Отдел информации общественных связей мвд. Организация связей с общественностью в органах мвд россии. Рекомендованный список диссертаций

Литература

1. Криминология. - М.: Юридическая литература, 1988. С.87.

2. Коган М.С. Человеческая деятельность. - М., 1974. - 256 с.

3. Дагель П.С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве. - Владивос-

ток, 1970. С. 20.

4. Сахаров А.В. О личности преступника и причинах преступности в СССР. - М., 1961. С.34.

5. Леонтьев А.И. Указ. работа. С.17-21.

6. Попов И.А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты краж в условиях экономической и правовой реформы: Автореф. дис..... канд. юрид. наук. - Калининград,

7. Бушуся Г.В. Способ совершения преступления и его влияние на общественную опасность

содеянного. - Омск, 1988. С.16.

8. Харшак Е.А. Совместная преступная деятельность несовершеннолетних: Автореф. дис.

Канд. юрид. наук - М., 1968. С.3.

9. Филатов А.М. Ответственность за посягательства на личную собственность. - М.: Зна-

ние, 1988. С.16.

10. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. - М., 1973. С.47.

11. Данное положение мы неоднократно находим в трудах Г.К. Синилова, Л.Л. Тузова.

12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2005.

13. Волков Б.С. Проблема воли и уголовная ответственность. - Казань, 1965. С.67.

14. Филиновский И.Г. Социально-психологическое отношение субъекта к преступлению. - Л., 1970. С.46.

15. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения.

ФУНКЦИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

колесник К.с.

преподаватель кафедры организации раскрытия и расследования преступлений Белгородского ЮИ МВД России, кандидат социологических наук

Связи с общественностью в Российс-койФедерации все чаще привлекают внимание как исследователей, так и практиков управления в политической, экономической, социальной и других сферах общественной жизни. Не остаются в стороне и органы внутренних дел. С середины восьмидесятых годов прошлого века методы,

формы и технологии организации связей с общественностью активно внедряются в их деятельность, при этом постоянно развиваясь и совершенствуясь. Вместе с тем, это развитие носит сложный и противоречивый характер и связано с целым рядом проблем как теоретического, так и практического характера.

На сегодняшний день теоретическая разработка проблематики связей с общественностью органов внутренних дел, несмотря на всю её актуальность, к сожалению, находится на начальном этапе. Недостаточный уровень разработки концепции связей с общественностью органов внутренних дел в теории оказывает негативное влияние на эффективность деятельности всех служб и подразделений органов внутренних дел на практике. Потенциал связей с общественностью остается неиспользованным, что влечет за собой невозможность решения целого ряда задач, стоящих перед органами внутренних дел, в том числе отмеченной Министром внутренних дел РФ Р.Г. Нурга-лиевым задачи «стать предельно открытыми для общества, повысить результативность социально-правового обслуживания населения, добиться, чтобы действия милиции были прозрачны, понятны людям и получали их поддержку» .

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки теоретических и методологических проблем, связанных с осмыслением основных аспектов связей с общественностью органов внутренних дел, построением их целостной концепции, внедрения результатов научных исследований в практику управления органами внутренних дел в целях решения с их помощью существующих на сегодняшний день практических задач. В этой связи особенно актуальной представляется теоретическая разработка проблематики функций связей с общественностью ОВД как специфических направлений деятельности, непосредственно ориентированных на достижение цели рассматриваемого вида управленческой деятельности.

В настоящей статье нами будет предпринята попытка на основе предварительной классификации выделить в деятельности по связям с общественностью ОВД ряд специфических направлений, а также раскрыть их непосредственное содержание.

Начиная рассмотрение функций связей с общественностью ОВД, необходимо определить цель рассматриваемого вида управленческой деятельности. По нашему мнению, под целью связей с общественностью органов внутренних дел необходимо понимать особое состояние системы «органы внутренних дел - общественность», характеризующееся, во-первых, гармонизацией отношений, выраженной в сближении интересов и позиций её элементов, снятии противоречий

и преодолении конфликтов между ними, во-вторых, общим положительным контекстом взаимодействия, заключающемся во взаимном положительном отношении ОВД и общественности, выражающемся в одобрении, понимании, доверии и поддержке.

Достижение указанной цели осуществляется в процессе реализации аналитико-про-гностической, информационно-коммуникативной, организационно-технологической и коммуникативно-методической функций связей с общественностью органов внутренних дел на консультативном и исполнительском уровнях их интеграции в систему управления органов внутренних дел.

При этом консультативный уровень интеграции связан с процессом подготовки и принятия управленческих решений в области связей с общественностью, осуществляемым в ходе взаимодействия аппаратов управления ОВД и специализированных подразделений информации и общественных связей ОВД, исполнительский уровень интеграции включает деятельность по непосредственному исполнению указанных решений специализированными субъектами связей с общественностью ОВД.

Путем анализа функций подразделений информации и общественных связей ОВД, нашедших свое отражение в нормативных актах МВД России , а также их синтеза с представлениями о функциях связей с общественностью социальных организаций, сложившихся на сегодняшний день в теории, нам представляется возможным обобщить их содержание, при этом раскрыв его на обоих уровнях интеграции.

Таким образом, мы можем отметить, что содержание функций связей с общественностью ОВД на консультативном уровне заключаются в следующем.

Аналитико-прогностическая функция направлена на изучение и прогнозирование состояния социальной среды функционирования органов внутренних дел и её реакций на их действия. Она включает сбор, анализ и обобщение информации о структуре среды, действующих в ней субъектах общественности, происходящих процессах, интересах и потребностях граждан в правоохранительной сфере, уровне их удовлетворения и отношении к органам внутренних дел, получившем отражение в общественном мнении и материалах средств массовой информации, а также прогнозирование на основе полученных данных будущих состояний указанной среды.

Организационно-технологическая функция направлена на организацию конкретных мероприятий по сбору, обработке, хранению информации о социальной среде функционирования органов внутренних дел и передаче этой информации управляющей подсистеме для использования при формировании стратегии развития связей с общественностью и информационной политики, а также принятии управленческих решений в данной сфере. Она включает комплекс мер и действий по организации аналитической работы, проведению социологических, статистических и иных исследований, мониторингу материалов средств массовой информации, формированию и ведению информационных учетов и информационных систем, а также проведению консультационных встреч руководства органов внутренних дел с представителями общественности.

Информационно-коммуникативная функция направлена на установление и поддержание разнообразных каналов информационного обмена между органами внутренних дел и социальной средой их функционирования. Она находит свое выражение в установлении и поддержании контактов с социологическими службами изучения общественного мнения, а также разнообразными субъектами общественности (отечественными и зарубежными СМИ, органами государственной власти и местного самоуправления, политическими, общественными, религиозными образованиями, экономическими субъектами и т.д.).

Коммуникативно-методическая функция на консультативном уровне заключается в непосредственном представлении руководству органов внутренних дел достоверной, полной и своевременной аналитической информации о социальной среде функционирования, а также его консультировании о способах, приемах и технологиях осуществления связей с общественностью, представлении рекомендаций по разработке концептуальных моделей сотрудничества и социального партнерства, программ, акций и кампаний.

Таким образом, функции связей с общественностью на консультативном уровне их интеграции в систему управления органов внутренних дел выполняют роль обеспечения аппаратов управления необходимой информацией о состоянии социальной среды функционирования в целях её использования при осуществлении как внутриорганизационного управления, так и управления характеристи-

ками социальной среды, а также консультирования руководства по вопросам выработки информационной политики и стратегии развития связей с общественностью, выбора наиболее эффективных способов, приемов и технологий осуществления управляющих коммуникативных воздействий.

На исполнительском уровне интеграции в систему управления органов внутренних дел содержание функции связей с общественностью, на наш взгляд, выражается в следующем.

Аналитико-прогностическая функция связана с подготовкой массива аналитических данных, необходимых для выбора предпочтительной модели, стратегии и тактики проведения комплекса мероприятий либо конкретного мероприятия, ориентированных на изменение характеристик социальной среды функционирования органов внутренних дел. Она включает сбор, анализ и обобщение данных о среде, необходимых для выбора наиболее эффективной формы деятельности, планирования, организации и проведения того или иного мероприятия либо комплекса мероприятий, прогнозирования эффективности осуществляемого информационно-коммуникативного воздействия.

