Снаряд акации. САУ «Акация»: история создания, описание и характеристики

История создания САУ 2С3 Акация

До середины 60-х годов в войсках Советской Армии продолжали служить САУ ,
и
, созданные и принятые на вооружения ещё в период Великой Отечественной войны. Они сочетали в себе качества пушечно-гаубичной артиллерии с противотанковыми возможностями, и за эту универсальность нравились военным, чьи взгляды на способы ведения боевых действий сформировались в ходе войны.

Однако когда военное поколение офицеров и генералов стало постепенно сменяться послевоенным, стали формироваться новые взгляды на использование самоходной артиллерии.

Так, в частности, главным врагом танка был объявлен не артиллерийский снаряд, а ПТУРС. Поэтому посчитали, что самоходная артиллерия с одной стороны не может быть противотанковой, а с другой, ей не нужна противоснарядная броня, поскольку ПТУРСы её всё равно пробьют, сколь бы крепкой она ни была. А по сему САУ должна быть максимально подвижной, желательно плавающей и авиатранспортабельной, а следовательно иметь лишь противопульное бронирование. Орудие же для максимального манёвра огнём должно размещаться не в бронерубке, а во вращающейся башне с возможностью кругового обстрела и высокого угла подъёма ствола. Кроме того, орудие должно было иметь возможность стрелять и ядерными снарядами.

Исходя из этих взглядов, совместным постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №609-201 от 4 июля 1967 года Свердловскому машиностроительному заводу «Уралтрансмаш» было выдано техническое задание на разработку самоходной гаубицы 2С3 Акация .

Конструкция 2С3 Акация

Акация была спроектирована по классической башенной схеме: сварной корпус, разделённый на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое.

В ходе проектирования гаубицы, рассматривалось несколько вариантов шасси. Среди них были: Объект 118 (Гусеничный минный заградитель), Объект 123 (шасси СПУ 2П24 ЗРК «Круг»), Объект 124 (шасси СНР 1С32 ЗРК «Круг»). Также рассматривался вариант использования в качестве шасси среднего танка «Объект 432». После проведения исследований и анализа полученных данных, в качестве базы было рекомендовано использовать шасси производства Свердловского машиностроительного завода.
При проектировании серийного образца, в конструкции 2С3 были использованы детали и узлы опытных самоходных установок «Объект 105»(СУ-100П), «Объект 120» (СУ-152 «Таран», в качестве базы было использовано шасси ЗРК «Круг», башенка командира была взята с «Объекта 118» (Гусеничный минный заградитель). Конструкторам удалось добиться разрешения на усиление брони до 30-миллиметровой толщины и, соответственно, отказа от плавучести. Однако авиатрансппортабельность военным отстоять удалось, и Акация может перевозиться в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов. Так, тяжёлыйлый военно-транспортный самолёт
может взять на борт две таких установки.

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса шасси справа. В нём размещены: двигатель, системы силовой установки и трансмиссия.

Боевое отделение находится в кормовой части самоходки, которое образовано из башни с полом и кормовой части корпуса с оборудованием. На днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола, которая опирается на пять роликов и установлена на шариковом погоне. Сиденье заряжающего расположено справа от гаубицы, а наводчика – слева. Командир находится за наводчиком.
Боекомплект был первоначально размещён в двух механизированных боеукладках. Для стрельбы с подачей боеприпасов с грунта в корме корпуса имеется специальный люк.

Вооружение 2С3 Акация


Основным вооружением Акации является гаубица 2А33 (Д-22) с длиной ствола 27 калибров . Разработкой этой артсистемы занималось ОКБ-9, в качестве базы использовалась 152-мм пушка-гаубица Д-20 , изготавливалась в Перми на Мотовилихинском заводе. По конструкции ствола 2А33 отличается от Д-20 только наличием эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела, а по баллистике и боеприпасам она полностью соответствует Д-20. Орудие с вертикально-клиновым затвором, двухкамерным дульным тормозом и эжектором размещено в поворотной закрытой бронированной башне. Стрельба возможна только с места.


2А33 имеет гидропневматические противооткатные устройства, цилиндры которых жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката равна 510-710 мм, предельная – 740 мм. Для защиты расчета от удара откатных частей гаубицы на люльке смонтировано ограждение. Работа заряжающего существенно облегчена за счет использования досылателя снаряда и гильзы в камору ствола. При ведении стрельбы прямой наводкой без перекомплектации зарядов из боеукладок башни и корпуса скорострельность составляет 3,5 и 2,6 выстрела в минуту соответственно. А при ведении стрельбы с закрытых позиций с подачей выстрелов с грунта скорострельность достигает четырёх выстрелов в минуту. При наведении гаубицы на цель поворот башни производится вручную или с помощью электропривода (угол горизонтального обстрела 360°), а наведение в вертикальной плоскости – только ручным подъемным механизмом, который имеет один сектор и уравновешивающий пневматический механизм толкающего типа Диапазон углов вертикального обстрела – от -4° до +60°.

Первоначально возимый боекомплект состоял из 40 выстрелов: 36 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами ОФ-540 (масса снаряда 43,56 кг, взрывчатого вещества – 5,86 кг) . Имелось также четыре кумулятивных снаряда БП-540. Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами были предусмотрены полный и шесть уменьшенных зарядов, максимальная дальность стрельбы составляет 17410 м. Прицельная дальность стрельбы кумулятивным снарядом равна 3000 м, он способен пробивать расположенную под прямым углом плиту броневой стали толщиной 250 мм.
Вспомогательное вооружение самоходной установки состоит из 7,62-мм пулемета ПКТ, установленного на турели на башенке командира. Стрельбу из него можно вести как по наземным, так и по воздушным целям.

Двигатель 2С3 Акация

В качестве силовой установки Акации используется V-образный двенадцатицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-59У жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Этот дизель-мотор ведёт своё происхождение от двигателя В-2, стоявшего сначала на танке
, а потом на
и на

. При 150-миллиметровом диаметре цилиндра и 180-миллиметровом ходе поршня его рабочий объём был равен 38 880 см 3 .
Для передачи крутящего момента к ведущим звёздочкам используется механическая двухпоточная трансмиссия с планетарным механизмом поворота. Самоходка имеет индивидуальную торсионную подвеску катков с гидравлическими амортизаторами телескопического типа.

Серийное производство Акации началось в 1973 году. В 1975 самоходка была модернизирована. В усовершенствованной машине две боеукладки заменялись одной барабанного типа на 12 выстрелов, в боекомплект вводились активно-реактивные боеприпасы. Длина ствола была увеличена на один калибр. Модернизированная гаубица получила обозначение 2С3М. В 1987 году на гаубицу установили аппаратуру приема и отображение информации и новый перископический прицел. В боекомплект ввели корректируемый боеприпас ОФ-38 «Краснополь». Модификация получила обозначение 2С3М1.
САУ 2C3 Акация до сих пор состоит на вооружении артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий. В советские времена самоходка поставлялась в страны организации Варшавского договора, Ирак, Ливию и Сирию, где также состоит на вооружении.

Русские САУ

Су-85 Боевая масса – 30 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм. Двигатель – В-2-34, 500 л. с. Макс, скорость – 55 км/ч. Запас хода по шоссе – 300 км.

Смотрите также:

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

САУ 2С3 Акация - советская 152-мм дивизионная самоходная гаубица, предназначена для подавления и уничтожения живой силы, артиллерийских и миномётных батарей, ракетных установок, танков, огневых средств, пунктов управления и тактических средств ядерного нападения.

Самоходная гаубица 2С3 Акация (ГАБТУ - объект 303)

Разработана на Уральском заводе транспортного машиностроения.

