Российский самолет 5 поколения. Новые военные самолеты России – что имеем и чего ждать от ВПК

Истребители 5-го поколения - последние самолеты с пилотом

Реактивные истребители - элита вооружения. Они сложны во всем, от аэродинамики до бортовой электроники и вооружения. Истребители пятого поколения - вершина авиастроения на основе нынешних технологий.

Они стали «модными» из-за своих характеристик. Малозаметный и сверхманевренный истребитель. Летает на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа. Умная электроника решает отдельные тактические задачи и облегчает пилотирование.

Самолет, который превращает в пепел цели в воздухе, на суше и воде. Почти совершенная машина.

Последний недостаток, наличие пилота, исправят в следующем поколении: истребители научат летать самостоятельно. Перегрузки, которые испытывают пилоты, создают границы маневренности. Истребители пятого поколения - последняя ступень к беспилотной авиации.

Америка первой вооружилась истребителями 5-го поколения

«Хищники» на военной базе на Гавайях. / Фото: U.S. Air Force photo by Tech. Sgt. Shane A. Cuomo

СССР и Америка инициировали проекты истребителей пятого поколения в середине 1970-х. При этом в то время только появились Су-27 и F-15 из поколения № 4, а во многих странах летали лишь самолеты третьего поколения.

Две сверхдержавы вошли во вкус, предвкушая столкновение в очередном конфликте периода Холодной войны. Гонка прекратилась в 1990-е вместе с распадом Советского Союза. На продолжение разработок у России не было ни денег, ни ресурсов.

Америка свой проект довела до ума и в 2005 году первой в мире вооружилась истребителями пятого поколения F-22 Raptor («Хищник»). «Это, вероятно, лучший самолет в мире, - убежден специалист в области обороны и национальной безопасности Кайл Мизоками. - F-22 сочетает в себе хитрость, маневренность и мощность двигателя. Но все устаревает, и “идеальный боец” движется вперед по мере развития техники».

В 2005 году «Хищник» отвечал всем требованиям к «пятеркам», но популяция остановилась на отметке 187 самолетов. Выпуск остановили в 2011 году. Слишком дорогое удовольствие.

Только на конструирование Штаты потратили 66,7 млрд долл., а каждый самолет обошелся бюджету еще в 146 млн. Легендарный F-16 из четвертого поколения даже в поздней модификации F-16D Block 52 стоил 34 млн долл.

Тогда авиастроитель Lockheed Martin показал альтернативу - F-35 Lightning II. Ирония в том, что самолет породило сотрудничество Lockheed Martin и ОКБ им. Яковлева. В 1995 году американцы изучили опыт разработки советского истребителя Як-141, который умел вертикально взлетать и садиться. Разбирались так подробно, что первые модели F-35 даже походили на советский истребитель.

F-35 Lightning II противопоставлялся F-22 Raptor: универсальный легкий истребитель пятого поколения для ВВС и ВМФ. Скрытный и маневренный, способный на вертикальный взлет и укороченную посадку. Самое важное - Lockheed Martin обещала сделать «Хищника» дешевым.

F-35 Lightning II – самолет, который много критикуют даже в США. / Фото: MSgt John Nimmo Sr.

Разработки и самолеты - безумно дорогие

Два года назад Корпус морской пехоты США получил первые F-35. Пока выпущено около 250 самолетов, в том числе на продажу. Первые три отправили в Израиль.

Однако F-35 поразила та же проблема, которая присуща F-22. Разработка продолжается, а стоимость уже перевалила за 55 млрд долларов. На истребители повесили ценники со стоимостью плюс-минус сотня миллионов, в зависимости от модификации.

США планируют закупить 2443 самолета. Этот парк и его эксплуатация обойдутся Америке до 2030 года в 380 млрд долл. За эту цифру зацепился Дональд Трамп. Он еще в декабре припугнул авиастроителя Lockheed Martin.

Программа F-35 вышла далеко за рамки бюджета. Миллиарды долларов должны быть и будут сэкономлены на военных закупках.

Дональд Трамп

Президент США

Россия опоздала с проектом истребителя 5-го поколения на 20 лет

Ориентировочная стоимость российского истребителя ПАК ФА пока составляет 100 млн долларов. Самый крупный заказ собиралась сделать Индия - на 200-250 машин. В Индии на базе нашего истребителя создадут собственные – FGFA. Однако пока готовых машин нет даже у ВВС России.

Отечественный проект истребителя пятого поколения реанимировали только в начале нулевых. Подняли наработки по СУ-47 и МиГ 1.44, но те устарели. Наскребли всю более-менее ценную информацию и затеяли новый проект - «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА).

Модель ПАК ФА на авиасалоне МАКС-2011. / Фото: Wikimedia

На старте в проект вложили 30 млрд рублей. В 2010 году тестовый самолет показали Владимиру Путину. Позже выяснилось, что этот вариант ПАК ФА не дотягивает до пятого поколения: старый двигатель и иностранная электроника. Путину, тогда премьер-министру, все равно понравились перспективы, и на завершение проекта выделили еще 30 млрд руб.

На весь проект ПАК ФА требуется около 3 млрд долларов. Копейки по сравнению со стоимостью F-22 и F-35. Однако эти самолеты уже служат в армиях разных стран, а ПАК ФА лишь проектируется.

Показательный полет на МАКС-2013. / Фото: Виталий Кузьмин

Потенциально ПАК ФА сильнее F-35

Опоздание иногда можно конвертировать в преимущество. «F-35 создали, когда возможные противники [США] летали на самолетах вроде Су-30 и МиГ-29. ПАК ФА разработан с учетом спецификаций F-35, в частности, чтобы противостоять его преимуществам», - объясняет Кайл Мизоками.

ПАК ФА должен летать быстрее, чем F-22 и F-35: 2600 км/ч на максимуме против, соответственно, 2410 и 1930 км/ч.

