Открытость открытый человек. Интересные факты из психологии

Открытость как качество личности – готовность к осознанию самого себя без чувства угрозы от восприятия новой или даже нелицеприятной информации о себе.

Однажды спросила внучка у бабушки: - Бабушка, я не знаю, стоит ли ему всё рассказать. Вроде бы и ничего такого не было, но вдруг он узнает? И признаваться вроде не в чем, но и рассказать не могу. И как я могу требовать от него быть честным со мной, если сама начинаю что-то скрывать и недоговаривать? - Внученька, запомни три простых правила. Первое: никогда и ни при каких условиях не обманывай его. Второе: никогда и ни при каких условиях не изменяй ему. И третье: если уж обманула и изменила, то никогда, ни при каких условиях не рассказывай ему об этом. Только помни, внученька, как бы тебе ни хотелось, но последнее правило следует только за первыми двумя.

Открытость – это приглашение в гости в свой внутренний мир без всякой опаски быть уязвимым. Это открытость новому опыту и внутреннему переживанию без чувства угрозы со стороны внешнего мира. Это осознание самого себя в сочетании с искренностью, в которой реализуется самораскрытие. Противникам открытости, опасающимся всяческих каверз со стороны окружающих, мать Тереза сделала завещание: «Да, люди неразумны, непоследовательны и эгоистичны. И всё же люби их. Если ты делаешь добро, люди обвинят тебя в скрытой корысти и себялюбии. И всё же твори добро. Если тебя сопровождает успех, ты обретёшь тайных и явных врагов. И всё же стремись к успеху. Добро, сделанное тобой сегодня, уже завтра будет забыто. И всё же твори добро. Искренность и открытость сделают тебя уязвимым. И всё же будь искренен и открыт. То, что ты строил годами, может разрушиться в одно мгновение. И всё же строй. Люди потребуют у тебя помощи, но они же станут упрекать тебя за неё. И всё же помогай людям. Отдай миру самое лучшее, что ты имеешь, и ты получишь жестокий удар. И всё же отдавай лучшее, что у тебя есть».

Открытость – это готовность сделать для людей не день открытых дверей, а постоянно открытые двери своей души. Тем не менее, во внутреннем мире свои двери. Сколько дверей открыто – такова и открытость. Например, открыть социальную дверь – означает готовность непринуждённо общаться, познакомиться, дать свои координаты и контактную информацию. Открыть душевную дверь – значит, пригласить человека в свой внутренний мир, искренне выражать свою точку зрения, мнения и оценки, личное отношение к происходящему событию. И, наконец, как в сказке, у каждого человека существует ещё запретная дверь, за которой спрятан мир чувств и сокровенных желаний. Если он осознанно готов открыть и эту дверь – стало быть, перед нами полная открытость во всей своей чарующей красе. Иными словами, первая дверь – это коммуникабельность, вторая – искренность, а третья – откровенность. Поскольку третья дверь, всё-таки, запретная, поэтому в обыденной речи под открытостью подразумевают, как правило, душевную открытость.

Когда мы говорим «открытый человек» — подсознательно понимаем – не эгоист. Человек, у которого всё сознание пропитано эгоизмом по определению не может быть открытым – Эго взбунтуется, закатит такой скандал, что хоть «святых выноси». Открытый человек обладает чистым сознанием, его ум, чувства и разум не впитали яд эгоизма, он в приказном тоне разговаривает со своим Эго. У открытости Эго находится в положении Золушки. Эгоист, когда хочет освободиться от контроля и репрессий своего Эго, чтобы стать открытым и кому-то «излить душу», идёт в бар либо в магазин за алкоголем. Приняв на грудь, он временно становится открытым. Не зря в народе говорят: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». У эгоиста защитная функция Эго – показатель психического здоровья. Открытый трезвый эгоист – сигнал тревоги для психиатра – может, он стоит на ступеньке слабоумия или шизофрении, либо подсел на «иглу».

Американский антрополог Джаред Даймонд в книге «Мир до вчерашнего дня: чему мы могли бы научиться у традиционных обществ» исследует качества личности туземцев. Первое, что бросилось ему в глаза — поразительная открытость туземцев. Об удивительной открытости традиционных сообществ говорила и Жан Ледлофф, проведя два с половиной года в глубине джунглей Латинской Америки вместе с индейцами племени екуана. К примеру, по рассказам Ледлофф, «плакаться в жилетку» у екуана - совсем не метафора. Даже взрослый человек, если он расстроен, идет к близкой ему женщине: матери, тетке или жене, - и плачет в ее объятиях. Если мать взрослой женщины или неженатого мужчины умерла, сколько бы лет им в этот момент ни было, племя «назначает» им своего рода приемную мать, опекуна, которая берет на себя эмоциональные функции умершей. Женщина, к которой приходят выплакаться, сохраняет видимое спокойствие, даже равнодушие. Она просто «принимает» чувства горюющего, не комментируя их и не останавливая поток слез, пока человек не успокоится самостоятельно.

Без открытости трудно представить крепкий и гармоничный брачный союз. Гармоничные отношения в семье складываются, когда жена открыта мужу, свободно рассказывает о своих переживаниях, делится своим беспокойством, словом, естественно проявляет свои эмоции. Женщина должна выражать себя, в этом проявляется её женское самообладание. Если она будет скрывать эмоции, значит, вскоре будет обладать сама собой. Разумная эмоциональность украшает женщину и, наоборот, скрытность вызывает бестактность, грубость и холодность у мужчины. Он начинает сомневаться в её чистоте и верности, а подозрительный, ревнивый ум мигом соорудит из малозначащих ситуаций конструкцию – измену жены. В семье возникает напряжённость, подозрения, неудовлетворённость, ссоры и недоверие. Словом, отсутствие открытости со стороны женщины ведёт к разрушению отношений.

Есть такая печальная притча о том, как отсутствие открытости ведёт к бессмысленным жертвам. Старик на смертном одрепризнается жене: «Ради тебя, только ради тебя, я всегда послушно ел этот противный гороховый суп, который ты так любила, и даже находил силы его хвалить». А старуха отвечает: «Я сама его всегда ненавидела, но ты с таким восторгом о нем отзывался, что мне приходилось варить его почти каждый день».

