Пролив Босфор: описание, особенности, интересные факты и расположение. Интересные факты о самых широких проливах и реках. Легенда о проливе Дарданеллы

Где находится пролив Босфор? Чем он интересен? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Между Европой и полуостровом в западной части Азии (Малая Азия) находится зона двух проливов: Босфора и Дарданеллы. Расстояние между ними составляет 190 км. Босфор (Стамбульский пролив) соединяет Черное и Мраморное моря. Пролив Дарданеллы соединяет Мраморное и Эгейское моря. Длина этого водного пространства составляет 120 км.

Пролив Босфор для России с давних времен имел важное стратегическое знание.

Возникновение пролива

Геоморфологи (ученые, изучающие рельеф Земли) считают, что водное пространство между морями возникло примерно 7 500 лет тому назад. В те времена Черное и Мраморное моря не соединялись между собой, так как уровень воды был намного ниже по сравнению с настоящим географическим положением.

Во времена ледникового периода огромная масса льда и снега таяла, в результате чего уровень воды значительно повысился, образовав пролив между этими морями. Сейчас Босфор представляет собой затопленное водой углубление земной поверхности длиною более 30 км.

Примечательно, что это единственный пролив в Европе, в котором имеются два течения: верхнее распресненное из Черного моря в Мраморное, и соленое (нижнее), протекающее из Мраморного в Черное. Это природное явление было открыто в 1881 году океанографом и вице-адмиралом Степаном Макаровым.

Легенда, связанная с названием пролива

Босфор имеет множество легенд, предлагающих свои объяснения происхождения названия. Самый распространенный миф, дошедший до нашего времени, гласит, что в Ио (дочь древнегреческого речного бога Инаха) влюбился бог неба и грома Зевс. Жена Зевса Гера (богиня домашнего очага) заподозрила мужа в неверности, и он, для спасения своей возлюбленной от проклятия супруги, превратил Ио в белую корову. Гере понравилось это животное, и она решила забрать его себе. Таким образом Ио стала невольницей, которая была привязана к дереву. Через некоторое время Зевс освободил Ио, но Гера, не смирившись с этим, наслала на нее ядовитую осу. Девушка-корова, спасаясь от укуса, бросилась в воду пролива, который, благодаря легенде, и получил название «коровий брод» или Босфор.

Научное происхождение названия «Босфор»

Историки предполагают, что слово происходит от двух древнегреческих слов. «Бос» переводится как бык или корова, и «порос» - брод, проход. Словосочетание «боспорос» со временем было изменено на «босфорос», а затем на «Босфор», что как мы уже знаем, переводится как «коровий брод».

История Босфора

Мы выяснили, где находится пролив Босфор. Теперь поговорим о его истории. Со времен десятилетней Троянской войны, которая, по мнению историков, проходила в период XIII-XII веков до нашего летоисчисления, Босфор был причиной многих международных военных конфликтов.

После завоевания Стамбула Османской империей в 1453 году турецкие правители на берегах пролива возводили разнообразные укрепления в виде крепостей, вилл и резиденций.

В конце XVII столетия Российская империя закрепилась на побережьях Черного и Азовского морей. В это время и возникла проблема, связанная с проливом Босфор.

Основная причина была в том, что побережье Босфора относилось к Турции, и на протяжении многих веков турецкое правительство в одностороннем порядке решало вопрос о проходе российских кораблей из Черного моря в Средиземное. Это положение было причиной вооруженных конфликтов между Турцией и Россией.

В 1774 году в деревне Кючук-Кайнарджа (сейчас это территория Болгарии) был подписан мирный договор, на основании которого императрица Екатерина II завершила шестилетнюю войну с Турцией (1768-1774) и российские корабли получили право свободного прохода через пролив в Средиземное море. Примечательно, что, согласно договору, Россия могла создать теперь свой Черноморский флот.

После завершения военных действий Первой мировой войны, Босфор становится нейтральной зоной под контролем первой международной организации - Лиги Наций. Сейчас пролив Босфор считается «открытым морем» для всех стран мира. Но Турция сохранила за собой право ограничивать прохождение через него кораблей стран, которые не входят в Черноморскую зону и проход военных кораблей любого государства в мирное время.

Коммуникации современного пролива

Во все времена проход судов через пролив Босфор был связан с трудностями: проход довольно узкий для морских кораблей и имеет извилистую конфигурацию, которая повторяет линию побережья.

Но, благодаря маякам, установленным в большом количестве, в проливе Босфор не было значительных катастроф, связанных с человеческими жертвами. Сейчас берега его соединяются тремя мостами и двумя туннелями.

