Подделка 25 рублевых купюр в ссср. Виктор баранов - лучший фальшивомонетчик ссср

Думаю, все согласятся: нам категорически пора подбивать азы самых первых, звериных истин, возвращаться к полувековой давности хрестоматиям за напоминаниями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», к сказке «Репка» за реабилитацией понятия коллективизма, к «Сказке о рыбаке и рыбке» за memеnto о неминуемости разбитого корыта, коли будешь не по чину вожделеть и жрать в три горла. Двадцатилетие безвременья и морального релятивизма расшатало-разболтало и в конечном итоге сбило общенародный нравственный прицел: в обиход прочно вошло если не прямое сочувствие, то неосуждение, подобострастная готовность оправдания предательства из шкурничества ("ах, так может Иуде нужны, жизненно необходимы были эти тридцать сребренников — детишкам на молочишко, маме на лекарствие?») или ресентимента ("Швабрин мстил тиранше-Екатерине за загубленную в глуши молодость, а семейству капитана Миронова — за поруганную любовь!»). Аплодисменты срывал социал-дарвинист профессор Преображенский, слезу выжимал срежиссированный Режисом Варнье рывок из совка за колбасой — вплавь через Чёрное море, благородное негодование подогревали невыносимые мучения академика от физики, вынужденно рисковавшего, но не рискнувшего ради аспирантуры для талантливого студента чёрной икрой на собственном бутерброде ("до чего доводила людей сволочная система, да на Западе никогда бы, ни за что бы…!») Личное благополучие как-то бочком, незаметно, тушуясь, влезло на самый верх шкалы не просто жизненных, но нравственных ценностей и там вольготно, ножки свесив, обосновалось; словосочетание «жизнь по-человечески», утратив всё этическое наполнение, окончательно слилось с savoir-vivre, а девиз «люби себя, чихай на всех, и в жизни ждёт тебя успех» стал восприниматься безо всякого почти — буквально.

Осознанные художественные попытки переломить тенденцию с тех пор неизменно терпели если не творческое, так дидактическое фиаско: постники, смиренники, праведники, страстотерпцы и герои, предлагаемые пореформенным кино, иногда торжествовали морально, но никогда — в житейском, важнейшем для нового зрителя плане, а потому никогда не рассматривались тем же зрителем как ролевые модели. Своеобразным апофеозом новорусского видения праведничества стал фильм Учителя «Край»: выйдя с его премьерного показа, одна из «ночных ведьм», летчица, дважды герой Советского Союза, назвала режиссёра сволочью за то, что тот, в обход русской, доброй, жертвенной, невероятной сильной нравственно бабы, отдал по сюжету немке, вражине, главный, ценнейший послевоенный ресурс — ладного, справного, потной мусклой сверкающего с экрана мужика. Потому что если кто этический прицел свой за лихие с тучными и сохранил в более или менее боеспособном состоянии, так это те люди, и они безошибочно чувствовали ползучую аморальность сценарных раскладов, обделяющих своих и правильных в пользу чужих и ушлых.

Перелом, как ни странно, произвела Лилия Ким — сценаристка, работающая сейчас в Голливуде. Едва ли не в первый раз за четверть века работница органов оказалась в её истории не только самой кристальной, самой во всех смыслах порядочной, самой умной и самой профессиональной фигурой, но и самой привлекательной относительно современной системы координат, самой успешной в житейском плане, получив финале за честно, стойко, бескомпромиссно выполненную работу чины, ордена, машины, дачи, и — престижное, солидное, каменно-стенное супружество. При этом следователь Гознака Филатова — отнюдь не умозрительный морализаторский идеал. Изыск Дыховичной-актрисы, уже, кажется, сравнимый с изыском блистательной её землячки Ирины Метлицкой, тоже минчанки, тоже пришедшей в кино из матшколы, её стильная, ломкая худоба, кипящий холод её игры, профессиональная, на грани фола, жёсткость и непримиримость её персонажа, не приемлющего никакого словесного тумана, никакой полутени, знающего прекрасно, что именно в полутени ухабится всякая тварь — вызывают у зрителя, если верить публичным обсуждениям, порой завистливую неприязнь, порой унылость сознания собственного несоответствия, порой — смешанное с восхищением отторжение. И всегда — недвусмысленное «верю!» Едва ли не первое в пореформенном кино «верю» в титанического, намного превосходящего масштабом окружающую среду персонажа.

Поскольку окружающая среда «Денег» — как будто списана из рассказов Леонида Бежина, в свою очередь списавшего под копирку пропись обыденности, ровесником которой был. Это жизнь, где, получив дипломы, «начинают „вовремя получать, перед праздниками приносить и на демонстрациях размахивать“, где по-настоящему живут только в „неприсутственные“ дни, а остальные отрывают, комкают в кулаке и выкидывают в урны, как листки календаря. В общем, классическое лосевское «был как бы мир, и я в нём как бы жил с мешком муки халдейского помола; мне в ноздри бил горелый комбижир, немытые подмышки Комсомола». Маленькая, но существенная для восприятия разница взгляда Анашкина на этот мир состоит, однако, в том, что смотрит он не извне, страдальчески нюхая гнусные подмышки вместе с благоуханно приподнятым над нестерпимым обиходом лирическим героем, но изнутри, беря на себя ответственность и за запах из подмышек, и за то, что пригорел комбижир. Иррациональный, гротескный вещизм, массовым психозом охвативший поздний Союз, едва ли не впервые за весь пореформенный период вызывает у авторов не заинтересованное сопереживание, но с брезгливой жалостью смешанное недоумение.

Ведь по сценарию выходит, что на скользкий путь Алексея Баранникова толкнула не столько даже система, выславшая его из столиц, не нуждающаяся в его изобретениях. Одиночка, самородок, он, в общем, достаточно философски относится к бесперспективности бодания с неповоротливым, не различающим никакой отдельности Левиафаном, и живёт себе, благо система снабжает необходимейшим, не особенно напрягая, оставляя свободными множество интеллектуальных и душевных валентностей, чтобы творить — для себя, как и творят все истинные художники. Зуд, гон, грызь пробуждает в нём именно позднесоветская вещная хищность, под её напором он и разменял последний грош души на фальшивые, виртузно выполненные фальшивые четвертаки.

Этот человек до сих пор по справедливости считается непревзойденным мастером по изготовлению фальшивых купюр. В свое время его криминальный талант буквально потряс специалистов Гознака, партийных и милицейских начальников СССР. Сегодня Виктор Баранов ютится в комнате обыкновенного общежития с женой и маленьким сыном. И после 11 лет заключения продолжает воплощать в реальность свои неожиданные изобретения, но теперь — исключительно законопослушные.

12 апреля 1977 года. Черкесск. Колхозный рынок. Продавец-адыгеец только что сообщил милиционерам, как несколько минут назад к нему обратился покупатель с просьбой разменять двадцатипятирублевые бумажки. Торговцев просили же обращать внимание, если кто-то будет предлагать на рынке четвертные или полтинники? Вот он и обратил. Да, конечно, он покажет покупателя. Вот тот — с портфелем.

Документы у подозрительного покупателя оказались в порядке: Виктор Иванович Баранов, житель Ставрополя. Но уж как у него оказалось в порядке с наличными деньгами, милиционерам и не мечталось. В портфеле у Виктора Ивановича лежали 1925 рублей четвертными билетами. Эти 77 банкнот стали для Баранова тем же, чем 33 утюга для профессора Плейшнера, — знаком провала.
— Так кто вы такой? — спросил его следователь, когда милиция доставила владельца подозрительных денег в отделение.
— Я фальшивомонетчик, — ответил король фальшивомонетчиков.

