Пример стереотипа в обществе. Стоит ли бояться стереотипов? Гендерные стереотипы: женщины и мужчины

На первый взгляд эта роль кажется не столь значительной. Но это потому, что мало кто отдает себе отчет в том, что поддался влиянию общественных стереотипов. Большая часть используемых стереотипов остается неосознанной людьми, принимается ими как их собственная позиция, их собственные выводы. Даже такие расхожие стереотипы, вроде "все блондинки - дуры" - и то находят приверженцев. Люди довольно часто формируют представления о вещах не на основе собственных наблюдений и выводов, а на основе различных стереотипов, гуляющих в обществе. Иногда эти стереотипы подтверждаются их частным опытом, из чего они делают ошибочный вывод об их правильности, делают неверные обобщения. Стереотипы заменяют людям необходимость мыслить, подменяют собой понимание вещей. В той или иной мере стереотипам подвержены все люди, даже те, что отличаются определенной самостоятельностью мышления. Обычно они прибегают к стереотипам в областях, с которыми мало или совсем не знакомы.

Стереотипы, существующие в сознании человека, влияют на его поведение, т.к. создают превратное представление о действительности и человек поступает в соответствии с этим представлением. Стереотипы могут быть как собственными, сформированными самим человеком, так и общественными, сформированными обществом, которые человек усвоил и принял. Об этих последних и идет речь. Они наиболее опасны, т.к. формируют неправильные представления у большого количества людей, мешают их мышлению. Конечно, вредны не все стереотипы. Если бы у людей не формировались стереотипы, им было бы очень сложно существовать. Благодаря стереотипам мы знаем, что огонь жжется, снег холодный, а брошенный камень непременно упадет - и не нужно каждый раз в этом убеждаться, чтобы знать, что это так. Во многих жизненных ситуациях стереотип может помочь. К примеру, всем известно, что выключатели обычно находятся рядом с дверью, и это помогает быстро сориентироваться в незнакомом помещении и включить свет. Но во всем, что касается более сложных вещей, например, человеческого сознания и поведения, стереотипы только мешают. Надо стараться всегда четко различать, где действительное преставление о рассматриваемом предмете, а где стереотипы о нем же.

Часто люди становятся заложниками общественных стереотипов. Например, когда человек не имеет своей осознанной нравственной позиции, а подчиняется представлениям о нравственности, преобладающим в обществе - даже когда они идут вразрез с его внутренними ощущениями. В качестве примера можно привести ложно понятое чувство долга, основанное не на понимании или хотя бы интуитивном ощущении правильности поступка, а на бытующих стереотипах. Долгое время в обществе главенствовали представления о том, что долг женщины - покорность, преклонение перед мужчинами, а основная забота - поддержание домашнего очага. Мужчины окружены еще более древним стереотипом о роли добытчика. И по сей день и те, и другие изо всех сил стремятся этим стереотипам соответствовать. Нет ничего неправильного в чувстве долга - но только тогда, когда оно является следствием внутренних убеждений человека, подтверждено его совестью, а не вызвано под влиянием общественного мнения или общественных стереотипов. В противном случае, человек испытывает диссонанс, рассогласование в мотивах. С одной стороны он стремится соответствовать стереотипу, с другой - противится тому, чего от него требует этот стереотип. Когда человек руководствуется правильным пониманием долга, то он совершает то, что должен, добровольно, без всякого рассогласования, осознанно. Не потому, что от него этого ждут, а потому что сам так хочет, потому что понимает правильность своего поступка, его необходимость.

Стремление людей подгонять себя и других под определенные стереотипы портит им жизнь и отношения с окружающими, искажает их восприятие действительности. Зачастую люди судят о себе или о других не по тому, кто они есть на самом деле, а по неким существующим стереотипам о той группе людей, к которой они себя (или других) относят. Например, человек может относить себя к верующим людям, т.к. периодически посещает церковь, и на основании этого приписывать себе христианские добродетели, хотя на деле у него их может не быть. Бывает, что человек даже не пытается составить о себе (или о других) собственное мнение, а безоговорочно принимает общественный стереотип. К примеру, уже упомянутые блондинки могут соглашаться со стереотипом о том, что они глупы, и не то что не пытаться с этим бороться, а напротив - стараться соответствовать этому. У каждой условной группы людей есть определенный набор стереотипов, этой группе приписываемый, и если человека можно отнести к одной из таких групп, то ему автоматически приписываются стереотипы для данной группы. Что это могут быть за группы? Это группы, на которые делятся люди по возрастному, половому и прочим признакам: по профессии, уровню дохода, образования и т.д. К примеру, принадлежность человека к мужскому или женскому полу позволяет приписывать ему те стереотипы, которые относятся к данному полу. Хотя совершенно ясно, что принадлежность человека к определенному полу не свидетельствует о наличии у него определенных качеств, поведения, привычек, приписываемых людям этого пола. Следуя данному стереотипу, люди часто обманываются в своих ожиданиях. Например, женщина, выходя замуж, ожидает, что будет под защитой мужа, а оказывается, что тот не обладает нужными для этого качествами. Или мужчина женится, рассчитывая, что жена будет готовить, сидеть с детьми и заниматься домом, а она выбирает карьеру. Люди становятся жертвами стереотипов. Понятно, что нельзя проецировать известные стереотипы на всех подряд. Надо узнавать самого человека, его качества, пытаться понять его стремления и взгляды, а не приписывать ему некие свойственные его группе стереотипы.

