Шанхайской организации сотрудничества шос состав. Шанхайская организация сотрудничества, шос. Военная деятельность ШОС

Функции и порядок работы органов ШОС, за исключением Региональной антитеррористической структуры, определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Советом глав государств.

Совет глав государств может принять решение о создании других органов ШОС. Создание новых органов оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии Шанхайской организации сотрудничества, которые вступают в силу в порядке, установленном статьей 21 Хартии ШОС.

Порядок принятия решений

Решения в органах ШОС принимаются путём согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу «консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена».

Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и/или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.

В случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов.

Исполнение решений

Решения органов ШОС исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством.

Контроль за выполнением обязательств государств-членов по реализации настоящей Хартии, других действующих в рамках ШОС договоров и решений ее органов осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции.

Неправительственные структуры ШОС

В рамках Шанхайской организации сотрудничества также действуют две неправительственные структуры: Деловой совет ШОС и Межбанковское объединение ШОС.

Деловой совет ШОС

Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества (ДС ШОС) учреждён 14 июня 2006 года в городе Шанхае (Китай) национальными частями совета от Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. Утверждены также документы, регламентирующие деятельность ДС ШОС и его постоянно действующего секретариата, который располагается в Москве.

ДС ШОС создан в соответствии с решением Совета глав государств ШОС. Он является неправительственной структурой, объединяющей наиболее авторитетных представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС с целью расширения экономического сотрудничества в рамках организации, налаживания прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами стран ШОС, содействия практическому продвижению многосторонних проектов, определённых главами правительств в «Программе торгово-экономического сотрудничества».

Высшим органом ДС ШОС является ежегодная сессия, которая определяет приоритеты и вырабатывает основные направления его деятельности, решает наиболее важные вопросы взаимоотношений с деловыми объединениями других государств.

ДС ШОС — это самостоятельная структура, способная принимать рекомендательные решения и давать экспертные оценки по перспективным направлениям подключения представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС к торгово-экономическому и инвестиционному взаимодействию в рамках организации.

Особенностью ДС ШОС является то, что среди приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества, наряду с энергетикой, транспортом, телекоммуникациями, кредитно-банковской сферой, совет выделяет взаимодействие стран ШОС в области образования, науки и инновационных технологий, здравоохранения и сельского хозяйства.

Опираясь на динамизм и заинтересованность делового сообщества, ДС ШОС тесно сотрудничает с министерствами и ведомствами экономического блока правительств, ни в коей мере не подменяя их работу.

В ходе Шанхайского саммита в июне 2006 года главы государств подчеркнули важность создания ДС ШОС для дальнейшего развития организации и выразили уверенность в том, что он станет эффективным механизмом для продвижения делового партнёрства на всей территории ШОС.

В 2006 году сформированы специальные рабочие группы, отвечающие за развитие сотрудничества в области здравоохранения и образования, а также взаимодействия в рамках создания Энергетического клуба ШОС.

В настоящий момент специальная рабочая группа по здравоохранению проводит отбор проектов для создания в рамках ШОС структуры, аналогичной Всемирной организации здравоохранения (рабочее название — ВОЗ ШОС), которая работала бы по направлению совершенствования медицинского обслуживания в государствах-членах организации, развития профилактической направленности здравоохранения, удовлетворения потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.

В качестве основных рассматриваются проекты по оказанию помощи населению посредством:

— обязательного и добровольного медицинского страхования;

— ликвидации и преодоления последствий чрезвычайных ситуаций (с помощью создания совместного Центра медицины катастроф);

— профилактики распространения инфекционных заболеваний (птичий грипп, SARS) и туберкулёза;

— внедрения специальной высокотехнологичной программы «Телемедицина» для населения труднодоступных и отдалённых районов;

— создания системы фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП);

— создания рекреационных зон и бальнеологических курортов на территории государств-членов ШОС, в первую очередь в России, Казахстане, Китае и Киргизии.

В области образования соответствующей рабочей группой рассматривается программа формирования в рамках существующих национальных вузов своеобразной диспетчерской площадки по координации усилий групп вузов каждой из стран ШОС по подготовке студентов и переподготовке специалистов для различных секторов экономики. Развитие сотрудничества в данной сфере будет способствовать взаимопониманию и культурно-гуманитарному взаимодействию, дальнейшей модернизации отраслей науки и образования государств-членов.

В целях стимулирования эффективных деловых связей в рамках ШОС и содействия достижению экономических задач 16 августа 2007 года Деловым советом ШОС и Межбанковским объединением ШОС подписано соглашение о сотрудничестве.

Деятельность ДС ШОС является одной из составляющей работы государственных структур стран организации в реализации Перечня мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС на период 2012-2016 годы, определяющих приоритетные направления экономического сотрудничества на предстоящее десятилетие.