Невероятные факты

Человеческая психика остается одной из самых больших загадок в мире.

Хотя исследователи узнали много интересных фактов о психологических особенностях человека , и даже могут предсказывать наше поведение, исходя из некоторых правил, многое еще остается непознанным.

Знали ли вы, насколько ошибочны ваши воспоминания, как долго формируются ваши привычки или количество друзей, которое вы можете приобрести?

Вот эти и другие психологические факты, которые помогут вам лучше узнать самого себя.


Психологические процессы человека

1. Вы страдаете от "слепоты невнимания"

Если вы ничего не слышали об эксперименте "невидимая горилла" , посмотрите следующее видео. Вам нужно посчитать количество пасов, которые сделали люди в белых футболках (посмотрите видео до того, как читать текст дальше).

Это пример того, что называют "слепотой невнимания ". Идея состоит в том, что мы часто слепы к тому, что происходит у нас буквально "под носом", если мы ориентированы на какую-то другую задачу.

В данном случае, человек в костюме гориллы проходит через группу игроков, останавливается и уходит. Участники, занятые подсчетом пасов, зачастую просто не замечают гориллу. Более того, те, кто знают о появлении гориллы, становятся еще более невнимательными и пропускают другие изменения (как например, изменение цвета занавесок, уход одной девушки).

2. Вы можете запомнить только 3-4 элемента одновременно


Существует правило "магического числа 7 плюс минус 2" , согласно которому человек не может хранить больше 5-9 блоков информации одновременно. Большая часть информации в кратковременной памяти хранится 20-30 секунд, после чего мы ее быстро забываем, только если не повторяем снова и снова.

Хотя большинство людей может удержать в памяти около 7 цифр на короткий период, практически всем нам сложно удержать в уме 10 цифр.

Последние исследования показывают, что мы способны хранить еще меньше: около 3-4 блоков информации одновременно . И хотя мы стараемся группировать данные, которые получаем, наша кратковременная память все же остается достаточно ограниченной.

Так например телефонный номер разбит на несколько наборов чисел, для того чтобы мы могли его легче запомнить.

3. Мы плохо воспринимаем сочетание красного и синего цвета


Хотя эти цвета используются во многих национальных флагах, красный и синий цвет тяжело воспринимаются нашим зрением, когда они находятся рядом друг с другом.

Это происходит из-за эффекта, называемого "хромостереопсис", который приводит к тому, что некоторые цвета "выступают", а другие удаляются. Это вызывает раздражение и усталость глаз .

Сильнее всего этот эффект проявляется при сочетании красного и синего, а также красного и зеленого цветов.

4. Вы видите вещи иначе, чем их воспринимаете

Согласно исследованию Кембриджского университета, "нежавно в каокм подякре рпасолоежны бкувы в слвое. Смаое ваонже, это чотбы пеарвя и понесдяля бкува блыи на свиох метсах".

Даже если остальные буквы будут перемешаны, вы сможете прочесть предложение. Это происходит потому, что человеческий мозг не читает каждую букву, а слово в целом . Он постоянно обрабатывает информацию, которую получает от органов чувств и то, как вы воспринимаете информацию (слова), как правило, отличается от того, что вы видите (спутанные буквы).

5. Вы способны удерживать пристальное внимание около 10 минут


Даже если вы находитесь на собрании, вас интересует тема, и человек интересно излагает предмет, то максимум внимания, которое вы способны поддерживать, это 7-10 минут. После этого ваше внимание начнет слабеть и вам нужно сделать перерыв, чтобы дальше удерживать свой интерес.

Психологические особенности человека

6. Способность откладывать удовольствие появляется с детства


Ваша способность откладывать немедленное удовлетворение своих желаний возникает еще в раннем детстве. Люди, которые с ранних лет могли откладывать удовольствие, лучше учились в школе, и лучше справлялись со стрессом и разочарованием.

7. Мы предаемся мечтам 30 процентов времени


Любите витать в облаках? Согласно психологам, мы все любим предаваться мечтам, по меньшей мере, 30 процентов времени. Некоторые из нас еще больше, но это не всегда плохо. Исследователи утверждают, что люди, которые любят помечтать, как правило, более изобретательны и лучше решают различные проблемы.

8. Привычка формируется в течение 66 дней


Ученые, изучающие, как долго те или иные действия превращаются в привычку, выяснили, что нам в среднем для этого нужно около 66 дней.

Чем сложнее поведение, которые мы хотим приобрести, тем дольше времени нам нужно . Так, тем, кто хотел обрести привычку делать физические упражнения, чаще всего требовалось в 1,5 раза больше времени, чтобы она стала автоматической, чем тем, кто вырабатывал привычку есть на обед фрукты. Даже если вы пропустите день или два, это не повлияет на время обретения привычки, но слишком много пропущенных дней подряд может замедлить процесс.

9. Вы переоцениваете вашу реакцию на будущие события


Мы не очень хорошо предсказываем будущее. Если быть точнее, мы переоцениваем нашу реакцию на будущие события, будь то приятные или негативные.

Исследования показали, что люди считают, что положительные события, такие как замужество или крупный выигрыш, сделают их намного счастливее, чем это происходило на самом деле. Аналогично, мы считаем, что негативные события, такие как потеря работы или несчастный случай, вызовут у нас гораздо большую подавленность, чем в реальности.

10. Вы вините другого человека, а не ситуацию (и ситуацию, а не себя)


Вспомните, когда вы ждали другого человека, который опаздывал на встречу. Скорее всего, вы объясняли его задержку безответственностью и несобранностью. В этой же ситуации свое опоздание вы списывали на внешние обстоятельства (пробки на дорогах).

В психологии это называется "фундаментальная ошибка атрибуции " – то есть склонность винить поведение других людей внутренними особенностями личности, а свое поведение - внешними факторами ("у меня не было выбора", "мне не повезло"). К сожалению, даже осознавая нашу склонность делать несправедливые суждения, мы все равно продолжаем совершать эту фундаментальную ошибку.

11. Количество друзей, которое у вас может быть, ограничено


Даже если вы можете похвастаться несколькими тысячами друзей в социальных сетях, на самом деле их у вас намного меньше. Психологи и антропологи выявили "число Данбара" – то есть максимальное число близких связей, которое может иметь человек, и оно составляет от 50 до 150.