Организационно-технологическая функция включает совокупные меры и действия по организации и реализации программ пропагандистского и информационно-разъяснительного характера, проведения пресс-конференций, брифингов, «круглых столов», творческих конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации деятельности органов внутренних дел и т.д.

Информационно-коммуникативная функция на рассматриваемом уровне выражается в установлении и поддержании информационного обмена между органами внутренних дел и социальной средой их функционирования, осуществляемого путем продуцирования, тиражирования и распространения информации. Она включает осуществление деловых контактов с российскими и зарубежными журналистами, кино-, теле- и видеостудиями, распространение по поручению руководства органов внутренних дел информации в средствах массовой информации, выражающей официальную позицию органов внутренних дел, а также информации о решениях и деятельности органов внутренних дел, осуществление информационного обеспечения мероприятий с участием руководства органов внутренних дел, содействие освещению в центральных,

региональных и ведомственных средствах массовой информации мероприятий, проводимых органами внутренних дел, участие в пропаганде содействия граждан, общественных объединений органам внутренних дел и т.д.

Коммуникативно-методическая функция на исполнительском уровне связана с консультированием иных структурных элементов системы органов внутренних дел о целях, задачах, а также способах, приемах, технологиях осуществления связей с общественностью, в целях обеспечения исполнения единой информационной политики. Она включает организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений информации и общественных связей, а также иных подразделений и служб органов внутренних дел по вопросам взаимодействия с различными элементами общественности, разработку рекомендаций, методических пособий в целях повышения эффективности деятельности органов внутренних дел в области связей с общественностью, участие в разработке учебных программ и тематических планов повышения квалификации сотрудников, изучение и внедрение отечественного и зарубежного передового опыта в области развития связей с общественностью органов внутренних дел и их информационной политики и т.д.

Таким образом, содержание связей с общественностью органов внутренних дел на исполнительском уровне непосредственно связано с реализацией решений управляющей подсистемы о преобразовании характеристик социальной среды функционирования ОВД, которое осуществляется технологическим субъектом связей с общественностью в лице подсистемы подразделений информации и общественных связей.

В заключение необходимо отметить, что выделение в деятельности по связям с общественностью ряда функций, а также их

дифференциация относительно уровней интеграции в систему управления носит во многом условный характер. На практике отнести тот или иной вид (форму) деятельности в сфере связей с общественностью к какой-то конкретной функции либо уровню интеграции довольно сложно. Так, например, проведение пресс-конференции использует элементы всех указанных функций на обоих уровнях включения в систему управления. Необходимость проведения данного мероприятия может быть установлена при выявлении в ходе аналитической работы по исследованию характеристик системы «ОВД - общественность» (аналитико-прогности-ческая функция на консультативном уровне) посредством мониторинга материалов СМИ (организационно-технологическая функция на консультативном уровне), получаемых ОВД по подписке (информационно-коммуникативная функция на консультативном уровне), существования определенной проблемы. Информация о ней и возможности её решения путем проведения пресс-конференции передается управляющей подсистеме (коммуникативно-методическая функция на консультативном уровне). В случае принятия управленческого решения о проведении данного мероприятия технологическим субъектом осуществляется сбор, анализ и обобщение информации по теме пресс-конференции (аналитико-прогности-ческая функция на исполнительском уровне). Проводятся мероприятия по её подготовке и проведению (организационно-технологическая функция на исполнительском уровне). В ходе пресс-конференции происходит информационный обмен с целью оказания информационно-коммуникативного воздействия на социальную среду функционирования ОВД и решения возникшей проблемы (информационно-коммуникативная функция на исполнительском уровне).

Литература

1. Новое время - новая милиция // Щит и меч. 2005. № 37. С.1.

2. Положение об Управлении общественных связей Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом АД МВД России № 19 от 14.01.2005 г.; Типовое положение об отделе информации, региональных и общественных связей Главного управления МВД России по федеральному округу и Типовое положение об управлении (отделе, отделении) информации и общественных связей МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ, группе информации и общественных связей ОВДРО, утвержденные приказом МВД России № 234 от 5.04.2002 г.

Полковник внутренней службы Владимир Владимирович Васенин родился 3 июля 1981 года в г. Пермь.

Службу в органах внутренних дел начал в 1998 году в должности оперуполномоченного уголовного розыска УВД Свердловского района г. Перми.

В 2000 году окончил Пермский филиал Нижегородской академии МВД России, а в 2008 году Высшую школу экономики.

С 2004 года по 2017 год работал на различных должностях в подразделениях Госавтоинспекции ГУ МВД России по Пермскому краю, в том числе возглавлял отделение пропаганды безопасности дорожного движения.

В 2017 году был назначен на должность заместителя начальника – начальника отделения общественных связей отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Пермскому краю.

В 2019 году был переведен для дальнейшего прохождения службы в Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Имеет ведомственные награды.

Управление информации и общественных связей является самостоятельным структурным подразделением ГУ МВД России по г. Москве и осуществляет информационное сопровождение деятельности столичной полиции, организацию взаимодействия со средствами массой информации, государственными и муниципальными органами города Москвы, избирательными комиссиями и институтами гражданского общества.

В оперативном подчинении управления находятся Телестудия ГУ МВД России по г. Москве и еженедельная газета «Петровка, 38», а также структура отдельных подразделений, в которой успешно работают группы информации и общественных связей УВД по административным округам и отраслевых управлений главка. Кроме того в управлении действует официальный информационный портал ГУ МВД России по г. Москве, который помогает москвичам и гостям столицы из первых рук получать информацию о криминогенной обстановке в городе, а также почерпнуть всю справочную информацию. Посещаемость ресурса в среднем составляет до 7000 посетителей за сутки.

Благодаря мощному информационному ресурсу поддерживается постоянное взаимодействие с корреспондентами федеральных и городских СМИ. Систематически в пресс-центре ГУ МВД России по г. Москве проходят брифинги по актуальным темам, интересующим москвичей. На плановой основе организуются пресс-конференции с участием руководителей главка и его подразделений, которые всегда вызывают большой интерес у журналистов.

Особое внимание уделяется мониторингу материалов о деятельности сотрудников столичной полиции. Отслеживание выхода материалов осуществлялось при помощи автоматической системы мониторинга и анализа СМИ в режиме реального времени.

Одним из важнейших направлений деятельности работы управления стало укрепление взаимодействия с общественностью, что позволило наладить тесные контакты с представителями органов государственной власти и общественными объединениями, правозащитными молодежными организациями, национальными диаспорами и религиозными конфессиями.

Расширение конструктивного сотрудничества с населением, общественными и правозащитными организациями, средствами массовой информации для Управления является краеугольным камнем проходящей в России реформы системы органов внутренних дел, направленной, прежде всего, на повышение эффективности борьбы с преступностью в условиях строгого соблюдения прав и свобод граждан.

Введение …………………………………………………………………….
3


Глава 1. Основные понятия, цели, принципы и функции связей с общественностью …………………………………………………………...

9


Глава 2. Общая характеристика деятельности Отдела информации и общественных связей МВД РТ …………………………………………

17
§ 1. Отдел информации и общественных связей МВД РТ: структура, специфика, функции …………………………………

17
§ 2. Учет специфики работы с внешними и внутренними аудиториями в рамках деятельности отдела информации и общественных связей МВД РТ: традиционные и новые формы обеспечения коммуникации ………………………………………
Заключение ………………………………………………………………….
38


