Почему реконкиста имела большое значение в истории. Реконкиста в испании. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский

отвоев. испанцами и португальцами земель, захвач. в нач. 8 в. арабами и берберами (арабы и берберы получили впоследст. общее назв. мавров) на терр. Пиренейского п-ова. Р. началась битвой при Ковадонге (Астурия) в 718.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕКОНКИСТА

исп. reconquista, от reconquistar - отвоевывать) - отвоевание народами Пиренейского п-ова в 8-15 вв. терр., захваченных арабами и берберами (получившими впоследствии общее назв. - мавры). Р. началась битвой 718 при Ковадонге (Астурия), приостановившей дальнейшее наступление мавров. До 11 в. продвижение к югу исп. гос-в, образовавшихся в ходе Р., было замедленным. Распад Кордовского халифата (1031) облегчил освобождение земель на юге п-ова. 11-13 вв. - решающий этап Р. В 1085 кастильцы взяли Толедо. Вторжения Альморавидов и затем Альмохадов лишь на нек-рое время задержали успешный ход Р. 16 июля 1212 при Лас-Навас-де-Толоса объединенные силы Кастилии, Арагона и Наварры одержали решающую победу над войсками Альмохадов. В 1236 кастильцами была взята Кордова, в 1246 - Хаэн, в 1248 - Севилья; королевством Арагон были отвоеваны у мавров в 1229-1235 Балеарские о-ва, в 1238 - Валенсия, португальцы освободили в 1249-50 обл. Алгарви (Ю. совр. Португалии). К сер. 13 в. в руках мавров остался лишь Гранадский эмират, к-рый пал в 1492. До недавнего времени исп. Бурж. историки рассматривали Р. преим. как цепь воен. предприятий, к-рые велись под знаком религ. борьбы христиан против "неверных", и недооценивали ее экономич. мотивы, ее влияние на социально-экономич. и политич. историю народов Пиренейского п-ова (А. Бальестерос-Беретта, П. Энрике Эррера и др.). Почти все совр. исп. бурж. историки сходятся во мнении об исключительно большом влиянии и араб. завоеваний и Р. на ход истории Испании и Португалии (Р. Менендес Пидаль, К. Санчес Альборнос, X. Висенс Вивес и др.). Р. в значит. мере определила экономич. и политич. развитие стран Пиренейского п-ова. Р. не представляла собой лишь цепь воен. походов, она являлась прежде всего широким колонизационным процессом закрепления и экономич. освоения отвоеванных у мавров терр. В ходе ее складывались социально-экономич., политич. особенности каждого из гос-в, образовывавшихся на этих терр. Гл. движущей силой Р. были крестьяне, с оружием в руках отстаивавшие независимость родины. В начальный период Р., когда земли освобождались от мавров местным населением в значит. мере стихийно (особенно в Кастилии), без участия феодалов, крестьяне, оседавшие на этих землях, добивались в своем большинстве личной свободы. Постоянная угроза набегов мавров вызывала у колонистов необходимость селиться целыми коллективами в укрепленных местах. С этим начальным этапом Р. связано образование крест. общин (в частности, бегетрий) и гор. общин. Активное участие в Р. принимали города, в ходе ее получившие относительную автономию. Права и привилегии сел. и гор. общин фиксировались в фуэрос (португ. - фораиш). В дальнейшем королев. власть, укрепившаяся благодаря воен. успехам Р., взяла в свои руки (при активном участии светских и духовных феодалов) распределение отвоеванных земель. Заинтересованная в экономич. освоении этих земель, в воен. силах для дальнейшей борьбы с маврами, королев. власть была вынуждена поддерживать общины, предоставлять вновь возникающим нас. пунктам хартии поселения. 11-13 вв. - период расцвета гор. и сел. общин, определившего и характер кортесов Кастилии, в состав к-рых наряду с горожанами входили представители крест. общин. И хотя с оттеснением мавров на юг п-ова усилился натиск феодалов на крестьян, в Леоне и Кастилии крестьянство в 11-13 вв. все еще сохраняло личную свободу; в ряде др. гос-в Пиренейского п-ова крестьяне к 13 в. оказались закрепощены. С Р., к-рая велась под лозунгом религ. борьбы с "неверными", связан рост идеологич. влияния и экономич. могущества католич. церкви в Испании и Португалии; духовно-рыцарские ордена (Калатрава, Алькантара, Ависский орден и др.) превратились в крупнейших собственников-латифундистов. Р. определила и др. особенности феодализма на Пиренейском п-ове (по сравнению с др. европ. гос-вами): многочисленность слоя мелкого рыцарства (в ряды к-рого был открыт доступ и крестьянам, и горожанам, если они были в состоянии снарядить коня), сыгравшего большую роль в социально-экономич. и политич. жизни гос-в п-ова; сохранение в осн. за монархией политич. власти, диктовавшееся необходимостью консолидации сил в борьбе с общим врагом. С Р. связан процесс формирования народностей - испанской и португальской, складывания их нац. культуры, нац. характера. В исп. лит-ре Р. нашла яркое отражение в героич. эпосе о Сиде, романсеро и др. памятниках. Особая роль Кастилии в Р. сказалась на формировании нац. исп. яз., в основу к-рого лег распространявшийся на освобожденных терр. кастильский диалект. Лит.: Арский И. В., Р. и колонизация в истории ср.-век. Каталонии, в сб.: Культура Испании, (М.), 1940; Фрязинов С. В., Проблема Р., как колонизационного движения, в освещении исп. ученых, "Уч. зап. Горьковского гос. ун-та, серия историко-филологич.", 1959, в. 46; La Reconquista espa?ola у la repoblaci?n del pa?s, Zaragoza, 1951. См. также общие работы по истории Испании при ст. Испания. И. С. Пичугина. Москва. -***-***-***- Реконкиста