Сегодня наша планета насчитывает больше 250 государств, на территории которых проживают более 7 млрд человек. Для успешного ведения дел во всех сферах жизни общества учреждаются различные организации, членство в которых дает странам-участницам преимущества и поддержку со стороны других государств.

Одна из них - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Это евразийское политическое, экономическое и военное формирование, которое было учреждено в 2001 году лидерами государств основанной в 1996 году Шанхайской пятерки, в которую на тот момент входили Китай, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. После вступления Узбекистана организация была переименована.

От Шанхайской пятерки к ШОС - как это было?

Как уже было сказано выше, ШОС - это содружество государств, основой для создания которого послужило подписание в китайском Шанхае в апреле 1996 года Договора, официально устанавливающего углубление военного доверия на границах государств между Казахстаном, КНР, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном, а также заключение между этими же государствами спустя год Договора, который сокращает количество вооруженных сил на пограничных территориях.

После этого саммиты организации стали проводится каждый год. Площадкой для встреч стран-участниц стали в 1998 году столица Казахстана Алма-Ата, в 1999 году - столица Кыргызстана Бишкек. В 2000 году лидеры стран пятерки встретились в столице Таджикистана Душанбе.

В следующем году ставший ежегодным саммит вновь провели в китайском Шанхае, где пятерка превратилась в шестерку благодаря присоединившему к ней Узбекистану. Поэтому если вы хотите точно знать, какие страны входят в ШОС, резюмируем: сейчас в организации на правах полноценных ее членов состоит шесть стран: это Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан и Узбекистан.

Летом 2001 года, в июне, всеми шестью главами вышеперечисленных государств была подписана Декларация об учреждении организации, в которой была отмечена положительная роль Шанхайской пятерки, а также изъявлено желание лидеров стран перевести сотрудничество в ее рамках на более высокий уровень. В 2001 году, 16 июля, двумя ведущими странами ШОС - это Россия и Китай - был подписан Договор о добрососедстве, дружбе, сотрудничестве.

Почти год спустя встреча глав стран-участниц организации состоялась в Санкт-Петербурге. Во время нее была подписана Хартия ШОС, содержащая цели и принципы, которых до сих пор и придерживается организация. В ней также прописаны структура и форма работы, а сам документ официально утвержден в соответствии с международным правом.

Сегодня государства-члены ШОС занимают больше половины евразийской суши. А население этих стран составляет одну четверть всего мирового населения. Если брать в расчет государства-наблюдатели, то жители стран ШОС - это половина населения нашей планеты, что было отмечено на июльском саммите в 2005 году, прошедшем в Астане. Его впервые посетили представители Индии, Монголии, Пакистана и Ирана. Отметил этот факт в своей приветственной речи Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана - принимающей в тот год саммит страны. Если вы хотите иметь точное представление о том, как географически расположены страны ШОС, карта, наглядно показывающая это, представлена ниже.

Инициативы ШОС и сотрудничество с другими организациями

В 2007 году было инициировано больше двадцати масштабных проектов, касающихся транспортной системы, энергетики, телекоммуникаций. Проводились регулярные заседания, на которых обсуждались вопросы, связанные с безопасностью, военными делами, обороной, внешней политикой, экономикой, культурой, банковской сферой и все другие, которые поднимали в ходе обсуждения должностные лица, представляющие страны ШОС. Список не был ограничен ничем: предметом обсуждения становились любые темы, которые, по мнению участников заседания, требовали внимания со стороны общественности.

Помимо этого, установлены отношения с другими международными сообществами. Это где ШОС - наблюдатель Генеральной Ассамблеи, Европейский союз (ЕС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН от англ. Association of South-East Asian Nations), Организация исламского сотрудничества (ОИС). На 2015 год в столице российской республики Башкортостан Уфе запланировано проведение саммита ШОС и БРИКС, одной из целей которого ставится установление деловых и партнерских отношений между этими двумя организациями.

Структура

Высший орган организации - это Совет глав государств. Им принимаются решения в рамках работы сообщества. Собрания происходят на саммитах, проводимых ежегодно в одной из столиц стран-членов. На данный момент в Совете глав государств состоят президенты: Кыргызстана - Алмазбек Атамбаев, Китая - Си Цзиньпин, Узбекистана - Ислам Каримов, Казахстана - Нурсултан Назарбаев, России - Владимир Путин и Таджикистана -

Совет глав правительств - второй по значимости орган в ШОС, проводящий саммиты ежегодно, обсуждающий вопросы, касающиеся многостороннего сотрудничества, и утверждающий бюджет организации.

