Резолюции совета безопасности оон по кндр. Санкции оон в отношении кндр. досье. Проект резолюции был изменен

Москва. 22 декабря. сайт - Члены Совета Безопасности в пятницу единогласно приняли резолюцию, которая предусматривает еще более жесткие санкционные меры в отношении КНДР, передает корреспондент "Интерфакса".

"Результат голосования следующий: "за" проект резолюции проголосовали 15 членов Совета. Проект резолюции принимается единогласно", - сказал по итогам голосования председатель Совета безопасности в декабре, постпред Японии при ООН Коро Бешо.

Подготовленный США проект резолюции был распространен среди членов Совета накануне.

Документ СБ ООН по Северной Корее предусматривает резкое сокращение поставок нефтепродуктов, почти на 90%, с 1 января. Так, КНДР может получать до 500 тыс. баррелей нефтепродуктов в год, включая бензин, дизельное топливо и керосин. Поставки сырой нефти в КНДР после принятия резолюции не должны превышать 4 млн баррелей в год. Согласно резолюции, все поставщики нефти и нефтепродуктов в КНДР должны будут информировать об этом ООН. Страны также должны будут пресекать попытки нелегального импорта нефти в Северную Корею.

Помимо этого, вводится запрет на поставки в КНДР различного рода минералов, химических товаров, электрических товаров и оборудования, а также некоторых продуктов питания. Согласно документу, запрещаются также закупки у Северной Кореи электрооборудования, сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Всем странам предписывается останавливать, обыскивать или задерживать суда, если имеются веские основания полагать, что эти суда вовлечены в незаконную деятельность, запрещенную профильными резолюциями СБ ООН.

Кроме того, министерство народных вооруженных сил и 15 северокорейских граждан вносятся в санкционный список.

Заместитель постоянного представителя РФ при ООН Владимир Сафронков по итогам голосования сообщил, что формулировки в американском проекте резолюции менялись "за минуту голосования" и принятие документа "стало возможным только в результате учета озабоченностей" России.

Изначально проект резолюции предписывал всем странам, которые используют рабочую силу из КНДР на своей территории, депортировать всех северокорейских рабочих в течение года. Однако "в последнюю минуту" перед голосованием сроки высылки были изменены с одного года на два, рассказал Сафронков.

Дипломат подчеркнул, что санкционные меры не распространяются на деятельность дипломатических миссий в КНДР, на функционирование железнодорожно-портового проекта "Раджин-Хасан". Кроме того, рестрикции также не действуют в отношении корейской авиакомпании и поставки соответствующих запасных частей.

Однако в конце ноября Северная Корея после длительной паузы снова провела ракетные испытания. Пхеньян объявил о запуске межконтинентальной баллистической ракеты "Хвасон-15", которая, по утверждению северокорейской стороны, способна достичь любого района на территории Соединенных Штатов.

Наблюдатели отмечают, что предварительно проект резолюции обсуждался американской стороной с Китаем, который считается главным союзником и экономическим партнером Пхеньяна.

22 декабря 2017

Постоянное представительство США при ООН

В ответ на запуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), осуществленный 29 ноября 2017 года Северной Кореей, резолюция Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) 2397 вводит новые жёсткие санкции в отношении энергетического, экспортного и импортного секторов Северной Кореи с новыми морскими полномочиями с целью добиться прекращения незаконной контрабандной деятельности Северной Кореи. Резолюция СБ ООН 2397 основывается на резолюции СБ ООН 2375 (2017), которая предусматривает самые жёсткие санкции, когда-либо введённые в отношении Северной Кореи, а также на предыдущих резолюциях. Данная резолюция включает следующие меры:

1. Продукты переработки нефти (OP5) : Сокращает введённое резолюцией 2375 годовое ограничение на экспорт продуктов переработки нефти на 75% до максимального количества экспортируемых Северной Кореей нефтепродуктов в 500 000 баррелей в год.

o В 2016 году Северная Корея импортировала 4,5 млн баррелей продуктов переработки нефти.

o После сентябрьского ядерного испытания Совет Безопасности ограничил экспорт продуктов переработки нефти в Северную Корею двумя миллионами баррелей.

o Из-за уменьшения этого лимита до 500 000 баррелей северокорейский импорт бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов будет сокращён в общей сложности на 89% по сравнению с показателями лета 2017 года.