При изучении Средних веков в 6 классе, реконкиста входит в состав обязательных тем. Этот продолжительный исторический процесс повлиял на образование и формирование государств Пиренейского полуострова. Борьба культур, религиозных мировоззрений оставила неизгладимый отпечаток в истории, отголоски которого слышны и поныне. Что такое реконкиста, какова ее периодизация, причины конфликта, результаты - вопросы, требующие детального рассмотрения.

Реконкиста

Многовековое господство арабов над христианами Пиренейского полуострова не привело к единству. Мусульмане рассматривались как захватчики. Однако определенные изменения в жизни европейского населения прослеживались. Христиан, сохранивших свою религию, но усвоивших язык, обычаи, традиции арабского мира, называли мосарабы. Нашлись и те, кто принял ислам. Только вероотступники «ребегадос» не пользовались уважением даже в среде своих новых единоверцев. Завоеватели продолжали считать их неверными, всячески притесняя.

Что такое реконкиста? Это отвоевывание христианами захваченных земель у оккупантов, насаждавших свою религию, культуру, образ жизни. Жестокое обращение арабов с населением захваченных территорий подстегнули незавоеванную северную часть Пиренейского полуострова стать очагом сопротивления в середине 8-го века.

Области Астурии, Галисии, Басконии в своем славном прошлом не покорились римлянам, готам. Теперь они возглавили сопротивление против новой угрозы.

Мотивация участников реконкисты

Нельзя рассматривать реконкисту исключительно с позиций хода основных боевых действий. Это процесс освобождения и заселения отвоеванных территорий, растянувшийся на 770 лет. Все объясняется несколькими причинами. Необходимо их кратко перечислить:

  • постоянная междоусобица в лагере защитников испанской земли;
  • культурный, научный уровень арабов был выше;
  • слабая поддержка простых людей, особенно на начальном этапе борьбы за освобождение.

