Славянский языческий календарь (месяцеслов). Названия месяцев у славян Январь старославянский

Сутки — состыкованные день и ночь (ТК — ткать, стыковать).Сутки завершаются с заходом Солнца , а не ночью как у христиан. Поэтому построение суточного круга отличается: 16-й час (завершение дня), это 19:00 по христианскому времени. При этом у славян нет такого понятия «нулевое время » (00:00), жизнь ведь не останавливается, не исчезает, поэтому нулевого часа нет; допустим: современные «0 часов 25 минут» в славянской системе записали бы «24 часа 25 минут».

* 1 славянский час = 1,5 современных часа
* Вместо латинских слов: минута и секунда, : часть и доля.

Неделя

Девятидневная Неделя – это очень удобная система труда и отдыха, чтобы человек не перетруждался. Названия дней – простой счёт: второй, третий, четвёртый, пятый… А также у каждого дня своя Земля-Покровитель (см. ).

Название Этимология День Покровитель
1 Понедельникъ После недели день труда Земля Хорса
2 Вторникъ Второй день труда Земля Орея
3 Тритейникъ Третий отдых Земля Перуна
4 Четвергъ Четвёртый день труда Земля Варуны
5 Пятница Пятый день труда Земля Индры
6 Шестица Шестой день труда Земля Стрибога
7 Седмица Седьмой отдых, Земля Деи
8 Осьмица Ось Мира день труда Земля Мерцаны
9 Неделя Нет Дел отдых Ярило-Солнце

До внедрения европейских календарей, на Руси использовали свою систему летоисчисления. Лето или год состояло из 9 календарных месяцев, состоящих из, в среднем по 40 дней (нечётные месяцы или полные имели по 41 дню, а чётные или неполные по 40 дней), а каждая неделя насчитывала не по 7 дней как сейчас, а по 9 и назывались они так: Понедельникъ, Вторникъ, Третейникъ, Четверикъ, Пятница, Шестица, Седьмица, Осьмица и Неделя.Как ни странно, но всем нам все дни, кроме разве что, Третейника и Седмицы прекрасно знакомы и мы до сих пор их употребляем, называя этими словами дни недели.

Что же означают эти названия?

Снова все просто и ничего мутного как пишут другие:

Понедельникъ - после Недели (день после недели),
Вторникъ - второй день,
Третейникъ - третий день,
Четверикъ - четвертый день,
Пятница - пятый день,
Шестица - шестой день,
Седьмица - седьмой день,
Осьмица - восьмой день (в польском языке 8 - осемь, а у нас восемь),
Неделя - не делать (день, когда ничего не делают).

Церковники, завоевав Русь, переделали календарь и выбросили два дня из недели. Третий день стал СРЕДНИМ - СРЕДА, а НЕДЕЛЯ стала ВОСКРЕСЕНЬЕМ - ни к седьмому дню - СЕДМИЦА, ни к НЕДЕЛЕ оно никакого отношения не имеет, а шестой день ШЕСТИЦА был заменен еврейским словом ШАББАТ - СУББОТА, что у них означает последний день недели или седьмой день творения!

Цитируя Библию, находим следующий смысл слова СУББОТА - Суббота была дана Богом после шестого дня, когда был сотворён человек: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:2-3).
Для евреев суббота действительно святой день. В этот день они не трудятся и им запрещено прикасаться к деньгам. В субботу они отдыхают.

Мы же отдыхаем в НЕДЕЛЮ - день, когда ничего не делают (в украинском языке осталось это слово до сих пор, а русскому языку навязали слово ВОСКРЕСЕНИЕ, которое имеет явный церковный характер).

Но крестители Руси нашли выход из создавшегося положения, они придумали славянские названия для Юлианского календаря и месяца вместо номеров на латыни получили славянские названия:
Березень - время сжигания срубленных зимой деревьев, в основном березы, на уголь. Назывался также «Сухий», по времени просыхания срубленного леса или просыхания земли.

Цветень - месяц цветения.
Травень - месяц роста трав.
Червень - от плодов и ягод, которые, созревая в июне, отличаются особенною красноватостью (червленый, червлёный, красный). В южных местностях время покраснения вишни.
Липень - месяц цветения липы.
Серпень - от слова «серп». Время жатвы.
Вересень - по другому назывался Велесень - месяц бога Велеса.
Листопад - время пожелтения и начала опадания листвы.
Грудень - от слова "груда" — мерзлая колея на дороге.
Студень - студёный (стужа). Говорит само за себя.
Сечень - от слова "сечь" - рубить лес. Обычно рубка леса для подготовки новых посевных площадей и его заготовки для строительства производилась зимой. Месяц назывался также "Просинец", по появлению синего неба после долгой облачности.
Лютый - месяц метелей и морозов.

На днях, когда наступил ноябрь и стали опадать листья, пришла такая мысль: " А почему в русском языке Ноябрь называется ноябрем, а, например, в украинском, "Листопад"...?

Ведь у этих языков общее происхождение, а названия такие разные....

И вот, что выяснилось:

Названия месяцев древнерусского календаря

Древние славяне, как и многие другие народы, в основу своего календаря первоначально положили период изменения лунных фаз. Но уже ко времени принятия христианства, то есть к концу X в. н.э., Древняя Русь пользовалась лунно-солнечным календарем. Установить, что представлял собой календарь древних славян, окончательно не удалось. Известно только, что первоначально счет времени велся по сезонам. Вероятно, тогда же применялся и 12-месячный лунный календарь. В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором 7 раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный 13-й месяц. Древнейшие памятники русской письменности показывают, что месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. Год начинался с 1 марта, и примерно с этого времени приступали к сельскохозяйственным работам. Многие древние названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и в значительной степени удержались в некоторых современных языках, в частности в украинском, белорусском и польском, что наглядно видно из таблицы.