С точки зрения правоохранительных органов, эта история началась в середине 70-х. К 1977 году в 76 регионах СССР, от Вильнюса до Ташкента, было выявлено 46 фальшивых купюр пятидесятирублевого номинала и 415 — двадцатипятирублевого, имевших, по заключению экспертов, единый источник происхождения. Исключительно высокое качество подделок заставило контрразведку подозревать ЦРУ, которое, конечно, легко могло печатать рубли фабричным способом в США, а затем через агентуру распространять в СССР. Наряду со шпионской проверялась и традиционная версия — предполагали, что фальшивомонетчики получили технологии прямо из Гознака. Более пятисот сотрудников предприятия почти год находились под круглосуточным наблюдением КГБ, пока повторная экспертиза не установила, что Гознак здесь ни при чем — просто кто-то в стране слишком хорошо разбирается в процессе печати денег.

Контрразведка с сожалением оставила идею разыскать в СССР американских сеятелей, разбрасывающих ассигнации, и КГБ с МВД сосредоточились на поисках группы фальшивомонетчиков внутри страны.
Постепенно удалось определить, что на юге России высококачественные подделки появляются чаще, чем в других регионах. Затем круг поисков сузился до Ставрополья, где за три месяца 1977 года было выявлено сразу 86 поддельных двадцатипятирублевок. И наконец, благодаря бдительности продавца-адыгейца был схвачен первый, как считали силовики, член преступной группировки.

Нужно сказать, в момент задержания Баранов был... внештатным сотрудником Ставропольского ОБХСС. Будучи водителем, Виктор Иванович возил в рейды по всяким «хлебным местам» двух обэхээсников — старшего лейтенанта Александра Никольченко и майора Юрия Баранова (однофамильца). И надо же было случиться, что старлей во время задержания был в Пятигорске, где как раз ловил пресловутого неуловимого фальшивомонетчика! Узнал, что того поймали в Черкесске, и получил приказ доставить пойманного в Ставрополь. Каково же было изумление опера, когда он увидел перед собой напарника!.. «Я знал, что Юра с Сашей занимаются моими поисками, но ни разу не задал им и вопроса... Никогда не стал бы использовать в свою пользу наши дружеские отношения», — признается Баранов.

«Я для себя давно решил, — рассказывает Баранов, — если поймают, то не буду крутить-вертеть. Я милиции никогда не врал». Милиция об этом тогда, правда, не знала и считала Виктора Ивановича курьером фальшивомонетчиков, который решил взять всю вину на себя, чтобы выгородить сообщников. Потому что не может один человек изготавливать фальшивые деньги такого безупречного качества!


«В Ставрополь меня везли как генерала, — вспоминает Баранов. — Впереди ехали две машины ГАИ с мигалками».

Там он сразу повел милицию в свой сарай, где при обыске были обнаружены компактная типография, пачки напечатанных денег и пять тетрадей с описанием многолетних исследований. В тот же день на стол министру МВД Щелокову лег доклад, и уже на следующее утро в Ставрополь вылетела группа московских экспертов.

Во время следственного эксперимента Виктор Иванович на глазах у высоких гостей создал на бумаге водяные знаки, прокатал высокую и глубокую печать, обрезал лист и нумератором нанес казначейский номер. К концу представления скептиков в помещении уже не оставалось. Все поверили в чудо и в то, что волшебнику надо вкатать приличный срок.

После чего по решению Главного следственного управления МВД СССР к уголовному делу № 193 по факту обнаружения поддельных денежных билетов двадцатипятирублевого достоинства, с чего все начиналось, было приобщено еще сто аналогичных дел. К расстрелу в СССР приговаривали и за меньшие преступления.

Интерес к деньгам появился у Вити Баранова еще в детстве, когда он начал собирать коллекцию старых денежных банкнот. Но к тому, что деньги можно делать самому, он пришел значительно позже... В Ставрополе, где в обычной школе учился будущий криминальный гений, он всегда был на хорошем счету у учителей. До пятого класса Витя Баранов ходил в круглых отличниках, да и поведением всегда отличался примерным. В числе его любимых школьных предметов было рисование... Парень ходил в художест-венную школу, писал красивые закаты... А лучше всего у него получались копии с известных картин — «Аленушка» Васнецова, «Утро в сосновом лесу» Шишкина и других.

После седьмого класса Витя Баранов уехал в Ростов-на-Дону учиться в строительное училище. За год овладел специальностью плотника-паркетчика. А еще он очень хотел стать летчиком. Собрал с приятелем в аэроклубе большую группу таких же ребят и стал заниматься парашютным спортом. Виктор совершил несколько прыжков. На призывной комиссии ему сказали, что нужно совершить еще два, и его призовут в десантные войска. Но, вняв причитаниям матери, Баранов закончил в ДОСААФ водительские курсы и пошел служить в автобат. Причем он был секретарем комсомольской организации своей части.

После армии Виктор работал одно время экспедитором в Ставропольском крайкоме партии. И дважды даже отвозил ночью домой с работы Михаила Горбачева — в ту пору третьего секретаря комитета по комсомольской работе.

Когда я начинал делать деньги, был на сто процентов уверен, что ничего не получится. Но было интересно проверить свои возможности, — вспоминает ставропольский «Кулибин».


Над купюрами он трудился 12 лет. За это время досконально изучил аж 12 полиграфических специальностей — от гравера до печатника. Три года сам «изобретал» водяной знак, два — краску для глубокой печати. Штудировал учебники для студентов-полиграфистов, даже ездил в Москву, в «Ленинке» изучал редкие книги «по специальности»... Многое ему приходилось делать методом проб и ошибок.

Изобретатель закрывался в своем сарае на ставропольской улице Железнодорожной и работал буквально день и ночь. Плоды этой работы можно увидеть сегодня в музее МВД. Целую комнату занимает барановская «экспозиция», которую везли в Москву ни много ни мало — на двух КамАЗах!

Особую гордость гения подделки представляет изобретенный им раствор для снятия окислов меди при травлении. Над этой задачей долгое время бились все печатники мира. Страшно трудоемкая и кропотливая работа! А Баранов соорудил реактив из четырех компонентов — два травят медь, два убирают ее окислы. На все про все нужна минута-другая... Гознак 14 лет работал на этом травителе, получившем негласное название — «барановский».

Первая банкнота, которую сделал Баранов, была пятидесятирублевка. Один к одному с оригиналом в самых мелких деталях. Единственное, из уважения к Ленину, фальшивомонетчик омолодил вождя лет на двадцать. И этого не заметили ни в одном банке!

Полтинников он выпустил немного — 70 штук. Кавказцы на рынках «с руками» хватали их и просили еще. Но ставрополец решил делать «четвертак» — самую защищенную из советских купюр. «Если бы рубль был самым сложным, я б его делал... Меня деньги не интересовали как таковые», — смеется Виктор Иванович.


Даже милиция признает, что Баранов использовал свой денежный станок очень скромно. Единственным серьезным приобретением за все эти годы стал автомобиль. И то, по словам Виктора Ивановича, вся сумма была выплачена им из честных трудовых сбережений. «В рестораны я не ходил, не курил, не пил, девчат у меня не было. И телевизора не было, был только маленький холодильник. Мне не нужно было — я занимался работой». Все деньги уходили на изготовление нового оборудования. Родным поддельные купюры он не давал. «Жена однажды спросила, откуда деньги, — вспоминает Баранов. — Я сказал, что предлагаю свои изобретения заводам. Жене я много денег не давал — 25, 30, 50 рублей».

