Патриарший дворец музея кремля. Патриаршие палаты с церковью собора двенадцати апостолов. Патриархи издавна жили на территории Резиденции

Фото: Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов в Кремле

Фото и описание

В палатах на Соборной площади Московского Кремля севернее Успенского собора традиционно жили московские митрополиты , а после 1589 года – патриархи . В первой половине XVII столетия по заказу патриарха Никона в Кремле был построен комплекс зданий, сменивший разоренную во времена Смуты прежнюю резиденцию епископа - предстоятеля Православной Церкви.

Сегодня Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов занимают достойное место в списке самых значительных архитектурных памятников столицы Российской Федерации.

История строительства

Первые палаты для митрополита, построенные из камня, появились в Московском Кремле в 1450 году . Они предназначались для митрополита Ионы , по чьему приказу рядом с резиденцией была возведена церковь Ризоположения . Храм предназначался для московских митрополитов и стал служить им домовой церковью.

Пожары, часто бушевавшие в Москве в XVII-XVIII веках, приводили к тому, что многие постройки уничтожались огнем практически до основания. Митрополичьи палаты впервые выгорели дотла в 1473 году. Тогда в огне погибли и храм, и двор. Заново их отстроили через десять лет, когда Церковь возглавлял уже митрополит Геронтий . Новый пожар запылал практически сразу, и в 1493 году митрополичьи палаты вновь сильно пострадали. В середине XVI века к резиденции был пристроен еще один храм, освященный в честь Соловецких чудотворцев.

В 1589 году учредили Московский патриархат, и первый патриарх Иов приказал обновить резиденцию. Палаты частично перестроили, а с севера к ним добавили церковь Трех Святителей московских Петра, Алексия и Ионы. Теперь патриарший двор представлял собой внушительный комплекс зданий с хоромами и тремя домовыми храмами.

Смутное время и пожар 1626 года практически полностью разорили резиденцию московских патриархов. Для того, чтобы отстроить хоромы и церкви заново, потребовалось немало средств. Деньги пожертвовал патриарх Филарет – отец Михаила Романова и видный церковный и политический деятель в эпоху Смутного времени. Патриарший двор был восстановлен в прежнем виде, а к середине XVII века снова перестроен уже по заказу патриарха Иосифа .

Каждый новый хозяин Патриарших палат затевал свою собственную реконструкцию и ремонт резиденции. Никон тоже не остался в стороне, и в 50-х годах XVII века ансамбль на Соборной площади вновь подвергся изменениям. Зодчие разобрали храм Соловецких чудотворцев и другие постройки и воздвигли на их месте домовую церковь и трехэтажную резиденцию патриарха. Парадная Крестовая палата поражала необычным архитектурным решением: ее сомкнутый свод площадью 280 кв. м. был установлен на распалубки, при этом центральный столп отсутствовал. Церковные главы были покрыты медными листами с позолотой. Храм освятили в честь апостола Филиппа . Вскоре властолюбивый патриарх поплатился за свою гордыню. Его противники, осуждая Никона, приводили Патриаршие палаты, как пример его желания сравняться в правах с самим государем.

Церковь была заново освящена и немного перестроена в 80-х годах XVII века. Тогда храм назвали в честь Двенадцати апостолов , и в нем проводились отныне все патриаршие службы, кроме особо торжественных по великим праздникам.

XVIII-ХХ столетия

В 1721 году на Руси упразднили институт патриаршества, и в бывшей резиденции разместилась Московская Синодальная контора . Под сводами храма Двенадцати апостолов оборудовали верхний этаж, который отдали под библиотеку.

Из разрушившейся в 1760 году церкви Трех Святителей в Крестовую палату перенесли печь для приготовления мира. Палату переименовали в Мироваренную , и в течение XVIII века она не раз ремонтировалась.

Артобстрел во время вооруженного восстания 1917 года повредил архитектурный комплекс Патриарших палат и храма Двенадцати апостолов. Сооружения были восстановлены реставраторами из группы художника И. Грабаря, занимавшейся реконструкцией и ремонтом объектов на территории Московского Кремля.

В качестве музея Патриаршие палаты работают с 1961 года. Постоянную экспозицию посетителям впервые представили в 1967 году.

Что посмотреть в палатах и храме

Парадный фасад Патриарших палат обращен на Соборную площадь . Здание имеет, в основном, три этажа, но в одном месте частично сохранился надстроенный в 1791 году четвертый ярус, названный Петровской палаткой . Единое целое с резиденцией патриархов составляют церковь Двенадцати апостолов и пристроенная к северному фасаду галерея.