Названия месяцев на некоторых славянских языках

Современное русское название Наиболее распространенное древнеславянское название Современное украинское название Современное белорусское название Современное польское название
Январь Сечень Сiчень Студзень Styczen
Февраль Лютый Лютий Люты Luty
Март Березозол Березень Сакавiк Marzec
Апрель Цветень Квiтень Красавiк Kwiecien
Май Травень Травень Май Maj
Июнь Червень Червень Чэрвень Czerwiec
Июль Липец Липень Лiпень Lipiec
Август Серпень Серпень Жнiвень Sierpien
Сентябрь Вересень Вересень Верасень Wrzesien
Октябрь Листопад Жовтень Кастрычнiк Pazdziernik
Ноябрь Грудень Листопад Листопад Listopad
Декабрь Студень Грудень Снежань Grudzien

Современные названия месяцев берут своё начало от древних римлян. Первоначально римский год начинался весной и состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами. Позже некоторые месяцы были переименованы.

Январь: латинское: Januarius. Назван в честь бога Януса - в римской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца. Славянское название " Просинец " - означает возрождение Солнца. Малороссийское название января «сочень» : после серого декабря, краски природы становятся сочными, яркими. На чувашском языке - карлач.

Февраль: латинское: Februarius. Назван в честь праздника очищения Фебруа (Фебрус - бог подземного царства мертвых, в который проводился праздник очищения Фебруа, когда живые приносили жервоприношения мертвым, взывая об их покровительстве.). Славянское названия: " Сечень " - время подсеки деревьев для очистки земли под пашню, " Бокогрей " - скотина на солнце выходит погреться, « Ветродуй » - ветры в феврале холодом секут. Но еще лютует - « Лютень » . Называли февраль еще «межень» (межа между зимой и весной). На чувашском языке нарас (нурас) - «новый день», то есть первый день нового года.

Март: латинское: Martius. Назван в честь бога Марса - римский бог войны и покровитель римской мощи. Славянское название " Сухый " - земля сохнет от сходящего снега. Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты, осушающей всякую влагу, на юге - березозол , от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. « Зимобор » - побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, «Протальник » - в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель. На чувашском языке - пуш, то есть «пустой», свободный от земледельческой работы месяц.

Апрель: латинское: Aprilis. Назван в честь богини Афродиты или от латинского слова aperire - открывать. Древнерусские имена месяца апреля были « Брезень », « Снегогон » - ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или еще - «Цветень», ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна. На чувашском языке - ака, так как в это время начинались посевные работы.

Май: латинское: Maius. От имени древнеримской богини весны Майи.

Славянское название " Травень ", "травный " - буйство трав и зелени. Природа расцветает. На чувашском языке - су - приближение лета.

Июнь: латинское: Junius. От имени древнеримской богини Юноны, супруги бога Юпитера, богиня брака и рождения. В старину коренными русскими названиями месяца июня был « Изок ». Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца - «Червень», от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. На чувашском языке - сертме.

Июль : латинское: Julius. Назван в честь Юлия Цезаря в 44 г. до н.э. Ранее назывался квинтилий от слова quintus - пятый, потому что это был 5-й месяц старого римского календаря, так как год начинался с Марта. У нас в старину он назывался, как и июнь,- «Червень» - от плодов и ягод, которые, созревая в июле, отличаются особенною красноватостью (червленый, красный). Месяц этот называется также «Липцем» - от липы, которая обыкновенно в эту пору является в полном расцвете. Июль еще называют «макушкою лета», так как он считается последним месяцем летним, или еще «страдником» - от страдных летних работ, «грозником» - от сильных гроз. На чувашском языке - ута - время сенокоса.

Август : латинское: Augustus. Назван в честь императора Августа в 8 г. до н.э. Ранее назывался секстилий от слова sextus - шестой. На севере Руси он назывался «Зарев» - от сияния зарницы; на юге « Серпень » - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного старого имени «зарев». Также этот месяц славнее называли «жнивень», думаю, пояснять будет уже излишне. На чувашском языке - сурла (серп).

Сентябрь : латинское: September. От слова septem - семь, потому что это был 7-й месяц старого римского календаря. В старину изначальным русским названием месяца был « Рюинь », от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. Имя « Хмурень » он получил благодаря своим погодным отличиям от других - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, осень идет в природе. На чувашском языке - аван (овин - строение для сушки хлеба) - в это время сушили зерно.

Октябрь : латинское: October. От слова octo - восемь. Славянское название "Листопад" - ну тут все очевидно. Носил он также название «паздерника » - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен, коноплю, замашки. Иначе - « грязник », от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или « свадебник » - от свадеб, которые справляют в это время в крестьянском быту. На чувашском языке - юпа (связано с обрядом, проводимым в этом месяце).

Ноябрь : латинское: November - девятый месяц. Славянское название " Грудень " - от груд замерзшей земли со снегом. Вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем. На чувашском языке - чук (связано с обрядом, проводимым в этом месяце).

Декабрь : латинское: December. От слова decem - десять. Славянское название "Студень" - холодный месяц. На чувашском языке - раштав, образовалось от термина «рождество».

Рассмотрев все названия, сложно не заметить, что древнеримский месяц мог получить свое имя в честь какого-либо выдающегося исторического деятеля, праздника, что справляли в нем, особенностей своего «характера», по имени божеств.

В отличие от латинских названий месяцев, посвященных богам, исконно славянские связаны с хозяйственной деятельностью, погодными изменениями, языческими праздниками или другими вполне понятными явлениями.

Сегодня мы, русские, к сожалению, уже не используем славянские названия месяцев, пользуемся латинскими названиями, которые пришли к нам от древних римлян. Между тем, многие славянские языки, например, украинский, белорусский, сохранили свои исконные названия месяцев.

На наш взгляд, славянские названия месяцев нам куда ближе и логичней, нежели латинские заимствования.

Мне тоже кажется, что исконно-славянские названия месяцев более красивые и более информативные...

Но....что имеем, то имеем....

А вам какие названия больше нравятся?