Борьба приняла более широкий фронт лишь после того, как четко были определены интересы всех ее участников, где каждый из них выполнял свою ключевую роль. Основной причиной возникновения конфликта являлась потребность в новых землях, ресурсах. Королевская власть получала новые источники пополнения казны, укрепляя авторитет. Католическая церковь - земельные наделы, новую паству, расширение области своего влияния. Феодалы - новые «кормления», возможность получения должностей на подконтрольных территориях. Простой люд мечтал с получением земли уменьшить свою зависимость от феодалов.

Таким образом, видно, что практически все слои населения были заинтересованы в реконкисте на Пиренейском полуострове.

Ни шагу назад (битва при Ковадонге 718 г. н. э.)

Арабы очень быстро покорили практически весь полуостров. Им понадобилось всего лишь несколько лет. Зато освобождение от них растянулось почти на 8 веков. Оставались незначительные земли на севере, не желавшие признавать власть мавров. После захвата Толедо большинство христиан бежало в Астурию, не желая подчиниться власти мусульман. С собой они забрали сокровища и реликвии, спрятав все в пещеру.

Было принято единодушное решение дать бой высланному отряду арабов. Битва при Ковадонге закончилась победой христиан. Это событие ознаменовало начало Пиренейской реконкисты.

На пути продвижения арабов в Европу

Первоначально королевство Астурия ставило своей задачей удержать мавров, поэтому они перешли к оборонительным действиям. Вскоре самим оккупантам было не до Астурии. Прорываясь через Пиренеи, они захватили древний город Нарбонну, вплотную приблизившись к владениям франков.

Начались попытки вторжения мусульман, каждый раз заканчивающиеся их разгромом. Однако, даже побеждая, франки находились в сложном положении. Наличие такого агрессивного соседа должно было бы, по идее, объединить все силы для отражения всеобщей угрозы, но Средневековье с его феодальной раздробленностью диктовало свои условия.

Цена феодальной раздробленности и распрей

Военные походы франков не отличались особыми успехами. Тут можно вспомнить противостояние франкского майордома Карла Мартелла и герцога Аквитанского Эда Великого в первой половине 8-го века. Их распрей умело воспользовался арабский полководец Абд ар-Рахман, осадивший город Бордо. Он сумел покорить город, вырезав практически все население. Его дальнейшее продвижение остановила битва при Пуатье (732 г.), главным итогом которой было нанесение сокрушительного удара по военной мощи мусульман, и тем самым Европа получила необходимую передышку.

Карл Великий также не мог всецело сконцентрироваться на борьбе за испанские земли, постоянно отвлекаясь на сепаратистов в своей империи. Пока европейские правители строили козни друг другу, их общие враги также успели поссориться между собой.

Реконкиста и образование централизованных государств

В 756 г. власть над Испанией захватывает эмир из династии Омейядов. Он провозглашает создание независимого Кордовского эмирата.

Несмотря на скромные успехи франков в их походах на Испанию, им все же удалось образовать независимое государство Каталонию со столицей в Барселоне. В 9-10-м веках основная борьба развернулась вокруг горных районов, служивших естественной преградой между враждующими сторонами. Это продолжалось до тех пор, пока здесь не образовалось два независимых государства: королевства Наварра и Арагон. Они незамедлительно подключились к борьбе с арабами. Реконкиста и образование государств - это был естественный исторический процесс на пути обретения независимости от агрессивного исламского владычества. Только консолидация сил общества с четкой структурой иерархии власти помогла бы народам выстоять.

Особая роль в сопротивлении угнетателям принадлежит католической церкви. Она обозначила эту борьбу как священную.

Постепенно из-под контроля выходили все новые территории, образовывая новые государства, вливавшиеся в ряды Реконкисты. Прекрасным примером могут служить Леон и Кастилия, объединившиеся в одно государство.

