Сколько весит бтр. Назначение основных узлов и систем

Сегодня одним из наиболее распространенных видов боевой техники во всех армиях мира являются бронетранспортеры. Но так было далеко не всегда. Их стремительное развитие началось после окончания Второй мировой войны. Военные поняли, как важно повысить мобильность пехоты и увеличить ее защищенность.

В СССР в 1949 году был принят на вооружение БТР-40, который был почти точной копией американского бронетранспортера Scout Car M3A1, поставлявшегося по ленд-лизу. Затем в 1950 году был выпущен БТР-152, а в 1959 году был принят на вооружение советский плавающий бронетранспортер БТР-60. На нем были установлены два бензиновых двигателя с двумя трансмиссиями, и эта машина не отличалась особой надежностью. Да и ее огневая мощь не устраивала военных. В 1976 году был создан БТР-70, вооружение которого было усилено. На него установили пулемет КПВТ (14,5 мм) и пулемет ПКТ. Эта машина выгодно отличалась от своего предшественника, на ней также были установлены два бензиновых двигателя, но гораздо более мощных, чем на БТР-60.

Однако, потом началась война в Афганистане и все недостатки БТР-70 сразу же дали о себе знать. Основной его проблемой была силовая установка, которая была сложной, не слишком надежной и потребляла большое количество топлива. Можно сказать, что БТР-70 вообще был мало приспособлен к действиям в горной местности. Даже установленный на нем пулемет имел небольшой угол возвышения и мало чем мог помочь бойцам против засевших в горах душманов.

Очень неудобно было десантироваться из машины, да и защищенность ее оставляла желать лучшего. На Горьковском автозаводе начинается разработка нового бронетранспортера, который в скором будущем получит название БТР-80.

История создания БТР-80

Машина получила заводское обозначение ГАЗ-5903. Устройство машины принципиально не отличается от БТР-70. Основное внимание разработчики направили на усовершенствование силовой установки машины. Нужен был один надежный дизельный двигатель. Наличие в боевой машине сразу двух моторов и трансмиссий давало определенные преимущества (при повреждении одного двигателя БТР мог двигаться с помощью другого). Но сложность текущего обслуживания и ремонта силовой установки с таким устройством, сводила положительные качества практически на нет.

На новую машину был поставлен дизельный двигатель от серийного автомобиля КамАЗ, что существенно удешевило производство и обслуживание новой техники. Благодаря установке турбокомпрессора БТР-80 мог развивать скорость на 20 км/ч выше, чем его предшественник.

На БТР-80 были сделаны новые люки для десантирования, состоящие из двух створок. Вооружение осталось прежним, а вот конструкция башни была изменена. Бронетранспортер БТР-80 стал на две тонны тяжелее, чем его предшественник, но благодаря установке более мощного двигателя это не сказалось на его маневренности.

В 1986 году машина была принята на вооружение и ее начали изготавливать серийно. На сегодняшний день БТР-80 является основным бронетранспортером российской армии, а также многих других армий мира. Эта машина активно экспортируется, БТР-80 принимал участие во множестве конфликтов.

Созданы десятки самых разнообразных модификаций БТР-80, на ее базе изготавливаются машины для выполнения специальных функций. На последние модификации этой машины очень часто устанавливают автоматическую пушку и противотанковые ракетные комплексы.

Описание БТР-80

Бронетранспортер БТР-80 предназначен для транспортировки личного состава и поддержке его огнем на поле боя. Хотя, функция огневой поддержки больше относится к боевой машине пехоты.

Корпус машины создан из броневых катаных листов. Корпус машины имеет обтекаемую форму, это необходимо для придания ей плавучести и для повышения ее защиты. Толщина брони не превышает 10 миллиметров.

БТР-80 разделен на несколько отделений. Впереди находится отделение управления, в котором расположено место водителя-механика и командира машины. Также здесь установлены приборы наблюдения (включая ночные), контрольно-измерительные приборы, радиостанция и переговорное устройство.

За отделением управления находится боевой отсек. В нем расположено место оператора-наводчика и места для десантников (семь человек). Один пехотинец сидит рядом с наводчиком лицом по ходу движения, а остальные расположены лицом к бортам машины, по три человека на каждой стороне. В отделении есть амбразуры для использования личного оружия. Для ведения огня из пулемета, наводчик занимает специальное подвесное кресло.

