Сербско албанский конфликт. Независимое Косово и три основных мифа об албанцах. В… - hayduk

Косово - согласно юрисдикции властей, фактически контролирующих большую часть региона - Республика Косово, согласно юрисдикции Сербии - Автономный край Косово и Метохия в составе Сербии.

В настоящее время край населен преимущественно албанцами (свыше 90 %). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тыс. (6%) с национальным центром в Косовской Митровице.

В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с XIV века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). Поэтому притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права.

Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала XX века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило свою собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.

Однако в конце 1980-х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия.

Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную "Республику Косово", избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана "Освободительная армия Косово" (ОАК).

В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 9 сентября 1998 года Совет НАТО утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. 24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО под названием "Союзническая сила". Массированным бомбардировкам были подвергнуты югославские города и военные объекты.

Начиная с 1999 года на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тысяч этнических сербов.

В результате сербское правительство было вынуждено согласиться на ввод в Косово военного контингента НАТО KFOR и переход края под управление ООН. В соответствии с резолюцией №1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе была закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тыс. военнослужащих.

24 октября 2005 года Совет Безопасности ООН в форме заявления его председателя дал «зеленый свет» процессу определения будущего статуса Косово. Спецпосланником Генерального секретаря ООН по статусному процессу стал Мартти Ахтисаари (Финляндия). На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы (КГ) на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены «Руководящие принципы» по выработке будущего статуса Косово. В документе зафиксированы приоритет переговорного решения, руководящая роль Совета Безопасности ООН на всех этапах статусного процесса, рассмотрение всех статусных опций за исключением раздела Косово, а также возвращения ситуации в крае к периоду до 1999 года и объединения с другими территориями.

Одним из факторов, оказавшим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 28-29 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.

Россия поддерживала международные усилия, нацеленные на построение в Косово демократического мультиэтнического общества на основе резолюции №1244 СБ ООН. Россия активно участвовала в решении косовской проблемы в рамках Совета Безопасности ООН и Контактной группы (Россия, Великобритания, Германия, Италия, США, Франция). При этом российская сторона отстаивала приоритетность переговорного урегулирования, принципы универсальности и многовариантности решения вопроса о статусе Косово, отводя тезис о безальтернативности независимости края. Россия предложила выработать «дорожную карту», в рамках которой могли бы быть учтены обоснованные интересы сторон и приоритеты ведущих международных факторов косовского урегулирования, обозначены вехи движения сторон к согласию, в том числе на путях их евроинтеграционной перспективы. США считали, что единственный выход из тупика - «план Ахтисаари», предполагающий независимый статус края под международным контролем. Представители США и Европейского Союза заявляли, что переговоры исчерпали себя, и статус края будет определен в рамках ЕС и НАТО.

17 февраля 2008 года парламент Косово проголосовал за принятие декларации о независимости края.

Международный суд определил 17 апреля 2009 года в качестве крайнего срока представления любыми заинтересованными государствами письменных заявлений, содержащих информацию, имеющую отношение к одностороннему провозглашению независимости Косово.

Письменные заявления по данному вопросу представили в Международный суд тридцать пять государств : Чехия, Франция, Кипр, Китай, Швейцария, Румыния, Албания, Австрия, Египет, Германия, Словакия, Россия, Финляндия, Польша, Люксембург, Ливия, Великобритания, США, Сербия, Испания, Иран, Эстония, Норвегия, Нидерланды, Словения, Латвия, Япония, Бразилия, Ирландия, Дания, Аргентина, Азербайджан, Мальдивские Острова, Сьерра-Леоне и Боливия.

Россия представила суду свое мнение о том, что односторонний шаг косовских албанцев является нелегитимным и грубейшим образом нарушает нормы международного права .

Решение Международного суда не будет иметь обязывающего характера, но в Белграде полагают, что возможное вынесенное отрицательное заключение поможет санкционировать новые переговоры вокруг статуса косовской автономии .

В настоящее время ситуацию в крае формально контролируют два международных органа: Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Миссия Евросоюза. Первая передала часть своих функций второй, на что было согласие властей Сербии и соответствующая санкция СБ ООН от 27 ноября 2008 года. После этого представители Евросоюза приступили к работе в албанских районах Косово, осуществляя там управление в сфере законности, правопорядка и соблюдения прав человека. В то же время в сербских анклавах верховенство останется за МООНК.

Не намерены признавать Косово Россия, Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Иран. Не признают Косово Ватикан, Ливия, Аргентина, Израиль, Египет, Грузия, Молдавия, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Украина, ЮАР. В общей сложности - 44 государства твердо «против» Косово.

Косово - согласно юрисдикции властей, фактически контролирующих большую часть региона - Республика Косово, согласно юрисдикции Сербии - Автономный край Косово и Метохия в составе Сербии.

В настоящее время край населен преимущественно албанцами (свыше 90 %). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тыс. (6%) с национальным центром в Косовской Митровице.

В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с XIV века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). Поэтому притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права.

Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала XX века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило свою собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.

Однако в конце 1980-х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия.

Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную "Республику Косово", избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана "Освободительная армия Косово" (ОАК).

В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 9 сентября 1998 года Совет НАТО утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. 24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО под названием "Союзническая сила". Массированным бомбардировкам были подвергнуты югославские города и военные объекты.

Начиная с 1999 года на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тысяч этнических сербов.

В результате сербское правительство было вынуждено согласиться на ввод в Косово военного контингента НАТО KFOR и переход края под управление ООН. В соответствии с резолюцией №1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе была закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тыс. военнослужащих.

