По чему лучше ползать ребенку. Как научить ребенка ползать. Сроки, способы и опасности. Этапы освоения навыка

Вопросы психического и физического здоровья крохи имеют первостепенную важность для всех родителей, поэтому папы и мамы пристально следят за развитием своего малыша и радуются каждому новому навыку, который он освоил. Переворачивание, усаживание, ползание, ходьба - грудничок поочередно проходит эти этапы развития, и каждый из них становится небольшой победой в жизни ребенка. Поэтому немудрено, что вопрос «когда ребенок начинает ползать» является очень популярным и вызывает немало беспокойств. Давайте попробуем разобраться, как же формируется навык ползания и когда он проявляется.

Этапы ползания

Новорожденный младенец обладает рядом врожденных рефлексов, в числе которых находится рефлекс ползания (Бауэра). Проявляется он в отталкивании крохи, лежащего на животе, от опоры, подставленной к его пяткам. Этот рефлекс является первым этапом, он предшествует классическому ползанию и угасает к четырем месяцам.

Следующей ступенью в развитии навыка становится передвижение грудничка на животе. Проявляться оно может по-разному: это и перемещение вокруг своей оси, и ползание по-пластунски, и движение назад или вбок. Все эти движения полезны для малыша, так как способствуют развитию его мускулатуры. Обычно первые попытки подобных перемещений дети совершают в возрасте пяти-шести месяцев, но иногда и позднее.

Затем кроха переходит к освоению очередного этапа, который предваряет период активного ползания и проявляется в том, что ребенок пытается ползти, подняв свое тело над поверхностью пола или кровати. При этом он может перемещаться как лягушка, выбрасывая вперед ручки и прыжком подтягивая к ним ножки; может передвигаться задом наперед, а может вставать на четвереньки и, раскачиваясь, падать вперед. Все эти пусть порой и неуклюжие попытки двигаться в пространстве приведут к заключительному этапу: самостоятельному ползанию.

Некоторые родители на приеме у педиатра с удивлением спрашивают, почему сначала ребенок ползает назад? Вероятно, такое передвижение связано с недостаточным развитием координации движений. Кроха еще просто не в состоянии понять, что нужно делать, чтобы двигаться в противоположном направлении.

И вот наконец пришло время наиболее сложного этапа. Он называется классическим перекрестным ползанием и представляет собой попеременные скоординированные действия рук и ног малыша, стоящего на четвереньках. Он считается наиболее трудным, потому что требует не простого перемещения в пространстве, но и искусного владения своим телом.

Важность ползания

Несмотря на то что существуют дети, пропускающие этап ползания, не стоит считать это значительным достижением. Существование периода, когда ребенок начинает ползать на четвереньках, закономерно и обусловлено самой природой. При активном ползании энергичная физическая деятельность развивает мускулатуру и кости, сердце и сосуды, улучшает процессы обмена веществ, благотворно влияет на нервную систему. Кроме того, ползание создает умеренную нагрузку на позвоночник и подготавливает организм к переходу на следующий уровень: освоению ходьбы.

Для того чтобы малыш развивался быстрее, рекомендуется выкладывать его на чистый, сухой и теплый пол, который можно застелить толстым одеялом или ковром. Очень полезно оставлять его при этом максимально раздетым, потому что стимуляция рецепторов, находящихся на поверхности кожи, ускоряет развитие головного мозга.

Многие мамы не заостряют внимание на моменте, когда ребенок начинает ползать по-пластунски, зато их очень беспокоит вопрос, когда же кроха должен освоить умение самостоятельного ползания. Поскольку все дети проходят индивидуальный путь развития, однозначно ответить на вопрос, когда должен начать ползать малыш, невозможно, но ортопеды и педиатры считают нормальным для овладения навыком ползания период с шести до девяти месяцев.

Бывают случаи, что малыш не проявляет интереса к ползанию - в этом случае следует обратиться к специалистам: педиатр, невролог и ортопед должны подтвердить, что с крохой все в порядке. Если они не обнаружат никаких отклонений в развитии, расстраиваться не стоит: возможно, малыш либо поползет позже, либо пропустит этот этап.

Существует категория детей, которые развиваются медленнее остальных. Причин этому может быть несколько: рождение раньше срока, перенесенная в период внутриутробного развития гипоксия или заболевание. Если ваш малыш относится к этой группе детей, то следует помнить, что его темп овладения новыми навыками немного иной, и родителям не нужно расстраиваться и тем более ругать ребенка, если он не оправдывает их ожиданий. Их задача - помочь крохе на пути освоения ползания и других умений.

