Россия только что объявила, сколько она построит смертоносных танков «Армата. Россия только что объявила, сколько она построит смертоносных танков «Армата Основные ТТХ танка

Технические характеристики Т-14

  • Компоновочная схема лафетная
  • Масса 48-53 тонны (в зависимости от комплектации)
  • Экипаж 3 человека
  • Двигатель предположительно А-85-ЗА мощностью 1500 л. с.
  • Скорость на шоссе до 90 км/ч
  • Запас хода по шоссе 500 км
  • Вооружение гладкоствольная 125-мм пушка 2А82-1М, пулеметы «Корд» и ПКТМ
  • Броня комбинированная многослойная
  • Активная защита «Афганит»
  • Динамическая защита «Малахит»

Самым долгожданным из новых образцов стал основной боевой танк (ОБТ) на базе «Арматы», получивший индекс Т-14. Появление его на параде Победы анонсировали еще много лет назад, и все с нетерпением ожидали дебюта. Несмотря на заминку во время репетиции парада, новую машину публика восприняла с трепетом. И дело даже не в пугающе-футуристичном облике. Просто новинки в этой области появляются редко, и каждая из них приковывает к себе пристальное внимание.

Новый танк имеет ряд особенностей, присущих исключительно ему (во всяком случае если мы говорим о серийных машинах). Во-первых, боевой отсек Т-14 необитаем, а все три члена экипажа располагаются в бронекапсуле в передней части ОБТ. Во-вторых, машина имеет продвинутый комплекс активной защиты и радар с АФАР (активной фазированной антенной решеткой). В-третьих, в будущем танк может получить новое оружие, в частности, пушку калибра 152-мм вместо штатного 125-мм орудия.

Чтобы обеспечить хорошую осведомленность, Т-14 буквально напичкали датчиками. Создатели заявляют, что радар может отслеживать 40 наземных и 25 воздушных целей на дальности до 100 км. Комбинированная многослойная броня включает в себя бронесталь марки 44С-СВ-Ш и другие новые материалы. Динамическую защиту можно снять или, наоборот, оборудовать новыми модулями.

Мифы и реальность

Еще до того, как танк был представлен, вокруг него появилось множество мифов. Например, что Т-14 — штучный образец, который никогда не пойдет в серию. В доказательство приводят закрытые программы прошлых лет. И правда, еще в 1990-е годы существовал проект «Черный орел». Этот ОБТ имел много конструктивных новинок, но от него отказались по финансовым причинам. Но сегодня другое время, и, если не будет форс-мажоров (например, возможного банкротства производителя Т-14 «Уралвагонзавода»), танк запустят в серию.

Еще одним предметом критики стала стоимость ОБТ. Если последние модификации Т-90 стоят около 4 млн долларов, то цена нового танка составит 6-8 млн. Ряд экспертов полагает, что армия не потянет столь дорогой танк. На самом деле стоимость Т-14 сравнима с западными аналогами. Например, последние модификации американского М1 Abrams обходятся армии США в 6 млн, а контрактная цена французского Leclerc и вовсе доходит до 10 млн долларов.

По удельной мощности Т-14 и правда превосходит зарубежные аналоги. Так, немецкий Leopard 2А6 при намного большей массе (62 тонны против 48-ми) имеет такую же мощность (1500 л. с). Но современный танк — это не только броня, двигатель и орудие. Это множество сложных электронных и оптических систем, которые должны работать как единое целое. Удалось ли российским разработчикам достичь уровня технической оснащенности западных машин — вопрос. Отечественная электроника никогда не считалась передовой, а политика может повлиять на международное сотрудничество в этой сфере.

Указывается, что Т-14 имеет «революционную» схему расположения экипажа, но это тоже не совсем так. В Америке еще в 1980-е годы на базе танка М1 был создан ОБТ с размещением экипажа в передней части и необитаемой дистанционно управляемой башней. Тогда же похожую концепцию разрабатывали немцы. Были и другие попытки создать замену традиционным танкам, однако все они закончились ничем.

Проблема заключалась не только в сложности нового подхода, но и в том, что классическая схема казалась более привычной и продуманной. Взглянем в качестве примера на новый танк. Т-14 имеет два люка на троих членов экипажа, и оба они размещены в передней части ОБТ. Но что если нос танка окажется под водой или на него упадут части рухнувшей постройки? Не окажется ли экипаж в ловушке в такой, казалось бы, привычной для танкистов ситуации? При классической компоновке люди могут быстро покинуть машину через башню, а в случае с Т-14 такой возможности просто нет. Не способствует размещение бок о бок и большему комфорту (а ведь именно «стесненность» экипажа всегда считалась чуть ли не главным бичом отечественных ОБТ).

С другой стороны, концепция Т-14 резко повышает выживаемость танкистов, и теперь уничтожение башни совсем не означает гибель людей. Автомат заряжания и боекомплект изолированы друг от друга, и при попадании в боевой отсек детонации всего боезапаса не произойдет.

Увеличивать живучесть танка призвана и новая активная защита. Установленная на Т-14 КАЗ «Афганит» может спасти машину от снарядов и противотанковой управляемой ракеты. После обнаружения угрозы радаром срабатывает контрбоеприпас, который может перехватить цель, летящую со скоростью до 1700 м/с. Кроме того, имеются маскирующие элементы, которые срабатывают одновременно и создают завесу, блокирующую системы лазерного и ИК-наведения.