24 октября 2005 года Совет Безопасности ООН в форме заявления его председателя дал «зеленый свет» процессу определения будущего статуса Косово. Спецпосланником Генерального секретаря ООН по статусному процессу стал Мартти Ахтисаари (Финляндия). На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы (КГ) на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены «Руководящие принципы» по выработке будущего статуса Косово. В документе зафиксированы приоритет переговорного решения, руководящая роль Совета Безопасности ООН на всех этапах статусного процесса, рассмотрение всех статусных опций за исключением раздела Косово, а также возвращения ситуации в крае к периоду до 1999 года и объединения с другими территориями.

Одним из факторов, оказавшим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 28-29 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.

Россия поддерживала международные усилия, нацеленные на построение в Косово демократического мультиэтнического общества на основе резолюции №1244 СБ ООН. Россия активно участвовала в решении косовской проблемы в рамках Совета Безопасности ООН и Контактной группы (Россия, Великобритания, Германия, Италия, США, Франция). При этом российская сторона отстаивала приоритетность переговорного урегулирования, принципы универсальности и многовариантности решения вопроса о статусе Косово, отводя тезис о безальтернативности независимости края. Россия предложила выработать «дорожную карту», в рамках которой могли бы быть учтены обоснованные интересы сторон и приоритеты ведущих международных факторов косовского урегулирования, обозначены вехи движения сторон к согласию, в том числе на путях их евроинтеграционной перспективы. США считали, что единственный выход из тупика - «план Ахтисаари», предполагающий независимый статус края под международным контролем. Представители США и Европейского Союза заявляли, что переговоры исчерпали себя, и статус края будет определен в рамках ЕС и НАТО.

17 февраля 2008 года парламент Косово проголосовал за принятие декларации о независимости края.

Международный суд определил 17 апреля 2009 года в качестве крайнего срока представления любыми заинтересованными государствами письменных заявлений, содержащих информацию, имеющую отношение к одностороннему провозглашению независимости Косово.

Письменные заявления по данному вопросу представили в Международный суд тридцать пять государств : Чехия, Франция, Кипр, Китай, Швейцария, Румыния, Албания, Австрия, Египет, Германия, Словакия, Россия, Финляндия, Польша, Люксембург, Ливия, Великобритания, США, Сербия, Испания, Иран, Эстония, Норвегия, Нидерланды, Словения, Латвия, Япония, Бразилия, Ирландия, Дания, Аргентина, Азербайджан, Мальдивские Острова, Сьерра-Леоне и Боливия.

Россия представила суду свое мнение о том, что односторонний шаг косовских албанцев является нелегитимным и грубейшим образом нарушает нормы международного права .

Решение Международного суда не будет иметь обязывающего характера, но в Белграде полагают, что возможное вынесенное отрицательное заключение поможет санкционировать новые переговоры вокруг статуса косовской автономии .

В настоящее время ситуацию в крае формально контролируют два международных органа: Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Миссия Евросоюза. Первая передала часть своих функций второй, на что было согласие властей Сербии и соответствующая санкция СБ ООН от 27 ноября 2008 года. После этого представители Евросоюза приступили к работе в албанских районах Косово, осуществляя там управление в сфере законности, правопорядка и соблюдения прав человека. В то же время в сербских анклавах верховенство останется за МООНК.

Не намерены признавать Косово Россия, Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Иран. Не признают Косово Ватикан, Ливия, Аргентина, Израиль, Египет, Грузия, Молдавия, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Украина, ЮАР. В общей сложности - 44 государства твердо «против» Косово.