Если ребенок начал ползать поздно, это значит, что его организм только сейчас сформировался настолько, чтобы сделать следующий шаг в развитии.

Укрепляющие упражнения

Чтобы научить грудничка ползать, необходимо стимулировать его желание дотянуться до интересующего предмета, а также развивать те группы мышц, которые задействованы в этом навыке. Для этого и существует специальная гимнастика, которая поможет малышу укрепить мышцы спины, рук, ног.

Для укрепления спины идеально подходит фитбол. Ребенка кладут на него животиком и, придерживая под мышки, выполняют покачивающие движения вперед-назад и вправо-влево. Кроме развития спинных мышц это упражнение тренирует координацию, а также способствует развитию боковых мышц живота.

Тренировка мускулатуры рук осуществляется в положении на спине. Мама располагает свои большие пальцы рук в кулачках крохи, а остальными пальцами обхватывает его запястье. Затем аккуратно поднимает малыша сначала до угла в сорок пять градусов, а позже, когда он научится сидеть, и до положения сидя, потом медленно опускает назад. Развивать ручки можно, скрещивая их на груди ребенка, чтобы он будто бы обнимал сам себя. Затем руки разводят в стороны и снова скрещивают так, чтобы сверху оказывалась то правая, то левая рука.

Демонстрация укрепляющих упражнений

Когда младенец способен полностью поднимать свое тело, опираясь ручками о стол или пол, можно выполнять упражнение «хождение на руках», приподняв заднюю часть тела и придерживая кроху.

Для развития ножек малыша их сгибают и разгибают в положении лежа на спине. Причем сгибания нужно проводить в разведенном состоянии, как лапки у лягушки. Завершается это упражнение переворачиванием грудничка на живот: пусть кроха оттолкнется ножками от ладоней мамы.

Завершающим этапом упражнений может стать массаж для ребенка: нежные поглаживания и легкие растирания кожных покровов. Они помогут расслабить мышцы после нагрузки и дополнительно подготовить их к ползанию.

Хотя ползание генетически заложено в программу развития новорожденного, вопрос о том, как научить ребенка ползать правильно, не является праздным. Многие родители задают вопрос, как помочь малышу научиться ползать.

Самый простой вариант - заинтересовать. Положите перед крохой игрушку на достаточном расстоянии, стимулировав таким образом его интерес и попытки дотянуться до предмета. Любые попытки малыша ползти следует поощрять: похвалить, поцеловать; ободряющие слова помогут и в случае, когда ребенок боится ползать.

Чтобы грудничку было понятно, чего от него добиваются, взрослые или старшие дети могут наглядно показать, как нужно ползать. Малыши очень любят подражать и с удовольствием попробуют повторить эти движения.

Когда детка поползет более уверенно, можно усложнить ему задачу, разместив на полу разнообразные препятствия (скрученные полотенца, подушки, стулья и пр.). Хорошие результаты показывает применение специального приспособления - трека Домана.

Некоторые мамы ставят ручки ребенка на какую-либо подставку и начинают потихоньку перемещать ее вперед - малыш вынужден при этом передвигать ножки. Подобное упражнение можно выполнять, придерживая ребенка за грудь, и помогая ему передвигать ноги, согнутые в коленях.

Как не надо учить ребенка ползать? Все дети перемещаются по-разному: кто-то на спине, двигаясь головой вперед; кто-то прыгает, как лягушка; а кто-то и вовсе поначалу ползет только назад. Все эти проявления совершенно нормальны. Не нужно заставлять малыша передвигаться именно так, как вы считаете правильным, и принуждать к ползанию, даже если кроха долго не может освоить его. Не надо пытаться быстро научить ребенка ползать, потому что развитие любого навыка - процесс естественный; он будет освоен только в тот момент, когда кроха будет к этому готов.

Если ребенок не желает ползать

Несмотря на то что ползание полезный навык, который осваивает большинство малышей, не все дети демонстрируют это умение: часть из них переходят сразу к хождению, минуя этап ползания. Если ребенок в десять-одиннадцать месяцев или даже в год не хочет ползать, но при этом он весел и активен, а у врачей к нему нет претензий, то родителям не стоит беспокоиться. Может быть, ваш кроха поползет чуть позже, а может быть, и вовсе пропустит эту ступень развития. Упражнения и массаж, которые мы рекомендовали выше, помогут ребенку укрепить мышцы, развить координацию движений, и этого вполне достаточно.

