Подлинная история шрека. История прообраза Шрека — борца Мориса Тийе

Челябинские мужики настолько суровые, что один из них стал прототипом Шрека. Звание родины этого выдающегося человека приписывают себе и Франция, и Америка, но всё-таки родился Морис Тийе у нас.

Все наперебой желают им гордиться, что и неудивительно – Морис Тийе был чемпионом мира по борьбе, имел прекрасное инженерное образование, говорил на 14 языках и обладал великолепной харизмой.

Морис Тийе – личность историческая. Нет сомнений, что его современник Уильям Стейг, автор Шрека, рисовал своего обаятельного огра именно с него.

Шрек и Морис Тийе – найдите отличие.

Подсказка: у мультипликационного Шрека уши трубочкой, а у Тиллета обыкновенные, хоть и поломанные, человеческие уши. В остальном всё один в один.

Maurice Tillet родился на Урале в семье этнических французов. Отец его был железнодорожным инженером, мать – учительницей. В 1917-м году семья Тийе, спасаясь от большевиков, репатриировалась во Францию. Морису было в этот момент 14 лет.

Трудно поверить, но в детстве Морис имел такое хорошенькое кукольное личико, что друзья-гимназисты даже прозвали его Ангелом. Однако в 17 лет у него начали вдруг опухать руки, ноги и голова. Доктор осмотрел юношу и сообщил, что это симптомы акромегалии – нарушения работы гипофиза, которое проявляется обычно после завершения роста организма.

Морис успел послужить во французских военно-морских силах и поработать инженером, пока в возрасте 34-х лет не познакомился с профессиональным борцом Карлом Пожеллой. Карл при первом же взгляде на Тийе понял, что надо вовлечь этого колоритного человека в свой бизнес. Что он с блеском и проделал - не прошло и трёх лет, как Морис Тийе стал чемпионом мира по борьбе.

Был ли Морис Тийе на самом деле выдающимся борцом или его чемпионство стало удачной проделкой антрепренёров – вопрос сложный, но это и не важно. Сейчас бы этот вид спорта скорее назвали рестлингом.

Интересно, что он стал чемпионом немедленно после того, как получил американское гражданство. Вот Шрек присягает на верность народу США.

На протяжении 19-месяцев подряд Тийе ездил в турне по всему миру, как непобедимый и ужасный чемпион борцовского ковра. У него были эффектные прозвища – Людоед Арены и Французский Ангел.

Он был очень популярен, и у него немедленно появились эпигоны – борцы с прозвищами Русский Ангел, Шведский Ангел и так далее. Общим счётом Ангелов на цирковом борцовском ковре стало десять. Но сравниться с Тийе ни в звероподобии, ни в обаянии они не могли.

Друг Мориса, скульптор Луи Линк, сделал его большой скульптурный портрет, и этот бюст до сих пор украшает холл Международного института хирургии в Чикаго.

Обаяние Тийе так велико, что даже сейчас, более, чем через полвека после того, как он покинул наш мир, люди его любят и помнят, и его образ кого-то вдохновляет настолько, что люди делают татуировки в виде его портрета.

А вы знаете, что прототипом популярного мультипликационного персонажа Шрека был реальный… нет не огр, а человек, да к тому же еще и наш с вами соотечественник, которого звали Морис Тийе (Maurice Tillet). Услышав это имя читатель, наверное спросит — «ну какой же это русский?» , заподозрив автора в некотором лукавстве, и тем не менее это действительно так.

23 октября 1903 года в одной обрусевшей французской семье, проживающей на Урале родился мальчик, которого за красивое ангелоподобное личико родители прозвали «Ангелом», а официально нарекли Морисом по фамилии Тийе. Отец его был железнодорожным инженером, переехавшим в далекую Россию ради выгодного контракта, а мать – школьной учительницей.

В 1917-м году семья Тийе, спасаясь от революции, переехала во Францию. Морису было в этот момент 14 лет. Примерно в это же время у парня началось опухание ступней, рук и головы, а в 19 лет у него диагностировали акромегалию. Это заболевание, которое вызывается доброкачественной опухолью на гипофизе, в результате которой кости человека разрастаются и утолщаются, особенно в лицевой части.

При росте в 170 см вес Мориса Тийе составлял 122 кг.

К своей внешности Тийе относился философски и с юмором.


В юности ему было гораздо сложнее адаптироваться в социуме, но с возрастом он понял, как превратить свои недостатки в преимущества.

