Шпионка, которую любили. Реальная история Маты Хари. Подлинная история маты хари

100 лет назад, осенью 1917 года, была казнена легендарная шпионка, танцовщица и куртизанка Мата Хари. Вся её жизнь – это удивительная история, где неразрывно сплелись любовь и страдания, интриги и политика, искусство и смерть.

Судьба этой удивительной роковой женщины до сих пор будоражит умы и сердца любителей исторических загадок. Экранизации, мюзиклы, многочисленные упоминания в художественной литературе, есть даже компьютерная игра!

Не обошли стороной эту тему и мы: редакция сайт предлагает читателям некоторые страницы из биографии «экзотической принцессы», как она сама себя называла. В статье использована информация из различных источников в Интернете, а также комментарии историков, биографов и психологов.

Её боготворили сотни мужчин, но сама она не знала, что такое любовь. Ей рукоплескали в лучших залах мира, но главную партию эта женщина сыграла не на сцене, а в жизни. Мата Хари хотела быть богиней танца, а стала королевой шпионажа.

Роковая женщина

Экзотическая танцовщица, знаменитая своими скандальными выступлениями в обнажённом виде, Мата Хари прославилась на всю Европу. Париж боготворил её, а мужчины соперничали между собой за право украсить её жизнь. У неё были и роскошь, и богатство, но жизнь предложила ей иную роль – театр военных действий Первой мировой войны стал теми подмостками, на которых исполнила лучший танец Мата Хари.

Уже несколько дней Мата Хари не выходила из гостиничного номера: началась Первая мировая война, и её должны были выслать из Германии как гражданку нейтральной страны.

Она старалась не подавать виду, но на самом деле всерьёз переживала за своё будущее. Впервые за много лет благополучие, богатство, слава – всё, чего она добивалась таким трудом, – оказалось под угрозой. Мата Хари надеялась, что её всё-таки не посмеют тронуть: ведь она звезда мировой величины… Размышления прервал громкий стук в дверь.

Мата Хари испугалась – нежданные гости в военное время не приносили хороших вестей. Когда в комнату вошёл её старый знакомый полковник фон Мирбах, она успокоилась – этот человек мог сказать, чего ждать от будущего. Предложение, которое сделал полковник, ошеломило Мату Хари…

Уже 10 лет королева танца – великая Мата Хари – тщательно скрывала правду о своём происхождении. Когда-то Маргарета Макк-Леод, жена нидерландского офицера, вынуждена была терпеть его побои. Теперь она стала европейской знаменитостью. Благосклонности этой шикарной женщины добивались самые богатые и влиятельные мужчины. Война разрушила все её планы, но Мата Хари была готова заплатить любую цену за своё благополучие.

Яркий взлёт на вершину успеха

Звезда Маты Хари взошла в начале XX века в Париже.

Избалованная развлечениями парижская публика жаждала нового веселья и была готова выложить любые деньги за какое-нибудь необычное и сенсационное зрелище.

Сюда стремились все, кто хотел добиться успеха. Среди них была и никому неизвестная Маргарета.

Маргарета приехала в Париж без денег, не имея ни профессии, ни знакомых. Она перебивалась грошовыми подработками натурщицей, и часто у неё не было денег даже на хлеб.

Гуляя по городу, Маргарета увидела афишу выступления Айседоры Дункан. Покорив публику авангардными выступлениями в древнегреческих костюмах, королева танцев получила свой титул именно во французской столице.

Это был знак судьбы. Теперь Маргарета знала, что поможет ей завоевать избалованный Париж.

Экзотические танцы раскованной авантюристки

Муж Маргареты, колониальный офицер, служил на Яве. Молодой девушке быстро наскучила гарнизонная жизнь, и она решила найти себе занятие по душе.

Маргарета стала учиться восточным танцам. Через некоторое время она даже устроила выступление на офицерском вечере. Но ревнивый муж увёл её домой прямо посреди номера. Он запретил Маргарете даже думать о танцах. Однако тех нескольких мгновений, которые девушка провела на сцене, хватило, чтобы понять – ей нравится всеобщее восхищение.

Просматривая газеты, девушка увидела объявление о наборе танцоров для выступления на благотворительном балу. Маргарета решила, что это её шанс.

Девушка показала организаторам вечера свой танец, и те согласились включить его в программу.

Её экзотическое выступление так понравилось одному из гостей, что он поспешил познакомиться с очаровательной танцовщицей. Влиятельный промышленник и владелец Музея искусств Востока Эмиль Этьен Гиме влюбился в девушку с первого взгляда. Ради Маргареты Гиме забыл обо всём. Он забросил бизнес и перестал общаться с семьёй.

Но ей было мало одного поклонника. Она хотела, чтобы весь Париж лежал у её ног.

Маргарета поставила условие: взамен на её благосклонность Гиме устраивает девушке закрытое выступление в одном из столичных салонов.

Скоро в доме барона Анри де Ротшильда состоялось представление, где собрался весь парижский свет.

«Мата Хари никогда не позволяла никому дотрагиваться до себя во время танцев. Она показывала окружающим разные части своего тела и эротически соблазнительно себя вела на сцене, но прикасаться было запрещено. Это вызывало чрезвычайное возбуждение и интерес со стороны мужчин: желание обладать ею, естественно. А со стороны женщин это вызывало желание быть на неё похожей. Мата Хари обладала, видимо, врождённым пониманием того, как устроено человеческое желание, и как это желание возбуждать и поддерживать».

Выступление имело ошеломляющий успех, гости были потрясены. Под конец чувственного танца Маргарета представала перед ними практически обнажённой.

Девушка сделала верную ставку, такого публика ещё не видела.

Публике нужны красивые легенды

Именно тогда Маргарета решила сменить имя – отныне её звали Мата Хари, в переводе с малайского – Око Дня. Вскоре о талантливой танцовщице заговорил весь Париж, а Айседора Дункан потеряла свой титул. Французы выбрали новую королеву танца!

Мата Хари придумывает легенду своего рождения и становится новой звездой Парижа. Танцовщица бросает Гиме, который помог ей подняться на вершину славы. Лучшие театры Европы открывают двери перед бывшей женой колониального офицера.

Выступление Маты Хари стало сенсацией. Уже на следующий день все газеты пестрели восторженными заголовками о рождении новой звезды. Танцовщице был открыт вход в любое общество. Ей поклонялись мужчины, а женщины завидовали и старались во всём на неё походить.

Однако Маргарета понимала, что мало просто завладеть вниманием публики – гораздо важнее его удержать. История успеха разведённой женщины была слишком обыденна и могла скоро надоесть парижанам.

Мате Харе нужна была легенда, что-то, что создало бы ореол таинственности и закрепило успех.

Во время одного из выступлений в зал ворвался человек в восточной одежде. Он бросился на колени перед Матой Хари и стал о чём-то умолять её на непонятном языке. Слуги тут же вывели незнакомца.

Изумлённые гости потребовали объяснений, но танцовщица невозмутимо продолжила выступление.

В то время в Европе нетрудно было отыскать индуса, полинезийца или марокканца. Богатые французы охотно привозили из колоний экзотических слуг. Одного из них и подкупила Мата Хари для задуманного ей спектакля.

«Она не просто использовала обстоятельства или людей, она создавала информационные события, информационные поводы, как, например, случай с этим слугой, который бросился к ней в ноги. Она вела себя таким образом, что все верили в то, что она говорит правду. Это свидетельствует о незаурядных интеллектуальных способностях Маты Хари, а также о том, что для неё цели и эмоции никогда не перепутывались. Она всегда совершенно точно знала, чего она хочет, и никогда не уклонялась от своего пути в связи с тем, что у неё были какие-то переживания».