Таким образом, ответ на вопрос «во сколько месяцев малыш начнет ползать самостоятельно» зависит от характера малыша и от особенностей его индивидуального развития. Нужно ли учить ребенка ползать? Безусловно, нужно. Но переживать, что к определенному возрасту малыш еще не пополз, не стоит. Любите своего малыша, помогайте ему в развитии, и он не замедлит порадовать вас достижениями.

Очень часто молодых родителей интересует, правильно ли развивается их кроха. В связи с этим нередки вопросы: когда ребенок должен уметь переворачиваться, ползать, сидеть , ходить, говорить и так далее. Ползание - один из первых навыков передвижения, который позволяет малышу лучше познавать окружающий мир.

Умение ползать (на животе, по-пластунски, на четвереньках) - очень важный этап психофизического развития ребенка в первый год его жизни. Оно не только влияет на развитие и укрепление мышц и позвоночника, координацию движений, но и помогает малышу учиться управлять своим телом, мыслить и принимать самостоятельные решения. Неврологи отмечают, что период ползания более важен для развития нервной системы, чем этап первых шагов. Умение ползать имеет важное значение для развития полушарий головного мозга, оно положительно влияет на своевременное развитие речи, развивает моторику.

Как правило, после трех месяцев от роду малыш учится переворачиваться со спинки на животик. Когда он научится оставаться в этом положении какое-то время, то сможет увидеть вокруг себя множество новых незнакомых ему предметов. Довольно часто желание не только получше рассмотреть, но и прикоснуться, попробовать незнакомый предмет является катализатором для ползания. Вначале ребенок передвигается на животе. Так малыш может двигаться не только вперед, но и в сторону или назад. Следующим этапом может стать попытка освоить новый способ ползания: подняться на четвереньки, выставив вперед руки, а потом поочередно подтягивать ноги. Иногда этот способ передвижения напоминает прыжки. Следующий этап - перекрестное ползание. Когда ребенок уже четко овладел координацией движений и передвигается на четвереньках, выставляя вперед сначала правую руку и левую ногу, а потом - наоборот. Этот этап ползания требует не только достаточно крепких мышц рук и спины, но и определенного уровня развития нервной системы. Так организм готовится к следующему этапу развития - ходьбе. К этому времени (7-9 месяцев) малыш уже, как правило, пытается или даже умеет садиться сам.

В медицинских источниках упоминается, что возраст, в котором большинство детей начинает ползать (любым способом), варьируется от 5 до 9 месяцев. Однако нередко на интернет-форумах молодые мамы пишут, что их малыш уже в 4-5 месяцев научился ползать на животе и передвигаться подобно гусенице, а другие сокрушаются, что их дитя в 8-9 месяцев «даже и не думает» о ползании. Как и любой другой навык, ползание, становится актуальным для малыша именно тогда, когда он готов к нему не только физически, но и ментально. Ребенок учится познавать мир, управлять своим телом. И у каждого - свое время для этого. Не все дети учатся ползать и ходить, «как книжка пишет», некоторые «перескакивают» определенные этапы. Есть дети, которые не ползали, а сразу стали подниматься на ноги и пытаться ходить. Кое-кто задерживается на этапе ползания дольше остальных.

Известный педиатр Евгений Комаровский в своих книгах о здоровье детей подтверждает это мнение и напоминает, что дети самостоятельно справятся с такими задачами, как «сидение, ползание, стояние и хождение». По мнению доктора, все это малыш должен захотеть сделать сам. В первый год жизни не нужно его «учить» всему этому или тренировать. «Пусть он лишний месяц полежит или поползает», - отмечает доктор Комаровский. Ведь стояние и ходьба - это достаточно большая нагрузка на позвоночник, ребенок должен быть готов к ней, а ползание - естественный и едва ли не лучший способ такой подготовки. Что же касается родительской роли в этом процессе, то она сводится к обеспечению таких условий жизни для малыша, при которых все названные этапы физического развития не превратятся в «тяжкий труд»: закаливание , развитие мышц, меры для профилактики рахита и так далее.

По статистике, на первом году жизни девочки немного опережают мальчиков в развитии. Поэтому, как правило, они начинают ползать и ходить раньше мальчиков. Отзывы родителей в большинстве случаев тоже подтверждают это. Но, как уже упоминалось, каждый ребенок - уникальный и развивается по своему собственному «графику».

