Правление династии мин в китае. Китайская династия Мин: основатель, годы правления, падение

ДИНАСТИЯ МИН

Династия Мин - одна из наиболее известных династий, с правлением которой связан значительный период многовековой китайской истории. Иероглиф «мин» в китайском языке означает «ясный», «светлый», «разумный». Даже те, кто никогда не интересовался историей Востока, хотя бы понаслышке знают о знаменитых на весь мир драгоценных вазах эпохи Мин. Однако вряд ли большинство читателей могут назвать имя хотя бы одного «минского» императора.

Императорская династия Мин не может похвастаться родоначальником-небожителем. Историкам достоверно известно, что ее основателем был человек из плоти и крови, более того, он даже не имел благородного происхождения. В прошлом буддийский монах, выходец из социальных низов, Чжу Юаньчжан, возглавил повстанческую армию во время крестьянского восстания, победа которого и положила начало новой династии. Начавшая это восстание секта Минцзяо проповедовала скорое пришествие восстановителя справедливости, Князя Света, Мин-вана. После захвата Пекина вождь повстанцев Чжу Юаньчжан провозгласил, что отныне Поднебесная будет называться Да Мин - Великая империя Света. Естественно, этим он хотел подчеркнуть, что император - тот самый Князь Света, о котором говорилось в пророчествах. Новая династия получила название Мин - Светлая.

Китайские летописи нередко упоминают Чжу Юаньчжан как жестокого правителя, однако обстановка, в которой ему приходилось действовать, требовала самых решительных, иногда жестоких действий. За короткое время минские войска изгнали с территории Китая монголов и завершили объединение страны. Однако окончательное избавление от власти монгольских феодалов и верных им местных властителей из окраинных провинций произошло лишь почти 20 лет спустя после основания династии Мин. Кроме того, существовала угроза нового вторжения монгольских ханов на территорию Китая. В пределах Поднебесной было неспокойно: чтобы захватить власть, Чжу Юаньчжану пришлось преодолевать сопротивление соперничавших группировок повстанцев, среди которых было немало могущественных феодалов.

Деятельность Чжу Юаньчжана сделала его весьма популярным среди малообеспеченных слоев населения. Прежде всего, как сказали бы сегодняшние политтехнологи, он себя удачно позиционировал. Новый император не скрывал, что он «простой человек с правого берега реки Хуанхэ», а главной своей задачей считал необходимость «охранять народ и привести его к благоденствию». Император часто посещал деревни, иногда сам пахал землю, приглашал во дворец уважаемых старцев и расспрашивал их о жизни крестьян. Ведь в Поднебесной эпохи Мин земледелие, пусть это не покажется странным, считалось наиболее почетным занятием. Крестьянам, в отличие от торговцев, разрешалось носить шелковую одежду, они пользовались всеобщим уважением.

Аграрная политика первого императора династии Мин сводилась к увеличению доли крестьянских дворов и усилению строгого контроля за распределением казенных земель. При нем осуществлялась раздача земли безземельным и малоземельным крестьянам, практиковалось переселение крестьян на пустующие земли, создание опекаемых казной военных и гражданских поселений. Было введено фиксированное налогообложение со сравнительно невысокими налогами, а некоторые категории дворов подчас вообще освобождались от налогов. «Лучшая политика заключается в заботе о народе, а забота о народе выражается в умеренных налогах», - говорил Чжу Юаньчжан. Отдельные указы первого императора династии Мин могут показаться утопическими. Но они вполне соответствовали духу времени и культуре Китая: «В каждой стодворке нужно выбрать старых, либо увечных, не способных работать людей и приказать мальчишкам водить их. Эти люди должны держать в руках деревянный колокольчик и выкрикивать слова, да так, чтобы народ слышал, произносимые ими слова, убеждающие людей быть добрыми и не нарушать законы. Эти слова таковы: будь послушен и покорен отцу и матери, почитай и уважай старших и высших, живи в мире и согласии с односельчанами, воспитывай детей и внуков, спокойно занимайся каждый своим делом, не совершай дурных поступков…»

Все эти меры в немалой степени способствовали тому, что к императорской власти стали относиться с уважением, а государство с каждым годом все более крепло. Сам бывший бедняк, Чжу Юаньчжан не доверял чиновникам - выходцам из помещичьей среды. По данным историков, за годы его правления более 10 тысяч чиновников были казнены за хищения и взяточничество. Впрочем, нельзя считать Чжу Юаньчжана идеальным правителем, ставившим нужды народа превыше собственных. Известно, что родственники императора получали во владение обширные уделы, в которых чувствовали себя практически независимыми. При жизни императора это служило гарантией их лояльности, но после его смерти стало причиной смуты и нового витка борьбы за власть.