Какие причины вызвали конфликт в сербском крае Косово и вторую интервенцию НАТО на Балканах?
2. Какие последствия имел косовский конфликт?
3. Почему произошел конфликт в Македонии (март-ноябрь 2001 г.)?
1. Подписание Дейтонских соглашений по Боснии не стало завершающим этапом дезинтеграции бывшей Югославии. В конце 1990-х годов обострился конфликт в сербском крае Косово, население которого состояло из албанцев и сербов при численном преимуществе первых. Еще в 1989 г. в ответ на требования албанского большинства объявить край республикой лидер Сербии С. Милошевич де-факто отменил автономный статус Косово (по конституции 1974 г. он, входя в состав Сербии, фактически пользовался правами республики). Это не разрешило проблему, так как косовские албанцы продолжали требовать расширения своих прав, выжидая момента для активизации борьбы. Война в Хорватии и Боснии способствовала снижению активности косовских албанцев, так как они опасались, что в условиях военного времени сербскому руководству будет легче применить против них силу. Подписание Дейтонских соглашений, показавшее слабость позиций Сербии, послужило косовским албанцам ободряющим сигналом. Последовала активизация сепаратистов.
Отменив в 1996 г. санкции против Югославии после Дейтонских соглашений, международное сообщество отказалось восстановить ее членство в ООН, ОБСЕ и международных финансово-экономических институтах. Предварительным условием нормализации отношений с СРЮ западные страны считали урегулирование «косовской проблемы» и восстановление самоуправления края. Албанское население Косово не подчинялось белградским властям, создав свои структуры управления. Страны НАТО требовали от С. Милошевича согласия на переговоры с лидером умеренных албанцев Ибрагимом Рутовой.
Ситуация обострилась, когда весной 1997 г. в Республике Албании разразился кризис, связанный с падением режима Сали Бериши (пользовавшегося поддержкой США). В результате протестов населения, пострадавшего от краха «финансовых пирамид» - афер, в причастности к которым обвинялось албанское руководство, - в Албании возник «вакуум власти». Центральное правительство утратило контроль над положением дел. В ситуации политического брожения произошла вспышка настроений в пользу реализации «проекта Великой Албании» через присоединение к Албании сербских земель с албанским населением.
На территории Северной Албании, подконтрольной правительству в Тиране, были созданы базы боевиков «Освободительной армии Косово», которые стали наносить отсюда удары по федеральным войскам,и сербской полиции в Косово. Отряды боевиков пополнялись за счет беженцев из числа косовских албанцев, уходивших на албанскую территорию от этнических чисток, проводимых в крае укомплектованными сербами федеральными подразделениями.
Пытаясь удержать контроль над ситуацией, в феврале 1998 г. С. Милошевич (в 1997 г. истек срок его мандата в качестве президента Сербии, и он стал президентом СРЮ) принял решение ввести в Косово дополнительные силы армии и военной полиции. Между правительственными войсками и сепаратистами начались столкновения, в ходе которых страдало гражданское население - сербское и албанское. Международное сообщество зафиксировало в крае нарушения прав человека. Страны НАТО требовали от Белграда отказаться от применения силы. Фактически они стали на сторону косовских албанцев.
Конфликт стал предметом рассмотрения в Совете безопасности. 23 сентября 1998 г. он принял резолюцию № 1199 с требованием прекратить военные действия в Косово. Резолюция предусматривала в случае продолжения войны возможность принятия «дополнительных мер» для обеспечения мира.
13 октября 1998 г. совет НАТО принял решение о начале бомбардировок Сербии в случае ее отказа принять требования Совета Безопасности. Правительство СРЮ пошло на уступки и сократило военный контингент в Косово. Напряженность не спадала. Страны НАТО настаивали на введении в Косово многонационального миротворческого контингента, в задачи которого входило бы обеспечение гуманитарных прав всего населения края. В Косово предлагалось осуществить «гуманитарную интервенцию».
Западные страны предложили созвать в Рамбуйе (Франция) конференцию конфликтующих сторон для выработки компромисса. 30 января 1999 г. руководство НАТО выступило с призывом к участникам конфликта согласиться на переговоры, угрожая в противном случае нанести по ним авиаудары. Переговоры начались. По их результатам в феврале-марте 1999 г. был выработан текст мирного соглашения («соглашение в Рамбуйе»). Но делегация Сербии отказалась его подписать, сочтя неприемлемым включенное в текст требование о вводе в Косово иностранных войск.
20 марта 1999 г. территорию края покинули наблюдатели ОБСЕ, а 24 марта ВВС НАТО начали систематические бомбардировки стратегических объектов по всей территории Сербии, включая Белград (мосты, правительственные здания, аэродромы, места расположения армейских частей и т.д.). Югославия стала объектом военного нападения НАТО, действия которой не были непосредственно санкционированы решениями Совета безопасности. После двухмесячных бомбардировок сербское правительство было вынуждено согласиться вывести федеральные силы армии и полиции из Косово. При посредничестве России 9 июня 1999 г. сербские представители и командование сил НАТО подписали соглашение о прекращении огня и выводе правительственных войск из Косово, взамен которых 3 июня 1999 г. в край был введен контингент НАТО. Косово было фактически отторгнуто от Югославии. «Армия освобождения Косово» была легализована под видом косовской военной полиции. Сербское население края почти полностью его покинуло. Действия НАТО в Косово не были санкционированы ООН, но их результаты были одобрены резолюцией СБ ООН № 1244 от 10 июня 1999 г.
Российская Федерация выступала против интервенции в Косово и оказывала Сербии гуманитарную и экономическую помощь. Проблема Косово вызвала напряженность в отношениях между Москвой и НАТО. Государственную Думу России переполняли настроения в пользу принятия «энергичных» мер в защиту Сербии. Со своей стороны, западные политики критиковали Россию за отказ поддержать НАТО и требовали применить против нее санкции. Косовский вопрос был предметом напряженных политических консультаций между российскими дипломатами и представителями западных стран, целью которых было предупредить подрыв отношений между Россией и Западом.
Когда к лету 1999 г. стало очевидно, что ввод иностранных войск в Косово неизбежен, российское правительство по просьбе сербского руководства и по приглашению командования НАТО согласилось направить воинский контингент в состав многонациональных сил, с тем чтобы он был размешен в районах компактного проживания сербов в Косово для их защиты.
В феврале 2008 г. вопреки протестам сербского населения края и правительства Сербии, которую поддерживала Россия, косовские албанцы провозгласили независимость Косова. США и страны ЕС безоговорочно встали на позицию косовских албанцев. Российское правительство протестовало против решения о провозглашении Косова, отказалось признать косовское правительство и предупредило о том, что будет рассматривать решение косовской проблемы как прецедент при рассмотрении вопроса об отношении к международному статусу Абхазии и Южной Осетии.
2. После поражения в Косово ситуация в Югославии еще больше осложнилась. Президент СРЮ С. Милошевич решил выставить свою кандидатуру для избрания президентом Сербии, поскольку подозревал, что единое государство Сербии и Черногории, которое он официально возглавлял, может распасться. Выборы были назначены на 28 сентября 2000 г. Официально они принесли победу С. Милошевичу, но оппозиция отказалась признать их результаты.