Иногда дети не проявляют интереса к самостоятельному передвижению даже после 8-9 месяцев. Так случается, если у них недостаточно развиты мышцы или опорно-двигательный аппарат. Если дитя проводит большинство времени в закрытом пространстве (кроватке, манеже), то просто не знает, что бывает в мире что-то поинтересней, и не чувствует потребности двигаться. Позже учатся ползать и крохи со спокойным характером. Они больше любят наблюдать, чем трогать новые предметы, и поэтому часто не проявляют интереса к передвижениям. Карапузы с большим весом также начинают двигаться позже своих сверстников. Иногда ребенок не ползает потому, что родители сразу же дают ему все, что его интересует, и у него нет потребности куда-то стремиться. Все эти причины можно при желании устранить. А также создать для своего чада такие условия, при которых ползание для него станет интересным новым опытом.

Прежде всего, нужно обеспечить малышу условия для корректного развития опорно-двигательного аппарата. А именно: стараться делать с ним самые простые упражнения для ручек-ножек, уже начиная с первых месяцев его жизни. Необходимо правильно брать его на руки. При необходимости можно прибегнуть к помощи детского массажиста. Можно делать специальные упражнения, чтобы научить дитя управлять своим телом: «лягушка», перевороты со спины на живот. Очень полезны для позвоночника занятия на фитболе . Кроме того, покачивания на большом мяче способны снять колики.

Педиатры часто советуют родителям немного стимулировать малыша к ползанию. Например, можно положить в поле его зрения новый яркий предмет или любимую игрушку. Близко, но так, чтобы малыш не мог ее сразу взять. Тогда он попытается добраться до нее своими силами. На родительских форумах также можно встретить рекомендации, как научить ребенка ползать. Часто советуют показывать на личном примере, как нужно ползти. Это может делать мама, папа или старший брат. Если крохе удалось хоть немного продвинуться, его стоит обязательно похвалить. Когда карапуз уже научился передвигаться, можно немного усложнить задачу, установив на его пути небольшие барьеры, например, положив полотенце, свернутое валиком. Дети очень любят преодолевать препятствия.

Самое важное помнить, что задача родителей - помочь малышу и создать для него условия, комфортные для жизни и развития. А здоровый и счастливый ребенок обязательно научится всему необходимому в нужное время.

Специально для - Ксения Бойко

Педиатры утверждают, что ползание – очень важный этап в развитии детей. Ползание разрабатывает мышцы спины и укрепляет позвоночник, подготавливает малыша к вертикальному хождению. Давайте узнаем, когда ребенок начинает ползать, и как подготовить грудничка к этому этапу.

Чем полезно ползание

  • Укрепляет позвоночник, мышцы ног, рук и спины;
  • Формирует естественные изгибы позвоночника, которые помогут в дальнейшем выдерживать нагрузку при нахождении в вертикальном положении;
  • Помогает устранить нарушения в работе опорно-двигательного аппарата естественным путем. К таким нарушениям относятся кривошея, асимметрия в теле, повышенный или пониженный тонус;
  • Развивает координацию, что позволит выполнять различные движения. Кроме того, развитая координация поможет чувствовать ритм, сохранять равновесие и ориентироваться в пространстве;
  • Развивает интеллект. Чем активнее и мобильнее малыш, тем лучше кровоснабжение и эффективнее работа мозга. Кроме того, движение влияет на развитие речи ребенка, так как оно обеспечивает связь между полушариями;
  • Дает ребенку свободу в передвижении и уверенность в силах, ведь ползание – самостоятельный и осознанный процесс с выбранным направлением и целью.

Когда грудничок начинает ползать

Многих родителей волнует, во сколько месяцев ребенок начинает ползать. Этот процесс наступает постепенно и не ранее трех месяцев. Трехмесячный карапуз учится переворачиваться, поэтому в этот период кругозор малыша становится шире. Он замечает игрушки или интересные предметы, пытается дотянуться до вещи и даже делает первые попытки подползти.

В 4-5 месяцев малыш уже может подползать к интересующим предметам на животике. Причем делают дети это по-разному. Одни ползают по-пластунски, другие – назад и вперед, а третьи – вбок. А вот ползание на четвереньках малыши осваивают только после полугода. Кстати, именно передвижение на четвереньках педиатры считают настоящим полноценным ползанием.

Во сколько дети начинают ползать, зависит от индивидуального развития каждого ребенка. Некоторые ползают на четвереньках уже в 5-6 месяцев, но чаще это происходит в 7-8 месяцев. Позднее ползание часто встречается у крупных малышей и детей с лишним весом. Подробнее о норме веса для детей до года, читайте . В любом случае, грудничок не будет ползать, пока мышцы не окрепнут в достаточной мере.

