Самый лучший военный самолет. Лучшие современные истребители мира. Лучшие военные самолеты России

Военная авиация всегда привлекала массу внимания общественности. И, если в момент зарождения она восхищала своей эффективностью, то сегодня удивляет возможностями и наличием массы высокотехнологичных решений. Мы живём в весьма нестабильном мире, в котором то и дело происходят локальные конфликты, но, пожалуй, единственным плюсом этого является возможность наблюдать лучшие произведения инженерного искусства в действии. Мы объединили их в рейтинг самых лучших военных истребителей мира , который сможет не только удивить вас техническим прогрессом оборонной промышленности, но и заставит гордиться собственной страной, ведь большинство лидирующих позиций принадлежат именно российским самолётам. Как говориться, «Первым делом самолёты…»

10. Дассо «Мираж» 2000 (Франция)

Французская авиация заметно прибавила со времён Второй Мировой войны, когда она была в пух и прах уничтожена немецкой армией. Попытки вести независимую внешнюю политику требовали сильной армии, поэтому 30 лет назад появился военный самолет «Мираж», который сразу стал основным истребителем ВВС Франции и не сдавал эту позицию два десятилетия, ведь он отлично проявил себя в миротворческих операциях в Северной Африке, в результате чего стал массово закупаться Индией. Именно в этом регионе он нашёл себя: успешные уничтожения авиации и штабов противника, а также атаки управляемыми ракетами сломили сопротивление повстанцев за пару дней. Согласно некоторым данным, несмотря на снятие с производства в 2006, Дассо 2000 участвовал в Ливийской войне, где наносил ошеломительный урон боевой технике армии Каддафи.

9.

Ещё пару лет назад Falcon, расположившийся на девятой строке рейтинга самых лучших истребителей мира, был самым распространённым боевым самолётом в мире. Невысокая стоимость и качественные показатели сделали его главным экспортным продуктом американских ВВС. По состоянию на сегодняшний день, во всем мире истребителей F-16 насчитывается 4750 единиц. Модернизированный вариант будет производиться как минимум до конца 2017 года. Снимки данного самолёта неоднократно попадали в объективы камер военных репортёров, он успел поучаствовать в 100 конфликтах, наиболее известными из которых являются Операция НАТО против югославских войск и Иракская война. В армии Израиля F-16 Fighting Falcon являются наиболее эффективными боевыми истребителями. По официальным данным на их счету сорок воздушных побед.

8.

Хотя опытные образцы пока ещё не принимали участия в боевых действиях, а его ввод в эксплуатацию планируется на 2018 год, он уже вобрал в себя ведущие разработки отечественных инженеров. В сравнении с предшественником, он станет более экономичным в вопросах потребления топлива, но, одновременно с этим, создаст больше условий для комфорта пилота: от автоматизированного управления полётом во время прицеливания до увеличенного объёма воздуха, создаваемого автономной кислородной станцией. Единственной ложкой дёгтя в бочке мёда, по нашему мнению, являются слишком ранние попытки Министерства Обороны РФ привлечь его к участию в международных тендерах, ведь радар и некоторая аппаратура всё ещё не доведена до идеального состояния. Положительной особенностью данной модели является и стоимость производства, для примера, французы изготавливают самолёты с подобными характеристиками в два-три раза дороже.

7.

Наиболее успешный американский проект последних сорока лет занимает седьмое место в десятке самых лучших боевых истребителей в мире. F-15 Eagle гарантированно останется на вооружении до 2025 года, а значит успеет справить свой пятидесятилетний юбилей. Поразительно, но «Орел» за столь долгий период потерпел поражение в воздушном бою лишь однажды, при этом уничтожив около ста самолётов противника. С этим истребителем связана история летчика израильских ВВС по фамилии Пелед, который во время военного конфликта в Сирии смог уничтожить шесть самолётов противника и нанести значительные повреждения ещё четырём. Сейчас на вооружении различных стран находится шесть сотен F-15, и их не собираются списывать, ведь неполадки в среднем возникают всего лишь один раз за 50 тысяч часов полёта.

6.

Венец мысли авиаконструкторов Франции в контексте истребителей четвёртого поколения. Единственным недостатком является высокая стоимость производства, требующая вовлечения массы объектов точного машиностроения. Начав свой путь с войны в Афганистане ещё 15 лет назад, «Рафаль» доказал свою эффективность и в борьбе с ливийской армией. Стоит отметить, что «жертвами» «Рафаля» чаще всего были отечественные истребители и вертолёты, состоявшие на вооружении ВВС Ливии. Говоря о современности, Дассо чаще всего учувствует в учениях и лишь несколько раз наносил удары по силам Исламского Государства в Ираке. С ним также связанна масса инцидентов, когда самолёт падал или же взрывался в воздухе, но производитель доказал, что причиной подобных ситуаций чаще всего является человеческий фактор.

5.