В теории КАЗ эффективен, но на практике этот принцип связан с рядом проблем. Любой танк, будучи крупной и малоподвижной машиной, де-факто является идеальной мишенью для современного оружия. Никакая активная защита не сможет спасти его от множества управляемых бомб и ракет. Добавим, что современные противотанковые средства, такие как самонаводящиеся суббоеприпасы BLU-108/B или ПТРК Javelin, поражают слабозащищенную крышу танков, и противодействовать им очень сложно.

Иными словами, выживаемость Т-14 в боевых условиях будет зависеть от многих факторов, среди которых защита самого танка на первом месте не стоит. В наше время ОБТ вообще перестали быть первой скрипкой на поле боя и выполняют, скорее, вспомогательные функции.

Интересный момент связан с главным калибром. В мае заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что у Т-14 будет новая 152-мм пушка и снаряд, «прожигающий до одного метра стали». Среди других ОБТ машин с таким мощным орудием нет, и это неспроста. 152-мм снаряды весят намного больше снарядов калибра 120 и 125 мм. Для их перезарядки нужно больше времени, а ствол пушки в этом случае работает буквально на износ. Переход на калибр 152 мм может быть вынужденной мерой, поскольку старые советские 125-мм боеприпасы не эффективны против современной брони. В то же время, по мнению экспертов, западные снаряды аналогичного калибра могут весьма успешно поражать любую бронетехнику.

В целом концепцию Т-14 нельзя назвать хорошей или плохой. Она просто другая, и только долгая эксплуатация покажет, насколько этот подход себя оправдал. Т-14 достаточно современная боевая машина, и при условии устранения «детских болезней» она сможет быть эффективной. Тем более что в танке заложен большой модернизационный потенциал.

Похожей точки зрения придерживается и российский блогер, военный эксперт и сотрудник студии — разработчика симуляторов Eagle Dynamics Андрей Крюченко.

— Проводить аналогию с западными машинами не стоит. Лучшие западные образцы были разработаны в 1970-1980-х годах прошлого столетия и, соответственно, технологически и концептуально берут свое начало из тех времен, — говорит он. — Было бы странным решение создавать новый танк, опираясь на концепцию стоящих на вооружении западных танков, ведь за прошедшие сорок с лишним лет появилось очень много новых технологий, особенно в области управления, передачи и обработки данных. Собственно, «Армата» — попытка эти технологии интегрировать в боевой машине. С одной стороны, использование этих технологий дает определенное количество преимуществ, с другой — при таком новаторстве неизбежны минусы.

Разработчикам просто неоткуда было заимствовать готовые современные решения: с момента окончания холодной войны развитие бронетанковой техники в мире практически остановилось, поэтому многие решения в танке являются неопробованными и рискованными. Армии можно было, конечно, закупать вместо Т-14 танк Т-90АМ. Но он несильно превосходит своих предшественников по всем параметрам. Поэтому закупка Т-90АМ не очень рациональна, модернизация уже выпущенных Т-72 и ранних Т-90 до уровня Т-72БЗ или Т-72Б2 видится более разумным решением. В целом Т-14 получился очень спорным. Будет ли танк успешным — покажет время.

Возможно вам будет интересно:


Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Что-либо оценивать или анализировать на счет новейшего российского танка Т-14, полагаю, еще рано. Потому пока просто выложу в одном месте все доступные на данный момент его фото.

Судя по внешнему виду, машина несколько отличается от обсуждавшихся ранее концептов. Предполагалось нечто такое:

и даже такое:

На практике машина оказалась несколько иной:

В части физических размеров Т-14 “Армата” несколько длиннее и выше, если считать по предельным габаритам.

Для справки, ТТХ основных современных танков выглядят следующим образом

Однако если смотреть на действительно значимые параметры, например, сравнивать высоту по башне, то “Армата” оказалась всего на 30 см выше “Абрамса”. Что вряд ли так уж принципиально важно, учитывая дальности стрельбы современного оружия.

Общая компоновка машины в целом также совпала с прогнозами. Ожидалось нечто такое:

В реальности оказалось близко похоже:

Моторно-трансмиссионное отделение сзади, бронекапсула с экипажем - впереди. Правда наличие всего двух люков наводит на мысль о том, что численность экипажа танка сокращена до двух человек. Теоретически между командиром и механиком поместить еще одного члена экипажа можно. Но не стоит забывать, что ему требуется место не просто для сидеть, а еще и пространство для размещения оборудования “для работать”. Так вот наличие необходимого для третьего члена экипажа объема в бронекаспусле вызывает некоторые сомнения. Впрочем, совместить в одном лице функционал командира танка и стрелка-наводчика… тоже не выглядит правильным решением. Это убедительно показала еще ВМВ. Вряд ли конструкторы решили проигнорировать сей опыт. Так что тут стоит подождать дополнительной информации.

Что касается башни, то она действительно полностью необитаема.

Судя по отсутствию на броне башни штатных мест крепления каких-либо внешних дополнительных элементов, их установка “в поле” не предусматривается. Однако делать из этого факта выводы пока рано.

Во-первых, необитаемость башни резко снижает требования к минимальному заброневому объему. Это значит, условно говоря, она вся может быть одним большим сплошным куском металла. В том числе - предусматривать установку каких-то элементов защиты за внешними декоративными кожухами. В конце-концов конструкция бортов явно указывает на наличие там ДЗ.

Во-вторых, не стоит исключать и возможность попытки целенаправленного введения в заблуждение. Совершенно очевидно, что к этой демонстрации новейшего российского танка привлечено крайне пристальное внимание всех разведок “наших потенциальных условных друзей”. Т.е. башни серийных машин будут выглядеть несколько иначе. Хотя, подчеркиваю, это лишь предположение. Точнее - один из возможных вариантов. Для окончательных выводов стоит собрать больше данных.