В 1398 году, после смерти императора, на престол взошел его внук, Чжу Юнь-вэнь. Он попытался обуздать взбунтовавшиеся уделы и ликвидировать наиболее опасные из них, однако эта политика вызвала волну сопротивления. Властители уделов (ваны) не собирались расставаться ни с богатствами, ни с властью. В результате вспыхнула война центральной власти с мятежниками, получившая название Цзиннань (1399–1402). Победителем в борьбе за трон Поднебесной стал предводитель мятежников, один из сыновей Чжу Юаньчжана, Чжу Ди (1402–1424). В разных источниках встречаются различные имена китайских императоров, что объясняется довольно просто: во-первых, у каждого из них было по нескольку имен, причем настоящее произносить вслух запрещалось. А после смерти они получали еще одно - священное имя. Во избежание путаницы мы будем называть нового императора династии Мин Чэнцзу. Его политика во многом походила на политику отца, и ее идеологическое обоснование было таким: «Небо поставило государя, чтобы он заботился о народе… - говорилось в императорском указе. - Став императором, я думаю о том, чтобы довести народ до всеобщей радости… Если хоть один человек не получит того, что ему необходимо для жизни, то это будет моя вина…» Звучат эти слова крайне привлекательно, но не стоит забывать, что их пишет человек, развязавший гражданскую войну, в ходе которой развитие страны затормозилось… Однако надо отдать должное императору - он стремился (и небезуспешно) исправить положение: запретил все второстепенные работы и даже приказал сократить добычу золота и серебра, поскольку «народу нужны не драгоценности, а пища».

В 1405 году из Китая в Индию был отправлен огромный флот из 60 больших кораблей с 28 тысячами моряков, солдат и купцов. Император Чэнцзу поставил перед адмиралом Чжан Хэ задачу восстановить торговые связи с Западом в обход блокированного монголами Шелкового пути. За тридцать лет Чжан Хэ совершил семь плаваний в Индийский океан, его корабли достигли Аравии и Африки. С этого времени южный морской путь стал основной дорогой, связывавшей Запад (в китайском понимании) и Дальний Восток.

Чэнцзу прославился и обустройством Поднебесной. В годы его правления проводились крупные ирригационные и строительные работы. Большое внимание уделялось системе государственных зернохранилищ, созданной еще при Чжу Юаньчжане. Во время большой засухи 1428 года правительство по низким ценам продавало рис из зернохранилищ. Нехватка продовольствия не сказалась на простых людях, но так не могло продолжаться бесконечно. Рост количества жителей привел к тому, что земля уже не могла прокормить все население страны. По всему Китаю люди были вынуждены бродяжничать в поисках пищи, многие становились разбойниками… Уже при императоре Инцзуне голод превратился в настолько серьезную проблему, что стал темой особых докладов. Императорскому трону угрожало восстания голодающих, которые приобретали угрожающий характер. К примеру, восстание в Хубэе продолжалось три года (1464–1467), а число повстанцев достигло 400 тысяч.

В немалой степени продовольственному кризису способствовало засилье чиновников. Хотя основатель династии изрядно потрудился, изгоняя коррумпированных должностных лиц, бюрократическая машина оставляла массу лазеек, которыми пользовались на местах власть имущие. Император мог издать тысячу указов, запрещающих грабеж крестьян, но реально исполнялось лишь весьма незначительное их количество.

Династия Мин прошла такой же цикл, как и другие царствующие до нее дома. От правителей, действительно пекшихся о народе и государстве, власть переходила к безвольным личностям, не имевшим ни желания, ни сил управлять государством. Со времен Сянь-цзуна (1465–1487) императоры проводили большую часть времени в гаремных покоях, зачастую передав управление делами гаремным евнухам. Сянь-цзун лишь единожды принял секретаря Государственного совета, а Уцзун (1506–1521), пребывавший на троне 16 лет, ни разу не удосужился встретиться с министрами… Многоженство привело к тому, что императорский клан неимоверно разросся, число родственников императора превышало 20 тысяч человек, количество князей и принцесс исчислялось сотнями, а число обслуживавших двор евнухов доходило до ста тысяч. В таких условиях, естественно, и казенные земли, и казна открыто расхищались всеми, кто имел к ним доступ. Особую, крайне влиятельную группу при императорском дворе составляли евнухи, пользовавшиеся такой властью, что до императора не доходили никакие неугодные им доклады. Они жестоко мстили всем, кто осмеливался критиковать коррупцию при дворе. В правление императора Ши-цзуна (1521–1566) некоторые честные чиновники, подавая доклады, заранее готовились к смерти или кончали жизнь самоубийством при передаче послания, чтобы не попасть в руки тех, против кого боролись. Противостояние чиновников с незапятнанной репутацией и евнухов длилось практически всю историю династии Мин.