Самый надёжный отечественный самолёт расположился на экваторе рейтинга самых лучших военных истребителей мира. Он неоднократно доказывал своё превосходство во время учений. Составляя костяк индийских ВВС Су-30, в тренеровочных боях побеждал американских и британских конкурентов, причём в большинстве случаев в сухую. Также именно «Сухой» обеспечил успех операции военно-космических сил России в Сирии, и сыграл решающую роль в освобождении Пальмиры. За четверть века зарегистрировано всего 9 инцидентов, причиной большинства из которых было возгорание двигателя или недостаточное количества топлива, к счастью, обошлось без жертв среди военных, за исключением падения самолёта ВВС Вьетнама в море.

4.

Единственный истребитель, созданный объединёнными усилиями стран Европейского Союза и доказавший свою эффективность во время реальных боевых действий (операция коалиции в Сирии и Ираке). Его безусловным преимуществом является возможность создавать помехи на радарах противника и, тем самым, корректировать направление полёта управляемых ракет, поэтому отсутствие потерь не должно быть неожиданностью. Ещё одним плюсом является максимальная дальность стрельбы, по данному показателю Тайфун превосходит ближайших конкурентов на целых сто километров. Сегодня на вооружении стран Европы и Ближнего Востока стоит около полутысячи истребителей, каждый из которых имеет уникальную модификацию и технологию производства.

3.

Самолёт, открывающий тройку лидеров среди самых лучших военных истребителей мира, требует особого внимания, ведь именно он будет составлять костяк авиационного крыла постоянной военной базы нашей страны в Сирии. Секретность производства долгое время заставляла потенциальных покупателей избегать инвестиций в рискованный проект, но участие в боевых действиях, где Су-35 прикрывали основные атакующие силы ВКС России, привлекло к нему массу внимания. Учитывая, что самолёт является крайне основательной модернизацией Су-27 (об этом говорит идентичный планер), истребитель служит доказательством долговечности отечественной боевой техники, а также говорит о следовании традициям в авиации. К сожалению, данные об участии в учениях или схватках с противником не были представлены общественности.

2.

Мультифункциональный, экономичный, эффективный – в общем, перед вами лучший истребитель производства Соединённых Штатов. С 2014 года и по сегодня он составляет костяк ВВС в Сирии, где, начав борьбу против радикальных исламистов, продолжает создавать значительные проблемы войскам ИГ. Примечательным является случай, когда пилот, за один боевой вылет, не только выполнил боевую задачу, но и оставался в определённом участке ещё шесть часов, при этом не был замечен вражескими силами и передал координаты позиций противника, пытавшегося эвакуировать базу. За последние два года F-22 успешно выполнил около 210 боевых задач. Весь период эксплуатации включает лишь два случая потери во время конфликта, что свидетельствует о высоком качестве и надёжности Raptor.

1. Сухой T-50 (Россия)

Пальму первенства в рейтинге и звание самый лучший военный истребитель мира получает Сухой Т-50 — первый отечественный самолёт пятого поколения, способный вести одновременный бой с несколькими противниками, расположенными как в небе, так и на земле. Это стало возможным благодаря повышенной манёвренности и передовым технологиям. Даже западные эксперты высоко оценили первые шаги российских инженеров в создании истребителей с технологией снижения заметности, но делать какие-либо основательные выводы на практике не приходится: все испытания проходят в закрытом режиме, а последняя конфигурация прототипа будет представлена лишь через полтора года.

+

Мы не смогли оставить без внимания лучший советский истребитель, который до сих пор состоит на вооружении как в постсоветских странах, так и у союзников по коммунистическому лагерю, т.к. он входит в десятку . Примечательно, что Су 27 становится участником любого компьютерного симулятора полёта. Также данный самолет является единственным истребителем отечественного производства, который участвовал в боевых действиях на территории Центральной Африки, где без потерь обезвредил 3 самолёта противника, а единственным выявленным минусом является довольно высокое потребление топлива при форсаже.

«Горячая десятка» лучших истребителей мира, в которую вошли американские самолеты F-16 Fighting Falcon, F-35 Lightning II и F-22 Raptor, российские МиГ-35, Су-30 МК, Су-35, ПАК-ФА, европейские Eurofighter Typhoon, JAS 39 Gripen и Dassault Rafale определялась по следующим параметрам: скорость и маневренность, уровень малозаметности, установленная на борту система вооружений, стоимость производства и обслуживания.

10. F-16 Fighting Falcon («Атакующий сокол») — американский многофункциональный легкий истребитель четвертого поколения. Разработан в 1974 году компанией General Dynamics. Передан в эксплуатацию в 1979 году. F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвертого поколения (на июнь 2014 года построено свыше 4 540 самолетов).