Серия сообщений " ":
В этой рубрике находится разная интересная информация. Бывает так, какое-то явление или факт нас заинтересовал, или дети задают вопрос о чем-то....Чтобы не потерять эту информацию, мы сохраняем ее в рубрику "Интересное"
Часть 1 - Названия месяцев у славян
Часть 2 -
Часть 3 -
Часть 4 -

Древнерусские названия этого месяца — цветень, снегогон, водолей, ручейник, березозол (т.е. злой для берез: в это время заготавливали сладкий березовый сок, соковицу). Слово «апрель» произошло или от «апрекус» (согреваемый солнцем), или от «аперире» (открывать) — единого мнения на этот счет нет.

ПРИМЕТЫ АПРЕЛЯ

Апрель — зажги снега, заиграй овражки.

Апрель ленивого не любит, проворного голубит.

Апрель с водою — май с травою.

В апреле земля преет.

Солнышко в лето катится.

Гром в начале апреля — к сухому лету.

Если апрельский дождик начинается с больших ка-пель — он скоро перестанет.

В апреле ветер с юго-запада — погода ухудшится надолго.

Мокрый апрель — хорошая пашня.

Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужик глядит — что-то будет?

Из березы обильное сокотечение — к дождливому лету.

1 апреля

День Дарьи-пролубницы, память муче-ников Хрисанфа и Дарий . Верили: на том, кто сильно испачкается в этот день, висит неуплаченный должок. На реках тает лед, у прорубей образуется грязь, вода становится желтой:

Дарья — засори проруби.

Каково первое апреля — таково и первое октября.

Приметы этого дня:

Вода шумит — будут хорошие травы.

С этого дня хозяйки начинали белить сотканные за зиму холсты, а знахаркам полагалось «вымывать порчу».

2 апреля

День Фотинии Самарянки . Ей молились от лихорадки. В этот день ездить никуда нельзя: неудача, которая случится в дороге, будет преследовать до следу-ющей весны.

3 апреля

Катаник . Конец зимним потехам детворы. Начинает просыпаться водяной. Его задабривали гусем, а сами в этот день птицу не ели ни дикую, ни домашнюю — боялись навлечь на себя гнев водяного. Обиженный людь-ми, он все лето будет вредить на воде, а кроме того, под-говорит делать то же самое леших и лесовиков. В этот

день все светлые духи молятся о всеобщем согласии и мире и предлагают людям присоединиться к ним.

4 апреля

День Василия-солнечника, капельника , названный в честь священномученика Василия, пресвитера Анкирского. Если в этот день при восходе солнца видны на небе красные круги, то год обещает плодородие.

На Василия Теплого солнце всходит в кругах — к урожаю хлебов.

5 апреля

День преподобного Никона . Пора возить в поле навоз:

Без назема-батюшки не жди хлеба от земли-матушки.

В поле свез навоз — с поля хлеба воз.

Прилетает зяблик.

Примета этого дня:

Паутина на полях и на приусадебном участке — много помех к хорошему урожаю.

В этот день проходили дома с огнем — от порчи и сглаза.

6 апреля

День Захария Постника и Якова, канун Благовещенья .

Если на Захария ночь теплая, то весна будет дружная.

Для привлечения удачи, изгнания неприятностей, для поправки здоровья в этот день нужно обильно кормить всех птиц, и домашних, и диких — они вестники Богу. Строжайший пост.

Накануне Благовещенья сеяли горох.

7 апреля

Третья встреча весны, совпадающая с Благовещеньем Пресвятой Богородицы — праздником в честь принесения Архангелом Гавриилом благой вести Деве Марии о рождении Спасителя. Солнце в этот день «играет» — рано утром переливается всеми цветами ра-дуги. Благовещение — «самый большой у Бога праздник». В Священном писании сказано, что Дух Святой явился к Марии в виде голубя. С этим преданием связывают обы-чай отпускать на волю птиц ранней весной, в праздник Благовещенья.

Благовещенье — птиц на волю отпущенье.

Утром горожане покупали у ловцов птиц, чтобы тут же их выпустить:

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята-молодцы,

Воры-воробьи,

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите.

Улетая ввысь с радостным щебетанием, птицы как бы уносили надежды людей на небеса. Яйца, полученные от кур на День Благовещения, выбрасывали или закапывали — иначе они принесут в дом горе и болезни.

Этот день — большой праздник. Поэтому работать — грех:

На Благовещенье птица гнезда не вьет, девка косы не плетет.

Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благо-вещение.

На Благовещенье на суровую пряжу не глядят, под дымом не сидят.

Кто прядет, плетет, шьет и вяжет — узлом свою жизнь завязывает.

Грех и ругаться:

Кто ругается — себе яму роет.

С этим днем связано множество примет:

Каково Благовещенье, такова и святая Пасха.

На Благовещенье весна зиму поборола.

Весна до Благовещенья — много морозов впереди.

Если на Благовещенье снег сойдет — овса не будет.

На Благовещенье дождь — родится рожь.

На Благовещенье мороз — урожай на грузди, па яро-вые и на огурцы.

На Благовещенье солнечный день — пшеница уро-дится.

Мокрое Благовещенье — грибное лето. На Благовещенье гроза — к теплому лету, к урожаю орехов.

Если ветер холодный — будет холодное лето, а если ветер теплый, южный — то и лето будет теплое.

С Благовещенья медведь из сугроба встает.

С Благовещенья осталось сорок морозов.

Коли ночь на Благовещенье теплая, то весна будет дружная.

На Благовещение ясно — будут пожары. На Благовещение звездно — хорошо будут нестись кури.

Ласточки прилетели — теплая весна, а нет — хо-лодная.

Этот день считается подходящим для удачных начина-ний. Пожилые женщины пережигали в печи соль, которая становилась целебной и помогала при разных болезнях, и пекли с ней бяшки (булки) из хлебного теста для излече-ния скота. Благовещенскую золу сохраняли для капусты и других огородных растений — когда они портились, их посыпали этой золой. Сор из дома не выбрасывали до следующего дня, «чтобы счастье не утекло». Крошки со стола отдавали «домашним» насекомым, мышам, кры-сам, птицам — чтобы не было в доме убытка. Кушать старались очень аккуратно: сколько крошек, столько и убытков. Новую одежду в это день не надевали — это порча здоровью и имуществу. Повсюду чистили и оку-ривали дома и дворы, отгоняя нечистое и нездоровое. В ночь под праздник в избах не тушили огня — «чтобы лучше уродился лен»; кое-где скакали через огонь, «чтобы очиститься и предостеречься от сглаза».