Главный конструктор шасси - Г. С. Ефимов, 152-мм орудия 2А33 - Ф. Ф. Петров.

История создания

По окончании Второй мировой войны, на вооружении Советского Союза состояли в основном противотанковые и штурмовые САУ, чьей основной функцией было непосредственное сопровождение пехоты и танков и стрельба по вражеским целям прямой наводкой. В то же время в западных странах и США уже имелись САУ, предназначенные для ведения огня с закрытых позиций.

Постепенно самоходная артиллерия в этих странах начала вытеснять буксируемую. Незаменимость самоходной артиллерии в локальных конфликтах стала очевидна, поэтому в период с 1947 по 1953 год были проведены изыскания по созданию новых самоходных гаубиц, однако в 1955 году по указанию Н. С. Хрущёва большинство работ по самоходной артиллерии было прекращено. Некоторое время спустя Министерство обороны СССР пришло к выводам, что стратегическая ядерная война маловероятна, так как приведёт к уничтожению обеих воюющих сторон. При этом более реальными могли стать локальные конфликты с использованием тактических ядерных вооружений. В таких конфликтах самоходная артиллерия имела неоспоримое преимущество перед буксируемой.

С отставкой Н. С. Хрущёва разработка самоходной артиллерии в СССР была возобновлена. К этому моменту на вооружении США уже находилась 155-мм самоходная гаубица M109, в боекомплект которой входил ядерный выстрел M454 мощностью 0,1 кт. В 1965 году на базе Львовского полигона советскими войсками были проведены масштабные учения с применением артиллерийских установок времён Великой Отечественной войны. Результаты учений показали несоответствие имевшихся на вооружении самоходных артиллерийских установок требованиям современного ведения боя. С целью ликвидации отставания советской самоходной артиллерии от артиллерии стран НАТО в 1967 году выходит постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 609-201 от 4 июля. В соответствии с этим постановлением была официально начата разработка новой 152-мм самоходной гаубицы.

Предварительно ВНИИ-100 в период с 1963 по 1965 год выполнил научно-исследовательскую работу по определению облика и базовых характеристик новой САУ. В ходе исследований были проработаны два варианта САУ. Первый - на базе шасси «Объекта 124» (в свою очередь, созданного на базе СУ-100П), второй - на базе перспективного в то время среднего танка «Объект 432». В обоих вариантах основным вооружением являлась 152-мм гаубица с баллистикой Д-20. По результатам работ было выяснено, что оптимальной для новой самоходной гаубицы будет переднемоторная компоновка, а также наличие дополнительного отбора мощности для вспомогательного оборудования. Двигатель 5ТДФ не позволял реализовать такие потребности. ВНИИ-100 были проработаны варианты с переднемоторной компоновкой двигателя, а также с возможностью отбора мощности от свободной муфты, но проекты не были реализованы, а в качестве базы было рекомендовано использовать шасси производства свердловского Машиностроительного завода. Полученные проработки легли в основу ОКР под наименованием «Акация» (индекс ГРАУ - 2С3). «Акация» должна была поступить на вооружение артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий для замены 152-мм гаубиц МЛ-20, Д-1 и Д-20.

Таблица ТТХ аванпроектов 2С3, выполненных во ВНИИ-100

Главным разработчиком 2С3 был назначен Уральский завод транспортного машиностроения, гаубица 2А33 (внутризаводское обозначение Д-22) проектировалась в ОКБ-9. В конце 1968 года было завершено изготовление первых двух опытных образцов 2С3, а в октябре 1969 года завершены заводские испытания. Параллельно, летом 1969 года были изготовлены ещё 4 машины для полигонных испытаний. Испытания выявили высокую загазованность боевого отделения. Одновременно, аналогичная ситуация складывалась и со 122-мм полковой самоходной гаубицей 2С1. В то же время для обеих самоходных артиллерийских установок были проработаны картузные варианты гаубиц. На базе 2А33 была разработана 152-мм гаубица Д-11 с картузным заряжанием. Вместо клинового затвора, цепного досылателя и зарядов в гильзе в Д-11 применялся поршневой затвор, пневматический досылатель и картузные заряды. Однако испытания показали, что недостатки у новой гаубицы Д-11 аналогичны, так как пламенность выстрелов осталась той же, при этом сохранилась та же кучность и дальность стрельбы. Кроме того, было выявлено неудобство при работе с пеналами зарядов, а также конструктивные недостатки пневматического досылателя, в результате чего скорострельность оставалась на уровне базового орудия. Дальнейшее совершенствование конструкции Д-11 привело к созданию модернизированного образца под индексом Д-11М, который показал рост дальности стрельбы осколочно-фугасным снарядом до 19,3 км благодаря увеличенной каморе и применению более мощных картузных зарядов.

В 1971 году 3 ЦНИИ в рамках НИР «Развитие» рассмотрел и провёл анализ результатов работ по картузным вариантам 122-мм и 152-мм гаубиц. Несмотря на полученные показатели, 3 ЦНИИ дал заключение о нецелесообразности ведения дальнейших изысканий по картузному варианту гаубицы 2А33. Основной причиной стало отсутствие на тот момент технического решения, позволявшего создать и ввести в эксплуатацию надёжные и безопасные заряды в жёстком картузе или сгорающей гильзе. Кроме того, вариант Д-11М не имел существенных преимуществ перед Д-22. Научно-технический задел по проведённым исследованиям было рекомендовано использовать при создании 152-мм самоходной пушки 2С11 «Гиацинт-СК». Проблема же загазованности боевого отделения САУ 2С3 была решена другим способом, а именно применением более мощного эжектора и гильз с улучшенной обтюрацией. После доработок, в 1971 году самоходная артиллерийская установка 2С3 «Акация» была принята на вооружение Советской армии.

Модификации

Сравнительная таблица ТТХ различных модификаций САУ 2С3
2С3 2С3М 2С3М1 2С3М2 2С3М2-155 2С3М3
1970 1975 1987 2006 опытная опытная
Боевая масса, т 27,5 27,5 27,5 27,5 28 28
Индекс орудия 2А33 2А33 2А33 2А33 М-385 2А33М
Калибр орудия, мм 152,4 152,4 152,4 152,4 155 152,4
Длина ствола, клб 28 28 28 28 39 39
Углы ВН, град -4...+60 -4...+60 -4...+60 -4...+60 -4...+65 -4...+65
Возимый боезапас, выстр. 40 46 46 46 45 45
17,4 17,4 17,4 17,4 24 21,4
20,5 20,5 20,5 20,5 30 25,1
20 20 20 20 25 25
Панорамный прицел ПГ-4 ПГ-4 1П5 1П5
Радиостанция Р-123 Р-123М Р-173 Р-173 Р-173 Р-168
Аппаратура внутренней связи Р-124 Р-124 1В116 1В116 1В116 1В116

Серийное производство

Серийное производство САУ 2С3 было развёрнуто в 1970 году (то есть до официального принятия на вооружение) на Уральском заводе транспортного машиностроения. По состоянию на 1973 год стоимость одной самоходной артиллерийской установки 2С3 составляла 30,5 тысяч рублей. Изготовлением гаубицы 2А33 до 1982 года занимался Пермский завод имени Ленина, затем производство было передано на волгоградский завод «Баррикады». Производство 2С3 продолжалось вплоть до развала Советского Союза и было остановлено в 1993 году, всего за 23 года производства было выпущено около 4000 машин 2С3 различных модификаций.