Стереотипы - клетка для сознания. Их следует распознавать и отказываться от них в пользу понимания вещей, восприятия действительности в неискаженном стереотипами виде.

Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка Корнеева Елена Николаевна

Жизненные стереотипы

Жизненные стереотипы

Жизненные стереотипы представляют собой цепь привычек, связанных с ними форм поведения и вытекающих из них черт характера. Возникают они под влиянием внешних условий жизни и деятельности, социальных запретов и свобод, режимов работы и отдыха, общепринятых способов удовлетворения насущных потребностей, распространенных среди членов данной общности вариантов структурирования времени, характера их социальной активности.

Образ жизни и привычки горожан отличаются от образа жизни и привычек жителей сельской местности. Ускоренный ритм жизни первых, насыщенность каждого промежутка времени разнообразными событиями рождают суетность и отстраненность. Общение жителей больших городов часто поверхностно, носит скорее ритуальный характер: «Привет!» – «Привет! Как жизнь?» – и разбежались. Пространственная удаленность мест их проживания, частично компенсируемая техническими средствами связи, приводит к подмене непосредственных контактов телефонными разговорами, «смсками», и тому подобное. Из отношений людей уходят теплота и душевность. Одно дело «отзвониться» и поздравить, скажем, с днем рождения или юбилеем, и совсем другое – провести вечер вместе за чашкой чая и именинным пирогом.

Образ жизни в не меньшей степени определяет и поведение детей и подростков. Разные внешние обстоятельства порождают и у них своеобразные способы удовлетворения потребностей в новых впечатлениях, активности, общении, приобретении социального статуса.

Типичные ситуации

Перебрались мы в областной центр примерно год назад. В поселке совсем туго с работой было.

А здесь муж сразу устроился на работу в фирму, я в аспирантуру поступила. Квартиру купили. Но дети плачут, на все каникулы просят отправлять их обратно к бабушке и дедушке. Там у каждого своя компания была. С утра до ночи где-то носились. А здесь сидят на диване у телевизора. Спрашиваем: «Неужели хороших ребят в школе нет? Не надо быть такими зазнайками!» А они только плечами пожимают.

До пяти лет Игорь дома сидел с бабушкой. Ну, сами понимаете, возраст, последний внук, остальные уже взрослые почти. Лдаптировался он в саду нормально, нравится ему. С ребятами-то веселее. Но как он изменился: раньше тихий был, смирный, сидел, конструировал что-нибудь. Но теперь же это какой-то ураган. Только что на ушах не ходит! И не утихомиришь никак. Орет, носится, галдит. В выходные бы отдохнуть, а у нас Содом и Гоморра. Ждем – не дождемся понедельника, чтобы снова в сад отправить.

Обратимся к приведенным примерам.

Отрыв от привычного образа жизни привел к столкновению ребят с новыми жизненными стереотипами их же сверстников, но проводящих свое время как-то иначе. Чужеродность и непонятность этих стереотипов обусловливают у детей внутренний протест, возможную агрессивность, которые родители принимают за зазнайство. Ребята эти интуитивно стараются держаться вместе, хотя разница в возрасте раньше приводила к тому, что у каждого была своя компания. Их сплоченность, привязанность друг к другу вызваны скорее не взаимной симпатией, а общностью воспоминаний и сходством ощущений от переживаемого в настоящий момент. Грустное ностальгическое настроение, тоска по утраченному есть не что иное, как реакция на ломку привычного жизненного стереотипа.

Представьте, что вам пришлось сутки провести на вокзале или в аэропорту. Вас также охватит тоска. Вы также будете неприкаянно слоняться без дела, хотя работники этих учреждений не будут испытывать ничего похожего. Они, находясь в тех же условиях, что и вы, будут полны сил и энергии, ведь вокзальная жизнь привычна и понятна им. А что касается семьи, перебравшейся в областной центр, то, если бы в ней был один ребенок, он скорее адаптировался бы к новой жизни, перестроив свои представления и освоив новые стереотипные формы поведения. В данной же ситуации дети держатся друг за друга как за спасительную соломинку и свято верят в то, что старая жизнь была лучше нынешней.