Появление новых противников

Что такое реконкиста для крестьян, проживавших на Пиренейском полуострове? Это был путь к обретению личной свободы. Закрепощение, огромные подати в северных провинциях толкали простой люд на отчаянные шаги. Церковь обещала сражающимся христианам рай после смерти, а земные правители сулили свободу, землю, льготы и вольности.

Пик самой борьбы пришелся на 12-13-й века. К тому времени натиск арабов стал ослабевать. Они были обескровлены в собственных междоусобных распрях. В этот критический момент ими на помощь были призваны североафриканские племена берберов - альморавиды. Свирепые в бою, они смогли разгромить кастильскую армию. Реконкиста приостановилась.

Через некоторое время берберы стали неугодны некоторым эмирам. В горах Марокканского Атласа проживали не менее кровожадные альмохады. Вот их и натравили на «не в меру укрепившихся» альморавидов.

Раздор в лагере эмиров сыграл на руку испанским королевствам. Они смогли объединиться, выступив единым фронтом. Генеральное сражение при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 г. принесло объединенным силам долгожданную победу. Но вместе с ней произошел коренной перелом в многовековом противостоянии. Арабы перешли к глубокой обороне, теряя инициативу, а вместе с ней территории.

Их окончательное изгнание произошло в 1492 году.

Влияние восточной культуры на Европу

Пришедшие на пиренейский полуостров завоеватели в своем развитии науки были куда выше, чем покоряемые ими народы. Реконкиста и образование шли рука об руку. Особенно заметный вклад в просвещение внес Кордовский халифат. Это было самое передовое государство в Западной Европе, создавшее университеты в Кордове, Севилье, Малаге.

Для европейской культуры Средневековье - период погружения в мракобесие религиозного фанатизма, когда практически вся наука была парализована. Для арабской (правильнее ее назвать восточной, так как многие народы халифата внесли в культуру свой вклад и влияние) это был расцвет. Развивались математика, поэзия, астрономия, география, медицина, анатомия и многие другие науки, в которых мусульмане добились поразительных успехов.

Другими словами, отвечая на вопрос: "Что такое реконкиста?", необходимо заметить, что это знаковый продолжительный исторический период, в процессе которого не только возникли новые европейские государства, перекроившие карту, изменившие уклад и быт людей. Это время активного взаимного проникновения двух культур, где каждая из сторон училась друг у друга.

Определение

Реконкиста представляет собой длительное отвоевание земель, которые находились во владении арабов и мавров, христианами Пиренейского полуострова. Среди христиан преимущественно были испанцы, португальцы, а также каталонцы. Это была настоящая битва христианской и мусульманской религий, культур и мировоззрений. Реконкиста проходила с переменным успехом, так как в жизни правителей Испании происходили разные события. Территория Испании была поделена на несколько королевств, монархи которых воевали не только с маврами, но и между собой.

Реконкиста занимает очень большую часть испанской истории.

Начало Реконкисты - когда началась

Реконкиста началась после того, как значительная часть Пиренейского полуострова была занята арабскими эмирами еще в первой половине VIII века.

В 722 году на территорию Астурии прибил отряд карателей, которым командовал мавр Алькам. Вместе с отрядом прибыл епископ Севильи. Он требовался для того, чтобы попытаться убедить Пелайо сдаться. Отряд карателей отправился в долину Ковадонга в надежде найти христиан. Но, проходя через ущелье, арабы были встречены христианами и разбиты, в том числе и Алькам, который пал в бою.

Когда известие о смерти Алькамы дошло до Мунусы, тот решил оставить Хихон и отправиться навстречу войску Пелайо. Столкновений двух армий произошло около современного города Овьед, где войска Мунуса были полностью разгромлены, а их предводитель убит. Именно с этого момента начинается история Реконкисты.

Когда завершилась реконкиста

Окончание Реконкисты произошло в 1492 году, когда силами Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской был изгнан последний арабский правитель с полуострова Иберия. Им удалось также объединить значительную часть Испании под своей властью, а также включить в 1512 году в состав Испании Наварра.