Советом министров иностранных дел также проводятся встречи на регулярной основе, где говорят о текущей международной ситуации. Помимо этого, темой для разговора становится взаимодействие с другими организациями. Особый интерес в преддверии уфимского саммита представляют отношения между ШОС и БРИКС.

Советом национальных координаторов, как можно понять из его названия, координируется многостороннее сотрудничество государств, регулируемое хартией ШОС.

У секретариата функции основного исполнительного органа в сообществе. Им реализуются организационные решения и указы, готовятся проекты документов (декларации, программы). Также он действует как документальный депозитарий, занимается организацией конкретных мероприятий, на которых работают страны-участники ШОС, и способствует распространению информации об организации и ее деятельности. Секретариат расположен в столице Китая Пекине. Его нынешний Генеральный директор - Дмитрий Федорович Мезенцев, член Совета Федерации РФ.

Штаб-квартира Региональной антитеррористической структуры (РАТС) расположена в столице Узбекистана, Ташкенте. Это постоянно действующий орган, главная функция которого заключается в развитии сотрудничества в отношении терроризма, сепаратизма и экстремизма, которое активно ведет организация ШОС. Главу этой структуры избирают на трехлетний срок, у каждого государства-члена сообщества есть право послать от своей страны постоянного представителя в антитеррористическую структуру.

Сотрудничество в сфере безопасности

Страны ШОС активно осуществляют деятельность в области безопасности, сосредоточив свое внимание в первую очередь на проблемах ее обеспечения государствам-участникам. Особенно актуально на сегодня это в отношении опасности, которой могут подвергаться члены ШОС в Центральной Азии. Как уже говорилось ранее, в задачи организации входит противостояние терроризму, сепаратизму и экстремизму.

На июньском саммите ШОС 2004 года, состоявшемся в столице Узбекистана Ташкенте, была учреждена и впоследствии создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС). В апреле 2006 года организацией было сделано заявление, в котором сообщались о запланированной борьбе, направленной на трансграничную наркотическую преступность, посредством проведения контртеррористических операций. В это же время было объявлено, что ШОС - это не военный блок, и организация не собирается быть им, однако повышенная угроза таких явлений, как терроризм, экстремизм и сепаратизм, делает невозможной деятельность по обеспечению безопасности без полномасштабного вовлечения вооруженных сил.

Осенью 2007 года, в октябре, в Душанбе, столице Таджикистана, было подписано соглашение с ОДКБ (Организацией Договора коллективной безопасности). Целью этого было расширение сотрудничества по вопросам безопасности, борьбы с преступностью и незаконным оборотом наркотических веществ. Совместный план действий между организациями был утвержден в Пекине в начале 2008 года.

Помимо этого, ШОС активно выступает против кибервойн, заявляя, что распространяемая информация, несущая вред духовной, нравственной и культурной сферам других стран, также должна рассматриваться в качестве угрозы безопасности. В соответствии с принятым в 2009 году определением термина «информационная война» подобные действия трактуются как акт подрыва одним государством политической, экономической и социальной системы другого государства.

Сотрудничество членов организации в военной сфере

В последние годы организация ведет активную деятельность, целями которой являются тесное военное сотрудничество, борьба с терроризмом и обмен разведывательной информацией.

За это время члены ШОС провели ряд совместных военных учений: первое было проведено в 2003 году в два этапа сначала в Казахстане, а потом в Китае. С этого времени Россией и КНР под эгидой ШОС были проведены крупномасштабные военные учения в 2005, 2007 («Мирная миссия-2007») и 2009 годах.

Более 4000 китайских солдат стали участниками совместных военных учений 2007 года в Челябинской области, согласованных годом раньше во время встречи министров обороны ШОС. Во время них активно использовались как так и высокоточное оружие. Тогдашним министром обороны РФ Сергеем Ивановым было объявлено, что учения прозрачны и открыты для общественности и СМИ. Успешное их завершение побудило российские власти к расширению сотрудничества, поэтому в будущем стать участницей таких учений под эгидой ШОС Россия пригласила и Индию.

Военные учения «Мирная миссия 2010», проводимые на казахском полигоне Матыбулак в сентябре 2010 года, собрали вместе больше 5000 китайских, российских, казахстанских, киргизских и таджикских военнослужащих, которые провели вместе учения, касающиеся оперативных маневров и планирования военных операций.

ШОС является платформой для важных военных заявлений, которые делают страны-участницы. Таким образом, при проведении российских учений 2007 года, во время встречи руководителей стран, президент Владимир Путин объявил о том, что российские стратегические бомбардировщики возобновляют свои полеты для того, чтобы патрулировать территории в первый раз со времен «холодной войны».