Во втором случае изменение образа жизни ребенка связано с достаточно поздним поступлением в детский сад. До того им занималась в основном бабушка, которая успела воспитать уже не одного внука. Позиция самого младшего в большом семейном клане, скорее всего, привела к тому, что ребенок привык находиться на особом положении, предполагающем вседозволенность, наличие привилегий, всеобщую любовь и обожание. Родители видели ребенка лишь вечерами, когда он, набегавшись и наигравшись, удовлетворив свое любопытство, проводит остаток дня за настольными играми. Неслучайно в рассказе прозвучала фраза о бабушкином преклонном возрасте. Она, как человек пожилой, при всей своей любви к внуку уже не могла удовлетворять его потребность в активной познавательной деятельности, шумных играх в мяч, резвости и проказах, нормальных для возраста мальчика.

И вот ребенок после разгульной домашней жизни, когда его привычки спать допоздна, есть, что захочешь, делать, что душа пожелает, уже сформировались, попадает в детское учреждение, где на первом месте – режим, на втором – групповые занятия, проводимые по расписанию. Здесь одна воспитательница на двадцать пять-тридцать ребятишек. Ее задача – организовать совместную игровую деятельность детей, а не потакать своевольным выходкам каждого. А поскольку именно в возрасте от четырех до пяти лет у дошкольников наиболее сильно выражена потребность в одобрении взрослых, то, скорее всего, в саду мальчик ведет себя в соответствии с предъявляемыми требованиями. Но следование новым стереотипам (быть аккуратным, вежливым, сдержанным, делать, что говорят, ладить с детьми, не вызывать нареканий) привело к тому, что поведение ребенка дома резко изменилось. От былого спокойствия не осталось и следа. Поскольку дома меньше сдерживающих факторов, ведь здесь он по-прежнему на особом положении, то Игорь кричит и бесится, позволяет себе шумные проказы и выходки. Его поведение дома и в детском саду, по сути, противоположно. Старая позиция в новых социальных условиях привела к изменению характера ребенка.

Жизненные стереотипы порождают социально-типичные формы поведения и черты характера людей. Наличие типичных черт не отрицает нашу индивидуальность, но делает нас членами одной социальной общности, группы. Группа эта может быть достаточно большой или малой, но она обязательно имеет свои нормы. Реализуемые раз за разом ее членами, они обретают характер стереотипов.

Почему же тогда участники одной ситуации, члены одной группы не становятся точной копией друг друга? Да потому, что сила одних и тех же потребностей не равна у разных индивидов. Да и природные предпосылки играют не последнюю роль. Но, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что определенные жизненные стереотипы порождают своеобразные типы характеров, как бы производят людей с определенным психическим складом. Ломка же стереотипов неизбежно отражается на характерологических особенностях детей, как, впрочем, и людей постарше.

Из книги Люди, которые играют в игры [книга 2] автора Берн Эрик

Жизненные планы Судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила

автора Шейнов Виктор Павлович

Жизненные установки Маленький Вовочка, читающий книгу "Мифы Древней Греции ", спрашивает отца: – Папа, а почему древние греки всегда изображали Победу в виде женщины? – Когда женишься – узнаешь… Вечные конкурентки Соперничество за мужчину накладывает на женщину

Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор Павлович

Жизненные установки Маленький Вовочка, читающий книгу "Мифы Древней Греции ", спрашивает отца: - Папа, а почему древние греки всегда изображали Победу в виде женщины? - Когда женишься - узнаешь… Вечные конкуренткиСоперничество за мужчину накладывает на женщину

Из книги Гендерная психология автора Автор неизвестен

Гендерные стереотипы Под стереотипом понимается набор черт, приписываемых членам определенной социальной группы [цит. по: 7, с. 147]. В отечественной литературе определение гендерных стереотипов было предложено в статье О. А. Ворониной и Т. А. Клименковой «Гендер и

Из книги Одаренный ребенок [Иллюзии и реальность] автора Юркевич Виктория Соломоновна

1. Вредные стереотипы Есть много стереотипов в нашей жизни, лишь меньшая часть из них, концентрирующая живой многовековой человеческий опыт, полезна. Значительная же часть представляет собой своего рода черствый опыт - что-то, бывшее разумным когда-то и в других

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Люди, которые играют в игры [Психология человеческой судьбы] автора Берн Эрик

А. Жизненные планы Судьба человека определяется тем, что происходит в его голове, когда он вступает в противоречие с внешним миром. Каждый человек сам планирует свою жизнь. Свобода дает ему силу, чтобы осуществлять собственные планы, а сила дает свободу вмешиваться в

Из книги Как правильно воспитать своего мужа автора Леонов Владимир

Стереотипы замужества Нашим поведением управляют стереотипы. С одной стороны, они освобождают человеческий мозг от рутинной, механической работы, заставляя его действовать по каким-то определенным шаблонам. Если бы не было этих клишированных операций, мы были вынуждены

Из книги Все из-за меня (но это не так) [Правда о перфекционизме, несовершенстве и силе уязвимости] автора Браун Брене