И наружный декор, и внутреннее убранство достойны внимания посетителей, интересующихся старинной русской архитектурой:

Под церковью Двенадцати апостолов прорублены две проездные арки , декорированные пилястрами.

- Портал из белого камня на втором этаже свидетельствует о существовании в прошлом обходной галереи, куда можно было попасть из этих дверей.

На окнах первого этажа выделяются килевидные фронтоны . Второй и третий этажи декорированы аркатурными поясами .

Над первым этажом нависает достаточно заметный карниз – часто встречающийся архитектурный элемент, который использовали московские строители в XVII столетии.

Арочная галерея фасада палат, выходящего во двор, декорирована узорчатыми изразцовыми плитками .

В прежние времена интерьер церкви украшали настенные росписи , сохранившиеся на барабанах глав. Фрески датированы XVII веком.

- Иконостас церкви Двенадцати апостолов был изготовлен в XVII столетии, но это не оригинальный иконостас храма. В 1929 году его перенесли из разрушенного собора упраздненного новой властью Вознесенского монастыря.

Музей в Патриарших палатах

Во время экскурсии стоит обратить особое внимание на экспозиционные витрины Крестовой палаты .

Один из самых примечательных экспонатов, выставленных в музее – мраморная печь , украшенная золоченой сенью и изготовленная в XIX столетии по приказу Екатерины II для совершения чина мироварения . Ароматное масло используется в православии для совершения таинства миропомазания. Печь выполнена в форме креста и облицована мраморными плитами.

Сваренное миро хранилось в кади , которая была сделана из серебра. Двухсоткилограммовый сосуд, украшенный резными серебряными орнаментами, хранится здесь же в музее. На крышке кади размещены позолоченные статуэтки пророка Самуила и царя Давида и литые фигуры евангелистов. Еще два сосуда для хранения миро , выставленные в Крестовой палате, были подарены императорами Павлом I и Николаем II в память о присутствии их при совершении чина мироварения.

Предметы патриаршего быта и столовая посуда изготавливались из драгоценных металлов, хрусталя и декорировались перламутром. На выставочных стендах Крестовой палаты можно увидеть кубки и кувшины, солонки и стаканы, ковши и братины, ведра и блюда.

Личные вещи патриархов Никона и Филарета занимают отдельную витрину музейной экспозиции. Они являются образцами русского декоративно-прикладного искусства. Одеяние патриарха Никона, называемое саккос, было изготовлено из драгоценной итальянской ткани, расшитой золотыми нитями. Клобук патриарха Филарета выполнен из белого шелка и украшен жемчугом и шелковой вышивкой. Крест патриарха Филарета изготовлен из серебра и покрыт позолотой. Его украшают драгоценные камни, а на рукояти различима надпись, свидетельствующая о дате изготовления креста – 1623 год.

Настоящий шедевр русского ювелирного искусства – чаша из горного хрусталя , оправленная в золото и богато декорированная изумрудами, рубинами и бирюзой. Кроме нее в витрине-поставце Крестовой палаты хранятся образцы драгоценной столовой утвари, украшавшей царские и патриаршие приемы.

Изделия златокузнецов , представленные в музее, служили и в определенных политических целях. Демонстрируя роскошь и, в том числе, иноземные подарки, царский двор информировал иностранных визитеров о собственном благосостоянии и тесных отношениях с соседними государствами.

Витрины трапезной Патриарших палат демонстрируют посетителям коллекцию русского художественного шитья . На стендах представлены изделия, выполненные методом лицевого шитья, и предметы, созданные при помощи орнаментального. Коллекция датируется периодом XVI-XVII веков. Лицевое шитье использовалось, главным образом, для создания предметов церковного интерьера. В этой технике выполнены представленные в музее пелены, украшавшие алтарные преграды и стены храмов, покровы на престолы, шитые иконы и хоругви. Наиболее древний и значительный экспонат – воздух «Троица Ветхозаветная» , изготовленный в конце XVI столетия в мастерской светлицы бояр Годуновых. Еще одна работа, несомненно достойная внимания экскурсантов – плащаница «Положение во гроб» , вышитая по заказу Михаила Романова и патриарха Филарета. Плащаница была изготовлена в кремлевской мастерской Вознесенского монастыря, которой руководила великая старица Марфа, мать первого русского царя из династии Романовых.