Максимальное расстояние полета без дозаправки - тоже внушительное: оно составляет 2700 км, тогда как F-22 пролетит 1900 км, а F-35 - 2200 км.

Преимущества обеспечит новый двигатель, который создают под кодовым наименованием «Изделие 30». Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) обещала принципиально новую авионику с функцией «электронного пилота» и беспрецедентно низкий уровень заметности.

ПАК ФА снабдят универсальными ракетами Х-35УЭ. Из-за этого самолет пафосно называют «убийцей кораблей», однако пока никто не видел ПАК ФА даже в демонстрационном бою. Только летные испытания.

На вооружение ПАК ФА поступит не раньше 2020 года

Во время загрузки произошла ошибка.

Сначала истребитель планировалось поставить в 2015 году, затем срок дважды переносили на год. Теперь Минобороны лишь задумывается о закупках в рамках программы вооружения на 2018-2025 годы.

Замминистра обороны Юрий Борисов успокаивает: «Самолет проходит плановые испытания. Три новых самолета ПАК ФА, которые Комсомольский-на-Амуре авиазавод поставит в 2017 году, дополнительно подключат к испытаниям первого этапа».

Проверка предсерийной партии означает, что ПАК ФА могут появиться в армии лишь в 2020 году. Слишком многое не готово.

Тестовые самолеты летают на старых двигателях АЛ-41Ф1. Генеральный конструктор ОАК Сергей Коротков рассказал, что испытания нового двигателя «Изделие 30» начнутся в этом году. Первые тесты авионики в воздухе прошли в апреле, теперь система дорабатывается.

Есть сложности и с вооружением. Загвоздка в том, что конструкторы хотят разместить ракеты внутри фюзеляжа. «Это требует поиска дополнительных технических решений», - объяснил глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов.

Россия покупает истребители 4-го поколения, Китай торопится конкурировать с США

Сравнивать ПАК ФА с другими моделями истребителей пятого поколения - пиар. Характеристики готового к бою ПАК ФА пока можно только предполагать.

Ситуацию понимают в Министерстве обороны, поэтому покупают самолеты предыдушего поколения Су-30СМ, Су-35С и штурмовики Су-25. «У ВКС есть истребители, полностью удовлетворяющие потребностям Вооруженных сил. Нет необходимости тратить деньги на закупку новой дорогостоящей техники», - подчеркнул замминистра обороны Юрий Борисов.

Маркетинговая гонка тем временем продолжается. Штаты хотят сделать F-35 самым массовым истребителем в мире. По несколько десятков машин планируют купить 11 стран.

На экспорт модель F-35A могут переделать в любой формат. Израиль направит в Пентагон своих инженеров, чтобы создать модель F-35I. В марте 2015 года F-35 начали собирать на конвейере в Северной Италии.

Несмотря на то что со времен последней мировой войны прошло уже несколько десятилетий, гонка вооружений между государствами продолжается. Страны мира продолжают создавать все новые и новые боевые единицы, такие как танки, корабли и, конечно же, самолеты. В сфере летной техники прогресс движется быстрыми темпами, и об этом можно сказать хотя бы на основании того, что среди летательных аппаратов наступает уже 5 поколение. Самолеты прошли уже через четыре поколения, и четвертое на данный момент является наиболее распространенным. Однако, естественно, время идет, поэтому постепенно люди обращаются к новым технологиям. Из этой статьи вы узнаете о том, что будет представлять собой 5 поколение самолетов, которое уже практически стоит на пороге. Сначала речь пойдет о том, что вообще представляет собой пятое поколение самолетов, чем оно будет отличаться от четвертого, а затем вы узнаете про три самых перспективных истребителя нового поколения, которые на данный момент проходят летные испытания и готовятся официально ворваться в воздушные пространства этого мира.

Что это за поколение?

Итак, сначала необходимо более подробно рассказать о том, что представляет собой 5 поколение самолетов. Четвертое поколение самолетов появилось в шестидесятые годы прошлого века, а уже спустя десять лет начались разговоры о том, какими будут истребители пятого поколения. Учитывая то, насколько сложно разработать новые технологии в подобной сфере, нет ничего удивительного в том, что такие разговоры начались практически сразу же после появления четвертого поколения истребителей. Первый истребитель 5 поколения появился в 2001 году - им стал американский F-22 Raptor. С тех пор полноценных истребителей пятого поколения пока что выпущено не было, однако стоит отметить, что работы ведутся во многих странах, а в четырех уже имеются модели, которые, как было сказано выше, проходят летные испытания. Этими странами являются Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Япония и Китай, причем у Китая готовится к массовому запуску сразу два самолета.

Но чем именно отличается 5 поколение самолетов от четвертого? На самом деле различий существует огромное количество, поэтому стоит перечислить только ключевые из них. Во-первых, самолеты нового поколения будут гораздо менее заметными на радарах. Достигается это самыми различными путями, в том числе с помощью пассивной передачи информации бортовых датчиков. Во-вторых, они будут отличаться широчайшей функциональностью. Это означает, что новые самолеты смогут эффективно вести бой с целями по всем направлениям: в воздухе, на земле и на воде. В-третьих, этим самолетам станет доступен полет на сверхзвуковых скоростях, но при этом форсаж использоваться не будет. В-четвертых, они будут отличаться повышенной маневренностью. Есть еще ряд других преимуществ, среди которых способность совершать всеракурсный обстрел выбранных целей при ведении ближнего воздушного боя, автоматизация управления бортовыми системами, повышенная боевая автономность и многое другое.

