Самые грозные советские самоходки времен войны. Американская самоходная артиллерийская установка Второй мировой войны Самоходные орудия второй мировой

Первые месяцы Великой Отечественной Войны стали подлинной и необъятной трагедией для Советского Союза. Стремительные удары войск вермахта на ключевых направлениях, окружения, подавляющее превосходство Люфтваффе в воздухе - все это пришлось испытать на себе Красной Армии. Действительность оказалась резко противоположной фильму "Если завтра война...", что крайне негативно сказывалось на моральном духе и боевом настрое войск. Огромную и наиважнейшую роль во всей этой неприглядной для советского командования картине играли немецкие танки. Массированным ударом они прорывали оборону советских войск на узком участке фронта и стремительно устремлялись далее, захватывая тыловые склады и узлы коммуникаций, лишая всякого снабжения окруженные части Красной Армии, которые затем беспощадно добивались авиацией, артиллерией и пехотой. Борьба с вражескими танками стала жизненно важной частью успешной защиты страны, а средств против них почти что не было. По ряду субъективных причин, которые заслуживают отдельного разговора, перед войной было свернуто производство дивизионных орудий калибра 76.2 мм и орудий противотанковой обороны (ПТО) калибра 45 мм. Подвиги советских танкистов на Т-34 и КВ никак не могли изменить ситуацию из-за действий в одиночку, дефицита боеприпасов и горючего. Кроме того эти танки предвоенного выпуска имели много дефектов в своих механизмах, из-за чего их часто приходилось бросать при отступлении. Единственным средством у пехоты оставались ручные гранаты РГД-33.

Были предприняты все возможные меры для исправления создавшейся катастрофической ситуации. В кратчайшие сроки было возобновлено производство орудий ПТО калибра 45 мм, поставлены на конвейер новые 76.2-мм дивизионные орудия ЗиС-3 и 57-мм орудия ПТО ЗиС-2 конструкции В. Г. Грабина. Оружейные конструкторы Дегтярев и Симонов разработали образцы противотанковых ружей калибра 14.5 мм. Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин лично подписал инструкцию о применении зажигательных бутылок. Уже к началу осени 1941 г. это начало приносить первые успехи. Но еще до этого, прекрасно понимая важность мобильности для орудий ПТО, нарком вооружений Ванников 1 июля 1941 г. отдал срочное распоряжение о разработке САУ для борьбы с нацистскими танками. Горьковский завод №92 в кратчайший срок представил два прототипа САУ - на шасси легкого полубронированного артиллерийского тягача Т-20 "Комсомолец" (ЗиС-30) и грузового автомобиля (ЗиС-31). Оба варианта были вооружены 57-мм противотанковой пушкой ЗиС-2. Лучшие результаты при стрельбе показала установка ЗиС-31, но выбор государственной комиссии пал на ЗиС-30 вследствие ее лучшей проходимости. К этому моменту завод, производивший "Комсомольцы", перешел полностью на выпуск легких танков, поэтому шасси для переоборудования их в САУ приходилось изымать из действующих частей. Всего к декабрю 1941 г. было переоборудовано около 100 "Комсомольцев", которые приняли участие в завершающем этапе битвы за Москву. Несмотря на все свои недостатки, они понравились в частях благодаря мобильности, лучшей защищенности матчасти по сравнению с буксируемым вариантом и высокой эффективности пушки ЗиС-2, которая иной раз прошивала немецкие танки того периода насквозь. Но ввиду малого числа, потерь и поломок механизмов ЗиС-30 быстро исчезли с полей сражений, не оказав сколь-нибудь существенного влияния на ход событий.

Непосредственно перед войной советскими конструкторами Реактивного НИИ были разработаны пусковые установки реактивных снарядов калибра 132 и 82 мм на шасси грузовика ЗиС-6. 1 июля 1941 года стало датой боевого крещения нового оружия - батарея капитана И. А. Флерова стерла с лица земли железнодорожный узел Орша с немецкими эшелонами с живой силой, боевой техникой и боеприпасами. Исключительная эффективность реактивной артиллерии способствовала быстрому развертыванию ее производства. Но шасси грузовика ЗиС-6 было сильно уязвимо даже для ружейно-пулеметного огня, поэтому уже в августе 1941 года в КБ завода "Компрессор" была начата разработка реактивной системы залпового огня (РСЗО) на базе легкого танка Т-40. 13 сентября завод изготовил первый прототип, получивший название БМ-8-24. Он был оснащен артиллерийской частью с направляющими для пуска 24 реактивных снарядов М-8 калибра 82 мм. После снятия с производства танков Т-40 выпуск этой машины продолжили на базе Т-60. По сравнению с вариантами на базе грузовых автомобилей БМ-8-24 отличалась высокой проходимостью, защищенностью от огня стрелкового оружия, небольшой высотой, облегчающей маскировку на местности, и увеличенным углом горизонтального обстрела. Однако после снятия с производства танка Т-60 выпуск САУ БМ-8-24 также был прекращен. Но эта скромная на вид боевая машина стала прародителем целого класса самых высокоэффективных боевых установок нашего времени (например, РСЗО "Буратино" на базе танка Т-72). Она же продемонстрировала все преимущества самоходной артиллерии в ходе контрнаступления под Сталинградом - БМ-8-24 оказывались рядом с наступающей пехотой в условиях зимнего бездорожья и значительно облегчали штурм немецких укрепленных позиций. Ни одна сколь-нибудь серьезная артсистема (за исключением 45-мм и 57-мм орудий ПТО, которые тащили на себе вконец измотанные бойцы и лошади) не могла сопровождать наступающие пехотные части, не говоря уже о танковых.

Несмотря на очевидную потребность Красной Армии в самоходках, до самого конца 1942 г. новых образцов техники этого класса (кроме ЗиС-30 и БМ-8-24) на вооружение не поступило, хотя работы по их созданию не прекращались. Причиной этого стала острейшая нехватка танков в войсках после весенне-летнего наступления вермахта 1942 г., когда Красная Армия вновь понесла тяжелые потери, а эвакуированные на Восток заводы пока еще не набрали производственную мощность. Выпускаемые на тот момент Горьковским Автомобильным заводом (ГАЗ) (Мытищинский Машиностроительный Завод (ММЗ) был частично эвакуирован в Киров и только восстанавливал производство легких танков) Т-60 были малопригодны для создания на их базе САУ. Т-34, выпускаемые заводами №112 "Красное Сормово", Уральским Танковым №183 в Нижнем Тагиле, №174 в Омске, Уральским заводом тяжелого машиностроения (УЗТМ) и Сталинградским Тракторным (СТЗ), были остро необходимы фронту. Выделение их шасси под нужды самоходной артиллерии в тот момент было просто невозможно. Ничем не могли помочь и заводы, произодящие тяжелые танки - Ленинградский завод им С. М. Кирова был отрезан блокадой, а продукция Челябинского Кировского Завода (ЧКЗ) - тяжелые танки КВ-1С - целиком шла на формирование гвардейских тяжелых танковых полков прорыва для намечавшегося контрнаступления под Сталинградом.

Иная ситуация сложилась по ту сторону фронта. КВ и Т-34 посеяли страх в частях вермахта. Но долго это продолжаться не могло, немецкие конструкторы спешно совершенствовали свои машины и создавали новые для борьбы с советскими танками. Боевой опыт показал, что самоходка StuG III Ausf B неспособна бороться с Т-34 и КВ. Поэтому ее срочно модернизировали, установив длинноствольную 75-мм пушку StuK 40 и усилив бронирование. Поздней осенью 1941 года новая модификация была поставлена на производство под обозначением StuG III Ausf F. 120 выпущенных машин приняли участие в летнем наступлении 1942 г. Другой новинкой стала самоходка-истребитель танков "Мардер" (Marder - нем. "куница") на шасси танка Pz Kpfw 38(t), вооруженная... советской 76.2-мм пушкой Ф-22 конструкции В. Г. Грабина. Захватив значительное количество таких орудий в боях и на складах, немецкие инженеры модернизировали их по советским же планам и получили мощное противотанковое средство. Эта пушка наряду с 88-мм зениткой FlaK 18 довольно долго были единственными орудиями, гарантированно поражавшими Т-34 и весьма неплохо КВ. Для создания САУ активно использовались шасси устаревшего легкого танка Pz Kpfw I. На его базе были разработаны истребитель танков PanzerJäger и самоходная гаубица Sturm infanterie Geschutz (SiG) I. На Восточном Фронте они особых лавров не снискали, но неплохо использовались корпусом Роммеля в Африке

Переломный период войны(ноябрь 1942 г. - август 1943 г.)