Отличный, на мой взгляд, общий анализ имеющихся на данный момент фактов о конструкции Т-14 “Армата”, проведен на сайте “Новости ВПК” в статье “Танк Т-14 “Армата” или Т-99 “Приоритет”. Рекомендую к прочтению . Там много всего интересного. Тут позволю себе процитировать лишь некоторые избранные места.

Броня

Новая броневая сталь марки 44С-св-Ш будет использоваться на новом российском танке “Армата”. Сталь создана специалистами ОАО «НИИ стали».

Образец стали 44С-св-Ш толщиной 25 мм после успешных испытаний бронебойной пулей Б32 калибра 12,7 мм Фото: ОАО «НИИ стали»

Использование этой стали на перспективной платформе “Армата” позволит «снять» сотни килограммов веса с машины, где она также будет использована не только для броневых целей, но и в качестве конструкционного материала.

Хотя твердость стали не менее 54HRC , ее пластические характеристики остаются на уровне серийных сталей, имеющих твердость 45-48HRC. Именно это сочетание позволяет снизить на 15% толщину и, соответственно, вес бронеконструкций из новой стали без снижения защитных характеристик и живучести при низких температурах.

Силовая установка

Силовая установка представляет собой единый 1200-сильный дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А (иногда обозначается как 2А12-3, 12ЧН15/16 или 12Н360) для передне- и задне-расположенным МТО. Моторесурс не менее 2000 часов. Масса до 5 тонн. Объем МТУ до 4 м3. Имеется возможность модернизации. По габаритно-массово-силовым характеристикам новинка должна превосходить лучшие зарубежные образцы моторно-трансмиссионных установок. необходимо отметить, что номинальная мощность двигателя 1500 л.с., до 1200 л.с. введено ограничение, что значительно увеличило моторесурс.

Технические характеристики двигателя А-85-3А (12Н360) для перспективной российской платформы Армата:

Тип двигателя - четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха.

Система смесеобразования - непосредственный впрыск топлива

Мощность двигателя без сопротивления на впуске и выпуске, кВт (л.с.) - 1103 (1500)

Частота вращения, с-1 (об/мин) - 33,3 (2000)

Запас по крутящему моменту, % - 25

Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч) - 217,9 (160)

Масса, кг - 1550

Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг) - 0,74 (1,0)

Габаритная мощность, кВт/кг (л.с./кг) - 1026 (1395)

Удельная масса, кг/кВт - 1,32

Длина, мм - 813

Ширина, мм - 1300

Высота, мм - 820

Двигатель 12Н360 - это вполне освоенный мотор, отнюдь не стендовый, он точно такие же стоял на наших перспективных танках (объект 195), проходивших не так давно Государственные испытания. В части силовой установки ГИ завершились успешно, двигатель претензий не имел - несмотря на то, что испытания были очень жесткие.

Пушка

Исходя из сообщений об отказе от доведения до серии танка Т-95 со 152-мм пушкой можно утверждать, что новую машину намечено оснастить штатным основным 125-мм орудием

До недавнего времени основной отечественной пушкой были версии хорошо известного танкового орудия 2А46М. Самая последняя модификации 2А46М-5 имеет точность стрельбы на 15-20% выше, суммарное рассевание при стрельбе с хода снизилось в 1,7 раза. Благодаря доработкам орудие приобрело способность вести стрельбу новыми бронебойно-подкалиберными снарядами повышенного могущества.

Лучшим западным орудием в настоящее время считается 120-мм гладкоствольная пушка L 55 со стволом длиной 55 калибров танка Леопард-2А6. По сравнению со старой 120-мм гладкоствольной пушкой L-44, длина ствола L-55 увеличена на 130 см.

Применяемые на данной пушке снаряды DM -53 и DM -63 имеют очень высокие характеристики по бронепробиваемости. И это несмотря на то, что в отличие от американских боеприпасов немцы не используют в качестве материала сердечника обедненный уран.

Разумеется, при создании российского основного боевого танка на базе тяжелой унифицированной платформы большое внимание уделялось обеспечению высоких характеристик по огневой мощи.

В 2000-х годах в России была создана новая танковая 125-мм пушка 2А82. К осени 2006 года из макетного и двух опытных образцов на “Заводе №9” успели произвести соответственно 787, 613 и 554 выстрела.

Система с автоскрепленным и частично хромированным стволом способна стрелять как существующими, так и перспективными боеприпасами. По техническому уровню она превосходит все существующие танковые орудия в 1,2-1,25 раза.

Дульная энергия пушки 2А82 в 1,17 раза превосходит лучшее натовское орудие -120-мм систему танка “Леопард-2А6”, при этом длина трубы нашего орудия на 60 см короче.

Введено крепление цапфенных обойм в башне обратным клином. Задняя опора откатных частей размещена в обойменной части люльки. Горловина люльки удлинена на 160 мм. В горловине люльки, жесткость которой увеличена, размещены два дополнительных люфтовыбирающих устройства. Обе направляющие люльки выполнены по типу призмы.

Указанные мероприятия позволили снизить среднее техническое рассеивание по всем типам снарядов на 15% против табличных значений.

Пушку 2А82 для “Арматы” решили модернизировать, удлинив ствол на целый метр - до 7м. Для автоматического учета изгиба канала ствола на дульной части трубы ствола предусмотрено крепление отражателя устройства учета изгиба (УУИ).