«Сверстники обзывали меня обезьяной, и я очень расстраивался. Кому понравится такое? Чтобы скрыться от насмешек, я часто уходил на пристань и все свободное время проводил возле воды. Людям, которые жили там, было совершенно безразлично, как я выгляжу»

Несмотря на прогрессирующую болезнь Морис старался жить полной жизнью. Он учился в университете на юриста, успешно играл в Рэгби и строил планы на жизнь. Однако, из-за начавшихся проблем с голосовыми связками, учебу пришлось бросить и неунывающий юноша пошел служить во флот, где освоил инженерную специальность.

«Может, с таким лицом я и смог бы стать адвокатом, но мой голос, похожий на ослиный рев, просто невозможно слушать, поэтому я пошел в ВМС»

Возможно со временем он сделал бы хорошую военную карьеру, но судьба опять совершила крутой поворот. В 1937 году будучи в отпуске в Сингапуре, Морис случайно знакомится с профессиональным рестлером Карлом Поджэлло, который оценив внешние данные парня, убедил его заняться профессиональным рэстлингом, а позднее стал промоутером Тийе и близким другом.


Следующие два года Морис Тийе тренировался и проводил бои во Франции и Англии, а позднее переехал США, где сразу же привлек внимание и в короткий срок стал местной знаменитостью, выступая под псевдонимом «Французский ангел» и завоевав несколько чемпионских титулов в различных версиях чемпионата мира по рэстлингу.

Однако не будем зацикливаться только на спортивных достижениях Тийе, у знаменитого рэстлера была масса других талантов. Он прекрасно играл в шахматы, снимался в кино, свободно разговарил на 14 языках и имел отличное чувство юмора. Морис с удовольствием позировал для палеонтолического музея рядом с экспонатами неандертальцев, внешнее сходство с которыми его очень забавляло.


Со временем дали о себе знать проблемы со здоровьем, постоянные головные боли, чрезмерная утомляемость, ослабление зрения и - это лишь то немногое, что характерно для акромегалии, и, конечно, профессиональный рестлинг внес свои коррективы - у Мориса появились серьезные проблемы с сердцем. Не смотря на это Морис продолжал выступать вплоть до 1953 года, после чего оставил большой спорт.


Карл Паджэлло, лучший друг и промоутер Мориса Тийе, скончался от рака 4 сентября 1954, в этот же самый день Тийе умер от сердечного приступа, не сумев пережить потерю близкого товарища. На их общей могиле установлен памятник:

«И смерть не в силах разлучить друзей».

Они оба похоронены на Литовском национальном кладбище в городе Джастис, округ Кук, штат Иллинойс, в двадцати милях от Чикаго.

А спустя почти пол века на экраны вышел знаменитый мультфильм «Шрек», главный персонаж корого, огр по имени Шрек, очень напоминает Мориса Тийе, как по внешнему виду, так и по доброму нраву! Тем не менее, не смотря на многочисленные вопросы по этому поводу, кинокомпания «Дримворкс» от официальных комментариев отказалась.

Страшный снаружи, но очень добрый внутри великан действительно существовал в первой половине XX века. И звали его Морис Тийе.

Детство

В детстве Морис был вполне нормальным ребенком. Родные даже звали его Ангелом за милое личико. Родился он 23 октября 1903 года на Урале в семье французов. Папа Мориса работал инженером на железной дороге, а мать была учительницей. Отец умер, когда мальчик был еще совсем маленьким. Потом в 1917 году в России стряслась революция, и они с матерью перебрались обратно на родину.

Из ангела в огры

Когда Тийе стукнуло 17 лет, он заметил, что у него опухают ступни, руки и голова. Через два года ему диагностировали акромегалию. Это довольно редкое заболевание, вызванное доброкачественной опухолью на гипофизе, в результате которой кости человека разрастаются и утолщаются. Так что Морис превратился в настоящего великана, а от ангельского облика не осталось и следа, во всяком случае внешне.

Переживать это было очень тяжело. «Сверстники обзывали меня обезьяной, и я очень расстраивался. Кому понравится такое? Чтобы скрыться от насмешек, я часто уходил на пристань и все свободное время проводил возле воды. Людям, которые жили там, было совершенно безразлично, как я выгляжу», - рассказывал Тийе много лет спустя.