19 ноября 1942 г. сокрушительные залпы советской артиллерии и гвардейских реактивных минометов возвестили о начале контрнаступления под Сталинградом. С тех пор этот день стал профессиональным праздником советского воина-артиллериста. В ходе операци по окружению и ликвидации частей немецких 6-ой армии и 4-ой танковой армии артиллерия играла одну из важнейших ролей. Своим огнем она обеспечивала успешный штурм сталинградских оборонительных обводов и городских кварталов наступающей пехотой. Однако вся матчасть ствольной артиллерии на тот момент была буксируемой и это отрицательно сказывалось на взаимодействии артиллерии с другими родами войск. Поэтому еще до начала наступления, приказом наркома танковой промышленности №721 от 22 октября 1942 г. на УЗТМ была организована специальная конструкторская группа по разработке средней САУ на базе танка Т-34, вооруженной 122-мм орудием. Эта группа, возглавляемая Л. И. Горлицким (а также конструкторы Г. Ф. Ксюнин, А. Д. Неклюдов, К. Н. Ильин и др.), уже к декабрю 1942 г. разработала прототип САУ, оснащенный весьма популярной в артиллерийских частях 122-мм гаубицей М-30. Ее компоновочная схема стала типовой для всех советских средних и тяжелых самоходок: боевая рубка в передней части машины объединяла боевое отделение и отделение управления, а моторно-трансмиссионная установка находилась в корме машины. После испытаний прототипа Государственный Комитет Обороны (ГКО) 2 декабря 1942 г. принял постановление №4559 о немедленном серийном выпуске на УЗТМ новой САУ, получившей обозначение СУ-122. С декабря 1942 г. по август 1943 года Уралмашзавод выпустил 638 самоходок СУ-122. В ходе производства в конструкцию машины неоднократно вносились изменения, направленные на повышение технологичности, боевых качеств и удобства работы экипажа.

Тем временем ГАЗ, ММЗ и подключившийся к ним завод в Кирове перешли на выпуск более совершенной модели легкого танка Т-70. Но и она непосредственно не могла служить носителем для артиллерийского орудия. КБ ГАЗ во главе с Н. А. Астровым и А. А. Липгартом разработало специально для САУ шасси на основе Т-70. В частности, потребовалось удлинить корпус для размещения в его задней части боевой рубки и добавить еще один опорный каток на борт. В боевой рубке была смонтирована отлично себя зарекомендовавшая в боях дивизионная 76.2-мм пушка ЗиС-3 конструкции В. Г. Грабина. Изначально самоходка, названная СУ-76, имела полностью закрытую броней рубку и два параллельно установленных шестицилиндровых автомобильных двигателя. Но такая силовая установка оказалась ненадежной и трудной в управлении. Для решения этой проблемы Астров и Липгарт, имевшие большой опыт работы с автомобильными агрегатами в конструкциях танков, предложили использовать два мотора, соединенные последовательно коленчатыми валами. Такой двигатель уже использовался в конструкции легкого танка Т-70. Поначалу ресурс такой "спарки" был невысоким, но разработчики преодолели и эту трудность, повысив его в несколько раз после модификации ряда узлов базового двигателя. Эта установка "ГАЗ-203" мощностью в 170 л. с. устанавливалась в усовершенствованную модель самоходки СУ-76М. Для удобства работы экипажа и лучшей вентиляции боевого отделения у СУ-76М убрали броневую крышу и задний лист рубки. Всего за годы войны было выпущено 360 СУ-76 и 13292 СУ-76М. Таким образом, она стала второй по численности боевой бронированной гусеничной машиной Красной Армии в Великой Отечественной войне. Несмотря на все свои недостатки - бензиновый двигатель и противопульное бронирование, СУ-76М имела и много положительных качеств, унаследованных от легкого танка Т-70. Она имела более мягкий и малошумный ход по сравнению с Т-34; предпусковый подогреватель двигателя, что сильно облегчало его пуск в условиях суровой зимы; удобный механизм натяжения гусениц; была малозаметна на местности. Низкое удельное давление на грунт позволяло ей оперировать в болотистой местности, где другие типы танков и САУ неминуемо бы завязли. Это обстоятельство сыграло большую положительную роль в боях 1944 г. в Белоруссии, где болота играли роль естественных преград для наступающих советских войск. СУ-76М могли проходить по наспех сооруженным гатям вместе с пехотой и атаковать врага там, где он меньше всего ожидал ударов советских самоходок. Неплохо СУ-76М проявила и в городских боях - открытая ее рубка, несмотря на возможность поражения экипажа огнем стрелкового оружия, обеспечивала лучший обзор и позволяла весьма тесно взаимодействовать с бойцами пехотных штурмовых отрядов. Наконец, СУ-76М могла поражать своим огнем все средние танки и равноценные ей самоходки вермахта.

Не остался в стороне от создания самоходок и Челябинский Кировский Завод. Получив техническое задание в декабре 1942 г. на разработку тяжелой САУ, заводчане всего за 25 дней представили в металле прототип на базе тяжелого танка КВ-1С, вооруженный мощной 152-мм гаубицей пушкой МЛ-20 конструкции Ф. Ф. Петрова. Используя ту же компоновочную схему, что и для СУ-122, инженеры ЧКЗ сумели добиться большей эффективности ее использования. В частности, вместо тумбовой установки орудия на СУ-122 новая машина, изначально названная КВ-14, получила рамную - орудие посредством специальной рамы крепилось к лобовому броневому листу машины. Такая конструкция позволила значительно расширить полезный объем боевого отделения и улучшить его обитаемость. Под названием СУ-152 самоходка была немедленно запущена в серию после ее показа ГКО. Это было просто необходимо в свете испытаний трофейного немецкого танка Pz Kpfw VI "Тигр", т. к. штатные 45-мм и 76-мм танковые и противотанковые орудия оказались малоэффективными против его брони. Кроме того, по данным разведки, у противника ожидалось появление еще нескольких новых моделей танков и самоходок к началу его массированного летнего наступления. Согласно этой информации, новые немецкие машины будут иметь броню, сопоставимую или даже еще более мощную, чем броня "Тигра".

Несмотря на героические усилия всех танковых заводов страны, численность парка самоходных орудий Красной Армии нарастала не столь высокими темпами, как хотелось бы высшему руководству армии и страны. С другой стороны, в ходе московского и сталинградского контрнаступлений Красная Армия захватила много исправных или слабоповрежденных танков Pz Kpfw III и самоходок StuG III. Они были вполне боеспособны или ремонтопригодны, но мешал недостаток снарядов калибров 37, 50 и 75 мм. Поэтому было принято решение о переделке трофейных машин в самоходки, вооруженные отечественными артсистемами. Всего переоборудовали около 1200 таких машин. Эти САУ, вооруженные танковой 76.2-мм пушкой Ф-34, получили название СУ-76И. Также советские инженеры разработали 122-мм гаубицу на трофейном шасси, но после создания нескольких прототипов это направление было закрыто ввиду запуска в серию отечественной СУ-122.