9. Saab JAS 39 Gripen — шведский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный компаний Saab Avionics. С 1997 года состоит на вооружении ВВС Швеции. Эксплуатируется в ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР и Таиланда. Самолет выполнен по аэродинамической схеме «Утка» со среднерасположенным треугольным крылом. Планер самолета создан с учетом снижения радиолокационной заметности: 30% корпуса изготовлено из композитов, 2 S-образных воздухозаборника.

8. МиГ-35 — российский многофункциональный истребитель поколения 4++, разработанный РСК «МиГ». МиГ-35 создан для поражения наземных, воздушных и надводных целей ночью и днем в сложных, а также простых метеоусловиях при пассивном и активном радиоэлектронном противодействии противника.

7. F-35 Lightning II («Молния») — американский малозаметный истребитель-бомбардировщик пятого поколения, разработанный американской фирмой Lockheed Martin трех вариантах: наземный истребитель, истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, и палубный истребитель.

6. Eurofighter Typhoon («Тайфун») — европейский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный фирмой Eurofighter GmbH, Самолет поставлен на вооружение ВВС: Германии, Италии, Испании, Великобритании, Австрии и Саудовской Аравии.

5. Dassault Rafale («Шквал») — французский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный французской компанией «Dassault Aviation». Состоит на вооружении ВМС и ВВС Франции.

4. Су-30 МК — российский многоцелевой истребитель поколения 4+, разработанный в «ОКБ Сухого». Истребитель предназначен для завоевания господства в воздухе, уничтожения воздушных целей днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, а также при применении активных и пассивных помех и контроля воздушного пространства.

3. Су-35 — российский многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++ с двигателями управляемого вектора тяги, разработанный в «ОКБ Сухого». Эксперты считают Су-35 «очень опасным» для любого самолета НАТО за исключением стелс-истребителя F-22. Опасность Су-35 связана с возможностью нести большой боезапас ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманевренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.

2. F-22 Raptor («Хищник») — американский многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics. F-22 является первым стоящим на вооружении истребителем пятого поколения. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. В истребитель заложены новейшие разработки в области авионики, электроники и малозаметноти.

1. Су ПАК-ФА Т-50 — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный подразделением Объединенной авиастроительной корпорации — «ОКБ Сухого». В истребитель заложены высочайшие характеристики: высокая скорость, мощный двигатель, сверхманевренность, малозаметность и очень опасное вооружение.

Истребители – это вид самолётов, которые используются в военных целях преимущественно для уничтожения противников. Таким образом удается получить господство в воздухе, защищать наземные объекты и сопровождать другие транспортные средства, вроде бомбардировщиков. Среди множества видов таких самолетов со временем были выделены самые лучшие военные истребители в мире.

Несмотря на свое название, транспорт считается оборонительным вооружением. Сами по себе истребители не используются для наступления. Исключение составляют локальные конфликты, когда самолеты поражают наземные (куда реже наводные) цели. Есть мнение, что вскоре на смену истребителям придут БЛА, которые сейчас активно разрабатываются, однако пока что самолеты сохраняют свою ценность.

Десятое место. Дассо «Мираж» 2000

Во времена Второй Мировой войны авиация Франции была практически полностью разбита немецкой армией. С тех пор стране удалось прийти в себя, и тридцать лет назад появился французский истребитель «Мираж», моментально ставший основным в своём типе. Самолет прекрасно показал себя в операциях, которые проводились в Северной Африке.

Успешное применение привело к скорым заказам от Индии. В этой стране «Мираж» тоже показал себя с лучшей стороны. С его помощью уничтожили штабы противника и авиацию, а также проводили нападения с использованием управляемых ракет. В результате сопротивление было сломлено всего за несколько дней.

«Мираж» сняли с производства в 2006 году, однако до сих пор существуют данные, что этот факт не помешал его участию в Ливийской войне. Согласно информации, истребитель нанес серьёзный урон технике армии Каддафи.


Девятое место. F-16 Fighting Falcon

Совсем недавно этот истребитель был в числе наиболее широко используемых во всем мире. Этого удалось достигнуть за счет хорошего качества, которое сочеталось с умеренной стоимостью. На тот период Falcon превратился в главный продукт для экспорта у ВВС США. Сегодня в мире используется более 4700 единиц данного истребителя.

Falcon активно применяется в разнообразных конфликтах. Чаще всего о нем вспоминают на примере операции Нато, которая проводилась против войск Югославии. Также он использовался в Иракской войне. Всего можно насчитать около ста конфликтов с участием такого американского истребителя.

Если рассматривать армию Израиля, то в ней самолет до сих пор остается самым эффективным в своем роде. При этом уже к концу 2017 начнется производство улучшенного, модернизированного варианта данной серии.


Восьмое место. МиГ 35

Фраза «российское производство» может вызывать разнообразные мысли, но только если речь идет не о военной технике. Здесь страна зарекомендовала себя ещё со времен Советского союза. Что касается истребителя МиГ 35, он сумел попасть в рейтинги самых лучших ещё до того, как опытные образцы добрались до боевых действий.