Впрочем, битвы против арабов не удерживали королевства христиан от войн друг с другом или заключения временного перемирия с мусульманскими правителями. Очень часто среди жен мавританских эмиров можно было встретить христианку. Спустя некоторое время Королевство Кастилия и Леон собрали большую армию, которой было вполне достаточно, чтобы завоевать последний арабский эмират – Гранаду. Но королевство предпочло неплохой доход с Гранады, которая являлась главным путем поставки африканского золота в европейские средневековые страны.

Википедия о реконкисте

В википедии представлены интересные факты про то, как удалось остановить продвижения мавров в европейские страны, а также рассказано о легендарной битве при Пуатье, которая состоялась в 732 году.

Две мощные армии встретились друг с другом между Туром и Пуатье. На сегодняшний день историки не установили точного места этого сражения. По одной из версий битва произошла именно под Пуатье, а вот что касается даты. Так было выдвинуто несколько теорий от середины осени 732 года до конца осени 733 года.

Итог этой великой битвы стал катастрофическим разгромом мавританской армии, а также смертью Абд ар-Рахмана. Воспользовавшись ночью, остаткам арабской армии удалось бежать. Армия франков не собиралась преследовать врага, а принялась разделять награбленное имущество маврами. Разделив трофеи, Карл Мартел с почестями вернулся на родину.

В середине VIII века арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в Кордове. С X века правитель мусульманских владений в Испании - Андалусии - носил ти-тул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали маврами: ведь завоеватели пришли из области в Северной Аф-рике - Мавритании. На сегодняшнем занятии вы узнаете об эпохе отвоевания (реконкисте) территории Испании, занятой мусульманами, христианскими правителями.

Рис. 1. Реконкиста в Испании ()

Реконкиста (рис. 1) началась сразу после завоевания маврами Испании и длилась около восьми столетий. Господа в ходе Реконкисты получали новые земли и должности на отвоеванной территории. Крестьяне, участвуя в войнах, приобретали не только землю, но и личную свободу. Города, вновь основанные или отвоеванные у мавров, добивались самоуправления и различных прав. Все участники войн с маврами мечтали захватить богатую добычу. Кроме ко-ренных жителей полуострова, в Реконкисте временами участво-вали французские и итальянс-кие рыцари. Папы не раз призы-вали христиан к Крестовым по-ходам против мусульман в Испа-нии. В ходе Реконкисты на севере Пиренейского полуострова обра-зовались королевства Кастилия (в переводе - «Страна замков»), Арагон, а в Пиренейских горах - Наварра. На западе полуострова из Кастилии выделилось королевство Португалия.

Около 1030 года Кордовский халифат рас-пался на десятки независимых княжеств. С середины XI и до середины XIII века в Рекон-кисте были достигнуты самые крупные успехи. Ослабленные междоусобными войнами, мусуль-манские княжества стали легкой добычей для христианских правителей. В конце XI века хри-стиане заняли город Толедо и вскоре перенесли в него столицу Кастильского королевства. По-зднее Арагон завладел крупным мусульман-ским центром Сарагосой, а португальцы взяли Лиссабон и сделали его своей столицей. Давление христи-ан на юг нарастало.

В 1212 году объединенные силы Кастилии и других христианских государств полуострова сокрушили мавританские войска в сражении у селения Лас Навас де Толоса. Силы мавров в Испании были окончательно подорваны. В сле-дующие десятилетия Кастилия заняла крупней-шие мусульманские княжества с центрами в Кордове, Севилье и другие. Арагон утверждал свою власть на Балеарских островах, островах Сицилия и Сардиния, а позднее - в Южной Ита-лии. У мавров осталась лишь богатая область на юге - Гранадский эмират.