В начале 1970-х годов в ЦКБ «Трансмаш» были произведены работы по модернизации самоходной гаубицы 2С3, так как базовая модификация имела существенные недостатки в компоновке боевого отделения и конструкции механизма заряжания. Основные изменения коснулись механизированных укладок. На модернизированном варианте установлена одна механизированная укладка барабанного типа, вместо двух на базовом, что позволило увеличить возимый боезапас с 40 до 46 выстрелов. Кроме того, была изменена конфигурация и расположение люков в кормовой части корпуса и башни, внедрена механизированная подача выстрелов с грунта, на крышу башни перенесена антенна радиосвязи, радиостанция Р-123 заменена на радиостанцию Р-123М. Модернизированной версии был присвоен индекс 2С3М. В серийное производство САУ 2С3М была запущена в 1975 году. До 1975 года было выпущено около 200 машин в базовой модификации.

Последней советской модификацией 2С3 стала САУ 2С3М1. В отличие от 2С3М, на этой модификации у наводчика был установлен панорамный прицел 1П5. Аппаратура внутренней связи Р-124 заменена на новую 1В116. Вместо радиостанции Р-123М, установлена радиостанция Р-173. Кроме того, 2С3М1 дополнительно оснащалась аппаратурой 1В519 для приёма командной информации с машины старшего офицера батареи (МСОБ). Данная модификация была запущена в серию с 1987 года.

К вопросу о модернизации самоходной гаубицы 2С3 вернулось уже Министерство обороны РФ. Новая модификация получила индекс 2С3М2. В отличие от своих предшественников, машина оснащена автоматизированной системой управления наведением и огнём 1В514-1 «Механизатор-М». Также улучшена защищённость машины, благодаря установке системы 902B для постановки дымовых завес для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами. Помимо основного варианта, предназначенного для Российской армии на Уральском заводе транспортного машиностроения совместно с ОКБ-9 был разработан экспортный вариант САУ 2С3М2, получивший неофициальное наименование 2С3М2-155, предназначенный для потенциальных иностранных заказчиков, заинтересованных в переводе имеющихся САУ 2С3 на калибр стандарта НАТО.

Последняя опытная глубокая модернизация самоходной гаубицы 2С3М2 велась под индексом 2С3М3. Изменения коснулись артиллерийской части самоходной гаубицы. Гаубица 2А33 была заменена на более мощную 152-мм 2А33М, унифицированную по баллистическому решению с гаубицей 2А64, что дало увеличенную (до 19,8 км на полном заряде и до 18,9 км - на переменном) дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25 по сравнению с предыдущими вариантами, а также возможность применения выстрелов, предназначенных для орудий 2С19 и 2А65. Кроме того, штатная АСУНО заменена на унифицированный комплект бортового оборудования с улучшенными характеристиками.

Конструкция

Броневой корпус и башня

Самоходная гаубица 2С3 «Акация» выполнена по ставшей классической для самоходной артиллерии башенной схеме. Корпус машины сварен из стальных броневых катанных листов и разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. В передней части корпуса по правому борту расположено моторно-трансмиссионное отделение. Слева от него находится место механика-водителя с органами управления шасси. В средней и кормовой частях корпуса располагается боевое отделение. На крыше корпуса на шариковый погон установлена сварная башня. В башне установлено орудие, а также места экипажа. По правому борту размещается сидение заряжающего, по левому борту в передней части башни установлено сидение наводчика и прицельные приспособления. За наводчиком размещено место командира САУ. Место командира оборудовано поворотной башенкой, установленной на крыше башни. В кормовой части башни установлена укладка с зарядами, а также укладки со снарядами (позднее заменённые на единую барабанную механизированную укладку). Под башней на днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола. На платформе установлена укладка для зарядов, а также ящик для хранения дополнительных пучков пороха. В кормовой части корпуса установлены две механизированные укладки под снаряды и заряды основного орудия. Подача в укладки может осуществляться с грунта через специальные кормовые лючки. Бронирование САУ 2С3 обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту экипажа. Толщина лобовых листов корпуса и башни составляет 30 мм, а бортов 15 мм.

Вооружение

Основным вооружением САУ 2С3 является 152-мм гаубица 2А33. Орудие полностью унифицировано по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам со 152-мм буксируемой гаубицей Д-20. Основными узлами орудия 2А33 являются: ствол, затвор, электрооборудование, досылатель, противооткатные устройства, люлька, ограждение, уравновешивающий и подъёмный механизмы. Ствол орудия представляет собой трубу соединённую с казёнником муфтой, в передней части ствола находится эжектор, на дульном срезе трубы закреплён дульный тормоз. В казённике расположен вертикально-клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. Выстрел из орудия может производиться как вручную, так и электроспуском. Копирная полуавтоматика затвора предназначена для открывания затвора при накате после выстрела орудия. Для первого заряжания справа на казённике расположена рукоятка ручного открывания клина. Люлька сварная, в люльке закрепляется шток противооткатных устройств и сектора подъёмного механизма. В задней части люльки болтовым соединением закреплено ограждение. На ограждении размещены элементы ударно-спускового механизма, досылатель, линейка для измерения длины отката, а также механизм блокировки спуска. Электромеханический досылатель снаряда и заряда, а также лоток-улавливатель стреляной гильзы, предназначены для облегчения работы заряжающего. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката, цилиндр которого закреплён в казённике орудия, и из пневматического накатника, заполненного азотом. Подъёмный механизм секторного типа, обеспечивает наведение орудия в диапазоне углов от?4 до +60 град по вертикали. Подъём орудия может осуществляться как вручную маховиком, так и с помощью электродвигателя. Кроме того, в рукоятке маховика подъёмного механизма расположена кнопка электроспуска. Пневматический уравновешивающий механизм служит для компенсации момента неуравновешенности качающейся части орудия. Возимый боекомплект САУ 2С3 составляет 40 выстрелов (46 для 2С3М и последующих модификаций).

В основной боекомплект самоходной гаубицы 2А33 входят осколочно-фугасные снаряды 53-ОФ-540 с максимальной дальностью стрельбы в 17,05 км, а также снаряды 3ОФ25 с улучшенной аэродинамической схемой и максимальной дальностью стрельбы в 17,4 км. В настоящее время для 2С3 разработаны корректируемые снаряды «Сантиметр» и «Краснополь», для поражения бронетанковой техники в местах сосредоточения пусковых установок, долговременных оборонительных сооружений, мостов и переправ. Кроме того, предусмотрено использование осветительных, бетонобойных, химических и ядерных снарядов, а также снарядов постановщиков радиопомех. Для борьбы с бронированной техникой в штатном боекомплекте 2С3 имеются 4 кумулятивных боеприпаса 53-БП-540. Боеприпас способен пробивать 250-мм гомогенной броневой стали на расстояниях до 3 км. Кроме того, стрельба по бронированным целям может вестись бронебойными снарядами 53-Бр-540 и 53-Бр-540Б, не входящими в штатный боекомплект. Снаряды способны пробивать гомогенную броню толщиной 120-мм и 115-мм соответственно на расстоянии в 1000 м. Кроме обычных типов боеприпасов, «Акация» может вести огонь специальными боеприпасами, например ядерными 3ВБ3 мощностью 1 кт и дальностью стрельбы 17,4 км. Кроме того, для 152-мм гаубиц МЛ-20, Д-1, Д-20 и 2С3 в СССР были разработаны осколочно-химические и химические снаряды, снаряжённые различными отравляющими веществами. Баллистика и габаритно-массовые характеристики этих снарядов приблизительно соответствовали их осколочно-фугасным аналогам (например, баллистика снарядов 53-ХН-530 и 53-ХС-530 соответствовала осколочно-фугасному снаряду 53-ОФ-530). Дополнительно САУ 2С3 оборудована 7,62-мм пулемётом ПКТ. Пулемёт установлен на вращающейся башенке командира САУ, углы вертикального наведения составляют от?6 град до +15 град. Для личного оружия расчёта гаубицы предусмотрены два крепления под автоматы АКМС, а также крепление для сигнального пистолета. В возимый боекомплект дополнительного вооружения входят: 1500 патронов для пулемёта, 600 патронов для автоматов и 18 ракет к сигнальному пистолету.