2. Сырая нефть (OP4) : Укрепляет предусмотренное резолюцией СБ ООН 2375 замораживание поставок сырой нефти путем установления годового лимита в 4 млн баррелей, или 525 000 тонн. Повышает прозрачность поставок сырой нефти в Северную Корею, требуя, чтобы поставляющие её государства-члены ежеквартально представляли доклады Комитету по санкциям 1718 об объемах нефти, поставленных в Северную Корею.

3. Приверженность будущему сокращению поставок нефти (OP27) : Обязует Совет Безопасности ввести дальнейшее сокращение на экспорт нефти в Северную Корею после очередного ядерного испытания или запуска МБР, что направляет мощный новый политический сигнал Северной Корее о будущей реакции Совета Безопасности.

4. Борьба с морской контрабандой (OPs 9–15) : Предоставляет дополнительные инструменты для борьбы с контрабандой и уклонением от санкций, включая новое требование к странам по захвату и конфискации кораблей, уличённых в контрабанде запрещённых товаров, включая нефть и уголь.

5. Северокорейские работники за рубежом (OP8) : Требует, чтобы страны выслали всех северокорейских рабочих, получающих доходы за рубежом, немедленно, но не позднее, чем через 24 месяца (конец 2019 года).

o Как полагают, северокорейский режим ежегодно зарабатывает более $500 млн, облагая высоким налогом заработок почти 100 тысяч зарубежных северокорейских рабочих, из которых до 80 000 человек работают только в Китае (около 50 000) и России (около 30 000).

o Освобождает от репатриации северокорейских перебежчиков, беженцев, лиц, ищущих убежища, и жертв торговли людьми, которые столкнутся с преследованием и пытками со стороны северокорейского режима в случае репатриации.

6. Запрет на экспорт КНДР (OP6) : Запрещает все оставшиеся категории основных статей экспорта КНДР.

o Предыдущие резолюции Совета Безопасности ввели запрет на экспортные сектора Северной Кореи, охватывающие около 90% экспортной выручки страны (включая уголь, текстильные изделия, морепродукты, железо).

o Запрет на остальные основные экспортные сектора - включая пищевые продукты, сельскохозяйственную продукцию, технику для добычи полезных ископаемых, электрооборудование, - приведёт к сокращению ежегодных доходов от экспорта на дополнительные $200 млн или более.

o Доходы от экспорта этих товаров в 2016 году составили почти 10% от общего объема экспорта, или $264 млн.

7. Запрет на импорт КНДР (OP7) : Запрещает Северной Корее импортировать тяжелую технику, промышленное оборудование и транспортные средства, на которые приходилось около 30% от северокорейского импорта в 2016 году на сумму около $1,2 млрд. От запрета освобождаются поставки запасных частей для гражданских пассажирских самолетов по соображениям безопасности воздушного движения.

8. Защищает гуманитарную и дипломатическую деятельность в Северной Корее : Вводит новые меры, нацеленные на северокорейский режим и элиту путем ориентации на промышленное производство и другие крупные виды экономической деятельности, предотвращая экспорт Северной Кореей продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Предоставляет ряд льгот, направленных на защиту доставки гуманитарной помощи народу Северной Кореи и не препятствует работе дипломатических и консульских представительств, действующих в Северной Корее.

9. Включает в санкционный список новых лиц (приложения) : Добавляет в санкционный список ООН 16 новых физических лиц и 1 юридическое лицо в связи с финансированием и разработкой программ Северной Кореи по созданию ядерного оружия и баллистических ракет.