Самолет должны начать использовать только с 2018 года, при этом в нем уже видны значительные улучшения, полученные силами отечественных инженеров.

Например:

  • Истребитель куда экономнее расходует топливо,
  • Имеет возможность автоматизированного управления на время прицеливания,
  • Объем воздуха, продуцируемый кислородной станцией, был увеличен,
  • Производство самолета обходится в три раза дешевле, чем аналоги у зарубежья.

В целом МиГ 35 отличается куда более комфортными условиями для работы пилота. Однако, так как модель ещё не введена в эксплуатацию, в ней остаются разнообразные огрехи в аппаратуре. Возможно, это связано с желанием Министерства Обороны пораньше предъявить истребитель для участия в тендерах.


Седьмое место. McDonnell Douglas F-15 Eagle

В течение практически сорока лет именно этот самолет считался самым успешным проектом Америки. Более того, он гарантированно будет использовать вооруженными силами ещё как минимум до 2025 года, а это значит, что он сохранит свою эффективность и в возрасте пятидесяти лет.

F-15 Eagle показывает отличные результаты в бою. Считается, что он потерпел поражение лишь один раз, что не помешало ему попутно поразить примерно сто других самолетов. Истребитель использовался для ведения боя в Сирии, где летчик Пелед сумел разбить шесть вражеских самолетов и серьёзно повредить ещё четыре.

Данная модель активно используется вооруженными силами многих стран мира. Всего насчитывается около шести сотен Eagle, что является отличным показателем для самолета такого возраста. В среднем считается, что какие-либо неполадки в нем проявляются раз на пятьдесят тысяч часов полета.


Шестое место. Дассо «Рафаль»

Для французской авиации именно этот самолет считается настоящим венцом мысли авиаконструкторов. Неизвестно, каких бы высот удалось добиться с помощью этого истребителя, если бы стоимость его производства не была настолько высока. Для нее требуются объекты точного машиностроения в огромном количестве.

Впервые «Рафаль» стал использоваться пятнадцать лет назад, во времена войны в Афганистане. Затем он прекрасно продемонстрировал свои способности против ливийской армии. Однако, если рассматривать более современные конфликты, истребитель использовался лишь несколько раз для нанесения ударов по Исламскому Государству на территории Ирака.

Сейчас «Рафаль» используется преимущественно для проведения учений. Возможно, это частично связано с многочисленными инцидентами, в результате которых происходили крушения или же взрывы транспортного средства в воздухе. Стоит отметить, что причиной таких происшествий считался человеческий фактор.


Пятое место. Сухой Су-30

Ещё один представитель отечественной авиации. Эта модель истребителя входит в число наиболее надежных. Она прекрасно демонстрирует себя во время учений, но при этом широко используется и в других сферах. Например, с её помощью проводились тренировочные бои с Англией и Америкой, где Су-30 показывал полное превосходство.

Данный истребитель составляет костяк индийских ВВС. Он сыграл огромную роль в операции в Сирии, во многом именно благодаря ему она завершилась успешно. Не меньшее значение «Сухого» наблюдалось и при освобождении Пальмиры.

Однако не все так радужно. С данным самолетом происходили инциденты. За время своего существования их было девять, что является достаточно низким показателем. Однако инциденты были связаны с недостатком топлива и возгоранием двигателя, а не человеческим фактором.


Четвертое место. Eurofighter Typhoon

Данный истребитель во многом можно считать уникальным. В первую очередь, это связано с тем, что он производился совместными усилиями сразу нескольких стран. Это члены Европейского Союза, а именно – Испания, Италия, Германия и Англия. Самолет быстро доказал свою эффективность при проведении реальных операций, например, в Ираке и Сирии.

Одним из главных достоинств «Тайфуна» считается функция создания помех на радарах врага, благодаря чему удается изменять полет управляемых ракет. Самолет имеет один из лучших показателей по дальности стрельбы.

«Тайфун» широко используется вооруженными силами не только стран Европы, но и государств Ближнего Востока. Сейчас введено в эксплуатацию около пяти сотен таких самолетов. Многие из них отличаются своей собственной модификацией и были произведены по уникальным технологиям.


Третье место. Сухой Су-35

Данный истребитель долгое время был чем-то вроде темной лошадки, так как технология его производства хранилась в сильной секретности. Это привело к тому, что многие потенциальные покупатели не решались инвестировать средства в столь, на первый взгляд, рискованный проект.

Всё изменилось, когда Су-35 продемонстрировал себя на деле. Истребители работали вместе с главными атакующими российскими силами ВКС, в результате чего многие обратили на них внимание. В будущем именно этот самолет составит костяк военной базы России в Сирии.

По сути он является модернизацией модели Су-27. Об этом можно судить по одинаковому планеру. Однако это лишь доказывает, что российская техника для авиации отличается долговечностью и следует традициям.