Цифровая обработка сигналов, принятая в устройстве, обеспечивает измерение необходимых параметров ствола в широком диапазоне помеховых и эксплуатационных воздействий. Полученные данные выдаются как поправки в баллистический вычислитель, что обеспечивает повышение точности стрельбы.

«Армата» будет стрелять как снарядами различных типов (осколочно-фугасными, бронебойно-подкалиберными, кумулятивными), так и управляемыми ракетами класса «земля-земля» с оптико-электронным, инфракрасным и спутниковым наведением, а также зенитными ракетами класса «земля-воздух». Фактически это не танк, а универсальная ударная машина сухопутных войск, включающая в себя полноценный тактический ракетный комплекс, зенитную систему противовоздушной обороны, комплекс армейской разведки и целеуказания и, собственно, танк.

Система управления огнем

Прицельный комплекс:

Основной прицел наводчика многоканальный с визирным и тепловизионным каналами, лазерным дальномером, встроенным лазерным каналом управления.

Увеличение визирного канала, кратность - 4; 12.

Дальность распознавания цели типа “танк” через визирный канал, м - до 5000.

Дальность распознавания цели типа “танк” через ТП канал, м не менее 3500.

Максимальная дальность, измеряемая дальномером, м - 7500.

Прицел командира комбинированный панорамный с телевизионным и тепловизионным каналами, лазерным дальномером.

Дальность распознавания цели типа “танк” через ТВ-канал, м до 5000.

Дальность распознавания цели типа “танк” ночью через ТП-канал, м не менее 3500.

Прицел-дублер с зависимой линией прицеливания.

Дальность распознавания цели типа “танк”, м:

днём не менее 2000,

в сумерках не менее 1000.

Баллистический вычислитель с комплектом датчиков метео- и топоусловий и датчиком учета изгиба ствола электронный цифровой

Возможность автоматического сопровождения целей обеспечивается независимо с места наводчика и с места командира с реализацией режима “охотник - стрелок”.

Стабилизатор вооружения усовершенствованный двухплоскостной с электромеханическим приводом ГН и электрогидравлическим ВН.

Перспективный танк «Армата» будет оснащена радарами той же технологии, что и у истребителя пятого поколения Т-50. Согласно техзаданию Минпромторга, «Армата» получит радиолокаторы Ка-диапазона (26,5-40 ГГц) на базе активной фазированной антенной решетки (АФАР), сделанные по технологии низкотемпературной керамики.

Корпус напичкан видеокамерами. Они позволяют экипажу наблюдать круговую обстановку вокруг танка. Если требуется, то включается трансфокация, и отдаленный объект можно рассмотреть в деталях. Имеется возможность тепловизионного и инфракрасного видения в любых погодных условиях днем и ночью.

Активная фазированная антенная решетка состоит из множества сот – микроволновых передатчиков. Такая антенна способна быстро менять направление локации (не требуется механического перемещения «тарелки» локатора) и обладает высокой надежностью – выход из строя одного элемента не приводит к значительному падению мощности и искажению луча. Такой радар в бронетехнике будет незаменим в решении и оборонительных и наступательных задач. Есть два варианта его применения – в составе системы управления огнем либо как комплекс активной защиты. В его состав входит антенна, которая обнаруживает средства поражения, подлетающие к танку. АФАР определит координаты и параметры такой угрозы, и танк уничтожит эти цели.

Система способна одновременно «вести» до 40 динамических и до 25 аэродинамических целей – совершенно недосягаемый показатель для всех РЛС, состоящих на вооружении других армий. Система будет контролировать территорию в радиусе до 100 километров и сможет в автоматическом режиме уничтожить на этой территории цели размером до 0,3 метра.

ТТХ перспективного танка России ”Армата”

Бронированная капсула экипажа - есть

Основное орудие мм. - 125 (2А82)

Боекомплект пушки в шт. - 45

Автомат заряжания шт. - 32

Боевая скорострельность в мин. - 10-12

Дальность обнаружения цели м. - свыше 5000

Дальность поражения цели м. - 7000-8000

Огонь в движении - да

Панорамный прицел командира - есть

Камеры кругового обзора - есть

Система прицеливания и управления огнем - есть

Система боевого управления и навигации - есть

Тепловизор - есть

Противоминная защита - активная

Активная защита - Афганит

Динамическая защита - есть

Двигатель л.с - 1200-2000

Замена двигателя час. - 0.5

Дополнительная силовая установка - есть

Максимальна масса т. - 48

Максимальная скорость км/час - 80-90

Запас хода км. - свыше 500

Длина мм. -

Ширина мм. -

Высота мм. -

Экипаж - 3

Количество опорных катков, шт. - 7

Стойкость брони мм. - свыше 900

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Бронетанковая техника еще в ХХ веке стала главной ударной силой вооруженных сил любой страны. Мировые компании - производители постоянно совершенствуют потенциал боевых машин. Россия не стоит в стороне, и танк Т-14 «Армата» стал одной из самых совершенных моделей. Его тактико-технические характеристики (ТТХ) и боевые возможности интересуют как специалистов, так и всех неравнодушных людей.

История создания танка «Армата»

Модель Т-14 «Армата» относится к танкам 4-го поколения. В ней сделана попытка реализации идеи необитаемой башни и сетецентрической концепции. Танки способны участвовать в действиях целого тактического звена, подчиненного одной комплексной системе управления. В будущем их можно комплектовать устройствами с искусственным интеллектом, обеспечивающими работу в автоматическом режиме.