Экспозиция икон в церкви Двенадцати апостолов

Большая часть выставленных в храме образов была написана в мастерских Московского Кремля в XVII столетии. Наиболее ранние работы в коллекции – икона-крест с изображениями пяти иконографических сюжетов и Троица Ветхозаветная с тонким красивым рисунком и звучной цветовой гаммой. Портрет наставника Дмитрия Донского и соратника Сергия Радонежского митрополита Алексея изображает святителя молящимся Спасителю на фоне Московского Кремля.

Значительная живописная работа конца XVII века, представленная в музее церкви Двенадцати апостолов – Распятие с апостольскими страданиями . Икона написана Федором Рожновым по заказу патриарха Адриана. Стиль, в котором работал мастер, называется церковно-схоластическое барокко. Сложная иконография образа представляет зрителю мучения Христа и апостолов, изображенные вокруг медальона со сценой Распятия.

На заметку:

  • Ближайшие станции метро: "Боровицкая", "Александровский сад", "Библиотека им. Ленина", "Арбатская".
  • Официальный сайт: www.kreml.ru
  • Часы работы: С 15 мая по 30 сентября - каждый день, кроме четверга, с 9:30 до 18:00. Кассы открыты с 9:00 до 17:00. c 1 октября по 14 мая - каждый день, кроме четверга, с 10:00 до 17:00. Кассы открыты с 9:30 до 16:30. Оружейная палата и смотровая площадка Колокольни Ивана Великого работают по отдельному расписанию.
  • Билеты: продаются возле Кутафьей башни в Александровском саду. Стоимость билета на Соборную площадь, в соборы Кремля: для взрослых посетителей – 500 рублей. Для российских студентов и пенсионеров при предъявлении соответствующих документов – 250 рублей. Дети до 16 лет - бесплатно. Билеты в Оружейную палату и Колокольню Ивана Великого приобретаются отдельно от общего билета.

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

Что есть что в церкви

На первом этаже располагались хозяйственные постройки и комнаты патриарших приказов, на втором - парадные палаты и церковь, на третьем - личные покои патриарха. Четвертый этаж надстроили уже в конце XVII века. Там был «Висячий сад» и крохотная «Петровская палатка» (летняя опочивальня патриархов), где, по легенде, обучали юного Петра I.

Храм Двенадцати апостолов был домовым храмом русских патриархов и походил на соседний . При этом церковь поднята на высокие проездные арки и входит в единый архитектурный комплекс Патриарших палат. Иконостас XVII века, который сейчас можно увидеть в храме Двенадцати Апостолов, перенесли туда в 1929 из разрушенного Вознесенского монастыря Московского . «Родной» иконостас не сохранился.

Главное помещение Патриарших палат - Крестовая, или Мироваренная, палата. Там проходили заседания Священного Собора и пиры в честь царя и иностранных гостей.

Путеводитель по архитектурным стилям

Ее площадь 280 м 2 . Палата перекрыта единым сводом без опор - это было новшеством для русской архитектуры того времени. У восточной стены стоял иконостас, пол покрывали цветные изразцы, а в окна была вставлена тонкая цветная слюда. C балкона, примыкающего к Мироваренной палате, патриарх благословлял собиравшихся на площади людей.

Сейчас в Крестовой палате Патриаршего двора работает музей. Там можно увидеть огромный сосуд для церковного масла миро. Эту кадь изготовили в 1769 году по приказу Екатерины II. Варили миро только здесь, в Мироваренной палате, а потом доставляли во все храмы Руси. Так появилась поговорка «одним миром мазаны».


Состав мира включал смолы, травы и масла - около 40 ингредиентов. Это елей (оливковое масло высшего качества), белое виноградное вино (чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла), стиракс, ладан (росный, простой белый, черный), мастика, сандарак, лепестки розы, базилик, фиалковый, имбирный, ирный, кардамонный и калганный корни, мускатное, бергамотовое, розовое, лимонное, лавандуловое, богородской травы, розмаринное, лигнородийское, коричное, майоранное, померанцевое и гвоздичное масло, бальзам перувианский, терпентин венецианский.