Противник, готовясь к своему летнему наступлению, тоже разработал ряд новых машин. На базе опытного тяжелого танка конструкции доктора Фердинанда Порше немецкие конструкторы создали тяжелый истребитель танков, первоначально названный самим Адольфом Гитлером "Фердинандом" в честь его создателя. Самоходка была вооружена мощной 88-мм пушкой и имела мощнейшее по тому времени бронирование толщиной до 200мм с рациональными углами наклона. Однако позже ее переименовали в "Элефант" (нем. Elefant - слон) и под этим названием она сейчас чаще упоминается в иностранных, в т. ч. немецких источниках. Также на шасси Pz Kpfw IV были созданы штурмовая мортира "Брюммбэр" (нем. Brummbar - медведь) и самоходная гаубица "Хуммель" (нем. Hummel - шмель). Очередную модификацию Ausf G получило семейство штурмовых орудий StuG III. Одновременно предпринимались попытки установить на этом шасси более мощную артсистему, что закончилось созданием самоходки StuH 42. Остались при деле и шасси Pz Kpfw II. На них устанавливались тяжелые и легкие гаубицы. Эти артиллерийские самоходки получили соответственно обозначения SiG II и "Веспе" (нем. Wespe - оса).

Очной ставкой всех этих машин стала Курская битва. Советские войска неплохо (а кое-где даже с восторгом) встретили новые самоходки, хотя понадобились определенное время, опыт, и, к сожалению, потери, чтобы научиться правильно применять их в бою. Подводя итоги их боевого применения, можно сказать, что СУ-152 отлично зарекомендовали себя в качестве истребителей вражеской бронетехники, заслужив почетное прозвище "Зверобой". Только они могли с одного снаряда безвозвратно выводить из строя грозные "Тигры", "Пантеры" и "Элефанты". Но их на Курской Дуге было всего 24 машины в составе двух тяжелых самоходных артиллерийских полков, что было явно недостаточно для противодействия новой бронетехнике вермахта. В дальнейшем они не менее успешно использовались от Карелии до Крыма для уничтожения танков, самоходок и долговременных фортификаций противника. В противотанковой обороне советские командиры также рассчитывали на средние самоходки СУ-122. Боевой опыт показал, что она вполне годится для выполнения этой задачи, но этому мешала ее низкая скорострельность. Гаубица М-30, как и орудие МЛ-20, имеет артвыстрелы раздельного заряжания, что приводит к низкому темпу стрельбы и малому возимому в САУ боезапасу. Это обстоятельство, вполне оправданное для тяжелой самоходки, сочли недостатком в конструкции средней, которая предназначена для сопровождения танков, кавалерии и мотопехоты. Следствием этого послужило снятие с производства СУ-122 уже в августе 1943 г. и замена ее на СУ-85. Но и у этого решения был свой минус: СУ-122 весьма неплохо подходила для борьбы с ДОТами и пулеметными гнездами в зданиях капитальной кладки благодаря эффективности своего осколочно-фугасного снаряда, а 85-мм снаряд того же типа оказывался зачастую против таких целей недостаточно мощным.

Немецкие САУ только подтвердили свою репутацию грозного и опасного противника, особенно "Элефант". В качестве истребителя танков он не имел себе равных вплоть до появления "Ягдтигра" (т. к. "Ягдпантера" была слабее бронирована, да и качество брони у немцев серьезно ухудшилось к концу войны). Своим огнем он мог поражать с дальних дистанций (даже свыше 2.5 км) любой тип советской или англоамериканской бронетехники, будучи для большинства из них практически неуязвимым. В 1943 г. только СУ-152 могли бороться с ними, позднее к ним добавились ее наследницы ИСУ-152 и ИСУ-122, а также тяжелый танк ИС-2 со средней самоходкой СУ-100. Но даже эти машины серьезно уступали "Элефанту" по бронепробиваемости на дистанциях свыше 1.5 км. ИСУ-152 имела относительное преимущество за счет тяжелого (43 кг) фугасного снаряда, который позволял вывести из строя "Элефант" без пробития его брони за счет повреждения механизмов от мощного сотрясения, срыва его орудия с цапф и поражения экипажа от внутренних отколов брони. При этом мощь действия фугасного снаряда не зависела от расстояния до цели, однако ИСУ-152 в несколько раз проигрывали "Элефанту" в скорострельности. "Дуэльный бой" с ним в большинстве случаев кончался победой "Элефанта". Однако сами немцы были вынуждены применить их в другой роли - "таранного острия" - против советской эшелонированной обороны на Курской Дуге, поскольку плотность и точность огня советской артиллерии была просто смертельна для других типов немецкой бронетехники. Здесь грозная САУ потеряла свои преимущества, а ее большая масса и неповоротливость вместе с отсутствием пулемета мало подходили для ближнего боя с советской пехотой. В результате это привело к потере около половины всех задействованных машин. Часть из них была уничтожена огнем тяжелой артиллерии, включая огонь самоходок СУ-152; другая часть была обездвижена подрывами на минно-взрывных заграждениях и уничтожена своими же экипажами. Наконец, несколько "Элефантов" были сожжены советскими пехотинцами при помощи зажигательных бутылок КС. Однако несмотря на все это, они оставались наиопаснейшим оружием врага и за уничтожение или захват "Элефанта" без лишних слов давали орден.

Курская битва наглядно продемонстрировала всю ценность самоходной артиллерии как в оборонительных, так и в наступательных боевых действиях. Однако из самоходок первых серий только СУ-76М, предназначенные для тесной огневой поддержки пехоты в бою, подходили для массового насыщения ими армейских частей. Поэтому с середины осени 1943 г. заводы в Мытищах, Горьком и Кирове полностью прекратили производство легких танков Т-70М и Т-80 и переключились на выпуск только СУ-76М. УЗТМ, выполняя требования по разработке средней самоходки, способной успешно бороться с тяжелыми танками врага, в период с мая по июнь 1943 г. представил несколько прототипов, вооруженных 85-мм орудиями различных конструкций. Все эти артсистемы базировались на баллистике 85-мм зенитной пушки образца 1939 г. (52-К). Таким, образом эта зенитка повторила участь своей немецкой "сестры" FlaK 18, став родоначальницей целого семейства орудий для танков и самоходок. В начале августа 1943 г. на вооружение Красной Армии был принят вариант СУ-85-II, вооруженный пушкой Д5-С конструкции завода №9, разработанной в инициативном порядке группой инженеров этого завода во главе с Ф. Ф. Петровым. В том же месяце на Уралмашзаводе был свернут выпуск танков Т-34 и предыдущей модели средней САУ СУ-122, а их место на конвейере заняла СУ-85. Всего было выпущено 2329 самоходки этого типа.

САУ ИСУ-152

Несмотря на блестящий дебют тяжелой самоходки СУ-152 на Курской Дуге, после передачи военной приемке около 620 машин, их выпуск был остановлен в связи со снятием с производства танка КВ-1С, чье шасси служило для СУ-152 базой. Но ЧКЗ уже запустил в серию новый тяжелый танк ИС и его база тотчас же была использована для создания новой тяжелой САУ, вооруженной той же гаубицей-пушкой МЛ-20 и получившей название ИСУ-152. Важным дополнением в ее конструкции стал зенитный крупнокалиберный 12.7-мм пулемет ДШК. Вся польза от него выяснилась позже, в городских штурмовых боях, когда его огнем самоходчики уничтожали вражескую пехоту, укрытую завалами, баррикадами и засевшую на верхних этажах зданий (особенно бронебойщиков, вооруженных "Панцерфаустами" и т. п. противотанковыми средствами).