Таким образом, конец династии был закономерным следствием ее существования. Некоторые современные ученые считают, что причиной упадка стал предшествовавший ему подъем, породивший серьезные демографические проблемы. В период наибольшего расцвета династии Мин развивались мануфактуры, производившие шелк, фарфор и оружие, строились дворцы, мосты, дороги. Государство сохраняло важные позиции в экономике, не только владея землями и предприятиями, но и располагая монополиями в целых отраслях, например в разработке руд. Торговля сосредоточилась в 33 крупных городах, куда привозили товары со всего Китая и из-за границы. Все это способствовало поднятию уровня жизни и резкому увеличению рождаемости, что, в свою очередь, через некоторое время становилось причиной острой нехватки продовольствия. Императоры и чиновники оказывались бессильны перед этой проблемой. Вспыхивали восстания, появлялся очередной претендент на роль основателя новой династии, обещавшей решить все проблемы…

…В Пекине, к северу от бывших императорских дворцов, до сих пор можно увидеть искусственно созданный горный хребет. Когда-то это место назвали Мэйшань (Угольная гора), поскольку здесь ссыпали уголь на случай неприятельской осады. Позже сюда перенесли большое количество земли, из которой образовалась гора с пятью вершинами. На ее склонах посадили сосны и кипарисы, что необыкновенно украсило это место. Отсюда и произошло новое название этого места - Цзиншань (Гора прекрасного вида). С этой рукотворной горой связана наиболее трагическая страница истории династии Мин.

Минская империя под конец своего существования переживала серьезный политический и экономический кризис. Высокая рента, непосильные налоги и всевозможные поборы приводили к обнищанию и разорению китайских крестьян. В некогда цветущих провинциях свирепствовал голод. Распри между феодалами, их междоусобные столкновения еще более накаляли обстановку.

В стране росло недовольство существующим порядком вещей, вспыхивали восстания. Возможно, императорам династии Мин удалось бы справиться с крестьянами, но к ним присоединились правительственные солдаты, прекрасно умеющие обращаться с оружием.

В ходе целой череды восстаний на первый план выдвинулся вождь крестьянской революции Ли Цзычэн (1606–1644). Его повстанческий отряд, вступавший в ожесточенные схватки с регулярной армией, к концу правления династии Мин стал самой крупной военной силой в Китае. Повстанцы расправлялись с наместниками, императорскими родственниками, крупными чиновниками и помещиками, отбирали у них землю и распределяли ее между крестьянами. Неудивительно, что армия Ли Цззычэна не знала недостатка в добровольцах, стремившихся ко всеобщей справедливости и, что вполне естественно, к отстаиванию собственных прав на землю.

Весной 1644 года армия Ли Цзычэна переправилась через реку Хуанхэ, а затем из провинции Шаньси направилась к столице династии Мин (с 1421 года) - Пекину. Подойдя к его главным воротам, повстанцы стали громко кричать императорским солдатам, находившимся на городских стенах: «Открывайте ворота, иначе не ждите пощады!» Не получив ответа, восставшие поднесли лестницы и решили взять штурмом городские ворота. Их усилия увенчались успехом: вскоре они оказались во Внешнем городе.

Эта весть дошла до императора, носившего имя Сыцзун (Чжу Юцзянь). Он совершенно не ожидал внезапного вторжения в Пекин восставших крестьян, поэтому спешно собрал своих приближенных и осведомился, известно ли им, что восставшие уже овладели Внешним городом. Чиновники и придворные не знали, что на это ответить. Тогда император спросил, какой план защиты города от мятежников предлагают сановники, и один из них самоуверенно заявил: «Не беспокойтесь, Ваше величество. Мы будем сражаться даже на улицах и никогда не предадим родины». Тем временем восставшие крестьяне, сминая заслоны императорских войск, неодолимо приближались к Запретному городу.

В эту ночь император не мог уснуть: его не покидала тревога за свою жизнь. Утром к нему явился евнух и принес страшную новость: мятежники проникли во Внутренний город. Императорские войска бежали, и придворные советовали императору последовать их примеру. Однако Сыцзун, воспитанный на примерах из жизни великих предшественников, придерживался другого мнения, считая бегство недостойным правителя.