Средства наблюдения и связи

Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени, а также для стрельбы из пулемёта, в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3А с прожектором ОУ-3ГК. Место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП5-38 для ведения огня по наблюдаемым целям. Место механика водителя оборудовано двумя призменными приборами наблюдения ТНПО-160, а также прибором ночного видения ТВНЕ-4Б для вождения в ночных условиях.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи Р-124.

Двигатель и трансмиссия

В 2С3 установлен V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-59У жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 520 л.с. Кроме дизельного топлива, двигатель имеет возможность работы на керосине марок ТС-1, Т-1 и Т-2.

Трансмиссия механическая, двухпоточная, с планетарным механизмом поворота. Имеет шесть передних и две задних передачи. Максимальная теоретическая скорость движения на шестой передней передаче составляет 60 км/ч. На второй задней передаче обеспечивается скорость движения до 14 км/ч.

Ходовая часть

Ходовая часть 2С3 представляет собой модифицированное шасси СПТП СУ-100П и состоит из шести пар обрезиненных опорных и четырёх пар поддерживающих катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней - ведущие. Гусеничная лента состоит из мелких звеньев с резинометаллическими шарнирами цевочного зацепления. Ширина каждого трака 484 мм при шаге 125 мм. Подвеска 2С3 - индивидуальная торсионная. На первом, шестом опорных катках установлены двухсторонние гидроамортизаторы. Для того чтобы ходовая часть могла обеспечить заданные параметры, конструкция ходовой САУ СУ-100П подверглась существенной переработке. По сравнению с базовой машиной опорные катки и система подвески САУ 2С3 были усилены, кроме того, была изменена система охлаждения.

Боевое применение

Боевое крещение самоходная гаубица 2С3 приняла во время войны в Афганистане. Гаубица 2С3 являлась самой распространённой самоходной артиллерийской установкой 40-й армии, поэтому часто осуществляла непосредственное сопровождение мотострелковых подразделений во время штурмовых операций, где являлась основой артиллерийских полковых групп 40-й армии СССР. По состоянию на 1 августа 1987 года в составе 40-й армии СССР оставалось три самоходных артиллерийских дивизиона, вооружённых САУ 2С3 общей численностью в 50 единиц. Для защиты корпуса «Акации» от огня 12,7-мм пулемётов ДШК самоходные установки обвешивались запасными траками и использованными ящиками из-под снарядов, наполненными песком. С 1984 года ОКСВА начал использовать 2С3 для сопровождения конвоев через перевал Саланг. Характер местности предрасполагал к частым засадам со стороны афганских моджахедов. Первоначально самоходные гаубицы 2С3 принимались за танки, одним из недостатков которых являются небольшие углы возвышения орудия. Однако, в отличие от танков, САУ «Акация» успешно осуществляли артиллерийскую поддержку во время сопровождения колонн, обстреливая вражеские силы шрапнельными снарядами. В 1985 году во время операции против сил контрреволюции в провинции Хост САУ 2С3 также осуществляли артиллерийскую поддержку силам ОКСВА. Около Пактии САУ попали в засаду, в результате чего как минимум одна 2С3 была уничтожена.

Практически в начале ирано-иракской войны Ираку из СССР были начаты поставки САУ 2С1 и 2С3, которые составили основу иракских артиллерийских группировок. В 1991 году во время операции «Буря в пустыне» САУ 2С3 применялись иракскими войсками. В целом опыт применения Ираком артиллерии оценивался как негативный, что способствовало в свою очередь появлению мифа о том, что советская артиллерия неэффективна. Однако при оценке действий иракской артиллерии не принимались во внимание факты о том, что система управления войсками и оснащение артиллерийских группировок иракских сил не соответствовали советским стандартам того времени.

«Акации» использовались в июне 1992 года во время Приднестровского конфликта, какие-либо подробности применения отсутствуют. Одна самоходная гаубица 2С3 применялась грузинскими артиллерийскими подразделениями во время войны в Абхазии, после 80-100 выстрелов орудие вышло из строя. САУ 2С3 также использовалась российскими войсками во время первого и второго чеченских конфликтов. В августе 2008 года самоходные артиллерийские установки 2С3 использовались российскими войсками. Одним из эпизодов применения была артиллерийская дуэль между российской и грузинской артиллерийскими группировками в посёлке Шанхай. В ходе дуэли от осколочного ранения погиб командир одной из САУ 2С3 693-го мотострелкового полка, причиной потери был выбор удобной, но хорошо просматриваемой с грузинской стороны огневой позиции.

В 2011 году, во время Гражданской войны в Ливии САУ 2С3 использовались правительственными войсками. В ходе гражданской войны в Сирии самоходные гаубицы «Акация» применялись подразделениями Сирийской арабской армии, в том числе использовались при стрельбе прямой наводкой для оказания негативного психологического эффекта на вражеские подразделения. В 2014 году в ходе Вооружённого конфликта на востоке Украины 2С3 использовались украинскими войсками. В августе 2014 года потери САУ 2С3 украинскими войсками превысили потери самоходных гаубиц данного типа в других вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Несколько батарей «Акаций» было выведено из строя силами ВСН, часть САУ была уничтожена украинскими войсками, при этом как минимум один артиллерийский дивизион 2С3 был захвачен войсками ВСН. Среди причин крайне неудачного применения САУ «Акация» во время Вооружённого конфликта на востоке Украины называется низкий уровень подготовки экипажей и неудовлетворительное состояние самоходных гаубиц.

Оценка машины

Сравнительная таблица ТТХ 2С3 с артиллерийскими системами предыдущего и следующего поколения
Су-152Г 2С3 (2С3М) 2С19
Год принятия на вооружения 1949 1971 (1975) 1989
Боевая масса, т 23,8 27,5 42,0
Экипаж, чел. 5 4 5
Тип установки орудия открытая закрытая закрытая
Марка орудия Д-50/Д-1 2А33 2А64
Длина ствола, клб. 23 28 47
Углы ВН, град -5...+40 -4...+60 -4...+68
Углы ГН, град 143 360 360
Возимый боезапас, выстр. 42 40 (46) 50
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 13,7 17,4 24,7
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км - 20,5 29
Максимальная дальность стрельбы УАС, км - 20 25
Масса ОФС, кг 40,00 43,56 43,56
3-4 1,9-3,5 7-8
- 7,62 12,7
Максимальная сокрость по шоссе, км/ч 65 60 60
Запас хода по шоссе, км 290 500 500
Сравнительная таблица ТТХ 2С3 с зарубежными аналогами
СССР 2С3 США М109А1 Япония Тип 75 Китай Тип 83 СССР 2С3М1 США М109А6
Начало серийного производства 1971 1973 1975 1984 1987 1991
Боевая масса, т 27,5 24,07 25,3 30 27,5 28,9
Экипаж, чел. 4 6 6 5 4 6
Калибр орудия, мм 152,4 155 155 152,4 152,4 155
Длина ствола, клб 28 39 30 28 28 39
Углы ВН, град -4...+60 -3...+75 -5...+65 -4...+65 -4...+60 -3...+75
Углы ГН, град 360 360 360 360 360 360
Возимый боезапас, выстр. 40 28 28 30 46 39
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 17,4 18,1 15 17,23 17,4 22
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км 20,5 23,5 19 21,88 20,5 30
Максимальная дальность стрельбы УАС, км 20 30 20 20 30
Масса ОФС, кг 43,56 43,88 43,88 43,56 43,56 43,88
Боевая скорострельность, выстр/мин 1,9-3,5 1-4 до 6 до 4 1,9-3,5 1-4
Калибр зенитного пулемёта, мм 7,62 12,7 12,7 12,7 7,62 12,7
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 61 47 55 60 61
Запас хода по шоссе, км 500 299 300 450 500 299

