Сплав по рекам категории сложности. Лучшие реки для сплавов на катамаранах в россии. Класс V: только для спецов

Ответ прост – его суть в борьбе, причём не только в преодолении водных препятствий и борьба со стихией, но и победа над самим собой. И те, кто почувствовал этот азарт, экстрим - тот уже не сможет забыть ощущения выхода за рамки своих возможностей. Никто не остаётся после сплава прежним.

Чем хорош рафтинг

Рафтинг по реке хорош тем, что подходит не только опытным туристам-водникам, . Он активно развивается, становясь всё более и более популярным как среди экстремалов, так как требует от них высокой координации действий, выносливости, немалого уровня физической выносливости и, главное, быстро принимать верные решения во время сплава по реке, но и среди простых отдыхающих, решивших проверить, на что они способны.

Помощниками в рафтинге выступают лишь экипировка и опыт инструктора, который по совместительству часто является ещё и капитаном команды. Это экстремальное и тяжёлое занятие, но все преодолённые трудности доставляют массу позитива и удовольствия, которое приносит не только сам процесс, но и места, где он проходит - ведь вид первозданной, не тронутой человеком природы мало кого может оставить равнодушным.

В кругу профессионалов различают два смежных понятия:

  1. Рафтинг - это спуск по водам именно горной реки, который может длиться, в зависимости от маршрута, от пары часов до одного дня.
  2. Сплав - спуск по равнинной реке, намного менее экстремальный и сложный. Он может проходить несколько дней подряд.

Для рафтинга не так важен возраст участников. Более важна сила рук, выносливость и умение работать в команде, а также - сила духа участника спуска.

Категории рафтинга

В зависимости от того, где течёт река, в горах или на равнинах, разнится степень сложности для рафтеров. Их всего шесть, и рассчитаны они на людей разного уровня подготовки:

  1. Первая, самая лёгкая категория не представляет собой абсолютно ничего сложного. Сплав проходит по тихим участкам рек, с медленным течением и переходами шиверного типа. На всём маршруте опасность могут представлять разве что выступающие из воды камни и мель.
  2. Ко второй категории относят спуски умеренной сложности, которые включают в себя более сложные препятствия: бочки (участки с обратным течением), сложные шиверы, возможны небольшие сливы.
  3. Третья категория - это уже тяжёлые маршруты, на которых множество выступающих из воды камней, беспорядочные валы, перепады высот и крутые пороги потребуют от участников недюжинной . Без опытного инструктора такие спуски смогут пройти лишь имеющие опыт спортсмены.
  4. Четвёртая категория явно не для новичков. К ней допускаются довольно опытные рафтеры, так как спуски изобилуют непредсказуемыми препятствиями, мощными течениями и сложнейшими порогами. Без подготовки, предварительного осмотра и планирования на такие маршруты становиться нельзя. Но даже в случае выбора наиболее безопасного маршрута от участников потребуются профессиональные навыки маневрирования и обхода всевозможных препятствий.
  5. Пятая категория рассчитана не просто на опытных рафтеров - она для профессионалов. К таким спускам никогда не приступают без предварительного осмотра маршрута, потому как они включают в себя сложнейшие бочки, узкие проходы между скал, сливы по небольшим водопадам, отвесные каньоны и иногда не имеют даже одного участка со спокойной водой, где можно было бы перевести дух.
  6. Самая сложная, шестая категория рафтинга обуславливается наличием бурных порогов верхней проходимости, а сама возможность сплава зависит от уровня воды. Эта категория предельно экстремальная, она только для опытнейших рафтеров, которые любят рисковать - ведь даже самая маленькая ошибка тут может стоить жизни. Многие из таких маршрутов до сих пор остаются не пройденными.