В стране начались протесты. Вооруженные силы отказались подчиняться президенту, и он был бескровно отстранен от власти 6 октября 2000 г. после решения конституционного суда Сербии, который вынес вердикт в пользу законности избрания президентом кандидата оппозиции Воислава Коштуницы. С. Милошевич официально отказался от власти, и В. Коштуница был провозглашен президентом. Его приход позволил нормализовать отношения Югославии с западными странами. Новое сербское правительство возглавил Зоран Джинджич, по настоянию которого С. Милошевич в июне 2001 г. был выдан Международному трибунату в Гааге по обвинению в преступлениях против человечности в связи с событиями в Косово. (В феврале 2003 г. 3. Джинджич был убит в Белграде.)
Смена власти в Сербии не остановила дезинтеграции СРЮ. Пришедший еще в мае 1998 г. к власти в Черногории президент Мило Джукано- вич повел дело к мирному отделению от Сербии. В марте 2002 г. при посредничестве Евросоюза было подписано соглашение о преобразовании Югославии в Федерацию Сербии и Черногории при сохранении их в составе единого государства. Но Черногория продолжала настаивать на полном отделении от Сербии. Евросоюз предпочитал сохранение Югославии как единого государства, так как миссии Евросоюза в Косово действовали на основании документов, принятых в отношении Югославии, и исчезновение этого государства формально поставило бы под вопрос их легитимность. Между тем, Косово, номинально числясь частью Сербии, фактически управлялось чиновниками ООН.
С 4 февраля 2003 г. в связи с принятием новой конституционной хартии бывшая Союзная Республика Югославия стала официально называться «Сербией и Черногорией». В мае 2006 г. в Черногории был проведен референдум о независимости, и она стала отдельным государством, выйдя из федерации с Сербией.
3. К началу 2000-х годов «исламский фактор» стал зримо проявлять себя в Европе. Войны в Боснии и сербском крае Косово были прямо связаны с противостояниями между христианскими и мусульманскими общинами, хотя по природе это были конфликты более сложного этно-ре- лигиозного характера. Сходное противостояние возникло в Македонии.
Становление ее государственности проходило сложно. Большая часть стран международного сообщества признала это небольшое государство сразу после его провозглашения в 1991 г. под его конституционным названием «Республика Македония». Но против этого выступила Греция, которая имела в своем составе провинцию с одноименным названием.
После разделов исторической Македонии в XX в. часть ее вместе с проживающим населением отошла к Греции. Греческое правительство не признало македонцев отдельной этнической группой. В результате ассимиляции они в значительной мере утратили черты самобытности и растворились в греческом этносе. В Афинах опасались, что образование македонского государства у границ Греции может спровоцировать напряженность среди потомков «греческих македонцев» и косвенным образом поставит под сомнение право Греции на обладание историческими македонскими землями. Из-за сопротивления Греции Македонию приняли в ООН под причудливым искусственным названием «Бывшая Югославская Республика Македония». Лишь 13 сентября 1995 г. греко-македонские противоречия были урегулированы специальным соглашением, после чего Афины перестали возражать против вступления Македонии в ОБСЕ и Совет Европы.
С марта 2001 г. в Македонии стала возрастать внутренняя напряженность. В основе конфликта была этно-демографическая ситуация. В стране преобладали две этнические группы - македонцы-христиане и албанцы-мусульмане. Последние составляли треть от двухмиллионного населения страны и населяли район, приграничный с сербским краем Косово. Когда в 1999 г. в Косово начались этнические чистки, в Македонию хлынул поток албанских беженцев. Македонское население начало опасаться, что албанское меньшинство превратится в Македонии в большинство. В македонских районах возникли антиалбанские настроения, а преимущественно албанские части Македонии оказались под контролем албанских боевиков. Возникла угроза гражданской войны и раскола. Албанцы требовали расширения своих прав, а македонцы - усиления гарантий территориальной целостности страны. Летом 2001 г. в Македонии начались вооруженные столкновения. На территорию страны из Косово перешли отряды «Армии национального освобождения Косово», которые вступили в бои с полицейскими силами македонского правительства.
США и страны Евросоюза стали добиваться примирения в Македонии. Они выступили с осуждением вмешательства косовских албанцев в дела Македонии и причислили «Армию освобождения» к террористическим организациям, тем самым сняв вопрос об оказании ей поддержки. Одновременно западные державы оказывали давление на президента Македонии Бориса Трайковского, убеждая его пойти на переговоры с албанскими общинами и согласиться на изменение конституции в направлении расширения прав албанского населения. Взамен страны НАТО обещали добиться разоружения отрядов албанцев и восстановления контроля македонского правительства над албанскими районами.
12 августа 2001 г. при посредничестве Евросоюза и США в г. Орхиде (Македония) состоялось подписание соглашения между македонским правительством и представителями албанских общин. Албанские отряды были разоружены силами миротворческого контингента НАТО (операция «Сбор урожая»), который был введен в албанские районы одновременно с размещением там полицейских частей македонского правительства. В ноябре 2001 г. македонский парламент утвердил это соглашение и внес изменения в конституцию Македонии. Объем прав албанского населения был увеличен (расширены сфера применения албанского языка, представительство албанцев в органах власти, урегулирован статус исламских общин). В марте 2002 г. была объявлена амнистия албанским боевикам.
В 2002 г. претензии к Македонии выдвинул парламент края Косово, который юридически оставался частью Сербии под управлением ООН. Косовские депутаты заявили о непризнании договора о границе, который был заключен между Югославией и Македонией после провозглашения независимости последней в 1991 г.
Минимум знаний
1. После Дейтонских соглашений по Боснии произошла эскалация конфликта 1 в сербском крае Косово, где подавляющее большинство населения составляли албанцы, требовавшие независимости. Для подавления террора албанских боевиков против косовских сербов центральное правительство ввело в Косово дополнительные войска. Столкновения между боевиками и армией привели к жертвам среди албанского населения. Страны НАТО, не имея санкции ООН, осуществили вооруженное вмешательство в дела Сербии, назвав его гуманитарной интервенцией. Россия безуспешно пыталась предотвратить вмешательство НАТО, однако фактически Косово было отделено от Сербии и на время стало своего рода протекторатом ООН. В 2008 г. Косово было объявлено независимым государством вопреки протестам Сербии, поддержанным Россией.
2. Косовский кризис привел к ускорению дезинтеграции Югославии, ставшей на время «Сербией и Черногорией». В 2006 г. две эти страны окончательно отделились друг от друга и стали независимыми государствами.
3. Положение Македонии было неустойчивым в связи с осложнениями в отношениях с Грецией, а также наличием большой албанской общины, составлявшей треть населения страны. В 2001 г. противоречия между албанцами и македонцами вырвались наружу: начались столкновения, македонское правительство практически перестало контролировать положение в местах проживания албанцев. Запад не стал в этот раз активно поддерживать албанцев, в Македонию были введены миротворческие войска НАТО, между общинами был достигнут компромисс, а македонский парламент расширил права албанского населения страны

