Почему Змей Горыныч о трех головах? Биологическая модель устройства змея горыныча Где живет Змей Горыныч

Продолжая тему «Неизвестное об известным» повторюсь: сказка всегда иносказательна! Итак, Горыныч. Мне попадалось много версий о нем. От былинных, до современных. Последние меня удивляют больше, хотя, пожалуй, ничего не меняется. Конечно, согласно новым реалиям, можно найти в Горыныче и инопланетян, не только динозавров, но не лучше ли немного подумать и хоть немного связать сказку с историей.

Ни для кого не секрет, что Уральские горы змеевидным хрипом проходят по территории Евразии от севера до юга, эти горы и делят ее на европейскую и азиатскую части. Во многих летописях уральская гряда именуется царством Золотого Полоза – Змея, это отражено и во множестве сказок, былин. На Урале в казачестве реку Яик именуют не иначе, как Якушка Горыныч. Есть много песен опять же связанных с Якушкой Горынычем. Кстати, еще в XVII столетии иностранцами в долине Яика отмечены нефтяные местонахождения и торфяники, которые очень часто горели. Вот вам и огнедышащий Змей, но уважительно Горыныч.

Теперь немного о головах Змея. Как я уже сказал: сказка иносказательна, к тому же в XIX столетии сильно пересмотрена в сторону христианства. Так вот, трехглавый, шестиглавый, девятиглавый и даже двенадцатиглавый, - можно сказать и Змей, но можно и сказать - собор! Сами можете прикинуть. Именно так распределены маковки в православных церквях, и чем собор значимей, то и глав у него больше, и для язычников – которыми опять же Урал славился почти до середины XVIII столетия, он сильней, страшней и т.д.

Последнее уральское язычество в его чистом виде было изничтожено после Пугачевского восстания, а староверчество - симбиоз язычества и православия и сегодня еще сильно на Урале всуе, т.е. дома - в быту.

Хотел бы обратить ваше внимание на Калинов мост, который почти всегда связан с Горынычем. В.Я.Пропп в работе "Русская сказка" пишет: "Калиновый мост - всегдашняя деталь «волшебных сказок». Объяснить ее не берусь, скажу только, что река обычно представляет собой как бы границу между мирами". Прямо река Стикс! Вместо Харона мост. Что это? Тяга перекроить собственную мифологию под древнегреческую? Но почему река Смородина, в названии четко прослеживается корень Род, Родина! Переход естественно есть, но вот откуда и куда? На мой взгляд, мост на реке Смородине означает переход из одной веры в другую, причем сказания принадлежат не православной вере, поскольку при детальном рассмотрении христианство в них скорее несет негатив, чем позитив.

Переделка «калиновый мост» прослеживается и в работах этнографов XIX века, но на самом деле он не калиновый мост, а Калин мост, с ударением на «А», под которым в некоторых былинах богатыри находят Змея Горыныча. Калин или КАИН? Если кто знаком с летописями без особого спора согласится, что с умыслом или без него, при переписке буква могла, как пропасть, так и прибавится. Каин убил родного брата – или по-другому предал все, чем жил ради власти. Язычники вполне могли называть христиан их же постулатами.

Почему у моста? Да, потому, что у мостов, переправ и перелазов ставили первые монастыри, беря на откуп право пошлины с проезжающих мимо. Традиция обосновывать религиозные центры на экономически выгодных местах старая как мир, еще в древнегреческой мифологии отмечено: Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату в один обол.

Ну, а дальше все просто: берется добрый символ старой веры и сказание тоже старое, а как мы уже поняли из выше сказанного: язычество на Урале вовсе не запредельное прошлое, и переиначивается. И уже богатырь борется не на мосту Каина с многоглавым собором взымавшим неправедную мзду (в былинах обычно это девушки, здесь можно говорить и о крепостничестве и о более раннем – рабстве, когда у князей язычник был товаром, девушку можно было оценивать, в том числе и как плату за проезд), а на Калин мосте.

Кстати, переделка могла возникнуть и в эпоху активной разработки татаро-монгольского ига уже в XIX столетии. В былинах уже нет Калина моста, есть калиновый мост, но зато есть Калин-царь! Почему-то - татарский царь! С ним бороться все от Ильи Муромца до Ермака Тимофеевича. Обычные его эпитеты: собака, вор, проклятый. Калин осаждает Киев с сорока царями, с сорока королями, у которых у каждого силы по сороку тысячей, и посылает с татарином письмо князю Владимиру с требованием без боя сдать Киев. Но и здесь, как это обычно бывает при детальном осмыслении заранее идеологически подготовленных текстов, все же проскальзывает старина, нет, нет, да назовут «былинщики» в рясах татарского Калин-царя КАИНОМ!..

В итоге борьбы за спасения темных душ народа от суеверий, сегодня мы имеем вывернутое на изнанку былинное прошлое, где положительные герои славные богатыри бороться с собственной языческой, т.е. народной верой, то со своим же божеством Змеем Горынычем. В сказаниях Горыныч уже не только враг христианства, но и человечества. А нарицательный Каин, убивший собственного брата, с которым и боролись богатыри, стал Калин-царем, к которому еще и "присобачили" национальный оттенок, исходя из желания выстроить историю России, как противостояние друг другу единого целого.