Деятельность ШОС в экономике

Помимо членства в ШОС, состав стран организации, за исключение КНР, входит в Евразийское экономическое сообщество. Подписание государствами ШОС, переводящего экономическое сотрудничество на новый уровень, произошло в сентябре 2003 года. Там же премьер-министром Китая Вэнь Цзябао было предложено в перспективе работать над созданием зоны свободной торговли на территории стран ШОС, а также принять другие меры, способствующие улучшению потока грузов внутри нее. Результатом этого предложения стало подписание в 2004 году плана из 100 конкретных действий.

В октябре 2005 года московская встреча на высшем уровне ознаменовалась заявлением генерального секретаря о том, что организация ШОС обратит первостепенное внимание на совместные энергетические проекты, включающие в себя как нефтегазовый сектор, так и совместное использование водных ресурсов и освоение новых запасов углеводородов. Также на этом саммите было одобрено создание Межбанковского совета ШОС, в задачи которого должно было входить финансирование будущих совместных проектов. Его первое заседание прошло в китайском Пекине в феврале 2006 года, а в ноябре того же года стало известно о разработке российских планов относительно так называемого «Энергетического клуба ШОС». Необходимость его создания подтвердили на ноябрьском саммите 2007 года, однако, за исключением России, никто не взял на себя обязательства по реализации этой идеи, но на августовском саммите 2008 года она была одобрена.

Саммит 2007 года вошел в историю благодаря инициативе вице-президента Ирана Парвиза Давуди, сказавшего о том, что ШОС - это прекрасное место для того, чтобы спроектировать новую банковскую систему, не зависящую от международных.

На июньском саммите 2009 года в Екатеринбурге, который страны ШОС и БРИКС (в то время еще БРИК) провели в одно и то же время, китайские власти объявили о выделении членам организации кредита в 10 млрд долларов в целях укрепления их экономик в условиях мирового финансового кризиса.

Деятельность стран в ШОС в области культуры

Шанхайская организация сотрудничества, помимо политической, военной и экономической, активно ведет и культурную деятельность. Первая встреча министров культуры стран ШОС произошла в столице Китая Пекине в апреле 2002 года. В ходе нее состоялось подписание совместного заявления, подтверждающего продолжение сотрудничества в этой сфере.

Под эгидой ШОС в казахстанской Астане в 2005 году, наряду с очередным саммитом, впервые прошли фестиваль искусств и выставка. Казахстан также внес предложение о проведении под эгидой организации фестиваля народного танца. Предложение было принято, и фестиваль провели в Астане в 2008 году.

О проведении саммитов

В соответствии с подписанной Хартией, заседание ШОС у Совета глав государств проводится каждый год в разных городах стран-участниц. Также документ говорит о том, что Совет глав правительств (премьер-министров) проводит саммит раз в год на территории государств-членов организации в месте, определяемом заранее его членами. Совет министров иностранных дел собирается за месяц до ежегодного саммита, проводимого главами государств. В случае необходимости созыва внеочередного заседания Совета министров иностранных дел, он может быть организовать при инициативе любых двух государств-участников.

Кто может присоединиться к ШОС в будущем?

Летом 2010 года был утвержден порядок для приема новых участников, но пока никто из желающих присоединиться к организации странам ее полноправным членом не стал. Однако некоторые из этих государств были участниками саммитов ШОС в статусе наблюдателей. И выразили свою заинтересованность в том, чтобы войти в основной состав. Таким образом, в перспективе членом ШОС могут стать Иран и Армения. Последняя в лице премьер-министра Тиграна Саркисяна во время встречи со коллегой из Китая выразила заинтересованность в получении статуса наблюдателя в Шанхайской Международной Организации.

Наблюдатели ШОС

Сегодня в этом статусе в организации находятся потенциальные страны ШОС и БРИКС. Афганистан, например, получил его на пекинском саммите в 2012 году. Индия также выступает в качестве наблюдателя и Россия, видя в ней одного из важнейших будущих стратегических партнеров, призвала ее стать полноправным участником ШОС. Эту российскую инициативу поддержал и Китай.

Выступает как наблюдатель и Иран, который должен был стать полноправным участником в марте 2008 года. Однако, введенные ООН санкции стали причиной временной блокировки процедуры принятие страны в ШОС. Состав стран-наблюдателей включает в себя Монголию и Пакистан. Последний также стремится ко вступлению в организацию. Это стремление российская сторона открыто поддерживает.

Партнерство по диалогу

Положение о партнерах по диалогу появилось в 2008 году. Оно изложено в статье 14 Хартии. В ней партнер по диалогу рассматривается как государство или международная организация, разделяющая принципы и цели, преследуемые ШОС, а также заинтересованная в установлении отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства.

Такими странами являются Белоруссия и Шри-Ланка, получившие этот статус в 2009 году, во время саммита в Екатеринбурге. В 2012 году, во время пекинского саммита, к числу партнеров по диалогу присоединилась Турция.