Виды рафтинга

Рафтинг имеет любительскую, спортивную и профессиональную ветви. Виды рафтинга следующие:

  1. Туристический рафтинг. Подразумевает собой спуски по спокойным рекам, не выше второй категории, где специальная подготовка не требуется. Является наиболее распространённым видом рафтинга, который доступен любому начинающему туристу. На каждом судне, вмещающем от четырёх до двенадцати человек, есть опытный инструктор, отдающий несложные команды, которые участники должны выполнять максимально точно. Длительность таких заплывов обычно не превышает нескольких часов.
  2. Походный рафтинг представляет собой нечто среднее между спортивной и туристической ветвью. В таком виде сплавов походы могут длиться не один день, прерываясь лишь на сон и краткий отдых, и потому подход к выбору экипировки более жёсткий, чем в туристическом.
  3. Спортивный рафтинг. Как и любой вид спорта, он состоит из системы различных состязаний во всевозможных категориях сложности. Программа соревнований может включать в себя слалом, спринт, марафон (затяжные спуски на 14-фунтовых рафтах), гонки на каяках. Это молодой, но очень бурно развивающийся спорт, где спортсмены, как и в других дисциплинах, проходят ежедневные тренировки, готовятся к чемпионатам.
  4. Отдельными ветками рафтинга являются научные экспедиции в отдалённые и труднодоступные уголки нашей планеты и спасательные операции на рафтах.

Также существует сезонная классификация - это летний и зимний рафтинг.

Сплав по реке всегда предполагает преодоление препятствий. Типы всех этих препятствий классифицированы и описаны, но из-за наличия множества специальных терминов часто бывает сложно понять, что же на самом деле они из себя представляют.

В этой статье простым языком описываются категории сложности водных препятствий и даётся представление о том, чего ожидать при неудачном их преодолении.

Категория 1

К таким препятствиям относятся:

  • стремнины (участки с быстрым течением);
  • небольшие валы;
  • перекаты (мелководные участки).

Препятствия первой категории могут преодолевать туристы без опыта. Если при их преодолении оказаться за бортом, до берега будет легко доплыть. Снаряжение обычно в такой ситуации не страдает, лодку же может немного поцарапать.

Категория 2

Сравнительно простые препятствия. Проходить препятствия этой категории можно без разведки – линия движения видна с воды, скорость течения и уклон небольшие.

Если вы выпали из лодки, быстрее собирайте вещи и выбирайтесь на берег. Вёсла и какие-то вещи при этом могут потеряться, искать их придётся ниже по течению. Лодка может получить повреждения от подводных камней.

Категория 3

Препятствия данной категории считаются сложными. Завалы, препятствующие движению, камни, мелководные участки с быстрым течением (шиверы) – всё это бывает трудно обойти без потерь. Если вы оказались за бортом, с некоторыми личными вещами, возможно, придётся навсегда распрощаться – их унесёт поток.

На лодке после неудачного прохождения таких препятствий можно обнаружить вмятины.

Категория 4

Линия движения не видна с воды, поэтому перед прохождением препятствия желательно проводить разведку. Для препятствий этой категории характерно наличие бочек (пенных ям с хаотичным движением воды), валов и камней, но после них следует протяжённый спокойный участок. Для преодоления препятствий 4 категории желательно использовать страховку, а ещё безопаснее будет обойти их по берегу.

Оказавшись за бортом, выбраться на сушу бывает довольно сложно, а иногда лучше вообще не пытаться этого делать. Вещи смывает течением, и даже лодка может оказаться застрявшей в центре порога.

Категория 5

Такие препятствия считаются трудными: они могут представлять собой крупные бочки и валы или трудные для прохождения шиверу или порог, при этом препятствия следуют друг за другом. Проводить разведку и использовать страховку обязательно.

При неудачном прохождении большая часть снаряжения безвозвратно утрачивается, лодка будет требовать ремонта, а оказавшийся за бортом человек может получить серьёзные травмы, такие как переломы, переохлаждение или сотрясение мозга.

Категория 6

Очень сложное и опасное препятствие. Представляет собой набор препятствий, переходящих одно в другое, при этом использование страховки затруднительно или невозможно. Препятствия этой категории рискуют проходить немногие.

Первая категория, третья, пятая категории препятствий - что мы знаем о них? Есть международная классификация, есть русская - но и та и другая написана сухим языком технологических подробностей. А что на самом деле происходит на том или ином уровне? Что чувствует себя человек, выпавший за борт на участке второй или четвертой категории сложности? Что можно ожидать в том или другом случае?