Второе место. F-22 Raptor

Данный истребитель представляет собой очень интересный случай. По сути он по праву может считаться лучшим, так как отличается разнообразными достоинствами. Raptor экономичен, эффективен и мультифункционален. Он является костяком американских ВВС В Сирии, где серьёзно мешает не только радикальным исламистам, но и представителям военных сил ИГ.

Превосходство Raptor демонстрирует история, в которой пилот мало того, то быстро и эффективно справился с поставленной задачей, но и сумел после этого около шести часов оставаться в воздухе, не привлекая к себе внимание врага. Это позволило ему передать координаты нескольких важных позиций.

За последние годы истребитель справился с более чем 200 боевыми задачами и в общем продемонстрировал хорошие показатели надежности. Однако стоимость его производства очень высокая, а присутствие на борту новейших разработок привело к запрету на экспорт. Более того, с этим истребителем возникало так много проблем, что в итоге его сняли с производства.


Первое место. Сухой T-50

Первое место занимает российский истребитель пятого поколения. Его отличает возможность ведения боя сразу с несколькими противниками, причем некоторые из них могут находиться в воздушном пространстве, а другие на земле. Подобное было достигнуто за счет увеличенной маневренности и ряда передовых технологий.

Самолет высоко ценится не только отечественными специалистами, но и западными экспертами, которые отдельно отметили прогресс России в вопросе технологий снижения заметности. Однако Т-50 ещё не введены в полноценную эксплуатацию. На данный момент проходят испытания, причем в закрытом режиме. Даже итоговая версия прототипа ещё не была обнародована.


Видео

Более ста лет назад человечество открыло для себя третье измерение – самолет братьев Райт поднялся в небо. Прошло совсем немного времени, и воздушный океан превратился в очередное поле битвы – боевая авиация стала значимым фактором, серьезно влияющим на исход наземных операций.

Впервые боевую авиацию массово стали применять во время Первой мировой войны . Сперва военные самолеты были безоружными, в основном их использовали для ведения воздушной разведки и бомбометания (если этим термином можно назвать ручное сбрасывание на головы противника разных взрывоопасных предметов). Сама идея воздушного боя многим казалась абсурдной и невозможной. Однако вскоре на аэропланы были установлены пулеметы, появились самолеты-истребители, и в небесах развернулись ожесточенные сражения.

Период между двумя мировыми конфликтами военная авиация стремительно развивалась – боевые самолеты становились быстрее, мощнее, смертоноснее.

9. «Илья Муромец»

На девятом месте топ-10 находится легендарный многомоторный самолет, созданный в России в канун Первой мировой войны. После ее начала «Илья Муромец» стал первым в мире тяжелым бомбардировщиком. На этом самолете установлены несколько рекордов дальности полета и грузоподъемности. «Илья Муромец» стал первым успешным проектом гениального киевлянина Игоря Сикорского.

Всего было построено 76 единиц этого самолета различных модификаций. После начала Первой мировой войны была создана специальная эскадрилья, состоящая из тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». Последние модификации этого самолета могли принимать на борт около 1500 кг бомб – неслыханная мощь для того времени. Кроме бомб, на «Илье Муромце» устанавливалось и оборонительное вооружение – от двух до шести пулеметов.

Остальные страны-участницы Первой мировой войны быстро оценили успешный опыт России – вскоре тяжелые многомоторные бомбардировщики появились на вооружении Франции, Германии, Великобритании.

Игорь Сикорский не принял революцию и эмигрировал из России в США.

8. Junkers Ju 87 «Штука».

На восьмом месте топ-10 находится одномоторный пикирующий немецкий бомбардировщик Ю-87 – один из самых известных боевых самолетов Второй мировой войны. Он стал символом немецкого блицкрига в Западной Европе и на Восточном фронте.

Этот самолет имел неубирающиеся шасси (советские солдаты называли его «лаптежником»), что существенно ухудшало его аэродинамику и уменьшало скорость, но по точности бомбометания Ju 87 не имел себе равных. В конструкции «Штуки» были использованы несколько инновационных идей (воздушные тормоза, сирена) благодаря которым самолет и стал настолько эффективным. Однако после потери немецкой авиацией господства в воздухе Ю-87 стал легкой мишенью для истребителей противника.

7. Ил-2

На седьмом месте топ-10 находится еще одна легендарная боевая машина периода Второй мировой войны - советский штурмовик Ил-2 . Пилоты-истребители люфтваффе называли этот штурмовик «бетонным самолетом», а немецкая пехота – «черной смертью» или «чумой».

Серийное производство Ил-2 началась в самый канун Великой Отечественной войны, в начале 1941 года. Всего советская промышленность изготовила более 36 тыс. единиц этой машины.

Ил-2 имел несколько инновационный решений в своей конструкции, главным из которых было включение брони непосредственно в силовую схему самолета. До этого броню также использовали для усиления защиты самолетов, но ее просто навешивали сверху на корпус, что существенно утяжеляло конструкцию.