Также в боевом отделении расположен большой люк для десантирования. Он состоял из двух створок: верхняя часть открывалась вбок, а нижняя опускалась и служила удобной подножкой при выходе из машины.

Силовое отделение находится в корме машины. Там установлен дизельный двигатель с трансмиссией, радиаторы, топливные баки и резервуары для масла, генераторы и другое оборудование.

Вооружение БТР-80 состоит из пулемета КПВТ и пулемета ПКТ, которые размещены в башне машины. Пулемет КПВТ имеет калибр 14,5 мм и может бороться с живой силой противника, с легкой бронетехникой и низколетящими воздушными целями. В башне также расположен прицел 1П3-2 и приборы наблюдения.

БТР-80 выполнен по колесной формуле 8×8, управляемыми являются две передние пары колес. Подвеска машины независимая, торсионная. Колеса – бескамерные, пулестойкие. Есть система, которая обеспечивает контроль давления в колесах. БТР-80 будет продолжать двигаться, даже если из строя выйдут два колеса.

Характеристики ТТХ БТР-80

Ниже приведены технические характеристики БТР-80.

Видео о БТР-80

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Основным колесным бронетранспортером российской армии в настоящее время является БТР-80 - дальнейшее развитие БТР-70. Эта машина (ГАЗ-5903), разработанная под руководством главного конструктора КБ ГАЗ А.Масягина и принятая на вооружение в 1986 году под обозначением БТР-80. Она воплотила в своей конструкции афганский опыт боевого применения бронетранспортеров.
Серийно выпускается на Арзамасском машиностроительном заводе.
Бронетранспортер БТР-80 представляет собой боевую колесную плавающую машину, обладающую вооружением, броневой защитой и высокой подвижностью. Он предназначен для использования в мотострелковых подразделениях сухопутных войск.
Машина имеет колесную формулу 8х8 и заднее расположение одного дизельного двигателя большой мощности. Корпус БТР-80 закрытый герметичный сварной из катаной броневой стали толщиной 10 мм. В передней части корпуса находится отделение управления с местами механика-водителя и командира.
Корпус представляет собой жесткую конструкцию, сваренную из стальных броневых листов. Он состоит из носовой части, бортов, кормовой части, крыши и днища. В носовой части расположены люк лебедки, волноо гражательный щит, смотровые люки. По бортам корпуса имеются амбразуры, бортовые двери десанта, люк доступа к ФВУ. В кормовой части корпуса расположены заслонка водометного движителя, крышки заправочных горловин топливных баков. На крышке корпуса имеются люк командира, люк механика-водителя, вырез башенной установки, верхние люки боевого отделения, люки над силовой установкой. В днище машины имеются входное отверстие водометного движителя и отверстия для слива эксплуатационных материалов из систем двигателя и узлов трансмиссии. Башня бронетранспортера - конусообразной формы, сварена из стальных броневых листов. Она установлена на шариковой опоре над вырезом в подбашенном листе крыши корпуса машины. В передней части башни имеется амбразура для установки спаренных пулеметов. Двигатель - дизель, четырехтактный, 8-цилиндровыи, V-образный, с турбокомпрсссорным наддувом, жидкостного охлаждения. Мощность двигателя - 260 л.с. На машине может быть установлен такой же двигатель, но без турбокомпрессорного наддува мощностью 210 л.с. В системе питания БТР-80 применяется дизельное топливо. Система смазки - комбинированная под давлением и разбрызгиванием, с "мокрым" картером (т. е. нижняя часть картера двигателя является емкостью для масла).
Трансмиссия БТР-80 - механическая, ступенчатая. Она состоит из следующих агрегатов и узлов: главного фрикциона, коробки передач, раздаточной коробки, карданных передач, мостов, колесных редукторов, узлов привода насоса водомета, узлов привода лебедки. Главный фрикцион - "сухой", двухдисковый, с трением стали по фрикционному материалу, с гидравлическим приводом управления. Коробка передач - механическая, пятиступенчатая, с механическим приводом управления. Ходовая часть состоит из колесного движителя и подвески. Колесный движитель состоит из восьми ведущих колес. Колеса съемные, с разъемным ободом. Шины бескамерные, с регулируемым давлением. Подвеска - независимая, торсионнная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Водоходный движитель БТР-80 представляет собой один водомет с осевым насосом, расположенный в кормовой части машины. Управление колесным движителем и водометом осуществляется при помощи рулевого механизма. Поворот машины при движении на суше осуществляется поворотом колес двух передних мостов, а на плаву - одновременным поворотом водяных рулей, заслонок и колес. Рулевой механизм - механический, с гидравлическим усилителем.
Колеса БТР-80 оснащены пулестойкими односкатными шинами КИ-80 или КИ-126 размером 13.00-18, позволяющими при многократном их простреле проехать без давления в них несколько сотен километров. Колеса передних двух осей управляемые. Машина имеет центральную систему регулировки давления воздуха в шинах, изменяя его, в том числе и на ходу, в пределах от 0,5 до 2,8 кгс/см2. Подвеска всех колес - независимая, торсионная. Движение на плаву БТР-80 осуществляет с помощью водометного движителя со скоростью 10 км/час. Бронетранспортер сохраняет подвижность на плаву при поломке водомета с помощью вращения колес. При этом скорость движения составляет до 4 км/час.
Штатным вооружением бронетранспортера БТР-80 является бронированная башенная установка кругового вращения с 14,5-мм пулеметом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ПКТ. Угол вертикального наведения составляет от -4° до +60°. Наведение вооружения осуществляется вручную при помощи винтового механизма. Прицельным прибором является перископический монокулярный оптический прицел 1ПЗ-2, имеющий кратность 1,2х или 4х при поле зрения 49° и 14° соответственно. Этот прицел обеспечивает огонь из пулемета КПВТ на дальность до 2000 метров по наземным целям и 1000 м по воздушным целям, и из пулемета ПКТ - до 1500 метров по наземным целям. На задней стороне башни смонтированы шесть дымовых гранатометов 3Д6, а также оснащена системой маскирующей дымовой завесы 902В "Туча".
Тактико-технические характеристики БТР-80:

  • Длина по корпусу 7,65 м, ширина 2,9 м, высота 2,35 м
  • Масса 13,6 т
  • Экипаж 2+8 чел
  • Клиренс (дорожный просвет) 475 мм
  • Колесная формула 8х8
  • Шины 13,00-18
  • Бронирование: лоб 10 мм, борт 7-9 мм, корма 7 мм, днище 7 мм, крыша 7 мм, башня 7 мм
  • Силовая установка: 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель КамАЗ-7403, мощностью 260 л.с. (191 кВт) при 2600 об/мин
  • Максимальная скорость 80 км/час по шоссе, 10 км/час на плаву
  • Запас хода 600 км по шоссе, 12 часов на плаву
  • Емкость топливных баков 300 л основных, 120 л - дополнительных
  • Вооружение: 14,5-мм пулемет КПВТ, 7,62-мм пулемет ПКТ
  • Боекомплект: 500 патронов 14,5-мм, 2000 патронов 7,62-мм
  • Преодолеваемое препятствие: стенка высотой 0,5 м, ров шириной 2,0 м, угол подъема 30°, крен 25°
Модификации
  • БТР-80 - базовая модификация с вооружением из 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ
  • БТР-80К - командирский вариант БТР-80, с сохранением вооружения и дополнительным связным и штабным оборудованием
  • БТР-80А - модификация с вооружением из 30-мм автоматической пушки 2А72 и 7,62-мм пулемёта ПКТ, установленных в новой башне лафетной компоновки. Многими специалистами классифицируется как колёсная боевая машина пехоты
  • БТР-80С - вариант БТР-80А для внутренних войск, оснащённый 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм ПКТ в башне лафетной компоновки
  • БТР-80М - вариант БТР-80А с двигателем ЯМЗ-238(240 л.с.) и шинами КИ-128 с увеличенной пулестойкостью. Отличается от своих предшественников увеличенной длиной корпуса.
  • БТР-82, БТР-82А - модификация с двигателем мощностью 300 л. с., с установленным 14,5-мм пулемётом КПВТ (БТР-82) или скорострельной 30-миллиметровой пушкой 2A72 (БТР-82А) спаренными с 7,62-мм пулеметом ПКТМ, электроприводом и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружения, комбинированным всесуточным прицелом наводчика ТКН-4ГА со стабилизированным полем зрения и каналом управления дистанционным подрывом снаряда. Повышена живучесть, проходимость, надёжность и ресурс эксплуатации. Установлены также антиосколочная защита и кондиционер.