Мифы и Легенды * Драконы * Змей Горыныч

Змей Горыныч


Википедия

Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. В славянской мифологии встречается как змок (словацк. zmok, чеш. zmok) или смок (польск. smok, белор. цмок), змий (в.-луж. zmij, укр. змiй), змай (словен. zmaj, с.-хорв. змаj), змей (блр. и блг. змей)

Характерные особенности Змея

Многоголовость змея — непременная его черта. В разных сказках количество голов змея различается: их бывает 3, 5, 6, 7, 9, 12. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Другие черты змея упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей — ещё и Змей Горыныч и живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня). Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды. По Далю, «Горыня - сказочный богатырь и великанища, который горами качает. Горынич м. сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею, или жителям гор, вертепов, пещер». Со Змеем Горынычем схожи трёхглавый змей Ажи-Дахака из иранской мифологии и сербский Змей Огненный Волк (Змaj Огњени Вук).

Действия Змея Горыныча

Во многих сказках Змей Горыныч похищает красивых девушек (среди которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ, или просто чтобы полакомиться ими. В русской былине "О Добрыне Никитиче и Змее Горыныче" Змей Горыныч похитил Забаву Путятишну — племянницу киевского князя, а Добрыня Никитич её освободил. Любопытно, что перед поединком богатырь уничтожает детёнышей Горыныча, которые больше походят на гадюк, чем на грозного отца. У южных славян Змей считался виновником засухи, и его изгоняли, чтобы вызвать дождь (изгнание Змея).

Википедия

Змей Тугарин

Змей Тугарин (Руслан Свободин)

Тугарин, Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище и т. п. — злой богатырь в русских былинах и сказках, противник русских богатырей (Добрыни Никитича и Алёши Поповича). Главный текст о Тугарине — былина о бое Алёши Поповича с Тугарином в разных её вариантах.
В былинном образе Тугарина сливаются отголоски различных слоёв эпической традиции. Прежде всего в змеевидной природе Тугарина нельзя не видеть одной из вариаций бродячего мотива о змееборстве, весьма распространённого в русской народной поэзии (сказках и былинах), древность которого засвидетельствована памятниками (летописное сказание о Никите Кожемяке и Муромская легенда), а также аналогиями в южнославянском эпосе. Отношение Тугарина к Апраксии и Марине, жене Добрыни, даёт основание сблизить его с змеем-любовником сказок и сербских песен.
В имени Тугарин видят отголоски борьбы русских с кочевниками. С этой точки зрения Тугарина считают историческим половецким ханом Тугорканом. Имя Тугарин допускает, однако, и другие сближения, например с Змеем Горынычем из «Тугих гор», как называется этот змей в некоторых вариантах былины о борьбе Добрыни со змеем (у А. Ф. Гильфердинга). А. Н. Веселовский в Тугарине, как вообще в богатырях Змеях и Змеевичах, видит отголоски византийского эпоса — прямое перенесение византийских "Δράχον ", «Δραχοντόπουλα». Впрочем, А. И. Веселовский в более поздней работе своей принимает предположение об исторической основе имени Тугарин, сохраняя, однако, своё прежнее мнение о связи Тугарина с византийским эпосом. Интересно также заметить, что в переписках еврейских общин в средневековье, турки упоминаются как «Тугарим».

Отражение в искусстве

Стихотворение А.К. Толстого «Змей Тугарин» (1867 г.)

Змей Горыныч
Опубликовано Emerald_Dragon в Сб, 01/07/2012 - 20:38

* Мифы и легенды о драконах

Змей Горыныч

Змей Горыныч — в русских былинах и сказках, представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или 12 головами. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны), знатная невеста,«русские полоны»; там же находитсяи многочисленное потомство Змея Горыныча — «змееныши» (впрочем, они часто бывают и «во чистом поле», где их «потаптывает» своим конем эпический герой).
О змеях вообще наш пахарь-народ обмолвился не особенно многими словами, занесенными в сокровищницу живучих памятников родной старины. Змея - это пресмыкающееся по земле и жалящее человека в пяту животное, распадающееся на множество видов,не уживается с суровыми свойствамиприроды тех мест, откуда пошла и стала быть народная Русь.
Из рода в род, из века в век переходят древние предания о драконах-змеях - одно другого цветистее, русский Змей Горыныч, представляет собою чудище, похожее и на крокодила, и в то же самое время на удава -эту «змею, всем змеям большую».у русского сказочного змея - не то шесть, не то двенадцать крыльев, он может взлетать выше облака ходячего, дышит огнем-пламенем.
Сказочный Змей Горыныч порою скрадывает с небесного свода пресветлое светило светил земных - солнце - и, налегая чешуйчатой грудью на ясный лик кроткой луны, заслоняет трепетный свет ее от взора человеческого и повергает в ужас всю живую природу. Он держитв своей властной руке орошающие землю дожди, - как держала их поселенная полузабытым в народе словом в лоне небесного моря-океана на острове Буяне «змея,всем змеям старшая и большая».

Наделен совершенно особыми качествами русский дракон Змей Горыныч.