На Пиренеях еще с римских времен проживало много евреев. В мусульманской Испании возник один из цент-ров еврейской культуры Средневековья. Евреи были земледельцами, ремесленниками, торгов-цами, а наиболее образованные участвовали в управлении страной: выполняли торговые и дипломатические поручения, служили врачами, послами, ведали сбором налогов. Но с XII века, после вторжений фанатичных берберов, ев-реев начали принуждать переходить в ислам. Многие евреи, не желая отказываться от веры своих предков, бежали на север к христианам. Отношение к евреям в христианской Испа-нии долгое время было намного лучше, чем в других странах. Но с конца XIV века, когда Ре-конкиста близилась к завершению, начались преследования и травля евреев. Их поставили перед выбором: крещение или смерть. Многие приняли мученическую смерть ради своей ве-ры, другие предпочли переход в христианство, надеясь переждать грозу и в будущем вернуть-ся к своей вере. Крестившиеся евреи не были признаны, однако, равноправными с христиа-нами.

Возникшие на Пиренейском полуострове госу-дарства были сословными монархиями. Сначала в Кастилии короли созывали на совет высшую светскую и церковную знать. Позднее на заседания стали приглашать представителей го-рожан и даже свободных крестьян. Так возник-ло собрание представителей сословий - корте-сы (от слова «корт» - королевский двор). Кортесы в Кастилии, как и Генеральные штаты во Франции, делились на три палаты. Кортесы утверждали новые налоги и участвовали в изда-нии законов. Сословные учреждения возникли и в других королевствах на Пиренейском полу-острове. Но кастильские кортесы были первым в Европе парламентом с участием крестьян.

В конце XV века наступил последний этап в объедине-нии страны. В 1479 году под властью супружес-кой пары Изабеллы Кастильской и Фердинан-да Арагонского (рис. 2) произошло объединение двух государств в единое Испанское королевство. Наварра была поделена между Арагоном и Фран-цией. Теперь настало время полного изгнания мавров из Испании. В 1492 году после 10-летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства - Испания и Португалия.

Рис. 2. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский ()

Рекон-киста проводилась под лозунгом борьбы христи-ан против ислама. Мавры сдали Гранаду при условии, что за ними и евреями сохраняются их имущество и вера. Но эти обещания не были выполнены. Многим мусульманам и евреям при-шлось переселиться в Северную Африку. Испа-нию покинула значительная часть торговцев и ремесленников, что оказалось для страны тяже-лой потерей. Фердинанд и Изабелла недаром называли себя «католическими королями»: они пожела-ли сделать Испанию чисто христианской стра-ной. За оставшимися в Испании маврами и евреями, вынужденно принявшими крещение, велась постоянная слежка: церковь стремилась уличить их в отступлении от истинной веры, обвинить в ереси и колдовстве. Для искоренения еретиков в Испании была учреждена инквизиция. Ее возглавил свирепый и беспощадный Томас Торквемада, облеченный званием «великого инквизитора» (рис. 3). За 10 лет, по-ка Торквемада стоял во главе инквизиции, ты-сячи людей были сожжены на кострах, еще больше подверглись пыткам и содержались в тюрьмах. Казнь еретиков в Испании получила название аутодафе («дело веры»).

Рис. 3. Томас Торквемада ()

Сразу после взятия Гранады король и коро-лева издали указ об изгнании всех евреев из Испанского королевства. 120 тысяч человек должны были в течение трех месяцев покинуть страну. Оставив дома и имущество, изгнанники направились в мусульманские страны, в испан-ские колонии в Америке или в Нидерланды.