Сотрудничество со странами Запада

Большинство западных наблюдателей придерживаются мнения, что ШОС должна создать противовес США и для предотвращения возможных конфликтов, позволяющих США вмешиваться во внутреннюю политику стран-соседей - России и Китая. Америка пыталась получить статус наблюдателя в организации, но ее заявка была в 2006 году отклонена.

На саммите 2005 года в Астане, в связи с военными действиями на территории Афганистана и Ирака, а также неопределенной ситуацией относительно нахождения военных сил США в Кыргызстане и Узбекистане, организацией было выдвинуто требование к американским властям об установлении сроков вывода войск из государств, входящих в ШОС. После этого Узбекистаном была озвучена просьба о закрытии авиабазы К-2 на своей территории.

Хотя организацией не были сделаны какие-либо прямые критические заявления относительно внешнеполитических действий США и их присутствия в регионе, некоторые косвенные высказывания на последних заседаниях была трактованы западными СМИ как критика действий Вашингтона.

Геополитика ШОС

В последнее время объектом для комментариев и дискуссий становится и геополитическая природа организации.

Теория говорит о том, что управление Евразией - это ключ к мировому господству, а возможность контроля над странами Центральной Азии дает власть управления Евразийским континентом. Зная о том, какие страны входят в ШОС, можно сказать, что, несмотря на озвученные цели, касающиеся борьбы с экстремизмом и повышения безопасности приграничных территорий, организация, по мнению экспертов, стремится к тому, чтобы уравновесить деятельность Америки и НАТО на территории Центральной Азии.

Осенью 2005 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил о ведении организацией работы, направленной на создание справедливого и рационального мирового порядка и формирование принципиально новой модели геополитической интеграции. Эта деятельность ведется так же активно, как и работа, касающаяся других сфер жизни общества.

Китайские СМИ сообщают, что, в соответствии с Декларацией ШОС, ее члены обязаны обеспечивать безопасность в регионе, и поэтому они призывают страны Запада не вмешиваться в его дела. Иными словами, страны Азии объединяются для того, чтобы создать достойную альтернативу европейским международным сообществам и построить свое, независимое от Запада международное сообщество.

Название:

Шанхайская организация сотрудничества, ШОС

Флаг/Герб:

Статус:

региональная международная организация

Структурные подразделения:

Совет глав государств (СГГ);
Совет глав правительств (СГП);
Совет министров иностранных дел (СМИД);
Совещания руководителей министерств и ведомств;
Совет национальных координаторов (СНК);
Региональная антитеррористическая структура (РАТС);
Секретариат - постоянно действующий административный орган, возглавляемый Генеральным секретарём (с 2012 года - представитель Российской Федерации Д.Ф. Мезенцев).
Межбанковское объединение (МБО)

Деятельность:

В 2003 году главы правительств стран - членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. В сентябре 2004 на совете глав правительств ШОС в Бишкеке был утвержден план мероприятий по реализации этой программы.

План включает в себя свыше ста конкретных проектов, тем и направлений сотрудничества, а также предусматривает механизмы их реализации. Упор сделан на следующие сферы - транспортные коммуникации, энергетика, телекоммуникации, сельское хозяйство, туризм, водное хозяйство и охрана природы.

Официальные языки:

официального нет

Страны-участницы:

Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР.

История:

Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в 60-е годы XX века, когда СССР и КНР вступили в переговоры по разрешению территориальных споров. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и государств Центральной Азии. После того как КНР разрешил территориальные споры с соседними государствами СНГ (Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном), появилась возможность дальнейшего развития регионального сотрудничества.

В 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка». Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятёрки» проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизия) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году. Ко времени проведения бишкекского саммита началось создание постоянных механизмов сотрудничества: встреч министров и экспертных групп. Начала складываться новая международная организация. Появились национальные координаторы, назначаемые каждой страной.

В 2001 году встреча была проведена в Шанхае. Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества или «Шанхайскую шестёрку».

Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму „Шанхайской пятёрки“».

Встреча глав государств в июне 2002 года в Санкт-Петербурге продолжила институциональное оформление ШОС. Декларация о создании организации получила практическое воплощение в подписании двух актов - Декларации глав государств - членов ШОС, названной министром иностранных дел России итоговым политическим документом, и Хартии ШОС - базового уставного документа.

По итогам московского саммита (28-29 мая 2003 года) были созданы Секретариат ШОС с штаб-квартирой в Пекине и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) (соглашение о её создании было подписано годом раньше в Санкт-Петербурге). Главами стран-участниц были затронуты вопросы борьбы с терроризмом и экстремизмом, в частности особое внимание ими было уделено деятельности Хизб ут-Тахрир. Среди 30 подписанных тогда документов были положения, определяющие функционирование органов организации - положения о Совете глав государств, Совете глав правительств и Совете глав МИД.

