очень сильным сомнениям. Тем не менее, в условиях когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться.

Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции.

Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится конкуренция в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора.

Сегодня о коррупции трубят на всех углах, винят её во всех бедах и неудачах, а также считают своим долгом пожаловаться на нерадивых чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники. Все знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны, но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится. Ну а зачем, если коррупция это так удобно?

Хоть все и знают, что значит термин «корупция», мало кто знает, что проблема эта стара как мир. Возможно вы удивитесь, но даже в первобытных обществах было принято делать подношения вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения. Тогда возникает логичный вопрос - если коррупция в мире существует ровно столько же, сколько живут люди на этой земле, то возможно коррупция это неотъемлемая часть существования любого человеческого общества? Тогда как с ней бороться, если это часть человеческой природы?

Звучит логично, но как тогда объяснить, что есть страны, в которых коррупции нет? Конечно же, обвинить во всем матушку-природу очень легко и удобно, но ведь спорить с фактами весьма непросто. предлагает поговорить просто о сложном и разобраться наконец-то, почему мы никак не можем справиться с этой бедой.

Определение коррупции

Наверняка вы прекрасно знаете, что представляет собой данное понятие. В основном под коррупцией понимают использование служебного положения с целью получения личной выгоды. Как правило, данное понятие отождествляют с понятием «взяточничество». Однако стоит заметить, что значение слова «коррупция» этим не ограничивается. Слово corruptio в перевде с латыни означает «разложение, порча». Коррупция имеет множество проявлений: продажность; незаконное присвоение товаров, услуг и активов (в том числе и денежных средств); непотизм и т.д. Более того, коррупция существует не только в системе государственной службы, но и в частном секторе тоже.

Ключевой особенностью данного феномена является именно конфликт интересов должностного лица и его работодателя, то есть предприятия, социума, государства и т.д. Основным фактором, определяющим существование коррупции, является именно возможность получить какую-либо выгоду (не обязательно материальную), а ключевым сдерживающим фактором в данном случае выступает возможность понести наказание за содеянное. Другими факторами, которые определяют возможность существования коррупции являются правовой скепсис, правовая неграмотность граждан и низкий уровень гражданского самосознания.

Коррупция – социальное явление, а это подразумевает вовлеченность двух сторон в данный процесс. Одна сторона предоставляет второй какую-либо выгоду в обмен на удовлетворение своих интересов, а также возможность злоупотребить служебным положением второй стороны. А вторая сторона, в свою очередь, выступает получателем этой выгоды и выполняет требования первой стороны. Это может включать себя выполнение/ невыполнение своих служебных обязанностей, предоставление какой-либо информации и т.д.

Виды и формы коррупции

Понятие коррупции невероятно многогранное, соответственно, в зависимости от определённых параметров можно выделить несколько основных видов :

В зависимости от сферы проявления:

  • административная коррупция и как её разновидность бытовая;
  • деловая коррупция;
  • политическая коррупция.

В зависимости от формы преследуемой выгоды:

  • взятка;
  • взаимовыгодный обмен любезностями (патронаж, непотизм).

В зависимости от уровня распространения:

  • низовая (индивидуальная);
  • вершинная (институциональная);
  • международная.

В зависимости от проявления выделяют следующие основные формы коррупции :

  • взяточничество;
  • злоупотребление своим положением и властью;
  • торговля внутренней информацией;
  • непотизм/покровительство/фаворитизм;
  • лоббизм;
  • растрата;
  • нецелевое использование средств.

Причины коррупции

Причин существования такого явления как коррупция несчётное множество. Конечно же, мы не будем перечислять их все, сосредоточимся на лишь на основных.

Наверное основным мотивом , который заставляет людей идти на подобное преступление, является простая человеческая жадность. Именно жадность толкает людей на подобные поступки, заставляя забыть о моральных устоях. Другими первоочерёдными мотивами выступают :

  • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
  • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
  • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
  • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
  • низкий уровень правовой грамотности населения;
  • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

Наиболее коррумпированные сферы

Transparency International - неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию ее уровня по всему миру, ежегодно публикует отчёт, в котором представлены результаты их исследования, а также рассчитан Индекс восприятия коррупции практически для всех стран мира.

Согласно отчёту Transparency International за 2017 год, в таких странах, как Украина, Казахстан и Россия, многие граждане признаются, что они не только хоть раз в жизни были вынуждены дать взятку, но и также регулярно вынуждены платить так называемые «благотворительные» взносы.

В отчёте «Барометр мировой коррупции» сообщается, что взяточничество особенно процветает в органах государственной власти, в госзакупках, в образовании, в здравоохранении, в правоохранительных органах, в таможенных органах, в полиции, в судах, в вооружённых силах, в строительстве и в спорте. Более того, оказалось, что даже у священнослужителей не оказалось ничего святого, ведь коррупция существует даже в церкви. Результаты исследований продемонстрировали, что она успешно развивается также и в сфере жкх.

Примеры

Случаи взяточничества в настоящее время, мягко говоря, нередкие. Новостная лента часто пестрит сообщениями о разоблачении очередной масштабной коррупционной схемы. Все мы слышали о деле Онищенко, газовых схемах Курченко, операции «Янтарь», деле Алексея Улюкаева, деле «Оборонсервиса» и многих других.

Коррупция в сфере государственных закупок вообще тема отдельная. Сама система государственных и муниципальных закупок является одной из самых «благоприятных» для осуществления коррупционных схем. Согласно некоторым статистическим данным, от 60 до 90% всех госзакупок проводятся с нарушениями. В целом, вся экономическая сфера благоволит процветанию коррупции.