На все эти вопросы вы получите ответы из нашей небольшой статьи, которую можно было бы озаглавить «в спасжилете по порогам».

Класс I: почти отдых

Что такое препятствие первой категории? Это быстро текущая вода со стремнинами и небольшими валами. Вряд ли вы выпадете из лодки на этом участке, но если такое все же произошло - берег легко достижим. Некоторые экстремалы считают такой заплыв даже приятным отдыхом от гребли. Практически все снаряжение остается в целости и сохранности. Правда, лодку может немного поцарапать.

Класс II: для любителей

Здесь вы встретите прямолинейные пороги с широкими, чистыми проходами, очевидными без разведки. Оказавшись за бортом, отдыхать не придется - активно собираем вещи и следим, чтобы не напороться на скользкие камни и колючий кустарник при выходе на берег. Весла, если были потеряны, придется искать далеко внизу по течению. Что-то может оказаться безвозвратно утраченным - как правило, это мелкие предметы. От ударов о подводные камни на лодке могут появиться вмятины и глубокие царапины.

Класс III: будь всегда готов!

Пороги третьей степени даже при желании бывает уже сложно обойти. Вас ожидают нерегулярные валы, вспененная вода. Здесь упасть за борт - легкое дело, и надо быть готовым к последствиям. Ноги будут периодически больно царапаться об острые подводные камни. Некоторые вещи придется добровольно отдать потоку. Трудное решение держаться за лодку может привести к неприятным моментам, когда пловец обнаруживает себя ниже по течению от судна. Весло вполне может оказаться в небольшой бочке значительно выше по течению. Все личное снаряжение уплывает от вас в разные стороны. Те, кто оказался на берегу раньше вас, дают ценные советы. На лодке реально обнаружить вмятины.

Класс IV: экстрим начинается

Четвертая категория чаще всего встречается в холодных горных реках, и чтобы не замерзнуть заранее позаботьтесь о гидрокостюме. Напряженные, мощные, но предсказуемые пороги требуют точного маневрирования при плавании в турбулентном потоке. И здесь лучше перестраховаться и либо обойти опасный участок по берегу, либо в точности соблюдать все инструкции и быть готовым ко всему. Очень страшно упасть в мощные сливы, а выбраться на сушу бывает весьма затруднительно и в некоторых случаях вовсе не рекомендуется. Про весло можно забыть совсем. Давлением воды смывает гермоупаковку со всеми ценными вещами - потом их находишь только при большом везении. И сама лодка может запросто застрять в центре порога. Даже за спасконец, который бросают более счастливые товарищи, не так-то просто ухватиться. В общем, плавать по такой воде - удовольствие не для слабонервных, и избежать его намного проще, чем преодолеть.

Класс V: только для спецов

Прохождение препятствия пятой категории без сплавсредства - это даже не для экспертов, а для героев. Вода, как правило, имеет температуру около 5 градусов Цельсия и, сами понимаете, долго находиться в ней без серьезного вреда здоровью не получится. Слово плыть - здесь более чем не уместно, потому что от вас тут почти ничего не зависит. Можно застрять в бочке, и даже попытки свернуть быстрее на берег не удаются, так как пороги данного класса имеют протяженность километр или более. Давлением воды с вас, как правило, смывает все, что можно смыть, за первые несколько секунд (обувь, перчатки, солнцезащитные очки и т.п.). Про то, что было в лодке и говорить нечего: большая часть снаряжения безвозвратно утрачивается за несколько минут, а то и вовсе - секунд. Если лодку удается спасти, она, как правило, требует трехдневного ремонта. Без травм вы на сушу не выберетесь, - переломы, переохлаждение и сотрясения мозга вам почти гарантированы. В общем, умный в порог пятой категории не пойдет, умный его обойдет!

Класс VI: не для пловцов

В любой сфере деятельности имеется своя степень профессионализма. Каждый участник сплава по реке должен учитывать собственные силы и возможности, а потому следует ознакомиться с имеющимися уровнями сложности (классификацией) порогов.