В 2016 году было завершено строительство автомобильно-железнодорожного моста (1 410 метров), который возвели в северной части водного пространства. Мост носит имя девятого турецкого султана - Селима Грозного. Автомобильное транспортное сооружение через пролив (1 100 метров) было построено в 1988 году и считается вторым висячим мостом, находящимся на высоте 165 м над поверхностью воды.

Первым является мост, который носит название «Босфорский мост». Он был возведен в 1973 году и имеет пролет 1 075 метров. Кроме мостов в данный момент функционируют два подземных сооружения.

Это железнодорожный туннель («Мраморный»), длиною 13,5 км, открытие которого состоялось в 2013 году. И автомобильный. Он был открыт два года спустя. Его длина 14,5 км. Особенностью этого подземного сооружения является то, что 5,5 км проходят под проливом на глубине более 105 метров.

Легенда о проливе Дарданеллы

Древние греки этот пролив называли «Геллеспонт», что в переводе звучит как «море Геллы» и связано с древней легендой, которая гласит, что у сына царя Эола (владыки Эолийских островов) было двое детей - сын Фрикс и дочь Гелла, которые после смерти матери воспитывались злой мачехой Ино.

Когда они повзрослели, то неродная мать решила погубить детей своего супруга. Дочь и сын царя пытались спастись бегством на летающем баране. Во время полета Гелла, не удержавшись за золотую баранью шерсть, упала в море и погибла. С тех пор оно носило ее имя - «море Геллы». Современное название пролив получил благодаря городу Дарданея, который когда-то стоял на берегу пролива Дарданеллы.

История пролива Дарданеллы

В V столетии до н. э. территория пролива была ареной греко-персидских войн. В то время Персидский царь Ксеркс I дал указание построить мост через Дарданеллы, чтобы переправиться войсками для вторжения в Грецию.

Было построено два моста из связанных между собой морских судов: первый мост состоял из 360 кораблей, второй из 314. Благодаря этому, войска Персии прошли с боями по Европе.

В 334 году до нашего летоисчисления пролив был использован войсками Александра Македонского. Они совершили удачную переправу. После чего полководец начал свой исторический поход на Азию.

В конце XVII столетия часть территории побережья Азовского и Черного морей отошла к Российской империи. Использование проливов стало ключевым вопросом международного уровня. Обладание ими - это давнишняя мечта России. Проливы Босфор и Дарданеллы открывали возможность господства над самыми важными морскими коммуникациями.

В 1841 году в Лондоне было подписано соглашение. В нем говорилось, что проход по проливу Дарданеллы военным кораблям в мирное время будет закрыт. В 1936 году в городе Монтре (Швейцария) при участии черноморских стран был заключен договор, в котором отмечено, что проливы (Дарданеллы и Босфор) получают статус «отрытого моря» для кораблей всех стран.

Основное положение Конвенции заключается в том, что за Республикой Турция сохраняется право на закрытие проливов во время любых боевых действий в Евразии. С 2017 года в Турции начались подготовительные работы по возведению подвесного моста через пролив Дарданеллы.

Мост длиною 2 025 метров

Рукотворное сооружение длиною 2 025 метров будет считаться самым длинным мостом в мире. Сейчас несколько специально оборудованных кораблей турецкого флота приступили к бурению морского грунта для установки несущих элементов мостового сооружения.

Строительство моста «Чанаккале-1915» (так будет называться это сооружение) должно быть закончено к 2023 году. Название будущего моста связано с победой военных соединений Османской империи над войсками стран Антанты в 1916 году (Дарданелльская операция).

В заключение предлагаем несколько интересных фактов о проливе Босфор.

  1. Берега Европы и Азии впервые за всю мировую историю градостроительства были соединены подземным железнодорожным туннелем. Часть его проходит по дну Босфорского пролива.
  2. Данный проект был предложен архитекторами во времена Османской империи, но осуществить его можно было только в наше время, применив современные технологии.
  3. При строительстве железнодорожного полотна был обнаружен Византийский порт IV столетия до нашей эры.
  4. Босфор считается самым узким в мире проливом, который используется морскими кораблями для перехода из Европы в Азию и обратно.
  5. Ширина пролива Босфор составляет 800-1 700 метров. Средняя глубина 65-70 метров.

Дарданеллы. Интересные факты

А вот занимательные факты о проливе Дарданеллы.