В то утро впервые в истории династии министры и придворные не явились на звук колокола, означавший начало аудиенции у императора. Тогда он снял с себя все украшения и богатые императорские одеяния, надел простой желтый халат и в сопровождении преданного евнуха Ван Чэнъэня покинул дворец, направившись на гору Цзиншань, где с самого возвышенного места стал наблюдать за происходящим. Пекин произвел на императора страшное впечатление: повсюду пылали пожары, разрозненные императорские войска в беспорядке отступали и разбегались, повстанцы захватывали все новые и новые кварталы…

Возможно, именно тогда Сыцзун понял, что эпоха правления династии Мин ушел в прошлое. Вернувшись во дворец, император выпил несколько чашечек вина и повелел позвать свою семью и любимых наложниц. Положение казалось безвыходным: с минуты на минуту повстанцы могли ворваться во дворец и взять императора и его родных в плен. Сыцзун не питал иллюзий относительно того, как мятежники поступят с ним и его близкими, поэтому он решил не дожидаться смерти, а уйти из жизни добровольно. Своим троим сыновьям император повелел спасаться бегством. Затем, повернувшись к императрице, тихо произнес: «Все кончено». Его жена простилась с Сыцзуном и сыновьями и первая ушла из жизни, повесившись на собственном поясе. Сыцзун понимал, что времени осталось совсем мало. Ему требовалось все мужество, чтобы сделать то, что он собирался… Император послал за своей пятнадцатилетней дочерью. Обращаясь к ней, отец сказал: «Почему ты родилась в таком несчастном отчем доме?» Девочка дрожала от страха, прекрасно понимая, что ее ожидает. Прикрыв рукавом халата глаза, Сыцзун нанес дочери удар мечом, но, как оказалось, не смертельный. Девушка упала и медленно умирала от потери крови. Император был уже не в силах нанести второй удар. Судьба сыграла с ним злую шутку, заставив собственными руками убить тех, кого он любил. Наложница Юань также должна была лишить себя жизни. Она решила повеситься, но не смогла этого сделать: страх смерти сковал ее волю. Император вновь поднял меч… Теперь он остался один.

В ужасе от содеянного и того хаоса, который охватил Пекин, император направился к воротам Аньдин, через которые покинули Запретный город три его сына. Возможно, он еще надеялся спастись. Но ворота были завалены камнями и землей, и открыть их не представлялось возможным.

Сыцзун, последний император династии Мин, известный также как Чжу Юцзянь, понял, что настал его черед. Выйдя из дворца, он направился к подножию горы Цзиншань, сделал из пояса петлю и повесился на кривом стволе ясеня. То же самое сделал евнух Ван Чэнъэнь, оставшийся верным своему повелителю до последней минуты жизни. Это произошло утром 26 апреля (19 марта по лунному календарю) 1644 года.

Впоследствии возникло множество красивых легенд о кончине императора. В одной из них говорится, что к халату императора был пришит кусок шелка, на котором начертано его предсмертное покаяние: «Прошло 17 лет с тех пор, как я взошел на трон, а теперь мятежники вторглись в мою столицу. Так как мои добродетели незначительны и сам я был негодным человеком, я навлек на себя гнев Неба. К тому же я был обманут своими приближенными. И вот после своей земной жизни я, пристыженный, направляюсь к своим предкам в мир теней. Возьмите мою корону, обмотайте мое лицо моими волосами, разрубите тело на куски, если пожелаете этого, но не делайте зла народу. Пусть мои подданные вновь объединятся вокруг наследника».

В том же стиле якобы было написано и послание, адресованное вождю повстанцев Ли Цзычэну. В нем говорилось о том, что во всех бедствиях Китая виновны недобросовестные чиновники. Император будто бы обратился к вождю повстанцев со словами: «Народ не заслуживает наказания, потому что он ни в чем не виноват, и дурное обращение с ним было бы полнейшей несправедливостью. Я потерял государство, наследие моих предков. Со мной заканчивается императорский род, который продолжили столько предков-императоров до меня. Хочу закрыть глаза, чтобы не видеть разрушенной империи или страну под властью тирана. Я отказываюсь от жизни, потому что не желаю быть ею обязанным последнему и самому презренному из моих подданных. Не могу более показывать свое лицо перед теми, которые, будучи моими детьми и моими подданными, являются теперь моими недругами и изменниками».

Жизнь императора прервалась в 36-летнем возрасте. Его гибель вызвала широкий отклик в сердцах все еще хранивших ему верность людей. А поскольку в то время одним из проявлений преданности правителю считалось самоубийство главы семьи вместе со всеми родственниками, то, согласно китайским источникам, со смертью Сыцзуна покончило с собой около 80 тысяч человек.

Через несколько часов после самоубийства императора войска Ли Цзычэна заняли Пекин. Тело правителя Поднебесной было снято с дерева и положено в гроб для нищих, под его голову подсунули камень, а сверху императора накрыли простой циновкой - так восставшие выразили свою ненависть к тирану. Со смертью Сыцзуна закончилось правление китайской династии Мин.