Список использованных источников и литературы ………………….
42

Введение

Актуальность выбранной темы исследования: «Деятельность по связям с общественностью органов государственной власти субъекта РФ (на примере МВД Республики Татарстан)» обусловлена следующими обстоятельствами.
Силовые структуры и спецслужбы всегда обладают большей долей закрытости, чем, например, массовая куль­тура, которая в принципе получает доход от того, что при­влекает внимание к себе массового сознания. Министерство внутренних дел наряду со своей закрытостью обладает и сильной от­крытостью, поскольку не только высшие чины, но и рядовые сотрудники милиции (с которыми мы сталкиваемся каждый день) постоянно находятся на виду. Таковой оказывается двойствен­ная природа этого объекта, который одновременно облада­ет как открытыми, так и закрытыми зонами.
Еще одной существенной особенностью сотрудников милиции (из-за опреде­ленной массовости профессии) являет­ся зависимость статуса этой профессии и решаемых ею за­дач от отношения к ним массового сознания. Уровень доверия граждан к работникам милиции – залог успеха в раскрытии преступлений, предотвращения квартирных краж, разбойных нападений и, в общем, работы внутренних органов.
В Министерстве внутренних дел Республики Татарстан (далее – МВД РТ) немало делается для усиления связи между населением и правоохранительными органами, используя при этом продуктивную постоянную работу со средствами массовой информации. Однако, анализ этой работы, проводимой на местах, показывает, что сотрудники органов внутренних дел не в полной мере используют возможности средств массовой информации. Любое их выступление в печати и на телевидении, так или иначе, формирует общественное мнение. «Последние данные социологических исследований свидетельствуют о том, что повышение престижа правоохранительной деятельности, укрепления доверия людей к лицам ее осуществляющим, становятся сегодня одной из важнейших государственных задач».
Работникам силовых структур очень важно обладать безукоризненной репутацией в глазах общественности. Ещё некоторое время назад мы могли наблюдать острое недоверие к работникам милиции, нежелание вступать с ними в контакт. Но сегодня, благодаря работе отдела информации и общественных связей, которые создаются в каждом районном отделении внутренних дел, имидж работников силовых структур неуклонно растет, растет и доверие граждан.
Силовые структуры обладают очень важной характе­ристикой, которая должна повышать их значимость в массовом сознании: «они всегда работают в кризисных ситуациях, ра­бота с риском для жизни является нормой этой профессии. Соответственно, необходимо внимание общества к подоб­ному типу профессионалов».
Тем самым, мы сформулировали целый ряд характе­ристик, которые вписаны в имидж силовых структур и спецслужб:
– государственность решаемых задач,
– закрытый характер проводимой работы,
– работа в условиях кризиса, с риском для жизни.
Отсюда следует, что типажи, которые предстают пе­ред массовым сознанием на экране или со страниц газет, должны в определенной степени соответствовать этим характеристикам образа. Это то, что общественность видит в качестве позитива, поэтому лучше соответство­вать ему, чем бороться с ним.
Сама по себе форма уже концентрирует нуж­ный набор характеристик, выражая его визуально, выделяя человека этой профессии в толпе. Также могут быть выстроены и иные цепочки, на которых базируется имидж сотрудника милиции. То есть перед нами достаточно сложный объект, поэтому одной из важных задач становится координация ин­формационных усилий.
Первыми в рамках нашего государства коммуникации с общественностью профессионализировали как раз сило­вые структуры и спецслужбы, создав там соответствую­щие отделы. И это понятно, так как именно для этих струк­тур характерно особое внимание к кризисным ситуациям, разрешение и смягчение которых и становится основным в их работе с общественностью. Если для другой структу­ры кризис – это исключение из правил, то силовые струк­туры находятся в постоянной готовности к работе в не­стандартных условиях. Не менее важной задачей стано­вится и работа с персоналом, поскольку выдержать тяжелые ситуации могут только специально подготовлен­ные специалисты.
В ряде случаев необходимо решать и такие вопросы, как «лечение ситуации» – антикризисный PR, это ситуации, связанные с «честью мундира».
В последнее время силовые структуры подвергались во многом справедливой критике. Формирующийся негативный имидж силовых структур, конечно, потребует усилий по его исправлению. Но теперь понадобится значительное время, чтобы вернуть не только уважение, но и самоуважение лю­дей в погонах.
Степень изученности темы
1) Особое значение для нашего исследования имеют труды российских ученых в области связей с общественностью: М.П. Бочарова, А.Н. Чумикова, Е.А. Блажнова, И.Л. Викентьева, В.А. Моисеева, В.Е. Рева, Е.А. Уткина, а также зарубежных авторов У. Липпмана, Э. Бернейза, Д. Бурстина, в которых исследованы научные основы, подходы и методология деятельности связей с общественностью.
В данной группе исследованы научные основы, подходы и методология деятельности связей с общественностью. Так, в книге «Связи с общественностью. Теория и практика» авторов А.Н. Чумикова, М.П. Бочарова большое внимание уделяется творческому синтезу теории и эмпирического материала, разработке новых схем и концепций, анализу отечественного и зарубежного опыта в названной сфере.
Деятельность служб по связям с общественностью была предметом диссертационных исследований в диссертации А. И. Курцева «Становление и развитие связей с общественностью в государственном управлении Республики Татарстан (1990-2000 годы): историко-политический анализ».
В книге «Приемы рекламы и Public Relations» (автор И.Л. Викентьев) помимо теоретических сведений, приводятся 215 примеров, 130 учебных задач, 15 практических приложений необходимых для повседневной работы рекламистов, специалистов по связям с общественностью и журналистов.
2) Представляют интерес работы авторов, в которых раскрываются актуальные аспекты развития и анализа новых тенденций в области связей с общественностью: И.В. Алешиной, Е.А. Блажнова, Б.Л. Борисова, В.А.. Моисеевой, Л.Б. Невзлина, Е.А. Ножина, Г.Г. Почепцова, А.В.
Кочетковой, А.С. Тарасовым, а также зарубежных авторов С. Блэка, Д. Врага, Д. Доти, Ф. Коттера, М. Менчера, Ф. Сейтэка и др.
Авторами А.В. Кочетковой, В.Н. Филипповым, Я.Л. Скворцовым, А.С. Тарасовым в книге «Теория и практика связей с общественностью» особое внимание уделяется исследовательскому процессу как первому этапу планирования успешной PR-кампании.
3) Вопросы обеспечения общественной безопасности, проблемы организации деятельности сотрудников внутренних дел всегда находятся в центре внимания административно-правовой науки. Теоретические основы этой деятельности заложены в работах С.С. Алексеева, С.Н. Бочарова, Д.Н. Бахраха, Г.А. Туманова и др.
Отдельно следует охарактеризовать Интернет-ресурсы, так или иначе связанные со связями с общественностью в органах внутренних дел:
– Публикации новостей и статей в СМИ Интернета, на сайтах информационных агентств и традиционных СМИ, на информационных ресурсах сетевых обозревателей, на специализированных и тематических серверах. Наибольший интерес представляет сайт «PR-библиотека: Международный пресс-клуб»;
– Представляет интерес Сайт МВД России (http://www.mvd.ru/). На сайте предоставлена разнообразная информация: нормативно-правовые акты, статистические данные, аналитические статьи, интервью, законы и другие материалы;
– Справочно-поисковая система «Консультант Плюс» – электронный банк нормативных документов, аналитической справочной информации, комментарии законодательства, периодических изданий и другой информации.
Цель данной работы: исследовать особенности деятельности Отдела информации и общественных связей в системе МВД РТ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– Проанализировать основные понятия, цели, принципы и функции связей с общественностью;
– Исследовать стратегию, специфику, функции Отдела информации и общественных связей МВД РТ;
– Выявить сочетание традиционных и новых форм обеспечения работы со внешними и внутренними аудиториями в отделе.
Объект исследования: связи с общественностью в силовых структурах.
Предмет исследования: специфика деятельности отдела информации и связей с общественностью МВД по Республике Татарстан.
Методы исследования: анализа и синтеза, группировки, сравнения, структурный, функциональный, системный.
Поставленная цель и задачи определили структуру курсовой работы: она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Основные понятия, цели, принципы и функции связей с общественностью