По оценкам Минэнерго США за 2016 год, Китай (крупнейший поставщик и партнер КНДР) поставляет Северной Корее 3,6 млн барр. нефти в год и 2,2 млн барр. в год нефтепродуктов, остальное обеспечивают более мелкие экспортеры, включая Россию. По данным миссии США в ООН, общий объем ежегодного импорта КНДР — 4 млн барр. сырой нефти и 4,5 млн барр. нефтепродуктов. ​Тем самым закупки северокорейцами нефтепродуктов упадут на 56%.

Фото: China stringer network / Reuters

Резолюция также ​запрещает членам ООН покупку северокорейского текстиля и наем новых работников из КНДР (контракты уже нанятых не могут быть продлены). Северной Корее также запрещено производить и закупать газоконденсаты.

Текущие потребности КНДР в нефти в тысячи раз меньше, чем у США или КНР, но новые санкции все равно приведут к заметному сокращению поставок, заявил Bloomberg эксперт калифорнийского Nautilus Institute Дэвид фон Хиппель. По его мнению, неизбежное сокращение потребления горючего в КНДР коснется сначала гражданской сферы, военная же останется в приоритете.

По данным Вашингтона, запрет на продажу текстиля и ограничения на работу северокорейских рабочих лишат Пхеньян значительной части валютной выручки. Текстильный экспорт приносил стране около $800 млн в год, а переводы от соотечественников за рубежом — около $500 млн только в казну государства. Оценки правозащитной организации North Korean Strategy Center еще выше — до $2,3 млрд в год получает Пхеньян от выехавших за рубеж гастарбайтеров.

Предыдущую резолюцию по Северной Корее Совбез ООН принял 5 августа. Она запрещала увеличивать наем работников из Северной Кореи, экспортировать из страны уголь, сталь, железо и железную руду, свинец, морепродукты.

История нарушений​

Свежая резолюция ООН является далеко не первым ограничительным шагом в отношении Северной Кореи. В разные годы КНДР уже запрещали торговать оружием, экспортировать природные ресурсы (торговля углем и железной рудой приносила около $1 млрд в год), импортировать авиационное топливо. Вводились против государства и различные финансовые санкции.

Однако, по сообщениям СМИ, руководству Северной Кореи нередко удается обходить запреты. Например, в марте 2017 года телеканал CNN со ссылкой на неопубликованный доклад ООН сообщил, что КНДР создала сеть подставных компаний, с помощью которых обходит санкции. В документе упоминалась торговля системами ПВО и ракетами со спутниковой системой наведения, которая оплачивалась наличными или золотом. В августе 2016 года было перехвачено северокорейское судно, на борту которого был обнаружен груз произведенной в КНДР амуниции. Похожая ситуация случилась и в 2013 году, когда обнаружили, что северокорейское судно перевозило системы ПВО с Кубы в КНДР.

Российский интерес

В ходе своего дальневосточного турне 5 сентября Владимир Путин сообщил, что Россия продает Северной Корее «40 тыс. т нефти и нефтепродуктов в квартал». «Россия экспортирует свыше 400 млн т нефти и нефтепродуктов на мировой рынок, 40 тыс. в квартал — это ноль», — говорил президент (цитата по сайту Кремля). Из приведенных им данных следует, что поставки в КНДР составляют 0,04% российского экспорта нефти и нефтепродуктов. Однако 12 сентября, уже после голосования в Совбезе ООН, The Washington Post статью, рассказывающую о контрабандном пути доставки нефтепродуктов из России в КНДР. Через подставную сингапурскую фирму Северная Корея за февраль—май 2017 года получила российских нефтепродуктов на $7 млн, утверждает газета со ссылкой на данные Минфина США. Объемы закупленного топлива газета не приводит.


Президент Российской Федерации Владимир Путин (слева) и председатель президиума Верховного народного собрания КНДР Ким Ен Нам (Фото: Алексей Никольский / РИА Новости)

Тогда же Путин говорил, что в России работают 30 тыс. граждан КНДР. В 2017 году норвежское издание Josimar писало, что на строительстве «Стадиона Санкт-Петербург» (известного также как «Зенит-Арена») работали минимум 110 северокорейцев. По данным комитета по труду и занятости правительства Санкт-Петербурга, в 2016 году город подал заявку на выделение квоты примерно для 3,5 тыс. граждан КНДР.