Конечно же, можно брать в расчет международную классификацию, но она представлена в виде сухого технологического языка. На практике, обычно, учитывают расход воды в пороге, характер и плотность препятствий.

1-я категория

Препятствия первой категории характеризуются быстротекущей водой с небольшими валами. Все препятствия легко проходятся. Практически невозможно выпасть из лодки, но если это и произойдет, то берег близко. В этом случае все снаряжение остается в сохранности. Первый класс препятствий соответствует отдыху на воде. При сплаве на рафте, катамаране или байдарке – почти никаких экстремальных ощущений (Южный Буг в Винницкой области при низком уровне воды).

2-я категория

Вторая категория создана для любителей. В этом случае можно преодолеть прямолинейные пороги с чистыми и широкими проходами между камнями. Удастся повстречать «сливы» и «бочки». Неподготовленные участники могут сплавляться на надувных байдарках, сплав на которых может быть очень интересным (до первого переворота). Рафтинг на рафтах проходит более спокойно (Южный Буг, Черный Черемош при низком уровне воды).

3-я категория

Преобладают беспорядочные и высокие валы. Могут встречаться многочисленные камни, небольшие суводи (спокойный участок воды на пороге). Средний уровень сложности. Сплав на надувной байдарке для новичков достаточно сложен, но интересен, перевороты неизбежны. Рафтинг на рафте приносит море удовольствия, перевороты, практически, невозможны ( и реки Карпат ( при высоком уровне воды; реки Грузии, Северного Кавказа, Норвегии).


К четвертой категории относится экстрим. Нужно быть готовым к мощным и напряженным порогам, требующим точной маневренности при их прохождении; поток отличается мощностью и может быть непредсказуемым. Сплав на надувных байдарках очень сложен, даже для продвинутых участников. Рафт внушает доверие надежностью, выступает во всей своей красе, но необходимо уметь правильно управлять им. Иногда случаются перевороты (Прут при высоком уровне воды, Кавказа, Кольского полуострова, Норвегии).

5-я категория

Пятая категория включает в себя прохождение водный препятствий, прохождение которых может нанести серьезный вред здоровью. В этом случае важна не только маневренность, но еще и предварительная разведка препятствий, поскольку некоторые участки реки могут представлять опасность. Пороги включают в себя сложные бочки, прижимы, водопадные сливы. Сплав на рафтах и катамаранах возможен при наличии большого сплавного опыта (реки Грузии, Кавказа, ).

6-я категория

Шестая категория считается предельно сложной. Степень риска огромна! Эта категория препятствий под силу для прохождения только профессиональным спортсменам. Чаще всего такие препятствия остаются непокоренными (реки Грузии, Кавказа, Норвегии, Кольского полуострова при высоком уровне воды).

Обычно реке и ее отдельным участкам присваивается определенная категория, что помогает более точно определить категорию сложности (к.с.). Например, река 4 к.с. с элементами 6 к.с.

Рафтинг в России начал бурно развиваться после того, как была проведена рекламная кампания от Camel. Тогда идею данного вида спорта подхватили и стали включать в туристские соревнования. У большинства команд не было своих рафтов, поэтому их приходилось арендовать непосредственно на соревнованиях.

Как вид спорта внесён во Всероссийский реестр видов спорта в 2003 году (номер-код 1740001411Я).

Коммерческий сплав. Сзади сидит инструктор

Рафтинг принципиально отличается от других видов водного туризма как видом судна, на котором производится сплав, так и идеологией. Рафтинг является коммерческим видом сплава, т.е для участия в сплаве не требуется никакого предыдущего опыта. Достаточно оплатить тур, и вы в группе. Соответственно реки для рафтинга должны быть легко доступны, т.е к ним проложены дороги на старт и финиш маршрута.

Примеры классических маршрутов:

  • Мелен 3-4 к.с. - Турция;
  • Бхоте-Кости 4-5 к.с. - Непал ;
  • Марсианди 4-5 к.с. - Непал;

Для рафтинга подходят реки с обилием порогов , шивер , перекатов и водопадов . Такие реки обычно находятся в горных районах или на очень рельефной местности. Как следствие, подобные районы слабо или вообще не заселены.