Змей же Горыныч - всегда был ярким созданием, представлявшимся порождением нежити-нечисти, не заслуживавшей никакого поклонения-почитания, хотя и вынуждавшей своим лукавством ограждаться от нее всякими причетами-заговорами. И Лесовик со Степовым, и Водяной, и Полевик, - не говоря уже о покровителе домашнего очага«дедушке» Домовом, - все вместе и каждый наособицу - пользовались народе несравненно большим почитанием, чем это чудище, несмотря на всю его силу - мочь.

Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем

Летучий огнедышащий дракон, и устрашая своим видом трепетавшего перед ним сына матери-земли, оставался все тем же змеем. В то время как другие народы видели в драконе предмет поклонения, наш пахарь выходил на борьбу с этим грозным чудищем, высылая против него своих могучих сынов.
Змей Горыныч, является обитателем пещер, уходящих в неизведанные глубины гор, - оттого-то и звался-величался он«Горынычем». «Змия лютая пещерная», - прозывают это чудище народные стихи.
Обитает в «печорских горах» - на крайнем севере светло русского простора. «Змей Горыныч, змия крылата, - гласит сказание, - нос имеет птичий и два хобота, и в коей земле вселится - ту землю пусту учинит; живет в горах каменных, не любит ни трубнаго гласа; пришедше же обаянницы обаяти ю и копают ямы и садятся в ямы с трубами и покрываются дном железным и замазываются сунклитом и ставят у себя углие горящее: да разжигают клещи, и егда вострубят, тогда она засвищет, яко горе потрястися, и, прилетевши к яме, ухо свое приложит на землю, а другое заткнет хоботом и, нашед диру малу, начнет битися; человецы же, ухвативши ю клещами горящими, держат крепце; от ярости же ея сокрушаются клещи не едины, не двои и не трои, и тако сожжена - умирает; а видом она пестра всякими цветы и на земли не садится, только на камень»...
Есть сказания, по которым пещеры Змея Горыныча находятся на берегах рек. Летит Змей по небу, - сам чернее тучи, а изо рта огонь пышет, искрами по всей поднебесной-«подселенной» рассыпается. Где опустится он на землю, - все огнем спалит. Вздумает поселиться где поблизости от людского жилья - запрет-отведет воды речные, если не дадут ему, Змею, даней-выходов, а дани его - не злато, не серебро, а живая плоть-кровь человеческая. Истребит он всех людей до единого, если не сделать по его: не приводить к нему на съедение-поругание жен-дочерей, детей малых!..

Бой Ивана Царевича со Змеем (В.И. Васнецов)

Летает чудище-Змей из своих неведомо где затерявшихся пещер только к приглянувшимся ему красавицам. Летит он по небу - змей-змеем: только искры наземь сыплют-ся. Подлетит к тому дому, где живет зазнобушка, рассыплется весь над трубой в мелки искорки, встанет-обернется в избе добрым молодцем, - ни в сказке сказать, ни пером описать красоты его!.. Сядет с любушкой за стол, начнет речи вести молодецкие, сожигать огнем-полымем своих змеиных очей разгарчивое сердце: и склонять на любовь не надо, сама - на шею к нему кинется и краска-девица, и жена чужемужняя... Знает Змей, когда придти, - когда никого другого и дома нет... Бывали и такие случаи, что родились от такой любви сразу по двенадцати змеенышей, досмерти засасывавших порождавшую их на белый свет красавицу.
Сохранил народ вещую память и о таких детях Горынчища, как Тугарин Змеевич, на которого перенесены были многие черты чудовищного отца. Русский народ наделил его почти всеми качествами Змей-Горыныча - этого представителя темной стихийной силы. Что Змей-Горыныч - это прежде всего грозные-темные тучи, залегающие на небе пути-дороги солнцу красному и лишающие тем весь согреваемый его лучами живой мир главного источника жизни.

Бой Добрыни Никитича (Константин Васильев)

Дракон-змий является вылетающим из этой «небесной горы» молний. Змеевидность последних сама говорит об этом воплощении. Впоследствии перенеслось представление о Змей-Горыныче с молний на метеоры, проносящиеся над землею и рассыпающиеся на глазах у всех. Летит такой «змей», что шар огненный, искрами - словно каленое железо - рассыпается. «Из рота яво гонь-полымя, из ушей яво столбом дым идет»... - гласит про него сказание

«Ветра нет-тучу наднесло,
Тучи нет - а только дождь дождит,
Дождя нет - искры сыплются:
Летит Змеище-Горынчище,
О двенадцати змея хоботах»..
.