Российский МИД сообщил, что в резолюции предлагалось принудительно депортировать уже работающих за рубежом северокорейцев. «Если посмотреть на последнее решение Совбеза ООН, вряд ли северокорейские рабочие будут трудиться на территории России после вступления этого решения в силу в полном объеме», — сказал РБК Дмитрий Чернейко, председатель комитета по труду и занятости населения правительства Санкт-Петербурга. В городе, по его словам, трудятся «несколько сотен таких человек».

МИД России сообщил, что в ходе обсуждения резолюции Москва также отстояла право на продолжение реализации крупнейшего российско-северокорейского проекта в области транзита угля с российского Дальнего Востока по железной дороге до порта Раджин в КНДР и на сохранение прямого авиасообщения между двумя странами. За 2015 год через Раджин удалось перевалить порядка 1,2 млн т российского угля.

Вынужденная поддержка

Москва не приемлет претензии КНДР на статус ядерной державы и согласна с другими членами Совбеза, что нельзя оставлять недавнее ядерное испытание «без жесткой реакции», объяснил необходимость принятия резолюции постоянный представитель России при ООН Василий Небензя. «Мы поддерживали и поддерживаем введенные предыдущими резолюциями санкции, чтобы побудить КНДР выполнять требования Совбеза», — добавил он.

России вместе с китайскими партнерами удалось скорректировать «крайне жесткий американский проект, по сути, направленный на удушение северокорейской экономики», пояснил в заявлении МИД России . Удалось убрать требования о санкциях в отношении высшего руководства КНДР, правительства и правящей Трудовой партии, требование о полном эмбарго на поставки нефти и другие радикальные предложения.

«Резолюции Совбеза ООН имеют фактически статус нормы международного права, а Северная Корея все время нарушает эти резолюции — законы, непреложные для всех. В этих условиях по-другому реагировать просто невозможно. Это дипломатический этикет», — объясняет поддержку Москвой новой резолюции политолог Ирина Ланцова, научный сотрудник Восточного факультета СПбГУ.

Другая причина — Россия действует в связке с Китаем, который является стратегическим партнером Москвы, играет ведущую роль в урегулировании корейского кризиса и обладает ключевым влиянием на Пхеньян. Поэтому Москва следует за Пекином и для нее поддержка новой резолюции — это вынужденная мера, рассказал РБК Евгений Ким, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН.

В своем заявлении постпред КНР при ООН Лю Цзеи призвал Пхеньян «серьезно отнестись» к требованиям и ожиданиям со стороны мирового сообщества, напомнив о лидеров России и Китая от 4 июля продвигать российский план урегулирования. Он подразумевает параллельное поэтапное замораживание ракетно-ядерной программы КНДР и военной активности США в Южной Корее.

Евгений Ким полагает, что каждая новая резолюция Совбеза ООН об ужесточении санкций против КНДР в ответ на нарушение прежних резолюций создает порочный круг, из которого выйти непросто, поскольку многие вопросы остаются неразрешенными. Опрошенные РБК эксперты уверены, что принятая накануне резолюция №2375 не только не остановит Пхеньян, но и спровоцирует ответную агрессивную риторику и новые ракетные испытания в ближайшем будущем. В комментарии МИД КНДР от 11 сентября говорится , что Пхеньян ​​«внимательно следит за шагами США и озаботится тем, чтобы Вашингтон заплатил соответствующую цену за незаконную «резолюцию» о санкциях». Пхеньян обещает меры, которые причинят «величайшую боль и страдание» за всю историю США и будут​ призваны «укротить американских гангстеров на глазах у всего мира».

Однако посмотрим на их содержание:

* Ограничение поставок нефтепродуктов (в том числе бензин, дизельное топливо и керосин) до 500 тыс. баррелей в год. Прежняя резолюция сокращала данный объём с 4,5 до 2 млн баррелей. Таким образом, импорт нефтепродуктов будет сокращен на 90% по сравнению с уровнем, предусмотренным в середине 2017 года.