Операторы

Современные

Россия:
-Сухопутные войска России - 1800 ед., из них 1000 на хранении, по состоянию на 2013 год
-Морская пехота России - 18 ед. по состоянию на 2013 год
-Азербайджан - 6 ед. по состоянию на 2013 год, дополнительно поставлено 16 единиц 2С3 из Украины в период с 2009 по 2010 год
-Алжир - 30 ед. по состоянию на 2013 год, всего поставлено 40 ед.
-Армения - 28 ед. по состоянию на 2013 год
-Белоруссия - 108 ед. по состоянию на 2013 год, всего поставлено 166 ед.
-Вьетнам - 30 ед. по состоянию на 2013 год
-Демократическая Республика Конго - 10 ед. по состоянию на 2013 год
-Грузия - 13 ед. по состоянию на 2013 год; по данным «Газета. Ру», 8 единиц 2С3М по состоянию на 2008 год
-Казахстан - 120 ед. по состоянию на 2013 год
-Куба - 40 единиц 2С1 и 2С3 по состоянию на 2013 год
-Словакия - 4 ед. поставлены в период с 1993 по 2010 год, назначение поставок неизвестно
-Сирия - 50 ед. по состоянию на 2013 год
-США - 19 ед. поставлено в период с 1993 по 2010 год, точное назначение поставок неизвестно, официально поставлялись для обучения; возможно, с целью изучения конструктивных решений
-Туркмения - 16 ед. по состоянию на 2013 год
-Узбекистан - 17 ед. по состоянию на 2013 год
-Украина - 463 ед. по состоянию на 2013 год, всего поставлена 501 единица
-Чехия - 13 ед. поставлено из Венгрии в период с 1993 по 2010 год, назначение поставок неизвестно
-Южная Осетия - 42 ед. по состоянию на 2008 год
-Южный Судан - 12 ед. по состоянию на 2013 год

Бывшие

СССР - перешли к образовавшимся после распада государствам
-Болгария - 4 ед. поставлены из СССР в 1989 году, в 1999 году проданы Анголе
-Венгрия - 18 ед. поставлено из СССР в 1981 году
-ГДР - 95 ед. поставлено из СССР в период с 1979 по 1985 год, переданы ФРГ. 9 единиц были проданы США, остальные возможно на хранении или подверглись демилитаризации.
-Ирак - 150 ед. поставлено из СССР в период с 1980 по 1989 год, с 2006 года сняты с вооружения

Характеристики

Классификация: самоходная гаубица
-Боевая масса, т: 27,5
-Компоновочная схема: переднемоторная
-Экипаж, чел.: 4
Размеры:
-Длина корпуса, мм: 6970
-Длина с пушкой вперёд, мм: 7765
-Ширина корпуса, мм: 3250
-Высота, мм: 3050
-База, мм: 4622
-Колея, мм: 2720
-Клиренс, мм: 450
Бронирование:
-Тип брони: противопульная
-Лоб корпуса, мм/град.: 30
-Борт корпуса, мм/град.: 15
-Лоб башни, мм/град.: 30
-Борт башни, мм/град.: 15
Вооружение:
-Калибр и марка пушки: 152-мм 2А33
-Тип пушки: нарезная гаубица
-Длина ствола, калибров: 28
-Боекомплект пушки: 46
-Углы ВН, град.: -4...+60 град
-Углы ГН, град.: 360 град
-Дальность стрельбы, км: до 20,5
-Прицелы: ПГ-4, ОП5-38, ТКН-3А
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ
Подвижность:
-Двигатель : Производитель: ЧТЗ. Марка: В-59У. Тип: дизельный. Объём: 38 880 куб.см.. Максимальная мощность: 520 л.с., при 2000 об/мин. Максимальный крутящий момент: 2059 Н·м, при 1200-1400 об/мин. Конфигурация: V12. Цилиндров: 12. Расход топлива при смешанном цикле: 180-220 л/100 км. Расход топлива на трассе: 165 л/100 км. Диаметр цилиндра: 150 мм. Ход поршня: 180 мм. Охлаждение: жидкостное. Тактность (число тактов): 4. Рекомендованное топливо: многотопливный.
-Скорость по шоссе, км/ч: 60
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25-30
-Запас хода по шоссе, км: 500
-Ёмкость топливных баков, л: 830
-Удельная мощность, л. с./т: 19
-Тип подвески: индивидуальная, торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,6
-Преодолеваемый подъём, град.: 30 град
-Преодолеваемая стенка, м: 0,7
-Преодолеваемый ров, м: 3
-Преодолеваемый брод, м: 1

Самоходные гаубицы впервые нашли боевое применение в ходе Второй мировой войны. Они широко использовались в германской, британской и американской армиях. В СССР 152-мм гаубица М-10 размещалась в танке КВ-2, а 122-мм гаубица М-30 - в самоходной установке СУ-122, созданной на базе танка Т-34. Угол возвышения в этих установках был очень мал, и о навесной стрельбе не могло быть и речи, поэтому гаубицы выполняли функции пушек.

В 1947-1953 годах началось проектирование и первых отечественных самоходных гаубиц. Но в середине 50-х годов Н.С.Хру-щев попал под влияние ученых-атомщиков и ракетчиков, говоривших о десятках мегатонн, тысячах километров дальности стрельбы и т.д. Зачем нужны какие-то самолеты, надводные корабли, танки, пушки, когда есть универсальное оружие, способное уничтожить в течение часа любого противника? Однако на это требовались огромные средства, и Хрущев начал «крестовый поход» против обычного вооружения. Так, полностью были прекращены все работы по железнодорожной и береговой артиллерии, по зенитным орудиям среднего и крупного калибра, по корабельным орудиям калибра свыше 76 мм и полевой артиллерии (корпусной и особой мощности). То же коснулось и самоходной артиллерии. Надо отметить, что и в США складывалась похожая ситуация, но там раньше осознали свой промах.

Результаты такой политики оказались плачевными. В постоянно возникавших локальных войнах выявилась незаменимость самоходной артиллерии. Мало того, во многих ситуациях артиллерия становилась единственной реальной силой, когда применение авиации и тактических ракет было невозможно. Примеров таких конфликтов десятки: 50-е годы - артиллерийская дуэль в Формозском проливе между КНР и обосновавшимися на островах американцами и гоминдановцами; 60-е - бои за остров Даманский между СССР и КНР; 70-е - «первая социалистическая война» между Вьетнамом и КНР; в 1967- 1972 годах - артиллерийская дуэль через Суэцкий канал Египта с Израилем, наконец, в 90-х - война в Боснии. Везде тяжелая артиллерия подтвердила, что она была, есть и будет богом войны и последним доводом королей.

Работы над САУ возобновились только после ухода Хрущева. Постановление Совета Министров от 4 июля 1967 года стало поистине историческим для развития отечественной артиллерии. Согласно ему начались полномасштабные работы по САУ «Акация», «Гвоздика», «Фиалка» и 240-мм самоходному миномету «Тюльпан».

Проектирование и изготовление опытных образцов артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы 2СЗ «Акация» проходило в Свердловске, в ОКБ-9 завода им. М.И.Калинина, а шасси - на заводе «Уралтрансмаш».

Артиллерийская часть САУ разрабатывалась на базе 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление) - 2АЗЗ.