Ни в коем случае не пропускайте этап ползания и не поощряйте попытки малыша сразу встать на ножки и идти! Это может привести к серьезным проблемам в функционировании позвоночника, мышцах и связках спины. Дайте ребенку свободу и пространство для ползания, откажитесь от манежа и ходунков. Ходунки могут вовсе навредить ребенку, ведь действие этого изделия сравнимо с костылями.

Если ребенок так и не ползает на четвереньках к 9-10 месяцам, обратитесь к педиатру! Такое поведение не говорит о каких-то серьезных отклонениях. Врач просто подберет подходящие упражнения и массаж, чтобы малыш быстрее освоил ползание.

Упражнения

Выкладывание на живот с первого дня жизни – главное условие того, чтобы малыш начал ползать по-пластунски. Так он наберет силы и освоит полезные навыки, а уже потом научится стоять на четвереньках и ползти соответствующим образом. Когда ребенок научился переворачиваться со спины на живот и обратно, ненадолго приподниматься на ручках и держать при этом голову, с малышом делают специальные упражнения:

  • Для детей, которые еще не полностью освоили перевороты, используют следующие упражнения. Большой палец одной руки вкладывают ладошку малыша и крепко сжимают кисть. Затем тело ребенка направляют на переворот, а второй рукой придерживают ножку, чтобы перевернуть таз;
  • Упражнения с использованием фитбола (большого мяча) развивают мышцы спины. Кроме того, они облегчат , если они еще не закончились. Для выполнения задания малыша кладут на мяч животом вниз и придерживают в области подмышек. Пока мяч слегка покачивается, ребенок научится выгибать спину и напрягать мышцы, которые нужны для ползания;
  • Упражнение “лягушка” заключается в том, что ножки ребенка обхватывают за голени, когда тот лежит на спине. Ножки плавно сгибают в позу лягушки и плавно разгибают обратно. Затем переворачивают грудничка на живот, чтобы он попробовал оттолкнуться согнутыми ногами от сложенных ладоней взрослого человека и продвинуться вперед;
  • Гимнастика для рук укрепит мышцы не только рук, но и спины. Малыш лежит на спине, а взрослый берет его за руки. При этом важно, чтобы ребенок крепко схватил большие пальцы взрослого. Затем нужно плавно поднять ручки вверх и отпустить, развести руки в стороны и скрестить на груди. Повторите упражнения два-три раза.

Занятия с ребенком нужно проводить только ласково и спокойно. Не кричите и не ругайте малыша, если у того что-то не получается! Во время занятий важно соблюдать правила безопасности, чтобы случайно не навредить грудничку. В доме должно быть чисто, ведь пыль и шерсть домашних животных часто вызывают аллергию у грудничка. Кроме того, шерсть и мусор могут просто оказаться у малыша во рту.

В помещении не должно быть открытых розеток, для этого используйте специальные заглушки. Спрячьте электрические шнуры на полу и уберите острые предметы, которые находятся по близости. Закройте батареи отопления и задвиньте ящики, проверьте мебель на устойчивость. Для полной безопасности можно использовать накладки на углы и блокираторы для дверей. Если малыш ползает на кровати, внимательно следите за тем, чтобы он не упал. Не оставляйте его одного!

Массаж

Кроме упражнений педиатры часто рекомендуют делать лечебный массаж. Конечно, такую процедуру следует доверять только профессиональному детскому массажисту! Но мама может сделать малышу легкий общеукрепляющий массаж и в домашних условиях. Массаж укрепляет кости и мышцы, улучшает кровообращение и нормализует тонус, повышает иммунитет и формирует положительный эмоциональный фон.

Перед массажем обязательно помойте руки, снимите кольца и подстригите ногти, чтобы не поцарапать нежную кожу младенца. Заранее подготовьте пеленальный столик. По желанию можно использовать детское гипоаллергенное массажное масло, но педиатры рекомендуют в первые полгода обходиться без специальных средств. Ни в коем случае нельзя брать ароматические масла и присыпки, так как они нередко провоцируют аллергическую реакцию! Кроме того, такие средства забивают поры и нарушают дыхание кожи.

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания у детей первого года жизни, что называется «правильным ползанием», как помочь малышу научиться ползать.

