Психологический портрет. Какие тайны личности раскрывает? Психология в портретной съемке

День 1
Теория современного психологического портрета

Современный психологический портрет. История, тенденции, цели и задачи съемки.
Средства выразительности в современном психологическом портрете.
Как найти контакт с незнакомым человеком. Психология работы с моделью на съемке. Практические советы.
Обсуждение фотографий.
Ваш собственный «Путь фотографа».
Фотограф как художник. Искусство - это высказывание художника.
Открытие нового как цель искусства.
Творческий путь современного фотографа как художника. Внутренняя свобода. Как соединять работу на заказчика и собственное развитие.
Многоуровневое восприятие зрителем произведений искусства.
Два разных подхода. Цвет и монохром в фотографии.

День 2
Практика фотосъемки и портфолио-ревю
50 способов улучшить ваши фотографии с людьми.
Свет в фотографии. Светотеневой рисунок. Свойства и характеристики света. Обзор светового оборудования для съемки в студии и в домашних условиях.
Классификация источников света для съемки портретов. Использование одного источника для съемки.
Классические световые схемы. Съемка постановочных портретов.
Динамические световые схемы. Студийная съемка спонтанных эмоциональных портретов.
Цифровая черно-белая фотография. Цветные фильтры и цветовая температура источников света.
Нюансы освещения в мужском и женском портрете.
Практика фотосъемки мужского, женского, детского портрета с различными световыми схемами.
Практика съемки группового портрета. "Подводные камни".
Портфолио-ревю. Индивидуальное или групповое обсуждение работ участников мастер-класса.

Портретная съемка является одним из наиболее популярных жанров фотографии. Ведь не секрет, что каждый фотолюбитель начинает свой творческий путь, в первую очередь, со съемок портретов своих друзей или любимых людей. По началу кажется, что этот вид фотосъемки достаточно прост: нужно только посадить человека перед объективом, выбрать позу, настроить свет, навести фотокамеру на резкость и сделать снимок. И, в результате, получился вроде бы готовый фотографический портрет, который имеет полное внешнее сходство с оригиналом. Однако, главная задача фотографа-портретиста заключается в том, чтобы передать характерные черты человека, его эмоции и настроение. При этом выражение человеческого лица меняется практически каждую секунду. Фотограф должен уметь найти и запечатлеть именно тот момент, который бы в полной мере отразил внутренний мир человека. Для этого он должен быть немножко психологом, быть внимательным и чутким к поведению людей.

Психология является важной частью портретной съемки. Ведь простая передача внешности человека не гарантирует того, что портрет получится хорошим и привлекающим внимание. Зачастую люди на фотографических портретах получаются совсем непохожими на себя: с застывшим, плоским лицом, выпученными глазами и неестественно повернутой головой. Такие фотографические карточки можно назвать «лицо как на паспорт». Эти изображения настолько отличаются от присущих человеку живых поз и эмоций, что сходство на фотографии получается только чисто механическим. Поэтому так важно в портретной съемке не просто передать внешность человека, но и выразить его «натуру» через характерную позу, то или иное выражение лица или настроение.

Все дело в том, что зачастую люди, готовясь к портретной съемке, держатся перед объективом немного скованно и неестественно. Поэтому фотограф должен, в первую очередь, снять психологическое напряжение с человека, чтобы он перестал реагировать на камеру застывшим выражением лица или исключительно натянутой улыбкой. Для этого надо, безусловно, постоянно общаться с моделью, обеспечить своеобразный энергообмен во время съемки. Главное, чтобы человек чувствовал себя комфортно рядом с фотографом и камерой, не боялся раскрывать свои эмоции. Он должен оставаться самим собой, ведь только это позволит грамотно подчеркнуть красоту человеческой души. Фотографу нужно перестать возиться с техникой, светом или многочисленными настройками, а повернуться к человеку и начать интересоваться им. Фотографу-портретисту всегда важно психологически расположить к себе модель, заинтересовать человека, понять ему настроение и, в конце концов, почувствовать его. Только тогда человек проявит в ответ симпатию, перестанет бояться проявлений своих эмоций и полностью раскроется перед фотокамерой. Таким образом, в психологическом плане, чтобы получить хороший портретный снимок, необходимо перейти с формального уровня общения с моделью на интимный.