После выступления Мата Хари рассказала газетчикам, что это был слуга, которого прислала её мать, индийская принцесса, чтобы вернуть дочь домой и выдать замуж за раджу. Но, объясняла Мата журналистам, она не любит его, и поэтому ей пришлось бежать.

Эта история, естественно, подогрела интерес публики. Лучшие парижские театры открыли свои двери перед наследницей индийского трона.

Весь свет шёпотом, из уст в уста, в кулуарах и салонах передавал слухи о жизни восточной танцовщицы. Каждый раз история обрастала новыми подробностями, но ни один человек не усомнился в истинности царского происхождения Маты Хари.

Когда в Нидерландах в семье богатого торговца родилась прелестная девочка, никто из 27 тысяч маленького городка не мог даже подумать, кем она станет в будущем. Конечно, Мата Хари не принадлежала к царскому роду, но родительских средств хватало на любые её капризы. Привычной роскоши девочка лишилась только, когда её отец обанкротился.

Упоение успехом и роскошью

Популярность Маты Хари росла с каждым днём. Самые влиятельные мужчины боролись за её расположение. Дорогие украшения, светские вечера – наслаждаясь такой жизнью, танцовщица совсем забыла про своего благодетеля Гиме.

Он тратил огромные деньги, чтобы удержать Мату Хари, но ей этого было мало. Ведущий музыкальный театр в Монте-Карло предложил восходящей звезде выгодный контракт.

Гиме ревновал, но ничего не мог поделать. У француза было больное сердце, и он умолял Мату Хари отложить поездку, но она не собиралась сидеть в Париже и ждать выздоровления своего пожилого покровителя.

Мата Хари бросила Гиме и уехала на гастроли с новым любовником.

Успех поездки был грандиозным. В Монте-Карло Мата Хари играет в театре, где среди её зрителей сам князь Монако Альберт I. Танцовщица выступает на одной сцене с мировыми звёздами: Фёдором Шаляпиным, Эммой Кальве и Джеральдиной Фаррар. А музыку к её танцевальным номерам готовы написать сразу два известных композитора – Жюль Массне и Джакомо Пуччини. Оба музыканта увлечены Матой Хари.

Пуччини осыпает молодую женщину дорогими подарками, правда, покупает он их на деньги, предназначенные труппе его театра.

Но Мату Хари не интересуют такие детали, она любит щедрых мужчин. Когда Жюль Массне приходит к танцовщице, чтобы показать музыку, которую он сочинил специально для её выступления, красавица указывает влюбленному композитору на дверь. Роскошные драгоценности, которые присылает Пуччини, для Маты Хари привлекательнее любой музыки. Отверженный Массне попытается покончить с собой, но «королева танца» узнает об этом уже в Вероне, куда уезжает с Джакомо Пуччини.

В Италии Мата Хари даёт несколько концертов, но вынуждена вскоре прекратить выступления. Пуччини попадает в автомобильную аварию и уже не может содержать любовницу – все деньги уходят на лечение. А Мата Хари привыкла жить в роскоши. Она уезжает из Вероны и бросает своего знаменитого любовника.

«Для Маты Хари жизнь была игрой на деньги, и её партнёрами всегда оставались те люди, кто в этой игре выигрывает. То есть те, у кого есть деньги, тот удостаивался возможности быть её спонсором, её кавалером. Когда у человека деньги заканчивались, он больше её не интересовал. Но при этом, надо заметить, что Мата Хари никогда не злобствовала в отношении своих предыдущих партнёров, она просто оставляла их и уходила дальше».

Королевский размах

Мата Хари вернулась в Париж и открыла собственный салон. Сюда стремились самые богатые мужчины. Слава светских приемов, которые устраивала танцовщица, разлетелась по всей Европе. Гостей поражала роскошь, изысканность и, конечно, вызывающе откровенные выступления самой хозяйки.

Каждый, кто хоть раз посетил салон Маты Хари, хотел обладать этой ослепительной женщиной. Теперь она жила с королевским размахом. К началу 1914 года Мата Хари считалась самой высокооплачиваемой куртизанкой Европы.

Первооткрыватель таланта Маты Хари Гиме с трудом пережил предательство своей возлюбленной. Семья промышленника, обеспокоенная баснословными тратами на танцовщицу, подала прошение в суд о передаче состояния Гиме под опеку. Родственники утверждали, что старик выжил из ума. Его лишили всего и насильно увезли в поместье на юг Франции. Когда Мата Хари получила письмо от благодетеля с просьбой о встрече, она даже не сочла нужным ответить ему.

Новое поле деятельности

У ног Маты Хари лежит вся Европа. Ей становится мало одной славы. Куртизанка хочет войти в королевскую семью в Германии. Но планы танцовщицы рушит Первая мировая война. Перед Матой Хари открывается новое поле для деятельности.

Мата Хари заставила говорить о себе всю Европу. Жена голландского офицера превратилась в звезду мировой величины. С одинаковой лёгкостью эта женщина разбивала мужские сердца и выведывала военные тайны. Всю жизнь Мата Хари играла роль танцовщицы, шпионки, куртизанки. И даже к месту казни она вышла как на сцену.

Мата Хари уже покорила Францию и теперь стремилась к мировой известности. Ей рукоплескали миланский Ла-Скала, венский Аполло, мадридский Реаль. С такой же легкостью, как и подмостки ведущих мировых театров, она меняла и своих любовников. В ее коллекцию попадали только самые состоятельные и знатные мужчины.

В 1914 году Мата Хари приехала в Берлин. Её новый любовник, германский офицер, пригласил танцовщицу на учения прусской армии. На манёврах присутствовала вся немецкая знать. По окончании учений Мату Хари представили кронпринцу Вильгельму.

Она знала, что наследник престола покровительствует искусству и завела с ним разговор о театре. Вильгельм был так увлечён собеседницей, что даже не замечал недоумённых взглядов придворных. Им приходилось приветствовать кронпринца, а значит, склонять голову и перед его спутницей – танцовщицей и содержанкой. Мата Хари упивалась всеобщим вниманием. Именно о такой жизни она мечтала.

Наследник престола легко поддался чарам танцовщицы и стал ее любовником. По приказу кронпринца в берлинском театре Метрополь начали спешно готовить к постановке новый спектакль. Главную роль, естественно, должна была сыграть Мата Хари.

Мате Хари было мало играть ведущие роли на сцене, она хотела играть их и в жизни. Покровительство Вильгельма льстило танцовщице, но она никогда никому не хранила верность. При дворе кайзера было немало знатных мужчин, которые привлекали её своим положением и богатством.

И скоро кронпринц обнаружил, что он не единственный любовник Маты Хари. Явившись без предупреждения, Вильгельм застал в номере возлюбленной своего двоюродного брата – герцога Эрнста Августа.

Мата Хари постаралась спасти положение и быстро выпроводила герцога. По её словам, Эрнст Август заходил, чтобы предложить ей участие в новом гастрольном турне. Голос Маты Хари звучал так искренне, что Вильгельм поверил любовнице.

Впредь танцовщица старалась быть осмотрительнее, всё-таки её главной целью был кронпринц. Мата Хари понимала, что любой опрометчивый шаг может привести к разрыву.

«Европейские династии, августейшие фамилии были многочисленны, и имели большое потомство европейские монархи. Если говорить о рисковом замужестве, в котором могла быть связь с таким персонажем, как Мата Хари, это могло произойти в случае невероятной любви какого-либо наследника или просто особы, близкой к королевской, императорской или иной другой семье. Он мог даже жениться».

Мата Хари надеялась, что отношения с кронпринцем станут её пропуском в королевскую семью. Но все планы разрушила Первая мировая война.