Деление машин по назначению и годовые нормы их эксплуатации.

БТВТ в зависимости от предназначения подразделяется на бронетанковое вооружение и бронетанковую технику

БТВ: танки, БТР, БМП

БТТ: МТО, тягачи,БРЭМ

В группу боевых машин входят танки, БМП, БМД, БТР, базы этих машин, используемые для установки (монтажа) других видов ВиТ. В эту группу входят все командирские машины и машины управления. В ней содержатся только новые и капитально отремонтированные машины, технически исправные, укомплектованные положенным оборудованием и ЗИП, с установленным неснижаемым ресурсом до очередного ремонта.

Машины боевой группы содержатся большую часть времени на хранении, периодически, обычно не более двух раз в год, в соответствии с планами боевой подготовки снимаются с хранения и используются на тактических учениях.

В группу учебно-боевых машин входят машины, выделяемые из боевой группы в соответствии с положением «О порядке эксплуатации БТВТ в мирное время для повседневной подготовки войск».

Количество машин в учебно-боевой группе определяется на основании расчёта потребностей в машинах, необходимых для обеспечения выполнения программы боевой подготовки войск.

В группу учебно-боевых машин выводятся боевые машины с наибольшей наработкой, более раннего выпуска, а также имеющие худшее техническое состояние. Машины этой группы используются для подготовки экипажей и проведения тактических учений подразделений. Использование учебно-боевых машин организуется с расчётом обеспечения постоянной боевой готовности.
Не менее 60 % машин учебно-боевой группы должны иметь запас ресурса
не менее 1 000 км до очередного ремонта.

В группу строевых машин входят подвижные средства технического обслуживания и ремонта БТВТ, танковые тягачи, БРЭМ,МТО. В ней содержатся новые и капитально отремонтированные, технически исправные, с установленным неснижаемым ресурсом до очередного ремонта. Находятся на хранении. Используются для обеспечения тактических учений частей и соединений, занятий по преодолению водных преград, а также для обеспечения противопожарных мероприятий.



В группу учебно-строевых машин выделяются машины этого же типа, используемые в ремонтных частях и подразделениях для подготовки специалистов и обеспечения эксплуатации БТВТ.

В группах боевых и строевых машин содержатся только новые и капитально отремонтированные, технически исправные, укомплектованные положенным оборудованием и ЗИП машины, с установленным неснижаемым ресурсом:

Танки; БМП; БРЭМ – 3 500 км;

БТР; – 10 000 км.

Порядок монтажа ведущего колеса Т-72.

1. Протереть насухо шейку вала бортовой передачи, внутренний конус и установить его на вал бортовой передачи.

2. Обильно смазать неокрашенные поверхности лабиринта, шлицы ведущего колеса и вала бортовой передачи смазкой Литол 24

3. Зачалить ведущее колесо и установить на вал

4. Протереть насухо наружный конус, установить на вал бортовой пере- дачи и обстучать его до плотной посадки. Заполнить отверстия в на- ружном конусе замазкой ЗЗК-3у, а вал бортовой передачи – смазкой литод 24

5. Надеть резиновое кольцо на пробку крепления ведущего колеса. Сма- зать резьбу и торец пробки смаз- кой. Установить зубчатую шайбу на штифты специального ключа к пробке ведущего колеса

6. Ввернуть пробку в вал бортовой передачи и затянуть ее специаль- ным ключом, контролируя, чтобы отверстия под болты в зубчатой шайбе совпадали с отверстиями в ступице ведущего колеса

7. Установить зубчатую шайбу и закрепить ее болтами с пружинными шайбами

8. Надеть на пробку смазочного отверстия прокладку и завернуть ее до упора. Зашплинтовать пробку проволкой

Билет 26 1. Боевые и технические характеристики БМП-2.