Восставшие недолго радовались своей победе. В Китай вторглись войска маньчжуров. Ли Цзычэн вынужден был оставить столицу, в которой находился около 40 дней. В 1645 году он пал смертью храбрых в бою с врагами.

Правители маньчжурской династии, покорившие Китай, поклонялись духу последнего китайского императора. Кривой ясень, на котором он повесился, старательно оберегался как историческая реликвия. Ствол дерева заковали в железную цепь - так был «наказан» ясень за гибель последнего императора династии Мин.

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора

2.6. Эпоха якобы от 1066 до 1327 годов н. э Нормандская династия, затем анжуйская династия Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского или норманского правления. Вся первая часть периода якобы 1066–1327 годов - это правление нормандской династии , с. 357, якобы от 1066

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

Крымская династия В 1481 году в Московском княжестве власть перешла к крымской династии во главе с Нордоулатом (одолевшим Андрея Большого и Бориса), старшим братом Крымского хана Менгли-Гирея, и вместе с новыми правителями из Крыма на Русь пришел иудаизм, но об этом чуть

автора

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

2. «Лунная», то есть османская династия фараонов - «Династия Полумесяца» «Прародительницей 18-й династии» считается царица - «прекрасная Ноферт-ари-Аамес» , с. 276.А в начале династии казаков-мамелюков, - якобы в XIII веке, а на самом деле в XIV веке, - появляется известная

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

V династия Новая, V династия древнеегипетских царей, с материнской стороны прямое продолжение IV, в лице своего основателя Усеркафа, уже не могла строить такие величественные пирамиды.Пирамиды V династии (около соседних селений Абусир и Саккара) - это всего лишь бледное

автора

IV ДИНАСТИЯ Египет имеет репутацию одного из древнейших очагов цивилизаций. Как свидетельствуют археологические данные, это государство возникло в конце IV тысячелетия до н. э., а окончательно утратило независимость в 525 году до н. э., когда после военного поражения у

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

XIX ДИНАСТИЯ Фараоны XIX династии смогли восстановить былое величие Египта. Первым из них был Рамсес I. В переводе с древнеегипетского это имя означает «Ра [второе имя бога Солнца египтян] родил его». Возможно, этим его родители стремились подчеркнуть свою приверженность

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ СЯ Династия Ся - первая из легендарных «Трех династий», с которых началась история Китая. Ее название легло в основу одного из самоназваний Китая - Хуася. Генеалогическое древо Ся в «Ши цзи» насчитывает семнадцать правителей (вместе с Да Юем). Престол

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ МИН Династия Мин - одна из наиболее известных династий, с правлением которой связан значительный период многовековой китайской истории. Иероглиф «мин» в китайском языке означает «ясный», «светлый», «разумный». Даже те, кто никогда не интересовался историей

Из книги 50 знаменитых царственных династий автора Скляренко Валентина Марковна

ДИНАСТИЯ ЦИН Династия Цин, или Маньчжурская династия - последняя царствующая династия в истории Китая. Если во время правления династии Мин был совершен прорыв в области географических открытий, то императоры Маньчжурской династии сделали Китай одним из выдающихся

Из книги Древний Восток автора

I династия Ура Около 2550 г. до н. э. гегемония у Урука была перехвачена династией Ура. Наиболее известным царем-гегемоном из Ура был Месанепада. В это время для Ура были характерны шахтные гробницы и одно уникальное погребение верховной жрицы-правительницы Пуаби; вместе с

автора Величко Алексей Михайлович

Династия Ираклидов

Из книги История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III автора Величко Алексей Михайлович

Династия Ираклидов

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

XIX династия Хоремхеб происходил из знати небольшого городка Хут-несут в Среднем Египте и по своему жизненному пути был близок к служилым людям, роль которых усилилась накануне и во время амарнской эпохи. Ок. 1325 г. до н. э. он совершил глубокий рейд по Восточному

Мин (Ming), династия в Китае в 1368 – 1644 гг. Основана в 1368 после изгнания монголов и свержения монгольской династии Юань бывшим буддийским монахом, выходцем из социальных низов Чжу Юаньчжаном. Это был жестокий правитель, но ему удалось вернуть страну к процветанию. Земельные владения, принадлежавшие монгольской знати, были переданы в собственность государства. Значительная часть этих земель была передана во владение феодалам или в пользование чиновникам. Были созданы также поместья, принадлежавшие непосредственно императорской фамилии, получавшей с них доход. Часть государственного земельного фонда, в том числе запустевшие и неосвоенные земли, была передана в пользование крестьянам, платившим государству арендную плату. Был усилен контроль государства за городами.