Хотя фотограф должен в любой ситуации уметь убедить человека, что именно он принимает решения на съемочной площадке, тем не менее, не нужно утомлять снимающегося и излишне «командовать» им. Человек должен сам попробовать выразить самого себя, без боязни перед камерой, в игровой манере. Если портретист не может расслабить модель и заставить человека почувствовать себя уверенно, то вряд ли можно будет добиться хорошего мужского или женского портрета. Во время съемки фотографу никогда не следует сильно выражать своих эмоций, не делать огорченного лица, расстроенных вздохов или, наоборот, восхищенных восклицаний. Ведь человек не видит получившиеся в результате кадры в ходе съемочного процесса, что зарождает в нем внутреннее беспокойство и дополнительное напряжение.

Конечно, подобные психологические моменты не всегда можно применить на практике. Бывают ситуации, когда события развиваются достаточно стремительно даже для самого фотографа и требуется провести портретную съемку в короткие сроки. Практически нет времени на знакомство и общение с моделью. Тогда важнейшим качеством для фотографа-портретиста становится способность разглядеть в людях что-то особенное, красивое и зафиксировать это. Для этого надо развивать природную наблюдательность, стараться каждый раз присматриваться к чертам лица человека, его выражениям и эмоциям. Фотограф должен плавно менять позы человека, фиксируя все стадии движения. Изменение позы может создать у модели совершенно новое настроение, которое надо суметь запечатлеть. Каждому человеку свойственны свои собственные позы и жесты, которые в полной мере позволяют выразить его индивидуальность. Умелый фотограф-портретист должен уметь найти эти позы благодаря своей наблюдательности и художественному вкусу. При этом какие бы эмоции человек не испытывал во время съемки – смех, грусть, смущение, испуг или восторг – они должны быть обязательно запечатлены на камере. Сам фотограф должен приобрести необходимый опыт и знания, чтобы быстро и правильно найти для человека наиболее естественные позы, в соответствии с его индивидуальными качествами.

Таким образом, залогом успеха портретной съемки является установление взаимопонимания и отношений доверия между фотографом и моделью. Этот внутренний контакт и наблюдательность фотографа помогают ему подметить во время беседы с человеком наиболее интересные моменты, привычные выражения лица, различные эмоции и настроение портретируемого. И в тот момент, когда он почувствует, что лицо человека приняло характерное выражение и свойственные ему внутренние черты, производится съемка. Конечно, такие своеобразные умения и психологические способности фотографа приобретаются только в процессе регулярной практики.

  • - Многие думают, что фотографии на обложках российских журналов - яркие примеры современного портрета. Посмотрев историю мировой фотографии, мы поймем, что это нафталин двадцатилетней давности. А что же сейчас востребовано в мире? Каков современный фотопортрет? Разберемся в этом вместе
  • - Известно, что для многих фотографов, общение с клиентами или моделью на съемке видится непреступной крепостью. Мастер-класс поможет Вам решить эту проблему навсегда, и покажет, как легко найти ключ к любому человеку на съемке
  • - Мы знаем, что у многих не только начинающих фотографов, все фотографии похожи друг на друга или все люди на фотографиях похожи друг на друга. На мастер-классе Вы узнаете, как находить индивидуальность в каждом человеке и индивидуальность в себе как фотографе, научитесь новым выразительным средствам, которые помогут Вам эту индивидуальность передать на фотографии
  • - Многие начинающие фотографы пугаются снимать в студии, потому что много оборудования и не понятно. На мастер-классе Вы поймете, что для хорошего портрета не нужно все это устрашающее многообразие и отработаете на практике основные схемы для женских, мужских, детских и семейных портретов
  • - У нас есть "Пятьдесят способов улучшить портреты" и мы хотим поделиться с Вами этими наработками, чтобы Вы сделали качественных скачок в своей фотографической практике
  • - Мы хотим, чтобы Вы увидели, что снимать людей - это легко и интересно. Вы сможете в этом убедиться на мастер-классе