САУ ИСУ-122

Первые ИСУ-152 были переданы в армию уже к декабрю 1943 г. и выпускались вплоть до конца войны. Но уже в январе 1944 г. выяснилось, что имеющихся стволов гаубиц-пушек МЛ-20 не хватает для вооружения вновь выпускаемых тяжелых САУ. Однако в достатке имелись корпусные орудия А-19 калибром 122 мм и, начиная с февраля 1944 г., часть тяжелых самоходок стали оснащать именно ими. Эта модификация получила название ИСУ-122. Орудие А-19 имело относительно невысокую скорострельность в 1.5 - 2 выстрела в минуту, обусловленную поршневой конструкцией затвора; поэтому к лету 1944 г. был разработан его вариант, оснащенный клиновым затвором. Модернизированное орудие, получившее индекс Д-25, начали устанавливать на тяжелых танках ИС-2 и самоходках ИСУ-122С. Его практическая скорострельнось повысилась до 2 - 2.5 (в самых лучших условиях до 3) выстрелов в минуту. Внешне ИСУ-122С отличалась от ИСУ-122 наличием дульного тормоза на пушке. Все три типа тяжелых САУ так и находились в параллельном производстве до конца войны. Всего до конца войны было выпущено 4030 машин на базе танка ИС. Боевое применение еще раз подтвердило эффективность новых типов советских самоходок. Любой представитель бронетехники вермахта мог быть безвозвратно выведен из строя одним попаданием из тяжелой САУ семейства ИСУ. Большую популярность снискали в штурмовых боях ИСУ-152. Их огонь позволял сокрушать ДОТы, форты, узлы сопротивления в зданиях мощной и качественной капитальной кладки и эффективно противодействовать танковым контратакам неприятеля. Средние самоходки СУ-85 заслужили себе репутацию по настоящему эффективного средства против новых тяжелых немецких танков на расстоянии до 1 км. Противник довольно быстро это понял и изменил свою тактику так, чтобы вести бой против СУ-85 на больших дистанциях в 1.5 - 2 км. На этом расстоянии 85-мм подкалиберный снаряд уже был неэффективным против 100-120 мм брони, а немецкие орудия калибра 75 и 88 мм могли поражать 45-мм броню советской самоходки. Поэтому наряду с хорошими отзывами на завод с фронта поступали пожелания об усилении бронирования и вооружения машины. Принятие на вооружение в декабре 1943 г. танка Т-34-85 сделало еще более насущной задачу модернизации средней самоходки. ГКО своим постановлением № 4851 от 27 декабря 1943 г. обязал УЗТМ разработать среднюю САУ, вооруженную 100-мм орудием на базе морской пушки универсального назначения (ими оснащались подлодки серий С и К, легкие крейсера типа "Киров" имели шестиорудийную зенитную батарею из таких пушек). КБ завода №9 под руководством Ф. Ф. Петрова разработало специально для новой САУ орудие Д10-С. Конструкторы УЗТМ во главе с Л. И. Горлицким постарались учесть по максимуму пожелания фронтовиков - лобовая бронезащита самоходки была усилена до 70 мм, на ней установили командирскую башенку со смотровым прибором Mk IV, два вытяжных вентилятора для лучшей очистки боевого отделения от пороховых газов.

САУ СУ-100

3 июля ГКО своим постановлением № 6131 принял на вооружение новую САУ под индексом СУ-100. В сентябре началось ее производство сначала параллельно с СУ-85, затем оставшиеся 85-мм орудия Д5-С стали устанавливать в корпус СУ-100 (переходный вариант СУ-85М, выпущено 315 машин) и, наконец, УЗТМ полностью перешел на выпуск СУ-100. До конца войны было выпущено 2495 самоходок этого типа.

По другую сторону фронта тоже не прекращалась интенсивная работа по созданию новых и модернизацию уже существующих САУ. Непрерывный рост насыщенности Красной Армии танками и САУ, постоянное повышение их бронезащиты и мощи вооружения вынуждали немецких конструкторов уделять особое внимание классу самоходок-истребителей танков. Наряду с непрерывно выпускавшимися и модернизируемыми с начала войны StuG III, начиная с осени 1943 г. были запущены в серию САУ на базе другого среднего немецкого танка Pz Kpfw IV: "Насхорн" (нем. Nashorn - носорог), JgdPz IV/48 и JgdPz IV/70. Но самыми грозными противниками стали установки на базе немецких тяжелых танков "Ягдпантера" и "Ягдтигр". Удачную легкую САУ "Хетцер" удалось создать на шасси танка Pz Kpfw 38(t). Ближе к концу 1944 г. выпуск самоходок в Германии даже превысил выпуск танков. Отдельные немецкие экипажи, используя эти машины, порой набирали весьма крупные личные счета пораженной вражеской бронетехники. Но качество немецких САУ было уже не тем, что в начале и в середине войны. Свою роль сказали нехватка комплектующих из-за бомбежек и потерь заводов-смежников и замена их эрзацами. Прекратились поставки из Финляндии и Швеции цветных металлов, нужных для легирования сортов броневой стали. Наконец, в заводских цехах много квалифицированных рабочих были заменены женщинами или подростками, а кое-где военнопленными и "остарбайтерами" (угнанным на работы в Германию гражданским населением Советского Союза и Польши). Все это привело к полной невозможности новой техники спасти Третий Рейх, но она оставалась способна наносить тяжелые потери советским и англоамериканским войскам вплоть до своей гибели или капитуляции. (Отметим, что все эти проблемы были знакомы и Советскому Союзу. Однако конструкция советских машин была более технологичной, чем немецких. Их производство можно было наладить на любом более-менее серьезном машиностроительном заводе со значительным использованием малоквалифицированной рабочей силы. Следует также обратить внимание на то, что женский и подростковый труд применялся в СССР с самого начала войны и уже к ее середине многие из работниц и молодежи стали настоящими мастерами своего дела. Победы Красной Армии дополнительно стимулировали производительность и качество труда, а с конца 1942 г. стало улучшаться и продовольственное снабжение. В Германии же всеобщая трудовая повинность была введена в 1943 г., а новые машины по-прежнему рассчитывались под высококвалифицированных немецких рабочих, многие из которых давно уже были призваны в вермахт или фольксштурм. Положение ухудшалось плохими вестями с фронтов, сокращающейся продовольственной нормой и постоянными бомбежками англоамериканской авиации.).

САУ ЗСУ-37

Наконец, отдельного разговора заслуживает тема оснащения войск зенитными самоходными установками (ЗСУ). Здесь однозначно надо признать правильную с самого начала войны позицию руководителей вермахта и министерства вооружений Германии. Уже с польской кампании 1939 г. мобильные ударные группы вермахта оснащались зенитными автоматами на шасси полугусеничных транспортеров. Даже такие ЗСУ наносили весьма существенный урон польским (а после французским, английским и т. д.) бомбардировщикам. В дальнейшем в Германии были разработаны ЗСУ на танковых шасси, наибольшей популярностью из которых пользовалась база Pz Kpfw IV: на ее основе выпускались ЗСУ FlaK Pz IV, Ostwind, Wirbelwind. Некоторое количество зенитных самоходок было выпущено на базе Pz Kpfw 38(t). Известны факты переделки трофейных Т-34 в ЗСУ. Что же касается Красной Армии, то защищенность ее мобильных соединений на марше от ударов с воздуха следует признать крайне неудовлетворительной. По штату, роль средств ПВО в них выполняли буксируемые 37-мм зенитные автоматы 61-К. В местах сосредоточения войск Красной Армии они были эффективным оружием против вражеских пикировщиков Stuka Ju.87 и различного рода низковысотных немецких штурмовиков, однако ничем не могли помочь на марше. Это отлично осознавалось в армейском руководстве всех уровней и в качестве хоть какого-то средства использовались вариации на тему "автомобиль" (ГАЗ-ААА, ЗиС-6, "Студебеккер") + "зенитка" (счетверенный "Максим", автоматы калибра 25 и 37 мм). При охране войск на марше по хорошим дорогам они неплохо справлялись со своей задачей, но их проходимость оставляла желать много лучшего, они были уязвимы даже для ружейного огня и для более-менее точной стрельбы все-таки приходилось применять поддомкрачивание автомобиля-носителя. Значительной помощью были поставляемые из США ЗСУ М17 на базе легкобронированного полугусеничного транспортера, вооруженные четырьмя 12.7-мм пулеметами. Однако их было мало, да и дальность эффективного огня пулеметов оставляла желать лучшего. Поэтому в 1944 г. была разработана специализированная ЗСУ на шасси СУ-76. Вместо боевой рубки в задней ее части была размещена просторная башня кругового вращения с установленным в ней 37-мм автоматом 61-К. Ввиду большого объема башни в ней удалось разместить радиостанцию, прицел с дальномером и большой возимый боекомплект к орудию. Эта машина, получившая индекс ЗСУ-37, была поставлена на производство и до конца войны было выпущено 70 самоходок.