На этом введение необходимо заканчивать, потому что впереди вас ждет информация о реальных моделях. Естественно, речь здесь пойдет не о первопроходце F-22 Raptor, который был выпущен пятнадцать лет назад. Вы узнаете про самые современные модели, которые еще не были поставлены на постоянное производство, а только находятся на стадии испытаний. Какой истребитель пятого поколения на сегодняшний день является самым эффективным и перспективным? Именно это вам и предстоит узнать. А сравниваться будут три ведущие модели: российский истребитель "Т-50", американский F-35 и китайский J-20.

"Т-50": тактико-технические характеристики

Первым, естественно, необходимо рассмотреть истребитель пятого поколения отечественного производства, которым стал "Т-50". Длина этого самолета составляется почти двадцать метров, а размах крыла - 14 метров. База шасси составляет шесть метров, в то время как колея - пять метров. Что касается массы, то она впечатляет: пустой самолет весит 18 с половиной тонн, а если его заправить на сто процентов, то он будет весить тридцать тонн. При этом его максимальная взлетная масса достигает 37 тонн. Нагрузка на крыло составляет 330 килограмм на метр квадратный, если рассматривать заправленный на сто процентов самолет.

Что касается двигателя, то он является турбореактивным двухконтурным, однако пока что не является окончательным. Дело в том, что на самолете второго этапа будет установлен уже другой двигатель, более соответствующий истребителю нового поколения. Если говорить о летных характеристиках этого самолета, то сразу стоит отметить его предельную скорость, которая составляет 2600 километров в час, что в три раза больше, чем скорость стандартного пассажирского самолета. Что касается дальности полета, то она отличается, в зависимости от скорости. Если речь идет о дозвуковой скорости, то самолет может пролететь 4300 километров при полной заправке. Если же он летит на сверхзвуковой скорости, то его дальность составляет 2000 километров. В итоге получается, что максимальная продолжительность полета этого истребителя составляет почти шесть часов. Также стоит отметить, что его практический потолок составляет 20 километров, а длина разбега перед взлетом - 350 метров. Это идеальный пример того, какие технические характеристики должны иметь современные военные самолеты. ТТХ этой модели не заканчивается на этом - отдельно необходимо рассмотреть экипаж, который будет в нем находиться, а также вооружение.

"Т-50": экипаж

Сколько же человек нужно, чтобы пилотировать самолеты 5 поколения? Экипаж данной модели является невероятно маленьким: он состоит исключительно из одного пилота. Однако нет ничего удивительного в том, что пилоту придется пройти серьезную подготовку, прежде чем получить возможность управлять таким истребителем. Учитывая то, что в самолетах пятого поколения автоматизация выходит на новый уровень, многие могут подумать, что требования к пилоту будут снижаться. Но они только возрастают, потому что теперь ему нужно будет иметь возможность взаимодействовать со всеми современными системами. Но гораздо более интересно узнать, какое вооружение на своем борту будет иметь боевой самолет 5 поколения, который собирается выпускать Российская Федерация.

"Т-50": вооружение

Сравнение самолетов 5 поколения по тактико-техническим характеристикам - это одно дело, но совершенно другое дело - сравнивать их по вооружению. Учитывая то, что это боевые самолеты, вооружение играет очень важную роль, поэтому ему стоит уделить особое внимание. Во-первых, этот самолет будет снабжен 30-миллиметровой встроенной пушкой, которая не будет представлять собой основное вооружение. Почему? Потому что, во-вторых, основной акцент делается на различного рода ракетах. Максимальная боевая нагрузка самолета составляет десять тонн. Однако это максимальная нагрузка, если же говорить о стандартном варианте, то боезапасы будут весить около шести тонн. Полторы тонны будет предназначено для ведения воздушного боя (сюда входят РВВ-СД и РВВ-МД), а четыре с половиной тонны - для поражения наземных и наводных целей (КАБ-500 и РВВ-МД). В комплекте будут присутствовать ракеты как малой, так и средней и большой дальности. Более того, один будут гораздо более продвинутыми, чем те, которые используются сейчас на самолетах четвертого поколения. Они обладают повышенной дальностью, высокой чувствительностью, они защищены от воздействия помех, а также могут обнаруживать и захватывать цель прямо в процессе полета. У этой модели будет две возможные комплектации точками подвески боезапасов: или же будет восемь внутренних и восемь внешних точек, или 10 внутренних и две внешние точки. Вот так будут выглядеть российские боевые самолеты пятого поколения. Но речь в статье идет не только о российских, но и о других самолетах, поэтому пришло время перейти к рассмотрению других моделей.

F-35: тактико-технические характеристики

В первую очередь стоит отметить, что самолет F-35 Lightning II разрабатывается сразу в трех моделях, каждая из которых имеет свою особенность. Модель A создается для Военно-Воздушных Сил США и представляет собой самый простой вариант. Модель B предназначена для Корпуса морской пехоты США и отличается многими параметрами, однако ключевыми отличиями являются укороченный взлет и вертикальная посадка. Ну а модель C, которая является самой продвинутой среди трех, создается для ВМС США и имеет повышенную маневренность для успешного взлета с авианосцев, который осуществляется с помощью катапульты.

Итак, длина этого самолета составляет около пятнадцати метров, а размах крыла - десять метров (кроме модели C, которая имеет больший размах крыла, целых 13 метров). Что касается массы, то, в зависимости от модели, она составляет от 13 до 15,5 тонн, при этом, если речь идет о максимальной взлетной массе, то она может составлять от 29 до 30 с половиной тонн. Масса топлива, которое может быть залито в топливный бак, составляет от 8 до 9 тонн. Двигатель на самолете установлен американский, однако принцип его точно такой же, как у российской модели - это турбореактивный двухконтурный мотор с форсажной камерой.