Список литературы

  1. Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. - М., 2012
  2. Атлас Средневековья: История. Традиции. - М., 2000
  3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. - М., 1999
  4. История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. - М., 1999
  5. Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. - М., 2002
  6. Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996
  1. Historic.ru ().
  2. Wholehistory.ru ().
  3. Edengarden.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие слои населения Пиренейского полуострова участвовали в Реконкисте?
  2. Какие христианские государства возникли на Пиренейском полуострове?
  3. Чем и когда завершилась Реконкиста?
  4. Почему изгнание евреев и мавров имело негативные последствия для развития страны?
Реконкиста — освобождение испанскими христианами расположенного на крайнем юго-западе Европейского континента Пиренейского полуострова от мусульман: берберов и арабов. Продолжалась около семи столетий раннего средневековья, начиная с восьмого века и заканчивая пятнадцатым

В античные времена между 182 и 19 годами до нашей эры племена, жившие на землях Пиренейского полуострова, лузитаны, кельты, кантабров и другие были покорены Римом. Во втором веке нашей эры в Испанию проникло христианство. После падения Рима в 410 году власть в Испании перешла к варварам-вестготам, создавшим на полуострове свое государство. Первым вестготским королем, правившим всей Испанией, был Свинтила (621–631). Столицей его королевства являлся город Толедо. В 711 году с юга, из Марокко началось массовое мусульманское вторжение в Испанию. В нем участвовали берберы и (в меньшей степени) арабы.

Мусульмане были призваны в Испанию не поделившими власть с королем вестготов Родерихом христианскими феодалами Агилой, сыном Витицы, смещенного с трона Родерихом; Оппой — архиепископом Севильи и дядей Агилы, и графом дон Хулианом, губернатором Сеуты, города-крепости на африканском берегу Гибралтарского пролива, предоставившим арабам четыре своих корабля

Целью реконкисты было отвоевание христианами у мусульман территории Пиренейского полуострова

Ход реконкисты. Кратко

  • 711, 19-26 июля — Разгром вестготов мусульманами у реки Гвадалетты в урочище Ханда
  • 711-717 — Толедо, Сарагоса, Севилья, Кордова, все иные города Испании вплоть до Пиренейских гор оказались под властью мусульман
    В это же время на севере Пиренейского полуострова, за Кантабрийскими горами и Бискайским заливом христиане-вестготы выбрали своим вождем готского феодала Пелайо, возглавившего борьбу христиан против мавров. В 718 году (по другим сведениям в 722) Пелайо в битве в долине Ковадонги разгромил высланный против него арабский отряд: «Во времена Анбасы появился на земле Галисии дикий осел по имени Пелайо. С тех пор он начал защищать христиан, которые все еще оставались в Испании, от мусульман. Они овладели Астурией и готовились к походу в земли Франков, потом победили Памплону в Галисии и не осталась больше там немусульманских земель. Но осталась скала, где защищался король по имени Пелайо с тремястами солдатами. Воины Ислама не прекращали нападать на него. Солдаты Пелайо умирали от голода, но не сдавались. У них почти не было пищи, кроме меда, который они добывали у пчел в трещинах скалы. Ситуация для мусульман стала болезненной, и, наконец, они решили уйти, говоря: «Тридцать диких ослов, что плохого они могут сделать нам?»

    Битва в долине Ковадонги считается началом Реконкисты

  • 719 — Арабы, перейдя Пиренеи, вторглись во Францию, но в 732 году между Туром и Пуатье были разбиты франкской армией Карла Мартелла, чем их поход в Европу завершился

    Пелайо создал на северо-западе Испании, западнее Страны Басков королевство Аустрия со столицей в селении Кангас-де-Онис