Необходимо сказать, что по ходу войны советские конструкторы разработали довольно большое число опытных САУ, которые не строились серийно или послужили прототипами для послевоенных серийных машин. В список этих машин можно занести вариант дальнейшего развития СУ-76М, вооруженный 85-мм орудием и оснащенный 90-мм лобовой броней; самоходку ЭСУ-100 с электротрансмиссией на базе серийной СУ-100; САУ "Уралмаш-1" с задним расположением боевого отделения и рекордной бронезащитой на специальном шасси с использованием агрегатов танка Т-44 и многие другие интересные конструкции.
Подводя итоги, обязательно надо отметить тот факт, что Красная Армия, не имевшая в начале войны ни одной серийной самоходки, закончила ее с большим числом (свыше 10000 машин) САУ различных типов и назначения. Начиная с переломного сражения на Курской Дуге, советские самоходки прошли весь трудный путь войны до Берлина и Праги. Они внесли значительный вклад в общую для всех родов войск победу над вермахтом. В этом была заслуга абсолютно всех, кто прямо или косвенно имел отношение к советской самоходной артиллерии: экипажей самоходок, конструкторов, рабочих, ремонтников и этот список можно еще и еще продолжать. Многие из них были удостоены правительственных наград и денежных премий. Особо надо отметить... непрямой вклад немецких конструкторов в становление советской самоходной артиллерии - ведь именно в жесточайшем противоборстве с "Тиграми", "Пантерами", "Элефантами" и другой вражеской техникой советские инженеры создавали свой, достойный ответ грозным немецким машинам. Однако, по мнению автора, было бы неправомерно ставить вопрос о том, чья или какая конкретно САУ была лучшей во Второй Мировой Войне. Эффективность применения машины, помимо заявленных ТТХ, определяется выучкой и опытом экипажа, командира части, качеством оптики, связи и многими другими факторами вплоть до погоды в день проведения боевой операции. Естественно, что подобрать примеры, где все это было бы уравнено, просто невозможно. Сравнивать же только по "чистым" ТТХ тоже не совсем правильно - многие параметры в СССР и Германии определялись по разным методикам (например, бронепробиваемость), что вынуждает приводить показатели к единому стандарту, который у каждого может оказаться своим. Более того, целью сравнения является выявление сильнейшего, а на практике все может оказаться совсем по-другому - известны случаи, когда побеждал на два порядка слабый по классу. Например, скромные по своим характеристикам StuG III весьма неплохо подбивали ИС-2, а в Курском сражении экипаж одного Т-70 сумел даже сжечь "Элефант"! И советские, и немецкие САУ в своих классах могли считаться одними из лучших: это можно сказать про тяжелые ИСУ-152 и "Элефант", средние СУ-100 и "Ягдпантеру", легкие СУ-76М и "Хетцер". Поэтому создание такой первоклассной советской техники и оснащение ею войск в крайне нелегких условиях войны следует безоговорочно признать подвигом советских конструкторов, технологов, инженеров и рабочих, который был весомым вкладом в великую Победу народов Советского Союза и стран антигитлеровской коалиции над нацистской Германией и ее союзниками.

На фронтах Великой Отечественной войны советские САУ массово появились сравнительно поздно, лишь в конце 1942 года. Но это опоздание компенсировалось целой серией удачных машин, которых любили и уважали солдаты. О головной боли немецких танков и ДОТов - в этом материале.

Самоходная артиллерийская установка Су-76 на улице Вены, 1945 год. Фото: В. Гальперин / РИА Новости www.ria.ru

Эта самоходная артиллерийская установка была создана в 1942 году на базе легкого танка Т-70. Всего же выпущенных САУ этого типа было более 13000! Такая популярность объясняется довольно просто. Во-первых, орудием Су-76 являлась универсальная дивизионная пушка ЗИС-3 калибром 76,2 миллиметра, которая на тот момент уже доказала свою пользу. Ее подкалиберные снаряды с дистанции в полкилометра могли пробивать любые танки противника, правда, "Тигры" и "Пантеры" все же рекомендовалось бить в борта. Во-вторых, открытая рубка машины помогала экипажу теснее взаимодействовать с пехотой, например, в условиях городского боя. Из минусов - почти полное отсутствие бронирования, лишь несколько миллиметров стали отделяли экипаж от шальных пулеметных очередей. Но все же эта САУ была очень популярна, ведь ее подвижность была как у легких танков Красной Армии, а орудие куда как сильнее.

Су-85 и Су-100


Самоходные орудия Су-100 на площадке Челябинского тракторного завода перед отправкой на фронт, 1942 год. Фото:архив ТАСС

Следующей вехой развития отечественных САУ стала Су-85, которая относилась к классу истребителей танков. Су-85 была построена на базе легендарного танка Т-34 в 1943 году, а ее орудием была 85-миллиметровая пушка Д-5С-85. Надо сказать, что это была первая САУ, которая могла на равных сражаться с танками немцев. С расстояния более километра экипаж Су-85 мог вывести из строя любой танк противника, например, "Пантера" легко пробивалась в маску орудия подкалиберными снарядами. Также САУ сохранила маневренность и скорость своего "родственника" Т-34, и эта подвижность много раз спасала экипажам Су-85 жизнь. И под огнем самоходка чувствовала себя не в пример комфортнее, чем Су-76 - наклонная броня уже была не противопульной и с достоинством держала удар.

С появлением у немцев новых танков типа "Тигр-2" и САУ "Фердинанд" остро встал вопрос об увеличении мощности орудий советских противотанковых САУ. Было решено использовать базу танка Т-34-85 и 100-миллиметровую пушку Д-10С. В рекордно короткие сроки, к зиме 1943 года, конструкторское бюро Уралмашзавода представило на суд комиссии новую самоходку Су-100. Главным отличием от Су-85, естественно, являлась новая, более мощная пушка и наклонная лобовая броня толщиной 75 миллиметров. Несмотря на короткие сроки разработки и в целом удачный проект, Су-100 появились на фронте лишь в январе 1945 года. Городские бои оказались "коньком" самоходки, которая зачастую одним выстрелом фугасного снаряда "сдувала" огневые точки врага. Интересно, что спустя 70 лет Су-100 все еще находится на вооружении либо на хранении в добром десятке стран мира, лишний раз доказывая свою простоту и надежность.

Су-152 и ИСУ-152


ИСУ-152 в Берлине, 1945 год. Фото: ТАСС

"Зверобои", "консервные ножи" и множество других прозвищ дали этим могучим близнецам. Боевое крещение Су-152 получила в великом сражении на Курской дуге, где сразу же зарекомендовала себя как прекрасный истребитель немецких "кошек". Орудие самоходки - 152-миллиметровая пушка МЛ-20С - комплектовалось всеми видами 152-миллиметровых снарядов, но на деле экипажам необходимы были лишь осколочно-фугасные и бетонобойные. Одного попадания такого многокилограммового "ядра", щедро начиненного тротилом, было достаточно, чтобы убить весь вражеский экипаж и сорвать с погона башню. Зачастую от такого попадание еще и детонировал боекомплект, потревоженный ударной волной - тогда все вокруг могли лицезреть бесплатный салют.

Известно интервью, которое дал фронтовому корреспонденту командир 399-го самоходного полка подполковник Кобрин:

"...Вы представьте себе такую картину... Как сейчас помню: высота 559,6. Командир Рыбалко с нами. Самоходная установка Клименкова тут же стоит - в охране штаба. Идет деловой разговор. И вдруг слева идут немецкие танки. Восемнадцать штук! Идут колонной... Что будет? Рыбалко чуточку изменился в лице - на щеках заходили желваки. Командует Клименкову, который стоял рядом: "Запретить путь немецким танкам огнем!" - "Есть запретить!" - отвечает Клименков и - к машине. И что вы думаете? Первым же снарядом с тысячи восьмисот метров зажег головной танк, второй начал из-за него выползать - он его подбил, третий полез - он и его разбил, а потом и четвертый... Остановил-таки гитлеровцев, они попятились, думая, что тут целая батарея".