Стереотипы и ярлыки Хотя все мы каждый день пользуемся стереотипами, думаю, полезно будет начать с определения. Вот самое четкое из найденных мной: «Стереотип – это чрезмерно обобщенная, жесткая характеристика, приписываемая людям, принадлежащим к определенной группе»

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

Каузальные стереотипы Теперь взгляните на ту же историю с иным представлением априорной вероятности.У вас есть следующие данные: У обеих компаний одинаковое число машин, но «Зеленые» такси связаны с 85 % происшествий. Информация о свидетеле такая же, как в предыдущей

Из книги Мысль творит реальность автора Светлова Маруся Леонидовна

Две жизненные философии Система негативных убеждений знакома каждому из нас, потому что мы сами жили в этих представлениях и ежедневно встречаем людей, живущих с этими убеждениями, мнениями, мыслями.Так думает большинство людей. Это «массовое» отношение к жизни. Это

Из книги Общественное мнение автора Липпман Уолтер

Часть 3 СТЕРЕОТИПЫ

Из книги Манипуляция сознанием. Век XXI автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Глава 6 Стереотипы 1Каждый из нас живет и работает на небольшом участке нашей планеты, вращается в узком кругу знакомых и из этого узкого круга знакомых лишь немногих знает достаточно близко. Если происходит какое-то значимое событие, то мы, в лучшем случае, можем

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

§ 5. Стереотипы Одним из главных «материалов», с которым орудует манипулятор, являются социальные стереотипы. Метафоры – это готовые штампы мышления, но штампы эстетически привлекательные. Это – выраженные художественно стереотипы.В словарях сказано: «Социальный

Из книги Проект «Человек» автора Менегетти Антонио

Гендерные стереотипы – стереотипы мужественности и женственности Стереотипы мужественности и женственности проникают в наше сознание с детства. Они регламентируют нашу жизнь, вырабатывают особый взгляд на происходящее. Дети не являются исключением. Им достается даже

Мужские стереотипы

«Все женщины одинаковы» ‒ это обвинение, так часто бросаемое мужчинами в адрес женщин, наверное, один из самых любимых и лелеемых ими стереотипов. Устоявшихся представлений, которые и образуют на самом деле социальную реальность каждого человека. Ибо, увы, ни один представитель человеческого рода не лишен этих самых стереотипов. И кажется, что такое близкое и знакомое понятие старо как мир. Однако, это не совсем так. Существовавшее не один десяток лет явление «навешивания ярлыков» на людей и все окружающие события было описано лишь в 1922 году. И с легкой руки Уолтера Липпмана получило, наконец-то, свое описание и название «стереотип». Основаны такие клише, по большей части, на собственном личном или социальном опыте человека. Однако не меньшую роль играет семья и окружение. В принципе, стереотипы, не так сильно зависят от пола человека: и у мужчины, и у женщины могут быть одинаковые трактовки каких-то вещей и явлений. Но, коль, мужчины и женщины « с разных планет», то и некоторые их стереотипы, естественно, будут отличаться друг от друга. Итак, каковы же они ‒ «мужские стереотипы»?

Основные группы мужских стереотипов

Группа мужских стереотипов №1

Интерпретации окружающего мира, входящие в эту группу, складываются в головке маленького еще мальчика под влиянием его семьи. Стоит сказать, что они наиболее устойчивы и, по сути, дают маленькому человечку «каркас» мирового устройства, на который в дальнейшем будут «нанизываться» и другие представления. Это, в первую очередь, так называемые «гендерные стереотипы», то есть напрямую связанные с половой принадлежностью. Разделение мужских и женских ролей: «мужчина ‒ добытчик и глава семьи», «мужчины не должны плакать» и тому подобное. Конечно, такие, стереотипы важны и, в целом, отражают патриархальное устройство современного мира. Однако, в общем и целом, они отражают скорее внутренне устройство и склад каждой отдельной семьи. Бороться с такими стереотипами даже не стоит. Основные стереотипы по отношению к своему здоровью, к женщинам, к работе и в целом к своему месту в мире также закладываются в семье. В том случае, если малыш-сирота, «каркас» его мира будет складываться под влиянием детского дома или приемной семьи.

Группа мужских стереотипов №2

Клише второй группы появляются у мужчин под влиянием уже собственного опыта, в кругу друзей, под влиянием школы, университета, работы, окружающей действительности и т. д. Например, стереотип по отношению к учебе в школе. Из раза в раз повторяющаяся ситуация со снисходительным отношением к «отличникам» в школе, например, может создать у мальчика-«троечника» соответствующий стереотип «отличники ‒ любимчики учителей». Сильно влияют на формирование каких-либо устоявшихся представлений у мужчин и средства массовой информации. И это не секрет, что представители СМИ частенько этим пользуются для получения своей выгоды. Например, навязывание образа «успешного мужчины», который, ну никак, не сможет прожить без крутой «тачки». К сожалению, над созданием подобных образов на телевидении и в печатной прессе трудятся целые команды профессиональных психологов, которые прекрасно разбираются в человеческой психологии. И вот, пожалуйста, готов стереотип «успешного мужчины».