* Ограничение поставки сырой нефти до 4 млн баррелей в год. Все поставщики нефти и нефтепродуктов в КНДР должны будут информировать об этом ООН. Страны-члены ООН также должны будут пресекать попытки нелегального импорта нефти в Северную Корею.

* До 2019 года страны-члены ООН обязаны выслать со своей территории северокорейских рабочих, сколько бы не составлял срок их контракта (напомним, найм новых рабочих запретила еще предыдущая резолюция).

* Запрет на экспорт Севером продуктов питания, сельскохозяйственной продукции и промышленного оборудования, древесины и судов.

* Запрет на поставку в КНДР железа, стали, промышленного оборудования, электрических товаров и оборудования, минеральных ископаемых, тяжелой техники и транспортных средств, а также некоторых продуктов питания.

* В чёрный список были включены 16 северян, имеющих отношение к ракетной программе КНДР и деятельности северокорейских банков за рубежом, а также Министерство народных вооруженных сил.

* Всем странам предписывается останавливать, обыскивать или задерживать (не только северокорейские) суда, если имеются веские основания полагать, что эти суда вовлечены в незаконную деятельность, запрещенную профильными резолюциями СБ ООН.

* Санкционные меры не распространяются на деятельность дипломатических миссий в КНДР, на функционирование железнодорожно-портового проекта «Раджин-Хасан». Кроме того, ограничения не действуют в отношении корейской авиакомпании и поставки соответствующих запасных частей.

Как сообщил заместитель постоянного представителя РФ при ООН Владимир Сафронков, формулировки в американском проекте резолюции менялись и принятие документа «стало возможным только в результате учета озабоченностей» России. При этом, если первое заседание Совбеза, запомнившееся репликой американского представителя о необходимости разорвать отношения с КНДР, прошло даже без заявления для прессы, то, в целом, проект новой санкционной резолюции был выработан в течение трех недель. Это относительно быстро.

Правительство РК поприветствовало принятие резолюции 2397, потребовав от КНДР немедленно прекратить провокационную политику и как можно скорее встать на путь мира и денуклеаризации: «последняя резолюция является показателем позиции международного сообщества о неприемлемости северокорейской ядерной и ракетной программ». А эксперты МИД РК уже спрогнозировали, что санкции позволят сократить валютные доходы КНДР на 250 млн долларов. Это уже 10% от годового экспорта Севера, а так как полный отказ от использования рабочих КНДР может привести к сокращению валютного дохода Севера на 200-500 млн долларов, в совокупности Пхеньян потеряет до 750 млн долларов.

Генсек ООН Антониу Гутерриш также поприветствовал принятие резолюции и призвал всех членов Организации удвоить усилия для достижения в 2018 году устойчивого мира на Корейском полуострове. Как говорится в распространенном заявлении пресс-секретаря ООН Стефана Дюжаррика, «Генеральный секретарь приветствует единство Совета Безопасности, которое имеет важное значение для достижения цели по денуклеаризации и созданию пространства для дипломатических инициатив, направленных на их достижение мирным путем».

Но характер резолюции еще раз хорошо показывает, что суть санкций как инструмента не в том, чтобы обеспечить экономическую невозможность проведения властью той или иной страны определенных программ, а в том, чтобы просто снизить уровень жизни настолько, чтобы вызвать протесты, направленные против курса властей, либо подвести страну к экономической катастрофе.

Новые санкции не стали полной экономической блокадой, но стали существенным шагом к ней. Это понятно, так как, с одной стороны, на северокорейский шаг надо было дать соразмерный ответ, с другой - Россия и Китай выступали против полной блокады. С третьей стороны, запрет на экспорт северокорейских продуктов питания и очень жесткие ограничения на ввоз в КНДР, по сути, даже запчастей – достаточно серьезный долговременный удар по северокорейской экономике, которая даже с ее уровнем автаркии не может производить все.