Разработчиком танка является ОАО «Уралвагонзавод», использовавшее лучшие наработки СССР и РФ в области танкостроения. Работы начались в 2010 году и базировались на проекте танка Т-95. В новой машине, например, применен его лафетный принцип башенной компоновки. Проектирование велось в сжатые сроки, в условии жесткой конкуренции с американской программой «Боевые системы будущего».

Перед разработчиками была поставлена задача создания основной машины для бронетанковых войск. В основу была положена универсальная платформа «Армата», на которой могут базироваться не только танки, но и БТР, БМП, САУ, машины боевой поддержки и т.п. Уже в 2017 году в войска начала поступать такая техника. Одновременно создавались сетецентрические комплексы, включающие танки Т-14, БМП Т-15 тяжелого класса, САУ «Коалиция-СВ», ударные вертолеты. Танк запущен в серийное производство, а впервые был представлен на Параде Победы в 2015 году.

Тактико-технические характеристики танка Т-14

Помимо того, что танк Т-14 обладает значительной боевой мощью, скорострельностью и точностью стрельбы, он способен выполнять сетецентрические задачи: разведка, целеуказание, дистанционное управление через единую систему управления. В боевых условиях машина получает оперативные данные онлайн и обеспечивает автоматическое определение баллистических параметров для управления огнем всего тактического звена.

Основные преимущества танка:

  • использование универсальной платформы;
  • размещение танкистов в бронированной капсуле, отдельно от отсека с боекомплектом;
  • возможность эксплуатации при необитаемой башне;
  • применение РЛС импульсно-допплеровского типа, надежно и быстро определяющей вектор скорости цели;
  • активная защита, способная защитить от боеприпасов различного типа.

Основные ТТХ танка:

  • масса в боевой комплектации – 48 т;
  • численность экипажа – 2-3 человека;
  • многослойная броня с комплексной защитой «Афганит» и динамической защитой «Малахит»;
  • мощность двигателя – 1600 л. с.;
  • скорость передвижения по шоссейной дороге – до 90 км/ч, по бездорожью – 70-75 км/ч;
  • ходовой запас (шоссе) – не менее 500 км;
  • дальность стрельбы – до 8 км;
  • возможность стрельбы в движении;
  • боекомплект – 45 снарядов.

На танке предусмотрена система для запуска и управления беспилотным летательным аппаратом «Птеродактиль», обладающая автономной РЛС и прицелом инфракрасного типа. В задачу беспилотника входят разведка и целеуказание.

Конструкция Т-14

В танке предусмотрена классическая компоновка основных элементов, когда силовая установка (моторно-трансмиссионный отсек) размещена в задней, кормовой части машины. Спереди располагается отделение управления с местами для экипажа, приборами и устройствами для управления. Боевой отсек находится в центре. Здесь размещена башня, отсек с боекомплектом и устройство для автоматического заряжания.

Платформа, силовая установка и подвеска

Основой танка является гусеничная платформа-трансформер тяжелой категории «Армата». Эта разработка «Уралвагонзавода» может использоваться в других типах тяжелой бронетехники. Универсальность обеспечивается модульной конструкцией, когда элементы можно переносить в различные зоны, изменяя компоновку.

Силовая установка оснащена дизельным Х-образным двигателем типа А-85-3А (12Н360) производства ЧТЗ. Он имеет 12 цилиндров. Мощность может изменяться в диапазоне 1100-1600 л. с. Достигается удельная мощность 31 л. с. на каждую тонну массы. Важная особенность – быстрота замены двигателя, что необходимо в боевых условиях. Для такой операции достаточно 30 минут.

В танке Т-14 применена подвеска активного типа. Она базируется на семи катках, установленных на лопастных амортизирующих элементах. Амортизаторы снабжены дифференциальным поворотным механизмом с гидрообъемным усилителем. Специальные датчики позволяют выявлять неровности местности и подавать сигнал на вертикальное перемещение катков. Активный принцип подвески устраняет сильное раскачивание машины при перемещении по неровностям, что значительно ускоряет захват цели электронной наводящей системой. По сравнению с прежними танками время захвата цели сокращается в 2,3 раза, а время поражения уменьшается почти в 1,5 раза.

Ходовая часть включает автоматическую коробку передач с возможностью перехода на ручное переключение скоростей. Предусмотрено по восемь передач в переднем и заднем направлении (всего 16 передач). Запас хода обеспечивается вместительными топливными баками усовершенствованной конструкции. Они спрятаны под броню и имеют экран от кумулятивного поражения, при этом сами прикрывают двигатель, усиливая его защищенность. Выхлопные трубы расположены так, что выводимые газы нарушают видимость танка в инфракрасном спектре.

Платформа снабжена электронной системой информации и контроля. Она сигнализирует о появлении неполадок в двигателе и ходовых узлах, необходимости проведения ремонта, проводит диагностику нарушений.

Видео: анимационный ролик с ТТХ и обзором возможностей танка Т-14 «Армата»

Вооружение

Танк Т-14 оснащен современным вооружением, позволяющим поражать цели на земле и в воздухе. Для повышения эффективности стрельбы используется система управления огнем. Она обеспечивает точное определение координат цели, ее захват и сопровождение в автоматическом режиме, наведение вооружения, корректировку баллистических параметров стрельбы. Информацию снимают датчики, установленные на крыше танка. К ним относятся: приемники ГЛОНАСС и навигационные приборы; гироскоп угловой ориентации; датчики параметров ветра, температуры и влажности внешней среды, а также колебаний ствола при разогреве во время стрельбы.