12. Вы не можете не обращать внимание на еду, на секс и на опасность


Замечали ли вы, что люди всегда останавливаются, чтобы посмотреть на сцены несчастных случаев. На самом деле, мы не можем не обращать внимания на ситуацию опасности. У каждого человека есть древнейшая структура мозга, которая отвечает за выживание и спрашивает: "Могу я это съесть? Можно ли заняться с этим сексом? Может ли это меня убить?".

Еда, секс и опасность – это все, о чем он заботится. Ведь без еды человек умрет, без секса род не продолжится, а если человек умрет, два первых пункта не будут иметь смысла.

13. Вы знаете, как делать вещи, которые никогда раньше не делали


Представьте, что вы никогда не видели iPad, но вам его дали и предложили почитать на нем книги. Еще до того, как вы включите iPad и начнете им пользоваться, в вашей голове уже будет модель того, как читать с его помощью книги. У вас будут предположения того, как будет выглядеть книга на экране, какими функциями вы сможете пользоваться, и как вы это будете делать.

Другими словами у вас есть "мысленная модель" чтения книги с планшета, даже если вы никогда этого не делали. Ваша мысленная модель будет отличаться от модели, которая есть у человека, читавшего раньше электронные книги и того, кто вообще не знает, что такое iPad.

Наши мысленные модели основываются на неполных фактах, прошлом опыте и даже интуитивном представлении.

14. Вам хочется больше выбора, чем вы сможете осилить


Если вы зайдете в любой супермаркет, вы увидите огромный ассортимент продуктов, и все потому, что людям нужен большой выбор .

В одном исследовании, проводимом в супермаркете, исследователи представили участникам 6 видов джема, а затем 24 вида джемов. И хотя люди чаще останавливались у прилавка с 24 видами джема, они в 6 раз чаще покупали джем на прилавке с 6-ю видами джема.

Это объясняется просто: несмотря на тот факт, что нам кажется, будто мы хотим больше, наш мозг может справиться только с ограниченным количеством элементов одновременно.

15. Вы счастливее, когда чем-то заняты


Представьте, что вы находитесь в аэропорту и вам нужно забрать багаж. При этом вам нужно около 12 минут, чтобы добраться до зоны получения багажа. Когда вы подходите к ленте выдачи багажа, вы сразу забираете свой чемодан. Насколько нетерпеливым вы себя чувствуете?

Теперь попробуйте представить аналогичную ситуацию, но только вы добираетесь до ленты выдачи за 2 минуты и ждете свой багаж 10 минут. Хотя в обеих ситуациях получение багажа заняло у вас 12 минут, во втором случае вы наверняка были более нетерпеливы и несчастны.

Если у человека нет причин быть активным, он решает ничего не делать. И хотя это помогает нам сохранять энергию, безделье заставляет нас чувствовать себя нетерпеливыми и несчастными .

Мозг и психика

16. Большинство решений вы принимаете подсознательно


Хотя нам нравится думать, что все наши решения тщательно контролируются и продуманы, исследования говорят о том, что повседневные решения на самом деле являются подсознательными , и у этого есть причина.

Каждую секунду наш мозг атакует больше 11 миллионов индивидуальных единиц данных, и так как мы не можем все это тщательно проверить, наше подсознание нам помогает принимать решение.

17. Вы переделываете свои воспоминания


Мы воспринимаем наши воспоминания, как небольшие "фильмы", которые мы проигрываем в нашей голове и считаем, что они хранятся так же, как видео в нашем компьютере. Однако это не так.

Каждый раз, когда вы мысленно возвращаетесь к какому-то событию, вы его изменяете , так как нервные пути каждый раз иначе активизируются. На это могут влиять и более поздние события, и желание восполнить пробелы в памяти. Так вы, например, не помните, кто еще был на встрече родственников, но так как ваша тетя обычно присутствовала, вы можете со временем включить ее в ваше воспоминание.

18. Вы не можете выполнять сразу несколько дел одновременно


Если вы думаете, что хорошо можете выполнять сразу несколько дел одновременно, вы ошибаетесь.

Ученые доказали, что мы не можем делать сразу 2-3 дела сразу . Конечно, мы можем идти и в то же время разговаривать со своим другом, но наш мозг фокусируется только на одной приоритетной функции в конкретный момент времени. Это говорит о том, что мы не можем думать о двух разных вещах одновременно.

19. Ваши самые яркие воспоминания ошибочны

Воспоминания волнительных и драматических событий называют в психологии "воспоминания- вспышки ", и они, как оказалось, полны ошибок.

Известными примерами этого феномена являются события, связанные с 11 сентября. Психологи попросили участников подробно описать, что они делали, где они были и другие детали, связанные с этим событием, сразу после теракта и через 3 года. Выяснилось, что 90 процентов более поздних описаний отличались от первоначальных. Многие люди могут в деталях описать, где и что они делали в тот момент, когда услышали новости. Проблема состоит лишь в том, что эти детали неверны, так как сильные эмоции, связанные с памятью, искажают воспоминания .

20. Ваш мозг также активен во сне, как во время бодрствования


Когда вы спите и видите сны, ваш мозг перерабатывает и объединяет опыт всего дня, создает ассоциации из полученной информации, решает что запомнить, а что забыть.

Наверняка, вы часто слышали совет "хорошо выспаться" перед экзаменом или важным событием. Если вы хотите запомнить то, что выучили, лучше всего ложится спать после того, как вы выучили материал и до того, как вам нужно это запомнить.

Мишель Фуко отвечает на вопросы Алена Бадью, самого известного из ныне живущих французских интеллектуалов, которого назвал «фигурой порядка Платона или Гегеля». Классики французской философии говорят о психологии, бессознательном и кантианском перевороте. Запись интервью была сделана в 1965 году, а недавно появилась версия с английскими субтитрами.

Философия и психология

Что такое психология?

Обычно, когда кто-то задает этот вопрос, особенно, если он адресован психологу, за этим в действительности стоит два совершенно разных вопроса. Первый: что исследует психология? И я не думаю, что это самый важных вопрос, который действительно интересует собеседника. У меня сложилось такое впечатление, что на самом деле за этим стоит проблема куда более серьезная и фундаментальная: является ли психология наукой? Я только что сказал банальность, но все же я считаю, что это действительно важно. Ведь тема публично обсуждалась и уже набила оскомину: научный статус психологии не укоренился в общественном сознании, да и вообще толком не установлен.