Ревет он таким зычным голосом, что дрожит от змеиного рева лес-дубровушка; бьет хвостом он по сырой земле - реки выступают из берегов; от ядовитого дыханья змеиного сохнет трава-мурава, лист сдерев валится. Кажись, нет и спасения встречному человеку от такого чудища грозного!
Битва Еруслана Лазаревича со Змеем Горынычем

Но не таков дух русского народа, чтобы трепетать в бессильном страхе дажеи перед подобным порождением темного зла. Ведет он в старых сказаниях смелые речи про своих сынов, не только не страшившихся Змея Горыныча, но и побеждавших его то силой-удалью богатырскою, тосилой-верою в Поправшего смертию смерть.
Был у Горыныча и сын - Тугарин Змеевич, наделенным всеми статьями богатырскими, а не только змеиными.Это - богатырь огромного роста («в вышину трех сажен, промеж глаз - калена стрела»). Он выезжает на бой в полном богатырском вооружении, на вороном коне. При надобности - он быстро поднимается на сложенных под его богатырским убором «бумажных» крыльях. Он так же, каки отец его, Горынчище, устрашает своим шипом-свистом. Заревет-заголосит Змеевич, - задрожит лес-дубровушка, зеленый лист уронит наземь от ужаса. Входя в города, он прикидывается удалым добрым молодцем - на погибель красным девицам. Сказания, ведут речь об ухищрениях Змея Горыныча -девичьего да бабьего погубителя, слетающего в хаты через дымовую трубу, - то никогда не упоминают уже об его сыне Тугарине Змеевиче. А он-то для жаждущих света праведного пахарей Земли Русской был едва ли не опаснее своей скрытою под радующим русский глаз богатырским цветным платьицем силой темною-подземельною...

Как пить, так вдвоем, а как блевать, так все вместе. (Анекдот о Горыныче).

В самом деле, почему наш дракон - урод?
Вот китайский дракон - одноголовый. И вообще. Религия у них похожа на философию, философия - на спорт и travel, пейзажная живопись - на религию, почерк - искусство каллиграфии, кулинария - магия, чиновники с древних времени двигают вперед стихосложение, коммунистическая идея питает предпринимательство.
Все перемешано, все сцеплено. Не менталитет, а однородный столб пламени. Не удивительно, что китайский дракон - символ мудрости - об одной голове.

Другое дело - наш Горыныч. Со временем, правда, он выродился в отрицательный персонаж, но нет сомнений, что это чудоюдо поганое изначально имело куда более метафизический смысл.
Наше славянское сознание разорвано, как наши бескрайние просторы. И потом, это так по-нашему - было три головы, потом одну срубили, потом еще одну, а потом, глядишь, и вовсе безбашенным остался. Типично русская гносеологическая история.
Даже то, что герои сказок воюют с Горынычем - очень по-нашему. Мы так любим повоевать сами с собой.
Но почему именно три головы?
Три независимых и самостоятельных головы - это аллигория трех архетипов мышления, трех архетипов мировосприятия. Не только нашего, но, и вообще, западного.

Логика . Первая голова отвечает на здравый смысл, логику, науки и так далее.

Вера. Вторая голова обладает религиозным знанием. Ей, впрочем, даже и знать ничего не нужно. Она просто верит.

Искусство. Третья голова - самая древняя и непосредственная. Она думает образами и соединяет своего хозяина с материальным миром.

Эти три вида мышления, в общем-то, прекрасно известны.

Проблема - в другом. В том, как эти «головы Горыныча» сосуществуют. Ведь каждая считает себя уникальной, или, во всяком случае, главной.

В этом нет, впрочем, ничего удивительного. Каждый из этих архетипов мышления огромен, как космос. Непомерно огромен для человеческих плеч. Нормальному человеку дай Бог вместить хотя бы полтора.

Тут еще уместно провести стереометрическую аналогию.

Три головы Змея Горыныча - это три измерения нашего мира.

Предположим, вы - технический специалист. Не ученый (ученые - люди многомерные). Нет, какой-нибудь конструктор ракетных двигателей. Не генеральный (там тоже требуются не детские обобщения) - довольно среднего звена. Скорее всего, военный.

Наука, логика, факты - ваша работа и ваша стихия. Смысл и соль жизни.

Вторая, религиозная голова, для вас просто не существует. Для вас - это чистой воды безумие.

Искусство? Да, имеет право на существование. Но как отдых. Развлекуха. Обслуга «основной деятельности человечества».

Итак, вы осознаете мир в двух измерениях. С натяжкой, но все-таки в двух. То есть ваш образ мира располагается на плоскости.

В этом нет ничего зазорного. Возьмем, например, графа Льва Толстого в периоды его религиозного учительства. Таже картина.

Религия - конечно! Наука? Пригодится, особенно, наука крестьянская. Помогает бороться с голодом. Искусство - баловство, зло, грех. Итак, здесь мы тоже видим всего лишь два измерения. П лоскость.

Да, что Толстой! бери выше! Виктор Пелевин. Человек искусства. Наука? Почему нет. Тем более, что закончил Энергетический институт. Религия - никогда! «Я не настолько сошел с ума, чтобы поверить в Христа».

Мышление на плоскости, надо сказать, наиболее распространено. Наиболее человечно.

Объемное видение, видение, равно включающее все три измерения - науку, религию и искусство - это уже героизм. Это великие русские ученые.

Это - Пушкин.

Это Достоевский, гениальный романист, христианин и человек, который с огромным уважением относился к науке. Дипломированный инженер.

Это последний дореволюционный старец Оптиной Пустыни - Нектарий. В молодости попросил запреть его в келье и лет двадцать изучал культурный опыт человечества, науки и искусства. Потом вышел из затворничества. Юродствовал почище Пети Мамонова, но был все-таки избран великим старцем. Был духовным наставником России в самый трагичный ее период.