Параллельно с изучением монетного дела Баранов наблюдал за поведением продавцов на рынках, чтобы понять, как «ходят деньги». Например, торговцы рыбой всегда берут купюры мокрыми руками, у торговцев мясом руки часто бывают в крови. Кавказцы охотно берут новые хрустящие купюры. В результате Баранов пристроил 70 полтинников, после чего решил с ними завязать. Надоели фантики.

Однако к изготовленным деньгам Баранов сразу терял интерес. Его не интересовало богатство — просто нужны были средства для реализации других смелых проектов. Он посчитал, что для этого нужно где-то 30 тысяч рублей. Сказано — сделано!

Да вот беда, когда Баранов повез менять свои деньги в Крым, купил у одной бабульки два килограмма помидоров, отошел и лишь через несколько минут хватился, что чемодана при нем нет. Вернулся, а старушка была такова, прихватив с собой денег на добрый дом...

Пришлось растяпе-изобретателю вновь включать печатный станок, который он уже собирался было разобрать и разбросать по частям в разные пруды.

Подделывать валюту Баранов и не думал. Но во время одной из поездок в столицу приобрел у барыги доллар — для коллекции. Разглядев его внимательнее, убедился, насколько это простая в исполнении денежка...

У Баранова не было друзей, ведь друзья любят наведываться без стука. Для подозрительных соседей он регулярно устраивал «день открытых дверей». Любопытным старухам, заглянувшим в мастерскую, открывался вид на слесарный станок, увеличитель и бачки для проявки — все самое интересное Баранов прятал в разобранном виде под стеллажами. Только подозрительный сосед-охотник продолжал считать, что Баранов ночью льет в сарае дробь.


Именно при создании новой партии четвертных маэстро допустил роковую оплошность. Закрепляя клише для создания защитной сетки, Баранов не обратил внимания на то, что клише перевернуто. В результате, отпечатав деньги, он обнаружил, что в месте, где у волны должен быть подъем, оказался спуск. Посчитав, что этого никто не заметит, он решил не браковать партию. Однако в одном из банков, куда в конце концов попала такая купюра, зоркий кассир разницу заметил и поднял тревогу. С этого момента, как пишут в триллерах, жить на свободе Баранову оставалось считанные месяцы.

«К моменту ареста у меня было разобрано все оборудование, — рассказывает он. — Собирался проехать по прудам и озерам и разбросать его там по частям. Не выкинул только потому, что апрель, грязь, не проедешь. И слава богу. А то пришлось бы водолазам искать эти части на дне водоемов».

Из Ставропольского СИЗО Баранова перевезли в Москву, в Бутырку. Ежедневно его навещали специалисты, которым он в течение двенадцати следственных экспериментов демонстрировал победу человеческого разума над Гознаком.

Технолог Гознака писал в своем заключении: «Изготовленные Барановым В. И. поддельные денежные билеты достоинством 25 и 50 рублей внешне близки к подлинным купюрам и трудно опознаваемы в обращении. Именно поэтому данная подделка являлась очень опасной и могла вызвать недоверие населения к подлинным денежным знакам».

Виктор Иванович охотно делился своими наработками. Двенадцать лет он таился, и вот наконец появились люди, способные оценить его талант и титанический труд. Король фальшивомонетчиков с радостью выдал рецепт своего раствора, травившего медь в несколько раз быстрее, чем это делалось в Гознаке (под именем «барановского растворителя» он использовался в производстве следующие 15 лет). Для министра МВД Щелокова Баранов на десяти листах изложил рекомендации по улучшению защиты рублей от подделок... Наверное, еще много чего полезного сообщил Виктор Иванович компетентным органам, если учесть, что расстрельную статью ему заменили колонией, при этом дали на три года меньше максимального срока. «Мало денег напечатал, — предлагает свое объяснение гуманности суда Баранов. — А то расстреляли бы. Но знаете, что я вам скажу: лучше бы расстреляли. Я бы не мучился одиннадцать лет, когда руки трясутся от голода, снег, мокрые ноги и десять машин с бетоном, которые надо перекидать лопатой. Каждый день». На самом деле напечатал Баранов немало — порядка 30 000 рублей, но лишь малую толику этих денег он пустил в оборот, большая часть так и оставалась в сарае.


Срок Баранов отбывал в колонии особого режима Димитровграда Ульяновской области. Как настоящий пассионарий, он проявил свои таланты и там: «Я в газету писал. Выиграл однажды в конкурсе на лучшую статью по всем ИТК. Мне тогда прислали премию — 10 рублей. И был я режиссером — возглавлял самодеятельность. Хор у нас был триста с лишним человек, первые места семь лет подряд занимали». Декорации для своих постановок, будь то пулемет «Максим» или герб СССР, мигающий лампочками в такт декламируемым стихам, Баранов тоже делал сам.

Вернувшись после заключения в 1990 году в Ставрополь, Баранов снова принялся за изобретательство. «Смысл жизни человека — творческий труд, — считает он, отмахав 11 лет кайлом. — Что мне было дано, я реализовал, пусть даже пришлось вынести много страданий и отсидеть».

У него по-прежнему не было друзей, первая жена развелась с ним на девятом году заключения, оставалось только изобретать. На заводе «Аналог», куда он вскоре устроился, Баранов предложил новый метод наращивания никелевой сетки в батарейках. «Мне сказали тогда: «Да кто ты такой? Тут специалисты из Германии приезжали, ничего нового не придумали!» А я им пообещал, что они мне еще коньяк поставят. Так и вышло».

Потом Баранов открыл фирму «Франза» по выпуску духов. Сделал шесть бочек парфюмов по 200 литров каждая. Но через несколько лет фирма закрылась, не выдержав конкуренции с валом дешевой зарубежной парфюмерии. «Коробочки у них были красивые, а внутри — туфта».

Баранов изобрел способ очистки картофеля от земли, камней и прочих включений. Решение гениальное — высыпать все в емкость, заполненную соленой водой. Картошка всплывет, остальное пойдет на дно. Хотел запатентовать свое изобретение, но получил отказ — неправильно заполнил формуляр...

Затем последовала череда новых изобретений: керамическая автомобильная краска, устойчивая к кислотам и щелочам, мебель из бумажных отходов, мебельный лак на водяной основе, клей-паста, легкий кирпич, лечебный бальзам. Кое-что из изобретений удавалось пристроить, за что-то получить авторские отчисления... Так и живет сегодня Виктор Иванович — в общежитии с молодой женой и ребенком. Скромно, зато с надеждой на признание.

А еще по заказу одной московской фирмы Виктор Иванович разработал собственную систему торговой защиты, которая намного эффективней штрих-кодов.

Живет Баранов с женой и маленьким сыном в комнате простой ставропольской общаги. Здесь же хранит все свое оборудование.

Мыслей же о том, чтобы уехать за границу, у Баранова никогда не было. Ну и что, что там выше ценят мозги? Деньги он особо не ценит. Они ему нужны лишь для того, чтобы изобретать что-то новое. И еще он говорит, что никогда и никому не отдаст технологию изготовления «барановских» купюр.


Баранов Виктор - культовая личность в криминальной истории СССР. Этот человек смог, используя исключительно собственный ум и смекалку, наладить в обычном сарае выпуск государственных денежных знаков высокого качества. На протяжении длительного времени КГБ и МВД СССР искали банду фальшивомонетчиков и никак не ожидали задержать гения-изобретателя, работавшего без сообщников.