Косовские албанцы провозгласили Республику Косово.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Косовская война и война НАТО против Югославии (1996-1999)

    ✪ Вооружённые конфликты Грузии (1991-1993)

    ✪ КОСОВО. История Косово в полной Хронологии.

    ✪ Война в Югославии 1994 -1995 год. Удивительно, что я там тоже была и теперь это прошлое...

    ✪ Карабахская война (1992-1994)

    Субтитры

Предыстория

Напряжённость в Косове негативно сказывалась на югославской экономике и подпитывала политико-идеологический кризис. Кроме албанских выступлений, внимание привлекали также косовские сербы, чье положение в крае постепенно ухудшалось. Для того, чтобы обратить на себя внимание, представители живущих в Косове сербов начали инициировать коллективные петиции в вышестоящие органы власти и организовывать марши протеста на Белград. Спустя некоторое время югославские власти сформировали рабочую группу во главе с представителем Словении в Президиуме ЦК СКЮ Миланом Кучаном. В апреле 1986 года край также посетил Иван Стамболич, глава Президиума СР Сербии. Он отметил, что протесты местных сербов оправданы, но в то же время предостерег их от связи с теми, кто ими манипулирует .

24 апреля 1987 года край посетил новый глава Центрального комитета Союза коммунистов Сербии Слободан Милошевич. Во время его встречи с краевым руководством в Косово-Поле близ здания, где шли переговоры, произошла стычка между сербскими демонстрантами и состоящей из албанцев милицией, охранявшей встречу. Милошевич вышел к демонстрантам и произнес ставшую впоследствии знаменитой фразу: «Никто не смеет вас бить». Выступая перед сербскими демонстрантами, Милошевич критиковал как албанский, так и сербский национализм, однако с того момента в глазах многих сербов он стал выглядеть главным защитником сербских интересов в Югославии и в Косове в частности. По мнению К. В. Никифорова, встречи Милошевича с косовскими сербами оказали на него значительное влияние, с этого момента он встал во главе массового национального движения сербов .

Осенью 1988 - зимой 1989 года благодаря в значительной степени инспирированных акций протеста против местной бюрократии Милошевич поменял руководство Воеводины, Косова и Черногории на своих ставленников. В конце марта 1989 года новые краевые скупщины приняли поправки к конституциям своих автономных краев. 28 марта их одобрила Скупщина СР Сербии. Согласно принятым поправкам, автономные края Воеводина и Косово и Метохия потеряли атрибуты государственности, были сужены полномочия их органов власти. Фактически произошёл возврат к нормам югославской конституции 1963 года. Между тем, сербские автономные края сохранили полномочия в отношении вопросов культуры, образования, здравоохранения и т.д. Изменение положения Косова спровоцировало усиление непрекращающихся волнений албанского населения края. 1989 год ознаменовался самыми значительными беспорядками в крае с 1945 года . По данным Human Rights Watch, жертвами столкновений с полицией стали 24 человека .

Бутрос Бутрос-Гали так описывал последствия поправок к конституциям СР Сербии и её автономных краев :

После завершения войн в Хорватии и Боснии и Герцеговины напряжённость в Косове возросла. После убийства сербом албанского юноши начались нападения албанцев на полицейские патрули, произошел расстрел посетителей кафе. В ответ полиция провела массовые аресты подозреваемых. Это вызвало всплеск внимания к косовской проблеме со стороны международной общественности, которая обвинила власти СРЮ в нарушении прав человека и пытках арестованных албанцев. Схожее заявление сделала Комиссия по правам человека ООН, отмечавшая, что «к албанцам в Югославии применяются пытки, убийства, этнические чистки и геноцид». Однако после посещения Югославии специальным представителем Генерального секретаря ООН Комиссия по правам человека сообщила, что эта информация не нашла подтверждения .

30 декабря 1997 года в результате разгона демонстрации в столице Косово Приштине были ранены 15 человек .

Весной 1998 года в крае начала свою деятельность Армия освобождения Косова, которую пополняли радикально настроенные албанцы, проходившие подготовку в специальных лагерях на территории Албании. Они нападали на полицейские и армейские патрули, атаковали населенные сербами села, захватывали в заложники мирных жителей. Кроме сербов, от их действий страдали и те албанцы, которых АОК считала лояльными Югославии .

Силы и позиции сторон

Югославские армия и полиция

В боях с АОК, особенно на начальном этапе конфликта, широкое участие принимали Отдельные подразделения полиции МВД СРЮ. Они были созданы 3 января 1997. Организационно состояли из шести бригад, которые насчитывали 5000 бойцов и 8000 резервистов. Во время Косовской войны ими командовал генерал Обрад Стеванович. Кроме стрелкового оружия они оснащались миномётами и БТР .