Процесс мироварения проходил по строгому ритуалу. Посреди Мироваренной палаты находился каменный очаг, на который ставили 2 котла для варки и кадь для сливания мира. Торжественный чин мироварения проходил на Страстной седмице. В Великий Понедельник патриарх полагал начало мироварению. После молебна освящали воду и окропляли все ингредиенты для мироварения. В котел добавляли святую воду, а затем вливали масло и вино. Патриарх лично зажигал огонь под ним. После этого начиналось непрерывное чтение Евангелия в течение трех дней, пока варилось миро.
В Великий Вторник в мироваренный котел добавляли виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду - виноградное вино и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста.
Освящение мира происходило в Великий Четверг за богослужением в Успенском соборе, куда миро доставляли в специальном сосуде - алавастре. По преданию, в него добавляли миро от каждого нового освящения. Патриарх трижды благословлял каждый сосуд с миром, тайно читал молитву и добавлял в каждый сосуд немного древнего мира из алавастра. Освященное миро доставляли в патриаршую ризницу и оттуда рассылали по всем епархиям. Так что православные по всей России действительно одни миром мазаны.

После упразднения патриаршества в 1721 году в палатах разместилась Синодальная контора. Она управляла церковными делами.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Здесь находилась ценная библиотека и ризница, которую разграбили после 1917 года. Во время штурма Кремля Патриаршие Палаты сильно пострадали, а церковь Двенадцати Апостолов разрушили. Через год кремлевские здания превратились в комендатуры, склады и реставрационные мастерские. Патриаршие Палаты открылись для посетителей лишь в 1967 году.

Сейчас здесь работает музей, где воссоздан интерьер богатых жилых покоев XVII века. Все предметы - подлинные. А миро варят уже в Донском монастыре.

Патриаршие палаты на фотографиях разных лет:

А что вы можете рассказать о Патриарших Палатах или церкви Двенадцати Апостолов в Московском Кремле?

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов - один из лучших памятников русской архитектуры XVII в., в облике и интерьере которого отразились сложные взаимоотношения светской и духовной властей страны.

История Патриаршего дворца и церкви Двенадцати апостолов

Успешное формирование русского единого государства с центром в стало причиной переезда в этот город в 1325 г. митрополичьего двора из постепенно приходящего в упадок . Своим актом митрополит Пётр признал главенствующую роль московских князей в собирании русских земель.

Первый дворец митрополита находился у . Позднее для него было выбрано место ближе к . Первоначально деревянный при митрополите Ионе в 1450 г. он был перестроен в камне вместе с домовой . Во время пожара 1473 г. комплекс значительно пострадал, но вскоре был восстановлен в прежнем виде. В 1589 г. на Руси вводится патриаршество и спустя 6 лет при патриархе комплекс был значительно обновлён с сохранением общей традиционной планировки.

События Смутного времени катастрофически отразились на состоянии патриаршего дворца. Во время бурных событий 1612 г. он обгорел и понёс значительные утраты. Пожар 1626 г. ещё больше усугубил положение. На восстановление старого здания потребовалось несколько лет, но он уже не удовлетворял ни требованиям времени, ни уровню притязаний первосвященника Русской православной церкви. В середине XVII в. патриарх получил разрешение на перестройку палат. Участок для строительства был существенно расширен за счёт подаренных царём части земель усадьбы Годуновых. Строительные работы по возведению новых Патриарших палат и Церкви Двенадцати апостолов продолжались в 1653-1655 гг. Руководство работами находилось в руках зодчих Антипа Константинова, Давида Охлебинина, а затем мастера из Тараса Тимофеева. Ряд исследователей называют имена и других зодчих, занятых на строительстве: А. Макеева, Б. Огурцова и других.

В конце XVII в. наверху Патриаршего дворца возвели небольшое помещение - Петровскую палатку. По легенде там скрывался будущий император во время стрелецкого бунта 1682 г. С 1721 г. после упразднения патриаршества в комплексе разместилась Синодальная контора, ведавшая церковными делами. В ноябре 1917 г. Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов пострадали больше других строений Кремля. В результате артиллерийского обстрела были пробиты стены здания и разрушены внутренние помещения. По этой причине первоначальный интерьер комплекса не сохранился.

После закрытия Кремлёвских соборов в 1918 г. в Патриаршем дворце и церкви Двенадцати апостолов разместилась экспозиция Музея прикладного искусства и быта XVII в. В советский период Патриаршие палаты и домовый храм патриархов неоднократно становились предметом тщательного исследования и реставрации. В 1920 г. была восстановлена вторая арка проезда во двор комплекса. Уже в 1922 г. первоначальный вид был возвращён северной галерее, связывающей церковь и патриаршие палаты. В 1955-1957 гг. и 1963-1966 гг. удалось восстановить значительную часть древних росписей и первоначальных архитектурных форм.