Несмотря на жутковатую внешность, он был очень умным человеком. Он поступил в Тулузский университет на юридический факультет и вполне успешно там учился. Его мать преподавала иностранные языки, поэтому Морис изучал их уже с детства. Известно, что к сорока годам он прекрасно говорил на русском, французском, болгарском, английском и литовском языках. Также он хорошо играл в шахматы, писал стихи и рассказы. Так что недостатка в умственных способностях не было, но карьеру юриста все-таки пришлось оставить. Дело в том, что болезнь прогрессировала и давала осложнения на голосовые связки.

«Может, с таким лицом я и смог бы стать адвокатом, но мой голос, похожий на ослиный рев, просто невозможно слушать, поэтому я пошел в ВМС», — рассказывал Тийе.

Он прослужил во французских ВМС пять лет в качестве инженера.

Обладая добрым нравом и склонностью к позитивному мышлению, Морис к своей внешности относился достаточно легко и с юмором. Он даже позировал для палеонтологического музея рядом с экспонатами неандертальцев. Это внешнее сходство он находил забавным.

Реслинг

Когда ему было 34 года, в Сингапуре Морис познакомился с Карлом Поджэлло, который был профессиональным рестлером и быстро смекнул, что Тийе в этом деле ждет феерический успех. Они вместе отправились в Париж и начали тренировки.

Два года Морис Тийе выступал на рингах Франции и Англии, пока не началась Вторая мировая война, от которой друзья уехали в США.

В США рестлера ждал настоящий успех. Внешность у него была весьма примечательная, поэтому он привлекал огромные толпы на матчи, а «режиссеры» игр решили держать Тийе непобедимым. Уже в то время рестлинг был вполне себе постановочным видом боев. Так что он мог не проигрывать 19 месяцев подряд, пока не прискучил публике.

Сначала он выступал под прозвищем «Уродливый огр ринга», но потом было решено добавить драматизма, и Морис превратился во «Французского ангела».

Закат

Активная рестлерская карьера с переменным успехом продлилась до 1945 года, а потом акрогемалия снова внесла свои коррективы в жизнь Мориса. Здоровье ухудшалось, мучили головные боли, он быстро уставал, зрение ослабло. Профессиональный реслинг тоже дал о себе знать — появились проблемы с сердцем.

Ему больше не давали роли непобедимого в рестлерских боях. Последний бой прошел в Сингапуре в 1953 году. После этого Морис оставил профессиональный спорт.

Смерть

Вскоре его друг и промоутер Карл Паджэлло подхватил воспаление легких, которое закончилось осложнением в виде рака легких. Он скончался после долгой и мучительной болезни.

Это так потрясло Мориса Тийе, что спустя всего несколько часов после вести о смерти друга он сам скончался от сердечного приступа.

Их похоронили рядышком на Литовском национальном кладбище в городе Джастис в штате Иллинойс.

Имя Морис Тилле вам, наверное, ничего не скажет. Зато вы наверняка видели его лицо. Это лицо Шрека. Сложно поверить, но Шрек имеет вполне реального прототипа. И прототип этот - личность выдающаяся.