И есть, конечно, и такие люди, мировоззрение которых описывается линией. Они видят мир в одном измерении.

Это уже болезнь. Это фанатики всех мастей. маньяки одной идеи, и соотвественно, одного ментального измерения.

Достаточно упомянуть активистов святой инквизиции, которые с одинаковым удовольствием жгли на кострах ученых и хоронили за кладбищенской стеной людей искусства.

Змей Горыныч является персонажем многих сказок и былин, дрался с ним Добрыня Никитич и другие русские богатыри. Водил этот дракон дружбу с Кощеем и Бабой Ягой. Хотя ученые считают, что подобные существа жили вместе с человеком, о чем свидетельствуют древние рисунки, но главное – рептелоиды и сегодня продолжают обитать среди землян!

Змей Горыныч - кто это?

Как объясняют словари, Змей Горыныч- это огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, олицетворение Зла в славянских былинах. Словаки, чехи и поляки называли его Змок, украинцы – Змий, хорваты – Змай. А еще - Горынич, Горынчат и Горынчище. Исследователи спорят: кем он был: драконом или змеем? Дракон имеет лапы и крылья, а змеи – нет, а на картинках у Горыныча лапы и крылья в наличии. Поэтому основная версия: сильное чудовище с мозгом змея и телом дракона.

Где живет Змей Горыныч?

В легендах упоминается, что страшный Змей Горыныч живет возле огненной реки, охраняя Калинов мост, приводящий в мир мертвых. Там, где он властвует, не растет трава и не поют птицы. По версиям других сказаний обитает Змей в золотых палатах. Если рассмотреть все варианты фольклора, возникает 3 места обитания:

  1. В воде, на камне в море.
  2. Возле входа в царство умерших.
  3. На горе или в пещере.

В пользу последнего утверждения и «отчество» Змея – Горыныч. В одной из сказок упоминается Стеклянная гора, исследователи предполагают, якобы расплавленный от змеиного огня песок скалы превратился в стекло, по которому невозможно было вскарабкаться. Есть еще гипотеза, что в некоторых языках слова «гора» и «лес» не отличаются. Так что «Горыныч» может означать и «лесной». Хотя ни в одной из сказок Змей из леса не появляется.

Как выглядит Змей Горыныч?

Самая распространенная версия: Змей Горыныч о трех головах, но упоминается в сказаниях и 5, и 6, и 7, и 9, и даже 12 голов. Это – главная черта чудовища, описания тела менее точные. Упоминается, что летать умеет, но есть ли крылья – не сказано. На лубочных картинках Горыныча изображали с:

  • телом змеи;
  • длинным шипастым хвостом;
  • когтистыми лапами;
  • пастью, изрыгающей огонь.

Похожее чудовище представляет собой Змей Горыныч с Кудыкиной горы - огромная статуя, установленная в парке «Кудыкина гора», возле села Каменка под Липецком. Фотография дракона о трех головах мигом облетела мир, собрав больше миллиона лайков и 6,5 тысяч комментов. А еще обеспечила парку огромную популярность, войдя в серию лучших снимков Instagram.


Змей Горыныч - мифология

В мифах злой Змей Горыныч изображен олицетворением вселенского Зла, ученые предполагают, что это может быть древнее имя или наименование существа, которое позднее стало упоминаться, как имя и отчество. Еще есть версия, якобы так звали страшного захватчика, который жег города, собирая, как утверждают сказки, дань с многих царей и князей. Эта версия подкрепляется аргументами:

  1. Многоголовость - символ многоликости Зла.
  2. Похищение людей – захват русичей в рабство на покоренных землях.
  3. Место обитания Змея прячется в «Сорочинских горах», которые якобы расположены за пределами Руси – описание другого государства.

Змей Горыныч в славянской мифологии

Змей Горыныч у славян описывается, как охранник Калинового моста через речку Смородину, разделяющую мир живых и мертвых: явь и навь. Но намного чаще встречается упоминание, что этот Змей – разумное существо, забавы ради сжигает города и ворует красавиц. В сказаниях дружит с нечистью или держит ее в подчинении. Безветрие, а потом страшная гроза предвещают о появлении сказочного чудовища. С ним постоянно сражаются богатыри и убивают в честном поединке. В некоторых былинах упоминается, что на месте отрубленных голов Змея вырастали новые.

Исследователи предполагают, что Горыныч:

  1. Собирательный образ кочевников, которые осаждали Русь.
  2. Олицетворение вселенского Зла.

Змей Горыныч в Древней Греции

Если внимательно почитать мифы Древней Греции, становится очевидным: Змей Горыныч отметился и в тех краях, только называли его иначе. В 12 подвигах Геракла упоминается страшное чудовище - Лерне́йская ги́дра. Ее описывали, как змею с 7-9-50 головами, на месте одной отсеченной появлялось уже 3, а одна голова имела бессмертие и плевалась пламенем. Аналогии с Горынычем явные, эту гидру сразил в бою Геракл.