Связи с общественностью – явление намного более глубокое и широкое, чем просто отделы, функционирующие в отдельных предприятиях и учреждениях, или самостоятельные консультативные фирмы по связям с общественностью, к услугам которых обращаются клиенты. И теоретики, и практики системы связей с общественностью постоянно подчер­кивают, что она является наукой и искусством формирования обще­ственного мнения в желаемом направлении. Третье издание между­народного Вебстерского толкового словаря определяет связи с общественностью как «науку и искусство налаживания взаимного понимания и доброжелательности между личностью, фирмой или учреждением и общественностью».
Несколько иной акцент определение связей с общественностью имеет у тех авторов, которые стремятся подчеркнуть особенности задач и уровень ответственности, возлагаемый на эту систему. В итоге пред­лагается ряд операциональных определений того, что составляет ее содержание и функциональную нагрузку.
Стремление определить сущность связей с общественностью, перечисляя свойственные этой системе функции, довольно широко распростра­нено среди теоретиков и практиков. Известный американский иссле­дователь Рекс Ф.Харлоу попытался обобщить более пятисот дефини­ций, накопившихся в специальной литературе с начала XX века, и на основании этого предложил свое собственное определение, охваты­вающее концептуальные и операциональные аспекты связей с обще­ственностью: «Паблик рилейшнз – это особая функция управления, призванная устанавливать и поддерживать взаимосвязи, взаимопо­нимание, взаимопризнание и сотрудничество между предприятием и его публикой; осуществлять управление процессом разрешения про­блем или спорных вопросов; помогать руководству в изучении обще­ственного мнения и реагировании на него; определять и подчерки­вать ответственность руководства в вопросах служения обществен­ным интересам; помогать руководству эффективно изменяться в со­ответствии с требованиями времени; выступать системой заблаго­временного предупреждения, помогая предвидеть тенденции разви­тия; в качестве своих основных средств использовать научные мето­ды, основанные на этических нормах общения».
Связи с общественностью служат многим социальным институтам: пред­приятиям, профсоюзам, государственным учреждениям, доброволь­ным ассоциациям, фондам, больницам, образовательным и религиоз­ным организациям. Для достижения своей цели эти институты долж­ны налаживать прочные связи с различными аудиториями и соци­альными группами: рабочими, членами различных объединений, по­требителями, местными общинами, акционерами и др., а также с об­ществом в целом.
Достижение целей организации требует от руководства понима­ния сути отношений и ценностей людей, с которыми они общаются. Сами цели обусловлены внешней средой. Специалист по связям с общественностью выступает в роли советника руководителя и, будучи посред­ником, помогает переводить его собственные цели и намерения на понятный, приемлемый для общественности язык политики. Как функция управления связи с общественностью охватывают:
– предвидение, анализ и интерпретацию общественного мне­ния, отношений и спорных вопросов, способных положи­тельно или отрицательно повлиять на деятельность и планы организации;
– консультирование руководства всех уровней организации по вопросам принятия решений, определения направления дей­ствий и коммуникации с обязательным учетом обществен­ных последствий его деятельности, а также социальной и гражданской ответственности организации в целом;
– постоянную разработку, выполнение и оценку программ деятельности и коммуникации для обеспечения понимания целей организации информированной публикой, что являет­ся важной предпосылкой их достижения. Это могут быть программы маркетинга, финансирования, сбора средств, от­ношений со служащими, правительственными учреждения­ми и т.д.;
– планирование и реализацию усилий организации, направлен­ных на совершенствование социальной политики;
– определение целей, составление плана и бюджета, подбор и подготовку кадров, изыскание средств, другими слова­ми, управление ресурсами для выполнения всего вышеиз­ложенного.
Для профессиональной практики в сфере связей с общественно­стью необходимы знания по искусству коммуникации, психологии, социальной психологии, социологии, политологии, экономике, осно­вам менеджмента и этики. Нужны также технические знания и опыт изучения общественного мнения, анализа социальных проблем, связей со средствами информации, прямой переписки, институциональной рекламы, публикации материалов, создания кинолент (видеоклипов), ор­ганизации специальных событий, подготовки докладов и презентаций.
Помогая определять политику и внедрять ее в жизнь, специалист по связям с общественностью использует разнообразный опыт профессио­нальных коммуникаций, выполняя интегрирующую роль как внутри организации, так и между организацией и внешней средой.
Итак, существует множество определений связей с общественностью. В основном они сосредоточены на отдельном признаке или направле­нии деятельности специалистов в области связей с общественностью: сбыте продукции; формировании желательного для корпорации, от­дельного учреждения или политического деятеля общественного мнения; создании имиджа кандидата на выборную должность и пр. И этому не стоит удивляться, поскольку на практике связи с общественностью поистине всеобъемлющи, они могут выражаться и в виде лоббизма, и в «целовании бэби», и в ежегодном отчете корпорации о своей дея­тельности, и в отчете правительства об определенных направлениях политики и во многом другом.
Однако все направления деятельности объединяет нечто общее, с чем имеют дело специалисты по связям с общественностью – так называе­мые «пиэрмены» (от англ. «public relations men»). В большинстве случаев пиэрмен так или иначе занимает­ся информационной работой. А создание информации тесно связано с понятием управления. Отсюда можно сделать вывод, что как одна из его функций связи с общественностью – это специальная система управления информацией (в том числе социальной), если под управлением понимать процесс создания информационных по­водов и информации заинтересованной в ней стороной, распро­странение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемо­го общественного мнения. Сразу же подчеркнем: создание инфор­мации не следует понимать в узком, сугубо журналистском смысле – как подготовку корреспонденции.
Рассмотрим принципы и функции связей с общественностью.
Принципы. Специалисты по связям с общественностю фактически являются посред­никами между представляемой организацией и различными группа­ми общественности, с которыми организация имеет дело. Поэтому на пиэрменов возлагается ответственность и перед организацией, от имени которой они действуют, и перед различными аудиториями общественности. Они призваны распространять информацию, позво­ляющую заинтересованным группам населения уяснить политику и деятельность данной организации. С другой стороны, пиэрмены внимательно изучают общественное мнение этих групп, информируя о нем руководство организации, обязанное прислушиваться к на­строениям населения и реагировать на них.
Такая посредническая деятельность, ее объективно высокое зна­чение в достижении взаимопонимания и налаживании взаимовыгод­ных, гармоничных отношений между организацией и общественно­стью определяют основные принципы деятельности института паб­лик рилейшнз и его специалистов.
Эти основоположные принципы сформулированы авторами аме­риканского учебника «Это П.Р. Реалии паблик рилейшнз» Д. Ньюсомом, А.Скоттом, Дж. Турком:
1. Связи с общественностью имеют дело с реальной, а не воображаемой действительностью, с фактами, а не фикцией. Поэтому основой их успешной политики является абсолютная правдивость, тщательное планирование и выполнение программ, главной целью которых вы­ступает удовлетворение общественных интересов.
2. Связи с общественностью – профессия, ориентированная на такое ока­зание услуг, где основное значение имеют интересы общественности, а не собственная выгода. Иначе говоря, Связи с общественностью – это абсолютно преданное служение общественности.
3. Поскольку пиэрмен обязан обращаться к общественности и ис­кать у нее поддержки программ и политики организации, главным критерием выбора этих программ и направлений политики должен быть общественный интерес. Поэтому пиэрмену необходимо быть мужественным, чтобы не побояться сказать нет своему клиенту или отказаться от выполнения программы, вводящей общественность в заблуждение.
4. Учитывая то, что пиэрмен обращается к различным группам общественности через средства массовой информации, являющиеся по своему характеру общественными каналами коммуникации, он обязан сохранять чистоту этих каналов. Он никогда не должен пред­намеренно или невзначай вводить в заблуждение средства массовой информации.
5. Находясь между организацией и окружающей ее общественно­стью, пиэрмены обязаны быть эффективными коммуникаторами, пе­редавать информацию в обоих направлениях до тех пор, пока не бу­дет достигнуто взаимопонимание.
6. Чтобы содействовать коммуникации в обоих направлениях и быть эффективными коммуникаторами, работники связей с общественностью должны хорошо знать мнения и настроения различных групп обще­ственности, широко применяя научные методы изучения обществен­ного мнения. Система связей с общественностью не может довольствоваться домыслами.
7. Чтобы глубже понять волнующие общественность организации проблемы и отыскать лучшие пути выхода на них, работники связей с общественностью не должны надеяться исключительно на интуицию, они обязаны опираться на выводы таких социальных наук, как психоло­гия, социология, социальная психология, широко пользоваться их методологией изучения общественного мнения, процессов комму­никации и семантики.
8. Поскольку научными исследованиями связей с общественностью зани­маются многие специалисты, практики этой сферы должны постоян­но привлекать и адаптировать к своим условиям разработки смежных дисциплин, включая теорию познания, психологию человека, социо­логические, политологические, экономические и исторические тео­рии.
9. Работники связей с общественностью обязаны разъяснять общественно­сти суть проблем заблаговременно, еще до того, как они перерастут в кризис. Это значит, что пиэрмены призваны бить тревогу и давать своевременно советы, чтобы люди не оказались застигнутыми врас­плох.
10. Деятельность работников связей с общественностью следует оценивать на основании единого критерия – этики поведения. Личностные черты пиэрмена определяются исключительно тем, какой репутацией он пользуется.
Обобщая данные принципы, можно утверждать, что основным в деятельности системы паблик рилейшнз является, во-первых, обеспечение взаимной пользы организации и общественности, а также абсолютная честность и откровенность тех, кто зани­мается этим видом управленческой деятельности. Во-вторых, осо­бое значение для связей с общественностью имеет открытость информации. Известный английский специалист в этой области Сэм Блек вообще считает данный принцип определяющим. «Паблик рилейшнз, – пишет он; – это искусство и наука достижения гармонии с помощью взаимопонимания, основанного на правде и полной информирован­ности». И, в-третьих, существенным для паблик рилейшнз яв­ляется опора на объективные закономерности функционирова­ния массового сознания, отношений между людьми, организа­циями и общественностью, решительный отказ от субъективизма.
Функции. Принято считать, что в целом связи с общественностью выполняют три основные функции.
1) Контроль мнения и поведения общественности с целью удов­летворения потребностей и интересов прежде всего организации, от имени которой проводятся ПР-акции. Эта функция часто критикует­ся, поскольку в данном случае организация рассматривает общест­венность как свою жертву. Подобная ситуация во многом напомина­ет манипулирование сознанием и поведением людей в определенном направлении.
2) Реагирование на общественность, то есть организация учиты­вает события, проблемы или поведение других и соответствующим образом реагирует на них. Иначе говоря, в этом случае организация стремится прислуживать общественности, рассматривая тех, от кого зависит ее судьба, как своих хозяев.
3) Достижение взаимовыгодных отношений между всеми свя­занными с организацией группами общественности путем содейст­вия плодотворному взаимодействию с ними (в том числе со служа­щими, потребителями, поставщиками, производственным персона­лом и т.д.). Именно эта функция является фундаментом модели ком­промисса и считается наиболее полезной и плодотворной, поскольку целевые группы общественности тут рассматриваются как партнеры организации, с которыми она вступает во взаимодействие.
Как социальный институт современные связи с общественностью предла­гают организациям и общественности различные пути согласования общих интересов для преодоления трений и предотвращения нера­зумных действий. Опытные специалисты по связям с общественностью спо­собны стимулировать широкое социальное мышление, помогая ру­ководству организаций осознать их социальную миссию в обществе. Современные связи с общественностью призваны вооружать руководителей разнообразными и глубокими знаниями о современном обществе, помогая им правильно формулировать цели и видеть перспективы развития.
Выполняя эти функции, связи с общественностью способствуют осозна­нию всеми институтами общества – государственными и общест­венными, политическими и хозяйственными, благотворительными и сугубо коммерческими – социальной ответственности перед обще­ством, нынешними и будущими поколениями людей.
Связи с общественностью функционируют во всех сферах жизни общест­ва, поскольку их принципы отражают важнейшие человеческие стремления: быть всем понятными, открытыми для широкого со­трудничества в атмосфере взаимной благожелательности. В своей практической деятельности институт связей с общественностью как раз и формализирует эти стремления.