Итак, знакомимся: Морис Тилле! Он родился 23 октября 1903 года в горах Урала. Более точные данные, к сожалению, отсутствуют. Родителями его были французы. Мать работала учительницей, а отец инженером на железной дороге. Отец Тилле умер, когда Морис был еще ребенком. В детстве и юности Тилле был необычайно красив. Он даже получил прозвище «Ангел» из-за своего прекрасного лица. Револючия 1917 года заставила семью Тилле покинуть Россию и поселиться в городе Реймс во Франции. В возрасте семнадцати лет Тиле заметил, что его руки, ноги и голова начали менять свою форму. Посещение врача принесло страшный диагноз – акромегалия. Обычно эта болезнь вызывается доброкачественной опухолью на гипофизе. Выражается она в чрезмерно быстром росте и утолщении костей. Тиле был прекрасно образован, в частности владел четырнадцатью языками, и мечтал стать адвокатом. Однако болезнь не позволила осуществить эти планы. Тилле пять лет отслужил инженером на французском флоте. В феврале 1937 года в Сингапуре Тилле познакомился с Карлом Поджелло. Поджелло был профессиональным борцом – рестлером. Он убедил Мориса попробовать себя на поприще профессиональной борьбы. Тилле и Поджелло переехали в Париж. Два года Морис выступал на профессиональных подмостках Франции и Англии. В 1939 году, из-за начавшейся Второй мировой войны, Тилле покинул Европу и обосновался в Соединенных Штатах. В 1940 году глава американской Ассоциацией Профессиональных Борцов, находящейся в Бостоне, Пол Боусер выдвинул Тилле, под псевдонимом «Французский Ангел», в качестве кандидата на чемпионский титул. Тилле произвел абсолютный фурор. Он был признан непобедимым и удерживал титул в течение девятнадцати месяцев. Тилле выиграл бостонскую версию Мирового Чемпионата Борцов Тяжелого веса в мае 1940 года, и удерживал звание его до мая 1942. В начале 1942 года он также победил на монреальском Мировом Чемпионате Борцов Тяжелого веса. В 1944 году, на непродолжительное время, Тилле удалось вернуть себе бостонский титул. В результате успеха Тилле появился десяток имитаторов. Это были: Тони Анджело (Российский Ангел); Супер шведский Ангел, Джек Руш (канадский Ангел), Владислав Тулин (польский Ангел), Стэн Пинто (чешский Ангел), Клайв Уэлш (ирландский Ангел), Джек Фальк (Золотой Ангел), Хиль Герреро (Темнокожий Ангел), и Джин Нобл (леди Ангел). На профессиональном ринге Тилле несколько раз встречался только со «Шведским Ангелом» Тором Джонсоном. К 1945 году здоровье Тилле пошатнулось, он больше не был «Непобедимым». В своем последнем бою на соревнованиях в Сингапуре он проиграл Берту Ассирати. Последний бой Тилле состоялся 14 февраля 1953 года. В 1950 году чикагский скульптором Луи Линком, по просьбе Тилле, сделал несколько масок с его лица. Одна из них хранится в Международном Музее Хирургической Науки в Чикаго. Тилле скончался 4 сентября 1954, во Франции, от болезни сердца. Тело его покоится на литовском Национальном кладбище (округ Кук, штат Иллинойс). И антропометрические данные Тиле: при росте 1,7 метра он весил 122 килограмма.

, Российская Империя

Морис Тийе был очень набожным католиком в 1947 году он удостоился аудиенции Папы Римского, и был единственным рестлером за всю историю, которому выпала такая честь. Во многом благодаря матери, которая всю жизнь преподавала иностранные языки в католической школе, куда ходил и Морис, к середине 1942 года Тийе свободно говорил на русском, французском, болгарском, английском и литовском языках. По некоторым данным за всю жизнь он выучил около 14 языков.

Морис несколько раз упоминал, что провел детство в Санкт-Петербурге. Предположительно, делал он это только потому, что американцам так было проще понять откуда он родом и где провел большую часть своего детства. Карл Поджэлло как-то сказал, что пока отец Мориса был жив, по долгу службы он часто ездил в командировки, а вместе с ним путешествовала и его семья, вероятно, именно поэтому Тийе много времени и провел в Петербурге.

К своей внешности Тийе относился философски и с юмором. В юности ему было гораздо сложнее адаптироваться в социуме, но с возрастом он понял, как превратить свои недостатки в преимущества.

«Сверстники обзывали меня обезьяной, и я очень расстраивался. Кому понравится такое? Чтобы скрыться от насмешек, я часто уходил на пристань и все свободное время проводил возле воды. Людям, которые жили там, было совершенно безразлично, как я выгляжу», написали в журнале Look Magazine 25 Апреля 1950 года.

Однажды он даже позировал для палеонтологического музея рядом с экспонатами неандертальцев, внешнее сходство с которыми его очень забавляло.

Профессиональная карьера

В результате успеха, у него появились подражатели-ангелы, такие как Тони Энжело («Русский ангел»), «Шведский супер ангел», Джек Раш («Канадский Ангел»), Владислав Тулин («Польский ангел»), Стэн Пинто («Чешский ангел»), Клайв Уэлш («Ирландский ангел»), Джек Фолк («Золотой ангел»), Джил Гуэрро («Черный ангел») и Джин Ноубл («Дама ангел»). Тийе несколько раз соперничал с Тор Джонсоном, которого рекламировали под псевдонимом «Шведский ангел».

К 1945 году у Тийе начало ухудшаться здоровье, и он больше не выступал в роли «непобедимого», постоянные головные боли, чрезмерная утомляемость, ослабление зрения и - это лишь то немногое, что характерно для акромегалии, и, конечно, профессиональный рестлинг внес свои коррективы - у Мориса появились серьезные проблемы с сердцем. В своем последнем матче, прошедшем 14 февраля 1953 года в Сингапуре, он проиграл Берту Ассирати.