Маршруты для рафтинга классифицируются по шестибалльной шкале (1-6) категорий трудности. Допускаются уточнения: например 3+ к. с. или 5- к. с. Сами препятствия так же характеризуются по семибальной шкале (0-6) категорий сложности. Аналогично маршрутам, здесь тоже допускаются уточнения: например препятствие 5++ к. с. или 4- к. с.

Рафтинг достаточно опасное увлечение, особенно, когда речь идёт о маршрутах 3-ей и выше категории трудности. Основные опасности представляют собой:

  • преодоление мощных порогов и водопадов ;
  • попадания сплавляющегося в «бочки» и завалы , подводные карманы;
  • получение травм, переохлаждение ;
  • удалённость от цивилизации и, как правило, отсутствие связи со спасательными службами ;

Самым популярным местом рафтинга в России является Алтай:

  • Катунь (1-4 категория сложности)
  • Чуя (5 категория сложности)
  • Аргут (6 категория сложности)
  • Башкаус (5-6 категория сложности)

История развития рафтинга

Сплав по рекам – занятие, известное человеку с незапамятных времен. Имеются свидетельства того, что сотни веков до нашей эры древние народы путешествовали по рекам на каноэ. С ходом развития цивилизации по рекам сплавляли лес, на различных плавательных средствах переправлялись по горным водам золотоискатели и геологи.

В экстремальном сплаве по горным рекам наиболее заметный след оставил англичанин М. Джонс, который положил начало современным представлениям о сплаве на каяке. Им были организованы первопроходы на каяках по Голубому Нилу в Африке, реке Ориноко в Южной Америке и реке Дудх-Коси в Непале. Среди советских и российских спортсменов, сделавших немало для развития движения экстремального сплава, – плотовики В. Брежнев, В. Мустафин, В. Говор, М. Колчевников, А. Краснов, Г. Леонтьев. С их именами связано большинство первопрохождений по самым сложным рекам на территории бывшего СССР. Катамаранщики С. Кириллов, А. Волков, С. Лагода, С. Черник – признанные эксперты в области первопроходов на катамаранах по водоемам с самыми сложными и опасными препятствиями .

Сами рафты, появились во время войны во Вьетнаме, где эти плавательные средства использовались для доставки грузов по водным артериям на базы американской армии.

В СССР впервые рафты увидели на Алтае во время проведения международных соревнований «Чуя-Ралли» в 1989 году. Этот представительный форум, созвавший 350 водников со всех обитаемых континентов и полторы тысячи зрителей, стал этапом зарождения российского рафтинга. В стартах приняли участие 144 экипажа судов разного класса из 14 стран мира. Экипажи из Замбии, Непала, Коста-Рики, Венесуэлы, Австрии, Новой Зеландии, США и других стран на соревнованиях выступили весьма успешно; «бронза» досталась Великобритании, «серебро» у спортсменов из Новой Зеландии, медаль высшей пробы – «золотая» у спортсменов СССР.

Удивительную особенность заметил тогда главный судья соревнований М. Ю. Колчевников, что превосходство зарубежных коллег в производстве снаряжения для сплава заключается не в идеях, а в технологии. Эти технологии позволили рафтам стать самым популярным средством сплава в мире. К середине ХХ века сплав по горным рекам стал обособляться в отдельный вид спортивного мастерства. Стали проводиться различные «водные» фестивали, в которых участники соревновались за звание лучших. К началу 90-х годов развитие международного рафт-движения стало требовать унификации правил проведения соревнований. В 1997 г. была образована Международная Федерация рафтинга (IFR), а через год – в 1998 году была создана Российская Федерация рафтинга (РФР) под руководством Алексея Викторовича Румянцева. РФР является членом Европейской ассоциации рафтинга и Международной Федерации рафтинга.

В Международной ассоциации рафтинга состоят 28 стран (ЮАР, Чили, Канада, Чехия, Норвегия, США, Аргентина, Перу, Мексика, Боливия, Австрия, Словения, Германия, Россия и др.).