2. Главные вопросы мастер-класса

  • - Как снимать современный портрет?
  • - Как отличаться от других фотографов?
  • - Как улучшить свои фотографии с людьми?
  • - Как находить контакт с моделью?
  • - Как разрушить психологический барьер?
  • - Как передать суть человека?
  • - Как делать хорошие портреты без фотошопа?
  • - Как быстро научиться снимать в студии?

3. Для кого этот мастер-класс?

Этот мастер-класс для профессиональных фотографов, снимающих людей — для свадебных, семейных, детских, жанровых, глянцевых и коммерческих фотографов, а также для начинающих фотографов и любителей, желающих снимать естественные, живые, настоящие портреты.

4. Вы научитесь

5. Программа мастер-класса

Первая часть. Теория современного психологического портрета

  • - Современный психологический портрет. История, тенденции, цели и задачи
  • - Средства выразительности в современном психологическом портрете
  • - Как найти контакт с незнакомым человеком. Психология работы с моделью на съемке. Десять советов как расположить к себе людей
  • - Просмотр фотографий. Обсуждение
  • - Ответы на вопросы

Также в этот день мы поговорим с Вами на темы, которые помогут по-новому взглянуть на Ваш «путь фотографа»

  • - Фотограф как художник. Высказывание художника через искусство.
  • - Открытье новое как цель любого вида искусства
  • - Творческий путь современного фотографа как художника. Внутренняя свобода. Как соединить работу на заказчика и собственный внутренний рост
  • - Многоуровневое восприятие зрителем произведения искусства
  • - Цвет и ч/б в фотографии. Два разных подхода к фотографии

Вторая часть. Практика фотосъемки и портфолио-ревью

6. Фишка мастер-класса

Вы сможете не только поснимать и посмотреть, как работает на съемке Алексей, но и самим побыть моделью и получить фотографии от Алексея Никишина! А еще в конце второго дня Вас ждет портфолито-ревью, на котором Вы сможете показать свои работы, обсудить их с Алексеем и задать все интересующие вопросы.

Хорошая портретная фотография передает сущность человека, будь то ребенок, сосед или знаменитость.

Людям испокон веков хотелось получить свои парадные портреты, на которых они были бы изображены красивыми и представительными. Неважно, что на таких портретах они весьма отдаленно походили на самих себя: парадный костюм, особая прическа. Встретишь на улице - не узнаешь.

За это были готовы платить деньги. Портреты писались долго. Услуги именитых художников предполагали серьезные гонорары. До изобретения фотографии портрет был привилегией только очень богатых людей.

Вряд ли сейчас можно представить себе, как на самом деле выглядел Наполеон. Художники, как правило, льстили заказчику. Придворный художник всегда подстраивался под правителя. То же самое было и с фотографией в момент ее изобретения. Фотограф создавал образ, и этому образу верили. Вспомним портреты известных политических деятелей: Ленина с добрым прищуром, Сталина с доверительным взглядом, Горбачева с заретушированным родимым пятном на голове. Повторяя один и тот же образ на многочисленных фотографиях, можно создать имидж человека. Соответственно, портреты могут по-разному интерпретироваться. Один и тот же человек может быть снят мужественным, добрым, застывшим правителем, живым человеком.