Максимальная скорость полета этого истребителя составляет около двух тысяч километров в час, а крейсерская скорость - 850 километров в час. Что касается дальности полета, то она различается у разных моделей из-за отличий в конструкции. Меньше всего дальность полета составляет у модели B - всего полторы тысячи километров, в то время как модель C способна пролететь две с половиной тысячи километров. Продолжительность полета у этого самолета в два раза меньше, чем у российской модели, всего два с половиной часа. И практический потолок также немного ниже, он составляет всего восемнадцать километров. Однако это не все, что можно рассказать о самолете F-35 Lightning II - впереди вас ждет еще информация об экипаже и вооружении.

F-35: экипаж

Российский самолет "Т-50" управляется одним человеком, и то же самое можно сказать и об американском аналоге. Как вы уже могли заметить, истребители пятого поколения не рассчитаны на то, чтобы ими управляли два человека или более, и во многом это происходит благодаря тому, что значительно усовершенствована система автоматизации, поэтому на борту просто нет необходимости в нахождении сразу двух членов экипажа. Современная техника стремится к тому, чтобы истребители стали беспилотными, но пока что экипаж самолетов пятого поколения составляет один человек.

F-35: вооружение

Самолеты пятого поколения мира имеют различное вооружение, однако различается оно при этом в основном тем, где оно было произведено. Например, сейчас вы уже сможете понять, что на таких истребителях стандартом является одна пушка и большое количество различного боевого ракетного вооружения. В случае с этой моделью на борту устанавливается встроенная авиационная четырехствольная пушка, в комплекте с которой идет запас снарядов. В моделях B и C на борту имеется 220 снарядов для пушки в специальном контейнере, в то время как в третьей модели количество снарядов уменьшено до 180.

Что касается боевой нагрузки, то она составляет девять тонн для каждого из подвидов этого самолета, причем точки подвески у них у всех одинаковы. Четыре точки являются внутренними, в то время как шесть являются внешними. Что именно там подвешивается? Боекомплект этого истребителя состоит из четырех видов ракет типа «воздух-воздух» и двух видов ракет типа «воздух-поверхность» (то есть «воздух-земля» и «воздух-вода»). Вот такое имеют американские самолеты 5 поколения вооружение. А в рамках данной статьи осталось рассказать еще про один самолет, на этот раз китайского производства.

J-20: тактико-технические характеристики

Последний самолет, о котором пойдет речь в данной статье, разрабатывается китайскими правительством и может стать серьезным конкурентом описанным выше моделям. В течение длительного периода времени именно американские и российские вооруженные силы считались самыми внушительными в мире, однако в последнее время Китай выходит на качественно новый уровень абсолютно во всех сферах, в том числе и в производстве военной техники. Так что же насчет тактико-технических характеристик этой модели? Китайский истребитель имеет самую большую длину, которая составляет более двадцати метров, но при этом уступает по размаху крыла российскому конкуренту. У китайской модели он составляет всего тринадцать с половиной метров. Вес этого самолета составляет около двадцати тонн, когда он пуст, но если его полностью заправить топливом и обвесить всем вооружением, то максимальная масса достигает 32 тонн. Что касается максимальной массы, допустимой для взлета, то она составляет 36 тонн, что не намного меньше, чем у российского конкурента. Масса топлива, которое помещается на борт самолета, составляет более одиннадцати тонн. Это приблизительно такой же показатель, как и у "Т-50", но при этом на пару сотен килограмм выше. Более того, китайский истребитель может нести с собой два внешних топливных бака, каждый из которых добавляет четыре тонны массы топлива. Что касается двигателя, то здесь все еще совсем туманно - существует два прототипа, которые могут оказаться основными для этой модели, но пока что наиболее вероятной является модель Xian WS-15, которая уже находится в процессе производства, в отличие от прототипов. Ну а в вопросах максимальной скорости китайский самолет обошел американца, но, опять же, не смог сравняться с русским. Этот самолет может развивать скорость до 2100 километров в час.

J-20: экипаж

Что касается экипажа, то здесь нет никаких сюрпризов: самолет рассчитан на одного пилота, который будет отвечать за все системы, имеющиеся на борту самолета. Это стандарт, который, судя по всему, будет поддерживаться во всех самолетах пятого поколения, которые будут выпускаться в будущем.

J-20: вооружение

Когда речь идет об этом китайском истребителе, то стоит помнить, что это заграничная техника, которая вошла в финальную стадию разработки только пять лет назад. Именно поэтому о ней известно немного меньше, чем о двух других. О российском самолете известно больше, так как все источники находятся под рукой, в то время как американский просто разрабатывается уже более пятнадцати лет. Его первый пробный полет состоялся за год до того, как был полностью завершен единственный действующий самолет пятого поколения F-22. Соответственно, про вооружение китайского истребителя известно крайне мало. Пока что источники сообщают, что самолет сможет использовать ракеты как ближнего, так и дальнего действия, но ни о массе боезапаса, ни о точках подвески, ни о конкретных моделях ракет ничего не известно. Более того, пока что не до конца понятно, будет ли истребитель оснащен какой-либо пушкой. Даже если он и будет ею оснащен, то об этом пока также нет никакой достоверной информации.

Чтобы подвести итоги сравнению, можно отметить, что каждый из этих самолетов имеет огромный потенциал. Как он раскроется при фактическом использовании? Это вопрос, на который ответ станет известен уже довольно скоро, так как все эти модели находятся в фазе фактических летных испытаний. Вероятнее всего, первым будет американский истребитель, так как над ним работают гораздо дольше, чем над российским и китайским самолетами.