Параметры БМП-2
Общие данные
Масса в боевом снаряжении, т 14+2%
Экипаж, чел. 3 (7)
Высота общая, мм
Клиренс, мм.
Вооружение:
Пушка: 2А42
Калибр, мм.
Скорострельность, выс/мин. 200-300
Дальность прямого выстрела, м БПК/КУМ.
Наибольшая прицельная дальность, м
Пулеметы: ПКТ
Спаренный с пушкой ПКТ, мм. 7,62
Сигнальный пистолет, мм.
Боекомплект:
- пушечных выстрелов, всего (АЗ), шт.
- патронов к ПКТ, шт.
- патронов к бортовому ПК, шт.
- гранаты для РПГ-7, шт.
- ручные гранаты Ф-1, шт.
- патронов к сигнальному пистолету
Подвижность и проходимость:
Скорость движения, км/час:
- средняя по грунтовой дороге 40-50
- максимальная по шоссе
- на плаву
Запас хода:
- на основных топливных баках, км. До 600
- емкость топливных баков, л.
Преодолеваемые препятствия:
- max угол подъема, град.
- ширина рва, м. 2,5
- высота стенки, м. 0,7
- глубина брода плав.
- водные прег. С ОПВТ шир/глуб, (м) плав.
Силовая установка:
- марка двигателя УТД-20С1
- тип двигателя диз
- мощность двигателя, квт/л.с.
Специальное оборудование:
- система защиты от ОМП ПАЗ
- противопожарное оборудование ППО
-средства маскировки ТДА
- оборудование для подводного вождения плав.

Общее устройство ходовой части БТР-80.

Ходовая часть БТР-80 выполнена по колёсной формуле 8x8 с двумя парами передних управляемых колес. Подвеска машины - независимая, рычажная, торсионная, с телеско­пическими амортизаторами двухстороннего действия. Колёса с разъёмным ободом. Ши­ны КИ-80Н - бескамерные, толстостенные, пулестойкие, с регулируемым давлением. До­пускают кратковременное движение без избыточного давления. БТР оборудован систе­мой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Рабочее давление - 50-300 кПа. БТР-80 может продолжить движение при полном выходе из строя одного или двух колёс. Тормозные системы: рабочая (действует на все 8 колёс), стояночная (дейст­вует на трансмиссию), противоскатное устройство (стопорит трансмиссию).

Движение по воде обеспечивается работой одноступенчатого одновального водомётного движителя с четырёхлопастным гребным винтом. Выходное окно водомёта при движе­нии по суше закрывается броневой заслонкой: при движении по воде закрытие заслонки приводит к направлению воды в каналы заднего хода и созданию тяги заднего хода или тормозной силы на воде. Для управления бронетранспортёром на воде используются пе­редние управляемые колёса машины и водяные рули, расположенные в коробе агрегата управления машиной на плаву.

БТР-80 - советский бронетранспортёр. Создан в начале 1980-х годов как дальнейшее развитие бронетранспортёра БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков последнего, и предназначался для его замены в мотострелковых войсках. БТР-80 поступил в серийное производство в 1984 году, и, неоднократно модернизируясь, по состоянию на 2008 год всё ещё находится в производстве. Последние модификации БТР-80, оснащённые усиленным вооружением, многими специалистами классифицируются как колёсные боевые машины пехоты.

Применялся советскими войсками в Афганской войне, а с 1990-х годов является основным бронетранспортёром Вооружённых Сил России и ряда других бывших советских республик и использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Активно поставлялся и поставляется на экспорт, в общей сложности, по состоянию на 2007 год БТР-80 состоит на вооружении приблизительно 26 государств.

История создания и производства


Основным бронетранспортёром СССР к началу 1980-х годов стал запущенный в серийное производство в 1976 году БТР-70 . Опыт их эксплуатации уже вскоре показал, что несмотря на немалые улучшения по сравнению с более ранним БТР-60 , большинство основных недостатков предшественника перешли к нему почти без изменений. Одним из них была сравнительно сложная и ненадёжная конструкция силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей, отличавшихся к тому же повышенным расходом топлива и рядом других недостатков по сравнению с дизельным двигателем. Не менее серьёзной проблемой оставалась неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, лишь немногим улучшившаяся по сравнению с БТР-60. Неудовлетворительной, как показала Афганская война, оставалась и защищённость машины. Ко всему этому на БТР-70 прибавились проблемы с водомётным движителем новой конструкции, который на плаву часто забивался водорослями, торфяной жижей и тому подобными предметами.