  1. В 1810 году английский поэт Джордж Байрон переплыл Дарданеллы, и тем самым повторил подвиг древнегреческого героя Леандра, который каждую ночь переплывал пролив, чтобы встретиться со своей возлюбленной Герой, жившей на противоположном берегу. В 2010 году в честь этого события состоялся массовый заплыв по маршруту поэта протяженностью в 1,7 км, а с учетом сноса по течению - 5 км.
  2. Во время Второй мировой войны Турция не вступала в военные действия (нейтралитет). В это время Дарданеллы был закрыт для всех воюющих стран.
  3. Правительство Турции призывает пересмотреть соглашение, подписанное в Монре в 1936 году.
  4. Это связано с увеличением в последнее время аварий танкеров с нефтяной продукцией, которая в случае повреждения корабля загрязняет воды пролива.
  5. В 2011 году турецким археологом Растимом Асланом во время раскопок на территории древнего города Канаккале, на дне пролива было обнаружено поселение, существовавшее примерно 5 тысяч лет тому назад.
  6. Берега Дарданеллы имеют крутой извилистый рельеф. Это геологи объясняют тем, что в древности на месте пролива было русло реки, которое затопили воды Эгейского моря в результате понижения части суши, относительно уровня водяной оболочки Земли.

Территориально Гибралтарский пролив располагается между самой южной точкой Пиренейского полуострова практически полностью занимаемого Испанией и северным побережьем Марокко. Тем не менее полуостров Гибралтар относится к Великобритании, причем занимает он весьма выгодную в стратегическом плане позицию, поскольку «нависает» над одноименным проливом, соединяющим Атлантику и Средиземное море. Координаты полуострова: 36°08′ с. ш. 5°21′ з. д.

Благодаря чему известен Гибралтар

Своей известностью Гибралтар обязан одноименному проливу – это место уникально из-за географического положения. Для туристов завораживающим качеством является возможность воочию наблюдать африканский берег, находясь в Европе. Удаленность территории Африки в этом месте всего 14 км.

Важно: совершить экскурсию в Гибралтар мечтают также из-за легенды, согласно которой пролив возник после усилий мифического героя Геракла.

Достопримечательности

Подняться на городскую вершину Гибралтара помогает фуникулерная линия. Прямо с верхней ее станции взору открывается превосходная панорама. Отсюда видно:

  • всю бухту;
  • испанские холмы на севере;
  • африканское побережье в южном направлении.

Одна станция этого фуникулера позволяет побывать в местном заповеднике. Там обитают местные приматы – единственные на европейском континенте, которые живут на свободе.

К числу основных городских достопримечательностей относится пещера, внутри которой имеются естественные залы (достаточно просторные) и подземное озеро. Эта пещера давно известна, она является частью сложной системы скальных пустот. От уровня моря ее отделяют три сотни метров. Присутствие внутри сталактитов придает большинству залов готический вид.

Важно: в Соборной пещере в военные годы располагался госпиталь. Сейчас там организована уникальная сцена, на которой проводятся концерты и театральные представления.

Наиболее примечательные здания города – шотландская церковь и кафедральный собор. Самой древней является часовня, перестроенная в XY веке после захвата Гибралтара испанцами из мавританской мечети. Это колоритное сооружение было храмом и, одновременно, маяком, за что его любили мореплаватели. Прямо у стен этой часовни до сих пор сохранился фрагмент старого «мавританского» тротуара.

Еще туристам, прибывшим в Гибралтар, можно порекомендовать посещение таких мест:

  • загородного парка;
  • сада Аламеда;
  • Трафальгарского кладбища;
  • губернаторской резиденции, возле которой еженедельно, по вторникам проводится церемониал торжественной смены караула в великобританском стиле.

Заключение

Хотя Гибралтар окружен испанской территорией, но маленькое государство процветает. Его кормят офшорные компании и туристические корабли, регулярно причаливающие в местном порту.

Босфо?р (тур. Istanbul Bogaz? «Стамбульский пролив») - пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным, а в паре с Дарданеллами - Эгейским, которое имеет связь со Средиземным. Босфор является частью внутриевразийской границы. На обеих сторонах пролива расположен крупнейший турецкий город Стамбул.


Длина пролива около 30 км. Максимальная ширина пролива 3700 м на севере, минимальная ширина – 700 метров (это самый узкий межконтинентальный пролив). Глубина фарватера от 33 до 80 м.

По одной из наиболее распространённых легенд пролив получил своё название благодаря дочери древнейшего аргивского царя - прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором.

Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершён в 1973) и Мост султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988) в 5 км к северу от первого моста. Планируется строительство третьего автодорожного моста в северной части пролива на побережье Черного Моря. Мост протяжённостью 1275 метров свяжет скоростную дорогу Northern Marmara с Трансъевропейской Магистралью. Предварительная цена проекта - около 5-6 млрд долларов. Путь на мосту будет состоять из восьми полос. В настоящее время идет строительство железнодорожного тоннеля «Marmaray» (срок окончания - 2013 год), который объединит скоростные транспортные системы европейской и азиатской частей Стамбула.Предполагается (теория черноморского потопа), что Босфор образовался лишь 7500-5000 лет назад. Прежде уровень Чёрного и Средиземного морей был существенно ниже, и они не были связаны. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды в обоих водоёмах резко повысился. Мощный поток воды всего за считанные дни пробил себе дорогу из одного моря в другое - об этом свидетельствуют рельеф дна и другие признаки.

Древние греки Босфором также называли Керченский пролив - «Боспор Киммерийский».

Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона.
В зимы 1621-1669 годов пролив покрывался льдом. Эти времена были характерны общим понижением температуры в регионе и получили название Малый ледниковый период.

В чем причина морских приливов и отливов

В чем причина морских приливов и отливов ? Цикличное повышение и понижение уровня моря, известное нам как приливы и отливы, происходит из-за гравитационной силы, которой Луна оказывает влияние на Землю. Сила тяготения Солнца тоже воздействует на приливы и отливы, но в значительно меньшей степени.

Чтобы ощутить гравитационное влияние Луны на Землю, нужно измерить разницу лунного притяжения в разных точках Земли. Она невелика: ближайшая к Луне точка земного шара притягивается к ней на 6 процентов сильнее, чем наиболее удаленная. Эта разница сил растягивает нашу планету вдоль направления Земля – Луна. А поскольку Земля вращается относительно этого направления с периодом около 25 часов (точнее, 24 часа и 50 минут), по нашей планете с таким же периодом пробегает двойная приливная волна – два «горба» в направлении растягивания и две «долины» между ними. Высота этих «горбов» невелика: в открытом океане она не превосходит двух метров, а максимальная амплитуда приливов в земной коре (на экваторе) составляет всего 43 сантиметра. Поэтому мы не замечаем приливов ни в океане, ни на суше. И только на узкой береговой полосе можно заметить приливы и отливы. Благодаря своей подвижности океанская вода , набегая приливной волной на берег, может по инерции подняться на высоту до 17 метров.

Подобным же образом действует на Землю и Солнце – более массивное, но и более далекое, чем Луна. Высота солнечных приливов вдвое меньше, чем лунных. В новолуние и полнолуние, когда Земля, Луна и Солнце лежат на одной прямой, лунные и солнечные приливы складываются. А в первую и последнюю четверти Луны эти приливы ослабляют друг друга, поскольку «горб» одного приходится на «впадину» другого. Максимальные лунно – солнечные приливы больше минимальных в 3 раза. Те и другие повторяются каждые 14 дней. Лунно – солнечные приливы имеют место также в земной атмосфере, создавая колебания атмосферного давления на поверхности Земли в несколько миллиметров ртутного столба. Лунно-солнечные приливы – явление весьма заметное и важное в жизни Земли. Например, под их влиянием Земля постепенно замедляет свое вращение и продолжительность суток увеличивается (около 0,0016 секунды за 100 лет). Еще сильнее действует земная приливная сила на Луну: она уже давно замедлила свое суточное вращение настолько, что постоянно обращена к нам одной стороной.

Источник
Кондрашов А.П.,
3333 каверзных вопроса и ответа

Приливы и отливы – периодические изменения уровня воды в морях и океанах, зависящие от положения Луны и Солнца относительно нашей планеты. Человек не ощущает на себе гравитационных влияний Луны, а на примере воды это хорошо заметно.
Эти явление можно наблюдать два раза в сутки, так на водные массы Земли действует притяжение Луны. Оно настолько сильно, что уровень воды в некоторых районах может подниматься до 19,6 м – самые высокие приливы, наблюдаются в бухте Фанди на восточном побережье Канады. Аргентина, Порт Галлегас – может похвастаться показателями до 18 м.

Люди, которые видели это завораживающее действие впервые, надолго остаются под глубоким впечатлением. Бывали и трагические случаи, когда при наступлении отлива туристы забредали на осушенные участки слишком далеко, и при возвращении воды обратно, они не успевали вернуться обратно на сушу и в панике оказывались погребенными под водой. Во внутренних водоемах высота прилива меняется настолько слабо, что зачастую это воспринимают просто как волны. Часто люди ошибочно считают, что вода движется только когда дует ветер, это совсем не так. Водная масса Земли меняет свой уровень каждые шесть часов, то поднимаясь, то снижаясь, так вода следует за Луной, а та в свою очередь вращается вокруг планеты.