Несмотря на высокую защищенность самолета, потери этих машин в первые месяцы войны были очень значительны. Есть информация, что пилотам присваивали звание Героя Советского Союза за десять успешных боевых вылетов на Ил-2 (по другой версии, за тридцать).

6. Hawker Siddeley Harrier

На шестом месте топ-10 находится британский самолет вертикального взлета и посадки Hawker Siddeley Harrier. Эта машина впервые поднялась в небо в 1966 году и дала начало целому семейству боевых машин, которые до сих пор находятся на вооружении ВМС США и ряда других стран мира.

В 60-е годы идея создания самолета, который бы мог взлетать и садиться без разбега (СВВП), была очень популярна. Однако разработать и изготовить такую машину оказалось очень непросто. Наиболее успешными оказались англичане, их самолет мог не только обходиться без взлетной полосы, но и эффективно выполнять функции боевого самолета. Hawker участвовали в войне за Фолклендские острова и показали себя с наилучшей стороны. Главной причиной успеха англичан стал великолепный двигатель компании Rolls-Royce.

В СССР также строили СВВП, однако советский Як-38 оказался неудачной машиной.

5. МиГ-15

Этот истребитель является одним из самых известных советских самолетов на Западе. Он был создан в конце 40-х годов, имел большое количество модификаций, выпускался по советской лицензии в нескольких странах мира. МиГ-15 впервые появился в небе Кореи и произвел настоящий фурор на Западе. До этого момента советские технологии считали чем-то отсталым и устаревшим, но этот реактивный истребитель стал холодным душем для западных стратегов.

Американцы готовили армаду стратегических бомбардировщиков для нанесения ядерных ударов по территории СССР, но знакомство с МиГ-15 четко дало понять, что шансы прорвать заслон советских истребителей минимальны.

Основным противником МиГ-15 в корейском небе был американский истребитель F-86 «Сейбр», однако, по мнению большинства экспертов, советская машина превосходила своего оппонента.

4. В-17 «Летающая крепость»

На четвертом месте топ-10 расположился еще один самолет Второй мировой войны – американский стратегический бомбардировщик В-17. Он был разработан в 1934 году и практически сразу стал легендой. Это был первый американский серийный цельнометаллический стратегический бомбардировщик.

Он наносил бомбовые удары по городам Германии, участвовал в боевых действиях на Тихом океане. Четыре двигателя обеспечивали В-17 скорость свыше 500 км/ч и практический потолок более 10 км, а девять (позже – двенадцать) 12,7-мм пулеметов делали этот бомбардировщик весьма непростым противником для любого истребителя.

Кроме того, В-17 отличался фантастической надежностью. Документально известны случаи, когда самолет возвращался на базу с одним работающим двигателем, с огромными дырами в фюзеляже или практически без хвостового оперения.

3. Су-27

2. F-15 Eagle

На втором месте находится основной потенциальный противник Су-27 – американский самолет завоевания превосходства в воздухе F-15 Eagle. Эта машина также относится к четвертому поколению истребителей, но он поднялся в воздух примерно за десять лет раньше Су-27. Данный самолет и сегодня находится на вооружении ВВС США, Израиля, Саудовской Аравии и Японии. Он участвовал в нескольких вооруженных конфликтах, на счету «Орла» более ста подтвержденных побед в воздушных поединках без единой потери – это настоящий убийца. F-15 Eagle воевал в небе Югославии, Сирии и Ирака. Согласно заявлениям военных этих стран, американцы потеряли более десяти единиц F-15. Однако проблема в том, что никто так и не смог предоставить обломки F-15 Eagle в качестве доказательства.

На базе этого истребителя разработаны несколько модификаций, наиболее продвинутой считается F-15E Stike Eagle.

1. F-22 Raptor

Возглавляет наш топ-10 первый (и пока единственный) серийный истребитель пятого поколения – американский F-22 Raptor . Этот самолет способен развивать сверхзвуковую скорость без включения форсажа, он выполнен по технологии «стелс», имеет весьма продвинутую бортовую электронику и радар с фазированной решеткой.

Следует отметить, что F-22 Raptor, входящий в состав ВВС США , превосходит другие истребители не только по своим характеристикам, но и по цене: стоимость одной машины составляет более 146 млн долларов. В настоящее время только американцы могут позволить себе такие траты. Истребители пятого поколения разрабатываются и в Китае, и в России. Проекты пока находятся на стадии испытаний.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Самых современных истребителей мира