Я боюсь, что когда нас спрашивают о том, что такое психология, мы всегда делаем вид, что мы не заметили второго вопроса о научном статусе психологии, а ведь ответ именно на этот вопрос смог бы разрешить многие сомнения, существующие по поводу психологии. Мне кажется, мы должны искать в психологии не только объективность и научную форму, но и относиться к ней как и к любой другой форме культуры.

Что вы имеете в виду под «формой культуры»?

В свои 75 лет Бадью продолжает выпускать несколько книг в год. В конце октября вышла L"aventure de la philosophie française (Приключение французской философии) - пристрастный взгляд автора на интеллектуальную среду, в которой он формировался, и на труды всех тех великих, кого он знал, от Кангилема и Альтюссера до Фуко и Делеза.

Под «формой культуры» я понимаю, если хотите, форму знания, которая в рамках данной культуры возникает, развивается, вырабатывает свой собственный язык и в результате достигает уровня науки или паранауки. И мне бы хотелось, чтобы мы относились к психологии именно с этой точки зрения. Психология в западной культуре - это форма знания. То есть вопрос, на самом деле, в том, может ли знание расцениваться как наука или нет.

И если рассматривать вопрос с этой точки зрения, то каков будет ваш ответ?

Я считаю, что психология - это форма культуры, которая возникла на Западе примерно в XIX веке, но при этом корни ее уходят довольно глубоко в прошлое и тесно связаны с другими формами культуры и даже религии: исповедью, литературой, театром. При помощи них человек задавал и пытался разрешить вопросы о самом себе, вопросы, которые сейчас неотъемлемо связаны с психологией. Я думаю о функционировании этих институтов в XVI веке, о призыве к любви, об общении в кабаке. Все это побуждает человека задавать самому себе вопросы о природе личности человека, вопросы, которые в какой-то момент образовали тот тип знания, который мы сегодня называем психологией.

Вы не упомянули философию. Это потому что философия не является формой культуры или же потому, что не существует никакой связи между психологией как формой культуры и философией?

На самом деле вы мне только что задали три вопроса. Вы спрашиваете, является ли философия формой культуры. И вы спрашиваете, есть ли связь между философией и психологией, если понимать их как формы культуры. Наконец, вы спрашиваете меня, что это за связь, существующая между двумя данными формами культуры. На первый вопрос, мне кажется, мы могли бы ответить, что философия - это форма культуры, которая наиболее характерна для западной цивилизации. Начиная с философской мысли древних греков и до Хайдеггера и современности, философия оставалась зеркалом, отражающим культурную традицию Запада. С этой точки зрения философия является не просто формой культуры, а самой важной и универсальной формой культуры на Западе.

Теперь что касается вопроса о том, существует ли связь между двумя формами культуры: философией и психологией. Здесь возможны два варианта ответа. Мы можем сказать, что психология занимается исключительно заимствованием, в позитивном и научном аспекте, серии вопросов, занимавших философов на протяжении прошлых веков. И что она изучает поведение человека и развенчивает мифы о том, что такое, например, душа или мысль. С этой точки зрения психология - это научный подход к тому, что до недавнего времени довольно абстрактно осмысливалось в рамках философии. В таком случае, психология несомненно связана с философией и является формой культуры, в рамках которой человек размышляет над своей собственной природой.

«Начиная с философской мысли древних греков и до Хайдеггера и современности, философия оставалась зеркалом, отражающим культурную традицию Запада. С этой точки зрения философия является не просто формой культуры, а самой важной и универсальной формой культуры на Западе».

Но существует и другой ответ, и должен признаться, мне он нравится больше. И вот в чем он состоит: философия, будучи самой универсальной формой культуры на Западе, породила явление, которое возникло в начале XIX века или даже в конце XVIII века. Я говорю о появлении антропологического стиля мышления. Иными словами, в то время впервые возник вопрос, который Кант сформулировал в своей «Логике»: что есть человек?

Но ведь и до Канта существовали труды, которые исследовали природу человека.

Да, но я думаю, что в XVII и XVIII веке работы, посвященные природе человека, скорее исследовали вопрос вечности и связи человека с вечностью. То есть философия скорее задавалась вопросом о том, как человек может обладать истинным знанием, то есть знанием и пониманием вечности, но при этом оставаться смертным, конечным во времени - из-за ошибок, мечтаний, воображения и так далее. И с этой точки зрения для меня философия никогда по-настоящему не исследовала вопрос о природе человека.

А после Канта происходит пересмотр этой позиции?

С Кантом происходит пересмотр этой позиции. Впервые философия адресует себе примитивный вопрос о конечности бытия, именно с появлением взгляда на конечность бытия происходит революция философской мысли. Более того, характерно, что начиная с древних времен, проблема конечности присутствовала в математике.

Тем не менее «Критика чистого разума» имеет мало общего с философской антропологией.

Да, но на это я бы ответил цитатой из кантовской «Логики». Кант формулирует три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «Чего мне ожидать?». Они все напрямую связаны с четвертым вопросом - «Was ist der Mensch?», то есть «Что такое человек?» А это вопрос антропологии и в то же время основополагающий вопрос философии. Поэтому я считаю, что Кант если не основал, то уж точно открыл эту область философии, а именно философскую антропологию, которая возникла в XIX веке и через диалектику Гегеля и Маркса заново открыла ту сферу, которая традиционно принадлежала философии.

Открытие бессознательного

Вы позволите мне вкратце суммировать сказанное вами, что, безусловно, исказит вашу мысль?

Конечно, нет.

Вы провели различие между двумя противоположными взглядами. В первом случае философия открывает путь к психологии, и общественные науки гарантируют ее эффективное и позитивное понимание. Во втором случае, который, вы сказали, вам нравится больше, антропология становится тем поворотным моментом в философии как форме культуры, который позволяет Западу преуспеть в формулировании мысли о бытии или, по крайней мере, в попытках поставить этот вопрос. Если вы не против, мне хотелось бы задать вам мой тот же самый вопрос в отношении сущности психологии на каждом из этих уровней. Если предположить, что философия безоговорочно управляет общественными науками в целом и что они, в свою очередь, приняли эстафету от позитивистской традиции постановки философских вопросов, в чем будут состоять особенности психологии в контексте дисциплин, которые мы привыкли называть общественными науками?