Виктор Баранов (фальшивомонетчик): биография непризнанного гения

Баранов Виктор родился в 1941 году, с раннего детства мальчик проявлял особый интерес к бумажным деньгам. Рассматривая банкноты, он не думал о богатстве и их стоимости, а оценивал художественную ценность и качество исполнения. Виктор собирал коллекцию старых денег и мог часами перебирать свои сокровища. В общеобразовательной школе мальчик учился хорошо по всем предметам.

Параллельно Виктор всерьез увлекался рисованием. В художественной школе успехи мальчика также отмечались. Что примечательно, Баранов Виктор мог не только талантливо нарисовать что-то свое, но и выполнить качественную копию известной картины. Очевидно было, что юному художнику интересно долго рассматривать оригинал и старательно воспроизводить его.

После окончания семи классов юноша поступил в строительное училище в городе Ростове-на-Дону. Виктор получил профессию плотника-паркетчика. В то время молодой человек мечтал о службе в ВДВ, начал посещать аэроклуб и совершил несколько прыжков с парашютом. Этим мечтам не суждено было сбыться, по совету мамы Виктор окончил курсы водителей ДОСААФ и отслужил в автомобильном батальоне.

Изобретатели в СССР не нужны

Баранов считает себя изобретателем и исследователем от рождения. Придя из армии, молодой человек начал пробовать воплощать свои креативные идеи в жизнь. Много раз Виктор предлагал собственные изобретения предприятиям родного города. Однако каждый раз его за все труды ожидала скупая похвала и вежливый отказ. В СССР государственные заводы и фабрики ориентировались на выполнение планов. Несмотря на пропаганду уважения к изобретателям, мало кто в стране был заинтересован во внедрении инноваций и модернизации производственных процессов.

Баранов Виктор был огорчен таким положением дел и подобным пренебрежением к собственной персоне. После очередного отказа изобретатель вспомнил о своем детском хобби и решил попробовать сделать денежные купюры. Как позже скажет фальшивомонетчик, он и не рассчитывал на успех. Целью Виктора было не изготовление денег, которые можно сбывать в магазинах и на рынках. Изобретатель хотел полностью овладеть технологией производства государственных денежных знаков.

Самообразование фальшивомонетчика

Большинство современных людей не могут себе представить, насколько сложно было искать информацию до массового появления компьютеров и интернета. Технологиям производства и всем сопряженным с ними тонкостям будущих специалистов обучали в профильных учебных заведениях. Специализированную литературу было достаточно сложно приобрести или найти в библиотеках.

Однако Баранов Виктор даже не думал сдаваться. Он нашел способ попасть в ставропольскую типографию, где смог понаблюдать процесс печати газет. Для получения информации об изготовлении денег изобретатель не ленился ездить в Москву и посещать И все равно, слишком многое приходилось пробовать и «изобретать» лично.

После задержания Виктор расскажет, что изучить технологию полностью он смог за 12 лет. Первые деньги, созданные фальшивомонетчиком, по качеству превосходили оригинальные, отпечатанные на Гознаке. Изобретатель специально ухудшал качество для того, чтобы его купюры смотрелись реалистично.

Примерный семьянин и трудолюбивый водитель

Творческой лабораторией Баранова являлся его сарай, находящийся в Ставрополе по улице Железнодорожной. К моменту раскрытия секрета денежного производства, Виктор работал водителем в гараже Ставропольского райкома КПСС. Он имел репутацию примерного семьянина. Соседи замечали, что мужчина слишком много времени проводит в собственном сарае. Но никто не мог даже подумать, что Виктор Баранов - фальшивомонетчик. Время от времени изобретатель «случайно» оставлял двери открытыми для посторонних глаз. Тогда любопытные могли наблюдать слесарный станок и оборудование для фотопечати. Наиболее интересные экспонаты же прятались под столами.

Денежная катастрофа в СССР

Виктор Баранов - фальшивомонетчик уникальный. Напечатанные собственноручно деньги он разменивал на рынках. При этом семья изобретателя жила скромно, в доме не было даже телевизора. Доход от фальшивых денег Виктор вкладывал в свое хобби - приобретал новые инструменты и оборудование. А вот любимой жене изобретатель всегда принципиально давал только настоящие купюры. За все время супруга лишь однажды спросила о заработке изобретателя, он ответил, что получил деньги от одного предприятия за предложенный проект.

Делом о фальшивых денежных знаках государственные службы всерьез заинтересовались только в середине 70-х годов прошлого столетия. По всему СССР было обнаружено почти 500 поддельных купюр. КГБ рассматривало различные версии: от фабричной печати фальшивых рублей в США до сотрудничества злоумышленников с сотрудниками Гознака. Расследование велось активно, но подделки продолжали появляться. Что примечательно, зачастую даже сотрудники банков не могли отличить от настоящих.

Неожиданное разоблачение

12 апреля 1977 года был задержан при сбыте фальшивых купюр Виктор Баранов. Ставрополь и все окрестные города в то время активно проверялись сотрудниками государственных служб. Мужчина, разменивающий новые купюры номиналом 25 рублей, был задержан по указанию торговца рынка в Черкесске. При себе у Виктора оказался чемодан, заполненный фальшивыми деньгами. Сам же задержанный гордо сказал: «Я - фальшивомонетчик!» Сотрудники государственных служб отказывались верить в то, что один человек способен наладить столь качественное производство купюр. Тогда изобретатель-художник Виктор Баранов привел следователей в свой сарай и начал с гордостью раскрывать технологии производства.

Любимые деньги Баранова

Подделку гениальный изобретатель начал с пятидесятирублевых купюр. Их он выпустил всего около 70 штук. После этого фальшивомонетчик (1-й номер в СССР) переключился на двадцатипятирублевые банкноты. Объясняет это решение Баранов тем, что купюра 25 рублей является самой защищенной из советских. Деньги изобретателя никогда не волновали, ему был интересен сам процесс и качество изготавливаемой продукции.

Баранов рассказал следователям, что стал бы подделывать и 1 рубль, если бы эта купюра показалась бы ему самой сложной. Из научного интереса пробовал Виктор подделывать и А вот валюта ему никогда не нравилась. «Печатать доллары - это как варить кофе!» - философствовал непризнанный гений, подчеркивая легкость подделки заграничных купюр.

Сотрудничество со следствием

В ходе следственных экспериментов Баранов продемонстрировал поэтапно всю технологию изготовления денежных знаков. Талант фальшивомонетчика признали, и одно из его изобретений даже внедрил в собственное производство Гознак. Изобретатель во время ожидания суда не поленился даже написать рекомендации для министра МВД СССР по улучшению защиты советских купюр. История Виктора Баранова примечательна и самим фактом сотрудничества задержанного со следствием. Фальшивомонетчик вел себя так, словно не боялся наказания в принципе. А ведь его вполне могли приговорить к смертной казни.

Суд и приговор

На суде Баранов лично отказался от защиты и представлял собственные интересы самостоятельно. Фальшивомонетчик чистосердечно рассказал собственную историю. Поведал он и о фактах, неизвестных следствию. За такую откровенность изобретатель получил приговор со сроком лишения свободы на три года меньше максимального. Всего напечатал Баранов около 30000 рублей, правда, в оборот пустил лишь незначительную часть средств. Отбывать наказание осужденный был отправлен в колонию особого режима Димитровграда (Ульяновская область).