Глава 2. Общая характеристика деятельности Отдела информации и общественных связей МВД РТ
§ 1. Отдел информации и общественных связей МВД РТ: структура, специфика, функции

Отдел информации и общественных свя­зей Министерства внутренних дел по Республики Татарстан был создан в целях информационного обеспе­чения и пропаганды оперативно-служебной деятельности органов внут­ренних дел, их взаимодействия Органов внутренних дел с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, избирательными комиссиями, полити­ческими партиями, движениями, общественными и религиозными объеди­нениями.
Деятельность Отдела информации и общественных связей МВД по РТ (далее – Отдел) ведётся по следующим направлениям:
– Работа Отдела организуется на основе планирования, со­четания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и кол­легиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, государственного служащего и работника за выполнение сво­их функциональных обязанностей и отдельных поручений.
– Организация взаимодействия Отдела с органами государ­ственной власти и общественными объединениями, избирательными ко­миссиями, региональными объединениями политических партий и движе­ний, общественными и религиозными объединениями по вопросам форми­рования объективной общественной оценки деятельности Органов внутренних дел.
– Информирование граждан о государственной политике в области обеспечения правопорядка и общественной безопасности, борьбы с пре­ступностью и предпринимаемых Органов внутренних дел мерах по ее реализации.
– Пропаганда содействия граждан, общественных объединений Ор­ганам внутренних дел в осуществлении правоохранительной деятельности.
– Создание режима делового партнерства и взаимного доверия со СМИ.
– Организация и проведение контр пропагандистских акций по выявлению и пресечению умышленно распространяемой недостоверной информации в отношении деятельности Органов внутренних дел.
– Информирование руководства Органов внутренних дел об освещении в СМИ дея­тельности Органов внутренних дел.
– Участие в оценке степени влияния общественно-политической, социально-экономической, межнациональной, конфессиональной обста­новки в регионах на состояние правопорядка.
– Координация приоритетных направлений деятельности подраз­делений информации и общественных связей штабов городских районных органов внутренних дел по вопросам взаимодействия с органами местного само­управления и общественными объединениями, оказание им методической помощи и распространение передового опыта их работы.
– Осуществление деловых контактов с представителями СМИ, кино-, теле-, видео студиями, творческими объединениями, оказание им методической и консультативной помощи в использовании материалов о деятельности Органов внутренних дел, правовой пропаганде и в целях создания положитель­ного имиджа сотрудника органов внутренних дел.
Рассмотрим функции Отдела информации и общественных связей в МВД РТ.
В рамках поставленных задач Отделом информации и общественных связей Министерства внутренних дел по РТ реализуются такие функции как организация и проведение для татарстанских и российских журналистов встреч, пресс-конференций, брифингов, «круглых столов» с участием руководителей Министерства; осуществление приема представителей татарстанских и российских средств массовой информации, общественности, деятелей литературы и искусства, граждан, ознакомление по их просьбе в установленном порядке с документами и иными материалами о деятельности Органов внутренних дел.
В перечень функций включено проведение консультаций и оказание помощи журналистам в подготовке материалов по вопросам деятельности органов внутренних дел.
Также Отделом информации и общественных связей ведется:
– Разработка предложения по приоритетным направлениям развития информационного обеспечения и общественных связей МВД по Республике Татарстан.
– Осуществление сбора, анализа, обобщения и распространения ин­формации о развитии общественно-политической, социально-экономической, межнациональной составляющей отношений в регионе, их влиянии на состояние общественного порядка и вносит предложения руководству Органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
– Выражение в СМИ официальной позиции руководства МВД Республики Татарстан и распространение по его поручению информацию о вы­полнении задач Органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и общественной безо­пасности, борьбе с преступностью.
– Организация консультационных встреч руководства МВД Республики Татарстан с руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лидерами политических партий и дви­жений, общественных и религиозных объединений, представителями ре­гиональных политических сил для выработки взаимоприемлемых решений в вопросах укрепления законности и общественного порядка, правовой пропаганды, поддержания авторитета Органов внутренних дел.
– Осуществление информационного обеспечения мероприятий с участием руководства МВД Республики Татарстан, руководителей структур­ных подразделений Органов внутренних дел.
– Содействие в соответствии с Законами Российской Федерации «О средствах массовой информации» и «О милиции» освещению в цен­тральных, региональных и ведомственных СМИ мероприятий проводимых Органов внутренних дел.
– Изучение деятельности общественных и религиозных объедине­ний, их влияние на криминальную обстановку в регионе, подготовка справоч­ных материалов о них руководству Органов внутренних дел.
– Осуществление совместно с иными подразделениями Органов внутренних дел взаи­модействие с избирательными комиссиями по вопросам обеспечения правопорядка и общественной безопасно­сти в ходе подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
– Подготовка ежедневно для доклада руководству Органов внутренних дел справки, пресс-релизы по материалам центральных и региональных СМИ, аннота­ции к критическим публикациям с предложениями по решению затраги­ваемых в них проблем.
– Распространение в СМИ во взаимодействии со структурными подразделениями Органов внутренних дел заявления, пресс-релизы, информационные выпус­ки о результатах текущей деятельности ОВД.
– Подготовка и проведение для представителей СМИ встреч, пресс-конференций, брифингов, «круглых столов» с участием руководства ОВД.
– Привлечение сотрудников и работников структурных подразде­лений Органов внутренних дел с согласия их руководителей к выступлениям в центральных, региональных и ведомственных СМИ, подготовке интервью, публикаций и видеосюжетов.
– Консультация и обеспечение необходимыми информационными материалами представителей центральных, региональных и ведом­ственных СМИ, пишущих на правоохранительную тематику.
– Регулярное информирование начальника, его заместителей и руко­водителей структурных подразделений ОВД о реакции СМИ на действия ОВД по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности граждан.
Кроме того, проводится работа совместно с заинтересованными подразделения­ми Органов внутренних дел:
– Критические выступления в СМИ по вопросам деятельности ОВД, оказывает им помощь в подготовке материалов для опровержения несоответствующих действительности и порочащих честь и достоинство сотрудников ОВД, сведений.
– Предложения, заявления и жалобы граждан, письма и запросы органов государственной власти, депутатов, организаций, общественных и религиозных объединений, относящихся к их компетенции.
– Организует работу временных пресс-центров (пресс-групп) в районах со сложной оперативной обстановкой.
– Организует проведение совещаний, семинаров с руководителя­ми и сотрудниками отделений (групп) информации и общественных связей горрайлинорганов внутренних дел по вопросам взаимодействия с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, региональными организациями политических партий, движений, религиозными объедине­ниями в целях обеспечения правопорядка, укрепления доверия к органам внутренних дел.
– Участвует в организации творческих конкурсов на лучшее ос­вещение в центральных, региональных и ведомственных СМИ деятельно­сти органов внутренних дел.