10. J-10 (Китай)


На J-10 применено "безхвостовая дельта-утка" аэродинамическая компоновка, которая первоначально была разработана для истребителей J-9.
Горизонтальный руль перемещен вперед, и находится в передней части крыла. Когда самолет нужно направить вверх, вместо того чтобы заставить хвост опустится вниз, такая компоновка поднимает нос, увеличивая общую скорость реагирования и подъема.
В такой компоновке самолет более эффективно контролирует вертикальное управление с меньшим размером поверхности руля высоты, в результате чего меньшее сопротивление воздуха и меньший вес.
В самолете используются регулируемые, подборки потока воздуха, который подает воздух в один турбовентиляторный реактивный двигатель АЛ-31ФН.
Рампа воздухозаборника расположена под острым углом, чтобы отклонить поток воздуха в продольном направлении. Такая конструкция создает разрыв между воздухозаборником и носовой частью фюзеляжа, что улучшает параметры на высоких скоростях.
Эта конструкция воздухозаборников как сообщается, была применена на последней моделе J-10B.
Бесхвостая схема дельта-утка по своей сути аэродинамически неустойчивой, особенно на сверхзвуковых скоростях.
Для обеспечения устойчивости существует сложная компьютеризированная система управления (FBW). J-10 использует цифровую систему квадруплекс (четыре канала FBW), разработанную 611-институтом. Программное обеспечения для системы FBW было так же разработано 611-институтом использования ADA языка. Пилот расположен в кабине, которая находится над воздухозаборником и перед передними стабилизаторами.
Бортовой цифровой компьютер управления полетом пилота, обеспечивает автоматическую координацию устойчивости полета. Таким образом, это позволяет пилоту сконцентрироваться на выполнении задач боевых действий.
Двухместный J-10S может быть использован для обучения пилотов или в качестве стандартного истребителя.

Технические характеристики

Экипаж:

J-10 – один пилот,
J-10S – два пилота
Двигатель : 1XАЛ-31ФН турбовентиляторный Тяга максимальная: 7770 кг,
Тяга на форсаже : 12.500 кг,
Дозаправки топливом в полете : Да
Вооружение : одна 23 мм пушка
На внешней подвеске : 11 точек подвески (пять под фюзеляжем, шесть под крыльями)

Ракетное вооружение:

Воздух-воздух: PL-8, PL-9, PL-11, PL-12, P-27 и Р-73
- воздух-земля: PJ-9, ПКР YJ-8K, YJ-9K, 90 мм НАР
- управляемые (LT-2, LS-6), а так же не управляемые бомбы


9 - МиГ-35 (Россия)


Истребитель создан на основе МиГ-29М, МиГ-35 (по классификации НАТО Fulcrum F) оснащен передовой авионикой, стекло кабины пилота оснащено тремя 6x8 дюймовыми плоскими ЖК мониторами, позволяющими вести круговой обзор, цифровые карты местности, прицел интегрирован в шлем пилота. На самолете установлен современный скан - радар.
Этот радар имеет фазированную решетчатую антенну.
МиГ-35 может дозаправляться в воздухе.
МиГ-35 оснащен согласно западным стандартам Mil-1553. Повышена надежность и удобство обслуживания, снижены эксплуатационные расходы и увеличен ресурс в 2,5 раза (по сравнению со старыми МиГ-29).
В качестве прицела используется оптико-электронный целевой трекер, идентичный тому, который используется на Су-30МКИ.
Для поражения воздух-земля, самолет может быть оснащен оптико-электронным модулем ориентации, установленным под правым воздухозаборником.
Самолет оснащен РЛС, оптико-электронным предупреждением о ракетном нападении, лазерными датчиками предупреждения, и системой активной защиты, как частью интегральной системы самообороны.
Миг-35 имеет четыре дополнительных узла подвески и может нести полезную нагрузку на внешних подвесках свыше шести тонн.
Самолет оснащен двумя двигателями РД-33 МК с цифровым управлением, обеспечивающими тягу в 9000 кг каждый. Этот тип является улучшенной версией стандарта РД-33.

Основные технические характеристики:

Взлетная масса 22 700 кг
Максимальная дальность полета 3 000 км
Максимальная скорость горизонтального полёта 2400 км/ч
Масса 11 000 кг

8. Typhoon (Германия)




Кабина самолета Тайфун может быть в одно- или двух- местном исполнении.
В изготовлении использованы карбоновые композитные ребра для узлов подвески.
До 70% материалов составляют углеродные композиты, а так же титан и алюминиево-литийный сплав. Стабилизаторы установлены на передней и задней кромках крыла.
Конструкция треугольного крыла позволяет довести число узлов внешней подвески до 13.
Самолет маловидимый для радаров за счет использования технологий Стелс.
Часть корпуса самолета покрыта специальными материалами, которые не отражают электромагнитные волны.
Радиолокационная система распространяет свои сигналы специальным образом.
Воздухозаборники двигателей имеют прямоугольную форму и слегка расположены углом вниз к осевой части фюзеляжа.
Выхлопные газы двигателей выходят через обычные кольцевые сопла, планируется в будущем заменить их векторными управляемыми соплами.
Боковые шасси убираются внутрь к центральной части фюзеляжа, носовое шасси убирается назад.
Шасси оснащены охлаждающими тормозами на основе углеродных материалов, они охлаждаются и контролируются с помощью компьютера.
Шасси в целом разработаны, так чтобы они выполняли функцию воздушного тормоза при посадке. Благодаря этому посадочный пробег около 700 метров.