Для исправления этих недостатков, в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина в начале 1980-х годов был спроектирован бронетранспортёр ГАЗ-5903. При сохранении неизменной компоновки БТР-70, новая машина отличалась от неё целым рядом изменений. Вместо спарки карбюраторных двигателей был установлен один дизельный двигатель большей мощности, для посадки и высадки экипажа были введены большие двухстворчатые люки в бортах корпуса.

Сам корпус стал на 115 мм выше и длиннее, и на 100 мм шире, хотя общая высота машины возросла лишь на 30 мм. Дальнейшее развитие получило стремление обеспечить экипажу возможность ведения огня из-под защиты брони, для чего стрелковые порты в бортах корпуса были заменены шаровыми установками, развёрнутыми в сторону передней полусферы. Бронирование бронетранспортёра было усилено лишь незначительно, но даже при этом масса ГАЗ-5903 возросла на 18 % по сравнению с БТР-70, с 11,5 до 13,6 тонн, хотя подвижность машины в целом осталась неизменной, а запас хода только увеличился. После успешных государственных испытаний, ГАЗ-5903 был в 1986 году принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-80.

Модификации


  • БТР-80 - базовая модификация с вооружением из 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ
  • БТР-80К - командирский вариант БТР-80, с сохранением вооружения и дополнительным связным и штабным оборудованием.
  • БТР-80А - модификация с вооружением из 30-мм автоматической пушки 2А72 и 7,62-мм пулемёта ПКТ, установленных в новой башне лафетной компоновки. Многими специалистами классифицируется как колёсная боевая машина пехоты.
  • БТР-80С - вариант БТР-80А для внутренних войск, оснащённый 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм ПКТ в башне лафетной компоновки.
  • БТР-80М - вариант БТР-80А с двигателем ЯМЗ-238 (240 л.с.) и шинами КИ-128 с увеличенной пулестойкостью. Отличается от своих предшественников увеличенной длиной корпуса.
  • БТР-82, БТР-82А - модификация с двигателем мощностью 300 л. с., с установленным 14,5-мм пулемётом КПВТ (БТР-82) или скорострельной 30-миллиметровой пушкой 2A72 (БТР-82А) спаренными с 7,62-мм пулеметом ПКТМ, электроприводом и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружения, комбинированным всесуточным прицелом наводчика ТКН-4ГА со стабилизированным полем зрения и каналом управления дистанционным подрывом снаряда.
    Повышена живучесть, проходимость, надёжность и ресурс эксплуатации. Установлены также антиосколочная защита и кондиционер. По словам экспертов, коэффициент боевой эффективности БТР-82 и БТР-82А возрос вдвое по сравнению с БТР-80 и БТР-80А соответственно.

    Описание конструкции


    БТР-80 имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой, совмещённого десантного и боевого - в средней, а моторно-трансмиссионного - в кормовой части машины. Штатный экипаж БТР-80 состоит из трех человек, командира отделения (машины), механика-водителя и наводчика, помимо них бронетранспортёр может перевозить 7 мотострелков.

    Броневой корпус и башня

    БТР-80 имеет слабо дифференцированную противопульную бронезащиту. Броневой корпус транспортёра собирается при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм. Большинство листов вертикального бронирования БТР-80, за исключением нижних бортовых и кормового, установлены со значительными углами наклона. Броневой корпус всех БТР-80 имеет обтекаемую форму, повышаюшую его водоходные качества и снабжён складным волноотражательным щитком, укладывающимся в походном положении на средний лобовой лист корпуса, слегка повышая таким образом его защиту.