– Поддерживает связь по вопросам, входящим в компетенцию деятельности Подразделения, с органами государственной власти субъек­тов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с информационными подразделениями правоохранительных органов региона, приграничных ОВД стран СНГ, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, а также с региональными СМИ, с центрами социально-политических исследований, социологическими службами изучения общественного мнения населения.
Проанализируем организацию и обеспечение деятельности Отдела информации и общественных связей МВД РТ.
Отдел возглавляет начальник, который выполняет функции пресс-секретаря Министра, назначается на должность и освобождается от должности Министром по согласованию с Управлением информации и общественных связей МВД России.
Начальник Отдела осуществляет общее руководство дея­тельностью Отдела и несет персональную ответственность за над­лежащее выполнение возложенных на него задач и функций.
Начальник Отдела:
– Обеспечивает разработку тактики реализации информацион­ной политики и общественных связей МВД по РТ.
– По поручению Министра представля­ет МВД по РТ в органах государственной власти субъекта Российской Федера­ции, на съездах, собраниях, совещаниях, научно-практических конферен­циях политических партий, движений, общественных и религиозных объе­динений, проводимых в регионе.
– Обеспечивает подбор и расстановку кадров Отдела, их профессиональную подготовку, соблюдение законности, служебной дис­циплины, состояние боевой готовности и гражданской обороны, создание необходимых условий для работы и удовлетворения социально-бытовых потребностей сотрудников.
– Обеспечивает соблюдение режима секретности, неразглаше­ние сведений конфиденциального характера.
– Контролирует выполнение подчинёнными сотрудниками воз­ложенных на них задач и функций и обеспечивает первоочередное поступ­ление аудио-, видео - и печатного материала о деятельности МВД по РТ в Управление информации и общественных связей и Объединенную редакцию МВД России.
– Вносит предложения руководству МВД по РТ по совершенствова­нию структуры и штатного расписания Отдела.
– В установленном порядке ходатайствует перед руководством МВД по РТ о назначении, перемещении, временном отстранении и освобождении от должности сотрудников и работников Отдела.
– Вносит предложения Министру о поощрении сотрудни­ков и работников Отдела, наложении на них дисциплинарных взы­сканий.
– Ходатайствует в установленном порядке перед Министром о предоставлении отпусков сотрудникам и работникам Отдела и направлении их в командировки.
– Осуществляет взаимодействие в установленном порядке с представителями органов государственной власти, руководителями регио­нальных и центральных российских СМИ, ведет переписку с ними при решении задач, возложенных на Отдел.
– В пределах своей компетенции запрашивает и в установлен­ном порядке получает от структурных подразделений МВД по РТ, архивов, обра­зовательных и научно-исследовательских учреждений системы МВД Рос­сии информацию для подготовки документов, представляемых в органы государственной власти Республики Татарстан, в органы местного самоуправления, Управление информации и общественных связей МВД России, отдел информации, региональных и общественных связей главного управления МВД России по фе­деральному округу, а также для размещения необходимых сведений в ре­гиональных и центральных российских СМИ.
– Вносит предложения руководству МВД по РТ о поощрении журна­листов, пишущих на правоохранительную тематику.
Отдел информации и общественных связей МВД по РТ состоит из отделения по связям с электронными СМИ, отделения по работе с печатными СМИ, отделения по связям с общественностью, каждое из которых выполняет определённые функции. Рассмотрим эти функции подробнее.
Основные функции отделения по связям с электронными СМИ.
– Подготовка и выпуск информационно-правовой передачи «Вести. Дежурная часть. Татарстан». Выходит на телеканале ГТРК «Татарстан» в 7.45 и 13.45 ч. с понедельника по пятницу.
– Аналитическая передача «НЭП» - нелегальное экономическое пространство, в которой освещаются наиболее резонансные преступления в сфере экономики. Выходит на телеканале «ТНВ» два раза в месяц по средам в 23:40.
– Подготовка и размещение на республиканских телеканалах социальных видеороликов, направленных на профилактику краж сотовых телефонов, угонов автомототранспорта, грабежей и разбойных нападений, квартирных краж и других, не менее значимых, преступлений против личности.
Основные функции Отделения по связям с печатными СМИ:
– Проведение брифингов, пресс-конференций, «круглых столов», презентаций, направленных на укрепление положительного имиджа органов внутренних дел;
– Подготовка и распространение в республиканских и центральных печатных СМИ информации о PR-акциях, раскрытии преступлений, выступлениях руководства МВД по РТ, а также помощь журналистам в подготовке материалов на правоохранительную тематику.
– Ежедневное обновление официального интернет-сайта МВД Республики Татарстан (www.mvdrt). Для более тесного взаимодействия МВД по РТ с гражданами на сайте создана специальная рубрика «Интернет-приемная», посредством которой жители республики смогут задать руководству МВД свой вопрос или высказать пожелание по организации работы милиции.
Основные функции Отделения по связям с общественностью:
– Взаимодействие с органами государственной власти и общественными объединениями, избирательными комиссиями, региональными объединениями политических партий и движений, общественными и религиозными объединениями;
– Мониторинг законодательных и нормативных актов, печатных и электронных СМИ.

В заключении данной главы отметим, что необходимо коренным образом изменить концепцию взаимодействия Органов внутренних дел со средствами массовой информации. Существующая в настоящее время ситуация, когда журналисты только и ждут повода для того, чтобы в очередной раз облить грязью сотрудников милиции, а положительные материалы о МВД публикующиеся в СМИ в основном сотрудниками пресс-служб МВД, и, как правило, не вызывают доверия со стороны населения, недопустима.
Усилия сотрудников Отдела информации и общественных связей МВД РТ должны быть направлены не на опубликование запоздалых опровержений и подготовку хвалебных публикаций, а на создание положительного образа милиционера, путём своевременного распространения интересующей журналистов информации, проведения пресс-конференций по наиболее острым проблемам деятельности МВД, вовлечения профессиональных журналистов в объективное освещение работы милиции. Начальникам Горрайонов и руководителям служб ОВД нужно привлекать корреспондентов газет и тележурналистов к участию в различных рейдах, операциях (например, «Перехват», «Патруль», «Ключ» и др.), конечно же, соблюдая при этом все меры их безопасности, опираясь на Закон и процессуальные нормы.
Информация о каких-то негативных процессах и событиях в органах внутренних дел также должна незамедлительно распространяться по средствам массовой информации на основании материалов служебных поверок и расследований. Это дает возможность сбить волну слухов и сенсационных разоблачений на страницах газет, показывая населению, что милиции нечего скрывать. Министерство внутренних дел само ведет борьбу с нарушениями в органах внутренних дел, изобличает виновных, задерживает «преступников в погонах» и передает их правосудию. И об этом надо говорить, не забывая отмечать при этом, что основная, подавляющая часть сотрудников милиции – это честные, порядочные люди с обостренным чувством справедливости, а Министерство внутренних дел – высокопрофессиональное ведомство, способное противостоять преступности.
Стараться положить конец конфронтации между МВД и средствами массовой информации. Всем руководителям органов и подразделений внутренних дел, сотрудникам по связям со средствами массовой информации необходимо научиться формировать общественное мнение, не только распространяя официальные пресс-релизы, но и поддерживая неформальные отношения с журналистами, постоянно подогревая их интерес к работе правоохранительных органов, предоставляя им интересные эксклюзивные материалы.