Задатки шпионки высокого полёта

Наследник престола углубился в военные дела. Мата Хари писала ему нежные послания, но письма перехватила немецкая разведка. О переписке доложили кайзеру Вильгельму. Император не мог допустить, чтобы его сын спутался с куртизанкой. Он отдал приказ немедленно выдворить танцовщицу из страны.

Передать указ кайзера поручили полковнику Вернеру фон Мирбаху. Мирбах пришел к Мате Хари не только, чтобы сообщить о решении императора. У полковника было задание завербовать знаменитую куртизанку для немецкой разведки.

Мата Хари могла стать источником бесценной информации. В ее салоне, где Мирбах сам часто бывал, приезжая в Париж, собирались очень влиятельные люди. А среди любовников этой обворожительной женщины было множество военных, занимавших видные посты во французской армии.

Мата Хари понимала, что слава танцовщицы не вечна. Поэтому в предложении немца она увидела не только единственный способ остаться в Германии, но и возможность сыграть одну из своих лучших ролей – роль шпионки. Не раздумывая, Мата Хари согласилась на предложение Мирбаха.

Мата Хари вернулась в Париж и вновь открыла двери своего салона. Среди приглашённых было много офицеров союзных войск. Мату Хари не смущала новая роль, она знала, как пользоваться доверием мужчин для достижения своих целей.

Школьные годы

Искусству обмана Мата Хари научилась ещё в школе. Уже тогда юная Маргарета использовала женское обаяние в личных целях.

Директор школы, в которой училась девочка, раз в год выбирал одну из воспитанниц для учёбы в столичном придворном лицее. Чтобы получить рекомендацию, Маргарет решила обратить на себя внимание 55-летнего Хаанстра. Она уговорила по вечерам заниматься с ней французским. Вся школа не без оснований была убеждена в том, что ученица и директор любовники. Однако никто не решался сказать об этом вслух. Авторитет Хаанстры был непререкаем.

Монастырская школа, где училась Маргарета, отличалась строгими правилами, но директор был так увлечён девушкой, что забыл об осторожности. Хаанстра, естественно, рекомендовал в придворный лицей именно Маргарету, но слухи об их связи дошли до попечительского совета и кандидатуру девушки отвергли.

План Маргареты провалился, и она не могла простить учителю такого разочарования. Однажды девушка пробралась в кабинет Хаанстра и выкрала дневник с подробным описанием его любовных похождений. Маргарета подбросила записи главе попечительского совета школы. После этого Хаанстра со скандалом выгнали.

«Мата Хари относилась к женщинам, беззастенчиво использующих своих партнёров для достижения собственных целей. Мату Хари совершенно не волновали чувства, мысли и мнения тех людей, у которых она добывала нужную ей информацию. В этом смысле, Мата Хари была очень искусным манипулятором. Таки манипуляторы обычно бывают чрезвычайно обаятельными людьми и вызывают очень сильное доверие со стороны своих жертв. Но сами они не только очень обаятельны, но никогда не теряют голову».

Вершить судьбы государств

Если раньше благосклонностью танцовщицы пользовались богатые и знатные мужчины, то теперь она выбирала только тех, кто мог стать источником секретных сведений. И всё же к некоторым из своих поклонников Мата Хари испытывала искреннюю жалость – они любили её, а она сознательно обрекала их на смерть. Ведь по законам военного времени любой виновный в утечке важной информации будет расстрелян. Но пути назад уже не было, и шпионка продолжала пользоваться доверием своих любовников.

С той же лёгкостью, с которой Мата Хари когда-то разучивала танец, она придумывала всё новые и новые сценарии обольщения.

Ни один мужчина, побывавший в ее будуаре, даже не догадывался о том, какую цену платит за расположение обольстительной куртизанки.

Встречаясь со многими французскими и британскими офицерами, танцовщица добывала те сведения, которые не удавалось заполучить лучшим агентам немецкой разведки.

Самодовольные министры, кичившиеся своим положением, генералы, посещавшие выступления Маты Хари в парадных мундирах, все они попадали под власть её красоты. А беседы, которые вела с ними танцовщица, были столь милы и наивны, что не вызывали никаких подозрений.

Двойная игра

Страсть русского офицера едва не растопила сердце Маты Хари, но шпионка не знает, что такое любовь. Она становится двойным агентом и подписывает себе смертный приговор.

Вадим Маслов боготворил Мату Хари. Но для неё русский офицер оставался лишь очередным поклонником. Мысль об этом была невыносима, Маслов зарядил револьвер…

Мата Хари бросилась к Вадиму, умоляла его остановиться. Глядя на танцовщицу, можно было подумать, что юноша вовсе ей не безразличен. По прекрасному лицу куртизанки текли слёзы. Сердце русского офицера дрогнуло. Однако Маслов даже не догадывался, что мольбами Маты Хари руководила отнюдь не любовь и не жалость.

Капитан Вадим Маслов служил в русском экспедиционном корпусе и состоял в свите Николая II. Столь высокое положение возлюбленного при дворе могло позволить Мате Хари не беспокоиться о собственном будущем. После войны Маслов, по её плану, должен был представить её русской императорской фамилии.

Летом 1916 года в Шампани шли кровопролитные бои. Раненых размещали в госпиталях в прифронтовой зоне, куда штатских не допускали. Немецкое командование требовало у Маты Хари информации из этого района, и она придумала, как туда проникнуть.

С того момента, как танцовщица начала заниматься шпионажем, ей невероятно везло. Мата Хари не допустила ещё ни одного промаха, и такой успех вскружил ей голову. Куртизанка понимала всю сложность задания, но была уверена, что справится.

Своим настойчивым желанием попасть в закрытый военный госпиталь Мата Хари вызвала подозрение у французского командования. За ней установили слежку. Оказалось, что танцовщица покинула Париж и направилась в сторону Шампани.

На приграничном пункте её уже ждал шеф французской военной разведки Жорж Ладу. Ладу предъявил Мате Хари обвинение в шпионаже. Каково же было его удивление, когда танцовщица вместо оправданий совершенно невозмутимо сообщила ему, что едет в госпиталь навестить своего тяжело раненного любовника Вадима Маслова. В битве на Марне русский капитан попал под газовую атаку и лишился глаза. Расспрашивая Мату Хари о её связях с немецкими офицерами, шеф французской разведки, сам того не понимая, подсказал ей новый план действий.

Шпионка тут же рассказала Ладу о своей связи с кронпринцем Вильгельмом и предложила отправить её в Германию. В этом случае, убеждала Мата, она сможет добыть бесценную для союзников информацию.

По заданию Ладу, Мата Хари отправилась в Бельгию, чтобы оттуда пробраться в Верден. Но встретиться с Вильгельмом она не успела, кронпринца отозвали в Берлин. В это время резко обострилась военная ситуация в Средиземном море. Обе разведки, словно сговорившись, направили Мату Хари в Испанию.

Большая политика не знает жалости

«Испания, как и Швейцария, явилась местом противостояния, в том числе и разведструктур, противоборствующих сторон. В случае, предположим, вступления Испании в войну на стороне Тройственного союза, это вынуждало бы Францию воевать на два фронта, что было бы для неё крайне тяжело и крайне облегчило бы ситуацию на Западном фронте для Германии».

Ситуация накалялась. Французскому командованию нужен был громкий скандал, который бы на время отвлёк внимание от неудач на фронте. Ладу искал подходящую кандидатуру виновника. На эту роль идеально подходила женщина с сомнительной репутацией – Мата Хари.