В 1950 году чикагский скульптор Луис Линк подружился с Тийе и создал ряд гипсовых бюстов в качестве напоминания о его рестлерской карьере. Один из бюстов хранится в чикагском Международном музее научной хирургии.

Другой бюст под названием «Ангел» выставлен в музее York Barbell. Два других бюста хранились в частной коллекции, но в 2006 году были переданы в дар музею.

Смерть

Карл Паджэлло, лучший друг и промоутер Мориса Тийе, скончался от рака 4 сентября 1954, в этот же день 4 сентября 1954 года Тийе умер от сердечного приступа, не сумев пережить потерю близкого товарища. На их общей могиле установлен памятник: «И смерть не в силах разлучить друзей». Они оба похоронены на Литовском национальном кладбище в городе Джастис, округ Кук, штат Иллинойс, в двадцати милях от Чикаго .

Рестлинг

  • Добивающие удары
    • Удар ладонью
  • Коронные приемы
    • Медвежьи объятия

Достижения

Напишите отзыв о статье "Тийе, Морис"

Литература

  • Parker, Mike. The World’s Most Fantastic Freaks (1983). ISBN 0-7064-2145-0 .

Примечания

Ссылки

  • , J. Tithonus Pednaud

Отрывок, характеризующий Тийе, Морис

– Отчего же вы не пришли к семи часам утра? Вам надо было притти в семь часов утра, – улыбаясь сказал Билибин, – надо было притти в семь часов утра.
– Отчего вы не внушили Бонапарту дипломатическим путем, что ему лучше оставить Геную? – тем же тоном сказал князь Андрей.
– Я знаю, – перебил Билибин, – вы думаете, что очень легко брать маршалов, сидя на диване перед камином. Это правда, а всё таки, зачем вы его не взяли? И не удивляйтесь, что не только военный министр, но и августейший император и король Франц не будут очень осчастливлены вашей победой; да и я, несчастный секретарь русского посольства, не чувствую никакой потребности в знак радости дать моему Францу талер и отпустить его с своей Liebchen [милой] на Пратер… Правда, здесь нет Пратера.
Он посмотрел прямо на князя Андрея и вдруг спустил собранную кожу со лба.
– Теперь мой черед спросить вас «отчего», мой милый, – сказал Болконский. – Я вам признаюсь, что не понимаю, может быть, тут есть дипломатические тонкости выше моего слабого ума, но я не понимаю: Мак теряет целую армию, эрцгерцог Фердинанд и эрцгерцог Карл не дают никаких признаков жизни и делают ошибки за ошибками, наконец, один Кутузов одерживает действительную победу, уничтожает charme [очарование] французов, и военный министр не интересуется даже знать подробности.
– Именно от этого, мой милый. Voyez vous, mon cher: [Видите ли, мой милый:] ура! за царя, за Русь, за веру! Tout ca est bel et bon, [все это прекрасно и хорошо,] но что нам, я говорю – австрийскому двору, за дело до ваших побед? Привезите вы нам свое хорошенькое известие о победе эрцгерцога Карла или Фердинанда – un archiduc vaut l"autre, [один эрцгерцог стоит другого,] как вам известно – хоть над ротой пожарной команды Бонапарте, это другое дело, мы прогремим в пушки. А то это, как нарочно, может только дразнить нас. Эрцгерцог Карл ничего не делает, эрцгерцог Фердинанд покрывается позором. Вену вы бросаете, не защищаете больше, comme si vous nous disiez: [как если бы вы нам сказали:] с нами Бог, а Бог с вами, с вашей столицей. Один генерал, которого мы все любили, Шмит: вы его подводите под пулю и поздравляете нас с победой!… Согласитесь, что раздразнительнее того известия, которое вы привозите, нельзя придумать. C"est comme un fait expres, comme un fait expres. [Это как нарочно, как нарочно.] Кроме того, ну, одержи вы точно блестящую победу, одержи победу даже эрцгерцог Карл, что ж бы это переменило в общем ходе дел? Теперь уж поздно, когда Вена занята французскими войсками.
– Как занята? Вена занята?
– Не только занята, но Бонапарте в Шенбрунне, а граф, наш милый граф Врбна отправляется к нему за приказаниями.
Болконский после усталости и впечатлений путешествия, приема и в особенности после обеда чувствовал, что он не понимает всего значения слов, которые он слышал.