Орудие

Основным орудием считается гладкоствольная пушка калибром 125 мм типа 2А82-1М. Стрельба производится дистанционно, заряжание – автоматическое. Дальность стрельбы составляет 7-8 км. Скорострельность – 11-12 выстрелов в минуту. Ресурс пушки увеличен за счет специального легирования внутреннего канала ствола. Автоматическое зарядное устройство позволяет увеличить длину снарядов до 100 см. Если сравнивать с аналогичными орудиями западных стран, то пушка танка Т-14 имеет повышенную ствольную энергию и более высокую точность стрельбы (в среднем на 18-20%).

Достаточно легко танк переоснащается на пушку типа 2А83 калибра 152 мм. Это существенно повышает бронебойные способности, но при этом уменьшается боекомплект. В то же время эксперты считают, что калибр 125 мм вполне достаточен.

Видео: выстрел из танка Т-14 «Армата» - кадры из боевого отделения

Боеприпасы

Пушка 2А82-1М может стрелять штатными снарядами, а также подкалиберными боеприпасами длиной до 1 м. Специально для бронетехники, в т. ч. для танка Т-14, разработаны усовершенствованные снаряды:

  • неуправляемые снаряды БПС «Вакуум-1» длиной 90 см;
  • снаряды «Тельник» с дистанционным подрывом в любой момент полета;
  • управляемый ракетный снаряд УРС 3УБК21 «Спринтер».
  • Кроме того, данное орудие способно стрелять через свой ствол ракетами типа «Рефлекс-М».

Широкие возможности использования современных высокоэффективных боеприпасов открывает орудие калибром 152 мм. Штатными считаются неуправляемые снаряды типа «Грифель» с бронебойными способностями. Можно стрелять управляемыми снарядами типа «Краснополь», предназначенными для САУ.

Учеными-оружейниками разработаны специальные управляемые снаряды, ТТХ которых пока закрыты. Эти активно-реактивные боеприпасы способны стрелять на расстояние свыше 30 км, способны обходить средства защиты и электронного противодействия противника. Особой бронебойностью отличаются последние разработки Госкорпорации «Росатом» с использованием обедненного урана. Среди новых разработок – осколочно-фугасные боеприпасы для поражения живой силы. В 2017 году заявлено о начале изготовления «интеллектуальных» снарядов, способных подрывать заряд над противником в нужном месте.

Установка пушки 152 мм позволяет стрелять ракетами, предназначенными для ПТРК «Корнет» (ракета 9М133ФМ-3). Дальность ее поражения составляет 10 км, а бронебойность превышает 140 см. Ракета может поражать воздушные цели (вертолеты и самолеты, летящие со скоростью до 900 км/ч на высоте до 9 км).

Пулемётное вооружение

На танке Т-14 установлено и пулеметное вооружение. Прежде всего, это зенитный пулемет типа «Корд» (калибр 12,7 мм). Он размещен в индивидуальной башне с роботизированными механизмами, получающими сигналы от танковых радаров и тепловизоров. Управляется пулемет дистанционно. Он поражает воздушные цели на расстоянии до 1,5 км, даже при высокой скорости их перемещения. Зенитная установка имеет связь с системой активной зашиты танка, что дает возможность поражать реактивные снаряды.

Второй пулемет типа ПКТМ спарен с орудием. Его задачей является поражение живой силы противника. Калибр составляет 7,62 мм.

Комплексы защиты и броня

Защита танка Т-14 обеспечивается специальными комплексами защиты, а также особой конструкцией брони башни, корпуса и отсеков. Она обеспечивает высокую живучесть машины в боевых условиях, защищенность экипажа и двигателя от поражения снарядами и противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР).

Комплекс активной защиты «Афганит»

Броня любой конструкции не способна гарантировать полную защиту машины и экипажа от поражения. Для повышения защитной функции на танке Т-14 устанавливается комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит». В его задачу входит перехват различных боеприпасов на подлете. Работоспособность КАЗ обеспечивают радио-оптические радары дальнего предупреждения. Они включают четыре специальные импульсно-допплеровские панели, а также круговые пеленгаторы в ультрафиолетовом диапазоне (УФ-пеленгаторы). Панели засекают подлет боеприпасов (в т. ч. ракет), а пеленгаторы – вспышки при выстреле с ПТУРов.

Принцип действия КАЗ основан на нескольких механизмах:

  • Отражение атаки с помощью поражающих элементов («ударное ядро»). Под броней находятся тумбы-дробовики, которые сбивают своими элементами боеприпасы, летящие со скоростью до 3 км/с.
  • Маскировка с помощью специальных «пушечек», размещенных на башенной крыше. На них подается сигнал от датчиков, и срабатывает устройство, обеспечивающее дымовую завесу в различных спектрах (например, инфракрасный спектр), выброс минидиполей для нарушения работы РЛС. С помощью этой системы блокируется лазерное наведение, в т. ч. поражение самонаводящимися боеприпасами.
  • Поворот башни. Активная защита предусматривает автоматическое поворачивание башни для установки наиболее защищенной броней зоны в направлении прилета снарядов.

Применение КАЗ «Афганит» подразумевает соединение систем раннего обнаружения нападения и управления огнем для ответного удара.

Комплекс динамической защиты «Малахит»

Вторая ступень защиты танка Т-14 – комплекс динамического бронирования (КДБ) «Малахит». Он состоит из модулей, закрепленных на броне, которые подрываются дистанционно при приближении боеприпаса. Система эффективно защищает от бронебойных подкалиберных снарядов и ракет. Она способна разрушить и снаряды с меньшим количеством взрывчатого вещества до контакта их с броней танка.