В распоряжении сотрудников французской контрразведки имелась информация о том, что немецкий агент, действующий в Париже, тоже женщина. Кроме того, передвижения шпионки полностью совпадали с маршрутом поездок Маты Хари по Европе. Этого было достаточно, чтобы предъявить ей обвинение. В ноябре 1916 года французское командование приказало куртизанке вернуться в Париж.

Расплата

Мата Хари разоблачена. Суд над шпионкой превращается в настоящий спектакль. Все, кто когда-то боготворил танцовщицу, теперь стараются забыть её имя.

Мата Хари приехала в Париж в полной уверенности, что её вызвали для получения особо важного задания. Но Ладу так и не появился, а вечером в гостиничный номер танцовщицы ворвались офицеры французской разведки и начали обыск. Мата Хари пыталась помешать им. «Произошло какое-то недоразумение… – говорила она. – Вскоре всё выяснится…». Но офицеры не обращали внимания на протесты женщины, они тщательно проверяли каждую вещь, уделяя особое внимание найденным бумагам.

13 февраля 1917 года Мате Хари предъявили обвинение – шпионаж в интересах кайзеровской Германии. Сама она отрицала свою причастность и требовала, чтобы её освободили. Танцовщица настаивала на том, что её контакты с немцами были исключительно любовными, и никаких сведений она никому не передавала.

Оказавшись в тюрьме, Мата Хари первым делом начала писать письма своим друзьям во Франции и Нидерландах. Её послания были сдержанны, в них не было истерики и паники. Тем не менее, Мата Хари была по-настоящему растеряна и в первый раз в жизни просила о помощи.

«Как и многие люди, стремившиеся завоевать мир, в некий момент Мата Хари оказалась на уровне, превышающем уровень её компетентности. Она оказалась вовлечённой в ситуацию, в которой она не понимала уже, что происходит, и которой она уже не умела управлять. С другой стороны, она до конца считала, что она сможет справиться и сможет переломить ситуацию в свою сторону».

Процесс над Матой Хари широко освещался в прессе. Журналисты, несколькими годами ранее сходившие с ума от восторга только при упоминании её имени, теперь с удовольствием смешивали бывшую «королеву танца» с грязью.

Летом 1917 года Мата Хари предстала перед парижским военным трибуналом. На суде она вела себя гордо, ни о чём не просила и не оправдывалась. Присяжные вынесли вердикт – виновна. В качестве наказания была назначена высшая мера – расстрел.

Дело Маты Хари длилось восемь месяцев. За это время никто из друзей, знакомых и любовников не навестил её в тюрьме. Многие отказались прийти на процесс, испугавшись, что пострадает их репутация.

Мата Хари просила о помощи многих своих любовников. Вместо престарелого Гиме ответ прислали его родственники, композитор Пуччини вообще не ответил на письмо. Вадим Маслов даже направил в суд бумагу, в которой называл их связь случайностью и утверждал, что давно порвал с танцовщицей. А офицеры, когда-то её рьяные поклонники, теперь наперебой пытались оправдаться, выставляя себя жертвами коварной шпионки.

Смертельная точка

После оглашения приговора, Мата Хари поняла, что спасения ей ждать неоткуда. Теперь все силы великой шпионки, куртизанки и танцовщицы были направлены на то, чтобы достойно сыграть свой последний спектакль. Перед казнью Мата Хари написала два письма – мужу и дочери. Но они этих посланий так и не увидели – после суда вся переписка Маты Хари была передана в тюремный архив.

15 октября 1917 года в 6 часов утра Мату Хари привезли в Венсен к месту казни. Она согласилась выпить глоток рома, полагающийся приговоренному, отрицательно покачала головой в ответ на вопрос, который мог бы спасти ей жизнь: «Не беременны ли вы?», и попросила не завязывать ей глаза. Она хотела смотреть в лицо своим палачам.

Никто из многочисленных поклонников Маты Хари так и не набрался мужества потребовать её тело после казни, чтобы достойно похоронить. И только бывший муж Рудольф Мак-Леод, первый, кого «королева танца» предала на пути к своему успеху, узнав о смерти Маргареты, сказал: «Как бы она ни жила – такой смерти она не заслужила».

Мата Хари (Mata Hari), настоящее имя Маргарета Гертруда Зелле (Margaretha Geertruida Zelle). Родилась 7 августа 1876 года в Леувардене (Нидерланды) — казнена 15 октября 1917 года в Венсене. Исполнительница экзотических танцев, куртизанка, шпионка времен Первой мировой войны.

Отец - Адам Зелле (Adam Zelle) (2 октября 1840 — 13 марта 1910), владел шляпным магазином, затем стал совладельцем нефтедобывающего предприятия.

Маргарета была вторым ребенком в семье. У нее было трое братьев.

Зажиточная семья обанкротилась в 1889 году, когда потерпели крах неудачные инвестиции отца. После этого он развелся с ее матерью, которая вскоре умерла.

До тринадцати лет Маргарета посещала элитные школы для представителей высшего сословия. Но после разорения отца и смерти матери ее отправили а город Снек к крёстному. Там она училась некоторое время, шокируя одноклассников страшными историями о том, как была похищена разбойниками из некоего замка в младенческом возрасте, кроме того, она приписывала себе года, что позволял ее высокий рост и раннее развитие. Позднее эти фантастические рассказы всплывут, когда она станет известной на весь мир.

Затем она уехала в Лейден, где училась на воспитательницу детского сада. Уже тогда она нравилась мужчинам. И ее юнюсть овеяна сексуальным скандалом - она ответила на ухаживания далеко не молодого директора заведения. Это вызывало возмущение общественности, девушку тут же обвинили во фривольном поведении. Ей пришлось от позора бежать к родственникам в Гаагу. Там она поселилась у своего дяди.

Рост Мата Хари: 178 сантиметров.

Личная жизнь Мата Хари:

Не имея источника средств к существованию Маргарета решает выйти замуж за обеспеченного человека. Своего мужа она нашла по брачному объявлению в газете - им стал капитан голландской армии Рудольф МакЛеод (род. 1 марта 1856 — ум. 9 января 1928), выходец из Шотландии. Ей тогда было 18 лет, ему - 39.

11 июля 1895 года в Амстердаме они поженились.


После бракосочетания пара переехала на остров Ява (тогда - голландская Ост-Индия, ныне Индонезия).

Там у них родилось двое детей: сын Норман-Джон (30 января 1897 — 27 июня 1899) и дочь Жанна-Луиза (Нон) (2 мая 1898 — 10 августа 1919).

Однако семейная жизнь не сложилась. Муж оказался алкоголиком, к тому же агрессивным, нередко поднимавшим руку на молодую супругу. Кроме того, он открыто имел любовниц.

В конце концов, и сама Маргарет начала вести подобную жизнь - вместо того, чтобы сидеть дома, как было положено порядочной супруге, она охотно развлекалась на офицерских раутах, которые проходили на острове Ява. Супруг закатывал ей скандалы.

Наконец, она сбежала от него к другому голландскому офицеру - ван Редесу (Van Rheedes), с которым проживала некоторое время, формально находясь в браке. После настойчивых уговоров Рудольфа Маргарета вернулась к нему, хотя его агрессивное поведение не изменилось.

Окончательно семейная жизнь рухнула, когда в 1899 году умер их сын Норман - вероятно, от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей.

Хотя семья утверждала, что он был отравлен прислугой. Такие же сведения дают и некоторые источники, утверждающие, что Рудольф МакЛеод чем-то обидел и наказал мужа служанки, которая у них прислуживала, в ответ супруг служанки приказал жене отравить детей Рудольфа и Маргареты. Служанка послушала мужа, отравив пищу детей. Это не составило ей труда, потому что она перемещалась по дому этой семьи без преград, была допущена к кухне и еде. Мальчик умер в мучениях, которые долго продолжались, но девочка уцелела. Некоторые утверждали, что это чудо, некоторые ссылались на сильный иммунитет, но до сих пор не ясно, как она смогла выжить, если детей кормили одинаково и яд был для двоих детей.