Примеры устоявшихся мужских представлений

По отношению к своему здоровью у мужчин-«кормильцев» существует такие стереотипы: «болеть некогда, надо работать», «больные никому не нужны», «будешь долго болеть ‒ останешься без работы». В целом, показательно и мужское поведение, основанное на таких убеждениях. Мужчины реже обращаются за помощью к врачам.

Весьма интересны и стереотипы мужчин по отношению к женщинам. И об этом, наверное, уже написан не один научный трактат. Мужчины и женщины ‒ существа очень разные и по отношению друг к другу у обоих полов сложился не один десяток разных стереотипов и убеждений.

Список любимых мужских стереотипов относительно женщин может быть бесконечным, приведем лишь некоторые:

«Все блондинки тупые», «все бабы ‒ дуры», в общем, негативное мнение о мыслительных способностях прекрасного пола, порой просто необоснованное и ничем не подтвержденное;

«Женщина за рулем, как обезьяна с гранатой». Стереотип не раз опровергнутый, но все же стойкий;

«Женщины болтливы и не умеют хранить секреты». На самом деле умеют, порой лучше, чем мужчины. А объяснение такому стереотипу простое: женщины более общительны и доверительны по своей природе, отсюда и «болтливость»;

«Женщины капризны и истеричны». Да, женщины более эмоциональны и чаще дают волю слезам;

«Женской дружбы не бывает». Бывает, и очень крепкая. Просто у женщин ценность семьи чаще выше. А какая уж тут дружба, если домочадцы отнимают все ее время;

«Место женщины на кухне». «Домостроевский» мужской стереотип, по-прежнему культивируемый в некоторых семьях;

«Женщин интересуют только «шмотки» и косметика», «все женщины ‒ «шопоголики». Факт абсолютно не подтвержденный. Хотя, женщинам действительно больше приходится ходить по магазинам, в силу того, что и готовят, в основном они.

Обосновано или необоснованно, но принимаем мы друг друга именно через призму наших собственных стереотипов. Разрушить, которые, порой совершенно невозможно. Однако зная основные механизмы их формирования можно умело ими управлять.

Скачать данный материал:

Социальные стереотипы

6. Влияние стереотипов.(Примеры)

Джек Нахбар и Кевин Лаузе авторы исследования «Введение в Популярную Культуру», отмечают, что стереотипы являются составной частью массовой культуры. Они могут формироваться на основе возраста («Молодежь слушает только рок-н-ролл»), пола («все мужчины хотят от женщин только одного»), расы («японцы неотличимы друг от друга»), религии («Ислам -- религия террора»), профессии («все адвокаты -- жулики») и национальности («все евреи -- жадные»). Существуют также стереотипы географические (например, «жизнь в небольших городах безопасней, чем в мегаполисах»), вещевые (например, «германские машины -- самые качественные») и пр. Стереотипы в большинстве случаев носят нейтральный характер, однако при их переносе от конкретного человека на группу людей (социальную, этническую, религиозную, расовую и пр.) часто приобретают негативный оттенок. Именно на стереотипах основаны такие явления, как расизм, сексизм, исламофобия и пр.

Сэра Хан, профессор Университета Сан-Франциско опубликовала статью в журнале Journal of Cross-Cultural Psychology, в которой утверждает, что доверять стереотипам крайне опасно. Стереотип имеет познавательную и мотивационную функции. С познавательной точки зрения, стереотип представляет из себя обоюдоострое оружие -- он дает информацию в легкой и удобоваримой форме. Однако эта информация весьма далека от реальности и способна дезориентировать человека. С мотивационной точки зрения, стереотипы еще более ненадежны. Человек, основывающий свои решения на массовых представлениях, а не на фактах, серьезно рискует. Вероятно наиболее емко ложность стереотипов сформулировал звезда баскетбола Чарльз Бакли, который заявил: «Вы понимаете, что мир не такой, какой вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер -- белый (имеется в виду певец Эминем), лучший игрок в гольф -- чернокожий, самый высокий баскетболист -- китаец (суперзвезда NBA Яо Минь, ростом 2 м. 29 см.), а немцы не хотят воевать в Ираке».

Фред Джандт, профессор Университета штата Калифорния в Сан-Бернардино, автор книги «Введение в Межкультурную Коммуникацию», отмечает, что в большинстве случаев стереотипы используют не для добрых целей. Стереотипы часто являются оружием пропаганды расизма и ксенофобии. К примеру, антисемитская пропаганда, основанная на стереотипах, активно велась в Германии в 1920-е-1930-е годы -- в результате, немецкий народ достаточно индифферентно и даже одобрительно отнесся к уничтожению 6 млн. евреев.