Чемпионаты мира и Европы по рафтингу проходят один раз в два года.

В марте 2000 года прошел Чемпионат мира по рафтингу, проходил он в Чили на реке Футалеуфу. Россию в Чили представляла питерская команда «Нева-Тур». На соревнования приехали 14 мужских команд и 6 женских. Это были сильнейшие сборные. И тем не менее наши выиграли (капитан команды Сергей Петров (39 лет), Владимир Быкадаров (34), Илья Королев (29), Александр Левицкий (20), Дмитрий Карбутов (29) и Дмитрий Еремин (28)). По сумме всех видов программ наша команда набрала 840 очков из 1000, у немцев, которые стали вторыми – 588 очков, третье место заняла команда из Словакии, четвертое место за чехами.

В этом же году на Алтае состоялся фестиваль бурной воды Camel Ak Talai Margan ("Вызов Бурной Воды"), где приняли участие 15 команд из 11 городов России. В рамках фестиваля был проведен не имеющий аналогов в мире 70-километровый марафон на рафтах по р. Катунь. Для освещения соревнований на Алтай прибыли восемнадцать столичных журналистов, представлявших ОРТ, НТВ, Ren-TV, ТВ-6 и др.

В 2001 году команда Горно-Алтайского Государственного университета участвовала в чемпионате Camel White Water Challenge в Замбии на реке Замбези, где заняла лишь 14 место из 16 мужских команд, а команда «Нева-Тур» в 1997 году заняла на Замбези – 4 место среди 21 команды.

В 2003 году "Алтай-Рафт" выигрывает национальный отбор, который проводится на р. Чуя, респ. Алтай и представляет Россию на Чемпионате мира в Чехии на канале Липно, где занимает 6 место из-за серии ошибок. Средний возраст команды составлял менее 20 лет, и было понятно, что при грамотной работе тренерского штаба они возглавят все же пьедестал почета, что и случилось сначала на "Кубке Амазонки" по рафтингу в 2004 году, а затем и на реке Кихос в Эквадоре на Чемпионате мира в 2005 году.

На Чемпионате мира в 2005 году – в первом виде программы, параллельном спринте, наши остались только третьими, уступили чехам и канадцам. Однако этот результат нельзя было считать плохим; уровень лучших рафтеров за последние годы неимоверно вырос. Это подтверждается тем, что в квалификации параллельного спринта семь команд финишировали в одной секунде.

В слаломе наша команда стала первой, в очень сложном поединки обыграв чехов и словаков.

В длинной гонке, где разыгрывается больше очков, команда «Алтай - Рафт» заняла третье место, и для итоговой победы этого оказалось достаточно. А на Кубке мира по рафтингу, который проходил в Китае – команда из Горно-Алтайского государственного университета стала сильнейшей в экипажах четырехместных рафтов.

В 2006 году проходил Чемпионат Европы. Проходил он на р. Белая, респ. Адыгея. Соревнования проходили в трех дисциплинах: слалом, длинная гонка и параллельный спринт. На счету российских спортсменов две награды, причем обе у мужчин. По сумме трех дисциплин команда «Алтай-Рафт» заняла первое место, а спортсмены Горно-Алтайского государственного университета (ГАГУ) завоевали «бронзу».

На Чемпионате Европы в 2006 году женские команды из России заявили о себе, как о сильном сопернике. Россию здесь представляли две женские команды, из г. Красноярск и г. Санкт-Петербург. Призовых мест команды не заняли, но команда «Красноярск» в общем зачете заняла пятое место, до этого российские женские команды занимали места лишь во втором десятке.

Одержав победу на «Кубке Амазонки» в 2004 г., в Чемпионате мира 2005 г. и на Чемпионате Европы 2006 г. алтайская команда «Алтай-Рафт» первыми в истории российского рафтинга получили звание мастера спорта международного класса (МСМК), следующие спортсмены: Калинин Михаил, Шипулин Константин, Долгов Александр, Майманов Макар, Нечаев Сергей и капитан команды Меновщиков Леонид.