«Введение в авиационную и космическую технику»

«Истребители пятого поколения»

Требования к пятому поколению………………..……………3

Отличия российских и американских концепций....................4

Российские прототипы……………………………….………..4

Американские самолеты……………………………………....5

Lockheed F -35 JSF …………………………………….………6 Характеристики самолета X -35 ………………………….10 F/A-22 Raptor …………………………………………………11 Характеристики F/A-22 Raptor ………………………...23

Список литературы………………………………………..….24


Истребитель пятого поколения

Истребитель пятого поколения - новое поколение истребителей, представители которого уже имеются на вооружении в США и находятся на этапе создания лётного образца в России. В СССР и США поиски облика истребителя пятого поколения начались в середине 70-х годов, когда машины четвертого поколения - такие как Су-27, МиГ-29, F-14 и F-15 - ещё только делали первые шаги. К работе были привлечены ведущие отраслевые научные центры и ОКБ.
В настоящее время, F-22 Raptor - единственный в мире принятый на вооружение истребитель пятого поколения.

Требования к пятому поколению

Новые самолеты должны были иметь значительно более высокий боевой потенциал, чем их предшественники:

  • многофункциональность, то есть высокая эффективность при поражении воздушных, наземных, надводных и подводных целей;
  • наличие круговой информационной системы;
  • освоение крейсерских режимов полета на сверхзвуковых скоростях;
  • кардинальное уменьшение заметности самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах в сочетании с переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации, а также на режимы повышенной скрытности;
  • способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности;
  • автоматизация управления бортовыми информационными и помеховыми системами;
  • повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолета индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков), а также использования систем телекодового обмена информацией с внешними источниками;
  • аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолета без сколько-нибудь ощутимых запаздываний, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов;
  • самолет должен «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полета;
  • самолет должен быть оснащён автоматизированной системой управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим «в помощь летчику».

Отличия российских и американских концепций

Одним из важнейших требований к российскому истребителю пятого поколения являлась «сверхманевренность» - способность сохранять устойчивость и управляемость на углах атаки 90° и более. Следует заметить, что «сверхманевренность» первоначально фигурировала и в требованиях к американскому истребителю пятого поколения, создававшемуся, практически одновременно с российской машиной, по программе ATF. Однако в дальнейшем американцы, столкнувшись с трудноразрешимой задачей совместить в одном самолете малую заметность, сверхзвуковую крейсерскую скорость и «сверхманевренность», вынуждены были пожертвовать последней (маневренные возможности американского истребителя F-22, вероятно, лишь приближаются к уровню, достигнутому на модернизированном самолете Су-27, оснащенном системой управления вектором тяг). Отказ ВВС США от достижения сверхманевренности мотивировался, в частности, быстрым совершенствованием авиационного вооружения: появление высокоманевренных всеракурсных ракет, нашлемных систем целеуказания и новых головок самонаведения позволяло отказаться от обязательного захода в заднюю полусферу противника. Предполагалось, что воздушный бой теперь будет вестись на средних дальностях с переходом в маневренную стадию лишь в крайнем случае, «если что-то сделано не так».

Представитель российских ВВС, оценивая качества новых машин, заявил, что их будут отличать сверхманевренность, высокая интеллектуализация борта, круговое информационное поле, малая заметность, всеракурсный обстрел целей.



Российские прототипы

В России истребитель пятого поколения имеет полное название "перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" (ПАК ФА)

Летом 1997 года российские ОКБ представили два проекта:

  • ОКБ Сухого представило прототип самолёта, получивший рабочий индекс С-37 (впоследствии был переименован в Су-47) и имя «Беркут». Сборка полноценного экземпляра со штатными двигателями и бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) не завершена, проект закрыт, самолет используется в качестве летающей лаборатории для отработки других тем.
  • МАПО МиГ подготовило проект, известный как «1-42». Реального самолета 1-42 не существует. В рамках этой программы была построена только летающая лаборатория для отработки технологий, этот самолет имеет индекс 1-44.

Сейчас ОКБ Сухого разрабатывает полноценный самолет пятого поколения - ПАК ФА, его первый полёт, по заявлениям главкома ВВС, планируется на 2009 год.

По сообщению РИА Новости РСК «МиГ» ведет работы над двумя проектами истребителей пятого поколения.

По сообщению РБК, Военно-воздушные силы (ВВС) России приступили к испытаниям второго образца истребителя пятого поколения. Об этом заявил на авиационно-космическом салоне МАКС-2009 главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин.

Прогнозируется, что авиационный комплекс пятого поколения будет принят на вооружение ВВС России в 2012-2015 годах.

Американские самолеты

15 декабря 2005 года в США вступила в строй первая эскадрилья истребителей Локхид-Мартин F-22A «Рэптор». Кроме «Рэптора» в США разрабатывается по программе JSF более легкий однодвигательный истребитель F-35.