Минская империя вела напряженные войны с монголами и нападавшими на берега Шаньдуна японцами. В 1374 японскому флоту было нанесено серьезное поражение у острова Люцю. Корея и Тонкин признали себя вассалами Китая. Территория империи простиралась от Южной Маньчжурии до Тибета и Индокитая. В минский период растут города, набирает обороты денежное обращение, расцветает ремесленное производство, развиваются мануфактуры (как частные, так и государственные), появившиеся в Китае раньше, чем в Европе. Последние специализировались на производстве шелка, фарфора, оружия. В оружейном деле были достигнуты замечательные успехи. Уже в 15 веке минские корабли были вооружены пушками, хотя армия еще не была окончательно переведена на огнестрельное оружие. Художественное ремесло достигло редкого совершенства. Строились дворцы, мосты, дороги. Государство сохраняло важные позиции в экономике, не только владея землями и предприятиями, но и имея монополии в целых отраслях, например, в разработке руд.

Большого развития достигла торговля. В стране существовало 33 крупных торговых пункта, куда привозили товары со всего Китая и из-за границы. Китайское мореплавание времен Минской династии по своему размаху напоминает эпоху Васко да Гамы и Колумба в Европе. В начале 15 в. к берегам Индокитая, Явы, Суматры, Цейлона, Индии и Африки совершено несколько морских экспедиций. Семь наиболее удачных из них под руководством выдающегося флотоводца Чжэн Хэ . Китай приобрел удобно расположенные торговые фактории и установил господство на морских путях значительной части Тихого и Индийского океанов.

Но в 16 веке европейские торговые компании установили господство в Индийском океане, а их представители обосновались в важнейших портах, где ранее господствовала китайская торговля. Португальские суда в 1516 впервые зашли в китайский порт - Кантон. Поначалу европейцы получили разрешение жить и торговать на китайской земле. В портовых городах появляются не только торговые фактории, но и католические миссии. Европейцы познакомили китайцев с новыми сельскохозяйственными культурами американского происхождения – кукурузой, бататом, арахисом, табаком. Впоследствии, когда европейцы стали создавать конкуренцию китайским торговцам и между ними и местным населением стали возникать трения, въезд в страну для них был запрещен. Исключение было сделано только для католических миссионеров. Все порты, кроме Макао, были закрыты для европейцев. В 16 – начале 17 веке возникли торговые связи между Китаем и Россией, осваивавшей пространства Сибири и Дальнего Востока. Рассчитывая на расширение выгодной торговли, имперское правительство покровительствовало этим связям.

В 16 веке Китай вел напряженные войны с монголами и японцами. Последние нападали на побережье Фуцзяни и устья р. Янцзы, а в 1592 – 1598 вторглись в Корею. После упорной борьбы японцам пришлось оставить Корею. В 1618 началось наступление на Минскую империю маньчжурских племен. В результате она потеряла свои владения в Южной Маньчжурии. Однако все внешние достижения Минской империи нейтрализовались тем, что положение основной массы населения - крестьян - не только не улучшалось, но и ухудшалось. Усилилась практика насильственного сгона крестьян с земли для введения новых культур или ради других выгод землевладельцев. К началу 17 века династия ослабла. При дворе хозяйничали временщики-евнухи. Придворная камарилья жадно расхищала государственные богатства. В стране возникла нетерпимая атмосфера. Социальная напряженность достигла предела.

В 1628 в Шэньси начались массовые антиправительственные выступления. Основными их участниками были крестьяне. В 1631 разрозненные группы повстанцев, объединив свои силы, предприняли поход на восток. С этого времени восстание охватило весь Северный Китай. В 1636 правительство сняло с Маньчжурского фронта часть войск и направило их против восставших. Император издал эдикт, в котором пообещал амнистию всем сложившим оружие. Восстание пошло на убыль. Тогда начались жестокие репрессии. Но правящие круги, удовлетворенные успехом, не предприняли усилий для выправления внутреннего положения в стране. В результате в 1639 повстанцы снова начали собираться под знамена одного из своих прежних вождей - Ли Цзычэна. Собрав огромное войско, Ли Цзычэн в 1640–1643 захватил несколько крупнейших городов и овладел обширной территорией. Он реорганизовал свое войско, уничтожив самостоятельные отряды, и пытался создать единую армию с централизованным командованием и строгой дисциплиной. В провинции Сычуань, охваченной восстанием, во главе повстанцев стоял Чжан Сяньчжун, старый соратник Ли Цзычэна, вместе с ним участвовавший в восстании в провинции Шэньси, а затем затем вступивший со своим отрядом в Сычуань. Чжан Сяньчжун в Чэнду основал свое государство, провозгласив себя «царем Великого западного государства».