Я думаю, что характерная черта психологии, которая обуславливает ее существование и позволяет ей оставаться самой важной общественной наукой - это то, что открыл Фрейд, - бессознательное. То есть в самой структуре психологии к концу XIX века произошли серьезнейшие изменения, и это, по моему мнению, дало начало самому важному и актуальному ее разделу. Мы можем также сказать, что психология с XVIII и до конца XIX века в основном провозглашала, что занимается анализом человеческого сознания, анализом мыслей, эмоций и так далее. А потом внезапно в конце XIX века, сконцентрировавшись на своем объекте изучения, психология перестала рассматривать себя как дисциплину, которая занимается изучением сознания, она превратилась в науку о том, что только что было открыто, в науку о бессознательном. С того момента, как психология идентифицировала себя как науку о бессознательном, она не просто заняла новую нишу, но полностью переделала и структуру прочих гуманитарных наук.

Таким образом, открыв существование бессознательного, психология открыла также, что наше тело само по себе, коллектив, окружающий нас, социальная группа, сама культура, в которой мы выросли, - все это формирует элементы нашего бессознательного. Психология открыла, что наши родители, мама и папа, - не больше, чем фигуры внутри нашего бессознательного. И науки, близкие к психологии, такие, как физиология, как социология, были полностью переосмыслены в связи с этим открытием. Так психология, включая ее самые потаенные уголки, стала определять дальнейшую судьбу общественных наук.

Теперь давайте посмотрим на все это с другой точки зрения. Какое место мы можем приписать фрейдовскому открытию бессознательного в антропологии, которая в тот момент нарождалась в западной мысли?

Здесь произошел целый ряд событий. Однако помните, что я всегда говорю о событиях, оставаясь ярым сторонником фактической истории, во всяком случае, когда дело касается философии, так как, в конце концов, вплоть до сегодняшнего дня никто из нас не рассматривал историю мысли с каких-либо позиций, кроме абстрактных. Так вот, произошел целый ряд событий в общей, идеальной, вневременной структуре. Речь идет о целом ряде фактов и событий, произошедших в самой философии в XIX веке. Это понятие бессознательного уже рассматривалось философией прежде, начиная с Шопенгауэра.

«Открыв существование бессознательного, психология открыла также, что наше тело само по себе, коллектив, окружающий нас, социальная группа, сама культура, в которой мы выросли, - все это формирует элементы нашего бессознательного. Психология открыла, что наши родители, мама и папа, - не больше, чем фигуры внутри нашего бессознательного».

Итак, бессознательное, ставшее объектом философии при Шопенгауэре и остававшееся таковым до Ницше, было для философии в то же время тем, что позволило сформироваться антропологической мысли - тем вопросам, которые Кант считал основополагающими для философии. Благодаря наблюдениям за бессознательным мы наконец осознали, грубо говоря, что никакого человека на самом деле не существует. И именно это понял Ницше. Провозглашая смерть Бога, он показал, что эта смерть явилась не просто концом христианской религии или всех религий вообще, но концом человека в привычной для него реальности и гуманистических ценностей, провозглашенных еще в эпоху Возрождения, еще при протестантизме и, возможно, даже во времена Сократа.

Этот путь рассуждений ведет нас к той пропасти, что лежит между основополагающими элементами западного знания в XIX веке. Появление антропологии как удела западной философии с самого начала XIX века было предвосхищено философией. И более того, общественные науки и психология вновь возвращаются к понятию бессознательного в конце XIX века. Происходит смешение общественных наук, которое наглядно демонстрирует себя и может быть позитивным, однако при этом гуманитарные науки растворяются в собственной позитивности, и человек, таким образом, в философском смысле, исчезает. И если в наши дни существует эта связь-не-связь между философией и психологией, то, возможно, именно благодаря этому феномену.

Философия адресовала субъект антропологии всей западной культуре и, когда этот субъект позаимствовала психология и описала его благодаря бессознательному совершенно новыми и позитивистскими терминами, философия открыла, что человек сам по себе не существует. Это произошло только благодаря позитивизму психологии. В основе психологии не было ничего, кроме этого заблуждения, этой пустоты, этого пробела, которым оказалось существование человека.

Вы сказали, что великая переоценка в мире психологии, а также гуманитарных наук в целом, произошла в конце XIX века, когда было открыто бессознательное. Слово «открытие» происходит из научного или позитивистского контекста. Что именно вы имеете в виду под «открытием бессознательного»?

Я думаю, что нам следует понимать это в прямом смысле слова. Фрейд буквально открыл существование бессознательного - как какого-нибудь предмета. Двадцать лет назад над всеми взглядами торжествовал один, утверждавший, несмотря на интерес психоаналитиков, что у Фрейда надо всем доминировал вещественный постулат. Все - от Политцера до Мерло-Понти включительно - подвергали критике вещественность и позитивизм Фрейда как пережиток XIX века. И была попытка вернуться к камню преткновения - бессознательному - в контексте более подходящих, аккуратных значений. Например, с точки зрения идеи о том, что бессознательное зафиксировано в предполагаемо трансцендентальной, или эмпирической, или исторической, или еще какой-нибудь субъективности. Так или иначе, бессознательное перестало быть тем неприятным и жестоким понятием, которое открыл Фрейд в глубинах человеческой психики. В общем, нельзя забывать о том, что Фрейд именно что открыл для мира бессознательное, словно какой-нибудь предмет, или, если вам угодно, словно текст. Я считаю, что лакановские интерпретации Фрейда бесспорны: бессознательное Фрейда по своей структуре похоже на язык.

«Провозглашая смерть Бога, Ницше показал, что эта смерть явилась не просто концом христианской религии или всех религий вообще, но концом человека в привычной для него реальности и гуманистических ценностей, провозглашенных еще в эпоху Возрождения».