13-18 мая 2008 года в Австрии проходил чемпионат Европы по рафтингу. В соревнованиях участвовали команды из 22 стран, спортсмены участвовали в классах рафт-4 и рафт-6 на дистанциях: квалификация, параллельный спринт, слалом, длинная гонка. На соревнованиях было заявлено 25 команд в классе рафт-6М, 20 команд в классе рафт-4М, 22 команды в классе рафт-6Ж и 16 команд – рафт-4Ж. Среди мужских экипажей рафт-4 и рафт-6 первые места заняли российские команды («Алтай-рафт» и «ГАГУ»); российские женские команды призовых мест не заняли; женская российская команда «БЗКО» в классе рафт-4 заняла в общем итоге лишь 14 место, а в экипажах рафт-6Ж команда из г. Новосибирск заняла 20 место; команда «Красноярск» в итоге заняла 8 место - впервые подняв российский женский рафтинг в первую половину турнирной таблицы.

Рафтинг как спорт

Рафтинг – это сплав по горным рекам с прохождением естественных и искусственных препятствий на время.

Слово «рафтинг» происходит от английского слова «рафт », что в переводе означает «плот». Рафтинг – командный вид спорта и каждый участник во время сплава выполняет определенные функции, а экипаж в целом выполняет указания лидера-капитана.

Соревнования по рафтингу состоят из четырех дисциплин: Квалификационный заезд (по международным правилам - Спринт), Параллельный спринт, Слалом, Длинная гонка. Максимальное количество очков за победу в каждом виде: 100, 200, 300 и 400 соответственно. Команда, набравшая максимальное количество очков в сумме, - становится победителем в общем зачете - Многоборье.

Занятое место 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Процент очков 100% 95% 90% 85% 80% 75% 70% 65% 60% 55% 50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5%

Ежегодно в России проводятся такие соревнования как: Ак Талай Маргаан, Чуя-ралли, Чемпионат России и Кубок России, куда съезжаются сильнейшие спортсмены страны. Соревнования проводятся в двух классах: Рафт-6 и Рафт-4 (с делением на мужские и женские команды).

Каждые два года проводится чемпионат Мира по рафтингу. До 2008 года в соревнованиях участвовали только экипажи состоящие из шести человек, но начиная с Чемпионата Европы проводятся также соревнования между экипажами из четырёх человек. Первыми чемпионами на рафтах-четвёрках стали россияне.

Методика рафтинга

В рафтинге существует 4 команды, за счет которых перемещается рафт.

  • Ход - вперед.
  • Малый ход
  • Табань - назад.
  • Зацеп - гребок веслами перпендикулярно оси рафта, при котором рафт смещается параллельно своему прежнему местонахождению.

Результаты международных соревнований

Чемпионаты Мира

Год Страна проведения Класс Команда Квалификация Параллельный спринт Слалом Длинная гонка Многоборье
2011 Коста-Рика R-6М Алтай-рафт 13 28 14 12 14
2011 Коста-Рика R-6Ж Красноярск 8 4 4 7 6
2010 Нидерланды R-4М ГАГУ 1 4 6 8 5
2010 Нидерланды R-4Ж Красноярск 7 2 7 9 8
2009 Босния и Герцеговина R-6М Алтай-рафт 15 3 11 3 4
2009 Босния и Герцеговина R-6Ж Красноярск 4 4 6 8 7
2007 Корея R-6М Алтай-рафт х 9 3 2 4
2007 Корея R-6Ж БЗКО х 11 13 12 12
2005 Эквадор R-6М Алтай-рафт х 3 1 3 1
2005 Эквадор R-6Ж БЗКО х 13 10 13 12
2003 Чехия R-6М Алтай-рафт х 11 5 4 6
2003 Чехия R-6Ж Женская команда х 10 9 9 9
2001 США R-6М Нева-тур х 7 2 5 4
2000 Чили R-6М Нева-тур 2 1 3 1 1
1999 Южная Африка R-6М Нева-тур 1 5 4 2 2
1998 Коста-Рика R-6М Мужская команда х 7 8 7 7

Первенства Мира