8 апреля

Собор Архангела Гавриила, день Гаври-ила-Благовеста. Строгий пост.

Кто Архангела Гавриила почитает, тому он тайны Бо-жественные открывает.

Гавриил — зачерпни сапог, промочи подметки.

Считается, что родиться на Гавриила — большая не-удача. В этот день и работа впрок не идет, и веселье не ладится. Ждали, когда зазеленеет черемуха: это означает, что пора сажать ранний картофель.

Приметы этого дня:

Капель — к теплой весне.

Кто кувыркнется в этот день на земле три раза — здо-ров будет весь год и не подвержен порче и сглазу.

Гром — к счастливому году и хорошему урожаю.

9 апреля

День Матрены-настовницы, полурепни-цы, названный в честь мученицы Матроны Солунской . По утреннему насту свозили на двор остатки сена из стогов, так как к полудню сходил последний снег. Реки готовы вот-вот вскрыться:

На Матрену щука хвостом лед разбивает.

Гола Матрена для всех страшна, лубком покрыта — для всех ходка.

Под порогом брод, а на улице переправа.

В этот день крестьяне отбирали годные для посева семена репы. В течение долгого времени репа и капуста были основными продуктами питания крестьян, и в этот день они отбирали годные для семян овощи, складывая их в отдельную, неприкосновенную половину, отсюда и название — полурепница. Об этих овощных культурах сложилось множество сказок, загадок и прибауток. Вот игра «Репка». Дети усаживаются на один стул друг другу на колени, обхватывая руками впереди сидящего. Водящий спрашивает:

— Тук-тук у ворот?

Репка отвечает:

— Кого черт приволок?

— Моя бабка упала с печи, ушибла плечи, охает, вздыхает, репки желает. Можно репочку сорвать?

Репка: Рви, да не с корнем.

Водящий тянет впереди сидящего.

Репка: Ручки у тебя слабенькие, ножки тоненькие.

Бывшая «репка» становится позади водящего, помогает тянуть следующего, и т.д.

В этот день ждали прилета чибисов.

Чибис кричит с вечера — к ясной погоде.

Чибис летит низко — к продолжительной сухой погоде.

Крестьянки ставили свечу перед образом святой Матре-ны, осуждающей нерадивых хозяек и покровительствую-щей отбеливанию новотканых холстов и льняной пряжи — самому ответственному процессу в ткачестве.

10 апреля

Мать-и-мачеха.

Цветок мать-и-мачехи теплит землю.

11 апреля

День Кирилла. Время слушать березы, пить березовый сок — «березовицу». Им отпаивали боль-ных, чистили кровь, выгоняли «немочь» из желудка.

12 апреля

День Иоанна-лествичника. Принято было печь из теста лесенки дая будущего восхождения на небо. В этот день особенно свирепствует «стень» — странное существо, которое наваливается на спящего и давит его так, что нельзя ни пошевелиться, ни слова сказать. В это время, по поверьям, стень ищет себе пару. Домового в этот день закармливают кашей, чтобы он был хорошим помощником хозяевам. Собирают траву Адамова голова.

13 апреля

День Ипатия, целебника Печерского.

Женщины молились ему от бесплодия, кормящие, мате-ри — о прибавлении молока. Еще этот день называли «огнище».

14 апреля

День Марьи , названный в память пре-подобной Марии Египетской. Начало половодья.

Марья половодье начинает.

Если разлив на Марью, то травы будет много.

Если лед сходит быстро — год будет легкий, хороший; если лед затонул — год будет тяжелый, много принесет бед и горя.

На Марью снег и под кустом растаял.

К этому дню выходил запас кислой капусты:

Марья — пустые щи.

Существовало и другое объяснение такому названию. Мария считалась покровительницей раскаявшихся блуд-ниц и блудников, а также судьей на страшном суде тех, кто не раскаялся, поэтому во многих местностях почиталось за грех есть в этот день что-либо кроме пустых щей.

В старину полагали, что в этот день (1 апреля по старому стилю) просыпается домовой, а поэтому нужно обманывать друг друга. Особенно старались девушки, так как считалось, что чем больше людей они обманут, тем меньше их будут водить за нос женихи.

Коли первого апреля не соврешь — когда еще вре-мечко найдешь?

В этот день нужно на счастье обновить в доме все покрывала, скатерти, занавески и полотенца.

15 апреля

День Тита-ледолома, Поликарпов день.

Назван в честь преподобного Тита и мученика Поликарпа. Начинается ледоход.

Прощай, ледок,

На весь годок,

На все летушко,

На всю зимушку!

Кричинка-кричинка, сказывай —

Синему морюшку поклон!

Лед ломается хрясно — ходить опасно.

В этот день наблюдали за птицами: кричат дергачи — к урожайному лету, кричит перепел — к хорошему урожаю и сочной траве. В лесах глухари выходят на ток.

16 апреля

День Никиты-водопола , названный.в честь преподобного Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской. Разливаются реки, водяной окончательно просыпается от зимней спячки. Чтобы задобрить его, мужики топили негодную лошадь.

Если лед не пойдет в этот день, то рыбный лов будет самый худой.

17 апреля

День Иосифа-песнопевц а. Начинает петь сверчок, впервые подает голос журавль. Считается, что если сверчок кричит — пора пахать под рожь.

Отложи шашни, принимайся за пашню.

Зацветает ольха. Настоем из ее шишек лечили желудок и горло.

18 апреля

День Федула Теплого.

Память муче-ников Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними. Пора выставлять из окон зимние рамы, чтобы выгнать из дома хворь и горе, и начинать регулярно проветривать жилище.

Федул — теплый ветряник.

Пришел Федул — теплый ветер подул, окна растворил, избу без дров натопил.

На Федула растворяй оконницу.

Если на Федула случалось ненастье, говорили так:

Федул губы надул.

На Федула сверчки просыпаются, оживают божьи ко-ровки.