Lockheed F -35 JSF



МОСКВА, 3 марта. На предприятии "Локхид Мартин" в Форт Уорте 25 февраля совершил первый полет второй истребитель пятого поколения F-35B "Лайтнинг-2" в версии короткого взлета и вертикальной посадки STOVL (КВВП). Самолет, получивший обозначение BF-2, присоединится к проходящим испытания F-35A версии с обычным взлетом и посадкой CTOL (ОВП) и первому истребителю F-35B STOVL, которые вместе уже выполнили 84 полета. Первый F-35B, получивший обозначение BF-1, выполнил первый полет 11 июня 2008 г.
Целью состоявшегося полета, являлась проверка работы всех бортовых подсистем, включая боевые, и основных пилотажных характеристик истребителя. В ходе следующих испытаний будет поэтапно проводиться увеличение высоты и скорости полета самолета.
Истребитель останется в Форт Уорте в течение следующих нескольких месяцев для проведения серии наземных испытаний, калибровки оборудования и моделирования режима зависания. Начальные полеты, самолет будет осуществлять обычным способом.
BF-2 практически аналогичен первому самолету BF-1. Основным различием является установленная на борту измерительная аппаратура, которая ориентирована на различную программу летных испытаний самолетов. BF-2 будет использоваться для изучения флаттерных явлений (вибрация самолета), поведения истребителя на больших углах атаки, испытаний двигателей, систем дозаправки топливом в воздухе, систем вооружения и оценки уровня радиолокационной заметности. BF-1 предназначен для начальных испытаний режимов взлета и посадки, включая короткий разбег, зависание и вертикальную посадку, а также проверки совместимости самолета с пушечным вооружением. Первую вертикальную посадку, с использованием опытного образца BF-1, планируется провести в середине 2009 г.
В январе "Локхид Мартин", завершила сборку первого полностью оборудованного боевыми системами истребителя F-35B "Лайтнинг-2", который будет использоваться для испытаний полного пакета авионики. Самолет, получивший обозначение BF-4, будет оборудован разработанной "Нортроп Грумман" бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой с электронным сканированием AN/APG-81, интегрированным комплектом систем связи, навигации и идентификации, системой РЭБ компании "БАе системз" и программным обеспечением версии "блок-0,5".
Программа F-35 JSF (Joint Strike Fighter) разрабатывается с конца 1996 г. Пентагон одновременно разрабатывает три версии F-35. Самолет в варианте ОВП F-35A для обычных ВПП заказан ВВС США. Истребитель в варианте КВВП F-35B, предназначен для действий с малых ВПП в зоне боевых действий и его получат КМП США. Вариант F-35C CV предназначен для базирования на авианосцах ВМС США. Все три варианта максимально унифицированы.
F-35B КВВП стал второй версией самолета, которая вошла в стадию летных испытаний. Первым поднялся в воздух F-35A версии ОВП. Истребитель F-35C, взлет которого будет осуществляться с палубы больших авианосцев ВМС США при помощи катапульты, а посадка с использованием аэрофинишера, должен совершить первый полет в 2009 г.
Согласно планам, F-35B, будет первым из трех вариантов "Лайтнинг-2", который достигнет состояния начальной боеспособности. Планируется, что первые машины будут приняты на вооружение КМП США в 2012 г. Затем самолеты этой модификации, также будут поставлены на вооружение ВВС и ВМС Великобритании и Италии.
F-35B предназначен для замены линейки истребителей F/A-18 "Хорнет" и самолетов с вертикальным/коротким взлетом и посадкой AV-8B "Харриер" авиации КМП США и "Харриер" GR.7/GR.9 ВМС Великобритании. Истребители в варианте с F-35B STOVL будут способны действовать с палуб авианосцев Великобритании, стандартных аэродромов, а также малых ВПП.
"Локхид Мартин", является основным подрядчиком проекта и реализует его совместно с "Нортроп Грумман" и "БАе системз". Последняя также является основным подрядчиком постройки двух авианосцев ВМС Великобритании, на которых будут базироваться 138 F-35B.
Контракт стоимостью 2,4 млрд. долл. на начальное производство 12 самолетов F-35, включая 6 F-35 ОВП и 6 КВВП компания "Локхид Мартин", получила в июле 2007 г. В августе 2008 г., "Локхид Мартин" получила 1 млрд. долл. на изготовление 6 истребителей F-35B КВВП в рамках второго контракта на мелкосерийное производство LRIP 2 (Low Rate Initial Production) самолетов F-35 "Лайтнинг-2".
КМП и ВМС США планируют принять на вооружение 680 F-35B и F-35C. ВВС США намерены закупить 1763 самолетов F-35A. Великобритания планирует приобрести для ВВС и ВМС 150 F-35B. По оценкам экспертов, с учетом возможных продаж F-35 другим заказчикам, к 2027 г., общее количество произведенных самолетов может составить 4500 ед. или больше. В данные планы, однако, может внести корректировку увеличение стоимости самолетов и возможная задержка в их разработке.

Авиация всегда будоражила умы людей, а боевые истребители по праву считались венцом её развития. Сейчас, когда в мире вновь неспокойно, а многие политики всё чаще употребляют выражение «Вторая холодная война», интересно сравнить арсеналы потенциальных «друзей». Модное выражение «изделие пятого поколения» впервые появилось в боевой авиации. Давайте попробуем разобраться, что оно означает.

На самом деле термину уже очень много лет. Впервые военные и конструкторы СССР и США задумались о таком истребителе ещё в самом начале 1980-х годов. Основными признаками такого самолёта стали так называемые три «С»:

  • сверхманёвренность;
  • сверхмалая заметность;
  • сверхзвуковой полёт.

Фантомы холодной войны

Программы по созданию истребителей 5-го поколения практически одновременно стартовали в США и СССР. Ожидалось, что уже в 1990-е годы истребители поступят на вооружение военно-воздушных сил. Однако Советский Союз распался, и в 2000 году из-за отсутствия финансирования программа многофункционального фронтового истребителя (1.42) была заморожена и прекращена. Единственный построенный лётный образец –«изделие 1.44» – совершил всего два полёта и был законсервирован.

Параллельно в СССР, а затем в России велись работы над другим экспериментальным самолётом с крылом обратной стреловидности С-37 «Беркут» (по кодификации НАТО – Firkin). Истребитель планировалось оснастить самыми современными комплексами: бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) повышенной дальности обнаружения, РЛС заднего обзора, оптико-электронным комплексом, широкой номенклатурой вооружения для выполнения функций воздушного перехвата, поражения морских и наземных целей. С-37, также как и МиГ-1.44, оснащался двигателями АЛ-41Ф. Программа «Беркута» также не вышла дальше опытного образца, но послужила летающей платформой для проектирования нового самолёта 5-го поколения.


Истребитель F-22А

Тем временем США удалось серьёзно опередить российских разработчиков. В рамках программы ATF (Advanced Tactical Fighter) к 1990 году уже были готовы первые прототипы новых истребителей, создававшихся на конкурсной основе. По итогам тендера, в котором участвовали две пары прототипов, победителем стал проект компании Lockheed (ныне Lockheed Martin), в серии получивший обозначение F-22 Raptor. Контракт на производство двигателей был заключён с компанией «Pratt&Whitney», разработавшей изделие F119-PW-100.