Ствол гаубицы состоит из трубы-моноблока, двухкаморного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, вертикального клинового затвора с полуавтоматикой механического (ко-пирного) типа, гидравлического тормоза отката веретенного типа и пневматического накатника. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката составляет 510- 710 мм, а предельная - 740 мм.

Ручной подъемный механизм гаубицы оснащен одним сектором и уравновешивающим пневматическим механизмом толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни с помощью закладных цапф.

Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое, то есть в канал ствола сначала досылается снаряд, а затем гильза с метательным зарядом, как и у подавляющего большинства артсистем такой мощности и такого калибра. Но ГАУ (прежнее название ГРАУ) периодически охватывало желание заменить раздельногильзовое заряжание картузным, преимуществом которого является сравнительно небольшой выигрыш в стоимости выстрела. Однако введение его усложняет заряжание орудий, хранение боеприпасов и создает серьезные проблемы с обтюрацией пороховых газов. Так, в 1938-1940 годах крохоборы из ГАУ попытались ввести картузное заряжание в 152-мм гаубице-пушке МЛ-20, в гаубице Д-1 и других системах. Изготовили с десяток опытных систем, израсходовали большие средства и в результате от этой затеи отказались. В 1967 году «картузная болезнь» дала рецидив в ГРАУ. В ОКБ-9 для САУ «Гвоздика» и «Акация» были спроектированы гаубицы с картузным заряжанием 122-мм Д-16 и 152-мм Д-11 на базе штатных гаубиц Д-32 и Д-22. Опять же изготовили опытные образцы, но полигонные испытания их прошли неудачно. Началась длительная доработка. Результат был тем же, что и в 1940 году. В марте 1972 года работы по модернизированным Д-16М и Д-11М прекратили.

Первые два опытных образца 2СЗ были изготовлены в конце 1968 года. В ходе заводских испытаний, завершившихся в октябре 1969 года, была выявлена большая загазованность боевого отделения, особенно при стрельбе с малыми зарядами. По этой же причине оказались непринятыми и еще четыре образца, выпущенных летом 1969 года для полигонных испытаний.

В конце концов, с проблемой загазованности с грехом пополам справились, ив 1971 году САУ 2СЗ «Акация» была принята на вооружение. Серийное производство самоходок развернули в 1970 году на головном предприятии - УЗТМ. Первые три машины собрали в декабре. В 1971 году изготовили еще девять, из них шесть - в декабре. В 1973 году завод получил заказ уже на 70 САУ.

Шасси «Акации» разработано на базе пусковой установки ЗРК «Круг» (объект 123), которое в свою очередь создали на базе опытной самоходной установки СУ-100П (объект 105). Новое шасси получило индекс «объект 303». 2СЗ разделена на три отсека: управления, силовой и боевой. Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель.

Отсек силовой установки находится справа в носовой части. В нем помещен двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.

Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту - люк заряжающего. Снизу к башне крепится так называемая корзина, в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с корзиной посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства. Основную часть боевого отделения занимает гаубица, боеукпадки и рабочие места экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего - справа. Командир располагается сзади наводчика.

«Акация» обладает сравнительно небольшим удельным давлением на грунт, не превышающим 0,6 кг/см2, что соответствует давлению на грунт ноги человека. САУ может преодолевать подъемы и спуски крутизной до 30°, рвы шириной до 3 м и dthтикальные стенки высотой до 0,7 м, а также водные преграды глубиной до 1 м. Допустимый крен для машины - не более 25°.

Установка снабжена системой защиты от радиоактивного заражения, действующей автоматически при появлении потоков гамма-излучения, возникающего при ядерном взрыве.

Для защиты экипажа от оружия массового поражения корпус САУ обладает герметичностью, которая поддерживается как на марше, так и при стрельбе боекомплектом, помещенным внутри машины. Однако при стрельбе выстрелами, подаваемыми с грунта, о герметичности и речи нет. В САУ установлена автоматическая противопожарная система, включающаяся при повышении температуры в боевом или силовом отделениях.

Корпус и башня сварные из катаных броневых листов, которые защищают от бронебойной пули с дистанции 300 м. Имеется система герметизации обитаемых отделений и фильтровентиляционная установка.

Двигатель - 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-59. Трансмиссия механическая, двухпоточная. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Гусеница с резинометаллическим шарниром имеет ширину трака 490 мм.

Боекомплект первоначально состоял из 40 выстрелов, находившихся в двух боеукладках (в башне и в корпусе).

В 1975 году вместо двух механизированных боеукпадок ввели одну - барабанного типа на 12 выстрелов, что позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная САУ получила индекс 2СЗМ, а гаубица - 2АЗЗМ.

В боекомплект «Акации» вошли старые осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 (масса снаряда 43,56 кг, взрывчатого вещества - 5,86 кг) и новые осколочно-фугасные снаряды ОФ-25 (соответственно 43,56 кг и 6,88 кг). Для стрельбы ими предусмотрены полные заряды, а также шесть уменьшенных. Последние при небольшой дальности стрельбы позволяют посылать снаряд по более крутой траектории и поражать цели, скрытые препятствиями (холмами, многоэтажными домами и т.д.). Кроме того, с приближением к нормали угла встречи снаряда с горизонтальной целью (крышей дота, дома, танка и т.п.) резко возрастает эффективность действия снаряда. И наконец, чем меньше заряд, тем больше живучесть ствола гаубицы. Меняя заряд, можно изменить начальную скорость осколочно-фугасного снаряда от 651 м/с до 282 м/с, а дальность, соответственно, от 17 053 м до 6751 м.

Для борьбы с танками в боекомплект 2СЗ входит кумулятивный снаряд (бронепробиваемость которого не зависит от дальности стрельбы) БП-540. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6 массой 5,6 кг, начальная скорость снаряда 676 м/с, прицельная дальность 3000 м. По нормали он пробивает броню толщиной 250 мм, под углом 60° - 220 мм, под углом 30° - 120 мм.

В штатный боекомплект 2СЗМ обычно входит 42 осколочно-фугасных снаряда ОФ-540 и ОФ-25 и четыре кумулятивных - БП-540. Но «Акация» может стрелять и другими снарядами, например, осветительным парашютным С1, который освещает местность в течение 40 секунд; химическим 3X3, всеми 152-мм снарядами (с индексом 540) от гаубиц МЛ-20 и Д-20, а также снарядами (с индексом 530) 152-мм гаубицы Д-1. Кроме того, по сведениям западной печати, в 70-х годах 2СЗ была оснащена выстрелом с ядерным боеприпасом.

В 1987 году индекс самоходного орудия изменился еще раз на 2СМ1. Цифра 1 означает оснащение САУ аппаратурой приема командной информации и новым прицелом. САУ авиатранспортабельна, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки.

Производство «Акации» было прекращено приблизительно в 1993 году. Из ее тактико-технических данных видно, что она проектировалась как ответ на принятие на вооружение в 1962 году американских 155-мм гаубиц М109 и 203-мм М110. Конечно, не совсем корректно сравнивать 152-мм гаубицу с 203-мм, но, увы, у нас 203-мм самоходных гаубиц тогда и в помине не было.

По дальности огня «Акация» была сопоставима с М109 и превосходила М110, а действие нашего 152-мм снаряда ОФ-540 - с действием американского 155-мм. Другой вопрос, что в 60-х годах САУ проектировалась не только под осколочно-фугасные снаряды, их куда более грозным оружием были выстрелы с ядерными и химическими боевыми частями.

В 1963 году для 155-мм гаубиц М109 в США приняли на вооружение снаряд М-454 с ядерным боеприпасом W-48 мощностью 0,1 кт, длиной в 5,5 клб и массой 58 кг. Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляла 14 км, а минимальная - 2 км.