Патриаршие палаты

Рассказы экскурсоводов музея, подкреплённые большим количеством подлинных и уникальных экспонатов, глубоко раскрывают различные аспекты жизни российского общества, истории страны и церкви в XVII в. Развитие декоративно-прикладного искусства, история архитектуры и различных школ иконописи иллюстрируется уникальными экспонатами музея. Сложные взаимоотношения церкви и государства, глубокие внутрицерковные противоречия и повседневная жизнь состоятельных горожан - всё это выразительно показано в экспозиционных залах.

В отдельную тему выделяется рассказ о повседневной жизни Московских патриархов. День первосвященника, как и многих его современников, начинался ранним утром. В шесть часов, после первой службы патриарх приступал к текущим делам. В Крестовой палате его ожидали многочисленные челобитчики. Прошения о назначениях и благословениях, жалобы и споры рассматривалась до десятичасовой литургии. В праздники она проходила в Успенском соборе, а в будни - в домовой церкви или в том храме, откуда патриарх получал приглашение. В полдень приходило время обеда. В скоромные дни на стол патриарха подавалось до 30 блюд, в дни постов - только 10. В течение всего обеда специальный служитель за аналоем читал жития святого текущего дня. Временами его подменяли певчие. Обед заканчивался благодарственной молитвой и ритуалом сбора крошек со стола. Если патриарха не занимали гости, до пяти часов наступало время послеполуденного отдыха. После вечерней службы, патриарх возвращался к домашним, «келейным» делам. Заканчивался день первосвященника около полуночи.

Первый этаж здания некогда занимали хозяйственные службы дворца. Здесь же размещались различные управленческие подразделения Московской патриархии. Сегодня самое большое помещение на этом этаже используется для проведения временных выставок. На второй этаж посетители дворца поднимаются по узкой крутой лестнице, ведущей к Крестовой палате.

Первым залом музея считаются парадные сени Патриаршего дворца. Здесь патриарх встречал своих гостей и отсюда выходил на к народу. В дни праздников в этом помещении собирались все служившие у первосвященника дьяки и дворяне. В наши дни в сенях развёрнута историко-мемориальная экспозиция музея. Среди экспонатов в витринах представлены предметы богослужения и личные вещи, принадлежавшие патриархам Иосифу, и Никону.

Крестовая палата

Давний спор о главенстве духовной и светской власти, принявший в середине XVII в. ожесточённый характер, неожиданно вылился в архитектурное соперничество двух дворцов. Крестовая палата Патриаршего дворца стала своеобразной альтернативной знаменитой . Главный зал дворца патриарха превзошёл её по архитектурному решению перекрытия. Это помещение площадью 280 кв. м. не имеет центральных опорных столбов. Свод Крестовой палаты поддерживается только стенами, что стало большим шагом вперёд в развитие русской архитектуры. Палата производила неизгладимое впечатление на гостей патриарха. После её посещения Павел Алеппский сделал такую запись в своём дневнике: «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной, особенно удивителен обширный свод без подпор посередине». Пол палаты покрывали цветные изразцы, а окна застеклялись пластинками тонкой слюды. Оконные решётки украшали яркие цветы, изготовленные из атласной ткани.

Крестовая палата существовала и в старом Патриаршем дворце. Так традиционно называли помещение с небольшим иконостасом, перед которым устанавливали деревянный крест. Из-за этой традиции она и получила своё название.

Палата служила для проведения торжественных приёмов, праздничных обедов, здесь проходили церковные Соборы. В этот зал приходили в день своих именин русские государи с праздничным пирогом и получали благословение от предстоятеля церкви. В ней же на закате своей карьеры патриарх Никон предстал перед судом Вселенских патриархов.

Приготовление мира

После обрушения в 1760 г. Успенской церкви, Крестовая палата с 1763 г. стала главным местом варки миро для всех храмов страны. Причина такой «централизации» была самая прозаическая. В провинции было очень сложно достать редкие ингредиенты непростого состава мира. В него входит около 50-ти ароматических трав, жидкостей и масел. Основу состава мира составляет высококачественное оливковое масло, куда добавляется белое виноградное вино, три вида ладана, мастика, базилик, кардамон, масло гвоздики, коры, розмарина, муската, лепестки розы, корень кардамона и многое другое.