По итогам московского саммита организационный период ШОС завершился, и с 1 января 2004 года она начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.

По итогам ташкентского саммита (июнь 2004 года) были подписаны Ташкентская декларация по итогам заседания, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС, а также ряд других документов. Состав организации расширился за счёт приёма в качестве наблюдателя нового члена - Монголии.

На встрече глав государств ШОС, проведённой в 2005 году помимо нового пакета договоров и конвенций была подписана Декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, которая зафиксировала дальнейшую консолидацию усилий и укрепление координации.

Главными итоговыми документами бишкекского саммита (август 2007 года) стали Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и Бишкекская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В работе форума приняли участие также президенты двух стран-наблюдателей при ШОС - Президент Монголии Намбарын Энхбаяр и Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Еще два государства-наблюдателя Организации были представлены Министром иностранных дел Пакистана Хуршидом Касури и Министром нефти и природного газа Индии Мурли Деором.

В 2009 году на встрече в Екатеринбурге главы государств - участников ШОС приняли решение о предоставлении статуса партнера по диалогу ШОС Шри-Ланке и Беларуси.

28 апреля 2010 года был подписан Меморандум о предоставлении Республике Беларусь статуса партнера по диалогу ШОС, официально оформивший этот статус для Беларуси.

7 июня 2012 года лидеры стран-участниц ШОС также подписали решение о предоставлении Афганистану статуса наблюдателя при ШОС и решение о предоставлении Турции статуса партнера по диалогу.

Примечания:

Государствами-наблюдателями при ШОС являются: Афганистан, Индия, Иран, Монголия и Пакистан.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн кмІ, то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал - четвёртая часть населения планеты (общая численность населения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: 1 млрд. 455 млн. человек), а если учесть вместе с населением Индии и других стран наблюдателей, то количество жителей стран, имеющих прямое отношение к ШОСу, будет немногим меньше всего населения земного шара, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Ст.15 Хартии определяет правоспособность организации. ШОС в качестве субъекта международного права обладает международной правоспособностью. Она пользуется на территории каждого государства-члена такой правоспособностью, которая необходима для реализации ее целей и задач.

ШОС пользуется правами юридического лица и может, в частности:

  • - заключать договоры;
  • - приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;
  • - выступать в судах в качестве истца или ответчика;
  • - открывать счета и совершать операции с денежными средствами.

Решения в органах ШОС принимаются путем согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу "консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена".

Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и/или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.

В случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов.

Решения органов ШОС исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством (Ст. 17 Хартии).

Контроль за выполнением обязательств государств-членов по реализации Хартии, других действующих в рамках ШОС договоров и решений ее органов осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции.

Государства-члены в соответствии с их внутренними правилами и процедурами назначают своих постоянных представителей при Секретариате ШОС, которые входят в состав дипломатического персонала посольств государств-членов в г.Пекине.

ШОС и ее должностные лица пользуются на территориях всех государств-членов привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения функций и достижения целей Организации.

Объем привилегий и иммунитетов ШОС и ее должностных лиц определяется отдельным международным договором.

Официальными и рабочими языками ШОС являются русский и китайский языки.

Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках Организации действуют:

  • · Совет глав государств;
  • · Совет глав правительств (премьер-министров);
  • · Совет министров иностранных дел;
  • · Совещания руководителей министерств и/или ведомств;
  • · Совет национальных координаторов;
  • · Региональная антитеррористическая структура;
  • · Секретариат.

Функции и порядок работы органов ШОС, за исключением Региональной антитеррористической структуры, определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Советом глав государств.

Совет глав государств может принять решение о создании других органов ШОС. Создание новых органов оформляется в виде дополнительных протоколов, которые вступают в силу в порядке, установленном статьей 21 Хартии.

Совет глав государств является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств - членов ШОС.

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание.

Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС.

Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел созываются по инициативе не менее двух государств-членов и с согласия министров иностранных дел всех других государств-членов. Место проведения очередного и внеочередного заседания Совета определяется по взаимной договоренности.

Председательствование в Совете осуществляет министр иностранных дел государства - члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

В соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров) руководители отраслевых министерств и/или ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС.

Председательствование осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства - организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Для подготовки и проведения совещаний по предварительной договоренности государств-членов могут создаваться на постоянной или временной основе рабочие группы экспертов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентами работы, утверждаемыми на совещаниях руководителей министерств и/или ведомств. Эти группы формируются из представителей министерств и/или ведомств государств-членов.