Существует еще версия, что Змей Горыныч – рептилоид, существо, похожее на гуманоида и змею одновременно. Писатель Андрей Белянин выдвигает версию, якобы Горыныч по своей воле превращался в человека и очаровывал пленниц, проводил с ними время, а потом уничтожал. Подобные существа упоминались в сказаниях древних греков, основателя Афин Кекропа даже называли наполовину змеем, наполовину – человеком.

Ученые предполагают, что когда-то рептилоиды пытались покорить землян, но не преуспели. И все же смогли передать немало ценных знаний народам Индии и Китая, где змей до сих пор почитают особо. Судя по Библии, тайные знания дал Адаму тоже Змей, вот только урок этот впрок якобы не пошел. Не исключено, что рептилоиды и сейчас живут среди нас, трансформируя облик, хотя доказать это очень проблематично. Так что не исключено, что Змей Горыныч существует.

В предыдущей статье посвящённой мифологической тематики Руси, я разбирал злого духа - , теперь же я намереваюсь подробно исследовать чудовище - Змея Горыныча, а так же в целом схожесть индоевропейской мифологии относительно змееподобных огнедышащих существ. Начну с нравственного образа Змея Горыныча в славянской мифологии, Многоголовый Змей в былинах и сказаниях существо не только крайне злобное, жестокое, но и хитрое. Когда оно не может победить в честном бою, использует ложь и интриги для победы над защитником Земли Русской, так в сказке «Чудесная Рубашка» охмуряя Елену Прекрасную, он хитростью и зельями изводит побившего его в честном бою Купеческого Сына. Так что обольщение змеем богатствами, хитростью, завистью людей появились задолго в дохристианскую эпоху и прослеживается в преданиях многих народов мира. Обольщением змеем приравнивалось в русских сказаниях к измене народу. В то время как в некоторых странах было принято змеепоклонство, на Руси змей отражал хитрость и жестокость, невольничество и горе, с которым русский народ в лице сильнейших его представителей ведёт бой и побеждает тёмную силу. Змей Горыныч в русских сказаниях фигурирует как древнейшее воплощение зла и предательства.

И так, что мы знаем о Змее Горынычи, он был многоголов, что несомненно сразу наталкивает нас на сходство Змея Горыныча с такими мифическим существом как Химера и другими драконами. Вот в частности одно из величайших произведений античности, этрусская скульптура из бронзы «Химе́ра из Аре́ццо» 5 век до нашей эры. Трёхголовое чудище. По описанию чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи. В переводе с греческого Химера ожначает коза. Она так же имеет сходство с другим драконом царём змей Василиском. Химера могла превращать людей в камень одним своим взглядом, как у неё это получалось поймёте чуть позже.

На статуе написано TINSCVIL и считается посвящением Тину, этрусскому Богу света и упорядоченного мира. Небольшое отвлечение, я всерьёз выдвигаю гипотезу, что слово ИСТИНА (из-тина, из света), как некий аналог слова правда (По РА Веда) имеет непосредственное отношение к этрусскому Богу Тину, а не только к тине как скоплению речных водорослей. Надо сказать, что 4 тысяч лет до нашей эры в Египте существовал город Тин (Тинис, Чени)который стал первой столицей объединённого Египта. Правление первых двух египетских династий описывается как «Тинийский период». У коптов, египетских христиан, в раннем средневековье так же существовал город Тин, созвучный древней египетской столицы Тин. Наверное поэтому христиане проповедует, что всем надо признать Бога Из Тина (истинного). Тин (teen ) в английском языке означает подросток, и между прочим этруски часто изображали Бога Тина как юношу. А вот изображение змеи и птицы на шапке фараона означает его правление над верхним и нижнем Египтом, возникает вопрос, а может это смешение в Египте и явилось, тем что у многих других народов прозвали Химерой, Василиском или Змеем Горынычем. Ведь Химера кроме всего прочего является символом смешения рас, своим ужасным видом и поступками подчёркивая пагубные, зловещие последствия этого.

И кстати, совсем уже отвлекаясь от темы, древние египтяне называли Луну - Ях, соответственно иудейский Бог Яхве, переводится как Луну Ведающую. Культ лунопоклонников так сказать. Например у родственно им семитского племени исповедующего ныне в основном ислам, полумесяц является одним из символов религии, второй это пятиконечная звезда связанная с планетой Венерой. Но продолжим изучения Змей в мифологии Земли. При изучение такого явления как Змеи с интеллектом, нельзя не затронуть индийскую культуру. Змеи с интеллектом в индийской мифологии называются Наги, они могут иметь как одну голову, так и несколько голов. Семиглавый Змей Горыныч в Индии.