    В лобовой части корпуса размещается отделение управления, в котором, слева и справа соответственно, находятся механик-водитель и командир бронетранспортёра. За ним располагается отделение десанта, совмещённое с боевым. Шесть десантников в кормовой части десантного отделения располагаются в нём на двух продольных пластиковых сиденьях в центре, сидя лицом к борту. В передней части, сразу за местами механика-водителя и командира, находятся два одиночных сидения для оставшихся членов десанта, при этом правое сиденье развёрнуто по ходу машины, чтобы обеспечить возможность ведения огня, а левое, занимаемое членом десанта, в боевых условиях становящимся башенным стрелком, развёрнуто спиной к борту. Возле мест всех членов десанта, кроме башенного стрелка, в бортах имеются восемь шаровых установок с углами горизонтальной наводки от ±15 до ±25° для стрельбы из личного оружия. Шаровые установки развёрнуты в направлении передней полусферы, в результате чего задняя полусфера является мёртвой зоной для десантников, небольшая мёртвая зона имеется и спереди слева. Также, ещё два лючка для обстрела верхней полусферы, без шаровых установок, имеются в десантных люках в крыше.

    На БТР-80, как и на предшественниках, имеются два прямоугольных десантных люка в крыше, однако основным средством высадки и посадки на нём служат большие двухстворчатые бортовые двери размещённые сразу за башней. Верхняя крышка бортовой двери откидывается вперёд по ходу машины, а нижняя открывается вниз, становясь подножкой, что, в отличие от предшественников, позволило посадку и высадку десанта из БТР-80 на ходу. Механик-водитель и командир, как и на предыдущих моделях бронетранспортёров, имеют два индивидуальных полукруглых люка над своими рабочими местами. Помимо этого, в корпусе БТР-80 имеется целый ряд люков и лючков, служивших для доступа к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебёдки.

    Вооружение

    Вооружение БТР-80 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах −4…+60°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществлялась при помощи перископического монокулярного оптического прицела 1ПЗ-2, имевшего переменное увеличение 1,2× или 4× при поле зрения, соответственно, 49° и 14° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров по наземным целям и 1000 м по воздушным целям, и из ПКТ - до 1500 метров по наземным целям. КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника, включая низколетящие воздушные цели, и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32, бронебойно-трассирующими БЗТ, бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, БСТ, зажигательными ЗП и зажигательными мгновенного действия МДЗ. ПКТ же предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

    Тактико-технические характеристики

  • Боевая масса, т: 13,6
  • Экипаж, чел.: 3
  • Десант, чел.: 7

    Бронирование

  • Тип брони: стальная катаная
    - лоб корпуса, мм: 10
    - борт корпуса, мм: 7,9
    - корма корпуса, мм: 7
    - лоб башни, мм: 7
    - борт башни, мм: 7
    - корма башни, мм: 7

    Подвижность

  • Тип двигателя: КамАЗ 7403
  • Мощность двигателя, л. с.: 260
  • Скорость, км/ч:
    - по шоссе, км/ч: 80
    - по пересечённой местности: 40
    - на плаву: 9
  • Запас хода по шоссе, км: 600
  • Колёсная формула 8х8
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,5
  • Тактико-технические характеристики
    бронетранспортера БТР-80

    Колесная формула: 8х8;
    Экипаж (десант), чел.: 2 (8);
    Боевая масса, кг: 13600;
    Габаритные размеры, мм: длина – 7650, ширина – 2900, высота – 2450, клиренс – 475, база – 4400, колея - 2410;
    Бронирование, мм/град.: лоб корпуса – 10, борт корпуса - 7..9, корма корпуса – 7, лоб башни – 7, борт башни – 7, корма башни – 7;
    Вооружение: один 14,5-мм пулемет КПВТ, один 7,62-мм пулемет ПКТ;
    Двигатель: КамАЗ 7403, мощностью 260 л. с.;
    Удельная мощность, л. с./т: 19,1;
    Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 80..90, по грунту – 20..40, на плаву – 9;
    Максимальная скорость на плаву, км/ч: 9,5;
    Запас хода по шоссе, км: 600;
    Запас топлива, л: 300;
    Преодолеваемые препятствия: подъём, град. – 30; стенка, м - 0,5; ров, м – 2; брод, м - плавает


    Бронетранспортер БТР-80 разработанный под руководством главного конструктора А. Масягина и принят на вооружение в 1986 г., воплотил в своей конструкции афганский опыт боевого применения бронетранспортеров. Машина, разработанная КБ ГАЗ, серийно выпускается с 1986 г. на Арзамасском машиностроительном заводе, специализированном на производстве колесных бронетранспортеров.