  • 737 — Смерть Пелайо, титул короля перешел к его сыну Фавиле
  • 738 — Начало междуусобицы среди мусульманских правителей Испании, продолжавшейся всё время их владычества на полуострове. Шииты и суниты, берберы и арабы, эмиры городов и провинций — все воевали друг с другом.
  • 739 — Смерть Фавилы. Корлем Аустрии стал муж его сестры Альфонсо I.
    Середина VIII века — Воспользовавшись войной между берберами и арабами, Альфонсу совершил ряд нападений на арабские территории в Галисии, Кантабрии и Леоне, захватил Брагу, Порту, Визеу, Асторгу, Леон, Самору, Саламанку, Симанкас, Авилу, установил новую границу Аустрии с владениями мусульман по реке Дуэро.
  • 778 — Король франков Карл Великий перешел Пиренейские горы и отнял у арабов области, расположенные у южных склонов Пиренеев. Он создал в тех краях так называемую Испанскую Марку, которая включала страну басков и Северную Каталонию с Барселоной. Однако вскоре Карл отступил. Арабы вернулись.
  • 791 — Королем Аустрии стал Альфонсо II. Астурия окончательно утвердила своё владычество в Галисии, Леоне и Кастилии.
  • 798 — Захват Альфонсо II Лиссабона
  • 811 — Испанская Марка снова христианская
  • Конец VIII века — В верховьях реки Арагон, самых малолюдных, труднодоступных и отсталых местностях испанских Пиренеев, создано маленькое христианское государство, ставшее графством Арагон
  • 813 — В Астурии найден ковчег с мощами, которые были приписаны апостолу Иакову. Поклонение мощам — важный эпизод Реконкисты, воодушевивший христиан. Весь IX век шли войны между мусульманами и мусульманами, христианами и христианами, христианами и мусульманами, испанцами и норманнами. Города, области переходили из рук в руки, грабились, уничтожались, отстраивались вновь.
  • 874 - Граф Барселонский Вифредо Мохнатый, добился независимости от франков и приступил к активному противодействию маврам, чьи владения располагались к югу и юго-западу от Каталонии. Возник новый очаг Реконкисты
  • 905 — Часть графства Арагон заняли баски, основавшие королевство Наварру
  • 910 — Астурийское королевство стало называться Леоном (Леон — область, расположенная на северо-западе плоскогорья, в бассейне реки Эслы. Название дано в честь одноименного города)
  • Первая половина ХI века — южные границы Леона продвинулись до Центральной Кордильеры — горной цепи в центральной части Пиренейского полуострова
  • 1035 — Графства Арагон превратилось в королевство Арагон
  • 1037 — Создание единого королевства Леон и Кастилья
  • 1085 — Король Кастильи и Леона Альфонсо VI захватил Толедо и назначил его столицей государства
  • 1086 — Призванные на помощь эмирами Гранады, Севильи и Бадахоса сахарские берберы в битве при Салаке разбили войско Альфонсо VI
  • 1094 — Образование Португальского графства
  • 1111 — Почти вся мусульманская Испания оказалась под властью африканских береберов
  • Середина ХII века — очередная усобица в стане мусульманских правителей
  • 1147 — Португальцы отвоевали всю приморскую область до низовьев реки Тахо, включая Лиссабон
  • 1135, 26 мая — Король Галисии, Леона и Кастильи Альфонсо VII коронован императором всей Испании и с 1139 начал активную борьбу против мусульман, контролировавших Южную Испанию
  • 1151 - Вторжение в Испанию Альмохадов — представителей государства в Северной Африке и особого учения внутри ислама, третья и последняя волна мусульманского нашествия
  • Вторая половина ХII века — ожесточенная борьба с переменным успехом между северными христианскими государствами Испании и южными мусульманскими
  • 1195 — Войско альмохадов нанесло поражение армии короля Кастилии Альфонсо VIII. Альфонсо был осажден в крепости Аларкос. Замок был взят штурмом, но Альфонсо VIII с небольшим отрядом вырвался из окружения. Мусульмане вернулись в Севилью.
  • 1212 — Важнейшая битва Реконкисты при Лас Навас де Толоса (в долине реки Толоса). Победа объединенного христианского войска из Кастильи, Наварры, Арагона, Португалии над мусульманами
  • 1228 — Барселонские графы отвоевали у мусульман остров Мальорку
  • 1230-1252 — Испанцы отобрали у арабов Кордову, Мурсию, Хаэн, Валенсию и Севилью, остров Менорку и Питиусские осторва. У мусульман в руках остался лишь Гранадский эмират