В 1964 году для 203-мм гаубицы М110 был принят на вооружение снаряд М-442 с ядерным боеприпасом W-33 мощностью 10 кт, длиной в 4,5 клб и массой 110 кг, а в 1981 году для М110А2 - снаряд М-753 с ядерным боеприпасом W-79 мощностью 2,2 кт, длиной 5,4 клб и массой 98 кг. В США изготовлены тысячи ядерных снарядов калибра 155 и 203 мм. У нас же на информацию о ядерных и химических боеприпасах всегда было наложено строжайшее табу. Подобно старухам, боявшимся произнести слово «черт» и называвшим его «нечистым», наши генералы даже в совсекретных документах именовали ядерные боеприпасы «спецбоеприпасами». По сведениям западной прессы, в СССР ядерными боеприпасами для артиллерийских орудий занялись лишь в 70-х годах. Что же касается химических снарядов 152-мм калибра, то их было буквально навалом аж с 1916 года. Так как гаубица Д-22 вела свой род от буксируемой гаубицы Д-29, а та - от гаубицы-пушки МЛ-20, а та в свою очередь - от 152-мм осадной пушки Шнейдера обр. 1910 года, то «Акация» может стрелять всеми химическими боеприпасами, созданными с 1916 года.

По мобильности и проходимости «Акация» близка к М109. В справочниках указывается, что М109 плавающая машина, а «Акация» - нет. На самом деле М109 скорее условно плавающая, так как удерживается на воде с помощью специального комплекта плавсредств, состоящего из шести надувных прорезиненных контейнеров и трех волноотражающих щитков. Движение на плаву осуществляется перемоткой гусениц. Гаубица может вести огонь с воды, но только с целью произведения шумового эффекта вследствие того, что горизонтальное наведение в этом случае не удается, а наведение поворотом корпуса на ходу приводит к потере меткости стрельбы.

В середине 70-х годов американская гаубица М109 была модернизирована и получила индекс М109А2. Аналогично в 1978 году принимается на вооружение модернизированная М110А2. Основной целью модернизации являлось улучшение баллистических данных гаубиц. В обеих системах удлинили ствол и увеличили заряд. Дальность стрельбы обычными 155-мм и 203-мм осколочно-фугасными снарядами стала существенно больше, чем у «Акации» (М109А2 - 22 км и М110А2 - 24 км). Кроме того, в боекомплект М109А2 и М110А2 вошли активно-реактивные снаряды. Масса модернизированных гаубиц несколько возросла, но, по мнению американских специалистов, это не слишком отразилось на проходимости и маневренности САУ.

«Акация» достаточно хорошо зарекомендовала себя в Афганистане, а также во всех конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР. Она состоит на вооружении нескольких стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. К настоящему времени «Акация» считается устаревшей САУ, в первую очередь это касается дальности стрельбы.

Самоходная артиллерийская установка 2СЗ «Акация»:

1 - 152-мм гаубица, 2 - прицел, 3 - башня, 4 - приборы наблюдения, 5 - прожектор, 6 - антенна радиостанции, 7 -колесо направляющее, 8 - каток поддерживающий, 9-каток опорный, 10 - звездочка ведущая, 11 - кронштейн крепления гаубицы по-походному, 12 - люк командира, 13 - люк механика-водителя, 14 - крышки моторно-трансмиссионного отсека, 15 - лючок для подачи боеприпасов с грунта, 16-люк заряжающего, 17 - пулемет ПКТ, 18-решетка выхлопного коллектора, 19 - корпус.

Сравнительные характеристики САУ 2С3М "Акация" с зарубежными аналогами

Индекс САУ

Калибр орудия, мм

Длина ствола, клб

Угол ВН, град.

Угол ГН, град.

Маса установки, т:

Боекомплект, выстр.

Штатная самоходная гаубица дивизионных артполков советской армии.

В начале 1960-х годов начало сказываться отставание СССР в самоходной дивизионной артиллерии. В ответ на разработку в США самоходной 155-мм гаубицы M109 в Советском Союзе запустили создание своего образца, призванного заменить в артполках мотострелковых и танковых дивизий буксируемые 152-мм гаубицы Д-1 , Д-20 и МЛ-20 .

Окончательное решение о создании было принято после того, как была получена надежная информация о включении в состав боекомплекта M109 ядерных снарядов. В условиях применения дивизионной артиллерией «спецбоеприпасов» насущной необходимостью стало резкое повышение мобильности огневых средств, способных быстро выйти из возможной зоны поражения при организации противником контрбатарейной борьбы.

Головным разработчиком самоходки был назначен завод «Уралтрансмаш», артиллерийскую часть разрабатывали на «Заводе № 9». Ее главным конструктором был Федор Петров, главным конструктором шасси — Георгий Ефимов.

Разработку запустили в 1967 году по результатам научно-исследовательской работы, выполненной в 1963−65 годах и определившей технический облик САУ. В конце 1968 года были изготовлены первые два опытных экземпляра самоходки, к октябрю 1969 года закончились заводские испытания. В 1971 году САУ под обозначением 2С3 «Акация» была принята на вооружение.

Управляемый снаряд «Краснополь». Фото: Максим Борисов/Защищать Россию

Артиллерийская часть самоходки — 152-мм гаубица 2А33 (Д-22) с длиной ствола в 28 калибров. В номенклатуру боеприпасов входили осколочно-фугасные, бетонобойные, шрапнельные и кассетные снаряды разных модификаций (в том числе активно-реактивные), а также управляемые снаряды семейств «Краснополь» и «Сантиметр». Кроме того, могли применяться дымовые, осветительные, химические снаряды и снаряды-постановщики помех. Предусматривался и вариант со «специальными» (ядерными) снарядами мощностью 1 кт.

С 1975 года в производство был запущен модернизированный вариант 2С3М, отличавшейся увеличенным боезапасом, измененной конфигурацией люков в кормовой части (для упрощения заряжания при подаче снарядов с грунта) и новой радиостанцией. В 1987 году ее сменила в серии модель 2С3М1 с новым прицельным комплексом, аппаратурой автоматизации целеуказания и заменой радиооборудования. В 2006 году была разработана версия 2С3М2 с автоматизированной системой управления огнем.

Существует также опытный вариант 2С3М3, в котором существенно усовершенствована артиллерийская часть, унифицированная по баллистике с гаубицей 2А64 ( « »), что позволило увеличить дальность действия.

Всего было выпущено около 4 тысяч единиц САУ, она эксплуатируется более чем в 20 странах мира. «Акация» в силу своей неприхотливости и мощности остается пока на вооружении сухопутных войск России, однако в последние 25 лет активно заменяется новыми гаубицами «Мста-С» .

ТТХ САУ (приведен базовый вариант 2С3):

  • Боевая масса: 27,5 тонны
  • Скорость по шоссе: до 60 км/ч
  • Скорость по пересеченной местности: до 25 км/ч
  • Запас хода по шоссе: 500 км
  • Максимальная дальность стрельбы:
    осколочно-фугасным снарядом: 17,4 км
    активно-реактивным снарядом: 20,5 км
    управляемым снарядом: 20 км
  • Возимый боезапас: 40 снарядов.

В 1947-53 годах началось проектирование первых отечественных самоходных гаубиц, однако в середине 50-х годов по настоянию Н.С. Хрущева, разработки перспективных образцов классической артиллерии, в том числе самоходной, прекратили, а высвободившиеся средства были направлены на разработки ракетного вооружения. В 50-60-е годы на вооружение Советской Армии не приняли ни одной САУ с орудием калибра свыше 100 мм.