Подрыв происходит за счет сигнала от датчиков, в которых индуцируется ток от магнитного поля приближающегося снаряда. Система разработана НИИ Стали и относится к 4-му поколению защиты. В большинстве случаев КДБ согласован с КАЗ «Афганит», и его радар способен подать сигнал на упреждающее срабатывание заряда модуля.

КДБ «Малахит» весьма эффективен против ПТРК типа Javelin при подлете ракеты под углом не более 65 градусов, а также практически полностью (до 96%) блокирует возможности РПГ. Важно отметить, что система защищает экипаж от поражения и часто спасает жизни людей, но взрывная волна от подрыва модулей и приближающихся боеприпасов способна обездвиживать машину и выводить приборы из строя.

Бронирование башни, корпуса и отсеков

Последний барьер для подлетающего снаряда – броня. На танке Т-14 внедрены последние технологические новшества, что позволяет существенно повысить ее эффективность. Бронирование башни танка выполнено в виде двух слоев – основная броня и противоосколочный кожух. Многие приборы и датчики располагаются в межслойном пространстве.

С внешней стороны находится кожух, защищающий от осколочных, пулевых и фугасных поражений. Одновременно он глушит сигнал радара, что снижает эффективность радиолокации и самонаводящихся ПТУРов. Дополнительная функция кожуха – роль «Клетки Фарадея», которая призвана защитить приборы от электромагнитного поля. Этот элемент имеет разборную конструкцию, что упрощает доступ к приборным панелям.

Основная броня башни выполнена из специальной бронестали марки 44С-СВ-Ш высокой прочности. Она получена путем электрошлакового переплава. Современная технология позволила снизить массу брони на 15% при увеличении прочности. По бронестойкости она приравнивается к гомогенной броне толщиной порядка 1000 мм при попадании подкалиберных снарядов и около 1600 мм при поражении кумулятивными боеприпасами.

В броне башни применен принцип «вышибных панелей». Если внутри сдетонирует боекомплект, то взрывная волна частично погасится за счет выпадения нескольких модулей. После снижения давления взрыв не будет иметь достаточной разрушительной силы.

Платформа «Армата» имеет мощную пассивную броню. Выделяются такие особенности:

  • Лобовое бронирование – композитная многослойная броня, выдерживающая попадание ПТУР калибром до 152 мм и бронебойных оперенных подкалиберных снарядов (БОПС) калибром до 125 мм.
  • Силовой отсек, сектор хранения боекомплекта и топливный отсек отделены друг от друга бронированными стенками.
    Защита топливного отделения

Как было указано выше, топливный отсек отделен от других бронированными стенками. Дополнительные топливные баки (топливное отделение) покрыты наполнителем ячеистого типа. Кроме того, они закрыты броней и экраном против кумулятивных снарядов. Экипаж располагается в так называемой бронекапсуле. На самом деле капсулы нет, а отсек управления со всех сторон защищен броневыми перегородками.

Днище корпуса имеет противоминную защиту. Оно имеет V-образное исполнение, что уже само по себе повышает прочность. Для большей надежности танк Т-14 снабжен миноискателем с дистанционным реагированием, а также обладает устройством для подрыва мин на расстоянии. Металл днища покрыт специальным материалом, способным поглощать взрывную волну. Такими же способностями обладают кресла для танкистов.

Система обнаружения и наведения

Основой системы разведки и наведения в танке Т-14 является радиолокационный комплекс, включающий РЛС с антенной в виде активной фазированной решетки (АФР). Ее можно считать составной частью КАЗ «Афганит». Подобные радары используются на боевых самолетах последнего поколения. Антенна размещена на башне и обеспечивает круговой обзор. Состоит она из четырех панелей. РЛС танка имеет возможность одновременно удерживать более 20 воздушных и 40 наземных целей. Дальность обнаружения составляет 100 км. Защита радара обеспечивается экраном, не пробиваемым пулями и осколками.

РЛС танка способна определять траекторию полета снаряда, а по ней точку расположения орудия или пусковой установки. Полученные координаты передаются на компьютер, что далее дает возможность обеспечить высокоточное подавление огневых точек противника. Достаточно эффективно производится обнаружение воздушных целей. Радар определяет координаты летательного аппарата и траекторию его полета, сигнал передается на ЗРК типа «Оса», «Сосна» или «Стрела», и даже «Панцирь С1».

Помимо указанной РЛС, на танке установлено два радара для обнаружения близких целей. Их основное отличие – сверхбыстрая реакция на обнаруженные объекты. Дополнительные радары нужны для борьбы с ПТУРами и БОПСами.

Система наведения включает панорамный прицел в пулеметной башне. Он обладает системой, работающей в инфракрасном (ИК) диапазоне и отличающейся высокой точностью и чувствительностью, с криогенным охлаждением. С ИК-камерой совмещена система, действующая в диапазоне видимого света. Кроме того, установлен дальномер на лазерной основе.

Вся пулеметная установка вместе с приборами наведения имеет возможность совершать полный оборот. Вращение оружия и прицела может осуществляться независимо или совместно.

Прицел и дальномер совмещены с радаром, а информация о целях поступает на монитор компьютера командира танка. Лазерный прицел позволяет удерживать цель даже после создания помех для РЛС танка со стороны РЭБ противника. Полученная информация о наземных и воздушных целях поступает на командное устройство единой системы управления тактического звена (ЕСУ Т3), способное выбрать необходимое вооружение для подавления цели. У наводчика имеется свой сенсорный экран, на котором он может уточнить координаты наведения орудия.