Божья коровка,

Улети вверх ловко.

Принеси нам с неба:

Хлебу замену,

Грибам перемену,

Ягодам рост,

Редьке длинный хвост

19 апреля

День Евтихия , названный в честь свя-тителя Евтихия.

Евтихий — день тихий.

На Евтихия день тихий — к урожаю ранних яровых.

Вода шумит — к грозовому лету, стонет — стонать весь год, человеческим голосом бормочет — к большой прибыли и добру, свистит — самое плохое: водяной че-ловека со свету сживает.

Если день случался ветреный, крестьяне горевали: «колос собьет».

20 апреля

День мученицы Акулины.

Если на Акулину дождь — хороша будет калина и плоха яровина.

Мороз и солнце — хороший хлеб и гречиха; дождь — много калины.

21 апреля

День Родиона , названный в честь апосто-ла Иродиона. Родион-ледолом, ледокол, ревучие воды.

Родион — ревущие волны.

Родион воды принес — ставь соху, паши под овес.

Вешние воды и царь не уймет.

По поверьям, в этот день происходит встреча красного солнышка с ясным месяцем. Если день был светлый, по-гожий — встреча считалась доброй и предвещала семей-ное счастье, а если пасмурный — говорили, что солнце с месяцем недобро встретились, и ожидали ссор и разлук.

На Родиона встреча солнца с месяцем: добрая — ясный день и хорошее лето, худая — ненастье и плохое лето.

Солнечно — лето жаркое, пасмурно — лето такое же.

На Родиона проводили обряд чествования молодых — «вьюнины». Молодежь собиралась под окнами молодых семей, образовавшихся в истекшем году (молодоженов называли «вьюн и вьюница»). Парни и девчата стучали палкой о крыльцо и «окликали молодых», исполняя особые вьюнишные песни. В них содержались пожелания всяче-ских благ и, конечно, просьбы наградить славильщиков:

Ты вставай, молодец,

Ты снаряжайся, вьюнец.

Выходи на крыльцо,

Покажи свое лицо.

Как будешь нас дарить,

Мы станем тебя хвалить

Здравствуй, молодой,

С молодой своей женой!

Сколько в лесу пеньков

Столько вам сынков,

Сколько в лесу кочек —

Столько вам дочек!

Молодая молодица,

Подавай нам яйца!

Не подашь яйца —

Уведем молодца,

В хлев запрем,

Помелом дверь припрем

Ступой закатим

И не выпустим!

Молодые выходили на крыльцо с угощением. Доволь-ные славильщики благодарили их и, уходя, желали счастья, благополучия, достатка, а затем отправлялись к родителям молодоженов, чтобы прославить и старших (эти песни назывались «королюшками»):

Королю, Королюшечке —

Хлеба краюшечку!

Королю-то — ржаной,

Королюшечке — овсяной!

А нам по луковке,

По две брюковки —

Подавайте, не отказывайте!

22 апреля

День Евпсихия. Пожилые женщины проклинают темных духов, став лицом на восток.

23 апреля

День Терентия Маревного.

Если на Терентия взойдет солнце красное в туманной дымке — быть году хлебородному.

В этот день оживают до 24 ноября таинственные люди Лукоморья — помощники искателям кладов. Тем, кто собирается искать сокровища, следует задобрить духов подношениями.

24 апреля

День Антипа-водогона, водопола. Свя-щенномученик Антип почитался на Руси целителем разных человеческих болезней. Ему молились от зубной боли, а лечились так: брали мелкую монету и держали ее неко-торое время на больном зубе. В некоторых местностях к этому дню приурочивали первый выезд в поле.

Кто ленив с сохой, тому весь год плохой.

Клад не ищи, а землю паши — и найдешь.

Реки не вскрылись — очень плохое лето.

25 апреля

День Василия Парийского, или Париль-щика . Медведь выходит из берлоги.

На Василия Парийского весна землю парит.

26 апреля

День мученицы Фомаиды Египетской.

Ей молились об избавлении от блудной страсти.

27 апреля

День Мартына-лисогона . Память святого Мартина исповедника, папы Римского. Лисы переселяют-ся в новые норы, а вороны — в новые гнезда. Вороний праздник (ворон кормили хлебными крошками).

На Мартына курячья слепота на лисиц нападает.

28 апреля

День Пуда-пчельника , названный в честь апостола Пуда. Последний день выноса пчел. Если его пропустить, то меда либо не будет вовсе, либо будет очень мало.

На святого Пуда вынимай ульи из-под спуда. У кого медок да маслице — у того и праздничек. К этому времени распускаются почки калины и рябины, из которых готовят целебные настои.

29 апреля

День Ирины-рассадницы. Память муче-ниц Агапии, Ирины и Хеонии. Пора пахать, сеять капусту и огурцы для рассады, обрезать кроны и белить стволы плодовых деревьев.

В день Ирины-рассадницы сей капусту на рассадниках. В лесах цветут подснежники, весенние воды «шумят весной».

Ирина — урви берега.

Не устоять берегу против Ирининой воды.

30 апреля

День Зосимы-пчельника. Память препо-добного Зосимы, игумена Соловецкого. В этот день поселяне вывозили ульи на пасеки. Разместив их, ставили посреди пасеки стол, накрывали его чистой скатертью, выставляли хлеб и соль, черепок с жаром-углями, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утрени свечу. Потом, помолясь Зосиме, обходили пасеки с зажженной свечой, кропили ульи освященной водой. У ворот, через которые вносили на пасеку ульи, вбивали кол и говорили:

Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, приноси мед в свои ульи...

Открыв летки, произносили:

Как океан-море из всех рек и протоков собирается и силен бывает, как полая вода дюжа и сильна бывает, ломает лес и урывает берега, несется через острова и кусты, зеленые луга и болота заливает, так бы у меня, раба божия, пчела в пасеке сильна и дюжа была, несла мед со всех четырех сторон, с лугов, с топей, черных грязей, из чистого поля, из темных лугов и от синего моря и со всякого цвета, завела б себе детей, отпущала б сильные рои, работала б сама себе, в люди не ходила б и к себе чужую не пущала б, со всех сторон четырех оборонялась.