Чудовищная мощь орудия повсеместно использовалась для подавления огневых точек и ДОТов врага. Даже если бетонная стена выдерживала попадание снаряда, то люди внутри получали контузии и разрыв ушных перепонок.

Ближе к концу войны появляется самоходка ИСУ-152, во многом очень схожая с предшественницей. Главным ее отличием является шасси танка ИС, а следовательно большая подвижность, полезная для городских боев. Известный танкист Дмитрий Лоза в своих мемуарах вспоминал:

"Самоходка, шлепая по асфальту широкими гусеницами, заняла позицию на одной из улиц, выходящей на юго-восточную сторону площади... То самое любопытство, которое сгубило больше девственниц, чем любовь, потащило нас на улицу посмотреть, как самоходчики одним снарядом разнесут на куски немецких артиллеристов с их пушкой. Танкисты и десантники расположились возле "зверобоя" и стали ждать… Венские улочки, разбегавшиеся в разные стороны от центральной площади, не широкие. Красивые дома с венецианскими окнами высятся по их обеим сторонам. Грохнул выстрел крупнокалиберной пушки самоходки. Резко колыхнулся воздух. Полтора этажа дома вместе с вражеским противотанковым орудием и его прислугой рухнуло на землю. А в нашем расположении от мощной воздушной волны выстрела с треском лопнули толстые стекла в домах, находившихся рядом с самоходной установкой. Их тяжелые осколки посыпались на головы "зрителей", в результате были ранены руки и спины у десяти человек, а у двоих сломаны ключицы. Благо танкисты были в шлемах, десантники - в касках, и головы остались целы!".

Как и Су-100, ИСУ-152 до сих пор несут службу в армиях Вьетнама и Северной Кореи, все так же приводя солдат в благоговение своей разрушительной мощью.

Самоходные артиллерийские установки(САУ) занимают видное место в военной истории. Как уже можно догадаться из самого названия, эти боевые машины представляют собой артиллерийское орудие, смонтированное, как правило, на гусеничной базе какого-либо танка. В чем же принципиальное отличие САУ от танка? Главное, в чем действительно отличаются друг от друга САУ и танки – это характер решаемых задач в условиях реального боя. Отметим, что «самоходки» можно разделить на несколько классов, которые собственно уже сами по себе дадут ответ на поставленный вопрос. Так САУ класса самоходных гаубиц представляют собой артиллерийскую систему для огня по противнику с закрытых позиций, как и обычная буксируемая артиллерия. Такие САУ могут открывать огонь по позициям врага, находясь за десятки километров от линии фронта. САУ класса истребителей танков предназначены в основном для борьбы с вражеской бронетехникой, в основном хорошо бронированной. «Самоходки» относящиеся к классу штурмовых орудий ведут бой непосредственно на передовой, оказывая поддержку пехоте и танковым частям в прорыве оборонительных линий противника. САУ класса самоходных зениток(ЗСУ) прикрывают наземные войска от налетов авиации противника.

Совершенно очевидно, что САУ сами по себе имеют более специализированное назначение, нежели танки, которые зачастую, хотя и не всегда, могут использоваться как универсальные боевые машины и могут решать те же задачи, пусть и хуже чем САУ. В то же самое время «самоходки» решают конкретные задачи - например, подавление огневых точек врага или борьба с боевой техникой противника, более успешно, чем танки. Так, например советский тяжелый танк «ИС-2» очень часто применялся во второй половине войны при штурме немецких городов – по сути играя роль штурмового орудия, ведущего огонь по укрепленной цели. Мощный фугасный снаряд его 122-мм пушки был эффективен при стрельбе по зданиям, в которых укрылась пехота противника. Также он успешно поражал и долговременные огневые точки врага, быстро разрушая их при прямом попадании. В то же самое время из-за низкой скорострельности орудия «Д-25Т» возможности «ИС-2» в противоборстве с танками противника, равными ему по классу, например «Тиграми», были несколько ограничены. Задачи борьбы с танками противника более успешно решала САУ «СУ-100», имевшая более высокую скорострельность орудия и низкий силуэт.

Говоря об определенной «специализации» САУ в решение какой-либо задачи, а также относя её к какому-либо конкретному классу, не стоит думать, что эта САУ не может выполнять других функций. Практически все гаубичные САУ имеют возможность ведения огня по наземным целям, в случае если имеются достаточные углы склонения орудия, а следовательно теоретически в определенных случаях могут быть использованы и для борьбы с бронетехникой врага. В качестве примера «многогранности» приведем снова советскую САУ – на этот раз «СУ-152» . Эта боевая машина, которую номинально относят к классу штурмовых орудий, вполне успешно поражала тяжелые немецкие танки «Тигр» и средние танки «Пантера» , за что и получила грозное прозвище «Зверобой». Более того ограничено она могла выполнять и функции гаубичной артиллерии – углы возвышения орудия были достаточными для огня с закрытых позиций за пределами прямой видимости противника.

Рассмотрим более подробно классификацию самоходных артиллерийских установок:

1. Истребители танков

Как уже говорилось приоритетной задачей этих боевых машин является борьба с бронетехникой противника. Яркими примерами этого класса являются немецкие САУ «Marder», «StuG», «Ferdinand» и «Hetzer» ;советские «СУ-76» , «СУ-85» , «СУ-100» ;английская САУ «Archer» ; американские «самоходки» с вращающейся башней – «Wolverine» , «Hellcat» и «Slugger» . Главными преимуществами самоходных артсистем перед обычной буксируемой противотанковой артиллерией, была конечно их мобильность. Времени на развертывание батареи противотанковых САУ на определенном участке боевых действий требовалось намного меньше, что позволяло эффективно парировать танковые атаки противника, наносить контрудары. В наступлении САУ могли быстро перемещаться за передовыми частями или даже в боевых порядках этих частей, обеспечивая противотанковое прикрытие, в случае необходимости их можно было быстро бросить на танкоопасное направление. По сравнению с танками САУ часто обладали более простой конструкцией, соответственно производство их быстро и легко осваивалось, что позволяло выпускать их в очень больших количествах. К тому же САУ часто были дешевле танков. Как пример можно привести немецкую легкую САУ «Хетцер».

2. Самоходные гаубицы

Основными задачами этих машин были огонь по позициям противника с больших дистанций. Например артподготовка перед наступлением или огонь поддержки для подавления вражеских узлов сопротивления уже в ходе боестолкновения. Примеры: американская «M7 Priest» , немецкая «Hummel» , английская «Sexton» . В СССР специализированных гаубичных САУ не было, хотя их задачи могли ограничено выполнять САУ других классов, например «СУ-122» . Гаубичные САУ имели те же самое преимущества перед обычной артиллерией – мобильность и скорость. Гаубичная артиллерия в полной мере воплотила в себе силу и ураганную мощь буксируемых орудий с подвижностью и быстротой танковых соединений. В конечном итоге, не случайно этот род войск называют «богом войны»(фразу приписывают И.В.Сталину).

3. Штурмовые орудия

К классу штурмовых орудий относят САУ, предназначенные для непосредственной поддержки наступающих частей. Примеры: «ИСУ-152»(СССР) и «StuG III»(Германия). Отличительными чертами этих «самоходок» являются неплохое бронирование и мощное вооружение, достаточное для разрушения долговременных огневых точек противника. Эти САУ нашли свое применение в ходе прорыва сильно укрепленных полос обороны врага, где они успешно поддерживали атакующие части. Как уже говорилось некоторые САУ могли успешно сочетать в себе несколько функций. Вышеупомянутая «ИСУ-152» помимо задач штурмового орудия могла исполнять функции противотанковой и гаубичной САУ. Концепция штурмовых орудий полностью изжила себя после окончания войны в 1945 году, поскольку в послевоенный период появились танки, которые успешно выполняли задачи этого класса САУ.