В США долгое время в средствах массовой информации превалировали негативные стереотипы по отношению к чернокожим (подобные взгляды прослеживаются и во многих произведениях литературы и кинематографе -- к примеру, современные афроамериканцы крайне негативно относятся к образу главного героя знаменитого романа Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»). Поэтому борьба афроамериканцев за свои гражданские права сопровождалась и борьбой с привычными стереотипами: Мартин Лютер Кинг активно выступал против предубеждений в отношении своей расы, сложившихся в американском обществе. Его тайный оппонент, директор ФБРFBI Эдгар Гувер, наоборот, пытался усилить негативные стереотипы в отношении чернокожих.

В 2002 году Колумбийский Университет опубликовал результаты своего исследования о применении смертной казни в мире. Как оказалось, суды изначально пристрастны к определенным группам людей. Например, смертные приговоры в Северной Америке и Европе чаще выносятся в тех регионах, где выше процент чернокожего населения. Шанс чернокожего американца быть приговоренным к исключительной мере наказания выше, чем у белого, совершившего аналогичное преступление. Одной из причин этого считаются расовые стереотипы присяжных.

Стереотип имеет свойство видоизменяться в зависимости от меняющихся условий. Грегори Тиллетт, автор исследования «Разрешая Конфликт. Практический подход отмечает, что предубеждение по отношению к мигрантам и иммигрантам, как правило, базируется на двух разных стереотипах. В период экономического спада население воспринимает пришельцев как захватчиков, отбирающих у местных жителей рабочие места. В период экономического подъема, местные жители обращают внимание прежде всего на обычаи мигрантов, которые противоречат местным традициям. На каком бы стереотипе не основывалась ненависть, она приводит к тому, что установить доверительные и продуктивные отношения с ненавидимыми группами населения не представляется возможным. Наиболее сложно бороться со стереотипами, бытующими в отношениях между двумя этническими группами, имеющими давнюю историю конфликтов друг с другом.

Бенджамин Барбер, автор книги «Джихад Против МакМира», считает, что нынешняя волна международного терроризма во многом вызвана стереотипами. Исламский мир воспринимает Запад как мир материализма, потребительства, нарциссизма, безнравственности и пр. Естественно, что подобные взгляды являются питательной средой для появления террористов.

Стереотипы существуют и в отношениях между народами, которые, в общем, достаточно хорошо знают друг друга и имеют общее историческое прошлое. Например, подобные предубеждения вновь проявили свою силу в ситуации, когда Франция не поддержала США в иракском вопросе. В средствах массовой информации обеих стран немедленно появились публикации, в которых вспоминались старые предубеждения относительно американцев и французов.

Паскаль Бодри, профессор в области делового администрирования и глава консалтинговой фирмы WDHB Consulting Group, долгое время живущий в США, опубликовал книгу «Французы и Американцы. Другой Берег» , в которой привел перечень качеств, которыми, по мнению французов, обладает типичный житель США. Американец -- дружелюбный и общительный, шумный, грубый, интеллектуально недоразвитый, трудолюбивый, экстравагантный, самоуверенный, полный предубеждений, недооценивающий достижения иных культур, богатый, щедрый, неразборчивый и вечно куда-то спешащий.

В свою очередь, Хэрриет Рошфор, американка, живущая во Франции, в книге «Французский Тост» привела перечень типичных представлений американцев о французах. Французы пользуются репутацией лентяев, не говорящих по-английски по идеологическим соображениям. Они самодовольны, невежливы и непредупредительны, тем не менее, весьма предупредительны к дамам и артистичны. С ними очень трудно сблизиться. Французы живут в бюрократическом социалистическом государстве и полностью зависят от чиновников. Они не умеют воевать и американцам дважды приходилось спасать Францию в 20 веке. Кроме того, французы нечистоплотны, едят улиток и лягушек.

Анализ причин дезорганизации уголовно-исполнительной системы с позиций синергетического подхода и теории эгрегоров

Мы приводим только такие примеры различных видов патологий организации, которые свойственны УИС Взято из: Пригожин А. И.. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление. -- М., 2007.. I. Патологии лидерства. а) Чрезмерный контроль...

социальный сеть компьютерный зависимость В недавнем исследовании Афинского университета, греческие психиатры утверждают, что женщина, зашла так далеко, что потеряла работу из-за своего желания проверки обновления профиля Facebook...

Исследование метода сказкотерапии как направления современной практической психологии

Рассмотрим пример психологической работы со сказкой "Курочка Ряба" (Зинкевич-Евстигнеева) . Интересно, что чем короче сказка, тем более концентрированным смыслом она обладает. О чем эта сказка? о подарке судьбы ("золотое яйцо") и о том...

Методы разрешения конфликтов в организации

Рассмотрим конфликтные ситуации на примере торговой фирмы ТОО «Эдельвейс». Торговля считается конфликтной сферой. Ежедневно в процессе деятельности возникает большое количество разногласий, которые перерастают в конфликты...