Но это не значит, что бессознательное - это обычный язык - пустой или в некотором смысле виртуальный. Это слово, но не язык. То есть это не система, которая позволяет говорить, но это то, что было фактически написано, слова, которые были фактически помещены в бытие человека, или в его психику, если хотите. В любом случае они в буквальном смысле открываются во время того, как мы практикуем такую немного таинственную процедуру, как психоанализ. Мы вскрываем написанный текст, и, во-первых, мы видим, что есть определенные знаки, во-вторых, что эти знаки что-то означают, что они не абсурдны, а в-третьих, мы открываем то, что они означают.

Бессознательное как текст

Признание бессознательного в качестве текста и операция, благодаря который мы распознаем значение этого текста, есть методологические аспекты психологии?

Мне кажется, что в психоаналитической практике открытие того, что есть текст и понимание того, что этот текст что-то выражает, в действительности есть части одного и того же.

Значит ли это, что текст, находящийся в глубинах психики, - одновременно есть сообщение и шифр этого сообщения?

У нас есть набор знаков, если хотите, которые еще не есть буквы и слова. Кроме того, когда мы распознаем слова, которые представлены в бессознательном, мы еще не можем говорить об их значении и о том, каково их соотношение с их смыслом. Поэтому нужна аналитическая операция, которая будет решать все три задачи. Во-первых, определять и выделять, что значимо. Во-вторых, эта операция установит закономерность между обозначающим и обозначаемым. И в-третьих, она должна раскрыть финальный текст, который нужно будет интерпретировать.

Да, но здесь я вижу сложность. Если сообщение в бессознательном, и для него есть собственный код, то психология в форме психоанализа будет беспомощна утверждать себя как наука общей структуры. В каждом случае нам нужно будет делать индивидуальные тексты, у которых есть индивидуальный код, следовательно, каждый раз необходимо будет повторять полностью всю операцию.

Именно поэтому не существует формы общего психоанализа, нет психоанализа коллективного, мы можем говорить о психоанализе культуры или общества только как о метафоре. Есть только психоанализ личности. И основой для психоаналитической связи между терапевтом и его пациентом служат исключительно эти индивидуальные открытия - текст и то, что этот текст выражает. Эти открытия позволят установить некоторый изоморфизм или некоторые общие структурные элементы языка, которые мы обнаружим в другом индивиде. Но тот факт, что сообщение содержит в себе свой собственный код - это фундаментальный закон психоанализа. Второй закон - нет другого психоанализа, кроме как внутри этой индивидуальной процедуры.

Я хотел бы сейчас с некоторым упрямством вернуться к вопросу о том, что такое психология и, возможно, заставить вас поговорить о том, что вы имеете в виду, но не хотите говорить. Вы определяете психологию как знание о бессознательном. В таком случае, какой статус стоит придать всем тем практикам, которые существуют: психология животных, тесты, психофизиология, факторный анализ.

Если коротко, все, что мы противопоставляем психоанализу - это теоретическая психология, психология в лаборатории. Мы можем предположить, что эта психология менее теоретична, чем мы можем предположить. Мой тезис таков: не существует дистанции между фрейдовой теорией и фрейдовой практикой, в которую мы верили в течение долгого времени.

«Нельзя забывать о том, что Фрейд именно что открыл для мира бессознательное, словно какой-нибудь предмет, или, если вам угодно, словно текст. Я считаю, что лакановские интерпретации Фрейда бесспорны: бессознательное Фрейда по своей структуре похоже на язык».

С другой стороны, теоретическая психология мне кажется ужасно практичной вещью. Я хочу сказать, что производственные отношения изменились в период между XIX и XX веком. Отношения изменились, и вдобавок к этому человек стал не только производителем, но и превратился в потребителя. И в игре производственных отношений это освободило пространство, внутри которого некоторые практики стали возможны. Та же психология способностей, если хотите, психология потребностей, прекрасно вписывается внутрь новых экономических практик. И я полагаю, что всякая психология, начиная с того момента, когда она перестает быть психологией бессознательного, превращается исключительно в психологию экономического типа.

Некогда была предпринята попытка противопоставить психологию экспериментальную, позитивистскую и психологию антропологическую. Другими словами, различие между объяснением и пониманием . Кажется ли вам, что в этом есть смысл?

Я не только думаю, что это различие есть - оно носит глубинный характер. Но я не уверен, что слово «понимание» является наиболее подходящим. Мне кажется, что то, что произошло, в общих словах, объясняется следующим: начиная с XVII и до конца XIX века все пояснительные дисциплины оставались в тени для всей методологии познания, которая искала более или менее позитивистские законы или принципы. И только в XIX веке, благодаря Ницше, через появление трактовок религиозных текстов, через психоанализ, который открыл интерпретацию знаков, в западной культуре появились интерпретативные техники, техники комментирования, которые существовали еще в Александрии до христианства, но не могли дойти до западного мира вплоть до конца XVI века, до Ренессанса, до картезианства. Эти интерпретативные техники были названы Дильтеем

словом «понимать», которому сложно дать определение. Я бы предпочел использовать слова «объяснять» и «интерпретировать». Это мне кажется наиболее точно описывает это колебание, когда древняя александрийская традиция появилась у нас через Фрейда и современных психоаналитиков.

Я завершу нашу беседу вопросом педагогическим. Если бы вам пришлось в одном из выпускных классов объяснить, что такое психология, о чем бы вы говорили?

Я был бы озадачен. Могу предположить, что моя роль показалось бы двоякой. Я не отрицаю, что преподаю психологию, но с другой стороны, я - философ. Единственный способ решить эту проблему, это не разделять эти дисциплины и не акцентировать на этом внимания, но удерживать это в уме.

Я бы хотел замаскировать свой курс психологии. Скрыть ее, совсем как Декарт замаскировал свою философию. Как психолог я буду скрыт, я постараюсь изменить свое лицо насколько смогу, изменить свой голос, мои жесты, изменить мое поведение во время преподавания психологии. В первый час я бы обучал лабораторной психологии, тестам, анализировал бы поведение крыс в лабиринтах. Конечно, необходимо было бы, чтобы я говорил и о психоанализе. Я бы старался говорить с большой осторожностью, но и с точностью о том, что есть психоанализ и насколько он близок ко всему основополагающему, что есть в гуманитарных науках, избегая разговоров о лабораторной психологии, потому что она не носит той же структуры, что и практика. И во второй час, в довершение ко всему, я был бы философом, я бы старался избавиться от маски, вернуть свой голос и в этот момент, когда я близок к себе как таковому, я бы говорил о том, что есть философия.