Ко мне как-то обратился психолог, клиентуру которого составляли стареющие жены новых русских. Попросил снять его более взрослым, с доброй улыбкой человека, которому можно довериться. Перед этим его снимали в студии - и сняли героическим мачо. Этот образ совершенно не соответствовал тому, что ему было нужно. Наша с ним фотосессия началась сразу по окончании рабочего дня. Ко мне он вышел усталый, с пустым взглядом. Ему очень хотелось, чтобы я побыстрее все отсняла. А мне хотелось по-честному отработать свои деньги. Мы начали разговаривать. Я усадила его, стала выставлять свет, одновременно с этим задавала вопросы, рассказывала про себя. И между делом нажимала на кнопку. Через час мы закончили.

Он выглядел отдохнувшим. Глаза сияли.

«Знаете, что вы со мной сделали? - спросил он. - Вы провели сеанс психотерапии. Уже неважно, что получится, - продолжал он, - вам нужно продавать атмосферу, которая царит на съемке». Потом, когда он рассматривал свои снимки, интересовался, что я говорила ему в тот момент и почему у него такие добрые глаза отличного парня.

Когда мы снимаем портреты, то зачастую снимаем реакцию фотографируемого человека на себя, снимающего. И тут уж смотря какая перед вами стоит задача… Чаще всего хочется получить психологический портрет, хочется поймать ту самую эмоцию, которая лучше всего отражает то, что внутри, то, что называется душой.

Бывает, что на съемке, как только направляешь объектив на человека, он выдает тебе заученную улыбку со словами: «Снимайте быстрее, у меня мало времени». Эта заученная улыбка свойственна людям-знаменитостям, тем, кто привык к частым фотосессиям в гламурных журналах и всегда готов к дежурной сияющей улыбке, так, чтобы было видно максимальное количество зубов. В результате получается технически безупречная фотография - при условии, что вы умеете работать со светом, - но совершенно неинтересная с точки зрения эмоций.

Хорошо, когда тебе удается добиться того, чтобы человек при тебе вел себя естественно, как он ведет себя в кругу друзей. Большинство людей при виде объектива напрягается. Ваша задача - стать фотографом-невидимкой или тем самым, которому доверяют.

В кадре одного фотографа человек выглядит раскованным и веселым, в кадре другого у него напряженный, серьезный вид. В третьем случае он может показаться гламурным, пафосным. В четвертом - человек вписан в фотографию как арт-объект, и фотография рассматривается как набор символов.

Каждый снимок - настоящий шедевр.

Фотограф Дэвид Ярроу (David Yarrow) полжизни провел, гоняясь за слонами по пыльным полям Кении и высматривая черную пантеру на равнинах Южной Африки. В своем деле он стал лучшим, и не просто так, передает Фрешер .

На своей последней фотовыставке «Неприкасаемые» фотограф поведал истории, которые стоят за самыми экстремальными кадрами в его коллекции.

«Дон»

Амбосели, Кения — 2017

«Этот портрет — мой фирменный стиль в работе со слонами, но еще никогда бычий слон с такими огромными бивнями не подходил на расстояние одного метра до камеры. У снимка все признаки студийной съемки, а не случайного кадра в результате упорного выжидания.
А ждал я такого снимка долго — целых 6 лет! Иногда большие особи проходили метром левее или правее камеры, а иногда прямиком к ней подбирались сородичи поменьше. Но чтобы так — это золотая комбинация. Он цепляет наш взгляд и не отпускает. Думаю, 6 лет того стоили.

Я долго морочил голову над тем, как озаглавить этот снимок. В конце концов решил, что название должно передавать ту властность и независимость, что передает этот слон. Но на снимке не просто сила — здесь есть что-то слегка менее уловимое, некая аура — он как будто вызывает у меня уважение. Он — дон».