Некоторые элементы санкций, однако, включают в себя определенную серую зону. Высылка рабочих, означающая невозможность продлевать контракты, должна быть осуществлена в течение года. И это означает, что при мягком отношении к проблеме рабочих могут выслать только под следующий новый год. Ограничения на поставки сырой нефти и ряда других товаров также де-факто упираются в позицию Китая и проницаемость границ КНР и КНДР.

Немного о позиции ключевых акторов. Россия и Китай в очередной раз проголосовали за санкции. В «патриотическом» сегменте и России, и Китая это решение было подвергнуто определенной критике: если новая доктрина национальной безопасности США открыто объявляет РФ и КНР ревизионистскими державами, которые угрожают американской гегемонии, зачем идти на действия, которые эту гегемонию только укрепляют.

Впрочем, такое поведение объясняется двойственностью ситуации. Сделать что-то иное означает или вынести сор из избы и окончательно похоронить существующую архитектуру безопасности или собственными руками похоронить миропорядок, построенный на том, что ядерное оружие допустимо только странам, входящим в Постоянный комитет СБ ООН. В конце концов, даже официальные лица Российской Федерации, понимая мотивы КНДР, не принимают их действий и не собираются признавать ядерный статус Северной Кореи де-юре.

В этом контексте поддержка Китаем данной резолюции может означать не столько то, что в Пекине полностью прогнулись под американскую политику, сколько то, что там пытаются выработать новые рычаги воздействия на КНДР. На фоне общего ужесточения санкций Китай – это единственная страна, способная либо смягчать эффект санкционных мер, глядя на многие вещи сквозь пальцы, либо, наоборот, выполняя санкционные требования до последней буквы. Это основание для джентльменского соглашения, способного сделать политику Пхеньяна более соответствующей китайским интересам.

Кроме того, для некоторой части китайского руководства, увеличение санкционного давления и сдерживание Севера подобным образом выглядит как альтернатива силовому решению конфликта.

Теперь о позиции Южной Кореи. Приветственный комментарий южнокорейского МИД, во главе которого стоит доверенное лицо президента (напомним, что парламент забаллотировал ее кандидатуру и Мун назначил ее без одобрения депутатов) и заявления южнокорейских экспертов о том, что эти санкции уж точно подорвут благосостояние северокорейского режима, хорошо показывают, насколько официальный Сеул продолжает сидеть между двух стульев.

Иной раз возникает ощущение, что представители южнокорейской администрации пытаются во что бы то ни стало скрестить ужа с ежом, сочетая в своих заявлениях приверженность диалогу и сотрудничеству, подчеркивая крайнюю нежелательность военного сценария (о чем, в частности, говорила министр иностранных дел Кан Генхва) и линию на жесткое политическое давление на Север, дабы тот отказался от развития ракетной и ядерной программ. Тот случай, когда принципы внутри- и внешнеполитической целесообразности явно противоречат друг другу.

Говоря о мотивации Соединенных Штатов, можно обратить внимание на два возможных тренда. Во-первых, де факто администрация Трампа продолжает политику Обамы, направленную на удушение КНДР санкциями. Отсюда интересный вопрос: насколько в Госдепартаменте (и не только) верят в скорый крах северокорейского режима? Благо можно отметить, что, несмотря на серьезную перетряску в разведке РК и назначение туда руководителем сторонника Муна, общий тон южнокорейской пропаганды относительно ситуации на Севере в целом не изменился. На закрытых брифингах для депутатов Национального собрания представители спецслужб на полном серьезе рассказывают о том, что кризис настолько глубок, что в КНДР запретили совместные собрания с распитием алкоголя.

Во-вторых, в действиях Вашингтона можно усмотреть элементы плана, направленного на подталкивание КНДР к встречным, жестким и необдуманным шагам, которые кажутся естественными в рамках стратегии встречного поднимания ставок, но которые, при желании, можно будет использовать как повод или оправдание для перехода к силовому варианту. Пока Пхеньян скорее не поддается на провокации и держит себя в рамках, но сейчас «мяч на его половине поля» и автор ждет, каким будет его следующий ход. Либо это будет действие, которое будет выглядеть ответом на резолюцию, но не очень повысит ставки, либо «на удар мы ответим ударом и вероятность силового решения начнет подползать к 50%».