Опорой югославских вооружённых сил были населённые пункты с сербским большинством . Кроме того, на югославской стороне выступили горанцы -мусульмане, проживающие на стыке Албании, Македонии и Сербии .

Армия освобождения Косова

Точное время создания Армии освобождения Косова неизвестно. Один из лидеров АОК Рамуш Харадинай утверждал, что она начала деятельность в 1994 году с объединения нескольких албанских вооружённых группировок. Гаагский трибунал датировал создание АОК серединой 1990-х гг., а в 1996 году произошли первые нападения на югославскую полицию. Югославские генералы Вилич и Тодорович писали, что она была сформирована в 1992 году, когда косовские албанцы приняли решение о формировании подпольных отрядов. Согласно воспоминаниям полковника Тахира Земая, подготовка кадров для вооружённых формирований первоначально велась в самом Косове в местных спортивных клубах. В 1993 году албанцами была сделана попытка создать Министерство обороны Косова, однако многие организаторы данной акции были арестованы югославской полицией .

В организационном плане АОК состояла из Штаба, расположенного в Кукеше в Албании, и семи оперативных зон на территории Косова и Метохии. 1-я оперативная зона занимала северную часть Центрального Косова, 2-я - северо-восток Косова, 3-я - запад Косова, 4-я - север Косова, 5-я - южную часть Центрального Косова, 6-я - восток Косова, 7-я - юг Косова. В каждой оперативной зоне АОК было несколько «бригад», каждая из которых в реальности была размером в батальон. Официально они насчитывали тысячу бойцов, разделённых на 20 рот по 50-60 человек каждая, однако в действительности они были меньше .

В 1998-1999 гг. членов АОК тренировали инструктора из ЦРУ и британской Специальной авиадесантной службы. Их подготовка осуществлялась на территории Албании в лагерях в Кукеше, Тропойе, Байрам Курри и Лабиноте .

По некоторым сведениям, АОК была замечена в связях с Аль-Каидой ещё в конце 1990-х . Как утверждает «The Washington Times», западные разведслужбы сообщали о том, что её члены проходят подготовку в учебных лагерях Аль-Каиды .

В составе АОК против югославских силовиков воевали несколько подразделений, которые слабо контролировались албанским командованием. Среди них: отряд «Черные лебеди» ветеранов армии боснийских мусульман, 400 человек в Албанско-Американской Атлантической бригаде под командованием Гарни Шеху, 120 бойцов в отряде из Ирана, боснийско-албанский отряд под командованием египтянина Абу Исмаила, а также многочисленные моджахеды из Афганистана, Алжира, Чечни, Египта, Саудовской Аравии и Судана .

НАТО

Ход конфликта

Начало боевых действий в Косове

В январе 1998 года АОК начала нападения на мирных жителей и полицейские патрули на территории автономного края. 28 февраля 1998 года она провозгласила начало вооружённой борьбы за независимость края . Тогда же произошло первое серьезное столкновение между вооружёнными албанцами и силами югославского МВД в районе Дреницы. Этот район считался «вотчиной» радикальных сторонников АОК. В ходе полицейской операции был убит один из лидеров АОК Адем Яшари . Этот инцидент привлёк внимание международной общественности к конфликту и стал причиной его интернационализации . Уже в марте 1998 года Совет безопасности ООН ввёл военные санкции против Югославии . В этом бою были убиты несколько десятков членов АОК, силы МВД также понесли потери .

Вплоть до апреля 1998 года силы югославской армии в лице дислоцированного в крае 52-го Приштинского корпуса дистанцировались от боевых действий. Однако с началом атак албанцев на военные объекты они были вовлечены в бои. В апреле часть армейских подразделений приостановили повседневную боевую подготовку, провели мобилизацию личного состава и начали принимать участие в операциях против АОК. В этот период также начались нападения на югославские пограничные заставы .

Весной 1998 года большую часть операций по уничтожению повстанцев вели силы югославской полиции. С увеличением частоты столкновений армия привлекла к участию в боях силы военной полиции, а сводные отряды полиции были усилены бронетехникой. В рамках 52-го корпуса было создано несколько групп быстрого реагирования, которые состояли из 5-15 единиц бронетехники и зенитных самоходных установок, а в роли пехоты выступали бойцы МВД. Кроме того, боевые группы начали создаваться в бригадах корпуса, их число постоянно росло вплоть до начала бомбардировок Югославии силами НАТО. Кроме сводных отрядов полиции в автономный край были отправлены также силы специального назначения .

Весной-летом 1998 года численность АОК росла. В начале мая силы МВД близ Джяковицы были атакованы группой уже из 200 человек. В связи с ростом числа атак и численности бойцов АОК армия была вынуждена применять бронетехнику и артиллерию. В начале июня силы армии и полиции предприняли операцию по ликвидации формирований АОК в окрестностях Дечан и Джяковицы. Район боев был закрыт для представителей прессы, однако в сообщениях журналистов говорилось о «настоящей войне между террористами и полицией». Участие армии в боях возросло, так как армейское командование посчитало, что полиция не может самостоятельно справиться с повстанцами .

25 июля силы армии и МВД предприняли крупную операцию против АОК в районах Дреницы и по всей Метохии. Она продолжалась до 29 сентября. В момент ее начала до половины территории края контролировалось членами АОК, чья численность в районах операции, по югославским оценкам, достигала 20 000 бойцов. Югославским силовикам удалось нанести поражение повстанцам, после чего их активность в этих районах была существенно снижена .