Совет национальных координаторов является органом ШОС, осуществляющим координацию и управление текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел. Национальные координаторы назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами.

Совет собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательствование в Совете осуществляет национальный координатор государства - члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета национальных координаторов по поручению председателя Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов может представлять Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета национальных координаторов.

Региональная антитеррористическая структура государств - участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года с месторасположением в городе Ташкенте (Республика Узбекистан) является постоянно действующим органом ШОС.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) -- постоянно действующий орган ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, предназначенный для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Он имеет статус юридического лица и право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, открывать и вести банковские счета, возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах. Эти права от имени РАТС осуществляются директором Исполнительного комитета РАТС. Главные функции этого органа заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом -- разработка предложений по борьбе с терроризмом, сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержание контактов с международными организациями. РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета (постоянно действующий орган). Совет, в состав которого входят руководители компетентных органов стран Организации, представляет собой руководящий орган, принимающий решения. Председатель Исполком РАТС назначается Советом глав государств.

Секретариат является основным постоянно действующим исполнительным органом ШОС и осуществляет координацию, информационно-аналитическое, юридическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Организации, разрабатывает предложения по развитию сотрудничества в рамках ШОС и международных связей Организации, контролирует выполнение решений органов ШОС.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел.

Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов на ротационной основе в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. С 1 января 2010г. - представитель Кыргызстана М.С. Иманалиев.

Заместители Генерального секретаря утверждаются Советом министров иностранных дел по представлению Совета национальных координаторов. Они не могут быть представителями того государства, от которого назначен Исполнительный секретарь.

Должностные лица Секретариата нанимаются из числа граждан государств-членов на квотной основе.

При исполнении служебных обязанностей Генеральный секретарь, его заместители и другие должностные лица Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было государства-члена и/или правительства, организаций или частных лиц. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ШОС.

Государства-члены обязуются уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря, его заместителей и персонала Секретариата и не оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.

Местом расположения Секретариата ШОС является город Пекин (Китайская Народная Республика).

До 2006 года должность Генерального секретаря отсутствовала, вместо неё существовал институт исполнительного секретаря, который формально мог действовать только от имени Секретариата ШОС. Cуществует мнение в необходимости реструктуризации Секретариата ШОС в более независимый исполнительный орган, в связи с отсутствием у него на данный момент достаточного объема прав и финансирования. В то время как в ООН, НАТО, ОДКБ и других организациях исполнительные органы относительно независимы и в связи с этим способны сами разрабатывать повестку дня своих организаций, выходить с инициативами и даже способствовать принятию своих инициативных предложений руководством государств-членов, Секретариат ШОС реально не ведет оргработу, которой, по сути, занимается Совет национальных координаторов. В результате любой вопрос сотрудники Секретариата должны согласовывать с национальным координатором направившей его страны, а тот - с национальными координаторами других стран. Это не способствует созданию в Секретариате институциональной этики. Получается, что, по сути, Секретариат ШОС представляет собой не независимый орган международной организации, а коллектив, состоящий из национальных представителей.

ШОС имеет собственный бюджет, который формируется и исполняется в соответствии со специальным Соглашением между государствами-членами. Это Соглашение также определяет размеры взносов, которые ежегодно вносят государства-члены в бюджет Организации на основе принципа долевого участия.

Средства бюджета направляются на финансирование постоянно действующих органов ШОС в соответствии с вышеупомянутым Соглашением. Государства-члены самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в мероприятиях Организации.

Решения в органах ШОС принимаются путем консенсуса. Порядок работы всех органов Шанхайской организации сотрудничества был окончательно разработан и принят в 2003 году, на московском саммите. Основные структуры организации приступили к работе с января 2004 года, после чего данное объединение функционирует в качестве полноценной международной организации.

Таким образом к моменту написания работы членами организации являются - Казахстан, Кыргызстан, КНР, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

Государства-наблюдатели - Индия, Иран, Монголия, Пакистан.

Партнёры по диалогу - Белоруссия, Шри-Ланка.

Получавшие приглашение на саммиты глав государств ШОС - Афганистан, СНГ, АСЕАН, ООН, ЕврАзЭС, США.

Предшественником ШОС была образованная в 1996 году «шанхайская пятёрка», объединившая Россию, Китай, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан и призванная содействовать укреплению доверия в военной области между странами-участницами и взаимному сокращению вооружённых сил в районе границы. После вступления в ряды пятёрки в 2001 году шестого члена - Узбекистана — вновь образованная «шанхайская шестёрка» была переименована в Шанхайскую Организацию Сотрудничества.