Никакую работу крестьянин не начинал без присказок, прибауток, примет, обращений или заклинаний. Так и в этст день:

Яры пчелушки,

Медоносушки,

Летите на лужок,

Садитесь на цветок,

Собирайте медок!

Пчелушки,

Серые, малые,

Крылышки алые,

Носики вострые,

Сами пестрые.

В поле идут,

Гудут, гудут,

С поля идут,

Медок несут.

Приметы этого дня:

На какой хлеб полетела пчела, тот на зерно будет хорош.

Если пчелы садятся на вишневый цвет, то вишни уро-дятся, а если нет — вишен не будет. Прилетают ласточки.

Ночь на 1 мая — Вальпургиева ночь, бал темных сил. Следует проводить канун этой ночи как можно спокойнее, чтобы не привлекать к себе их внимания.

Каких только названий апрель не подхватывал у древних славян: и красавик, и снегогон, и кветень, и первоцвет, и цветень, и крутий, и ручейник, и водолей, и обманщик — второй весенний и четвертый в году месяц. В современном календаре это второй весенний и четвертый в году месяц — период цветения деревьев, и весенних цветов. Благодаря реформе Юлия Цезаря апрель с 29 дней стал иметь 30. Именно с апреля начинался девятнадцатидневный цикл, предназначенный для богов.

Название «апрель» в народном календаре славян прочно закрепилось, а позаимствовано оно было у древних римлян. Aprīlis (априлис) — «месяц Афродиты» у них числился 2-м месяцем в году. Римским поэтом Овидием присвоение такового имени толковалось иначе. Он считал, что название дано от латинского слова «аперире», обозначающее «Всё открывается». И под этим «Всё» подразумевалось, прежде всего, открытие (пробуждение) природы! Это явление природы неповторимо и замечательно. Температура в этот период действительно значительно увеличивается, залежалый снежок быстро становится живительной водичкой для флоры. Всё в строгой последовательности на глазах травенеет и хорошеет! Зацветают первоцветы, мать-и-мачеха, крокусы, ива, осина, тополя. Зеленеют листочки на вербе, ольхе, сирени, осине, березе. Почувствовав тепло, выползают на солнышко насекомые.

  • В апреле — вода, в мае — трава, в июле — хлеба.
  • 3 апрельских дождя заменят тысячи июньских дождищ.
  • Мокрый апрель к лету грибному.
  • Апрель славен водой.
  • Апрель нерадивых не любит, трудоголиков — голубит.
  • Апрельскими водотоками земля поится и будится.
  • Весенний цветок пробьет любой снежок.
  • Начало апреля при снеге, а финиш — при зелени.
  • В апреле держи напоготове теплую одежду.
  • Снег неожиданно выпал в апреле: за бабушкой Зимой внучек пришёл.
  • Апрель- батенька зовёт всех в поле.
  • Начало апреля — чёрно в полях, однако в лесах кое-где бело.
  • Апрель красен листочками, а май — цветочками.
  • Если в апреле потоками вода, то в мае роскошная трава.
  • Где в апреле из ручьев река, там, в июле из дождей — лужа.
  • Апрель насытился водой, октябрь богат на пиво.
  • Апрель землю парит.
  • Не повреждай печи — ещё апрельские хода впереди.
  • Вода апрельская на полях — сено обильное в стогах.
  • Апрель — обманчив: 7-мь погод в 1 день.
  • Февральский снег намусорит, апрельская вода все смоет.
  • В апреле — цветок и трава, а осенью хлеб — всему голова.

Народный календарь традиций и примет на апрель

День Дарьи Грязной и Хризанта. День пробуждения .

Как только не именуют в народе Дарью Грязную: и Дарьей Поплавихой, и грязнопрудом, и пролубницей. Грязной ее прозвали потому, что активное таяние снега вызывало массу вешних вод, которые размывали, не только дороги, но и поля, и дворы. Всюду появлялась грязь, скапливалась она на берегах рек, вокруг прорубей. В старине по этому поводу грубо, но точно выражались «Дарья все обгадила». Тем не менее, Дарья Грязная марала в грязь лишь порочных людей с черными помыслами. Поэтому народ, увидев испачканного человека, воспринимал его как плохого. Этот день знаменуется и тем, что знахари в него весенней водой «снимали » порчу и избавляли от всякой хвори. Теплый, солнечный день был к лету сухому и ветряному. Дождь — летние живительные дожди. Залежалый снег — гнилое лето. По Дарье предсказывали погоду на 1 октября, выбеливали холсты.

В древности свято верили, что 1-го апреля после долгой спячки пробуждался Домовой. Переспавший, а потому недовольный хранитель домашнего очага постоянно зевал, ворчал, капризничал. Окончательно проснувшись, шалил и даже хулиганил. Чтобы поднять настроение и тонус духу жилья наши предки готовили ему угощения: кашку, молоко, наливали винцо. Ну и, конечно же, пытались его целый день развеселить шутками, розыгрышами. Задабривание Домового первого апреля со временем забыли, но традиция подшучивать друг над другом актуальна и по сей день.

День Фотиньи Колодезницы

По библейскому преданию именины на Фотинью у воды из колодца и льна.

Именно у Фотиньи Самаряныны жаждущий Иисус Христос попросил из колодца Иакова испить воды. И с тех пор в День Фотиньи Колодезницы вода обладает непревзойденными целительными свойствами. Чтобы излечиться от всякой хвори, в том числе и от лихорадки наши предки умывались колодезной водой.

Прославлять начинали лен с рассвета. Красивые льняные вещи выносили из жилья и развешивали на заборах, на ветки березок крепили льняные вышитые полотенца. Незамужние девушки водили хороводы с длинными, приготовленными для свадьбы льняными рушниками, чтобы привлечь достойных женихов.