Тюремное заключение

Виктор Баранов - фальшивомонетчик, биография которого уникальна. В тюрьме он моментально заслужил авторитет. В свободное от работы время заключенный Баранов продолжал заниматься изобретениями и руководил самодеятельностью. Для всех выступлений Виктор изготавливал сложные декорации. Находясь в «местах не столь отдаленных», фальшивомонетчик писал статьи в газеты и даже однажды выиграл в творческом конкурсе. Освободился Баранов в 1990 году, оказавшись на свободе, изобретатель решил начать жизнь с чистого листа.

Как живет король фальшивомонетчиков сегодня

На свободе освободившегося Виктора Баранова никто не ждал, первая жена развелась с ним во время его заключения. Бывший фальшивомонетчик устроился на завод «Аналог». Там он изобрел новый метод наращивания никелевой сетки в батарейках. Затем Баранов попробовал стать предпринимателем и основал фирму, производящую духи. Парфюм изобретателя отличался качеством, но не был востребован из-за обилия более дешевых китайских ароматов.

Как сложилась жизнь Виктора Баранова? Сегодня он женат второй раз, и вместе с новой супругой воспитывает маленького сына. Живет семья очень скромно, в комнате общежития. Сам же Баранов продолжает что-то изобретать время от времени. Среди его авторских разработок и инновационный метод очистки картофеля после сбора, и отделочные материалы, и технология производства мебели из вторсырья. Настоящая гордость изобретателя метод защиты товаров, признанный более эффективным, чем штрих-код.

Посмотрев на фото седого мужчины с добрыми глазами, сложно поверить в то, что это и есть фальшивомонетчик Виктор Баранов. СССР зачастую пренебрежительно относилось к талантам простых своих граждан. Почему и в современной России Баранов не может добиться успеха и общественного признания - остается загадкой. Часто изобретателя спрашивают о том, почему он никогда не думал об иммиграции. Виктор привычно отвечает, что смысла в переезде заграницу не видит, так как деньги его никогда не интересовали.

Виктор Баранов - криминальная легенда СССР. Его смело можно назвать королем фальшивомонетчиков всех времен и народов. Такого качества подделки банкнот до него еще никому не удавалось добиться. В 1977 году лишь случайность вывела на фальшивомонетчика милиционеров. Дотошный кассир заметил смещение волны - клише было поставлено задом наперед. Государственная машина вздрогнула. Было совершено покушение на святая святых любой державы - деньги!

Будущий фальшивомонетчик возил Михаила Горбачева

Родители Виктора были чиновниками в Москве. Когда ему исполнилось 16, семья переехала в Ставрополь. Здесь он посещал художественную школу и начал профессионально рисовать. Мыслей о подделке денег в те годы у него не возникало. В армии он был секретарем комсомольской организации, после демобилизации работал в Ставропольском крайкоме партии шофером. Пару раз даже Михаила Горбачева подвозил.

Через несколько лет Баранов сменил работу - перешел на винзавод. Там больше платили. На предприятии он предложил руководству одно из своих первых изобретений - складной ящик. Используя такие ящики, можно было в 10 раз увеличить загрузку машины. Однако главный инженер, похлопав изобретателя по плечу, сказал: «Иваныч, на х.. тебе и мне это надо?..»

Выпуск первой купюры Баранов готовил 6 лет

В голове Виктора Ивановича постоянно роились идеи, но гениальный ум требовал настоящего дела. А так как Баранов много читал, то знал, что советские деньги - одни из самых крутых по степеням защиты и подделать их было невозможно… Но не Баранову. Приложение таланту было найдено!

Чтобы выпустить свою первую купюру, Баранов освоил 18 специальностей. Имея 10 классов образования, он изучил весь мировой опыт полиграфии, изготовления красок и бумаги. По словам мастера, в течение девяти лет (!) он ездил в Москву, где не вылезал из научных библиотек. Там Виктор штудировал книги по химии и полиграфии. Три с половиной года у Баранова ушли на разработку своей бумаги и технологии изготовления водяных знаков. Еще два с половиной года он отдал разработке красок и клише. В итоге Баранову удалось создать свой собственный состав для травления меди, с помощью которого делалась матрица - основа оттиска будущей банкноты. Причем вместо пяти часов как на Гознаке барановское травление шло две минуты!

Все детали для многочисленных станков и станочков Виктор Иванович заказывал по своим чертежам на различных заводах. Всем говорил, что нужны они для производства ювелирных изделий. Собирал все станки у себя в сарае на улице Железнодорожной (теперь на эти раритеты смотрят посетители Центрального музея МВД в Москве).

Первая партия

Первую партию своих шедевров - семьдесят пятидесятирублевых купюр - мастер отвез в Краснодар, разменял их и больше не делал. Слишком просты они были в изготовлении. Самая сложная в исполнении была купюра номиналом 25 рублей. Она и стала верхом творения Баранова…

В это самое время в пятнадцатиэтажном здании Научно-исследовательского института Гознака трудились сотни художников, химиков, печатников и фотографов. И тут как снег на голову на специалистов-печатников свалились МВД и КГБ - по стране начали гулять фальшивые «четвертаки».

Специалисты, которые провели научную экспертизу фальшивок, заявили, что создание подобной технологии кустарным способом невозможно. У следователей МВД оставалось два варианта: либо финансовую диверсию осуществляет какая-то иностранная держава, либо матрицы и технологии украдены с завода Гознака.

Целый год на нем шли дознания - как и кому удалось завладеть матрицами. Результат нулевой. Лишь через год специалисты стерли верхний слой краски и обнаружили под ней, на купюре, маленький несоответствующий штрих. На заводе вздохнули с облегчением - матрицы не наши! Версия органов рушилась на глазах. Тогда эмвэдэшники взялись за регионы.

Его задержали с чемоданом денег

Постепенно контрразведчики и милиция вышли на Ставропольский край - именно здесь фальшивые, и в то же время практически настоящие, банкноты имели наибольшее хождение. Специальные наряды проверяли всех без исключения людей, разменивающих двадцатипятирублевые купюры. Были предупреждены все продавцы рынков и магазинов: в случае если возникнет подозрение, связывайтесь с милицией.

В свой роковой день, 12 апреля 1977 года, Виктор Иванович приехал в город Черкесск с целым чемоданом денег. На рынке он предложил пожилому адыгейцу разменять две двадцатипятирублевые купюры. Аксакал оказался бдительным и сообщил о просьбе Баранова в милицию.

В протоколе значилось, что задержанный Виктор Баранов, житель города Ставрополя, имел при себе крупную сумму денег в купюрах по 25 рублей… Примечательно, что в черкесское УВД Баранов довез наряд на своей машине.

В милиции задержанный сам признался побледневшему следователю: «Я тот, кого вы ищете!» Вскоре эскорт из пяти машин с включенными сиренами и мигалками несся по направлению к Ставрополю. А на столы генсека Леонида Брежнева и министра МВД Щелокова легли доклады о том, что фальшивомонетчик пойман.

Поначалу никто не мог поверить в то, что какой-то кустарь-самоучка в сарае смог сделать настоящие деньги. На следственный эксперимент в Ставрополь слетелись высочайшие чины МВД. И лишь когда станок выдал напечатанную на обычной бумаге двадцатипятирублевую купюру, окончательно поверили - это он.

«Общественно опасного» гения посадили на 12 лет

В Бутырской тюрьме «ставропольский печатник» был нарасхват. К нему приходил генерал из МВД и брал консультации. Он принес целую кипу фальшивых банкнот и спросил, как они сделаны и как выйти на след фальшивомонетчиков. Однако эти грубые подделки не шли ни в какое сравнение с барановскими работами.