§ 2. Учет специфики работы с внешними и внутренними аудиториями в рамках деятельности отдела информации и общественных связей МВД РТ: традиционные и новые формы обеспечения коммуникации

Изучив сущность связей с общественностью, рассмотрев особенности работы отдела информации и общественных связей в первой главе, подвергнем анализу применение связей с общественностью в деятельности Министерства внутренних дел. Для этого мы выделим внутреннюю и внешнюю общественность Министерства внутренних дел, а также средства и методы взаимодействия Министерства внутренних дел с внешней общественностью.
«Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной влас­ти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности Органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации».
МВД РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.
Министерство внутренних дел России осуществляет следующие основные полномочия:
1) формирует на основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процес­сов основные направления государственной политики в установлен­ной сфере деятельности;
2) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государ­ственной политики в установленной сфере деятельности;
3) разрабатывает и представляет в установленном порядке Прези­денту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности МВД России;
4) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных Конституционных законов, федеральных зако­нов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Рос­сийской Федерации самостоятельно принимает нормативные право­вые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, фе­деральными Конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ;
5) определяет основные направления деятельности органов внут­ренних дел и внутренних войск и руководит их деятельностью;
6) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной полити­ки в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, внутренних войск и ФМС России;
7) участвует в формировании федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности;
8) подготавливает по поручению Президента и Правительства РФ проекты отзывов и за­ключений на проекты законодательных и иных нормативных право­вых актов Российской Федерации;
9) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации:
– оперативно-розыскную деятельность;
– производство дознания и предварительного следствия по уго­ловным делам;
– экспертно-криминалистическую деятельность;
– розыск лиц и похищенного имущества.
В министерствах и ведомствах федерального уровня, а так же в местных органах власти создаются и функционируют свои РR-подразделения.
В системе Министерства внутренних дел работают специалисты в самых разных областях охраны правопорядка, досконально изучившие ситуацию в каждом конкретном районе республики. Их опыт позволяет Министерству компетентно действовать в любых, даже самых сложных, ситуациях.
В настоящее время наличие отдела информации и общественных связей в системе органов внутренних дел является обязательным. В России все информационные структуры Министерства внутренних дел объе­диняются в новое управление печати и информации, зада­чей которого становится информационное обеспечение структур министерства и пропаганда опыта борьбы с пре­ступностью. В результате даже на уровне райотдела мили­ции создается должность офицера пресс-службы.
Отметим, что в московском FM-эфире стала работать государственная радиостанция «Милицейская волна», входящая в объединение Телерадиостудия Министерства внутренних дел России.
В работе отдела информации и общественных связей Министерства внутренних дел ставятся тактические и стратегич
и т.д.................

PR деятельность сегодня, существует во всех структурах государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, динамично развивается в органах внутренних дел.

Следует начать с того что работа в сфере связей с общественностью в органах внутренних дел достаточно специфична. Это заключается в том, что они призваны отражать интересы всех граждан, создавая в общественном мнении тождество интересов МВД и общества. У связей с общественностью в Органах Внутренних Дел достаточно большой объем работы, это связано с значительным спектром целевых аудиторий. Большая целевая аудитория организации несет в себе преимущества и проблемы. Преимущества заключаются в том, что большая целевая аудитория предполагает под собой широкий спектр интересов и огромную социальную базу. А недостатком является слабая вовлеченность социума в деятельность органов.

Активная работа отделов связей с общественностью в МВД началась сравнительно недавно, т.к. ранее считали что это не обязательная часть в работе органной внутренних дел.

Автор книги «Связи с общественностью в органах власти», А.А. Макаров говорит о этой ситуации так: «При этом вопросы имиджа конкретной государственной структуры, хотя и существенны, но не так выражены, не так важны, как в коммерческих структурах, ибо их имидж не зависит от их создания, развития, ликвидации. То же самое можно сказать в отношении МВД. Несмотря на то или иное негативное отношение к их репутации, население не имеет возможности их игнорировать, и обречено пользоваться их услугами, даже если качество этих услуг не внушает доверия. А сколько бы граждан воспользовались услугами коммерческой структуры, к которой они бы не испытывали доверия? Ответ, полагаю, очевиден». [Макаров]

В связи с вышесказанным следует отметить, что, несмотря на то, что связи с общественностью в силовых структурах стремительно развиваются, в связи с поздним введением данной отрасли в ведомства, структура пресс - службы МВД еще не до конца сформирована. Этот факт доказывает отсутствие четких норм взаимодействия с другими правоохранительными ведомствами, например, с пресс-службами прокуратуры, суда, следственного комитета, которые также входят в структуру МВД, но имеют свои пресс-службы. А сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние на эффективность работы всех подразделений органов внутренних дел. Из-за того, что потенциал связей с общественностью сегодня не использован в полной мере, оказывается невозможным решение множества задач, которые стоят перед МВД России.

А самое главное то, что до недавнего времени МВД России занималось в основном информационной политикой, нежели думала о имидже, в этом и кроется главная проблема.

На сегодняшний день, главная задача связей с общественностью в органах силовых ведомств, прозрачность действий полиции, действия должны быть понятны общественности, благодаря этому будет получена поддержка.

Для того чтоб деятельность любой организации была близка и понятна общественности, нужно сконцентрировать работу на соответсвующих принципах. Многие специалисты, в том числе и Бондаренко Т.А. выделяет следующие:

Принцип открытости. Открытость органов является неотъемлемой частью в их работе. Связи с общественностью в первую очередь являются проводником между органами государственной власти и общества. В зависимости от того насколько открыта организация можно определить степень прозрачности ее деятельности. Принцип отрыкости является показателем доверия общества к работе МВД.

Принцип законности. Связи с общественностью в органах власти обязаны соблюдать данный принцип законности, предоставляя в установленном законом порядке необходимую информацию и обеспечивая к ней доступ. Например, связи с общественностью в госструктурах должны соблюдать права журналиста, определенные в федеральном законе «О средствах массовой информации», обязаны не воспрепятствовать законной деятельности журналистов согласно ст. 164 Уголовного кодекса РФ. Нужно отчетливо понимать, что журналистская деятельность заключает в себе по сути интересы общества на получение информации, в том числе и об органах власти.

Принцип оперативности. Принцип оперативности выявляется необходимость своевременного информирования общества о деятельности органов внутренних дел. Обязательно для этого принципа оперативность, в донесении информации по особо важным ситуациям (конфликты, социально значимые события и тд.). Для данного принципа не соответствует замалчивание информации, т.к. это может вызвать конфликтные настроения в обществе и подорвать имидж организации.

Принцип конструктивности. Информация должна быть полной и разнообразной, использующей всевозможные каналы коммуникации - формальные и неформальные, в том числе СМИ, электронные каналы, виртуальное пространство Интернета, рекламные технологии, встречи с населением и т.д.

Принцип системности. Работа органов внутренних дел должна быть целенаправленной и основанной на информации обратной связи, с учетом соответствующих социологических исследования. Системность социологических исследованиях позволяет анализировать состояние общественного мнения по актуальным вопросам государственного управления. Принцип системности помогает сосредоточить внимание на главным моментах в деятельности организации.

В работе любого органа, в том числе и МВД должен лежать принцип взаимного уважения. Суть его заключается в том, что отношения должны быть доверительными, уважительными, равными, ведь именно надежные отношения между вышестоящими должностями и отделом по связям с общественностью могут привести к созданию крепкой организации и положительного имиджа организации.

Изучив большое количество литературы, можно выделить следующие цели пиар службы МВД России:

  • - обеспечение открытости, прозрачности и гласности в работе с общественностью;
  • - обеспечение связей с гражданами, их объединениями;
  • - формирование позитивного имиджа организации среди общественности;
  • - донесение важной информации для общественности

Для достижения данных целей, представители отдела связей с общественностью МВД должны выполнять определенный ряд функций. Ключевой функцией является нахождение контактов и их расширение с организациями и гражданами страны. Постоянное изучение общественного мнения об организации является главным в деятельности любой организации, ведь узнав мнение общественности они могут скорректировать свою работу, устранив недочеты. Постоянный обзор прессы, ее контент - анализ позволяют определить ситуацию, которая складывается вокруг организации, и своевременно предотвратить возможные проблемы.