Из просто очевидных сходств со Змеем Горынычем мы имеем, то что дыхание Нагов ядовито, а взгляд убивает на месте. Они часто сходятся с людьми; потомство от таких союзов отличается изяществом и физической слабостью. О том, что Змеи Горынычи извергают из себя яд, опасный не только для отдельного человека, но и для целых земель и народов, говорится и в скандинавской мифологии, их Змей Горыныч, известен как Ёрмудганд, или Мидгардсорм (Мировой Змей). Согласно «Младшей Эдде», Один забрал у Локи троих детей — Фенрира, Хель и Ёрмунганда, которого бросил в окружающий Мидгард океан. Змей вырос таким огромным, что опоясал всю Землю и вцепился в свой собственный хвост. По их мифам в Рагнарёк, когда Ёрмунганд выйдет из океана и отравит небо. Тор снесёт Ёрмунганду голову, но успеет отойти лишь на девять шагов — поток яда из пасти мёртвого чудовища убьёт его. Не менее интересен в этом плане и иранский Змей Горыныч - трёхголовый Зоххак или Ажи-Дахака, Ажи-Дахака - змея с тремя головами и шестью глазами, бог смерти, демон обмана и лжи. Три его головы похожи на головы скорпиона и ящерицы. Он похищает скот, наносит вред людям. Ажи-Дахака, в иранской мифологии дракон (ажи), в легендарной истории иноземный царь - узурпатор, захвативший власть над Ираном. В «Авесте» трёхглавый дракон А.-Д. (именно слово АД можно прочесть в аббревиатуре Адж-Дахаке) «сильнейший демонский друдж». В Вавилоне он воздвиг себе дворец Квиринта Дузита в форме журавля, а еще два дворца — в Шамбаране и Хиндустане. По «Денкарду», его правление привело к упадку нравственности и росту смертности людей. Зоххак (Зоххак, Дахака, Захака его названия разнятся в следствии дальности лет) составил иудейские писания и поместил их в крепости Иерусалима, а также дал людям десять заповедей, во всем противоположных заповедям Джамшеда. От людей Зохака эти тексты получили Авраам и Моисей, поэтому им следуют все иудеи. Дурные правители впоследствии были потомками Зохака, и от него проистекает всякое дурное правление. Тем не менее некоторые местные иранские средневековые правители не стеснялись возводить к нему свои родословные. По воле Аримана из плеч Зохака выросли две ядовитые рогатые змеи. О правлении Зохака говорилось во фрагардах 4 и 20 утраченного «Судгар-наска». Побежденный Феридуном Зохак прикован цепями в жерле Демавенда. В вулкане, по этому считается при извержение вулкана, слышатся крики Дахаки. В конце седьмого тысячелетия существования мира. Захак вырвется из оков, нападёт на мир и поразит много созданий, но будет сражен Кэрсаспом или Самом. В прочем информация о Дахаке крайне скупа, и обрывочна, что возможно косвенно является подтверждением её правдивости и важности. В любом случае надо быть крайне плохим монархом, что быпрослыть воплощением Змея Горыныча.

Змей Горыныч, кроме аморального поведения и нрава отличался так же тем, что мог извергать пламя. Что безусловно роднит его и с Химерой, и с Василиском, и с Нагами, и с Ёрмунгандом, и с Дахаком и даже с китайскими драконами. Из всех существующих в Китае драконов (Лунов) русский Дракон Змей Горыныч, ближе всего к Дракону Земли Фуцанлуну. Фуцанлун - дракон подземного мира из китайских легенд. Он живет глубоко под землёй и охраняет все драгоценные

Металлы и камни.

От его свирепого рёва начинаются землетрясения. Фуцанлун может принять любой облик или стать совсем невидимым. Когда он выгибает спину под землёй, то появляются новые холмы. Китайцы верят что если к нему относиться с почтением, то дракон не проявит, свой строптивый нрав. Ведь когда Фуцанлун взлетает в небо, просыпаются вулканы. Как относится с почтением к такому Дракону и в чём это выражается китайцы не уточняют, хотя кое что полезное в отношение с драконами у них есть, но об этом позже. Обратим внимание, что в название Фуцалуна присутствует название Лун, Лун это китайское название всех драконов, а в название Ёрмунганда присутствует слог Мун. Moon по английский так же Луна. И вот мы подошли к самому интересному, именно проявление вулканической активности, есть наиболее страшное оружие Змея Горыныча. Наш Змей Горыныч живёт в пещерах которые уходят в глубины земли. Само название Змея Горыныч, уже говорит о том, что под ним подразумевается именно вулкан. Как под вулканом подразумевают и Химеру, и Василиска, и некоторых Нагов, и Ёрмунганда с Дахаком. Вулкан это кстати имя древе-римсого Бога, ответственного за Вулканы. Во первых Гора, во вторых Горит. То что Гора и Горит имеет сходное значение, уже говорит нам, что издревле эти понятия у русских не сильно-то и отличались. Наибольшая вулканическая активность, проявлялась и при зарождение земли, поэтому соответственно Змей Горыныч существовал уже тогда, был молод и свиреп, и ещё не был бит сынами земли русской. Поэтому имел нрав невыносимый и необузданный. Да и этрускам, приходилось жить в местах сильной вулканической активности и поэтому нрав Горыныча им был знаком не понаслышке. Превращение людей в камень одним своим взглядом только чего стоит. Изображения всадника поражающего копьём химеру появилось именно в античности, и к христианству первоначально никакого отношения не имела. Беллерофонт убивает Химеру (432-348 гг. до н.э.).

На многих гербах феодалов в средневековье появился вовсе не Лев, как многие считают, там отчётливо видно, что изображён Василиск. И не могло быть иначе ведь Змей Горыныч олицетворяет невольничество, злобу и хитрость. Химера продолжает свойгербовый путь и по сей день, перекочевав в том числе на гербы отдельных государств.