Однако мало кто осознает, что мы имеем дело с коррупционерами буквально каждый день в нашей повседневной жизни. Наиболее часто с ними мы сталкиваемся в сфере образования. Так, например, в школе директор часто собирает деньги на ремонт или на новые шторы, в ВУЗах студенты покупают бумагу для нужд кафедры и т.д. Коррупция в медицине также уже воспринимается как должное. Благотворительные взносы в больнице явление частое, что уж говорить о «подарках» докторам и медсёстрам. Коррупция в армии – дело привычное. Так, например, нередко платятся «отступные» в военкоматах. Коррупция в следственном комитете, в прокуратуре и в суде большинство граждан не касается, однако случаи взяточничества в данной сфере невероятно частые. В новостях мы часто слышим о том, что бизнесмена, сбившего людей, оправдали, или что слушание какого-либо дела затягивается на неопределённый срок.

Чем опасна коррупция?

Если вам кажется, что коррупция - явление безобидное, то вы глубоко заблуждаетесь. Её егативное влияние на государство, общество и каждого гражданина в частности трудно переоценить. Продажность подрывает моральные устои общества, препятствует экономическому росту и развитию государства, портит его имидж на международной арене, а также приводит к ряду следующих проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

Статистика в СНГ и мире

Организация Transparency International ежегодно проводит статистические исследования с целью определения уровня коррупции в различных странах мира, на основе полученных данных рассчитывается Индекс восприятия коррупции и составляется рейтинг стран мира.

Страна 2017 год 2016 год 2015 год
Дания 2 место 1 место 1 место
Сингапур 6 место 7 место 8 место
Германия 12 место 10 место 10 место
США 16 место 18 место 16 место
Азербайджан 122 место 123 место 119 место
Казахстан 122 место 131 место 123 место
Украина 130 место 131 место 130 место
Россия 135 место 131 место 119 место

Согласно информации, представленной в последнем отчёте «Барометр мировой коррупции», большинство жителей стран СНГ (56%) не верит, что от них зависит результативность борьбы с коррупцией. В среднем по СНГ 30% граждан были вынуждены давать взятки. Стоит заметить, что аналогичный показатель для стран Европейского союза составляет всего 9%.

Кроме того, согласно данным, полученным в ходе исследования аудиторской компании PwC, практически 30% менеджеров высшего звена крупных компаний в странах СНГ имели дело со взяточничеством и другими проявлениями коррупции.

Стоит обратить внимание, что за последние несколько лет ущерб от коррупции вырос в пять раз. Также, результаты исследования сообщают, что 57% опрошенных недовольны тем, как их правительства борются с коррупцией (в Украине данный показатель зашкаливает – 87%).

Методы борьбы с коррупцией

Антикоррупция - это комплекс мер, направленных на своевременное предупреждение, обнаружение, пресечение и расследование коррупционных правонарушений, а также на минимизацию и (или) устранение последствий подобных преступлений.

В настоящее время активную борьбу с коррупцией ведут практически все страны мира, а те, кому удалось совладать с ней, держат ситуацию на контроле и проводят регулярную профилактику. Более того, войну продажности сегодня объявили уже и международные организации, пример тому – ООН и Transparency International. Наибольших успехов в борьбе с коррупцией добились такие страны, как Сингапур, Гонконг, Дания, Швеция.

Единого подхода к искоренению данной общественной проблемы не существует, однако основная идея у всех подходов одна - чтобы свести уровень коррупции к минимальному, нужно устранить все факторы, которые делают ее существование возможным.

Вероятно самым радикальным методом борьбы с коррупцией является абсолютное обновление всей системы – распустить власть, провести реформы в судебной системе, переписать основы государственного управления.

Кроме того, выделяют еще 3 действенных метода борьбы с коррупцией :

  • ужесточение наказаний за подобные преступления, а также создание условий для своевременного обнаружения и пресечения факта коррупции;
  • создание экономических механизмов, которые позволят лицам, наделенным особыми полномочиями и властью, зарабатывать больше, не нарушая при этом закон, а также предоставить им возможность для личностного и карьерного роста;
  • усиление влияния рыночной экономики, что способствует уменьшению размера потенциальной выгоды от коррупции.

Из инновационных методов борьбы с коррупцией необходимо выделить возможность внедрения технологии для хранения публичных данных. В 2017 году технологию начали тестировать в правительствах отдельных стран. Эксперты уверены, что внедрение блокчейна может предельно снизить возможность осуществления нелегальных коппупциооных схем благодаря хранению информации в открытом реестре.

Более того, свою эффективность в борьбе с коррупцией доказала работа с обществом. В данном контексте речь идёт о повышении уровня правовой и политической грамотности населения, информационное обеспечение граждан, повышение уровня гражданской ответственности и самосознания и т.д.

Выводы

В данной статье мы с вами кратко обсудили, что такое коррупция и как с ней бороться. Это явление оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны. Способствуя росту и процветанию взяточничества, мы делаем хуже самим же себе. К сожалению, мы с вами живём в такой стране, где даже ребёнок знает, что значит «продажный чиновник». Возможно вам кажется, что эта проблема вас не касается, но в действительности это далеко не так. Коррупция касается всех и каждого. Не снимайте с себя ответственность. Поверьте, от каждого из нас зависит успех борьбы с разложением общества.