Когда ребенок начинает ползать

В первой статье цикла о развитии ползания у малышей мы разберемся с вами:

— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

— когда появляется ползание у младенца и какое оно бывает (пошаговый календарь развития ползания у малыша),

— от чего зависит полноценное развитие ползания у ребенка,

— в чем его значение ползания в развитии младенца.

Во втором полугодии первого года жизни развитие движений и овладение ползанием – одна из ведущих линий в развитии крохи. Ползание особенно активно развивается у малышей в возрасте 6-9 месяцев.

Когда ребенок начинает ползать: что такое «ползание»

Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».

«Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках. Если ребенок только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.

В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка (правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.

Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.

Значение ползания для развития ребенка

Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым — важно создать для развития ползания все условия:

Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.

Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.

Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений. Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе (Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

Четвертое. В ползании активно и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

Как видим, ползание – это то движение, которое жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития. Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания

У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания» . Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.

В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится. Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.

Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.

Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.

Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.

К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев) малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.

На шестом месяце жизни развивается подползание – подготовительное к ползанию движение.

Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например, подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.

В возрасте с 6 месяцев в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.

В 6-7 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.

Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.

Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть. Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.

Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение. Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить.

К 7 месяцам малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).

В 8 месяцев ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях. В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.

С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.

Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей, с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше, т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.

В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!

Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту. Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем — садиться; учить не стоять, а вставать.

Когда ребенок начинает ползать: какие факторы влияют на ползание малыша и его развитие

Какой должна быть поверхность для ползания

Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван). Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.

Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.

Как правильно использовать игрушки для развития умения ползать

Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям :

1) они новые или явно привлекательные для малыша,

2) игрушка должна быть устойчивой,

3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.

На какое расстояние от ребенка класть игрушки:

а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.

б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).

Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.

Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.

После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.

Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.

— Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.

Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.

Как можно побудить ребенка ползать к игрушке? Пример игры — занятия

Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.

Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.

Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.

Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.

Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова). Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.

После этого сделайте небольшую паузу.

Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.

Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку. Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.

Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.

Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику (о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.

Когда нужно обратиться за консультацией к неврологу

Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:

— Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,

— Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).

— Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,

— Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,

— В случае повышенной утомляемости ребенка.

В продолжении этой статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

С момента, когда ребёнок начинает ползать, в жизни малыша и его родителей наступает новый этап. Дети по-новому воспринимают окружающий мир, который хочется познать и потрогать, а мамам с папами необходимо для этого обеспечить ему максимальную безопасность и своё постоянное присутствие.

Этот период очень важен в жизни маленького ребёнка, так как умение ползать активно заставляет работать мозг малыша и активизирует мыслительную деятельность.

Когда стоит ожидать первые попытки

На самом деле, это очень сложно и тяжело для ребёнка. Но со временем, овладев таким способом передвижения, у него развивается не только мышление, но и моторика, активнее, стремительней развивается речь и, конечно же, укрепляются мышцы всего тела.

Желательно, чтобы ребёнок не пропустил этап ползания (он может сразу пойти). Со стороны физиологии в этом случае можно говорить о неокрепших мышцах спины и большой нагрузке на неокрепший детский позвоночник. Родители должны стимулировать желание малютки к передвижению и правильно его к этому подготовить.

На вопрос когда ребёнок должен уверенно ползать, можно ответить лишь приблизительно. Все дети проходят данный период индивидуально, но существует примерная таблица которую предлагают педиатры для ориентира. Возрастные периоды, когда начинают ползать карапузы, следующие: первые попытки возможны к 5 месяцам, а с 8–9 месяцев начинается активное ползание.

Основные этапы ползания

Первое, что делает младенец - это начинает держать голову, и тем самым укрепляет и развивает мышцы спины, подготавливая организм к новому периоду в развитии.

1 этап - начало

Новорождённый пытается двигаться на животе, подгибая под грудью ручки и выпрямляя при этом спину, ноги в данном процессе участвуют неактивно.

Родителям стоит самостоятельно выставлять ручки малыша под грудью, показывая движения и обучая правильно на них опираться. При этом можно сгибать ему одновременно обе ноги и своими руками ставить опору для ступней, для этого достаточно поставить ровную ладонь ему под ноги. Это должно выглядеть, как будто лягушка делает прыжок.

Родителям нельзя делать резких движений, прилагать усилия и толкать малыша своей ладонью. Новорождённый должен самостоятельно почувствовать, попробовать и закрепить движение. Мама и папа лишь помощники в этом деле.

Если ребёнок ползает на животе, и видно, что он предпринимает попытки оттолкнуться ногами, не стоит ускорять процесс, необходимо терпеливо наблюдать и следить за его безопасностью.