Больше всех с мастером общался главный технолог Гознака. Именно ему Баранов раскрыл секрет травления меди и свою «кустарную технологию».

На вопросы Баранов отвечал честно и даже предложил технологу свою разработку карандаша, штрих которого определял бы фальшивку. Ему ответили, что есть специальная машинка и государство как-нибудь обойдется и без его идей (ровно через три месяца американцы выпустили свой аналогичный карандаш-определитель. - В.В.).

Беседы с главным технологом окончились резолюцией: «…очень умен и очень опасен для общества». Человек, который мог заменить целый институт, чиновникам от науки был не нужен. Вердикт был вынесен: Виктору Ивановичу дали 12 лет тюрьмы.

На зоне короля подделок чуть не убили

Попав в Пятигорский распределитель, Баранов едва не распрощался с жизнью. Здесь правил свой волчий закон. Несколько дней мастера били просто так, от нечего делать.

А вот семь лет, проведенные в ИТК города Димитровграда, что в Ульяновской области, Виктор Иванович вспоминает с гордостью. Он тянул на себе всю художественную самодеятельность. От представлений Баранова начальство ИТК было в восторге. На выступлении на сцену могла выплыть гигантская нарисованная баржа, влекомая за канаты зэками-бурлаками, а за сценой хор выводил «Эх, дубинушка, ухнем!».

Отсидев большую часть срока, Баранов был выслан на поселение в уральский поселок Колва, что неподалеку от Соликамска. Здесь он тоже не переставал удивлять людей. Маэстро нарисовал собранный из фрагментов огромный портрет Ленина. Каждый щит, а их было 18, едва умещался в его убогой комнатушке. Жители поселка не верили, что, когда будут собирать «части вождя», мозаика совпадет. Однако Ильич совпал с точностью до миллиметра! Вскоре над Колвой возвышался портрет размером четыре на девять метров, который был виден за несколько километров.

Дела домашние

По возвращении в Ставрополь Виктор Иванович организовал свою фирму. Стал выпускать женские духи и ароматизаторы белья из натуральных масел. Однако когда рынок наполнился китайским ширпотребом, работа завяла. Затем он явил миру огнеупорную автомобильную краску, которая даже в кислоте сохраняла свой цвет, но снова гениальные изобретения Баранова никого не заинтересовали…

Зная о прошлом Баранова, к нему изредка обращаются с просьбой подделать печать или удостоверение. Однако Баранов с криминалом «завязал». На мой вопрос, какие современные купюры самые защищенные, он ответил так:

Все купюры - наши и штатовские - высший пилотаж! Но все, что создано человеком, может быть повторено другим человеком.

Виктор Баранов стал самой легендарной личностью в истории подделки советских денег. Художник-самоучка и изобретатель-новатор, уроженец Ставрополья считал подделку долларов ниже своего достоинства. «Делать их - все равно что кофе заваривать», - так любил говорить следователям. Он специализировался только на советских карбованцах. А все начиналось так...

В середине 70-х годов в 105 городах банковские работники выявили 46 поддельных купюр пятидесятирублевого достоинства и 415 фальшивок номиналом в 25 рублей.

Самопальные 25-ти 50-рублевые бумажки показали и экспертам Гознака. И лишь последние дали категорич ное заключение: предъявленные на экспертизу деньги образца 1961 года являются уникальными дубликатами и изготовлены одним способом.

Тайные и оперативные службы, в том числе и КГБ, всполошились: неужели на территории СССР действует шайка фальшивомонетчиков? Многие были уверены, что выпускал деньги целый коллектив преступников, причем компетентных в денежной полиграфии, разбирающихся во многих отраслях и науках. Когда о фальшивках было доложено в партийные верха, следственным подразделениям была поставлена задача: найти и обезвредить банду.

Оперативный штаб следовательской группы занялся анализом, в каком из городов СССР выявлено больше всего поддельных четвертных и полусотенных? И тут поступило сообщение, что на территории Ставрополья в период с 14 февраля по 12 апреля работниками банков и торговых точек изъято из оборота 86 липовых 25-рублевых купюр. Оставалось взять на вооружение версию, что шайка работает в этом регионе.

Баранов сделал множество изобретений, которые предлагал предприятиям, но они, как правило, оставались невостребованными. Это подтолкнуло Виктора к изготовлению денег, дабы самоутвердиться и иметь средства для финансирования собственных изобретений.

Подробнее о истории Виктора Баранова Вы можете узнать из документального фильма «Фальшивомонетчики. Гении и злодеи» .

Виктор Баранов мог бы стать знаменитым изобретателем, но его идеи были никому не нужны. И он стал самым знаменитым в СССР фальшивомонетчиком.

Жизнь Виктора Ивановича Баранова – советского «фальшивомонетчика № 1» могла бы сложиться совершенно иначе, если бы страна нашла применение его таланту.
12 апреля 1977 года. Черкесск. Колхозный рынок. Продавец-адыгеец только что сообщил милиционерам, как несколько минут назад к нему обратился покупатель с просьбой разменять двадцатипятирублевые бумажки. Торговцев просили же обращать внимание, если кто-то будет предлагать на рынке четвертные или полтинники? Вот он и обратил. Да, конечно, он покажет покупателя. Вот тот - с портфелем.
Документы у подозрительного покупателя оказались в порядке: Виктор Иванович Баранов, житель Ставрополя. Но уж как у него оказалось в порядке с наличными деньгами, милиционерам и не мечталось. В портфеле у Виктора Ивановича лежали 1925 рублей четвертными билетами. Эти 77 банкнот стали для Баранова тем же, чем 33 утюга для профессора Плейшнера, - знаком провала.
- Так кто вы такой? - спросил его следователь, когда милиция доставила владельца подозрительных денег в отделение.
- Я фальшивомонетчик, - ответил король фальшивомонетчиков.
«Когда привели к следователю, я сразу все осмотрел - хотел выброситься из окна. Но низко было, второй этаж. Если бы хоть четвертый...»
Мы сидим с Виктором Ивановичем Барановым в ставропольской чайной - здесь он обычно назначает людям встречи, поскольку маленькая квартира в общежитии, где кроме 64-летнего Баранова обитают его 32-летняя жена и наследник двух с половиной лет, мало подходит для встречи с журналистами.

Перед Виктором Ивановичем на столе выложены странные предметы: кирпич, приклеенная к стеклу щепка, бутылочка с надписью «Клей-паста «Восторг». Это последние изобретения Баранова. Но вначале мы просим рассказать главную историю - о том, как он стал самым известным фальшивомонетчиком СССР.

СЛИШКОМ ХОРОШИЕ ПОДДЕЛКИ

С точки зрения правоохранительных органов, эта история началась в середине 70-х. К 1977 году в 76 регионах СССР, от Вильнюса до Ташкента, было выявлено 46 фальшивых купюр пятидесятирублевого номинала и 415 - двадцатипятирублевого, имевших, по заключению экспертов, единый источник происхождения. Исключительно высокое качество подделок заставило контрразведку подозревать ЦРУ, которое, конечно, легко могло печатать рубли фабричным способом в , а затем через агентуру распространять в СССР. Наряду со шпионской проверялась и традиционная версия - предполагали, что фальшивомонетчики получили технологии прямо из Гознака. Более пятисот сотрудников предприятия почти год находились под круглосуточным наблюдением КГБ, пока повторная экспертиза не установила, что Гознак здесь ни при чем - просто кто-то в стране слишком хорошо разбирается в процессе печати денег.
Контрразведка с сожалением оставила идею разыскать в СССР американских сеятелей, разбрасывающих ассигнации, и КГБ с МВД сосредоточились на поисках группы фальшивомонетчиков внутри страны.