Надсознательные процессы

Разберем на примере интуиции и творческого мышления. Первый яркий пример надсознательного процесса - интуиция. Вот, что о ней пишет К.Г. Юнг: «Интуиция (от лат. Intueri - созерцать) есть в моём понимании одна из основных психологических функций...

Невербальный язык, или язык тела

Понятие о психологическом здоровье и личности

Природа этнического конфликта

В современном мире, к сожалению, этнические противостояния имеют место быть. Характеризуются они определенной степенью политического воздействия, созданием общественных движений...

Профилактика конфликтов – одно из направлений профессиональной деятельности социального работника

Изучим различные ситуации из жизни, в которых данные из теоретической части нашей работы являются так же теоретическим обоснованием возникновению данных ситуаций. Сначала рассмотрим ситуации с повышенной конфликтностью индивидуума. [стр...

Психодиагностические возможности беседы

Правильная. К-клиент. М-менеджер. М: Добрый день! К: Здравствуйте! М: Меня зовут Яна. Присаживайтесь, пожалуйста. К: Евгений Николаевич. М: Евгений Николаевич, чем я могу вам помочь? К: Я хочу провести незабываемый двух недельный отпуск...

Психологические особенности, транслируемые жанрами мужских глянцевых журналов

Гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том...

Психология паники

Феномен массовой паники : Осенней ночью 1938 года в небольшом американском городке Гроверс-Милл, штат Нью-Джерси, согласно знаменитой радиоинсценировке фантастического романа английского писателя Г. Уэллса «Война миров»...

Психотехника первичной интеграции

Упражнение «Я еще не родился» Материал: листы бумаги, краски (а к ним: кисточки, емкости для воды), карандаши, фломастеры, запись спокойной и мелодичной музыки, любой музыкальный проигрыватель...

Ролевые игры

1. Цель Правильно проведенное упражнение для тренинга очень сильно взбодрит и развеселит участников. Размер группы 8-14 человек Время 10-15 минут Инструкция Давайте разделимся на две, равные по количеству участников команды...

Социальная психология больших социальных групп: классов, народов, общества в целом

Как уже говорилось во введении, социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей...

Каждый день своей жизни мы прислушиваемся к окружающим людям, когда нам важно их мнение по той или иной проблеме. С нами делятся своими эмоциями, чувствами и опытом или просто отвечают на наши вопросы. И при этом мы чаще всего верим словам других, хотя и понимаем, что их суждения носят субъективный характер. Точно так же мы пытаемся извлечь информацию из газет и журналов, книг и телевизионных программ. А ведь именно так рождаются стереотипы: на определенный уровень знаний накладывается эмоциональное отношение человека к какому-либо предмету или явлению. Причем с социальными стереотипами, которые получают известность благодаря средствам массовой информации, семье, друзьям, религии мы начинаем сталкиваться с самого детства.

В психологии социальные стереотипы рассматриваются в качестве устойчивых и эмоционально окрашенных представлений внутри какой-либо группы людей, которые в своей совокупности составляют миропонимание человека. Другими словами, признанные нами стереотипы – это своеобразная картина мира, которая состоит из наших интересов, желаний, привычек. Согласно И. С. Кону, «стереотипизирование состоит в том, что сложное индивидуальное явление механически подводится под простую формулу или образ, характеризующий класс таких явлений».

Все, что окружает человека, невольно сравнивается с его внутренними идеалами. Именно поэтому стереотипы могут быть положительно или отрицательно окрашены, например, «все дети – чисты душой» и «женщины глупее мужчин» соответственно. Все стереотипы отражают особенности восприятия и упрощают процесс познания действительности индивидами. Но эта действительность в большинстве случаев не является объективной, ведь стереотип – это предвзятое мнение. Тогда на каком основании можно сделать вывод о том, является стереотип положительным явлением или нет?

Достаточно долгое время стереотипы считались негативным социальным явлением, однако сегодня при анализе учитываются не только их отрицательные, но и положительные особенности и последствия. Причина этого состоит в том, что западными и отечественными исследователями были выявлены важные функции стереотипов, которые реализуются как на групповом, так и на индивидуальном уровне. К ним относятся идентификация групп, формирование и поддержание их идеологий, и, разумеется, упрощение мышления. Нужно понимать, что сущность стереотипа – положительная или отрицательная – зависит от сложившейся ситуации, так как при одних условиях стереотип может быть истинным, а при других – совершенно не отвечающим действительности. Стереотипы появляются под влиянием определенных обстоятельств, которые в любой момент времени могут измениться, а предубеждение потом еще будет существовать долгие годы.