Качальник. Кирилл Катаник

На Качальника, покатавшись на санках последний раз, их санки начищали, высушивали и убирали восвояси до следующего зимнего сезона. Детишкам в старину говорили: «хоть ревом вой, хоть криком кричи, а после Катаника санки не получи». Также считалось, что как Льва Катаника, так и на Кирилла Катаника нельзя смотреть на небеса: вдруг увидишь падающую звезду, которая предрекала несчастья. Качались по пашне и умоляли дать чистое зерно.

День Василия Солнечного (Василия Теплого, Василия Солнечника, Василия Парника)

Именно столько прозвищ у Василия Капельника, и все связаны напрямую со стойким приходом тепла и солнечных дней. Те, кто надумал строить новую постройку, внимательно смотрели, куда стекаются ручьи от капели. На том месте сооружений не строили. Считалось, что в таких местах «проложенный ход у водицы в земную глубь», и дом со временем подмоет. Гадали на рассвете на солнце: взошло, окруженное красным цветом, значит к хорошему урожаю. Наблюдали весь день за небом: облака с синевой — к теплому дождю. Выпекали похожие на солнышко калачики.

Никонов день

На Никона в славянских деревнях, приговаривая «Подземная водичка, отворяем тебе ход вешний», обходят все источники. Насыпая хлебные крошки, зернышки, льняные и подсолнечные семечки, зазывают птиц к садам и дворам. Наводят блеск во всем доме и подворье. На Никонов день Весна прислала зяблика — гонца.

День Захара, Якова.

Вечером на Якова и Захара молились святым покровителям и старались разводить за дворами и на подворье жилищ костры, дабы прославить свет и изгнать тьму, а вместе с нею и всякую нечистую силу. Считалось, что вся нечисть не выносит и боится даже имени святого и быстро покидает те места, где глубокочтят его память.

Весь день серьезно готовились к Благовещенью — великому двунадесятому празднику. Старались переделать всю важную и неотложную работу. Накануне торжества православные спешили к вечере. В глубокой древности была примета: если незамужняя девушка выстоит всю ночную службу в храме, то замуж выйдет удачно.

В церквях для посадки освящали семена.

Если ночка выдавалась нехолодная, то и весна должна быть ранней и дружелюбной.

Если была роса, то будут для коней добрые проса, выпал дождь — для домашней скотины славный год. Вдруг — снег — к урожаю гречихи; а коль ударил мороз, то урожай и на просо, и на овес.

Благовещенье.

Любая работа на Благовещенье считалась большим грехом.

На Руси издавна в этот день прыгали через костры, чтобы нанести защиту от сглаза и порчи. Под Благовещение, вечером; окуривали свою одежду, чтобы закрыться от злых чар, предавали огню соломенные постели, чтобы испепелить все болезни.

Даже неразумными тварями чествовалось великое торжество. В народных поверьях так и описано: «девки косы не плетут, пташки гнездышко не вьют». Многие славяне в старину были убеждены, что птица, которая проспала утреню на Благовещенье или свила гнездо, — наказана, и не может летать несколько дней. На Благовещенье выкупали у ловцов пернатых из неволи, и выпускали их, веря в то, что птица свободная ходатайствует перед самим Богом за своего освободителя. Да, сам праздник, поэтому называли птичьим.

Бабушки — старушки в печи пережигали соль, после чего которая оказывалась целебной и чудодейственной. Выпекая для излечения скота «бяшки» — булочки-овечки, добавляли в тесто пережженную соль.

На Благовещение гроза к лету теплому, к хорошему сбору орехов.

Сыро на Благовещение — к грибному лету.

Небо солнечное и без облаков — к лету с частыми грозами.

Какой была погода днем, такой установится и в конце месяца.

Благовещенье холодное, что практически не бывает, — к 40-ка заутренним морозам.

Гавриил Благовест (Архангел Гавриил)

Ангел Архангел Гавриил, особо приближенный к тайнам Бога, и почитаемый и в христианстве, и в иудаизме, и даже исламе. Имя Благовест (Благовестник) народ дал ему, узнав, что он возвестил Деву Марию о рождении ею Божьего сына. Но в Малороссии и южных регионах России заметили, что всё родившееся в этот день, получается уродливым. Об этом говорили издавна: «Что родилось в день Гавриила — ужасно и некрасиво». И даже изделия из пряжи не шли впрок, поэтому-то и прекращали прясть именно в этот день

Крестьяне южных областей заметили, что если ко дню Гавриила Благовеста черемуха зазеленела, то наступило идеальное время для посадки раннего картофеля. Погода 8 апреля указывала на погоду 8 октября.

Святая Матрена, Матрена Настовица, Полурепица

Святая Матрена — покровительница хозяюшек. В ее день все хозяйки просили благословить их на труд. Было принято все запасы овощей, а особенно репу — основной продукт питания у славянских крестьян, делили на две части. Отборные плоды оставляли на посадку, остальные — на еду. По крику и по полету птиц (чибисов) определяли погоду:

если крик их с вечера, то будет ясно, летают низко — засушливый период надолго.

Илларион

Ко дню Иллариона существенно теплеет. Даже залежалый снег, быстро тает.

В старину славяне знали, что с цветением мать-и-мачехи, теряет свою целебную мощь Степанов венок, который 15 августа сплетала вся семья. Венок находился в красном углу избы. К его помощи прибегали, когда с кем-то приключалась хворь. Растения, выдернутые из венка, заваривали кипятком. Жилище наполнялось живительным духом с цветущих лугов, вдыхая который больной выздоравливал.

На смену Степанову венку приходили листья мать-и-мачехи, из которых славяне готовили лекарственные напои. Гром долгий и глухой — к обложным дождям. Сороки облюбовали верхушки вековых деревьев — к быстро проходящим холодам.

Святой Марко.

Массово шли в березовые рощи, чтобы набрать полезного и богатого на витамины сока

для больных. Обложной дождь сулил хороший сбор овса.