Процесс приготовления мира проходил в строгом соответствии с отработанным веками ритуалом. Чин мироварения непременно проходил в Великий Понедельник на Страстной седьмице. Прежде всего, проходил обряд освящения воды и окроплялись все подготовленные ингредиенты. Каменный очаг был устроен прямо посреди палаты. На него устанавливались два котла: один для варки, второй для слива приготовленного продукта. Сначала в кадь заливалась святая вода, а затем постепенно оливковое масло и белое вино. Огонь в очаге патриарх собственноручно разводил. Сам процесс варки продолжался три дня и сопровождался непрерывным чтением Евангелия.

В Великий вторник в кадь добавлялось вино и ароматические ингредиенты, а на следующий день ещё раз вино и елей. Елей должен был непременно сварен в четвёртую седьмицу Великого поста. Освещение полученного мира проходило в Успенском соборе в Великий Четверг, куда он доставлялся в особом сосуде - алавастре. По преданию, первоначально он принадлежал апостолам. После разлива состава, патриарх ещё трижды благословлял каждый сосуд, зачитывал молитву и добавлял немного старого мира. Освещённое миро поступало в патриаршую ризницу, откуда рассылалось по приходам и монастырям.

Современная музейная экспозиция Крестовой палаты включает произведения декоративно-прикладного искусства и личные вещи первых людей государства. Это богатые оклады икон и разнообразная богослужебная утварь, царская посуда. В коллекции личных вещей серебряный ковш и сковорода царевны . В обширном собрании часов XVI-XVII вв. есть экземпляры, принадлежавшие и , патриарху Филарету. Довольно много предметов церковного облачения, которыми пользовался патриарх Никон. Это белый клобук, сшитый по греческим образцам, саксос, посох, украшенный цветной эмалью и камнями. Рукоятка посоха в форме змеи символизирует мудрость Церкви.

Библиотека патриарха

Основу собрания библиотеки патриаршего дворца составили древнеславянские и византийские книги и рукописи. Особо ценный документальный фонд образуют личные письма предстоятеля церкви и русских правителей.

Продолжая традицию, заложенную в XV в. царевной , русские государи регулярно пополняли библиотеку ценными рукописями и книгами. К началу XVI в., по словам посетившего Москву ученого монаха Максима Грека, это было одно из крупнейших книжных собраний в Европе.

Большой вклад в развитие библиотеки лично внёс патриарх Никон. По его настоянию было единовременно приобретено около 500 рукописей из греческих монастырей. За счёт собственных «келейных» средств патриарх приобретал для своей библиотеки книги и рукописи у провинциальных монастырей . Вплоть до 1917 г. книжный и рукописный фонд библиотеки был открыт для всеобщего пользования. После революции патриаршая библиотека была национализирована.

Придельная церковь святого апостола Филиппа

На третьем этаже дворца располагались жилые комнаты патриарха. В малой крестовой палате хранились священные реликвии, принадлежавшие главе русский церкви, в том числе, перст Василия Великого. Отсюда можно было пройти в небольшой храм святого апостола Филиппа. Он располагался над трапезной домовой церкви. На престоле храма когда-то стоял алавастр, старинный сосуд для мира, привезённый из Византии. В специальном шкафчике в алтаре хранились священные мощи. В особых случаях от них отделялись маленькие кусочки и зашивались в платы для литургии, которые рассылали в новые храмы. В настоящее время эти помещения закрыты для посещений туристами.

Церковь Двенадцати апостолов

Церковь Двенадцати апостолов самое позднее культовое здание на Соборной площади. Она построена в середине XVII в. при патриархе Никоне как домовый храм главы Русской православной церкви. Первые годы истории церкви загадочны и туманны. Исследователи расходятся во мнении по поводу освящения храма. Некоторые источники указывают, что патриарх Никон намеревался посвятить церковь Святой Троице. Ряд историков считают, что до 1680 г. храм простоял безымянным и был освящён только патриархом Иакимом. Другие исследователи придерживаются версии, что первые годы своего существования храм был посвящен апостолу Филиппу.

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов сквозь века пронесли представления наших предков о прекрасном. Этот памятник архитектуры, дополненный развёрнутой в его стенах экспозицией Музея прикладного искусства и быта XVII в., создаёт целостное представление об архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве отдалённого периода истории России.