Технические характеристики истребителя Тайфун:

Лётные характеристики

Максимальная скорость:

на высоте : 2,0 Маха (2450 км/ч)
у земли : 1,2 Маха (1400 км/ч)
Боевой радиус действия
в режиме истребителя : 1390 км
в режиме ударного самолёта : 600 км
Перегоночная дальность : 3790 км
Практический потолок: 19 812 м

Вооружение

Пушечное вооружение : 1× 27 мм пушка Маузер BK-27 (англ.)
Точек подвески : 13

6 500 кг различного вооружения :

-Ракеты «воздух-воздух»
-Ракеты «воздух-земля»
-Бомбы


7. Gripen NG (Швеция)




JAS 39 Gripen является истребителем четвертого поколения производства шведской компании Saab.
Gripen поступил на вооружение ВВС Швеции в 1995 году, заменив собою Saab Drakens и Viggens. Этот самолет способен выполнять несколько видов боевых задач, а именно, использоваться как истребитель, как штурмовик и как разведчик.
Силовая установка состоит из одного турбовентиляторного двигателя Volvo Aero RM12, созданного на основе General Electric F404. Gripen способен развивать скорость до M2 и имеет максимальную дальность в 2800 км.
На сегодняшний день выпущено 270 самолетов Gripens (По данным http://ru.wikipedia.org/wiki/Saab_JAS_39_Gripen - 264) Из них для шведских военно-воздушных сил - 204.
Самолеты поставлялись на экспорт в следующие страны: Чехия (14), Венгрия (14), Южная Африка (26), Таиланд (12).

Технические характеристики

Масса пустого : 6800 (7100) кг
Нормальная взлетная масса : 8500 кг
Максимальная взлётная масса : 14 000 кг
Двигатель : Вольво Аэро RM12
максимальная тяга : 1×5100 кгс
тяга на форсаже : 1×8160 кгс

Лётные характеристики

: ~ 2200 км/ч (2,0 Маха)
Боевой радиус : 800 км
Практический потолок : 15 240 м

Вооружение

Пушечное : 1 x 27-мм Mauser BK27 (боезапас - 120 патронов)
Ракеты:
«воздух-воздух»
«воздух-поверхность»
Бомбы


6. Rafale (Франция)



Rafale является боевым самолетом, способным выполнять широкий спектр боевых задач на коротких и дальних расстояниях, в том числе поражения противника на земле на море, задачи ПВО, завоевания превосходства в воздухе, задачи разведки, нанесения высокоточного удара.
Самолет был разработан для французских ВВС и ВМФ.
61 самолет был построен (36 для ВВС и 25 для военно-морского флота). Rafale M введен в эксплуатацию в 2001 году, десять самолетов находятся в рабочем состоянии в аэропорту Шарля де Голля.
Rafale B и C поступил на вооружение ВВС Франции в июне 2006 года, тогда же была создана первая эскадрилья. Вторая эскадрилья ВВС была создана в 2008 году. Для военно-морского флота была создана модификация Rafale F1.
Поставки на флот модификаций F2 начались в мае 2006. Модификации F1 будут модернизированы.
Правительство Франции выделило € 3,1 млрд. на разработку вполне модификации F3. Заказ на 59 самолетов F3, был размещен в декабре 2004 года, он предполагал поставку 47 единиц для военно-воздушных сил (11 двухместных и 36 одноместных) и 12 (одноместных) для военно-морского флота.
Rafale F3 был сертифицирован в июле 2008 года, принят на вооружение с 2009 года. В марте 2007 году три истребителя французских ВВС и три истребителя военно-морского флота размещены в Таджикистане в рамках программы НАТО.

Технические характеристики

Масса пустого : 10 000 кг
Нормальная взлетная масса : 14 710 кг
Максимальная взлётная масса : 24 500 кг
Масса полезной нагрузки : 9500 кг

Двигатель : 2 × двухконтурных турбореактивных с форсажной камерой SNECMA M88-2-Е4

максимальная тяга : 2×5100 кгс
тяга на форсаже : 2×7500 кгс

Лётные характеристики

Максимальная скорость на большой высоте : ~ 1900 км/ч (1,8 Маха)
Боевой радиус : 1800 км
Боевой радиус : 1093 км в варианте истребителя-перехватчика
Практический потолок : 15 240 м

Вооружение

Пушечное : 1×30 мм Nexter DEFA 791B (темп стрельбы 2500 выстр./мин),
боезапас - 125 патронов типа OPIT (бронебойно-зажигательный трассирующий) с донным взрывателем.
Ракеты:
«воздух-воздух»
«воздух-поверхность»