    Одним из основных отличий БТР-80 от предшественника является дизельная силовая установка. Первоначально на бронетранспортере установили дизель КАМАЗ-7403 (260 л. с.), унифицированный с двигателем одного из самых массовых военных и народнохозяйственных автомобилей. Однако с 1993 г., после крупного пожара на заводе в Набережных Челнах, на долгое время остановившего выпуск дизелей, на серийных машинах устанавливаются менее мощные двигатели Ярославского завода ЯМЗ-238М2 (240 л. с.). Установлены новые пулестойкие шины КИ-80 или КИ-126, позволяющие машине продолжать движение после полного выхода из строя одного или двух колес. За счет более крупных двухстворчатых боковых люков (нижние секции используются в качестве подножки) значительно упрощено десантирование из бронетранспортера (в том числе и на ходу). По опыту боевого применения бронетранспортера в горных условиях Афганистана значительно расширена зона обстрела из стрелкового оружия десанта.



    1 - осветитель прибора наблюдения командира; 2 - 14,5-мм крупнокалиберный пулемет КПВТ; 3 - амбразура для стрельбы из пулемета; 4 - пусковая установка системы 902В «Туча»; 5 - амбразуры для стрельбы из автоматов; 6 - верхняя створка двери бокового люка; 7 - нижняя створка двери бокового люка; 8 - 7,62-мм пулемет ПКТ; 9 - крышки воздухопритоков; 10 - волноотражательный щиток; 11 -заслонка водометного движителя; 12 - крышка люка ФВУ; 13 - наружный кожух глушителя и эжектора; 14 - крышка люка командира; 15 - крышка лючка для стрельбы из автомата; 16 - крышка верхнего люка боевого отделения; 17 - колпак воздухозаборника двигателя при работе на плаву; 18 - крышка ниши для аккумуляторных батарей; 19 - ящик ЗИП; 20 - колпак воздухозаборника ФВУ; 21 - крышка люка выдачи троса лебедки; 22 - крышки заправочных горловин топливных баков

    Машина получила усовершенствованную башенную пулеметную установку БПУ-1 с вертикальным углом наведения 60° и новым оптическим прицелом 1ПЗ-2, обеспечивающим возможность зенитной стрельбы. Для постановки маскирующих дымовых завес машину оснастили системой 902В, включающей шесть гранатометов, смонтированных на задней стенке башни.

    На ранних сериях БТР-80 устанавливались радиостанции Р-123, в дальнейшем замененные на более современные Р-163-50У. В ходе серийного производства в конструкцию машины вносились и другие усовершенствования. Дальнейшим развитием БТР-80 стала машина БТР-80А (ГАЗ-59029), принятая на вооружение Российской армии в 1994 г. и в том же году поступившая в серийное производство. Работы по созданию этого бронетранспортера велись АО ГАЗ под руководством А. Масягина в рамках темы «Буйность». Изюминкой этого бронетранспортера стал принципиально новый комплекс вооружения. Впервые на отечественных машинах этого класса вместо крупнокалиберного пулемета было решено установить мощное З0-мм автоматическое орудие 2А72 с боекомплектом 300 снарядов, созданное в КБП под руководством А. Шипунова на базе пушки 2А42, применяемой на боевых машинах БМП-2, БМД-2 и БМД-3, а также боевых вертолетах Ка-50, Ка-52 и Ми-28.



    Новая пушка позволяет бронетранспортеру бороться не только с легкими бронированными целями, но и выводить из строя танки противника, поражая приборы наблюдения и другие менее защищенные детали. Очередь из восьми бронебойных снарядов, выпущенная из пушки 2А72, способна «проломить» 120-миллиметровую танковую броню.



    Конструкция новой башни позволяет вести огонь на больших углах возвышения (до 70), поражая самолеты и вертолеты противника на дальности до 4000 м. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (боекомплект 2000 патронов). Все вооружение размещено на лафете, вынесенном за пределы обитаемого отсека, что уменьшает загазованность внутренних помещений машины при стрельбе. На машине установлен танковый ночной прицел ТПН-3-42 «Кристалл», позволяющий в ночных условиях поражать цели на дальности до 900 м.