Дэвид Ярроу

«Багира»

Южная Африка — 2016

«Без сомнения, эта кошка сразу же захватывает внимание — и моя роль как фотографа тут вторична. Именно магнетизм черного леопарда притягивает взгляд на этой фотографии. Насыщенные черные цвета вообще всегда хорошо работают в композиции — мне просто повезло, что я оказался в нужном месте с нужным оборудованием. Даже Матисс как-то говорил, что ему 40 лет понадобилось для того, чтобы понять, что черный — его любимый цвет.
Лучший же цвет для фона, когда работаешь с черным, — это белый. Ну, во всяком случае, фон должен отражать много света. Я гонялся за этим леопардом полтора часа, пока не поймал нужный мне фон. То, что он так красиво встал при этом, — настоящая удача. Хотя, говорят, удача — это то, что остается после усилия. Да и вообще, какая разница, главное, что кадр получился что надо».

«78 градусов на север»

Свальбард, Норвегия — 2017

«На самом деле это была не самая моя удачная съемка. А если уж быть честным, я был разочарован. То, что получилось, совсем не передает среду обитания — ведь место называется “Королевство гигантов”. На всех моих предыдущих снимках до июня этого года из медведей не получалось гигантов, а из местности не выходило ничего похожего на королевство.
По-моему, фотография — это необязательно форма репортажа, она может быть и искусством. Например, на этом снимке сливающиеся цвета и эдакая анонимность медведя не делают изображение слабее — скорее, наоборот. Я 30 дней фотографировал в Свальбарде без остановки и унес оттуда всего три снимка. Этим снимком я очень горжусь. Как говорил мой друг, по-настоящему великие снимки не повторяются. Не мне решать, великий ли вышел снимок, но пусть другие попробуют его повторить.

Настоящая ирония в том, что этот кадр — последний из 60. Спустя мгновение после того, как я сделал последний снимок, этот самый одинокий из хищников скрылся за горизонтом, и я понял, что наши с ним дороги больше не пересекутся. Это были самые волнительные 15 минут в моей жизни, сердце колотилось, и я просто щелкал без остановки. Только по пути на корабль, просматривая снимки, я понял, что получилась сногсшибательная фотография».

«Hello»

Кактовик, Аляска — 2015

«Одним незабываемым августовским вечером на северном склоне Аляски мне выпала просто сказочно близкая встреча с группой белых медведей. Я снимал в одной маленькой скромной деревушке, и двое местных согласились покатать меня на своей лодке. Они прекрасно знали всю местность, а я объяснил им, как предпочитаю снимать — ровная высота и максимальная близость. Но, конечно, местные строго соблюдают законы — ни в коем случае нельзя приближаться к медведям и тем более беспокоить их — можно только терпеливо выжидать, пока они сами не проявят интерес и не подойдут к тебе.
Спустя два часа ожидания тот самый момент пришел — и мне хотелось бы думать, что я сделал все возможное, чтобы как можно лучше им воспользоваться. Уповать на важность размера печати — страшная банальность, но в этом случае это оправданно по двум причинам.

Во-первых, белый медведь — это огромный зверь. Насколько возможно, необходимо это передать. Во-вторых, у медведей очень много деталей кроется в глазах — а они очень маленькие, — очень редко появляется возможность это поймать на фото. Я, пожалуй, был настолько близок к медведю в тот момент, насколько это вообще возможно за пределами зоопарка. Когда первая фотография выкатилась с пресса в Лос-Анджелесе, один мой приятель повернулся ко мне и сказал: “Дэвид, посмотри на глаза — ты там есть!” Он был прав — я ненароком сделал селфи в глазах белого медведя».

«Конвейер»

Лева, Кения — 2017

«Энди Уорхол как-то сказал: “Мой самый любимый цвет — это черный. Другой мой любимый цвет — это белый”. Думаю, что только лишь поэтому ему бы пришелся по душе этот снимок. Я давно мечтал сделать такой абстрактный снимок, но с зебрами это очень сложно, так как они постоянно перемещаются.
Но еще большим препятствием было то, что когда зебры толпятся на одном участке земли — как они обычно и делают, то корпус первой в ряду заслоняет всех остальных. Я придумал гениальное решение — нужно было найти холмистое место, на котором бы они все стояли вместе, но под откосом — таких холмов в этой местности не бывает.