2 этап - закрепление навыков

У многих детей на этом этапе происходит некое «зависание». Не стоит переживать, это очень даже неплохо. Важно понимать, что в данный период у ребёнка включена работа мозга и он закрепляет свои навыки. На этом этапе ребёнок должен начать стоять на четвереньках.

Во сколько месяцев ребёнок начинает ползать на четвереньках сказать точно нельзя: у одних родителей в возрасте 5–6 месяцев, у других в 7–8 месяцев. Но грудничок к этому времени должен научиться поджимать под себя ножки и хорошо опираться на обе руки.

Большинство из них, становясь на обе конечности, начинают длительно раскачиваться, словно готовясь к прыжку. В этот момент дети чувствуют свои возможности и стремятся сделать новый шаг в своих достижениях. Когда малыш раскачивается он тренирует мышцы спины, ног и рук. Эти действия только укрепляют его организм и, конечно же, - это верный знак того, что он готов активно ползать. На этом этапе ведущими остаются руки малыша: он сначала пытается переставлять по очереди ручки и после подвигает к ним ножки.

Родителям стоит обеспечить не сильно твёрдую, но и не мягкую плоскость, по которой можно ползать, так как на кровати или в манеже, нет хорошей опоры для рук, соответственно уверенности в движениях будет меньше. В период раскачивания мама может аккуратно придерживать малыша за бока и немного направлять вперёд, как бы стимулируя к движению.

Ещё одним важным моментом являются принципы достижения цели. Развивать их стоит с младенческого возраста. Для этого нужно раскладывать игрушки перед малышом так, чтобы он мог до них дотянуться, а значит достичь своей цели. Когда ребёнок начал ползать, то интересующие его вещи также ставят на таком расстоянии, чтобы он осилил к ним путь. Со временем расстояние увеличивают, тем самым заставляя его проявлять стремление в достижении цели.

3 этап - активное движение

На данном этапе ребёнок должен начать ползать. У кого-то этот период может наступить в возрасте 6–7 месяцев, но чаще всего он наступает к 8–10 месяцам. Он активно учится перекрёстно передвигать руками и ногами, движения становятся слаженными и более уверенными. Правильными движениями считаются те, когда вслед за левой рукой выдвигается правая нога. На изображении справа показана неправильная перестановка рук и ног.

Ещё раз стоит напомнить, что не нужно сравнивать успехи своих детей, на каком месяце у них имеются те или иные достижения, с другими. У всех разные и сугубо индивидуальные внутренние процессы, которые ведут к физическому и психологическому развитию. Здесь стоит заострить внимание на том, что у детей до года физическое и психологическое развитие идёт неразрывно. Они ползают и познают окружающий мир, трогают предметы, получают новые эмоции. При этом у них закрепляются определённые знания.

Знать закономерности в развитии своего чада просто необходимо для понимания его внутреннего мира и потребностей. Существует несколько рекомендаций, которые стоит выполнять в этот период жизни малыша.

Возможные причины задержки

Стоит сразу сказать, что эти нормы условны, ведь большую роль играют физические возможности ребёнка. Не нужно забывать о том, что все малыши и по-разному воспринимают окружающий мир - именно он является важной целью в познании и стремлением доползти вон до той штуки.

При большом весе малыш начинает ползать значительно позже своих сверстников. Проблема избыточного веса часто заключается в неправильном кормлении, генетической предрасположенности или обмене веществ. Если ребёнок родился недоношенным, то моторные навыки развиваются с некоторой задержкой, что также приводит к более позднему началу ползания.

В любом случае всё должно проходить в определённых рамках норм развития. Именно поэтому для родителей существуют инструкции и советы, как помочь маленькому человечку научиться передвигаться на четвереньках при помощи привлечения его внимания. Первые попытки, как правило, будут начинаться, когда ребёнок увидит яркую недосягаемую игрушку и попытается к ней дотянуться, что заставит его ползти. Ему будет тяжело, но интерес, в конце, концов, заставит добраться до красочной цели. Здесь важно не отодвигать игрушку слишком далеко, чтобы малыш не потерял к ней интерес.

Как только ребёнок начнёт переворачиваться и крутиться вокруг своей оси на кровати, маме и папе стоит помогать ему и правильно складывать ручки под грудью для опоры. Это делается для того, чтобы ребёнок знал как правильно ползать.

Все дети, как правило, проходят определённые этапы овладения навыками ползания. Бывает так, что некоторые из них пропускают один из этапов и быстрее учатся, а некоторые длительно находятся на одной из стадий.