Изначально планировалось построить девять предсерийных одноместных F-22A и два двухместных F-22B (от последних позже отказались). Во время лётных испытаний в 1992 году опытный образец потерпел катастрофу в ходе посадки на авиабазе Эдвардс. После этого в течение пяти лет в конструкцию истребителя вносились серьёзные изменения. Самолёт в окончательном облике был спроектирован к 1995 году, в середине которого началась сборка опытной машины, совершившей первый полёт 7 сентября 1997 года. Серийное производство «Рэпторов» началось в 2000 году, однако на вооружение ВВС США они стали поступать только спустя три года.

Дорогой и очень секретный

Программа F-22 оказалась одной из самой дорогостоящих в истории авиации. По оценкам специалистов, разработка и серийное производство значительно сокращённого количества самолётов (187 вместо изначально планировавшихся к закупке 750) составили 62 миллиарда долларов, или около 339 миллионов в расчёте на 1 серийный истребитель. В настоящий момент серийное производство самолётов завершено, и они состоят на вооружении 8 авиакрыльев ВВС США.


Сборочная линия F-22А (на текущий момент производство прекращено)

На сегодняшний день F-22А Raptor является единственным в мире серийным истребителем 5-го поколения, в котором реализованы перечисленные выше основные признаки самолётов этого типа. Кроме того, он характеризуется высокой автоматизацией процессов пилотирования, навигации, обнаружения цели и применения вооружения. Самолёт оснащён бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-77. Основное вооружение размещается в трёх внутренних отсеках – 6 ракет класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM (от 50 до 100 км) в центральном подфюзеляжном отсеке и 2 ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 Sidewinder (до 30 км) в двух боковых отсеках.


Пуск авиационной ракеты AIM-120 AMRAAM

Кроме того, машина имеет четыре точки подвеса под крыльями, которые могут использоваться для размещения внешних топливных баков и авиационных ракет. Однако данные варианты вооружения резко увеличивают заметность самолёта и значительно снижают его манёвренные качества.


Истребитель F-22А с открытыми отсеками вооружений

Облик F-22 сформировался ещё в годы холодной войны: его приоритетной задачей было завоевание превосходства в воздухе. Однако борьба с наземными целями и участие в локальных конфликтах стран третьего мира в число задач «Рэптора» тогда не входили. Применять на нём высокоточные боеприпасы типа JDAM начали только в 2005 году. В 2012 году ВВС США получило первый модернизированный самолёт F-22, обладавший улучшенными возможностями борьбы с наземными целями и вооружённый управляемыми бомбами малого калибра GBU-29 SDB (Small Diameter Bomb). Кроме того, в настоящее время он не способен применять новейшие модификации авиационных ракет класса «воздух-воздух»: малой дальности AIM-9X Sidewinder и средней дальности AIM-120 DAMRAAM (дальность поражения до 180 км). Эти типы ракет будут доступны для вооружения F-22 начиная с 2015 и 2018 годов соответственно.


Отработка применения авиационных ракет малой дальности AIM-9X

Учебное и боевое применение F -22

Учитывая секретность технологий, используемых в программе F-22, США долгое время не разрешали размещение истребителей за пределами страны. Только в 2007 году они впервые стали базироваться за рубежом – на острове Окинава (Япония). В 2014 году «японские» самолёты участвовали в учениях с Королевскими ВВС Малайзии, в составе которых находятся многофункциональные истребители поколения 4++ российского производства Су-30 МКМ (по кодификации НАТО – Flanker-C). В 2007 году истребители впервые осуществили перехват пары российских стратегических бомбардировщиков Ту-95МС (по кодификации НАТО: Bear) у берегов Аляски.

Размещать F-22 на американских авиабазах на Ближнем Востоке сначала отказались. Однако уже в 2009 году самолёты появились в ОАЭ на базе AlDhafra. Сообщается, что в марте 2013 года истребитель перехватил иранский F-4 Phantom II, который, в свою очередь, пытался перехватить ударный БПЛА MQ-1 Predator, летевший вдоль побережья. По сообщениям прессы, только в сентябре 2014 года США приняли решение использовать F-22 для нанесения ударов по наземным позициям боевиков Исламского государства, расположенным на территории Сирии. В ходе этого рейда истребители примененили 1000-футовые бомбы, корректируемые по сигналам GPS. Однако применение столь дорогих самолётов в борьбе с повстанцами власти США сочли нецелесообразным.

Что же в России?

Как уже говорилось, по ряду причин (и в первую очередь в связи с распадом СССР) в России разработка истребителя 5-го поколения шла значительно медленнее. Однако это дало возможность переосмыслить цели и задачи программы, ведь 1990-е и 2000-е годы не прошли даром для российской авиационной промышленности. В этот период появились очень удачные многофункциональные истребители промежуточного поколения – 4++ Су-30МК (по кодификации НАТО – Flanker-C) в различных версиях. Они стали хитами экспортных поставок по всему миру и составляют основу ВВС Индии, Китая, Малайзии, Вьетнама, Венесуэлы, Индонезии и других стран.


Су-35С (по кодификации НАТО – Flanker-Е+)

Как оказалось, залог успеха в современной авиации – это подходящая аэродинамическая платформа и современные бортовые РЛС вкупе с пилотажно-навигационными комплексами, а также мощные реактивные двигатели с всеракурсным изменением вектора тяги и широкой номенклатурой применяемого вооружения всех классов. Дальнейшим развитием этого направления стало появление истребителя Су-35С (по кодификации НАТО –Flanker-Е+), который создавался в интересах российских ВВС и должен быть основным многофункциональным истребителем до появления серийных самолётов 5-го поколения.