Некоторые источники утверждают, что это один из врагов Рудольфа, возможно, отравил ужин, чтобы убить обоих детей.

Пара развелась в 1903 году, после переезда назад в Голландию. Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери,которая умерла в возрасте 21 года - скорее всего, также от осложнений сифилиса.

Еще будучи на Яве, она в течение многих месяцев интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности, через свою работу в местной танцевальной группе.

И в 1897 она впервые упомянула свой артистический псевдоним — , который по-малайски означает «солнце» («Мата» — глаз, «Хари» — день , дословно — «глаз дня») в одном из писем к родственникам в Голландии.

Будучи оставленной мужем, Мата Хари оказалась без средств к существованию. Она отправилась зарабатывать деньги на жизнь в Париже.

Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Мак-Леод».

А с 1905 начинается её громкая слава, как танцовщицы «восточного стиля», выступавшей под псевдонимом Мата Хари.

Начало большой карьеры было положено во время выступления на благотворительном балу, на котором она пленила промышленника и владельца музея искусств Востока Эмиля Этьена Гимэ. Она согласилась стать его любовницей, а взамен потребовала протекции. Гимэ устроил ей закрытое выступление в доме барона Анри де Ротшильда, где собрался весь парижский свет. Выступление имело ошеломляющий успех.

Вскоре газеты пестрели восторженными заголовками о рождении новой звезды. Танцовщице был открыт вход в любое общество, ей поклонялись мужчины, а женщины завидовали и старались во всем на нее походить.

По большому счету, танцевать она не умела никогда. Но публику на ее выступления привлекало то, что танцевала Мата Хари практически обнаженной, прикрыв только грудь, да и то вовсе не из соображений скромности, а потому, что эта часть тела у нее была не очень красива.

Свои танцы Мата Хари выдавала за воспроизведение религиозных обрядов в честь Будды и других индийских божеств. Ее танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда ещё непривычному для западного зрителя. В конце номера, исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз, танцовщица оставалась почти полностью обнажённой. Как она поясняла, «так было угодно Шиве».


Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса (или дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны), что у неё есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре и т.д.

В начале XX века, в период обострённого интереса к Востоку и к балету Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах.

Мата Хари бросила Гимэ и уехала на гастроли с новым любовником в Монте-Карло, где играла в театре, среди зрителей - сам князь Монако Альберт I. Танцовщица выступала на одной сцене с мировыми звездами - Федором Шаляпиным, Эммой Кальве и Джеральдиной Фаррар.

Музыку к ее танцевальным номерам готовы были писать сразу два известных композитора - Жюль Массне и Джакомо Пуччини. Оба музыканта были увлечены Матой Хари. Пуччини осыпал ее дорогими подарками, в т.ч. пустил на нее средства, предназначенные для труппы его театра. Тогда как отвергнутый ею Жюль Массне пытается покончить с собой.

Она бросает Пуччини и возвращается в Париж, где открывает свой собственный салон.

Выступления танцовщицы привлекали чиновников, послов, дипломатов. Мата Хари была также успешной куртизанкой и состояла в связи с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на дорогие подарки, которые она получала от любовников, Мата Хари испытывала финансовые сложности и много раз брала в долг. Также её страстью была карточная игра, на которую, возможно, и уходили её деньги.

Биографы подсчитали, что за 5 лет у нее было 104 любовника.

Мата Хари - немецкая шпионка

Судя по всему, Мата Хари была немецкой шпионкой ещё задолго до Первой мировой войны. Однако точные обстоятельства её вербовки до сих пор неизвестны.

Ее салон и многочисленные любовные связи стали источником получения секретной информации. Мужчины, бывавшие в ее будуаре, даже не догадывались о том, что Мата Хари занимается с ними не столько любовью, сколько получением секретных данных. Встречаясь со многими французскими и британскими офицерами, танцовщица добывала те сведения, которые не удавалось заполучить лучшим агентам немецкой разведки. Самодовольные министры, кичившиеся своим положением, генералы, посещавшие выступления Маты Хари в парадных мундирах, все они попадали под власть ее красоты. А беседы, которые вела с ними танцовщица, были столь милы и наивны, что не вызывали никаких подозрений.

Одной из самых известных жертв обостительницы стал русский офицер капитан Вадим Маслов . Он был без ума от танцовщицы и однажды даже хотел покончить с собой. При этом Маслов даже не догадывался, что действиями Маты Хари руководила отнюдь не любовь и не чувства - капитан Вадим Маслов служил в русском экспедиционном корпусе и состоял в свите Николая II.

Во время Первой мировой войны, будучи голландской подданной, Маргарета Зелле ездила из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, и дорога Маты Хари пролегала через Испанию, где была активна немецкая резидентура, и Великобританию.

Её перемещения привлекли внимание союзной контрразведки. А в 1916 у французской контрразведки появились первые указания на её причастность к работе на Германию.

Узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги. При этом она неосторожно назвала имя одного из своих любовников, хорошо известного её собеседникам как немецкого агента-вербовщика.

В итоге французы отправили её в начале следующего года с незначительной миссией в Мадрид. Там подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж. По некоторым данным, радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику.

Мата Хари приехала в Париж в полной уверенности, что ее вызвали для получения особо важного задания. Но 13 февраля 1917 года она была арестована французской контрразведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время.


Суд над ней был устроен при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат. Материалы суда до сих пор засекречены и лишь некоторые сведения проникли в печать.

Нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и приговорена к смертной казни.

Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана апелляция — безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе.

В камере, где она провела последние дни своей жизни, он предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи.

В день казни за ней пришла стража, попросила одеться — женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание.

Бывшая куртизанка и знаменитый двойной агент, Мата Хари спокойно, без тени волнения, стояла у расстрельного столба. Повернувшись к монахине, поцеловала её и, сняв с плеч пальто, протянула ей: «Быстро обними меня, я буду смотреть на тебя. Прощай!». Она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа».

После казни некий офицер подошёл к телу расстрелянной и для верности выстрелил из револьвера в затылок.


Новость о том, что известная танцовщица была казнена как шпионка, немедленно вызвала немало слухов. Один из них — это то, что она послала воздушный поцелуй своим палачам, хотя более вероятно, что она послала воздушный поцелуй своему адвокату, который был свидетелем на казни и её любовником.

Другой слух утверждает, что, в попытке отвлечь палачей, она сбросила с себя пальто и представила взору солдат своё обнажённое тело.

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр. Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла. По мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал. Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет.

Мата Хари в кино

Образ Мата Хари неоднократно воплощался на экране. Уже через три года после ее казни был снят фильм «Мата Хари» с Астой Нильсен в главной роли. Аста Нильсен считалась одним из первых секс-символов кинематографа и до 1914 года была самой популярной актрисой в России.

В 1931 году вышел фильм «Мата Хари» с Гретой Гарбо в главной роли, которая поэтизировала образ танцовщицы и шпионки. А использованные в картине роскошные наряды и внешняя притягательность актрисы сделали из Маты Хари икону стиля.

В 1964 году Жан-Луи Ришар снял ленту «Мата Хари, агент Х21». Главную героиню блестяще воплотила на экране Жанна Моро.

В 1985 году вышла картина «Мата Хари» со знаменитой исполнительницей роли Эммануэль Сильвией Кристель , которая представила свою героиню в виде секс-одержимой женщины, перепрыгивающей из одной постели в другую.