Притяжение Солнца так же играет немалую роль, но по воздействию оно почти в два раза меньше лунных притяжений, так как находится от планеты намного дальше. Масса воды мирового океана под действием Луны с одной стороны, и под действием Солнца с другой, вытягивается,и принимает форму овала.

Учеными доказано что притяжение действует не только на воду, земля так же подвержена искажению формы, но из-за того что она не настолько пластична, для людей деформация поверхности земли остается малозаметным. Под действием двух планет образуются две волны, бегущие к противоположным сторонам земного шара, тем самым создавая приливы и отливы. А поскольку положение Луны и Солнца по отношению к земной поверхности постоянно меняется, то изменяются и показатели приливно-отливных явлений.


Полной водой – называется максимальный уровень поверхности воды во время прилива. Малой водой – минимальный уровень во время отлива. В небольших закрытых водных пространствах изменения уровня малозаметны, так как этому мешают участки суши, то же самое и с уровнем воды внутренних морей. А наиболее мощные приливы образуются на берегах океанов и в водоемах, которые тесно связаны с ними.


Самые первые упоминания о приливах описаны древнегреческим историком Геродотом, в 425 году до нашей эры и только через полтора века эти природные явления связали с Луной. Ранее большая часть ученых Древнего Востока считали Землю живым существом, а приливно-отливные явления, объясняли как ее дыхание. Вторая же часть наивно верила, что вся жидкость планеты это ее кровь, а приливы это пульсация от биения сердца. В восточных регионах планеты люди считали изменения уровня воды, проявлением гнева морских божеств, живущих глубоко на дне моря. Мусульмане же наоборот верили, что это делает ангел, сидящий в облаках над океанами. Когда он опускает свою ногу в воду, наступает прилив, а когда поднимает, приходит отлив.

Первым человеком, который точно определил природу изменения уровня воды, стал римский натуралист и писатель Плиний. В 77 году нашей эры, в своих трудах он дал точное объяснение наступлениям и отступлениям вод, а так же установил очевидную связь с фазами Солнца и Луны. В период Эпохи Возрождения стали быстро развиваться науки, в учениях о море так же стал заметен прогресс, наиболее интенсивным изучением приливов на то время занималась Англия. С 18 века стали вести книги с записью всех сведений об этих природных явлениях, в дальнейшем они получили широкое использование в практике мореплавания.

В дни когда все три планеты расположены на одной прямой, т. е. Луна и Солнце находятся с одной стороны земли, гравитационная сила планет суммируется, такое явление происходит два раза в месяц – в новолуние или полнолуние. Приливы в такие дни считаются самыми обильными по количеству прибывающей массы воды. Уровень воды на разных поверхностях земного шара поднимается с разной скоростью, на это очень влияет рельеф морского дна и уровень его наклона. Если водные просторы окружены очень крутыми берегами или отвесными скалами то отметка воды сначала поднимается медленно, затем постепенно наращивает скорость потока и к уровню полного прилива снова замедляется. Аналогично происходит и график отлива.

Совсем иначе выглядит картина на пологих рельефах местности, здесь вода несется с большей скоростью, сопровождаясь высокими волнами стремительно захватывающими всю прилегающую отмель. Очень опасные явления именуемые бором, встречаются в устьях рек связанных с океаном. При сильном приливе морская вода с огромной силой врывается в русло, смешиваясь с речной водой образует пенную массу, которая поворачивает воды реки вспять. Течение начинает двигаться в обратную сторону, разрушая берега и снося все на своем пути, нередко оно было причиной крушения кораблей, которые находились в фарватере реки во время прилива. Когда высота прилива стремительно вырастает в одном месте, то с другой стороны она так же стремительно спадает. Ученые предполагают, что через каких-то 12-13 миллиардов лет Земля будет постоянно повернута к Луне одним боком, уровень воды станет стабильным и приливы исчезнут.


А пока с каждым годом это природные явления все больше осваиваются людьми. С целью использования огромной энергии приливов на берегах морей и океанов строятся гидроэлектростанции. Первая станция выдавала мощность всего лишь в 800 киловатт, в дальнейшем их постепенно модернизировали и сейчас цифры приближаются к выработке сотни тысяч киловатт. Это позволяет человечеству производить электроэнергию, используя бесплатные возможности планеты, и что немаловажно, делать это экологически чистым путем, и не загрязнять при этом Землю.