Пока КНДР уже заявила, что США, которые активнее всех продвигали новые санкции, «пожалеют о своем решении», но ее конкретные шаги, видимо, станут основой следующих материалов автора.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Резолюцию 2397, которая ввела новый пакет санкций в отношении КНДР. В частности, поставки сырой нефти в КНДР были ограничены до 4 млн баррелей в год, а продуктов нефтепереработки - до 500 тыс. баррелей. Также страны - члены ООН должны немедленно приступить к высылке на родину северокорейских трудовых мигрантов. Ужесточение санкционного режима было вызвано проведением 29 ноября 2017 года испытания северокорейской баллистической ракеты нового типа "Хвасон-15". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории введения санкций в отношении КНДР.

Первые санкции в отношении КНДР Совет Безопасности ООН ввел 14 октября 2006 года в ответ на проведение ядерного испытания 9 октября 2006 года (резолюция 1718). Санкции были направлены на ликвидацию ракетного и ядерного потенциала страны. Под запрет попали поставки, продажа или передача КНДР любой военной техники и вооружений, а также материалов, оборудования, товаров и технологий, которые могут быть использованы в северокорейских программах по созданию оружия массового уничтожения. СБ потребовал от КНДР прекратить экспорт всех перечисленных наименований, а от государств - членов ООН - заморозить фонды, другие финансовые активы и экономические ресурсы, задействованные в реализации таких программ. Совет Безопасности также обязал государства - члены ООН принять необходимые меры для недопущения въезда на их территорию или транзита через нее лиц, связанных с северокорейскими ядерными и ракетными программами, а также членов их семей. СБ призвал принять совместные меры, включая досмотр северокорейских грузов на предмет наличия ядерного, химического или биологического оружия, средств его доставки и относящихся к нему материалов. СБ ООН подтвердил, что будет готов рассмотреть вопрос о целесообразности предусмотренных санкционных мер, включая их отмену, в зависимости от соблюдения КНДР положений данной резолюции.

12 июня 2009 года в связи с проведением КНДР второго ядерного испытания 25 мая 2009 года СБ ООН одобрил введение дополнительных санкций (резолюция 1874). Был запрещен экспорт из страны всех видов вооружений, а также их импорт, за исключением легкого стрелкового оружия. Введен ряд финансовых ограничений, в том числе замораживание северокорейских активов, которые могут быть использованы для финансирования ядерной и ракетной программ. Предусмотрен досмотр кораблей, идущих в КНДР и из нее, на предмет наличия на их борту запрещенного оружия и ядерных материалов.

22 января 2013 года СБ ООН принял резолюцию 2087, расширяющую список санкций, что стало ответом на запуск в декабре 2012 года ракеты-носителя со спутником. В КНДР утверждали, что запуск космического аппарата был осуществлен в мирных целях и в интересах экономического развития. Однако многие страны, в первую очередь США и их союзники, расценили этот запуск как завуалированное испытание баллистической ракеты большой дальности. В санкционный список были включены Комитет КНДР по аэрокосмическим технологиям, машиностроительная корпорация "Рёнха", торговая корпорация "Кумрён", а также руководитель центра управлениями спутниками КНДР Пак Чан Хо, а также генеральный директор космодромом "Сохэ" Чан Мён Чин.

7 марта 2013 года СБ ООН принял резолюцию 2094, ужесточающую санкции в ответ на проведенное 12 февраля 2013 года ядерное испытание. Предусмотренные документом меры направлены на пресечение нелегальной деятельности северокорейских дипломатов и банков, которым отныне запрещено открывать отделения в других странах. Резолюция обязывает страны - члены ООН блокировать все финансовые потоки, которые могут способствовать развитию ракетно- ядерной программы КНДР, и призывает государства проявлять бдительность по отношению к дипломатическому персоналу КНДР. Кроме того, был введен запрет на поставку Пхеньяну предметов роскоши (ювелирные изделия, самоцветы, дорогие автомобили) и заморожены активы Второй академии естественных наук КНДР, которая курирует программы разработки вооружений, и Корейской корпорации по импорту сложного оборудования.