Картины о Мата Хари снимаются регулярно вплоть до наших дней. В частности, в 2015-м начались съемки отечественного сериала «Мата Хари», в котором главную роль играет французская актриса Ваина Джоканте .

Аста Нильсен в фильме "Мата Хари" (1920)


Грета Гарбо в фильме "Мата Хари" (1931)



Жанна Моро в фильме "Мата Хари, агент Х21" (1964)



Сильвия Кристель в фильме "Мата Хари" (1985)



Ваина Джоканте в сериале "Мата Хари" (2016)


Актрисы, игравшие Мата Хари в кино:

Аста Нильсен — «Мата Хари» (Германия, 1920), «Шпионка» (1921);

Магда Соня — «Mata Hari, die rote Tänzerin» (Германия, 1927);

Грета Гарбо — «Мата Хари» (1931);

Делия Кол — «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937);

Мерли Оберон — «General Electric Theater» (телесериал, США, 1957);

Бетти Марсден — «Carry on Regardless» (Англия, 1961);

Грета Ши — «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962);

Франсуаза Фабиан — «La caméra explore le temps» (телесериал, Франция, 1964);

Жанна Моро — «Мата Хари» / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964);

Луиза Мартини — «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966);

Кармен де Лирио — «Операция Мата Хари» / «Operación Mata Hari» (Испания, 1968);

Джоан Гербер — «Lancelot Link: Secret Chimp» (телесериал, США, 1970);

Жа Жа Габор — «Up the Front» (Англия, 1972);

Хелен Каллианиотес — «Shanks» (США, 1974);

Жозин ван Далсум — «Мата Хари» (телесериал, Нидерланды, 1981);

Жанна-Мари Лемер — «Légitime violence» (Франция, 1982);

Сильвия Кристель — «Мата Хари» (США, 1985);

Домициана Джордано — «Хроники молодого Индианы Джонса» / «The Young Indiana Jones Chronicles» (телесериал, США, 1993);

Мабель Лозано — «Бласко Ибаньес» / «Blasco Ibáñez» (Испания, 1997);

Джоана Келли — «Менторы» / «Mentors» (телесериал, Канада, 2002);

Марушка Детмерс — «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003);

Сувархала Нараянан — «The Curse of King Tut’s Tomb» (США, 2006);

Фиби Холливелл (Алиса Милано) — «Зачарованные» 6 сезон 13 серия «Чужая карма» (Used Karma) (телесериал, США, 1998—2006);

Ваина Джоканте — «Мата Хари» (телесериал , Россия, 2016)

Мата Хари (Mata Hari), настоящее имя Маргарета Гертруда Зелле (Margaretha Geertruida Zelle). Родилась 7 августа 1876 года в Леувардене (Нидерланды) - казнена 15 октября 1917 года в Венсене. Исполнительница экзотических танцев, куртизанка, шпионка времен Первой мировой войны.

Отец - Адам Зелле (Adam Zelle) (2 октября 1840 - 13 марта 1910), владел шляпным магазином, затем стал совладельцем нефтедобывающего предприятия.

Маргарета была вторым ребенком в семье. У нее было трое братьев.

Зажиточная семья обанкротилась в 1889 году, когда потерпели крах неудачные инвестиции отца. После этого он развелся с ее матерью, которая вскоре умерла.

До тринадцати лет Маргарета посещала элитные школы для представителей высшего сословия. Но после разорения отца и смерти матери ее отправили а город Снек к крёстному. Там она училась некоторое время, шокируя одноклассников страшными историями о том, как была похищена разбойниками из некоего замка в младенческом возрасте, кроме того, она приписывала себе года, что позволял ее высокий рост и раннее развитие. Позднее эти фантастические рассказы всплывут, когда она станет известной на весь мир.

Затем она уехала в Лейден, где училась на воспитательницу детского сада. Уже тогда она нравилась мужчинам. И ее юнюсть овеяна сексуальным скандалом - она ответила на ухаживания далеко не молодого директора заведения. Это вызывало возмущение общественности, девушку тут же обвинили во фривольном поведении. Ей пришлось от позора бежать к родственникам в Гаагу. Там она поселилась у своего дяди.

Рост Мата Хари: 178 сантиметров.

Личная жизнь Мата Хари:

Не имея источника средств к существованию Маргарета решает выйти замуж за обеспеченного человека. Своего мужа она нашла по брачному объявлению в газете - им стал капитан голландской армии Рудольф МакЛеод (род. 1 марта 1856 - ум. 9 января 1928), выходец из Шотландии. Ей тогда было 18 лет, ему - 39.

После бракосочетания пара переехала на остров Ява (тогда - голландская Ост-Индия, ныне Индонезия).

Там у них родилось двое детей: сын Норман-Джон (30 января 1897 - 27 июня 1899) и дочь Жанна-Луиза (Нон) (2 мая 1898 - 10 августа 1919).

Однако семейная жизнь не сложилась. Муж оказался алкоголиком, к тому же агрессивным, нередко поднимавшим руку на молодую супругу. Кроме того, он открыто имел любовниц.

В конце концов, и сама Маргарет начала вести подобную жизнь - вместо того, чтобы сидеть дома, как было положено порядочной супруге, она охотно развлекалась на офицерских раутах, которые проходили на острове Ява. Супруг закатывал ей скандалы.

Наконец, она сбежала от него к другому голландскому офицеру - ван Редесу (Van Rheedes), с которым проживала некоторое время, формально находясь в браке. После настойчивых уговоров Рудольфа Маргарета вернулась к нему, хотя его агрессивное поведение не изменилось.

Окончательно семейная жизнь рухнула, когда в 1899 году умер их сын Норман - вероятно, от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей.

Хотя семья утверждала, что он был отравлен прислугой. Такие же сведения дают и некоторые источники, утверждающие, что Рудольф МакЛеод чем-то обидел и наказал мужа служанки, которая у них прислуживала, в ответ супруг служанки приказал жене отравить детей Рудольфа и Маргареты. Служанка послушала мужа, отравив пищу детей. Это не составило ей труда, потому что она перемещалась по дому этой семьи без преград, была допущена к кухне и еде. Мальчик умер в мучениях, которые долго продолжались, но девочка уцелела. Некоторые утверждали, что это чудо, некоторые ссылались на сильный иммунитет, но до сих пор не ясно, как она смогла выжить, если детей кормили одинаково и яд был для двоих детей.

Некоторые источники утверждают, что это один из врагов Рудольфа, возможно, отравил ужин, чтобы убить обоих детей.

Пара развелась в 1903 году, после переезда назад в Голландию. Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери,которая умерла в возрасте 21 года - скорее всего, также от осложнений сифилиса.

Еще будучи на Яве, она в течение многих месяцев интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности, через свою работу в местной танцевальной группе.

И в 1897 она впервые упомянула свой артистический псевдоним - , который по-малайски означает «солнце» («Мата» - глаз, «Хари» - день , дословно - «глаз дня») в одном из писем к родственникам в Голландии.

Будучи оставленной мужем, Мата Хари оказалась без средств к существованию. Она отправилась зарабатывать деньги на жизнь в Париже.

Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Мак-Леод».

А с 1905 начинается её громкая слава, как танцовщицы «восточного стиля», выступавшей под псевдонимом Мата Хари.

Начало большой карьеры было положено во время выступления на благотворительном балу, на котором она пленила промышленника и владельца музея искусств Востока Эмиля Этьена Гимэ. Она согласилась стать его любовницей, а взамен потребовала протекции. Гимэ устроил ей закрытое выступление в доме барона Анри де Ротшильда, где собрался весь парижский свет. Выступление имело ошеломляющий успех.