Тогда я перебрался чуть подальше — в Леву, и со временем дождался своего часа. Это была двойная удача — оказалось, что в Леве водится особый вид этих животных — у них полоски намного тоньше и деликатней, чем у других видов зебр, — и скорее выглядят как белые полоски на черной шерсти, а не наоборот, как принято считать».

«Сибиряки»

Харбин, Китай — 2016

«В Китае осталось не больше 40 особей диких сибирских тигров, но там есть дикие заповедники, где этим животным ничего не угрожает — это безопасное место для них, но не самое безопасное для людей — человека от тигров там никто не охраняет.
Я поехал в заповедник зимой, когда там было -35. Наняв переводчика, я пришел с подарками к управляющему в офис и показал ему свои снимки львов и слонов. Он согласился мне помочь, но строго обозначил правила безопасности — мне ни в коем случае нельзя было покидать автомобиль. Он согласился на джип со съемными окнами и довольно широкими прутьями — достаточно широкими для моей камеры, но недостаточно — для головы тигра.

Мне нужно было сделать снимок до 10 утра — после этого свет уже не тот для групповых портретов, так что пришлось выезжать в самое холодное время дня. Мы купили 25 целых кур, чтобы привлечь внимание тигров. А по нервным спорам между водителем, переводчиком и кормящим можно было понять, что для них такой выезд, наверное, первый.

Сибиряки вышли идеальным групповым портретом — и с геометрией получилось неплохо. Они все так уютно смотрятся вместе — как будто они с обложки сериала “Клан Сопрано”, только тигры».

«Король-рыболов»

Аляска — 2017

«Я много лет снимаю гризли и провел очень много дней в непосредственной близости к медведям, но этот снимок — самый захватывающий. Такой близкий, но емкий обзор достигнут благодаря хорошо направленной камере и 28-миллиметровому объективу. Медведь получился большим, первобытным и грозным — всего в полуметре от камеры.
Мы прибыли на место сразу после восхода солнца и принялись за установку камеры, внимательно изучив тропы, по которым большой самец охотится на рыбу. Я предпочитаю снимать против света, но делать это в 7 утра — значит ставить под угрозу хороший кадр. Тем не менее другого было не дано — но можно было спуститься вдоль реки так, чтобы свет был позади, и получить немного больше глубины.

Я молился, чтобы медведь подошел к камере — и он это сделал! Подошел, повернулся слегка в сторону и посмотрел вдаль — какой сильный взгляд вышел! Вот и все — дело было за малым. Как только он отошел на 10 метров, я тут же подбежал и схватил камеру — через полчаса мы уже наслаждались завтраком».

Эмма

Динокенг, Южная Африка — 2017

«В моем подходе к фотографии самое важное — это фокус. Его ни за что нельзя приносить в жертву. Наверное, это исходит от моей практики в спортивной съемке. А чем ближе объект к камере — тем больше навыков требуется, чтобы не допустить ошибок.
В такой близи чуть-чуть не рассчитать фокус — на 2 см ближе или дальше, чем глаза хищника, — значит провалить снимок, ведь вы не уловите взгляд — а это то, что цепляет больше всего.

Лично я часто упускаю фокус, потому что тороплюсь. Но когда выходит как надо, результат может быть сногсшибательным. С этим снимком все понятно, мне даже не надо ничего объяснять — все написано на морде этой львицы».

«Неприкасаемые»

Амбосели, Кения — 2017

«Пожалуй, лучший мой снимок 2017 года. По правде говоря, это невероятно удачный кадр для такого широкого объектива — объект снимка должен был быть на идеальном расстоянии, чтобы изображение не размыло — а для этого требуется такой холодный расчет, на который я, честно признаться, и не полагался. Чтобы снимок получился, слону просто необходимо было закрыть собой солнце — и он так и сделал. Кадр на миллион!»