В 1644 повстанцы совершили поход на столицу и 25 апреля вступили в Пекин. Последний император династии Мин повесился. Повстанцы казнили аристократов и высших военных и гражданских чиновников. Знатные землевладельцы, оказавшись в отчаянном положении, вновь решили использовать для борьбы с повстанцами войска, находившиеся на маньчжурском фронте под командованием У Саньгуя, который упросил своих врагов - маньчжурских князей - оказать ему помощь, при этом он признал себя их вассалом. Объединенные силы китайских феодалов и маньчжур нанесли поражение повстанцам и принудили их к отступлению. В Пекине с 1644 установилась власть маньчжурской династии Цин. Часть крестьян, получивших землю, оставила повстанческие войска, уйдя к себе в деревню и ослабив лагерь восстания. В 1645 у южной границы Хубэя погиб Ли Цзычэн. Восстание было подавлено, однако еще на протяжении 40 лет продолжалась борьба против захватчиков на территории Центрального и Южного Китая.

В 1368 г. Чжу Юаньчжан создал династию Мин. Он не был представителем «шэньши» и считал интересы этого сословия, а равным образом и господство чиновничества в управлении страной опасными для той формы государственного аппарата, которую он собирался осуществить. Тенденция к узаконенной централизации правления, заметно проявившаяся уже в сунский период, получила приоритетное развитие в минскую эпоху. После смерти Чжу Юаньчжана сын императора вступил на трон, затем его дядя Чжу-Ди стал императором. В 1421 г. он перенес столицу из Нанкина в Пекин.

Даже должность канцлера --- главного политического советника императора при всех китайских династиях --- не была сохранена при Минах. Никогда еще с подданными страны не обращались с такой жестокостью. Наказание палками высокопоставленных чиновников в присутствии всего двора стало обычной практикой. Известны случаи, когда чучело казненного чиновника вешали в кабинете его преемника. Деспотический режим мог сохраняться лишь во времена правления сильных и энергичных императоров. Однако вскоре правителей стала привлекать роскошь дворцовой жизни, и власть оказалась в руках евнухов. Время от времени между чиновничеством и евнухами вспыхивали ожесточенные схватки, в которых обычно поражение терпели конфуцианцы, как это уже случалось в годы правления императоров династии Хань.

В эпоху Минской династии появился известный политик Чжан Цзюйчжэн. Он провел реформу с целью смягчения противоречий в обществе и спасения минских властей. Он упорядочил методы управления, развивал сельское хозяйство, чтобы снять тяготы с крестьян.

В этот период сельское хозяйство быстро развивалось. Были развиты текстильная промышленность, производство фарфора. Железодобывающая промышленность, бумажное производство и судостроительная промышленность тоже получили быстрое развитие. Расширился внешний обмен в области экономики и культуры. Флотоводец Чжэн Хэ 11 июля 1405 г. вышел в море во главе эскадры в 208 кораблей, на борту которых было 28 тыс. матросов. За свою почти тридцатилетнюю морскую карьеру Чжэн Хэ побывал в южной части Тихого океана, в Индийском океане, Персидском заливе и около берегов Восточной Африки. В Китае считают, что именно Чжэн Хэ открыл Америку, опередив на 70 лет Колумба, достигшего берегов Нового света в 1492 г.

При династии Мин быстро развивалось товарное хозяйство. Появились первые ростки капитализма. В начале династии Мин Чжу Юаньчжан уменьшил налоги. Он также привлек людей к возделыванию новых видов сельскохозяйственных культур, например, табак, томаты, кукурузу и арахис, заведенные из других стран в Китай. В текстильной промышленности появились мануфактуры, в которых имелось более 10 ткацких станков, и наемные рабочие. Все это свидетельствует о ростках капитализма в Китае. При династии Мин увеличилось производство разнообразных товаров. Были созданы коммерческие центры в местах, которые имели удобное сообщение. Появились процветающие города --- Пекин, Нанькин, Сучжоу, Ханчжоу и Гуанчжоу.

В этот период было распространено написание экзаменационных сочинений --- восьмичастных письменных работ, ради получения должности государственного чиновника появились известные классические романы, например, «Речные заводи», «Троецарствие», «Путешествие на Запад» и «Цветы сливы в золотой вазе». Кроме того, было создано «Путешествие Сюй Сякэ» --- литература по географии, а в области медицины появилась книга «Китайская фармакопея лекарственных растений»; вышла в свет «Сельскохозяйственная энциклопедия», трактат «Работа природных сил», а также знаменитая «Энциклопедия Юнлэ».