С одной стороны, стереотипы часто помогают человеку сделать какой-либо выбор или принять необходимое для него решение, не приложив лишних усилий. Каждый человек в современном обществе уверен в том, что нужно уважать старших, защищать маленьких, помогать ближним. Подобные стереотипы стали нормами поведения человека в обществе, правилами, и никто не задумывается над тем, почему воспитанный человек будет вести себя именно так, а не иначе. Но это не единственное проявление хорошей стороны стереотипов. Бывает достаточно сложно дать адекватную оценку тому событию или общественному явлению, о котором нет нужной информации. Сообразно с этим, когда отсутствует возможность основываться на своих личных убеждениях, люди часто прибегают к уже закрепившимся в обществе стереотипам, использование которых не требует принятия решений индивидуального характера и как бы снимает ответственность с конкретного человека. Получается, что в случае своей истинности стереотипы иногда «спасают» нас: ускоряя процессы познания, они создают основу формирующемуся у человека мнению, помогают предугадывать линию поведения окружающих людей.

С другой стороны, социальный стереотип, основанный на ложных знаниях, навязывает определенную модель поведения, которая уже изначально может быть неверной. Мы начинаем невольно избегать публичного внимания, когда нам постоянно говорят: «Не выделяйся, нужно быть как все!» А слова «Тебя перестанут уважать за это» и вовсе звучат угрожающе. Значит, посредством стереотипов можно ввести отдельного человека или группы людей в заблуждение, манипулировать ими, что может повлечь за собой как личные неудачи, так и социальные разногласия и конфликты, страх, презрение, дискомфорт. Ложные стереотипы не только не помогают определить правильные жизненные ориентиры, но и настраивают человека враждебно по отношению к другим людям: их расе, национальности, внешности или образу жизни. Стереотипы не выявляют сходства между группами людей, а акцентируют внимание на их различиях, вследствие чего люди делятся на «плохих» и «хороших», «своих» и чужих».

Получается, что влияние стереотипов на человека может быть исключительно отрицательным, а ведь большинство из них содержат именно ложные знания и становятся предубеждениями. Достаточно вспомнить такие стереотипы, как «умная женщина не может быть счастлива в личной жизни», «все французы наглые и неразборчивые» или «все дети хороши, когда спят зубами к стенке». Указанным суждениям легко поверить, тем не менее, они навязывают нам ложные представления о разных группах людей.

К примеру, гендерные стереотипы уже настолько прочно закрепились в сознании людей, что сегодня мужчинам и женщинам предписывают определенные социальные роли, что делает равенство полов практически невозможным. Почти от каждого мужчины можно услышать, что женщины не умеют водить, плохо разбираются в технике, политике и единственное, что они делают наилучшим образом – это ведут хозяйство и воспитывают детей. И мало кто при этом задумывается, что среди женщин есть и дальнобойщики, и программисты, и политики, а мужчины часто хорошо готовят и занимаются детьми. Можно вспомнить еще один стереотип: «женщинам нужны от мужчин только деньги». Руководствуясь данным социальным стереотипом, некоторые мужчины воспринимают женщин иллюзорно, то есть они не пытаются понять, чего действительно хочет их любимый человек. Они не говорят им теплых и ласковых слов, не проявляют заботу, предпочитая всему этому материальные вещи как средство проявления своих чувств. Слова «я люблю тебя» или «прости» достаточно часто заменяются подарками. Но золото и бриллианты – это далеко не единственное, чего хотят женщины. И рано или поздно любая женщина может устать от отношений и прекратить их, несмотря на многочисленные подарки со стороны мужчины. Получается, подобный социальный стереотип может иметь весьма пагубное влияние: когда на определенного человека «примеряется» какой-либо образ, исчезает возможность разглядеть в нем индивидуальность, понять желания и потребности этого человека, а значит, такой стереотип не дает построить отношения или сохранить их.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что социальные стереотипы играют в жизни современного человека значительную роль. Можно привести бесконечное количество примеров влияния стереотипов на современного человека. Однако нельзя дать данному явлению однозначную оценку. Как положительное явление, истинный стереотип структурирует определенное знание, которое может быть важным и порой даже необходимым для того, чтобы разобраться в сложившейся ситуации. Ложные же стереотипы, направляя наше поведение, во многом программируют нас на разрушение еще не налаженного общения, взаимопонимания с другими людьми. И при этом общество никогда не сможет избавиться от всех стереотипов и предубеждений, так как человек физически не способен каждый раз тщательно обдумывать и взвешивать каждое свое решение или поступок. Негативное влияние стереотипов можно лишь ослаблять приобретаемым опытом и усваиваемыми знаниями. Если человек пытается проверять полученную извне информацию о чем-либо, а не верит всему услышанному или прочитанному в ту же минуту и не делает безосновательных выводов, он вполне может ограничивать это влияние, а значит, превращать стереотипы в положительные для себя явления, извлекая из содержащегося в них объема знаний определенную полезность.

Список литературы:
1. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. 95с.
2. Кон И.С. «Социология молодежи» В кн.: «Краткий словарь по социологии» - М. – 1988. – 164с.