Три книги Фуко, обязательные к прочтению:

Открытость личности определяется тем, в какую часть своего мира она пускает окружающих. Чем большим количеством составляющих нашей жизни мы делимся с окружающими, тем мы более открыты.

Социально открытый человек отличается коммуникабельностью и искренностью. При этом болезненные переживания такой человек все же предпочитает держать в себе и делает их сокровенными.

В большинстве случаев в повседневном общении быть открытым значит отличаться душевной открытостью. Такая личность без труда делится своими переживаниями и мыслями, целями и надеждами. Открытый человек не чувствует внутреннего барьера в том, чтобы делиться с кем-то своими чувствами и отношением к чему или кому-либо. Такие люди легко признаются в любви или неприязни, публично признают свои страхи, говорят открыто об обиде и смело делятся своей точкой зрения. Для такой личности быть открытым для людей означает не скрывать свой внутренний мир от других и с радостью принимать то, что приходит извне.

Душевная открытость неразрывно связана с таким понятием, как доверие. Именно поэтому эти два термина нередко рассматриваются как синонимы. Истинная открытость подразумевает как душевную, так и социальную открытость.

Когда открытость уместна, а когда нет

Стоит иметь ввиду, что далеко не всякая разновидность открытости приемлема. Излишняя открытость в деликатных вопросах может быть расценена как бездумность и простота. Даже если такой человек делится чем-либо абсолютно на позитивных началах, его неосмысленность может стать неполезной для него, и он может прослыть как бездумный простак.

Если человек душевно здоров, то для него нормальным состоянием будет умеренная душевная открытость. Именно это качество является важнейшим базисом для построения долгосрочных дружественных отношений. Однако стоит понимать, что бездумное доверие ко всем окружающим является полнейшей глупостью и проявлением недальновидности. В наше время люди, которые контактируют с нами, не всегда дружелюбны и не всегда имеют позитивное намерение. Вот почему очень важно сохранять трезвость мышления и не доверять кому попало. В противном случае можно нажить себе немало проблем, что станет важным жизненным уроком. Поэтому не стоит игнорировать такие качества, как способность разбираться в людях и умение поддерживать внутреннюю защищенность.

При этом не стоит путать внутреннюю защищенность с закрытостью. Последнее является скорее негативным качеством, в то время как первое в большинстве случаев пойдет каждому на пользу. Не секрет, что многие люди, достигшие успеха, практикуют принцип надежды на лучшее и готовности к худшему. Именно поэтому доверять по-настоящему может та личность, которая имеет серьезную внутреннюю защиту и душевную мощь. Если человек богат, уверен в себе и в своих силах, то ему не составит труда быть открытым. Поэтому очень важно выработать в себе внутреннюю силу и психологическую защищенность. Именно тогда, когда вы обретете эти качества, вы поймете, что доверие является важной личностной ценностью.

Как стать открытым человеком

В том случае, если вас обвиняют в закрытости или недостаточной открытости, то, возможно, имеет смысл изменить представление окружающих о вас. Однако стоит понимать, что незначительными внешними изменениями не отделаться. Вам предстоит серьезно пересмотреть многие свои привычки и жизненные ценности. Более того, вам придется поменять даже мимику.

Первый шаг на пути к открытости – это начать чаще появляться среди людей . Сидение дома за компьютером или у телевизора не изменит вашу жизнь к лучшему. Находясь в компании, не имеет смысла бороться за лидерство или внимание окружающих. Для начала постарайтесь быть привлекательным и интересным человеком.

Очень часто закрытость неразрывно связана со страхом сказать что-то неуместное или неправильное. И это действительно так. Если вы решили развить в себе такое качество, как открытость, то необходимо практиковать именно умную осознанную открытость с пониманием того, для кого и для чего вы открываетесь. Чтобы разобраться в этом, попросите совета у умного человека. Подумайте о том, кого из окружающих вы считаете таковым и задайте вопрос, каким образом вам нужно поступить, что и в каких случаях говорить можно, а о чем нужно умолчать.

Многие люди, которые не знают, как стать открытым человеком , но стремятся к этому, совершают ошибку и начинают играть какую-то роль, не свойственную им. Нужно помнить, что быть настоящим очень важно. Играть роль – это шаг к закрытости и ненатуральности.

Однажды для вас станет находкой то, что самая лучшая открытость основана на помощи другому человеку в понимании себя. Такая открытость заставляет вашего партнера открываться в ответ. Осознание этого способно дать вам невероятно много. Если вы не хотите говорить о себе – начните интересоваться окружающими. Говорите с ними на те темы, которые им интересны. Давайте рассмотрим, каким образом это связано с открытостью.

Если вас называют закрытым человеком, то это означает, что окружающим не нравится с вами общаться. В то же время, когда вы затрагиваете темы, интересные вашему собеседнику, он начинает получать удовольствие от общения с вами. При этом такой человек никогда больше не скажет о вас то, что вы закрытая личность. Совсем не обязательно вам постоянно высказываться. Тем не менее, когда вы что-то говорите, уточняйте свой отношение к чему-либо. К примеру, фраза «у меня все по другому» будет закрытой, в то время как фраза «к сожалению, у меня все по-другому» уже четко обозначает ваши эмоции. Избегайте сухих слов типа «понятно». Скажите вместо этого что-то вроде «Очень интересно, я никогда и не думал, что…». Практикуя это небольшое изменение в общении, вы заметите, что ваши контакты с окружающими станут более открытыми.

Поучитесь открытости у детей . Именно за их непосредственность взрослые любят с ними общаться. Их любовь к жизни и стремление к счастью, любопытство и жажда знаний вызывают у взрослых улыбку и восхищение. Для того чтобы стать открытым, стоит смотреть на мир глазами ребенка.

Когда вы выражаете свое отношение к чему-то, старайтесь чаще отдавать предпочтение позитиву. Без сомнений, делиться негативными эмоциями также нужно, но при этом стоит помнить, что людей больше тянет к тому, кто поднимает настроение.