– Нынче утром был здесь граф Лихтенфельс, – продолжал Билибин, – и показывал мне письмо, в котором подробно описан парад французов в Вене. Le prince Murat et tout le tremblement… [Принц Мюрат и все такое…] Вы видите, что ваша победа не очень то радостна, и что вы не можете быть приняты как спаситель…
– Право, для меня всё равно, совершенно всё равно! – сказал князь Андрей, начиная понимать,что известие его о сражении под Кремсом действительно имело мало важности ввиду таких событий, как занятие столицы Австрии. – Как же Вена взята? А мост и знаменитый tete de pont, [мостовое укрепление,] и князь Ауэрсперг? У нас были слухи, что князь Ауэрсперг защищает Вену, – сказал он.
– Князь Ауэрсперг стоит на этой, на нашей, стороне и защищает нас; я думаю, очень плохо защищает, но всё таки защищает. А Вена на той стороне. Нет, мост еще не взят и, надеюсь, не будет взят, потому что он минирован, и его велено взорвать. В противном случае мы были бы давно в горах Богемии, и вы с вашею армией провели бы дурную четверть часа между двух огней.
– Но это всё таки не значит, чтобы кампания была кончена, – сказал князь Андрей.
– А я думаю, что кончена. И так думают большие колпаки здесь, но не смеют сказать этого. Будет то, что я говорил в начале кампании, что не ваша echauffouree de Durenstein, [дюренштейнская стычка,] вообще не порох решит дело, а те, кто его выдумали, – сказал Билибин, повторяя одно из своих mots [словечек], распуская кожу на лбу и приостанавливаясь. – Вопрос только в том, что скажет берлинское свидание императора Александра с прусским королем. Ежели Пруссия вступит в союз, on forcera la main a l"Autriche, [принудят Австрию,] и будет война. Ежели же нет, то дело только в том, чтоб условиться, где составлять первоначальные статьи нового Саmро Formio. [Кампо Формио.]
– Но что за необычайная гениальность! – вдруг вскрикнул князь Андрей, сжимая свою маленькую руку и ударяя ею по столу. – И что за счастие этому человеку!
– Buonaparte? [Буонапарте?] – вопросительно сказал Билибин, морща лоб и этим давая чувствовать, что сейчас будет un mot [словечко]. – Bu onaparte? – сказал он, ударяя особенно на u . – Я думаю, однако, что теперь, когда он предписывает законы Австрии из Шенбрунна, il faut lui faire grace de l"u . [надо его избавить от и.] Я решительно делаю нововведение и называю его Bonaparte tout court [просто Бонапарт].
– Нет, без шуток, – сказал князь Андрей, – неужели вы думаете,что кампания кончена?
– Я вот что думаю. Австрия осталась в дурах, а она к этому не привыкла. И она отплатит. А в дурах она осталась оттого, что, во первых, провинции разорены (on dit, le православное est terrible pour le pillage), [говорят, что православное ужасно по части грабежей,] армия разбита, столица взята, и всё это pour les beaux yeux du [ради прекрасных глаз,] Сардинское величество. И потому – entre nous, mon cher [между нами, мой милый] – я чутьем слышу, что нас обманывают, я чутьем слышу сношения с Францией и проекты мира, тайного мира, отдельно заключенного.
– Это не может быть! – сказал князь Андрей, – это было бы слишком гадко.
– Qui vivra verra, [Поживем, увидим,] – сказал Билибин, распуская опять кожу в знак окончания разговора.
Когда князь Андрей пришел в приготовленную для него комнату и в чистом белье лег на пуховики и душистые гретые подушки, – он почувствовал, что то сражение, о котором он привез известие, было далеко, далеко от него. Прусский союз, измена Австрии, новое торжество Бонапарта, выход и парад, и прием императора Франца на завтра занимали его.
Он закрыл глаза, но в то же мгновение в ушах его затрещала канонада, пальба, стук колес экипажа, и вот опять спускаются с горы растянутые ниткой мушкатеры, и французы стреляют, и он чувствует, как содрогается его сердце, и он выезжает вперед рядом с Шмитом, и пули весело свистят вокруг него, и он испытывает то чувство удесятеренной радости жизни, какого он не испытывал с самого детства.