Вскоре газеты пестрели восторженными заголовками о рождении новой звезды. Танцовщице был открыт вход в любое общество, ей поклонялись мужчины, а женщины завидовали и старались во всем на нее походить.

По большому счету, танцевать она не умела никогда. Но публику на ее выступления привлекало то, что танцевала Мата Хари практически обнаженной, прикрыв только грудь, да и то вовсе не из соображений скромности, а потому, что эта часть тела у нее была не очень красива.

Свои танцы Мата Хари выдавала за воспроизведение религиозных обрядов в честь Будды и других индийских божеств. Ее танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда ещё непривычному для западного зрителя. В конце номера, исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз, танцовщица оставалась почти полностью обнажённой. Как она поясняла, «так было угодно Шиве».

Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса (или дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны), что у неё есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре и т.д.

В начале XX века, в период обострённого интереса к Востоку и к балету Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах.

Мата Хари бросила Гимэ и уехала на гастроли с новым любовником в Монте-Карло, где играла в театре, среди зрителей - сам князь Монако Альберт I. Танцовщица выступала на одной сцене с мировыми звездами – Федором Шаляпиным, Эммой Кальве и Джеральдиной Фаррар.

Музыку к ее танцевальным номерам готовы были писать сразу два известных композитора – Жюль Массне и Джакомо Пуччини. Оба музыканта были увлечены Матой Хари. Пуччини осыпал ее дорогими подарками, в т.ч. пустил на нее средства, предназначенные для труппы его театра. Тогда как отвергнутый ею Жюль Массне пытается покончить с собой.

Она бросает Пуччини и возвращается в Париж, где открывает свой собственный салон.

Выступления танцовщицы привлекали чиновников, послов, дипломатов. Мата Хари была также успешной куртизанкой и состояла в связи с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на дорогие подарки, которые она получала от любовников, Мата Хари испытывала финансовые сложности и много раз брала в долг. Также её страстью была карточная игра, на которую, возможно, и уходили её деньги.

Биографы подсчитали, что за 5 лет у нее было 104 любовника.

Мата Хари - немецкая шпионка

Судя по всему, Мата Хари была немецкой шпионкой ещё задолго до Первой мировой войны. Однако точные обстоятельства её вербовки до сих пор неизвестны.

Ее салон и многочисленные любовные связи стали источником получения секретной информации. Мужчины, бывавшие в ее будуаре, даже не догадывались о том, что Мата Хари занимается с ними не столько любовью, сколько получением секретных данных. Встречаясь со многими французскими и британскими офицерами, танцовщица добывала те сведения, которые не удавалось заполучить лучшим агентам немецкой разведки. Самодовольные министры, кичившиеся своим положением, генералы, посещавшие выступления Маты Хари в парадных мундирах, все они попадали под власть ее красоты. А беседы, которые вела с ними танцовщица, были столь милы и наивны, что не вызывали никаких подозрений.

Одной из самых известных жертв обостительницы стал русский офицер капитан Вадим Маслов . Он был без ума от танцовщицы и однажды даже хотел покончить с собой. При этом Маслов даже не догадывался, что действиями Маты Хари руководила отнюдь не любовь и не чувства - капитан Вадим Маслов служил в русском экспедиционном корпусе и состоял в свите Николая II.

Во время Первой мировой войны, будучи голландской подданной, Маргарета Зелле ездила из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, и дорога Маты Хари пролегала через Испанию, где была активна немецкая резидентура, и Великобританию.

Её перемещения привлекли внимание союзной контрразведки. А в 1916 у французской контрразведки появились первые указания на её причастность к работе на Германию.

Узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги. При этом она неосторожно назвала имя одного из своих любовников, хорошо известного её собеседникам как немецкого агента-вербовщика.

В итоге французы отправили её в начале следующего года с незначительной миссией в Мадрид. Там подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж. По некоторым данным, радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику.

Мата Хари приехала в Париж в полной уверенности, что ее вызвали для получения особо важного задания. Но 13 февраля 1917 года она была арестована французской контрразведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время.

Суд над ней был устроен при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат. Материалы суда до сих пор засекречены и лишь некоторые сведения проникли в печать.

Нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и приговорена к смертной казни.

Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана апелляция - безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе.

В камере, где она провела последние дни своей жизни, он предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи.

В день казни за ней пришла стража, попросила одеться - женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание.

Бывшая куртизанка и знаменитый двойной агент, Мата Хари спокойно, без тени волнения, стояла у расстрельного столба. Повернувшись к монахине, поцеловала её и, сняв с плеч пальто, протянула ей: «Быстро обними меня, я буду смотреть на тебя. Прощай!». Она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа».

После казни некий офицер подошёл к телу расстрелянной и для верности выстрелил из револьвера в затылок.

Новость о том, что известная танцовщица была казнена как шпионка, немедленно вызвала немало слухов. Один из них - это то, что она послала воздушный поцелуй своим палачам, хотя более вероятно, что она послала воздушный поцелуй своему адвокату, который был свидетелем на казни и её любовником.

Другой слух утверждает, что, в попытке отвлечь палачей, она сбросила с себя пальто и представила взору солдат своё обнажённое тело.

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр. Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла. По мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал. Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет.

Мата Хари. Шпионка или куртизанка?

Мата Хари в кино

Образ Мата Хари неоднократно воплощался на экране. Уже через три года после ее казни был снят фильм «Мата Хари» с Астой Нильсен в главной роли. Аста Нильсен считалась одним из первых секс-символов кинематографа и до 1914 года была самой популярной актрисой в России.

В 1931 году вышел фильм «Мата Хари» с в главной роли, которая поэтизировала образ танцовщицы и шпионки. А использованные в картине роскошные наряды и внешняя притягательность актрисы сделали из Маты Хари икону стиля.

В 1964 году Жан-Луи Ришар снял ленту «Мата Хари, агент Х21». Главную героиню блестяще воплотила на экране Жанна Моро.

В 1985 году вышла картина «Мата Хари» со знаменитой исполнительницей роли Эммануэль , которая представила свою героиню в виде секс-одержимой женщины, перепрыгивающей из одной постели в другую.

Картины о Мата Хари снимаются регулярно вплоть до наших дней. В частности, в 2015-м начались съемки отечественного сериала «Мата Хари», в котором главную роль играет французская актриса .

Аста Нильсен в фильме "Мата Хари" (1920)

Грета Гарбо в фильме "Мата Хари" (1931)

Жанна Моро в фильме "Мата Хари, агент Х21" (1964)

Сильвия Кристель в фильме "Мата Хари" (1985)

Ваина Джоканте в сериале "Мата Хари" (2016)

Актрисы, игравшие Мата Хари в кино:

Аста Нильсен - «Мата Хари» (Германия, 1920), «Шпионка» (1921);
Магда Соня - «Mata Hari, die rote Tänzerin» (Германия, 1927);
Грета Гарбо - «Мата Хари» (1931);
Делия Кол - «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937);
Мерли Оберон - «General Electric Theater» (телесериал, США, 1957);
Бетти Марсден - «Carry on Regardless» (Англия, 1961);
Грета Ши - «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962);
Франсуаза Фабиан - «La caméra explore le temps» (телесериал, Франция, 1964);
Жанна Моро - «Мата Хари» / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964);
Луиза Мартини - «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966);
Кармен де Лирио - «Операция Мата Хари» / «Operación Mata Hari» (Испания, 1968);
Джоан Гербер - «Lancelot Link: Secret Chimp» (телесериал, США, 1970);
Жа Жа Габор - «Up the Front» (Англия, 1972);
Хелен Каллианиотес - «Shanks» (США, 1974);
Жозин ван Далсум - «Мата Хари» (телесериал, Нидерланды, 1981);
Жанна-Мари Лемер - «Légitime violence» (Франция, 1982);
Сильвия Кристель - «Мата Хари» (США, 1985);
Домициана Джордано - «Хроники молодого Индианы Джонса» / «The Young Indiana Jones Chronicles» (телесериал, США, 1993);
Мабель Лозано - «Бласко Ибаньес» / «Blasco Ibáñez» (Испания, 1997);
Джоана Келли - «Менторы» / «Mentors» (телесериал, Канада, 2002);
Марушка Детмерс - «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003);
Сувархала Нараянан - «The Curse of King Tut’s Tomb» (США, 2006);
Фиби Холливелл (Алиса Милано) - «Зачарованные» 6 сезон 13 серия «Чужая карма» (Used Karma) (телесериал, США, 1998-2006);
Ваина Джоканте - (телесериал, Россия, 2016)