Учитывая специфику функционирования силовых структур и спецслужб, не менее важной задачей является и работа с внутренней аудиторией этих структур. Тем более, что по ряду причин объективного и субъективного характера система сдерживающих норм и этических принципов в армии и на флоте начала давать серьезные сбои. (Студопедия)

Актуальность темы исследования заключается в том, что эффективность деятельности органов внутренних дел- это важное условие обеспечения безопасности и поддержка социально-политического порядка всей России. В это же время задача, которая была поставлена в процессе административной реформой по повышению качества работы государственной власти, не может быть решена без активного диалога между гражданами и государственными структурами, в том числе органами внутренних дел.

Связи с общественностью в современном мире играют одну из ведущих ролей в деятельности МВД России и его подразделений. Система институционализованных связей с общественностью органов внутренних дел выступает главным источником информации о результатах работы органов МВД по охране правопорядка, который формирует общественное мнение граждан Российской Федерации. Помимо всего, это механизм обратной связи сотрудников правоохранительных органов с населением.

Взаимодействие связей с общественностью с органами МВД дает обществу целостную картину об обстановке в стране, уровне преступности, наличие угроз для их жизни. И, благодаря своевременной и достоверной информации, граждане страны могут чувствовать свою защищенность и уверенность в завтрашнем дне. Для этого необходима четкая и быстрая работа пресс-служб и служб по связям с общественностью ОВД России.

Здесь существует ряд проблем, с которыми пришлось столкнуться при взаимодействии с общественностью МВД России в целом.

Традиционно в стране к сотрудникам органов внутренних дел сложилось двоякое отношение: с одной стороны - это люди, которые призваны обеспечивать правопорядок в стране, защищать права и свободы граждан и всегда быть на страже закона; с другой стороны – их авторитет был подорван и часто люди не хотят обращаться за помощью, так как веры в то, что помощь будет своевременно оказана просто нет. На сегодняшний день этот негативный отпечаток наложенный на органы внутренних дел связан со «вседозволенностью» людей в погонах, превышении и злоупотребление должностными полномочиями, которые формируют общественное мнение и распространяют его на всю систему правоохранительных органов в целом.

Невозможно также скрыть тот факт, что отклики и оценки происходящих событий в СМИ, на телевидении, в интернете и т.д. вызывают недоверие к правоохранительным органам.

Конечно, нельзя судить о деятельности МВД только по информации распространяемой СМИ и другими источниками, которая выставляет органы внутренних дел в неприглядном свете. Следует заметить, что такие случае не единичны. Но здесь важно другое: СМИ, говоря о «зверстве» правоохранительных органов, возводят частное в общее, тем самым еще больше настраивая людей против органов внутренних дел.

К этому следует добавить, что теоретическая разработка проблематики связей с общественностью органов внутренних дел пока также находится на начальном этапе, что оказывает негативное влияние на эффективность деятельности всех служб и подразделений органов охраны правопорядка на практике.

Деятельность органов МВД всегда на виду, и любое неосмотрительное действие со стороны сотрудников органов внутренних дел будет моментально подхвачено и преподнесено со своей интерпретацией средствами массовой информации населению. Все это вмиг станет достоянием общественности.

Общество всегда с большим интересом наблюдает за сводкой криминальных новостей, различными детективами и происшествиями. При правильно налаженной работе служб по связям с общественностью ОВД это поможет изменить общественное мнение о деятельности сотрудников правоохранительных органов в лучшую сторону.

С этим шквалом насущных проблем приходится работать службам по связям с общественностью органов внутренних дел (пресс-службам), которые имеют незначительный опыт в данной области. И благодаря проделанной работе данных служб мы можем наблюдать положительные тенденции во взаимодействии ОВД с общественностью.

Несмотря на все существующие «минусы»,в настоящее время пресс-службы управлений внутренних дел по стране заняли активную позицию в вопросах взаимодействия со средствами массовой информации с целью информирования о ходе своей деятельности. Данное направление деятельности известно как информационно-пропагандистская работа, осуществляемая с позиции наступления, активности, направленная на оперативное, всестороннее информирование граждан о деятельности органов внутренних дел с целью формирования объективного общественного мнения о работе полиции и позитивного имиджа сотрудника полиции.

Все это свидетельствует о том, что деятельность информационной службы управлений внутренних дел реально способствует изменению общественного мнения о полиции в положительную сторону. Однако, говорить о возвращении доверия к органам внутренних дел со стороны населения преждевременно.

Особенности сложившегося к настоящему моменту имиджа системы МВД России определили следующие ориентиры информационного взаимодействия: постепенное вытеснение из общественного мнения негативных оценок органов внутренних дел как структуры, обеспечивающей безопасность только политической и государственной элиты общества; нейтрализация негативных сторон имиджа системы МВД России; достижение такого качества информационного взаимодействия системы МВД с общественным мнением, которое позволит перейти от тактики «Текущей обороны» к опережающему управлению процессом формирования установок и оценок населения; преодоление преимущественно критического, сенсационно-обличительного отношения к системе МВД со стороны СМИ; снятие с ведомства «налета» идеологической структуры, перевод имиджа системы МВД в сферу правового сознания.

Средства массовой информации все еще распространяют материалы, способствующие формированию негативного образа сотрудника правоохранительных органов. Для исправления ситуации необходимо проводить широкомасштабные информационные кампании по пропаганде правоохранительной деятельности, содействия органам внутренних дел и активного участия общественности в обеспечении правопорядка. Разработка таких кампаний должна осуществляться в региональных информационных отделах с учетом специфики каждого региона. В настоящее время подобные мероприятия разрабатываются в Главном Управлении Общественных связей Министерства Внутренних Дел РФ, что является малоэффективным и не приносит должных результатов.

Здесь можно задаться вопросом: Как СМИ теперь могут поспособствовать возвращению доверия у общества к органам МВД и что это изменит?

Ответ на данный вопрос прост. Как показывает практика, без опоры и поддержки населения невозможно решить такую важную задачу как профилактика преступности. Известно много случаев, когда сотрудники МВД с помощью СМИ эффективно сотрудничают с населением при поиске пропавших людей, сбежавших преступников, в качестве свидетелей преступления. Когда человек, ставший жертвой преступного посягательства или насилия, посмотрев тот и иной сюжет или выпуск программы, все же решает обратиться в соответствующие органы, а те, в свою, очередь, во время смогут принять соответствующие меры и предотвратить в последующем подобные деяния.

Но для того, чтобы граждане активно помогали в раскрытии преступлений и их предотвращении необходима открытость информации о результатах деятельности ОВД. Открытость, в свою очередь, приведет к доверию. Соответствующий уровень доверия приведет к уважению, когда появится доверие,общество будет всячески оказывать содействие сотрудникам полиции.

Роль СМИ здесь тоже немаловажна. От того, как и с каким подтекстом будет преподнесена информация о деятельности и проведенной работе органов МВД зависит и формирование общественной позиции. Активная общественная позиция всегда способствовала развитию и процветанию страны.

Связи с общественностью органов внутренних дел без активного участия самого общества неэффективны: сегодня без помощи граждан выстроить эффективную систему охраны общественного порядка в России невозможно.

Таким образом, организация связей с общественностью в системе Министерства внутренних дел России только обретает свою устойчивость. Это сложная и трудоемкая задача, которую следует реализовать для налаживания конструктивного диалога правоохранительных органов с обществом. Система связей с общественностью в системе МВД быстро изменяется, что делает PR органов внутренних дел интересным объектом для научного исследования.

Список литературы:

  1. Бережкова В. И. Специфика деятельности подразделений информации и общественных связей МВД России в системе связей с общественностью органов исполнительной власти. Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 55-60.
  2. Калиберда Е.Г. Связи с общественностью. М., 2002. 120 с.
  3. Смолева С.С. Имидж органов внутренних дел: проблемы формирования и поддержания: Монография. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 172 с.
  4. Федеральный выпуск Российская газета № 5254. Дмитрий Медведев: Рассчитываю на конструктивную дискуссию по проекту закона «О полиции». Дата публикации 09.08.2010 г. [Электронный ресурс] / URL: http://www.rg.ru/2010/08/09/policia.html (дата обращения 05.05.2016)