Проектирование и создание артсистем нового поколения возобновились только после ухода Н.С. Хрущева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС . Постановление Совета Министров СССР №609-201 от 4 июля 1967 года стало поистине историческим для развития отечественной артиллерии. Согласно ему, с целью ликвидации отставания от зарубежной самоходной артиллерии, начались полномасштабные работы по 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика» и 2С2 «Фиалка» , 152-мм САУ 2С3 «Акация» и 240-мм самоходному миномету 2С4 «Тюльпан» .

Самоходная гаубица 2С3 «Акация» предназначалась для оснащения артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий - из них следовало уничтожать вражескую бронетанковую технику, позиции артиллерии и минометов, а также скопления живой силы неприятеля.

Проектирование и изготовление первых опытных образцов артиллерийской части «Акации» проходило в Свердловске, в ОКБ-9 завода им. М.И. Калинина («Уралмаш»), а шасси - на Уральском заводе транспортного машиностроения (УЗТМ, «Уралтрансмаш»).

Артиллерийская часть самоходки разрабатывалась на основе буксируемого орудия того же назначения - 152-мм пушки-гаубицы Д-20 конструкции И.Ф. Ефимова . Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы были взяты у неё без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ - 2А33 .

Шасси «Объект 303» было разработано на базе удачной ходовой части ПУ ЗРК 2K11 «Круг» (вариант шасси опытной САУ СУ-100П («Объект 105») , разработанной в первые послевоенные годы).

Два первых опытных образца 2С3 были изготовлены в конце 1968 года . В ходе заводских испытаний, завершившихся в октябре 1969 года, была выявлена большая загазованность боевого отделения, особенно при длительной стрельбе с малыми зарядами. По этой же причине оказались не принятыми и еще четыре образца, выпущенных летом 1969 года для полигонных испытаний. Для решения проблемы предлагалось заменить раздельно-гильзовое заряжание картузным и внедрить полуавтоматический поршневой затвор с пластическим обтюратором. Впрочем, особых преимуществ это новшество не обещало, хотя его и сочли нужным использовать при проектировании новых 152-мм самоходных пушек. В конце концов, задача с загазованностью была решена путём доработки системы вентиляции.

Гусеничное шасси «Объект 303» после испытаний опытных установок на Научно-исследовательском полигоне ГБТУ , напротив, получило высокую оценку у военных заказчиков и сотрудников ВНИИ транспортного машиностроения. Это шасси рассматривалось как база для новых образцов самоходной артиллерии и ПУ ракет весом до 30 т. (В процессе эксплуатации ходовая часть 2С3 также показала чрезвычайно высокую надежность.)

В 1970 году на Государственных испытаниях 2С3 показала превосходные результаты, к концу года на УЗТМ были собраны первые три серийные машины. На крупных войсковых учениях 1971 года в преимуществах новых САУ лично убедился министр обороны А.А. Гречко. В том же году 2С3 «Акация» была принята на вооружение, а на УЗТМ изготовили еще девять машин, из них шесть - в декабре месяце. В 1973 году завод получил заказ уже на 70 САУ .

Корпус и башня сварены из листов катаной броневой стали, которые обеспечивают защиту от поражения бронебойной пулей с дистанции 300 м, а также от осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

САУ 2С3 разделена на три отсека: управления, силовой и боевой. Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нём размещается механик-водитель. Силовой отсек находится справа в носовой части. В нем размещаются двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.

Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту - люк заряжающего. Над люком командира смонтирован 7,62-мм пулемет ПКТ для борьбы с воздушными целями. Снизу к башне крепится подбашенная коробка («корзина»), в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с «корзиной» посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства. Основную часть боевого отделения занимает гаубица, боеукладки и рабочие места экипажа. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего - справа. Командир располагается сзади наводчика.

Основное вооружение «Акации» - 152-мм гаубица Д-22. Ее ствол состоит из трубы-моноблока, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника, вертикального клинового затвора с полуавтоматикой механического (копирного) типа, гидравлического тормоза отката веретенного типа с компенсатором жидкости и пневматического накатника с клапаном дополнительного торможения. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны с казенником и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката составляет 510-710 мм, а предельная - 740 мм. Наведение гаубицы в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне от -4° до +60°. Ручной подъемный механизм секторного типа гаубицы оснащен уравновешивающим пневматическим механизмом толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни с помощью закладных цапф. В походном положении для исключения поломок механизма наведения ствол гаубицы стопорится на специальном кронштейне. Орудие может вести огонь как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой.

Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое, то есть в канал ствола сначала досылается снаряд, а затем гильза с метательным зарядом, как и у подавляющего большинства артсистем такой мощности и такого калибра. Боекомплект состоит из 40 выстрелов, которые находятся в двух боеукладках (в башне и в корпусе). В кормовом листе корпуса машины имеется специальный люк для загрузки снарядов.

В боекомплект «Акации» вошли старые ОФС ОФ-540 и новые ОФС ОФ-25. Для стрельбы ими предусмотрены полные заряды, а также шесть уменьшенных. Меняя заряд, можно изменить начальную скорость и дальность ОФС . Для борьбы с танками в боекомплект 2С3 входит КС БП-540, бронепробиваемость которого не зависит от дальности стрельбы. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6. Кроме того, САУ может стрелять и другими снарядами: Бр-540Б (тупоголовый с баллистическим наконечником) и Бр-540 (остроголовым); осветительным парашютным С1, который освещает местность в течение 40 секунд; химическим 3Х3; всеми 152-мм снарядами (с индексом 540) от буксируемых гаубиц-пушек МП-20 и Д-20 ; 152-мм снарядами (с индексом 530) от гаубицы Д-1 , в том числе бетонобойными Г-545. В 1970 году для «Акации» была начата разработка специального выстрела 3БВ3 с дальностью стрельбы 17400 м. Кроме того, в 70-х годах в боекомплект 2С3 был введен выстрел с ядерным боеприпасом мощностью 2 кТ.

Тип снаряда
Характеристики ОФ-540 ОФ-25 БП-540 Бр-540* Бр-540Б*
Масса снаряда, кг 43,56 27,4 н/д
Масса ВВ /заряда, кг 5,86 6,88 5,6 н/д
Начальная скорость, м/с 282..651 676 н/д
Максимальная дальность стрельбы, м 6751..17053 н/д н/д
Бронепробиваемость, мм/
расстояние, м/угол встречи, град
- 250/3000/90
220/3000/60
120/3000/30
115/1000/90
95/1000/60
120/1000/90
100/1000/60
н/д - нет данных
* не входит в штатный боекомплект

В качестве силовой установки на машине установлен дизель В-59 с принудительным впрыском топлива и возможностью работы на форсаже. Трансмиссия - механическая, двухпоточная, коробку перемены передач выполнили в блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеску применили независимую, торсионную, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят шесть двойных обрезиненных опорных катков (промежутки между первым и вторым, вторым и третьим катками разные и намного большие, чем между остальными катками), четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Ширина гусеницы с РМШ равна 490 мм.

Самоходная гаубица 2С3 оснащена фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, включающейся при повышении температуры в боевом или силовом отделениях, и системой герметизации обитаемых отделений для защиты экипажа о поражающих факторов химического, бактериологического и ядерного оружия. В последнем случае она срабатывает автоматически при появлении потоков гамма-излучения возникающего при ядерном взрыве. При необходимости герметичность «Акации» поддерживается как на марше так и при стрельбе боекомплектом находящимся внутри машины.

«Акация» создавалась авиатранспортабельной - ВТС Ан-22 мог принять на борт две такие машины.

Производство САУ 2С3 «Акация» прекращено в 1993 году . Машины этого типа состояли/состоят на вооружении сухопутных войск России, Венгрии, Ирака, Ливии и Сирии.