Постепенно удалось определить, что на юге России высококачественные подделки появляются чаще, чем в других регионах. Затем круг поисков сузился до Ставрополья, где за три месяца 1977 года было выявлено сразу 86 поддельных двадцатипятирублевок. И наконец, благодаря бдительности продавца-адыгейца был схвачен первый, как считали силовики, член преступной группировки.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВИНЫ

«Я для себя давно решил, - рассказывает Баранов, - если поймают, то не буду крутить-вертеть. Я милиции никогда не врал». Милиция об этом тогда, правда, не знала и считала Виктора Ивановича курьером фальшивомонетчиков, который решил взять всю вину на себя, чтобы выгородить сообщников. Потому что не может один человек изготавливать фальшивые деньги такого безупречного качества!
«В Ставрополь меня везли как генерала, - вспоминает Баранов. - Впереди ехали две машины ГАИ с мигалками».
Там он сразу повел милицию в свой сарай, где при обыске были обнаружены компактная типография, пачки напечатанных денег и пять тетрадей с описанием многолетних исследований. В тот же день на стол министру МВД Щелокову лег доклад, и уже на следующее утро в Ставрополь вылетела группа московских экспертов.

Во время следственного эксперимента Виктор Иванович на глазах у высоких гостей создал на бумаге водяные знаки, прокатал высокую и глубокую печать, обрезал лист и нумератором нанес казначейский номер. К концу представления скептиков в помещении уже не оставалось. Все поверили в чудо и в то, что волшебнику надо вкатать приличный срок.

После чего по решению Главного следственного управления МВД СССР к уголовному делу № 193 по факту обнаружения поддельных денежных билетов двадцатипятирублевого достоинства, с чего все начиналось, было приобщено еще сто аналогичных дел. К расстрелу в СССР приговаривали и за меньшие преступления.

ХУДОЖНИКА ОБИДЕТЬ МОЖЕТ КАЖДЫЙ

С точки зрения Виктора Ивановича Баранова, история эта началась в детстве, когда он в первый раз с восхищением рассматривал ассигнации царской России. «Во мне ведь течет кровь художника, - объясняет Виктор Иванович. - Мой дядя, сгоревший на фронте в танке, был художником. И я до армии рисовал картины - «Аленушку», «Три охотника», выезжал на пленэр, рисовал с натуры». Но не так страшен был для Гознака художественный талант Баранова, как его талант к изобретениям. До того как взяться за деньги, он уже пытался предложить Комитету по изобретениям при Совете министров СССР изящное решение проблемы сортировки картофеля. Ему отказали под предлогом неправильного заполнения формуляра. Затем он пытался внедрить на винзаводе складывающиеся ящики для перевозки стеклотары, но главный инженер прямо заявил изобретателю: «Мне это не надо. И тебе не надо». Потом Баранов придумал одноколесный автомобиль, на постройку которого, по его подсчетам, нужно было 30 000 рублей. По другим его подсчетам выходило, что такую сумму ему пришлось бы собирать до старости. Если, конечно, не начать их печатать самому. «Я был уверен, что у меня не получится. Но все-таки решил попробовать». Так все и началось. Мы поинтересовались у Баранова, стал бы он делать деньги, если бы государство сразу оценило его изобретения. «Если б сразу поддержали - возможно, и не стал бы», - без особой уверенности ответил он.

ОДИН ЗА ВСЕХ


Путь к высокому званию короля советских фальшивомонетчиков Виктор Иванович начал с того, что обмакнул пятак в чернила и приложил к бумаге. Это было в 1965 году. Поразмыслив над получившимся оттиском, он отправился в краевую библиотеку им. М. Ю. Лермонтова, думая найти там интересующие его книги по полиграфии. Ни там, ни в букинистических магазинах, ни в разговорах с сотрудниками типографии газеты «Ставропольская правда» тайных знаний монетного двора Баранов, увы, не приобрел. И тогда Виктор Иванович взял отпуск и полетел в Москву.
В те времена Библиотека им. Ленина гостеприимно открывала двери любому советскому гражданину, стремившемуся к знаниям, и очень скоро Баранов уже конспектировал книги по полиграфии. Книг было много, времени мало, поэтому гость столицы украл несколько раритетных изданий. «Не утерпел, грешный, - объясняет Виктор Иванович свой аморальный поступок. - Это было единственное в моей жизни воровство». Затем он отправился по букинистическим и обогатился книгами немецкого автора Гинакса «Основы современной цинкографии», работника Госзнакоиздата Крылова «Изготовление клише» 1921 года выпуска и «Основы репродукционной техники» Шульца. С этими драгоценными находками Баранов и вернулся домой.

Изучив литературу, Баранов понял, что придется досконально овладеть почти 20 специальностями. По сути, задача была невыполнимая: он должен был повторить в одиночку то, что создавало целое производство, имевшее в своем распоряжении засекреченные технологии, труднодоступные материалы и уникальные человеческие ресурсы. Но Баранов почему-то не придал этому значения - заперся в сарае и занялся экспериментами.

Четыре года ему понадобилось, чтобы научиться делать водяные знаки и бумагу нужного качества, два с половиной - чтобы сделать краску для глубокой печати, год ушел на краску для высокой печати. Детали для оборудования он по частям заказывал умельцам на разных ставропольских заводах. Химреактивы покупал с рук на трансформаторном заводе. За годы экспериментов в сарае он изучил травильные и фотоработы, освоил копирование на альбумине, желатине, ПВА и ПВС, научился делать деревянные и резиновые клише. Этим занимался Баранов-технарь. Баранов-художник занимался воспроизведением защитной сетки на купюрах - причудливых орнаментов, наложенных друг на друга (результат хитроумного труда художников, граверов и мастеров-гильоширов Гознака). Для стороннего глаза они выглядели блеклыми разводами, но Баранов слой за слоем «разобрал» защитную сетку, с удивлением обнаруживая изображения львиных морд и мифических животных. «На мне несколько рубашек просто сгнило за эти 12 лет поисков», - рассказывает король фальшивомонетчиков. - Я мог просидеть в сарае и день, и два». Он уволился из шоферов крайкома и перешел работать пожарником, чтобы дежурить сутки через трое.

У Баранова не было друзей, ведь друзья любят наведываться без стука. Для подозрительных соседей он регулярно устраивал «день открытых дверей». Любопытным старухам, заглянувшим в мастерскую, открывался вид на слесарный станок, увеличитель и бачки для проявки - все самое интересное Баранов прятал в разобранном виде под стеллажами. Только подозрительный сосед-охотник продолжал считать, что Баранов ночью льет в сарае дробь.

Наконец в 1976 году, отпечатав очередной образец пятидесятирублевки, он не смог найти в ней отличий от настоящего полтинника. Подделку выдавал только на водяном знаке. «Я его лет на пятнадцать сделал моложе, - объясняет Баранов. - Старый не нравился». Можно было начинать обогащаться. Но, как ни странно, Баранов не бросился печатать чемоданы денег. Даже милиция признает, что Баранов использовал свой денежный станок очень скромно. Единственным серьезным приобретением за все эти годы стал автомобиль. И то, по словам Виктора Ивановича, вся сумма была выплачена им из честных трудовых сбережений. «В рестораны я не ходил, не курил, не пил, девчат у меня не было. И телевизора не было, был только маленький холодильник. Мне не нужно было - я занимался работой». Все деньги уходили на изготовление нового оборудования. Родным поддельные купюры он не давал. «Жена однажды спросила, откуда деньги, - вспоминает Баранов. - Я сказал, что предлагаю свои изобретения заводам. Жене я много денег не давал - 25, 30, 50 рублей».