Интернационализация конфликта

Конфликт в Косове сопровождался систематическим нарушением прав человека и к осени 1998 года стал причиной около 1000 жертв и появления более 230 000 албанских беженцев среди гражданского населения региона .

На протяжении всего 1998 года страны НАТО усиливали давление на Белград с целью вынудить его прекратить военные действия в Косове и Метохии. 23 сентября 1998 года Совет безопасности ООН принял резолюцию под номером 1199, призывающую стороны к прекращению огня. 24 сентября НАТО приступил к планированию воздушной кампании против Югославии, чтобы принудить Белград к миру. 13 октября Совет НАТО отдал приказ о начале операции в течение 96 часов. Югославские власти уступили, и 15 октября под эгидой НАТО было заключено перемирие в Косове, предполагавшее отвод югославских армейских частей в места постоянной дислокации. Перемирие вступило в силу 25 октября. Мониторинг перемирия НАТО осуществляло в рамках операции «Eagle Eye». По мнению сербской стороны, во время данной операции велась разведка состояния и позиций югославской армии.

Однако перемирие оказалось неэффективным, насилие над мирным сербским и албанским населением продолжалось. В январе 1999 года югославские армия и полиция возобновили операции против АОК.

Непосредственным поводом для вмешательства НАТО в конфликт стал инцидент в Рачаке , когда во время атаки на удерживаемую бойцами Армии освобождения Косова деревню югославские силы, по утверждениям западных наблюдателей, казнили 45 албанцев . Югославские власти утверждали, что албанцы в Рачаке погибли в бою. 30 января НАТО пригрозило авиационными ударами по территории СРЮ в случае, если её руководство продолжит отказываться от переговоров с косовскими лидерами .

В феврале под эгидой Контактной группы (страны НАТО и Россия) прошли переговоры между югославскими властями и косовскими албанцами в замке Рамбуйе под Парижем . Переговоры закончились безрезультатно . 18 марта США и Великобритания представили на рассмотрение проект урегулирования, предусматривавший полную политическую автономию края, ввод войск НАТО на его территорию и вывод оттуда югославской армии и сил МВД . Кроме того, в проект соглашения был включён пункт об утверждении окончательного статуса Косово спустя три года «волей народа», что для югославской делегации было неприемлемо. Также вывод югославских сил расценивался сербами как сдача края албанским сепаратистам . Проект был принят албанской стороной, но отвергнут югославской стороной и Россией. 23 марта югославская делегация согласилась принять политическую часть предложения, но отказалась позволить войскам НАТО занять Косово и Метохию. В тот же день вечером НАТО приняло решение начать военную операцию, чтобы заставить Югославию принять проект целиком .

Боевые действия в Косово в период войны НАТО против Югославии

В начале марта 1999 года югославские силы начали наступление и к началу апреля того же года смогли захватить большинство позиций АОК . Однако полностью подавить албанское сопротивление югославской стороне не удалось: силы АОК продолжали вести партизанскую войну в некоторых горных и лесных районах края .

Кроме того, на протяжении конфликта происходили стычки в полосе албанско-югославской границы. В апреле 1999 года АОК взяла пограничный караул «Кошары», но была остановлена югославскими частями и иностранными добровольцами . Попытки продвинуться вглубь Косова, предпринятые в мае того же года при поддержке авиации НАТО, были отбиты . В апреле 1999 года югославские силы вступили на территорию Албании и заняли село Каменица (около города Кукес) .

Результатом операции НАТО было завершение Косовской войны. Контроль над регионом перешёл к силам НАТО и албанской администрации. Прошли этнические чистки среди сербского населения Косово и Метохии.

Дальнейшие события

Ввод миротворческого контингента

Преследование неалбанского населения и уничтожение религиозных и культурных объектов

После ввода миротворческих сил НАТО по Косову прокатилась волна убийств и уничтожения сербских религиозных и культурных объектов. С июня по декабрь 1999 года край покинуло до 200 000 сербов, черногорцев, цыган и т. д. В Призрене число сербов сократилось до 11 человек, в Приштине до 300. По данным сербских властей, с 10 июня 1999 года по 30 марта 2000 года в Косове совершено 4564 террористических акта и атак, убито 936 человек (из них 835 сербов и черногорцев), похищены 867 человек (из них 824 серба и черногорца). Было уничтожено более 50 000 домов, большинство которых принадлежало неалбанскому населению (сербам, черногорцам, цыганам и др) .

Согласно письма патриарха Сербской православной церкви Павла от 2002 года к специальному представителю Генерального секретаря ООН в Косове Михаэлю Штайнеру и главнокомандующему Международными миротворческими силами в Косове (КФОР) генералу Марселю Валентину, уже после ввода в Косово миротворцев местными албанцами было разрушено более 120 православных храмов, ряд из которых имеют средневековое происхождение и являются частью всемирного культурного наследия .

17-19 марта 2004 года в Косове произошли массовые беспорядки, направленные против оставшихся в крае сербов. Погибли 35 человек, более 900 были ранены. По разным оценкам, от 29 до 35 православных церквей и монастырей были уничтожены либо частично разрушены.

Вопрос сербских беженцев

За время бомбардировок Союзной Республики Югославии авиацией НАТО в марте - июне 1999 года Косово и Метохию покинули около 100 000 сербов и черногорцев . Летом 1999 года, после того как край перешёл под контроль сил Североатлантического альянса и косовских албанцев, произошло массовое переселение сербов и черногорцев в Сербию и Черногорию. Всего в конце 1999 года там находилось 250 тысяч сербов и черногорцев, покинувших Косово и Метохию . При этом, согласно данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в 2009 году в край вернулись примерно 700 человек, в 2010 году - около 800. Затем количество вернувшихся в Косово и Метохию значительно уменьшилось, например в 2013 году в край вернулись только 54 человека .