2 марта 2016 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2270 об ужесточении санкций в ответ на проведенные Пхеньяном в начале года ядерное испытание (6 января) и запуск ракеты со спутником (7 февраля). Резолюция предусматривает запрет на импорт из КНДР угля, железной руды, титана, ванадия, золота и других ценных металлов, а также эмбарго на поставки в страну авиационного топлива. Также СБ принял решение ужесточить оружейное эмбарго и расширить финансовые санкции на банковский сектор. Отдельным пунктом в документе предусмотрено усиление эмбарго на поставки предметов роскоши в КНДР (распространено на дорогие часы, снегоходы и яхты).

30 ноября 2016 года СБ ООН единогласно проголосовал за расширение санкций (резолюция 2321). Резолюция была принята в качестве ответа на ядерное испытание, проведенное Пхеньяном 9 сентября 2016 года. Документ предусматривает значительное сокращение северокорейской торговли углем, который являлся основным экспортным продуктом КНДР (предыдущий пакет санкций также ограничивал угольную торговлю, однако у Пхеньяна оставалось право на экспорт угля, прибыль от которого "не превышала жизненно важных потребностей КНДР"; этим активно пользовался Китай). Кроме того, был запрещен экспорт меди, никеля, серебра и цинка. Значительно ограничивалось научно-техническое сотрудничество между КНДР и другими странами, за исключением совместных проектов в области медицины. Резолюция предусматривала сокращение количества северокорейских дипломатических представителей, работающих в зарубежных посольствах, а также ограничение доступа КНДР к иностранным финансовым инструментам: зарубежные страны должны закрыть большинство северокорейских банковских счетов. Санкционный список был расширен на 10 компаний и 11 человек.

2 июня 2017 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 2356 о расширении санкций в отношении Пхеньяна, что стало ответом на проводимые КНДР запуски баллистических ракет. Ограничения были введены еще против 14 лиц и четырех компаний, в частности против северокорейской корпорации "Кымсан", управляющей генеральным бюро по атомной энергии КНДР, банка "Корю", который осуществляет платежи по внешнеторговым операциям, торговой корпорации "Канбон", а также стратегических ракетных войск армии КНДР.

5 августа 2017 года Совет Безопасности ООН ужесточил санкционный режим в отношении КНДР в ответ на запуск в июле 2017 года межконтинентальной баллистической ракеты "Хвасон-14". Эта резолюция (2371) предусматривает запрет на экспорт из КНДР целого ряда минералов и продукции, в том числе угля, железа, свинца и морепродуктов. При этом страны, которые уже заключили подобные контракты, должны были завершить ввоз закупленных ископаемых и товаров в течение 30 дней со дня принятия документа. Северокорейским морским судам, нарушившим резолюции ООН, запрещался вход в порты всех государств. Также странам, где работают северокорейские рабочие, было запрещено увеличивать их число. Санкции предусматривали и адресные меры в отношении 13 лиц и предприятий, связанных с ядерной и ракетной программами Пхеньяна. По подсчетам американской стороны, полное выполнение новых ограничений должно сократить ежегодные валютные доходы КНДР, составлявшие на тот момент около $3 млрд, на $1 млрд.

11 сентября 2017 года СБ ООН принял новый пакет санкций в отношении КНДР. Эта мера была вызвана проведенным 3 сентября 2017 года очередным испытанием ядерного оружия в стране. Резолюция 2375 ввела запрет на закупку у КНДР текстиля, поставки в страну природного газа и его конденсатов, на создание совместных предприятий с юридическими лицами из КНДР. Также были введены ограничения на экспорт продуктов нефтепереработки - не более 2 млн баррелей в год (начиная с 2018 года). Предполагалось, что закупки Пхеньяном углеводородов в случае полного осуществления санкций снизится на 30%.