Параллельно с изучением монетного дела Баранов наблюдал за поведением продавцов на рынках, чтобы понять, как «ходят деньги». Например, торговцы рыбой всегда берут купюры мокрыми руками, у торговцев мясом руки часто бывают в крови. Кавказцы охотно берут новые хрустящие купюры. В результате Баранов пристроил 70 полтинников, после чего решил с ними завязать. Надоели фантики.

ОПЯТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ

Король фальшивомонетчиков решил замахнуться на четвертной - самый защищенный и самый, по мнению Баранова, красивый казначейский билет СССР. «Если б рубль был самый защищенный, я бы рубль сделал», - говорит Виктор Иванович, и мы ему верим. Не жадность погубила короля фальшивомонетчиков, а гордыня.

По уже знакомой технологии он мастерски воссоздал купюру и, напечатав достаточное количество денег (по предположениям милиции, около 5000 рублей), отправился сбывать их в Крым. И тут случился казус. Купив в Симферополе на улице у какой-то бабушки помидоры, он пошел к телефонной будке звонить, забыв портфель с деньгами. Уже отойдя на приличное расстояние, он понял, что произошло, и бросился назад. Но ни бабушки, ни тем более портфеля на месте не оказалось. Таким образом торговля помидорами принесла в тот день шустрой жительнице Симферополя 5000 рублей чистого навара. А убитый горем Баранов отправился назад в Ставрополь запускать станок по новой.
Именно при создании новой партии четвертных маэстро допустил роковую оплошность. Закрепляя клише для создания защитной сетки, Баранов не обратил внимания на то, что клише перевернуто. В результате, отпечатав деньги, он обнаружил, что в месте, где у волны должен быть подъем, оказался спуск. Посчитав, что этого никто не заметит, он решил не браковать партию. Однако в одном из банков, куда в конце концов попала такая купюра, зоркий кассир разницу заметил и поднял тревогу. С этого момента, как пишут в триллерах, жить на свободе Баранову оставалось считанные месяцы.

АРЕСТ БАРАНОВА

«К моменту ареста у меня было разобрано все оборудование, - рассказывает он. - Собирался проехать по прудам и озерам и разбросать его там по частям. Не выкинул только потому, что апрель, грязь, не проедешь. И слава богу. А то пришлось бы водолазам искать эти части на дне водоемов».

Из Ставропольского СИЗО Баранова перевезли в Москву, в Бутырку. Ежедневно его навещали специалисты, которым он в течение двенадцати следственных экспериментов демонстрировал победу человеческого разума над Гознаком.

Технолог Гознака писал в своем заключении: «Изготовленные Барановым В. И. поддельные денежные билеты достоинством 25 и 50 рублей внешне близки к подлинным купюрам и трудно опознаваемы в обращении. Именно поэтому данная подделка являлась очень опасной и могла вызвать недоверие населения к подлинным денежным знакам».

Виктор Иванович охотно делился своими наработками. Двенадцать лет он таился, и вот наконец появились люди, способные оценить его талант и титанический труд. Король фальшивомонетчиков с радостью выдал рецепт своего раствора, травившего медь в несколько раз быстрее, чем это делалось в Гознаке (под именем «барановского растворителя» он использовался в производстве следующие 15 лет). Для министра МВД Щелокова Баранов на десяти листах изложил рекомендации по улучшению защиты рублей от подделок... Наверное, еще много чего полезного сообщил Виктор Иванович компетентным органам, если учесть, что расстрельную статью ему заменили колонией, при этом дали на три года меньше максимального срока. «Мало денег напечатал, - предлагает свое объяснение гуманности суда Баранов. - А то расстреляли бы. Но знаете, что я вам скажу: лучше бы расстреляли. Я бы не мучился одиннадцать лет, когда руки трясутся от голода, снег, мокрые ноги и десять машин с бетоном, которые надо перекидать лопатой. Каждый день». На самом деле напечатал Баранов немало - порядка 30 000 рублей, но лишь малую толику этих денег он пустил в оборот, большая часть так и оставалась в сарае.

Срок Баранов отбывал в колонии особого режима Димитровграда Ульяновской области. Как настоящий пассионарий, он проявил свои таланты и там: «Я в газету писал. Выиграл однажды в конкурсе на лучшую статью по всем ИТК. Мне тогда прислали премию - 10 рублей. И был я режиссером - возглавлял самодеятельность. Хор у нас был триста с лишним человек, первые места семь лет подряд занимали». Декорации для своих постановок, будь то пулемет «Максим» или герб СССР, мигающий лампочками в такт декламируемым стихам, Баранов тоже делал сам.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ КОЛЕСА И КЛЕЯ

Вернувшись после заключения в 1990 году в Ставрополь, Баранов снова принялся за изобретательство. «Смысл жизни человека - творческий труд, - считает он, отмахав 11 лет кайлом. - Что мне было дано, я реализовал, пусть даже пришлось вынести много страданий и отсидеть».

У него по-прежнему не было друзей, первая жена развелась с ним на девятом году заключения, оставалось только изобретать. На заводе «Аналог», куда он вскоре устроился, Баранов предложил новый метод наращивания никелевой сетки в батарейках. «Мне сказали тогда: «Да кто ты такой? Тут специалисты из Германии приезжали, ничего нового не придумали!» А я им пообещал, что они мне еще коньяк поставят. Так и вышло».

Потом Баранов открыл фирму «Франза» по выпуску духов. Сделал шесть бочек парфюмов по 200 литров каждая. Но через несколько лет фирма закрылась, не выдержав конкуренции с валом дешевой зарубежной парфюмерии. «Коробочки у них были красивые, а внутри - туфта».

Затем последовала череда новых изобретений: керамическая автомобильная краска, устойчивая к кислотам и щелочам, мебель из бумажных отходов, мебельный лак на водяной основе, клей-паста, легкий кирпич, лечебный бальзам. Кое-что из изобретений удавалось пристроить, за что-то получить авторские отчисления... Так и живет сегодня Виктор Иванович - в общежитии с молодой женой и ребенком. Скромно, зато с надеждой на признание.

Подождите, - говорим мы. - А где же легендарный одноколесный автомобиль? Покажите, как он выглядит.
- Это тайна, - отвечает Баранов. - Тай-на! Колесо одно, выше человеческого роста, там могут сидеть и два, и четыре человека. Топливо обычное. И еще есть одно специальное устройство.
Подробностей выведать не удалось.
- Я вот о чем хотел с вами поговорить. - Виктор Иванович серьезно смотрит на нас. - Может, привлечь вас к моему самому последнему изобретению? В универмагах выносят вещи и продукты. Магазины несут колоссальные убытки. Есть системы с магнитами, которые звякают, но их легко можно обмануть. С моей системой уже ничего вынести не смогут. Для начала нужно 300 000 рублей. Вы даете деньги, мы патентуем систему и подписываем документы.

Японские инвесторы и скучающие миллионеры! Адрес гения в редакции. Прибыль вам обеспечит изобретение, а славу - журнал MAXIM. Мы верим в талант Баранова, верьте и вы. Бездарностям не посвящают стенд в музее МВД. Второй, между прочим, по величине. Больше только у Чикатило.