Долгострой сдвинулся с мертвой точки

Приняв во внимание сложные экономические условия, а также опыт и затраты США на создание F-22, Россия решила разрабатывать истребитель среднего класса – по своей размерности он должен был оказаться между лёгким МиГ-29 (по кодификации НАТО – Fulcrum) и тяжёлым Су-27 (по кодификации НАТО – Flanker). При этом отечественный истребитель должен превосходить все западные аналоги и обеспечивать разнообразие возможностей боевого применения. На основании этих требований в 2001 году был объявлен тендер на разработку перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Конкурс выиграла компания «Сухой» с проектом Т-50.


Первый полёт Т-50–1. Фото АХК «Сухой»

Постройка опытных образцов и подготовка серийного производства велась на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Свой первый полёт опытный Т-50 совершил в январе 2010 года. В настоящее время на испытаниях уже находятся 5 образцов. В 2014 году начались государственные испытания истребителя на полигоне Министерства обороны в Ахтубинске, где одновременно с лётчиками-испытателями к освоению машины приступили военные. По данным компании «Сухой», в рамках предварительных испытаний Т-50 были проведены оценки аэродинамических характеристик, показателей устойчивости и управляемости, динамической прочности, а также проверка функционирования комплекса бортового оборудования и систем самолёта.


Полёт пары Т-50. Фото АХК «Сухой»

Оборудование и вооружение Т-50

С лета 2012 года на двух самолётах проводятся испытания новейшей бортовой радиолокационной системы с АФАР, а также перспективного оптико-электронного комплекса обнаружения.


Опытный образец бортовой РЛС с АФАР на авиашоу МАКС-2009

Уже отрабатываются дозаправка самолёта в воздухе и режим сверхманёвренности. В качестве основного двигателя для Т-50 планируется использовать новое изделие «117», которое будет обладать более высокими характеристиками, чем созданный ранее двигатель АЛ-41Ф.


Двигатель АЛ-41Ф1

В отличие от F-22, российский истребитель пятого поколения с самого начала будет многофункциональным. На Т-50 в бортовую РЛС будет интегрирована оптико-электронная система, которой до сих пор нет на американском аналоге. На Т-50 планируется гораздо более широкая номенклатура средств поражения. В качестве оружия воздушного боя Т-50 будет нести несколько ракет РВВ (по кодификации НАТО – AA-12 Adder) в модификациях малой, средней и большой дальности. Причём последняя способна поражать вражеские самолёты на расстоянии до 200 км – по крайней мере, об этом сообщают рекламные материалы на МАКС-2013. Аналогов ей в мире сегодня не существует.


Авиационная ракета большой дальности РВВ-БД

На выставках демонстрировались и ракеты класса «воздух-земля», которыми может быть вооружён новый истребитель. Одной из подобных, возможно, станет новая авиационная ракета Х-38МЭ (по кодификации НАТО – AA-11 Archer). Она спроектирована по модульному принципу, который позволяет использовать разные комбинированные системы наведения. Последние могут включать в себя инерциальную систему и варианты конечного точного наведения – на основе головок самонаведения (лазерного, тепловизионного, радиолокационного типа) или спутниковой навигации. В зависимости от модификации ракета оснащается осколочно-фугасной, проникающей или кассетной боевой частью.

Ожидается, что первые серийные истребители Т-50 начнут поступать на вооружение российских ВВС уже в 2016 году, а до 2020 года их количество возрастёт до 55 единиц.


Полёт трёх Т-50 во время МАКС-2013

Т-50 vs F -22 Raptor

Хотя российский истребитель 5-го поколения несколько запоздал, в итоге он может существенно превосходить американский аналог. Попробуем подвести итоги сравнения двух машин.

Соотношение цены и качества

Американский самолёт проектировался в годы холодной войны и, как показало время, оказался невостребованным и очень дорогим. Отставание от США Россия использовала с умом – были оценены опыт создания F-22, его эксплуатация и возможности. ПАК ФА будет многофункциональным истребителем с широким спектром решаемых задач.

Манёвренность

Чрезмерно увлекшись стремлением к малозаметности, США создали летательные аппараты, неспособные к сверхманёвренности и плохо приспособленные для ведения ближнего боя. Опытный образец Т-50 публично демонстрирует фигуры высшего пилотажа, а в полной конфигурации с базовыми всеракурсными двигателями покажет настоящую сверхманёвренность.


Господство в воздухе и на земле

F-22 планировался как истребитель завоевания превосходства в воздухе с применением ракет только класса «воздух-воздух» с предельно дальних и средних дистанций. Использование его в качестве носителя высокоточного оружия для поражения наземных целей стало возможным значительно позже. При этом F-22 может применять крайне ограниченный набор вооружения с наведением по сигналам GPS. Отсутствие собственной оптико-электронной системы не позволяет использовать более широкий спектр ракет и управляемых бомб.

Т-50 будет иметь сразу все возможности по поражению воздушных и наземных целей, в том числе таких специфических, как РЛС ПВО противника, тогда как американская противорадиолокационная ракета HARM не проходит по габаритам внутреннего отсека вооружений F-22. Наличие режимов сверхманёвренности и эффективных ракет малой дальности типа РВВ-МД даст Т-50 преимущество в ближнем манёвренном бою. Обладание же ракетами сверхбольшой дальности РВВ-БД позволит Т-50 поражать противника на дистанции, на которой он не сможет ответить.


В заключение приведём цитату человека, которого вряд ли можно заподозрить в предвзятости. «Данные анализа, которые я видел по ПАК ФА, указывают, что у самолёта довольно сложная конструкция, которая по меньшей мере не уступает, а по мнению ряда экспертов, даже превосходит американские самолёты пятого поколения», – сказал бывший начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дэйв Дептула.