4. Зенитные САУ

Самоходные артиллерийские установки с установленным зенитным орудием(ЗСУ) являются еще одним классом САУ. Совершенно очевидным является то, что их ключевая задача – отражение воздушных налетов авиации противника. Приведем примеры таких САУ – ЗСУ-37(Советский Союз) и «Wirbelwind»(Германия). Как правило ЗСУ отличались высоким темпом стрельбы и могли быть использованы не только против самолетов врага, но и против живой силы и слабобронированной техники, причем не менее эффективно. Особенно опасны такие САУ могли быть при огне из засад по движущимся в походных порядках колоннам противника.

Самоходные артиллерийские установки сыграли очень важную роль во Второй мировой войне. Как и танки, они стали воплощением военной мощи воюющих государств. Эти машины по праву вписаны в мировую военную историю и интерес к ним не утихает до сих пор.

На начальном этапе Второй мировой войны немецкие войска захватили богатые европейские трофеи, среди которых была и бронетехника поверженных стран. Часть танков немцы использовали практически без переделок, а на шасси некоторых из них создавали бронетехнику различного назначения: от транспортеров боеприпасов до самоходных гаубиц, которые часто выпускались очень ограниченными сериями. В этой статье речь пойдет о самоходных гаубицах Sturmpanzer II (Bison II) (выпущено всего 12 штук), G.Pz. Mk. VI (e) (построено 18 штук: 6 со 150-мм и 12 со 105-мм гаубицами) и 10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f) (выпущено всего 16 штук).

Sturmpanzer II (Bison II)

Несколько неожиданный, хотя и вполне закономерный успех боевого применения импровизированных самоходок , вооруженных 150-мм гаубицей sIG 33 и построенных на базе легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.B, открыл «второе дыхание» для танков устаревших типов. Работы по установке различных артиллерийских систем на шасси танков в Германии были продолжены. Начиная с 1940 года, попытки установки тяжелых 150-мм гаубиц, столь необходимых для поддержки пехоты на поле боя, предпринимались в Германии многократно.

Немецкие конструкторы работали с различными шасси как легких, так и средних танков: от Pz.Kpfw.I до Pz.Kpfw.IV. Еще до того как в серию пошел Sturmpanzer I Bison у немецких конструкторов были планы создать что-то более эффективное, построенное на шасси и компонентах танков Pz.Kpfw.II. В октябре 1940 года компания Alkett собрала первый прототип на базе шасси танка Panzer II Ausf B, которое, как оказалось, не обеспечивало достаточно места для размещения столь массивного орудия, а также не могло в достаточной мере гасить отдачу орудия при выстреле. При этом пехотная 150-мм гаубица sIG 33 ставилась на танк уже без лафета и колес.

18 февраля 1941 года было принято решение построить Sturmpanzer II (который иногда называли Bison II) на модифицированном шасси танка Pz.Kpfw.II. Компоновка была оставлена прежней, но корпус танка удлинили на 600 мм и расширили на 330 мм. В состав ходовой части был добавлен один дополнительный опорный каток, в итоге их стало шесть. В отличие от многих немецких САУ, той же модели Sturmpanzer I Bison, которая напоминала скворечник на гусеницах, или САУ Wespe, новая самоходная гаубица не имела защищающих расчет бронеплит по всей длине надстройки. За счет практически полного отсутствия бронерубки высота САУ была небольшой.

Вооружение осталось неизменным. Была использована пехотная 150-мм гаубица sIG 33, которую немцы установили ни на одном танковом шасси. Пушка оснащалась штатным телескопическим прицелом Rblf36, который обеспечивал двукратное увеличение. Возимый боекомплект состоял из 30 выстрелов почти полностью осколочно-фугасных, но для борьбы с бронированными целями могли использоваться и кумулятивные боеприпасы. В укладке перевозился 7,92-мм пулемет MG34, предназначенный для защиты от пехоты противника.

Механик-водитель самоходки располагался в небольшой бронированной рубке перед боевым отделением. В отличие от базового танка в его распоряжении имелся люк для посадки и высадки из боевой машины. Силовая установка, элементы ходовой части и трансмиссия были без принципиальных изменений заимствованы у серийного танка. Двигатель остался прежним. Это был 6-цилиндровый бензиновый Maybach HL62 TRM, развивавший мощность 140 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Согласно другим данным на серийных самоходках мог использоваться двигатель Büssing-NAG L8V с максимальной мощностью 150 л.с. также при 2800 оборотах в минуту.

Топливо размещалось в двух баках общей емкостью 200 литров. Для обеспечения лучшего охлаждения в крыше моторного отделения были вырезаны два больших люка. Сделано это было еще и потому, что самоходки изначально планировалось использовать в Северной Африке, куда уже был переброшен Африканский корпус под командованием генерала Роммеля. Трансмиссия была унаследована от танка и включала в себя механическую коробку передач (5 скоростей вперед и одна назад) типа ZF Aphon SSG46, главный и бортовые фрикционы, а также ленточные тормоза.

После всех изменений масса самоходки выросла до 11,2 тонн, что было на 2,3 тонны больше, чем у базового варианта танка. Однако серьезного влияния на ходовые качества машины этот факт не оказал. Sturmpanzer II по-прежнему мог разгоняться до 40 км/ч при движении по шоссе. А вот запас хода незначительно снизился с 200 км (у танка) до 180 км при движении по дорогам с твердым покрытием.
Производство самоходок велось компанией Alkett в декабре 1941 - январе 1942 года, всего за этот период было собрано 12 самоходных гаубиц. Из них были сформированы 707-я и 708-я роты тяжелых пехотных орудий, которые были отправлены на североафриканский театр военных действий. Здесь они достаточно активно использовались в боях, принимали участие в сражении у Эль-Аламейна. Последние Sturmpanzer II (Bison II) были захвачены союзниками в мае 1943 года после капитуляции немецких войск в Тунисе.

Тактико-технические характеристики Sturmpanzer II:
Габаритные размеры: длина - 5410 мм, ширина - 2600 мм, высота - 1900 мм, клиренс - 340 мм.
Боевая масса - 11,2 т.
Силовая установка - карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Büssing-NAG L8V, мощностью 150 л.с.
Максимальная скорость - 40 км/ч (по шоссе), около 20 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода - 180 км.
Вооружение - 150-мм пехотная гаубица sIG 33 и один 7,92-мм пулемет MG34 в укладке.
Боекомплект - 30 выстрелов.
Экипаж - 4 человека.


10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f)

После захвата Франции немецкие войска получили в свое распоряжение большое разнообразие трофейных танков самых разных годов выпуска, находившихся в разном техническом состоянии. Среди прочего немцам досталось около 160 тяжелых французских танков Char B1 bis. Большая их часть использовалась немцами без особых переделок, примерно 60 танков переделали в огнеметные, а 16 стали 105-мм самоходными гаубицами, полное наименование 10.5-cm leichte Feldhaubitze 18/3 (Sf.) auf Geschützwagen B2 (f) 740 (f).

Решение о создании на базе шасси захваченных французских танков самоходных артиллерийских установок было принято в Германии в марте 1941 года. Их планировалось использовать для поддержки создаваемых на том же танковом шасси огнеметных танков Flammenwerfer Auf Pz.Kpfw.B2. Поставленная пред конструкторами задача была достаточно быстро решена путем установки в открытой рубке 105-мм легкой полевой гаубицы leFH18. Для этого башня танка с 47-мм орудием, а также 75-мм гаубица в корпусе демонтировались. На крыше боевого отделения размещалась неподвижная рубка, в лобовом листе которой было смонтировано новое орудие. Толщина бронирования рубки составляла 20 мм, крыша отсутствовала. Углы наведения в вертикальной плоскости составляли от -4 до +20 градусов, в горизонтальной плоскости по 15 градусов влево и вправо. Возимый боекомплект состоял из 42 выстрелов.