Кроме электронных систем наблюдения в танке предусмотрены оптические перископы. Ими могут пользоваться командир и механик-водитель. В темное время суток используются приборы ночного видения. Оптические приборы помогают ориентироваться при подавлении электроники противником.

Дополнительно танк Т-14 оснащен камерами обзора с высокой разрешающей способностью. Всего на башне размещено шесть камер, обеспечивающих круговой обзор. Приборы имеют независимое питание и устройства для автоматической очистки от грязи. Они работают независимо от электроники танка и позволяют обнаруживать цели при отключенной РЛС. При необходимости камеры подключаются к КАЗ. Приборы имеют SWIR систему, дающую возможность работы в коротковолновом ИК-диапазоне. Это обеспечивает контроль в условиях задымления и густого тумана.

Стелс-средства

В войсках все чаще применяются способы маскировки, способные сделать военную технику невидимой для радаров противника и визуального наблюдения, т.е. стелс-технологии. В танке Т-14 используются следующие стелс-средства:

специальное теплоизоляционное покрытие корпуса изнутри;
маскирующая система распределения выхлопных газов;
особая форма башни и платформы, включающая такое расположение плоских граней, которое снижает радиозаметность за счет рассеянного отражения;
специальная покраска корпуса снаружи, при этом краска обладает способностью к радиопоглощению и защите от разогрева под действием солнечных лучей, чтоискажает магнитное и тепловое поля, наводящиеся на танке.

Специальная система, установленная на танке Т-14, способна серьезно нарушить возможность его идентификации радарами противника. Она искажает образующиеся поля. Самонаводящиеся приборы ПТУРов запрограммированы на определенный образ танка, а потому при искажении сигнала ракета теряет цель. Искажающиеся сигналы передаются в радио- и ИК-диапазоне, а также обеспечиваются тепловыми источниками. Маскирующая система совмещена с КАЗ «Афганит». Для ее срабатывания используются сигналы от АФР-антенн. Постановка помех обеспечивается во все стороны, в т. ч. вверх для затруднения наблюдения воздушных разведчиков.

Заключение

Танки Т-14 «Армата» начали поступать на вооружение российской армии. Они принадлежат к 4-му поколению бронетехники и используют ультрасовременные системы защиты, определения и удержания целей, а также ведения прицельного огня. Танки предназначены для сетецентрической тактики ведения боевых действий, когда задействуется целый комплекс боевых машин. «Армата» превосходит своих зарубежных конкурентов по ряду ТТХ. Важно, что танк Т-14 имеет прекрасную перспективу превращения в беспилотный проект, когда машиной будут управлять роботы.

— единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. Это полностью российская разработка.

Работы по созданию нового танка "Армата" были открыты в 2010 году. Унифицированная тяжелая платформа шифра "Армата", на основе которой был создан танк, разрабатывалась Уралвагонзаводом с 2009 по 2010 год.

Танк Т-14 "Армата" оснащен 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой 2А82 (с возможностью установки 152-мм 2А83) с дистанционным (необитаемая башня) полностью цифровым управлением. Впереди за мощной лобовой броней находится со всех сторон защищенная изолированная бронекапсула с экипажем, сидящим в ряд. Управление пушкой ведется из изолированной бронекапсулы. Впервые в мире экипаж помещен в бронированную капсулу, отделенную от боекомплекта, что дает возможность танкистам остаться в живых даже при прямом попадании в башню и возгорании боекомплекта. Танк сможет выдержать лобовое попадание большинства современных и перспективных типов противотанковых снарядов и ракет.

Танк содержит до 40 снарядов различного назначения в автомате заряжания, а также имеет пулеметы и прицелы, превосходящие существующие образцы, имеющие возможность вести огонь в движении.

Силовая установка представляет собой единый 1200-сильный дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А для передне- и задне-расположенных моторно-трансмиссионных отделений (МТО). Моторесурс не менее 2000 часов, масса до 5 тонн. Имеется возможность модернизации.

Разработкой двигателя занимался челябинский ГСКБ "Трансдизель". Дизельный четырехтактный, Х — образный, 12 —цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха, жидкостного охлаждения двигатель 12Н360 прошел весь ряд испытаний, от ресурсных до ходовых в 2011 году.

Танк "Армата" новейшим комплексом активной защиты "Афганит", который может как физически уничтожать цели, так и выводить их из строя. Радиооптический радар "Афганита" состоит из четырех активных фазированных антенных решеток, которые предупреждают о приближающихся снарядах. Система радиоэлектронного подавления сбивает траекторию ракет — с помощью блокирования лазеров и радаров и с помощью дымовой завесы. Кроме того, на "Армате" установлена динамическая защита "Малахит" с модульным комплексом "Реликт", которая, как предполагается, может легко устранять ракеты тандемного типа.

Оригинальный силуэт в сочетании с использованием специального покрытия значительно снижает заметность машины в тепловом и радиолокационном спектрах наблюдения.

Тактико-технические :

Боевая масса — до 55 т

Экипаж — 3 человека

Клиренс — 500 мм

Калибр и марка пушки — 125-мм 2А82-1М

Мощность двигателя — 1500 л. с.

Скорость по шоссе — до 75 км/ч

Дальность обнаружения цели — свыше 5000 м

Дальность поражения цели — 7000-8000 м

Запас хода — свыше 500 км

Стойкость брони — свыше 900 мм

Впервые Танк Т-14 на платформе "Армата" был продемонстрирован на Параде Победы 9 мая 2015 года.