День Иоанна Лествичника

На Иоанна Лествичника Домовой вдруг начинал «бесится» и не узнавать жильцов дома. Славяне не решались выйти во двор из боязни, чтобы озлобленный домашний дух случайно не нанёс им вред. Существовало множество объяснений на этот. Одни рассказывали, что Домовой меняет старый кожный покров, других — что ему предлагает брачную связь ведьма. Но результат от этого не менялся: дух дома буянил почти сутки до крика первого петуха. Вот почему перед заходом солнца славянские люди загоняли весь скот в хлев и запирали его, а сами тихонько сидели в избах, и даже к окнам боялись подходить. Для чествования Иоанна русские люди выпекали и освящали в храме обрядовое печенье — лесенку. Печенье-лесенку выпекали каждому члену семь и все съедали его для здоровья.

У крупных парнокопытных днем сонное состояние, они часто и постоянно нюхают и с шумом выдыхают, непрерывно облизываются, пьют медленно и мало — на дождь.

Родившиеся 13 апреля женщины — «Огнищанки», набирали из печи пылающее топливо и от него в поле разводили спасительный для больных костер. Через него надо было пронести для исцеления тяжелобольного человека, а также для исправной работы сохи и бороны. При тихой погоде синее небо и прозрачные облака — к дождю.

День Марьи

С дня Марьи весноводье продолжается. Водоразлив 13 апреля — к обилию трав. В ночь с 13 апреля на 14 — ясно и звездно — к лету благодатному. Скот кричит словно резанный — к непогоде. Молния во время заката солнца — к утреннему дождю. Короткие и глухие раскаты грома — к погоде солнечной.

День Безхлебицы, святого Тита (Ледолома)

К Безхлебице все зерновые запасы практически заканчивались или были на исходе. Древние славяне переходили на хлеб с квасом. В день Тита и Поликарпа проверяли посевные зерна и семена, чистили засеки. Следили за ледоломом на водоемах. Если льдинки тонули, то велись разговоры о нелегком году. Много полой вода разлилось — к богатству трав и раннему покосу. Слушали птиц: крик перепела сулил богатый сбор хлебов. Клин журавлей потянулся к югу — к частым и холодным ветрам.

Гафия. Никита

На Никиту просыпался голодный, а потому сердитый Водяной. Крестьянские рыбаки в полночь приносили ему дань: чтобы не путал сетей, не изгонял рыбу, не пугал детей. Вдруг еще солнечно, а мать-и-мачеха закрыла цветочки — к ночному ненастью.

Смотрины ольховые, день Осипа

На Осипа устраивали смотрины ольхе. Всех интересовало, когда она зацветет. Слушали сверчка, наблюдали за пчелами и мыслили, время ли ульи выставить.

Восход золотисто-розовый — к прекрасной погоде.

Федулов день. Федора Ветреница.

На Федулу растворяли настежь окна и заговаривали на них, чтобы в избе не остались гнилостные ветры, нечистая сила, переполохи. Устраивали проветривание жилища сквозняком, дабы дать возможность зайти теплым ветрам в него. На околице слышимость звука отчетливая — к предстоящему ветреному ненастью. День безветренный и теплый, ночь — прохладно будет хорошая устойчивая погода.

Евтихий Тихий да Ерема Пролетный

По погоде на Евтихия и Ерему судили об урожае овощей, яровых хлебов, клевера. Заметили: «Если на Евтихия безветренно — то ранние хлеба обильно родятся, а Ерема ветреный — колосья хлебные собьет». Наблюдали за дикими утками. Если они — жирные, то предстоящие весенние дни — неласковые и долгие. Если прилетевшие утки гнездятся почти на воде, то летом будет засуха.

Акулинин день

В Акулинин день, почувствовав солнышко и тепло, просыпаются и поднимаются на поверхность водоемов . В старину селянки, чтобы одеть и задобрить водных дев, выкладывали на берегу красивые платья, холсты. Идя по воду и боясь встреч с ними, брали с собой чеснок или пучок сухой полыни. Обложной дождь на Акулину предвещал плохой сбор яровых, урожай ягод калины. Смотрели только через окно на небеса. Если они были усеяны звездами, то ожидали урожай на грибы и лесные ягоды. Утренний морозец, проходящий с появлением солнца, предвещал хорошие хлеба и много гречихи.

Вадим Ключник

Именинники 21 апреля — источники воды. Отовсюду к подземной водице спешил народ, чтобы почистить ее и отомкнуть пути весенние. Пили и умывались кристально чистой ключевой водой. Короткие и ранние сумерки с луной красноватой сулили грозовой теплый день.

Лельник, Красная горка

Красной горкой славяне называли холм или возвышенность, находящуюся на околице селения. На возвышенности и по центру горки ставили скамью или деревянную или дерновую, на которую просили посредине сесть Лялю — наиболее красивую девушку селения.

По обе стороны скамьи укладывали дары. Справа размещали каравай, а слева — молоко, сыры, масла. Скамью обкладывали сплетенными веночками. Девушки хороводили вокруг нее с обрядовыми песнями. Девушка Ляля надевала венки всем на головы.

Восход солнце с белесыми бликами, значил предстоящий сухой день.

Терентий Маревный

Терентий Маревный указывал на важные приметы для предстоящей пахоты

Если солнце с восхода и да заката было окружено маревом (туманом), то лето должно было быть хлебородное, а если без дымки то, что знали, придется перепахивать и по новой поле засевать. Появившиеся молодые паучки предвещали теплые денечки. А если старые пауки сидели высоко в паутине, то могли быть ночные заморозки.

Антип Половод

На Антипа воды вскрылись. По антиповым водамо хлебушке насущном гадали. Если Антип не распустил воды, то в закромах не будет зерна через весну позднюю, лето неблагоприятное. Утренние небеса румяные будет ветрено и дождливо.

С маленьких тучек образовались огромные облака и соединились — ожидался сильный ливень.

Василий Парийский

На Василия Парийского земля выпаривалась. Дождь в течение дня — в первых числах мая тоже дождливо.

Фомаида, Медуница, Заячьи именины

Период цветения медуницы, и вылета шмелей. Чествование ушастых, так как в этот день у зайцев и зайчих — именины.

Мартын Лисогон

На Мартына Лисогона легкие облака плывут впереди огромной массы туч — к дождю с ветром, вороны купают в ручейках и лужах воронят и отпускает их на самостоятельное житие-бытие.