Стоит отметить, что 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18 на протяжении всей Второй мировой войны составляла основу полевой артиллерии вермахта, так что ее выбор был не случаен. Гаубица находилась на вооружении легких дивизионов артиллерийских полков и была основой всей немецкой дивизионной артиллерии. Согласно официальным данным на вооружении вермахта находилось до 7076 гаубиц данного типа. Естественно, что в разное время немецкие конструкторы рассматривали различные варианты по увеличению подвижности данной артиллерийской системы путем установки ее на различные танковые шасси.

Первый прототип новой САУ с рубкой, выполненной из неброневой стали, был готов к июню 1941 года. При этом к моменту начала работ полностью исправных шасси французских тяжелых танков имелось достаточно мало. Согласно производственным планам Управления Вооружения в 1941 году было выпущено всего 10 таких самоходных гаубиц двумя партиями по 5 машин. В 1942 году было переоборудовано таким образом еще 6 танков. Таким образом, компанией Rheinmetall Borsig, располагавшейся в Дюссельдорфе, было собрано всего 16 самоходных артиллерийских установок данного типа.

Габариты новой самоходной гаубицы были весьма внушительными (высота практически 3 метра, длина - 6,5 метров), ее внешний вид можно было назвать несуразным. Но если размеры самоходки не были таким уж серьезным ее недостатком, то большой вес сказывался сильнее. Боевая масса машины была унаследована от тяжелого танка и составляла не менее 32,5 тонн, что было достаточно много для оставшегося неизменным 307-сильного двигателя. Даже при движении по шоссе САУ не развивала скорости более 28 км/ч, да и запас ее хода был сравнительно небольшим - 150 км.

Все выпущенные самоходки получили буквенное обозначение в алфавитном порядке - от А до P. Все машины поступили на вооружение 93-го артиллерийского полка 26-й танковой дивизии. В составе полка было три батареи по 4 самоходных гаубицы в каждой, еще 4 машины были сверхнормативными. При эксплуатации данной боевой техники практически сразу же были выявлены недостатки, к которым относили низкую маневренность и перегруженность шасси, что часто приводило к поломкам. По состоянию на 31 мая 1943 года боеспособными в полку оставались 14 машин. Тогда же они были переданы в учебное подразделение, расположенное в Гавре, на их место пришли 12 САУ Wespe. Однако в дальнейшем по мере осложнения обстановки на фронте самоходки вновь вернули в строй. Они были приданы 90-й танковой дивизии, которая действовала в Сардинии.

Тактико-технические характеристики 10,5 cm leFH 18/3(Sf) B2(f):
Габаритные размеры: длина - около 6,5 м, ширина - 2,4 м, высота - около 3 м.
Боевая масса - 32,5 т.
Силовая установка - 6-цилиндровый бензиновый двигатель Renault мощностью 307 л.с.
Максимальная скорость - до 28 км/ч (по шоссе).
Запас хода - 135-150 км.
Вооружение - 105-мм легкая полевая гаубица leFH 18/3 и один 7,92-мм пулемет MG34 в укладке.
Боекомплект - 42 выстрела.
Экипаж - 4 человека.

G.Pz. Mk. VI (e)

В отличие от многочисленных французских бронированных машин, британские танки немцами в массовом порядке никогда не использовались и не переделывались. Исключение в какой-то мере составляли только легкие английские танки Mk VI. По всей видимости, по той причине, что они составляли основу танкового парка Британского экспедиционного корпуса во Франции и были захвачены немцами в хоть сколько-то значительных количествах. На шасси данных танков немцами изготавливались два типа САУ, вооруженных 105-мм легкой полевой гаубицей leFH 16 и 150-мм тяжелой полевой гаубицей 15 cm sFH 13.

В обоих случаях речь шла об использовании устаревших артиллерийских систем периода еще Первой мировой войны. Вариант самоходной гаубицы с полным обозначением 10,5cm leFh16 auf Fgst Geschutzwagen Mk.VI(e) был готов уже летом 1940 года. Доработки машины были в первую очередь связаны с установкой на танковое шасси 105-мм гаубицы на специальном лафете. Артиллерийское орудие с длиной ствола 22 калибра и не имеющее дульного тормоза получило углы вертикального наведения в пределах от -8 до +41 градусов. Экипаж самоходки включал в себя 5 человек: механика-водителя, командира, наводчика и двух заряжающих.

Гаубица была расположена в открытой сверху и сзади бронированной рубке, которая появилась на месте танковой башни в кормовой части боевой машины. Толщина брони рубки составляла от 12 до 20 мм, бронелисты рубки были расположены под небольшими углами и обеспечивали защиту от попаданий пуль и осколков. В качестве альтернативного варианта рассматривалась также установка 150-мм гаубицы sFH 13. Однако орудие столь большого калибра для шасси легкого британского танка было чересчур мощным, что вело к проблемам при стрельбе. Однако несколько трофейных танков (до 6) были все-таки вооружены и таким орудием.

Всего немцы собрали 12 самоходных установок, вооруженных 105-мм гаубицей, и 6 - 150-мм гаубицей. Для их выпуска были использованы наиболее хорошо сохранившиеся британские танки Mk.VIb и Mk.VIc, которые хранились на пунктах сбора трофейной техники во Франции. По сути это были танкетки с вращающимися башнями, массой чуть более 5 тонн. На базе этих легких британских танков немцы также создали транспортер боеприпасов (12 машин) и подвижный наблюдательный пункт (4 машины). Все САУ и сопутствующая техника поступали на вооружение 227-го артиллерийского полка, а также вновь сформированной в рамках данной части 1-й батареи штурмовых орудий.

Скорее всего, самоходки вместе с полком отбыли на Восточный фронт в октябре 1941 года. Боевое крещение данные самоходные гаубицы приняли в боях под Ленинградом. Причем, по отзывам немцев, они могли использоваться даже для борьбы с советскими танками. Самоходки на английском шасси провоевали в СССР до конца 1942 года, когда в боях были потеряны последние машины данного типа.

Тактико-технические характеристики G.Pz. Mk. VI (e):
Боевая масса - 6,5 т.
Силовая установка - 6-цилиндровый бензиновый двигатель Meadows ESTE мощностью 88 л.с.
Вооружение - 105-мм полевая гаубица leFH 16 и один 7,92-мм пулемет MG34.
Экипаж - 5 человек.


Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/15cm_sig33_pz2.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/light_mk6.htm
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G93_GW_Mk_VIe/
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:F28_105_leFH18B2/История
http://stalinhdtv.livejournal.com/21397.html
Материалы из открытых источников

В связи с появлением у противника танков со все более мощной броней было принято решение создать на базе танка Т-34 более мощную, чем СУ-85 самоходно-артиллерийскую установку. В 1944 году такая установка была принята на вооружение под названием "СУ-100". Для ее создания были использованы двигатель, трансмиссия, ходовая часть и многие узлы танка Т-34-85. Вооружение состояло из 100-мм пушки Д-10С, установленной в рубке такой же конструкции, что и рубка СУ-85. Отличие заключалось лишь в установке на СУ-100 справа, спереди, командирской башенки с приборами наблюдения за полем боя. Выбор пушки для вооружения самоходной установки оказался весьма удачным: в ней прекрасно сочетались скорострельность, высокая начальная скорость снаряда, дальнобойность и меткость. Она прекрасно подходила для борьбы с танками противника: ее бронебойный снаряд с дистанции 1000 метров пробивал броню толщиной 160-мм. После войны эту пушку установили на новых танках Т-54.
Так же, как и на СУ-85, на СУ-100 устанавливались танковый и артиллерийский панорамный прицелы, радиостанция 9Р или 9РС и танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ. Самоходная установка СУ-100 выпускалась с 1944 по 1947 год, за время Великой Отечественной войны было выпущено 2495 установок этого типа.