Имя: Маргарет Зелле

Государство: Нидерланды, Франция, Германия

Сфера деятельности: Танцовщица, шпионка

Величайшее достижение: Шпионская деятельность во время Первой мировой войны

Мата Хари была профессиональной танцовщицей восточного танца и куртизанкой, сделавшей головокружительную карьеру сначала на сцене потом в постели видных военных и политических деятелей Европы. В течение всей она прославилась тем, что вела шпионскую деятельность для Германии. Чем это закончилось - предугадать несложно. Во все времена шпионов ждала одна участь - казнь.

Биография

Мата Хари (урожденная Маргарет Гертруда Зелле) родилась 7 августа 1876 года в Леувардене, Нидерланды, у Адама Зелле, торговца шляпами. В начале своей карьеры он был очень удачлив, разбогател и смог обеспечить своим четырем детям отличное образование. Однако вскоре удача отвернулась от него. Он обанкротился из-за неудачных инвестиций и совсем скоро развелся с женой, Антье, которая в одиночестве заболела и умерла, когда девочке было 15 лет. После смерти матери Мата Хари и трое ее братьев были разлучены и отправлены жить к разным родственникам.

В раннем возрасте Мата Хари решила, что сексуальность - ее билет в жизнь, так как девушка была очень привлекательна. Она очень рано стала женой - нашла мужа по объявлению в газете. Капитан Рудольф Маклеод таким образом искал спутницу жизни. Она прислала потрясающую фотографию, с волосами цвета воронова крыла и оливковой кожей, чтобы соблазнить его. Несмотря на 21-летнюю разницу в возрасте, они поженились 11 июля 1895 года, когда Маргарет было всего 19 лет. Супруги вскоре переехали в Восточную Ост-Индию (сейчас Индонезия). В браке девушка родила двух детей, дочь и сына.

Брак не был счастливым - капитан был алкоголиком, неудачником, обвинявшим жену во всех своих бедах. Пытаясь отвлечься от неудач в семейной жизни, Маргарет начинает изучать традиции и обычаи Индонезии, а также народные танцы. В 1897 году в письме к родным в Нидерланды она впервые упоминает свое новое имя - Мата Хари, что в переводе с индонезийского означало Око дня. Вскоре Маклеод сбежал с дочерью из Индонезии (сын супругов умер в 1899 году), а Маргарет переехала в Париж. Там она стала любовницей французского дипломата, который помог стать тем, кем она прославилась - танцовщицей.

В начале 20 века вся восточная тематика была в моде в Париже. С характерной уверенностью она улучила момент, чтобы заявить о себе. В одном памятном садовом представлении Мата Хари появилась почти голой на белом коне. Несмотря на то, что она смело обнажила ягодицы (это считалось верхом бесстыдства и безрассудства), она была скромной в отношении своего бюста, прикрывая его покрытым бисером бюстгальтером. Вскоре об экзотической танцовщице говорил весь Париж.

Через несколько лет, однако, известность и спрос на нее начал падать. По мере того как молодые танцоры сменяли ее, она уже не была звездой. Оставался лишь один источник дохода - секс с политиками и военными. Причем она не делала разницы между национальностью своих ухажеров - среди ее возлюбленных были и немецкие офицеры, что впоследствии привлекло внимание французской и британской разведок.

Ведь не стоит забывать, что Европу в то время сильно лихорадило перед Первой Мировой войной, и любые связи с противником расценивались, как предательство и шпионаж.

Мата Хари — шпионка

В 1916 году Мата Хари влюбилась в 21-летнего русского капитана Владимира Маслова, Мата, которой уже было около 40 лет, уже давно не блистала на сцене. Во время их романа Маслов был отправлен на фронт, где в результате ранения ослеп на один глаз. Решив заработать денег, чтобы поддержать его, Мата Хари приняла предложение шпионить для Франции от Жоржа Ладу , капитана армии, который предполагал, что ее контакты с куртизанками будут полезны французской разведке.

Позже Мата настояла на том, чтобы соблазнить немецкое высшее командование, получить секреты и передать их французам, но так и не смогла этого сделать. Она познакомилась с немецким атташе и стала подкидывать ему сплетни, надеясь получить взамен ценную информацию. Вместо этого она была названа немецким шпионом.

Некоторые историки полагают, что немцы заподозрили Мату Хари во французском шпионаже и впоследствии подставили ее, намеренно отправив ложное сообщение, назвав ее немецким шпионом, которое, как они знали, будет легко расшифровано французами. Другие считают, что она была немецким двойным агентом.

Во всяком случае, французские власти арестовали Мату Хари за шпионаж в Париже 13 февраля 1917 года. Ее бросили в кишащую крысами камеру в тюрьме Сен-Лазар, где ей разрешили видеться только с пожилым адвокатом, который оказался ее бывшим любовником.

Во время продолжительных допросов Мата Хари, которая долгое время жила сфабрикованной жизнью, приукрашивая как воспитание, так и резюме, не раскрывала факты о своем местонахождении и деятельности.

В конце концов, она сделала ошеломляющее признание: немецкий дипломат однажды заплатил ей 20 000 франков, чтобы она собирала сведения о своих частых поездках в Париж. Но она поклялась следователям, что никогда не выполняла условия сделки и всегда оставалась верна Франции.

Суд

Суд над Матой Хари состоялся в то время, когда союзники не смогли отбить немецкие наступления. Настоящие или воображаемые шпионы были удобными козлами отпущения для объяснения военных потерь, и арест Маты Хари был одним из многих. Ее главный противник, капитан Жорж Ладу, позаботился о том, чтобы улики против нее были построены самым ужасным образом-по некоторым сведениям, они были очень удачно сфальсифицированы.

Военный трибунал совещался менее 45 минут, прежде чем вынести обвинительный приговор.

— Это невозможно, это невозможно, — воскликнула Мата Хари, услышав решение.

Смерть и наследие

Мата Хари была расстреляна 15 октября 1917 года. Одетая в синее пальто, треугольную шляпу, она прибыла на место казни в Париже с министром и двумя монахинями и, попрощавшись с ними, быстро направилась к назначенному месту. Затем она повернулась лицом к расстрельной команде, отмахнулась повязкой на глазах и послала солдатам воздушный поцелуй. Она была убита в одно мгновение, когда несколько выстрелов прозвучали, как один.

Это был невероятный конец для экзотической танцовщицы и куртизанки, чье имя стало метафорой для шпиона, сирены, которая крадет секреты у своих любовников.

Тайна продолжает окружать жизнь Маты Хари и ее предполагаемого двойного шпионажа, ее история стала легендой, которая до сих пор вызывает любопытство. И несомненно, ее имя еще долго будет на устах у историков и просто любопытных и неравнодушных с ней людей.