Конечно, не всегда надо трактовать Змея Горыныча как Вулкан, скорее его можно объяснять во многих случаях и как определённые бедствия постигшие Русь, если брать мистический план в результате действий того же мистического Змея Горыныча. Для этого возьмём русскую народную сказку Бой на Калиновом Мосту. Вкратце родились на русской земле в эру рыб три сына молодца, Сын Иван-Царевич, Иван-попович, и Иван крестьянский сын. Почему в Эру Рыб, ну вот смотрите: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. Всем хорошо жили, только не было у них детей. Вот раз царице приснилось, что недалеко от дворца есть тихий пруд, в том пруду ерш с золотым хвостом. Снится царице, что если она этого ерша съест, то родится у нее сын. Наутро рассказала она царю про свой сон. Позвал царь рыбаков, велел разыскать тихий пруд, закинуть в него шелковый невод. Закинули рыбаки невод, и попался им ерш с золотым хвостом.

Выросли сыновья царицы, поповны и крестьянки сильными воинами. Да случилась беда на Руси. Сыны мои милые, напали на нашу страну страшные вороги, змеи лютые, идут на нас через речку Смородину, через чистый Калинов мост. Всех людей окрест полонили, землю разорили, ближние царства огнем пожгли. - Не плачь, матушка, отстоим мы речку Смородину, не пустим змея через Калинов мост.

Калинов Мост место сакральное, что-то в роде перехода из Мира Яви в Навь и обратно. Кроме того граница Руси. Долго ли коротко победил Иван Крестьянский сын двух Змей Горынычей, шестиглавого и девятиглавого, сказку советую почитать полностью самим. Встретился ему двенадцатиголовый змей. И вот как он появляется: Вот стоит Ванюшка у Калинового моста, за ним земля русская. Пошло время за полночь, на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались. Выезжает Змей Горыныч, Чудо-юдо двенадцатиглавое. Каждая голова своим напевом поет, из ноздрей пламя пышет, изо рта дым валит. Конь под ним о двенадцати крылах, шерсть у коня железная, хвост и грива огненные. Вот, пожалуста, пламя пышет, дым валит, пробуждается Вулкан. Собрал Ванюшка последние силы, размахнулся дубинкой, сшиб змею девять голов. Вся сыра земля дрогнула, вода всколебалася, орлы с дубов попадали. Змей Горыныч подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем - приросли головы, будто век не падали, а Ванюшку по пояс в землю вогнал. Дыхнул огнем - на двенадцать верст русскую землю сжег.

А двенадцать вёрст это больше 12 километров! Ну в место того, что бы помогать Ивану Крестьянскому сыну победить Змея Горыныча, Иван Царевич и Иван-Поповичспят в доме и ничего не слышат, как их Иван крестьянский сын не будет, так оно и бывает, сколько не буди царевичей и поповичей, что беда на Руси, пока дом не развалится окончательно не проснуться, от Ночи Сварога.

Снял Ванюшка рукавицу пеньковую, бросил в избушку - братьям знак подать. Раскатилась избушка по бревнышку. Проснулись братья, выскочили. Видят - вздыбилась речка Смородина, с Калинового моста кровь бежит, на русской земле стон стоит, на чужой земле ворон каркает. Бросились братья на помощь Ванюшке. Пошел тут богатырский бой. Чудо-юдо огнем палит, дымом душит. Иван-царевич мечом бьет. Иван-попович копьем колет. Земля стонет, вода кипит, ворон каркает, пес воет.

Изловчился Ванюшка и отсек змею огненный палец. Тут уж стали братья бить-колотить, отсекли змею все двенадцать голов, туловища разрубили, в воду бросили.

Отстояли Калинов мост


Потом значится они побеждают Змеиное Царство и всех лживых змеёнышей чинящих то голод, то засуху, то морок рубят в щепки. И разрушают Змеиный Дворец. Но вот что ещё интересно, всегда в сказках, голову Змею Горынычу отрубают, а туловище кладут в воду! И здесь можно увидеть множество параллелей с мифами других народов. Так в Китае считается, что Драконы принадлежат к стихии воды. В Гонконге (Сянгане), у горы, где, по преданию, живёт Фуцанлун, был построен жилой комплекс. В середине комплекса архитекторы оставили свободное пространство, чтобы не загораживать Фуцанлуну вид на океан и сохранить его доброе расположение. Индийские Наги считаются порождением именно водяной стихии. Скандинавского Ёрмунганда Один сбрасывает именно в океан. В русских сказках в воде погиб даже Змей который по легенде построил знаменитые Змеивые Валы, это когда Кожемяка стал делить Землю со ЗмейГорынычем и для этого решили провести борозду по всей Земле, а затем Кожемяка и говорит, а если вдруг твою воду начнут пить, что делать-то, решили и воду поделить, запрягся Змей снова в плуг да и потонул в море. То есть в воде Змей как минимум добреет как считают китайцы, или становится менее зловредным, как это скорее всего. Наступает время Водолея, и Змею видимо придётся отойти от зловредных дел. Вот такая вот она, народная мудрость по сказкам.

Благодарю за внимание, надеюсь статья была вам полезна.