В июне 2013 года в Сербии находились 210 000 перемещённых лиц из Косова и Метохии .

Захоронения албанцев

После войны на территории Сербии за пределами Косова стали находить и исследовать массовые захоронения убитых югославскими силовиками косовских албанцев в ходе этнических чисток. Крупнейшими из них стали братские могилы на полицейском полигоне в Батайнице , где были погребены останки более 700 албанских жертв . Тела жертв автотранспортом доставлялись из Косова. Сербские власти утверждали, что Слободан Милошевич отдавал приказы избавиться от улик, которые в будущем могли служить доказательствами его причастности к военным преступлениям .

Провозглашение независимости

Уничтожение христианских кладбищ

После конфликта, в том числе после провозглашения независимости в 2008 году, косовские албанцы продолжили уничтожать сербские кладбища в Косове. В ряде мест посещение могил сербами возможно только в сопровождении миротворцев KFOR либо местной полиции . Также от действий вандалов пострадали католические надгробия .

См. также

Примечания

  1. ВОЙНА Добровольцы в Косово (неопр.) . Андрей Мартынов журнал «Солдат удачи» № 12 / 1999 г.. Архивировано 12 февраля 2012 года.
  2. Украинские националисты собираются в Грузию воевать против России // Newsru.com , 24.04.2008
  3. Марш-бросок из Киева - Взгляд , 24 апреля 2008
  4. Воздушное пространство или территорию для развертывания сил НАТО предоставили нейтральные государства: Албания, Болгария, Македония, Румыния
  5. Финансовая помощь, поставки оружия, учебные лагеря для боевиков, бои между боевиками и сербской армией на албанско-сербской границе
  6. В Европе появится государство джихадистов?, The Washington Times (inosmi.ru), 19 февраля 2008 (рус.)
  7. , с. 750.
  8. , с. 751.
  9. Savremena istorija Kosova (серб.) . Проверено 27 августа 2015.
  10. , с. 752.
  11. , с. 657.
  12. , с. 850.
  13. Russian Service: Daily News
  14. , с. 851.
  15. , с. 41.
  16. , с. 117.
  17. , с. 43.
  18. Валецкий О. В. Партизанская война в Косово и Метохии в 1999 году. - Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. - С. 21
  19. Валецкий О. В. Партизанская война в Косово и Метохии в 1999 году. - Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. - С. 21 - 22
  20. , с. 38.
  21. , с. 46.
  22. , с. 115.
  23. , с. 660.
  24. Хьюман Райтс Вотч . Under Orders: War Crimes in Kosovo . - 2001. - P. 38-39.
  25. Хортов А.А. Политика США и «мирная фаза» Косовского кризиса // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2009. - № 51. - С. 41
  26. , с. 322.
  27. , с. 323.
  28. , с. 324.
  29. Independent International Commission on Kosovo. (англ.) . - 2000. - P. 2 . - DOI :10.1093/0199243093.001.0001 .
  30. Хьюман Райтс Вотч . The crisis in Kosovo .
  31. , с. 7.
  32. , с. 8.
  33. Central, Southern and Eastern Europe. 2004. P. 536.
  34. , с. 13-15.
  35. , с. 116.
  36. Мир для Косово - Совета Безопасности: oтчёты о заседаниях, резолюции и заявления Председателя (недоступная ссылка - история , копия )
  37. Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен. С. 317.
  38. (англ.) Ноам Хомский о причинах войны НАТО против Югославии (видео)
  39. Валецкий О. В. Партизанская война в Косово и Метохии в 1999 году. - Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. - С. 12
  40. Валецкий О. В. Партизанская война в Косово и Метохии в 1999 году. - Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. - С. 12 - 13

В свое время я довольно сильно интересовался данной проблемой, т.к. у меня в Сербии есть родственники. Однозначного ответа на этот вопрос сам никто не даст, так же как и установить сейчас кто прав, а кто виноват невозможно. Но конфликт есть, а значит есть и причины вражды между Сербией и Албанией. Попробую разобрать их.

Причина № 1. Косово

Первая и наверное основная причина данного конфликта это дележ территории. Именно Косово стала камнем преткновения между двумя соседствующими народами. В данный момент является независимой (хотя и частично признанной) республикой, а еще несколько лет назад это была область в составе Сербии. Исторически сложилось так, что Косово была всегда населена преимущественно албанцами, и еще во времена Османской империи была наиболее уязвимым местом на карте Сербии. Османы пользовались этим, нанося христианской Сербии огромный урон.

Проблема Косовских албанцев, не желавших жить в составе Сербии, всегда стояла особняком для сербского правительства. Конечно же косовские албанцы получали поддержку из самой Албании, а это означало что речь идет уже не гражданской войне (как было у нас Чечне), а о международном конфликте.

Т.е. косовцы требовали независимость, а в свою очередь в этом им отказывала, всячески подавляя (порой очень жестоко) попытки проведения референдума или выборов в Косово. Главными требованиям косовских албанцев на протяжении долгого времени были следующие:

1. Выход из состава Сербии.

Албанцы просто отказывались жить по сербским законам;

2. Создание независимой Косовской Республики со столице в Приштине;

Причина № 2. Религия

Наверное ничто так не подогревало этот конфликт, как религиозные взгляды сторон. Албанцы являясь мусульманами, не желали жить "под гнетом кафира", т.е. неверных.