В поздний период правления династии Мин сильно увеличилась концентрация земель. Вскоре у северо-восточных границ Китая возник новый и могущественный противник. Вождь потомков чжурчжэней Нурхаци в 1616 г. объявил себя ханом и основал династию Цзинь («Золотая»). Таким образом была создана маньчжурская империя, типично приграничная империя, однако Нурхаци в гораздо большей степени использовал китайский опыт в административной и военной областях для укрепления собственного господства. В организации его вооруженных сил наблюдались черты, присущие войскам степных народов, и способы ведения боевых действий сочетались с китайскими методами жесткого управления и контроля.

Китайская династия Мин - одна из известнейших правящих династий в Китае, она была основана Чжу Юаньчжаном и стала последней из этнических китайских династий правившей Китаем с 1368 по 1644 гг.

До нее правящей элитой была монгольская династия Юань, а после того, как Мин пала, у власти оказалась маньчжурская династия Цин. Династию Мин еще называли Великой Минской Империей.

Приход династии Мин к власти

До прихода династии Мин, Китай был неотъемлемой частью монгольской империи. Притеснения китайцев, разложение экономики и прочие недовольства правящей династией привели к восстанию крестьян. Среди повстанцев был и Чжу Юаньчжан.

В начале восстания он был нищим крестьянином, но женитьба на дочери одного из руководителей повстанцев, а также военные успехи скоро сделали его лидером движения.

Именно под его началом был захвачен город Нанкин, ставший впоследствии столицей империи. Потомки первого императора правили Китаем на протяжении 276 лет.

Реформа управленческой системы Китая

Основатель династии Чжу Юаньчжан не был из «шэньши» (одно из четырех сословий в императорском Китае, выходцы из него становились госслужащими) и не стремился соблюсти интересы этой прослойки общества.

Более того, он считал опасной власть чиновников в управлении Китаем, особенно в рамках той реформы государственного аппарата, которую Чжу Юаньчжан задумал совершить. При династии Мин была упразднена даже должность, бывшая при всех императорских дворах - должность канцлера и главного советника императора по всем вопросам политики.

Доселе Китай еще не ведал столь жестокого обращения с высокопоставленными подданными императора: телесные наказания и избиения палками на глазах всех придворных стали нормой, а бывало, что прямо в кабинете нового чиновника для устрашения подвешивали чучело его казненного предшественника.

Такой деспотический метод управления требовал от правителя физической и моральной стойкости, бескомпромиссности и суровой жесткости, но не все могли справиться с соблазном роскошества жизни во дворце, и со временем власть сосредоточили в своих руках не кто иные, как евнухи.

Развитие экономики в эпоху правления Мин

Это был период бурного развития всей экономики Поднебесной: производство бумаги, фарфора и текстиля, сельское хозяйство, добыча железа, судостроительство быстро набирали обороты. Обмен с другими странами в культурных и экономических областях так же стал расширяться.

В июле 1405 г. флотоводец Чжэн Хэ впервые возглавил эскадру из 208 кораблей с 28 тысячами матросов. Китайцы уверены, что Чжэн Хэ открыл Америку за целых 70 лет до Колумба.

Династия Мин была первой династий, при которой появились зачатки капитализма и первые товарно-денежные отношения, похожие на современные. Во время начальных годов правления династии Мин Чжу Юаньчжаном было принято решение снизить налоги, а так же привлечь население к выращиванию новых видов сельскохозяйственных культур, ввезенных в страну с других континентов - таких, как томаты, кукуруза, арахис и табак.

В Китае про династии Мин открылись первые мануфактуры с десятком и более ткацких станков, на которых трудились наемные работники. В стране вырос объем производства различных товаров. В географических точках, имеющих удобное сообщение, были сформированы коммерческие центры, появились и первые города, что экономика и культура процветали: Пекин, Нанькин, Сучжоу, Ханчжоу и Гуанчжоу.

Падение власти Мин

В 1616 г. вождь потомков чжурчжэней Нурхаци, провозгласив себя ханом, основал династию Цин («Золотая»). Так появилась типично приграничная маньчжурская империя. Экономический кризис, настигший Китай, засуха, произвол чиновников породили восстание крестьян, которое не могла подавить ослабшая армия. Буквально за два дня повстанцы захватили столицу и последний минский император Чунчжэнь повесился на дереве в императорском саду.

  • Одна из главных достопримечательностей Пекина сегодня - это Запретный Город, который был официальной резиденцией династии Мин.
  • Современные историки оценивают эпоху Мин как одну из ключевых в развитии Китая - десятилетия развития науки, экономики, социальной стабильности характеризуют этот период.
  • Комплекс мавзолеев и гробниц династии Мин сегодня культурное наследие охраняемое ЮНЕСКО - это 40 квадратных километров дворцов, выстроенных для загробной жизни императоров.
  • Мин - это последняя династия в Китае, которая состояла из китайцев, последующая была из маньчжуров.