Как помочь малышу овладеть ползанием

Безусловно, самым распространённым методом укрепления мышц и обучению ползанию является массаж. Выполнять его должен квалифицированный специалист, имеющий опыт в работе с грудными детьми и знающий программы массажа для укрепления разных мышц тела. Как только дети начинают двигаться и держать голову, педиатр уже может рекомендовать курс массажа.

Это происходит примерно в возрасте 3 месяцев. При наличии тремора или тонуса мышц, специалист будет выполнять определённый курс массажа. Такой курс поможет укрепить организм и определённые мышечные группы, при недостаточном развитии которых будет задерживаться развитие ползания. Массаж делается, как правило, в первой половине дня. Мама при этом получает полезные рекомендации по проведению самостоятельной гимнастики с малышом.

Вопрос во сколько месяцев начинают ползать дети, не должен быть решающим для родителей. Пусть именно ваш младенец сделает это чуть позже других, но он сделает это правильно и без сильных нагрузок для организма. В ближайшем будущем это сильно поможет его развитию.

Стоит ещё сказать о вспомогательных методах по физическому развитию грудничков:

  1. Гимнастика на фитболе. Выполнять её лучше после того, как вам продемонстрирует движения массажист или педиатр. С детками этого возраста стоит обращаться очень аккуратно. Существует целый ряд различных упражнений для деток до года, по укреплению разных групп мышц. Для каждого периода нужно правильно подобрать упражнения на мяче.
  2. Плавание. Сейчас у многих мам есть возможность посещать грудничковое плавание. Это идеальный вариант для физического развития малышей, ведь вода является очень близкой средой для младенцев, они могут легко двигаться в ней, выполняя различные упражнения. Многие практикуют плавание в ванной при использовании специальных кругов, поддерживающих шейку грудничка.
  3. Игры на развитие моторики. Поглаживание ладошек и ступней ног помогут активизировать, стимулировать нервные окончания, способствующие психическому и физическому развитию. О том, какую роль играет развитие моторики знает каждый, поэтому при каждом утреннем проведении гигиенических процедур и принятии воздушных ванн, стоит взять за правило проводить весёлые увлекательные упражнения. От этого также зависит то, во сколько месяцев ребёнок начнёт свои уверенные попытки ползти.

Как ребёнок начнёт активно ползать и перемещаться из одной комнаты в другую, в первую очередь, необходимо создать для него полную безопасность. Если где-то имеются провода, к примеру, от компьютера и другие электронные приборы, то стоит оградить к ним доступ. Для электрических розеток существуют специальные заглушки, для дверей - держатели и ограничители, которые обезопасят младенца при изучении окружающего пространства.

Ещё раз повторим, что вопрос во сколько дети начинают ползать, должен быть весьма условным для родителей. Конечно, существуют определённые рамки, но торопить своё чадо не стоит, всему своё время. Главное, чтобы малыш заползал, потому что некоторые дети не ползают вообще, а сразу пытаются вставать на ножки.

Может это желание подражать старшим братьям и сестрёнкам, или частое нахождение в вертикальном положении в кроватке, держась за бортики, в манеже, или амбиции взрослых. Но это не хорошо для правильного формирования позвоночника. Поэтому задача родителей - создать условия для развития навыка ползания: желательно, чтобы это был пол или большая кровать, в доступной близости должны находиться интересные предметы и отсутствовать опасные. Важно, чтобы ребёночек смог вдоволь наползаться, а родители не старались раньше времени поставить его на неокрепшие ножки.

Ещё один важный момент, на который стоит обратить внимание: это техника ползания. Если родители начали замечать, что малыш ползёт не на четвереньках, а по-пластунски, то старайтесь, чтобы данный навык не закрепился у него. Для этого на пути малыша разложите небольшие предметы - препятствия, чтобы у него появилось желание поднимать своё тело переползая через них. Или положите ребёночка в пелёнку и учите его правильно ползти, чуть приподняв тело за пелёнку.

Можно выкладывать малыша на живот, подложив под него валик и покачивать его назад и вперёд. Эти же движения можно выполнять на фитболе. Малыш рефлекторно будет переставлять руки, укреплять ножки, учиться держать тело.

На этом всё. Теперь вы знаете в каком возрасте дети начинают ползать, почему нужно обязательно овладеть этим навыком перед ходьбой, и что делать, чтобы ребёнок стал ползать. Здоровья вашему чаду!