Обновлённая организация открыла для себя новые направления деятельности, и к настоящему моменту ШОС превратилась в организацию многопрофильного, многоформатного сотрудничества, чей потенциал и значимость на международной арене возрастает с каждым годом. По-прежнему приоритетным направлением для ШОС остаётся борьба против терроризма, сепаратизма, экстремизма, трансграничной преступности и наркотрафика.

Возрастающий авторитет ШОС подтверждает стремление всё новых стран присоединиться к организации. В 2004 году статус наблюдателя при ШОС получила Монголия. В 2005 году такой же статус был присвоен ряду восточных стран: Индии, Ирану, Пакистану. 28 апреля 2010 года ещё одним звеном, соединившим Восток и Запад в ШОС, стала Беларусь, принятая в Шанхайскую организацию сотрудничества в статусе партнёра по диалогу. Такой же статус получила Шри-Ланка. Сейчас ШОС занимает 60 процентов территории Евразии. Организация, которая задействует такие территориальные, человеческие и экономические ресурсы, обречена на авторитет и влияние.

Органы ШОС

Высший орган для принятия решений в ШОС - Совет глав государств-членов, который собирается ежегодно. Совет глав государств-членов определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации. Страны председательствуют в Организации поочередно, с годовой цикличностью, завершая срок полномочий саммитом. В 2010 - 2011 годах в ШОС председательствует Казахстан. С 1 января 2010 года пост Генерального секретаря ШОС занимает Муратбек Иманалиев (Кыргызстан).

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные экономические вопросы в сферах развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. В случае необходимости Совет может выступать с заявлениями от имени ШОС.

Для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в рамках ШОС проводятся совещания руководителей министерств и/или ведомств.Совещания проводятся в соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров).

Координацию и управление текущей деятельностью организации осуществляет Совет национальных координаторов.

Постоянно действующий орган ШОС - Региональная антитеррористическая структурагосударств - участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г.

Постоянно действующий административный орган ШОС - Секретариат ШОС. Секретариат занимается организационно-техническим обеспечением мероприятий, проводимых в рамках ШОС, готовит предложения по ежегодному бюджету Организации.

Рабочие структуры ШОС

Основными рабочими структурами ШОС являются Деловой совет ШОС, Межбанковское объединение ШОС (МБО), Форум ШОС и Молодёжный совет ШОС.

Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества учрежден 14 июня 2006 г. в Шанхае. Деловой совет ШОС — неправительственная структура. Он объединяет наиболее авторитетных представителей бизнес-сообщества стран-членов ШОС. Основная цель Делового совета — расширение экономического сотрудничества в рамках Организации, налаживание прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами государств-членов ШОС.

Межбанковское объединение ШОС создано в 2005 году. В состав членов МБО вошли Банк развития Казахстана, Государственный банк развития Китая, Внешэкономбанк России, Национальный банк Таджикистана, Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана. 14 июня 2006 г. в г.Шанхае в ходе проведения второго заседания Совета МБО ШОС членом объединения стала и Расчетно-сберегательная компания Кыргызстана.

Целью Форума ШОСявляется научная поддержка деятельности ШОС, развитие взаимодействия научно-исследовательских и политологических центров государств-членов ШОС. Форум ШОС занимается проведением совместных исследований по актуальным вопросам круга ведения Организации, разъяснением задач и принципов деятельности ШОС, расширением ее связей с научными и общественными кругами и т.д.

Главной задачей Молодёжного совета ШОС является «сотрудничество и обмен опытом представителей молодого поколения стран ШОС в различных областях развития молодой личности, которое смогло бы обеспечить фундаментальную преемственность политики ШОС и способствовать реализации ее исторической миссии».

Беларусь - партнер ШОС

Для Беларусидиалог с ШОС - возможность подключения к межрегиональным проектам сотрудничества с учётом выгодного транзитного положения между Востоком и Западом. Для ШОС Беларусь- это выход на европейскую площадку, усиление связей Востока и Запада. В Меморандуме, предусматривающем предоставление Беларусистатуса партнёра по диалогу, оговаривается ряд взаимовыгодных направлений для сотрудничества. Среди них — создание благоприятных условий для торговли и инвестиций, активизация взаимодействия в таможенных делах, партнёрство в вопросах региональной и глобальной безопасности, развитие диалога по внешнеполитическим вопросам.

Ещё в декабре 2005 года Беларусьподала заявку на присоединение к ШОС в качестве страны-наблюдателя. Но из-за решения странами-участницами не увеличивать в ближайшее время количество стран-наблюдателей, заявка Беларусине рассматривалась. В 2009 году была одобрена белорусская заявка о предоставлении статуса партнёра по диалогу. Практика взаимодействия со странами-партнерами в ШОС пока не наработана, но большинство стран-участниц склоняются к тому, что не будет большого различия в статусах наблюдателя и партнёра по диалогу.