Желая быть открытым с другими людьми, стоит избавиться от определенных условностей. Делайте заслуженные комплименты, критикуйте справедливо и по делу. Однако не стоит допускать грубости и оскорблений. Это у вас получится тогда, когда вы сумеете поставить себя на место вашего собеседника. Для того чтобы не возникало неловких ситуаций, умейте правильно критиковать и научитесь конструктивно принимать критику в свой адрес.

Чаще улыбайтесь, поскольку это достаточно простой способ быть доброжелательным с окружающими. Улыбайтесь даже тогда, когда это противоречит ситуации. Вы удивитесь, насколько приятным собеседником может оказаться ваша ворчливая соседка или грубый кассир в супермаркете.

Более сложная задача – это проработка мимики . Сделайте ее выразительнее. Помните, что вы можете демонстрировать свое отношение как вербально, так и невербально.

Не забывайте про необходимость говорить «спасибо». Освойте искусство смеяться надо собой и своими промахами. Научитесь нести ответственность за свои поступки. Хватайтесь за возможности, которые дарит вам жизнь. Стать открытым человеком означает обрести внутреннюю гармонию и научиться жить в гармонии с окружающим миром.

Теперь вы знаете, что такое открытость и каким образом можно сделать это свойство характера своим собственным.

Психология человека – сложная наука, постичь которую хотя бы частично возможно лишь приложив большие усилия. Несмотря на то, что психология вообще является наукой, предмет ее изучения – человеческая психика – вызывает множество споров. Это связано с тем, что объект исследования сложно подвергнуть точным измерениям и анализу. Исследователям остается лишь выявлять определенные закономерности, наблюдать протекающие в психике процессы, основываться на опыте друг друга.

Несмотря на разность мнений и учений, психология человека включает в себя несколько базовых общепризнанных элементов.

Темперамент человека

Большинству простых обывателей известны основные типы темперамента и их описания, однако мало кто знает о том, что темперамент по большей части представляет собой тип нервной системы, а именно – ее реагирования на внутренние и внешние воздействия.

Холерик – это наиболее «быстрый» тип, обладает высокой скоростью реакций, быстро реагирует на изменение исходных условий. В связи с этим человек, относящийся к этому типу, является более возбудимым, нервозным, эмоциональным. Скорость реагирования на происходящее определяет и быстроту утомляемости – как правило, такому человеку требуется немного времени для того, чтобы растратить свои ресурсы и утомиться. На личностных особенностях это отражается в виде вспыльчивости, говорливости, активном жестикулировании, торопливости, такие люди бывают излишне восприимчивы, спровоцировать вспышку агрессии у них проще, нежели у других типов.

Меланхолик – данный тип характеризуется преимущественно торможением, сильные внешние и внутренние стимулы затрудняют деятельность и психические процессы. Несмотря на это, меланхолик восприимчив, склонен к глубоким переживаниям и сильным чувствам. Изменение условий, новая обстановка вызывают у такого человека затруднения в адаптации, общении, он может стать замкнутым, робким. Благоприятные, стабильные условия могут послужить хорошими обстоятельствами для успешной деятельности, требующей вдумчивости, наблюдательности.

Флегматик – пожалуй, самый «медленный» тип темперамента. Его реакции замедлены, однако психические процессы стабильны и устойчивы. Эмоциональная сфера выражена слабее, флегматик спокоен и выдержан. Неспешность отлично компенсируется прилежанием, усидчивостью, настойчивостью, поэтому он нередко добивается успехов в деятельности, требующей монотонной работы.

Сангвиник – обладает быстрыми реакциями, однако проявляет свою активность лишь при наличии интереса и мотивации. Чаще он положительно настроен, легко смиряется с неудачами, быстро адаптируется к новым условиям и является общительным, контактным человеком. Стереотипы мышления сангвиника лабильны – он легко расстается с «устаревшими» убеждениями. Также такой человек быстро переключает внимание, может делать несколько дел одновременно, и, несмотря на вышесказанное, он эмоционально устойчив.

В отличие от конкретных черт характера, темперамент не меняется в течение жизни человека, поскольку это - психофизиологический тип протекания процессов нервной системы.

Познавательные психические процессы

Память, внимание, мышление – присущие всем людям «компоненты» психики, которые также имеют свои характеристики. Как уже говорилось выше, отчасти особенности этих процессов зависят от темперамента и состояния нервной системы.

Однако при условии здоровья центральной нервной системы и нормы физиологических процессов внимание, мышление, память могут характеризоваться по-разному у различных людей.

Эта часть человеческой психологии наиболее поддается изучению, ведь можно измерить объем памяти, определить концентрацию внимания, а мышление и вовсе изучается вдоль и поперек – выделяют несколько форм (например, логическое, образное и др.), каждая из которых может быть протестирована установленными диагностическими методами.

Характер

А это – уже более «субъективная» часть человеческой психики. Личностные черты являются более подвижными, они могут меняться в течение жизни или под воздействием определенных стрессовых событий и ситуаций. Каждый человек обладает набором черт, которые в ходе жизнедеятельности изменяются по степени выраженности, меняются также и основные «акценты» - одна черта может преобладать над другой.

Совокупность поведенческих и личностных черт составляет тип характера. Существует большое количество классификаций типов, каждая из которых имеет под собой весомую научную базу, методологические инструменты, основания. Однако в общих чертах содержание характера определяет жизненную направленность человека:

ценности;

потребности;

степень активности и др.

Именно направленность лежит в основе цельности характера, силы его проявления.

Отдельной категорией выделяют волю – это самостоятельный психический процесс, присущий человеку. В сущности воля представляет собой уникальную способность человека осуществлять контроль за своим поведением и мыслями произвольно, т.е. прикладывая усилия, целенаправленно.

Волевой акт представляет собой процесс принятия решения и его реализацию. Примечательно, что на каждом из этапов – побуждение, создание мотива, принятие решения, осуществление, - человек прикладывает усилия.

Психологию человека можно изучать как с точки зрения науки, так и с житейской, мистической или эзотерической подоплекой, однако популярная психология не дает полных знаний о человеческой психике. Несмотря на то, что не каждый имеет возможность получить психологическое образование, важно знать основы психологии человека не только «для себя» - чтобы лучше понимать собственные процессы, но и для выстраивания продуктивных отношений с другими. Психология человека помимо всего прочего – инструмент, позволяющий выстроить гармоничные отношения с окружающим миром, обществом.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна